Деспоты древнего востока. ВОПРОС 5. Возникновение, функции и формы государств Древнего Востока. Типология и этапы развития древневосточных государств.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Формы государства на Древнем Востоке Древневосточная деспотия. Деспоты древнего востока


что такое-Деспотия древнего Востока ?

Даже не верится, но я нашёл ещё одно произведение о Востоке-- роман французской писательницы Бро Б. "Во имя любви к воину".Опять тема Афганистана. История о том, как французская (?) журналистка приезжает в Афган взять интервью у какого-то полевого командира. Кажется-- у Масуда, которого убивают почти при ней. Она просит о покровительстве вождя одного племени. Он-- человек образованный, политик в афганском парламенте. Между ними вспыхивает всепоглощающая страсть. Но он женат, 7 детей. Она меняет свою религию-- принимает ислам. Но он , познакомив её со своей женой, тем не менее не берёт её в жены, хотя она была готова стать и второй женой.

В одних интернет-отзывах говорят об их отношениях сочувственно. В других-- наоборот, что не смотря на все её жертвы, этот мужчина не принимает её как жену, а своим друзьям представляет как приятельницу, она остается для него лишь любовницей. Когда они приезжают в Европу-- роли меняются. Теперь он не в своей тарелке, он теряет своё Я.Вобщем, тема взаимоотношения Востока-- Запада.

Я не читала ещё, буду искать. Но лично меня привлекает то, что там будет опять тема многоженства, отношения со второй женой, а значит-- интриги, авантюры и прочее, вызывающее у читателей сопереживания. Не знаю, возможно, я слишком много жду от незнакомой книги. Но может быть ,уже кто-то её прочитал? Напишите отзыв, пожалуйста!

Латифа добавил 09.04.2009 в 23:53 Возможно, это не в тему, но хочу рассказать о книге, которая тоже имеет отношение к Востоку.Нашла в книжном магазине: Панфилова О. "1000 лучших рецептов мусульманской кухни". Я не очень-то люблю готовить, и блюда мусульманской кухни для меня приятная экзотика, но не удержалась и купила книгу. Рецепты расположены по национальным религиозным праздникам, или как правильней выразиться? Я просмотрела оглавление, обнаружив наиболее интересующие меня (после сериала "Клон") блюда марокканской кухни:кус-кус, кюфта, таджин и т.д. Особенно заинтриговало блюдо под названием "марокканская биссара". Но оказалось, что это всего лишь гороховый суп (как бы) , очень острый и жирный!. Рецепты, что приятно-- очень простые, описано все просто и понятно. И судя по всему -- приготовить несложно даже новичку. ( А знаете, как варится кофе по- арабски? помимо кофе, сахарной пудры, добавляются ещё 1/2 ч.л. корицы, 1/2 ч.л. ПЕРЦА ЧЕРНОГО(????) и 1 ч.л. отвара лепестков роз.Клас!!!Как бы попробовать такое на вкус?)

Вобщем, книга нужная для поклонников Востока. Жаль только, что на не очень хорошей бумаге, рисунки к разделам не красочные, нет фото восточных столов, блюд с интерьерами и т.д. А вот шрифт к названиям блюд-- под "арабскую вязь". Ну разве эта книга не может относиться к литературе, связанной с Востоком?

irc.lv

ВОПРОС 5. Возникновение, функции и формы государств Древнего Востока. Типология и этапы развития древневосточных государств.

î ТИП №1

Необходимость объединения и координации усилий государственной власти в странах многочисленных общин Æ создание специфической формы такой власти — неограниченной монархии («древневосточной деспотией»).

· подавление сопротивления эксплуатируемых

· поддержание общественного порядка

· государство выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране.

! Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. !

Государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли (право распоряжения и контроля, получения определенного налога). Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.

î ТИП №2.

В Восточном Средиземноморье складывается гиксосский союз, подчинивший Египет в конце XVIII в. до н. э.; в Средней Сирии и северной Месопотамии в XVI—XV вв. до н. э. усиливается государство Митанни. Одно из племенных объединений Западного Ирана — касситы — в XVI—XII вв. до н. э. устанавливают свое господство в Месопотамии. Особое значение в XVI—XIII вв. до н. э. приобрело могущественное государство хеттов. Æ

! Военное превосходство этих народов (использование боевых колесниц и широкое участие в военных операциях воинов-общинников под руководством своих племенных вождей) приводило к тому, что они нередко побеждали и подчиняли себе древние цивилизации. !

То одна, то другая страна претендует на политическое лидерство и право беспрепятственного грабежа богатых соседей. В этом отношении весьма характерно формирование в IX—VII вв. до н. э. великой Ассирийской державы.

 

Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие отряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы.

Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии.

Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота (носитель всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов). Обожествление личности царя-деспота — важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.

Этапы развития.

· В Египте и Шумере первоначальной формой новых обществ были небольшие территориальные образования — так называемые «номовые» государства, которые вели между собой активную борьбу за политическую гегемонию.

· Постепенно разрозненные владения объединялись в единое государство. В тех исторических условиях единое централизованное государство обеспечивало приток рабов-военнопленных, направляло хозяйственную деятельность в масштабах всей страны, что имело большое значение для организации поливного земледелия в долинах Нила, Тигра и Евфрата. В результате в Египте и Месопотамии складываютсяцентрализованные деспотические монархии с неограниченной властью царя, объявляемой божественной по происхождению, со сложным управленческим аппаратом[1].

· Кризис системы крупных централизованных хозяйств. Громоздкая система контроля, надзора и учета оказалась нерентабельной, крайние формы эксплуатации вступили в противоречие с потребностями производства Æ временное ослабление деспотических монархий. (Например, в Египте усиливается местная знать, страна практически распадается на полунезависимые области. В Месопотамии исчезают огромные царские хозяйства, нарушается политическое единство страны).

ВОПРОС 6. Право на Древнем Востоке.

ВОПРОС 7. Важнейшие достижения и особенности культуры народов Древнего Востока.

Общие черты

Черты культуры стран Древнего Востока

· Наличие пережитков первобытно-общинного строя, связанная с силой традиций

· Большинство религий – политеические

· Многобожие приводит к веротерпимости

· Отсутствие идей расизма

· Сакральный характер общества (обожествление царя)

· Вся культура – это откровение богов

Черты в архитектуре и изобразительном искусстве

· Монументальность

· Фронтальность

· Документализм в деталях

· Великолепное изображение животных

· Условность в изображении людей

· Подчёркивание роли царя

Отличительной особенностью большинства древневосточных культур являлось внешне парадоксальное сочетание крепости и заглавной роли иерархических и корпоративных отношений в социальном быту с довольно высоким уровнем личного сознания и индивидуализации. Соответственно, на первый взгляд социальные установки воспроизводят «коллективизм», а тексты отражают «индивидуализм». В действительности речь идет о специфических взаимоотношениях личности и общества, не схожих ни с античными, ни с феодальными. Это обеспечивало устойчивость традиционных форм культуры. Духовный расцвет древних цивилизаций Востока был связан с мифологической картиной мира, которая не исключала накопления обширных научных знаний и появления интересных изобретений.

Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Здесь были разработаны почти все виды письменности, в том числе и алфавитная система письма, затем заимствованная греками, римлянами и многими другими народами мира.

«Эпос о Гильгамеше», «Рассказ Синухета», страстные публицистические книги древнееврейских пророков, священная книга народов Древнего Ирана и Средней Азии «Авеста», замечательные эпические поэмы древних индийцев «Махабхарата» и «Рамаяна», гигантские пирамиды, древневавилонские зиккураты, урартские скальные крепости и величественные дворцы ассирийских царей, успехи древнеегипетских жрецов в области медицины, вавилонян в астрономии и разработке права, индийские философские системы, конфуцианство и даосизм в Китае — вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Египет

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, т.к.

· Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта.

· Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества.

Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой.

· Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов.

· Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру, определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей.

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. НО! это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов.

Месопотамия

megalektsii.ru

Формы государства на Древнем Востоке Древневосточная деспотия

Особенности древневосточной деспотии

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной

собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

· финансовое ведомство по сбору налогов;

· ведомство военное;

· ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти?

Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны - все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательство НОРМА, 1996.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть - исключением.

На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить

без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства - деспотия.

Деспотия - в переводе с греческого - «неограниченная власть»; форма самодержавной власти.

В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну.Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство,следили за состоянием каналов. Набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Заключение

Во всех странах Древнего Востока происходили сходные исторические процессы. Важнейшие из них - становление государственности и появление городской цивилизации. В различных уголках мира сравнительно небольшие поселки за довольно короткое время превращались в многолюдные укрепленные города. За этой наглядной переменой скрылись глубокие изменения в жизненном укладе людей. Население поселков было довольно однородным, то есть не разнилось сильно по уровню зажиточности; в жизни людей все определяли родственные отношения и связи; управляли такой общиной старейшины из наиболее влиятельных родов. Власть старейшин покоилась на их личном авторитете и на той поддержке, которую им обязаны были оказывать в случае необходимости родственники.

В Древнем Египте считалось, что отношения людей в государстве строятся на основе маат, т. е. На основе божественной справедливости и порядка, истины. Утверждают ее боги и цари: благодаря законам преодолеваются хаос и дисгармония. В одном из древнеегипетских поучений в честь справедливости произносятся такие хвалебные слова: «Велика справедливость и превосходство (ее) непоколебимо». В другом поучении, написанном от имени одного из царей Египта, говорится о том, что царь должен заботиться обо всех подданных, а не только о вельможах, ибо все люди - «стадо бога», «подобия вышедшие из его плоти».

Итак, везде, во всех цивилизациях, понятия «закон» и «справедливость» отождествлялись, а задачи законодателей соответствовали, казалось бы высшим проявлением гуманизма.

Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, - это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника.

Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему самому. Если он повредит глаз у чьего-нибудь раба или сломает кость у чьего-нибудь раба, то должен уплатить половину его стоимости.

Из законов царя Хаммурапи

Это означает, что функции государства заключались не только в подавлении и угнетении - они были гораздо шире и сложнее. Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиями. Без этого невозможна была бы жизнь общества. Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои поступки, внушали, что у них есть права, пусть даже минимальные, реализации которых можно требовать. Особенно последовательно права личности защищались в законах Хаммурапи.

Так постепенно начинал формироваться уровень цивилизованности общества. Конечно, этот уровень был еще довольно низким. Понятие справедливости имело совсем не тот смысл, который вкладывает в него современный человек. Различия в положении социальных слоев были невероятно велики. Ноне будем забывать, что это была лишь первая ступень долгого пути человечества к пониманию того, что государство должно отражать интересы всех в равной мере, и попыткам реализовать такой принцип.

7. Список использованной литературы:

1. Античный мир и Восточные цивилизации. - М.: 1999.

2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. - М.: 1993.

4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003.

5. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательство НОРМА, 1996.

6. Крамер С. История начинается в Шумере/Пер. с англ. 2-е изд. - М.: 1991.

7. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика/Пер. с англ. - М.: 1992.

8. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки: Географическая тео¬рия развития современных обществ. /Пер. с фр. - М.: 1996.

9. Тураев Б.В. История Древнего Востока: В 2 т. Т.1. - М.: 1936.

10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие/Под ред.З.М.Черниловского. - М.: 1994.

www.coolreferat.com


Смотрите также