В древней руси муж. Создание семьи в Древней Руси — тощих в жены не брать…
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как на Руси относились к бракам, где муж младше. В древней руси муж


Как на Руси относились к бракам, где муж младше

В наше время отношения, где мужчина моложе женщины, не редкость, хотя общество, как правило, смотрит на это не слишком положительно. А как обстояло с этим дело на Руси в старину?

Почему на Руси были приняты ранние браки?

В Древней Руси брачный возраст определялся исходя из норм византийского права и соответствовал 15 годам для юношей и 13 – для девушек. Однако эти нормы часто нарушались, особенно если речь шла о людях знатного происхождения. Так, известно, что князь Юрий Долгорукий женился на 11-летней девочке. Новгород-северский князь Игорь Святославич женил своего сына Святослава в 11-летнем возрасте. Владимирский князь Всеволод Юрьевич женил сына Константина в 9 лет.

Еще один владимирский князь Михаил Юрьевич выдал замуж свою дочь Елену в три года. Дочери киевского князя Святополка Изяславича и суздальского князя Всеволода Большое Гнездо были выданы замуж в 8 лет. Черниговский князь Ростислав Михайлович устроил брак своей дочери Аграфены в 9 лет.

Столь неестественно ранние браки заключались прежде всего по политическим причинам. Это было связано с необходимостью скрепить отношения с тем или иным знатным соседом ради получения экономической и политической выгоды. Супружескую жизнь венчанные дети начинали вести только при достижении половой зрелости.

Далеко не всегда при этом муж и жена были ровесниками, или муж старше жены. Если этого требовали политические интересы, то на разницу в возрасте смотрели сквозь пальцы. Так, Петр I был тремя годами моложе своей первой супруги Евдокии Лопухиной. На момент заключения брака ему было 16 лет, а ей 19. Брак устроила мать Петра, царица Наталья Кирилловна, урожденная Нарышкина.

Особенности крестьянского брака

В 1830 году император Николай I издал указ, согласно которому для девушек брачный возраст устанавливался с 16, для юношей – с 18 лет. Во второй половине XIX столетия большинство русских девушек вступали в брак в 17—20 лет, парней — в 19—21 год. В крестьянской среде с женитьбой старались не тянуть, когда дети «входили в возраст». Опасались, что, став постарше, парень выйдет из родительской воли и приведет в дом неугодную жену. Юная невестка-полуребенок также была более желательна, чем девица в годах, ее легче было приучить к послушанию в семье мужа.

В крестьянских семьях старались, чтобы разница в возрасте между молодыми не превышала двух-трех лет. Браки, неравные по возрасту, были нежелательны прежде всего из-за вероятности раннего вдовства: «Лучше семь раз гореть, чем один раз овдоветь».

Браки, когда муж был на 10-15 и более лет старше жены, являлись среди крестьянства сравнительной редкостью и осуждались. Зато к случаям, когда жена была на несколько лет старше мужа, относились вполне лояльно. Дело в том, что от жены требовалось овладеть определенными хозяйственно-бытовыми навыками, вследствие чего девушки порой задерживались в родительском доме. В молодой видели прежде всего работницу.

Наверное, все прекрасно помнят строки из пушкинского «Евгения Онегина», где няня рассказывает Татьяне Лариной:

«Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет».

По-видимому, в семье будущего мужа просто не хватало рабочих рук. Иначе как объяснить, что в случае с Ваней не стали ждать даже ранее установленного 15-летнего возраста?

Наши дни: по любви и по расчету

На рубеже XIX—XX веков брачный возраст повысился, так как в 1874 году была введена всеобщая воинская повинность. Все пригодные к военной службе мужчины должны были проходить ее по достижении 21 года. Длилась служба от 3 до 6 лет. Соответственно молодой человек мог позволить себе жениться только в возрасте 24-27 лет. В связи с этим и женщины стали вступать в брак позднее.

Постепенно выросла и продолжительность жизни, да и быт стал не таким тяжелым. Поэтому необходимость в раннем заключении браков и в женах-работницах становилась уже не такой острой. Так мы пришли к сегодняшней норме, когда браки заключаются либо сообразуясь с чувствами, либо с финансовым расчетом, а на разницу в возрасте смотрят несколько иначе, чем сотни лет назад.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Каких женщин боялись мужчины на Руси

На Руси мужчины с опаской относились к трем категориям женщин: не подходившим под бытовавшие тогда стандарты женской красоты, слишком умным, «ведающим», и тем дамам, которые проявляли мужские качества. Все эти параметры в древней Руси имели не типичные для современности характеристики.

Во многом они определялись главенствующей ролью мужчины в славянском обществе, церковными догмами и состоянием медицины.

Внешние качества

Проживание в средней полосе, где климат достаточно суров и зимы очень холодны, диктовало определенный рацион питания. Пища наших предков была богата жирами и углеводами, которые дают много калорий и помогают выжить в особенно студеные зимы. Вполне естественным было то, что при таком меню люди обладали крепким телосложением. Русские женщины в большинстве своем были полными, с крупными бедрами, животом и тазом.

Полнота воспринималась славянами как признак отменного здоровья. Худая девица казалась им больной, даже увечной. Предки не считали ее способной стать матерью, выносить и выкормить большое количество детей. Это было серьезным недостатком, который отталкивал от очень даже миловидной представительницы прекрасного пола. Мужчины обходили ее стороной и нередко за глаза называли «ведьмой».

Умственные способности

К категории «ведьм» относили и умных женщин, умевших лечить травами, произносить разные заклятья и заговоры. К ним все поголовно бегали лечиться и советоваться, когда прихватывал зуб или нужно было приворожить какую-то красивую девицу или парня. Но их же и боялись за эти знания.

Славяне, не понимавшие истинной природы многих вещей и связывавшие обычные явления с вмешательством потусторонних сил, и «ведуний», «ведьм» относили к людям, знавшимся с нечистой силой. Из подозревали в коварстве и других смертных грехах. Славянские мужчины боялись, что ведьма может не только избавить от болезни, но и наслать ее. Таких женщин обходили стороной. Ведуньи нередко и селились где-то на окраине деревни или даже в лесу, чтобы реже попадаться людям на глаза.

Мужское поведение

Самым большим смертным грехом женщины славянские мужчины считали покушение на их главенствующую роль в обществе. И девицы, и замужние бабы на Руси в большинстве своем были кроткими, скромными домоседками. Так женщину воспитывали с самого детства. Ее задачей было ведение домашнего хозяйства, рождение детей и беспрекословное подчинение мужу. Никакой роли в общественной жизни женщины не играли.

Но иногда появлялись дамы, не соответствовавшие этому стандарту. Они могли демонстрировать смелость, высказывать свое мнение, отстаивать свои права. Все это считалось «мужским» поведением, не соответствовавшим женскому предназначению. Женщин, которые осмеливались вести себя как мужчины, последние не понимали и потому боялись.

Ярким примером такой славянки можно считать княгиню киевскую Ольгу. Она вела себя как мужчина: мстила, наказывала врагов, сама решала, за кого пойдет замуж, а за кого нет. Для того времени это было вызывающим, а потому странным и даже страшным поведением.

В древнерусском обществе только мужчинам полагалось быть мстительными. Для них это было нормой поведения. Женщина, способная жестоко отомстить за убийство мужа, уничтожив несколько посольств других племен, вызывала страх. Естественно, перед ней дрожали не только враги, но и собственные бояре и прочий придворный люд. Ольга была злопамятной и непредсказуемой, а для тогдашних мужчин ничего страшнее такой женщины и придумать было нельзя.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Создание семьи в Древней Руси — тощих в жены не брать...

Создание семьи — ответственное занятие. Если сегодня мы живем в цивилизованном мире и придерживаемся определенных правил морали, то в далекие времена все было по-другому.

Сегодняшние женщины изо всех сил стараются быть стройными, ведь именно таких любит большинство мужчин. Но если бы мы вдруг перенеслись во времена крестьянской Руси, то на худосочную барышню никто бы даже не обратил внимания, отдав предпочтение розовощекой пампушке. Да, мужчинам, кстати, тоже пришлась бы по душе жизнь в том времени, ведь раньше на Руси измена вовсе не считалась прелюбодеянием, а была всего лишь блудом.

Читайте далее, и вы узнаете о других особенностях супружеской жизни Древней Руси.

Тощих в жены не берут

Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. В те времена мужчины совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Также сваты в те времена боялись взять «ялицу», то есть бесплодную девушку. Считалось, что худые девушки не смогут забеременеть или выносить ребенка. У них зачастую узкий таз, поэтому в древности они часто умирали при родах либо же погибал ребенок. Так или иначе, худобу наши предки считали признаком уродства, вырождения.

На щечке родинка, а в глазах любовь…

Сейчас родинка на щечке — синоним красоты, а раньше обладательниц таковых замуж не брали. Любые отметины на теле — большие родимые пятна, родинки — считались серьезными недостатками для будущей невесты. Наличие небольшой царапины, болячки и даже насморка могло поставить под угрозу будущее замужество девушки. В связи с этим невесту старались никому не показывать и все царапины, ушибы залечить именно перед свадьбой.

Была здоровая, стала худая

Невест перед свадьбой тщательно охраняли еще и потому, что находились «доброжелатели», которые пытались помешать свадьбе. Например, царь Михаил Федорович захотел жениться на бедной дворянке Марии, а его мать эта кандидатура не устраивала. Когда должна была состояться свадьба, невеста заболела. Причина заболевания была проста — девушка отравилась пирожными с несвежими взбитыми сливками, которые ей подсунула мать Михаила Федоровича. Хотя со здоровьем у нее все было хорошо, этот факт стал причиной расторжения помолвки. В то время в ход шло все — и колдовские заговоры, и женские хитрости.

Принарядиться на выход

Если девица не могла в одиночестве покинуть стены родительского дома, то замужняя женщина не имела права куда-либо выйти, даже в церковь, без разрешения супруга. Зато если уж покидала семейное гнездо, то при полном параде: насурьмив брови, нарумянившись и набелившись, «притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску».

Жены знатных людей ездили в закрытых каретах, обтянутых красной тафтой, где «восседали с великолепием богинь». Лошадь украшалась лисьими хвостами. Рядом бежали прислужники.

Стегать — наедине

«Домострой» (свод правил и наставлений XVI века) ввел некоторые ограничения в привычные отношения. Бить жену рекомендовалось «не перед людьми, наедине поучить» — «плеткою вежливенько побить, за руки держа». Звучал в сборнике и другой призыв к гуманности: «…ни по виденью не бите, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, никаким железным или деревянным». Потому что кто «с сердца или с кручины так бьет, много притчи от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает в утробе». Иностранцы дивились, что при всем при том «русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их — нелюбовь и нерасположение мужей к себе».

perexod.su

Древняя РУСЬ и женщины. | Мужчина и женщина: лабиринты отношений

ДРЕВНЯЯ  РУСЬ.Естественными центрами развития экономических отношений всегда выступали города. И Древняя Русь, которая уже тогда была самым крупным государством Европы, могла похвастаться их немалым количеством. В княжение Владимира Красное Солнышко городских поселений насчитывалось 25, а ко времени нашествия Батыя их было уже более 270. Видавшие виды викинги, совершавшие набеги по всей Европе вплоть до Северной Африки, называли Русь Гардарикой - "страной городов".Вообще, старая "Русская правда" уделяет большое внимание той сфере общественных отношений, которая спустя столетия станет называться предпринимательской деятельностью. В своде подробно рассмотрены такие актуальные, по сей день, вопросы как взыскание долгов с разорившихся собственников, кредитные операции, деятельность ростовщиков, которые были предтечами нынешних банкиров.Современный человек верит в антибиотики, шарообразность Земли и всесилие науки. Средневековый жил в плоском прямоугольном мире, населенном помимо людей ангелами, могучими духами, псиглавцами, амазонками, колдунами, домовыми, русалками и лешими.

  Брачный возраст, по современным меркам, наступал рано. В послании митрополита Фотия новгородцам (XV в.),  нижняя граница выдачи замуж для девочек определена — 12 лет.Судя по тому, что митрополит запрещает более раннее вступление в брак, случаи такие иногда происходили. В простонародной среде ранние браки были обусловлены хозяйственными нуждами — с появлением невестки в доме прибавлялись рабочие руки.Следуя логике летописи, мы видим, что, желая определить место Руси в мире, Нестор первым делом вписывает ее в библейскую классификацию, производящую три большие части человечества от сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета (Быт. 10, 5). Таким образом, первая координата, первый компонент самосознания летописца — отнесение Руси к «жребию Афетову».Во-первых, славяне, происходящие от Иафета и первоначально жившие на Дунае, по прошествии лет разошлись по земле и приобрели различные имена, оставшись при этом общностью, связанной единством происхождения, языка и грамоты (т. е. письменности и, может быть, литературного языка).Во-вторых, киевляне — это в прошлом поляне и, следовательно, тоже славяне, так как «поляне» — одно из «имен», приобретенных одной из частей славянской общности после расселения.

Официально крещение Древней Руси произошло в 988 году при князе Владимире Святославовиче. Но случаи крещения, как простых русичей, так и их правителей отмечены задолго до этой даты.Женщина занималась воспитанием маленьких детей, обеспечивала всех домочадцев, включая слуг, одеждой, постельным бельем и заботилась об их чистоте. Эти обязанности были у всех женщин, независимо от их социального положения. Но знатные и богатые нанимали слуг, рукодельниц, портомоек, кормилиц, мамок и нянек для детей, а бедные простолюдинки все делали сами. Но в эти женские дела мужья никогда не вмешивались, предоставляя супругам свободу действий.

Структура индивидуальной семьи в эпоху средневе¬ковья и ее внутренняя организация складывались под воздействием развивающегося христианства, и поэтому развитие семейно-брачных отношений и статус женщи¬ны в семье регулировались в значительной степени нормами христианской морали. Основу церковной концепции семьи составлял тезис о святости.Церковники методично формировали представления о морали и нравственности в семейной жизни: «Аще кому угодится добра жена, то за чужей не ходи», «не буди прелюбодеи...»; «аще которая жена отшеде мужу ея и не ждет его, за иного посягнеть любодеица есть» . Церковь активно боролась и против всех пережитков дохристианской морали, одним из которых было много¬женство, живо представленное в летописном материале. Простой люд не знал многоженства. Это явление, не став на Руси повсеместным, охватывало лишь некоторые высшие слои господствующего класса. Среди князей, имевших вторых жен и побочные семьи, отмечены Свя¬тослав, Владимир, Ярослав Галицкий ..В современном мире свобода женщин сильно раздвинула свои границы. И если в древности почиталась жена- хозяйка и мать, то сейчас некоторые женщины считают себя свободными от любых обязанностей и  норм морали.С таким вектором развития - куда придет общество?

maxpark.com

Почему мужчины на Руси были такими могучими

На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении – действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д.

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются (своеобразный нацизм).

Основным в воспитании воина является воспитание Духа, это прекрасно знали наши предки. Это знали и великие русские полководцы, например, А. Суворов, его «Наука побеждать» – плоть от плоти наследие предков.

В Восточной Руси не было специальных школ (по крайней мере нет известий об их существовании). Их заменяла практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Археологи находят много деревянных мечей, их форма соответствовала настоящим мечам. Это не нынешние пластиковые игрушки – деревянным мечом опытный боец мог противостоять врагу, вес деревянного дубового меча почти соответствовал железному. В набор юного воина также входили: деревянные копья, ножи, лук со стрелами (простой лук).

Существовали игрушки, игры, развивающие координацию движений, ловкость, быстроту – качели, всевозможных размеров мячи, вертушки, санки, лыжи, снежки и т. д. Многие из детей, особенно из знати, уже малыми детьми получали боевое оружие – ножи, мечи, топорики. В летописях описаны случаи, когда они их и использовали, убивая врага. Нож был с мужчиной с самого детства.

Вопросами существования особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему – «Славяно-горицкая борьба». Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни (Купала, день зимнего солнцестояния и другие). Одиночные кулачные бои, бои «стенка на стенку» были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не «с пелёнок».

Обучение велось и на уровне учитель – ученик, сравните: на Руси до 18 столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X-XIII века был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

В мирной жизни боевые навыки поддерживались не только народными игрищами, но и еще одной важной сферой – охотой. Это в настоящее время зверь почти не имеет шансов против человека с огнестрельным оружием. Тогда борьба шла почти на равных – когти, клыки, мощь, развитые чувства против умений человека и холодного оружия. Настоящим воином считался тот, кто добыл медведя. Представьте себя с охотничьим копьём (рогатиной) против медведя! Охота была отличным тренингом для поддержания Духа, боевых навыков, учёбой по преследованию, выслеживанию врага. Недаром Владимир Мономах в своём «Поучении» с одинаковой гордостью вспоминает о боевых походах и охотничьих подвигах.

Подведём итог: мальчика делали Воином, защитником Рода, Родины на основе психических установок (по-современному – программ), которые внедряли с рождения (и даже до рождения, т. н. предродовое обучение), традиций народных детских и взрослых игр, празднеств, постоянной практики. Именно поэтому Русы считались лучшими бойцами планеты, даже китайских императоров охраняли не бойцы их монашеских орденов и школ, а воины Русы.

Источник

naspravdi.info

История Змиевского края – Статьи – СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ § 2. «Настоящий мужчина» и «настоящая женщина»

А. Н. Поляков

СОЦИАЛЬНО-ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 2. «Настоящий мужчина» и «настоящая женщина»

(отрывки из книги «Киевская Русь как цивилизация»: Поляков А. Н. Киевская Русь как цивилизация: монография / А. Н. Поляков, Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2010. – 484 с.)

 

Стр. 336

В памяти народа Киевская Русь живёт как время великого про_

тивостояния со Степью, эпоха подвигов русских богатырей.

Там княжит Владимир Красное Солнышко, творятся пиры в

славном граде Киеве. Илья Муромец полонит Соловья разбойника.

Добрыня Никитич сражается с лютым Змеем Горынычем. Василий

Буслаев бросает вызов Господину Великому Новгороду. Герои рус_

ского эпоса — почти сплошь мужчины. Нельзя сказать, что в устном

народном творчестве вовсе нет женщин. Есть. Но они находятся на

втором плане. Таких выдающихся личностей как Илья Муромец или

 

Стр. 337

Добрыня среди них не найти. Точно такая же картина и в древнерус_

ской литературе — летописях, житиях святых, хождениях, воинских

повестях и т.п. Везде мужчина — герой русской истории. Это факт,

который невозможно опровергнуть или игнорировать, факт, с кото_

рым необходимо считаться, а главное — понимать. Какой он — муж_

чина древнерусской цивилизации, что значит для древнего русича

быть настоящим мужчиной?

Первое, что бросается в глаза — на Руси не было просто «муж_

чин». Лицо мужа определял род, к которому он принадлежал. На стра_

ницах летописей и других литературных произведений того времени

мы встречаем князей, бояр, нарочитых мужей, смердов, волхвов, по_

пов — и никогда мужчин вообще. В былинах в первую очередь осве_

домляются о «роде_племени» незнакомца (или незнакомки). Алёша

Попович, освободив из плена девушку, спрашивает у неё: «Какого ты

роду_племени? Царского аль боярского? Княженецкого аль купецкого?

Аль последнего роду — крестьянского?»42 . Князь Владимир при пер_

вой встрече с Ильёй Муромцем задаёт ему вопрос: «Ты скажи_тко,

ты откулешной, дородний добрый молодец, тобе как_то молодца да

именем зовут, звеличают удалаго по отечеству?»43 Михайло Доро_

дович, зайдя в шатёр к незнакомцу, спрашивает: « Ты удалой дород_

ний доброй молодец! Ты которого отца, которой матери?»44 . Автор

«Сказания о молодце и девице» (XVII в.) знакомит читателя с геро_

ем произведения следующим образом: «Бысть некий юноша, сын бо_

ярский, княжей племянник, велика роду, дивен удалец»45 .

В «Слове о полку Игореве» род героя раскрывает его подлинную

сущность. Полная родовая характеристика даётся уже в названии про_

изведения: «Слово о плъку Игореве, Игоря, сына Святъславля, внука

Ольгова». О деде Игоря Олеге Святославиче в поэме помещён целый

рассказ. Указанием на предков характеризуются: Боян — он внук Ве_

леса; русские князья — они внуки Дажьбога, они же внуки Всеслава и

Ярослава; ветры — Стрибожьи внуки. Владимир Мономах представ_

ляется в своём «Поучении»: «Азъ худый дедомъ своимъ Ярославомъ, бла_

гословленымъ, славнымъ, нареченый въ крещении Василий, русьскымь

именемь Володимиръ»46 . Можно вспомнить и летописный рассказ, уже

упоминавшийся выше. Под 1094 годом в летописи говорится о том,

как люди, чтобы поведать о себе, сообщали о роде своём и из какого

они города или села47 .. Перед нами не отдельные факты, а традиция,

жившая в X – XIII веках и ещё не утратившая силу в XVII столетии.

Известная русская поговорка «встречают по одёжке…» имела

вполне конкретный смысл. «Одёжка» давала первые представления__

 

Стр. 338

о том, кто пришёл в гости или на пир, или встретился в пути. «Архе_

ологические находки и синхронные изобразительные источники —

пишет О. В. Кузьмина, — позволяют предположить, что костюм муж_

чины отражал, прежде всего, профессионально_имущественные ха_

рактеристики человека и в меньшей степени зависел от возраста»48 .

Отличительным признаком скоморохов был синий кафтан. «Золо_

тые пояса» являлись принадлежностью князей и «великих» бояр.

Наборный кожаный пояс с литыми бляшками из бронзы, серебра,

золота считался едва ли не главным знаком воинского достоинства.

Показателем принадлежности к определенной социальной группе, по

всей видимости, была и шапка. На некоторых миниатюрах, отмечает

О. В. Кузьмина, княжата одеты в маленькие княжеские шапочки, а

новгородцы — в шапки с косым отворотом. Широкополые шляпы

были отличительным признаком костюма языческого жреца49 . Сле_

довательно, вопрос о «настоящем мужчине» необходимо разбить на

несколько более мелких вопросов: «настоящий князь», «настоящий

боярин», «настоящий нарочитый муж», «настоящий смерд».

В основном в древнерусской литературе присутствуют два иде_

альных образа: светский (по сути языческий) и церковный. Наибо_

лее разработанным оказался княжеский образ. Его подробно описал

Д. С. Лихачёв50 .. По словам исследователя, князь в летописи всегда

официален, все время обращен к зрителю, постоянно представлен

только в наиболее значительных поступках. Характеристика князя,

если она дается отдельно, состоит обычно из перечисления его дос_

тоинств, внешних примет и, реже, недостатков.

Образец подобных перечислений очень хорошо представлен в

одной из повестей второй половины XIII – начала XIV века. Неизве_

стный автор, вспоминая рязанских князей времен независимости

Руси, пишет: «Сии бо государи рода Владимера Святославича — срод_

ника Борису и Глебу, внучата великаго князя Святослава Олговича

Черниговьского. Бяше родом христолюбивый, благолюбивыи, лицеем

красны, очима светлы, взором грозны, паче меры храбры, сердцем лег_

кы, к бояром ласковы, к приеждим приветливы, к церквам прилежны,

на пированье тщывы, до осподарьских потех охочи, ратному делу вел_

ми искусны, к братье своей и ко их посолником величавы. Мужествен

ум имеяше, в правде_истине пребываете, чистоту душевную и теле_

сную без порока соблюдаста. Святого корени отрасли, и богом насаж_

денаго сада цветы прекрасный. Воспитани быша в благочестии со вся_

цем наказании духовней. От самых пелен бога возлюбили. О церквах

божиих велми печашеся, пустошных бесед не творяще, срамных чело_

 

Стр. 339

век отвращашеся, а со благыми всегда беседоваша, божественых пи_

саниих всегода во умилении послушаше. Ратным во бранех страшенна

ивляшеся, многия враги, востающи на них, побежаша, и во всех стра_

нах славна имя имяща. Ко греческим царем велику любовь имуща, и

дары у них многи взимаша. А по браце целомудрено живяста, смотря_

ющи своего спасения. В чистой совести, и крепости, и разума предер_

жа земное царство и к небесному приближался. Плоти угодие не тво_

ряще, соблюдающи тело свое по браце греху непричасна. Государьский

сандержа, а посту и молитве прилежаста; и кресты на раме своем

носяща. И честь, и славу от всего мира приимаста, а святыа дни свя_

того поста честно храняста, а по вся святыа посты причащастася

святых пречистых бесмертных тайн. И многи труды и победы по пра_

вой вере показаста. А с погаными половцы часто бьяшася за святыа

церкви и православную веру. А отчину свою от супостат велми без

лености храняща. А милостину неоскудно даяше, и ласкою своею мно_

гих от неверных царей, детей их и братью к себе приимаста, и на веру

истинную обращаете»51 ..

В этой монументальной характеристике, отмечает Д. С. Лихачёв,

рязанские князья обрисованы такими, какими они должны быть.

Князь красен лицом, грозен и светел очами. Его облик прост и значи_

телен52 . Идеальный образ состоит из ролевых качеств, необходимых

для выполнения княжеского долга (то, что князь должен делать как

правитель), и личностных — свойств, которыми он должен обладать

как человек. В повести механически соединены церковные и светс_

кие (языческие) достоинства, которые порой противоположны друг

другу и совмещаться на практике никак не могут: рязанские князья и

«на пировании тщивы» — и в посте прилежны; грозны — и приветли_

вы; до господарских потех «охочи» — и «срамных человек» отвраща_

ются, «пустошных» бесед не творят.

Церковь хотела бы видеть князей образцом христианской добро_

детели. Часто в источниках они такими и предстают, и только слу_

чайно до нас доходят сведения о том, что это было не совсем или не

всегда так. Роль князя предполагает, по мнению духовенства, заботу

о христианских храмах (о церквах божиих велми печашеся), борьбу

за распространение христианского вероучения (часто бьяшася за

святыа церкви и православную веру) и, что любопытно, союзничес_

кие отношения с Византийской империей (ко греческим царем вели_

ку любовь имуща). Как образец христианского благочестия князь дол_

жен сам истово верить в Бога (от самых пелен бога возлюбили), праз_

дно время не проводить (пустошных бесед не творяще), с отвраще___

 

Стр. 340

нием относиться к плотским желаниям (плоти угодие не творяще,

соблюдающи тело свое по браце греху непричасна), исполнять цер_

ковные таинства (причащастася святых пречистых бесмертных

тайн), соблюдать посты (святыа дни святого поста честно храняс_

та), носить крестик (кресты на раме своем носяща), избегать обще_

ния с язычниками (срамных человек отвращашеся, а со благыми все_

гда беседоваша). Князь в таком виде больше похож на монаха или в

лучшем случае патриарха, чем на представителя светской власти.

Если бы данный идеал и в самом деле воплотился в жизнь — вряд ли

сейчас я писал бы на русском языке.

Общество, прежде всего лучшие мужи (бояре, гриди, огнищане),

видело идеал князя совсем иначе. По мнению бояр и нарочитых му_

жей, роль князя предполагает внимательное отношение к дружине

(к бояром ласковы), щедрость по отношению к ней (на пированье

тщывы), готовность к развлечениям вместе с ней (до осподарьских

потех охочи), приветливое, можно сказать дипломатическое, отно_

шение к послам и приезжим (к приеждим приветливы). Почему? —

объясняет Владимир Мономах — «ти бо мимоходячи прославять че_

ловека по всем землям любо добрым, любо злымъ»53 . Князь должен быть

хорошим полководцем (ратному делу велми искусны) и справедли_

вым судьёй (в правде_истине пребываете). Его постоянная забота —

оборона Русской земли от врагов (а отчину свою от супостат велми

без лености храняща). Как личность князь должен быть грозен и ве_

личав (взором грозны), мудр (мужествен ум имеяше), храбр (паче

меры храбры) и красив (лицеем красны, очима светлы). Владимир

Мономах дополняет этот образ такими качествами как сила, ловкость

и стойкость. Перечисляя свои подвиги, князь рассказывает о том, как

своими руками ловил и связывал диких коней, боролся с медведем,

вепрем и лосем, много раз находясь на волоске от смерти54 . По его

словам, он не хотел тем самым восхвалять себя и свою смелость. Но,

упомянув именно эти подвиги, хотел он или нет, свою силу, ловкость,

стойкость, и храбрость он показал. Косвенно это свидетельствует о

том, что общество эти качества в князьях ценило. Такими же они пред_

стают и в «Слове о полку Игореве», что особенно важно, ибо поэма

была создана в кругах близких князьям по социальному положению

и по мировоззрению. Герои произведения проявляют силу (Всево_

лод Святославич во время боя), мужество (он же), братолюбие

(«Игорь плъкы заворачаетъ: жаль бо ему мила брата Всеволода».).

Автор называет их храбрыми (Мстислав, Игорь, Всеволод, их дед

Олег и др.), богатыми, сильными и многовоями (Ярослав Всеволо___

 

Похожие статьиПоделиться

colovrat.at.ua