Древний орнамент картинки. Золотой орнамент античный Стоковые векторы и Золотой орнамент античный лицензионные иллюстрации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Стоковые векторные изображения Золотой орнамент античный | Depositphotos®. Древний орнамент картинки


Орнамент в искусстве - Дизайн-студия Интерьер. Декор. Дизайн.

Орнаментальные стили

Орнамент Египта. III тыс. до н.э.

В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь антилопа, обезьяна, рыба, цапля— олицетворение души Осириса, (символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка.

Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов.

Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Орнамент Древнего Востока.XIV в. до н.э.

Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент).

Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».

Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка, и символизирует она мужество. Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона.

Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия), зерно и др.

В VI в. до н. э. Вавилон и всю равнину Месопотамии, Сирию, Египет, Малую Азию захватили персы, ставшие наследниками древних традиций египетского, ассирийского, вавилонского искусства и создателями новой придворной культуры Передней Азии, в которой большая роль отводилась декоративно-прикладному искусству, особенно ткачеству и книжной миниатюре, которые богато и изощренно орнаментировались.

Персидский орнамент VI в. до н.э.

В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность. Растительные элементы представляют большое разнообразие, соответствуя богатой растительности страны. В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных предпочитали изображения львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей. В декоративные композиции вводились изображения людей — пеших и всадников, птиц.

Одной из основных религий Персии был зороастризм, поклонение огню. Под воздействием этой религии появился новый мотив: плавающее пламя, получивший особое распространение в орнаменте. Популярным был и элемент сердце с вписанным в него трилистником, который означал идею духовного бессмертия.

Античный орнамент V—IV вв. до н.э.

Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани. Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

С введением коринфского ордера в зодчество в орнаментике появляется стилизованное изображение акантового (аканфового) листа. Широко распространенными были пальметты, ионики (овы — яйцеобразные элементы), кимы (набегающая волна из стилизованных листьев) и др. Утвердилась в античной орнаментике и морская раковина. Согласно мифологии, из нее вышла богиня Афродита. В эллинистическую эпоху появились изображения сплетенных плодов и цветов в виде гирлянд и венков, а листья аканта и пальметты стали дополняться усиками (стебельками), в которые вплетали фигурки людей и животных.

Римский орнамент II век н.э.

Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. В римском декоре мы видим активное взаимодействие персонажей, превращающее орнаментальный мотив в живую сценку».

Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Византийский орнамент. с 395 по 1453 год.

Византийское искусство — очень важная историческая эпоха, время создания нового христианского искусства и в то же время — утонченного, богато орнаментированного светского, придворного искусства. Византийский декор изобразительно развился в недрах эллинистической и римской художественных культур. Большое влияние на византийскую орнаментику оказало персидское и арабское искусство, из которых формально использовали орнаментальную схему и повышенную декоративность. В византийском декоре появились изображения восточного мифологического фольклора: драконы, грифоны (сочленение льва с орлом), сэнмурвы (собаки-птицы).

Сказалось влияние кельтской орнаментики: перевивающиеся растения и ленточные сплетения. В византийском орнаменте активно используются зооморфные мотивы — как реальные, так и фантастические, наделенные определенными символами, аллегориями, поэтическими иносказаниями. Наиболее распространенными были изображения львов, леопардов, волков — одним словом, тех животных, которые олицетворяли мощь, победу, силу, отвагу. Из птиц предпочтение отдавали павлинам, голубям, орлам. Растительные мотивы — это разнообразные вариации пальметок, часто трех-лепестковых и пятилепестковых, гибкие стебли и листья, виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь, а также «византийский цветок», своеобразное порождение византийской орнаментики, где живой природный мотив и его абстрагирование тесно связаны.

«Византийский цветок» — просто узор, без подтекста и символики. Появляются в декоре Византии эмблемы и символы новой религии, например, изображение креста, рисунок которого очень разнообразился, монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин и др. Рыба – это один из самых распространённых древних символов, олицетворявших Христа. В римских катакомбах нашли изображение рыбы, которая несёт на спине корзинку с хлебом и сосуд с вином. Этот символ обозначает Спасителя, который состоит из начальных букв фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (IXOYC). Это первый зашифрованный символ христианской веры.

Древнерусское искусство XII—XV вв.

Древнерусское искусство, будучи проявлением врождённого таланта народа, проявляется в чеканных блюдах с пышным узором, кувшинах, самоварах, увенчанных зооморфным орнаментом, и на матовом серебре клейм с надписями старославянской вязью. Декор церковных дискосов украшен розетками, бордюрами. Каждый симметричный мотив – элемент хорошо организованной декоративной конструкции; даже самый причудливо извивающийся узор следует твёрдой композиционной логике и легко узнаваем.

Китайский орнамент. I тыс. до н.э.

Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.

Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.

Символом императриц стало существо с головой фазана, шеей черепахи, телом павлина или дракона с распростертыми крыльями. В китайской орнаментике встречаются мотивы свастики (вань) и иероглифа «шоу» — знаки долголетия. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, кучевых облаков, восьмиконечных звезд, крестов, меандра (символическое изображение грома), но он не непрерывный, как греческий, а повторяющийся элементами узора одиночно или парами. В китайском декоре соединились стилизация и натуралистичность. Китайское искусство испытывало влияние различных кочевых народов, буддийской Индии, сасанидского Ирана (с принятием Ираном ислама многие художники уехали в Китай).

Японский орнамент.

В Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно.

Излюбленные мотивы — животные, часто фантастические; птицы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся гербы (мондокоро), которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии. Мотив цветущих пионов — символ человека знатного, благородного, знаменитого.

Символ императорской власти в Японии — стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленный в виде круга. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца.

Арабский орнамент.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретенные формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. Один из ранних и наиболее используемых почерков — куфический (буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй наиболее распространенный почерк — насхом (буквы более округлые).

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов.

Растительный ис-лими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами).

Геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

В Европе более популярными стали названия мореска — причудливый восточный геометрический орнамент и арабеска — причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений, изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ, но если художник все же осмелится изобразить человека, животного или птицу, то в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах. Кроме того, художник своим творчеством может исказить божественный замысел. Тем не менее в декор исламского искусства все же вплетаются антропоморфные изображения, животные, птицы, но, включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Искусство изображения слова — каллиграфия, наделенная самоценной выразительностью художественной формы, и орнамент, символически воплощающий представления о красоте и бесконечном многообразии сотворенного Аллахом мира, стали основами пластического творчества мусульман. В исламе декоративные формы всегда имеют смысловую, сакральную наполненность.

Иранские декоративные мотивы более стилизованы и декоративны, турецкие — ближе к природному прототипу. Во второй половине XVI в. окончательно сформировалось турецкое декоративно-орнаментальное искусство. Самобытный вариант исламского искусства представляют орнаментальные композиции испано-мавританского декора, сложившегося в Андалусии в XI—XV вв. В нем доминируют растительные мотивы: листья виноградной лозы, цветы и листья бионии (вьющееся растение с зубчатыми листьями, мелкими цветами и плодами) и др. Испано-мавританская орнаментика уникально представлена в архитектурных и декоративных формах сооружений дворца-крепости Альгамбры. Здесь встречаются соединения традиционного узорного мусульманского искусства с реалистическими изображениями людей и животных. Декоративный арабский стиль прост и величав, а мавританский — более изящен и изыскан.

Орнамент в западно-европейской культуре

Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов и франков. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками.

Романский период. 1050 - 1200 гг

В романский период Средневековья искусство представляло из себя огрубленное переплетение античных и восточных декоративных элементов, византийских и кельтских декоративных мотивов, которые помогли сложиться уникальному орнаментальному стилю. Декор романского искусства часто называют тератологическим (мотивы чудовищ), в нем фантастически переплелись звериные и растительные формы, изображения драконов, химер и пр. Частыми элементами данного стиля были геометрические фигуры: меандр, квадраты, круги, они соединялись со стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками.

Растительный орнамент как отдельный вид самостоятельного значения не получил. Использовали в декоре мотив каната из сплетенных узлов, которому придавали магическое значение — изгнание дьявола. Символическое звучание придавали изображениям пеликана (пеликан, кормящий голодных птенцов своей кровью, — символ жертвенной смерти Христа), сирены (символ мирских соблазнов), аспида и василиска (символы сил зла), гвоздики (символ воплощения или страстей Христовых), павлина (символ вечности, бессмертия). В орнаменте романского искусства преобладала вязь (мотив плетенки).

Готический период. с XII по XV вв.

Готический период Средневековья орнаментально более богат и символичен. В период готики был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, шестилистники и др. Особой популярностью в Средневековье пользовался мотив орнамента льняные складки, по всей вероятности, он ассоциировался со складками одежд Богоматери.

Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах, — листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клена, полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника и т. д. Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей). Особой популярностью пользовались крестоцветы и краббы (ползущие растения — орнамент кажется выползающим на край вимперга, фиала и т. д.). Средневековая орнаментика всегда строго подчинена и согласована с предметами и архитектурой, но и сами конструктивные формы в готический период превращались в удивительные по декоративной изощренности «узоры» посредством нервюр сводов, замковых и консольных камней, гаргуйлей (водостоки) и др. Поздний период французской готики получил название «пламенеющая», по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени.

Период Возрождения. XV—XVI век

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. Христианскому искусству было придано жизнеутверждающее реалистическое звучание, которое проявилось во всей полноте в живописи и скульптуре. Орнаменту и декору была отведена лишь роль украшения. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел. — наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для всего искусства Ренессанса.

В эпоху Ренессанса, во второй половине XV в., в связи с развитием гравировального искусства появляется орнаментальная гравюра.

Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима. При раскопке терм Тита обнаружили незнакомый вид римского живописного орнамента, который назвали по итальянски «la grottesca» — гротеск от слова «grottf», т. е. грот, подземелье. Найденный орнамент поразил своей необычайной, причудливой и вольной игрой человеческими, животными и растительными формами, свободой и легкостью художественной фантазии. «Сближая далекое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родственен парадоксу в логике.

Гротески, с их переплетением усложненных фантастичных и реальных деталей, с причудливостью и экстравагантностью, некоей карнавальностью становятся наиболее популярным декором эпохи Возрождения в Италии, Франции, Германии, Нидерландах. Рисунок гротеска симметричен, архитектонически логичен, декоративно уравновешен, но в то же время динамически оживлен и изящен. В композицию гротеска входят изображения практически всегда обнаженных фавнов, нимф, амуров, гарпий, часто в фантастических сочленениях и непристойных позах. В конструкцию гротеска вплетаются фигурки птиц и животных, маскароны и вазоны, гирлянды цветов и плодов. В начале XVI в. орнаментальными мотивами гротеска Рафаэль расписал в Ватиканском дворце в Риме открытую лоджию. В дальнейшем в начале XVIII в. стиль рококо будет активно использовать гротески в своей орнаментике.

Одним из популярных мотивов Ренессанса, как и в античности, становится раковина — символ дальних странствий и морских путешествий. От античности Возрождение подхватило мотивы меандра и ов. В XVI в. развиваются типы узоров арабеск и мореск, взявшие свое начало в декоре исламского Востока. Большое распространение получает картуш — элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы.

К середине XVI в. в связи с развитием книгопечатания достиг своего расцвета типографский орнамент, печатавшийся с набора матриц (флерон), на которых отлиты или выгравированы изящные арабески. Из миниатюрных типографских флеронов составлялись разнообразные, подчас довольно сложные орнаментальные конфигурации.

Орнаментальная гравюра сыграла большую роль в формировании художественного вкуса в Западной Европе XVI в. В этом столетии сформировались практически все основные виды западно-европейской орнаментики нового времени. В последующие века развитие орнамента будет тесно связано с основными художественными стилистическими направлениями.

Художественная культура XVII—XVIII вв. многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательным для XVII в. стал стиль барокко, в котором особый акцент сделан на художественные особенности местных изобразительных традиций, к этому времени сложившиеся в итальянском, фламандском, испанском, германском и французском искусстве. А искусство в этих странах должно было, прежде всего, прославлять монархию, аристократию и церковь.

Барочная орнаментика. XVII—XVIII век

Барочная орнаментика наполняется патетикой и повышенной динамикой сложных объемных форм, беспокойным ритмом кривых линий, которые создают сложные, порой неожиданные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов практически полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты, раковины.

Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S- и С-образную форму.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа, так называемые «французские королевские стили», приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков.

Орнамент в стиле рококо

Во второй четверти XVIII в. барокко завершается стилем рококо, отличающимся более легким, изящным, интимным, камерным характером декора. Криволинейные формы стали более свободными и подвижными. Среди особо излюбленных мотивов можно выделить трельяж (орнамент в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками) и раковину, принявшую форму веерообразно и причудливо извивающихся лепестков. Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, птиц, переплетающихся цветочных гирлянд и лент, корзин. В узоры вплетаются корабли, амуры, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева. В декоре ощутимо влияние китайского и японского искусства — появились изображения драконов, цветущих веток, пионов и др. Вдохновлялись художники рококо и восточным декором.

Орнамент в стиле классицизм

В XVII — начале XIX в. одними из ведущих художественных стилей становятся классицизм и его завершающая фаза ампир, идейными вдохновителями которых стали античность, Возрождение, культура Древнего Египта. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды и корзины цветов, розетки, фестоны, грифоны и сфинксы, фавны и купидоны, герои мифологических сюжетов и др.

Орнамент в стиле ампир

На стиль ампир очевидное влияние оказали Наполеоновские военные походы, принесшие в орнаментику новые декоративные элементы: победные трофеи, лавровые венки, колчаны, луки, стрелы, доспехи, щиты, мечи, шлемы, ликторские связки (пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем), орлы и др. С египетского похода появились в декоре цветы лотоса, сфинксы, крылатые львы, пирамиды. Многие декоративные мотивы характерны и для классицизма, и для ампира.

Классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, ампир мужествен, строг и холоден. Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжественен и помпезен.

Орнамент в искусстве XIX — начала XX в.
Орнамент в стиле Арт нуво Новое искусство

Возрождение орнамента произошло в конце XIX — начале XX в. в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать, глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалось единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.

Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн.

Психологическим орнаментом наполнял свои живописные композиции австрийский художник Г. Климт. В его произведениях декоративное, орнаментальное решение, которое занимает большую часть позиций, в единстве с реалистическим изображением создают особую чувственную эмоционально-смысловую значительность и загадочность. Здесь орнамент является, можно сказать, основным принципом построения живописного произведения.

Орнаментальная система Альфонс Мухи возникла подобно сложной графической игре, удачно сочетая типическую формацию абстрактной орнаментальной части «главного рисунка» с натуралистическими элементами.

Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем; фигурки насекомых: бабочки, стрекозы; птицы: лебеди, журавли, павлины и их перья, мотивы масок с развевающимися длинными прядями волос, волн, складок развевающегося платья, лебединой шеи и др.

Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы: ромашки, васильки, одуванчики, ландыши и др. В природных формах подчеркивалась динамика роста, движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон — символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. И еще одна из особенностей модерна — он обращался к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.

Орнамент в стиле ар деко

Новые формы орнаментики в 1920—1940-е гг. искали представители художественного течения ар деко («декоративный стиль»). В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Влияние на сложение орнаментики ар деко сыграли древнеегипетское искусство (открытие гробницы фараона Тутанхамона, 1922), искусство древних цивилизаций Америки, ориенталистские тенденции, анималистическая тема.

В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.

Орнамент организует вещи нашего практического мира, покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия.

Орнаментальные мотивы >>>

www.idd-russia.ru

Стоковые векторные изображения Золотой орнамент античный

Ретро векторное золото развивается на черном фоне Стоковый Вектор

Designer_things

4134 x 4134

Вектор Золотой фон с восточные украшения Лицензионные Стоковые ВекторыСтаринный векторный фон Стоковая ИллюстрацияУстановите бесшовные обои старый цветок декоративный год изготовления вина Лицензионные Стоковые ИллюстрацииАбстрактный фон с античной, роскошный черный и Золотой винтажная рамка, викторианской баннер, дамасские орнаменты цветочные обои, приглашение, буклет стиля барокко, Мода шаблон, шаблон для дизайна Векторная ГрафикаДекоративная золотая рамка с марочных круглые шаблоны на черном Стоковый ВекторНабор золотых границы Лицензионные Стоковые ВекторыСтаринная золотая рама Стоковая ИллюстрацияБесшовные обои шаблон золото, вектор Лицензионные Стоковые ИллюстрацииЗолото & черный люкс фон Векторная ГрафикаВекторное золото года изготовления вина создает этикетку обстановки Стоковый ВекторВекторное украшение барокко в викторианском стиле Лицензионные Стоковые Векторы

AnnaPoguliaeva

4000 x 4000

Старинный фон, элегантные антикварные, викторианской золото, цветочные Орна Стоковая ИллюстрацияЗолотое украшение в восточном стиле Лицензионные Стоковые ИллюстрацииВторостепенная структура с овощным золотом (en) образец Векторная ГрафикаЧерный бесшовный цветочный узор Стоковый ВекторБесшовная граница в викторианском стиле Лицензионные Стоковые Векторы

AnnaPoguliaeva

4000 x 4000

Золото границы Стоковая ИллюстрацияГод изготовления вина набора цветочный фон. вектор Лицензионные Стоковые ИллюстрацииЗолотой королевский элемент дизайна Векторная ГрафикаВектор бесшовная граница в викторианском стиле Стоковый Вектор

AnnaPoguliaeva

4000 x 4000

Фон с цветочным узором Лицензионные Стоковые ВекторыКоролевский фон Стоковая Иллюстрация

juli_goncharova

4724 x 4724

Вектор красный фон с золотой Восточный орнамент Лицензионные Стоковые ИллюстрацииСтаринная золотая рамка на черном Векторная ГрафикаСтаринный фон, цветочный орнамент кадра, элегантность дизайна Стоковый ВекторСтаринный фон, антикварные декоративные рамки, викторианской Золотой орнамент Лицензионные Стоковые ВекторыАбстрактный фон с Антиквариат, винтажная рамка роскошь золота, викторианской баннер, дамасские цветочные обои орнамент, приглашение, буклет стиля барокко, Мода шаблон, бумаги шаблон страницы для дизайна Стоковая ИллюстрацияБесшовная граница в викторианском стиле Лицензионные Стоковые Иллюстрации

AnnaPoguliaeva

4000 x 4000

Золотое старинное бесшовное украшение. вектор Векторная ГрафикаВекторное украшение барокко в викторианском стиле Стоковый Вектор

AnnaPoguliaeva

4000 x 4000

Бесшовный цветочный узор. бежевый цветы на золотом фоне Лицензионные Стоковые ВекторыPembe Osmanl? motifleri beyaz zeminde Стоковая ИллюстрацияЗолотое украшение круга Лицензионные Стоковые ИллюстрацииОригинальный декоративный угол Векторная ГрафикаДекоративное бесшовное цветочное украшение Стоковый ВекторВекторный набор года изготовления вина. золото создает декоративную этикетку Лицензионные Стоковые ВекторыВинтажные пригласительные билеты с кружевной Золотой орнамент Стоковая Иллюстрация

ru.depositphotos.com

Греческий орнамент | Фото большого размера и векторный клипарт

  • ID 4066833
бесшовных Традиционные старинные золотые круглые греческого орнамента (меандр) и цветочный узор на красном и синем фоне - © kavalenkava
Традиционные старинные золотые греческий орнамент (меандр) | Векторный клипартТрадиционные старинные золотые греческий орнамент (меандр)
  • ID 3469447
Набор бесшовных греческие орнаменты. Меандр и волны в синем - © lian
Набор бесшовных греческие орнаменты. Меандр и я волна | Векторный клипартНабор бесшовных греческие орнаменты. Меандр и я волна
  • ID 3862626
Старый фон с древнегреческим орнаментом - © taniasneg
Старый фон с древнегреческим орнаментом | ИллюстрацияСтарый фон с древнегреческим орнаментом
  • ID 3862627
Старый черный фон с древнегреческим орнаментом - © taniasneg
Старый черный фон с древнегреческим орнаментом | ИллюстрацияСтарый черный фон с древнегреческим орнаментом
  • ID 5385308
Традиционный бесшовных старинные серый квадрат греческий орнамент, Меандр - © kavalenkava
Бесшовные греческий орнамент, Меандр | ИллюстрацияБесшовные греческий орнамент, Меандр
  • ID 4056411
набор Традиционные старинные золотые цветочные греческого орнамент на черном фоне - © kavalenkava
Цветочные золота греческого орнамента | Векторный клипартЦветочные золота греческого орнамента
  • ID 5385296
набор традиционный Меандр старинные золотые круглые греческий орнамент и цветочный узор на черном фоне - © kavalenkava
Традиционный старинные золотые украшения греческий Меандр | ИллюстрацияТрадиционный старинные золотые украшения греческий Меандр

xn--80apfevho.xn--p1ai

Индийский орнамент: виды и значение узоров

индийский орнаментИндийский традиционный орнамент — это буйство цвета и разнообразие форм

 

Тяга ко всему прекрасному была заложена в каждом человеке с момента сотворения мира. На протяжении веков это отражалось в желании окружать себя прекрасными и изысканными вещицами, особенно, ручной работы. Народные узоры — это неотъемлемая ветвь народного творчества. Именно этнические рисунки в полной мере способны отразить самобытные традиции, дух и характер народа. Особое место в мировой шкатулке бесценного народного искусства занимает индийский орнамент.

 

Содержание материала

 

Особенности и колорит

Индия — страна контрастов, буйства красок и необыкновенной архитектуры. Но, чтобы окунуться в атмосферу волшебной восточной страны, не обязательно собираться в дальний путь. Именно индийский орнамент отражает то оригинальное великолепие, которым можно украсить, без преувеличения, свою жизнь.

индийский орнаментТрадиционный индийский орнамент

 

Где можно увидеть индийский орнамент? Это может быть расписная посуда, ткани, стильная одежда. Наиболее часто такие оригинальные узоры используются в традиционном индийском искусстве мехенди – татуировок хной.

Индийские этнические узоры имеют свои особенности:

  • яркие, как все в Индии;
  • все мотивы обязательно наделены особым смыслом;
  • состоят из множества отдельных элементов, филигранно сплетенных между собой.
индийские тканиКак и любой национальный орнамент, индийский несет в себе сакральный смысл

 

Индийский орнамент — это созвучие красок, эстетики, традиций и религии. Выбирая те или иные узоры, важно знать о тех тайнах, которые они хранят! Всемирно известны следующие виды: «огурец», растительные и геометрические узоры.

орнаментПомимо осмысленности каждого элемента, индийский орнамент примечателен и своей красотой

 

«Огурец» или пейсли

Наиболее известный индийский орнамент — это пейсли (или «огурец»). Коренные жители Индии именуют его «бута». Этот рисунок самый древний из ныне известных, родиной его считается Древнее государство Сасанидов.

ПейслиПейсли или бута

 

Пейсли Пейсли может быть основным элементом орнамента

 

Сегодня его истинный символизм наверняка неизвестен, есть только предположения. По одной из версий такие узоры изображают языки пламени, которые олицетворяют жизнь человека. Такой оригинальный рисунок символизирует развитие, динамичность и энергию. Именно поэтому, сегодня свадебные наряды индийских молодоженов обязательно содержат такие мотивы.

Бута Бута в наряде индийской невесты

 

Пейсли невероятно популярен не только в Индии, но и в других странах сказочного Востока. Европейцам также пришлась по вкусу утонченная эстетика и самобытность этого оригинального рисунка. Поэтому сегодня не только дизайнеры модной одежды часто используют индийские мотивы в своих коллекциях.

Оригинальный узор в виде огурца популярен в росписи посуды или оформлении интерьеров в восточной стилистике.

 

Растительные узоры

Так сложилось исторически, что Индия — страна не только волшебная и экзотичная, но еще и много, конфессиональная, то есть, с различным вероисповеданием. Это не могло не отразится на народном творчестве. Растительные узоры особенно популярны в той части страны, где основной религией для жителей является ислам.

Цветочный орнаментЦветочный орнамент нередко украшает сари

 

Это связанно с тем, что мусульманам запрещено изображать лик Аллаха, людей или животных. Поэтому в этих регионах художники, создавая растительные узоры, оттачивали свое мастерство веками. Наиболее популярный растительный мотив — это изображение лотоса, почитаемого и священного для жителей Индии цветка. Он символизирует творческое начало, мудрость и гармонию. Индийцы искренне веруют, что он обладает волшебной силой исполнять заветные желания.

Изображение лотосаИзображение лотоса в индийском орнаменте

 

Кроме лотоса, узоры дополнены изображением плодов манго и граната, цветов гвоздики, пальмы и кипариса. Растительный индийский орнамент в древние времена был для многих единственной формой украшения, сегодня такое прикладное искусство используется повсеместно.

красивые и сложные узорыСочетание различных элементов позволяет создавать красивые и сложные узоры

 

Индийская геометрия

Наравне с пейсли и изображением цветов и растений, в Индии популярны геометрические узоры. Каждый элемент, вплетенный в индийский орнамент, символичен и имеет свое значение:

  • Линии и углы. Если они соединены в треугольник, который смотрит вверх — это олицетворение огня, мужского начала и силы, если вниз — женский символ милости и воды.
  • Звезда. Такие узоры символизируют божественность и надежду.
  • Квадрат. Он может означать стабильность, свой кров и честность.
  • Восьмиугольник. Популярный элемент, который олицетворяет надежность и защиту.
  • Крест. Популярный символ многих узоров, такой индийский орнамент символизирует источник сил и энергии, кармическую связь между небом и землей.
  • Круги. В индии множество вариаций изображения кругов. Они означают целостность и жизненное развитие. Если круг изображается с языками пламени, тогда индийский орнамент говорит: «то, что неустанно развивается, то производит и порождает!».
Подушка с геометрическим узоромПодушка с геометрическим узором — это одновременно и декор, и своего рода оберег

 

Составляя свои геометрические узоры в индийском стиле, можно использовать несколько элементов, вплетая их в единый рисунок, который наделен мощными свойствами оберега.

Индийский орнамент

[ot-video][/ot-video]

 

Узоры экзотичной Индии неизменно причудливы, оригинальны и символичны. Охарактеризовать индийский орнамент двумя словами невозможно. Это ведь это не только невероятная эстетика, но еще и отражение истории, восприятия мира, традиций и верований самобытного народа.

 

 

 

ethnoboho.ru

Персидский орнамент - Орнамент

persidskiy ornament 4Персия‭ –‬древнее‭ ‬название‭ ‬страны‭ ‬в‭ ‬Юго-Западной‭ ‬Азии,‭ ‬которая‭ ‬с‭ ‬1935‭ ‬официально называется Ираном,‭ ‬хотя земли,‭ ‬населенные‭ ‬древними‭ ‬персами,‭ ‬лишь весьма отдаленно‭ ‬ совпадают‭ ‬с‭ ‬границами‭ ‬современного‭ ‬Ирана.‭ ‬В‭ ‬глубокой‭ ‬древности‭ ‬таких‭ ‬границ‭ ‬просто‭ ‬не‭ ‬было в принципе.‭ ‬К западу от Персии расположена Месопотамия,‭ ‬орнаменты Месопотамии мы уже рассматривали.‭ ‬Месопотамские государства Шумер,‭ ‬Вавилон,‭ ‬и Ассирия оказали‭ ‬сильное‭ ‬влияние на раннюю культуру Персии.‭ ‬И хотя персидские завоевания‭ ‬закончились‭ ‬спустя‭ ‬практически‭ ‬три тысячи лет после расцвета Месопотамии,‭ ‬Персия стала наследницей месопотамской цивилизации.‭ ‬

 

Большинство‭ ‬главных‭ ‬городов Персидской империи располагались в Месопотамии,‭ ‬а персидская история,‭ ‬в сущности,‭ ‬продолжает‭ ‬месопотамскую‭ ‬историю.‭ ‬Принято рассматривать три периода:‭ ‬Ахеменидский‭ ‬период,‭ ‬Парфянский период и период‭ ‬Сасанидов.Персидский орнамент отличается отражением‭ ‬глубокого понимания природы и любви к ней.‭ ‬В персидском‭ ‬ декоративном‭ ‬искусстве,в отличае от арабского и мавританского,‭ ‬которое мы с вами‭ ‬рассмотрим позже,‭ ‬не было запрета на изображение животных,‭ ‬а потому персидские мастера достигли в нем‭ ‬огромного‭ ‬совершенства.В персидском орнаменте совмещали‭ ‬ в одной композиции сплетения геометрических линий,‭ ‬стилизованные цветы‭ ‬ и животных в‭ ‬динамике.‭ ‬Стилизованные‭ ‬ гвоздики,‭ ‬анемоны,‭ ‬шиповник,‭ ‬ирисы,‭ ‬нарциссы и‭ ‬различные полевые цветы‭ ‬активно‭ ‬используются персидскими художниками в‭ ‬орнаментальных композициях.‭ ‬Из животных‭ ‬ очень любили изображать‭ ‬львов,‭ ‬леопардов,‭ ‬серн,‭ ‬газелей,‭ ‬птиц,‭ ‬не гнушались‭ ‬и‭ ‬верблюдами,‭ ‬а так же слонами.‭ ‬ В‭ ‬Ахеменидский‭ ‬период‭ ‬смешивались все‭ ‬стили,‭ ‬в орнаментах господствовала‭ ‬ эклектика.‭ ‬Декоративно‭ –‬прикладное искусство было представлено резьбой по камню,‭ ‬бронзовыми фигурками,‭Браслет. Аму- Дарьинский клад. ‬статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями.‭ ‬Удивительные‭ ‬ ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке,‭ ‬известной как Амударьинский клад.‭ ‬Весь мир знает‭ ‬барельефы Персеполя.‭ ‬На‭ ‬ них изображены цари во время торжественных приемов или цари,‭ ‬побеждающие мифических зверей,‭ ‬а вдоль лестниц в большом зале приемов царей‭ ‬Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длиннющая‭ ‬вереница‭ ‬ народов,‭ ‬приносящих дань владыке.‭ Знаменитая‭ ‬изразцовая‭ ‬ керамикиа‭ ‬эпохи Ахеменидов‭ (‬559‭ ‬-330‭ ‬гг.‭ ‬до н.э.‭)‬,‭ ‬кстати,‭ ‬искусство изготовления‭ ‬изразцов‭ ‬ было известно еще в Вавилоне,‭ ‬но в Древней Персии‭ ‬ оно‭ ‬было доведено до подлинного совершенства,‭ ‬знаменита‭ ‬своими‭ ‬бесчисленными‭ ‬глазурованными‭ ‬панно‭ ‬с‭ ‬рельефными‭ ‬многоцветными орнаментами.‭ ‬ Самым‭ ‬известным‭ ‬является‭ ‬фриз‭ ‬из‭ ‬дворца‭ ‬в‭ ‬Сузах‭ ‬с‭ ‬фигурами‭ «‬бессмертных‭» ‬царской‭ ‬гвардии‭ ‬в‭ ‬одеждах,‭ ‬роскошно‭ ‬украшенных‭ ‬ярким‭ ‬узором.‭ ‬Эти‭ ‬воины,‭ ‬украшающие‭ ‬стены‭ ‬дворцовых‭ ‬залов,‭ ‬должны‭ ‬были‭ ‬охранять‭ ‬царя‭ ‬в‭ ‬случае‭ ‬измены‭ ‬настоящей‭ ‬охраны.‭ ‬Стилистически‭ ‬изображения‭ ‬выполнены‭ ‬так‭ ‬же,‭ ‬как‭ ‬и‭ ‬на‭ ‬рельефах‭ ‬из‭ ‬камня.‭ ‬Внимание‭ ‬художника‭ ‬сосредоточено‭ ‬главным‭ ‬образом‭ ‬на‭ ‬одежде,‭ ‬разнообразие‭ ‬которой‭ ‬создает‭ ‬великолепный‭ ‬декоративный‭ ‬эффект.‭ ‬ Для этих изразцов особенно‭ ‬характерны законченность рисунка и богатство колорита.‭ ‬Основными цветами были:‭ ‬синий,‭ ‬белый и зеленый.‭ Золотые сосуды‭ ‬украшали‭ ‬ лотосами‭ ‬ и пальметтами,‭ ‬расположенными парами козерогами,‭ ‬Иногда козерога снабжали‭ ‬крыльями.‭ ‬На золотых украшениях одежды часто встречается изображение вписанного в круг рогатого и крылатого льва с повернутой назад головой.‭

Парфянское‭ ‬искусство‭ ‬было‭ ‬еще‭ ‬более‭ ‬эклектичным,‭ ‬чем‭ ‬искусство‭ ‬Ахеменидского‭ ‬периода‭ ‬Для‭ ‬украшения‭ ‬использовались‭ ‬гипсовые‭ ‬фризы,‭ ‬резьба‭ ‬по‭ ‬камню‭ ‬и‭ ‬настенная‭ ‬живопись.Персия. Изразцы‭ ‬В‭ ‬этот‭ ‬период‭ ‬популярностью‭ ‬пользовались‭ ‬глазурованные глиняные изделия.В искусстве Сасанидов‭ (‬226‭ ‬-‭ ‬651‭ ‬гг.‭ ‬н.э.‭) ‬орнаментальные сюжеты редко имеют религиозный характер,‭ ‬по большей части они прославляют царя.‭ ‬В сценах охоты царь изображается невозмутимым и надменным,‭ ‬а животные в‭ ‬ужасе‭ ‬убегают от него куда попало.‭ ‬На серебряных бутылках можно встретить выпуклый орнамент в виде женщин‭ –‬танцующих или несущих дары.‭ ‬На бутылках,‭ ‬украшенных чеканными и гравированными медальонами с изображением реальных и фантастических животных,‭ ‬использовались также рисунки в круге из розеток.Ткани эпохи Сасанидов блестящим достижением‭ ‬ искусства Здесь использовались характерные мотивы орнамента:‭ ‬фантастические существа,‭ ‬собака-павлин‭ «‬симург‭»‬,‭ ‬грифоны,‭ ‬крылатые кони‭; ‬из реальных животных‭ –‬лев,‭ ‬козерог,‭ ‬кабан,‭ ‬петух и другие птицы.‭ Барельеф. Персия поняла.‭ ‬Так вот Индийский или турецкий огурец‭ ‬-‭ ‬декоративный орнамент каплеобразной формы‭ ‬с заострённым загнутым верхним концом.‭ ‬Узоры и рисунки с мотивами бута встречается в рисунках ковров и тканей,‭ ‬в росписях произведений декоративно-прикладного искусства,‭ ‬а также декорировании архитектурных сооружений.‭ ‬На‭ ‬санскрите‭ ‬это‭ ‬слово‭ ‬означает‭ "‬огонь‭"‬,‭ ‬и‭ ‬форма,‭ ‬возможно,‭ ‬повторяет форму пламени,‭ ‬а вовсе не‭ ‬огурца.‭ ‬Еще‭ ‬один‭ ‬персидский‭ ‬вариант‭ ‬– это‭ ‬пальмовый‭ ‬лист.‭ ‬По‭ ‬другим‭ ‬версиям‭ ‬-‭ ‬это‭ ‬цветок‭ ‬хлопка‭ ‬или‭ ‬зернышко‭ ‬миндаля‭ ‬с‭ ‬остатком‭ ‬цветка,‭ ‬или‭ ‬пшеничный‭ ‬колос.Персидский орнамент. Бута‭ ‬Бута‭ ‬-‭ ‬это‭ ‬символ‭ ‬плодородия,‭ ‬развития‭ ‬и‭ ‬бессмертия:‭ ‬цветок,‭ ‬преобразующийся‭ ‬на‭ ‬глазах‭ ‬в‭ ‬зернышко,‭ ‬которое‭ ‬в‭ ‬свою‭ ‬очередь‭ ‬дает‭ ‬начало‭ ‬целому‭ ‬растению‭ ‬и‭ ‬многим‭ ‬цветкам.‭ Цветовые композиции‭ ‬ в орнаментах‭ ‬строятся на мягких полутонах.‭ ‬Излюбленные цвета:‭ ‬голубой с аквамариновым оттенком,‭ ‬бледные розовые,‭ ‬приглушенный красный с терракотовым оттенком,‭ ‬блеклые сине-ватые,‭ ‬зеленоватые,‭ ‬охристые и т.п.‭ ‬В архитектурном орнаменте преобладает лазоревый фон с белыми цветами и зелеными листьями на нем.История древней Персии связана с историей восточного ковра.‭ ‬ Как часто мы говорим про состоятельного человека:‭ « ‬Ковры у него‭ –‬персидские‭!»‬.‭ ‬Персидские ковры‭ –‬это жемчужина восточного декоративно‭ –‬прикладного искусства.‭ ‬Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой‭ ‬священной‭ ‬семейной ценностью.‭ ‬Изначально ковры‭ ‬ткали дома для себя или в подарок.‭ ‬Только в III веке н.‭ ‬э.‭ ‬в мастерских и мануфактурах Персии догадались,‭ ‬что ковры можно продавать.‭ ‬Проследить историю персидского ковра‭ ‬-‭ ‬значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций.Персидский ковёр из Кашана (Иран)Многие историки сходятся на том,‭ ‬что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии.‭ ‬Персы умели ткать ковры еще‭ ‬2400-2500‭ ‬лет назад.До наших дней дошла одна старинная‭ ‬ковро‭ ‬-‭ ‬легенда.‭ ‬Как-то раз разбойники напали на караван,‭ ‬с которым ехал один‭ ‬ персидский принц.‭ ‬Его захватили в плен,‭ ‬ограбили и хотели убить.‭ ‬Но принца каким то образом в своё время угораздило научится делать ковры‭ ‬.Он‭ ‬ уговорил сохранить ему жизнь,‭ ‬пообещав разбойникам соткать‭ ‬чудесные‭ ‬ковры,‭ ‬что собственно и сделал.‭ ‬Разбойники держали его в пещере высоко в горах,‭ ‬подальше от посторонних глаз,‭ ‬а ковры выгодно продавали.‭ ‬Они не знали,‭ ‬что люди‭ ‬умеют‭ ‬«читать‭» ‬по узору.‭ ‬С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях,‭ ‬и вскоре пленника спасли.‭ Персидские ковры и в самом деле умеют говорить.‭ ‬Их‭ ‬орнамент‭ ‬никогда не бывает случайным‭ –‬за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции культуры иискусства,‭ ‬талант и замысел мастера.‭ ‬В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл.‭ ‬В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями,‭ ‬в тонкой ювелирной вязи,‭ ‬в мозаичном узоре можно прочесть‭ ‬всё.‭ В центре большинства персидских ковров находится основное украшение,‭ ‬похожее на большой раскрывшийся цветок.‭ ‬Это медальон.‭ ‬Его значение интерпретируют по-разному:‭ ‬всевидящее Божье око,‭ ‬цветок лотоса,‭ ‬поднимающий свое лицо к небу,‭ ‬и так далее.‭ ‬В общем‭ ‬-‭ ‬медальон‭ –‬символ Божественного присутствия в этом мире.‭ ‬Если на ковре есть медальон,‭ ‬все остальные детали орнамента,‭ ‬как правило,‭ ‬группируются вокруг него.‭ ‬Многие из этих деталей настолько‭ ‬важны,‭ ‬что постоянно повторяются в разных вариациях.‭ ‬Например,‭ ‬гул‭ (‬в переводе с фарси‭ –‬цветок‭) –‬это,‭ ‬по сути,‭ ‬стилизованная роза.‭ ‬В персидской культурной традиции она символизирует жизнь‭ –‬прекрасную,‭ ‬но,‭ ‬увы‭!‬,‭ ‬ недолговечную.‭ ‬Сцены из охотничьей жизни‭ –‬символ райского времяпрепровождения.Пожалуй,‭ ‬самым древним и наиболее распространенным персидским орнаментом считается махи‭ (‬рыбы‭)‬.‭Изготовление персидского ковра ‬Махи обрамляют традиционный персидский ромб‭ (‬херати‭) ‬и располагаются в самом центре ковровой композиции.‭ ‬Бывает,‭ ‬что целые ковры,‭ ‬сплошь затканные золотисто-бежевыми чешуйками,‭ ‬называются махи.‭ ‬Это текстильная иллюстрация к древнему персидскому поверью:‭ ‬в полнолуние озерные рыбы поднимаются к поверхности,‭ ‬чтобы полюбоваться светящейся водной рябью,‭ ‬и их блестящая в лунном свете чешуя создает на водной глади пестрый узор.Если честно,‭ ‬я нигде не нашла достоверной информации о том,‭ ‬ был ли первый в мире ковер соткан иранцами,‭ ‬китайцами или‭ ‬ какими-‭ ‬то ещё другими‭ ‬народами.‭ ‬Но древнейший из найденных в мире ковров,‭ ‬который по названию места находки получил имя‭ «‬Пазырык‭»‬,‭ ‬относился‭ ‬к‭ ‬эпохе правления Ахеменидов.‭ В конце эпохи Сасанидов иранский ковер получил мировое признание и известность.‭ ‬В этот‭ ‬период иранцы увлеклись‭ ‬использованием изображений животных в качеств е составной части ковровых узоров.‭ ‬Одним из самых‭ ‬известных ковров той эпохи является ковер‭ «‬Бахрестан‭»‬,‭ ‬который,‭ ‬как гласит легенда,‭ ‬был соткан для Хосрова Парвиза.‭ ‬Его использовали по особым случаям во Дворце Мадаен до эпохи Йездигерда III.‭ ‬О судьбе ковра Бахарестан говорят,‭ ‬что во время захвата Ирана арабами он был разрезан на кусочки и растащен завоевателями..‭ ‬После‭ ‬захвата‭ ‬Ирана‭ ‬арабами‭ ‬многие‭ ‬изящные‭ ‬искусства,‭ ‬в‭ ‬частности‭ ‬ковроткачество,‭ ‬поощрявшееся‭ ‬шахским‭ ‬двором,‭ ‬вошли‭ ‬в‭ ‬период‭ ‬застоя‭…

Ещё почитать:

ornament.rode.land


Смотрите также