как в средние века справлялись с месячными, обходились без прокладок. Месячные в древней руси
как в средние века справлялись с месячными, обходились без прокладок
Менструальная гигиена имеет свою историю.
Существовали самые разные способы гигиены. Самым распространенным способом борьбы с месячными долгое время являлась секлюзия. В период месячных женщину изолировали от общества. В африканских племенах женщины в этот период должны были жить в определенных хижинах. Это делали для того, чтобы обезопасить женщин от насмешек. Терялся привлекательный вид, так как одежда не способна была скрыть состояние женщины.
Спустя время стали появляться средства гигиены, отпала необходимость в изоляции женщин.Появившиеся гигиенические средства должны были иметь способность впитывать выделения, скрывая от всех окружающих, в каком состоянии находится женщина.
Первые средства гигиены
Тампоны стали применять обеспеченные дамы ещё в Древнем Египте, в Византии. Для этих целей они использовали папирус. Так как папирус был дорогостоящим, применять его могли не все. Эти тампоны были совсем неудобными, так как папирус достаточно жесткий материал.
Женщины победнее использовали в качестве прокладок обычную полотняную ткань, которую приходилось неоднократно стирать. Поэтому критические дни были сложным периодом для представительниц прекрасного пола. Приходилось использовать по 20 кусков ткани, постоянно меняя и стирая их. Мужчины, видя развешенные на балконах, заборах тряпки, знали о состоянии женщин и не посещали их в это время.
Для прокладок стали применять ткань и в Древнем Риме. Некоторые женщины скатывали шарики из шерсти, используя их, как тампоны. Однако, более популярными были прокладки из разных видов материи: фетра, полотна, холста. В Азии женщины использовали бумажные салфетки, которые складывались в виде конверта. Его удерживал платок, который прикрепляли на поясе под низ одежды. Менструальные пояса появились уже в Японии: это полоса, прикрепленная к поясу. Под полосу укладывалась бумажная одноразовая салфетка.
Средства гигиены в РоссииВ России в ХVIII веке использовали «порты», напоминающие панталоны из плотного материала. Все выделения впитывались этими портами. Они находились под множеством юбок. Многие простолюдинки в качестве средств гигиены применяли нижние юбки, заправляя их между ног.
Из-за отсутствия контрацепции, большинство женщин были часто беременными или в состоянии кормления детей молоком – лактации, когда менструация практически отсутствует. Поэтому эти дни были для женщин редкими.В Европе, Америке в начале ХХ века уже чаще стали использовать прокладки из холста, фетра, сделанные самодельно. Одноразовые бумажные прокладки сжигали в камине. Многоразовые прокладки были не достаточно удобным способом из-за необходимости стирать и хранить использованные прокладки. В Америке до 40 х годов ХХ века использовали менструальные трусы.Одноразовые прокладки появились в период первой мировой войны, когда медсестры стали применять для средств гигиены материал целлюкоттон, впитывающий выделения.
11.09.2018
listatel.ru
Менструация. Менструальный цикл. Интересные факты о менструации
Современный термин «Менструация» происходит от латинского слова mensis (месяц) и обозначает ежемесячное обновление женского организма за счет отторжения функционального слоя эндометрия (слизистой оболочки матки), сопровождающееся кровотечением.
В древние времена у славянских народов понятие «менструация», или частое ошибочное написание «минструация», «менструационный» цикл, обозначалось словами «регулы», «рубашЕчно», «платнОе», «месячИно» и многими другими иносказательными выражениями – такими, как «войти в годы», «носить временное», «зацвести», «носить кветки на на буахе». Часть этих и других терминов использовалась также и для обозначения определенных этапов в жизни женщины — периодов расцвета, брака и деторождения.
Жизнь древних народов была очень четко регламентирована множеством обычаев и традиций, соблюдение которых сопровождалось целым рядом обрядовых действий. Так, например, каждая девушка с наступлением первых менструаций проходила своего рода инициацию. Как правило, у славян, в отличие от азиатских народов, это не было связано с какими либо массовыми празднествами, а, наоборот, носило характер некого таинства. Девушка первым делом сообщала об этом событии «старшей матери» в семье, а та, в свою очередь, привлекала мать девушки и других женщин семьи для проведения необходимых ритуалов.
Известные нам ритуалы можно условно разделить на две группы. Первая группа обрядов инициации была направлена на упорядочивание менструального цикла, обеспечения его регулярности, в норме. Смысл второй группы ритуальных действий заключался в обращении к божественным силам с просьбой о наделении девушки плодородием.
Наступление у девушки месячных значило, что в ее жизни начинался новый жизненный этап. С этого момента девушка могла носить взрослые женские одежды, украшения, пользоваться белилами и румянами, участвовать во взрослой жизни, праздниках и ритуальных мероприятиях наравне с другими молодыми женщинами.
Тот факт, что раньше во время месячных женщина ограничивалась в тех или иных действиях, не считался тогда чем-то обидным (хотя современные дамы восприняли бы подобные ограничения во время «критических дней» крайне негативно). Дело в том, что эти ограничения в большей степени были направлены на облегчение физической и психологической нагрузки женщины. Более того, многие древние запреты легко объяснимы с современной научной точки зрения. Так, например, в менструальный цикл женщин не допускали к приготовлению всего связанного с процессом брожения и квашения. Этому есть объяснение: во время менструации организм выделяет эндотоксины и особые гормоны, которые обуславливают мутацию и/или гибель дрожжевых грибов, обеспечивающих ферментацию. Кроме того, женщине запрещалось прикасаться к охотничьему и рыболовному инвентарю – а ведь уже доказано, что особые гормоны, выделяемые при менструации, обладают сильным запахом, который животные и рыбы чувствовали даже на большом расстоянии.
Стоит отметить, что в древние времена женщины во время месячных не пользовались никакими средствами гигиены. Это было обусловлено, в первую очередь, бедностью основной части населения, а во-вторых, тем, что тогда гораздо терпимее относились к телесным выделениям и запахам. Более того, даже сейчас в некоторых регионах Индии, Китая и стран Юго-Восточной Азии женщины не используют никаких средств для сбора менструальных выделений.
Еще несколько столетий назад у многих женщин менструальный цикл наступал крайне редко. Это было связано с ранним началом семейной жизни и деторождения, длительного периода вскармливания ребенка (раньше во время кормления грудью менструаций у здоровой женщины, как правило, просто не было). По прошествии 3-5 лет грудного вскармливания замужняя женщина снова беременела, поэтому времени для менструального цикла было совсем мало. Однако, несмотря на это, многие древние источники содержат достаточно большое количество рекомендаций по соблюдению гигиены в период менструации. Так, например, рекомендовалось проводить водные процедуры не менее 2-х раз в день, использовать материю в качестве прокладок, а исламские источники содержат совет пророка Мухаммеда пользоваться, в том числе, специальным «подносом-сборником». Таким образом, первые упоминания о менструальной чаше можно смело отнести к пятому веку нашей эры. При этом какие-либо средства интимной гигиены раньше могли себе позволить, безусловно, только избранные женщины из высших сословий. Сегодня же приобрести менструальную чашу может любая женщина – ведь это уже не является предметом роскоши. Однако не стоит забывать, что выбранное и осознанно используемое средство женской интимной гигиены по-прежнему много говорит как о самой женщине, так и о её отношении к себе и окружающему миру и к своему здоровью.
Перейти в магазин менструальных чашек.
Пояс верности для гигиенической прокладки?
А знаете ли вы, что раньше для удобства ношения женских гигиенических прокладок использовались специальные пояса?
Всемирно известные по сегодняшний день компании по изготовлению и продаже женских гигиенических средств (Kotex и Tampax) еще тогда соревновались между собой, изобретая десятки моделей многоразовых женских гигиенических прокладок. Но идея облегчить жизнь женщине принадлежит компании Tampax, которая в 1945 году выпустила в продажу специальный пояс, который жестко фиксировал прокладку и не давал ей смещаться.
Тогда же стали выпускаться и одноразовые женские гигиенические прокладки, приспособленные под пояса. С одной стороны такое изобретение было удобным, с другой стороны многие женщины жаловались на то, что они были заметны под одеждой и натирали в интимных местах. Но, не смотря на это, пояса продержались на рынке женских гигиенических средств вплоть до 1970 гг.
И только в 1972 году был сделан первый шаг к тем гигиеническим прокладкам, которые мы знаем сегодня – появилась клейкая полоса на обратной стороне, для фиксации к трусикам. Этот шаг сделала голландская компания Stayfree, а все остальные дружно подхватили идею. Пояс для крепления прокладок потерял свою актуальность и востребованность.
Несколькими годами раньше все большую популярность стали обретать тампоны и губки. И не только потому, что ремни сильно натирали. Сами гигиенические прокладки были далеки от совершенства: протекали, при переполнении деформировались, набухали и смещались. Об активной жизни и физических нагрузках в критические дни женщинам приходилось забыть, а о спорте и подавно.
Поэтому переход к модифицированным средствам гигиены в 70-е гг можно смело назвать периодом прорыва в индустрии женских гигиенических средств.
www.menstrual-cup.ru
Интересные факты про месячные у женщин
Месячные. Критические дни. Менструация. Процесс, ежемесячно происходящий в организме каждой половозрелой женщины. В наше просвещенное время кто-то относится к этому спокойно, а кто-то во время месячных чувствует себя достаточно плохо и неуверенно. Но как к менструации относились в прошлом разные народы мира?
Менструация
Короче говоря, постараемся узнать, если так можно выразиться, историю женских критических дней. А также поведаем вам различные поучительные факты об этой неизбежной грани жизни каждой женщины.
Менструация, несомненно, интимная тема, о которой даже в наше время многие считают недопустимым говорить вслух, хотя телевидение сейчас с большим рвением рекламирует женские прокладки. Такой рекламы настолько много, что иной раз создается впечатление, что кроме менструаций и сопутствующих ей товаров и рекламировать-то нечего.
Что знает об этих днях наша среднестатистическая женщина? Что их наступление свидетельствует о половой зрелости, что они должны приходить ежемесячно, что это довольно неприятно, но что делать – такими женщин создала природа.
Но есть еще кое-что. Оказывается, во время критических дней у некоторых женщин наблюдается сильное сексуальное влечение, хотя считается, что заниматься сексом в эти дни нельзя.
Мы знаем, что самый высокий шанс забеременеть в середине менструального цикла, но оказывается, иной раз природа «дает сбой» и женщина может забеременеть во время месячных.
За одну менструацию женщина теряет более одного стакана крови. Если сейчас в продаже есть огромный ассортимент прокладок, несколько десятилетий назад в ход шла вата, то в прошлые века менструальную кровь не собирали вовсе, да и особой дополнительной гигиены не было. Течет из тебя, неприятно пахнет – ну и что! Впрочем, у некоторых народов такое есть и сейчас, правда, это связано не с какими-то древними традициями, а с нищетой населения.
Но так было не везде. В развитых странах в богатых семьях было принято периодически подмываться, а в мусульманских странах существовали даже специальные менструальные сосуды, в которые собиралась кровь.
Менструальная чаша
Есть такие менструальные чаши и сейчас.
Были ранее и специальные самодельные прокладки, представляющие собой мягкую ткань. Прокладки – это очень неудобно: они сбиваются, съезжают вбок и так далее. Чтобы минимизировать эти неудобства, в 1945 году был придуман специальный пояс, фиксирующий прокладку.
А в 1972 году появилась первая одноразовая гигиеническая прокладка.
О женских критических днях сняты мультфильмы, первым стал диснеевский мультик «История менструации» (1946 год).
Все это, конечно, интересно для нас, современных людей. Но как к месячным относились в древности? И как на них реагируют наши современники, относящиеся к обособленно живущим малым народам и племенам?
В древности была одна легенда, согласно которой у одной женщины возникла связь с медведем. Люди, узнав это, убили зверя, а в женщину бросили сгусток медвежьей крови, который попал ей на живот. Женщина разозлилась и прокляла всех, сказав, что отныне все женщины периодически будут выделять такие кровавые сгустки и страдать при этом.
Древние люди по-разному воспринимали женские критические дни. Одни считали их наказанием за сладостные сексуальные связи, после которых грех выводится с кровью из организма. Другие связывали их с различными заболеваниями. Третьи были уверены, что менструация – накопившаяся за месяц лишняя кровь.
Оказывается, у многих народов издревле менструацию сопровождали различные традиции и обычаи. Первая менструация в жизни девушки была особым этапом в жизни, но отмечали это событие по-разному: азиатские народы старались сообщить об этом всем, а славяне – лишь старшим в своей семье. Старшие женщины проводили обряд плодородия, обращаясь к богам с просьбой даровать девушке регулярные месячные и дать ей способность легко рожать. С этого момента девушка переставала носить детские платья, она начинала надевать взрослую одежду и украшения, а также ей разрешалось пользоваться косметикой и участвовать в праздниках.
Много столетий назад у женщин месячные приходили редко. Это связано не с какими-то их анатомическими особенностями, а с тем, что девочек рано выдавали замуж, они часто беременели, поэтому в их жизни было немного «красных дней».
И сейчас, и в прошлые столетия месячные осложняли жизнь женщин. Если сейчас в эти дни у женщин нет никаких ограничений, то раньше они были. И самое интересное то, что, как оказалось, они были вполне оправданы с медицинской точки зрения. Например, ранее женщины в эти дни не могли квасить капусту и печь хлеб. По мнению специалистов, во время месячных у женщин выделяются в большом количестве гормоны, которые способствуют гибели дрожжевых грибков. Также в эти дни дамы не могли прикасаться к рыболовным и охотничьим снастям, дабы не навредить охоте и рыбалке. Оказывается, при менструации у женщины есть сильный запах, к которому очень чувствительны рыбы и звери.
Даже сейчас некоторые народы считают женщину во время менструации грязной. Ей нельзя касаться ногами земли, выходить из своего дома, смотреть на солнце и огонь. В такие дни женщины этих народов либо скрываются в особых уединенных домах или клетках. Их практически не кормят, не разрешают трогать себя руками, встречаться с людьми. Они могут лишь сидеть на корточках или лежать, подходить к ним могут лишь особые пожилые женщины племени. По окончании месячных женщину (согласно традициям племени) либо моют, либо натирают землей, песком, соком определенных растений или кровью животных, а затем покрывают ее тело краской. Вещи, которых она касалась во время месячных, уничтожают, и лишь после этого женщина вновь может «выйти в люди».
Самое жесткое табу – женщины во время менструаций не должны попадаться на глаза мужчинам, так как считается, что они забирают мужскую силу и приносят несчастье.
Мужья женщин с критическими днями в это время не должны есть мясо и охотиться, а по окончании этого периода они тоже обязаны чисто вымыться.
В некоторых племенах лишь при первой и второй менструации девушки проходят определенный ритуал, а после живут обычной жизнью. Например, в южно-американском племени макуши считается, что при первых месячных нужно снять с девушки проклятье. Для этого колдун проводит специальный ритуал, мать девушки сечет ее розгами, сама несчастная в это время не может и пикнуть! В эти дни девушка не должна смеяться - иначе станет ветреной, не должна вертеть головой – иначе станет непостоянной, не должна разговаривать – иначе станет болтушкой. Сны в эти дни могут предсказать будущую жизнь девушки.
В некоторых других племенах на одни сутки девушку кладут в подвешенный высоко гамак, ей не дают есть и пить, а саму ее в это время кусают муравьи. Это считается процедурой очищения от вредных духов.
А в бразильском племени уанпе после первых месячных девочке приходится страдать несколько недель. Сначала ее изолируют на три недели, из еды дают лишь хлеб и воду. Затем ее, обессиленную, выводят на поляну, где каждый знакомый и родственник должен «наградить» ее пятью сильными ударами прутом. Как правило, это заканчивается потерей сознания. Затем девушке дают несколько дней, чтобы прийти в себя, а потом еще все повторяется четыре раза. Та, кто сумеет это перенести, считается готовой к замужеству.
Некоторые дикие народы верят, что если дотронуться до какого-то предмета, с которым контактировала женщина с месячными, то это сулит смерть. Если женщина в эти дни войдет в реку, то сдохнет вся рыба.
Бушмены верят, что женщина во время менструации либо может превращаться в деревья, либо, если этого не произошло, оставшись в женском обличье, она может ввести мужчин в окаменение. Поэтому представителям сильного пола настрого запрещено встречаться с женщинами в их критические дни. Если такая женщина встанет между двух парней, один из них вскоре умрет. А если она попьет молоко, то сдохнет стадо коров.
И даже в цивилизованной Европе кое-кто верит, что женщина в критические дни может погубить сады, испортить вино и пиво, а сваренное ею варенье непременно заплесневеет. В Греции женщина в критические дни не должна подходить к колодцу, иначе вода исчезнет. А если она сядет в лодку, то начнется шторм, который всех погубит. Во Франции таким женщинам нужно держаться подальше от сахара, на Суматре – от риса, во Вьетнаме – от табака, в Австралии – от лука. Короче говоря, многие верят, что менструирующая женщина может погубить товары и продукты.
Женщинам в критические дни ранее запрещалось ходить в церковь.
Но, история показывает, что иной раз менструация наделялась и магическими свойствами. Кое-кто верит, что менструальная кровь – хорошее приворотное средство, если ее добавить в питье своему суженому. Другие верят, что такая кровь способна избавить от засухи и отпугнуть вредителей от садовых деревьев.
Лекари прошлого были уверены, что женщина в критические дни одним своим прикосновением могла вылечить фурункул, ушные болезни, язвы, прыщи. А примочки из менструальной крови могли избавить от малярии, головной боли и эпилепсии.
Итак, мы видим, что разные народы в разное время относились к менструации по-своему.
morefactov.ru
месячные в средние века - Исключительно всерьез
Как игрока в ролевые (о средневековье) игры с сильно более чем десятилетним стажем, да и просто как человека, интересующегося историей, меня очень давно интересовал ответ на вопрос: как европейские женщины в средние века справлялись с месячной кровью. Ведь ладно бы прокладок не было (прокладок и в СССР не было - тряпками обходились), не было того, во что эти тряпки можно было сунуть - трусов.Тот же самый вопрос возникал при попытке представить себе, как жили славянские предки во времена языческие (да и более поздние, в деревнях, скажем).
И вот, наткнулась-таки в блужданиях по сети (хорошая штука - интернет) на ответ:
надевание на девушку-подростка сарафана или панёвы (там, где ношению панёвы не предшествовал специальный девичий сарафанчик) имело сугубый практический смысл. Народное название месячных – «на белье», «на рубахе». Ни трусиков, ни штанишек наши крестьянские предки не носили (впрочем, о штанах разговор особый, бывали и исключения). Поэтому следовало скрывать каким-то верхним платьем то, что случалось «на рубахе». Ну, а те, которые ходили в рубахе до венца, по всей вероятности, надевали по две рубахи, либо поддевали под рубаху нижнюю юбку или отрезанную станушку старой рубахи...
Однако как же девушки и женщины решали определённые технические проблемы и избегали конфузов?Ну, начнём с того, что не всегда они их и избегали. Случалось всякое. Так, одна моя коллега по экспедиции ИРиСК (Нижний Новгород) передала нам рассказ одной информантки преклонных лет:- Бывало-т, сидишь на поседках, вдруг слышно: шмяк из которой-нито! (Сгусток – МГ) А другА соломки схватит и за ней подотрёт.Но чтобы обезопасить себя от такого, женщины и девушки поступали очень просто – протягивали подол рубахи между ног сзади наперёд и закалывали спереди булавкой.
На всякий случай, для коллекции, менее интересный, поскольку непонятно насколько достоверный, зато охватывающий более широкий исторический период материал: http://katushenka.livejournal.com/120518.html Там также говорится об обычае европейских средневековых простолюдинок пользоваться полами рубашек или нижних юбок, заправлявшихся между ног. К сожалению, нет информации о том, как поступали благородные донны.
Не могу также удержаться от того, чтобы не заметить, что товарищам родноверам, ратующим за возвращение к корням предков путем ношения на ритуалах традиционной одежды, хорошо бы включить в число требований отсутствие трусов вообще и гигиенических женских средств в критические дни в частности. Чтобы, так сказать, соответствовать образу полностью. Тем паче, что технически это, оказывается, осуществить совсем не сложно - пропустила рубаху меж ног и гуляй, вся такая исторически достоверная.
anima-atra.livejournal.com
14 увлекательных фактов и забавных заблуждений о менструации
Давайте не будем разводить ханжество, ведь каждый знает, что такое мeнстpyaция. А вот в 19 веке врачи даже не знали, что мeнстpyaция как-то связана с овуляцией. Они считали, что таким способом женщины избавляются от истерии и эмоционально нормализуются. Помимо этого, раньше существовало множество не менее забавных мифов, некоторые из которых живы до сих пор, и о которых мы расскажем вам далее.
Древние римляне полагали, что мeнстpyиpyющие женщины - темные ведьмы
По словам Плиния Старшего женщины во время мeнстpyaции могли останавливать град, смерчи и молнии, и даже уничтожать урожай. Не говоря уже о том, что они могли убивать пчел, заставлять тускнеть зеркала и наколдовывать оружие одним взглядом. Он также считал, мeнстpyaльная кровь сводит собак с ума, буквально.
Древние египтяне использовали мягкий папирус в качестве тампонов
В то же время древние греки использовали кусочек дерева, обернутый в ткань, а римляне носили прокладки и тампоны из шерсти.
Средневековые европейцы считали, что если сжечь жабу, то можно облегчить боль во время месячных
Рецепт: поймать жабу, сжечь ей, сложить пепел в мешочек и носить его поближе к гениталиям. Это подтверждает историк Эми Лайсенс.
Французы думали, что если зачать ребенка во время месячных, то на свет родится монстр
Кстати, французы уже тогда знали, что во время месячных женщины могут забеременеть.
Средневековые европейцы считали, что проказу можно вылечить мeнстpyaльной кровью
Ну по крайней мере монахиня по имени Хильдегард фон Бинген так делала, и написала об этом медицинский трактат.
В то же время европейцы верили, что если заниматься с женщиной ceкcoм во время месячных может разъесть пeниc.
Мeнстpyaльная кровь является афродизиаком
Самое тревожное в этом то, что некоторые люди до сих пор в это верят. В африканской народной магии Худу считается, что влюбить в себя парня очень просто, надо просто добавить в его кофе мeнстpyaльную кровь.
Во многих других культурах также считается, что мeнстpyaльная кровь обладает магической силой.
Например, в Гонконге, Индонезия, горничная добавляла её кровь в пищу босса , чтобы улучшить с ним отношения.
В 19-веке британцы считали, что мeнстpyaция может мешать приготовлению еды
Они считали, что масло не будет взбиваться, ветчина не будет просаливаться, если они были приготовлены руками женщины в период месячных.
В 1920-ых годах венские ученые полагали, что мeнстpyaция мешает брожению, поэтому тесто переставало подниматься, а пиво бродить
Бела Шик (Bela Schick) верила, что это всё потому, что во время месячных из её кожи выделяется вещество "менотоксин"
Считается, что французские медсестры придумали прокладки во время первой мировой войны
Во время первой мировой войны французские медсестры придумали одноразовые повязки из целлюлозы, впитывавшие кровь лучше чем, хлопок, которые они использовали для перевязки раненых солдат. Позже они стали использовать их в качестве прокладок.
В 1921 году сразу несколько американских брендов, одним из которых был Kotex, стали выпускать прокладки, из аналогичных материалов, которыми пользовались французские медсестры. Правда, носить их надо было с этим..
С 1890 по 1970 гг западные женщины носили такие "подтяжки для прокладок"
До 20-ого века, "мeнстpyaльные ремни" были нормой. Западные женщины подкладывали вниз ткань и прочие самодельные прокладки. И наконец, в 1970 году были изобретены прокладки с самоклеющейся поверхностью.
Американский врач изобрел современные тампоны
В 1929 году доктор Эрл Хаас придумал тампон, сделав его из хлопка, и двух картонных трубок.
Не долго думая, он запатентовал свое изобретение, назвав его "Tampax".
В 40-50-ых года американским школьникам показывали диснеевский мультфильм, чтобы рассказать им о месячных
В некоторых племенах женщины не покидают своих хижин во время месячных
Женщины племени Догон из Мали, Африка, делают так до сих пор.
В Непале, несмотря на запрет 2005 года, некоторые женщины до сих пор отправляются проводить период месячных в крошечные хижины, с глиняными стенами, называемыми "готы".
Это является частью индуистской традиции называемой "чопади", по которой менструирующие женщины изолируются, потому что считаются нечистыми.
В Индии есть праздник месячных
В Индии, люди исповедующие шактизм, ответвление индуизма, ежегодно проводится фестиваль Амбубаси Мела, символизирующий празднование мeнстpyaльного цикла Парвати (супруги Шивы). На этот фестиваль съезжаются тысячи паломников со всей страны.
4tololo.ru
Как девушки спасались от «этих дней» в древние времена?
10 августа 2017
Юлия Шакирова
«Sorry, I’m on my period».
Ох уж это слово «месячные»… Боль, плохое настроение, все вокруг тебя бесят, и ты готова взорваться в любую секунду. А еще и эта кровь! Ну как все это пережить?! Легко. Потому что в наше время придуманы почти идеальные средства гигиены и обезболивающие препараты, благодаря которым мы с легкостью можем пережить этот неприятный период. Но как же справлялись девушки раньше? Не 15-20 лет назад, а намного раньше. Например, в средневековье. Мы уверены, что тебе не терпится узнать. Поэтому читай и радуйся, что ты родилась в XXI веке.
Африканские племена
Одним из древнейших способов пережить «эти дни» являлась секлюзия, то есть изоляция девушек от общества. Да-да, представь себе: у тебя начались критические дни, а тебя на весь этот период изолируют от общества! Хотя, кажется, не так уж это и плохо ;) Такой способ был очень распространен в Полинезии и у африканских племен. В каждом поселении была хижина, в которой девушки пережидали свой период. Изолировали девушек не потому, что кому-то это было неприятно, а для их же безопасности. Вот цитата одного историка:
«Так как одежда девушек того времени не вполне скрывала их состояние, то такая девушка стала бы предметом насмешек для других, если бы на ней заметили хоть малейший след крови. Она потеряла бы расположение своего мужа. Таким образом, мы видим, что естественная стыдливость имеет своим основанием исключительно сознание своего недостатка и опасение перестать нравиться».
Отсутствие элементарных гигиенических средств в племенах вынуждало женщин прятаться от всех. Кажется нам, что «эти дни» девушки в племенах ненавидели еще больше, чем мы.
Древний Египет
А вот в Древнем Египте использовался папирус, из которого богатые египтянки делали тампоны. В то время папирус был очень дорогим, поэтому простые девушки использовали полотно, которое стирали после использования. Кстати в Византии тоже пользовались папирусом. Но такие тампоны вряд ли были удобными, ведь папирус очень жесткий.
Древний Рим
А вот в Древнем Риме девушки были более продвинутыми – они использовали многоразовые прокладки из ткани, холста, шелка или фетра. Но для разнообразия иногда пользовались тампонами из шариков шерсти. Такими тампонами пользовались в Древней Греции и Иудее.
Азия
В средневековой Японии, Китае и Индии очень ценилась гигиена. Считалось, что тело человека всегда должно быть чистым (не так как в Европе, когда у девушек в париках заводились вши и мыши, а запах пота был верным спутником не только черни, но и аристократии). Именно в Азии впервые появились одноразовые прокладки.
Азиатки использовали одинаковые бумажные салфетки, сложенные конвертиком.
Позже в Японии придумали менструальные пояса. Это изобретение представляло собой пояс с пропущенной между ног полосой. Именно туда японки помещали салфетку (кажется, что это древний аналог трусиков с прокладкой). Пояс был многоразовым, а салфетка одноразовой. Каждая интеллигентная японка должна была уметь делать себе такой пояс.
Европа
В средневековой Европе женская гигиена была на самом низком уровне. Например, простолюдинки пользовались полами рубашек и нижних юбок, которые заправляли между ног. В России в XVII-XVIII веках пользовались «срамными портами», выглядели они как обычные плотные панталоны. Эти «трусики» были из настолько плотного материала, что все менструальные выделения поглощались непосредственно портами, которые находились под обширными юбками.
Кстати, «эти дни» в средние века для европейских девушек были очень редким «гостем».
Начиналась менструация в возрасте 16-18 лет, а прекращались около 40-45 лет. Средства контрацепции в те времена отсутствовали, поэтому многие девушки почти постоянно находились в состоянии беременности и кормлении детишек грудным молоком. Таким образом, многие девушки за всю жизнь могли иметь всего от 10 до 15 менструаций, то есть столько, сколько современная женщина в среднем имеет за год или два.
Америка
В Америке конца XIX – начала XX века пользовались многоразовыми самодельными прокладками из фетра, которые после использование складывались в специальный пакет, затем стирались и использовались многократно. Бывало такое, что девушки стеснялись хранить и стирать использованные прокладки, тогда они сжигали их в камине. Многоразовые прокладки были неудобными не только из-за стирки (что для богатых девушек делали служанки), но и из-за необходимости собирать использованные прокладки во время менструаций. Для дополнительной защиты использовались передники, одеваемые на манер нижнего белья, то есть они дополнительно защищали верхнюю юбку от загрязнения. В начале XX века в Америке использовались менструальные трусы, которые назывались briefs и bloomers. Тампоны, как и одноразовые прокладки, в Америке и Европе того времени были еще неизвестны. А вот привычка заворачивать использованные прокладки в бумагу и выбрасывать их в мусорное ведро сформировалась только в 70-е гг. XX века.
Появление первых одноразовых прокладок
Первые одноразовые прокладки, которые назывались Cellunap, были выпущены в 1920 году, однако их сбыт в Америке оказался очень проблематичным. Девушки очень обрадовались одноразовым прокладкам, однако очень стеснялись покупать их в аптеках. А если уж и осмеливались купить такое важное средство гигиены, то произносили его название шепотом!
Вскоре Cellunap переименовали в Kotex, но девушки по-прежнему очень смущались.
Поэтому Kotex развернули широкую кампанию по весьма аккуратной, но настойчивой и продуманной рекламе гигиенических средств, важнейшим звеном которой были книги для девочек, где рассказывалось о половом созревании, менструациях и «ненавязчиво» проводилась мысль о необходимости пользоваться средствами гигиены. Реклама прокладок появилась на страницах женских журналов, а компаний Disney создала просветительный мультфильм для девочек.
Что же собой представляли первые Kotex? Для ношения прокладок использовались менструальные пояса. Американские пояса очень отличались от японских – они представляли собой тонкий горизонтальный пояс из эластика, носившийся на талии, от которого вниз спускались две лямки, заканчивавшиеся металлическими зажимами. К этим зажимам крепилась прокладка, которую потом было очень трудно поменять. Ох, как же нам жалко бедных девушек… Современные средства гигиены, очень похожие на те, которыми мы пользуемся сейчас, стали производить в 1960-х гг. А уже в 70-х гг. цивилизованные женщины не представляли свою жизнь без фабричных тампонов и прокладок.
В СССР прокладок не было!
В СССР вплоть до конца 80-х гг. промышленных тампонов не существовало вовсе, а прокладки промышленного производства были очень редким явлением. И девушки точно так же стеснялись их покупать. Аналогичная ситуация, как ты помнишь, была в Америке 30-х гг. Зато в каждой книге для школьниц подробно объяснялось, как делать прокладки из ваты, завернутой в марлю. Этим «ноу-хау» в совершенстве владели все советские женщины, включая твою бабушку и, возможно, маму.
Первые тампоны Tampax и прокладки появились в СССР в начале 90-х гг. и вызвали среди девушек настоящую сенсацию. Первая реклама Tampax появилась в журнале Бурда в 1989 году. На странице был изображен тампон с аппликатором на фоне коробки. Там же был короткий текст, суть которого сводилась к тому, что с тампонами Tampax россиянки обретут свободу и невиданный комфорт. Автор этого текста лично наблюдал, как девушки-студентки буквально замирали, открывая страницу с этой рекламой! Они подолгу изучали содержимое этой рекламы.
Журнал переходил из рук в руки, пока все студентки не ознакомились с этой сенсацией.
Обычно девушки разглядывали страницу группами по двое, они хихикали и перешептывались друг с другом. Следовательно, между собой «этих дней» они не стеснялись, но как только к ним приближались парни, они делали вид, что рассматривают фасоны платьев! Надо заметить, что в момент появления этой рекламы ни тампонов, ни прокладок в продаже еще не было, а девушки могли пользоваться только самодельными прокладками.
Вот так, подруга! Когда к тебе нагрянут «эти дни», ты обязательно вспомни о бедных девушках, которых изолировали, которым приходилось носить пояса с металлической застежкой, которые стирали свои прокладки. Нам очень повезло, что в наши дни мы без стеснения можем покупать и пользоваться современными средствами гигиены!
Поделись с друзьями:
www.ellegirl.ru
Шовинистский пост: история женских прокладок
В силу ряда причин окунулась в разноплановые исторические источники. Занесло меня в изучение средств гигиены. В частности - женских прокладок.Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее,то она должна сидеть семь дней во время очищения своего,и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера.(Левит, 15:19)
На протяжении веков существовали самые различные варианты гигиены. Один из древнейших способов – секлюзия (т.е. изоляция) менструирующих женщин от общества. Это было распространено в Полинезии и у африканских племен. В каждом поселении была специальная хижина для менструирующих, в которой должны были находиться женщины во время менструации. Зачем это делалось? Вкратце суть сводится к тому, чтобы изолировать менструирующих женщин с целью обеспечения наибольшей их безопасности. Однако была ли эта цель единственной? Вот цитата из одного историка: «…т.к. одежда женщин того времени не вполне скрывала их состояние, то такая женщина сделалась бы предметом насмешек для других, если бы на ней заметили хоть малейший след ее болезни, она потеряла бы расположение своего мужа или любовника. Таким образом, мы видим, что естественная стыдливость имеет своим основанием исключительно сознание своего недостатка и опасение перестать нравиться». Итак, отсутствие элементарных гигиенических средств в давние времена вынуждало женщину к изоляции в период менструации. Появление же средств менструальной гигиены сделало секлюзию необязательной, но возникла необходимость развития гигиенических средств, главной задачей которых было как обеспечить впитывание выделений, так и скрыть от окружающих состояние женщины.
В Древнем Египте использовался папирус, из которого богатые египтянки делали тампоны. Папирус был очень дорогим, поэтому простые египтянки использовали полотно, которое стиралось после использования. В Византии также использовались тампоны из папируса или подобного материала. Такие тампоны вряд ли были удобными, т. к. папирус весьма жесток.
В Древнем Риме использовалась материя для прокладок, а иногда – тампоны из шариков шерсти. Есть сведения об использовании тампонов в Древней Греции и Иудее. Но, видимо, наиболее распространенным средством гигиены в древние времена были многоразовые прокладки из того или иного материала типа холста, ткани, шелка, фетра и т. п.
В средневековой Японии, Китае, Индии женская гигиена была поставлена весьма высоко, на много порядков лучше, чем в Европе. Именно в Азии впервые появились одноразовые прокладки. Азиатки использовали одноразовые бумажные салфетки, сложенные конвертом. Такой конверт удерживался платком, закрепленным на поясе. Позже в Японии стали делать менструальные пояса (если автор не ошибается, они называются «Вами»), представлявшие собой пояс с пропущенной между ногами полосой. Между полосой и вульвой укладывалась салфетка: пояс был многоразовым, салфетка – одноразовой. Внешне такой пояс несколько напоминал перевернутую корзинку. Каждая интеллигентная японка должна была уметь делать себе такой пояс.
В Полинезии использовали специально подготовленную кору растений, траву, иногда шкуры животных и морские губки. Примерно так же, видимо, поступали и индианки Северной Америки.
В Европе в средние века женская гигиена была на самом низком уровне. Простолюдинки, например, пользовались просто полами рубашек или нижних юбок, заправлявшихся между ног. В России в XVII-XVIII вв. иногда использовались т.н. «срамные порты», т. е. нечто наподобие обтягивающих панталон или длинных трусов (обычных трусов тогда не носили) из толстого материала – менструальные выделения поглощались непосредственно портами, которые находились под обширными юбками.
Надо заметить, что в средние века менструация была для европейских женщин редким «гостем». Начинались менструации тогда в возрасте 16-18 лет, прекращались в возрасте около 40-45 лет. Т.к. средства контрацепции отсутствовали, многие женщины почти постоянно находились в состоянии беременности или лактации (в процессе кормления молоком менструации обычно отсутствуют). Таким образом, многие женщины за всю жизнь могли иметь всего 10-20 менструаций, т.е. столько, сколько современная женщина в среднем имеет за год-два. Ясно, что вопросы менструальной гигиены тогда не стояли перед европейской женщиной так остро, как теперь. Однако к концу XIX-началу XX в. проблема менструальной гигиены перед американками и европейками уже стояла чрезвычайно остро.
В Америке и Европе конца XIX-начала XX в. пользовались многоразовыми самодельными прокладками из фетра или холста, которые после использования складывались в пакет, затем стирались и использовались многократно. Некоторые перенимали китайский метод, используя бумажные конверты. В случаях, когда нести с собой использованную прокладку было невозможно или сохранение прокладки представлялось нецелесообразным, женщины сжигали ее в камине. Обычай сжигать прокладки в камине возник отнюдь не случайно. Дело в том, что унитаз широко распространился лишь в конце XIX в. (хотя появился двумя веками раньше). До появления унитаза в Англии (да и во многих европейских странах) женщины писали в горшки, закрываясь при этом в спальне или другом помещении; после уринации или дефекации горшки выносились прислугой или самой женщиной. Поэтому смена средств менструальной гигиены выполнялась также в комнатах, т.к. специальных туалетных помещений тогда попросту не было. Заметим, что в те времена почти любое жилое помещение оборудовалось камином. Поэтому было проще сжечь прокладку в камине, нежели выносить ее в помойку. Особенно это актуально было, когда женщина путешествовала - в этом случае, видимо, проще было пожертвовать многоразовой прокладкой, нежели таскать ее с собой в течение долгого времени. Для этой цели и использовался камин. В конце XIX в. в Англии существовали даже специальные переносные тигли для сжигания прокладок - на те случаи, когда камина под рукой не было!
Яркий пример реакции девочки на менструацию, пришедшую как гром среди ясного неба, предлагает «Детство Люверс» Бориса Пастернака. Первая менструация не принесла Жене Люверс никакой радости. Наоборот, девочка получила нагоняй от гувернантки, считавшей кровотечение чем-то постыдным:
Француженка сперва накричала на нее, а потом взяла ножницы и выстригла то место в медвежьей шкуре, которое было закровавлено.
Никаких разъяснений по поводу ее состояния девочка не получает, и весь день мучается от гнетущего чувства:
Ей казалось, что теперь всегда на нее будут кричать, и голова никогда не пройдет, и постоянно будет болеть, и никогда уже больше не будет понятна та страница в ее любимой книжке, которая тупо сплывалась перед ней, как учебник после обеда.
Но первоначальная реакция гувернантки была еще цветочки, ягодки же ждали несчастную девочку на следующий день, когда она нечаянно запачкала ночную рубашку.
Женя стала укладываться в постель и увидала, что день долог от того же, что и тот, и сначала подумала было достать ножницы и выстричь эти места в рубашке и на простыне, но потом решила взять пудры у француженки и затереть белым, и уже схватилась за пудреницу, как вошла француженка и ударила ее. Весь грех сосредоточился в пудре. "Она пудрится. Только этого недоставало. Теперь она поняла наконец. Она давно замечала!"
Разумеется, Женя разрыдалась, не столько от несправедливости наказания, сколько от того, что чувствовала за собой еще худшее преступление, возможно, заслуживающее еще более сурового порицания. Поскольку к психологически неприятной ситуации добавляется и физическая боль, девочке становится так плохо что хоть топиться иди (к счастью, ее останавливает тот факт, что вода в реке в это время еще очень холодная – великолепное знание подростковой психологии со стороны Пастернака).
Женя расплакалась от побоев, от крика и от обиды; от того, что, чувствуя себя неповинною в том, в чем ее подозревала француженка, знала за собой что-то такое, что было -- она это чувствовала -- куда сквернее ее подозрений. Надо было -- это чувствовалось до отупенья настоятельно, чувствовалось в икрах и в висках -- надо было неведомо отчего и зачем скрыть это, как угодно и во что бы то ни стало. Суставы, ноя, плыли слитным гипнотическим внушением. Томящее и измождающее, внушение это было делом организма, который таил смысл всего от девочки и, ведя себя преступником, заставлял ее полагать в этом кровотечении какое-то тошнотворное, гнусное зло. "Menteuse!" -- Приходилось только отрицать, упорно заперевшись в том, что было гаже всего и находилось где-то в середине между срамом безграмотности и позором уличного происшествия. Приходилось вздрагивать, стиснув зубы, и, давясь слезами, жаться к стене. В Каму нельзя было броситься, потому что было еще холодно и по реке шли последние урывни.
К счастью, мама Жени восстанавливает справедливость и выгоняет злодейку-француженку. Из этого отрывка можно сделать вывод, что, во-первых, Женя Люверс не знает какие меры принимать во время менструации, во-вторых считает это явление чем-то греховным, чем-то что заклеймит ее преступницей. Вполне вероятно, что девочки в 19м веке думали именно так. Особенно это относится к подросткам, проживавшим в крупных городах, где дети были оторваны от природы и не могли наблюдать за физиологическими процессами на том же скотном дворе. Возможно, что в сельской местности дела обстояли по-другому.
Так или иначе, чувство вины, которое ощутила Женя Люверс, было довольно распространено среди женщин викторианской эпохи. Менструацию считали болезнью вообще, а менструацию сопровождаемую сильным дискомфортом – какой-то на редкость мерзкой и противоестественной болезнью: «Если какой-либо этап менструации сопровождается болью, значит что-то не так или с одеждой, или с диетой, или с поведением женщины.» Иными словами, общественное мнение придерживалось варианта «сама виновата.» Ответственность за болезненную менструацию ложилась на плечи несчастной страдалицы. Ну а поскольку она сама провинилась – например, прочитав душераздирающий роман на ночь – то не имела права жаловаться, чтобы ненароком не обеспокоить окружающих. В 1885 году американка Альмира МакДональд записала в дневнике:
19е апреля – У меня месячные, сильная боль весь день – как жаль, что я чувствую себя так плохо, это может расстроит Ангуса (ее мужа).20е апреля – В 9:40 Ангус сел на поезд в Чикаго. Чувствую себя лучше. Так тяжело что он уезжает когда мне плохо, но нужно надеяться на лучшее.
Документы той эпохи приоткрывают завесу над гигиеной во время менструации. Исследователи подчерпнули большинство данных из американских источников, но скорее всего, те же самые средства использовали и в Европе. В частности, в материалах по расследованию убийства некой Лиззи Борден описывается прокладка из ткани, размером чуть меньше подгузника. Прокладки прополаскивали в ванне и затем сушили. Легкая работа по дому считалась лучшим способом регулировать менструацию и уменьшить боль. С другой стороны, чтение и любая умственная деятельность, согласно популярному мнению, отнимали слишком много энергии и вызывали отток крови от гениталий, тем самый нанося женщине урон и даже вызывая бесплодие. Кроме того, существовали различные средства, как народные, так и запатентованные, чтобы остановить поток крови. Таков например рецепт кровоостанавливающего бальзама доктора Чейза. Если после употребления сего снадобья пациентка не мечтала о намыленной веревке, то наверняка она обладала завидной нервной системой.
Налить две с половиной драхмы (1 драхма – 3,69 грамм) серной кислоты в аптекарскую ступку, медленно добавить одну драхму скипидарного масла, постоянно размешивая пестиком, и одну драхму спирта. Размешивать до тех пор, пока смесь не перестанет дымиться, затем поместить смесь в закупоренную стеклянную бутылку. Смесь должна быть прозрачной, красного цвета, как темная кровь. Если же ее сделать из низкокачественных материалов, она будет бледной, грязно-красного цвета, и негодной в употребление. Доза – добавить 40 капель в чайную чашку, растереть с чайной ложкой коричневого сахара, налить в чашку воды, пока чашка не наполнится почти до краев, и выпить немедленно. Повторять каждый час в течении 3-4 часов, но прекратить если кровотечение усилится. Лекарство не портится , но со временем на нем может образоваться пленка.
Книга доктора Чейза включала еще много рецептов.
Помимо таких жутковатых рецептов, применяли и более щадящие средства – например, имбирный чай от спазмов и горячие грелки. Среди предложений по облегчению менструации попадались и вполне разумные. Например, многие врачи высказывались против корсетов, которые не только ухудшали состояние женщины во время менструации, но и вообще были чрезвычайно вредны, способствуя, согласно не знавшим меры медикам, как рождению детей с маленькими головами, так и выпадению матки. На последнем пункте следует остановится подробней, потому что здесь мы опять замечает некоторую зацикленность викторианцев на матке. Средства от выпадения матки были столь же радикальными и устрашающими, как и средства от болезненной менструации. В частности, для поддержки матки использовались пессарии, изготовленные из дерева, кости, металла, резины и т.д. Обычно эта конструкция состояла из диска, присоединенного к стержню. Пружина в стержне обеспечивала давление на матку, когда пессарий вставлялся во влагалище.Металлическая проволока присоединяла стержень к поясу. Некоторые разновидности пессариев не требовалось вынимать во время полового акта, но как правило врачи советовали вынимать их на ночь. К счастью, пессарии применялись в лечебных целях, так что их носили далеко не все женщины. И это не может не радовать.В конце 19го века приобрели популярность электроды, поставлявшие ток к различным частям тела, требовавшим лечения. К счастью, ток был совсем слабым.Менструация в викторианские времена вызывала множество домыслов и кривотолков. Согласно логике, избавление от этого недуга должно было показаться высшим блаженством. Еще бы – никто тебя кислотой не пичкает, книги не отнимает, не посылает бегать со шваброй по дому когда хочется тихо свернуться в комочек, никто не смотрит на тебя так, словно ты одной ногой в Бедламе и уже занесла вторую ногу. Рай на земле! Но нет, реальность была куда сложнее. Врачи дожидались менопаузы чтобы сказать «Ага!» Ибо менопауза считалась переходом в куда более ужасную пору жизни – это было время пожать то, что ты посеяла ранее. С менопаузой наступала пора расплаты за грехи молодости, такие как половая невоздержанность, любовь к модным нарядам, и участие в движении за гражданские свободы. Врачи обещали целый рой болезней для грешниц, а женщины, уклонившиеся от святой обязанности любой викторианки – рождения детей, могли шить себе саван. Ибо перспективы для них открывались не радужные. Впрочем, они всегда могли последовать излюбленному совету викторианских моралистов - страдать и молчать.
Но вернёмся в 20-й век.
Привычка заворачивать использованные прокладки в бумагу или газету и выбрасывать их в мусорное ведро сформировалась только в 70-е гг. XX в. с широким распространением одноразовых прокладок - до этого, как видим, использовалось либо сохранение прокладок для последующей стирки, либо их сжигание или выбрасывание. Тем не менее многоразовые прокладки были неудобными для женщин не только из-за неприятной стирки (что для богатых делали служанки), но и из-за необходимости собирать использованные прокладки во время менструации.
Для дополнительной защиты использовались передники, одеваемые на манер нижнего белья, т. е. они дополнительно защищали верхнюю юбку от загрязнения. Довольно долго в 1910-30-х гг. (или еще дольше) в Америке (возможно и в Европе) использовались менструальные трусы, называвшиеся briefs или bloomers (происхождение названий неясно, на русский не переводятся). Тампоны, как и одноразовые прокладки, в Америке, Европе и Азии того времени были фактически неизвестны.
Значительные изменения произошли в период 1-й мировой войны. Тогда французские сестры милосердия в военных госпиталях заметили, что разработанный американской фирмой «Кимберли Кларк» материал целлюкоттон (что-то наподобие хлопковой ваты, сделанной из целлюлозы), широко поставлявшийся в Европу в военных целях, отлично впитывает менструальные выделения и стали этим пользоваться, фактически создав в Европе первые самодельные, но уже одноразовые прокладки.
Это открытие оказало значительное влияние на дальнейший ход развития менструальной гигиены, надоумив компанию «Кимберли Кларк» на выпуск прокладок из этого материала. Первые одноразовые прокладки, названные «Целлюнап» (Cellunap) были выпущены в 1920 г., однако их сбыт в Америке оказался крайне проблематичным. В принципе, женщины с энтузиазмом отнеслись к идее одноразовых прокладок (это показал тщательный и очень сложный по тем временам социологический опрос), однако было очевидно, что женщины очень стесняются менструаций. Реклама или выставление прокладок напоказ было тогда немыслимым, женщины смущались даже покупать прокладки, которые тогда продавались только в аптеках; нередко матери посылали за прокладками маленьких дочерей-несмышленышей. При покупке женщины очень стеснялись даже произносить название продукта, используя лишь последний слог, т.е. «нап». Нап (nap) – по английски значит «салфетка», и этот термин достаточно широко укоренился – в течение многих лет для обозначения прокладок использовалось слово nap т. е. салфетка, хотя прокладки салфетками, естественно, не были. Вскоре Целлюнапы переименовали в Котексы (Kotex), но по прежнему продавали в упаковках без надписей и рисунков.
Тем не менее социологические опросы подтвердили, что только смущение при покупке мешает широкому распространению новых продуктов – женщинам очень не нравились многоразовые фетровые прокладки, но они стеснялись просить в аптеке «гигиенические салфетки». Времена были очень пуританские, особенно в Америке.
Тогда фирмы-производители (такие как Kotex, Fax и другие) развернули широкую кампанию по весьма аккуратной, но настойчивой и продуманной рекламе гигиенических средств, важнейшим звеном которой были книги для девочек, где рассказывалось о половом созревании, менструациях и «ненавязчиво» проводилась мысль о необходимости пользоваться продуктами той или иной фирмы (самая известная такая книга – «12-й день рождения Марджори Мэй», вызвавшая взрыв возмущения у старомодных моралистов). Компанией Диснея для девочек был сделан просветительский мультфильм о менструации. Реклама прокладок появилась на страницах женских журналов.
Эта политика привела к достаточно быстрому успеху, к 1940 г. доля фетровых многоразовых прокладок уменьшилась до 20%, а после войны, к концу 40-х гг. – до 1%, после чего многоразовые прокладки ушли в прошлое. Тем не менее только сексуальная революция 60-х гг. окончательно сняла многие табу, в том числе и табу на телевизионную и уличную рекламу средств женской гигиены.
Что же представляли из себя первые промышленные прокладки наподобие Котекса? Для ношения «салфеток» использовались менструальные пояса (belt). Евроамериканские пояса отличались от японских, напоминавших по форме перевернутую корзинку – они представляли собой достаточно тонкий горизонтальный пояс из эластика, носившийся на талии, от которого вниз спереди и сзади спускались две лямки, заканчивавшиеся металлическими зажимами (наподобие зажимов для занавесок). К этим зажимам крепилась прокладка, пропускавшаяся между ногами. Конструкции поясов несколько отличались, но имели одинаковую принципиальную схему. Сами прокладки были весьма длинными и толстыми, как правило прямоугольной формы, и прикрывали всю промежность. Поглотительная способность прокладок была достаточно низкой, поэтому иногда к поясу крепили сразу две прокладки. Смена прокладки была делом весьма непростым, после уринации женщины, скорее всего, всегда устанавливали новую прокладку. Это приводило к тому, что женщины предпочитали терпеть как можно дольше, прежде чем пойти в туалет, что вредно отражалось на здоровье. Если учесть, что тогда носили чулки, также крепившиеся к пояску, то можно себе представать, сколько времени и усилий занимал тогда процесс уринации менструирующей женщины.
Прокладки были разными, и мнения женщин о них весьма различаются, так что обобщенный вывод сделать непросто. Судя по всему, эти прокладки были мягкими и не натирали вульву. С другой стороны, их трудно было установить в нужном положении, они часто сбивались и протекали, даже несмотря на то, что внизу были несколько утолщены. Поэтому женщины носили специальные плотные трусы, иногда с водонепроницаемым слоем в промежности, что уменьшало протечки, но вызывало усиленное потение вульвы. На некоторых трусах были специальные приспособления для дополнительного крепления прокладки. Если менструирующая женщина собиралась танцевать или одевать дорогую красивую одежду, то для дополнительной защиты одевали и еще нечто наподобие кушака. Такие прокладки приходилось менять несколько раз в день.
Тем не менее для Европы и Америки это был огромный шаг вперед – от многоразовых к одноразовым гигиеническим продуктам. Подобные пояса были достаточно широко распространены вплоть до конца 60-х гг., однако позднее постепенно сошли на нет с появлением прокладок с липким (adhesive) слоем, которые имели иной принцип ношения.
Первые промышленные тампоны появились в Америке в конце 1920-х гг. (Fax, Fibs, Wix). Они не имели аппликаторов, иногда даже вытяжных шнуров. Первый тампон с аппликатором (знаменитый Tampax) появился в Америке в 1936 г. и стал постепенно распространяться. Распространению тампонов очень поспособствовал знаменитый доклад Дикинсона «Тампоны как средство менструальной защиты», опубликованный в 1945 г. в журнале Американской медицинской ассоциации. Этот доклад в определенной мере помог преодолению недоверия женщин к самой идее тампона. Тем не менее в 20-х-50-х гг. тампоны для американок и европеек еще были «экзотикой», а широкое распространение тампоны получили, видимо, только в 70-е гг.
Одноразовые прокладки нынешней концепции появились примерно в конце 60-х гг. – более тонкие, не требовавшие поясов для ношения, а размещавшиеся в трусиках или чулках. Отметим однако, что самые первые подобные одноразовые прокладки Johnson & Johnson появились еще в 1890 (!) году, Curads в 1920, но они тогда совершенно не прижились, т. к. женское общество еще попросту не было готово к идее одноразовых гигиенических продуктов.
В 1960-х стали все более распространяться тампоны с аппликаторами разных типов – от штырьковых до телескопических, как правило, пластмассовых. Тогда же широко развернулась реклама прокладок и тампонов на телевидении и в женских журналах.
Акселерация (благодаря которой возраст первой менструации в течение всего нескольких поколений снизился с 16 до 12-13 лет), увеличение возраста менопаузы (прекращения менструаций), широкое развитие средств контрацепции, значительное уменьшение количества детей в европейской и американской семье, развитие эмансипации – все это привело к увеличению количества менструаций в жизни женщин и сделало проблему гигиены гораздо более актуальной, чем раньше. Активизация жизни женщин поставила и новые требования – быстрота смены гигиенического средства, незаметность для окружающих, доступность в продаже, надежность, удобство в ношении и т. п. Все это могли обеспечить только одноразовые гигиенические продукты промышленного производства. Уже в 70-х гг. жизнь цивилизованной женщины без фабричных тампонов и прокладок стала непредставимой.
В 80-х прокладки продолжали совершенствоваться, появился защитный нижний слой и «сухой» поглощающий слой, крылышки; стали использовать материалы-поглотители, превращающие кровь в гель; прокладки стали делать с учетом строения женской промежности (анатомическая форма). Прокладки становились более кровоемкими и в то же время тонкими, расширялась номенклатура – от могучих «овернайтов» до тончайших «на каждый день». Развивались и тампоны - так, более популярными стали тампоны с телескопическими аппликаторами, которые стали чаще изготовлять из картона (т. к., в отличие от пластика, картон в воде легко растворяется и поэтому с экологической точки зрения является более предпочтительным).
Примерно в этот же период продукты женской гигиены стали быстро интернационализироваться - такие бренды, как Tampax, Ob, Kotex, Always, Libresse и другие распространены по всему миру и редко встречаются только в бедных странах (впрочем, самые богатые дамы даже в беднейших странах все чаще пользуются мировыми брендами). В некоторых странах к ним добавляются и свои «национальные» бренды. Национальные марки можно условно разделить на две категории. Первая – это более дешевые в сравнении с интернациональными модели. В Польше это прокладки Bella, в России – прокладки «Ангелина», «Вероника» и другие, в том числе и польские. Такие продукты, как правило, не столь удобны, как интернациональные. Вторая категория – это продукты, в большей мере отвечающие национальным вкусам и предпочтениям, нежели интернациональные. Во Франции это, например, прокладки Nana и Vania (снабжаемые оберткой, в которую прокладку можно завернуть после использования), в Японии – тампоны с более длинными и обычно пластиковыми аппликаторами, снабжаемые целлофановыми пакетиками для заворачивания использованных тампонов и т. д.
Отметим, что есть и определенные национальные предпочтения в выборе гигиенических средств. Они не всегда поддаются объяснению, но нередко очень хорошо прослеживаются. Так, японки категорически не приемлют мысли о введении пальца в вагину, поэтому практически все японские тампоны - с аппликаторами, а редкие безаппликаторные марки снабжаются резиновыми напальчичниками! Вообще же японки определенно предпочитают прокладки. Прокладками предпочитают пользоваться также азиатки, латиноамериканки и россиянки. Американки определенно предпочитают тампоны, в Западной Европе распространенность тампонов и прокладок сопоставима. Автор предполагает (но не имеет подтверждений), что мусульманки пользуются только прокладками, причем самодельными, т. к. менструальная реклама в мусульманских странах запрещена.
В СССР вплоть до конца 80-х гг. промышленных тампонов не существовало вовсе, а прокладки промышленного производства были крайне редки и изредка продавались в аптеках под названием… «гигиенического средства» - словом, с анекдотической точностью воспроизводилась ситуация Америки 30-х гг. Зато в каждой книге для школьниц подробно объяснялось, как делать прокладки из ваты, завернутой в марлю. Этим «ноу-хау» в совершенстве владели все советские женщины.
Первые тампоны Tampax и прокладки появились в СССР в начале 90-х гг. и вызвали среди женщин настоящую сенсацию. Первая реклама Тампакса появилась в журнале Бурда в 1989 году. На странице был изображен тампон с аппликатором на фоне коробки. Там же был короткий текст, суть которого сводилась к тому, что с тампонами Тампакс в вагинах россиянки обретут свободу и невиданный комфорт.