В прошлом году мы уже были рядом, в нескольких километрах от Вщижа, - в усадьбе Ф.И. Тютчева Овстуг. Но после усадьбы уже оставалось мало времени для внимательного осмотра города-крепости, и мы отложили его посещение на следующий раз. И вот увидев на дороге указатель на древний Вщиж, решительно свернули в сторону Десны.1. Известно было нам об этом историческом месте немногое. Знали, что Вщиж был одним из центров удельных княжеств Древней Руси. Впервые город упоминался в 1142 году. Вщижский князь Святослав Владимирович был женат на дочери самого могущественного князя древней Руси Андрея Боголюбского. Под защитой стен и башен города расцветали ремесла и искусства. В конце XII века здесь был построен изумительный по красоте первый на Брянщине каменный храм.
2. Проведённые в разное время археологические исследования рассказали о героической борьбе вщижан за свободу и независимость. Военная дружина и жители города самоотверженно защищали Вщиж от монголо-татарских завоевателей. Они погибли, но не отступили. Завоеватели жестоко расправились с непокорными вщижанами. Город был сожжён. Но наступление врагов было остановлено.
3. О происхождении названия древнерусского города Вщиж единого мнения нет. Некоторые историки связывают его имя с возникновением крепости-защиты. Есть древнее слово "ущищать", что значит защищать, охранять, заслонить. В древней летописи есть такие слова: "Да не ущитяться щиты своими, и да посечи будут мечи своими".
4. По дороге к Вщижу первым встретился небольшой могильник с памятным знаком. Всего в данной местности насчитывалось 46 курганов. Большинство распахано, а те немногие, что сохранились, находятся в труднодоступных местах. Как правило, это могильники эпохи бронзы и раннего железного века, так же есть могильники неолита.
5. Часовню на месте сохранившегося древнего кургана установили как дань памяти подвигам всех воинов, павших за верность родной земле. На холме выросло семь березок, как семисвечник в алтаре храма.
6. На памятном камне рядом - стихи Фёдора Ивановича Тютчева, часто посещавшего Вщиж. В последний его приезд на родину в 1871 году он написал одно из самых сильных своих стихотворений "По дороге во Вщиж".
От жизни той, что́ бушевала здесь,От крови той, что́ здесь рекой лилась,Что́ уцелело, что́ дошло до нас?Два-три кургана видим мы по-днесь...Да два-три дуба выросли на них,Раскинувшись и широко и смело,Красуются, шумят, и нет им дела,Чей прах, чью память кроют корни их.
7. Небольшое село раскинулось на крутом берегу Десны. На въезде в село стоит первый крест. По остаткам фундамента видно, что здесь была большая церковь. Оказалось, что таких памятных крестов во Вщиже пять и всю историю этого села можно проследить по крестам, установленным на местах старых церквей.
8. По времени возникновения это четвёртая церковь. Огромная пятиглавая кирпичная церковь была заложена на более высоком месте, предположительно, по причине малой вместимости старого храма. Постройка не была окончена до 1917 года и продолжалась даже после революции, несмотря на временный запрет властей подвозить кирпич. Доведённый до куполов храм был разобран перед Великой Отечественной войной на кирпич, из которого было недалеко построены коровник и детская школа искусств в районном центре Жуковке.
9. От церкви ныне сохранился лишь фундамент, за центральной апсидой на холмике был поставлен памятный крест.
10. Ныне существующая церковь Тихвинской иконы Божьей Матери во Вщиже уже пятая по времени постройки в 1886 году. Ранее в этом здании располагалась церковно-приходская школа. Реконструкция произведена в 1999 году. В здании церкви располагается музей.
11. Третья деревянная церковь во имя Преображения Господня была построена в 1763 году помещиком деревни Дятьковичи Яковым Васильевичем Мачихиным и была разрушена в советское время. Находился храм рядом с нынешним кирпичным зданием Тихвинской церкви-музея.
12. О бывшем храме здесь напоминает огромная 300-летняя липа и сохранившиеся церковный ажурный крест, 4-метровая икона на полотне, колокол и фотография советского времени, выставленные в церкви-музее. Рядом с церковью располагается захоронение. Местные жители похоронили в нем останки людей, вырытых при раскопках и проведении других хозяйственных работ на территории села.
13. Оставив машину на стоянке напротив церкви, направляемся по деревенской улице в сторону старого городища.
14. В нынешнем Вщиже соседствуют старые покосившиеся, разрушающиеся дома местных жителей и новые основательные постройки брянских дачников.
15.
16. Древнерусский город Вщиж расположен в западной части села, на высоком и крутом правом берегу Десны, на треугольном мысу, в устье ручья Суток. Вщижское княжество было значительно укреплено в IХ-Х веках, а в ХI - начале ХII столетия на земляных валах была срублена и деревянная крепость. В это время Вщиж стал удельным городом, что позволило значительно усилить и расширить крепость.Посад был окружён двойными валами и рвом, а в центре его возвышалась мощная крепость с башнями и бойницами - детинец. Здесь же стояли двухэтажный дом князя и крытые соломой бедные избы челяди.
17. В центре посада княжеского города в конце XII - начале XIII века была выстроена вторая церковь из кирпича-плинфы. Храм по типу и архитектуре был близок, по одному мнению, к церкви Покрова на Нерли близ Владимира 1166 года, по выразительным деталям внешней отделки - к Смоленским постройкам середины XII века; по другому мнению, к церкви Параскевы Пятницы в Чернигове. В 1866 году его стены ещё возвышались над землей на 2 метра. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в реконструкции Брянского краеведческого музея выглядел так:
18. Сейчас на месте этой церкви в центре посада стоит памятный крест.
19. Вот мы уже приближаеся к центру городища - детинцу.
20. Современные постройки находятся на территории археологического памятника "Городище Вщиж". Незаконная застройка этой территории, как сообщает википедия, началась с 2000 года.
21. Детинец - обращенная основанием к Десне асимметричная трапеция, с востока ограничен неглубоким рвом и валом.
22. Посад ограничен с севера пологой дугой берега, с юга - прямой линией оврага, а с востока - глубоким рвом шириной 18 м и валом, проходящими поперек мыса по пологой дуге.
23.
24. Самая первая церковь во Вщиже возникла в XI веке на соседней к детинцу Благовещенской горке, где располагалось кладбище. По легенде эта церковь ушла под землю. Сейчас на ее предполагаемом месте поставлен памятный деревянный крест. Деревянная церковь Благовещения простояла вплоть до конца XIX века. Туда мы не добрались из-за заболоченности оврага, который высыхает только к июню.
25. Благовещенская гора - это древнее славянское языческое святилище, "требище" для потребления священных жертв. Существование здесь в древности языческого святилища объясняет нам и наличие в XI-XIII веках церкви. Обычно христианские церкви, ставившиеся на месте разрушаемых капищ и кумирниц, нарекались в честь того святого, который замещал в христианском пантеоне соответственное языческое божество.
26. Вид с обрыва, где располагался кремль-детинец, на Десну потрясающий, просто космический.
27. Раскопки не обнаружили на самом городище остатков церкви; возможно, что она находилась западнее, за валом, на плато; возможно, что стояла она на северной, осыпавшейся части городища, и, либо унесена водами Десны, либо засыпана оползнем. Но на городище, раскопанном полностью, обнаружено целое кладбище XI-XIII веков. Кладбище перестало функционировать, очевидно, одновременно с гибелью всего Вщижа в 1238 году.
28. Рассказывают, что есть ещё кресты в этих местах. Недалеко от Вщижа, за Десной существовала церковь или монастырь, на месте которого затем образовалось озеро, названное Святым.
29. Имеются сведения, что на дне Круглого или Святого озера водолазы видели церковные кресты.
30. Возвращаемся к Тихвинской церкви-музею.
31. О том, что мы узнали и увидели там, - в следующей публикации...
32.
Продолжение
ru-travel.livejournal.com
Исчезнувший город Вщиж - защитник Отечества
В прошлом году мы уже были рядом, в нескольких километрах от Вщижа, - в усадьбе Ф.И. Тютчева Овстуг. Но после усадьбы уже оставалось мало времени для внимательного осмотра города-крепости, и мы отложили его посещение на следующий раз. И вот увидев на дороге указатель на древний Вщиж, решительно свернули в сторону Десны.1. Известно было нам об этом историческом месте немногое. Знали, что Вщиж был одним из центров удельных княжеств Древней Руси. Впервые город упоминался в 1142 году. Вщижский князь Святослав Владимирович был женат на дочери самого могущественного князя древней Руси Андрея Боголюбского. Под защитой стен и башен города расцветали ремесла и искусства. В конце XII века здесь был построен изумительный по красоте первый на Брянщине каменный храм.
2. Проведённые в разное время археологические исследования рассказали о героической борьбе вщижан за свободу и независимость. Военная дружина и жители города самоотверженно защищали Вщиж от монголо-татарских завоевателей. Они погибли, но не отступили. Завоеватели жестоко расправились с непокорными вщижанами. Город был сожжён. Но наступление врагов было остановлено.
3. О происхождении названия древнерусского города Вщиж единого мнения нет. Некоторые историки связывают его имя с возникновением крепости-защиты. Есть древнее слово "ущищать", что значит защищать, охранять, заслонить. В древней летописи есть такие слова: "Да не ущитяться щиты своими, и да посечи будут мечи своими".
4. По дороге к Вщижу первым встретился небольшой могильник с памятным знаком. Всего в данной местности насчитывалось 46 курганов. Большинство распахано, а те немногие, что сохранились, находятся в труднодоступных местах. Как правило, это могильники эпохи бронзы и раннего железного века, так же есть могильники неолита.
5. Часовню на месте сохранившегося древнего кургана установили как дань памяти подвигам всех воинов, павших за верность родной земле. На холме выросло семь березок, как семисвечник в алтаре храма.
6. На памятном камне рядом - стихи Фёдора Ивановича Тютчева, часто посещавшего Вщиж. В последний его приезд на родину в 1871 году он написал одно из самых сильных своих стихотворений "По дороге во Вщиж".
От жизни той, что́ бушевала здесь,От крови той, что́ здесь рекой лилась,Что́ уцелело, что́ дошло до нас?Два-три кургана видим мы по-днесь...Да два-три дуба выросли на них,Раскинувшись и широко и смело,Красуются, шумят, и нет им дела,Чей прах, чью память кроют корни их.
7. Небольшое село раскинулось на крутом берегу Десны. На въезде в село стоит первый крест. По остаткам фундамента видно, что здесь была большая церковь. Оказалось, что таких памятных крестов во Вщиже пять и всю историю этого села можно проследить по крестам, установленным на местах старых церквей.
8. По времени возникновения это четвёртая церковь. Огромная пятиглавая кирпичная церковь была заложена на более высоком месте, предположительно, по причине малой вместимости старого храма. Постройка не была окончена до 1917 года и продолжалась даже после революции, несмотря на временный запрет властей подвозить кирпич. Доведённый до куполов храм был разобран перед Великой Отечественной войной на кирпич, из которого было недалеко построены коровник и детская школа искусств в районном центре Жуковке.
9. От церкви ныне сохранился лишь фундамент, за центральной апсидой на холмике был поставлен памятный крест.
10. Ныне существующая церковь Тихвинской иконы Божьей Матери во Вщиже уже пятая по времени постройки в 1886 году. Ранее в этом здании располагалась церковно-приходская школа. Реконструкция произведена в 1999 году. В здании церкви располагается музей.
11. Третья деревянная церковь во имя Преображения Господня была построена в 1763 году помещиком деревни Дятьковичи Яковым Васильевичем Мачихиным и была разрушена в советское время. Находился храм рядом с нынешним кирпичным зданием Тихвинской церкви-музея.
12. О бывшем храме здесь напоминает огромная 300-летняя липа и сохранившиеся церковный ажурный крест, 4-метровая икона на полотне, колокол и фотография советского времени, выставленные в церкви-музее. Рядом с церковью располагается захоронение. Местные жители похоронили в нем останки людей, вырытых при раскопках и проведении других хозяйственных работ на территории села.
13. Оставив машину на стоянке напротив церкви, направляемся по деревенской улице в сторону старого городища.
14. В нынешнем Вщиже соседствуют старые покосившиеся, разрушающиеся дома местных жителей и новые основательные постройки брянских дачников.
15.
16. Древнерусский город Вщиж расположен в западной части села, на высоком и крутом правом берегу Десны, на треугольном мысу, в устье ручья Суток. Вщижское княжество было значительно укреплено в IХ-Х веках, а в ХI - начале ХII столетия на земляных валах была срублена и деревянная крепость. В это время Вщиж стал удельным городом, что позволило значительно усилить и расширить крепость.Посад был окружён двойными валами и рвом, а в центре его возвышалась мощная крепость с башнями и бойницами - детинец. Здесь же стояли двухэтажный дом князя и крытые соломой бедные избы челяди.
17. В центре посада княжеского города в конце XII - начале XIII века была выстроена вторая церковь из кирпича-плинфы. Храм по типу и архитектуре был близок, по одному мнению, к церкви Покрова на Нерли близ Владимира 1166 года, по выразительным деталям внешней отделки - к Смоленским постройкам середины XII века; по другому мнению, к церкви Параскевы Пятницы в Чернигове. В 1866 году его стены ещё возвышались над землей на 2 метра. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в реконструкции Брянского краеведческого музея выглядел так:
18. Сейчас на месте этой церкви в центре посада стоит памятный крест.
19. Вот мы уже приближаеся к центру городища - детинцу.
20. Современные постройки находятся на территории археологического памятника "Городище Вщиж". Незаконная застройка этой территории, как сообщает википедия, началась с 2000 года.
21. Детинец - обращенная основанием к Десне асимметричная трапеция, с востока ограничен неглубоким рвом и валом.
22. Посад ограничен с севера пологой дугой берега, с юга - прямой линией оврага, а с востока - глубоким рвом шириной 18 м и валом, проходящими поперек мыса по пологой дуге.
23.
24. Самая первая церковь во Вщиже возникла в XI веке на соседней к детинцу Благовещенской горке, где располагалось кладбище. По легенде эта церковь ушла под землю. Сейчас на ее предполагаемом месте поставлен памятный деревянный крест. Деревянная церковь Благовещения простояла вплоть до конца XIX века. Туда мы не добрались из-за заболоченности оврага, который высыхает только к июню.
25. Благовещенская гора - это древнее славянское языческое святилище, "требище" для потребления священных жертв. Существование здесь в древности языческого святилища объясняет нам и наличие в XI-XIII веках церкви. Обычно христианские церкви, ставившиеся на месте разрушаемых капищ и кумирниц, нарекались в честь того святого, который замещал в христианском пантеоне соответственное языческое божество.
26. Вид с обрыва, где располагался кремль-детинец, на Десну потрясающий, просто космический.
27. Раскопки не обнаружили на самом городище остатков церкви; возможно, что она находилась западнее, за валом, на плато; возможно, что стояла она на северной, осыпавшейся части городища, и, либо унесена водами Десны, либо засыпана оползнем. Но на городище, раскопанном полностью, обнаружено целое кладбище XI-XIII веков. Кладбище перестало функционировать, очевидно, одновременно с гибелью всего Вщижа в 1238 году.
28. Рассказывают, что есть ещё кресты в этих местах. Недалеко от Вщижа, за Десной существовала церковь или монастырь, на месте которого затем образовалось озеро, названное Святым.
29. Имеются сведения, что на дне Круглого или Святого озера водолазы видели церковные кресты.
30. Возвращаемся к Тихвинской церкви-музею.
31. О том, что мы узнали и увидели там, - в следующей публикации...
32.
Продолжение
galik-123.livejournal.com
Древний Вщиж: неожиданное открытие на берегу Десны
Вторая часть рассказа о поездке в Брянскую область. После посещения Овстуга мы направились во Вщиж. Когда пишу это название, пунтосвитчер сходит с ума. Представляю, каково писать этот топоним транслитом! А между тем табличка, а затем и красочный указатель на Вщиж возле трассы Р 120 приведут вас к любопытному месту, заехать в которое стоит хотя бы ради названия. Но не только оно здесь оказалось любопытным. Сначала курганы, затем мраморные кресты и фундамент какой-то древней церкви... Все указывало на то, что здесь есть, на что посмотреть.
Наш путь на Вщиж пролегал через Овстуг и выглядел так:
Всего 10 км по хорошей дороге - и вы на месте. А места тут знатные, коттеджи - о-го-го! Но сначала немного дороги.
Сельское кладбище с удивительной деревянной часовней. Это еще окраина Овстуга.
Неготино. На самом берегу Десны. На фото ниже - какое-то безымянное озеро.
Каков красавец!
Едем дальше, спускаемся к Десне. Вдоль берега видим любопытные деревянные конструкции, которые, по-видимому, являются укрепсооружениями против размывания берега. Сооружения красивые, и я долго не мог решить, какую фотку считать лучшей. Вот вам три.
Такая вот Десна. Как наш смоленский Днепр.
Пока двигаемся на Вщиж. Курган посмотрим позднее.
Остатки фундамента древней церкви.
Двигаемся все ниже. Вдалеке снова показалась Десна. Деревья радуют буйством весенних красок и белым цветением.
Населенные пункты в этих местах активно обживаются состоятельными людьми, но есть и много старых, покосившихся изб. Если бы не местные жители, дачники, мы бы так и не узнали, что здесь есть древнее городище. Наверное, это что-то вроде наших Гнездовских курганов.
Церковь-музей во Вщиже. Здание было закрыто, увы. Но вот что я нашел об этом объекте у dor_zhur: Церковь была главной доминантой древнего Вщижа. В музее экспонируются куски плинфы из фундамента церкви, а кроме того стоит макет церкви. Храм был разрушен во время монголо-татарского нашествия. ВXIX в. исследователи произвели раскопку кургана, стоявшего посреди городища Вщижа и обнаружили остатки кирпичных стен высотой порядка 2 м – всё что осталось от древнего храма. Увы, до наших дней не сохранились и они: растасканы на кирпич. В настоящее время в приходе Тихвинской церкви высказывается мысль о возрождении древнего храма, но это, конечно, трудноосуществимо. Пруф.
Мы подъехали к этому месту два раза. Сначала не поняли, о каком святом месте идет речь, но потом, после наводки местных жителей...
А дальше начинается любопытная история. Оказывается, это территория археологического памятника, которая начала внезапно застраиваться. Двигаясь вдоль улочки, идущей параллельно Десне, наблюдаем современные коттеджи. Пройдя до самого последнего, обнаруживаем... цепочку. Опять-таки дачники нам подсказали: идите через нее и не обращайте внимание. Это только кажется, что это частная территория. А на самом деле это территория археологического памятника.
Ну, мы, конечно, тихо позавидовали хозяину этой резиденции на краю обрыва, а сегодня я вычитал вот что:
Реконструкция древнерусской крепости Вщиж, проект которой уже был разработан, стала невозможна. На ее территории брянский предприниматель построил свой коттедж. Сам предприниматель считает, что, во-первых, он облагородил эту территорию, а во-вторых, ему ничего не было известно о том, что покоится под этой землей. На установленный специальный знак, указывающий на памятник федерального значения, застройщик просто не обратил внимания. Свои аргументы есть, видимо, и у представителей местной власти, разрешившей приватизацию земельных участков в нарушение законодательства и без уведомления надзорного органа. Пройдите по ссылке, почитайте. Интересная история. Товарищ творчески подошел к обустройству быта.
Ну а теперь, собственно, что здесь мы видим:
К сожалению, фотографии скрадывают крутизну ландшафта. Но, поверьте, здесь очень красиво, и здесь стоит побывать.
Здесь был древний город Вщиж. Датируется XI веком, входил в Черниговское княжество.
По дороге во Вщиж
От жизни той, что́ бушевала здесь,
От крови той, что́ здесь рекой лилась,
Что́ уцелело, что́ дошло до нас?
Два-три кургана видим мы по-днесь...
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело,
Красуются, шумят, и нет им дела,
Чей прах, чью память кроют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Ф.И.Тютчев
Вот карта древнего города. Спорный коттедж стоит как раз в том месте, где видна шестиугольная башня.
Источники утверждают, что в этих местах находили 46 курганов. Многие из них раскопаны и более не существуют.
А начинаются курганы, стоит лишь свернуть с Р 120. Прежде чем направляться домой, едем к еще одному спуску к Десне.
Вот такая здесь красота.
Курган на подъезде ко Вщижу со стороны автодороги Р 120.
Место выглядит благополучно, почти как Беларусь.
Так что если вы, направляясь в Брянск, увидите вот этот указатель, знайте: по нему стоит проехать и здесь есть, что посмотреть!
На сегодня все.
m-zaxaroff.livejournal.com
информация и фото, где находится Село Вщиж
Село Вщиж (Брянская область, Россия) — описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.
Во времена Древней Руси Вшиж был городом в составе Черниговского княжества. Он стоял на высоком берегу Десны в устье ручья Суток, пока в 1238 г. его не разрушили до основания монголы. Позднее, предположительно в 17 веке на месте города появилось село, существующее до сих пор. Центром города был Детинец, окруженный земляным валом и рвом, в разные века возводились церкви, которые со временем разрушались: одни при набегах врагов, другие — при дефиците кирпича. Сейчас на месте утраченных церквей стоят кресты: всего их 5. Долгое время главной постройкой села был первый каменный на Брянщине храм Спаса Преображения, построенный в конце 12 века.
Труднопроизносимое название Вшиж возникло, вероятно, от древнерусского слова «ущищать», то есть защищать, заслонять.
Немного истории
Раскопки на месте древнего города начались еще в 19 веке. Тогда были обнаружены стены и башни церкви с галереей, много керамики, бронзы, горн для обжига глиняной посуды, а также склеп с останками необыкновенно больших размеров — считается, что у алтаря похоронен князь Святослав Владимирович. В 20 веке были найдены остатки еще более древнего святилища: оказывается, поселение здесь было еще в бронзовом и железном веках. Совсем недавно, в 2001 г, обнаружен челн 13 века длиной 8,8 м. Большинство находок хранятся сейчас в Историческом Музее в Москве.
Что посмотреть
Первое, что встречается на пути к селу, — могильник с памятным знаком. Здесь был древний курган, на месте которого символично выросли 7 берез, а рядом с ними поставили маленькую часовню. Поблизости лежит большой камень, на котором написаны стихи Ф. И. Тютчева, посвященные Вщижу.
На въезде в село установлен первый крест — здесь раньше была большая 5-купольная церковь, остатки фундамента которой видны до сих пор. Ее достраивали уже после революции 1917 г. и разобрали на кирпич во время Великой Отечественной войны для коровника и детской школы искусств.
Сейчас во Вщиже только один храм: Тихвинской иконы Божьей Матери. Начали его строить последним, в 1886 г., реконструировали в 1999, а сейчас он совмещает в себе домовую церковь и музей. Это небольшое белое здание с голубой крышей, рядом — арка с маковкой и крестом. Музей занимает небольшую комнату с множеством предметов крестьянского быта. Тут же хранится то, что осталось от разрушенных церквей: 4-метровая икона на полотне, колокол, фотография храма Преображения Господня, разрушенного в советское время, в домовой церкви — ажурный крест оттуда же.
Самой первой из построенных была церковь 11 века на Благовещенской горке — месте древнего языческого святилища, где сейчас здесь установлен Поклонный крест. Со временем она ушла под землю, а ее макет представлен в музее. На стенах много картин, изображающих исторические события, портретов археологов, которые вели здесь раскопки.
Практическая информация
Адрес: Брянская область, Жуковский район, с. Шамординское.
Удобнее всего добираться до села Вщиж на машине — от Брянска дорога займет около часа. Нужно ехать по трассе Р-120, свернуть по указателю направо и проехать еще 6 км. От ближайшей ж/д станции «Ржаница» до села 6 км.
tonkosti.ru
Древнерусский город Вщиж - РУССКАЯ ИСТОРИЯ
К. Д. Чучина, студентка Брянского государственного университета, участница конкурса «Наследие предков – молодым. 2010» в номинации «Русское краеведение».
Изучение археологических памятников на Брянщине началось ещё в ХIХ веке. Но дореволюционных учёных и краеведов интересовали древнерусские памятники, в первую очередь курганные могильники. Некоторые из них были частично раскопаны и сразу же получили большую известность. Так, например, известный историк Н. М. Карамзин на основе летописных данных осветил историю древнерусского города Вщиж. Где находился этот город, никто из учёных тогда не знал. Но в 1818 году Карамзин получил письмо от М. Н. Зиновьева, владельца села Вщиж Брянского уезда Орловской губернии, помещика, гвардии штабс-капитана, отпрыска старинного дворянского рода. В письме говорилось: «В здешней стороне есть предание, что с. Вщиж было городом особого удельного княжества. Ещё и доныне в окрестностях видны следы земляных укреплений и находятся большие гранитные кресты на курганах. Весьма не худо сделанные. Никто не знает, когда и кем сии кресты поставлены. Должно заметить, что в наших местах совсем нет гранита. На полях много курганов; один из них в самом селе и наполнен старинными кирпичами: сказывают, что тут была церковь. Выкапывают также немало медных крестов, икон, железной конской сбруи и прочее». Карамзин, знавший о существовании в ХII веке древнерусского города Вщиж по летописям, смог его локализовать только после получения письма Зиновьева, не читавшего летописи, но знакомого с устным преданием о нём. В «Истории» Карамзина был опубликован фрагмент письма Зиновьева, и дочь Зиновьева решилась на археологические исследования. В 1840 году курган раскопали. Как выяснилось, он представлял развалины каменного храма ХII века, под которым были погребены десятки вщижан и церковная утварь с великолепными бронзовыми арками, изготовленными неизвестным русским мастером Константином. Так был открыт один из забытых древнерусских городов.
Первую публикацию сведений о раскопках Вщижского храма и о найденных в ходе работ предметах произвёл журналист И. Поляновский в 1844 году, а первую научную публикацию находок осуществил искусствовед и археолог И. М. Снегирёв в 1850 году. В 1866 году Вера Михайловна Зиновьева-Фомина обратилась к императору Александру II с ходатайством о «возобновлении древней церкви во Вщиже или же о построении новой по добровольной подписке». Она писала: «В 40-х гг. по распоряжению моему зарыт курган в родовом моём имении с. Вщиж… и открыты значительные остатки стен каменной церкви времён удельного княжества Вщижского… и место погребения князя Святослава Владимировича при разрытии церкви отыскано у наружной стены с левой стороны жертвенника. При разрытии церкви найдены: 2 медных подсвечника, медных орнамента со славянской надписью, по месту их нахождения, вероятно от Северных и Южных алтарных дверей. Малое паникадило, медные образки, складной серебряный крестик с изображением распятия и много разных железных и свинцовых вещей. Всё это с мужем моим предъявлено на рассмотрение Московского Археологического общества, которого он состоит членом… во мне появилось желание, если нельзя возобновить, то в таком же древнем стиле воздвигнуть новую церковь…» (7).
Император поручил рассмотреть ходатайство обер-прокурору Святейшего Синода графу Толстому, который обратился к председателю Московского археологического общества графу А. С. Уварову с просьбой определиться «на счёт древности означенных предметов, а равно о степени исторической достоверности сведений». Десятого октября 1866 года Уваров отправил в Синод письмо следующего содержания: «…честь имею сообщить все доселе известные сведения о вещах… которые были представлены супругом её генерал-майором Фоминым на рассмотрение Московского Археологического общества… обломки, принадлежавшие почти все к предметам церковным. Так, например, две стороны осьмиугольного медного паникадила, коего форма доселе ещё попадается во многих церквах Греции и Афона и известна под именем хорос. Два подсвечника западного изделия, изготовленные или на Рейне, или в Лиможе, носят отпечаток ХII века; и вообще все найденные предметы принадлежат к тому же столетию, так что из этого можно заключить положительно, что храм разрушился или был разрушен не позднее ХII века» (7).
Правда, современные исследователи датировали, к примеру, подсвечник с выемчатой эмалью и гравировкой из Лиможа первой третью ХII – концом ХII века, а время строительства Вщижского храма – концом ХII – первой третью ХIII столетия. К сожалению, ходатайство В. М. Зиновьевой-Фоминой не было удовлетворено. «Святейший Синод… по рассмотрению этих бумаг вместе с запиской г-жи Фоминой признаёт желание её воздвигнуть на развалинах древнего церковного памятника храм, по возможности в прежнем стиле, весьма уважительным, но отказать её пособие на этот предмет из церковно-строительного капитала не находит возможным как по ограниченности этого капитала, так и по многочисленности строительных нужд, подлежащих удовлетворению на счёт оного» (7).
А теперь о самом Вщиже. Человек здесь жил с незапамятных времён, по данным археологической науки – с бронзового века. Название города отмечено под 1142 годом в Ипатьевской летописи. Под 1159 годом он упоминается в Суздальской летописи (3, с. 41).
Вщижское княжество было значительно укреплено в IХ–Х веках, а в ХI – начале ХII столетия на земляных валах была срублена и деревянная крепость. В это время Вщиж стал удельным городом, что позволило значительно усилить и расширить крепость.
Посад был окружён двойными валами и рвом, а в центре его возвышалась мощная крепость с башнями и бойницами (детинец). Центральная башня детинца была снабжена самострелами и сколоворотом (арбалетами). Здесь же стояли двухэтажный дом князя и крытые соломой бедные избы челяди.
В ХI – начале ХII века Вчиж был небольшой крепостью с посадом, входившей в Черниговское княжество, резиденцией посадников с дружиной. Крепость ограничивалась по периметру стеной и рвом с напольной стороны. В середине ХII века произошли изменения и перестройки, связанные с превращением Вщижа в удельный княжеский город. За стенами посада, на мысу и южном склоне оврага возникли неукреплённые слободы, а за стенами детинца, на западном мысу за оврагом, появилось городское кладбище. Старые стены крепости сломали, ров «с приступа» засыпали. В основании новых стен, охватывающих детинец, были установлены крупные (3 х 5 м) дубовые городни, в углу на оконечности возвели шестиугольную башню. В центре детинца на расстоянии «перестрела» от каждой стены соорудили восьми- или двенадцатиугольную многоярусную башню – вежу. Вокруг неё площадь с коновязами – место сбора княжеской конницы. Здесь найдены скребница, удила, стремена, шпоры и прочее.
Дома боярской и княжеской челяди были выстроены на противоположной, западной стороне, почти вплотную один к другому и задними торцами к стене детинца. Они были прямоугольные (3,2–4 х 6 м), крытые соломой. Огромные печи с кирпичными дымоходами, выведенными выше кровли, занимали весь задний торец. Сени открывались на средний двор детинца. Находки в постройках скромные: топоры, долота. В ряду с домами челяди находился дом с теремом: большой (14 м по фасаду), сложного плана, двухэтажный, с надстройкой в центре, крытой медными листами. О знатности владельца, боярина или князя, свидетельствуют не только размеры и отделка дома, но и найденные вещи: железная личина от шлема, покрытая серебром и позолотой, медные котлы, тонкая глиняная посуда с клеймами, цветное стекло. Около домов и на площади с коновязами обнаружены захоронения и пожарище – следствие пятинедельной осады 1160 года. Посад изучен хуже детинца, и его внутренняя планировка не выяснена. Можно лишь отметить, что центром посада был храм с небольшим кладбищем в ограде. На окраинах посада, у вала, селились ремесленники. Здесь обнаружены кузница, гончарная мастерская, найден штамп – инструмент ювелира для изготовления котлов, 200 различных гончарных клейм. В городе одновременно работали 15–20 гончаров. Предметы внутреннего убранства домов и храма – медные церковные врата мастера Константина, выполненный в романском стиле медный водолей – свидетельствуют о богатстве княжеских жилых и культовых построек той эпохи, в интерьерах которых значительное место принадлежало изделиям западноевропейских мастеров. Храм был выстроен из плинфы в традициях черниговского зодчества. Это было сравнительно небольшое (около 13 х 10 м) здание. Интерьер украшали росписи, сохранявшиеся в частях стен до начала ХIХ века. Раскопки храма, начатые В. М. Зиновьевой в 1842-м, продолжались после 1844 года. В 1866 году его стены возвышались над землёй на два метра. Здесь найдены предметы богатой церковной утвари: бронзовые хоросы, паникадила, две бронзовые арки, хранящиеся ныне в Государственном историческом музее, на которых выполнен ажурный орнамент из переплетающихся жгутов с медальонами, с изображением птиц, возможно от церковных врат, – прекрасный образец литья русского мастера середины ХII века. В 1940 году Б. А. Рыбаков раскрыл остатки фундамента галереи. Судя по данным раскопок 1840-х и 1940-х годов, ближайшие к храму жилища и сам храм вместе с десятками укрывшихся в нём жителей погибли в пожаре во время осады 1238 года. После взятия татарами Вщиж более не возрождался.
Б. А. Рыбаков в статье «Вщиж – удельный город ХII века» указывает, что «поселению на Вщижском городище предшествовало освоение соседнего мыса – Благовещенской горы; в IХ–Х столетии происходит заселение Вщижского мыса, отдалённого от Благовещенской горы только ручьём. Возможно, что заселение связано с приходом новых людей» (7). В западной части площадки был сооружён «длинный дом» – обширная постройка, примыкавшая к валу и повторявшая его изгиб. Длина её сохранившейся части составляет 26 метров, ширина – 6 метров, глубина – 1,3–1,6 метра. Западная стена постройки упиралась в вал и была укреплена плетнём. Фасад дома сооружён из вертикальных, поставленных вплотную друг к другу брёвен. Очагов не обнаружено, прослежены лишь три незначительных скопления углей. Вход находился, вероятно, в северной части городища, а древний въезд на площадку проходил через середину дома, вала и рва. В пяти-шести метрах от «длинного дома» находились пять столбов диаметром около 0,3 метра, вкопанных по дуге в землю более чем на один метр. В двух метрах к востоку от них – вторая линяя из восьми столбов, у которых найдены миниатюрные сосудики, головка птицы из рога, бронзовые гривны. В мысовой части городища обнаружены следы восьми опорных столбов – остатки ещё одной постройки. По мнению Рыбакова, в раннем железном веке на городище было устроено святилище. Ямы от столбов, близ которых найдены сосудики, головка птицы и гривны, – остатки деревянных идолов, а «длинный дом» служил для общеплеменных собраний, ритуальных действий и жертвоприношений. Дохристианские святилища наших далёких предков-язычников, так называемые капища – большая редкость. На поверхности земли они вообще не сохранились, ибо, по-видимому, это были очень простые сооружения из нестойких материалов. Поэтому местности, где предположительно такие капища существовали, и проекты их реконструкции вызывают большой интерес, даже если проекты не отличаются особой достоверностью. В некоторых случаях такие святилища представляли собой площадку с расставленными на ней деревянными идолами, которые, разумеется, не могли устоять под разрушительным действием времени. В центре композиции, где устанавливались жертвенник и главный идол, совершались языческие ритуальные действия.
При раскопках не было обнаружено никаких вещественных доказательств того, что в этом необычном здании люди жили или работали. В таком вместительном помещении могли происходить племенные собрания, пиры, а также общественные трапезы – «требища» и иные ритуальные действия, о которых мы практически ничего не знаем.
М. Г. Гусаков предложил новую реконструкцию святилища. «Оно имело вид большого сектора с вершиной на самом краю мыса. Постройки в виде "трибун", на которых размещались участники ритуальных действий, были поставлены по дуге. В центре площадки находилось священное дерево либо главный идол. Перед "трибунами" стояли идолы низшего ранга, одновременно служившие маркировочными столбами для астрономических наблюдений. Некоторые сооружения святилища были ориентирами, фиксирующими точки восхода и захода светил, для чего также использовали и кострища, расположенные на тех же направлениях, что и столбы-идолы. Городище являлось не только местом ритуальных действ – здесь же занимались измерениями времени, в основном по лунному календарю».
В более поздний период, возможно древнерусский, площадка городища использовалась для захоронений. Обнаружено 14 погребений без вещей. Могилы тянутся вдоль всего городища, но преимущественно в его северной части. В христианское время, в XI–XIII веках, здесь находилось кладбище, затем – православная часовня, ныне установлен памятный знак в форме креста.
Славится Вщиж и своими интересными находками, считающимися большой редкостью: например, всего на Брянщине найдены два варгана, один при раскопках академика Б. А. Рыбакова в 1948 году древнерусского города Вщижа, а второй – при раскопках Т. В. Равдиной городища Покровская гора в Брянске в 1971 году. Оба инструмента в достаточно хорошем состоянии, хотя коррозия частично разрушила стальной язычок у брянского варгана и концы подковок у вщижского. Длина вщижского варгана – 10 сантиметров, наружный диаметр подковок у обоих равен 2,5 сантиметра. Варган из Вщижа найден в культурном слое ХII века. Варганы – музыкальные инструменты – принадлежали к числу наиболее распространённых инструментов у всех народов Европы, Азии и Африки. Варган представлял собой небольшую металлическую подковку диаметром около трёх сантиметров со значительно вытянутыми концами и тонким длинным пружинящим язычком, расположенным между удлинёнными концами инструмента. Играющий на варгане прикладывал удлинённые концы инструмента к зубам и поддёргивал их губами. Вдувая воздух изо рта, он одновременно щипками пальцев приводил в колебание язычок варгана.
Также в селе Вщиж школьниками поселка Бытошь найден оловянный крест – тельник с прямоугольными концами. Такие кресты носились на шнурке-гайтане на шее под одеждой. Олово использовалось вместо серебра. Из-за сильного окисления произвести его подробную атрибуцию практически невозможно.
Что же касается самого названия древнерусского города Вщиж, то его происхождение неясно. Некоторые краеведы склонны связывать его имя с возникновением крепости-защиты. Есть древнее слово «ущищать», что значит защищать, охранять, заслонить. «Да не ущитяться щиты своими, и да посечи будут мечи своими», – говорится в древней летописи.
Археологические исследования повествуют о героической борьбе вщижан за свободу и независимость. Военная дружина и жители города самоотверженно защищали Вщиж от монголо-татарских завоевателей. Они погибли, но не отступили. Завоеватели жестоко расправились с непокорными вщижанами. Город был сожжён. Однако в ХIV веке здесь снова поднялась крепость и охраняла русские рубежи до ХVII столетия.
Ныне на месте исторического Вщижа находится село Вщиж.
Вщижский археологический комплекс включён в разработанный Брянским краеведческим музеем туристический автобусный маршрут и должен влиться в состав большого историко-археологического ландшафтного заповедника.
Литература и источники
1. Археологическая карта России. Брянская область. М., 1993.
2. Памятники истории и культуры Брянщины. Брянск, 1970.
3. Поляков Г. П. Археология и история Брянской земли в древности и Средневековье (до середины ХVI столетия). Брянск, 2007.
4. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., 1996.
5. Соколов Я. Д. Седая брянская старина. Брянск, 2000.
6. Цапенко М. П. Земля Брянская. М., 1972.
rus-istoria.ru
Древнерусский город Вщиж - Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева
Карта древнерусского города Вщиж
В археологический комплекс Вщиж входят памятники преимущественно древнерусского времени, представляющие собой остатки летописного города Вщиж, впервые упомянутого под 1142 г., но существовавшего как укрепленный населенный пункт уже с IX века. Один из первых памятников археологии Брянщины, подвергшихся научному изучению (середина XIX в.). Детальные исследования были проведены в 1940-х гг. академиком Б.А. Рыбаковым. Проводившиеся в последние годы работы брянских археологов Е.А. Шинакова и В.Н. Гурьянова дополнили и расширили представления о древнем Вщиже. Археологи обнаружили при раскопках следы многочисленных сооружений и тысячи разнообразных находок - оружия, предметов быта, украшений.
Собственно остатки города состоят из детинца (остатков крепости-замка), укрепленного рвом и валом посада и прилегающего к нему окольного града. Планировка детинца, установленная благодаря археологическим раскопкам, такова: в центре стояла башня-вежа, окруженная коновязями, ближе к стенам замка располагались дома боярской и княжеской челяди, рядом с ними крупный и богатый боярский дом. На самой оконечности мыса располагалась сторожевая башня. Прямо на площади детинца обнаружены погребения и следы пожара, связанного с осадой 1160 г., длившейся в течении пяти недель. На территории посада обнаружены остатки каменного храма (10 х 13 м.), являвшегося доминантой застройки. При раскопках XIX в. на территории храма обнаружены уникальные предметы церковной утвари - водолей, паникадила, хоросы, остатки царских врат. Все они хранятся ныне в Государственном Историческом Музее в Москве. Близ храма, построенного (согласно имеющимся реконструкциям) в традициях черниговского зодчества располагалось небольшое кладбище. Здесь же, на посаде, а так же на территории окольного града располагались ремесленные производства: гончарные и ювелирные мастерские, кузницы, перемежавшиеся с жилищной застройкой. Храм и укрывшиеся в нем горожане погибли в 1238 г. во время осады Вщижа татарами, после чего город уже не возрождался. Лишь спустя столетия на его месте возникло село, впервые упомянутое в письменных источниках под 1623 г. Неподалеку от города еще недавно располагался курганный некрополь, воспетый великим русским поэтом Ф.И. Тютчевым. Ныне сохранился лишь 1 курган, у которого установлен памятный знак, остальные варварски уничтожены в советский период.
Вблизи Вщижского детинца расположено городище Благовещенеская гора, исследованное Б.А. Рыбаковым. На нем в раннем железном веке располагалось славяно-балтское святилище (юхновская археологическая культура), вероятно связанное с культом богини Лады. В христианское время (XI-XIII вв.) здесь находилось кладбище, затем - православная часовня, ныне установлен памятный знак в форме креста.
Кроме того, в окрестностях Вщижа известны поселения и могильники эпохи бронзы (исследования В.В. Кропоткина, Ю.В. Кухаренко, И.И. Артеменко), неолитические стоянки, найден Ф.М. Заверняевым у подножия городища и раннепалеолитический кремневый нуклеус. Ныне Вщижский археологический комплекс включен в разработанный Брянским краеведческим музеем туристический автобусный маршрут и должен влиться в состав большого историко-археологического ландшафтного заповедника.
Гусаков М.Г. Святилище на Благовещенской горе во Вщиже(к вопросу об астрономической реконструкции)//Чернигов и его округа в IX-XIII вв.: Тр. ист.- археол. Семинара. - Чернигов, 1990. - С. 75-78.
Древняя Русь: Город, замок, село. - М., 1986. - С. 12, 14, 49, 58, 59, 73, 94, 112, 142, 163, 236, 249, 273, 313, 397, 410.
Кропоткин В.В. Белынецкие курганы и стоянки//Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры/АН СССР, Ин-т истории материал. культуры. - 1952. - Вып. 47. - С. 52-66.
Кропоткин В.В. Новые исследования Белынецких курганов//Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры/АН СССР, Ин-т истории материал. культуры. - 1959. - Вып. 75. - С. 103-113.
Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1970. - С. 58-103, 161.
Русанов Р., Соколов Я. Памятники земли брянской. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1985. - С. 111-112.0
Рыбаков Б.А. Вщиж-удельный город XII века//Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры/АН СССР, Ин-т истории материал. культуры. - М., 1951. - Вып. 41. - С. 34-41.
Рыбаков Б.А. Жернова Вщижского городища//Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры/АН СССР, Ин-т истории материал. культуры. - М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - С. 15-19.
Рыбаков Б.А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж//По следам древних культур: Древняя Русь. - М., 1953. - С. 98-120.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 230-232.
Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 30-33.
Городков В. Древний храм во Вщиже//Брян. газ. - 1993. - Авг. (№32). - С. 4.
Исайчиков Ф. Древний Вщиж и его церковь//Бежица (Брян.). - 1997. - 20 нояб.
Мохоров Э. Курган за оградой//Трибуна. - 2002. - 1 нояб. (№195). - С. 13.
libryansk.ru
Вщиж | Дорогами Души
В 50 км от Брянска есть одно интересное место, о котором мало кто знает. Это село Вщиж. В XI-XII веках именно здесь, на правом берегу реки Десны, располагался одноименный город, который был столицей удельного княжества.
Признайтесь: кто слышал раньше о Вщижском княжестве? Думаю, немногие. Чего скрывать: со своим базовым историческим образованием я впервые узнала о Вщиже лишь в августе прошлого года. А познакомили меня с этим удивительным местом мои друзья Анна и Константин Воронины.
И сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие в древний Вщиж. Решила, что буду не столько рассказывать, сколько показывать фотографии (все они сделаны мной). Именно фотографии помогут нам почувствовать изнутри красоту и силу этого места.
Страницы истории
Вщиж впервые упоминается в летописи в 1142 году. Однако историки считают, что укрепленное поселение было поставлено здесь гораздо раньше. Впоследствии оно переросло в княжеский город с прилегающим к нему селом. Первоначально Вщиж входил в состав Великого Черниговского княжества, потом стал самостоятельным княжеством. В 1238 году город был сожжен монголо-татарами. И уже с середины XIII века территория бывшего Вщижского княжества входит в состав Брянского княжества.
Сейчас на месте древнерусского городища находится село Вщиж.
На первый взгляд, обычное российское село. А на самом деле, это один из памятников археологии. Жизнь города-крепости была восстановлена благодаря предметам, найденным в ходе археологических раскопок. Они проводились в 40-50-х годах прошлого столетия известным советским историком и археологом Борисом Александровичем Рыбаковым.
Вот такие указатели стоят прямо на трассе:
Сворачиваем с федеральной трассы. Путь на Вщиж проходит через урочище Кальница. По мнению историков, здесь было много курганов с захоронениями. Слева от дороги, на одном из уцелевших курганов, установлен памятный знак в виде часовенки.
Было немного непривычно увидеть здесь, посреди поля, искусственные цветы…
Метрах в двадцати от часовни лежит придорожный камень. На нем выбиты первые два четверостишия из стихотворения Федора Ивановича Тютчева «По дороге во Вщиж». Дело в том, что в 6 км от этого места находится Овстуг, родовое имение поэта. В августе 1871 года Ф.И.Тютчев приезжал во Вщиж по приглашению местной помещицы Веры Михайловны Фоминой. И как раз после поездки поэт и написал это стихотворение.
Совершенно непередаваемые ощущения от августовских полей, с запахом меда, сена, полыни и чабреца. Невероятное спокойствие и умиротворение. Широта пространства, до самого горизонта. Глубина, в века. И вот эти широта и глубина переплетаются, соединяются, проникают друг в друга. И ты явственно чувствуешь невидимую силу и мощь этих мест…
Еще пара километров по проселочной дороге, и мы приезжаем в село Вщиж. Рядом с храмом крохотная парковка. Вы часто видите в селах парковки? Думаю, что нет. А это значит, что едут во Вщиж люди. И едут не просто так.
Церковь Тихвинской иконы Божьей матери. Рядом – музей истории Вщижа.
Очень хотелось попасть и в храм, и в музей, но судьба распорядилась иначе:
Оставляем машину на парковке и идем на древнее городище. Справа и слева от дороги дома местных жителей. У каждого дома свое лицо, я бы даже сказала, свой характер. А сколько интересного можно увидеть!
Вот современная постройка, с сайдингом и решетками на окнах. Заинтриговала дверь: с какой целью ее прорубили в этом месте?
А вот совершенно другой дом, из бруса. Сразу видно, что собран он давным-давно. Интересно, там живет одна семья или несколько? Мальва. Покосившийся штакетник. Видимо, его просто некому укрепить. Вот почему его просто подперли доской, пока окончательно не рухнул… Сколько всего можно «считать» с обычного дома!
Разумеется, есть во Вщиже и солидные деревянные срубы. А стоят эти дома на улице с символическим названием Славянская.
Мы на древнем городище, на высоком берегу Десны. На том месте, где когда-то располагался кремль-детинец, сейчас установлен крест.
– Здесь иногда находят кусочки керамики, – говорит мне Аня.
Я бреду по высоченной траве, по пояс, и внимательно гляжу под ноги. После 18 лет археологической практики прекрасно знаю, что фрагменты лепной или гончарной посуды может вымывать на поверхность самый обычный дождь. Не проходит и пяти минут, как у меня на ладони лежат четыре крохотных осколка темно-серого цвета…
Мы возвращаемся обратно. Те же самые дома, но уже с другой стороны. Ухоженные грядки. Парник. Сарай. Даже гнездо аистов в одном из дворов. У меня аисты прочно ассоциируются с Беларусью. И тут я понимаю, что Брянская область граничит с Беларусью. Поэтому ничего удивительного, что эти птицы здесь тоже водятся.
Еще один крест – на другой стороне села, рядом с фундаментом разобранной церкви.
Древний Вщиж продолжает жить в творчестве наших современников – писателей, поэтов, художников. И мне хотелось бы познакомить вас с одним из стихотворений брянского поэта Владимира Потапова.
Вщиж
Как вспышка света, как полет стрижа,
Так поражает древний взгляд Вщижа.
Здесь понимаешь: вот откуда мы.
Река застыла в отблеске заката,
Простор распахнут и земля крылата,
И пахнет медом травяной настой.
О древний Вщиж, славянская землица!
Здесь сердце чаще начинает биться.
Курганы, стражи древних рубежей,
Позарастали травами по пояс…
Кукушкой прокричит далекий поезд,
Вспугнув полет стремительных стрижей.
И снова тишь. И снова облака,
Передо мною проплывут века.
И явственно услышу сечи звон,
И плач славянский, и набегов стон…
Лишь дым костра, что наполняет сад,
Горчит до слез, как сотни лет назад.
Кстати, помните предание о легендарном граде Китеже? Богородица укрыла его от татар под водой. Так вот, на Брянской земле Вщиж частенько сравнивают с Китежем. Только говорят, что Вщиж был укрыт не водой, а землей.
Мы на выезде из села. Типичный русский пейзаж: проселочная дорога, купола храма, бескрайние леса… Ощущение Дома, который всегда с тобой. В твоем сердце. В твоей душе. В каждой клеточке твоего тела.
Почему-то хочется просто поклониться до земли этому удивительному месту… Вщиж, до новых встреч!