Древние образы это. Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы. 8-й класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок - проект "Древние образы в народном искусстве". Древние образы это


Древние образы в народном искусстве.

Урок № 1.

Древние образы в народном искусстве.

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства. Читать орнамент

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций

творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Образовательные ресурсы.

В/ф «Народные промыслы». Презентация «Солярные знаки». Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Бумага, акварель.

Ход урока.

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Беседа о декоративно-прикладном искусстве:

ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др.

1.Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство».

2.Называют предметы нашего быта, материалы ДПИ.

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения древа жизни?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства, читать орнамент.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Беседа о крестьянском быте, о древних образах и символах (женская фигура, разветвлённое дерево, конь, птица), о солярных знаках (солнце-кружок, земля – линия или ромб и т. д. (Презентация), о значении цвета. Беседа о значении образов в жизни крестьянина.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию. Анализируют новые сведения о древних образах и символах. Рассуждают о значении образов и символах в жизни крестьянина.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

-Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Помните, при создании рисунка необходимо сохранять обобщённую форму изображения, фантазируйте, украшайте свою работу.

Изображение древа жизни акварелью.

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Выставка рисунков. (самооценивание)

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

-Что такое ДПИ?

Какие предметы относятся к ДПИ?

- Что относится к материалам ДПИ?

- Как в образах народного искусства отражаются представления древнего человека о жизни и быте?

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов

- Подобрать иллюстрации изображений орнаментов со знаками-символами.

Запись д/з в дневник.

infourok.ru

Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы. 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: урок открытия новых знаний (длительность 40 минут).

Форма организации урока: командная.

Методы обучения: демонстрация, наблюдение, практическая работа, применение технических средств обучения.

Оборудование: альбом, фломастеры, карандаши, цветная бумага, клей, ножницы;

Зрительный ряд: презентация, памятки.

Цели и задачи:

Образовательные:

  • Узнать о древних образах в народном искусстве, о символах цвета и формы. Формировать интерес к предмету ИЗО и искусству русского народа через групповую форму работы;

Развивающие:

  • Способствовать развитию устойчивых и прочных знаний по ИЗО;
  • Развивать логическую мыслительную и лаконично-грамотную речь учащихся;
  • Способствовать выявлению знаний и умений учащихся в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования;

Воспитательные:

  • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное, бережное отношение к культурному наследию.
  • Воспитывать умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Ход урока

I. Организационный момент.

Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки рисовальных принадлежностей.

II. Введение в тему урока.

Учитель. Ребята, знаете ли вы, что открытие красителей стало важной вехой в развитии человеческой культуры. Так, открытие красного красителя древними греками привело к запрету красного цвета. Он стал привилегией только царей, таким образом, носить одежду, окрашенную в красный цвет, могли только лица царского рода. Эта традиция надолго укрепилась в различных культурах (слайд 2).

Любимые цвета восточных славян - белый и красный (слайд 3). Красный цвет - это любимый цвет древнерусских князей.

Слово “красный” в русском языке означало - “светлый, яркий, хороший, красивый, ценный” (слайд 4).

Красный воспринимался как прекрасный, веселый, радостный цвет, как цвет молодости (слайд 5). Поэтому и название первого праздника воскресшей весны - Красная горка - связано с этим цветом (слайд 6).

Слово “красный” приобрело значение цвета крови с XV-XVI веков. Оно было унаследовано от древнерусского слова “червленый”, так как красную краску на Руси добывали из насекомых червецов (червленый цвет) (слайд 7).

Красный - символ жизни, радости, праздника в Древней Руси. В иконописи он имеет различное значение: например, красный плащ Георгия Победоносца - как знак царской власти и одновременно - символ мученичества, плащ архангела Михаила - как символ “огня и меча” (слайд 8).

В работах А. Рублева красный ромб символизировал Землю (слайд 9).

Сообщения учеников:

- Белый цвет несет как положительное, так и отрицательное значение. Слово “белый” в древнерусском языке означало “светлый, ясный, прозрачный, непорочный” (слайд 10).

Отрицательное значение белый цвет приобретает после Французской революции, которое было перенесено в Россию. Развитие отрицательного значения этого слова произошло в период Октябрьской революции (деление на “белых” - чужих и “красных” - своих). Появляются выражения в быту к неумело сделанному - шито белыми нитками (слайд 11).

- Желтый - воспринимался как радостный, солнечный, весенний цвет. Свадебный наряд состоял из желтого летника и красного сарафана (слайд 12).

Начиная с XVIII века у желтого цвета формируется отрицательная символика, которая связана с эпидемией лихорадки и вызываемыми ею желтыми галлюцинациями. Цвет становится цветом лжи, обмана. Поэтому дарить желтые цветы любимым стало считаться плохой приметой (к разлуке), что сохранилось и до наших дней (слайд 13).

- Черный - цвет траура, печали. В XIV - ХV веках он выступает в качестве скорби в одежде (слайд 14).

- Голубой - в Древней Руси воспринимался как небесный, Божественный. Купола церквей окрашивались в голубой или синий с золотыми звездами цвета.

Голубой цвет - это “мужской цвет”, поэтому для новорожденных мальчиков одежда должна быть голубого цвета (слайд 15).

- Розовый - на Руси связывался с зарей и стал символом чего-то приятного. Розовый цвет - для новорожденных девочек (слайд 16).

- Зеленый - символизировал на Руси юность и цветение. Купола церквей окрашивались в зеленый цвет. Иногда в иконописи являлся символом неба.

В быту “зеленый человек” означает моральную незрелость, то есть сохраняет свое значение “молодой”.

В системе дорожных знаков - свободный путь (слайд 17).

Учитель. Давайте рассмотрим зооморфные символы.

В символической модели мироздания зооморфные символы занимают третью ступень, после растительного и минерального царства (слайд 18).

Мы с вами, ребята, рассмотрим только несколько символов.

Орел - широко распространен в искусстве, геральдике. Как птица, орел относится к стихиям воздуха и огня, поэтому является посредником между человеком и богами (слайд 19).

За его силу, стремительность полета и бесстрашие эта птица стала ассоциироваться с богами войны. Позднее орел становится символом верховной власти (слайд 20).

Черный двуглавый орел на золотом фоне был эмблемой Византии, где он символизировал власть императора (слайд 21). Такой же вариант был принят в России Иваном Грозным в качестве эмблемы Московского государства, поскольку, восприняв византийскую культуру и религию, оно посчитало себя ее духовным наследником (слайд 22).

В настоящее время гербом России является двуглавый орел (слайд 23).

Голубь - белый голубь в христианстве являлся эмблемой Святого Духа, двенадцать голубей - ассоциировались с апостолами (слайд 24), голубь и лилия - означали Благовещение (слайд 25).

В свадебном обряде голуби означали любовную пару. В XVIII -XIX веках в русской народной вышивке было распространено изображение голубков (слайд 26).

Образ коня широко распространен в мифологиях многих культур. Это один из древнейших и наиболее популярных символов в истории человечества (слайд 27).

Образ красного коня, созданный К. С. Петровым-Водкиным (“Купание красного коня”), стал символом революции (слайд 28).

В русской геральдике изображение коня присутствовало главным образом на царских или дворянских гербах (слайд 29).

На белом коне изображался Георгий Победоносец, являвшийся воином-мучеником. Этот святой пользовался особой популярностью в русской иконописи XV-ХVI веков. Его изображение становится эмблемой Москвы в XIV веке, а позднее входит в герб Российской империи (слайд 30).

Всадник на коне означает наличие животного начала в человеке, где конь является символом контроля, победы духовного мира над низшим, импульсивным, бессознательным (слайд 31).

Тигр — в дальневосточной традиции олицетворяет царя зверей, хозяина леса. Это символ жизненной силы и плодородия (слайд 32).

Практически все образные сравнения с медведем, принятые в Европе и Сибири, дублируются тигром в Юго-Восточной Азии (слайды 33- 34).

Учитель. Вы, наверное, обратили внимание на то, что символика обладает динамикой, то есть изменяется в зависимости от смены приоритетных целей и видов деятельности.

Учитель. А теперь сформулируйте тему нашего урока.

III. Практическая часть.

1). Учитель. Давайте рассмотрим, как использовались зооморфные символы и цвет в геральдике государств.

Работа в группах. Раздаются памятки по теме урока и гербы русских городов. Детям необходимо сделать их анализ, используя памятки, литературу и средства Интернета (слайды 35 - 42). Каждая группа после поиска информации дает краткую характеристику городам (Нижний Новгород, Красноярск, Пермь, Самара, Томск, Иркутск, Москва, Суздаль).

Динамическая пауза: гимнастика для глаз.

2). Учитель. А теперь, после того, как вы узнали значения цвета в символике и некоторых зооморфных символов, давайте нарисуем свой эскиз символа вашего класса. Можно сделать аппликацию (слайд 43).

IV. Итоговая часть.

1). Подведение итогов урока. Более удачные эскизы рассматриваются в классе и анализируются (слайды 44-45).

2). Учитель. Давайте с вами вспомним, что вы узнали по теме четверти “Искусство моего народа”. Ответьте на следующие вопросы:

- Что нового узнали на уроке, что запомнилось?

- Какой цвет был любимым у русских князей?

- Как появился двуглавый орел на эмблеме нашего государства?

Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы.

3). Рефлексия (слайд 46).

V. Домашнее задание: придумать свой символ школы или семьи.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

проект "Древние образы в народном искусстве"

Управление образования Администрации г.Тынды

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7

Имени Героя России И.В.Ткаченко»

Разработка урока

Тема работы: Древние образы в народном искусстве.

Автор: Волошина Надежда Александровна,

учитель изобразитель изобразительного искусства

МО БУ «СОШ№7»

89145687519

[email protected]

г.Тында

2016г.

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания, постановка и решение учебной задачи

Технология построения урока

Изучение нового материала

Тема урока

Древние образы в народном искусстве.

Цель урока

Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Оборудование

Компьютеры, словари.

Зрительный ряд

Презентация «Древние образы в народном искусстве»

Планируемый результат

Предметные умения

  • Познакомить учащихся с древними образами в народном искусстве

  • Умение компоновать рисунок

  • Создавать узор на листе

  • Объяснить значение созданного узора

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

  • Определять общие для всех правила поведения;

  • Определять правила работы в группе;

  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.

  • Применять установленные правила в решении задач;

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;

  • Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  • Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

  • Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

  • Использовать общие приемы в решении задачи;

  • Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

  • Уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  • Слушать и понимать речь других;

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • Формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

Формы работы: фронтальная, работа в группах.

Ход урока

1. Организация урока.

Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Присаживайтесь на свои места. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

2. Введение в тему. Актуализация знаний

Очень часто за событиямиИ за сутолокой днейСтарину не вспоминаем,Забываем мы о ней.Хоть и более привычны Нам полеты на Луну,Вспомним русские обычаи,Вспомним нашу старину.

Метод артефакта.

Посмотрите, пожалуйста, на стол, какие предметы здесь лишние? Почему? (на столе лежат предметы современные: телефон, компьютерная мышка, флешка, диск, барби и предметы старины: прялка, деревянная ложка «Хохлома», русский платок, кукла скрутка и др.)

Дети делают выбор и объясняют почему.

- Да ,все верно, одни предметы современности, они здесь лишние! Мы их убираем.

А теперь посмотрите внимательно на эти предметы, которые остались! Что их объединяет? (все создал человек, предметы декоративно -прикладного искусства-ДПИ)

Правильно! Это предметы декоративно- прикладного искусства.

А что такое ДПИ? (ответы учащихся)

Декоративно – прикладное искусство - это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту.

А что еще объединяет эти предметы?(рисунок, красота, узор,орнамент)

Главное в этих вещах – узор!

А как вы думаете, как человек придумывает узор? (фантазирует, смотрит на окружающий мир, копирует растения, животных)

Да, природа всегда играла огромную роль в жизни человека.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде.  Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобрели разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.

3.Объяснение нового материала

А сейчас попробуйте составить из этих слов тему нашего урока:

образы в древние искусстве народном

(Древние образы в народном искусстве)

А как вы понимаете слово образ? (ответы)

Посмотрите, пожалуйста, в словаре это определение (работа со словарем С.И. Ожегова)

Образ:

1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.

2. Вид, облик. Создать что-н. по своему ~у и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В ~е кого-н. (в виде кого-н.).

3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый ~ матери.

4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит ~ами.

5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).

И опять определение подходит к нашему разговору: Живое, наглядное представление о чём-нибудь.

А именно о природе! Человек стремился изобразить явления природы понятными ему символами. Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками.

  Из этих знаков выстраивали узор.

Цвет тоже имел символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Желтый – солнце;

Красный – жизнь.

Сейчас вам необходимо в группах создать проект «Солярные знаки».

У каждой группы будет один солярный знак. По презентации вам необходимо составить краткое сообщение о солярном знаке. Поможет вам в этом технологическая карта (приложение1).

Представитель от группы расскажет нам о знаке.

Давайте вспомним правила работы в группе (ответы детей)

1. Не ругаться

2. Внимательно слушать собеседника

Работа в группах

(краткие ответы детей с демонстрацией )

1)Солнце:

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Знаки солнца и земли часто в узорах изображались рядом, говоря о том, что небо и земля неразлучны, постоянно смотрят друг на друга, создавая жизнь в мире.

2) Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду. У славянских и древнегерманских племен сказочных героев носят на своих крыльях птица-ветер и птица-облако. А в Средние века существовало поверье о тайной связи между орлом и ветром. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь.

3) Коня в русских народных сказках, загадках и песнях часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Конь- крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости крестьянской жизни. Образ горы является переосмысленным образом тучи, а двери и цепи метафорически изображают зимние оковы.

4) Макошь

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

5) В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну.

Вы молодцы! Отлично поработали в группах!

4.Физ.минутка

А теперь немного отдохнем.

Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнусь.

5. Самостоятельная работа учащихся.

А сейчас я предлагаю вам стать творцами.

В группе с товарищами вам предстоит создать композицию из солярных знаков, после вы должны будете объяснить значение вашего узора. На слайде представлены примеры данной работы, но вы создадите свои варианты. Для этого вам в помощь на доске висят карточки с изображением и значением некоторых знаков, которые вы только что разобрали в группах.

Последовательность работы:

  1. Распределить поровну обязанности в группе.

  2. Продумать идею, замысел узора.

  3. Подумать над материалом, в котором будет выполнен узор.(цветная бумага, краски, карандаши)

  4. Выполнить работу

12 минут на работу.

Просмотр работ учащихся

А теперь я предлагаю вам оценить композиции своих одноклассников, подняв нужную карточку.

  1. Итог урока

Если желаешь подняться в воздух -Стань птицей, Если желаешь подняться выше- Стань орлом,

Становись ветром,Если угодно познать мир.

Как вы понимаете эти строки? (ответы учащихся)

Я желаю вам быть ветром, чтобы познать этот мир! И у вас все получится – потому что у вас все впереди!

Д\З найти картинки солярных знаков в современном дизайне.

Литература. Интернет- ресурсы.

  1. Е.И. Осетров. «Живая Древняя Русь»

  2. Сайт «Славянская культура» Древние черты в русском народном искусстве http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/drevnie-cherty-v-russkom-narodnom-iskusstve.html
  3. Солярные знаки восточных славян http://www.nordicrunes.ru/solyarnie_znaki_slavyan.htm
  4. Солярные знаки «Википедия»
  5. Обереги Славян «Держава Русь» http://derzhavarus.ru/solyarnye-svastichnye-simvoly.html

Приложение 1

Технологическая карта

Название солярного знака:

Что олицетворяет этот знак:

Как изображается знак:

Интересные мифы и легенды :

Приложение 2

Работы детей

multiurok.ru

Древние образы в народном искусстве

Древние образы в народном искусствеСказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

 

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века - русская вышивка не изчезла, переходя из поколения в поколение.

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Древняя вышивка

Прекрасным примером использования орнамента является народная вышивка.

Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки. Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека.

Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный...

Швы, которыми выполнены старинные вышивки - счётные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счётные швы, как "роспись", "набор", "счётная гладь". Материалы и тканиХлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи.

Шелк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой.

Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Вышивки шерстью выполняются на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения, низа живота, то есть там, где расположены основные чакры человека. Шерстью обычно вышивают силуэты животных (тех, которые нравятся вам, к которым вы интуитивно тянетесь), реже - деревья и плоды. Не стоит вышивать шерстью птиц и звезды. А вот солнце вполне подойдет, будет постоянно оберегать вас от холода и тьмы в жизни!

Лен действует умиротворяюще, особенно хорошо «работает» при использовании древних символических узоров - при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев.

Внимание! Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по назначению обережных узоров, лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь - иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это относится и к материалу, из которого сделаны нитки, - не надо в одном узоре использовать несколько видов материала. Кроме того, знайте: обережную вышивку принято делать гладкой, без узелков - узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий.Места расположения и цвет вышивки

Важно делать обережную вышивку без узелков, так как узлы обрывают энергетические связи вышивки с носителем. Места расположения вышивки:

1) традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол).

2) нетрадиционные - то есть любые, выполняющие разные защитные функции: - защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;

- защита маленького ребенка от напастей - силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше, школьника - сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления;

- голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности. Обереги своими руками

Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила.

Правило первое. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

Правило второе. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

Правило третье. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми.

Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.

Кстати, тут и придумывать-то ничего не надо: самые сильные супружеские обереги - это обручальные кольца. Правда, лучше, если они будут, как встарь, серебряными, а не золотыми. К тому же обручальные кольца обязательно должны быть гладкими, без всяких узоров и камней. В отличие от других магических предметов обручальные кольца теряют значительную часть своей магической силы от вставок из камней, даже самых драгоценных. Обручальные кольца нужно носить постоянно, не снимая их даже во время сна. Снятое хотя бы одним из супругов кольцо ослабляет защитные силы, настолько неразрывно слиты воедино эти кольца. Это пример так называемых парных магических предметов.

Правило четвертое. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.

Правило пятое. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей.

Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы - это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. А самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка. Она традиционно присутствовала на любой ткани, полотенце, одежде. Главное в вышивке-обереге - цвет и узор. Цветовая гамма должна соответствовать той части спектра, которую вышивка призвана защищать.

Обережная вышивка детской одежды славян

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.

Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.

На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

ОрнаментыОрнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы.

Прочитать знаки – задача трудная. Ученые разгадывают тайны так.

Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали.

Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры. А также:волнистые линии символизировали воду;

горизонтальные - землю;

косые - дождь, пересекающий путь к солнцу;

точки между ними - зерна, брошенные в нее.

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.  

ЗНАКИ1) Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.3) Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.5) Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни).7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. 12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный. 13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения. 

sell-off.livejournal.com

Древние образы в народном искусстве

19.10.2016 год

Урок 1 «Древние образы в народном искусстве».

Урок хочу начать с показа следующих слайдов.

Посмотрите на слайды: кто и когда мог придумать эти образы? Что это такое?

Слайды: 2-3-4-5-6

Это - славянские орнаментальные символы, которые имеют древнейшее происхождение. Распространение своё они получили по всему миру во всех народах мира. Орнаментальный узор - не просто символ. Это в некоторой степени язык и письмо наших предков своим потомкам.

 

Символика явилась наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, своё мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху и в последующий период. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение у многих народов мира. Большинство примеров символики древности дошли до нас, когда уже происходил отход от использования символов и стали применяться как орнамент или как зафиксированные обычаем священные знаки.

Слайд 7-8 (на одежде используется символ – как орнамент (просто украшение вещи)

А вообще у каждого символа своё значение. Немножко со значениями мы познакомимся.

Слайд 9 (Полотенца с символом Солнца - древний славянский оберег, украшавший  крышу избы).

Слайд 10 - 1 (Крест и Круг - древний символ огня и Солнца. Крест в круге формировал коло).

Огнём и дымом оповещали о приходе врага на земли Руси». 

  Слайд 10 - 2 (Восьмилучевой Коловрат - знак Сварога, бога-творца, бога мудрости. Именно Сварог создал Землю, людей, даровал людям многие знания, в том числе – металл и плуг. Знак Сварога есть знак мудрости и высшей справедливости, знак Прави.

 Слайд 10 - 3 (Крест – символ жизни, неба и вечности).

 

Слайд 11 (Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежду и сам дом).

 

Слайд 12 – 1 Символ небесной водной стихии (вода, дождь)

Слайд 12 – 2-3   Ромб у древних славян - символом плодородия и чадородия. Знаки плодородия — символы изобилия.

 

Слайд – 13 Макошь. Её изображение менее известно и, наверное, потому что сейчас оно все меньше используется в ручных промыслах. А позабыли это изображение напрасно, ибо ее не стоит обходить вниманием - Макошь, согласно славянским мифам, "мать жребия", вместе с помощницами Долей и Недолей она определяет судьбу людей и богов, она - пряха и прядет нити судьбы. Это - Символ Природы, Земли и плодородия (по – другому: Земля Матушка, Макошь, Камошь).

(Мать-земля, Матушка-природа… Все знают такие словосочетания, но мало кто задумывался, почему так говорят. А ведь это выражение пришло к нам из Язычества. Нет ничего удивительного в том, что наш предок, язычник, мог назвать землю матерью – она, подательница всех благ. Она и кормит и поит, и одевает и греет. Земля в союзе с небом (в народной мифологии – они супруги). Дает нам тот мир, в котором мы живем… Естественно, Земля не могла не отразиться в мифологии и народных преданиях. Богиня Земли, плодородия и судьбы – Макошь. Ее имя образовано из двух корней – «Ма», Мать и «Кошь» - кошелек, хранилище богатства). 

Слайд 14 -  (много разных значений) - Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией — воду, а вертикальной волнистой — дождь; треугольником — горы, скрещивающимися линиями — огонь и молнию.

 Слайд – 15 – 1 Жар-птица – символ счастья и радости.  Она знакома нам всем еще с детства, "птица счастья завтрашнего дня", а между тем ее изображение символизировало прошение Ладе - богине счастья, домашнего быта. Ее цвет - красно-желтый. Люди использовали это изображение для привлечения удачи и защиты богини Лады украшении орнамента и узора на наличниках русских изб. 

   Слайд – 15 – 2 Вещая птица Гамаюн (Гамаюс, Гамаюнт)

Вещей птице Гамаюн покровительствует бог Велес, это он заботится о людях, посылая им божественную весть через птицу-вестника. Вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Слайд – 16 -  Кони Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» — солнце, приносили счастье и веселье, благополучие.

Слайд – 17. На слайде панно. Много разных символов. Как же разобрать смысл этого изображения? Кто попробует? А потом сравним правильность ответа……

Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц — человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.

Слайд 18. Итоговые вопросы:

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что запомнили?

Попробуем нарисовать один из символов. Создадим свою картинку. Предлагаю создать один из непростых рисунков.

Слайд - 19 – 20 - 21.

Слайд 22 – домашнее задание: Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба»

multiurok.ru


Смотрите также