Боги славянского пантеона. Пантеон богов древних славян
Пантеон Славянских Богов
СКАЗЫ О БОГЕ И БОГАХ
Вера Предков
Предвечный Бог наделил каждый народ особенным предназначением, поэтому каждый род познает мир через свою Родную Веру. Она является его духовной основой и воплощением Высшего Призвания. Родовая (Родная) Вера является вечным и несокрушимым Божьим даром, указателем к высшему бытию. Она существует в народе вечно и неизменно, меняться могут лишь ее внешние формы (особенности названия обрядов, толкование вероведческих понятий, самосознание ее носителей), но внутренняя суть остается неприкосновенной. Для того чтобы она была изменена, необходимы сотни тысяч лет, в течение которых происходит перевоплощение Духа определенного народа. Тогда весь народ благодаря своим земным деяниям поднимается или опускается на определенный Богами уровень сходоверши» (иерархии) и получает другое призвание.
Испокон веков мы, Ории-Арии-Славяне-Русины, наделены своим изначальным родовым обычаем, уходящим своими корнями в древние Веды.Наша Вера – это Веда, знание о сущности Вселенной и законов, по которым она построена. Эти знания позволяют совершенствовать душу и тело каждого Славянина, давая ему душевное равновесие, радость и счастье. Родная Вера и душа нашего рода едины, наши Родные Боги живут в нас, а мы – в них. Будучи естественной (природной) по своей сути, Славянская Родная Вера (Ведическое Православие) развивается по колосварге (спирали), включая времена высокого развития и упадка, подобно тому, как на Купалу (летний солнцекрес) Солнце находится в наивысшей точке, а на Коляду (зимний солнцекрес) – в самой низкой. После нижней точки она (Родная Вера) вместе с углублением самосознания переходит в новое, высшее качество и проявляется в еще большей силе, знаниях и умениях, которые мы получаем от Родных Богов.
Идея смерти и возрождения (возрождения в новом, высшем качестве) Бога, Природы, Человека, Обычая является основой родовой Веры-Веды Славян. Этот круг вечного возрождения мы можем видеть на примере Солнца-Дажбога, который рождается как Божич 21-22 декабря (по Григорианскому Календарю) и «умирает» как Сивый Яр 22 декабря (по Григорианскому Календарю). Так же и Священный Обычай Веры-Веды славления Прави (Православие) живет вечно, символически «умирая» (становясь неявным) и рождаясь обновленным на новом уровне развития человечества.
Мы есть Внуки Дажбожьи! Нашей Родной Православной Вере, Ведическому Православию, было положено начало Богами на небесах (во Сварге) и явлено через воплощение Богов на земле, следовательно, она не может быть разрушена или как-то реформирована. Вера-Веда, Священный Обычай – понятие извечное и Божественное, которое не вписывается в границы телесного мира. Это путь к наивысшему совершенству, к Богу. Человек – это сущность, которая лишь идет к совершенству, поэтому его мышление склонно догматизироваться и окостеневать. На протяжении своего развития он склонен накапливать «внешние проявления» Веры-Веды, теряя ее внутреннюю священную суть и понимание Прави (Мира Богов, Закона Божьего) – настоящей связи с Всевышним. Поэтому время от времени происходит очистка-перерождение Родовой Веры и духа ее носителей.
В течение жизни одного человека подобные переходы происходят в обрядах Варновых и Возрастных Посвящений, а в жизни народа – в периодических изменениях общественного сознания, во время которых Священная Вера-Обычай веданья Прави развивается и после этого приходит в упадок, перерождается и опять возобновляется в своем Вселенском могуществе. Эти многотысячелетние круги в Славянской традиции толкуются как Великие Дни, которые имеют в себе Рассвет, Полдень, Сумерки, Ночь. В неблагоприятную пору, Ночь Богов, понимание (веданье) Прави сводится к самому малому, но прямая священная наследственность Веры-Веды никогда не теряется. Благодаря наследственной передаче из рода в род Священного Дара Веданья Православная Вера-Веда Руси и Покон Рода Всевышнего живет вечно, и будет жить до тех пор, пока жив род наш и будет на то воля Рода. Сегодня мы живем во время, когда начинается Рассвет Сварожий и Славянская Родная Вера (Ведическое Православие) находится на пути быстрого подъема, возобновления своего родового и общемирового значения.
Бог Род
Он Великий Родитель, который порождает все сущее и не сущее. Поэтому имя его – Род Всевышний. «Все Родом объединено и в Роде пребывает, Боги пришли из Рода и Родом удержаны есть, а люди – суть род Божеский в Яви. Поэтому живите родами, славя Праотцов» – говорят Карбы веданья Покона Рода Всевышнего Родной Православной Веры.
Имея в себе видимое и невидимое, сущее и не сущее, Род существует в противоположных проявлениях. Есть время, когда преобладает Его телесное проявление (Сварга), расширяясь в Его же бесплотном проявлении (Диве), а есть время, когда небытие сжимает телесный мир в предвечный и неуничтожимый зародыш всего живого – святой камень-Алатырь (Алтарь, Око Рода). В каком бы состоянии Род Всевышний не пребывал, Он ни больше, ни меньше не становится. Эти два Вида жизни равнозначны, вместе они составляют единую основу всего, поэтому все живое и неживое, созданное и рожденное может находиться лишь в Едином и Множественном Боге. Оттого наивысшей целью и потребностью всего живого и человека является познание Бога и единство с ним.
Род Всевышний является первоначалом и источником всего. Он дает жизнь всему сущему на трех уровнях бытия в Великом Триглаве Миров: Прави, Яви и Нави. Правь – это высший мир Богов, Явь – срединный мир людей, Навь – нижний мир Темных Сущностей и душ умерших, которые отягощены кривдами, и которые не могут подняться на уровень Лук Сварожих, а пребывают в Нави, ожидая следующего воплощения, чтобы иметь возможность к совершенствованию. Род, как Бог Богов, проявляясь порождает Сваргу – Вселенную. Его первичными Проявлениями-Богами являются Белобог и Чернобог.
Род Всевышний проявляет себя в извечном рождении Богов, воплощаясь в своих детях-проявлениях – Свароге, Ладе и их потомках. Через Свои проявления Единый и Многопроявный Род выражает Свою Сущность на разных уровнях Бытия, и поэтому есть нижний уровень – род земной (Мир Людей), средний уровень – Род Небесный (Мир Богов), и все они находятся во Всевышнем Роде как внутри писанки-яйца.
Белобог и Чернобог
Наипервейшими проявлениями Рода Всевышнего во Всемирье являются Белобой (Белобытием) и Чернобой (Чернобытием) - две противоположности Бытия, - день и ночь, Правда и кривда, рождение и смерть. Их извечная, постоянная борьба и есть жизнь. Как сказано в «Велесовой Книге» (Дощ.11-А): «...Белобог и Чернобог перунятся, и Те Сваргу удерживают, дабы Миру поверженному не быть». Белобог и Чернобог сущьности внеличностные, это состояния, в которых пребывают Вселенные. Всевышний Род, Белобог и Чернобог являют собой Великий Триглав Всемирья: Творение, Разрушение и Сохранение.
Светлые Боги
Всевышний Род безграничен и всеобъемлющ, Он удерживает в себе все, поэтому Его ликам нет ни счета, ни числа. Невозможно, будучи человеком, знать все его Проявления. Поэтому в этом издании мы называем имена лишь тех, в ком сегодня больше всего нуждаются Славянские роды. Учась мудрости Предков, помните: сколько Богов мы знаем, во столько раз большей становится наша сила и знание.
Белобог – воплощение силы, мудрости и знаний всех светлых Богов, Светлое проявление Рода Всевышнего. Не персонифицированная сущность. Род Всевышний, Сварог и Лада вместе являют собой Великий Триглав Богов. Род являет Сварога и Ладу при рождении нашей Телесной Вселенной. Именно через них происходит последующее творение Небесного Рода (мира Богов) и земного рода (мира Людей). Они являются тем ядром (писанкой), которая подтверждает целостность (единство) мира Богов и Людей.
Сварог – наивысший Бог, Творец нашей Телесной Вселенной, мужское проявление Рода. Воплощение Божественной творческой Сути. Его зримым образом в Яви является Небо. Отец всех Светлых Богов. Заботится о семейных союзах, упорядочивании телесного мира, творении новых планет и звезд.
Лада – Богиня лада (гармонии), любви и нежности. Женское, светлое проявление Рода, жена Сварога, Мать Светлых Богов и всего живого. Воплощение Божественной Любви. Заботится о любви в семьях, создании многодетных семей, ибо сама есть матерью двенадцати Сварожичей.
Ладобог – одно из проявлений Сварога как воплощения нерушимого лада и упорядоченности. Наделяет душу мужа нежностью к женщине и стремлением творить лад в мире Яви.
Матерь Сва Слава – одно из проявлений Богини Лады как опекунши и защитницы витязей. Воплощение несокрушимости, чести и достоинства. Она на своих крыльях относит погибших воинов на Луга Сварожьи, где они присоединяются к Полку Перуновому. Во время битвы витает над ратным полем и обороняет своих потомков. Прародительница Славян, несет в себе силу всех Славянских Богов. Поэтому и зовется Сва Слава.
Числобог – Бог прошлого, настоящего и будущего. Следит за изменением отрезков Дня Сварожьего. Числобог есть великий учитель, который дает нам познать точные науки.
Замунь – Богиня-Мать, проявление Лады, мать всякого приплода и телесного богатства, благосостояния в родах славянских. Породила Млечный путь (реку, что течет из Ирия). Ее воплощение в Яви – это плодородная земля-матушка и корова.
Велес – Бог мудрости и богатства. Светлое проявление Рода Всевышнего в мире Нави, царь и хранитель иномирья, защитник Нави и Яви от Тёмных Сущьностей. Он приносит Ведающим мудрость, витязям знание, весям (хозяевам) блага земные. Научил праотцов наших пахать землю, сеять злаки и жать урожай на полях страдных, а также чтить дух рода в образе пшеничного снопа-дидуха.
Рожаница – Богиня рождения и домашнего огня, хранительница семей Славянских.
Перун – Бог воинства, грома и молнии. Воплощение праведного суда, правды и честной борьбы. Божественный Покровитель витязей Славянских, воевода Полка Перунова – Небесного Воинства, которое состоит из душ погибших Русинов и оберегает мир Богов от вторжения Кривды.
Макошь – Богиня-опекунша рожениц и стоячей (беременной, спокойной, нестремительной) воды. Защищает и оберегает беременных женщин, учит витязей законам чистоты крови. Мать Доли и Недоли, защитница нашей Земли.
Дажбог – Бог Солнца, родоначальник и покровитель Славян. Породил людей от Матери-Земли, тоесть – своим Светом породил жизнь в воде на нашей планете. Покровитель земного мира, который удерживается им в бездне Вселенной. Творец Божественных Законов Прави для мира Яви, податель жизненых благ. Может проявлять себя в образе Гневного Солнца для защиты внуков Дажбожьих от вторжения чужих родов, выступая воеводой воинства Сварожьего вместе с Перуном. Его зовут Трисветлым, ибо он есть во всех трех мирах – Прави, Яви и Нави.
Дана – Богиня земных вод. Воплощение текучести и сущность самой воды. Она воплощает собой потенциальную плодовитость и богатства, ее прославляют во многих обрядовых песнях. Жена Дажбога.
Световит (Световид) – воплощение четырех ликов Дажбога (Божича, Ярилы, Семиярилы, Сивого Яра). У западных Славян – почитается как воин света, покровитель воинов.
Жива – Богиня жизни, плодовитости, духовного и телесного здоровья, весны. Воплощение жизненной силы и исцеления. Несет в себе силу оплодотворения.
Хорс – Бог ночного солнечного света, отображенного в месяце. Воплощение верности, хранитель Ведогня. Он поддерживает горение Света Рода в темный период Дня Сварожьего.
Заря – Богиня просветления, утра, дня и вечера (Утрення, Денница, Веста), любви и прощения. Дочка Дажбога, жена Хорса.
Стрибог – Бог ветра и земных пространств, силы воздуха. Воплощение изменчивости и подвижности.
Доля – Богиня человеческого бытия, которая вплетает в жизнь человека светлые и темные нити. Воплощение божественного предназначения, дочка Макоши.
Ярило – Великодний (весенний) лик Дажбога, Бог молодецкой победы, ярения. Воплощение плодовитости и изобилия.
Леля – весеннее воплощение Лады (ее дочка), невеста Ярилы. Богиня влюбленных молодых пар, источник любви.
Купайло-Семиярило – летний лик Дажбога, Бог духовного и телесного очищения, семейных союзов, силы оплодотворения. Воплощение достижения цели.
Сивый Яр – осенний лик Дажбога, Бог родового достатка, опекун хлеба и товара (домашней скотины). Воплощение хозяйственной мудрости и опыта.
Божич – зимний лик Дажбога, Бог новых начал, веселья, радости и счастья. Сын Лады. Воплощение начала пути и силы творения нового.
Семаргл – Бог священного огня, божественный посланец, который приносит пожертвование в Сваргу. Воплощение перехода из телесного состояния в духовное.
Огень (Агни, Сварожичь) – Бог родового огня, лик Сварога в доме каждого православного родновера. Воплощение уюта, покоя и счастья.
Морок и Мара
Мы славим Великого и Многопроявного Рода в его светлых ликах, а к Темным Богам относимся с уважением. О Светлых Богах сказано во многих писаниях, о Темных же Богах известно намного меньше. Они в тени, о них мало знают. Кто-то говорит, что Темные Боги – это совокупность всего зла на земле, кто-то – что это всего лишь смерть, кто-то – что это разрушители, созданные для того, чтоб уничтожить наш мир. В некоторых общинах даже бытуют мнения о том, что Темные Боги – это существа из других миров, которые отвоевывают территорию для создания своего мира.
Что же говорит нам Славянская Родная Вера о зле, что значит слово «зло»? Первично этого слова в нашем языке не существовало. Было слово «худо» (оно сейчас ассоциируется с понятием «слабый, немощный, хилый»). А также было слово «зело» – слишком, сверх меры. То есть, если копать в корень «зла» – то это чрезмерность. А антоним его – настолько же негативное понятие – слово «худо» (слишком малое количество, недостаточность).
Каждый Бог является проявлением Рода Всевышнего. То есть, справедливость несет Перун, движение - Стрибог, страхи - Морок. Как может быть в Боге чего-то слишком, если он уже куда более насыщен и многомерен, чем само понятие «слишком»? Конечно, понятие зло и Бог между собой несовместимы. Так, Род Всевышний, являя себя Белобой и Чернобой, удерживает равновесие Вселенной, дабы не было ничего ни много, ни мало.
Это мы, люди, как несовершенные еще создания, только растем к тем божественным абсолютам, и наши Предки нам завещали расти и развиваться сбалансировано, разносторонне. Чтоб и не зело, и не худо.
Арийцы – порода солнечная, потому культы светлых Богов более распространены и понятны для большинства потомков Ариев, - Славян, Скандинавов, Германцев, Романцев, Кельтов, Балтов, Индо-Иранцев, Греков и других. Но это вовсе не значит, что нет людей, ведающих темные стороны Рода. Темная сторона Рода Всевышнего проявляется как Черноба. А Мара и Морок - это мужское и женское проявления темной стороны Рода Всевышнего, в его непознаном и потаенном состоянии. Это подсознание нашей Вселенной.
Мара – покровительница Нави, Хозяйка смерти. Чаще всего она проявляется в виде белолицей черноокой девы в белых одеждах, с темными расплетенными волосами и серпами в руках, или в виде безобразной старухи в черном одеянии с косой. Оба эти лика – это Мара. Это единые два ее образа. На самом деле проявлений Матери Темных Сил очень много. Она проявляется и зеленоокой девой, дарящей соблазн и искушение, за которым смерть идет, и в виде призрачных Морочек, и Смертью, и Хворью, и Мстою …
Мару мы признаём Мудрой Учительницей, которая хранит опыт жизней прожитых и Веду смерти, защиты и покоя. Она испытывает нашу силу и выдержку, дарит бесценное знание о прошлом.
Мы ведаем про мужа Мары – Морока, который является нам в виде тьмы кромешной, мрака… Это и наши фантазии самые страшные, и наши предрассудки морочливые, от праведных дел отвлекающие. Признаём Черного Мужа, как сущность, которая является хранителем страхов и темных устремлений рода людского. С сущностью этой невозможно договориться, и её невозможно задобрить. Морок сродни «мирному атому», и за знания и силу, полученные посредством контактов с ним, человек может заплатить жизнью, разумом, а то и своей бессмертной сущностью. Мы не боимся проявлений Нави и Чернобожьих сил, но и входить с ними в соприкосновение без надлежащей защиты и наявности высокого духовного уровня не имеем права.
Темные Боги
Духовное и телесное Солнце-Свет имеет определяющее значение в жизни Славян: оно давало жизнь, согревало и радовало Предков и живет в душах потомков. Невзирая на это, пращуры не отказывались от знаний о Темных Богах – неотъемлемой части Кола Живоявленья. Мы ведали и ведаем, что Белобог с Чернобогом борьбою своей Мир удерживают и жизнь дают. Нельзя славить Белобога и порочить Чернобога, как делают неведающие люди. Темных Богов предки наши не боялись и не порочили, однако остерегались, изучали их силы, для того, чтобы не попасть под их влияние, а в более поздние времена упадка ведической культуры, старались задобрить.
Многих Чернобожичей ведали Славяне, и всегда исто знали, что родители наши и мы – есть Русины, Сыны Руси, Дети Солнца. Ведать Темных Богов необходимо для того, чтоб своевременно видеть их проявления в своей жизни и иметь возможность вернуться к Свету.
Чернобог – проявление черной силы, воплощение всех Темных Богов. Безличностная сущьность.
Морок – отец Богов Темных. Он являет собой оборотный лик Сварога, его противоположность (Сварог – свет, Морок – тьма). Воплощение болезней, холода и лжи. Приносит в душу человека тьму и порождает неведанье. Испытывает сильных духом и губит слабых.
Мара – жена Морока, оборотная сторона Лады. Лик смерти, но не сама смерть. Мара – провестница беды и горя всякого, хранительница неведомых заний глубинных. Являлась кривдникам в образе простоволосой бледной женщины с впалыми мертвецкими глазами. Праведные Славяне видели ее молодой красивой девушкой с таинственным и глубоким взглядом, в котором, потеряв ум, можно утонуть, погубив душу. Сегодня говорят в Русинских (украинских) селах: «Ходыть, як Мара»,«Страшна, як Мара».
Морена – дочка Морока и Мары. Отбирает у человека силу всякую, вытягивает жизненную енергию у тех, кто не почитает законов Прави и чинит по Кривде. Она – темная сущность воды, которая забирает силы.
Недоля – дочка Макоши, сестра Доли, ее противоположность – губит жизнь тех, кто идет против Богов и Рода. Приносит несчастья и болезни.
Вий – Бог-хранитель Пекельных миров, властелин нечисти, повелитель упырей. В мире Яви не может ничего видеть. Вий срывает смертельные ветры-смерчи, которые несут руину и погибель живому.
Блуд сманивает Славян на окольную дорожку, разрушает Обычай и Правду. По его имени детей, рожденных от неправедных союзов мужчины и женщины, которые всегда имели душевные или духовные недостатки, на Руси зовут «ублюдками».
Православные Русины не боятся и не страшатся Темных Богов, ибо ведают, что без них жизнь в Яви невозможна. Чернобожичи не есть силой зла, ибо зла не существует самого по себе, свет же без мрака – непознаваем. Понимая и ведая Чернобу, мы являемся детьми Светлых Богов, идем их путем и их наследуем.
Триглав Миров
Всевышний Бог Род, породив сам себя, развернулся во Всемирье Великим Триглавом. Сей Триглав представляет собой Древо Рода (триединство миров) – Правь, Явь и Навь. Это проявления Рода, которые охватывают все сущее.
Правь – мир Богов, вершина Древа Рода, где извечно сидит Сокол-Род. Это Вышний мир, откуда льется на нас Свет Рода. Он исходит из Алатыря (Ока Рода), льется на Луга Сварожьи, а оттуда, через наше Солнце-Дажбога, – на Землю-Макошу.
Сокол-Род зрит с вершины Древа Рода за всем сущим и тем самым познает и совершенствует себя. Из очей Сокола-Рода падают мелкие слезы, которые превращаются в писанки и через мир Нави попадают в Явь. Это души – новые сущности, которые, отделившись от Абсолюта, становятся личностями и выходят на путь духовного просветления. Рождаются они из слезы, ибо она является одновременно символом грусти и радости, то есть человеческая сущность изначально наделена всем.
Правь, как и другие два Мира, имеет свою сходовершу.
Внешняя оболочка представляет собой Ирий – место, где находятся души праведных Праотцов и Праматерей. В Ирии находятся Боги-Сварожичи – дети Лады и Сварога. На большие праздники и во время недельных* * правьславлений Врата Ирия отворяются и Боги десницами касаются детей своих (рода земного), а Светлые Предки сходят, чтобы дарить потомкам чувство единства с Родом Всевышним.
Средина Прави – это Сварга Пречистая, место, где находятся сущности Богов-Твастырей (творцов Телесных Вселенных, подобных нашей). Между Ирием и Сваргой Пречистой протекает Рай-река.
Ядро Прави – то сам Род Всевышний.
От понятия «Правь» происходят такие наши слова, как: правда, правильно, править, праздник и др. Все они отображают светлые стороны бытия, ибо и сама Правь является источником Света.
Явь – мир Людей, ветви Древа Рода, звездные системы, где существуют формы жизни, более и менее развитые по сравнению с нашей.
В Яви, через Сварога и Ладу, Род Всевышний творит сам себя, познает и развивает. Здесь Души совершенствуют себя, набирая силы Духа и Света Рода. Попадая в Явь, душа проявляется в минеральной форме жизни, отсюда, развиваясь (насыщаясь Светом Рода), переходит в растительную, потом – в животную форму, приобретая, в конце-концов, человеческий лик.
Достигнув вершины познания, прожив свои века Ведающим, человек попадает на Луга Сварожьи – центр нашей Вселенной, светлое место, где постоянно находятся Сварог и Лада (как первопроявления Рода Всевышнего, они одновременно могут находиться в Праве и на Лугах Сварожьих). Оттуда Просветленные души поднимаются в Ирий, а затем во Сваргу Пречистую.
Сходоверша Яви связана не с видимыми уровнями бытия, а с внутренним видением человека. В зависимости от нашего духовного развития, мы оказываемся на разных уровнях мировосприятия. Такими уровнями являются миры трех варн: весей (хозяев), витязей и рахманов. Весям (хозяевам) мир является в служении семье, витязям – в служении державе, волхвам – в служении Роду* .
От понятия «Явь» происходят такие слова, как: явный, явление. Они означают вещи и события, которые происходят в реальном мире.
Навь – мир Силы, басуров и душ Предков, которые отяжелили свой дух кривдой – корень Древа Рода. Навь также является царством Темных Богов, над которыми, как луч света в темноте, царствуют Велес с Рожаницей (Бабой). В этом мире вызревает то, что приходит в Явь, следовательно, это мир не только силы, но и знаний. Падая из Очей Рода, душа человека попадает в Навь к Велесу, который наделяет ее всеми знаниями для развития и самопознания в Яви. В «Велесовой книге» (д.16) сказано, что Велес отрочат несет. То есть, души в Явь из Нави приводят Велес и Рожаница. Как один из перво проявлений Рода Всевышнего, Велес одновременно находится в Прави, Яви и Нави.
От понятия «Навь» в нашем языке осталось только староРуськое слово «навии», которым называли умерших.
Таким образом, Древо Рода (Всемирье, Великий Триглав) представляет собой неразрывную целостность. Через Родных Богов – Сварога (Луга Сварожьи, Небо), Дажбога (Солнце, Землю) и Велеса (мир умерших, иномирье) – несется Свет Рода, соединяющий три мира. Жизнь человека – это прохождение и познание этих измерений бытия. Ни одна душа не обойдет ни Нави, ни Яви, а выйдя из Прави, в Правь и вернется.
vedari.ru
Боги славянского пантеона | Гипотезы и факты
Уже в древние времена, многие тысячи лет назад, славяне имели очень стройную и целостную систему Мировоззрения, раскрывающую и объясняющую принципы устройства Мира. Мира живого, находящегося в постоянном движении саморазвития и самосовершенствования. И человечество, как основная часть его, тоже не что-то законченное, застывшее, а также стремится к обновлению, т.е. к эволюции своего сознания и бытия.В основе этой системы древних славян лежало представление о существовании трёх сфер — миров, в которых проходит вся небесная и земная жизнь каждого человека. Это Миры — Прави, Нави и Яви. Мир Света, Добра, Истины, Божественной Любви и Красоты — это Мир Прави. В нём обитают Светлые Боги и управляет там Сварог — старший сын Рода Небесного, Творца всего сущего.
Мир Нави — это сфера присутствия Сознания Творца, куда после пребывания на Земле уходят Души человеческие, где они обитают между предыдущим и последующим воплощениями. Ну и, наконец, наш земной проявленный мир — Мир формы или Мир Яви. Это явный мир, где каждый из рождённых проходит школу Бытия, учится в конкретных жизненных ситуациях отличать плохое от хорошего, свет от тьмы, добро от зла.
Отдаёт свет своей любви посредством творческого созидательного труда всем остальным людям, обществу. По воззрениям древних славян Природа — это Храм, и всё, что их окружает: растения, животные, стихии огня, воздуха, земли и воды, сама Мать — сыра Земля, планеты и звёзды — находятся под постоянным Божественным наблюдением, управлением и контролем.
А судьбы людей сплетаются на веретене Небесной Богини Макоши в зависимости от Божественного предназначения каждого и его непосредственного образа существования в Мире Яви. Светлые образы Славянских Богов века и тысячелетия наставляли славян мудрым законам Мира Прави, Мира высоких нравственных понятий, охраняющих их на тернистых дорогах земного бытия.
Род Небесный
«Источник Жизни, Бытия живых существ во Вселенной» — так удивительно поэтично и образно повествуется о нём в «Книге Коляды». «До рождения Света Белого тьмой кромешною был окутан Мир. Был во тьме лишь Род — Прародитель наш. Род — Родник Вселенной, отец Богов. Был вначале Род заключён в яйце, был он семенем непророщенным, был он почкою нераскрывшейся, но конец пришёл заточению. Род родил Любовь — Ладу-Матушку. Род разрушил темницу силою Любви, и тогда любовью Мир наполнился. И родил он Царство Небесное, а под ним создал Поднебесное. Отделил Океан-море синее от небесных вод твердью каменной. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.» На картине он восседает на небесном троне. Одной рукой он перелистывает Книгу Жизни Бытия, а другой — благословляет на Бытие, даёт энергию жизни.
Земля-Матушка
Богиня — Покровительница Мидгард Земли, так в древности наши предки называли нашу планету, материнскую колыбель всего человечества. Они неустанно благодарили её за щедрые дары, слагали и пели в честь неё песни. И она платила за любовное отношение к ней людей своей материнской заботой. Чаще Землю — Матушку называли в древних летописях «Мать Сыра Земля». Всю жизнь вековечную Мать Сыра Земля растит — питает хлеб насущный на благо народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метелями», поглощает силу нечистую. Всегда она остаётся всё той же матерью для живущего на ней народа, который своим внукам — правнукам заповедовал любовь и почтение к земле родимой. Как траве — мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить на белом свете без земли — кормилицы. Как без пахаря — хозяина и добрая земля — горькая сирота, так и он без земли, что без живой души в своём богатырском теле!
Сварог
Старший сын Рода. Бог-управитель Мира Прави. Завершил начатое Родом творение Мира. Бог-покровитель Вырия (Славянского райского сада), Небесного Асгарда (Града Богов). На картине он представлен извлекающим из огня творение — вновь сотворённое Солнце. Сварог — Бог Огня. Он один из главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите — небо, небесный свод, «var» — огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные: варить, сварганить, верх и т.п. Сварог считался Богом Неба, матерью жизни («Сва» у индоевропейцев — мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил свой пол. По аналогии с греческим Зевсом он стал родителем для множества богов — сыновей, Сварожичей, имеющих огненную природу: Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл.
Лада
Божественная спутница Сварога. Первая, кого породил Род Небесный. В человеческом понимании — это всё светлое, доброе, что объединяет между собой людей на принципах коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества, братства. Она даёт Лад и Гармонию между мужчиной и женщиной. Ведёт всех путём созидания и сотворчества по законам и принципам божественного Мира Прави. На картине она дарит всем цветы любви, и понимание света мудрости Бытия — её одеяние. Лада — богиня Любви и Красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где всё должно было быть ладно, т.е. хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с другом. Жена называло любимого ладо, а он её ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданном: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня. И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня.Тогда же пели: «Благослови, мати, Ой мати Лада, мати! Весну закликати…»
Велес
Средний сын Рода. Дал энергию движения материальной Вселенной, её коловращение, что отображено в свастичных символах. Свастика — это инволюция, уплотнение Святого Духа до проявленных форм, воплощённых в Мире Яви; и эволюция, по мере завершения каждым своего пребывания в нижних, более плотных и ограниченных сферах бытия и возрастанием своего совершенства, разуплотнение и уход через преображение и вознесение в более прекрасные и гармоничные миры Света. В человеческом общежитии даёт дары Земные, а также и дары духовные тем, кто этого заслуживает. Он — хранитель Врат, ведущих в Райский Сад — Вырий. В человеческом существе и мире проявляется, прежде всего, через трудолюбие, постоянную работу над собой, оттачивание граней своего нравственного состояния и, как сотворца Всевышнего на Земле, посредством творческого созидательного труда на всеобщее благо. Человек не должен быть паразитом, впустую прожигающим земную жизнь и лишь пользующимся трудом других. Сколько отдал обществу,столько на небе и отмерено будет. На картине Велес как бы растворён в Природе, по сути, она движима им.
Святогор
Он четвёртый Сын Рода. Брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Рождён же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда тёмных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелёгкое это дело — стоять на границе Света и Тьмы. На своих могучих плечах держит Свод Небесный. Он могучий Столп, Гора Света, на вершине которой сияет Небесный Вырий, а внизу находится царство Поднебесное. В древних славянских сказаниях Святогор представлен Могучим, Грозным, Непобедимым Витязем.
Белобог
Олицетворение светлой стороны жизни в верованиях древних славян. В славянском эпосе о нём сказано: «В правой руке он держит кусок раскалённого металла, который даёт испытуемому. И если человек светел, то остаётся цел и невредим. Если же нет, то он сгорает в огне». Белбог (Белобог, Белун) — воплощение света, Бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу. А многочисленные золотые и серебрянные украшения Белобога, отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.
Святовит
Вышний Бог. Входит в Триглав Мира Нави: Велес, Даждьбог, Святовит. Даёт миру, людям Духовный Свет. Это Дух святой, что одухотворяет и животворит проявленные миры Вселенной. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «…основа же имени (свят-свет) указывает в Святовите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа». Действительно, от имени этого славянского бога происходит само название святости, всего святого, святых праведников (т.е. людей, следующих по пути Прави) и божественного света, проливающегося на Землю. Кроме того, любой праздник на многих славянских языках называется — свято.
Даждьбог
Сын Перуна, внук Сварога. Бог — хранитель Великой Мудрости. Назван Даждьбогом (дающим Богом) за то, что дал людям святарасы девять Саньтий (книг), содержащих Священные Веды. В «Книге Велеса» сообщается, что все Славяне — его внуки. Так что в каждом из нас присутствует частичка Его Души, Его Сознания. Даждьбог сыграл величайшую роль, как просветитель наших пращуров — древних Славян. И сегодня глубина Божественной Мудрости, заключённая в саньтиях Тарха Даждьбога, — устремляет путём света. И за давностью тысячелетий ни в чём не потеряла своего изначального значения.
Крышень и Рада
Младший сын Рода Небесного со своей Божественной спутницей. Он — Верховная Личность Господа. Человек создан по образу и подобию Бога, и личность каждого (его мысленное тело, причинно-кармическое, эмоционально-чувственное и физические тела), в зависимости от явленных чистоты и святости, входит как частичка в Его Вселенскую Личность. Творец любит своих детей, им Он, по своей Великой Милости, всё дал для благополучной, счастливой и радостной жизни в Мире Яви. Великолепие и изобилие природы, совершенные тела! Человеку нужно лишь открыть своё сердце навстречу Божественному потоку Света Жизни, Любви, Красоты — научиться жить в гармонии с идущими рядом другими детьми Господа, стремиться по-настоящему радоваться этому живому Храму и не забывать от души Благодарить и Славить Творца за щедрые небесные и земные дары.
Макошь
Сестра Сварога. Небесная Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и Судьбы. Вместе с дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы Небесных Богов, а также судьбы людей, плетя для каждого из них Нити Судьбы на веретене. К тому, кто достойно вершит свою земную жизнь, стремясь соблюдать данные свыше законы и заповеди, Макошь посылает свою дочь Богиню Долю, богиню счастливой судьбы. Хозяйкой же судьбы тех, кто вершит нечестье в угоду своему эгоизму, становится Недоля. На картине она льёт молоко Жизни и даёт изобилие.
Перун
Сын Сварога и Лады. Бог воинства Сил Света, основной задачей которых, прежде всего, является оказание помощи человеку в очищении от присутствующих в нём демонических качеств. В каждом человеке сосредоточены все энергии Вселенной. Есть силы созидания и силы разрушения, светлое начало и тёмная сторона. Согласно закону Свободы Воли, каждый творит либо благое деяние мыслью, чувством, словом и действием, либо — неблагое. Воинство Небесное помогает разобраться в жизненных ситуациях через честь, совесть, искренность и другие качества яснопонимания, утвердить Свет и Добро, Любовь и Лад во Вселенной. Они теснят воинство силы тёмной, которое поддерживает эгоизм личности, стремится заставить человека нарушить закон Любви и Гармонии и привести его к ниспадению. Небесное Перуново Воинство помогает человеку победить в себе невежественные качества характера. На щитах воинов надписи: чистота, милосердие, любовь, мужество, самопожертвование, доблесть, честность, искренность и т.д. В стародавние времена Перунповедал людям Священные Веды или законы праведной жизни. Они записаны Рунами в книге мудрости Перуна.
Джива (Жива)
Богиня жизни и покровительница Душ человеческих. Божественная супруга Тарха Даждьбога. На картине она показана цветущей весной, где мир наполнен торжеством и радостью бытия. Так и человеческая Душа стремится к Любви, Счастью и Красоте этого мира. Жива, Живана, Сева — олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека, т.е. весны. Жива властвует, когда зеленеют, расцветают поля и леса, сады и огороды, когда люди, очнувшись от унылого зимнего сна, словно впервые видят красоту весенней природы, красоту расцветающей молодости, впервые познают прелесть любви и нежности. Именно весной можно увидеть Живу или Живиц — её молоденьких прислужниц: в виде прекрасных дев они реют над землёю, бросая на неё такие ласковые взгляды, что она ещё пуще цветёт и зеленеет.
Морена
Богиня Зимы, покоя. В народных сказках о ней говорится, как о Снежной Королеве. Каждый из нас по-своему любит это время года, не смотря на суровые морозы и холода, за его зимнее очарование, белый снежный покров, за внутреннюю тишину, умиротворённость и покой. Всё это — проявления прекрасной Богини Мары. Морана (Мара, Морена) — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать своё чёрное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Легенды рассказывают, как Морена со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы — Чёрная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены,согласно Древним Сказам, лежат за Чёрной Рекой Смородиной, разделяющей Миры Яви и Нави, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трёхглавым Змеем… В противоположность Живе и Яриле, Морена воплощает собой торжество Мари — «Мёртвой Воды» (Воли к Смерти), т.е. Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мореной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой всё отжившее, всегда наступает новая Весна…
Берегиня
Берегиня — это великая Богиня, породившая всё сущее. Её повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие Солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов — это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода. На картине видно: как только она появилась, к ней потянулось всё живое, ведь она и есть — воплощённая Любовь. В верованиях древних славян — это Богиня, берегущая и охраняемая всё живое. Среди людей мы видим её проявление прежде всего через женское начало. Именно женщина является истинной Берегиней, и лежит на её хрупких плечах ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о своих близких. Она — Берегиня домашнего очага, олицетворение семейного счастья.
Навна
Богиня подземного Мира Нави. Соборная Душа славян, она воплощена в девицах — красавицах, всех матерях и жёнах. Это свет её Любви согревает души людские. Она хранит и бережёт народную культуру, её неповторимый фольклор, самобытность зодчества и народных ремёсел, вдохновляет музыкантов, поэтов, актёров, архитекторов и художников, всех одаренных творческих людей на создание их прекрасных произведений, несущих Миру радость красоты бытия. Печальная песня над Волгой и одинокая берёзка на пригорке, проталины на весенней поляне и добрые детские сказки — неуловимо женственное настроение окутывает их. Это обращается к людям душа России, Навна. Её чудный сад открыт каждому, кто ощущает своё родство с русской землёй и её народом.
Птица Гамаюн
Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поёт людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Гамаюн обитает в Светлом Вырии — райском саду. Она всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью крик птицы Гамаюн предвещает Счастье. Вот как о ней повествуется в Славянском эпосе «Книга Коляды»:«Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшумелись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава. То летела Гамаюн-птица вещая со восточной сторонушки, бурю крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела тёмного, из-под тучи той непогожей. Сине море она перепархивала, Сарачинское поле перелётывала. Как у реченьки быстрой Смородины, у Бел-горюч Камня Алатыря во Ирийском саде на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как садилась она — стала песни петь, распуская перья до Сырой Земли. Как у Камня того, у Алатыря, собиралися-соезжалися сорок грозных царей со царевичем, также сорок князей со князевичем, с ними сорок могучих витязей, с ними сорок волхвов со всех родов. Собиралися-соезжалися, вкруг неё рядами рассаживались — стали птицу-певицу пытать:— Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь… Ты скажи, Гамаюн, спой поведай нам, отчего зачался весь Белый Свет? Солнце красное как зачалось? Месяц светлый и часты звёздочки. Отчего скажи,народились? И задули как ветры буйные?Разгорелись как зори ясные?— Ничего не скрою, что ведаю…»
Птица Счастья
Огненный вестник Счастья — более известна как Жар — птица. Каждый из живущих на Земле, прежде всего, хочет быть по-настоящему счастливым, но само счастье, как небесная птица Счастья, просто так не даётся в руки. Для этого нужно основательно потрудиться, и прежде всего над собой, чтобы стать достойным его. Жар — птица в славянской мифологии — огненная птица размером с павлина. Перья её светят голубым светом, а подмышки — малиновым. Об её оперение можно запросто обжечься. Выпавшее перо ещё долгое время сохраняет свойства оперения Жар — птицы. Оно светится и даёт тепло. А когда потухнет перо, то оно превращается в золото. Жар — птица стережёт цветок папоротника.
Это основные, почитаемые славянами Вышние Боги. Также ещё почитаются Боги-Покровители, Боги-Управители и Боги-Охранители. Но это не все Небесные Боги, входящие в Небесные Круги. Во многих Весях и во многих Родах почитают своих Родовых Богов.
www
gifakt.ru
2 Мифология древних славян, пантеон языческих богов
Разнообразные явления внешнего мира, равно как и психические состояния, переживаемые человеком, побуждают его разобраться в массе впечатлений, дать себе отчёт, свести всё к единству, найти объяснение явлениям. Ответом на тайны мироздания является религия, как выражение сущности взглядов определённого народа на мир, человека и на причину, создавшую все, другими словами, на Божество. В данном случае речь пойдёт, конечно, о "естественной" религии, а именно о славянском язычестве.
Видя в природе много могущественных явлений и предметов, и в то же время, не умея привести это к единству, человек создал себе много богов. Прежде всего, человека поражало далёкое небо с прекрасным, лучезарным светилом - солнцем, подателем тепла, света и радости; не менее подавляла человека смена явлений природы, особенно же грозовая туча с таинственным громом и разящей молнией. Эти разнообразные явления и их силу древние славяне называли, например, Сварогом, Перуном или Даждьбогом. Ветер, вода, растения, животные - всё это живёт какой-то особенной таинственной, отличной от человека жизнью. На всем останавливалась пытливая мысль нашего предка и старалась проникнуть в неразгаданную тайну. Природа оставалась спокойной и молчаливой. Человек признавал её превосходство и отождествлял с богами. Вечно стремящийся человек не мог допустить, чтобы со смертью всё оканчивалось. Сновидения, в которых он видел своих умерших родственников и знакомых, а главное - наблюдения за природой, ежегодно умирающей под действием мертвящего холода и вновь оживающей по весне, вселяли в него мысль, что и умершие могут возвращаться к жизни, по аналогии с оживающей природой, а следовательно, они не совсем погибают. Но всё-таки, главным основанием, почему древние славяне верили в загробную жизнь, было то вечно живое чувство, которое остаётся у живущего к дорогому умершему: смерть ребёнка не может вырвать из сердца матери любви к своему детищу, равно как у детей не может изгладиться благоговейное уважение к умершим родителям. Фактически, древнеславянское язычество состояло из культа природы и культа умерших. Оба эти культа в большинстве случаев соприкасались между собою. Разбросанные по громадной территории, живя небольшими группами или семействами в лесах, на берегах рек, древние славяне всецело зависели от окружавшей их природы; её влияние на наших предков было безгранично. Космические явления поражали их: человек жил преимущественно настроением, неясным, но сильным и неотразимым. Отвлечённая мысль не доминировала, её подавляли чувство и фантазия. Сами же образы фантазии, в силу отличительных особенностей местности, не могли отличаться рельефностью: таинственный лес, коварная речная глубина, ещё менее понятная туча - не могли дать рельефного образа в нашем бледном красками климате; зато тем сильнее было общее настроение. Образы природы всегда, когда изображается необычное явление, теряют определённость. Есть мнение, что языческая религия русского народа остановилась на первой стадии своего развития: христианство не дало развиться нашему язычеству и вылиться в формы антропоморфизма. Думая так, можно представить русских славян стоящими на слишком низкой степени культурного развития к Х веку. Но это далеко не так, и наши предки отнюдь не являлись дикарями.
Мифы тесно связаны с религиозными верованиями. И те и другие сопряжены с ритуальными действиями и обращаются к сфере сверхъестественного: духам, богам, чудесным явлениям. Но главное отличие мифов от религиозных верований состоит в том, что в мифах сверхъестественные силы играют второстепенную роль: обращение к ним происходит для объяснения естественных процессов. В религиозных же верованиях сверхъестественное занимает центральное место, где естественные процессы не только объясняются обращением к сфере сверхъестественного, но и ставятся в прямую зависимость от сверхъестественных сил. На определенном этапе развития человечества религиозное сознание становится доминирующим, и мифы делаются частью религиозных систем. Большинство мифов древних славян были тесно переплетены и являлись неотъемлемой частью религиозной системы славянского язычества. Как правило, мифологию разделяют на высшую и низшую. Под высшей мифологией обычно понимают мифы о богах и героях. Под низшей – мифологические представления о различных духах природы, мифологических существах, не имеющих статуса божественности.
Славянский языческий пантеон начал формироваться в глубочайшей древности. Сдвиги в хозяйственных формах жизни человечества приводили к новым взаимоотношениям с экологической средой, с природой в целом и видоизменяли мировоззрение людей, создавая в их сознании новую картину мира и новые образы таинственных сил, влиявших, по их мнению, на судьбу человека. Естественно, что наиболее серьезные изменения происходили по мере выдвижения производящего хозяйства на первенствующее место. Явно выраженный патриархат содействовал дальнейшей эволюции религиозных образов. В рассмотрении периодизации славянского язычества необходимо отметить наличие следующих периодов:
1. Культ упырей и берегинь. Первобытный анимизм с ярко выраженным дуализмом. Возникает, по-видимому, в глубинах охотничьего хозяйства, может быть, уже в палеолите или мезолите, и доживает вплоть до принятия языческой реформы князя Владимира. 2. Культ Рода, как божества Вселенной, всей природы и плодородия. Вероятно, что этот культ близок к культу Озириса и был распространен на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, откуда он дошел и до славянского мира, заслонив собою старую демонологию. Возможно, что рожаницы были земледельческой трансформацией благожелательных берегинь. Хронологически почитание верховного земледельческого божества Рода и рожаниц должно было охватывать всю эпоху господства земледельческого (неполивного) хозяйства. Возможно, что культ двух рожаниц предшествовал исторически культу единого Рода. 3. Культ Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов Киевской Руси. Необходимо согласиться с Е. В. Аничковым в том, что военный культ бога грозы был очень поздним явлением, возникшим одновременно с русской государственностью. 4. Принятие христианства. Язычество отступило на "украины", где продолжали молиться всем старым богам (в том числе и Перуну), но делали это "отай". Наиболее жизнеспособным из всех старых языческих культов оказалось почитание Рода и рожаниц, отмечавшееся явно как "вторая трапеза" после рождества богородицы в праздник урожая. Торжественные пиршества в честь Рода стали главным объектом церковных обличений, и церковники стремились разубедить языческих теологов, считавших, что Род, а не христианский бог создал все живое на земле. Примерно такова эта интереснейшая и глубокая периодизация, главным звеном которой, несомненно, является эра Рода, который подобно Кроносу, мифологическому отцу Зевса, предшествовал Перуну княжеских времен.
Выводы : Славянский языческий пантеон начал формироваться в глубочайшей древности. Сдвиги в хозяйственных формах жизни человечества приводили к новым взаимоотношениям с экологической средой, с природой в целом и видоизменяли мировоззрение людей, создавая в их сознании новую картину мира и новые образы таинственных сил, влиявших, по их мнению, на судьбу человека