Древняя греция пан. Мифы и легенды Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнегреческий бог Пан. Древняя греция пан


Миф о Пане

 

Миф о Пане включает в себя ряд историй

Из множества силенов – демонов леса, населявших лесные чащи, выделялся не только Силен. Особо следует сказать о силене по имени Пан.

Это было обросшее курчавой шерстью существо с прицепившимися к ней колючками от кустов. Его ноги завершались козлиными копытцами, а на голове росли рожки. Издали его можно было принять, как и всякого сатира, за одного из тех животных, которых он пас, если бы не две ноги и свирель, с которой он ни при каких обстоятельствах не расставался.

Миф о Пане рассказывает, что родился он от связи нимфы либо с Гермесом, либо с Зев­сом, и был ею брошен, лишь появившись на свет, так как внушал своим видом матери ужас. Однако он был подобран отцом и отнесен на Олимп. Впрочем, при виде этого существа все боги покатились со смеху. Именно таким образом распространенный поэтический миф представлял происхождение имени “Пан”. Исходя из этого мифологического сюжета, это имя берет начало от  грече­ского слова «все». Между тем Пан еще задолго до появления на Балканском полуострове греков почитался его древнейшими жителями пеласгами. Поэтому, скорее всего, это имя происходит от пеласгийского слова «пасти».

Пана почитали, как пастыря овец и коз. Пастухи считали его своим по­кровителем и приносили ему в дар молоко и мед диких пчел. Однако, по древним верованиям он являлся также покровителем охотников и рыбаков: каждого, кто общается с дикой природой и пользуется ее благами. Пан также охранял неприкосновенность природы и ее мирный покой. У него вызывают отвращение все голоса и звуки, относящиеся к войне — ржанье и топот коней, лязг боевых колесниц, свист стрел и бряцание мечей. Защищая свои владения от непрошенных пришельцев, он иногда испускал такой крик, что они бежали в ужасе, бросая оружие, и наталкиваясь друг на друга. Однажды, как рассказывали, он таким образом внушил страх целой армии. По убеждению греков, именно он обратил персов в бегство под Марафоном. В честь этого события афиняне воздвигли ему храм на се­верном склоне акрополя. Не меньший страх наводил Пан на людей, если они каким-то образом тревожили его покой, когда в жаркое полуденное время он отдыхал где-нибудь в чаще или овраге. Эти обеденные часы считались посвященные Пану, и пастухи старались не шуметь. Даже их сторожевые псы остерегались лаять. Большая беда грозила тому, кто нарушал в «часы Пана» тишину. Выскакивая из своего укрытия, Пан наводил на нарушителя покоя  такой безотчетный страх, который лишал его воли и вызывал желание быстрее куда-то убежать. Этот страх так и стали называть в дальнейшем – паническим.

Пан и Сиринга

Пан и Сиринга

Миф о Пане также гласит, что его родиной считалась Аркадия, гористая местность, внутренняя часть Пелопоннеса. Ее первоначально так и называли «страной Пана» — Панией. Но почитали Пана повсюду, где пасли коз и овец, где сохранились не тронутые городской культурой уголки природы, главным образом в местах древнего рассе­ления пеласгов.

Неотлучными спутницами Пана были светловолосые голубоглазые нимфы. Часто они звали его к себе, и он становился участником их хоровода. Пан выходил на середину круга и плясал, весьма неуклюже топая копытцами. Он являлся братом нимф, а они — его сестрами. Но никто не может избежать стрел Эрота. Раненный одной из них, полюбил Пан строгую и недо­ступную, прекрасную нимфу Сирингу. Подобно Артемиде, она отвергала мужскую любовь, и напрасно пытался Пан объясниться с Сирингой. И когда однажды он решил ее обнять, она бросилась бежать. Пан погнался за прекрасной нимфой. Не догнать бы Пану быстроногой беглянки, но впереди оказалась река. Заметалась нимфа, так как сзади уже слышалось горячее дыхание Пана и резкий запах его козлиной шерсти. Тогда взмолилась Сиринга богу реки:

—   Спаси меня! Погибаю!

Внял речной бог мольбе и превратил нимфу в тростник. Ос­лепленный любовью Пан не заметил превращения и свел свои волосатые руки в объятиях. Однако вместо девушки он обнял стройный, колеблющийся от легкого порыва ветра тростник. Озознав, что больше никогда не увидит любимую, Пан откусил трос­тинку своими острыми зубами, проткнул камнем отверстия и, поднеся к губам сирингу (так он назвал свирель), из­влек из нее полные грусти прекрасные звуки.

Сбежались на них отовсюду сестры-нимфы. Сиринга пела в губах Пана, как будто обретя неведомую ей при жизни радость любви. Загрустили нимфы, потоком покатились сле­зы по белым щекам нимф. Такова грустная история о Пане и Сиринге.

Аполлон и Пан

Возгордился своим умением Пан и вызвал на состязание самого Аполлона. Тот, конечно, принял вызов и явился в горы Тмола с золотой кифарой. Встретились Аполлон и Пан: умение встретилось с божественным искусством. Как и следовало ожидать, бог Тмола присудил победу Аполлону. Однако местный царь Мидас похвалил бесхитростную игру Пана. Разгневался на Мидаса Аполлон, и в гневе схватив Мидаса за уши, начал тянуть их. Вытянулись у царя уши так, что стали напоминать ослиные. Закрыл их царь Мидас высокой шапкой, и знал о них лишь царский цирюльник, которому было приказано молчать под страхом смертной казни. Однако не смог носить в себе эту тай­ну цирюльник. Он отправился к реке, где росли новые сестры Сиринги, и, поднеся ладони к губам, стал шептать, будучи уверен, что никто его не слышит:

—   У царя Мидаса ослиные уши! У царя Мидаса осли­ные уши!

Однако его сразу услышали. Зашуршали на ветру тростники и разнесли эту весть по всему свету:

—   У царя Мидаса ослиные уши!

Однако этой новости Пан уже не услышал. Обиженный, он удалился в чащу лесов и никогда больше не вступал в состязания.

Это интересно

История Адама и Евы

История Адама и Евы - первых людей на Земле начинается в Эдемском саду. Когда сотворение мира былозавершено, Господь ...

Дачный домик из профилированного бруса

В настоящее время встречается тенденция к строительству деревянных домов из профилированного бруса, и довольно-таки много людей хотят ...

Святой Конвойон – первый аббат Редона. Часть1

Святой Конвойон, первый аббат Редона и епископ Квимпера, родился в знатной семье. Он появился на свет в Сен-Мало ...

Алконост - птица-дева

Алконост изображается в виде прекрасной птицы с головой молодой девушки . Вопреки расхожему мнению, не является антиподом птицы ...

  • Запорожье - столица казачества Малой Руси

    Тесей - герой мифов древней Греции и Рима. Одна из основных фигур в мифологии. Не смортря на множество совершенных подвигов, преследуемый ударами судьбы,...

  • Властелин зерна

    «Луна-14» — советская межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. Космический аппарат был предназначен для отработки линий связи...

objective-news.ru

Пан

Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана [1]. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.

 

Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана - когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса. 

 

Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан - бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана больше чтили, его не включали в числа богов-олимпийцев. Но постепенно бог Пан утрачивает свой первоначальный характер и становится богом-покровителем всей природы.

Теги: Мифы Древней Греции, Боги Древней Греции, Мифология, Пан

www.ilovegreece.ru

Пан - Мифы Древней Греции

Пан (миф древней Греции)

Часто Диониса сопровождает в его путешествиях бог Пан. Веселый и коварный сатир, он очень любит разные шутки. Спрячется иногда в лесной чаще, и когда появляется кто-нибудь на тропинке, он неожиданно выскакивает из своей засады. И люди, напуганные не столько его неожиданным появлением, сколько его ужасным видом, пускаются бежать от него со всех ног. Ну, а если кто нечаянно потревожит сатира, когда он отдыхает в прохладном гроте, тому и вовсе несдобровать. Пан умеет нагнать на человека такой страх, какой только в кошмарном сне может присниться. Он даже целое войско может обратить в бегство. Панический страх – так это и называется с тех пор.

Лесной сатир Пан родился богом. Но когда он появился на свет и его мать, нимфа Дриопа, увидела своего сына, она пришла в такой ужас, что тут же бросила его и пустилась бежать. И было от чего испугаться бедной Дриопе. Пан родился с козлиными ногами, на голове у него торчали рожки, а с подбородка свисала длинная борода.ПанНо отцу его, Гермесу, сын понравился. Он взял его на руки и отнес на Олимп. Боги ласково приняли маленького Пана, они смотрели на него и смеялись – такой он был забавный. Пан не остался жить на Олимпе. Он ушел на землю и бродил там по тенистым лесам и скалистым горам, пас стада и играл на свирели. И когда звуки его свирели раздавались в лесу, все нимфы и дриады бежали послушать чудесную игру сатира.С некоторых пор все стали замечать, что загрустил всегда веселый сатир, стал он избегать шумных компаний, и теперь все чаще доносились из леса печальные звуки его свирели. Полюбил Пан прекрасную Сирингу и не знал, как сказать ей об этом. Гордой и высокомерной была прекрасная нимфа. Они никого не любила и даже смотреть ни на кого не хотела. Все дни проводила она на охоте. Иногда Сирингу даже путали с Артемидой: юная нимфа мало чем отличалась от прекрасной богини. В короткой тунике, с колчаном за плечами и с луком в руках бегала она по лесу за пугливыми оленями, гоняла оленей и зайцев, и не было ей никакого дела до влюбленного Пана.Однажды Пан встретил в лесу прекрасную Сирингу и хотел заговорить с ней. Но она, едва взглянула на козлоногого сатира, в страхе бросилась бежать от него со всех ног. Пан попытался догнать нимфу. Он просил ее остановиться, хотя бы поговорить с ним. Но своим видом сатир так напугал юную нимфу, что она даже боялась смотреть на него.Но вот на ее пути оказалась река. Сиринга протянула руки вперед и стала умолять речного бога спасти ее. Внял лесной бог мольбе юной нимфы и превратил ее в тростник. Пан уже догнал Сирингу и хотел обнять ее, но его руки коснулись лишь гибкого тростника.Печальный сатир долго стоял на берегу реки и слушал тихий шелест. Стройный тростник что-то рассказывал ему, но что именно, Пан так и не понял. Срезал несчастный Пан несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память о своей любимой он назвал свирель сирингой. И часто теперь Пан уходил один в густую чащу леса и выводил на своей свирели-сиринге нежные печальные мелодии.

— КОНЕЦ —

skazki.dy9.ru

Древнегреческий бог Пан — Язычество

Древнегреческий бог Пан – бог скотоводства и пастушества, дикой природы и плодородия. Его имя построено на корне, который означает слово «весь», то есть, весь мир и всю природу. Первоначально Пана не причисляли к богам-олимпийцам, а в некоторых источниках и вовсе называли полубогом. Но со временем традиция изменилась и образ Пана стал иметь характер бога всей природы. Пан часто сопутствовал Дионису, становясь одним из членов его свиты. Родила на свет Пана прекрасная нимфа Дриопа. Но родив такого страшного младенца, она ужаснулась и убежала. Пан родился на свет с козлиной бородой и рогами, а также козьими ножками. Гермес – отец Пана – обрадовался своему сыну и тут же отнес его на Олимп, показать другим богам. Боги смеялись над его внешностью, но не зло, они радовались рождению нового сына Гермеса.

Немного подрос Пан и решил, что не место ему на Олимпе, ведь его манили леса и горы, природа. Там он стал пасти стада животных и играть им на свирели, которую сам смастерил. А нимфы со всех местностей, как услышат трели Пана, тут же спешат к нему, чтобы водить вокруг хороводы и танцевать. Вот уже и сам Пан начинает танцевать с нимфами, к ним подключаются сатиры. В полдень наступает время отдыха, и Пан укрывается от жаркого солнца в тенистой чаще лесной или в прохладном гроте. В это время он может спать или дремать, и всякому, кто дорожит своей жизнью, лучше не беспокоить его в этот миг. Пан очень вспыльчив, в гневе вполне может наслать тяжелый и давящий сон на человека.

Также, то ли со зла, то ли случайно, Пан может внезапно появиться на пути странника и испугать его до поседения. А тем, кто ему не угодил, Пан может отомстить, наслав на них так называемый панический страх и ужас. В таком состоянии человек мечется и старается убежать, не разбирая дороги. Порой, такой способ бегства и приносит человеку смерть, так как он просто не видит, куда бежит и что делает. Так убегали даже целые войска от Пана. Но, если божество не бесить, он будет вполне дружелюбным и спокойным, добродушным и милым. Таким он предстает перед пастухами, которым пытается всячески помочь. Когда пастухи уходят или засыпают, Пан беспокоится об их стадах, холит и лелеет животных, бережет их.

По одной из легенд, даже такого некрасивого полукозла не обошли стрелы Эроса, Пан влюбился. Полюбил он Сирингу – прекрасную нимфу, но разве под стать он ей? Сиринга – охотница в доспехах и короткой кольчуге. Ее нередко путали с самой Артемидой, настолько она была красива и искусна в охотничьем мастерстве. Нимфа была слишком горда и строптива, тут же отвергла она любовь Пана. Повстречавшись с ним, она обратилась в бегство, но путь пересекла река. Взмолилась тогда перед рекой нимфа, и боги речные услышали нимфу, решили ей помочь. Как только Пан хотел обнять ее, как та превратилась в речной тростник. Тогда обнял Пан на прощанье ветки тростника, срезал несколько веточек и сделал из них себе свирель. С тех самых пор Пан и стал на свирели играть, вспоминая о своей неудавшейся любви и жестокой нимфе Сиринге.

pagandom.ru

Пан | Мифы и Легенды Древней Греции

Пан

Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой

Greece Art - DIERA.RUтеги этой страницы: Greece Art - DIERA.RUскачать в формате (.doc)

Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.

Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана - когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса.

greece.diera.su

Пан (мифология) - это... Что такое Пан (мифология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Пан. Пан обучает Дафниса. Римская скульптура, копия греческого оригинала.

Пан (др.-греч. Πάν) — древнегреческий бог[1] пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение.

Родословная

По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа[2].

По другой версии, сын Гермеса и Орсинои[3].

По другому сказанию, сын Зевса и Гибрис, научил Аполлона искусству прорицания[4], или Зевса от Фимбриды[5], или от Ойнеиды[6]. По Эпимениду, сын Зевса от Каллисто и близнец Аркада[7].

Есть версия, что Пан — сын Гермеса и Пенелопы[8], родившийся в Мантинее в Аркадии[9]. По Дуриду, он родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами.[10] По Евфориону, сын Пенелопы и Аполлона[11].

По Арефу из Тегеи, сын Эфира от Энои[3].

По Дидимарху, сын Геи[6].

По Аполлодору Афинскому , вообще не имел родителей[12].

Также это эпитет Зевса в орфической теогонии[13].

Предание

Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς, «весь») великую радость. Пан был богом-покровителем стад (современные лингвисты, в отличие от древних, слово Πάν связывают с индоевропейским корнем «пасти́»).

Выкрал сухожилия Зевса у Тифона. Самый древний и почитаемый бог у аркадцев, именуемый Ликейским[14]. Преследует нимф[15]. Окрестные жители слышали, как он играл на свирели на горе Меналион (Аркадия)[16]. Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея[17].

Помогал афинянам при Марафоне[18], гора Пана есть на Марафонской равнине[19]. Между Кифероном и Геликоном распевал пеан Пиндара[20]. В городе Саэтта его полюбила некая женщина[21]. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога[22].

У египтян это самый древний бог[23].Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой[22]. Либо стал полукозлом-полурыбой[24].

Эгипан

Эгипан обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы[25], или сын Пана и козы; или сын козы Амалфеи, молочный брат Зевса[26]. Он породил Козерога[27]. Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами[28].

Культ Пана

Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб).

Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящен ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения.

Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.

При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле.

Кроме Пана, индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров.

Ему посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Действующее лицо комедии Менандра «Брюзга».

Окружение Пана

  • Агрей. Один из панов, брат Номия. Сын Гермеса и Сосы[29].
  • Аргей. Прозвище Пана и Аристея. См. Агрей.
  • Аргос. Один из сыновей Пана[30].
  • Аргенн («белый»). Один из сыновей Пана[31].
  • Главк. Один из сыновей Пана[32].
  • Дафеней (Дафойней). «кроваво-красный». Один из сыновей Пана[33].
  • Евгений (Эвгенейос). Один из сыновей Пана[34].
  • Келеней (Келеневс). «черный». Один из сыновей Пана[35].
  • Ксанф. Один из сыновей Пана[32].
  • Лотос (нимфа).
  • Номий. Эпитет Пана. По аркадской версии, это имя нимфы[17].
  • Номий. Один из панов, сын Гермеса и Пенелопы[36].
  • Оместер. «сыроядец». Один из панов[33].
  • Паниск. См. Пан. Согласно Карнеаду, его голову нашли в хиосских каменоломнях[37].
  • Паносилен. Старый силен, отец силенов[38].
  • Питида (Пития/Питис en:Pitys) «сосна». Нимфа, возлюбленная Пана[39]. См. Нонн. Деяния Диониса II 108; XLII 252.
  • Фавн. (лат.) Имя Пана. Когда Геракл носил женскую одежду, служа Омфале, Фавн по ошибке пытался его изнасиловать[40].
  • Филамн. Один из сыновей Пана[41].
  • Фобос. Один из сыновей Пана[41].
  • Форбант. Пан, участник индийского похода[42].
  • Эга. Дочь Гелиоса и Геи, мать Пана. Кормилица Зевса, сестра Амалфеи, мать Эгипана. Когда титаны напали на Олимп, Гея укрыла ее в пещере.
  • Эга (en:Aega (goddess)). Согласно Евгемеру, жена Пана, которую соблазнил Зевс, и она родила Эгипана[43].
  • Эгокор (Айгокорос). Один из сыновей Пана[44].

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.279-280, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.15-16
  2. ↑ Гимны Гомера XIX 34
  3. ↑ 1 2 Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  4. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1
  5. ↑ Схолии к Пиндару. Пифийские песни Введение // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  6. ↑ 1 2 Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  7. ↑ Эпименид, фр.9 Якоби = Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36; Схолии к Феокриту. Идиллии I 3 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.78
  8. ↑ Геродот. История II 145; Цицерон. О природе богов III 56
  9. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 38; Гигин. Мифы 224
  10. ↑ Феокрит. Свирель, ст.15; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия II 44; Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 772 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; (Фрэнсис Бэкон «О мудрости древних»)
  11. ↑ Схолии к Псевдо-Еврипид. Рес 36 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254; Сервий. К Георгикам I 16, по Пиндару // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.432, 510
  12. ↑ Сервий. Комментарий к «Георгикам» Вергилия I 16 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.254
  13. ↑ Орфика, фр.54 Керн
  14. ↑ Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 32, 3
  15. ↑ Еврипид. Елена 186
  16. ↑ Павсаний. Описание Эллады VIII 36, 8
  17. ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады VIII 38, 11
  18. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 28, 4
  19. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 32, 7
  20. ↑ Жизнеописание Пиндара 4
  21. ↑ Феокрит. Свирель, ст.14
  22. ↑ 1 2 Гигин. Мифы 196
  23. ↑ Геродот. История II 145
  24. ↑ Гигин. Астрономия II 28
  25. ↑ Гигин. Мифы 155
  26. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.189
  27. ↑ Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 27
  28. ↑ Эпименид, фр.18 Якоби = Гигин. Астрономия II 28
  29. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 90
  30. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 87
  31. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 76
  32. ↑ 1 2 Нонн. Деяния Диониса XIV 83
  33. ↑ 1 2 Нонн. Деяния Диониса XIV 81
  34. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 79
  35. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 75
  36. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 93
  37. ↑ Цицерон. О дивинации I 23
  38. ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.301
  39. ↑ Феокрит. Свирель, ст.4; Лукиан. Разговоры богов 22, 4
  40. ↑ Овидий. Фасты II 332—358
  41. ↑ 1 2 Нонн. Деяния Диониса XIV 82
  42. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 95
  43. ↑ Гигин. Астрономия II 13, 4
  44. ↑ Нонн. Деяния Диониса XIV 77

Ссылки

Литература

dic.academic.ru

Мифы и Легенды Древней Греции

Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан - бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана больше чтили, его не включали в числа богов-олимпийцев. Но постепенно бог Пан утрачивает свой первоначальный характер и становится богом-покровителем всей природы.

Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана - когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса.

 

 

greecemyths.ucoz.ru