Свидетельства древнейших верований. Реферат по дисциплине по дисциплине «Основы мировых религиозных культур» на тему «Основные формы древних верований».
Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках середины VI века под именем склавинов и антов. Ретроспективно в этих источниках анты упомянуты при описании событий IV века. Предположительно к славянам (или предкам славян) относятся венеды, о которых, как народе между сарматами и германцами, сообщали авторы позднеримского времени (I—II вв.). Алано-готский историк Иордан на основе известного ему массива данных считал антов и скловен выходцами из венедов.
Более ранние племена, отмеченные современниками в предполагаемом ареале формирования славянского этноса (среднее и верхнее Поднепровье, юг Белоруссии), могли внести вклад в этногенез славян, но степень этого вклада остаётся неизвестной из-за недостатка сведений как по этнической принадлежности племён, упомянутых в источниках, так и по точным границам обитания этих племён и собственно праславян. Впервые племена (невры и скифы-земледельцы), населявшие земли Восточной Европы в удалении от Чёрного моря, описал в своём фундаментальном труде греческий историк середины V в. до н. э. Геродот. Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII—III вв. до н. э., ареал которой распространяется на Волынь и бассейн реки Припяти(северо-запад Украины и южная Белоруссия). Неизвестно, сформировался ли к этому времени славянский этнос, но предполагая автохтонность славян в междуречье Днестра и Днепра, сведения Геродота являются самым ранним и единственным на протяжении последующих 500 лет письменным источником о возможных предках славян.
В то время, как экспедиции римских легионов приоткрыли цивилизованному миру Германию от Рейна до Эльбы и варварские земли от среднего Дуная до Карпат. Греческий автор середины I в. до н. э. Страбон в описании Восточной Европы к северу от Причерноморья пользуется легендами, собранными ещё Геродотом. Однако он сообщил важные этнографические сведения, связанные с появлением в западных областях Украины бастарнов. Бастарны, в которых чаще всего видели германцев, появились на страницах истории во 2-й половине III в. до н. э. где-то к северу от низовьев Дуная. Обычно им приписывают зарубинецкую археологическую культуру (II в. до н. э.—II в. в бассейне Припяти, Десны, в Среднем и Верхнем Поднепровье). В советское время зарубинецкую культуру из-за ареала распространения признавали раннеславянской несмотря на её заметные отличия в уровне развития ремёсел от более примитивных достоверно славянских культур позднего времени. Кто бы этнически не были носители зарубинецкой культуры, её влияние прослеживается в памятниках киевской культуры, названной сначала позднезарубинецкой. Невозможно определить степень влияния бастарнов на этногенез славян прежде всего из-за недостатка этнографических сведений о самом исчезнувшем в III веке племени бастарнов.
Историки предполагают, что славяне могли проникнуть в западные земли с Поднепровья вместе с полиэтничным конгломератом племён, объединённых подчинением Аттиле, и стали селиться в обычных для себя местах вдоль рек. На это есть намёки в записках грека Приска Панийского, посетившего в составе византийского посольства в 448 году варварские земли в районе совр. Венгрии. Но впервые эпиграфические источники сообщают о достоверно славянских племенах венедов (Venethae), склавинов (Σκλαβηνοί) и антов(Άνται) в середине VI века. Из этих племён последние два появились к началу VI века на северных границах Византийской империи по левому берегу среднего и нижнего Дуная, что хронологически хорошо согласуется с археологическими данными. Упоминания о венедах есть в позднеримских источниках I—II вв. однако их связь с венедами эпохи Великого переселения народов не очевидна.
pagandom.ru
Глава II. Традиции и обрядность духовной культуры Китая
Древние свидетельства религиозных верований Китая. Даосизм – важная категория китайской философии и культуры. Религиозно-мировоззренческая система конфуцианства.
В XIVвеке до н.э. сложилось одно из первых государств Китая Шан. (1384-1111 годы до н.э.). Оно было завоёвано в этот же период племенами арии и инь. Образовалось государство Инь, которое тоже было завоёвано вXIвеке до н.э. племенем Чжоу. Сформировалось Чжоуское государственное образование (1027-777 годы до н.э.)17, распавшееся кVIIвеку на несколько самостоятельных царств.
«В VIIIвеке до н.э. Западный Чжоу попал под влияние Восточного Чжоу. Период сVпоIIIвек до н.э. китайские историки определяют как эпоху «Борющихся царств» (Чжаньго), где ведущая роль принадлежала царству Цинь. Это и дало название Китаю в европейских языках на латыни Синэ, по-английски Чайна, по-немецки Хинг, по-французски Шин. Во второй половинеIIIвека до н.э. произошло объединение Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь. Острая борьба между крупными царствами за гегемонию нашла своё отражение в идеологической борьбе философско-политических и этических школ»18.
§ 1. Древние свидетельства религиозных верований Китая
Как показывают археологические исследования, уже 100-50 тысяч лет назад у предков китайцев стало зарождаться религиозное самосознание. В ходе раскопок горной пещеры Джоукоу дянь, расположенной в предместьях Пекина, были обнаружены захороненные тела головами в сторону верхнего участка пещеры. Археологические раскопки свидетельствуют о важности похоронного ритуала для пещерного человека и позволяют делать вывод о том, что у пещерных людей существовала вера в загробную жизнь. Это наиболее раннее свидетельство возникновения религиозных верований в Китае.
В эпоху правления династии Шан заметное развитие получил культ поклонения предкам. Доказательством тому служат надписи на костях или черепашьих панцирях, обнаруженные при раскопках. Шанское общество было очень суеверным и обращалось за советом и просьбой к своим предкам указать способ действия по вопросам проведения похоронной церемонии, военной победы, хорошего урожая и прочее. Со временем для этих просьб утвердилось верховное божество Шан ди. Каждый предсказательный ритуал жёстко контролировался правителем вплоть до династии Чжоу. В эпоху государственного образования Чжоу под названием «Западный Чжоу», его правитель стал Сыном Неба, «земным воплощением поднебесной». Это представление о правителе сохранилось и в императорском Китае до XXвека19.
Древние китайские религиозные верования, такие как культы поклонения Небу и Земле, а также культы поклонения предкам, несколько изменённые Конфуцианством и другими китайскими религиозными верованиями, сохранились и в наши дни. В настоящее время в Китае присутствуют следующие основные религиозные верования: даосизм, конфуцианство, буддизм, ислам, католицизм и протестантизм. Каждая религия оставила свой собственный след в истории и культуре Китая. Согласно статистическим данным в Китае насчитывается более 100 миллионов последователей различных религий. Большинство из них составляют адепты даосизма, конфуцианства и буддизма. При этом даосизм и буддизм в Китае воспринимаются сегодня как единое целое20.
studfiles.net
Древние свидетельства религиозных верований Китая
Философия Древние свидетельства религиозных верований Китая
Количество просмотров публикации Древние свидетельства религиозных верований Китая - 8
Наименование параметра
Значение
Тема статьи:
Древние свидетельства религиозных верований Китая
Рубрика (тематическая категория)
Философия
Как показывают археологические исследования, уже 100-50 тысяч лет назад у предков китайцев стало зарождаться религиозное самосознание. В ходе раскопок горной пещеры Джоукоу дянь, расположенной в предместьях Пекина, были обнаружены захороненные тела головами в сторону верхнего участка пещеры. Археологические раскопки свидетельствуют о важности похоронного ритуала для пещерного человека и позволяют делать вывод о том, что у пещерных людей существовала вера в загробную жизнь. Это наиболее раннее свидетельство возникновения религиозных верований в Китае.
В эпоху правления династии Шан заметное развитие получил культ поклонения предкам. Доказательством тому служат надписи на костях или черепашьих панцирях, обнаруженные при раскопках. Шанское общество было очень суеверным и обращалось за советом и просьбой к своим предкам указать способ действия по вопросам проведения похоронной церемонии, военной победы, хорошего урожая и прочее. Со временем для этих просьб утвердилось верховное божество Шан ди. Каждый предсказательный ритуал жёстко контролировался правителем вплоть до династии Чжоу. В эпоху государственного образования Чжоу под названием ʼʼЗападный Чжоуʼʼ, ᴇᴦο правитель стал Сыном Неба, ʼʼземным воплощением поднебеснойʼʼ. Это представление о правителе сохранилось и в императорском Китае до XX века[19].
Древние китайские религиозные верования, такие как культы поклонения Небу и Земле, а также культы поклонения предкам, несколько изменённые Конфуцианством и другими китайскими религиозными верованиями, сохранились и в наши дни. В настоящее время в Китае присутствуют следующие основные религиозные верования˸ даосизм, конфуцианство, буддизм, ислам, католицизм и протестантизм. Каждая религия оставила свой собственный след в истории и культуре Китая. Согласно статистическим данным в Китае насчитывается более 100 миллионов последователей различных религий. Большинство из них составляют адепты даосизма, конфуцианства и буддизма. При этом даосизм и буддизм в Китае воспринимаются сегодня как единое целое[20].
Древние свидетельства религиозных верований Китая - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Древние свидетельства религиозных верований Китая" 2014, 2015-2016.
Найдите в повседневной практике свидетельства древнейших верований. Какая связь прослеживается между геометрическими знаками в современной рекламе и геометрическим орнаментом неолита?
Фамилия, имя обучающегося___________________________________________
multiurok.ru
Древнейшая религия и стереотеизм. Очертания проторелигии
На основе археологических находок и известной нам информации о древнейших религиозных культах в разных частях Евразии можно сделать два вывода. Во-первых, древнейшие культы Западной Европы, Египта, Малой Азии, Палестины, Месопотамии, Индии имеют одинаковые черты. Во-вторых, они восходят к одному источнику — древнейшей проторелигии, очертания которой поддаются описанию.
Самая древняя религия
Нам известны две группы символов, которые наиболее универсальны и встречаются практически во всех известных религиозных системах от наиболее древних до современных.
Символы Творца (Отец-Творец). Группа символов мужской производящей силы.
Символы Матери-Земли (Мать-Материя). Группа символов женского начала, из которого мужское начало формирует мир.
Творец мира
Символами Творца у древних людей были рога и мужские половые органы. Наиболее известные примеры использования этих символов:
100 тыс. лет до н.э. на территории современной Германии длинной кости пещерного медведя человеком (неандертальцем) был придан вид фаллоса.
33 тыс. лет до н.э. в пещере Холе Фельс (Германия) вместе с другими культовыми предметами находилась каменная копия фаллоса.
18 тыс. лет до н.э. в пещере Ласко (совр. Франция) были изображены бык с гипертрофированными семенниками и человек с эрегированными членом.
13 тыс. лет до н.э. в пещере Труа Фрер (Франция) был изобажен человек с рогами оленя и выраженным половым членом
6 тыс. лет до н.э. в горах Палестины люди отправляли культы в святилищах с фаллическими обелисками
с 4,7 тыс. лет до н.э. менгир Локмариакёр, карнакские мегалиты и многие другие более поздние мегалитические вертикально поставленные камни, возможно, символизировали мужские репродуктивные органы
3 тыс. лет до н.э. египтяне в Мемфисе использовали джед (столб фаллической формы) как древний символ плодородия и связывали его с трансцендентным Богом-Творцом Пта. Изображения быков в Египте широко использовались как символы божества.
2 тыс. лет до н.э. культ Диониса отправляется в Ахайе. Символами Диониса был фаллос (в праздник носили на шестах), бык или человек с рогами быка. культы Диониса отправлялись в Греции вплоть до начала нашей эры
1700 г. до н.э. Храппская цивилизация демонстрирует артефакты связанные с поклонением фаллосу (лингаму) и богу с рогами (Пашупати, прообраз позднейшего Шивы). Быки используются в харапских изображениях. В частности сцена принесения в жертву быка соседствует и изображением рогатого Пашупати. Культ Шивы и лингама известен в средневековье и является живой религией по сей день.
1450 г. до н.э. в древнем финикийском Угарите отправляли культ Баала (Ваала). Символами Баала была бычья голова и фаллический столб. Культ Баала существовал до начала нашей эры. Против этих обрядов воевали евреи в Палестине и римляне в колониях Карфагена.
Мать-Земля
Символами Матери-Земли являлись женские репродуктивные органы. Женские символы, как правило, сопровождают в культе мужские символы.
100 тыс. лет до н.э. на территории современного Крыма человек (неандерталец) хоронил умерших в позе эмбриона. Подобные многочисленные находки могут свидетельствовать о символизации могилы как утробы матери.
33 тыс. лет до н.э. в пещере Холе Фельс найдена фигурка беременной женщины (палеолитическая Венера) с гипертрофированными женскими детородными органами. Подобные палеолитические Венеры широко использовались от Испании до Индии.
18 тыс. лет до н.э. в пещере Ласко рядом с быком и человеком был изображен предмет, который часто находят в захоронениях древних людей. Так называемая, копьеметалка имела вид палки, на одном конце которой изображалась птица, на другом — вырезалось отверстие. Отверстие, возможно, могло быть символом женского детородного органа. Женская символика могла присутствовать в других многочисленных изображениях Ласко, Труа Фрер и многих других подобных пещер.
6 тыс. лет до н.э. в горах Палестины рядом с фаллическими обелисками находились каменные макеты женских детородных органов
4,5 тыс. лет до н.э. мегалитические дольмены (в том числе и карнакские) могут быть интерпретированы как символ женских репродуктивных органов (узкий вход) и утробы (внутреннее культовое помещение). Особенно явно эта сомволика прослеживается в мальтийских мегалитических храмах.
3 тыс. лет до н.э. египтяне использовали анх в сочетании с джедом. Анх представляет тобой кольцо с крестом. Значение этого древнего знака до сих пор не расшифровано. Возможно, он является символом женского детородного органа. Древние гробницы (мастабы) предшественницы пирамид могли символизировать женские органы и утробу также как и дольмены.
1700 г. до н.э. в артефактах Храппской цивилизации наряду с лингамами (фаллосами) были найдены йони (фигурки женских половых органов) и статуэтки схожие по виду с палеолитическими Венерами.
1450 г. до н.э. культ Баала отправлялся вместе с почитанием его сестры-супруги Астарты (Танит), статуэтки которой имели подчеркнутую обнаженную грудь. В культовых клинописных текстах подробно описывались акты соития Баала и Астарты. Астарта, Танит, Иштар, Кали, Кибела имеют поразительное сходство как в иконографии, так и в описании отправляемых культов.
Масса других подобных артефактов и свидетельств говорит о том, что древние люди, начиная с первых кроманьонцев, а может быть даже с неандертальцев, имели религию, которая заключалась в поклонении Творцу мира и Матери-земли как материи (материя, matter — от слова мать) из которой творится мир. Это мировоззрение можно условно назвать стереотеизмом.
Из глубокой древности до наших дней
Помимо содержания проторелигии также можно проследить динамику развития. Возможно, арийцы в Китае, Индии, Иране, Анатолии, Греции, Италии и Западной Европе, и евреи в Месопотамии, Палестине (и отчасти в Египте) нашли эту религию уже на стадии сильного нравственного разложения и извращения.
Арийцы, видимо, допустили смешение своих верований с этой более древней проторелигией. В Ригведе есть гимн, который дистанцирует арийскую веру от культа, так называемых, членопоклонников (поклонение хараппским лингамам). Однако, впоследствии мы отчетливо видим черты доарийского древнего культа в индуистских обрядах (тантризм, йога, культ Шивы (Баала) и Кали). Судьбу веры арийских тохаров в Китае мы не знаем. Арийцы в Греции (ахайцы и дорийцы), видимо, приняли верования пеласгов, т.к. миф о Минотавре говорит об отправке людей из Афин на Крит в жертву именно Баалу. В Иране, Месопотамии и Анатолии наблюдалось смешение верований, но Эбла и Угарит дают чёткую картину господства культа Баала уже со священной проституцией и пьяными оргиями. О верованиях Западной Европы до н.э. нам известно меньше. На рубеже древней и нашей эры Цезарь нашел там культы в самых страшных проявлениях (обряды массовых сожжений людей). Римляне имели некоторые элементы древней проторелигии, но боролись с Карфагеном, который поклонялся Баалу и Астарте, используя массовые человеческие жертвоприношения, в т.ч. детские.
По всей видимости, евреи, имея более молодую традицию религиозного откровения, чем у индоариев, смогли эффективно дистанцироваться от древней деградирующей проторелигии и успешно воевали против нее в Египте и Палестине (Финикии). Но в эпоху царств иудаизм испытал сильнейшее разлагающее влияние (реформы Давида и Соломона, поклонения идолам в Израильском царстве). Христианство и ислам в разное время в разной географической местности перехватили знамя борьбы у иудаизма. При этом три благочестивые авраамические традиции, вырасшие из единого источника, вступили в живое историческое взаимодействие (не всегда мирное), которое продолжается по сей день.
В момент контакта с молодыми арийской и еврейской религиями (2 и 1 века до н.э.) древняя проторелигия находилась в стадии разложения (оргии, пьянство, священная женская и мужская проституция, обряды самооскопления, каннибализм и человеческие жертвоприношения). Возможно, в своем первозданном виде, она была целомудрена не включала в себя магизм человеческих жертв, мужские символы Творца-Отца и женские символы Матери-Земли, возможно, не имели своим смысловым наполнением плотское удовольствие, а символизировали таинство творения мира трансцендентным Богом из материи (материя, matter — от слова мать) Земли.
В современном мире древнейшая проторелигия продолжает существовать в нескольких формах. Тайные оккультные гностические общества, как правило, имеют символику проторелигии и соотвествующие обряды. Ярким примером может служить то, что масоны считают своим основателем инженера-строителя, присланного правителем финикийского города Тир (в котором осуществлялись культы Баала и Астарты) царю Соломону для возведения Первого Храма в Иерусалиме. Формой погибшей выродившейся проторелигии можно считать атеизм как культ земных удовольствий. Современный человек, не отдавая себе отчет, воспроизводит содержание древних культов уже искаженной проторелиги. Например, поход в театр или на концерт завершается употреблением алкоголя и интимной связью. Театр имеет свое происхождение из оргиастических праздников Диониса. Музыка и опьяняющие напитки возникли именно внутри древних религиозных обрядов. Ритуальная половая связь (включая содомию) осуществлялась как культовое действие в древних храмах и священных рощах под руководством жрецов. Аборты сегодня, к сожалению, являются обыденным делом. В культах искаженной проторелигии дети считались самой «благочестивой» жертвой. На Крите, в Карфагене, в Палестине и в других регионах были найдены свидетельства детских жертвоприношений. Некоторые исследователи предполагают, что, таким образом, в том числе, контролировалась рождаемость и сознательно сдерживалось развитие популяции. Подобный подход к демографии мы видим и сегодня.
Неудивительно, что половая сфера (отношение отца и матери для творения новой жизни в детях) в авраамической традиции является табуированным пространством и священным таинством, которое спрятано от суетного мира, безжалостно профанировавшего и извратившего его изначальную божественную чистоту. Может в этом и состояло грехопадение?
historiosophy.ru
1. Археологические свидетельства о древнейших верованиях эпохи неолита.
Самые ранние археологические свидетельства восходят к VI и V тысячелетиям до н.э. В целом ряде случаев можно наблюдать преемственность разных доисторических культур и даже точно определить их вклад в формирование классической китайской цивилизации. С другой стороны, так же, как китайский народ сложился в результате различных этнических сочетаний, так и его культура представляет собой сложный и оригинальный синтез, в котором, однако, возможно выявить многие составляющие.
Первая такая составляющая – неолитическая культура Яншао – по имени деревни, где в 1921 году были обнаружены крашеные глиняные сосуды.
Вторая неолитическая культура, характеризуемая черной керамикой, была открыта в 1928 году вблизи Луншаня. Но лишь в пятидесятые годы, благодаря многочисленным раскопкам предшествующих тридцати лет, стало возможным классифицировать фазы и локальные вариации неолитических культур. С помощью радиоуглеродной датировки хронология была в корне пересмотрена. В Баньпо (провинция Шэньси) обнаружили самое древнее поселение, относящееся к культуре Яншао; радиоуглеродным методом его датировали приблизительно 4115 или 4365 гг. Поселение существовало на протяжении 600 лет в V тысячелетии. Но Баньпо представляет собой не первую стадию культуры Яншао. Согласно Бин-ди Хэ 1 , автору последней работы по доисторическому Китаю, земледелие было известно здесь еще в VI тысячелетии, так же как и одомашнивание животных, изготовление керамики и выплавка бронзы.
Археологические свидетельства позволяют нам получить сведения о некоторых религиозных верованиях, но мифологию, теологию, структуру и морфологию ритуалов трудно расшифровать на базе одного только археологического материала. Так, например, источники по религии, ставшие известными благодаря открытию неолитической культуры Яншао, относятся лишь к понятиям и верованиям, связанным с сакральным пространством, плодородием и смертью. В центре поселения Яншао находилось здание общественного назначения, а вокруг него располагались меньшего размера жилища-полуземлянки. Сама ориентация поселения и конструкция жилищ с очажной ямой посередине и дымовым отверстием указывает на космологию, принятую во многих неолитических и традиционных обществах Существование веры в посмертную жизнь души иллюстрируется предметами домашней утвари и продуктами питания, положенными в могилу. Детей хоронили поблизости от жилища в больших керамических урнах с просверленной верхушкой, чтобы душа могла выходить и возвращаться . Иными словами, погребальная урна была "домом" умершего, и такое представление широко отразилось в культе почитания предков.
Особенный интерес представляют глиняные сосуды, расписанные красной краской, с погребальной символикой. Только там встречаются три иконографических мотива: треугольник, некое подобие шахматной доски и каури. А ведь эти мотивы сопряжены с довольно сложной символикой соития, рождения, регенерации и повторного рождения. Можно предположить, что таким оформлением отмечено упование на продление жизни, на возрождение в загробном мире.
Рисунок с двумя рыбами и двумя антропоморфными фигурами изображает, возможно, сверхъестественное существо или "знатока сакрального", колдуна или жреца . Но эта интерпретация не безусловна. Рыбы имеют разное значение: и сексуальное, и относящееся к календарю (сезон рыбной ловли соответствует определенному моменту годового цикла). Расположение четырех фигур на рисунке может навести на мысль и о космологической символике.
В своем сочинении Бин-ди Хэ сообщает, что в общинах эпохи Яншао соблюдалась матрилинейная система родства. В последующий период культура Луншань знаменует переход к патриархальному обществу с типичным для него доминирующим культом предков. Вслед за другими исследователями Хэ интерпретирует некоторые каменные изваяния и их воспроизведение на расписных сосудах как фаллические символы. Так же, как Карлгрен, который выводит пиктограмму "цзу", что значит "предок", из рисунка фаллоса, Хэ видит в умножении числа фаллических эмблем растущее значение культа предков., Погребальные сосуды несомненно, содержат в себе и сексуальную символику. Но для Карла Хенце различные фаллические предметы и рисунки – прежде всего вариации "дома души"; известные образцы керамики Яншао представляют собой модели маленьких хижин – оставаясь вместе с тем и погребальными урнами – и сравнимы с аналогичными предметами доисторической Европы и с хижиной монголов. Эти "домики души", щедро представленные в археологии доисторического Китая, являются нам как предшественники "таблички предков" исторических эпох.
В культурах Яншао и Луншань обнаруживаются верования, характеризующие и другие древние цивилизации: взаимозависимость жизни, плодородия, смерти и посмертного существования и, следовательно, восприятие космического цикла, иллюстрированное календарем и актуализованное в ритуалах; значимость предков как источника магико-религиозного могущества; "мистерия" coincidentia oppositorum [совпадения противоположностей], о чем свидетельствует и death pattern, – верование, предвосхищающее в некоторой степени идею целокупности космического бытия, которая станет доминирующей идеей в последующие эпохи. Важно добавить, что большая часть неолитического наследства сохранилась, с неизбежными модификациями, в традициях и религиозной практике сельских культур.
anteaterfromspb.blogspot.ru
Реферат «Основные формы древних верований».
Профессиональная переподготовка
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ:
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Реферат по дисциплине
на тему
«Основные формы древних верований»
Выполнил: слушатель курсов Уловкова Г. Ю.,
учитель МАОУ лицей № 21 г. Химки
Химки – 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Возникновение религии. Первая, исходная форма
религии – магия. 4
Тотемизм, анимизм, фетишизм. 9
Заключение. 14
Список литературы. 15
ВВЕДЕНИЕ.
Целью настоящей работы является попытка охарактеризовать общие тенденции развития и происхождения ранних форм религий и оценить их роль в дальнейшем развитии культуры человеческого общества.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обобщения накопленного опыта человечества и знаний о первобытных религиозных верованиях и первопричинах их появления.
Основной проблемой представляется необходимость выделить из обилия этнографического материала то главное, что наиболее наглядно и емко формировало бы представление не только о чертах, присущих непосредственно какому-либо типу верований, но и организации общества и общественных отношений в целом, которые и обусловили появление данной формы религий.
Религиозные представления и верования возникли на заре человечества и складывались веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений и т. п. Укрепляясь в сознании людей, становясь частью культурного потенциала, система религиозных верований - религия - приобретала тем самым определенные социально-политические и культурно-этические функции.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные признаки и элементы религии;
- рассмотреть истоки возникновения религии;
- изучить ранние формы религии: магию, тотемизм, анимизм, фетишизм.
I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ. ПЕРВАЯ, ИСХОДНАЯ ФОРМА РЕЛИГИИ – МАГИЯ.
В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio — «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа»). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом.
Религия является важнейшей частью большинства духовных традиций и существовала с глубокой древности(1). Все основные признаки и элементы религии наиболее отчетливо выступают в ее высших формах, характерных для классового (цивилизованного) общества. В развитых религиях мир, как правило, удвоен. Люди верят, что, кроме того мира, в котором они живут и который им знаком по повседневному житейскому опыту - мира естественного, посюстороннего, - существует совершенно иной мир, в котором обитают совершенно другие существа, именуемые богами, ангелами и т.п. - мир сверхъестественный, потусторонний. И потусторонний мир не просто существует. Обитающие в нем существа управляют жизнью людей. От них зависит судьба каждого конкретного человека: будут успешны его дела или его ждет неудача, будет он счастлив или его постигнет горе, будет он здоров или болен, будет он жить долго или рано умрет и т.п. Эти сверхъестественные существа наделены особой сверхъестественной силой, которая безраздельно господствует над человеком, которой человек не способен противостоять, перед которой он полностью беспомощен.