Египет находился под властью династии Птолемеев (все без исключения цари этой династии носили имя Птолемей в память о своем родоначальнике Птолемее І, одном из активнейших участников войн диадохов). Царство Птолемеев по размерам было второй, а по политическому значению и экономическому могуществу, пожалуй, первой державой эллинистического мира. Оно оказалось и наиболее долговечным: последним пало под ударом римлян в 30 г. до н. э. (не случайно именно эту дату традиционно считают концом эпохи эллинизма).
Камея Гонзага. Птоломей Филадельф и Арсиноя (III в. до н. э.)
В середине ІІІ в. до н. э. владения Птолемеев включали, помимо самого Египта с примыкающими территориями (Киренаика в Северной Африке, часть Эфиопии), также Палестину, Финикию, Южную Сирию, Кипр, часть прибрежных областей Малой Азии; под их контролем находились также многие острова Эгейского моря и черноморские проливы. Таким образом, Птолемеям, благодаря грамотной внешней политике, удалось утвердиться в важнейших, ключевых в стратегическом и экономическом отношениях регионах Восточного Средиземноморья. Столицей государства изначально был древний Мемфис, но уже при Птолемее I этот статус перешел к Александрии Египетской.
Основанная Александром Македонским в 332 г. до н. э. на узком перешейке между побережьем Средиземного моря и большим озером, обладавшая прекрасными гаванями и хорошо защищенная от нападений врагов, Александрия стала крупнейшим городом всего эллинистического мира. Население Александрии на рубеже нашей эры достигало 1 миллиона человек. Кроме столицы, в эллинистическом Египте было лишь два полиса греческого типа: Навкратис в дельте Нила, основанный еще в архаическую эпоху, и Птолемаида на юге страны. Правда, было достаточно много полисов во внеегипетских владениях Птолемеев. Но эти территории, в сущности, так никогда и не стали полноценными частями державы, оставаясь своеобразными «придатками».
Птолемеям досталось более «однородное» наследство, нежели Селевкидам. Они воцарились в регионе одной из древнейших мировых цивилизаций, в стране с моноэтничным населением и многовековыми традициями, существовавшими в политической жизни, экономике, в области религиозных представлений и культов. Греки и македоняне, поселившиеся в полисах, представляли собой лишь незначительные «вкрапления» в массе местных жителей – египтян. Эти специфические традиции образовывали некое устойчивое цивилизационное единство, сохранявшееся в течение тысячелетий, несмотря на все перипетии внешнего характера. Какие бы завоеватели – будь то эфиопы, ассирийцы или персы – ни овладевали территорией в долине Нила, эта страна по-прежнему оставалась все тем же «вечным Египтом», державшимся на устоях, заложенных еще древними фараонами.
План Александрии Египетской
Вековые устои не были в своей основе поколеблены и в эллинистическую эпоху. Наоборот, греко-македонские завоеватели, пожалуй, не столько приобщили Египет к своему образу жизни, сколько сами приобщились к египетскому[31]. Особенно это видно на примере представлений о характере государственной власти. Птолемеи застали в Египте абсолютную монархию с обожествлением царей-фараонов, с их ничем не ограниченной властью над населением, с мощнейшим бюрократическим аппаратом. Все это было в полной мере перенято новыми властителями. Птолемеи, македоняне по происхождению и греки по образованию и воспитанию, приняли тем не менее титул фараонов. Со временем они согласились и с собственным обожествлением – не только посмертным, но и прижизненным. Они восприняли даже старинный египетский обычай, согласно которому фараон вступал в брак с собственной сестрой. Многие Птолемеи были женаты на сестрах, несмотря на то что с греческой точки зрения такие браки должны были представляться кощунством. Вряд ли где-нибудь еще в эллинистическом мире царская власть была столь же абсолютной и деспотичной, как в птолемеевском Египте.
В государстве Птолемеев наблюдалась также более значительная, нежели в любой другой эллинистической монархии, бюрократизация управления. Высшие придворные чины назывались «родственниками» и «друзьями» царя, хотя в действительности такое определение их отношений было лишь традицией. Из числа этих «родственников» и «друзей» назначались руководители основных ведомств, среди которых следует особо отметить диойкета, возглавлявшего финансовую систему государства. Царю и высшей бюрократии подчинялись многочисленные мелкие чиновники, осуществлявшие управление на местах – в административных подразделениях государства: номах (областях), топосах (районах) и комах (деревнях). Все это были должностные лица, назначавшиеся вышестоящими органами, отвечавшие только перед ними и получавшие от них разного рода распоряжения. Роль местного самоуправления была минимальной; некоторые его элементы существовали на территории Египта лишь в трех греческих полисах. Сельское же население, состоявшее из потомков древних египтян, находилось всецело на положении бесправных подданных.
Что же касается внеегипетских территорий, подконтрольных Птолемеям, то там правители проводили совершенно иную политику. За пределами Египта они выступали не как самовластные восточные деспоты, а как просвещенные монархи, опирающиеся в своей власти на гражданские коллективы полисов и уважающие их автономию, поскольку она не вступала в противоречие с высшим суверенитетом царя.
Естественным следствием доведенной до предела бюрократизации управления в государстве Птолемеев была подробнейшая регламентация всех сторон жизни. Особенно это относится к экономике Египта, существенно отличавшейся от экономики остального эллинистического мира. Верховным собственником всей земли являлся царь. Египетские крестьяне (царские земледельцы, как они назывались) считались арендаторами этой земли и вносили крупную арендную плату в натуральной форме. Она была столь значительна, что уместно говорить даже об изъятии чиновничеством у крестьян всего урожая, кроме минимума, необходимого для того, чтобы не дать умереть голодной смертью. Все отобранное у крестьян в качестве арендной платы (зерно, скот и т. п.), помещалось в государственные хранилища. В начале каждого нового земледельческого сезона крестьяне получали из этих хранилищ зерно для посева, орудия труда, рабочий скот, поскольку сами они всего этого не имели.
Ход сельскохозяйственных работ полностью определялся направлявшимися в деревни циркулярами, в которых было расписано буквально все – от набора посевных культур, которые необходимо высадить на том или ином участке, до сроков посева и жатвы. Государственное регулирование сельского хозяйства в совокупности с благоприятными природными условиями (плодородные почвы долины Нила) сделали Египет эпохи эллинизма исключительно богатой страной. Сокровищницы александрийских владык достигали колоссальных размеров. Но при этом в богатейшем государстве рядовой крестьянин жил в крайней нищете, поскольку у него изымали все, что могло бы принести доход.
Формально египетские крестьяне считались лично свободными, но на деле находились в полной зависимости от государствувенных структур. Именно в государстве Птолемеев особенно огромным был имущественный и социальный разрыв между греко-македонской верхушкой общества и массой местного населения. В Египте существовали бок о бок как бы два совершенно разных мира, которые не могли слиться воедино, но в то же время не могли и жить друг без друга.
Птолемей II
Часть своих земель цари уступали разного рода привилегированным лицам: чиновникам, жрецам, военным колонистам. На эти земли жесткая регламентация и бюрократический контроль распространялись в меньшей степени. На них могли даже возникать хозяйства античного типа, с широким использованием труда рабов. Впрочем, рабовладельческие отношения не являлись определяющим типом экономической структуры, характерной для эллинистического Египта.
Высокого развития достигло в Египте ремесленное производство, главными центрами которого выступали города, и прежде всего Александрия. По объему изготовления изделий из стекла и папирусных свитков, находивших широчайший сбыт во всем Средиземноморье, держава Птолемеев не имела себе равных в тогдашнем мире. Процветала и торговля, преимущественно морская. Удобно расположенный и имевший выход к двум морям – Средиземному и Красному, Египет поддерживал активные торговые отношения с государствами и Запада, и Востока, в частности с Индией.
В период расцвета эллинистического Египта, в III в. до н. э., славилась птолемеевская армия. Поскольку полисов, граждане которых могли бы составить вооруженное ополчение, в Египте было мало, войско комплектовалось по большей части из наемников, привлекаемых в Египет высоким жалованьем: богатые Птолемеи платили солдатам больше, чем остальные эллинистические цари. В начале эпохи эллинизма египетский флот был самым мощным в бассейне Средиземного моря (да и не только в нем). Не случайно самые большие суда того времени были построены именно на александрийских верфях[32].
Источники
Важная для изучения эллинистического мира и в особенности государства Птолемеев категория источников – тексты на папирусных свитках (их изучением занимается особая вспомогательная историческая дисциплина – папирология). Хотя писали на папирусе в античности повсеместно, почти все известные на сегодняшний день памятники были найдены в Египте, где специфические климатические условия способствовали сохранению свитков в течение веков. На папирусах писались документы самого различного характера. Среди них царские указы и распоряжения чиновников, податные документы, акты о продаже или аренде земли, завещания, прошения, записи расходов и счета, частные письма и др., а также литературные, исторические, философские произведения. Корпус папирусных свитков постоянно пополняется, и это делает исследование этих памятников весьма перспективным научным направлением.
Иногда находят комплекты папирусов – архивы документов тех или иных лиц. Самым большим является архив грека Зенона, который в середине III в. до н. э. управлял личным хозяйством Аполлония, диойкета государства Птолемеев. В составе этого архива – инструкции хозяина, отчеты управляющего о своей деятельности, разного рода списки, договоры, жалобы и даже доносы.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Эллинистический период Древнего Египта Википедия
Эллинисти́ческий Еги́пет (332 до н. э. — 30 до н. э.) — период в истории Египта, начинающийся со вхождения в состав державы Александра Македонского. Столицей Эллинистического Египта стал основанный Александром город Александрия (Египетская) в дельте Нила, превратившийся в один из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый египетский царь Птолемей Сотер использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти, и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до завоевания Октавианом в 30 году до н. э., после чего стал провинцией Римской империи.
История
Захват Египта Александром. Борьба диадохов
В 332 году до н. э. Александр Македонский прибыл в Египет для его завоевания, но был провозглашен фараоном и воплощением Зевса-Амона. Тем самым окончилось правление Ахеменидов в Египте. Через 9 лет, в 323 году до н. э., Александр скоропостижно скончался в Вавилоне. Его смерть повлекла за собой продолжительные войны между диадохами, боровшимися за власть в огромной империи. Результатом этой борьбы стал раздел захваченных Александром территорий. Египет достался Птолемею I (правил в 323 — 283 до н. э.), который провозгласил себя царём в 305 году до н. э. Основанная Птолемеем династия правила Египтом до самого его завоевания римлянами.
Первые Птолемеи
Птолемея I принято характеризовать как умного и талантливого политика. На это указывает и то, что он единственный из диадохов умер естественной смертью[1]. Он объявил, что Александр Македонский — покровитель его рода, подтверждением чему служил тот факт, что Александр был захоронен в Александрии. Культ Александра распространился по всему Египту[2]. Затем в 270 году до н. э. умерла жена Птолемея II, Арсиноя II, которая вскоре была обожествлена. Последующие правители становились богами уже при своей жизни, вскоре после восшествия на престол. Этот культ, во-первых, был унаследован от Древнего Египта, а во-вторых, сознательно укреплялся династией Птолемеев, чтобы доказать свою легитимность и усилить власть.
При сыне Птолемея I, Птолемее II (правил в 283—246 годах до н. э.), Египет возвысился, достигнув наибольшего могущества при Птолемее III (правил в 246—222 годах до н. э.). Державе Птолемеев принадлежали Киренаика, Кипр, Палестина, Южная Сирия, западная часть Малой Азии, побережье Фракии и Геллеспонта, острова Эгейского моря.
Социально-экономическое и административное устройство
Административное устройство
Власть
В управлении Египтом эпохи Птолемеев органически сочетались черты как греко-македонские, так и собственно египетские. Царь обладал всей полнотой власти. Его опорой был огромный штат чиновников. Сохранилось громадное количество канцелярской переписки. Делопроизводство велось на греческом языке. При дворе Птолемеев жили традиции Александра: существовал «царский журнал», велась обширная корреспонденция. Существовали высшие придворные должности: «родственников», «равных по почёту родственникам», «первых друзей», «равных первым друзьям», «друзей», «преемников» и т. д.
На вершине административной иерархии находилась должность диойкета (др.-греч. διοικητής — управитель) — управляющего хозяйством и финансами, ведавшего царской казной, учётом хозяйственных ресурсов, учётом и сбором поступлений, контролем расходов. Диойкет был первым сановником в государстве и при определённых способностях мог стать всемогущим. Таковым, например, был диойкет Аполлоний в правление Птолемея II.
Хора
Все населённые пункты, кроме трёх полисов, входили в хору (др.-греч. χώρα — земля, страна), то есть не имели самоуправления. Хора делилась на номы (это деление сохранилось с древнего времени), которые во многом продолжали быть обособленными. Номы делились на топархии, а те, в свою очередь, — на комы. У Геродота и Страбона упоминается наименьшая единица деления — арура (др.-греч. ἄρουρα), мера земельной площади у греков — около 0,024 га, у египтян — около 0,2 га. Последний объясняет что «такое точное и мелкое деление необходимо из-за постоянного смешения границ, причиняемого Нилом во время разливов».[3]
Функции номархов перешли к стратегам (др.-греч. στρατηγός — полководец, вождь). Секретарь, ведавший всем делопроизводством нома, назывался царским секретарём. Соответствующие должности были и в топархиях и комах. Назначение на них зависело от диойкета.
Деятельность всех этих должностных лиц была тесно связана с финансовыми чиновниками, также подчинявшимися диойкету. Главным финансистом в номе был эконом (др.-греч. οἰκονόμος — управляющий домом, хозяин). До нас дошла «Инструкция эконому» III века до н. э., дающая ясное представление о его обязанностях. По сути, на экономе лежала забота о всей хозяйственной жизни нома. Проверять его деятельность должен был контролёр.
В административном центре находилась касса (трапеза) во главе с трапезитом (др.-греч. τραπεζίτης — меняла, банкир), выполнявшая разнообразнейшие денежные операции и прежде всего принимавшая новые поступления. Там же располагался главный склад зерна (тесавр — др.-греч. θησαυρός — сокровищница, казнохранилище, кладовая) под управлением ситолога (от др.-греч. σιτολογία — собирание хлеба или съестных припасов). Трапеза и тесавр имели отделения на местах.
Полисы
В Эллинистическом Египте, в отличие от Державы Селевкидов, полисы не играли значительной роли. Во всём государстве их было лишь три: Александрия, Навкратис (старая греческая колония) и Птолемаида (основана Птолемеем I). В то же время значимы были древние египетские города, хотя и не имевшие самоуправления: Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь и другие. Полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Граждане полиса составляли городскую общину и объединялись в филы (др.-греч. φυλή — род, колено, племя) и демы (др.-греч. δῆμος — народ; область, страна), подобно тому, как это было в Греции. В Навкратисе и Птолемаиде они избирали совет города и некоторых должностных лиц. В Александрии, так как она была столицей, городского совета не было. Это был город огромного числа национальностей: здесь жили македоняне, греки, фракийцы, критяне, иранцы, выходцы из Малой Азии, иудеи, сирийцы и египтяне. Последние были лишены каких-либо политических прав. Остальное же население объединялось по этническому признаку в политевмы (др.-греч. πολίτευμα — способ управления государством, политический принцип; управление государством; государственное устройство), независимые друг от друга и подчинявшиеся лишь царской администрации. Степень их самоуправления была неодинаковой.
Александрия была крупнейшим эллинистическим городом, важнейшим центром ремесла и торговли. Географ Страбон (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.) писал:
Это единственное во всём Египте место и для торговли на море, благодаря его превосходной гавани, и для торговли сухопутной, потому что всё легко свозится по реке и собирается в таком пункте, который представляет наибольший в мире рынок.
Александрия была отстроена по плану архитектора Дейнократа Родосского и имела регулярную планировку. Город делился на пять кварталов. В царском квартале располагались дворец Птолемеев, театр, Мусейон[4], библиотека, гробница Александра Македонского.
Жречество
Храм птолемеевского времени в Филах
Отношение Птолемеев к жречеству было двояким: с одной стороны, самостоятельность этого класса была несколько урезана, но в то же время жрецы всячески поддерживались царями как очень влиятельная социальная сила. Из многих надписей известно, что Птолемеи даровали множество земель вместе с их доходами местным божествам.
Во главе любого храма стоял архиерей (др.-греч. ἀρχιερεύς — верховный жрец, первосвященник), или эпистат (др.-греч. ἐπίσταθμος — начальник), представлявший местное жречество при общении с правительством. Периодически созывались съезды жрецов (синоды — от др.-греч. σύνοδος — сходка, собрание). За храмами сохранялись особые права, например, право убежища.
Храмы в Египте всегда были крупными хозяйственными центрами. Особенно это было заметно в Фиваиде, где располагались храм Гора в Эдфу, храм Исиды на острове Филы и другие. Храмы обладали определёнными привилегиями в области ремесленного производства. Например, правом производства сезамного масла, что было монополией государства, правом на изготовление особых тканей. Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали приношения с верующих.
Законодательство. Судебная власть
Все стороны хозяйственной и социальной жизни Египта регулировались определёнными указами и постановлениями, некоторые из которых дошли до нашего времени. Это, например, постановление 261 года до н. э. о рабовладении и так называемый «Податной устав» 257 года до н. э. Египетское эллинистическое право представляло собой удивительное переплетение греческого и древнеегипетского законодательств. Для египетского и греческого населения существовали различные суды, равно как для полисов и хоры. Вопросы между греками и египтянами решались в общем судилище.
Экономическое устройство
Наука и культура
Папирус с фрагментами «Начал» Евклида
Просвещение
В продолжение эллинистического периода Египет теряет свою культурную самобытность и постепенно вливается в общеэллинистический мир, становясь его неотъемлемой частью. Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия, а её ядром была известная Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире), образовавшаяся на базе Мусейона и объединявшая, наряду с Пергамской, виднейших учёных и писателей той эпохи. В двух этих библиотеках складывались подчас совершенно различные научные школы, соперничавшие между собой. Среди работавших в Александрии были такие знаменитые люди, как:
Евклид, основоположник современной «евклидовой» геометрии (геометрии линейного пространства).
Архимед, проживший некоторое время в Александрии, механик, показавший всю свою изобретательность при осаде Сиракуз римлянами.
Аристарх Самофракийский, глава александрийской грамматической школы, предложивший принцип аналогии в образовании форм слова.
Дионисий Фракийский, написавший первый в истории греческого языка учебник грамматики.
Эратосфен, изложивший основы географии.
Страбон, автор большого труда по географии, содержащего бесценные сведения о Древнем мире.
Клавдий Птолемей, астроном, предложивший геоцентрическую систему мира, удерживавшуюся в сознании людей более полутора тысячелетий.
Гиппарх, составивший обширный каталог звёздного неба и придумавший шкалу звёздных величин по блеску, используемую до сих пор.
Аполлоний Пергский, автор фундаментального труда о конических сечениях.
Аристарх Самосский, создавший первую в истории человечества гелиоцентрическую систему мира.
Библиотека перенесла пожар в 48—47 годах до н. э., однако продолжала оставаться самой большой и после этого. В 273 году, когда римский император Аврелиан брал Александрию, библиотека была разрушена.
Манетон из Себеннита — историк, написавший для Птолемея «Историю Египта»
Литература
Литература этого периода является закономерным продолжением греческой литературы.
Художественная литература
Одним из виднейших александрийских учёных был Каллимах из Кирены (около 310—240 до н. э.), важнейший поэт III века до н. э., создатель сорокатомной переписи фондов Александрийской библиотеки. Он писал произведения самых различных жанров: гимны, эпиграммы, трагедии, комедии и прочие. Другим знаменитым поэтом был Аполлоний Родосский (около 295—215 до н. э.), сделавший попытку возрождения эпической поэзии в пространной поэме «Аргонавтика». В то же время появлялись и новые жанры: Феокрит (конец IV — первая половина III века до н. э.) ввёл идиллию, Геронд — мимы.
Историография
Эллинистический Египет впервые увидел жанр историографии: до этого никаких подобных трудов в Египте не создавалось, а события прошлого описывались в исторических романах, в которых реальность была перемешана с вымыслом.
В III веке до н. э. египетский жрец Манефон (конец IV — первая половина III века до н. э.) из города Себеннита написал «Историю Египта» — огромный труд на греческом языке. Это произведение не имело особого успеха у современников, но сохранившиеся фрагменты дают представление о необычайной ценности его работы. Именно Манефон предложил схему деления истории Египта, которая сохранилась до нашего времени (на периоды и династии).
Фаросский маяк. Реконструкция А. Тирша
Монументальное искусство
Монументальное искусство Древнего Египта осталось в далёком прошлом. Однако и в эллинистическую эпоху было построено несколько поразительных строений. Главным из них является Фаросский маяк — одно из «семи чудес света». Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос, чтобы освещать кораблям вход в гавань, и своей высотой превышал 100 метров. Возможно, это был первый маяк в истории человечества и вне сомнения, это было величайшее создание античного мира. Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.
Изобразительное и прикладное искусство
Религия
Ещё при Птолемее I образовался новый культ бога Сараписа, соединившего в себе важнейшие черты греческого и египетского пантеонов. Его почитание быстро распространилось по всей территории страны.
Особенностью Эллинистического Египта явилось также массированная практика введения в религиозный повседневный быт культа обожествленных и божественных монархов. Культ царя в Египте эпохи Птолемеев достиг, пожалуй, своего наивысшего расцвета.
Интересные факты
Около 250 года до н. э. в Египет были ввезены дромадеры (одногорбые верблюды)[5].
Примечания
↑ Пердикка был убит заговорщиками в 321 году до н. э.; тогда же погиб в битве с Эвменом Кратер. Самого Эвмена в 316 году до н. э. убил Антигон. Им же в 314 году до н. э. был предательски казнён Пифон. Сам Антигон погиб в битве при Ипсе (301 год до н. э.). Полиперхон, возможно, был убит в 303 году до н. э. Деметрием Полиоркетом, который погиб в 283 году до н. э. в плену у Селевка. Лисимах погиб в 281 году до н. э. в битве против Селевка, который в том же году был убит Птолемеем Керавном. Таким образом, из всех диадохов естественной смертью умерли только трое: Антипатр и его сын Кассандр, а также Птолемей Сотер, который, кроме того, умер последним. Но поскольку Антипатр не был полководцем Александра, а был лишь наместником Македонии, называть его диадохом можно лишь условно. В таком случае Птолемей действительно является единственным умершим естественной смертью диадохом.
↑ Это событие послужило катализатором массовых практик обожествления, которые затронули как центральные районы эллинистического мира, так и окраины: от Боспорского царства до Птолемеевского Египта, от Греко-Бактрийского царства до Пергама. В конечном итоге, при Римском императоре Августе обожествление монархов стало нормой для всего средиземноморского и черноморского регионов.
↑ Геродот История. Книга II Евтерпа 168; Страбон География. Книга XVII. 728.
↑ Мусейон (др.-греч. Μουσεῖον) — дословно переводится как храм Муз. От этого слово появилось слово музей.
↑ Твист К. Всемирная история: хроника важнейших событий. / Перевод с английского. — М.: АСТ, Астрель, 2004. — С. 24.
Литература
wikiredia.ru
Эллинистический египет
Египет находился под властью династии Птолемеев (все без исключения цари этой династии носили имя Птолемей в память о своем родоначальнике Птолемее І, одном из активнейших участников войн диадохов). Царство Птолемеев по размерам было второй, а по политическому значению и экономическому могуществу, пожалуй, первой державой эллинистического мира. Оно оказалось и наиболее долговечным: последним пало под ударом римлян в 30 г. до н. э. (не случайно именно эту дату традиционно считают концом эпохи эллинизма).
Камея Гонзага. Птоломей Филадельф и Арсиноя (III в. до н. э.)
В середине ІІІ в. до н. э. владения Птолемеев включали, помимо самого Египта с примыкающими территориями (Киренаика в Северной Африке, часть Эфиопии), также Палестину, Финикию, Южную Сирию, Кипр, часть прибрежных областей Малой Азии; под их контролем находились также многие острова Эгейского моря и черноморские проливы. Таким образом, Птолемеям, благодаря грамотной внешней политике, удалось утвердиться в важнейших, ключевых в стратегическом и экономическом отношениях регионах Восточного Средиземноморья. Столицей государства изначально был древний Мемфис, но уже при Птолемее Iэтот статус перешел к Александрии Египетской.
Основанная Александром Македонским в 332 г. до н. э. на узком перешейке между побережьем Средиземного моря и большим озером, обладавшая прекрасными гаванями и хорошо защищенная от нападений врагов, Александрия стала крупнейшим городом всего эллинистического мира. Население Александрии на рубеже нашей эры достигало 1 миллиона человек. Кроме столицы, в эллинистическом Египте было лишь два полиса греческого типа: Навкратис в дельте Нила, основанный еще в архаическую эпоху, и Птолемаида на юге страны. Правда, было достаточно много полисов во внеегипетских владениях Птолемеев. Но эти территории, в сущности, так никогда и не стали полноценными частями державы, оставаясь своеобразными «придатками».
Птолемеям досталось более «однородное» наследство, нежели Селевкидам. Они воцарились в регионе одной из древнейших мировых цивилизаций, в стране с моноэтничным населением и многовековыми традициями, существовавшими в политической жизни, экономике, в области религиозных представлений и культов. Греки и македоняне, поселившиеся в полисах, представляли собой лишь незначительные «вкрапления» в массе местных жителей – египтян. Эти специфические традиции образовывали некое устойчивое цивилизационное единство, сохранявшееся в течение тысячелетий, несмотря на все перипетии внешнего характера. Какие бы завоеватели – будь то эфиопы, ассирийцы или персы – ни овладевали территорией в долине Нила, эта страна по‑прежнему оставалась все тем же «вечным Египтом», державшимся на устоях, заложенных еще древними фараонами.
План Александрии Египетской
Вековые устои не были в своей основе поколеблены и в эллинистическую эпоху. Наоборот, греко‑македонские завоеватели, пожалуй, не столько приобщили Египет к своему образу жизни, сколько сами приобщились к египетскому31. Особенно это видно на примере представлений о характере государственной власти. Птолемеи застали в Египте абсолютную монархию с обожествлением царей‑фараонов, с их ничем не ограниченной властью над населением, с мощнейшим бюрократическим аппаратом. Все это было в полной мере перенято новыми властителями. Птолемеи, македоняне по происхождению и греки по образованию и воспитанию, приняли тем не менее титулфараонов.Со временем они согласились и с собственнымобожествлением– не только посмертным, но и прижизненным. Они восприняли даже старинный египетский обычай, согласно которому фараон вступал в брак с собственной сестрой. Многие Птолемеи были женаты на сестрах, несмотря на то что с греческой точки зрения такие браки должны были представляться кощунством. Вряд ли где‑нибудь еще в эллинистическом мире царская власть была столь же абсолютной и деспотичной, как в птолемеевском Египте.
В государстве Птолемеев наблюдалась также более значительная, нежели в любой другой эллинистической монархии, бюрократизация управления.Высшие придворные чины назывались «родственниками» и «друзьями» царя, хотя в действительности такое определение их отношений было лишь традицией. Из числа этих «родственников» и «друзей» назначались руководители основных ведомств, среди которых следует особо отметитьдиойкета,возглавлявшего финансовую систему государства. Царю и высшей бюрократии подчинялись многочисленные мелкие чиновники, осуществлявшие управление на местах – в административных подразделениях государства:номах(областях),топосах(районах) икомах(деревнях). Все это были должностные лица, назначавшиеся вышестоящими органами, отвечавшие только перед ними и получавшие от них разного рода распоряжения. Роль местного самоуправления была минимальной; некоторые его элементы существовали на территории Египта лишь в трех греческих полисах. Сельское же население, состоявшее из потомков древних египтян, находилось всецело на положении бесправных подданных.
Что же касается внеегипетских территорий,подконтрольных Птолемеям, то там правители проводили совершенно иную политику. За пределами Египта они выступали не как самовластные восточные деспоты, а как просвещенные монархи, опирающиеся в своей власти на гражданские коллективы полисов и уважающие их автономию, поскольку она не вступала в противоречие с высшим суверенитетом царя.
Естественным следствием доведенной до предела бюрократизации управления в государстве Птолемеев была подробнейшая регламентация всех сторон жизни.Особенно это относится к экономике Египта, существенно отличавшейся от экономики остального эллинистического мира. Верховным собственником всей земли являлся царь. Египетские крестьяне (царские земледельцы, как они назывались) считались арендаторами этой земли и вносили крупную арендную плату в натуральной форме. Она была столь значительна, что уместно говорить даже об изъятии чиновничеством у крестьян всего урожая, кроме минимума, необходимого для того, чтобы не дать умереть голодной смертью. Все отобранное у крестьян в качестве арендной платы (зерно, скот и т. п.), помещалось в государственные хранилища. В начале каждого нового земледельческого сезона крестьяне получали из этих хранилищ зерно для посева, орудия труда, рабочий скот, поскольку сами они всего этого не имели.
Ход сельскохозяйственных работ полностью определялся направлявшимися в деревни циркулярами, в которых было расписано буквально все – от набора посевных культур, которые необходимо высадить на том или ином участке, до сроков посева и жатвы. Государственное регулирование сельского хозяйства в совокупности с благоприятными природными условиями (плодородные почвы долины Нила) сделали Египет эпохи эллинизма исключительно богатой страной.Сокровищницы александрийских владык достигали колоссальных размеров. Но при этом в богатейшем государстве рядовой крестьянин жил в крайней нищете, поскольку у него изымали все, что могло бы принести доход.
Формально египетские крестьяне считались лично свободными, но на деле находились в полной зависимости от государствувенных структур. Именно в государстве Птолемеев особенно огромным был имущественный и социальный разрыв между греко‑македонской верхушкой общества и массой местного населения. В Египте существовали бок о бок как бы два совершенно разных мира, которые не могли слиться воедино, но в то же время не могли и жить друг без друга.
Птолемей II
Часть своих земель цари уступали разного рода привилегированным лицам: чиновникам, жрецам, военным колонистам. На эти земли жесткая регламентация и бюрократический контроль распространялись в меньшей степени. На них могли даже возникать хозяйства античного типа, с широким использованием труда рабов. Впрочем, рабовладельческие отношения не являлись определяющим типом экономической структуры, характерной для эллинистического Египта.
Высокого развития достигло в Египте ремесленное производство,главными центрами которого выступали города, и прежде всего Александрия. По объему изготовления изделий из стекла и папирусных свитков, находивших широчайший сбыт во всем Средиземноморье, держава Птолемеев не имела себе равных в тогдашнем мире. Процветала иторговля,преимущественно морская. Удобно расположенный и имевший выход к двум морям – Средиземному и Красному, Египет поддерживал активные торговые отношения с государствами и Запада, и Востока, в частности с Индией.
В период расцвета эллинистического Египта, в III в. до н. э., славилась птолемеевская армия.Поскольку полисов, граждане которых могли бы составить вооруженное ополчение, в Египте было мало, войско комплектовалось по большей части из наемников, привлекаемых в Египет высоким жалованьем: богатые Птолемеи платили солдатам больше, чем остальные эллинистические цари. В начале эпохи эллинизма египетский флот был самым мощным в бассейне Средиземного моря (да и не только в нем). Не случайно самые большие суда того времени были построены именно на александрийских верфях32.
Источники
Важная для изучения эллинистического мира и в особенности государства Птолемеев категория источников – тексты на папирусных свитках(их изучением занимается особая вспомогательная историческая дисциплина – папирология). Хотя писали на папирусе в античности повсеместно, почти все известные на сегодняшний день памятники были найдены в Египте, где специфические климатические условия способствовали сохранению свитков в течение веков. На папирусах писались документы самого различного характера. Среди них царские указы и распоряжения чиновников, податные документы, акты о продаже или аренде земли, завещания, прошения, записи расходов и счета, частные письма и др., а также литературные, исторические, философские произведения. Корпус папирусных свитков постоянно пополняется, и это делает исследование этих памятников весьма перспективным научным направлением.
Иногда находят комплекты папирусов – архивы документов тех или иных лиц. Самым большим является архив грека Зенона, который в середине III в. до н. э. управлял личным хозяйством Аполлония, диойкета государства Птолемеев. В составе этого архива – инструкции хозяина, отчеты управляющего о своей деятельности, разного рода списки, договоры, жалобы и даже доносы.
studfiles.net
Эллинистический период Древнего Египта Википедия
История Древнего Египта
Додинастический период00 · 0
Династический период
Раннее царство I · II
Древнее царство III · IV · V · VI
Первый переходный период VII · VIII · IX · X · XI
Среднее царствоXI · XII
Второй переходный периодXIII · XIV · XV · XVI · A · XVII
Эллинисти́ческий Еги́пет (332 до н. э. — 30 до н. э.) — период в истории Египта, начинающийся со вхождения в состав державы Александра Македонского. Столицей Эллинистического Египта стал основанный Александром город Александрия (Египетская) в дельте Нила, превратившийся в один из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый египетский царь Птолемей Сотер использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти, и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до завоевания Октавианом в 30 году до н. э., после чего стал провинцией Римской империи.
Содержание
1 История
1.1 Захват Египта Александром. Борьба диадохов
1.2 Первые Птолемеи
2 Социально-экономическое и административное устройство
2.1 Административное устройство
2.1.1 Власть
2.1.2 Хора
2.1.3 Полисы
2.1.4 Жречество
2.2 Законодательство. Судебная власть
2.3 Экономическое устройство
3 Наука и культура
3.1 Просвещение
3.2 Литература
3.2.1 Художественная литература
3.2.2 Историография
3.3 Монументальное искусство
3.4 Изобразительное и прикладное искусство
3.5 Религия
ru-wiki.ru
Эллинистический Египет — WiKi
Захват Египта Александром. Борьба диадохов
В 332 году до н. э. Александр Македонский прибыл в Египет для его завоевания, но был провозглашен фараоном и воплощением Зевса-Амона. Тем самым окончилось правление Ахеменидов в Египте. Через 9 лет, в 323 году до н. э., Александр скоропостижно скончался в Вавилоне. Его смерть повлекла за собой продолжительные войны между диадохами, боровшимися за власть в огромной империи. Результатом этой борьбы стал раздел захваченных Александром территорий. Египет достался Птолемею I (правил в 323 — 283 до н. э.), который провозгласил себя царём в 305 году до н. э. Основанная Птолемеем династия правила Египтом до самого его завоевания римлянами.
Первые Птолемеи
Птолемея I принято характеризовать как умного и талантливого политика. На это указывает и то, что он единственный из диадохов умер естественной смертью[1]. Он объявил, что Александр Македонский — покровитель его рода, подтверждением чему служил тот факт, что Александр был захоронен в Александрии. Культ Александра распространился по всему Египту[2]. Затем в 270 году до н. э. умерла жена Птолемея II, Арсиноя II, которая вскоре была обожествлена. Последующие правители становились богами уже при своей жизни, вскоре после восшествия на престол. Этот культ, во-первых, был унаследован от Древнего Египта, а во-вторых, сознательно укреплялся династией Птолемеев, чтобы доказать свою легитимность и усилить власть.
При сыне Птолемея I, Птолемее II (правил в 283—246 годах до н. э.), Египет возвысился, достигнув наибольшего могущества при Птолемее III (правил в 246—222 годах до н. э.). Державе Птолемеев принадлежали Киренаика, Кипр, Палестина, Южная Сирия, западная часть Малой Азии, побережье Фракии и Геллеспонта, острова Эгейского моря.
Административное устройство
Власть
В управлении Египтом эпохи Птолемеев органически сочетались черты как греко-македонские, так и собственно египетские. Царь обладал всей полнотой власти. Его опорой был огромный штат чиновников. Сохранилось громадное количество канцелярской переписки. Делопроизводство велось на греческом языке. При дворе Птолемеев жили традиции Александра: существовал «царский журнал», велась обширная корреспонденция. Существовали высшие придворные должности: «родственников», «равных по почёту родственникам», «первых друзей», «равных первым друзьям», «друзей», «преемников» и т. д.
На вершине административной иерархии находилась должность диойкета (др.-греч. διοικητής — управитель) — управляющего хозяйством и финансами, ведавшего царской казной, учётом хозяйственных ресурсов, учётом и сбором поступлений, контролем расходов. Диойкет был первым сановником в государстве и при определённых способностях мог стать всемогущим. Таковым, например, был диойкет Аполлоний в правление Птолемея II.
Хора
Все населённые пункты, кроме трёх полисов, входили в хору (др.-греч. χώρα — земля, страна), то есть не имели самоуправления. Хора делилась на номы (это деление сохранилось с древнего времени), которые во многом продолжали быть обособленными. Номы делились на топархии, а те, в свою очередь, — на комы. У Геродота и Страбона упоминается наименьшая единица деления — арура (др.-греч. ἄρουρα), мера земельной площади у греков — около 0,024 га, у египтян — около 0,2 га. Последний объясняет что «такое точное и мелкое деление необходимо из-за постоянного смешения границ, причиняемого Нилом во время разливов».[3]
Функции номархов перешли к стратегам (др.-греч. στρατηγός — полководец, вождь). Секретарь, ведавший всем делопроизводством нома, назывался царским секретарём. Соответствующие должности были и в топархиях и комах. Назначение на них зависело от диойкета.
Деятельность всех этих должностных лиц была тесно связана с финансовыми чиновниками, также подчинявшимися диойкету. Главным финансистом в номе был эконом (др.-греч. οἰκονόμος — управляющий домом, хозяин). До нас дошла «Инструкция эконому» III века до н. э., дающая ясное представление о его обязанностях. По сути, на экономе лежала забота о всей хозяйственной жизни нома. Проверять его деятельность должен был контролёр.
В административном центре находилась касса (трапеза) во главе с трапезитом (др.-греч. τραπεζίτης — меняла, банкир), выполнявшая разнообразнейшие денежные операции и прежде всего принимавшая новые поступления. Там же располагался главный склад зерна (тесавр — др.-греч. θησαυρός — сокровищница, казнохранилище, кладовая) под управлением ситолога (от др.-греч. σιτολογία — собирание хлеба или съестных припасов). Трапеза и тесавр имели отделения на местах.
Полисы
В Эллинистическом Египте, в отличие от Державы Селевкидов, полисы не играли значительной роли. Во всём государстве их было лишь три: Александрия, Навкратис (старая греческая колония) и Птолемаида (основана Птолемеем I). В то же время значимы были древние египетские города, хотя и не имевшие самоуправления: Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь и другие. Полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Граждане полиса составляли городскую общину и объединялись в филы (др.-греч. φυλή — род, колено, племя) и демы (др.-греч. δῆμος — народ; область, страна), подобно тому, как это было в Греции. В Навкратисе и Птолемаиде они избирали совет города и некоторых должностных лиц. В Александрии, так как она была столицей, городского совета не было. Это был город огромного числа национальностей: здесь жили македоняне, греки, фракийцы, критяне, иранцы, выходцы из Малой Азии, иудеи, сирийцы и египтяне. Последние были лишены каких-либо политических прав. Остальное же население объединялось по этническому признаку в политевмы (др.-греч. πολίτευμα — способ управления государством, политический принцип; управление государством; государственное устройство), независимые друг от друга и подчинявшиеся лишь царской администрации. Степень их самоуправления была неодинаковой.
Александрия была крупнейшим эллинистическим городом, важнейшим центром ремесла и торговли. Географ Страбон (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.) писал:
Это единственное во всём Египте место и для торговли на море, благодаря его превосходной гавани, и для торговли сухопутной, потому что всё легко свозится по реке и собирается в таком пункте, который представляет наибольший в мире рынок.
Александрия была отстроена по плану архитектора Дейнократа Родосского и имела регулярную планировку. Город делился на пять кварталов. В царском квартале располагались дворец Птолемеев, театр, Мусейон[4], библиотека, гробница Александра Македонского.
Жречество
Храм птолемеевского времени в Филах
Отношение Птолемеев к жречеству было двояким: с одной стороны, самостоятельность этого класса была несколько урезана, но в то же время жрецы всячески поддерживались царями как очень влиятельная социальная сила. Из многих надписей известно, что Птолемеи даровали множество земель вместе с их доходами местным божествам.
Во главе любого храма стоял архиерей (др.-греч. ἀρχιερεύς — верховный жрец, первосвященник), или эпистат (др.-греч. ἐπίσταθμος — начальник), представлявший местное жречество при общении с правительством. Периодически созывались съезды жрецов (синоды — от др.-греч. σύνοδος — сходка, собрание). За храмами сохранялись особые права, например, право убежища.
Храмы в Египте всегда были крупными хозяйственными центрами. Особенно это было заметно в Фиваиде, где располагались храм Гора в Эдфу, храм Исиды на острове Филы и другие. Храмы обладали определёнными привилегиями в области ремесленного производства. Например, правом производства сезамного масла, что было монополией государства, правом на изготовление особых тканей. Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали приношения с верующих.
Законодательство. Судебная власть
Все стороны хозяйственной и социальной жизни Египта регулировались определёнными указами и постановлениями, некоторые из которых дошли до нашего времени. Это, например, постановление 261 года до н. э. о рабовладении и так называемый «Податной устав» 257 года до н. э. Египетское эллинистическое право представляло собой удивительное переплетение греческого и древнеегипетского законодательств. Для египетского и греческого населения существовали различные суды, равно как для полисов и хоры. Вопросы между греками и египтянами решались в общем судилище.
Экономическое устройство
Папирус с фрагментами «Начал» Евклида
Просвещение
В продолжение эллинистического периода Египет теряет свою культурную самобытность и постепенно вливается в общеэллинистический мир, становясь его неотъемлемой частью. Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия, а её ядром была известная Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире), образовавшаяся на базе Мусейона и объединявшая, наряду с Пергамской, виднейших учёных и писателей той эпохи. В двух этих библиотеках складывались подчас совершенно различные научные школы, соперничавшие между собой. Среди работавших в Александрии были такие знаменитые люди, как:
Евклид, основоположник современной «евклидовой» геометрии (геометрии линейного пространства).
Архимед, проживший некоторое время в Александрии, механик, показавший всю свою изобретательность при осаде Сиракуз римлянами.
Аристарх Самофракийский, глава александрийской грамматической школы, предложивший принцип аналогии в образовании форм слова.
Дионисий Фракийский, написавший первый в истории греческого языка учебник грамматики.
Эратосфен, изложивший основы географии.
Страбон, автор большого труда по географии, содержащего бесценные сведения о Древнем мире.
Клавдий Птолемей, астроном, предложивший геоцентрическую систему мира, удерживавшуюся в сознании людей более полутора тысячелетий.
Гиппарх, составивший обширный каталог звёздного неба и придумавший шкалу звёздных величин по блеску, используемую до сих пор.
Аполлоний Пергский, автор фундаментального труда о конических сечениях.
Аристарх Самосский, создавший первую в истории человечества гелиоцентрическую систему мира.
Библиотека перенесла пожар в 48—47 годах до н. э., однако продолжала оставаться самой большой и после этого. В 273 году, когда римский император Аврелиан брал Александрию, библиотека была разрушена.
Манетон из Себеннита — историк, написавший для Птолемея «Историю Египта»
Литература
Литература этого периода является закономерным продолжением греческой литературы.
Художественная литература
Одним из виднейших александрийских учёных был Каллимах из Кирены (около 310—240 до н. э.), важнейший поэт III века до н. э., создатель сорокатомной переписи фондов Александрийской библиотеки. Он писал произведения самых различных жанров: гимны, эпиграммы, трагедии, комедии и прочие. Другим знаменитым поэтом был Аполлоний Родосский (около 295—215 до н. э.), сделавший попытку возрождения эпической поэзии в пространной поэме «Аргонавтика». В то же время появлялись и новые жанры: Феокрит (конец IV — первая половина III века до н. э.) ввёл идиллию, Геронд — мимы.
Историография
Эллинистический Египет впервые увидел жанр историографии: до этого никаких подобных трудов в Египте не создавалось, а события прошлого описывались в исторических романах, в которых реальность была перемешана с вымыслом.
В III веке до н. э. египетский жрец Манефон (конец IV — первая половина III века до н. э.) из города Себеннита написал «Историю Египта» — огромный труд на греческом языке. Это произведение не имело особого успеха у современников, но сохранившиеся фрагменты дают представление о необычайной ценности его работы. Именно Манефон предложил схему деления истории Египта, которая сохранилась до нашего времени (на периоды и династии).
Фаросский маяк. Реконструкция А. Тирша
Монументальное искусство
Монументальное искусство Древнего Египта осталось в далёком прошлом. Однако и в эллинистическую эпоху было построено несколько поразительных строений. Главным из них является Фаросский маяк — одно из «семи чудес света». Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос, чтобы освещать кораблям вход в гавань, и своей высотой превышал 100 метров. Возможно, это был первый маяк в истории человечества и вне сомнения, это было величайшее создание античного мира. Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.
Изобразительное и прикладное искусство
Религия
Ещё при Птолемее I образовался новый культ бога Сараписа, соединившего в себе важнейшие черты греческого и египетского пантеонов. Его почитание быстро распространилось по всей территории страны.
Особенностью Эллинистического Египта явилось также массированная практика введения в религиозный повседневный быт культа обожествленных и божественных монархов. Культ царя в Египте эпохи Птолемеев достиг, пожалуй, своего наивысшего расцвета.
ru-wiki.org
Государство Птолемеев (эллинистический Египет) | Железный век
Образование государства Птолемеев
История древнего Египта немыслима без греческого влияния, что и не удивительно. Во-первых, отважные мореходы и солдаты-наемники Греции, посещали южный берег Средиземного моря уже в VII — VI вв. до н.э., а во-вторых, после завоевания Александром Македонским, управление Египтом досталось Птолемею Лагу — сподвижнику Александра. Именно Птолемею предстояло встать во главе династии, ещё долгих 3 века правившей Египтом.
Птолемей Лаг, или Птолемей I был талантливым полководцем и блестящим политиком. Об его способностях говорит даже тот факт, что из всех диадохов («наследников» Александра), он оказался единственным, кто умер естественной смертью и передал власть сыну — Птолемею II (правил в 283 — 246 гг. до н.э.), которого впоследствии прозвали Филадельфом.
В царствование первых двух Птолемеев сложилась своеобразная форма отношений между завоевателями и местным населением, оформились податная организация и административный аппарат. Все эти разнообразные стороны хозяйственной и социальной жизни Египта регулировались целым рядом постановлений и указов.
20-е годы III в. до н.э. были временем наивысшего политического могущества царства Птолемеев. В этот период Египет являлся грозной империей, которая господствовала в Эгейском море и в восточной части Средиземного моря. Уже Птолемей I владел, помимо Египта, Киренаикой, Кипром, Палестиной, Южной Сирией. При его ближайших преемниках господство Птолемеев распространяется на южную и западную часть Малой Азии, побережье Фракии и Геллеспонта, а также на острова Эгейского моря. В птолемеевском Египте полисы играли значительно меньшую роль, чем в монархии Селевкидов.
Птолемей Лаг — властелин Египта. Статуя и реконструкция прижизненного облика
Расцвет Египта при Птолемеях
Во все периоды истории Древнего Египта главным условием развития и процветания экономики являлось орошение. От ежегодных разливов Нила зависело благополучие египетского населения. Развитие ирригационной сети являлось одной из важнейших функций деспотической власти фараонов и эллинистических царей.
Первые Птолемей были заинтересованы в расширении вывоза хлеба, а также в обеспечении греческих колонистов землей. Поэтому они энергично взялись за расширение и улучшение оросительной системы и увеличение посевной площади. Мелиорационные работы приняли наиболее широкий размах в Фаюмском оазисе, где болотистые пространства были превращены в плодороднейшие земли. В Фаюме были вынуты тысячи кубометров земли, сооружены новые каналы и плотины, основаны десятки новых поселений.
Некоторый прогресс наблюдается в технике сельскохозяйственного производства Египта этого времени. Помимо старинных приемов орошения, ручным способом или при помощи шадуфа, появляется более сложное приспособление — “сакие”. Оно представляло собой сооружение, состоящее из вращающегося вертикального вала, с которым было скреплено несколько зубчатых колес. На этих колесах укреплялись бадьи, которые при вращении вала зачерпывали воду и выливали ее на более высоко расположенную террасу. Вал приводился во вращение тягловой силой животных.
Среди сельскохозяйственных культур все большее значение приобретала пшеница, которая составляла около 80 процентов зерновых культур. Тщательная прополка посевов, постоянное наблюдение за ирригацией, подбор лучших сортов семян давали возможность в некоторых местностях собирать два раза в год высокие урожаи.
Также практиковались смена культур, правильный севооборот при двух- и трехпольной системе. Большую роль в севообороте играли бобовые растения — арак, чечевица, горох, бобы. Расширялись посадки плодовых деревьев. Значительное развитие в эллинистический период получило скотоводство.
Наряду с сельским хозяйством в Египте продолжало развиваться ремесло. Ремесленная техника в ряде отраслей производства улучшилась. Усилилось разделение труда, изменились формы его организации. Ведущими остались те отрасли ремесла, которые имели в Египте многовековую историю развития — ткачество, обработка металлов, керамическое производство, изготовление папирусов, обработка кожи, выделка стеклянной посуды, которая начала частично вытеснять глиняную.
Большого мастерства египетские ремесленники достигли в изготовлении льняных, шерстяных и шелковых тканей. Крупными центрами ткацкого ремесла были города Александрия, Мемфис, Коптос, Гераклеополь, Крокодилополь, Фивы, Панополь. Александрийская стеклянная посуда, цветная и прозрачная, получила широкую известность за пределами Египта.
Птолемеевский Египет — как видно из карты, Птолемею и его наследникам достался один из самых жирных кусков от империи Александра Македонского
Политика и хозяйственная жизнь эллинистического Египта Птолемеев
В конце IV — начале III вв. до н.э. в странах Восточного Средиземноморья наступил хозяйственный подъем, который привел к оживлению обмена и развитию денежного обращения. Египет занял ведущее положение в торговле наряду с царством Селевкидов и островом Родос.
В обширных земельных владениях и многочисленных мастерских производилось огромное количество продуктов, которые направлялись на рынок. Александрия — крупнейший центр городской жизни Египта — нуждалась в снабжении продовольствием и, в свою очередь, вывозила изделия своих ремесленников.
Преимущественное положение в международной торговле стремилось завоевать каждое из крупных эллинистических государств. Египет ощущал нужду в строевом лесе Финикии, в металлах Малой Азии и в изделиях Эллады. В Египет периодически направлялись оттуда большие партии рабов, строевой лес, медь, пурпурная краска, мрамор, вино, мебель, скот. На изделия египетских ремесленников — стеклянную посуду, льняные материи, мази, папирус и зерно — ощущался большой спрос во всех средиземноморских странах.
Египет издавна поддерживал обмен с южными соседями — Эфиопией (Нубией) и Суданом. Птолемеи систематически посылали в Эфиопию особые экспедиции для охоты за слонами. Оттуда же доставляли ценные сорта дерева, золото, рабов. Торговля нередко сопровождалась набегами и захватом добычи. Одновременно успешно развивалась караванная торговля Египта с Аравией и морская торговля с Индией.
В годы правления Птолемея II канал вновь соединил Средиземное море через Горькие озера с Красным морем. На побережье Красного моря были основаны новые гавани — Миос-Гормос и Береника. Тогда греки еще не решались пересекать это море и выходить в открытый океан. Поэтому посредниками в торговле Египта с Индией были южноарабские купцы, которые транспортировали оттуда слоновую кость, ароматические вещества, ткани и другие товары.
Птолемеи чеканили монеты из золота, серебра и меди, так как развитие обмена требовало налаженного монетного дела. В начале своего правления Птолемеи I чеканил монету по аттическому образцу. Однако позднее он перешел к чеканке монет родосского и финикийского типа, так как торговля с Родосом и Финикией играла для Египта особенно большую роль.
Главной единицей в денежной системе Египта была серебряная тетрадрахма. Внутри страны в широком обращении была и медная монета. Хозяйственному обороту способствовала целая сеть государственных касс, так называемых “трапез”, в Александрии, в административных центрах округов, так называемых “номов”, и даже в деревнях, так называемых “комах”.
Рабский труд в Египте применялся в горном деле, в ремесле и в сельском хозяйстве. Особенно тяжела была участь рабов, работавших в рудниках и каменоломнях. В сходном с ними положении находились государственные должники и преступники. Труд рабов применялся также в больших имениях. У собственников средней руки — чиновников, военных колонистов — число рабов также было довольно велико. Например, некий воин Лептин владел 16 рабами.
Крупными рабовладельцами являлись храмы, которые получали значительные доходы от труда храмовых рабов, так называемых “иеродулов”. Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске и наказании беглых рабов. В завещании и в брачных контрактах рабы упоминались как вид имущества. Работорговля занимала видное место в торговых операциях.
Наряду с развитым рабовладением Египту, как и другим эллинистическим государствам, были свойственны и старинные формы рабства — самопродажа свободных людей, долговое рабство. Представители правящей верхушки Египта обращали в рабство в Сирии и Палестине множество лаой. Это явление приняло настолько крупные масштабы, что вызвало вмешательство правительства, которое было заинтересовано в сохранении налогоплательщиков. В 261 г. до н.э. Птолемеи II издал указ, который запрещал покупать или брать в залог лаой.
Земледелие в птолемеевском Египте
В документах эллинистического времени земли Египта делились на несколько разрядов по степени их плодородия, по доходности и с точки зрения владельческих прав. По характеру владения основной разряд составляла “царская земля”, которая находилась в непосредственном ведении царской администрации.
Юридически царь являлся единственным собственником всей земли. В сущности, вся земля Египта являлась царской, но из нее выделялись категории земель, которые отличались от собственно царской земли. Это были “уступленные” земли — в их состав входили земли храмов, клерухов, “дарственная земля”. Земля храмов считалась принадлежащей богу, но государство сохранило верховные права и на эту землю так же, как и на участки воинов.
Дарственными землями владели высшие представители знати. Наконец, по отношению к некоторым земельным участкам устанавливалось более прочное владение, например, в тех случаях, когда частные лица на необработанной ранее земле производили посадки плодовых деревьев или виноградной лозы. Развитие земельных отношений происходило в направлении роста уступленной земли, ее постепенного выделения и расширения за счет царской земли.
Лаой, или “царские земледельцы”, как их называли в Египте, являлись основными работниками в сельском хозяйстве. Крупное землевладение сочеталось с мелким землепользованием. На царской земле, в крупных имениях частных владельцев и храмов практиковалась раздача мелких участков земли царскими землевладельцами. Их отношение к государству и частным лицам формально представляло собой наследственную договорную аренду.
Все сельскохозяйственные работы контролировала и регулировала царская администрация. Она указывала, чем и когда крестьянин должен засевать свой участок и следила за выполнением работ. Когда урожай был собран, царские земледельцы были обязаны уплатить государству так называемую арендную плату натурой и все другие причитающиеся с них сборы.
Земледельцы сохранили свою общинную организацию. В ее существовании правительство было заинтересовано по фискальным соображениям. Община отвечала за исправное несение ее членами государственных повинностей. Члены общины не имели права оставить свою работу и переселиться в другую местность. Покинувшие свои комы подлежали принудительному возвращению.
Занятие земледелием обычно передавалось от отца к сыну. Царские земледельцы в принудительном порядке привлекались к ежегодным работам по ремонту каналов и плотин. За счет местного населения происходило снабжение царя и его многочисленных чиновников во время их поездок. Царские земледельцы не подлежали обычной юрисдикции. Их дела разбирала местная администрация в лице так называемых экономов.
Население комы не было однородным. Рядом с земледельцами, арендовавшими участки царской земли, жили бедняки, которые не вели никакого самостоятельного хозяйства, работали поденщиками и использовались на государственных работах. Рядом с бедными египетскими воинами, “махимой”, жили сравнительно зажиточные “катэки”.
Положение ремесленников, которые работали в царских мастерских, во многом напоминало положение царских земледельцев. Они также подлежали административной юрисдикции и были прикреплены к мастерским. Их деятельность также на каждом шагу контролировалась администрацией. Наряду с крупными мастерскими, которые находились в руках царской администрации, жрецов и владельцев дарственных земель, существовало много мелких ремесленников, которые работали в небольших мастерских или брали работу на дом. Ремесленники объединялись в союзы, члены которых сходились на общие обеды, имели своего бога-покровителя и платили взносы в общественную казну.
Эллинистические цари расширили и усовершенствовали унаследованную от фараонов систему государственного хозяйства, наибольшее значение, в котором имело сельское хозяйство. В казну шли многообразные денежные и натуральные поступления от населения царской земли и от населения других категорий земель. Всем землям и тому, что производилось на них, велся строгий учет с фискальными целями.
Ежегодно составлялись обширные земельные описи, в которых отмечались состояние земель, размеры участков, их качество, имена владельцев, доходность и характер культур. Особенно строго регламентировались зерновое хозяйство и посевы масличных культур. Назначались специальные лица — “генематофилаки” (“стражи урожая”), которые следили за тем, чтобы ни один колос не ушел от государственного обложения.
Собранное зерно поступало в царские склады и затем отправлялось по Нилу в Александрию, откуда в громадных количествах вывозилось почти во все средиземноморские страны. Другой доходной статьей была сдача в аренду земледельцам царского скота и пастбищ.
Армия эллинистического Египта была организована на греческий манер, однако хватало в ней и местной специфики и местной экзотики
Система налогообложения в Египте во времена Птолемеев
Огромное значение в государственном хозяйстве имела система откупа — аренды у государства частными лицами тех или иных доходных статей. Эта система применялась в сельском хозяйстве и ремесле, в использовании различных доходных должностей и при организации сбора податей. Предпочтение отдавалось тому, кто предложит большую сумму.
Нередко образовывались целые компании откупщиков, которые соединяли для этой цели свои средства. Царские чиновники зорко следили за тем, чтобы деятельность откупщиков не принесла какого-нибудь ущерба казне. В птолемеевском Египте несравненно большее значение, чем в фараоновском, приобрели государственные монополии, которые позволяли царю концентрировать в своих руках доходы многих отраслей ремесленного производства.
Так, при введении монополии на производство растительного масла Птолемеи отобрали оборудование у всех мелких маслоделов. Теперь масло изготовлялось в царских эргастериях. Об организации и снабжении сырьем и рабочей силой эргастерий заботились специальные государственные чиновники — так называемые “экономы”. Продажа масла была строго монополизирована. Право продажи масла по определенным ценам отдавалось на откуп мелким торговцам, которые должны были выручку доставлять эконому. Монополизированы также были трапезы (кассы), рудники и каменоломни, производство сукна, папируса, пива, пряностей, парфюмерии, поташа, золотых вещей, приготовление красок.
Податная система в государстве Птолемеев была очень сложной. Существовали различные группы налогоплательщиков, которые заметно отличались друг от друга по своему хозяйственному и юридическому положению. Были налоги, общие для всех, и налоги, выплачиваемые сравнительно узкими категориями населения, налоги постоянные и временные, прямые и косвенные. Налоги взимались как в натуральной, так и в денежной форме, причем постепенно увеличивалось значение денежной формы налога. От поголовной подати были освобождены лишь привилегированные группы — “эллины” и жрецы.
Основной доход с земли поступал в царскую казну в форме арендной платы с царских земледельцев. Но существовали и собственно земельные налоги и ряд мелких сборов, связанных с земледельческими работами — особые сборы на поддержание в исправности ирригационных сооружений, за использование гумна, за просев муки в царском амбаре, за измерение земли.
Сбор с виноградников и плодовых посадок в размере одной шестой части урожая поступал в денежной форме. Он носил название “апомойры”. Кожевники, ткачи, золотых дел мастера и красильщики платили за право занятия ремеслом, а также процент с выручки. Существовал также ряд налогов местного и специального характера. Например, в Фаюме собирали налог для кладбища крокодилов, так как крокодил здесь считался священным животным.
Население Египта содержало обширный бюрократический аппарат Птолемеев. Существовали особые сборы на оплату расходов канцелярии, на содержание стражников. Кроме прямого обложения, обильным источником доходов служило косвенное обложение. На севере — в Пелусии и Александрии и на юге — в Элефантине были устроены таможенные станции. Товары, ввозимые в Египет и вывозимые из него, нередко облагались высокими сборами. Существовали и внутренние пошлины. В некоторых пунктах, например, в Гермополе, стояли отряды, которые следили за провозом товаров.
Военная организация эллинистического Египта Птолемеев
Большую роль в постоянных военных столкновениях и политических событиях конца IV — начала III вв. до н.э. играла армия. По сравнению с другими эллинистическими государствами Египет находился в довольно выгодном положении — воинов привлекали сюда надежда на хорошее вознаграждение, перспектива приобретения земельных наделов в богатой стране.
Земля являлась основным средством обеспечения военной службы в Египте. Система наделения воинов земельными участками применялась в Египте и государствах Передней Азии еще во II тысячелетии до н.э. Участки предоставлялись воинам не в полную собственность, а лишь как временное и условное владение. Основы этой системы с некоторыми изменениями сохранились и в эллинистическом Египте. Прежде всего изменился этнический состав армии. Местные воины — “махимой” — потеряли прежнее значение и оказались в худшем, чем прежде, положении. Наделение воинов различных разрядов землей было тесно связано с экономической и социальной политикой Птолемеев.
Крупные военачальники получали в качестве дарственных земель большие имения. Военачальники низших рангов и простые воины обеспечивались наделами от 5 до 100 арур. И если клерухи с наделами в 5 — 7 арур являлись теми же крестьянами, то катэки, которые составляли высший слой военных колонистов, были владельцами сравнительно крупных участков и нередко применяли в своем хозяйстве труд царских земледельцев.
Одним из центров военной колонизации был Фаюм. Далее шла линия военных поселений от Мемфиса к югу. Предоставляемая воинам за их службу земля в III в. до н.э. оставалась в принципе царской и могла быть отобрана царем. Помимо земли воины обычно получали скот и семена. Размещались они в домах местных жителей. Вопрос о постое стоял очень остро и приводил к столкновениям между воинами и местным населением. Военные колонисты вносили элемент насилия и произвола в жизнь египетской деревни.
Роль религии в птолемеевском Египте
Главной опорой Птолемеев в Египте были крупные землевладельцы, наемники и военные колонисты. По своим социальным интересам к ним примыкало и египетское жречество. В некоторых отношениях Птолемеи урезали самостоятельность жречества, однако поддерживали его как социальную силу, проявляя исключительную щедрость. Надписи неоднократно сообщают о даровании Птолемеями земли вместе со всеми доходами местным божествам.
Уже при Птолемее I был установлен культ нового бога — Сераписа, который соединил в себе черты важнейших божеств греков и египтян. Почитание Сераписа вскоре широко распространилось среди египетского и греческого населения.
Египетские храмы оставались крупными хозяйственными центрами. Областью крупного храмового землевладения была Фиваида. Храмы Гора и Эдфу, Исиды на острове Филы располагали тысячами арур. Кроме “священной земли” храмы использовали и ту землю, которую верующие, например, клерухи, посвящали богу, и иногда еще приарендовывали более или менее крупные участки царской земли.
Храмы обладали привилегиями и в области ремесленного производства, например, правом на выработку сезамного масла, считавшегося монополией государства, на изготовление особых тканей. Жрецы получали денежное пособие из казны и собирали с верующих обильные приношения. В эллинистическом Египте жречество представляло собой многочисленную и стройно организованную корпорацию. Во главе храма стоял “архиерей”, или “эпистат”, который представлял местное жречество в сношениях с правительством. Жрецы периодически собирались на съезды, так называемые “синоды”. Храмы сохраняли некоторые особые права, как, например, право убежища.
Птолемеи быстро освоили государственные традиции царства фараонов. Они использовали их налаженный аппарат и учение о божественном характере их власти. Уже при первом Птолемее культ Александра распространился по всему Египту. Затем Птолемеи обожествил свою жену Арсиною, которая умерла в 270 г. до н.э. Культ Арсинои поглощал денежную подать — аломойру.
Последующие Птолемеи приобщались к богам вскоре после вступления на престол. Но царский культ не только восходил к традиционному культу фараонов, который был унаследован новыми правителями Египта. Отчасти он являлся сознательным политическим приемом правительства, при помощи которого легализовалась и укреплялась власть македонской династии.
Административная жизнь Египта во времена Птолемеев
Египет Птолемеев являлся сильным централизованным государством. Царь обладал всей полнотой власти. В организации управления вековая египетская бюрократическая традиция сочеталась с эллинистическими принципами управления. Опираясь на греческое право, Птолемеи развили интенсивную законодательную деятельность.
Крупные и мелкие чиновники усердно писали, переписывали и рассылали законы, распоряжения, жалобы. Делопроизводство велось на греческом языке. Выработался особый канцелярский стиль и сложная терминология. При дворе Птолемеев сохранились традиции времени Александра Македонского — здесь тщательно вели “царский журнал” и обширную царскую корреспонденцию. Существовал ряд высших придворных должностей — “родственников”, “равных по почету родственникам”, “первых друзей”, “равных первым друзьям”, “друзей”, “преемников”.
Вершиной административной иерархии являлась должность “диойкета” — управляющего хозяйством и финансами. Он ведал царской казной, учетом хозяйственных ресурсов, учетом и сбором поступлений, контролем расходов. Вся его деятельность была посвящена чисто фискальной цели — пополнению царской казны. Диойкет был первым сановником в государстве, и если это был способный и энергичный человек, то он становился почти всемогущим.
За исключением трех греческих городов, весь Египет представлял собой хору — это были сельские местности и поселения городского типа, не имевшие самоуправления. В управлении хорой отсутствовала четкая система. Хора сохранила древнее деление на номы, которые во многом удержали прежнюю обособленность.
Ном делился на несколько “топархий”. В состав топархий входили (как низшая единица) комы. Функции прежних номархов перешли к стратегам, которые стали во главе управления нома. Секретарь, который ведал всем делопроизводством нома, назывался царским секретарем. Соответствующие должностные лица имелись также в топархиях и комах. Назначение на все эти должности зависело от диойкета.
Деятельность должностных лиц в номах была тесно связана с деятельностью финансовых чиновников, которые также подчинялись диойкету. Главным должностным лицом по финансовому управлению в номе был эконом с обширными полномочиями. Эконом должен был заботиться об увеличении царских доходов, об улучшении сельского хозяйства, о благоустройстве царских земледельцев, выслушивать их жалобы, следить за состоянием ирригации в номе, проводить ремонт каналов и плотин. На него же возлагался контроль за работой ткацких мастерских и маслоделен, за торговлей, за сдачей доходных статей на откуп. Деятельность эконома проверял контролер.
В административном центре находилась касса (трапеза) во главе с трапезитом, который принимал поступления от плательщиков налога, от откупщиков. Там же находился и номовый склад зерна (“тесавр”), которым ведал “ситолог”. И трапеза и тесавр имели отделения в номах и в местечках. Трапезиты и ситологи, как и весь многочисленный административный персонал, представляли собой людей, которые целиком зависели от царя и получали из казны плату деньгами или натурой.
В судебных организациях наряду с греческим правом отчасти сохраняло свое действие и право древнеегипетскoe. Существовали различные суды для египетского и греческого населения, для полисов и хоры. Тяжбы, в которых участвовали и египтяне, и греки решались в общем судилище. Большое значение в царстве Птолемеев получила административная юрисдикция, которая распространялась на значительную часть населения.
Прославленная царица Клеопатра — последняя представительница династии Птолемеев на троне этой страны
Города в птолемеевском Египте
Древние административные и религиозные центры Египта — города Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь — продолжали существовать и в эллинистический период. Многие египетские города также являлись торгово-ремесленными центрами. Однако они не пользовались правом самоуправления.
В Египте существовало лишь три полиса (по греческому образцу) — Александрия, старая греческая колония Навкратис и основанная Птолемеем I в Верхнем Египте Птолемаида. Эти полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Их граждане — привилегированный слой наиболее зажиточного городского населения — составляли городскую общину и объединялись в филы и демы.
В столице государства Александрии городской совет отсутствовал. Здесь помимо македонян и греков проживали также финикийцы, критяне, иранцы, фракийцы, выходцы из Малой Азии, иудеи и сирийцы, а также египтяне. Это многочисленное разноплеменное население, за исключением египтян, лишенных каких-либо политических прав, объединялось по этническому признаку в своеобразные общины с некоторыми органами самоуправления — “политевмы”, независимые друг от друга и подчиненные царской администрации. Степень самоуправления “политевм” была неодинакова.
Александрия являлась крупнейшим эллинистическим городом древнего мира, резиденцией царского двора, центром ремесла, торговли и культуры. Город был удачно расположен на важных путях сообщения. Географ Страбон писал: “Это единственное во всем Египте место и для торговли на море, благодаря его превосходной гавани, и для торговли сухопутной, потому что все легко свозится по реке и собирается в таком пункте, который представляет наибольший в мире рынок”.
В александрийские гавани заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира. На острове Фарос, с которым Александрия была соединена длинной насыпью, зодчим Состратом Книдским был выстроен знаменитый маяк высотою около 120 метров. В древности этот маяк считался одним из чудес света.
Александрия была построена выдающимся архитектором Дегинократом из Родоса по стройному плану Длинные прямые улицы не были похожи на улицы старых греческих городов. Александрия делилась на пять кварталов. В царском квартале были расположены дворец Птолемеев, театр, Мусейон, библиотека, гробница Александра. В городе было множество садов, храмов, парков, бань. Далеко за стенами города тянулись сады, огороды и усадьбы богатых александрийских граждан.
Александрия являлась величайшим культурным центром эпохи эллинизма. В ней жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники и архитекторы того времени.
Источник: История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 832 с. ISBN 985-433-718-9