Вавилон история древнего мира. § 12. Вавилонское царство
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Вавилона. Вавилон история древнего мира


§ 12. Вавилонское царство. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

§ 12. Вавилонское царство

Образование Вавилонского царства

Город Вавилон был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Его название означает «Врата бога». Город быстро рос и богател. Этому способствовало его выгодное положение на пересечении речных и караванных путей, ведущих из Южного Междуречья в Северное. Сюда со всей страны стекались разнообразные товары: финики, зерно, изделия ремесленников. Сюда же приплывали корабли иностранных купцов с грузами благовоний, красителей, тонкого полотна, олова, бронзы. Для удобства торговли вавилоняне одними из первых придумали деньги. Ими служили серебряные слитки. Самый маленький слиток (сикль) весил 8 граммов, побольше (мина) – 500, а самый большой (талант) – 30 килограммов. На один сикль можно было купить 250 килограммов зерна или 3 литра растительного масла.

Вавилонское царство

Вавилон быстро богател и расцветал. Со временем он превратился в крупнейший город и главный торговый центр Междуречья. Его правители-цари покорили многие соседние города и земли, создав обширное царство.

Какую территорию занимало Вавилонское царство? Какие города находились на его землях?

Вавилон при царе Хаммурапи

Наивысшего расцвета Вавилонское царство достигло в годы правления царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Это был мудрый правитель и талантливый полководец. О правлении Хаммурапи мы узнаем из законов, которые были начертаны на базальтовом столбе и дошли до нас почти полностью. Этот столб украшен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти.

Фрагмент камня, на котором был выбит текст законов Хаммурапи

Из законов можно узнать о наличии в Вавилоне разветвленной сети оросительных сооружений и чиновников, обязанных следить за их состоянием. Законы разрешали им привлекать к работе все трудоспособное население – от свободных общинников до рабов. Предусматривалось и наказание, вплоть до продажи в рабство, того общинника, по вине которого оросительные сооружения приходили в негодность. Законы регулировали ремесло и торговлю, стояли на страже жизни, здоровья и имущества людей, предусматривали наказания за убийство, воровство и другие преступления. Они определяли обязанности людей (размер налогов и повинностей, служба в армии) и обязанности государства (защита жизни и имущества жителей государства). За исполнением законов следили судьи.

Вавилонская башня. Реконструкция

Боги и храмы Вавилона

Жители Вавилона почитали множество богов. У каждого поселка был свой покровитель. Но были у них и божества, почитавшиеся по всей стране: бог Солнца и справедливости Шамаш и покровитель Вавилона Мардук. Религиозные ритуалы вавилонян были сложны и многообразны, у них существовало разделение жрецов на «специальности». Среди них были ясновидящие, прорицатели, толкователи снов. В честь богов совершались жертвоприношения. Богослужения сопровождались игрой на флейтах, арфах и других инструментах.

Богам посвящали величественные храмы. Самый большой из них был возведен в Вавилоне в честь Мардука. Он являлся главным украшением города, его гордостью. Как и все храмы Междуречья, он был построен в виде многоступенчатой башни. Его так и называли – «Вавилонская башня». Этот храм был настолько огромен, что современникам казалось, будто вершиной своей он подпирает небо. О строительстве Вавилонской башни повествует древняя легенда. Она рассказывает, как народы, говорившие тогда на одном языке, начали строить колоссальную башню, по которой можно было бы взобраться на небо. Но Бог разгневался на людей за их дерзость и смешал языки строителей. Перестав понимать друг друга, они не смогли закончить строительство башни и разбрелись по всей Земле.

У стен Вавилона. Современный рисунок

О каких занятиях древних вавилонян свидетельствует рисунок? Обоснуйте свой ответ.

Быт вавилонян

Главой вавилонской семьи был старший мужчина – отец или муж. При вступлении в брак он дарил будущей жене свадебный подарок. Невеста же должна была принести в дом мужа приданое. Жена была хранительницей домашнего очага. Она занималась хозяйством, воспитывала детей. В случае смерти мужа жена сохраняла права на приданое и полученные от мужа дары. Она распоряжалась всем семейным имуществом до совершеннолетия детей. Законы охраняли здоровье, честь и достоинство женщины, но в то же время карали ее продажей в рабство за дурное обращение с мужем и за расточительство.

Вавилонский жилой дом был обращен на улицу глухой, беленной известью стеной. Внутрь его вела дверь, выкрашенная в красный цвет для защиты от злых духов. Пройдя через прихожую, человек попадал в открытый внутренний двор с небольшим тенистым садиком. Посреди него находился небольшой бассейн для дождевой воды. Окон в доме не было, и помещения освещались лишь через двери, выходящие во внутренний дворик. В доме имелась кухня с очагом без дымохода. Для хранения припасов служили большие, наполовину вкопанные в землю глиняные сосуды. Излишки дождевой воды отводились из дома по трубам в уличные водостоки. Основным одеянием мужчин в Вавилоне были набедренная повязка и туника. Поверх туники часто надевали прямоугольный плащ с бахромой. Бедняки носили одежды из отбеленной на солнце шерсти, богатые – одеяния, окрашенные в красный, коричневый или светло-голубой цвета. Обувью служили сандалии – подошвы из толстой кожи, крепившиеся к ногам длинным шнуром. Женская одежда почти не отличалась от мужской.

Рабство в Вавилонии

Все население Вавилонского царства делилось на свободных и рабов. Свободные находились под защитой законов, охранявших их жизнь и имущество, рабы же никаких прав не имели. Рабами становились пленные, проданные за долги, преступники (неверные и расточительные жены, дети, отказавшиеся от своих родителей, общинники, виновные в разрушении каналов).

Плотник. Изображение на глиняной табличке

Зажиточная вавилонская семья могла иметь от 2 до 5 рабов, богатая – несколько десятков. Раб был имуществом, вещью своего хозяина. Если посторонний человек наносил ему вред или убивал, то возмещал хозяину раба ущерб или отдавал ему другого. Чтобы отличать рабов от свободных людей, им вешали на грудь таблички, стригли волосы особым образом, клеймили, протыкали уши. Раба можно было продать, купить, подарить, отдать внаем. В то же время раб владел кое-каким имуществом. Он мог вступить в брак со свободной женщиной, при этом она и ее дети оставались свободными.

Сравните положение рабов в Древнем Египте и Вавилоне.

Подведем итоги

Одним из наиболее могущественных государств Междуречья во II тысячелетии до н. э. стало Вавилонское царство. Наивысшего расцвета оно достигло в годы правления царя Хаммурапи.

Туника – рубашка без рукавов. 1792–1750 годы до н. э. Годы правления царя Хаммурапи. «Вавилон – город, слава которого намного пережила его».

Российский историк И. М. Дьяконов

Вопросы и задания

1. Расскажите об образовании Вавилонского царства.

2. При каком из царей Вавилонское царство достигло своего наивысшего расцвета, когда он правил?

3. Что мы узнаем о жизни Вавилонского царства из законов Хаммурапи?

4. Расскажите о жизни вавилонян.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Вавилон: первый мегаполис Древнего мира

«Врата бога»

Вавилон был основан представителями самой первой цивилизации мира – шумерами, в III тысячелетии до нашей эры. Тогда это было небольшое поселение, не игравшее никакой заметной роли в жизни страны, несмотря на свое громкое имя – Кандингирр, что по-шумерски значит «врата бога». Впоследствии город не раз переходил под власть царей Аккада – государства, которое со временем поглотило Шумер.

Вид на Вавилон со стороны бывшего летнего дворца Саддама Хусейна. 2003 год.

В 1894 году до н. э., когда город захватил аморейский вождь Сумуабум, первый царь Вавилона и основатель I Вавилонской династии, население города уже было преимущественно аккадским. Поэтому Сумуабум начал свое правление с переименования Кандингирра. Точнее, он просто перевел древнее название на аккадский язык, которое отныне стало звучать как «Баб-или» — Вавилон, «врата бога». Только вот какого бога имели в виду сначала шумеры, а потом аккадцы – неизвестно.

Древний мегаполис

Сказать, что Вавилон был крупным городом – не сказать ничего. Это был настоящий мегаполис, который на протяжении 15 столетий оставался главным торговым, экономическим, политическим и культурным центром Востока.

Что письменные, что археологические источники говорят о небывалых размерах столицы древней Месопотамии. По словам Геродота, Вавилон имел вид четырехугольника, где каждая сторона содержала в себе 120 стадий, что равняется 22 км. То есть, если верить его описанию, общий периметр города составлял 88 км! И это только внутри городских стен, не считая прилегающих к ним крупных латифундий и вилл богатых граждан.

Археологи, правда, считают, что «отец истории», как всегда, слегка преувеличил. Результаты раскопок говорят, что общая площадь Вавилона времен своего расцвета, то есть в 7-6 веках до н.э., не превышала 10 квадратных километров с населением не менее полумиллиона человек.

Но и в этом случае, Вавилон был большим городом даже по современным меркам, а по сравнению с другими древними городами, это был настоящий гигант, с очень высокой плотностью населения.

Судя по дошедшим до нас документам, жители Вавилона сталкивались с теми же проблемами, что и любой современный житель Москвы, Лондона, Токио или Нью-Йорка. Городская земля и недвижимость стоили очень дорого, конфликты на этой почве возникали постоянно. Судились даже из-за стен.

До нас дошла история, как один из жильцов двух домов с общей стеной, некий Мардук, назвал стену своей собственностью и потребовал от своего соседа Забаба-иддина, с которым у него не сложились отношения, вынуть балки кровли своего дома из чужой стены. То есть, фактически попросил Забаба уничтожить свой дом собственными руками.

Когда тот не согласился, Мардук подал на него в суд и выиграл дело. Забабу заставили убрать свои балки и возместить ущерб.

«Город грехов»

В христианской и иудейской эсхатологии Вавилон предстает нам как совершенно безнравственный город, который рано или поздно разделит судьбу Содома и Гоморры. В Апокалипсисе от Иоанна о нем напоминает образ вавилонской блудницы, а о самом городе говорится: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

Edwin Longsden Long, “Вавилонский брачный рынок”, 1874

Именно такое неизгладимое впечатление произвел Вавилон на евреев за время знаменитого вавилонского плена при царе Навуходоносоре II, когда жителей Иудейского царства насильственно переселяли в Вавилонию.

Но не только предвзятое отношение евреев создало апокалиптический Вавилон. Богатым кварталам с роскошными особняками зажиточных граждан противопоставлялись нищие районы с лачугами бедноты, публичными домами и подозрительными трактирами, служившими пристанищами для разного сброда.

Вавилонский уголовный мир в древности славился не меньше чем современные итальянские и американские гангстеры. Там можно было даже получить своего рода диплом мастера уголовных дел.

Так, в апреле 629 года, некий Набу-уцалли обязался за 2 года 5 месяцев обучить вавилонянина Бэл-аххе-риба ремеслу бандита и сутенера. За это учителю полагалось, помимо процентов от «работы» ученика, 17 грамм серебра «на чаевые». В случае неудачи, ученик имел право взыскать с преподавателя компенсацию.

Мы узнаем об этом благодаря тому, что договор был оформлен официальным контрактом и зафиксирован. Об успехе подобных сделок можно судить хотя бы потому что, ночью ходить по городу не рекомендовалось. До нас дошла история Син-идинна, префекта одного из храмов страны, чье знакомство с городом началось с того, что у него в первый день увели осла с поклажей.

Процветали в Вавилоне и увеселительные заведения. Причем задействованы в этой индустрии были не только рабыни и представительницы маргинальных сословий, но и девушки из богатых семей.

Геродот в своей «Истории» рассказывал, что каждая вавилонянка должна была раз в жизни выполнить свой долг перед богиней Милиттой, местным вариантом Афродиты или Венеры – отдаться за деньги чужестранцу.

Придя в храм, она не могла вернуться домой, пока какой-нибудь иноземец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. «Исполнив священный долг богине, женщина шла домой, и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ей вторично».

По одной из версий, именно это описание храмовой проституции впоследствии создало «вавилонскую блудницу».

Достать рукой до Бога

Вавилон исчез с лица земли в 165 году н.э. во время одной из атак римлян. Но слава пережила сам город. Больше всего путешественниками не давала покоя легенда о Вавилонской башне – ветхозаветной причине происхождения различных языков.

Холм Бирс Нимруд, принимавшийся ранними исследователями за руины Вавилонской башни

За нее в разное время принимали руины на холме Бирс Нимруд (пригород Вавилона), развалины вблизи города Гиллы, где находится масса кирпичей, цементированных земляной смолой, как сказано в Библии. Ее поиски продолжаются, хотя сегодня принято считать, что прообразом Вавилонской башни стал самый высокий зиккурат в Древней Месопотамии в Вавилоне.

Ступенчатая башня-зиккурат являлась непременным атрибутом главного храма каждого ассиро-вавилонского города. На ее вершине исполнялись религиозные обряды и велись астрономические наблюдения.

Традиция строительства зиккуратов идет еще от шумеров, которые поклонялись своим богам вначале на вершинах гор, а после переселение в низменное Двуречье, начали возводить специальные насыпи, «соединяющие» небо и землю.

Прототипом Вавилонской башни принято считать зиккурат Этеменанки при храме верховного бога Мардука, что в переводе значит: «Дом, где сходятся небо с землею». Чем-то напоминает рассказ о легендарной башне «высотою до небес».

Геродот описывает Этеменанки следующим образом: «Посреди храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии (185 м) в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй третья и так далее до восьмой. Подъем на них сделан снаружи: он идет кольцом вокруг всех башен.

Картина «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563)

Поднявшись до середины подъема, находишь место для отдыха со скамейками: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое прекрасно убранное ложе и перед ним золотой стол. Провести ночь в храме никому не дозволяется, кроме одной только туземной женщины, которую выбирает себе божество».

Когда Этеменанки был построен неизвестно, но во II тысячелетии до нашей эры он уже существовал. Он регулярно перестраивался и реконструировался, возможно, легенда о Вавилонской башне описывает самую масштабную его реконструкцию при Навуходоносоре, когда высота башни достигла 91 метра.

link   http://storyfiles.blogspot.ru/2015/10/blog-post_7.html

hist-etnol.livejournal.com

История Вавилона | История мира

То, что мы теперь называем вавилонянами, есть термин не этнографический, а исторический; мы обозначаем им ту смесь многих народностей и народов, которые одни после других, а иногда и одновременно проникали из степей и пустынь Аравии и западного края Иранского плоскогорья в долину южной Месопотамии, чтобы, как это во все времена и повсеместно случалось в истории человечества, где варвары смешивались с культурными народностями, принять высшие формы жизни нового отечества и приобщиться к новой культуре. На основании археологических находок, особенно последних лет, с их сокровищами по части клинообразных письмен, мы можем вполне уверенно утверждать, что подобные слияния народов не только часто повторялись, но что они случались именно в те времена, на которые мы теперь смотрим через вуаль доисторических времен; там, где нам удается проникнуть за эту завесу при помощи надписей,в 4-ом тысячелетии до нашего летосчисления, являются перед нами не изобретатели этого письма, шумеры, но их семитические, прибывшие извне наследники, которые заботились о сохранении их языка в качестве священного языка для культа, как заботились в этом отношении о латинском языке в средние и новые века.

Это всеобщее стремление в неизменность северного края Персидского залива, даже в такое раннее время, становится объяснимым , если обратить внимание на противоположность между роскошью ее природы и бедностью окружающих стран: последние голы, бесплодны и могут прокормить только очень ограниченное население, тогда как северная низменность хорошо орошена, плодоносна и, при разумном пользовании, неистощима по производительной способности почвы. Вавилон при таких условиях должен был действовать как магнит, притягательная сила которого увеличивалась по мере того, как росли его богатство и блеск его культуры. И, действительно, эта притягательная сила в течение более чем 3-тысячелетнего его существования все усиливалась; после семитических племен , ближайших к Аравии, являются элементы с Иранского плоскогория, после них ассирийцы с севера Месопотамии; за ними следует широкая индогерманская волна мидян, киммерийцев и персов с востока, наконец, вторжение Александра с его греками с запада. Значительное расширение кругозора вавилонин, которое производили эти вторжения, обрисовывает только одну сторону их географической деятельности; для полноты картины нужно принять во внимание их собственные странствования за пределы своей низменности—которые указывают на сознательное стремление к географическим исследованиям. Государство, стоявшее на такой высокой ступени развития, как Вавилон, не могло, понятно, существовать, не привлекая к себе соседних народов то путем военного завоевания, то мирного; высокие культуры никогда не основываются на узком фундаменте. С удивлением мы узнаем поэтому от исследователей клинообразных письмен, что около 3000 г. до Р. X. Саргон и его сын Нарам-Син распространили свою власть на весь Вавилон с Месопотамией, на Сирию и Палестину, так что Саргон выезжал в Средиземное море, где на острове Кипре можно проследить следы вавилонского влияния в самые древние времена. Современник его, царь Гудеа из Лагаша доставал дерево с Аманских гор в заливе Александретты, а камень для своих статуй из восточной Аравии. Эти факты, сообщенные самим Гудеей, прежде всего свидетельствуют о мирных сношениях в то, по нашему мнению, воинственное время; одновременно упомянутые местности можно считать, по крайней мере, внутренней границей географического кругозора. Аравия на западе называется Мелуха, а на востоке—Макан, или Маган. По мнению Гуго Винклера, которому мы здесь следуем, Аравийский полуостров был более доступен древним вавилонянам, чем позднее ассирийцам и даже нам.

Для определения самых древних границ того, что было известно или, точнее, открыто на юге, востоке и севере от Вавилона, недостает источников. Элам, Анцани Сури, т. е. круто спускающийся к Месопотамии край Ирано-армянскаго плоскогорья, от восточного берега Персидского залива до нынешней северной Сирии, вели постоянную борьбу с Вавилоном, следовательно, были вполне знакомы с вавилонской культурой и, в свою очередь, были известны ему. За эту полосу географические сведения, по видимому, в древнейшие времена заходили только местами; теперешней Армении соответствует название Гуциум; все, лежащее от нее на восток, определяется словом Умман-Манда, или Орд Манда, — собирательным именем, с которым вавилоняне соединяли понятие дикого некультурного состояния, и которым они в течение своей 3000-летней истории называли самые различные расы и племена, а потом мидян и персов. Неопределенность названия доказывает, что на северо-востоке с Умман-Манда знания достигли крайнего предела; в Малой Азии хатти и гетиты, на востоке позднейшей Канпадокии, были последними известными народами. Напротив, название Западная страна для северной Палестины—древнее. Сомнительным кажется существование в древнейшее время судоходства в Персидском заливе. Винклер допускает его на основании нахождения клинообразных надписей на острове Дильмуне, теперешнем Барейн. Как далеко они заходили, невозможно определить.

В общем, вавилоняне четвертого тысячелетия од христианской эры обладали довольно обширным географическим кругозором, выходящим более или менее далеко по всем направлениям за пределы долины Евфрата и Тигра. Эти границы в течение следующих  2 1/2 тысячелетий незначительно подвинулись вперед: в одном месте они  несколько суживались, в другом несколько расширялись. Удивительно, что сведения о Персидском заливе, по видимому, очень рано и на долго исчезают; о Персидском заливе очень долго совсем не упоминается. Название острова Дильмуна упоминается последний раз в конце 8 века до Р. X. Одной из причин удаления от моря было возникновение самостоятельного государства при истоке Евфрата и Тигра, обозначаемого как „Морская страна”; какие еще были причины, нам неизвестно. Утрата на юге уравновешивается расширением географических знаний на западе и севере; об этом нам дают достаточные сведения знаменитые письма Тель-Амарна,—300 глиняных дощечек, покрытых клинообразным письмом,—найденныя зимой 1887— 88 года в среднем Египте. Оние содержат переписку царей передней Азии и сирийско-палестинских вассалов с фараонами Аменофисом III и IV, а также несколько писем последних; эти памятники дают сведения не только из истории передней Азии 15-го века до Р. X., но и тем самым, что написаны клинообразным письмом, свидетельствуют, что вся огромная область между Эламом на востоке, Ливийской пустыней на западе и Арменией на севере представляла собой в те времена один общий культурный круг; в этом последнем господствовали клинообразные письмена и вавилонский язык, как общее средство понимания друг друга.

history-of-world.ru