Архаичные цивилизации древнего востока. § 3 (2007г.) От первобытности к цивилизации. Древний Восток
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архаичные цивилизации и цивилизации Древнего Во.. Архаичные цивилизации древнего востока


Глава I. Цивилизация Древнего Востока — Мегаобучалка

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….2

Глава I.Цивилизация Древнего Востока…………………………………5

1.1.Основные этапы развития цивилизации Древнего Востока…………..5

1.2.Обучение и воспитание в странах Древнего Востока…………………9

Глава II. Музыка как основа учения философии Древнего Востока…20

2.1.Проблемы изучения традиционной музыки стран Др. Востока……...20

2.2.Музыка как особая форма познания мироздания в философии Древнего Востока……………………………………………………………30

2.3.Метафизика Востока в японском традиционном музыкальном мышлении……………………………………………………………………36

Заключение…………………………………………………………………..39

Список литературы………………………………………………………….42

Приложение………………………………………………………………….44

Введение

В настоящее время интенсивно происходит взаимовлияние и взаимообогащение культур Востока и Запада. Однако в области музыкальной культуры этот процесс носит несколько односторонний характер. Традиционная музыка Востока остается неизвестной не только широкой публике, но порой и специалистам. Изучение истории, эстетики, отдельных образцов музыки стран Дальнего Востока может и должно внести много нового и существенного в музыкальную педагогику и в науку о музыке.

Именно эта проблема понимания восточной философии будит во мне интерес к изучению. Многие исследователи утверждают, что звук «ом» создает особые вибрации, которые открывают каналы связи человека с космосом. Именно из вибраций рождается музыка, и музыкальное искусство стран Древнего Востока – подтверждение этого заунывного факта. В связи с этим, многие педагоги-новаторы склонны применять в своих практиках восточные учения.

В китайской натурфилософии, представленной в литературном памятнике «Люйши чуньцю» (III в. до н. э.), музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, которые привносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенных норм, для гармонизации общественной жизни. Причины, вызывавшие дисбаланс в природе и в общественной жизни, связывали с аномалиями в энергиях двух видов – «янь» и «инь». При помощи музыки достигалась гармонизация этих двух видов энергий, устранялся хаос и восстанавливался космический и общественный порядок. В Древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. Китайское определение благородного мужа (цзюнь-цзы) как человека, наделенного всеми качествами высокого достоинства – знанием ритуала, чувством долга, проявлением человечности, относилось, прежде всего, к человеку образованному. «Благородный муж» никогда не расставался с музыкальными инструментами. Известно, что Конфуций, например, играл на цине (китайский музыкальный инструмент вроде цитры) в минуты крайней опасности, демонстрируя непоколебимую твердость духа и самообладание. В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства (что свидетельствует о зарождении уже в то время одного из направлений музыкальной психологии – музыкотерапии). В оздоровительной системе «Биджа Мантрас» шесть звуков: «храам», «хриим», «хруум», «храйм», «храум», «хра» - и магический звук «ом» использовались для лечения многих болезней. Вибрации, которые возникали в организме при произношении и пропевании этих мантр, приводили к выздоровлению. Так, мантра «храам» предписывалась при заболеваниях легких и помогала избавиться от таких болезней, как астма, бронхиты, туберкулез. Мантра «хруум» предписывалась при заболеваниях печени, селезенки, желудка и кишечника. Мантрой «храйм» лечили почки. Улавливая тончайшие изменения в ритмике пульса, восточные врачи и сегодня могут поставить диагноз около двух десятков болезней.Познание характера этой музыки необходимо для лучшего понимания ветхозаветного богослужебного пения, имеющего множество общих черт с ней. Музыка в жизни человечества того времени занимала выдающееся место. Храмовые певцы и музыканты пользовались огромным почетом. Они занимали в государственной иерархической лестнице места, следом за богами и царями, превосходя по рангу всех прочих государственных чиновников. Имена выдающихся музыкантов выбивали в камне, оставляя след в истории на века. В правление ассирийского царя (ок. 1100 г. до н.э.) один год был даже назван именем начальника музыкантов - Ина-икииалан. На барельефах египетского Древнего царства до наших дней дошли изображения целых хоров и оркестров, состоящих из групп флейтистов, арфистов и певцов. В обязанности музыкантов входило исполнение плачевных песен с инструментальным сопровождением при траурных церемониях, участие в особых храмовых торжествах. Каждые утро и вечер они должны были радовать сердца богов, прославляя их могущество. В сказании о богине Иштар, спустившейся в ад, говорится о том, что звуки гобоя освобождали умерших на некоторое время от власти подземных богов: они воскресали и вдыхали жертвенный дым. Пением и инструментальным звучанием призывались к жизни богини весны: у греков — Персефона, у фригийцев — Аттис, у индусов — Сита, у вавилонян — Иштар.

Таким образом, музыка являлась магическим мостом, соединяющим человека с богами и бессмертием. Особое место в музыкальной культуре Древнего Востока приобрела символика чисел. Китайская цитра чин имела в длину 3,66 фута аналогично 366 дням года. Ее пять струн находились в соответствии с числом стихий. Выпуклая дека символизировала небесный свод, плоское основание — землю и т.д. Подобные символы встречались и в Греции: четыре стерженька систра соответствовали четырем стихиям, семь октавных тонов — семи дням недели и семи планетам. Вавилоняне уподобляли соотношение весны и осени — кварте, весны и зимы — квинте, весны и лета — октаве. Особое значение имели числа пять и семь. Пять — число чувств человека и основных сил, образующих мировую душу. Это число символизировало силу и здоровье и являло исцеление от болезней. Семь — число священное, символизирующее совершенство и чистоту. Это число планет, в честь него установлена семидневная неделя, заканчивающаяся шабашем, т.е. субботой. Число музыкантов при храмах в Вавилоне первоначально всегда равнялось семи. Позже это число увеличилось, одноко всегда оставалось кратным семи.

Таким образом, как более архаическая пятиступенная система, так и употребляемая в настоящее время семиступенная коренятся в мистических и астрологических представлениях Древнего Востока.

Глава I. Цивилизация Древнего Востока

1.1. Основные этапы развития цивилизации Древнего Востока

В настоящее время интенсивно происходит взаимовлияние и взаимообогащение культур Востока и Запада. Однако в области музыкальной культуры этот процесс носит несколько односторонний характер. Традиционная музыка Востока остается неизвестной не только широкой публике, но порой и специалистам. Изучение истории, эстетики, отдельных образцов музыки стран Дальнего Востока может и должно внести много нового и существенного в музыкальную практику и в науку о музыке. Ключевые слова: искусство как, искусство гагаку, искусство яюэ, музыка Китая, музыка Кореи, музыка Японии, традиционная музыка История мировой цивилизации убедительно показывает, что многие выдающиеся достижения в области науки и техники, культуры и искусства были осуществлены в странах Востока. На Востоке берут свое начало три древнейших цивилизации мира: Китая, Месопотамии и Индии. Восток является родиной трех так называемых «мировых» религий (христианства, буддизма, ислама), а также индуизма, конфуцианства, даосизма и др. На Востоке были сделаны многие великие открытия, имевшие решающее значение для судеб человечества. Что такое Восток? Вопрос не простой, как покажется на первый взгляд. «Восток» - понятие очень широкое, порой неопределенное. В древности местности, которые находились от Греции к востоку назывались восточными странами. Со временем, по мере расширения представления о земле, под термином «восток» начали подразумевать обширнейшую территорию от Урала до Тихого океана, т.е. весь азиатский континент. В настоящее время в географическое понятие «восток» входят: - Западная Азия (Иран, Ирак, Сирия, Саудовская- Аравия, Израиль, Иордан, Турция), - Средняя Азия (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Казахстан, Тибет, Монголия), - Северная Азия )Сибирь), - Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Бирма, Кампучия, Вьетнам, Лаос, Сингапур и др.), - Южная Азия (Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Непал), - Восточная Азия (Китай, Корея, Япония). Но когда речь идет не о географическом, а цивилизационном и историко-культурном аспектах, то граница Востока выходит далеко за пределы азиатского континента. Так, влияние музыки Арабского Ближнего Востока (иначе Западной Азии) простиралось далеко - до границ Северной Африки и Андалусии. Если рассматривать весь Восток с точки зрения этико-философских, религиозных и культурных традиций, в рамках которых функционировали общества, то можно выделит три основных цивилизации Востока: - арабо-исламская; - индо-буддийская; - китайско-конфуцианская. Цивилизация Дальнего Востока (т.е. Восточной Азии) берет свое начало и развитие именно с китайско-конфуцианской. Велики достижения стран Дальнего Востока, прежде всего Китая, во всех областях науки, культуры и искусства. Однако эти древние цивилизации в средние века были покорены европейцами, и к периоду промышленного капитализма и империализма многие страны Востока были превращены в колонии. Они рассматривались колониальными державами лишь как поставщики сырья и дешевой рабочей силы. В течение длительного исторического времени в мире преобладало мнение, согласно которому вся мировая культура делится на высший и низший разряды. Европейская культура возводилась в ранг высшего разряда и претендовала на роль всеобщей и универсальной культуры. В области музыки эта точка зрения с наибольшей категоричностью была высказана автором капитального 4-х томного труда «История музыки» А.В. Амбросом (1816-1876). А. Амброс считал «восточную музыку первобытной». Распространению этого антинаучного взгляда неуклонно следовала вся колониальная политика до Второй мировой войны. Пережитки этой политики не искоренены до сих пор и сохранились даже в сознании и некоторых подданных бывших колониальных держав. Искоренить полностью пережитки этого взгляда - «европоцентризма» - и на деле доказать равенство наций не только в политическом и экономическом, но и в культурном отношении - задача современной культрологии и музыкознания. Необходимость пересмотра привычных концепций «западной гегемонии», «европоцентризма» или полицентрической музыкальной историографии одним из первых был осознан и публично высказан российским ученым С.М. Георгиевским (1851-1893) в монографии «Важность изучения Китая» (1890)1. Процесс разрушения концепции европоцентризма становится необратимым после Второй мировой войны. После окончания Второй мировой войны страны Востока прибрели свою самостоятельность и началось их политическое, экономическое и культурное возрождение. В настоящее время цивилизация Дальнего Востока известна далеко за его пределами. Сейчас трудно найти уголок земли, где были бы неизвестны явления различных областей культуры Китая, Кореи и Японии. Издаются и комментируются произведения литературы, живописи, архитектуры и т.д. Запад интенсивно впитывает в себя достижения Востока и на основе взаимодействия и взаимовлияния цивилизаций рождаются новые шедевры искусства и культуры.

megaobuchalka.ru

Параграф 3 (2007г.) От первобытности к цивилизации. Древний Восток

1. Что такое предцивилизационная стадия истории человечества? Какие основные процессы, протекавшие в этот период интересуют исследователей?

Предцивилизационной называют стадию до возникновения цивилизаций и письменности. Тогда важнее всего были следующие процессы:

(a) антропогенез – формирование человека современного типа

(b) социогенез – зарождение и развитие общества

(c) политогенез – возникновение государства

2. Какие этапы в становлении человека современного типа выявляют в науке?

Этапы в становлении человека современного типа:

(a) «человек умелый»

(b) «человек прямоходящий» (питекантроп)

(c) «человек разумный» (неандерталец)

(d) «человек разумный разумный» (кроманьонец) – современный человек

3. Что такое неолитическая революция? Каково ее значение?

Неолитическая революция – это переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В результате этой революции больше людей могли прокормиться на ограниченной территории и, главное, земледелие и скотоводство требовало объединения людей в более крупные поселения, из которых со временем возникли цивилизации. Без неолитической революции появление цивилизаций было бы не возможно.

4. Какие цивилизации относят к архаичным? Каковы особенности архаичных цивилизаций Древнего Востока?

Архаические цивилизации – это те, которые возникли как естественное продолжение и одновременно преодоление первобытности (то есть цивилизации египетская (в долине Нила), шумеро-аккадская (в междуречье Тирга и Ефрата), индийская (в междуречье Инда и ныне пересохшей Сарасвати), китайская (в долине Хуанхэ)). Для них было характерно следующее:

(a) цивилизации это речные,

(b) данные цивилизации аграрные,

(c) речные долины можно было обрабатывать лишь благодаря ирригации,

(d) их ремесленное производство, архитектура, транспорт достигли высокого уровня развития.

5. Что такое восточная деспотия? Какую роль в истории древневосточных цивилизаций она играла?

Восточная деспотия была характерна для всех древневосточных цивилизаций и непосредственным образом влияла на их развитие. Для неё характерны:

(a) наследственная власть правителя имела наследственный и централизованный характер;

(b) в распоряжении правителя был мощный бюрократический аппарат управления;

(c) правитель имел в личной собственности обширные земельные владения, материальные и людские ресурсы;

(d) кроме личных владений правителя весь земельный фонд государства и ирригационные сооружения считались его собственностью;

(e) личность правителя обожествлялась.

6. Какими особенностями обладала социальная структура общества на Древнем Востоке?

Особенности социальной структуры:

(a) в целом её однотипность в разных цивилизациях,

(b) её строгая иерархичность,

(c) статичность,

(d) строго расписанные для каждого слоя функции.

7. В чем проявлялась относительная социальная статичность древневосточных обществ? С какими причинами связана эта особенность?

Социальная статичность проявлялась в крайне малой социальной мобильности (люди очень редко имели возможность перейти в другой социальный слой). Ведущими социальными нормами были веками сложившиеся традиции и обычаи. В число этих традиций входило и довольство тем местом в обществе, которое было получено от рождения. Функции, расписанные для разных слоёв общества удовлетворяли все потребности общества. Социальная мобильности нужна в обществах, где периодически возникают новые проблемы, которые нельзя решить в рамках традиционных функций социальных слоёв или периодически нужны новые подходы к решению старых проблем, чего не было на Древнем Востоке.

resheba.com

Архаичные цивилизации и цивилизации Древнего Во..

Архаичные цивилизации и цивилизации Древнего Востока Появление государства на Древнем Востоке Рабовладение и общественные отношения в Древнем мире Особенности развития деспотий древности Военные деспотии Древняя Индия и древний Китай 1.Появление государств на Древнем Востоке Своеобразные природно-климатические особенности: обилие влаги и плодородие почв, угроза разлива рек и засухи возникает необходимость строить ирригационные сооружения, дамбы и каналы

необходима четкая организация труда множества людей

государство в долинах рек Нил, Тигр, Ефрат, Инд, Хуанхэ2.Рабовладение и общественные отношения в Древнем миреСоциальная структура древнего Египта - Фараон – ему принадлежала верховная власть, живой Бог, ему принадлежала значительная часть земель и рабов- Жрецы – служители культов, вели наблюдение за погодой, солнечным и лунным затмениями, хранители знаний- Чиновники – отвечали за сбор налогов, непосредственно управляли имуществом фараона, отвечали за строительство- Патриархальное рабство – форма рабства, сложившаяся в условиях родоплеменного строя, при которой рабы занимали положение младших членов семьи. 3.Особенности развития деспотий древностиСтабильность государства и общества: цивилизации подчинялись природному циклу, существовали в замкнутом кругеФактически отсутствовал протест рабов, слуг и знатиГлавную угрозу для государства представлял сепаратизм местных князей и конфликты между светскими и духовными властями

4.Военные деспотииПоявление военных деспотийПоявление железа Рост производительности труда

Расширение посевных площадей

Их необходимо охранять от набегов кочевых племен

Военные деспотии:- держава хеттов- Ассирия- царство Урарту - Персия VI в. до н.э.Начало возвышения Персии: были завоеваны Месопотамия, Сирия, Палестина, Финикия, малая Азия, Египет, запал Индии

5.Древняя Индия и Древний Китай Древняя Индия Древний Китай

- крупные военные деспотии складывались с трудом (III-II вв. до н.э. – империя Маурьев, IV в. н.э. – империя Гуптов), поскольку мешали географические условия: джунгли, пустыни и горы- в Индии сложилась жесткая кастовая система: общество делилось на варны (касты):- брахманы (жрецы)- кшатрии (вожди и воины)- вайшьи (рядовые общинники)- шудры (чужаки, низшая Варна)- III в. до н. э. сложилось самое могущественное древнее государство в Китае – империя Цинь, которая объединила почти всю страну- главную опасность целостности Китая в древности создавали сепаратистские устремления знати Чиновники, войско

Жрецы,вельможи

фараон

Крестьяне, ремесленники

рабы

freedocs.xyz