Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси. Уроки древней руси
Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси
Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.
Киевский князь Игорь Рюрикович
Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.
Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.
Княгиня Ольга – первая женщина на престоле
Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.
Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.
Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.
Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси
До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.
С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.
Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси
Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.
Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.
Налогообложение в IX-Х веках
Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:
повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.
Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.
Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.
Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:
мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
торговая бралась с торговцев на рынках;
гостиная взималась за устройство складов;
вира - штраф за убийство холопа.
Реформы княгини Ольги
Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.
Княгиней были проведены преобразования по:
установлению размера дани;
назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.
Уроки и погосты в Древней Руси
Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.
Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.
Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.
Происхождение слова «урок»
Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.
Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».
Что такое урок в Древней Руси: вывод
Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.
4u-pro.ru
Конспект урока и презентация "Во времена Древней Руси"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР - 4 класс
Тема: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей
Цель урока:
раскрыть понятия: «Христианство», «Крещение», «великий князь», «дружинники», «бояре»; формировать представление о Древней Руси, русских князьях; воспитывать уважение к своей истории, к прошлому человечества, духовному богатству русского народа; к профессиям: художника, ученых-историков, а также к профессиям людей прошлого.
Формируемые УУД:
регулятивные: принимать и сохранять поставленную учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы; ориентироваться в материале учебника, находить и связно, последовательно передавать полученную информацию; знать историю своего края;
коммуникативные: вести диалог с учителем, работать в паре; осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации;
личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, способствовать развитию интереса к истории времён Древней Руси
Тип урока: получение новых знаний (виртуальная экскурсия в краеведческий музей).
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Формы работы: фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные; беседа, рассказ, инсценирование отрывка из былины.
Основные термины и понятия: Христианство, Крещение, великий князь, дружинники, бояре.
Оборудование: презентация, атрибуты костюма богатыря, репродукция картины «Три богатыря» В. М. Васнецова
Интернет-ресурсы: Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007г.
Ход экскурсии
І. Подготовительный этап.
1.Организация рабочего места учащегося.
2.Ознакомление с планом экскурсии.
ІІ. Организационный этап.(Слайд № 1-2)
1.Работа над стихотворением «Край родной» М.Пожарова
Лесок весёлый, родные нивы,Реки извивы, цветущий склон,Холмы и сёла, простор привольный,И колокольный певучий звон.
С твоей улыбкой, с твоим дыханьемСливаюсь я.Необозримый, Христом хранимый,Мой край родимый, Любовь моя.
Поэты всех поколений писали о своей любви к родному краю и гордились принадлежностью к русскому народу.
- Кто такие предки? (лексическое значение слова предки)
- Кто является предками русского, украинского и белорусского народов?
- О каком временном периоде в жизни восточных славян мы говорили на прошлом уроке?
- Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?
III. Мотивация к учебной деятельности.
1.Повторение раннее изученного материала. Фронтальная работа
Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?
- Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки?
- Зачем?
- Кем были наши предки?
2. Вступительная беседа. (Слайд № 3)
Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру.
Тема нашего урока «Во времена Древней Руси»
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения... и прошлое «оживет» перед вашими глазами.
(Слайд № 4 – озвучивание детьми)
- Вспомним, что мы знаем о славянах?
- В какие времена жили древние славяне?
IV. Основной этап.
1.Поиск новых знаний. Рассказ учителя (Слайд № 5-6)
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание.
2.Работа с картой (Слайд № 7 - 8)
Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство - Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.
- Каким цветом на карте выделена территория древней Руси в конце 9 века?
-А в середине 11 в.?
3. Работа с учебником (дети читают статью с. 40-42)
-О чем вы можете сказать, что знали, но забыли, и текст восстановил ваши знания?
-Какая информация явилась для вас новой?
-О чем бы вы хотели узнать больше?
4. Обобщение
- Главой Руси был…
-Его советники…
-Его опора и поддержка.
-Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»?
-Назовите русского князя, который особенно прославился своими военными подвигами?
-Вспомните литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге?
5.Физминутка
6. Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко (Слайд № 9-10 -
Репродукция иконы Святого Владимира)
Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.
- Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище?
Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни.
О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
7. Инсценировка. Отрывок из былины «Исцеление Ильи Муромца» (Приложение 1)
9. Работа с репродукцией картины «Три богатыря» В. М. Васнецова (Слайд № 11)
Учитель. Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники посвящают им свои работы.
- С 1880 года создавал В.М.Васнецов произведения на темы отечественной истории, русских былин и сказок, которые принесли ему широкую популярность.
10. Сообщения учащихся (Приложение 2)
1-й ученик.
На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.
За спинами богатырей – Русская земля, степь, дремучие леса, низкое небо – это величавый образ Руси. Герои полны решимости, не пропустить врага.
Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.
Учитель:
Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию – христианство.
- Как вы понимаете слово крещение?
По ходу урока мы должны выяснить, правы ли вы?
(слова на доске: Крещение, христианство)
11. Рассказ учителя
Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. Славяне создавали идолов, деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога или чтобы заручиться его милостью, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на заклание приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.
По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон), в 988 году, а, вернувшись в Киев, крестил народ киевский.
Сообщения учащихся (Приложение 2)
2-й ученик. (Слайд № 12)
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина.
Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул:
«Теперь я познал истинного Бога!»
3-й ученик. (Слайд № 13-15)
Возвратившись в Киев, Владимир, прежде всего, предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».
12. Блиц- опрос
- Что такое крещение?
- С какой целью Владимир крестил Русь?
- Легко ли принял народ новую веру?
- В чем отличие христианства от язычества?
За введение христианства на Руси Князь Владимир был признан церковью святым.
13. Работа с пословицами (Слайд № 16)
-Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?
Без добрых дел – вера мертва перед Богом.
Я, слава Богу, крещёный человек.
Земля русская вся под Богом.
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
V. Итоговый этап. (Слайд № 17)
1. Фронтальное обсуждение
- Как вы считаете, справились мы с той задачей, которую ставили перед экскурсией?
- Что узнали вы о жизни славян во времена Древней Руси?
-Назовите столицу Древней Руси.
- Как было организовано управление в Древней Руси?
- В каком году произошло Крещение Руси?
-Каковы заслуги князя Владимира?
-В чём значение принятия Русью христианства?
2. Рефлексия (Слайд № 18)
В музеях есть Книги отзывов. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению:
если было интересно - красное сердечко;
если захотите дальше еще путешествовать - розовое;
Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси
Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.
Киевский князь Игорь Рюрикович
Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.
Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.
Княгиня Ольга – первая женщина на престоле
Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.
Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.
Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.
Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси
До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.
С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.
Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси
Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.
Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.
Налогообложение в IX-Х веках
Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:
повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.
Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.
Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.
Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:
мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
торговая бралась с торговцев на рынках;
гостиная взималась за устройство складов;
вира - штраф за убийство холопа.
Реформы княгини Ольги
Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.
Княгиней были проведены преобразования по:
установлению размера дани;
назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.
Уроки и погосты в Древней Руси
Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.
Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.
Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.
Происхождение слова «урок»
Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.
Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».
Что такое урок в Древней Руси: вывод
Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.
загрузка...
worldfb.ru
«Культура Древней Руси». - история, уроки
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по истории в 6 классе : «Культура Древней Руси».
Ф. И. О. Тарасова Надежда Викторовна
Место работы: Оренбургская обл., г. Гай МАОУ СОШ №7
Должность: учитель
Предмет: история
Класс: 6
Тема: Культура Древней Руси.
Базовый учебник: Е.В. Пчелов История России. С древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса.
Цель урока: познакомить учащихся с происхождением и особенностями древнерусской культуры IX– XII вв.
Задачи урока:
1.Развитие основ исторического мышления на базе систематизации и обобщения ранее изученного материала, а также углубленного анализа исторического процесса.
2. Ознакомление учащихся с особенностями развития культуры в Древнерусском государстве, основными памятниками этого периода.
3. Воспитание чувства патриотизма, национального уважения, гордости, уважения к предмету, любознательности.
2) По какому принципу образованы логические ряды? Дать краткий ответ.
А) Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.
Б) Закуп, смерд, тиун, холоп, рядович.
Ответ: а) князья древнерусского государства;
Б) зависимое население
3)Соотнести понятие и их значения:
А) полюдье
Б) закупы
В) вира
Г) погосты
Д) тысяцкий
Зависимые люди. Ими могли стать свободные крестьяне, получившие на заранее оговоренных условиях ссуду.
Форма сбора дани. Оно начиналось в ноябре и заканчивалось в апреле.
Возглавлял ополчение
Денежный штраф
Место сбора дани.
Ответ:а-2; б-1;в-4;г-5;д-3;
Кому подчинялась Русская православная церковь?
Кто возглавлял Русскую православную церковь?
Какое значение имели монастыри?
Изучение новой темы.Сегодня мы будем говорить о культуре Древнерусского государства. Мы совершим виртуальную экскурсию по древним городам Руси, познакомимся с великим наследием наших предков. Предлагаю начать нашу экскурсию.
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый,-
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубы.
О ком идет речь в этом стихотворении? (Ответы детей).
Именно славяне были нашими предками, именно о них сегодня и пойдет речь.
Славяне за первые создали обширную, самобытную культуру, о которой мы и будем сегодня говорить.
А что такое культура? (Ответы детей).
Учитель записывает на доске, учащиеся в тетради определение понятия «культура».
Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. (Подробное определение дано в поурочном планировании: С. В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Стр. 47).
Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией своей презентации.
Культура славян формировалась не изолированно, а на базе уже имеющихся культурных образцов. Каких? (Ответы детей). Культура славянских племен, культура Византии, культура иных соседних народов (Хазарский каганат, Волжская Булгария, угро-финские племена, варяги, венгры, поляки, печенеги и другие. Благодаря такому многообразию национальных компонентов, культура Руси стала богатой, многоликой, интересной. Давайте поподробнее познакомимся с каждым из ее жанров.
2. Язык и письменность Древней Руси
Вместе с христианством на Руси появилась литература. Церковная служба проводилась по книгам. Духовенство и верующие должны были быть грамотными, чтобы читать молитвы. Первую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий в 863 г. с целью распространения христианских священных текстов.
Основными жанрами древнерусской литературы были летопись, житие, слово.
Значение принятия христианства и крещения Руси
1.Из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики.
2. Открывались школы при монастырях и церквах, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету.
3. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения. Это обогатило и расширило мировоззрение русских людей.
Учитель уточняет: первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги были украшеныминиатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.
Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями.
Житие-литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.
Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.
Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.
Поднимает руки класс - это раз, Повернулась голова - это два, Руки вниз, вперед смотри - это три, Руки в стороны пошире развернулись на четыре,С силой их к плечам прижали - это пять, Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Учитель читает стихотворение и задаёт детям вопрос:
О каком жанре культуры идет речь?
Молчат гробницы, мумии и костиЛишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погостеЗвучат лишь Письмена.
В монастырской келье узкой,В четырех глухих стенахО земле о древнерусскойБыль записывал монах.
Он писал зимой и летом…Он писал из года в годПро великий наш народ.
Н.Кончаловская
О ком идет речь в данном стихотворении? (Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Нестор-летописец». Целесообразно объяснить понятие - древнерусская литература).
Часто чтение литературных произведений сопровождалось музыкой. Основные музыкальные инструменты – гусли и балалайка. Архитектура Древней Руси.
С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, трудность добычи и нехваткой строительного камня. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. В связи с преимуществом деревянного строительства, многие архитектурные памятники 10-17 вв. не сохранились. Учитель характеризует русское деревянное зодчество:- многоярусность строений,
- наличие разнообразных пристроек,
- увенчание построек теремами и башенками,
- художественная резьба по дереву.
Каменное строительство получило определенное развитие в X- начале XI вв., что было связано с Крещением Руси, и преобладало в основном в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь в Киеве, посвящённую Успению Богородицы и заложенную князем Владимиром, сооруженную в 989-996гг. а в 1240 году разрушенную во время осады Киева монголами. Первые русские храмы построены строго в Византийской традиции, что особенно заметно в крупнейшем храме Руси – Соборе св. Софии в Киеве. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма. Софийский собор заложен в 1037 году Ярославом Мудрым. Задуман как главный храм христиан и политический центр Киевской Руси. В храме совершались службы и светские церемонии, например, венчание князя на престол. В соборе была создана первая библиотека. Софийский собор служил также местом захоронения царей и митрополитов.
Софийский собор в Киеве - шедевр древнерусской архитектуры. Древние зодчие тщательно выбирали место для строительства. Зодчие были людьми одухотворенными, понимали и ценили красоту. Творения зодчих органически сливаются с окружающей природой. Такое впечатление производит и София Киевская.
Собор расположен на высоком берегу Днепра. «Повесть временных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 году на том месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печенегами. Стены собора выложены из плиткообразного кирпича - плинфы, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. Собор - могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием. Все это поражает и вызывает восторг.
Софийский собор в Новгороде. Собор возводился с 1045 по 1050 гг. в центре Детинца по повелению новгородского князя Владимира, сына Ярослава. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София проще: всего 5 глав, стены выложены из крупного камня с применением кирпича для арок, сводов и оконных проемов. Стены и своды покрыты фресковой росписью, мозаика отсутствует. Этот собор сохранился до наших дней без изменений.Софийский собор в Новгороде определил направление новгородской архитектуры - скупость украшений, строгость и величественность форм. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храма мозаикой. Но уже с начала 12 в. в храмовом строительстве отчетливо прослеживаются самобытные традиции. Первый известный по имени русский архитектор – Петр создает в новом стиле монументальный Георгиевский Собор Юрьева монастыря.
Мозаика – изображение, выполненное из цветных камней;Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке;Иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение.
Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутреннее пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии. Прихожане видели на стенах сверкающие золотом мозаики с сине-голубыми, сиреневыми, зелеными и пурпурными переливами. Всего насчитывалось до 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержителя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде -Богоматерь с воздетыми к небу руками - «Оранта». . Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами. Храм украшали еще и фресками. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. Фрески показывают нам сцены из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фрески Софии Киевской - единственный памятник светской живописи. Своеобразие этих фресок заключено в том, что наряду е изображением святых помещены портреты княжеской семьи; в башнях - фрески на светскую тему. По фрескам можно предположить, что киевские князья на досуге наслаждались музыкой, увлекались играми, охотой. С мозаикой и фреской гармонировал очень сложный ковровоорнаментальный пол из треугольных, квадратных, прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Мастера нашли особые углы наклона каждой смальты, благодаря чему лучи света отражались неодинаково, и мозаика искрилась, поражая всех своим великолепием. В православном храме всегда можно было увидеть иконы.Иконопись-это искусство изображения святых по строго определенным канонам. Иконы появляются во времена раннего христианства. Первые иконы пришла на Русь из Византии во времена Княгини Ольги и князя Владимира. Первым известным нам иконописцем был Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря. Для почитания в храмах и домах писали иконы Христа, Богоматери и Святых. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной краской на основе яичного желтка на досках. Они часто украшались драгоценными камнями, мозаикой из цветного стекла.
На этом наша экскурсия подошла к концу.
4. Закрепление материала.
1.Напишите с помощью азбуки кириллицы следующую фразу: «Крещение Руси способствовало развитию просвещения».
2.Дать определения понятий: летопись, былина, пергамент, титло, миниатюра.
3. Чем отличается труд современного историка от работы летописца?5. Итог урока.Вывод: Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью.
6. Рефлексия.7. Домашнее задание.
Прочитать §12, записи в тетради.
Подготовиться к проверочной работе.
Творческое задание: Составить экскурсию в один из древнерусских городов или деревню.
3
kopilkaurokov.ru
Что такое урок в Древней Руси? Понятие "уроки" в Древней Руси
Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 - 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.
Киевский князь Игорь Рюрикович
Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.
Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.
Княгиня Ольга – первая женщина на престоле
Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.
Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.
Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.
Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси
До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.
С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.
Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси
Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.
Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально-вассальный тип отношений. Основная часть населения - общинники (свободные крестьяне), другая часть - дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.
Налогообложение в IX-Х веках
Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:
повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.
Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.
Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.
Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:
мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
вес и мера - соответственно за взвешивание и измерение товаров;
торговая бралась с торговцев на рынках;
гостиная взималась за устройство складов;
вира - штраф за убийство холопа.
Реформы княгини Ольги
Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.
Княгиней были проведены преобразования по:
установлению размера дани;
назначению даньщиков - ответственных лиц по сбору дани;
определению опорных пунктов - специальных мест для сборов.
Уроки и погосты в Древней Руси
Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.
Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.
Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.
Происхождение слова «урок»
Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.
Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».
Что такое урок в Древней Руси: вывод
Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.
загрузка...
fjord12.ru
Урок. Тема: Во времена Древней Руси.
Тема: Во времена Древней Руси.
Цель: Изучить особенности расселения Древних славян.
Задачи (в когнитивной области):
- Знать географическое положение расселения Древних Славян.
- Понимать причины необходимости введения новой религии в древнее общество.
-Уметь пользоваться различными источниками информации.
(в аффективной области):
- Внимательно слушать учителя и товарищей, вести беседу с педагогом и учащимися.
- Проявлять самостоятельность в учебной работе.
Список использованной литературы:
1)Учебник школьный
2) Интернет
3) Учебник 6 класс
План урока.
Этап урока
Речь и деятельность учителя (ответы учеников)
Повторение ранее изученного.
Новый материал. 1)Введение – легенда.
2) Д/З
3) Князья.
4)Крещение Руси.
5) Закрепление
1. Работа в тетради.
2. Ответы на вопросы стр. 45.
-На прошлом уроке вы изучали жизнь Древних Славян.
-Что значит древних? Как давно это было? (Полторы тысячи лет назад).
- Посмотрите на ленту времени.
- Почему она окрашена в 2 цвета? (до и после н.э.)
- А кто знает что принято за границу до н.э и после н.э.? (Рождение Иисуса).
-когда же жили Древние Славяне? А мы сейчас, где находимся?
- Посмотрите до 0, да еще после какой интервал. Получается 3 тысячи лет назад на земле жил этот народ.
2) Тетрадь.
- Откройте тетради на стр.14. Прочитайте, какие народы произошли от Древних Славян.
- Наши предки Древние Славяне.
- Где жили Древние Славяне? (в племенах, в поселениях)
- Чем занимались люди?
- Да! Земледелием! Это был большой прогресс, шаг в перед в развитии. До этого люди занимались собирательством в лесу, что находили то и ели, а здесь человек сам выращивал. Это можно сравнить только с полетом в космос.
- Кто читал статью, добавьте занятия Древних Славян. (Мужчины – рыболовством, женщины готовили пищу, шили, занимались врачеванием).
3) Работа с книгой – чтение.
- Откройте по закладке учебник на странице 36.
- Прочитайте о земледелии.
- Расскажите как обрабатывали землю Др. Славяне.
- Какие жилища у них были?(37 - иллюстрация).
- Чем они отличается от современных домов?
- Как вы думаете, комфортно ли было людям в таких домах? Почему? (Сыро – до половины в земле).
- Как бы мы сегодня назвали такие дома? (Землянки).
- Древние Славяне верили в духов природы. Почему? (Не могли нечего объяснить, жили в окружение природы).
- Покланялись они Богам:
Род: Бог рот - бог неба и земли
Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, из которого вышел Его сын — Род. Этот бог начал создавать видимый мир. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.Сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя — Явь. Нижний — мир прошлого. Туда уходили предки. Это — Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.
Перун: Перун - бог грома и молнии, а также войны и оружия1. Бог грома и молний, как небесного огня2. Покровитель воинов и княжеской дружины.3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.Белбог
(Белобог, Белун) — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба.
Велес: Волос или Велес - бог богатства и скотоводства1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы. 2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников3. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
4.Бог удачи.5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.7. Податель богатств.8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому
Дажь бог (или Ярило) - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Очень важны были божества, связанные с теми силами природы, влияющими на земледелие. Догода
Бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду.
Они верили в духов: домовых, леших, водяных.
- Такую веру называют языческой , а людей язычниками.
- Самые главные праздники у них были праздники связанные с земледелием. Как вы думаете почему? (от земледелия она очень зависели, а если быть точнее от урожая – основной источник пропитания). Они отмечали разные праздники:
- Какие праздники дошли и до нас? (Ивана Купала).
- Масленица - это праздник, который древние славяне посвящали богу плодородия и скотоводства Велесу
- А вот что было дальше я вам расскажу одну легенду, а после нее вы ответите на вопросы.
Легенда: Близко ли, далеко ли, а было это 3 тысячи лет назад было 2 великих народа: Варяги и Греки. Невероятным величием и богатством славились они. И не было им равных. Военной политики они предпочли мирную торговую. Везли по морям драгоценные камни, богатые шелка, золото, серебро. Но путь их был на прост! Помимо 3х морей: Болтийского, Черного и Каспийского нужно было пройти им и через 2е ворот. Вход и выход в великую реку – Днепр. Река эта половодная. Размеренная и очень спокойная. Древние называли этот путь шелковым. Именно здесь и образовалось великое государство – Древняя Русь! Великие города были основаны на берегах рек Днепра. Такие как: в6еликий Киев, которому было суждено стать столицей древней Руси, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль.(на слайде карта)
- Откройте учебники на стр. 40 Прочитайте название.
- Как вы думаете, как бы мы сегодня называли Русь? (Россия).
- Только что я прочитала вам легенду.
Вопросы:
- Скажите где расположилось древнее государство Древняя Русь? (между Черным и Балтийским морями).
- Какие города находились на берегу Днепра? (Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Переяславль).
- Какой город являлся столицей? (Киев). А сейчас какой город является столицей нашей страны? (Москва).
- Кто запомнил: Как назывался шолковый путь? (Путь из Варяг в Греки).
- Представляете этот путь проходил и по нашей реке Неве, правда тогда на ней еще небыло нашего города С-Пб, и реке не была одета в гранит.
- Что еще изображено на карте? (всадники – кочевники – лихие люди, промышляющие разбоем; Князь со своей дружиной).
- Сколько оттенков зеленого на этой карте? Какой что обозначает?
- Да посмотрите как расширилась территория древнего государства за какие-то 150-200 лет.
- Откройте стр.15. дома вы будете делать такую же карту. Вы должны будете нанести на нее территорию Др. Руси. Темно – зеленым какой она была в конце 9 века, светлым в середине 9го и солатывым – осваиваемые в 11м. Красным карандашом вы должны будете нанести шелковый путь – из Варяг в Греки. Как вы будете это делать – сначала простым карандашом нанести опорные точки, смотря в учебник, затем простым карандашом по точкам нарисовать этот путь, сверить с книгой, обвести красным карандашом или красной ручкой.
- Переверните странице. Читай 1 и 2й абзац.
- Итак, ребята, территория огромная, кочевники постоянно совершают набеги. В стране нужен порядок, иначе она развалится. Что делается? (Избирается глава - царь).
- Царь – один. Городов много. В каждом городе царь сажает наместника – тот кто правеет на месте, в этом городе. Это может быть его сын, приближенный которому он доверяет.
- Но царь – глава, но у него есть помощники, советники – бояре – знатные и богатые люди.
- Кстати, первоначально богатый – не тот у кого много денег, давайте выделим корень – бог, значит какой это человек, у которого есть ….(бог), да у которого есть бог в душе – верующий человек. А если он верующий, праведник – он угоден богу, то его любит, посылает всевозможные блага – удачу например.
- Так же у царя есть надежная дружина. Маленький отряд который предан своему царь, который защищает и оберегает царя.
- Простой люд давал царям прозвища. Прозвище – это не обидное слово, а то которое наиболее точно характеризовало правление данного царя. Допустим:
Ярослав - Мудрый; Владимир - Красно Солнышко; Олег - Вещий; Иван IV - Грозный;(слайд)
- Откройте стр.43. Прочитайте название. Читаем.
- Все самые важные события писались в летописи. Летопись – это книга, которая писалась монахами. Они седели в кельях – специальное полуподземное помещение с маленьким окном. И гусиным пером писали историю. Каждые новый монах начинал с того что переписывал всю книгу с самого начала, поэтому мы не можем говорить с полной уверенностью что все было именно так! Ведь человек мог где-то приукрасить, что-то пропустить, дописать свой взгляд на ситуацию, а следующей маннах будет воспринимать эту ситуацию как факт! Тем немение это единственный источник знаний о древности.
- В 988г – произошло массовое крещение Киевлян.
- Найдите и прочитайте определение крещения. Откройте тетради на стр.16, выполните задание №2.
В летописи было написано, что истинная причина принятия Христианства лежит в политики.
- Византийские князья – они были христиане, не могли справиться с одним мятежником, они попросили помощи у Славянского князя Владимира. Тот в ответ сказал, что поможет, если ему отдадут в жены сестру византийских князей. Опят же выдвинулось условие что Владимир должен принять христианство. Владимир помог, но девушку ему не отдали. Тогда он захватил город Херсонес (Севостополь), и пригрозил, что пойдет на Константинополь, ему отдали девушку, после того как он крестился. Далее Владимир приехав домой крестил всех киевлян, в Днепр был скинут языческий идол Перуна, тем самым было продеманстрированно бессилие языческих богов.
- Крещение происходило насильно, войска выгоняли людей из домов и сбивали в колонны, вели к реке Почайне, крестили. Не сразу прижилась новая вера. Многие языческие праздники остались. Масленица – один из таких праздников.
Крещение по летописи произошло в 988 году.
- Новая вера учила думать людей, стали развиваться различные ремесла, т.к. нужно было строить богатые храмы.
- Прочитаем последний абзац.- Выполните задание №3. Проверим. (слайд)
- Прочитайте задание№4.
- Выполните самостоятельно. Проверим. (слайд)
- Как вы думаете, почему во многих странах первыми принимали крещение правители? (за ними тянулись люди, они показывали пример).
Кроссворд:
Как назвался обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви. (Крещение)
Какой город был столицей древней Руси? (Киев)
Как по-другому называли пусть из Варяг в Греки? (Шелковый путь)
Как звали бога грома и молнии? (Перун)
Какой из богов древних Славян самый древний? (Род)
Какой бог считался скотным богом? (Велес)
Как звали князя, который крестил Киевлян? (Владимир)
Кто помогал князьям принимать важные решения для жизни страны? (Бояре)
Как по другому называли охрану князя? (Дружина)
8
Б
7
5
Р
О
Д
3
Ш
Ё
Л
К
О
В
Ы
Й
Я
Л
1
Р
А
2
К
И
Е
В
Д
Р
И
6
В
Е
Л
Е
С
М
Щ
И
Е
9
Д
Р
У
Ж
И
Н
А
И
4
П
Е
Р
У
Н
infourok.ru
Конспект урока по курсу "Окружающий мир", 4 класс, "Во времена Древней Руси"
Урок №____ окр. мир 07.02.2017 г. 4 е класс
Тема: Во времена Древней Руси
Цель: формировать представление о Древней Руси, русских князьях.
Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные проявлять внимание, желание больше узнать.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, репродукции картин «Богатыри» В.М. Васнецова и «Богатырь» М.А. Врубеля, тесты по вариантам, карточка для индивидуальной работы, карта.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Анализ проверочной работы
Тест
Вариант 1
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:
а) восточных славян
б) западных славян
в) южных славян
2. Древние славяне жили:
а) семьями б) в одиночку в) племенами
3. Посуду древние славяне делали из:
а) глины б) металла в) дерева
4. Бог грома и молнии у древних славян:
а) Зевс б) Перун в) Марс
5. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
а) ружье
б) лук со стрелами
в) саблю
Вариант 2
1. Поселение древних славян раскинулось:
а) в западной части Европы
б) в восточной части Европы
в) в Центральной Европе
2. Свои дома славяне строили:
а) из камня б) из кирпича в) из деревьев
3. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти
б)хлопка в) шелка
4. Бортничество — это:
а) изготовление бочек из дерева
б) выдалбливание лодок
в) собирание меда диких пчел
5. К VIII в. восточнославянские племена объединились:
- Наш урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова.
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы.
Там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток.
Там соловей поет звучнее...
- Поэты всех поколений писали о своей любви к России и гордились принадлежностью к русскому народу. Кто является предками русского, украинского и белорусского народов? (Восточные славяне.)
— О каком временном периоде в жизни восточных славян мы говорили на прошлом уроке?
— Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке. (Предположения детей.)
— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Во времена Древней Руси».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
1. Рассказ учителя
Правление у славян. Государей у славян не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие и как зародилось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго-русских князя — Рюрик и два его брата — пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. от Рождества Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
2. Работа с картой
— Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию Древней Руси в конце ГХ в., в середине XI в. Сравните. (Территория Древней Руси к середине XIв. увеличилась.)
— А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князья завоевывали земли.)
— Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя по ней?
Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и к концу ГХ в. на карте Восточной Европы появилось государство — Киевская Русь. К середине XI в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.
3. Работа по учебнику С. 40-42
(Ученики самостоятельно работают с текстом учебника.)
— О чем вы можете сказать, что знали, но забыли и текст восстановил ваши знания?
— Какая информация явилась для вас новой?
— О чем бы вы хотели узнать больше? (Ответы детей.) Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи — овладение устьями Днепра и Дуная. В 907 г. начался поход на Византию. В начале лета огромная рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув ее с одного берега на другой, чтобы не пустить корабли в гавань. Не имея возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, россы высадились на берег, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их в борьбе с чужеземцами, Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая, что он обладает какой-то силой, прозвали его Вещим.
4. Обобщение
• Главой Руси был... (великий князь).
• Его советники... (бояре — крупные землевладельцы, принадлежащие к высшему слою господствующего класса).
• Его опора и поддержка... (дружина).
• Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (Войско, армия.)
• Русский князь, который особенно прославился своими военными подвигами,... (Олег).
• Литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге,... (отрывок из «Летописи временных лет»).
V. Работа по теме урока
1. Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко
Летописи рассказали и о другом славном русском князе — Владимире. Давно он княжил на Руси — тысяча лет прошла с тех пор, а люди все еще помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.
— Как вы думаете, за что могли дать такое прозвание? (Ответы детей.)
Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказy князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева — сигнальные башни.
(См. дополнительный материал к уроку.)
О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добры ни Никитич и Алеша Попович.
2. Работа по репродукциям картин
— Кого на Руси называли богатырем? (Человека очень большой силы, стойкости, отваги.)
— Что общего у всех богатырей? (Они герои русских былин, совершающие воинские подвиги.)
Русских богатырей воспевают в былинах, художники посвящают им свои работы.
(Учитель показывает репродукцию картины «Богатыри» В.М. Васнецова.)
На картине изображены три богатыри — воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алеша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.
За спинами богатырей — Русская земля, степь, дремучие леса, низкое небо — это величавый образ Руси. Герои полны решимости не пропустить врага. Когда смотришь на богатырей, охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.
(Показ репродукции картины М.А. Врубеля «Богатырь».)
Могучий ясноглазый всадник на огромном коне. Как удивительно реальное переплетается здесь с фантастическим! Богатырь вполне конкретен, но необычен размерами и воспринимается как воплощение исполинской силы природы. Стало быть, и пейзаж является не просто фоном, а тем загадочным миром, вне которого он не может существовать. Эта загадочность определяется у Врубеля переходом от дня к ночи. Догорает заря, лес медленно погружается в свою пугающе таинственную жизнь. Синеватые сумерки окутывают елочки с сидящими на них ястребами, приглушают краски, переливы которых усиливают ощущение неясной тревоги и ожидания чего-то необычного.
3. Рассказ учителя
Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию — христианство.
— Как вы понимаете слово «крещение»? (Ответы детей.) (Слова на доске: крещение, христианство.)
По ходу урока мы должны выяснить, правы ли вы.
Период правления князя Владимира можно разделить на два этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. Славяне создавали идолов — деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога и заручиться его поддержкой, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на заклание приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере. По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон) в 988 г., а вернувшись в Киев, крестил народ киевский.
4. Работа по учебнику С. 43-44
(Ученики самостоятельно работают с текстом учебника.)
— О чем вы можете сказать, что знали, но забыли и текст восстановил ваши знания?
— Какая информация явилась для вас новой?
— О чем информации мало?
5. Блицопрос
• Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? {Князя Владимира.)
• За что его так прозвали? (Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Князь Владимир заботился о русском государстве и о русском народе.)
• Почему народ сложил о них сказки и былины? (Они служили на богатырских заставах и надежно защищали рубежи родной Руси.)
• Какой еще след в истории оставил князь Владимир? (Князь Владимир вошел в историю как креститель Руcu.)
• С какой целью князь Владимир крестил Русь? (В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и, если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами.)
VI. Физкультминутка
VII. Применение новых знаний
1. Викторина
1. Что являлось главной дорогой, связывающей между собой территории Древней Руси? (Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)
2. С какими морями связывали славян водные пути? (С Черным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Византию и ее столицу — богатый город Константинополь.)
3. На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси? (На берегу Днепра.)
4. Кто помогал князю? (Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой — княжеская дружина.)
5. Чем занимались князья? (Поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности.)
6. Какой русский князь прославился своими походами? (Князь Олег.)
7. Почему народ его называл Вещим? (Парод удивлялся его удачам. Люди не верили в то, чтобы одному человеку во всем была удача.)
8. Как происходило крещение Руси? (Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.)
9. Чем отличается христианство от язычества? (Язычники поклоняются многим богам, ставят идолов.)
10. Легко ли народ принял новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.)
11. Чем еще язычество отличается от христианства? (Язычники приносили жертвы богам, даже человеческие. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.)
3. Работа с пословицами
— Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?
• Без добрых дел вера мертва.
• Я, слава богу, крещеный человек.
• Земля русская вся под Богом.
• Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
(Просмотр презентации.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 45 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
IX. Рефлексия
— Какие знания и умения помогли справиться с работой?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)