Кузищин История древнего Рима. Кузищин история древнего рима
Кузищин История древнего Рима - Стр 30
Римский театр I—IIвв. Реконструкция
В генеральном плане застройки предус
В полной мере принципы регулярного
матривалось выделение основных элемен
города, построенного по генеральному пла
тов города: жилые кварталы, производст
ну, были реализованы во вновь основанных
венные зоны (обычно ближе к окраинам
городах. Но они реализовались, хотя и в
города), районы
общественных площадей
более усеченном виде, также и в городах
различного типа
(торговые, прогулочные,
традиционной, более хаотичной застройки,
праздничные и др.), здания общественного
в том числе в самом Риме, древних городах
назначения —театры,цирки, амфитеатры,
Южной Италии, Балканской Греции, Ма
стадионы. Все элементы регулярного города
лой Азии, где следы римской перестройки
были объединены вокруг двух пересекаю
обнаруживаются в настоящее время при
щихся под прямым углом широких цент
археологических раскопках.
ральных улиц-проспектов.Они делили весь
О сложности и разработанности рим
город на четыре части, как правило, ориен
ского градостроительного искусства гово
тированные по странам света и упирающи
рит появление нескольких типов городов.
еся соответственно в северные, южные,
Это административные и культурно-рели
восточные и западные ворота городской
гиозные центры муниципального типа (на
стены. Параллельно центральным проспек
пример, Помпеи, Тускул), города ремес
там через равные промежутки проводились
ленно-торговогопрофиля (например, Арре
узкие улицы, делившие город на прямо
ций, Калы), лагерного типа, созданные на
угольные кварталы. Под мостовыми созда
основе военного лагеря (например, Тимгад,
валась довольно разветвленная сеть кана
Виндобонна — Вена), приморские торг
лизационных каналов, которые отводили
овые центры (Массилия, Аквилея), курорт
дождевую воду и нечистоты далеко за город.
ные города (Байи в Кампании). Наконец,
Питьевая вода подводилась по акведукам
именно в римской ойкумене возник особый
или через подземные каналы из источни
тип города-гигантас миллионным населе
ков, нередко находившихся за многие ки
нием, далекого предшественника современ
лометры от города. Так, например, для
ного мегаполиса. Таким первым в истории
снабжения водой увеличившегося населе
мегаполисом стала столица Римской среди
ния Рима при императоре Клавдии были
земноморской империи Рим.
построены два акведука — Клавдия и так
Расцвет римского урбанизма стал мощ
называемый Новый. Длина акведуков со
ным стимулом для развития строительного
ставляла соответственно 68 и 87 км.
искусства и архитектуры. В области строи-
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 28
образованными и культурными людьми, ко торые считали своим долгом покровитель ствовать развитию культуры.
2. Система культурных ценностей. Рим ская средиземноморская культура, являясь закономерным продолжением собственноримско-италийской,была во многих своих компонентах новым историческим явлени ем. Она в значительной степени утратила свой узкий полисный, так сказать, «нацио нальный» характер и приобрела космополи тические черты. Ее имперский характер выражался не только в том, что жители Рима и Сиракуз, Александрии и Лугудуна, Фес салоник и Кордовы жили в одном государ стве и в целом имели если не одинаковый, то похожий образ жизни. В рамках новой «мировой» культуры сформировалась своя система культурных ценностей, которая пронизывала составные части и направле ния культурной жизни, философию и рели гию, литературу и искусство, архитектуру и науку. Эта система ценностей предполагала особый стиль жизни, включающий доволь но благоустроенный городской быт, извест ный уровень благосостояния, гордость за великую державу, сильную и благодетель ную для всех подданных власть Рима, апел ляцию к некоторым общечеловеческим ценностям. Вместе с тем по мере укрепле ния имперской власти и ее центрального и провинциального аппарата, широчайшего развития рабства и его глубокого проник новения во все поры общества формируют ся мировоззрение и психология поддан ного, сервилизм и угодничество, оборотной стороной которых были презрение к труду, паразитизм, животное потребительство и безудержное стремление к материальным благам и низменным удовольствиям. Эти черты образа жизни имперского подданно го, его духовные ценности нашли велико лепное отражение в лучших произведениях своего времени: стихотворениях Горация с его знаменитым лозунгом сагре diem — «лови день», романе Петрония «Сатирикон» с его жуткой картиной морального разло жения общества, в сатирах Ювенала, сфор мулировавшего главное правило римского паразитизма panem et circenses — «хлеба и зрелищ».
Для сложившейся в 1—IIвв. системы культурных ценностей характерно глубокое противоречие между довольно высоким уровнем цивилизации и потребительским
характером культуры, ведущим к паразитиз му, моральному опустошению и общей апа тии. Конечно, не все слои и классы сложной общественной структуры римского Среди земноморья разделяли такую систему цен ностей. В целом можно сказать, что она была приемлема для большей части город ских жителей, в то время как сельское на селение, среди которого было много рабов, различных категорий зависимых людей (ко лонов, адскриптициев, должников), а также низшие слои свободного крестьянства ру ководствовались другой системой жизнен ных координат, другим образом жизни, наполненным тяжким трудом, заботой о семье, строгой моралью и необходимостью выполнять свои обязанности.
В разнородном римском обществе нель зя выделить какую-либоодну ведущую ми ровоззренческую систему. Можно говорить о трех различных типах мировоззрения. Для высших классов такую роль выполняла фи лософия позднего, или римского, стоициз ма, представленного такими выдающимися философами, как Сенека, Эпиктет и импе ратор Марк Аврелий.
Согласно Сенеке, весь видимый мир есть порождение вселенского божественно го разума, который мудро устроил космос, равномерно распределив в нем добро и зло. Венцом творения является человек, в кото ром так или иначе заключена частица ми рового божественного разума. Однако большая часть людей за повседневными де лами, погоней за внешними благами, вла стью и богатством как бы подавляет в себе эти божественные искры. Удаляясь от бо жественного разума, люди предаются злу, нарушают законы природы, влачат жалкое, полное суеты существование. Лишь лучшие люди, особенно познавшие законы приро ды, устройства мира, как бы разжигают искры заключенного в них божественного разума, освобождаются от давления жиз ненных обстоятельств, затягивающей тря сины богатства, власти, удовольствий, обретают внутреннюю свободу и устойчивое счастливое существование. Мудрец должен стремиться к преодолению внешних соблаз нов, быть равнодушным как к приваливше му счастью, так и терпеливо сносить обрушившееся на него несчастье, бедность, болезни, даже порабощение. Согласно уче нию стоиков, мудрый человек не может отделяться от мира, он должен жить в об-
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 26
Глава 19. Экономика и социальные отношения в I — I I вв.
255
постепенно возрастает ее социально-поли
торые средства, а самое главное — после
тическая роль в жизни Империи.
выхода в отставку они получали права ла
Римская армия после ее реорганизации
тинского и римского гражданства, что сразу
при Августе состояла из трех разных по
же ставило их в привилегированное поло
своему положению частей. Прежде всего —
жение в родном городе. Многочисленность
это привилегированная
преторианская
вспомогательных войск, а
следовательно,
гвардия, пополнявшаяся из римских граж
массовая раздача прав гражданства при де
дан италийского происхождения, получав
мобилизации служила мощным каналом
шая в 3,5 раза большую плату, чем
широкого распространения прав римского
легионеры, а также многочисленные подар
гражданства во всех провинциях огромной
ки. Преторианцы служили лишь 16 лет и
державы. Новоиспеченные римские граж
после почетной отставки располагали со
дане, усвоившие латинский язык и приоб
лидным имуществом, позволявшим им
щенные к более высокой культуре, ста
влиться в ряды господствующего класса
новились верными защитниками импер
Империи. Основной костяк армии —леги
ского социального и политического поряд
онные части комплектовались по принципу
ка. Процесс распространения римского
добровольного набора из римских граждан,
гражданства в Империи во II в. н. э. посте
главным образом провинциального проис
пенно вел к стиранию перегородок между
хождения, т. е. принадлежавших к приви
легионными и вспомогательными частями,
легированному сословию
в провинциях.
способствовал известной
консолидации
Служба в легионах неплохо по тем временам
римской армии, росту ее корпоративного
оплачивалась, легионеры, как правило, из
духа, создавал условия для увеличения ее
остатков своей регулярной платы (после
политической роли в будущем.
Домициана — 300 денариев в год), из по
Определенную социально-экономичес
дарков, добычи и расчетной суммы при
кую роль в Империи играла повседневная
выходе в отставку (до 3000 денариев) состав
жизнь римских воинских частей. Хотя вои
ляли некоторое состояние, получали уча
ны жили в специальных воинских лагерях,
сток земли и, возвратившись в родной
для обслуживания этих лагерей продоволь
город, вливались в ряды местной городской
ствием, снаряжением, ремесленными изде
элиты, избирались в члены совета, управля
лиями около легионных стоянок возникали
ющего городом, становились декурионами,
особые поселки (канабы) ремесленников и
заводили небольшое рабовладельческое хо
торговцев, скупщиков военной добычи, ко
зяйство.
торые со временем превращались в города,
Третья часть римской имперской армии
включавшиеся в общую структуру импер
состояла из так называемых вспомогатель
ского хозяйства. Целый ряд современных
ных частей, комплектовавшихся из провин
западноевропейских городов, таких, как
циалов, не имеющих прав римского
Кельн, Вена, Страсбург, Будапешт, Манче
гражданства,—Перегринов (галлов, иберов,
стер и многие другие, развились из легион
фракийцев, мавританцев,
германцев, си
ных лагерей и обслуживающих их торго
рийцев и др.). Эти части не входили в состав
во-ремесленныхканаб.
легионов, имели собственную организа
Господствующий класс. Господствую
цию, даже национальное вооружение и эки
щий класс Империи не был однородным и
пировку. Вспомогательные части по своей
монолитным. В его состав входили сенатор
численности не уступали легионам и во
ское и всадническое сословья, муниципаль
II в. н. э. насчитывали свыше 200 тыс.
ная верхушка, состоящая из зажиточных
человек. Их служебное положение в общей
граждан многочисленных
городов, собст
структуре римской армии было гораздо ни
венников рабовладельческих вилл, владель
же, чем легионеров: дисциплина строже,
цев крупных мастерских, оптовые торговцы
наказания суровее, плата ниже (100 денариев,
и судовладельцы. Если в I в. до н. э. — I в.
т. е. в три раза меньше, чем у легионера),
н. э. население Империи юридически дели
срок обязательной службы выше (25 лет).
лось на жителей Италии, обладающих пра
Однако жители римских провинций охотно
вами римского гражданства, и более
шли и на такие условия. За время военной
многочисленных, но бесправных провин
службы они все-такимогли скопить неко
циалов, то после гражданской войны 68 —
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 3
ротив, К. Бюхер обосновывал теорию ста дий прогрессивного экономического разви тия, а всю древность включал в стадию так называемого ойкосного, сугубо натурально го замкнутого хозяйства, ничего общего не имеющего с капитализмом («Возникнове ние народного хозяйства», 1893). Один из крупнейших историков и социологов, вид ный философ М. Вебер развивал концеп цию идеально-логическихтипов (под ними он понимал и феодализм, и капитализм, и городское хозяйство, и рабство, и др.), ко торые могут сосуществовать в любом обще стве, например в Древнем Риме, но которые не отражают сущности исторических про цессов и потому не могут быть познаны («Аграрная история древнего мира», 1909).
Возрастает интерес к социальным отно шениям в Древнем Риме. В трудах Р. Пель мана («История античного коммунизма и социализма», т. I—II,1893—1901),Г. Фер реро («Величие и падение Рима», т.I—V,1904—1907)взаимоотношения различных социальных прослоек и их борьба составля ют своего рода основу исторического про цесса, который рассматривается ими в модернистском плане как имеющий много общего с современной им жизнью конца XIX — начала XX в. Р. Пельман приходит даже к выводу о появлении социалистиче ских и коммунистических учений в Древней Греции и в Древнем Риме, а вместе с ними и ожесточенной классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией, которая при водит к гибели античную цивилизацию. Не смотря на модернистское истолкованиесоциально-экономическихпроцессов в древности, сам интерес к их исследованию расширил проблематику древнеримской ис тории, способствовал развитию современ ной историографии.
Расширение источниковедческой базы позволяло ученым приступить к более ши рокому кругу проблем древнеримской исто рии, чем в предшествующее время. Появ ляется ряд крупных трудов по многим пе риодам римской истории. О. Зеек издал шеститомный труд «Падение античного ми ра» (1896—1910),где впервые последова тельно применил реакционную расовую теорию для объяснения причин падения античной цивилизации. Г. Дельбрюк выпу стил одно из лучших в европейской литера туре сочинений по истории военного искусства в древности, в котором он тесно
увязал развитие военного искусства с ходом политической и даже социальной истории (например, учитывал роль земельного воп роса). Наиболее крупным знатоком слож ных проблем раннехристианских воззре ний был А. Гарнак, автор капитальных ис следований о критике новозаветных текстов («Дополнение к Введению в Новый завет», т. I—VII,1906—1916),сущности христиан ства, взаимоотношениях христианской цер кви и государства, о христианской догма тике, в которых он, как протестант, пытал ся, насколько это было допустимо в рамках богословия, восстановить первончальное христианство, очистив его от явных иска жений и фальсификаций.
Во французской литературе особое зна чение приобрели две проблемы: история Римской Галлии и римские провинции Се верной Африки. Наиболее крупной по ис тории Галлии стала работа К. Жюлльена («История Галлии», т. I—VIII,1907—1926),по истории Римской Африки— С. Гзелля («Древняя история Северной Африки», т.I—VIII,1914—1929),а также многочис ленные исследования Ж. Тутена («Римские города Туниса», 1894; «История римской колонизации Северной Африки», 1895, и др.), работы Канья («Римская армия в Се верной Африке», т.I—II,1912—1913;«Ан тичные города Северной Африки», 1909, и др.).
Заметно активизировали разработку об щих и частных проблем римской истории, главным образом раннего и республикан ского периода, итальянские историки, из которых кроме Г. Ферреро получил извест ность Г. де Санктис, автор сводного труда «История Рима» (т. I—IV,1907—1923),где дана синтетическая картина римского об щества и государства с позиций умереннокритического подхода к источникам, в то время как Э. Пайс в своих многотомных трудах («История Рима», т.I—II,1898 — 1899; «Критическая история Рима в течение первых пяти веков», т.I—V,1913—1920)придерживался гиперкритической точки зрения, занимаясь не столько восстановле нием, сколько разрушением древнейшей римской истории.
В английской литературе самыми попу лярными темами были история Римской империи (труды Дж. Бьюри, Стюарта Джон са, Б. Гендерсона) и история Римской Бри тании (работы Раиса Холмса и др.). Из
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 33
ния. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых тер риторий и сохранявшие примерно свои ста рые дорийские границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых, меньших по размерам провинций было ор ганизовано 100, а Рим был выделен в осо бую, 101-юадминистративную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Создание новых провинций, не совпадающих с исторически сложившимися границами, должно было, кроме того, подорвать усилившийся в III в. сепаратизм прежних, зачастую очень круп ных (например, Египет, Фракия и т. д.) провинций, способствовать укреплению единства Империи. Военное командование было отделено от гражданской администра ции. Несколько провинций объединялись в диоцез. Диоцезами управляли викарии, на значавшиеся императором. Наместники провинций назывались ректорами, они под чинялись викариям. Ректоры особо важных провинций подчинялись непосредственно императорам. Рим—историческаястолица Империи, глава средиземноморского ми ра — сохранил свое прежнее устройство, но фактически перестал быть столицей, его сенат превратился в совет города Рима.
Во всей Империи устанавливалась еди нообразная бюрократическая система с це лым рядом инстанций, с переходами от низших канцелярий и должностей к вы сшим. Новая политическая система должна была нормализовать внутреннюю жизнь в стране, укрепить центральную и местную власть, а следовательно, упрочить положе ние господствующего класса Римской сре диземноморской империи.
Упорядочение военной, администра тивной и налоговой систем стало приносить свои результаты. В 296 г. Диоклетиан пода вил восстание в Египте. С большим трудом, но все же удалось оттеснить персов в 298 г. за пределы Империи. Затянувшиеся восста ния в Африке и Мавритании были наконец жестоко подавлены в 297 г. Максимианом.
Эдикт о твердых ценах и заработной плате. Содержание возросшего военно-бю рократического аппарата требовало все больших расходов. Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости де
нежной системы. Это отражалось на по ступлении налогов. И Диоклетиан в 301 г. издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спеку ляцией и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко платил все полученное им жало ванье. За продажу товаров выше установ ленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в ис полнение приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате пресле довал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произ вольно и не могли быть едиными для ог ромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития.
Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.
2. Религиозная политика Диоклетиана. Борьба с христианской церковью. Послед ним значительным мероприятием Диокле тиана была борьба с христианством, которое к этому времени распространилось в горо дах и частично в армии, имело разветвлен ную и хорошо организованную церковную администрацию. Христианство исповедова ли часть вельмож, даже жена Диоклетиана и его дочь. Христиане оказывали пассивное сопротивление недавно утвержденному культу двух августов, выступали против по читания древних богов, т. е. против тех основ, которые, по мысли Диоклетиана, приверженного древнеримским традициям, должны были идеологически объединить подданных с трудом воссоединенной Им перии. Жесткий гнет налоговой и командно-административнойсистемы, установ ленной обожествленными императорами, способствовал проявлению оппозиции к новому режиму в религиозной форме отри цания прежде всего божественности импе раторов. Это благоприятствовало даль нейшему распространению христианства. Но главной причиной, вызвавшей при Ди оклетиане жестокое гонение на христиан,
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 27
Кувшин с двумя ручка ми. III в. н. э. Кёльн.
Изображен бог Митра — Солнце в лучистой коро не перед пламенем алта ря. За Митрой двойной крест — символ света и
солнца
лея,
Марциала,
Ювенала, Филострата и
обычно называют синоптическими (от сло
м ногах других.
ва «синопсис» — общий обзор, свод). Да
Наконец, особую и довольно информа
тировка создания Евангелий является очень
тивную группу источников по истории ран
сложной и одной из самых дискуссионных
него
христианства представляют собой
проблем. Наиболее распространенная точка
памятники христианской археологии, под
зрения признает древнейшим Евангелие от
земные христианские кладбища-катаком
Марка, самым поздним — Евангелие от
бы,
остатки древнейших христианских
Иоанна, временем их составления — вто
базилик, отдельные предметы христианско
рую половину I в. и начало II в. н. э. В состав
го культа, древнейшие христианские надпи
Новозаветного канона входят также Деяния
си.
апостолов, посвященные деятельности пер
воучеников Иисуса Христа по распростра
Основой основ всех наших знаний о
нению евангельского
вероучения
вне
раннем христианстве являются канониче
Палестины, включая Сирию, Малую Азию,
ские книги Нового Завета. В состав Ново
Грецию и даже Рим. Деяния апостолов ско
заветного канона вошли 27 произведений
рее всего были составлены в начале II в. и
различного характера, которые были утвер
более или менее одновременны поздним
ждены как канонические, священные (т. е.
Евангелиям. Особой частью Канона
яв
богодухновенные)
на Карфагенском Все
ляется 21 Послание апостолов, из которых
ленском Соборе 419 г. Среди этих произве
14 принадлежит апостолу Павлу, 3 —Иоан
дений четыре Евангелия (от
Матфея, от
ну, 2 — Петру и по одному Иакову и Иуде
Марка, от Луки, от Иоанна), их авторство
(не Иуде Искариоту — предателю Иисуса,
приписывается
ближайшим
ученикам
а другому апостолу с таким же именем).
Иисуса Христа, апостолам Матфею и Иоан
Послания апостолов представляют со
ну и ученикам второго поколения Марку и
Луке. В Евангелиях дано обстоятельное из
бой письма наиболее авторитетных после
ложение земной жизни Христа как вопло
дователей нового вероучения отдельным
тившегося в человеческий образ сына
общинам верующих первохристиан (напри
Божия, его вероучение, чудеса и проповедь
мер, галатам, эфесянам, коринфянам, рим
в различных областях Палестины. Из них
лянам), живущих в тех или иных городах,
три Евангелия (от Матфея, от Марка, от
или отдельным верующим, в которых дается
Луки) довольно близки друг другу по харак
толкование различных
вопросов вероуче
теру изложения и содержанию, и потому их
ния, борьбы с еретиками, отношения к
studfiles.net
Кузищин История древнего Рима - Стр 15
потребностей в связи с цивилизованным образом жизни создавали рынок для ремес ленных изделий, способствовали общему развитию римско-италийскогоремесла.
ВИталии в I в. до н. э. укрепляются товарные отношения, местные и областные рынки и ярмарки ведут оживленную тор говлю сельскохозяйственной и ремеслен ной продукцией. Целый ряд италийских ремесленных изделий (арретинская посуда, бронзовые поделки из Капуи, светильники
ишерстяная одежда) вывозился в провин ции. На экспорт шли и продукты италий ского земледелия, в особенности вино и масло. В I в. до н. э. экспорт италийского вина и масла, главным образом в западные провинции, достиг значительного объема.
ВИталию же ввозили многие товары из провинций: хлеб для Рима, хлопок, шелк, греческие вина, металлы, ценные породы строительного камня, пряности, изделия ремесла восточных стран (стекло, ювелир ные изделия, слоновую кость и др.). Италия ввозила больше, чем вывозила, и ее торгов ля с провинциями в целом была пассивной. Поэтому часть товаров италийцы были вы нуждены покупать не на деньги, получен ные от реализации своего экспорта, а на средства, выкачиваемые из провинций пу тем налогов, ростовщических операций, хи щений наместников и их свиты, а иногда и просто грабежа.
Характерной особенностью экономиче ской жизни Рима в I в. до н. э. была почти узаконенная эксплуатация провинций. Провинции рассматривались не как равно правные части Римского государства, а как «поместья римского народа», куда римляне ехали за доходами. В I в. до н. э. провинции стали полем деятельности многих римских финансистов, дельцов и просто авантюри стов, совместно с наместниками откровен но обиравших провинциальное население.
Наместники и их свита занимались на прямую незаконными поборами и изъяти ями у провинциалов и наживали огромные состояния. Так, бывший в конце 70-хгодов I в. до н. э. наместником Сицилии Гай Веррес, по словам Цицерона, присвоил за три года своего правления 40 (!) млн. сес терций. Награбленные в провинциях деньги текли в Италию. Они шли на устройство вилл и улучшение их хозяйства, на органи зацию ремесленных мастерских, что и было одной из причин подъема италийской эко
номики. Однако этот подъем сопровождал ся хозяйственным застоем, а то и упадком провинций, что придавало римской эконо мике в целом несбалансированный, не сколько болезненный характер.
2. Социальная борьба в Риме и крушение сулланских порядков. Огнем и мечом Сулла установил господство сенатской знати; 10 тыс. корнелиев парализовали работу народного собрания, а 120 тыс. сулланских ветеранов, посаженных на землю в Италии, представ ляли собой силу, готовую подняться на защиту нового порядка.
Но сторонники популяров не были уничтожены полностью. Они были рассея ны и подавлены, однако при благоприятных условиях могли снова выступить. К тому же даже в рядах сторонников Суллы находи лись недовольные его диктатурой, ее монар хизмом, господством фаворитов и той жестокостью, с которой диктатор управлял государством. Еще до отставки Суллы нача лась критика отдельных сторон его режима. Молодой и даровитый оратор Марк Туллий Цицерон в одной из речей смело напал на фаворита Суллы Хризогона, что вызвало сочувствие в Риме, а грозному повелителю ничего не оставалось, как молчать и не реагировать на критику своего приближен ного. В 78 г. до н. э. консулом стал Марк Эмилий Лепид, некогда сулланец, но затем перешедший в лагерь его противников. Ле пид использовал недовольство многих слоев населения сулланскими порядками. Тотчас же после смерти Суллы он выступил с де мократической программой. Лепид предло жил восстановить хлебные раздачи нуждаю щимся гражданам Рима, вернуть народным трибунам их права, объявить амнистию про скрибированным и вернуть им конфиско ванное имущество. Программа Лепида имела успех, и сенат был вынужден пойти на некоторые уступки. Были восстановлены хлебные раздачи, городское беспокойное население было тем самым удовлетворено и, видимо, отошло от Лепида. Однако дру гие предложения Лепида не прошли, так как возвращение проскрибированным их кон фискованного имущества грозило затронуть интересы многих сулланцев, а главное, по саженных на землю ветеранов Суллы. Вско ре в одном из этрусских городов — Фезу лах —подняливосстание жители, у которых земли были отняты и розданы поселенным там ветеранам. На подавление восстания