Семья в древнем риме. ТемаIv. Семья и семейные отношения в древнем риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

СЕМЬЯ И БРАК В ДРЕВНЕМ РИМЕ Выполнила студентка. Семья в древнем риме


Семья в Древнем Риме

rim-semiya

С точки зрения современного права законы древнего Рима имеют важнейшее значение для становления правовой системы в целом. Также это касается и правового статуса семьи.

Ещё в V веке до нашей эры появились первые своды законов, закреплявшие определённые формы отношений в древнем обществе, как между родами, так и внутри них.

На сегодняшний день тема семьи является весьма актуальной, так как рассматривает внутрисемейные отношения и способы их регулирования. На основе этого я ставлю целью своего исследования выявление основных характерных черт семьи в древнеримском обществе на разных этапах его развития. Для этого предстоит выполнить несколько задач:

  • Охарактеризовать семью на разных этапах развития древнеримского общества.
  • Провести сравнительный анализ этих характеристик.
  • Обобщить выводы, полученные в ходе исследования.

На сегодняшний день известно, что уже в древнейшие времена отношения внутри семьи регулировались законами XII таблиц – первым сводом законов, закреплявшим все правовые обычаи и традиции, принятые в обществе. Согласно им женщина, вступавшая брак с мужчиной, переходила в его род, полностью порывая со своим. Муж, в свою очередь, брал всю власть над ней в свои руки и, если он являлся главой рода, мог в случае особой провинности самостоятельно решить ее участь: продать, выгнать или даже убить.

Над детьми он также имел почти неограниченную власть. Мог обратить их в рабство, лишить жизни, выдать замуж или женить по своему усмотрению, оставить без наследства. В род на тот момент входили как сама семья, так и родственники, дети, усыновлённые или взятые под опеку, а также рабы. Понятия развода как такового еще не существовало. Брак прекращал свое существование, только если женщина не могла родить или в случае смерти одного из супругов. После этого наследовать имущество могли 2 способами: по общему правилу и по завещанию.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в то время в обществе доминирует брак с властью мужа, семья, в свою очередь, носит хозяйственно-обособленный характер. Женщина в своих правах находится едва ли выше раба. Как, впрочем, и дети, а также прочие домочадцы.

В классический период патриархальная форма брака пошатнулась. Все более распространенную форму принимало сожительство, так называемый гражданский брак. Появились и участились разводы. Теперь супруги могли расторгнуть союз по обоюдному согласию или по требованию одного из них. Также женщине при вступлении в брак уже было необязательно порывать с прежней семьей. Отныне она могла самостоятельно владеть и распоряжаться своим приданым, а также имела некоторые права на детей.

rome-semiya

Те, соответственно, могли частично распоряжаться землей, выделенной им отцом. Популярным становится обучение детей на дому, а также за границей. Вследствие времени законы XII таблиц были уже неактуальны, всё более распространенную форму принимали указы императоров. Так один из указов запрещал мужьям использовать имущество жены в корыстных целях и отчуждать его без согласия супруги либо ее родственников.

В данный период можно видеть, как женщины приобретают уже относительно большее количество прав, закон начинает защищать их жизнь и жизни детей.

В постклассический период власть имеют лишь указы императоров и их кодексы, в которых прослеживается тенденция к все большему закреплению прав за женщинами. Опека над женщинами, потерявшими супруга или не вышедшими замуж, исчезает. Так что к концу этого периода их дееспособность полностью приравнивается к мужской, женщина фактически становится полноправной гражданкой древнеримского государства.

Дети уже не могли быть проданы в рабство, а лишение их жизни собственным отцом являлось тяжелейшим преступлением. Помимо этого они могли наследовать имущество матери. Следовательно, все подвластные члены семьи приобретают частичную имущественную обособленность, сыновья могут вступать в сделки с отцом по поводу земли. Законом был расширен круг наследников, в который отныне включались эмансипированные члены семьи, а также пережившая мужа жена.

На этом этапе мы видим, что женщина обретает полную свободу и имеет право сама решать свою судьбу, а также вмешиваться в дела семьи. Брак становится уравнительным, не давая ни одному из супругов доминировать над другим и в равной мере участвовать в воспитании детей.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что на последнем этапе истории древнего Рима семья мало чем отличается от современной. То есть фактически она имеет те же черты: равноправие, разделение имущества, свободу выбора, и развод в обоих случаях имеет законодательное регулирование, что позволяет избежать неопределенности положения человека после расторжения брака.

В заключении добавлю, что большое значение законы древнего Рима имеют на начальном этапе изучения права, так как на их принципах базировалось большинство современных правовых систем.

istina-ryadom.ru

ТемаIv. Семья и семейные отношения в древнем риме

Вопросы лекции

  1. Общий строй римской семьи.

  2. Правовые отношения между супругами.

  3. Личные и имущественные отношения между супругами.

  4. Заключение и прекращение брака.

  5. Отношения между родителями и детьми.

1. Общий строй римской семьи

Семья (familia) была основой всего древне-римского строя, она являлась базисом государственной и общест­венной жизни.

Вне принадлежности к той или иной семье, а через нее к тому или другому роду, нельзя было в древнейшее время быть и гражданином.

Древнейшая римская семья есть семья строго патри­архальная. Она представляет замкнутый для внешнего мира круг, абсолютным владыкой и единственным представителем перед внешним миром является домовладыка — paterfamilias.

По отношению ко всему, что входит в состав семьи, власть домовладыки юридически одинакова: и лица, и вещи находятся в одинаковом положении.

В то же время следует признать, что власть отца семейства не была деспотической. Нормы обычного права требовали, чтобы во всех серьезных случаях, связанных с наказанием подвластного сына или дочери, а тем более жены, собирался семейный совет. При нарушении этого правила в процесс разрешения семейного спора вмешивался претор, наблюдавший за нравами.

Характер семьи определял собою и характер древне-римского родства. Единство семьи создавалось единством власти.

Лица, находившиеся под властью одного домовладыки, признавались агнатами, а такое родство называлось агнатским.

После смерти paterfamilias его семья разделяется на несколько новых семей, но юридическая связь между ними не порывается, они остаются по отношению друг к другу агнатами.

С развитием преторского права некоторое юридическое значение придается и родству по крови — когнатскому.

В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед. Впоследствии Юстиниан своими Новеллами вовсе уничтожил значение агнатического родства, в частности, перестроив всю систему наследо­вания на основе кровного, когнатического родства.

Различалось когнатское родство по прямой и боковой линиям. Прямая линия обозначала нисходящее или восходящее родство одного лица от другого (дед, отец, сын, и наоборот).

Боковая линия объединяла лиц, имеющих общего предка (брат, сестра, дядя, племянник).

2. Правовые отношения между супругами

В Дигестах Юстиниана юрист Модестин определил брак как союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права.

Римскому праву было известно два вида брака: cum manu и sine manu.

При браке cum manu жена как в личном, так и имущественном отношении попадает под власть мужа (или его paterfamilias), занимает в семье место дочери. Она делается агнаткой мужа и всех его родственников, становится юридически чужой своей прежней семье.

Уже в эпоху Законов 12 Таблиц стал намечаться брак иного характера. К семейным отношениям своеобразно применялся вещно-правовой институт давности (usus) сожительство в течение года давало мужу власть над женой. Так вот, Законы 12 Таблиц отмечали, что жена может воспрепятствовать такому установлению власти, прервав течение давности удалением из дома мужа на три ночи. Таким образом, брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, сохраняя свое прежнее положение в старой семье. Дети от такого сожительства считались законными; они подлежат власти отца и входят в его семью как агнаты.

Впоследствии появляется брак sine manu. Долгое время оба вида брака сосуществуют, но уже во второй половине республики брак sine manu делается преобладающим.

Возникнув из простого брачного сожительства для избежания установления власти мужа, новый брак заключается путем простого брачного соглашения, за которым следует привод жены в дом мужа, сопровожда­емый различными бытовыми обрядами.

Этот брак мог быть прекращен свободным желанием одного из супругов. Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось.

В конце республики, под влиянием общего морального распада, произошли серьезные изменения и в семейном праве. Нормальным явлением стал разврат вне и в семье, свобода разводов, отказ от рождения детей.

В связи с этим император Август издал ряд законов, предусматривающих следующее:

1) ответственность за прелюбодеяние, наказанию подвергаются не только непосредственные виновники, но и попустители: муж и отец виновной жены;

2) все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины от 20 до 50 лет должны состоять в браке и иметь детей. Лица, не состоящие в браке, полностью лишаются наследственных прав по завещанию; а состоящие в браке, но не имеющие детей, могут получать только половину. Чтобы не считаться бездетными, мужчинам достаточно 1 ребенка, женщинам - 3;

3) развод без основательной причины влечет для виновной стороны имущественные потери.

От брака отличалась такая форма сожительства мужчины и женщины, как конкубинат. Оно признавалось законом, если было сопряжено с брачными намерениями обеих сторон и если ни одна из них не состоит в законном браке. Дети, рожденные от конкубината, хотя и не являлись законными, но отличались от незаконных детей.

Особой формой брака являлся брак между перегринами. Римское право не регулировало отношения супругов в таком браке, к ним применялось право перегринов.

Закон не предусматривал каких-либо ограничений для вступления во второй брак после прекращения первого.

Вдова, вступающая во второй брак, должна была соблюсти траурный год (10 месяцев) со времени прекращения первого. Это было направлено на устранение проблем при определении отца ребенка, если он родится в течение 10 месяцев после прекращения первого брака.

Однако, несоблюдение траурного года не делало недействительным второй брак, вдова только ограничивалась в некоторых правах (например, наследственных).

По законам императора Августа, вдовы должны были вступать в новый брак в течение двух лет после смерти мужа, разведенные – через 18 месяцев.

studfiles.net

Как была организована семья в Древнем Риме: italia_ru

Опубликовано на портале Италия по-русски

В Древнем Риме "расширенные" семьи являлись мощным инструментом власти.

Они сопровождали историю Рима на протяжении всей ее республиканской фазы и даже императоры обязаны им очень многим. Поговорим о "gentes", самых древних и наиболее аристократических родaх Вечного города, тех, которые могли с точностью отследить свое благородное происхождение. Некоторые утверждали, что римские "джентес" являлись прямыми потомками полулегендарных племен, которые III веке н. э собрались вокруг семи холмов, на берегу Тибра.

Несмотря на все старания современной науки, до сих пор ученым полностью не удалось выяснить родовую теорию римлян. Достоверно известно, что в римских "джентес" господствовало признание происхождения и принадлежности к роду по мужской линии. Итак, членами семьи считались только те лица, которые могли доказать, что по мужской линии они произошли от признанного всеми родоначальника. Если человек мог со стопроцентной точностью выстроить всю свою родословную, из которой вытекало, что он является потомком родоначальника по мужской линии, он назывался "agnatо"; те же, кто не был в состоянии доказать родства, однако по общему признанию вел происхождение от одного из мнимых предков рода, звался "gentiles". Самые древние римские роды и семьи были исключительно патрицианскими, так как изначально плебеи, считавшиеся пришлым населением Рима, не имели родового устройства. Поэтому именно патриции составляли древнеримскую знать 

Каждый древнеримский род включал в себя несколько семей - "Familiae". Римская семья была построена по расширенному типу: она включала в себя "домовладыку", его жену, детей и его родственников, а также слуг, рабов и и клиентов (clientes) - абсолютно чужих семье людей, связанных с ней некими обязательствами.

В Древнем Риме наличие семьи и детей являлось главной целью существования любого гражданина, при всем при этом отношения в семье не регулировались никакими республиканскими законами, а подчинялись античным традициям.

Из каких же членов состояла римская семья патрициев?

1. Домовладыка (Pater Familias)

Глава и кормилец семьи звался "домовладыкой". Он был бесспорным авторитетом римского патриархата, его воле должны были подчиняться все члены семьи - от детей и жены до других родственников. Власть хозяина дома была безграничной: он мог по своему расчету и желанию отдать дочерей замуж (а в Древнем Риме браки заключались, по большей степени, лишь из политических или финансовых интересов), а потом также по желанию развести их, ему позволялось продавать детей в рабство, кроме прочего он имел возможность решать, признавать или не признать своих детей.

Сыновья в римских семьях были настолько же дискриминированы, как их сестры, ведь власть домовладыки - Patria potestas - распространялась на взрослых сыновей и их семьи, лишь когда умирал их отец сыновья становились полноправными главами своих семейств.

Домовладыка единолично владел всем недвижимым и движимым имуществом семьи, при этом, даже женившись, его сыновья оставались бесправными в своей основной семье. При жизни отца никто, даже сыновья, не имели права владеть и распоряжаться какой-либо собственностью.

Именно домовладыка в патрицианских семьях передавал членство в роду.

Что касается браков, то до периода поздней Республики в Риме практиковали тип брака "cum manu": он заключался в том, что девушка, вступая в брак, попадала под власть главы семьи мужа. Позже этот форма брака изменили на "sine manu": здесь жена не принадлежала семье мужа, а оставалась во власти отца.

2. Женщины и Матроны

Матрона (matrona) была женой домовладыки, зачастую, фактически более влиятельной чем ее муж. Матрона имела большие права, по сравнению с ее же детьми и другими членами семьи, так как на неё возлагались обязанности по ведению хозяйства. Зависимость матроны от мужа ограничивалась имущественными отношениями: она не могла владеть и распоряжаться имуществом без разрешения хозяина дома.

Римские матроны были уважаемы и хорошо принимаемы вокруг: они были вхожи в общество, ездили в гости, принимали участие в торжествах и приёмах. 

Что касается девушек на выдание - дочерей - они имели свое собственное приданое, но, как дочери и сестры должны были подчиниться воле домовладыки.

Женщины даже после замужества оставались членом своего рода, причем брака в нашем понятии в Древнем Риме не сущестовало. Брак римлян был похож на современное сожительство: жена в любой момент могла по воле отца оставить своего мужа и возвратиться к себе домой.

До формального заключения брака в Древнем Риме молодых обручали и именно в этот момент жених и невеста произносили брачные клятвы. Клятва в Древнем Риме была похожа на современную: "Согласен ли ты..." у церковного алтаря: невесте и жениху задавали вопрос, обещают ли они заключить законный брак, на что каждый из них отвечал утвердительно. В этот момент жених дарил будущей жене кольцо, надевая его на тот же палец, где его носят современные итальянцы - безымянный левой руки, а также монету.

На римских свадьбах одну из главных ролей играла распрорядительница торжества - благородная дама, которую уважали семейства брачующихся. Она приводила невесту в "зал росписи", а затем передавала ее жениху. 

Церемония бракосочетания. Фото Corrillasi

После заключения брака новобрачные отправлялись в дом родителей девушки на пир. По завершению пира распорядительница снова отдавала молодую жену мужу, та же по традиции должна была театрально стонать и плакать, что символизировало нежелание девушки уходить из родного дома, где отец настолько хорошо к ней относился.

3. Слуги

Слугами семьи могли быть даже родственники главы дома, но чаще всего это были отпрыски слуг, прислуживавших роду в течение нескольких поколений, или вольноотпущенники (освобожденные рабы). Они были полностью зависимы от Pater Familias.

4. Клиенты (Clientes)

У клиентов, входящих в римские семьи, не было кровных уз с семьей. Это были нуждавшиеся в покровительстве люди (обедневшие или потерявшие родовые связи), которых богатые патриция втягивали в дела семьи. В силу полученных от глав семей (фамилий) милостей, клиенты выполняли определенные обязательства, важные для влиятельных патрициев: сопровождали своего покровителя на Форум, обеспечивали голоса на выборах и служили на войне под его началом. Немудрено, что патриции желали привлечь как можно больше клиентов. Что касается последних, то их обязательства перед патроном фамилии передавались даже по родству - после смерти отца его дети становились клиентами покровительствующей семьи.

Клиенты и патер. Фото Circolo dei Saggi

5. Дети

Празднования, связанные с рождением нового члена семьи, открывались на восьмой день после его рождения и длились трое суток. После родов к роженица приходил ее отец (патрон) и определял судьбу малыша: признавал членом семьи, приказывал убить либо бросал на произвол судьбы. Если домовладелец принимал малыша, его принимал отец: именно он давал имя младенцу. 

После счастливого события в дом приглашали гостей, которые несли дары малышу: как правило, это были разнообразные амулеты, защищавшие от злых духов.

Долгое время, до правления Октавиана Августа, римских новорожденных не регистрировали. Только когда дети достигали совершеннолетия и получали право носить белую тогу, они становились гражданами Рима и попадали в список граждан.

Октавиан ввел закон регистрировать новорожденных в течение месяца с даты рождения в храме Сатурна, в римской канцелярии.

[block:views=catalog_block_nearest-block_1]

Фото Focus.it

Источник: Портал "Италия по-русски"

italia-ru.livejournal.com

Брак и семья в Древнем Риме.

                  Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода, для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.

Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи

ПРАВА ОТЦА

      Глава семейства – отец беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только мать и отец, но и незамужние дочери, сыновья, их жены и дети.Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.

Власть отца распространялась на всех членов фамилии.

Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.

        При рождении ребенка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребенка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.

          От начала древнего Рима и до падения империи глава фамилии имел право осуществлять телесные наказания, иногда оканчивавшиеся смертью провинившегося. Он же мог выгнать на улицу нежеланных детей, обвинив их, например, в уродстве. Супруга не имела права голоса и перед лицом закона не могла оспаривать решения мужа.

Античная римская фреска («Свадьба Альдобрандини», 20-10 года до н. э.) с изображением подготовки к свадьбе. Сама Венера посвящает невесту в тайны брака

      Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право, распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской Империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.

 Семья императора Септимия Севера  

ПРАВА ЖЕНЩИНЫ      

           В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйство. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.

     Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.

Рельеф саркофага супружеской пары

УСЫНОВЛЕНИЕ

                Если детей от законных браков не было, римлянин прибегал к усыновлению, с тем чтобы имя рода и его имущество не канули в Лету. Кровь не играла определяющей роли даже в семейных отношениях. Приемный ребенок становился равен кровному. В этом смысле Рим «усыновлял» покоренные народы, как отдельный римлянин мог усыновить чужого человека и наделить его правами наследника.

       БРАКИ

            Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12 летнего возраста, а юношу с четырнадцатилетнего.

Римское право предусматривало две формы заключения брака:

  1. Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.
  2. Женщина после замужества оставалась членом старой семьи, при этом претендовала на наследство семьи... Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.

   ОБРУЧЕНИЕ

       Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми.

 

        Богачи предпочитали торжественный ритуал с принесением жертвы в присутствии десяти свидетелей. Это был патрицианский брак, почти исчезнувший к началу империи. Чаще встречалась «покупка» жены, когда будущий муж в присутствии пяти свидетелей вручал тестю выкуп за невесту.

       Со времен империи восторжествовала универсальная форма свадебного обряда, которому предшествовала помолвка в доме отца невесты. В День свадьбы приносилась жертва, над которой молодые произносили трогательную формулу: «Где ты, Кай, там и я, Кайя», — и соединяли руки.

            Жених вручал будущей жене монету, как символ заключенного между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.

Свадебный обычай жених переносит невесту через порог своего дома.

 

СВАДЬБЫ

         На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице – женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа... Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу…

РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

       Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребенка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребенка от злых духов.

       Регистрировать ребенка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.

       Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребенка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождения и право гражданства.

ОБУЧЕНИЕ

      Мальчика и девочку начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.

     Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.

На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праву и литературных произведениях.

Церемония бракосочетания: новобрачные подают друг другу правую руку

      В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.

За границей образование получали преимущественно в Афинах , на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах.

В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

 

      Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почетным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в 1 веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.

       Грамотный раб стоял дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы.

       Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.

Источники.

http://www.historie.ru/civilizacii/rimskaya-imperiya/90-semya-i-brak-v-rimskoy-imperii.html

http://prioslav.ru/refb29

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/622192

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BA_%D0%B2_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%​D0%BC_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B5

maxpark.com

Семья в Древнем Риме

Помимо обязательств из договоров. Законы XII таблиц знают, конечно, и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще-воровства, потравы и др. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом -со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака-»сине ману»то есть «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака-сине мануженщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном браке»). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно браку сине ману было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как «правильные»формы брака все более захиревали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатом по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

www.librero.ru

Римская семья – эволюция семейных отношений — журнал "Рутвет"

Содержание:

  1. Римская семья – это отношения на базе двух видов родства
  2. Виды римской семьи
  3. Римская семья – нравы и религия
  4. Римская семья – нравы и религия, презентация обществу неизвестной формы брака

История семейных отношений имеет свое развитие, и каждая эпоха имела свои особенности семейных структур и порядков. Очень интересной в этом отношении является институт римской семьи, нравов, существовавших в то время, ведь те или иные традиции имеют прямое отношение к современности. На примере срезов исторических эпох мы можем увидеть, отчего и почему обычаи стали именно такими, какие они есть и сейчас, или отчего произошли те или иные изменения. Римляне имели довольно организованную государственную структуру со своими законами, и понятие отношений в семье, да и просто ее создания, также входило в круг, очерченный законностью. 

Римская семья – это отношения на базе двух видов родства

Как структурная единица общества, римская семья могла иметь не одну законную форму. В так называемый доклассический период она была патриархальной. Это значило, что в ее состав входили все потомки старейшего предка мужского пола, также в их числе были дети, жены и рабы. В смысле экономики основой такой единицы являлось натуральное хозяйство. 

Интересным фактом будет и то, что в Древнем Риме существовало два вида родства: 

  1. агнатское;
  2. когнатское. 

Агнатским родством называлось такое, при котором все подчинялись старшему предку, называясь при этом родственниками, а наличие уз крови не имело значения. Принадлежащие к такой семье люди назывались агнатами. Девушка, вышедшая замуж, утрачивала родство со своей прежней родней, вплоть до потери всех юридических прав и полностью переходила под власть нового патриарха. Происходило это потому, что наличие факта кровного родства не имело никаких юридических последствий. Глава такой семьи имел неограниченную власть над своими родственниками, мог наказывать их и награждать как ему было угодно, ведь закон совершенно не ограничивал его ни в каких областях по отношению к агнатам. Главной целью было рождение детей, сохранение благосостояния на должном уровне. Если в доме были проблемы с рождением детей, можно было прибегнуть к усыновлению. 

Но со временем ситуация изменилась, и теперь уже кровные узы стали иметь решающее значение для семьи, и когнатское родство стало доминирующим, а потом и вовсе заменило собой агнатское. Когнатское родство включает в себя такие понятия как линии и степени. Лиц, имеющих непосредственное происхождение друг от друга, объединяет прямая линия. К боковой линии относятся члены семьи, имеющие общего для них предка. Также имело место быть такое понятие как свойство – этим понятием определялись внутрисемейные отношения между родственниками мужа и жены. Эти понятия определяли возможность или невозможность заключения браков, ведь при высоких степенях родства или свойства браки были запрещены. 

Виды римской семьи

Римская семья могла иметь несколько видов, предусмотренных законом:

  1. Брак с властью мужа – в этом виде союза супруг имел неограниченные права по отношению к супруге, вплоть до жестоких физических расправ и летального исхода. Если супруг находился под властью домовладыки (патриарха), то эти права принадлежали патриарху. Женщина в этом случае была совершенно беззащитна, она могла ожидать чего угодно, даже такая участь, как рабство, могла не минуть ее. Дети также подпадали под эту власть.
  2. Брак, при котором женщина не подпадала под мужнину власть, а оставалась подвластной своему агнату. При имевшейся у женщины самостоятельности последняя также не утрачивалась. В данном случае задачей женщины было создание семьи и продолжение рода как таковое.

В этом видео представлена информация о быте и нраве Древней Греции и Рима, а также особенностях семейных отношений в этих древнегреческих государствах.

Римская семья – нравы и религия

Оба вида союзов могли быть заключены на законных основания лишь тогда, когда оба желающих заключить брачный союз имели для этого законные основания. Дети, рожденные в таком браке, считались абсолютно правоспособными и принадлежали к гражданам. Будучи законным супругом, последний давал своей половине свою фамилию, она относилась теперь к его сословию, но по прежнему была очень от него зависима, ведь по первому требованию мужа жена должна была покинуть место, в котором находилась, и быть там, где будет угодно главе семьи. Со временем римским законом было декларировано то, что нужно достойно относиться к женам, и мужья потеряли право распоряжаться жизнью и судьбой жены. Браки, неподкрепленные законом, рассматривались как сожительство, а дети, появившиеся на свет благодаря таким союзам, законных прав не имели.

Существовало три вида поступления под власть супруга: давность, жертвенный хлеб, купля. При давностном способе под власть мужа поступала женщина, в течение года исполнявшая супружеские обязанности. При купле это происходило посредством манципации, имитирующей продажу: для этого требовались свидетели в количестве пяти человек, относящихся к гражданам с наступившим сроком совершеннолетия, и медные весы с весовщиком. Для устранения чьей-либо власти над женщиной мог быть проведен ритуал, называемый коэмпацией. При совершении этого ритуала те, над кем он был проведен, не относились к рабам, чего нельзя сказать о ритуале манципации. 

Брак мог прекратить свое существование по нескольким причинам. Это могла быть смерть, заключение в тюрьму, развод. Процедура развода была довольно легкой: достаточно было письма, в котором супруг сообщал счастливой супруге о том, что он желает прекратить брак. Случалось, что римляне обменивались женами, а происходило это оттого, что детская и женская смертность были высоки, незазорным было жениться на женщине, уже носящей под сердцем ребенка, ведь в этом случае потомок был практически гарантирован.

Римская семья – нравы и религия, презентация обществу неизвестной формы брака

Существовала интересная формулировка по отношению к сожительству. Называлась эта форма конкубинат. Конечно, конкубинат не мог считаться законным браком, ведь были нарушены многие условности для заключения истинного: отсутствие формальностей, несоответствие сословного положения мужчины и женщины, одновременность законного брака и конкубината, отсутствие мужниной власти, отсутствие статуса, бесправность потомства.

Родственники и отношения молодой семьи после свадьбы с ними: как избежать проблем?

Измены мужа: как женщина может узнать об обмане?

В этом видео показана интерсная познавательная передача о правах женщин в Древнем Риме. Не забывайте делиться советами, оставлять свои вопросы и комментарии к статье. 

www.rutvet.ru

СЕМЬЯ И БРАК В ДРЕВНЕМ РИМЕ Выполнила студентка

СЕМЬЯ И БРАК В ДРЕВНЕМ РИМЕ Выполнила: студентка II курса I группы Янтурина Регина Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи

• Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его "исключительным достижением" римского народа. • Во- первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui - "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный". • Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластнымисвязь когнатическая, а связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias , а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. • Третья особенность заключалась в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные.

• Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium — брак, от лат. mater — мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. • Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви. • Авторы времён Римской империи придерживались мнения, что республика была периодом расцвета римского брака, так как мужчины строго следили за моралью и поведением своих жён. • В Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.

• Рим знал целых три формы брака, каждая из которых отличалась рядом юридических особенностей, и крайне простой развод. Иногда, чтобы расстаться, достаточно было письма, в котором муж сообщал жене о желании расторгнуть их отношения. Все члены семейства беспрекословно подчинялись отцу. От начала древнего Рима и до падения империи глава фамилии имел право осуществлять телесные наказания, иногда оканчивавшиеся смертью провинившегося. Он же мог выгнать на улицу нежеланных детей, обвинив их, например, в уродстве. Супруга не имела права голоса и перед лицом закона не могла оспаривать решения мужа. • Типичная римская семья собирала под одной крышей три поколения потомков одного отца с женами и детьми, а также рабов и вольноотпущенников, сохранявших имя семьи хозяина. В среде аристократов женатые сыновья покидали дом отца, поскольку средства позволяли им жить отдельно. Однако все их имущество считалось собственностью отца и переходило к ним только после его смерти.

Брак «cum manu» Брак «sine manu» Церемония бракосочетания: новобрачные подают другу правую руку

• В фиктивный брак вступали, например, бедные мужчины за плату, и это, возможно, было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о незамужестве и получить неограниченную свободу. Фиктивный брак упоминается Сенекой в книге о браке, а Тертуллиан пишет о терпении «купленных мужей» . • Заочный брак. Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа. Жениться на отсутствующей невесте было невозможно, так как для этого «необходимо введение (жены) в дом мужа, как бы в брачное жилище, а не (мужа) в дом жены» [52]. Заочный брак (так и не ставший фактическим) обязывал женщину оплакивать мужа, если тот погибнет. • Конкубинат (лат. concubinatus) встречался в зажиточных семьях высшего сословия, а также в других слоях населения. Так, женщины в сенаторском сословии иногда жили в конкубинате с вольноотпущенными мужчинами, так как в случае заключения брака она теряла свой статус (по той же причине сенаторы жили с вольноотпущенными женщинами в конкубинате). Такую форму «брака» можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и вольноотпущенниц.

• Древнеримский юрист Марциан так писал о конкубинате: • Находиться в конкубинате может и вольноотпущенница другого лица, и свободнорождённая, и, главным образом, такая (женщина), место рождения которой неизвестно или которая продавала своё тело. Если же кто-либо предпочтёт иметь конкубиной женщину честной жизни и свободнорождённую, то это не разрешается без заявления перед свидетелями. Но необходимо или взять эту женщину в качестве жены, или же при отказе от этого вступить с ней во внебрачную связь

• Браки в Риме заключались сравнительно рано. Девушкам начинали подыскивать женихов с 12 лет, после 16 они уже считались перестарками. Юноши первый раз женились около 18 лет. Поскольку роды часто приводили к смерти женщин, то в среднем римлянин женился два-три раза. Свадебный обряд зависел от имущественных возможностей семьи. • Рабы древнего Рима, а зачастую и бедняки не вступали в юридически оформленный брак, довольствуясь устным договором. Через год совместной жизни женщина по обычаю входила в семью мужа. • Богачи предпочитали торжественный ритуал с принесением жертвы в присутствии десяти свидетелей. Это был патрицианский брак, почти исчезнувший к началу империи. Чаще встречалась «покупка» жены, когда будущий муж в присутствии пяти свидетелей вручал тестю выкуп за невесту. Со времен империи восторжествовала универсальная форма свадебного обряда, которому предшествовала помолвка в доме отца невесты. • В день бракосочетания приносилась жертва, над которой молодые произносили формулу: «Где ты, Кай, там и я, Кайя» , — и соединяли руки.

• Детская, как и женская, смертность была очень высока. Из новорожденных выживала примерно треть. Из этого числа только каждый второй дотягивал до 20 лет. Подчас, несмотря на все старания главы фамилии обзавестись наследниками, семья оказывалась бездетной. Поэтому римляне пускались на хитрости, которые в позднейшие эпохи назвали бы аморальными. Иногда они обменивались женами: по дружбе или за деньги уступали плодовитую супругу в другую семью. Порой женились на уже беременных женщинах, чтобы точно получить потомка. Каждый родившийся ребенок не считался автоматически членом семьи, а становился им только после получения имени: мальчики — на восьмой день, а девочки на девятый. Таким образом, наименование — перенесение на человека имени и связанной с ним совокупности социальных и имущественных прав выступало как событие крайне важное. Оно определяло будущий статус гражданина.

• Римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были другу агнатами. • Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме).

• Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака-"сине ману"-то есть "без власти мужа". В этой форме брака-сине мануженщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. • С течением времени именно браку сине ману было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. • Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности. • Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью. • Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.

• Цицерон в одном из писем писал, что считает жизнь холостяков самой прекрасной на свете, а греческий философ II века Секунд (лат. Secundus) на свой же вопрос, что такое женщина, отвечал, что это «порча мужчины, ненасытное животное, оплот уничтожения, гибельная гадюка. Возможно, в глазах критиков жизнь женщины, чья роль отличалась от традиционной, ограниченной домом и детьми, казалась уже скандальной. Всё же образы и истории женщин в произведениях римских писателей не выдуманы, и некоторые женщины своим распутством отчасти создали атмосферу интриг и неспокойствия в обществе. • Римскими поэтами и писателями также восхвалялся идеал толерантной женщины, не «мешавшей» любовным похождениям мужа. • Выдающийся римский юрист Домиций Ульпиан считал неправильным, что муж вправе требовать от жены моральных добродетелей, которым сам не соответствует. • Во время принципата идея об ограничении женских инстинктов сменилась представлением о возможности воспитания жены. Брак, таким образом, стал выполнять и педагогическую функцию, поэтому также ценилась жена, которая не только подчинялась мужу, но и была способна принять другую «форму» , то есть измениться.

• Гай «Институции» • Культура Древнего Рима / Ю. К. Колосовская и др. • Топчиян, Ю. А. Брак и семья в восприятии римлян республиканского периода

present5.com