Философия Древнего Китая и Индии 2 (стр. 1 из 4). Древний китай и индия
§ 9. Индия и Китай в древности
Древнейшие цивилизации долины реки Инд.
Первые поселения земледельцев» и скотоводов в Индии возникли в IV тысячелетии до н.э. в долине реки Инд. Ко второй половине III тысячелетия до н.э. здесь складывается цивилизация (Харапская цивилизация). Древнейшие индийские города поражают своими размерами. В некоторых из них проживало по 100 тыс. человек. Очевидно, эти города были центрами государств, типа египетских номов. Здания имели дна или три этажа. Из ломов грязная вода по кирпичным каналам отводилась из города. Помимо пшеницы в долине Инда выращивали ячмень, горох, дыни, а затем и хлопок.
Жители городов изобрели письменность, но расшифровать ее пока не удалось. Большинство ученых связывает эту цивилизацию с дравидами. Некоторые исследователи считают, что дравиды появились в Индии уже после строительства городов, которые были основаны неизвестными народами, может быть, родственными шумерам.
Упадок древнейшей цивилизации Индии начался примерно через 600 лет после ее возникновения. В начале II тысячелетия до н.э. гибнут первые юрода. Последние из них исчезли после 1500 г. до н.э. Причина гибели цивилизации неизвестна. Одни ученые предполагают, что постепенно ухудшался климат, другие — что Инд изменил свое течение и перестал орошать поля горожан, третьи — что на города стали наступать джунгли.
«Арийское завоевание».
Во 2 тысячелетии до н.э. часть племен ариев пришла в Иран, другая (индоариев) — двинулась в Индию. Раньше считали, что именно арии уничтожили Харапскую цивилизацию. Теперь доказало, что первые города погибли за 500 лет до прихода ариев. Тем не менее, арии вели жестокие войны с дравидами, истребляли и порабощали их. Об этих войнах рассказывается в священных книгах ариев — Ведах — сборниках гимнов в честь богов. Со временем шло слияние ариев с местными народами. Завоеватели переняли у них приемы земледелия, а те стали говорить
на языке ариев.
Варны и касты.
После прихода ариев на севере Индии образовались многочисленные государства во главе с вождями ариев — раджами. Особенностью общества ариев было его деление на варны, но основным занятиям и обязанностям — жрецы (брахманы), воины и правители (кшатрии) и скотоводы (вайшии). После прихода в Индию перегородки между "варкам" стали непроходимыми. Члены третьей варны помимо скотоводства начали заниматься земледелием и ремеслом. Появилась и четвертая, низшая варна шудр — слуг. В нее входили местные жители, признавшие власть ариев.
Позже жители Индии разделились на еще более мелкие группы по роду занятий. Эти группы называли кастами, они существовали наряду с варнами. Были касты кузнецов, ткачей, рыбаков, торговцев и т.д. Некоторые люди занимали такое низкое положение, что не входили ни в какие касты (уборщики трупов и V нечистот, палачи). Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей.
Позднее права и обязанности каждой варны были записаны в Ману. Ману — прародитель всех людей, установивший порядки на земле. Законы Ману не являлись законами о наказаниях за преступления, подобно законам Хаммурапи. Это сборник, Устанавливающий правила повеления. В законах определялись взаимоотношения членов различных варн. На первом месте стояли брахманы. Однако на деле кшатрии часто бывали гораздо могущественнее брахманов. Встречались и богачи среди ремесленников или земледельцев, и даже в варне шудр. Напротив, со временем появилось немало обедневших брахманов, ведущих нищенский образ жизни.
Индийское общество.
В долине Ганга росли ячмень, пшеница, и хлопок. Здесь впервые научились выращивать сахарный тростник. Всюду славились индийские хлопчатобумажные ткани. Громадную роль в жизни Индии играла община. Индийцам приходилось выполнять многие работы совместно: расчищать поля от тропических деревьев, строить оросительные сооружения, бороться с хищниками и т.д. Поля, каналы, плотины оставались в •совместном владении всей общины. Часто индийцы работали всей "общиной.
Индийские государства.
В середине I тысячелетия до н.э. западные области Северной Индии были завоеваны персидским царем Дарием I. В Индии усилились попытки создать сильное государство. После долгой борьбы правитель государства Магадха захватил некоторые соседние царства. Так в Индии возникла первая Держава. Развитие хозяйства в большом государстве значительно ускорилось. В IV в. до н. э. в результате переворота к власти к Магадеки пришел кшатрий Чандрагупта, основавший государство и династию Маурьев.
Наивысшего расцвета государство Маурьев достигло при внуке основателя новой династии царе Ашоке (268 — 231 гг., до н.э.). Ему удалось завоевать почти всю Индию, за исключением крайнего эга. Ашока известен не только как завоеватель, но и как мудрый справедливый правитель. Были снижены подати, отменены слишком суровые законы, приняты меры против злоупотреблений должностных лип. Открывались больницы и приюты для бедных. После смерти Ашоки началось ослабление державы Маурьев и ее распад, который ускорило нападение соседей. В I в. н.э. в области, где соприкасаются Индия, Афганистан и Центральная Азия, возникла Кушанская держава. Ее правителям удалось покорить значительную часть Северной Индии. Позже индийцам удалось освободиться от их власти. К началу IV в. н.э. в Индии существовало множество мелких государств, которые затем вновь были объединены под властью государства Магалхи.
Зарождение древнекитайской цивилизации.
Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Вначале предки китайцев населяли лишь долину этой реки. Позже они заселили долину реки Янцзы, где в древности проживали предки современных вьетнамцев, а затем и более южные земли.
Почва в долине Хуанхэ и ее притоков была очень мягкая и плодородная, но река часто меняла свое течение, уничтожала поля и смывала целые поселения вместе с жителями. Строительство дамб, плотин и каналов было необходимо не только для развития земледелия — от этого зависела возможность жизни в тех местах.
Государства Шан и Чжоу.
В середине II тысячелетия до н.э. в долине Хуанхэ проживало племя шан, которое одними из первых освоило земледелие. Шан объединило несколько племен в союз. Этот союз превратился в государство Шан (Инь) во главе с царем (ваном). Государство Шан вело ожесточенные войны с соседями. Главной их целью был захват пленных для жертвоприношений. Археологи находят захоронения с десятками тысяч обезглавленных людей.
Постепенно у соседних племен также начинают возникать зачатки государства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил другие племена для борьбы с кровавым государством Шан. Шан было уничтожено. В новом государстве Чжоу были прекращены человеческие жертвоприношения. Однако многие полезные достижения шанцев в Чжоу сохранились. Ваны Чжоу стали называть свою страну Поднебесной или Серединным царством. В начале VIII л. до н. э. Чжоу пришло в упадок. Наместники областей объявили себя ванами. лишь формально признавая верховную власть правителя Чжоу (период «множества царств»).
Объединение Китая.
В конце V в. до н. э. ваны семи царств объявили себя «сыновьями неба» и правителями Поднебесной. Началась ожесточенная борьба между ними (период «воюющих царств»). В конце концов, усилилось государство Пат, на западе Китая. В 230 — 221 гг. до н.э. его правитель разгромил шесть государств и завершил объединение страны. Он принял имя Цинь Шихуанди — первый император Цинь.
Территория государства Цинь занимала уже не только долину Хуанхэ, но и долину Янцзы, шло завоевание южных земель, в правление Цинь Шихуанди были увеличены подати с населения малейшее преступление в рабство обращали не только преступника, но и всю его семью. Рабы трудились в хозяйствах правителя и на государственных работах.
На севере обитали племена кочевников сюнну, совершавшие
опустошительные набеги на Китай. Синь Шихуанди начал строить Великую стену для защиты от них. Великая Китайская стена стала одним из грандиозных сооружений в мире. Она протянулась на 4 тыс. км. Но полной защиты от кочевников стена не обеспечила.
Государство Хань.
Восстание народа началось почти сразу после смерти жестокого Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. В 207г. до н.э. (войско под командованием старосты крестьянской общины Лю Бана захватило столицу государства. Правители Цинь были уничтожены. Возникла новая единая держава во главе с потомками Лю Бана — государство Хань.
Многие законы были смягчены, а подати снижены. Первый (период существования государства Хань стал временем расцвета (хозяйства и культуры Древнего Китая. Осваивались новые земли, (строились дамбы и каналы, росли города, торговля. Возник Великий шелковый путь, связавший Китай с далекими странами на (западе. Одной из главных задач государства оставалась борьба с племенами сюнну. Продолжалось завоевание южных земель.
Войны вели к увеличению налогов и ужесточению законов. Росла (непокорность знати. Вспыхивали восстания бедноты (восстание («краснобровых». «желтых повязок») и выступления знати. В конце (концов Ханьское государство погибло, в III в. н.э. в Китае возникли три новых царства.
Общество и управление в Древнем Китае.
Основным занятием китайцев было земледелие. Одним из главных растений стал рис. Было освоено шелководство. В Китае выращивали чай. Вначале он считался лекарством, а затем получил широкое распространение как продукт питания.
Семья считалась в государствах Чжоуи Хань основой общества. Семейные интересы преобладали над личными. Сыновья были обязаны продолжить отцовский род, а часто и отцовское занятие. В семье почитали предков.
В древних китайских государства существовал сложный и довольно совершенный порядок управления. Основы его были заложены во время преобразований, осуществленных мыслителем Шан Янши в государстве Цинь во времена «сражающихся царств». Выли (ограничены права знати, введено 12 рангов знатности. Шан Ян открыл любому человеку путь к высшим постам. Чиновники полностью подчинялись правителю. Для усиления власти вана Шан Ян боролся с почитанием родителей. Он объявил: чиновник, почитающий родителей, изменяет своему государю.
В государстве Хань но многом сохранился порядок управления, I созданный Шан Яном, но наказания за почтительность к родителям были отменены. Правители стремились, чтобы чиновники относились к ним как к споим отцам, а жители страны так же относились к чиновникам.
studfiles.net
Тест по истории древнего мира по теме" Древний Китай и Индия"
Проверочная работа 5 класс. Тема: Индия и Китай в древности.
1.Выбери правильный ответ. Выдающиеся мудрецы Индии и Китая
А) Будда и Ашока Б) Конфуций и Цинь Шихуан В) Будда и Конфуций
2. Выбери неправильный ответ. Касты в Индии
А) Брахманы Б) Буддисты В) Воины
3. Приведите в соответствие
А) Индия 1. Строительство Великой стены
Б) Китай 2. Вера в переселение душ
3. Использование бамбука как материала для письма
4. Почитание коров, как священных животных
5. Изобретение цифр, которые мы называем арабскими
6. Иероглифы
4. Вставьте вместо пропусков.
Большую роль в истории Индии и Китая сыграли великие реки. Самые многоводные реки Индии (1) ____________и (2) ______________, в Китае (3) ____________ и (4) ____________. Индийские реки берут начало в горах (6) ______________________ , китайские несут свои воды по _______________
В) Презирать бедных Г) Относиться друг к другу с уважением
6.Выберите правильный ответ. Самые известные правители древней Индии и древнего Китая
А) Будда и Ашока Б) Конфуций и Цинь Шихуан В) Ашока и Цинь Шихуан
7. Укажите, как назывались в древней Индии группы людей, обладавшие определёнными правами и обязанностями
А) Колонии Б) Касты В) Классы Г) Цехи
8. Укажите, с каким богом связывали происхождение каст в древней Индии
А) Брахма Б) Будда В) Рама Г) Ашока
9. Укажите, какой материал использовали для письма в древней Индии
А) Папирус Б) Глиняные дощечки В) Бумагу Г) Пальмовые листья
10.Укажите, для какой цели НЕ могла служить Великая Китайская стена
А) Удерживать отвоёванные у гуннов земли Б) Защищать торговые пути от набегов
В) Подавать сигнал об опасности Г) Защищать поля от разливов рек.
11. Укажите, что особенно почитали в древнем Китае?
А) Воду Б) Землю В) Небо Г) Огонь
12. Допишите предложение. Караванная дорога, соединяющая в древности восток и запад Евразии, называлась _________________________________________________________ .
13. О каком историческом персонаже идёт речь?
Мудрец ____________ создал учение о правилах поведения людей. Он утверждал, что власть императора освящена небом, а все подданные должны чтить императора как отца. Люди должны соблюдать пять обязанностей: сын – повиноваться родителям, младший брат – старшему, жена – мужу, подчинённый – начальнику, друзья – долгу верности. Со временем учение __________ превратилось в религию. А) Лао Цзы Б) Гаутама Будда В) Конфуций Г) Иисус Христос
14. На карте цифрами обозначены территории цивилизаций Древнего мира. Соотнеси эти цивилизации и названия рек, в долинах которых они возникли и развились. Выбери верный вариант.
а) Тигр и Евфрат б) Нил в) Хуанхэ и Янцзы г) Инд и Ганг
15. Перед тобой изображения памятников архитектуры и искусства первобытной истории и периода Древнего мира. Соотнеси изображение и место его расположения. Выбери верный вариант.
16. Какие из перечисленных открытий и изобретений были сделаны в Древней Индии, а какие — в Древнем Китае? Запишите в таблицу номера выбранных ответов.
17. Составьте рассказ используя следующие слова : Индия, касты, группы людей, права и обязанности, брахманы, воины, земледельцы, слуги, неприкасаемые, уста, руки, бедра, ступни, цвет одежды, белый, красный, желтый, серый, лохмотья, Брахма .
Проверочная работа 5 класс. Тема: Индия и Китай в древности.
1.Выбери правильный ответ. Выдающиеся мудрецы Индии и Китая
А) Будда и Ашока Б) Конфуций и Цинь Шихуан В) Будда и Конфуций
2. Выбери неправильный ответ. Касты в Индии
А) Брахманы Б) Буддисты В) Воины Г) Слуги
3. Приведите в соответствие
А) Индия 1. Строительство Великой стены
Б) Китай 2. Вера в переселение душ
3. Использование бамбука как материала для письма
4. Почитание коров, как священных животных
5. Изобретение цифр, которые мы называем арабскими
6. Иероглифы
4. Вставьте вместо пропусков.
Большую роль в истории Индии и Китая сыграли великие реки. Самые многоводные реки Индии (1) ____________и (2) ______________, в Китае (3) ____________ и (4) ____________. Индийские реки берут начало в горах (6) ______________________ , китайские несут свои воды по _______________
____________________ равнине .
5. Выделите важнейшие положения. Конфуций учил:
А) Младших почитать старшим Б) Подданным почитать правителей
В) Презирать бедных Г) Относиться друг к другу с уважением
6.Выберите правильный ответ. Самые известные правители древней Индии и древнего Китая
А) Будда и Ашока Б) Конфуций и Цинь Шихуан В) Ашока и Цинь Шихуан
7. Укажите, как назывались в древней Индии группы людей, обладавшие определёнными правами и обязанностями
А) Колонии Б) Касты В) Классы Г) Цехи
8. Укажите, с каким богом связывали происхождение каст в древней Индии
А) Брахма Б) Будда В) Рама Г) Ашока
9. Укажите, какой материал использовали для письма в древней Индии
А) Папирус Б) Глиняные дощечки В) Бумагу Г) Пальмовые листья
10.Укажите, для какой цели НЕ могла служить Великая Китайская стена
А) Удерживать отвоёванные у гуннов земли Б) Защищать торговые пути от набегов
В) Подавать сигнал об опасности Г) Защищать поля от разливов рек.
11. Укажите, что особенно почитали в древнем Китае?
А) Воду Б) Землю В) Небо Г) Огонь
12. Допишите предложение. Караванная дорога, соединяющая в древности восток и запад Евразии, называлась Великик шелковый путь .
13. О каком историческом персонаже идёт речь?
Мудрец ____________ создал учение о правилах поведения людей. Он утверждал, что власть императора освящена небом, а все подданные должны чтить императора как отца. Люди должны соблюдать пять обязанностей: сын – повиноваться родителям, младший брат – старшему, жена – мужу, подчинённый – начальнику, друзья – долгу верности. Со временем учение __________ превратилось в религию. А) Лао Цзы Б) Гаутама Будда В) Конфуций Г) Иисус Христос
14. На карте цифрами обозначены территории цивилизаций Древнего мира. Соотнеси эти цивилизации и названия рек, в долинах которых они возникли и развились. Выбери верный вариант.
а) Тигр и Евфрат б) Нил в) Хуанхэ и Янцзы г) Инд и Ганг
15. Перед тобой изображения памятников архитектуры и искусства первобытной истории и периода Древнего мира. Соотнеси изображение и место его расположения. Выбери верный вариант.
16. Какие из перечисленных открытий и изобретений были сделаны в Древней Индии, а какие — в Древнем Китае? Запишите в таблицу номера выбранных ответов.
17. Составьте рассказ используя следующие слова : Индия, касты, группы людей, права и обязанности, брахманы, воины, земледельцы, слуги, неприкасаемые, уста, руки, бедра, ступни, цвет одежды, белый, красный, желтый, серый, лохмотья, Брахма .
1. Основные черты и особенности философской мысли Древней Индии. 4
2. Философские школы в Древнем Китае. 12
3. Проблема человека в философии и культуре Древнего Востока. 19
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Введение
Актуальность темы определяется следующими обстоятельствами. Философия Древнего Востока носит легендарный характер. Она поражает и привлекает своими таинствами и загадками. Причем легенды – не отвлеченность, а сама реальность, выраженная в образно-символической форме. Восточный человек – утонченный мечтатель, задумавшийся о тайнах мироздания. Восточный мир многие тысячелетия жил своей особой, созерцательной жизнью. Запад исследовал законы природы. Восток исследовал законы космоса. Запад исследовал извне – путем внешнего опыта, рационального анализа. Восток исследовал изнутри – путем рефлексии, интуитивного синтеза. Запад исследовал преимущественно мир физический. Восток исследовал в большей степени мир психический, духовный. Запад достиг вершин науки и техники. Восток достиг вершин в изучении человеческой души. Запад умен. Восток мудр. Запад – ширь. Восток – глубь. Запад жив материальным действием, Восток – духовностью, мечтой. Философия Древнего Востока отличается постановкой фундаментальных философских проблем, актуальность которых неуклонно возрастает. Древневосточные мыслители стремятся проникнуть в сокровенную сущность мироздания, разгадать тайны бытия.
Целью данной работы является анализ философии древнего Китая и Индии. Цель работы определяет следующие задачи:
- рассмотреть основные черты и особенности философской мысли Древней Индии;
- рассмотреть философские школы в Древнем Китае;
- обозначить проблему человека в философии и культуре Древнего Востока.
Структура работы: введение, три раздела, заключение, список литературы.
1. Основные черты и особенности философской мысли Древней Индии
Предпосылками формирования древней индийской философии являются:
- экономические – переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений;
- социально-политические – ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства;
- мировоззренческие – высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения.
В целом в истории индийской философии принято выделять три периода:
- ведийский период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических;
- классический период, продолжавшийся с V в. до н.э. вплоть до X в. н.э.; именно в этот период сформировались основные ортодоксальные и неортодоксальные философские школы;
- неортодоксальные: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята.[1]
Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература (а именно она является для нас источником древнеиндийского знания: само слово «веда» в переводе с санскрита означает «ведение», «знание») делится на четыре группы:
1. Самхиты (это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).
2. Брахманы («толкования высшей сути» и сборники ритуальных процедур).
3. Араньяки (лесные тексты для отшельников, стариков, скитальцев, предающихся философским размышлениям об истине).
4. Упанишады (дословно «сидение ученика подле учителя»; впоследствии – «сокровенное знание». Всего известно более двухсот упанишад).[2]
Веды – это священные книги брахманов, которым они приписывали сверхъестественное происхождение. С точки зрения Вед, изначально существовали только Ничто и тепловая энергия – тапас. Впоследствии из взаимодействия Ничто и тапас родилось Единое, которое затем распалось на низ и верх, женское и мужское. При этом женское и мужское противопоставлялось друг другу как вожделение и усилие, которые возникли из желания.
Впоследствии Веды были дополнены рядом текстов комментирующего характера. Прежде всего, это упомянутые комментарии, которые получили название «Брахманы», поскольку они были составлены жрецами. В особую группу выделяются «Араньяки» – комментарии к Ведам, подготовленные лесными отшельниками.
Но наиболее значимыми среди них в связи с формированием философских представлений являются «Упанишады» (буквально «сидеть возле») – сборник, в котором излагаются основы учения о карме и переселении душ. Авторами Упанишад были ученики, которые приходили к лесным отшельникам и жили у них некоторое время. Упанишады не представляют собой изложения единого учения; скорее они являются несистематическим изложением достаточно разнородных идей и представлений.
В Упанишадах описывается атман – основа мира, одновременно и божественное начало, и безличный принцип. Атман тождественен Единому в Ведах. Это духовное начало любого индивидуального существа, выражение сущности человека, то, что является для него внутренним, сущностным, определяющим (в противоположность внешнему и случайному). Атман одновременно и духовен, и материален, хотя духовное начало в нем преобладает. Такие особенности атмана стали для некоторых европейских философов основанием, чтобы утверждать о сходстве между идеями «Упанишад» и идеалистической философией Платона.
Другое важное понятие, описывающееся в Упанишадах, – это брахман. Брахман представляет собой причину всего сущего, которая покоится в себе самой, нечто, что находится везде, в любом явлении мира. Целью познания, с точки зрения Вед, является полное осознание того факта, что атман и брахман едины. С такой позиции атман как индивидуальное начало в человеке оказывается частью мира, неразрывно с ним связанной.
Формирование философии в Индии было связано с противостоянием брахманизму, опиравшемуся на племенные верования и обычаи и сохранившему значительную часть ведического ритуала, который был зафиксирован в четырех Ведах, или самхитах, – сборниках, объединявших гимны, которые прославляли богов. Истинными знатоками и толкователями ведической мудрости считались представители высшей касты – брахманы. Впоследствии к каждой веде был создан брахман (описание, комментарий). Естественно, свое название брахманы получили от имен жрецов, которые их создали.
К ортодоксальным школам индийской философии относятся ньяя и вайшешика, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу.
Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Впрочем, их учение заметно отличалось от атомистических учений, созданных в Древней Греции. Дело в том, что вайшешики полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром.
Школа ньяя известна также созданием сложной логической системы. В ее основе лежало выделение 7 категорий: субстанции, качества, деятельность, отношение общности, отношение особенности, отношения присущности и небытие. Хотя число категорий не совпадает с системой Аристотеля, между ними можно найти любопытные соответствия. Основной же целью логического учения была формулировка рекомендаций о правилах вывода.
Санкхья и йога – еще два схожих течения индийской мысли. Различия между ними сводились в основном к тому, что сторонники школы санкхья занимались в основном онтологическими вопросами и создали особую картину мира, тогда как сторонники школы йога больше занимались практической жизнью. Единственное значимое отличие состоит в том, что йога признавала наличие высшего персонифицированного существа, тогда как в школе санкхья его существование отрицалось. Миманса – учение, которое занималось проблемами герменевтики или толкованием ведических текстов. Это учение разработало систему понимания, направленную на наиболее точное и глубокое понимание священных текстов. Веды сторонниками этой школы рассматриваются не как творение конкретных людей, а как божественное откровение по этой причине возможность каких бы то ни было ошибок, а них исключается.
К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята. Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий, буддизм – религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» – нирваны, основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой).
Уже при жизни личность Будды была окутана легендами. Считается, что перед беременностью мать Сиддхартхи Гаутамы увидела предзнаменование: ей приснилось, что в ее тело вошел белый слон. Она поняла, что родит великого человека. Когда ребенок появился на свет, отец постарался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чем ни нужды, ни горя и не выпускал его из дворца. Но Сиддхартха хотел узнать реальную жизнь и тайно проник в город. Во время этого путешествия он столкнулся со смертью, болезнью и старостью и испытал острое страдание, осознав, что счастье и наслаждение не могут длиться вечно. В поисках путей освобождения от страданий Сиддхартха покинул дворец и обратился к духовным поискам истины, которую познал в состоянии глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом Бодхи.
Буддизм возник как оппозиция кастовому строю. В этом учении утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселение душ.[3]
mirznanii.com
Древний Китай и Древняя Индия
Древний Китай и Древняя ИндияДоступные файлы (1):
n1.docx
План
1. Философия Древнего Китая. 3
Конфуцианство. 3
Даосизм. 5
2. Философия Древней Индии. 7
Индуизм. 7
Буддизм. 9
Литература. 11
1. Философия Древнего Китая.
История китайской цивилизации восходит к рубежу III-II тысячелетия до
нашей эры, концом ее древнего периода считается крушение империи Хань (220
г. нашей эры). Условия для возникновения цивилизации здесь оказались менее
благоприятны, чем в Месопотамии и Египте. До второй половины I тысячелетия
до нашей эры Древний Китая развивался, по сути, в отрыве от других
цивилизаций. В VIII веке до нашей эры в Китае существовало множество
государств. Единством культурной традиции выделялись царства среднего
течения Хуанхэ и Великой Китайской равнины. Здесь сформировался
этнокультурный и политический комплекс средних царств (чжунго) и возникло
представление о других как о «варварах четырех стран света». Идея
культурного приоритета чжуньгожепь (людей средних царств) становится важным
компонентом самосознания древних китайцев.
С середины I тысячелетия до нашей эры наступает эпоха глубоких изменений
древнекитайского общества. В IV веке до нашей эры Китай стал превращаться в
административно-командную империю восточного типа цивилизации. Эпоха
Чжаньго стала эпохой «соперничества ста школ», когда складывались основные
направления философской мысли Древнего Китая, хотя на уровне массового