Верования в древнем мире. 1. Религия Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религия в древности. Верования в древнем мире


Религия в древности

От мифа к религиям спасения

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались и видоизменялись вместе с развитием самого человека, но и древнейшие, восходящие к первобытности верования долгое время сохраняли свою власть. На протяжении почти всей жизни древних восточных цивилизаций религиозные представления и сам окружающий мир воплощались в виде мифов.

Мир в зеркале мифов

Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее, продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его — от земли, кровь — от воды, кости — от камней, дыхание — от ветра, а глаза — от солнца.

Миф — в буквальном переводе с греческого «слово». Сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о богах и героях.

Магия — в переводе с греческого означает «чародейство», «волшебство».

С другой стороны, и природа наделялась человеческими чертами. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники — все это считалось одушевленным и сходным с человеком.

В природе древний человек, еще довольно беспомощный, видел некие незримые и таинственные могучие силы. Но их не пытались, да и не могли исследовать, анализировать с помощью разума. Природу обожествляли и стремились воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов, т. е. прибегали к магии, возникшей еще в эпоху первобытности. Считалось, что для этого нужно имитировать то, что происходит в окружающем мире.

В индийских религиозных текстах (Ведах), например, описывается древний обряд, необходимый для того, чтобы пошел дождь. Нужно было принести в жертву какое-нибудь животное черного цвета. В другом обряде роль дождя выполнял жрец: одетый во все черное, он произносил заклинания, чтобы поменять направление ветра. Человек воспринимал окружающий мир с внешней стороны, еще не ощущая разницы между формой и содержанием, причиной и следствием. Отсюда и странная для современного человека логика, на которой основан обряд: дождь идет потому, что тучи черные.

Боги также были тесно связаны с природой и воплощали ее силы, добрые или злые. Наиболее древние верования лежали в основе культа животных-богов, который процветал в Египте. Каждая область имела своих богов-покровителей, которые вели свое происхождение от первобытных тотемов.

Египтяне верили в бога Анубиса, хозяина подземного царства, у которого была голова собаки. Богиня неба Хатор изображалась в виде коровы, а бог Собек, связанный с культом солнца, имел голову крокодила. Геродот, величайший древнегреческий историк, описывал странный для греков обычай египтян поклоняться животным. В Фивах, где почитается бог Собек, жители «кормят отборного крокодила, сделавши его ручным, вешают ему в уши серьги из стекла и золота, на передние лапы надевают кольца». Однако уже в соседних областях, где были приняты другие культы, крокодилов употребляли в пищу, не считая их священными животными.

Тотемизм — вера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, т. е. группой людей, и каким-либо животным, птицей и т. д. Тотемизм — одна из первых ступеней религиозного сознания.

Силы природы обожествлялись и в Вавилоне, где поклонялись богу воды Эа, изображавшемуся в виде полурыбы-получеловека. Но главное место занимали обожествленные небесные светила. Возможно, потому, что в жизни этой цивилизации огромную роль играли разливы рек и наводнения, начало которых жрецы вычисляли по звездам.

Древние индийцы первоначально тоже поклонялись силам природы: богу огня — Агни, богу грома — Индре, солнцу — Сурье.

Важнейшее значение в системе мифологических представлений имел, конечно, образ потусторонней жизни. Смерть воспринималась как переход в иной мир, мало чем отличающийся от земного. Египтяне, например, верили, что где-то на западе лежит таинственный мир мертвых; там люди ведут примерно ту же жизнь, что и на земле. Умерший человек, чтобы добраться туда, должен преодолеть препятствия и уберечься от злых демонов.

Пытаясь разгадать неразрешимую тайну смерти, человек снова отождествлял себя с природой. Так родился миф о боге Осирисе — проросшем зерне, и его брате Сэте, который олицетворял для египтян зло и смерть. Рассеченное на куски тело Осириса, убитого своим братом, собрала жена Осириса — Изида. Она родила Осирису сына Гора, который расправился с Сэтом и воскресил своего отца.

Осирис, который сначала был богом земледелия, растительности, постепенно превратился в бога мертвых. Обряд погребения в Египте воспроизводил сюжет мифа для того, чтобы умерший, уподобившись Осирису, воскрес в ином мире. С этой же целью произносились магические формулы и заклинания, облегчавшие, как верили египтяне, переход человека в загробный мир. Ведь на пути к нему нужно было преодолеть препятствия, добиться, чтобы демоны и боги тьмы пропустили душу к богам света.

Конечно, на протяжении всей истории древнего мира человек воспринимал окружающую действительность не только через мифы. Постепенно стали появляться зачатки нового, рационального отношения к миру.

Большую роль здесь сыграло изобретение письменности, так как само по себе владение письмом развивало логическое мышление. Кроме того, письменность помогала удержать и передать следующим поколениям большой объем информации, и это создавало базу для прогресса знаний. Не случайно в Египте библиотеки, находившиеся при храмах, называли «домами жизни». По мере развития трудовой деятельности, накопления опыта стали появляться первые естественнонаучные знания.

В эпоху древности уже были заложены основы астрономии, медицины, математики, и многие открытия, сделанные в те времена, до сих пор удивляют ученых. Однако ростки рационального сознания, робкие попытки научного осмысления мира не были противопоставлены мифологии, а причудливым образом переплетались с ней. Поэтому, например, в рецептах врачей предписания чисто медицинского характера мирно уживались с магическими формулами, которые, по мнению лекарей, были столь же необходимы для здоровья больного.

Рациональный — в переводе с латыни означает «разумный», «целесообразный», «обоснованный». Рациональное мышление, основанное на законах разума, логики и научных достижениях, в данном случае противопоставляется мифологическому, образному мышлению.

Центрами знаний, очагами просвещения были города и храмы, так как именно в них концентрировались образованные, владеющие грамотой люди, которые создавали письменную культуру. Жрецы в то время были и учеными, державшими в своих руках самые сокровенные знания. Распространение письменной культуры происходило и потому, что государству для пополнения административного аппарата требовался постоянный приток грамотных людей. Обычно они набирались из числа тех, кто учился в школах и храмах. Разумеется, в эти школы часто поступали, руководствуясь практическими интересами, стремясь, например, занять выгодное положение чиновника. Но независимо от этого в древних цивилизациях медленно расширялся круг людей, владеющих знаниями и способных эти знания развивать.

Новый образ мира

Итак, первые естественнонаучные знания не разрушили мифологической картины мира, хотя постепенно подтачивали ее. Наиболее решительный удар по мифологическому сознанию был нанесен в I тысячелетии до н. э., примерно с VIII по II в. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества. Некоторые историки называют его революционным. В эту эпоху независимо друг от друга, почти одновременно многие цивилизации древности (однако не все) стали строить новую систему представлений о мире. Разрушение мифологического восприятия мира, с его спокойной устойчивостью и ощущением извечной повторяемости в жизни природы и людей, заставило человека решать новые сложные вопросы. Перестав чувствовать себя частью природы, он стал иначе смотреть на себя, ощутил себя как личность, но одновременно осознал и свое одиночество, ужас окружающего мира и свою беспомощность. Перед ним открылась дисгармония жизни, и человек пытался понять ее законы, выработать новое к ней отношение. И главное, начал создаваться образ идеального мира, в котором человечество стремилось осознать, какими должны быть мир, люди и отношения между ними.

Теперь уже смерть не воспринимается как простое продолжение земного существования. В потусторонний мир переносится идеал справедливой и гармонично устроенной жизни. Создается четкая нравственная система координат: греховность земного мира противопоставляется чистоте небесного. В эту эпоху формируются религии спасения, основанные на детально! разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким! образом, чтобы она отвечала высоким требованиям божественной справедливости.

Бог теперь олицетворяет не таинственные силы природы, а справедливость, высший идеал добра. Для того чтобы получить его благоволение, нужно не прибегать к магии, а совершенствовать себя или окружающий мир.

В Индии религиями спасения были буддизм и индуизм; в Китае зарождается конфуцианство; в Иране Заратустра проповедовал учение о мире как об арене борьбы добра и зла; в Палестине пророки Илия, Исайя и Иеремия обличали народ и царей Израиля и открывали путь к нравственному очищению. Различные философские школы зарождаются в Греции.

Даже в цивилизациях, не затронутых этим глобальным переворотом, также происходили некоторые изменения.

В литературе Вавилона рано появляются мотивы, в которых отразилось более сложное, отличное от мифологического восприятие жизни. Безымянный автор, размышляя о противоречивости устройства мира и человека, противопоставляет земным законам небесные: «Почтение к царю я ставил высоко и учил народ уважению пред дворцом. О, если бы я был уверен, что это угодно Богу! Ибо, что самому человеку кажется благоприятным, перед Богом бывает мерзостью, а что для его сердца незначительно, находит у Бога милость». Добродетели «официальные», связанные с необходимостью подчиняться государству, кажутся автору явно недостаточными. Он уже смутно чувствует, что необходимо нечто иное — знание каких-то высших нравственных законов.

В Египте еще во II тысячелетии до н. э. появляется тема загробного суда, на котором оцениваются грехи и праведные поступки человека. В заупокойных текстах вместе с магическими формулами дается своеобразное нравственное оправдание умершего: «Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал своих ближних, я не делал мерзости вместо правды. Не превысило имя мое своего сана, не заставлял я рабов моих голодать, не был виновником бедности нищих, не осуждал никого пред начальством, не причинял страдания, не заставлял плакать, не убивал и не заставлял убивать». Такой перечень возможных грехов говорит о том, что в Египте начала складываться система нравственных представлений, отвечающая общегуманистическим требованиям, «вечным» нормам морали.

Однако и в Египте, и в Вавилоне все эти порывы к новому не создали мощной тенденции, которая могла бы существенно изменить духовную жизнь этих цивилизаций.

Религии спасения (буддизм, конфуцианство, иудаизм, зороастризм) обновили, «омолодили» те цивилизации, которые дали им рождение, и произошло это как раз накануне завершения истории древнего мира и приближения новой эпохи — средневековья.

Религии спасения значительно отличаются друг от друга; вопросы о соотношении земного и небесного, о возможности или невозможности преобразовать окружающий мир решаются в них по-разному (как именно — вы узнаете в следующих главах). И во многом именно от варианта решения этих вопросов зависело дальнейшее существование цивилизаций, так как религиозная этика имела большое значение в процессе складывания цивилизационных традиций — наиболее устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций.



biofile.ru

1. Религия Древнего Египта. Религия в древнем мире

Похожие главы из других работ:

Мифология Древнего Востока и античного мира

Глава II. Мифы Древнего Востока

К мифам Древнего Востока относятся практически все мифы народов мира...

Мифология Древнего Востока и античного мира

3.2 Мифология Древнего Рима

В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определённых...

Мифология Древнего Египта

Мифы Древнего Египта

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками...

Мифология Древнего Египта

Древнейшие божества Египта

Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») - бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена - богиня неба Мут и сын - бог Луны Хонсу...

Мифология и общество Древнего Двуречья

Глава I. Государство Древнего Двуречья IV-III тысячелетия до н.э.

...

Мифология и религия Древнего Египта

1. Культура Древнего Египта

...

Мифология и религия Древнего Египта

1.2 Социальная основа культуры Древнего Египта

"Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе.....

Мораль и религия

2.1 Религия и мораль в РФ

В одной самой важной области ученые могут плодотворно взаимодействовать с религией. Это область нравственности... Нужно отдавать должное той роли, которую религия играла и играет в данной сфере, но одновременно нельзя забывать...

Образы смерти в мировых религиях

1.2 Смерть в представлениях древнего человека

Смерть вызывала беспокойство у древних людей не только потому, что ее боялись, но главным образом потому, что их занимал вопрос сохранения существующего порядка, непрерывности жизни - того, что подрывала и нарушала смерть...

Религия в древнем мире

1. Религия Древнего Египта

верование культ рабовладельческий религиозный Религия Древнего Египта представляет собой крайне интересное для исследователей явление. Истоки его своеобразия заключаются в особенностях мировоззренческих взглядов различных народов...

Религия в древнем мире

3. Религия Древнего Рима

Несмотря на общее индоевропейское происхождение и на то, что римляне сами утверждали тождественность своих богов греческих аналогам (Юпитера - Зевсу, Юноны - Гере, Марса - Аресу), их религия имела свои особенности...

Религоведение

Тема 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Религия народов древнего Двуречья В конце IV тыс. до н. э. шумеры образовали первые города-государства в долине Тигра и Евфрата. Во второй половине III тыс. до н.э...

Римские боги

1. Религия древнего Рима

В процессе исторического развития семья стала в Риме первичным социальным образованием. Этот процесс нашёл своё отображение в религии. Каждая семья имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Средоточием этого культа был очаг...

Семьи богов древнего Египта

Глава I. Основные боги Египта

...

Семьи богов древнего Египта

3.2 Господство богов Египта

египет древний бог семейный Египетская религия начиналась с обожествления природных стихий, животных и растений, окружавших каждый ном, и возникновения множества маленьких номовых пантеонов весьма аморфной структуры. Затем...

rel.bobrodobro.ru

Ответы на вопрос "14. Религия в древнем мире и ее ..."

 

Древнейшие формы религии: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ.

 

Анимизм – наделение природных явлений человеческими качествами. Это была универсальная форма верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов, ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отношение к смерти, погребению.

 

Магия – ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Кто-то видит в ней предшественницу религии, кто-то как главный источник развития религиозных представлений, кто-то считает ее продуктом ранних анимистических верований. Магия скрашивала мышление первобытного человека, была тесно связана с развитием веры в сверхъестественность.

Виды магии: вредоносная, военная, любовная, лечебная, предохранительная, промысловая, метеорологическая и т.п. Охотничьи пляски (подражание животным, часто со шкурами). Часто встречались запреты, суеверия, приметы. Магические верования – фантастическое отражание в сознании людей господствовавших над ними внешних сил. Корни магии – в видах человеческой деятельности. Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

 

Фетишизм – разновидность магии, поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные св-ва (камни, палки, деревья). М.б. как естественные, так и созданные человеком. Отсюда берет начало вера в амулеты. Отголоски фетишизма до сих пор есть в современных религиях (черный камень в Мекке, иконы в христианстве).

 

Тотемизм – поклонение животным и деревьям. Мир представлялся дикарю одушевленным, человек верил, что деревья и животные обладают душой, общался с ними. Тотемизм – вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

Виды тотемизма: родовой, фратриальный (фратрия=братство), групповой, половой, индивидуальный. С тотемизмом связаны многие пещерные рисунки и скульптуры. Обнаруживаются следы и сейчас, например, в Китае в древний период племя инь почитало в качестве тотема ласточку, предание о волчице, вскормившей Рема и Ромула.

�:>�� ��� pan>

 

Ашшур – главный бог Ассирии

Гильгамеш – мифический правитель города Урука

Государственная власть и законодательство. Поскольку шумерское общество и более поздние общества Месопотамии считали себя подобием самоуправляемого сообщества богов, власть не могла носить характер абсолютизма. Смертный царь был скорее доверенным лицом, но не самодержцем. Над ним существовал безличный закон, установленный богами, и он ограничивал правителя не меньше, чем самого скромного подданного

Обширные своды, обычно именуемые кодексами, свидетельствуют о том, что в общих чертах такая система сложилась уже к III тыс. до н.э. Среди сохранившихся сводов — законы основателя III династии Ура Ур-Намму, шумерские законы и законы Эшнунны (северо-восточная часть Аккада). Все они предшествуют знаменитым законам Хаммурапи. К более поздним периодам относятся ассирийские и нововавилонские сборники.

Письменность и наука. Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира — животных, растения и т.д.

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

 

Литература. Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше.

 

Влияние цивилизации Месопотамии

 

1. Зародились города-государства, письменность и литература, наука.

2. Письменность – первая в мире (4 в. до н.э.)

3. Системы счета.

4. Созданы первые в истории поэмы и элегии, первый библиотечный каталог, библиотека клинописи Ашшурбанипала.

5. Архитектура, воплощенная в зиккуратах, стала основой строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы.

www.konspektov.net