Археология - верования древних германцев. Верование древних германцев
Раздел IV. Верования и религия древних германцев - Всеобщая история религий мира - Вольдемар Данилович Карамазов - rutlib2.com
Современный европейский образ жизни и мышление во многом сформировались под влиянием религиозных верований народов Северной Европы, в том числе и германских племен. Необходимо подчеркнуть, однако, что отдельные германские племена и народы существенно различались между собой по уровню развития и по степени влияния на них религиозных верований их соседей, кельтов и римлян, а позднее – христианства. Только христианство сделало из германских племен культурные народы, и, следовательно, древнегерманскую веру не следует рассматривать как культурную религию.
В области Северной Европы христианская вера пришла сравнительно поздно, поэтому здесь дольше сохранялись традиционные самобытные верования. Таким образом, можно лишь с большой долей условности говорить о религии древних германцев в целом, без учета племенных и географических особенностей. Но точно так же нельзя и совершенно отрицать наличия общегерманских черт в религии. Конечно, ни системы, ни истории развития германской религии и мифологии не существует. О германской мифологии пишут так же, как, например, о финской или славянской, только пользуясь более богатым материалом.
Эпоха германского язычества охватывает первое тысячелетие новой эры. Давление соседей, прежде всего римлян и кельтов, долгое время оттесняло германцев на север Европы. Но как только могущество римлян стало ослабевать, германские племена устремились на территорию дряхлеющей Империи. Период II-V вв. н. э. ознаменовался почти беспрерывной борьбой Рима с германцами. Длительное противостояние истощило силы римлян: с конца IV в. и особенно в V в. варвары устремились на территорию Империи и постепенно завоевали ее. Поскольку завоевание сопровождалось массовым переселением германских племен на территорию Рима со всеми семьями, имуществом, домашним скарбом и т.д., эта эпоха конца IV-V в. получила название Великого переселения народов. В ходе его были образованы так называемые «варварские королевства». Например, германские племена остготовобосновались в Италии. Через современную Францию прошло несколько народностей, пока там не основали своего могущественного государства франки. В Испании поселились свевы и вестготы, а вандалы прошли через нее по пути в Африку. Бургунды, алеманны, тюринги, гессы и байи образовали государства на юге и в центре Германии, в то время как саксы и фризы обосновались на берегах Северного моря. В Англии с середины V в. основали свои государства англосаксы, а позднее там поселились датчане.
Расселение древних германцев
Битва римлян с германцами
Наши знания о племенах, населявших в начале новой эры собственно Германию (позже расселившихся в кельтской Британии) и Скандинавию, базируются на нескольких основных группах источников. Одним из них являются археологические материалы. Они позволяют значительно расширить наши знания о религиозных взглядах германцев. И хотя основываясь только на данных археологии трудно делать какие-либо конкретные выводы, использование их в комплексе с литературными памятниками позволяет получить более определенный результат.
Другую группу источников составляют произведения античных авторов. Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне» подробно описывал жизнь и быт германского племени свевов. Римский историк Корнелий Тацит написал о германцах специальный этнографический очерк «О происхождении и местожительстве германцев», более известный под названием «Германия».
Различные сведения о германцах сообщают также Полибий, Плиний Старший, Плутарх и другие греческие и римские писатели. Из их произведений стало известно, что первоначально германские племена занимали территорию, ограниченную реками Рейн на западе и Висла на востоке, Северным и Балтийским морями на севере, рекой Дунай и Альпами на юге, а также проживали в Скандинавии. Говоря о сравнительной ценности античных источников, следует отметить «Германию» Тацита – очень ценное собрание точных замечаний о германцах вообще и об их отдельных племенах. Картина жизни германских племен, которую изображает Тацит, в основном, по-видимому, верна.
Снаряжение германских воинов
Важные сведения о германской языческой религии, которые, впрочем, носят отрывочный характер, сообщают христианские авторы. Так, например, монах Беда Достопочтенный, который писал в первой половине VIII в. и по времени стоял еще очень близко к язычеству в Англии, рассказывает о нем очень мало, так как его интерес был прикован исключительно к церковным предметам. Несколько больше, хотя тоже немного, сообщает Адам Бременский, который во второй половине XI в. описывал дохристианские верования шведов. Два столетия спустя Саксоном Грамматиком, по поручению епископа Лундского, была составлена на латинском языке «Датская история» (Historia danica). Сочинения христианских авторов тщательно исследованы и имеют большую ценность для изучения древнейшей религии германских племен. Они, впрочем, совсем не свидетельствуют об интересе христианских писателей к традиционной религии, а скорее свидетельствуют об их отвращении к ней.
Упоминания о языческих верованиях германцев встречаются в исторических произведениях и хрониках Средних веков. В «Истории франков» епископа Григория Турского (VI в.), в «Истории лангобардов» Павла Дьякона (VIII в.), а также и в других светских и церковных историях можно найти кое-какие сведения о религиозных воззрениях.
Разнообразные образы героических сказаний у южных германцев уходят корнями в эпоху Великого переселения народов, у северных – в период далеких морских походов IX-XI вв., когда корабли скандинавов, которых в Европе называли викингами, или норманнами («северными людьми»), наводили ужас на все европейские государства. Национальные сказания остготов рассказывают об Эрманарихе, о великом короле Теодорихе и о круге его героев, среди которых фигурируют Гильдебранд и Гадубрапд. У бургундов и рейнских франков зародились знаменитые сказания о Нибелунгах и цикл легенд, героем которых является Зигфрид. Южные германцы создали сказания о Гильде и Кудруне, англосаксы привезли из своей родины в Гольштейне и Шлезвиге в Англию предание о Беовульфе.
Из языческой эпохи дошли до нас некоторые стихотворения древних скальдов, которые сохранились целиком, или в отрывках, будучи включены в позднейшие исторические сказания. Эти скальды были придворными поэтами времени викингов (около 800-1000 гг.). На пирах в палатах вождей и знати они прославляли геройские подвиги воинов. Их поэзия была обращена к интересам настоящего. Многие вожди заботились о том, чтобы сопровождающий их скальд мог хорошо видеть их военные походы, и ожидали от него песню, за которую богато награждали. Таким образом, скальды были истинными сынами времени, когда слава и золото представляли те блага, которых наиболее добивались. Их поэзия была ученой и искусственной: она состояла из сложных перифраз и метафор, причем самые простые вещи зачастую говорились иносказательно.
Мифологические и героические сказания и песни содержат средневековые поэтические сборники скандинавских народов – Эдды: Старшая, или Поэтическая (Х-ХП вв.), и Младшая, или Прозаическая (ХП-ХШ вв.). Прозаическая и Поэтическая Эдды были найдены в 1625 и 1641 гг. в Исландии. Автор Старшей Эдды неизвестен, хотя традиция считает им исландца Семунда Сигфуссона (XI-XII вв.). Авторство же Младшей Эдды приписывается легендарному исландскому писателю Снорри Стурлусону (умер в 1264 г.). Легенды скандинавских народов – саги – долгое время сохранялись в устной традиции, а записаны были уже после принятия христианства. Они представляют собой самое полное из имеющихся описаний системы верований любого древнего, не имевшего письменности народа. Поэтому религиозные воззрения и мифология скандинавов известны гораздо больше, чем языческие верования других германцев.
О. Кох. Битва в Тевтобургском лесу
Песнь о Нибелунгах. Состязание в силе при дворе Брунгильды
Эдда включает в себя прежде всего космогонические мифы. Германцы полагали, что перед эпохой богов был период, когда жили другие сверхъестественные существа – йотуны. Из тела одного из них, великана Имира, боги создали небо и землю. Люди были сделаны богами из деревьев: мужчины – из ясеня, женщины – из ольхи. Согласно Снорри Стурлусону, боги по своему происхождению разделялись на две группы, ранее враждовавшие, но впоследствии объединившиеся: на асов и ванов. Одни ученые склонны усматривать в таком разделении историческую или географическую основу, а именно покорение почитавшими асов племенами тех народов, чьими богами были ваны. Другие ученые считают противостояние активных, агрессивных богов (асов) и производительных богов (ванов) основным принципом всей германской или даже всей индоевропейской религии.
Интересен и миф о гибели прекрасного бога весны и плодородия – Бальдра. Его мать взяла со всего – огня и воды, камней и деревьев, животных и птиц – клятву, что они не причинят вреда ее сыну. Лишь у тонкой и слабой ветки омелы не взяла она такой клятвы. Узнав об этом, злой и коварный бог Локи сорвал ветку омелы и передал ее брату Бальдра, слепому Хеду. Тот метнул тонкий прутик, и бог весны упал мертвым на землю.
Боги жестоко наказали Локи:
«Они привели Локи в пещеру, привязали его к трем плоским камням, а над головой повесили змею, так, чтобы яд ее капал ему на лицо. Довольные местью, боги удалились…
Верная жена Локи, по имени Сигюн, когда боги удалились, пробралась в пещеру. Она подставила чашу под капающий яд. Так и стоит она терпеливо, пока чаша не наполнится. Лишь на несколько минут она отходит в сторону, чтобы вылить яд. Но в это время его капли проливаются на лицо Аоки, причиняя страшную боль. Он рвется с такой силой, что сотрясается земля. Так и будет лежать Локи в оковах до гибели богов…»
В Эддах нашли свое отражение и очень древние верования германских и скандинавских народов: в духов гор (троллей) и подземного мира (гномов). Эти представления оказались достаточно живучими, а некоторые из них, благодаря фольклору, сохранились до наших дней.
Особо следует сказать о великанах и духах земли (эльфах). Великаны, как и титаны в Греции, представляют в Эддах старшее поколение богов, во многих случаях родственное асам. Но мы не можем считать их утратившими свое положение богами более древнего времени. Во всяком случае, следов культа великанов не сохранилось. Их характер, проявляющийся в мифах, груб и дик, а гнев страшен. Великаны проявляют большую физическую силу в бросании камней и в перемещении гор. Но не все великаны представлялись абсолютно злыми и безобразными. Напротив, некоторые великанши обольстительно прекрасны; а вообще великаны прямодушны и добросердечны, многие из них искусны во всякого рода постройках. С асами великаны во многих случаях враждуют, особенно враждебен им бог Тор. Один, верховный бог, напротив, часто советуется с ними.
Зигфрид «Песнь о Нибелунгах»
Соперничество между асами и великанами выражено не резко, но в германской эсхатологии великаны занимают второстепенное место. Тем не менее не стоит обострять противоречие между великанами и асами, как это делается некоторыми исследователями мифологии германских племен, и усматривать в ней отражение какого-то дуализма грубой силы природы и духовного порядка. Имеющийся материал мог бы быть обработан в этом смысле, но ни немецкие сказки, ни мифография Эдд не смогли представить борьбу асов и великанов так, как это сделали с титанами и олимпийцами Древней Греции Гесиод и Эсхил.
Эльфы, вихты (Wiehte) и упоминаемые в германских преданиях карлики, обозначаемые еще многими другими именами, в меньшей степени, чем великаны, вошли в мифологическую систему, но в народной вере коренятся гораздо глубже последних. Эльфы были личными духами-хранителями. Эдда упоминает об их большом искусстве: они сделали корабль бога Фрейра и еще много прекрасных вещей. С другой стороны, эльфы опасны для людей, их взгляд причиняет смерть, они крадут детей и подсовывают на их место подкидышей, а производимое ими удушье пугает спящего. Иногда они преследуют людей действительно из злобы, но чаще просто из озорства, которое, впрочем, часто причиняет довольно много вреда.
Младшая Эдда. Обложка манускрипта XVIII в.
Фрагмент из Младшей Эдды Снорри Стурлусона
Изображение Тора с молотом в руках
Гибель мира (Рагнароок)
Бывали и случаи, когда эльфам требовалась человеческая помощь, например, для ухода за эльфийками при родах. Все же эльфы и карлики находились дальше от кругозора Эдды, чем великаны. Совершенно противоположная ситуация была в народной вере. Существуют ясные указания на культ карликов: жертвоприношение им обозначалось словом «альфаблот» (Alfablot), а в Швеции еще в XIX в. можно было найти алтари эльфов, на которых приносились дары за больных.
В скандинавских мифах действуют и различные злые силы, например, мрачная богиня смерти и подземного царства Хель, всемирный змей Ермупдганд, огромный дракон Фафнир. Происхождение этих образов, порожденных мифологической фантазией, уходит в отдаленные времена жестоких междоусобных войн и грабительских набегов, совершавшихся викингами.
Борьбу с силами зла вели боги и герои. Самым знаменитым из германских героев был Сигурд (в Южной Германии его называли Зигфрид). Сигурд и Зигфрид – одно и то же имя, звучащее по-разному на диалектах древнегерманского языка. «Сиг», или «Зиг», означает «победа». Некоторые исследователи считают Сигурда скандинавским вариантом Геракла.
Тацит
Статуя богини Нертус на колеснице
Эдда содержит и эсхатологический миф – предсказание пророчицы Вельвы о грядущем конце мира и гибели богов. Настанет день Рагнароок, когда каждый из живущих падет в смертельной битве, а земля, объятая огнем великого пожара, утонет в море. Но за гибелью мира наступит его возрождение. Вместо суровых богов на землю вернется добрый бог весны Бальдр. Он простит своего невольного убийцу Хеда и станет править вместе с ним, а двое выживших людей – Лив и Ливтрасир – положат начало новому роду человеческому. Новое поколение богов и людей будет жить в изобилии и спокойствии.
Вообще следует отметить, что вся скандинавская (северогерманская) мифология наполнена суровыми и величественными представлениями, соответствующими воинственному быту варварских племен. Во главе их стояла родовая аристократия, возглавляемая вождями (конунгами). Ее мировоззрение, в первую очередь, и отражала эта мифология. Не случайно саги и другие поэтические произведения воспевают прежде всего подвиги героев и воинскую доблесть.
rutlib2.com
Верования древних германцев
ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ
Содержание Введение ………………………………………1Первые верования древних германцев………1Отношение германцев к душе………………..2Боги древних германцев……………………...3Список использованной литературы………...6 ВведениеБолее двух тысячелетий назад территорию между реками Рейном, Вислой, Дунаем и Северным морем, а также южную часть Скандинавского полуострова заселяли племена древних германцев. Знания о жизни, культуре, традициях и верованиях этих людей, которые дошли до наших дней, достаточно скудны, так как до V-IV веков до нашей эры эти племена жили обособлено и не взаимодействовали с другими античными цивилизациями, а после римско-германских войн в процессе великого переселения народов многие представители германских племен расселились на территории бывшей Римской империи и смешались с коренным населением, переняв многие их традиции и верования. Однако из немногочисленных источников, самым известным из которых являются труды самого Юлия Цезаря, можно узнать об основных традициях и религиозных догмах германских племен.
Первые верования древних германцевОзарождении религиидревних германских племен, а также об их первых религиозных культах достоверных данных не существует, однако большинство исследователей предполагают, что германцы, как и многие другие племена, проживающие в центральной и северо-западной частях Европы, исповедовали тотемизм. Об этом свидетельствуют указанные в летописях названия разных племен, свидетельствующих о том, что у каждого племени было свое животное-покровитель. К примеру, название древнегерманского племени эбуроны происходит от слова "Eber", что в переводе значит "вепрь", а племя херуски получило свое название в честь оленя.Еще одним свидетельством того, что религией древних германцев был тотемизм, является тот факт, что теистические верования, которые были присущи1германцам, жившим уже после начала нашей эры, все еще сохранили яркие черты тотемизма. Неоспоримое свидетельство этому - наличие священных животных, которые выступали тотемами или спутниками того или иного бога.Помимо тотемизма, яркой чертой религии древних германцев было верование в существование духов природы. Как и представители других первобытных племен, германцы не могли объяснить происходящие в природе процессы, поэтому им было свойственно воодушевлять природные стихии. Воплощением земли, воздуха и воды, согласно верованию, были эльфы, а вот разрушительные стихии, такие как огонь, ветер, ураган и др., воплощали демоны. Также представители германских племен считали божествами солнце и луну.Что касаетсякультовых обрядов и традиций, Юлий Цезарь отмечал, что древние германцы очень мало внимания уделяли этой стороне религии. Они практически не приносили жертвы своим богам, а количество жрецов среди германского народа было очень маленьким. Однако через несколько столетий ситуация изменилась, и когда на смену тотемизму пришла политеистическая религия, древнегерманская культура существенно пополнилась религиозными культами, а роль жрецов в жизни общества возросла.
Отношение германцев к душе
Религия древних германцев признавала существование бессмертной душиу каждого человека. Погребальные обряды и традиции в обществе древних германцев свидетельствуют о том, что в этих племенах принято было помнить и чтить ушедших родных и предков. Почитание умерших было одним из важных религиозных культов, и жрецами при проведении обрядов воздаяния чести предкам выступали главы родов и старшие члены племени, пользующиеся уважением.
Древние германцы, в отличии от представителей многих других древних 2цивилизаций, считали, что души умерших не отправляются в загробный мир, а становятся эльфами, поэтому они могут помогать своим потомкам, и при должном уважении к ним, защищать все племя. Это верование сохранилось и позже, когда в германцев появилась политеистическая религия. У германцев не существовало ада и рая в привычном для нас понимании, а души умерших, согласно верованию, отправлялись на службу богам: к примеру, души воинов отправлялись в Вальгаллу, дворец Водана (Одина), где пировали вместе с богом, а в случае войны - становились его воинами. Боги древних германцев Германцы поклонялись многим богам, каждый из которых покровительствовал той или иной группе общества. Местом для поклонения богам и осуществления самых важных культов в германских племенах выступала Священная Роща. Предположительно, это был один из небольших необитаемых островов, на котором было много растительности, а в середине располагались жертвенники. Согласно верованию, в Рощу можно было входить только со скованными цепью руками, чтобы продемонстрировать свою слабость перед богами. Также в Роще хранились боевые знамена германцев, которые можно было забирать из священного острова толькона время войны. Германцы верили, что на тронах в Священной Роще восседали такие боги:
1.Водан(Один) - верховный бог, покровитель бури, ураганов и вихрей и глава загробного царства. Этот бог исполнял все благие желания людей, покровительствовал воинам и даровал всяческие блага тем, кто в него веровал. Германцы представляли Водана как высокого, статного и очень сильного воина в полном вооружении, который на белом коне скачет по суше, горам и морю.
32.Донар(Тор) - сын Водана, покровитель дождей и облаков. Этот бог проявляет себя громом и молнией, однако он любит людей и защищает мать-землю. Донар считался богом земледелия и хлебопашества, он, согласно верованию, всегда помогал крестьянам и именно ему молились о хорошем урожае.
3.Бальдр- красноречивый и сдержанный бог, который дал людям закон и правосудие. Этот бог, согласно верованию, очень красив, мудр и справедлив; именно он решает все споры и между людьми, и между богами.
4.Фро(Фрейр) - бог веселья, творчества илюбви. Этот бог покровительствует людям искусства и влюбленным, именно ему молились с просьбой даровать семейное счастье и детей. Также Фро был богом солнца и защищал людей от тяжких болезней.
5.Цио(Тиу, Тюр) - бог войны, который олицетворяет переменчивость воинской удачи и дарует победу самым бесстрашным. Цио воплощал волю Водана в боях, и именно его защиты просили воины на поле боя.
6.Локи- в более поздних верованиях бог хитрости, обмана и коварства. Этот бог покровительствует азартным игрокам и всегда придет на помощь тем, кто любит приключения и безудержное веселье.
7.Исида- богиня, покровительствующая всему живому. Эта богиня была верховной покровительницей женщин, она научила людей прясть, ткать и шить, а также даровала мирным людям житейскую мудрость. Исиде молились с просьбами о мире и плодородии.
8.Нерта- богиня, олицетворяюшая мать-землю и дающая людям жизнь и процветание. Согласно верованию, если эта богиня дарует свою благосклонность 4народу, все люди будут жить в достатке.
9.Гольда- добрая и благосклонная к людям богиня, оберегающая семейный очаг и порядок в доме. Эта богиня дарит изобилие и плодородие всем людям, и особенно она благосклонна к женщинам, имеющим крепкую семью и содержащим в порядке свой дом - таких женщин Гольда наградит здоровыми детьми,хорошими отношениями с мужеми долгой счастливой жизнью.
10.Фроува- сестра Фро, богиня радости, веселья и счастья. Германцы считали эту богиню очень красивой, и именно ей девушки молились с просьбой даровать красоту и любовь понравившегося юноши.
11.Фригга- супруга Водана, богиня плодородия и покровительница брака. Эта богиня, как и ее муж, обладает всевидением, она - олицетворение женской мудрости и милосердия.
12.Геллия- в более поздних верованиях богиня мертвых, дочь Локи. К этой богине попадали все души, кроме душ умерших воинов. Эта богиня олицетворяла несчастья и пороки, она обладала властью пленять души людей. 5 Список использованной литературы1.Введение в германскую филологию Арсеньева М. Г., Балашова С. П., Берков В. П., Соловьева Л. Н. 2000 г.2. Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура. Малькольм Тодд
3. Учебная книга истории средних веков Кареев Н. И.
Верования германцев | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Раздел:
Культура Западной Европы в средневековье
Германские боги Тор, Один и богиня Фриг
Древние германцы были язычниками. Они верили во многих богов и поклонялись силам природы. По легендам германцев, из царства мертвых вырастает огромное дерево, которое наполняет своей кроной весь мир. В его ветвях бьет крыльями орел, а по сучьям прыгают четыре оленя. У корней дерева, в царстве мрака, сидят три вещие сестры — Прошлое, Настоящее и Будущее, которые свивают нити судьбы каждого человека. Если нить рвалась, кто-то из людей умирал.
Мир, считали германцы, находится во власти сил добра и сил зла, которые постоянно борются друг с другом. Эта борьба закончится мировой битвой, за которой последует гибель богов и всего мира, а на волю вырвутся ужасные чудовища. В этой битве во главе добрых сил будет стоять Один — отец богов, владыка Неба и Земли. На его копье, сделанном из ветви миртового дерева, начертаны законы. Именно он встречает на небе смелых воинов, павших в бою. В качестве награды они отправляются в жилище богов — Валгаллу, где пируют и веселятся.
Боги требовали от человека храбрости; награды был достоин только тот, кто пал в бою с оружием в руках. Умершие от старости или от болезни отправлялись в мрачный мир теней.
Валькирии уносят погибшего воина с поля битвы
Вторым по могуществу считался у германцев-язычников бог Тор. Он разъезжал по небу, окруженный громом и молниями, на колеснице, запряженной козлами. Своим грозным молотом Тор поражал злых великанов.
В середине зимы и летом германцы устраивали большие праздники, принося жертвы богам, дарующим урожай. В их честь строили святилища, которые украшали деревянными статуями богов, раскрашенными и одетыми в настоящие одежды.
Древние поэтические сказания германцев собраны в «Старшей Эдде». Они повествуют о языческих богах и бесстрашных героях. Здесь переплелись мифы и отголоски реальных исторических событий. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Язычество было важной частью народной культуры германцев, сохранившей свое влияние на их взгляд на мир даже после принятия христианства.
Воины, пирующие в Валгалле
На этой странице материал по темам:
Верования древних германцев сообщение по истории
Вопросы по этому материалу:
Что такое язычество?
Расскажите о верованиях древних германцев.
worldofschool.ru
Археология - верования древних германцев
На заболоченных лугах у поселка Мутгенбургв Нидерландах в 50 км. на север от Амстердама учёный-археолог Амстердамского университета профессор Линда Теркорн открыла 57 ям, выкопанных примерно около 300 года нашей эры. Сравнив их расположение с контурами карты, Л. Теркорн считает, что это схемы созвездий.
При археологических раскопках нередко обнаруживают ямы. Чаще всегоих использовали как хранилища бытовых предметовили для сброса мусора, иногда яма — это могила. Но ямы, обнаруженные в Муггенбурге, совсем иные. Они разбросаны на территории около полугектара, диаметр ям — около метра в ширину и столько же в глубину. К тому же уровень грунтовых вод в Мутгенбурге очень высок, что делает невозможным их использование в качестве хранилищ, а каких-либо отходов в них нет.
Археолог думает, что ямы использовались ритуальных целях. Когда их положение нанесли на карту, выяснилось, что оно повторяет расположение звезд в отдельных созвездиях. Ямы расположены по три штуки. В них содержится много костей молодых животных, судя по всему, принесенных в жертву и оставленных тут же. Тройственность ям, по словам Теркорна, объясняется тем, что древние германцы, что населяли тогда эту землю, разделяли год на 3 сезона: весну-лето, лето-осень и разгар зимы. Предположительно, каждый сезон в этой местности отмечался праздником, когда богам и соответствовавшим им звездам приносили жертвы.
Соединив положение ям линиями, Теркорн установила, что они складываются в рисунки созвездий Тельца, Большого Пса, Пегаса и Геркулеса При этом соблюдена взаимная ориентация созвездий и выдержан масштаб. И еще в двух местах в этом районе, в двух-трех десятках километров от Муггенбурга найдены чертежи созвездий Пегаса и Тельца. Одно относится к I веку по Р.Х., другое — к VI до Р.Х.
Эти выводы били т трачены другими археологами скептически. Ведь ь наборе достаточно большого числа точек на листе бумаги, обладая минимальной фантазией, можно разглядеть что угодно, как, например, видят лица и животных в облаках или целые сценки в чернильных кляксах известного психологическою теста Роршаха.
Но дело в том, что о своем символическом значении говорят сами ямы. Все ямы, расположение которых копирует созвездие Тельца, содержат в себе остатки костей крупного рогатого скота, «ямы Пегаса» заполнены лошадиными костями и зубами, а в «ямах Большого Пса» обнаруживаются челюсти и целые скелеты собак. Но неужели ямы, изображающие созвездие Геркулеса, наполнены человеческими костями? 11ет, по в них найдены такие орудия труда человека, как молотки и точильные камни.
Один аргумент против теории Теркорн состоит в том, что принятое нами сейчас деление звездного неба на 88 созвездий восходит главным образом к мифологии Древней Греции и в некоторой степени — Вавилона. Возможно ли, чтобы в шестом веке до Р.Х. древнегерманские креетьяне-видели, как и задолго до них [-реки, в созвездии Пегаса лошадь, а в созвездии Геркулеса — человека? Мы знаем, что другие народы нередко выделяли созвездия по-своему и называли их иначе.
Теркорн считает, что здесь нет особой проблемы. Большую Медведицу, например, видели в небе не только троки, но и саамы, и некоторые племена североамериканских индейцев. Это может быть справедливо и по отношению к некоторым другим созвездиям. Как считает Теркорн, Быка, Крылатого коня, Гиганта с дубинкой или («обаку могли видеть в небе и люди других цивилизаций, толкуя их в соответствии с собственной мифологией. Скажем, древние греки считали Крылатого коня Пегасом, а германцы могли видеть в нем Слейппира — коня Одина (Вотана), верховного божества древнегер-манских племен.
Теги: культура , общество , наука , Археология , история