Вазы древнего египта. Урок "ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ювелирное искусство древнего Египта. Вазы древнего египта


Древние цивилизации, НЛО: Технологии Древнего Египта

Для начала стоит напомнить читателю, что современная египтология отказывает древним строителям пирамид даже в знании колеса и железа, считая этот период «бронзовым веком» и объясняя технологические успехи этой цивилизации простым механическим использованием огромного количества рабочей силы. Однако, если такой подход способен отчасти объяснить строительство мегалитических сооружений, то вряд ли приемлем для объяснения имевшегося в Древнем Египте уровня математических и астрономических знаний, а также высочайших образцов архитектуры и искусства...
В Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н.э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато Гиза.

В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка. На левом верхнем снимке эти бороздки особенно хорошо видны ближе к центру предметов, где резец на заключительной стадии работал интенсивнее, также видны бороздки, оставшиеся при резком изменении угла подачи режущего инструмента. Подобные следы обработки видны и на базальтовой чаше на правом снимке (Древнее Царство, хранится в Музее Петри).

Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита. Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта.

Петри писал по этому поводу: «…Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах».

На снимках вверху: сфера из гранита (Саккара, III династия, Каирский музей), чаша из кальцита (III династия), ваза из кальцита (III династия, Британский музей).

Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера.

Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).

Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания  – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).

Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.

В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного  мастерства.

На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.

Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем.

Так кто же их изготовил? И как? И где? И когда? И какие события происходили с теми людьми, чья бытовая утварь была захоронена в самой старой из египетских пирамид?

На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.

Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. ниже).

Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта «пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости «врезания» лезвия.

Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см)».

Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже).

Щелкните на миниатюре для того, чтобы посмотреть увеличенное изображение

Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий.

Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.

 

 В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.

На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке).

Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в граните – занятие весьма сложное. Трубчатое сверление – это достаточно специализированный метод, который не будет развиваться без реальной необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами, видимо, не для «навешивания дверей», но уже вполне сложившийся и продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта применения.

Могли ли древние египтяне самостоятельно возвести свои гигантские пирамиды и дворцы? Люди, которые лишь читали об этих сооружениях, полагают: да. А вот те, кто бродил, например, по долине Гиза, сомневаются. И дело не в гигантских размерах построек, на которых трудились десятки тысяч рабов. Дело в неприметных иногда технологических нюансах. Которые необъяснимы.Российский исследователь Андрей Скляров, который неоднократно бывал в Египте, утверждает, что большинство местных памятников истории создано представителями древнейшей земной працивилизации.– Можно называть их атлантами, можно инопланетянами, можно как-то по– другому, но их следов их пребывания в Египте неимоверное количество. Даже странно, что египтологи раньше не обращали на это внимания. Хотя сейчас у меня создается впечатление, что современные египтяне о чем-то догадываются, но тщательно скрывают тайну.

Подтвердение тому – загадочный Великий сфинкс. Классическая египтология утверждает, что он был построен во времена фараона Хеопса или его сына – примерно 2,5 тысячи лет до нашей эры. Утверждение строится на основании лишь того, что по своим «художественным особенностям» его можно отнести к той эпохе. Но еще полтора столетия назад в Гизе была найдена так называемая «Инвентарная стела», на которой удалось прочесть, что Хеопс повелел только отремонтировать поврежденную статую. Отремонтировать, а не возвести!

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаЗнаменитая «Инвентарная стела» с надписью о «реставрации» сфинкса.

Когда эту запись прочли, стела была тут же упрятана в запасники Каирского музея, хотя до этого она была выставлена на всеобщее обозрение, а вместо нее поставили другую. В ответ на расспросы о той стеле смотрители музея только недоуменно пожимают плечами.

Египтологи проводят время в спорах, как же рабочие ворочали многотонные каменные блоки, из которых сооружали пирамиды и храмы, строят версии, проводят эксперименты, – рассказывает Андрей Скляров. – Мы же пошли по другому пути: если имеются миллионы тонн камней, то надо разобраться, как их обрабатывали. Мы прошлись вдоль исторических памятников с одной целью: проанализировали методы и способы обработки материала, из которого они сооружены. Порой результаты оказывались удивительными!

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаНа снимке вверху представлена плита из черного базальта. В ней виден след от дисковой пилы, которая, как известно, работает на гидравлическом, пневматическом или электрическом приводе. Но у египтян не было ни первого, ни второго, ни третьего. Заметно и то, что при распиловке следом шло шлифование. Если, как считается, строители работали ручными медными пилами, то остались бы заметные царапины, а их нет. Аналогичную шлифовку оставляют только современные пилы с алмазным напылением, движущиеся с огромной скоростью.

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаЭто ворота храма в Карнаке. Хорошо виден пропил, сделанный чем-то вроде «пилы-болгарки». Видно, что пропил очень узкий и в конце уходит от вертикали – вильнула рука мастера с инструментом.

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаЭто фрагмент обелиска в Карнаке. Лежит в 10 метрах от туристической тропы. На нем видны отверстия диаметром 1 см, а глубиной около 10 см. Их делали, чтобы крепить к камню какие-то декоративные элементы: золотые или медные. Их в граните сверлили так же легко, как мы сверлим дырки дрелью в мягком дереве. Какое же сверло у древних египтян могло входить в гранит, как в масло?

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаЭто обелиск, лежащий около знаменитого жука-скарабея на берегу священного озера в Карнаке. Видна декоративная полоска шириной ровно 3 мм и глубиной ровно 1 см. Как гвоздем процарапали... В граните? Ювелиры сегодня, пожалуй, могли бы это повторить, но только с современными инструментами.

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаАртефакт из южной Саккары, куда не пускают туристов. Очень показательный блок из черного базальта. Дальняя от нас часть торца у него отпилена: виден ровный след большой дисковой пилы.

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаГранитные камни с идеальным сверлением. Внутри отверстия видны риски, идущие по спирали. Растояние между рисками – 1 миллиметр. Значит за один оборот сверло проходило такое расстояние вглубь! Но блок сделан из красного гранита – одной из самых твердых пород на Земле. У нашей цивилизации и по сей день нет таких инструментов.

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаВорота в закрытой части Карнакского храма. На вехней гранитной плите сделано отверстие, как считается, для шарнира огромных ворот. Диаметр отверстия около 50 см. Скол камня позволяет рассмотреть его стенки – это идеальный цилиндр. Станки, способные вырезать такие отверстия, появились лишь 10 – 15 лет назад.

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаАсуанские каменоломни. Шурфы, уходящие на несколько метров вглубь. Диаметр чуть больше ширины тела человека. Как такие ямы долбить? Разве что головой вниз... И таких шурфов множество. По версии египтологов, они предназначены, чтобы смотреть, как идут трещины в основном массиве. Но это совершенно бессмысленное занятие, потому что направление трещин можно определить и с пооверхности. Есть другая гипотеза: строители попросту брали пробы гранита. Допустим, но тогда ими использовался некий инструмент, который позволял не тратить на эти пробы много времени. Похоже, что працивилизация в этом случае демонстрирует нам, что работали они с гранитом, как с пенопластом...

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаРовный каменный пол разрушенного храма в южной Саккаре. Уложили камни разной толщины, а потом кто-то их идеально их выровнял, пройдясь сверху неким аппаратом. Очень похоже на то, как в наше время циклюют полы. Но это не дерево, а гранит! Слева виден не до конца счищенные блоки – остался выступ высотой около пяти сантиметров.

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаЗагадочные технологии Древнего ЕгиптаМедумская пирамида. Удивительно, но в некоторых случаях строители выравнивали не только горизонтальную, но и наклонную кладку. А это невероятно сложная задача даже в наше время. Тут видно, что некоторые области выровнена уже после того, как сделана основная кладка. Видно, как шла фреза. Кто-то резал гранит совершенно спокойно, легко и изящно, на наклонной поверхности, под одним и тем же углом.

Загадочные технологии Древнего ЕгиптаЗагадочные технологии Древнего ЕгиптаНаконец, самая большая технологическая загадка Египта. Обломки саркофага в Дашуре. Внутренние углы в них вырезаны идеально прямыми. Наша цивилизация не умеет пока еще так обрабатывать камни! Вообще, это похоже на штамповку или литье. Но гранит мы ни лить, ни штамповать пока что не научились.

paleokontakt.blogspot.com

Урок "ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"

ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

(по программа Б.М.Неменского)

Раздел: ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ.

Тема: РОЛЬ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА.

Класс: 5

Четверть: III

Цель: Ввести личность обучаемого в художественную культуру, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, способствовать его всестороннему развитию.

Искусство Древнего Египта.

Древний Египет ассоциируется у нас, прежде всего с величественными пирамидами и загадочной фигурой лежащего сфинкса. Однако очень много о жизни и мировосприятии древних египтян нам может рассказать и его своеобразное изобразительное искусство. Во всем укладе древнего египтянина огромную роль играла религия: обожествлялись силы природы, звери и птицы. Богов было множество. Жизнь зависела от разливов Нила – именно это определяло, будет ли урожай. Поэтому древняя река персонифицировалась в образе бога Хапи – подателя пищи и влаги. С неба на землю посылал животворящие и испепеляющие лучи бог солнца Ра. Подземным царством распоряжался бог Апоп. Осирис – бог плодородия – правил миром в счастливом союзе со своей женой Изидой.

«КНИГА МЕРТВЫХ» (XIV – XIвв. до н.э.). Египтяне верили, что жизнь человека после окончания его земного пути продолжается. Но только в том случае, если тело его остается нетленным. Так возник обычай создания мумий и помещения их в гробницы. Все это было необходимо человеку при жизни, запечатлевалось на стенах гробниц и в особой «Книге мертвых». Тексты и иллюстрации этой сакральной книги должны были помочь новичку сориентироваться в новых обстоятельствах.

Иероглифические надписи своеобразным орнаментом окружают очерченные тонкой линией и заполненные одной локальной краской фигуры, расположенные, как правило, в профиль. Кроме людей и богов древний художник на листах папируса рисовал богатые поля, где злаки вытягиваются выше человеческого роста; стилизованные пальмы; каналы с плавающими по ним лодками. Органично включаются в рисованные композиции различные символы – например, всевидящий глаз божества.

Каждая иллюстрация в «Книге мертвых» - словно исчерпывающий, полный подробностей рассказ.

Над душой перешедшего в иной мир человека вершит суд Осирис. Рядом с ним непременно присутствует Анубис с головой шакала. Рядом с Осирисом – Изида, их сын Гор и бог мудрости Тот в сопровождении священного павиана.

Осирис взвешивает душу покойного, которая, по представлениям древних египтян, заключена в сердце. Если человек при жизни отяготил свое сердце грехами, он будет пожран чудовищем с головой крокодила.

Мастера рисунка чрезвычайно почитались в Египте – ведь они помогали умершим обрести новую жизнь в загробном мире.

ФИВЫ. НОВОЕ ЦАРСТВО. В эпоху Нового царства в древних Фивах были воздвигнуты два храма, посвященные Амону –Ра. Их строительство началось XVI – XV веках до н.э.. В древности эти два храма были соединены трехкилометровой аллеей, вдоль которой размещались сорок каменных сфинксов.

Со времен Нового царства сохранилось множество рельефов и росписей. По – прежнему присутствовали сюжеты проводов в иной мир – так, рельеф Мемфиса изображает толпу плакальщиц. Но тематика, связанная со смертью, постепенно уступает место изображению торжество жизни. Древнеегипетские мастера были очень наблюдательны. С огромной выразительностью они изображали растения – в частности, папирус, растущий по берегам Нила, - умея выбрать самое главное, узнаваемое. Животные, птицы, рыбы изображались в движении, птицы взлетают вверх из речных зарослей, вспугнутые охотниками. Обезьяны тянут лапы за плодами, полосатая кошка успевает ухватить птицу за крыло.

Удод с поднятым хохолком, дикие утки, мелкие певчие птицы – в их изображении, верно, схвачены не только позы, но и цвет оперения.

С законами перспективы фиванские художники обращались очень вольно: на переднем плане они помещали более значимые фигуры и детали их большого размера, на заднем плане теснились уменьшенные фигурки менее значимых персонажей. Бабочка на таком рисунке может быть чуть меньше птицы, а цветок лотоса – больше, чем человеческая голова. Однако условность египетских росписей принять и понять очень легко – ее логика в чем –то близка логике детского рисунка.

По–детски празднична и красочная палитра: кирпично – красноватый оттенок смуглых тел, голубоватые, сиренево – розовые, золотистые тона природных объектов, белизна одеяний.

ТАНЦОВЩИЦЫ НА ТОМ СВЕТЕ. Богатые египтяне и в загробном мире не собирались отказываться оттого, что радовало их на этом свете. Наоборот: можно отрешиться от забот и предаться отдыху и наслаждениям. В усыпальницах знатных египтян Нового царства можно увидеть многоярусные росписи, идущие одна над другой горизонтальными рядами. На одной стене представлены мужчины, на другой – женщины. По верху горизонтального ряда идет орнамент из ваз разной формы и цвета, из цветов и плодов лотоса – символа бессмертия. Цветы лотоса можно увидеть и в руках пирующих, которых развлекают музыкантши и танцовщицы. Согласно канону, лица их изображены в профиль, даже если фигура дана в анфас. Впрочем, в более поздних росписях наблюдаются, и отступления от правил: известны изображения музыкантш, обращенных лицом к зрителям, и фигура обнаженной служанки со спины.

Прекрасны юные, гибкие тела молоденьких девушек. Одни из них обнажены, другие облачены в струящиеся одеяния. Украшения, музыкальные инструменты, изящные и естественные позы танцовщиц, звонкие краски – все это создает атмосферу праздника, достаточно странную, если учесть, что пир разворачивается в гробнице.

По- человечески волнуют рельефы и росписи гробницы фараона Эхнатона. Они примечательны своим лиризмом, передачей семейных чувств любви и привязанности. Таковы, например, написанные на красно – золотом узорчатом фоне две фигурки маленьких дочерей Эхнатона – сидящие девочки легко касаются друг друга с нежностью и симпатией.

Особенной пышностью и торжественностью отличается гробница фараона Сети I – в ее главном зале насыщенно – синий потолок символизирует небо, где изображены символистические созвездия и величественное шествие богов.

НАБРОСКИ НА ИЗВЕСТНЯКЕ. Строители и художники, принимавшие участие в сооружении фиванских гробниц, жили в общем поселке. Когда современные ученые провели раскопки на месте этого поселка, они обнаружили много интересного. Присмотревшись к обломком известняка, археологи увидели на них множество фрагментарных зарисовок.. Очевидно, камни служили древним художникам чем – то вроде листков блокнота для эскизов. Захотел потренироваться в изображении поз и движений - и нарисовал дрессированную обезьяну или ставшую на мостик акробатку. Попросил ученик объяснить, как рисовать то или другое, - мастер сделал беглый набросок и предложил повторить. Скорее так, оно и было, потому что одни наброски обладают высоким мастерством, а другие –еще слабые и наивные, явно ученические.

Благодаря этим рисункам на известняке мы знаем, как египтяне шутили. Многие рисунки напоминают карикатуры, где вместо людей выступают животные. Например мышь – фараон в колеснице, запряженной парой псов, отправляется на штурм кошачьей крепости или лев, обезьяна и осел играют на музыкальных инструментах.

Довольно долгое время археологические находки хищнечиски вывозились из Египта. Только в 1858 году был основан Египетский музей, в сотне залов которого хранится полторы тысячи экспонатов. Все, что обнаруживается при раскопках, поступает теперь в этот музей.

Древняя Греция.

Искусство Древней Греции уникально, своеобразно и неповторимо. Живописи, в нашем понимании, в античное время не было; по крайней мере, до нашего времени не дошло ни одной картины, нарисованной на холсте. Но, глядя на идеальные формы и филигранную роспись древнегреческих ваз, на изящные древние фрески и мозаики, мы убеждаемся в том, что это, без сомнения, шедевры мирового искусства.

ГРЕЧЕСКИЕ ВАЗЫ.

Античное искусства – искусство Древней Греции – оказало огромное влияние на развитие всей мировой художественной культуры. На своем пути это искусство прошло несколько этапов: геометрику, архаику, классику (раннюю, высокую и позднюю) и эпоху эллинизма.

Греческая архитектура дала человечеству великолепные храмы, статуи, представляющие образ идеально гармоничного, совершенного человека. В архаический период (VI – V вв. до н.э.) живопись представлена вазописью. Сосуды были самых разных форм и названий: в амфорах хранили вино или масло, в широкогорлых кратерах смешивали вино с водой, даже женские украшения хранились в специальных сосудах.

Известны коринфские вазы, которые делались из глины приятного светло – коричневого цвета. Такая ваза была словно опоясана широкой лентой, на которой в движении изображались фигуры грациозных животных: пантер и львов. Фигуры сначала процарапывались на глине, а потом заливались красно-фиолетовой природной краской – пурпуром.

Когда центром эллинского мира стали Афины, изменения затронули все области жизни и искусства – в том числе и вазопись. Популярными сделался чернофигурный стиль – на светлом фоне располагались уже не красные, а черные фигуры. Был изобретен новый лак, очень прочный, с эффектом зеркального блеска. Расписывались не все залы, а только определенные участки в самом широком месте, которые получили название «клейм» Сюжеты росписи необычайно обогатились. На клеймах представлены пиры с гетерами, играющими на музыкальных инструментах, сцены спортивных состязаний и любовных игр, мифологические сюжеты. Фигуры написаны довольно условно, согласно определенным канонам. Художник не старается передать объем изображаемого, пренебрегает законами перспективы: главные персонажи представлены более крупными, второстепенные – меньшими по размеру. Однако композиция продумана настолько точно, что любой сюжет прочитывается как увлекательный рассказ с мельчайшими подробностями. Древние греки высоко ценили и тех, кто лепил вазы, и тех, кто их расписывал. Поэтому мастера на них ставили свои подписи. История донесла до нас наиболее значительные имена – например, Евфрония и Евтемида, которые в 30-х годах VI в. до н.э. стали работать в краснофигурном стиле: на черном сияющем фоне изображались светло – красные силуэты.

В эпоху эллинизма появились и белые сосуды. Процарапанные на них фигуры обладали меньшей условностью и большей объемностью. Драпировки и одеяния покрывались красками разных цветов.

С течением времени менялся стиль росписей: орнаменты, излюбленные сюжеты, но рисунок всегда носил графический, плоскостной характер.

Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи:

-Геометрический (1000-700 гг. до н.э.) Вазы были украшены геометрическими узорами. Позже между полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей.

-Ковровый (сVII в. до н.э.) на изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительными узорами.

-Чёрнофигурный (расцветает VI в. до н.э.) на вазах глазированных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой и пурпурной краской. Изображались мифологические сцены. Известные мастера того времени – Клитий, Эксекий, Амасис.

-Краснофигурный (ок 530г. до н.э.) В это время фон закрашивали черной глазурью, а фигурки рисовали красным цветом. Здесь более детально прорисовываются формы и объем изображаемых фигур.

Крупные мастера – Ефроний, Дурис, вазаписец Брига.

-Роскошный (кон.V – нач. IV в. дон.э.) Для этого стиля характерна пышность ваз, перегруженность композиций, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда.

Вопросы:

1 .Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?

Покажи это на примерах.

2. Что тебя удивило в декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта?

3. В какую эпоху появились белые сосуды? И где?

4. Менялся ли стиль росписи ваз у Древних Греков? И как?

5. Что тебе больше всего понравилось, запомнилось? Покажи это на примерах.

6. В чем неповторимость и ценность художественной культуры Древнего Египта?

7. Каково назначение рельефов и росписей в искусстве Древнего Египта?

Литература:

1. О. Медведская

«Изобразительное искусство»

г.Москва «Мир книги» 2005г.

2. П.П.Гнедич

«Всемирная история искусств»

г.Москва «Современник» 1997г.

infourok.ru

Персональный сайт - Древний Египет Альтернативная история Тайна Мегалитов Тайна Йонагуни тайны цивилизации Последний ледниковый период

      Согласно легендам народов древнего мира, у всех древнейших цивилизаций существовали некие «просветители», принесшие этим народам высокоразвитую науку и культуру. Может быть, именно поэтому среди научно-технических достижений той поры нас по сей день удивляют высочайшей точности сведения из астрономии и медицины или, например, из географии Земли. При этом мало кому известно, что не менее удивительными познания древних народов были и в области технологий – зачастую во многом схожих с теми, что использует нынешняя цивилизация.
Токарные станки 5000 лет назад ?Не вольно задашся таким вопросом.
 В Каирском музее, как и во многих других музеях мира, находятся образцы изделий из камня, найденные внутри и вокруг знаменитой ступенчатой пирамиды в Саккаре, известной как пирамида фараона III династии Джосера (2667-2648 до н. э.). Исследователь египетских древностей У. Петри нашел осколки подобных изделий и на плато Гиза, пишет sunhome.ru
 
     В отношении этих каменных предметов существует целый ряд нерешенных вопросов. Дело в том, что они несут на себе несомненные следы механической обработки – круговые борозды, оставленные резцом при осевом вращении этих предметов во время их производства на неких механизмах типа токарного станка.
Эти каменные сферы, чаши и вазы – не только бытовая утварь древних египтян, но и образцы высочайшего искусства, когда-либо найденные археологами. Парадокс заключается в том, что наиболее впечатляющие экспонаты относятся к самому раннему периоду древнеегипетской цивилизации. Они изготовлены из самых разнообразных материалов – от мягких, типа алебастра, до самых «трудных» в категориях твердости, типа гранита.
 
    Работа с мягким камнем, например, алебастром, по сравнению с гранитом относительно проста. Алебастр можно обрабатывать с помощью примитивных инструментов и шлифовки. Виртуозные же работы, выполненные в граните, вызывают сегодня массу вопросов и свидетельствуют не только о высоком уровне искусства и ремесла, но, возможно, и о более передовой технологии додинастического Египта. Петри писал по этому поводу: «Токарный станок, кажется, был столь же привычным инструментом в четвертой династии, как и в сегодняшних заводских цехах». 
   Часть этих удивительных изделий из камня изготавливалась в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина, на взгляд исследователей, очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа (по сегодняшним меркам, это просто экстраординарный подвиг древнего мастера). 
    Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой, очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления. Еще удивительнее то, что нижняя часть такой гранитной вазы обработана со столь высокой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии! 
   При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания – менее 3,8 кв. мм – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси). 
    Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните же практически невозможно. 

Так кто же всё таки автор этих высоко технологичных экспонатов?Официальная история пытается избегать выводов об авторстве этих изделий.Оно и понятно!Ведь даже современные специалисты в области обработки камня не всегда готовы дать ответ: как такое могло быть сделано 4000 тысячи лет назад!

Но мы с вами смотрим на такие вещи более не предвзято.Цивилизация Древнего Египта с их медными инструментами и камеными скребками просто не имеет отношения к этой технологии.Напрашивается резонный вопрос:Кто,Когда и Зачем?Мог иметь такую точную технологию обработки камня(а ведь это зачастую самые прочные породы гранит,диорит,кремний).
Можно было бы выдвигать версии и мнения что вся история древнего Египта которую нам препадают со школы липа.
Если факты противоречат теории нужно менять теорию!

 

batex2010.narod.ru

Око Уаджет - Культура Древнего Египта

pic23.jpg

 

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешаной глины дошли до нас из эпохи неолита (VI-V тысячелетия до н.э.). Изготовление керамической посуды началось, как и в современном Египте, с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому – для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда.

Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилась вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку – предшественницу гончарного круга. Процесс работы на гончарном круге изображен на росписи в гробнице Среднего царства в Бени-Хасане. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном. В росписи эпохи Нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того, как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре. На рельефе в гробнице Тии мы видим изображение гончарной печи из глины, напоминающей расширяющуюся кверху трубу; дверца печи, через которую загружали топливо, расположена внизу. Высота печи на росписи Нового царства в два раза больше человеческого роста; так как сосуды в нее загружали сверху, то гончару приходилось подниматься по лестнице.

 

crocodile_bowl.jpg

Египетская керамика в художественном отношении не может сравниться с греческой. Но для разных периодов можно выделить ведущие и, в то же время, наиболее изящные формы сосудов - особенно для додинастического периода. Для тасийской культуры характерны бокаловидные сосуды, расширяющиеся чашеобразно в верхней части, черного или коричнево-черного цвета с процарапанным орнаментом, залитым белой пастой, для бадарийской – керамика многообразных форм, покрытая коричневой или красной глазурью, с черными внутренними стенками и краем. Сосуды культуры Нагада I – темного цвета с белым орнаментом, Нагада II – светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок. Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.

Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей (органических, железистых и песка) , которая при обжиге приобретала коричнево-красный цвет, и серую известковую почти без органических примесей, приобретающую после обжига разные оттенки серого цвета, бурую и желтоватую окраску. Первый сорт глины встречается повсюду в долине и Дельте Нила, второй – лишь в немногих местах, прежде всего в современных центрах гончарного производства – в Кенне и Белласе.

Самая примитивная коричневая керамика, часто с темными пятнами в результате плохого обжига, изготовлялась во все периоды. Хорошего красного тона сосудов достигали высокой температурой при бездымном обжиге в заключительный стадии или облицовкой из жидкой красной (железистой) глины. Черные сосуды получали, зарывая их раскаленными после обжига в мякину, которая тлела от соприкосновения с ними и сильно дымила. Чтобы сделать у красных сосудов черный верх или внутренние стенки, коптящей мякиной покрывали только эти части. До обжига на сосуды могли накладывать светлую глину, разведенную водой, которая не только повышала водонепроницаемость, но и придавала им после обжига желтоватый тон. Врезной орнамент, заполненный белой глиной, и роспись красновато-коричневой краской (окиси железа) на тонкой облицовке белой глиной наносились до обжига. Со времен Нового царства светло-желтый грунт расписывали красками после обжига.

Примечание: В Нижнем Египте памятники неолитических культур обнаружены в Меримде-Бенисаламе и в Омари. Обитатели области Дельты изготавливали простую посуду, но не знали меди. Более многочисленны памятники, найденные в Верхнем Египте - между Фаюмской впадиной на севере и Нагадой на юге. Некоторые современные топонимы дали название культурам, которые представлены предметами, обнаруженными при раскопках могильников. В хронологическом порядке можно назвать такие культуры, как тасийская (приблизительно одновременная Омари в Нижнем Египте), бадарийская, амрийская, Нагада I (одновременная двум предыдущим), Нагада II и герцейская. Древнейшие неолитические культуры развиваются приблизительно с 5000 до н.э., а последняя фаза герцейской культуры доходит до начала додинастического периода - ок. 3200 до н.э. или чуть позже.

Поскольку здешним культурам, начиная с бадарийской, была известна медь, правильнее называть их не неолитическими, а халколитическими ("медно-каменными"). Наименования культур, образованные от названий мест, где были найдены могильники, чисто условны. Между тем эти культуры были распространены на обширной территории, причем некоторые известны как в Египте, так и в Нубии, южнее первого порога по течению Нила.

Тасийцы. Носители тасийской культуры хоронили умерших в могильниках, расположенных за пределами поселений, - в противоположность нижнеегипетским обитателям мест, где были найдены памятники типа Меримде. Последние хоронили умерших под полами своих домов. Тасийские могилы невелики и неглубоки. Погребенный находился в скорченном положении, его сопровождали сосуды с едой и питьем, каменные палетки (тонкие пластины) для растирания краски для глаз, личные украшения (преимущественно браслеты и ожерелья) из кости, в том числе слоновой, и раковин, рыболовные крючки и разнообразные кремневые орудия земледелия и домашнего обихода.

Бадарийцы. Представители бадарийских племен были узкоголовыми, в отличиеот тайсийцев, которые обладали широкими черепами. Они были пастухами и охотниками. Их мастера изготавливали изящную черную посуду, а также коричневые или красные сосуды с черными крышками. Бадарийские ремесленники широко использовали слоновую кость для изготовления булавок, шильев и даже примитивных статуэток. Они усовершенствовали приемы обработки камня и научились покрывать изделия из мягких пород голубой глазурью, изготовленной из соединений меди. Они любили украшения и мастерили из раковин и камня замечательные, искусно просверленные бусины, служившие для ожерелий и браслетов. Погребения животных, обнаруженные в могильниках, свидетельствуют о существовании культа животных, позднее получившего широкое распространение.

Герцейцы. Для герцейской культуры характерны погребения в могильниках, часто обращеные лицом к восходу солнца. Носители этой культуры изготавливали превосходную керамику и великолепно обработанные сосуды из твердых пород камня. Обнаружено два основных типа керамики: первый включает высокие сосуды с изогнутыми ручками и широким отогнутым венчиком, подобные известным в Палестине; второй, встречающийся чаще, - кувшины более изящной формы, иногда с ручками в виде ушек, сделанные из желтой, серой или розовой глины и покрытые сложной красной росписью. Эти расписные кувшины украшены самыми разными изображениями - людей, животных, птиц и, чаще всего, лодок, иногда с крытым помещением и с пассажирами.

Герцейские палетки дли изготовления краски для глаз, обычно сделанные из сланца, значительно изощреннее простых форм, характерных для более древних тасийских. На герцейских образцах часто встречаются плоские фигуры животных и птиц; единичные экземпляры с примитивными рельефными изображениями являются предвестниками появления великолепных палеток конца додинастического периода. Герцейские кремневые изделия превосходны; одна сторона у них покрыта прекрасной ретушью, а другая гладко отшлифована. Фаянс стали употреблять при изготовлении как сосудов, так и украшений. Последние были весьма разнообразны и по форме, и по материалу; наиболее часто использовались медь, полудрагоценные камни, слоновая кость и панцири черепах. Носители герцейской культуры изготавливали грушевидные заостренные жезлы или булавы, подобные месопотамским и отличающиеся от более ранних бадрийских жезлов с плоским коническим навершием. Герцейские жезлы с этого времени стали преобладающим типом, который дожил до исторической эпохи.

 

wadjet.narod.ru

Ювелирное искусство древнего Египта - Нелепые факты

Браслет царицы Аххотеп Около 1530 до н. э. Золото, лазурит, сердолик, бирюзаДлина 15 см; ширина 4,3 смЕгипетский музей КаирНа застежке выгравировано имя царицы

Сокровища жен Тутмоса III

Золото, сердолик, стекло

Музей Метрополитен

Нью-Йорк. Сандалии и браслеты происходят из погребения трех жен царя Тутмоса III -Менхет, Мерти и Менваи

Из Мерое (Северный Некрополь). Государственное собрание египетского искусства. Мюнхен

>

Браслеты и серьги. 15 - 14 века до н. э.

Государственный музей древностей. Лейден

Застежки ожерелья.1550 - 1070 до н. э.

Фаянс. Длина 3 и 5 см

Государственный Эрмитаж.Санкт-Петербург

Амулеты: "уджат", сердце, "тит", пектораль со скарабеем.14 - 6 век до н. э. (18 - 26 династии)Фаянс.Высота: 6,7; 6,4; 6; 6,5; 9,7 см. Британский музей. Лондон

Диадема.Около 1190 до н. э.

Золото.Диаметр 17 см.Каир

Диадема представляет собой обруч, на котором закреплены 16 розетт, образующих венок. На розеттах имеются имена Сети II и его супруги Таусерт, из чего можно заключить, что диадема принадлежала царице

Пектораль с крылатым скарабеем.Около 1334 - 1328 до н. э.Золото, серебро, сердолик, лазурит, кальцит, обсидиан(?), бирюза, стекло. Высота 14,9 см; ширина 14,5 см

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит

Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)

Золото, лазурит, сердолик, зеленый фаянс

Высота около 44 см; ширина 19,2 см.Каир

Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей Сенусерта II

Браслет царицы Аххотеп

Около 1530 до н. э.Золото, лазурит, сердолик, бирюза, стекло

Диаметр 6,1 - 7,3 см, высота 7,3 см.Египетский музей.Каир

Оправа зеркала «Анх» или «Крест жизни»

14 век до н. э.Дерево, золото, цветная стеклянная паста; инкрустация.Высота 27 см

Найдено в гробнице фараона Тутанхамона

Амулет из гробницы Тутанхамона

Пектораль со скарабеями и растительным орнаментом

Браслет с амулетом "уджат"

Браслет со скарабеем

Скарабей ("хепер") считался символом утреннего солнца, с которым отождествлялся умерший царь. Сам цвет синего лазурита означал вечную жизнь

Ожерелье с пекторалью Около 1334 - 1328 до н. э.

Деталь ожерелья (пектораль)

Ожерелье с пекторалью в виде богини Нехбет (оборотная сторона пекторали)

Пектораль в виде сокола

Перстни

На перстнях изображено одно из важнейших божеств египетского пантеона, культ которого был восстановлен Тутанхамоном после 17 лет забвения при фараоне-"еретике" Эхнатоне. Это Ра-Хорахти, что значит "Ра-Хор горизонта"

Браслеты Рамсеса II

Браслет с застежкой в виде жука-скарабея

Пектораль с богинями-сестрами Нефтидой и Исидой. Фрагмент

Пектораль с изображением священного жука-скарабея в окружении царских уреев

Украшение

Слева от глаза Гора - покровительница Верхнего Египта богиня Нехбет (Гриф), справа - покровительница Нижнего Египта богиня Уаджит (Кобра)

АмулетыОколо 1325 до н. э. Представлены следующие амулеты (сверху слева направо): жезл "уас", "анх", стебель папируса "уадж", столб Осириса "Джед". В центре - "тит" ("узел Исиды")

Перстень с изображением бога Себиумекера

Перстень

Капсула-амулет

Головной убор царицы.

Реконструкция головного украшения и прически царицы - одной из жен Тутмоса III

Деталь ожерелья (застежка-противовес)Около 1334 - 1328 до н. э.Каир

Накладка на мумию в виде птицы

Ожерелье с завершениями в виде головы сокола. Фрагмент

>Ожерелье с изображением божественной птицы - сокола.Национальный музей.Каир.Бог Гор, сын Исиды и Осириса, представлен в виде сокола. В когтях птицы - иероглифические знаки вечности (шен) и жизни (анх)

Диадема царевны Сат-Хатхор-Иунит.Около 1800 до н. э. (правление Аменемхета III)

Владелицей этого шедевра ювелирного искусства была одна из дочерей Сенусерта II

Ожерелье с изображениями

Пектораль с изображением богини неба Нут.

Ожерелье с изображением священных жуков-скарабеев.

Пектораль с изображениями большого крылатого скарабея и богинь Нефтиды и Исиды.

Украшение.

Богиня Нехбет в облике грифа, в короне Атефа, заслоняет своими крыльями фараона, закутанного в одеяние бога смерти Осириса

vision7.ru


Смотрите также