Урок-путешествие "Город чудный, город древний…". Город чудный город древний
Город чудный, город древний: _niece
А когда Федор Глинка в 1840 году писал своё "Город чудный, город древний", он, конечно, имел в виду (в подтексте подразумевал) "Город пышный, город бедный" от 1828 года? Мол, у вас бледно-зелёный немец-Петербург, а у нас матушка Москва, бела и румяна. Федор Глинка был большой патриот, воевал в 1812 году, дошел, как принято выражаться, до Парижа, пострадал после 1825-го, но не слишком, а слегка, прожил, по некоторым сведениям (дата рождения плавает) до ста лет, писал религиозные поэмы в державинском духе, Пушкин в Современнике хвалил его Карелию, или заточение Марфы Романовой, а память народная сохранила три вещи: эту самую Москву (кто царь-колокол подымет? Кто царь-пушку повернет?), Не слышно шума городского (жалостный тюремный романс о надежде на помилование) и один из самых русских текстов ever - Вот мчится тройка удалая (та, где про дар Валдая и очи девицы-души, не путать с тройкой почтовой, где нехристь-староста-татарин). Вот полный текст Города чудного, его печатают не всегда, пропуская достойный Чуковского перебой ритма ближе к финалу:
Город чудный, город древний,Ты вместил в свои концыИ посады и деревни,И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,Весь пестреешь ты в садах;Сколько храмов, сколько башенНа семи твоих холмах!..
Исполинскою рукоюТы, как хартия, развит,И над малою рекоюСтал велик и знаменит!
На твоих церквах старинныхВырастают дерева;Глаз не схватит улиц длинных...Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмёт в охапкуХолм Кремля-богатыря?Кто собьёт златую шапкуУ Ивана-звонаря?..
Кто Царь-колокол подымет?Кто Царь-пушку повернёт?Шляпы кто, гордец, не сниметУ святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выиВ бедовой твоей судьбе:Разве пасынки РоссииНе поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела,Белокаменная!И река в тебе кипелаБурнопламенная!
И под пеплом ты лежалаПолоне́нною,И из пепла ты воссталаНеизме́нною!..
Процветай же славой вечной,Город храмов и палат!Град срединный, град сердечный,Коренной России град!
users.livejournal.com
Урок-путешествие "Город чудный, город древний…"
Разделы: Начальная школа
Цель: совершенствовать представление учащихся о столице нашей Родины- Москве.Задачи:
познакомить учащихся с историей возникновения Москвы;
формировать у учащихся представление о Москве как о главном городе России, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
развивать внимание, читательский интерес учащихся;
Оборудование:
компьютер и мультимедийный проектор, экран;
магнитофон и аудиоэнциклопедия «Московский Кремль»;
выставка книг о Москве;
плакаты с пословицами;
виды Москвы;
макет Кремля;
ХОД УРОКА:
I этап. Первое знакомство с Москвой ( Презентация )
Приложение 2
Приложение 3
СЛАЙД 1. «ГОРОД ЧУДНЫЙ, ГОРОД ДРЕВНИЙ…»
Звучит мелодия о Москве. Учащиеся читают стихотворение: «Здравствуй, Столица!»
Здравствуй, Столица! Здравствуй, Москва! Здравствуй, московское небо! В сердце у каждого эти слова – Как далеко бы он ни был.
Мы с детства запомнили эти слова,И нету прекрасней и проще Для города имени – город МОСКВА,Для площади – КРАСНАЯ площадь.
На свете немало других площадей,Героев на свете немало.Но сколько здесь было отважных людей,Пожалуй нигде не бывало.
Кто в море уходит, кто в космос летит, Маршрут полагая опасный,Но каждый считает началом путиПрогулку по площади КРАСНОЙ.
Вводное слово учителя:
– Ребята, сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по столице нашей РОССИИ городу-герою Москве.
Просматривание видеоролика о Москве. На фоне видеоролика звучат слова:
Москва… Как много может вместить в себя это короткое слово…Москва … Это – большой, красивый, многолюдный главный город государства, сердце нашей Родины.Москва… Это знаменитые на весь мир музеи, театры, памятники и архитектурные ансамбли. Это гигантские заводы и фабрики, оснащённые самым современным оборудованием, лаборатории, институты. Это город древний и одновременно молодой. Это город – герой, на знамени которого высшие награды страны за трудовые успехи и славные воинские подвиги. Славное и гордое имя – Москва!
II этап. Видеопутешествие по Москве и знакомство с достопримечательностями столицы с использованием мультимедийной презентации ( Приложение 2)
СЛАЙД 2. ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О МОСКВЕ
– Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким посёлком. Впервые поселение Москва упоминается в летописи в 1147 году в связи с именем суздальского князя Юрия. Место, где строился город, было очень удобным. Широкая река, луга, густые леса. До сих пор живёт в названиях московских улиц память о тех лесах: Моховая, Ольховская, Полянка, Марьина роща, Лосиный остров.
СЛАЙД 3. ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ – ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ
Основателем Москвы был князь Юрий Владимирович Долгорукий. Сценка: «Разговор князей». Деревянные стены не раз укрывали жителей от врагов.
На холме в бору сосновомУ слияния двух рек,Древний город был основан.Поселился человек.Боровицким холм назвали,А потом века прошли.Кремль Московский основали,И столицу возвели.
В начале XIV века Москвой стал править князь Иван Калита. Он велел построить мощные стены из дуба.
СЛАЙД 4. МОСКВА БЕЛОКАМЕННАЯ
В 1367 году внук Ивана Калиты великий князь Дмитрий Донской окружил холм крепостной стеной из белого камня. Со всей округи были собраны мастера каменного дела. Выросла стена толщенной в 2 – 3 м. Над белоснежными стенами стали возвышаться башни из известняка. С тех пор Москву прозвали Белокаменной. Стены первой Кремлёвской крепостиДолгорукий построил в древности.Но Иван Калита поднял новые:Стены толстые, стены дубовые.А при Дмитрии князе ДонскомСтены выложили известняком.Белым камнем весь Кремль наш украшенИ пожар ему больше не страшен.
СЛАЙД 5. НОВЫЕ СТЕНЫ КРЕМЛЯ
Ещё через 100 с лишним лет, при Иване выстроили новые стены и башни из красного обожжённого кирпича. Он пригласил великих русских мастеров и зодчих из Италии. Под их руководством началось новое строительство. Строили новый Кремль 10 лет. Мощная получилась крепость. Кремль был сооружён на высоком холме. Стены высокие, толстые. Поверху – тысячи зубцов с бойницами. Его мощные стены и высокие башни должны были не только устрашать, но и показывать заморским купцам и путешественникам могущество России, которая на всех картах обозначалась именем Московия. Вот эти стены и дожили до наших дней.
СЛАЙД 6. СПАССКАЯ БАШНЯ
Современные стены Кремля состоят из 20 башен. Самая большая, красивая и стройная - Спасская башня, построенная в 1491 году. Во все времена она считалась главной среди своих сестёр. Её часто изображают как символ нашей страны. На Спасской башне 4 огромных циферблата, которые смотрят на 4 стороны света. Бой её башенных часов – курантов слышат по радио каждый день люди всего мира.
СЛАЙД 7. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Далее мы попадаем на Красную площадь – главную площадь нашей страны. Раньше словом «красное» называли красивое. Каждый, кто приезжает в Москву, прежде всего, хочет посмотреть Красную площадь. У всех россиян с Красной площадью связано самое дорогое. Перед полётом в космос сюда приходил Юрий Гагарин. С тех пор все космонавты считают своим долгом побывать возле звёзд кремлёвских, прежде чем подняться к звёздам космическим. Вдоль Кремлёвской стены захоронены видные деятели нашей страны, космонавты, учёные, полководцы.
СЛАЙД 8. ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555 – 1560 г. Зодчими Бармой и Постником. Сооружение состоит из 8 столпообразных храмов, группирующихся вокруг центра девятого шатрового столпа, объединённых общим основанием и внутренними переходами. Над резными крылечками застыли 10 башен храма. Вот уже более четырёх веков не могут наглядеться люди на его дивную красу.
Храм Василия Блаженного пригож,На игрушку расписную он похож.10 луковок – резные купола,Сколько башенок – звонят колокола.Церкви сказочные строят по России.Мастеров российских руки золотые.
СЛАЙД 9. «ЦАРЬ-ПУШКА»
Когда люди впервые посещают Московский Кремль, прежде всего спешат посмотреть на знаменитые «Царь-пушку» и «Царь-колокол». Обе эти достопримечательности находятся рядом и поражают своей величиной. «Царь – пушка» была сделана немного раньше, чем «Царь – колокол». Частые набеги врагов заставляли москвичей всегда быть готовыми к обороне. Металл – долговечен. Пушку отлил в 1586 году замечательный русский мастер литейного дела Андрей Чохов. «Царь – пушка» предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. Она так и осталась памятником русского литейного искусства XVI в. Вес пушки достигает 40 тонн, длина 5,34 м, калибр – 89 см.
СЛАЙД 10. «ЦАРЬ-КОЛОКОЛ»
«Царь-колокол» был отлит из бронзы мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733 – 1735 годах. Он самый большой в мире. Весит этот гигантский колокол свыше 200 тонн, высота его 6,14 м, а диаметр – 6,6 м. Во время большого московского пожара в 1737 году отливка «Царь-колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. В 1836 году он был установлен на постаменте около колокольни Ивана Великого.
В века минувшие бывалоЦарей в Кремле перебывало.Теперь встречают нас как встарь«Царь-колокол» и «Пушка-царь».
СЛАЙД 11. МЕМОРИАЛ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА
Вот Он, не вернувшийся из боя,Вышедший на линию огня,Для того, чтоб заслонить собоюРодину, столицу и меня.
Ю. Друнина
Неизвестный солдат лежит у северо-западной стены Кремля, в Александровском саду. Это символично. Он защищал подступы к столице и словно остался её бессменным дозорным, её вечным стражем. Кто он? Мы не знаем его имени. Мы знаем: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941 году. Сюда идут матери и отцы, не дождавшись сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, правнуки знающие родственников по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек…Неизвестный солдат шагнул в бессмертие. И его вечный покой трепетно и преданно хранят столица, Россия.(Минута молчания)
СЛАЙД 12. МГУ им. М.В.ЛОМОНОСОВА
Все, кто бывает в Москве, стремятся попасть на Воробьёвы горы, чтобы увидеть Московский университет. Главный его корпус состоит из 36 этажей. Здесь аудитории, лаборатории, библиотека, музеи землеведения. К главному корпусу примыкают общежития для студентов и аспирантов. Перед входом в главный корпус университета стоит памятник тому, чьё имя носит Московский университет: Михаилу Васильевичу Ломоносову. Ломоносов стал великим учёным и основал в Москве первый в России университет. В нём учатся и выпускники нашего города.
СЛАЙД 13. БОЛЬШОЙ ТЕАТР
Большой театр – крупнейший центр русской и мировой музыкально – театральной культуры, основан в 1776 году в Москве. В нём ставились первые русские оперы и балеты М.И.Глинки, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, Н.А. Римского – Корсакова, Ф.И.Шаляпина и др. В труппе Большого театра – прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации. Большой театр – это чудо искусства. Его построили архитектор Осип Бове и Андрей Михайлов. Над входом поставлен колоссальной величины Аполлон на колеснице, запряжённый четырьмя конями. Как наряден пятиярусный зрительный зал, который вмещает две тысячи зрителей.
СЛАЙД 14. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
Это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. Основан в 1856 году П.М.Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Галерея была главной целью и смыслом жизни Павла Третьякова. Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, покупал новые картины, встречался с художниками. Последними словами его были – «берегите галерею»…Более 60 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры насчитывают сегодня фонды Третьяковской галереи. Ежегодно здесь бывает до полутора миллионов человек.
СЛАЙД 15. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
В 1812 году Российский император Александр I подписал указ, согласно которому предполагалось построить храм в честь победы русских солдат над Наполеоном. Храм был построен, но неоднократно был, подвергнут разрушению. В 1992 году президент России Борис Ельцин подписал указ, о восстановлении храма. Его реконструкция велась на пожертвования людей и была закончена в 2000 году.
III этап. Москва в фольклоре. Пословицы о Москве
Москва – всем городам мать.
Наш городок – Москвы уголок.
Славится Москва церквами, колоколами да калачами.
Питер – голова, Москва сердце.
Москва – царство, деревня – рай.
Москва людна и хлебна.
Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.
В Москве каждый день праздник.
– Как вы понимаете смысл пословиц?
IV этап. Викторина
1. Какой по счёту День рождения будет отмечать наша столица в этом году? (8602. В каком году в Летописи впервые упоминается о Москве? (В 1147 г.) 3. С именем какого князя связано основание Москвы? (С именем Юрия Долгорукова.)4. Сколько Башен в Московском Кремле? (Двадцать.)5. Какая башня Кремля самая большая, красивая и стройная? (Спасская.)6. Что находится на Спасской башне? (Кремлёвские куранты.)7. Какая площадь в Москве самая главная? (Красная площадь.)8. Кто является основателем МГУ? (М.В.Ломоносов.)9. Назовите мэра Москвы? (Юрий Лужков.)
Подведение итогов викторины. Кто больше всех отвечал – получает в подарок открытки с видами Москвы.
V этап. Итог урока
Заключительное слово учителя. Вот и закончилось наше путешествие. – Что вам понравилось? – Кому-нибудь захотелось побывать в Москве?– Да, Московский Кремль и Красная площадь – сердце нашей Родины. Для всех россиян Москва не просто город: она – наше прошлое и будущее, наша память и мечта, наша жизнь.
Исполнение учащимися песни «Москва – златоглавая».Чтение учителем наизусть стихотворения о Москве.
Процветай же славой вечной,Город храмов и палат,Град срединный, град сердечный,Коренной России град!
Список используемой литературы:
1. «Всё обо всех», АТС, Компания «Ключ – С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. Ломоносова, Москва, 1997 г., том 3.2. «Пословицы русского народа», Сборник В. Даля в двух томах. Москва, «Художественная литература», 1989 г.3. Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю». Издательство «Дрофа», 2005 г.4. Саплина Е.В., Саплин А.И.Книга для учителя. Москва, Издательский дом «Дрофа», 1997 г.5. Советский энциклопедический словарь. Издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1981 г.6. Чутко Н.Я., Родионова Л.Е. «Твоя история». Учебник-хрестоматия по истории 3 класс, Издательство «Духовное возрождение», 1998 г.7. «Я познаю мир». История. Москва, АТС, 2000 г.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ГОРОД ЧУДНЫЙ, ГОРОД ДРЕВНИЙ
Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.
Сбор и использование персональной информации
Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.
От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.
Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.
Какую персональную информацию мы собираем:
Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Как мы используем вашу персональную информацию:
Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Раскрытие информации третьим лицам
Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.
Исключения:
В случае если необходимо — в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ — раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Защита персональной информации
Мы предпринимаем меры предосторожности — включая административные, технические и физические — для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.
Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании
Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.
xn--j1aekbbckdf1f.xn--p1ai
Коломенское. "Город чудный, город древний. Искусство строителя 14-19 век"
У меня недавно был музейный день. Наконец-то я дошла до музея в Коломенском. Много там где была, а этот всё время проходила мимо и напрасно. Много всего интересно, инструментов, строительных приспособлений, изделий ремёсел, изразцов, замков, ключей. Наверное, там мальчикам интересно будет. Стоит всего 100 рублей, 50 рублей съёмка. Два этажа экспозиции. Обычно в музеях темно, а здесь стеклянный колпак и света много. Так что рекомендую. А потом можно и гулять.. Выставочный зал "Атриум" экспозиция "Город чудный, город древний. Искусство строителя 14-19 век"Евангелист Лука. Автор изразцового панно Степан Иванов (Полубес)
Творило для кирпичей Старинный водопроводСлева - детский стульчик из бревна. Здорово так придумано.Портал. Конец 17 века. Из Сретенской церкви села Чекуева Онежского уезда Архангельской губернии. Вот такую красоту мастера делали.Их три церкви было в Чекуеве... Преображенская, Успенская, Сретенская...Но с началом организации колхозов (1930-32 гг.) местные активисты в Чекуеве, как и везде, начали «нарушать» церкви. Первой была разрушена колокольня, после того как с неё сбросили колокола. С зимнего Сретенского храма свалили главы и открыли в нём клуб. Когда была разрушена Успенская церковь – пока нет сведений. Величественный Преображенский храм распилили на дрова в 60-х годах XX века. Само село постепенно начало умирать.На 2015 год в селе постоянно проживает один человек.Сам зал. Он ближе к м. Коломенское расположен, ещё не доходя решётки стоит.
Выставка там будет до 31 марта. Хорошо, что успела
adamashek.livejournal.com
Город чудный, город древний...
Город чудный, город древний...
Михаил Кудрявцев
Немного найдётся в Москве людей, знающих родной город назубок и способных за известной сегодняшней заброшенностью разглядеть красоту той подлинной Москвы, которая нам может только представляться в воображении. Михаил КУДРЯВЦЕВ, чьи картины воспроизведены на цветной вкладке этого номера журнала, из их числа. Архитектор по образованию, он является автором ряда работ по истории архитектуры русской столицы.
В настоящее время Михаил Петрович возглавляет отдел древнерусского градостроительства в Центральном музее имени Андрея Рублёва. Предлагаем вниманию читателей его беседу с корреспондентами «Социума».
Боярская Москва. Успенский Вражек (ныне улица Неждановой)
Почему в центре Вашего внимания Москва? Чем притягателен этот город?
Мне вообще интересны старые русские города, но Москву люблю особенной любовью, с самого раннего детства. После некоторых колебаний решил посвятить себя этому городу, осознав, что старая истина «Спасём Москву – спасём Россию» верна по-прежнему. Кроме всего прочего, Москва – это не только самый крупный древний город, но и самый необычный. Про него ведь не зря говорится, что это – Третий Рим: исследователям удалось открыть сходство древнемосковской градостроительной структуры с Иерусалимом, Римом и Константинополем.
В чём же это выражается?
Прежде всего в расположении наиболее почитаемых и важных святынь, а также целого ряда государственных построек в системе городских укреплений. Все названные города, и Москва в их числе, являли собой земной образ Града небесного. Икону можно написать на доске, а можно выстроить её в виде целого города. В Москве эти соотношения выражены наиболее последовательно. К примеру, Кремль Московский сходен с Иерусалимом. И там и здесь есть шесть особых ворот.
Известно, что во время своего пребывания на земле Иисус прошёл через Золотые ворота в Святой город Иерусалим для того, чтобы все люди с тех пор могли ходить этим путём – Его путём к святыням. В Москве роль Золотых ворот играют Спасские ворота Кремля. К Спасским же воротам было «привязано» Лобное место как символ страдания Господа.
В центре Кремля возвышается ансамбль, который повторяет иерусалимский храм Воскресения Господня – самого святого места христианства. Этот ансамбль включает в себя Ивана Великого, Успенскую звонницу и Филаретову пристройку.
Сходна Москва и с Константинополем – те же семь холмов с похожими строениями на них. Возникают определённые ассоциации и с Римом. При сравнении планов это достаточно убедительно подтверждается.
На схеме конца XVII века Москва выглядит как естественно образовавшаяся «паутина» – настолько органично и целесообразно переплелись в ней природные «строения» и искусственная среда: улицы и овраги, крепостные стены и речные извивы...
Прослеживается ли идея «Москва – Третий Рим» в архитектуре нашей столицы?
С XV века, к которому относится провозглашение идеи о столице Руси как о Третьем Риме, Москва сознательно из поколения в поколение строилась великими князьями и царями «во образ трёх Римов». Эта идея дожила в Москве до революционных лет.
Интересно ещё и вот что: постройки более поздних архитектурных стилей, будь то борокко, классицизм или ампир, характерные для Москвы, возводились только при условии, если в этом стиле принципиально мог быть построен канонический православный храм.
Происходило как бы одухотворение этих стилей через религию. На протяжении веков Москва накопила много святынь, памятников и сооружений – достижений как отечественной, так и мировой архитектуры. Единственный архитектурный стиль, в котором нельзя построить храм, так как он будет выпадать из многовековой традиции – современный. Вот его-то город и отторгает.
Церковь у Белой стены. Из книги Адама Олеария (1599–1671)
Воссоздать город в его прежнем виде уже, видимо, невозможно?
В принципе можно воссоздать облик того города, который мы унаследовали к 1917 году, хотя это и звучит в общем-то как утопия. Можно, например, вскрыть и восстановить участки стен Белого города вдоль московских бульваров. Это очень украсило бы Москву, дало представление о древней планировке города.
На такого рода восстановление охотно идут многие старинные города Европы. Можно воссоздать Китай-город, причём практически весь, в былой красоте и величии, а его многоярусные подземелья, расчистив, использовать как музей...
Но всё же многое в городе потеряно безвозвратно?
Ничто не уходит безвозвратно. В генах коренных москвичей всё московское ещё осталось. Да, наша современная Москва – город хаотичный, грязный, местами ужасающе неприглядный. Но всё же Москве повезло: в ней довольно хорошо просматривается древняя архитектура, утраченная многими русскими городами, даже такими великими, как Новгород и Киев.
Само «плетение» старинных московских улиц очень помогает человеку войти в атмосферу, уловить едва различимый образ древнего города. С вами происходит нечто необъяснимое: вдруг начисто отрешаешься от современности и оказываешься в мире древней Москвы.
Причём для этого достаточно проникнуться видом какого-нибудь старого дворика, особнячка, самого что ни на есть обыкновенного, «типичного» для прошлого. Присмотришься – и вдруг замечаешь в нём следы ещё более древней кладки. Пред изумлённым взором рисуются древние боярские палаты. Весь переулок или улица мгновенно преображается и обретает свой подлинный, первозданный облик.
Всегда испытываю в такие минуты удивительную радость. Москва в этом отношении – счастливый город. В ней сохранилось гораздо больше древних построек, закамуфлированных под более поздние стили, чем нам это на первый взгляд представляется.
Москва многое претерпела на своём веку: и гибельные пожары, и военное лихолетье, но всегда восставала такой же святой, чистой и прекрасной, как и прежде. Сейчас же на месте планово снесённых уникальных зданий современные зодчие ставят невыразительно типовые постройки или дома выдуманной, совершенно не московской по духу архитектуры, ублажая свой или начальственных заказчиков незатейливый вкус.
А что можно сказать о жителях древней Москвы, о той духовной атмосфере, которая была присуща городу?
Население Москвы вероисповедание имело православное (речь идёт прежде всего о допетровской Руси). Отсюда и соответствующее восприятие жизни, окружающего мира.
Сейчас, когда идёшь по современному городу, то попадаешь в гущу самой разношёрстной толпы, буквально физически ощущаешь волны, исходящие от совершенно разных по духовному состоянию людей, многие из которых полностью равнодушны не только к Москве, но и ко всему на свете. Эти прохожие никакими узами друг с другом не связаны.
В старину же московский люд был более единодушен, да и духовная аура была совершенно иной. Именно она и помогала справляться с многочисленными повседневными делами, которых у москвичей того времени было куда больше, чем у современного горожанина.
Приходилось заботиться и о собственном пропитании, чтобы закрома не были пустыми, и дровами запастись впрок. Добавьте сюда ещё и службу государеву или, скажем, при храме. Забот, одним словом, было невпроворот, и праздношатающиеся в городе составляли крайнюю редкость.
Если вы обратили внимание, на моих изображениях старой Москвы совсем нет людей. Это потому, что я рисую город в то время суток, когда горожане заняты делом: либо ушли ко Всенощной, либо к Заутрене, или готовят в домах еду, хлопочут во дворе по хозяйству.
Скотины нету, потому что просто так её на улицу не выгоняли. С утра стада и табуны пасутся за городом на пастбищах, а вечером пастухи пригоняют их обратно. Словом, я выбираю то время, когда ничто не мешает восприятию чистой архитектуры.
Мои реконструкции, как я их называю, сделаны намеренно без всяких потуг на индивидуальную манеру. Я хочу, чтобы между архитектурой города и зрителем не было меня как личности. Поэтому каждая моя реконструкция написана как академический этюд без всякой стилизации. Эти работы я мыслю как материал в помощь изучающим Москву и как подспорье художникам для исторических композиций.
На схеме: Москва с её посадами. В центре композиции – царские дворцы. Весь город опоясан стенами, а 12 городских ворот распахнуты в мир
Если можно, вернёмся к былой жизни. Интересно, а как обеспечивался общественный порядок в городе?
В столице были городские службы при государе, которые поддерживали порядок, но многие обязанности лежали и на самих горожанах. Так, они сами несли охрану своих улиц и переулков, которые на ночь запирались воротами. Дежурили по очереди все молодые слобожане, кто мог владеть оружием.
Значит, лихих людей было так же много, как и сейчас?
Нет, скорее, выражаясь современным языком, велась «профилактика по предотвращению преступности», кстати, весьма эффективная. И ещё не надо забывать, что Москва лишь в XVIII веке почувствовала себя в безопасности от внешней угрозы. Москвичи любили свой город и не раз насмерть стояли на его стенах с оружием в руках, отражая вражеские нашествия.
А как поддерживалась чистота в городе?
На улицах – самими горожанами. Эта была их прямая обязанность. С особым тщанием содержались мостовые, чтобы в любой момент по ним без всякой помехи смогла промчаться конная рать.
Правда, не все московские улицы были вымощены, а вязкие суглинки, как известно, – вещь довольно-таки малоприятная. При всяких распутицах и непогодах земля московская раскисала. Впрочем, тогда для пешеходов стлали мостки, а уж конным приходилось грязь месить – ничего не поделаешь.
Все слобожане были приписаны к определённым «муниципальным» работам, знали, где им надлежит трудиться и что конкретно делать. Причём такой порядок поддерживался весьма строго, если не сказать сурово. Нерадивого без особых затей пороли принародно – другим в назидание.
У Москвы и у Иерусалима по шесть ворот. Одни из них особые – Золотые, коими прошёл Христос в Вечный Город. В Кремле им соответствуют Спасские
Что можно сказать об эмоциональных особенностях московской архитектуры того времени?
Её характер – открытый, радостный. Её палитра – яркая, многоцветная, каждый дом привлекателен наособицу. Даже хозяйственные постройки нарядно изукрашены. Всё это – отражение московского характера: весёлого, добродушного, хлебосольного.
Всякому хотелось бы жить в таком городе...
Не надо забывать, что москвичам было присуще чувство ответственности и внутренняя дисциплина. Город, хотя и очень большой, весь состоял из близких знакомых и родственников. Многие знали друг друга в лицо. Строго соблюдались сословные и родственные традиции. Разболтанность и панибратство не поощрялись.
Да, вот ещё что, к слову, – Москва славилась богатейшими торгами, проводились они по своим, достаточно жёстким законам. Иногда их не бывало по неделе, а то и по две, в зависимости от престольных праздников. Любопытно описывает характер московских купцов путешественник Павел Алеппский.
С ними нельзя было торговаться. Если согласишься на установленную купцом цену, он тогда и товару прибавит и уступит в цене. А начнёшь рядиться, так он сразу цену заломит вдвое, а то и втрое выше прежней, или просто отвернётся, разговаривать перестанет. Совсем не так, как на восточных базарах, где торг покупателя с продавцом возведён в непременный ритуал.
Можно, наверное, проследить обратное влияние архитектуры города на нравственность горожан?
Влияние это, без преувеличения, было огромно. Архитектура старорусского города своими формами была родственна самой цветущей земле. Она заставляла воспринимать в единстве и землю, и как бы растущий на ней город. Землю не поганили, содержали ухоженной, возделывали её с особым тщанием. Москва утопала в зелени садов. Из всех цветов особенно была любезна сердцу москвичей сирень.
Архитектура города как бы постоянно призывала к молитве. Не было места, откуда не было бы видно нескольких церквей сразу. При встрече с храмом молились про себя, по православному обычаю, мужчинам полагалось снять головной убор.
Сверх ответа на вопрос скажу, что зодчество было ещё и очень информативным. Человек, проходя по городу, читал его, как раскрытую книгу. На фоне городских построек выделялись стены и башни, храмы и монастыри, дворцы знати. Каждое сословие имело свои знаковые отличия.
Красная площадь. Из «Книги об избрании на царство». 1672–1673 годы
Значит, ни о каком однообразии, как сейчас, и речи не было?
Такой безликости, размытости, как в наше время, в древней Москве просто не могло быть. Это сейчас, попав в районы новостроек, можно гадать, где ты находишься: то ли в Лианозове, то ли в Чертанове? Раньше на всех главных путях ставились гербы (слободские, либо царские). Да и слободы строились не по типовым проектам. Содержательность архитектурных форм по-своему обогащала людей.
В таком городе человек чисто психологически не мог оставаться равнодушным к окружающему. Нельзя было пройти по городу, не подымая глаз выше цоколя, как это делают английские клерки по дороге на работу. В Москве городские постройки притягивали взгляд прохожего неизменно.
Что помогало сохраняться древней Москве?
Основа основ её очень сложной градостроительной структуры была заложена в XV–XVIII веках. Сохранялась она во многом за счёт постоянства приватного владения домами и иными постройками. Ведь даже если менялся их хозяин, то нетронутыми, как правило, оставались границы строений. И вот такое постоянство землепользования во многом оберегало Москву.
Планировку города сохраняли и городские стены, а позже – возникшие на их месте бульвары и сады. Чётко выделялся его центр в границах Садового кольца. Москва не раз восставала из пепла и выходила из таких ситуаций, в которых редко какой город сумел сохранить своё достоинство.
Ни указы Петра I, запрещавшие каменное строительство в Москве, ни разорение и пожар времён нашествия Наполеона не смогли сломить Москву. Сокрушительный удар ей был нанесён уже в годы Советской власти. От него оправиться пока не удалось.
Что, по-Вашему, способствовало разору более всего среди прочих, хорошо всем известных причин?
Прежде всего, это отмена частной собственности. Когда с частным лицом, горожанином, перестали хоть сколько-нибудь считаться, лишив его всякого права на владение, началось уничтожение города.
В 20-е, 30-е и последующие годы в Москве бесчинствовали при многочисленных сносах бригады пришлого люда. По указанию новых властей они безжалостно ломали город.
Крушили что ни попадя – храмы, памятники культуры и истории. Только до войны были целиком уничтожены сотни великолепных архитектурных ансамблей. Их хватило бы на украшение не одной столицы небольших европейских государств.
Московский Кремль, как и его предшественник Иерусалим, являл собой земную проекцию Града Небесного
Сейчас развивается движение по восстановлению разрушенного. Значит, есть надежда?
Такое движение прекрасно по своей сути. Но не надо преувеличивать его значение. Всё-таки это движение непрофессионалов. А энтузиасты-непрофессионалы могут работать только на подсобных работах. Кроме того, только на энтузиазм уповать нельзя. Нужно прежде всего воссоздавать русскую строительную школу. Но, похоже, сейчас избран совершенно иной путь.
Вы имеете в виду привлечение иностранных фирм для реставрационных работ?
Да, ведь сейчас памятники русской культуры реставрируют и турки, и поляки. Они по-своему хорошо знают это ремесло. Трагедия вот в чём. На Руси издревле повелось вкладывать в градостроительство свою душу – это отличительное свойство русской школы. А если без души, то происходят удивительные вещи – восстановленные памятники как бы теряют свою чарующую магию.
И дело тут вовсе не в мистике. Вот, к примеру, свежеотреставрированный «Метрополь», ведь он как бы перестал существовать, и мимо него можно пройти, как мимо любой заурядной постройки где-нибудь в Черёмушках: новодел с напяленными на фасад майоликами Врубеля.
Россия всегда славилась мастерами. Строительная школа отличалась и высочайшим профессионализмом и виртуозностью исполнения.
Надо поискать в мире таких умельцев, которые смогли бы на 3,5-метровый фундамент установить 81-метровую башню, как это сделали московские мастера – строители колокольни Ивана Великого. Или вот ещё: сплошь да рядом древнерусские постройки ставились на оползневых склонах и стояли веками. В каждом русском городе их можно найти предостаточно. А сейчас эта школа зодчества, увы, забыта. Возродить её – дело нашей чести.
Сходна Москва и с Константинополем: те же семь холмов, семишатровая башня нашего Белого города соответствует греческому Семибашенному замку. Храмы Святой Софии Премудрости Божией украшали и Константинополь, и нашу древнюю столицу
Беседу вели: С. ГОРБУНОВ, В. ФЁДОРОВ
ТЕГИ
Ещё в главе «Деревня - город - отечество»:
Что воля, что неволя... неужели? Город чудный, город древний...«Мы гуляли на Пасху по Москве, по церковной...»
www.ashurbeyli.ru
Город чудный, город древний… Искусство русского строителя XIV–XIX вв.
Экспозиция размещена в выставочном зале «Атриум», попасть в который можно через входную зону КПП 2 со стороны пр.Андропова ( Карта-схема музея-заповедника ). Экспозиция «Город чудный, город древний… Искусство русского строителя XIV–XIX вв.» посвящена строительному делу на Руси и, в частности, строительству Москвы. Она наиболее подробно, по сравнению с другими экспозициями, рассказывает о мастерах строительных ремесел: каменщиках, плотниках, резчиках; об используемых строительных материалах и технологиях.
Основой экспозиции являются уникальные коллекции музея, в которых воплощено мастерство русских строителей – архитектурная керамика; коллекция домовой резьбы; архитектурный металл; белокаменный резной декор московских храмов; иконы с архитектурными фонами.Экспозиция «Город чудный, город древний… Искусство русского строителя XIV–XIX вв» подтверждает средствами музейных памятников высокий технический и художественный уровень профессионального искусства русских зодчих.Экспозиция рассказывает о несохранившихся шедеврах русского архитектурного наследия, выполняя тем самым важнейшую задачу музея – собирать и хранить артефакты ушедшей эпохи.В результате длительных поисков сотрудникам музея удалось вернуть некоторые имена мастеров, которые были несправедливо забыты. Таким образом, представленная экспозиция – это память о памятниках и дань уважения мастерам прошедших эпох.Экспозиция располагается на двух уровнях. Верхний уровень – зал «Атриум», нижний уровень – зал «Цоколь».
Посетители экспозиции могут воспользоваться услугой «аудиоэкскурсия» на русском и английском языках.Электронная экспозиция Несмотря на большое количество (более 800) музейных памятников в залах работает самостоятельная электронная экспозиция. Залы «Атриум» и «Цоколь» оснащены плазменными панелями, на которых демонстрируются фильмы, посвященные строительному делу на Руси, истории создания и работе музея-заповедника. В зале «Цоколь» работает электронный информационный киоск, где можно самостоятельно ознакомиться с экспозициями, размещенными на всех территориях музея-заповедника.
Возрастная категория 6+
Режим работы экспозиции:
вторник–воскресенье с 10.00 до 18.00, выходной день – понедельник; с 1 апреля по 29 сентября по субботам – с 11.00 до 19.00.Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 9.45 до 17.30, с 1 апреля по 29 сентября по субботам – с 10.45 до 18.30, а также на сайте музея-заповедника.
Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на экспозицию по телефону: 8 (985) 153-4446.
Ст. метро “Коломенская”
Карта-схема музея-заповедника
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
www.mgomz.ru
Классный час «Город чудный, город древний»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Классный час.
«Город чудный, город древний»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Никишова С.А.
г. Старый Оскол
2005 г.
Оборудование: выставка книг о Москве, фотографии, открытки, запись песни
О. Газманова, колокольный звона, диафильм о Москве.
Песней «Москва» начинается игра.
На доске центральной: Москва…
Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!- говорил
А. Пушкин.
И действительно, быть русским и ничего не знать о своей столице - недопустимо. Поэтому мы сегодня совершим туда заочную экскурсию.
Ведущий: Много городов есть у матушки России: красивых, гордых, величественных, со славной древней историей, с гостеприимными жителями. Но все же Москва занимает среди них особое место. Как вы думаете, почему? Чем она дорога каждому русскому?
И сегодня ей, 857 летней, но вечно юной и прекрасной, мы посвящаем нам конкурс. К игровым столикам я приглашаю команды, получите флажки, поднимая которые вы будете иметь возможность ответить, а компетентное жюри, в составе... за каждый правильный ответ будет прибавлять вам по 1 баллу.
1-й конкурс «Разминка»
1. Кто считается основателем Москвы?
2. Когда и где впервые упомянуто слово «Москва»
3. Почему так назван этот город, каково возможное происхождение слова «Москва»?
4. Почему именно этот город стал столицей русского государства и при ком?
Ведущий: А еще, ребята, невиданными темпами по тем временам росла Москва. В конце 16 века она была.
Уже больше Лондона, а в начале 17 века = по размерам Парижу.
5. Почему одна из оживлённых московских улиц (теперь только пешеходная) называется Арбат.
6. Откуда произошло название Столешникова переулка, одного из старейших в центре Москвы? И название местности «Сокольники»?
Ведущий: Русский князь в качестве дани и подарков посылали татарским ханам дорогих соколов и кречетов. Ну что ж, вижу, собрались сегодня достаточно сильные команды, поэтому, немедля переходим ко 2-у конкурсу «Защита идей»
У каждого из вас флажок определённого цвета не случайно, что это значит? Каким образом отразились эти цвета в названиях ваших команд?
Ведущий Т.о, подбирая названия командам, вы поведали о главных достопримечательностях столицы, а какие из них вам ещё знакомы, мы узнаем из 3-ого конкурса «Мисс достопримечательность».
(Ведущий показывает картинки, а конкурсант рассказывает о них.) Кремль памятник Минину и Пожарскому памятник Кутузову, панорама Бородинского сражения триумфальная арка с памятником участникам войны памятник Ленину, Дзержинскому, проспект Калинина, университет, театр, музей.
Ведущий: О Москве нельзя сказать все сразу. Прошлое и настоящее существует в ней бок о бок. Попытайтесь разгадать, вид какого архитектурного памятника таится в вашем конверте, вспомнить его название и рассказать о нём.
« История в камне »
Пока команды работают, проводится конкурс капитанов. – Назвать пословицы и поговорки о Москве. Затем проверка 4-го конкурса.
- А какие ещё площади и улицы Москвы носят имена литературных деятелей.
Ведущая: Для многих поэтов и писателей Москва была Родиной, иные здесь жили и работали. Имена каждого из них потомки увековечили. То есть, улицы, площади стали своеобразными памятниками русской культуры и истории.
Москва не Венеция, но и её территорию пересекают в различных направлениях реки, каналы и другие водные преграды, через которые переброшены многочисленные мосты.
1. Какие вам знакомы?
2. Москва – порт пяти морей, каких?
3. Какие реки участвуют в водном пути?
4. Какие озёра составляют водный путь?
Викторина для болельщиков: просмотр диафильма (по 1 учащемуся от болельщиков, каждый кадр озвучить)
Ведущий: И как о таком городе не писать стихов. Мы же с вами прочтём и получаем их. Каждый выступающий может свой голос отдать за какую–либо команду, а жюри начислить дополнительный бал за выразительный рассказ.
Ведущий: Москва отличалась от других городов и языковой мозаикой, т.к. жили там люди различных групп и профессии.
8-й конкурс «Языковой»
Вы должны угадать, языку какой профессии старой Москвы принадлежат слова и выражения, данные вам.
- Какие профессии были востребованы раньше в Москве.
Ведущий: свой собственный художественный язык, особую красочную гамму несли творения великих художников Андрея Рублева, Прохора с Городца, чьи работы украшали соборы Москвы. Сорок сороков церквей было в столице. На их колокольнях висели звучные колокола, звоном которых Москва встречала гостей. А сегодня столица гостеприимна вдвойне и гостей своих встречает вкусным, пышным караваем. Не зря в народе есть пословица: «В Москву поехать – хлеба - соли покушать, красного звону матушки послушать».