Интегрированный урок (МХК + история) в 10 классе по теме "Архитектура Древней Греции". Урок мхк древняя греция
Интегрированный урок (МХК + история) в 10 классе по теме "Архитектура Древней Греции"
Интегрированный урок (МХК + история) в 10 классе по теме "Архитектура Древней Греции"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели:
Образовательная: сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Греции через межпредметные связи с историей. Охарактеризовать этапы развития архитектуры, её особенности.
Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы при подготовке выступлений, умения критически анализировать полученную информацию.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории мировой культуры; формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовно-ценностные ориентиры.
Методы и технологии обучения: беседа, опережающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, технология развития критического мышления, развивающее обучение, технология интегрированного обучения, проблемное обучение, деятельностный подход.
Ход урока
1. Орг. Момент.
2. Постановка цели урока:
По ходу объяснения материала учащиеся ведут запись в тетради, заполняют сравнительную таблицу.(Приложение 1).
Слайд 2. Эпиграф: «Архитектура – это летопись мира. Она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания. И когда уже ничто не говорит о погибшем народе». Н.В.Гоголь
МХК: Сегодня мы будем говорить об архитектуре Древней Греции, о «Стране героев и богов». Именно так назвал великую Элладу А.С.Пушкин, восхищаясь душой от ее величия. А мы попытаемся прикоснуться к ней уже в веке XXI чтобы увидеть и понять её достижения, вершины и критерии красоты, которые и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом. Интересно, что некоторые из них еще в древности были причислены к чудесам света. Нас восхищают прекрасные древнегреческие статуи – образцы чистой и возвышенной красоты. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя ее с историей Древней Греции. Ведь не одна другая страна не оказала такого влияния на становление западной культуры и вообще мировой цивилизации, как Древняя Греция. Начала наших представлений о политике, ряде наук, включая философию, о литературе, архитектуре, искусстве – всё это в большей степени основано на представлениях древних греков.
История: Удивительно, что такую огромную роль в истории человечества сыграл в общем-то немногочисленный народ, населявший довольно небольшую территорию. Греческие города-государства распологались в самой южной части Балканского полуострова, а также по берегам и на островах Эгейского моря.
3. Тема урока. Слайд 3. Тема урока: «Архитектура Древней Греции».
МХК: Говоря об архитектуре Древней Греции, имеется в виду древнегреческие храмы. До наших дней они сохранились в развалинах, но и по ним можно судить о том, какие это были прекрасные сооружения. Слайд 4.
Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещений без окон, где находилась статуя божества. Слайд 5. Здание окружали 1-2 ряда колон, в полутемном внутреннем помещении у статуи Бога могли бывать только жрецы, народ же видел храм только снаружи. Слайд 6. Поэтому главное внимание греки уделяли красоте внешнего облика храма.
Славу искусству Эллады составляет монументальная архитектура, в которой выразились основные принципы, сформулированные впоследствии римским зодчим Витрувием: «прочность, польза и красота». Особой заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы Слайд 7, под которой следует понимать сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов.Эту роль в строительстве храмов осуществляют опоры-колонны и лежащие на них балочные перекрытия, т.е. антамблент.
Размеры храма, количество колон строго определялись ордером. Основой ордера была колонна, она определяла красоту здания и по типу колонны называли ордер. Слайд 8.
Дорический ордер самый древний, получивший название от создавших его дорических плмен. Дорическая колонна тяжеловесна, она стоит прямо на платформе, сверху до низу колонна протесана желобками – канелюрами. Верх ствола колонны уже, чем основание. Вверху колона завершается простой капителью (верхняя часть колоны), состоящей из круглой и квадратной плит.
Старейшие дорические храмы сохранились за пределами Греции. Несколько таких храмов находилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них – храм Бога моря Посейдона. Слайд 9.
История: Начиная с VIII века до н.э. начинается быстрый рост почти во всех сферах жизни древнегреческого общества. За каких-нибудь 200-300 лет на месте бывших селений образуются процветающие города-государства – полюсы. Строятся прекрасные общественные здания, храмы, театры, стадионы. Греческие мореходы бороздят волны не только эгейского, но и всего средиземного моря, многочисленные колонисты высаживаются в Малой Азии, в Южной Италии, на острове Сицилия.
МХК: Колоны ионического ордера более нарядные и стройные. Каждая колонна имеет свое основание, базу. Верхняя часть – капители по краям спиральные завитки – волюты. Слайд 10.
Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света».
История: Ионический ордер. Его Родиной была Иония – территория заселенная греками-ионийцами, на побережье Малой Азии и в Аттике.
Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.
Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570−560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.
В VI веке до н.э. Иония вошла в состав Лидии. В IV в. до н.э. Иония вошла в состав эллинистических государств (Македонии,государства Селевкидов и Пергамского царства). Во II в. до н.э. Иония была переименована в Азию и вошла в состав Древнего Рима. В IV веке Рим трансформировался в Византию. Спустя 1000 лет Иония вошла в состав Османской империи. Слайд 11.
МХК: Коринфский ордер. Колонны этого ордера украшены листьями Аканфа, оплетающими ее в виде корзины. В IV веке до н.э., когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капители. Идея такой колонны возникла, когда один архитектор на кладбище случайно увидел корзину плодов (кем-то оставленную), увитую проросшими листьями аканфа. Слайд 12.
Колонна служила мерой всех остальных деталей здания. За основу брали её толщину внизу (диаметр). И, исходя из этого размера, определяли все остальные размеры здания. У каждого ордера были свои соотношения и особенности. Этими пропорциями и сегодня пользуются архитекторы. Рассвет греческой архитектуры связан с именем знаменитого афинского государственного деятеля Перикла.
История: Самый блестящий период во внутренней истории Афин связан с именем Перикла. Слайд 13.
Перикл не был создателем демократической системы правления в Афинах, но именно эта система, атмосфера политической, общественной и культурной жизни в Афинах после побед над персами и создание морской державы послужили питательной почвой для развития всех заложенных в этом человеке дарований и позволили ему наложить неизгладимый отпечаток яркой личности на историю родного города. Величие и слава Перикла были величием и славой Афин. В течение его правления сделано было столько, что то время без колебаний называют «эпохой Перикла». А длилась эта «эпоха» всего лишь пятнадцать лет.
На деньги, вносимые союзниками, Перикл организовал в Афинах грандиозное строительство, обеспечив стабильной и высокооплачиваемой работой нуждающихся. Люди самых разнообразных специальностей и занятий — от высококвалифицированных мастеров (скульпторы, архитекторы, граверы, золотых дел мастера и др.) до простых погонщиков и грузчиков — были постоянно заняты, а Перикл вносил все новые и новые проекты в народное собрание. В ходе этого строительства на афинском Акрополе был воздвигнут величайший шедевр мирового зодчества – Парфенон, создание Иктина, Калликрата и Фидия.
4. Сообщение учащихся на темы: «Афинский Акрополь», «История Парфенона». Сообщения сопровождается показом презентации. Остальные учащиеся делают краткие записи в тетрадях по ходу рассказа.
5. Обсуждение выступлений.
Вопросы:
Что нового вы узнали из выступлений одноклассников?
Когда были начаты грандиозные строительные работы в Афинах?
Что такое Акрополь?
Кто руководил постройками на Акрополе?
Чем являлся Акрополь для города?
Как назывался главный вход в Акрополь?
Какие храмы находились на Акрополе?
Кто построил храм Парфенон?
Кому был посвящен этот храм?
Кто украсил скульптурами храм?
6. Обобщение полученных знаний.
Вопрос: В чем вы видите особенности древнегреческой архитектуры?
Ответы:
Строительство храмов подчинялось определенным правилам – ордерам. Древние греки создали три ордера – дорический, ионический и коринфский.
Храмы возводились из мрамора и были посвящены Богам.
Храм – вместилище статуи Бога.
Главное внимание уделялось внешнему облику здания. Слайд 14.
Вопрос: Чем храм Древней Греции отличается по своей архитектуре от храма Древнего Египта? Слайд 15.
Ответы:
а) У входа в Древний Египетский храм – мощные башни-пилоны.
б) У входа в древнегреческий храм легкий портик.
2. а) Плоское перекрытие у храмов Египта;
б) Двускатная крыша с фронтонами у греческого храма.
3. а) В египетском храме гигантские колонны стоят близко друг к другу, напоминая дремучий лес;
б) В греческом храме колонны стоят свободно, создавая открытую галерею вокруг здания.
4. а) Храм Древнего Египта подавляет человека своей мощью и неприступностью;
б) Храм Древней Греции возвышает человека до уровня героя.
5. а) Красота и величие египетского храма в колоссальных размерах;
б) Красота греческого храма в правильных пропорциях.
Вопрос: Какие из изображенных архитектурных памятников относятся к культуре Древней Греции и какие – к культуре Древнего Египта? Как вы это определили, по каким признакам? Слайд 16.
Приложение 1.
Сравнительная таблица
«Архитектурные особенности храмов Древнего Египта и Древней Греции»
infourok.ru
Разработка урока МХК Древняя Греция страница 2
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, тёплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рождённой пеною морской.
Так выразил свои чувства от увиденного поэт Д.С. Мережковский. (слайд 24)
Пропилеи начали возводить при Перикле, но из-за начавшейся Пелопонесской войны они остались недостроенными. Пропилеи представляли собой сооружение, состоящее из трёх частей. (слайд 25)
В центре находились крытые ворота в виде глубокого сквозного портика с пятью проходами вдоль колонн. Здесь во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных.
С севера к ним примыкала пинакотека, в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам.
С юга Пропилеи уравновешивал лёгкий и изящный храм Ники Аптерос (то есть Бескрылой) (слайд 26) - богини Победы. Внутри храма находилась её бескрылая статуя. Известна легенда, согласно которой эта богиня принесла грекам победу над персами, а потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город. Величественное здание Пропилеи описано ещё Павсанием: «Пропилеи имеют крышу из белого мрамора, и по красоте и величине камня до сих пор нет ничего лучшего».
Пройдя ворота Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (то есть Воительницы), (слайд 27) покровительствующей Афинам и греческому народу.
Останавливаясь перед статуей величественной богини, зачарованные греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть в её лицо.(щелчок) Торжественно восседающая на троне, она спокойно вглядывалась в город, раскинувшийся у подножия Акрополя. Возвращающиеся на родину сыновья Аттики уже издалека приветствовали сверкающую на солнце Афину, а иностранцы трепетали перед этим символом величия Афин. Статуя богини, по всей вероятности, была творением гениального Фидия, руководившего работами на Акрополе.
Следует подчеркнуть, что в основе композиции Акрополя лежала асимметрия, которая в целом всё же не разрушала ощущения равновесия и упорядоченности архитектурных сооружений.
Чуть правее от Пропилеи находится главный храм Акрополя - Парфенон, (слайд 28) посвященный богине Афине - покровительнице города.
Храм занимает самую высокую часть холма, а поэтому он виден отовсюду, из любой точки Акрополя и города. (слайд 29) В плане Парфенон представляет собой периптер (8x17 колонн высотой в 10,5 м). Дорические колонны(слайд 30) наделяют его особой монументальностью и мужественной красотой. В архитектуре Парфенона органически соединены колонны ионического ордера, (слайд 31) придающие впечатление изящества и благородства.
Этот величественный храм, сложенный из белоснежного мрамора, поражает искусным мастерством обработки материала. Раскраска храма подчёркивала конструктивные детали и создавала фон, на котором отчётливо выделялись скульптурные украшения. (слайды 32,33)
infourok.ru
Урок МХК № 9 10 класс "Скульпторы Древней Греции"
Греческий художник не изображал ничего, кроме красоты.
Лессинг.
Мы любим прекрасное, соединённое с простотою, и мудрость без изнеженности. Перикл.
Проверочная работа по теме «Культура Древней Греции»
I вариант
1. Что такое античная культура?
2. Каковы особенности культуры Древней Греции?
3. Что такое периптер?
4. Из каких частей состоит древнегреческий храм?
5. Как называется верхняя часть колонны?
6. Что такое атланты?
7. Назовите два вида керамических изделий в Древней Греции.
8. Перечислите имена великих драматургов-трагиков и мастеров аттической комедии.
9. Что представляет собой Афинский Акрополь? Перечислите знаменитые сооружения на Акрополе.
Проверочная работа по теме «Культура Древней Греции»
II вариант
1. Какова периодизация культуры Древней Греции?
2. Каковы особенности Крито-Микенской культуры?
3. Что такое портик?
4. Что такое колонна, каковы виды колонн, их значение?
5. Что такое кариатиды?
6. Как назывались скульптуры архаического периода, в чём их особенности?
7. Перечислите имена великих древнегреческих скульпторов.
8. Проведи заочную экскурсию по Акрополю, расскажи об особенностях имеющихся там сооружений.
9. Каково значение культуры Древней Греции?
Конспект к уроку № 9 10 класс "Скульпторы Древней Греции"
Скульптура Древней Греции – образец классического совершенства. Для её стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация, статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, внутренний мир героев лишён борьбы чувств и мыслей. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть.
Величайшие греческие скульпторы – Фидий, Мирон и Поликлет.
Мирон – первый греческий скульптор, сумевший передать фигуру человека в момент быстрого движения. В скульптуре «Дискобол» ( стр.79) воплощён идеальный образ человека.
ВЫДАЮЩИЕСЯ СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ АРХАИКИ
Период архаики – это период становления древнегреческой скульптуры. Уже понятно стремление скульптора передать красоту идеального человеческого тела, которое в полной мере проявилось в произведениях более поздней эпохи, но слишком трудно еще было отойти художнику от формы каменного блока, и фигуры этого периода всегда статичны.
Первые памятники древнегреческой скульптуры эпохи архаики определяются геометрическим стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олимпии, в Беотии. Архаическая эпоха древнегреческой скульптуры приходится на VII — VI вв. (ранняя архаика - около 650 — 580 гг. до н. э.; высокая — 580 — 530 гг.; поздняя - 530 - 500/480 гг.). Начало монументальной скульптуры в Греции относится к середине VII в. до н. э. Серединой VII в. до н. э. датируются и первые куросы. К этому же времени относится первая скульптурная храмовая декорация — рельефы и статуи из Принии на острове Крит. В дальнейшем скульптурная декорация заполняет поля, выделенные в храме самой его конструкцией — фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) — в ионическом. Наиболее ранние фронтонные композиции в древнегреческой скульптуре происходят с афинского Акрополя и из храма Артемиды на острове Керкира (Корфу). Надгробная, посвятительная и культовая статуи представлены в архаике типом куроса и коры. В архаической скульптуре принят еще целый ряд условностей — например, так называемая «архаическая улыбка» на лицах архаических скульптур.
В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек — куросы и коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии. Ранние греческие скульпторы создавали образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте.
В ту эпоху духовные горизонты необычайно раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности. Подробности ускользали, представления о конкретном «механизме» вселенной были самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи — вот что составляло силу философии и искусства архаической Греции.
Подобно тому как философия, тогда еще близкая к поэзии, проницательно угадывала общие принципы развития, а поэзия — сущность человеческих страстей, изобразительное искусство создало обобщенный человеческий облик. Посмотрим на куросов, или, как их иногда называют, «архаических Аполлонов».(стр.78) Не так важно, имел ли намерение художник изобразить действительно Аполлона, или героя, или атлета. Он изображал Человека. Человек молод, обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью; сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота — напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем затаены возможности разнообразных переживаний. И условная «улыбка» — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке.
Статуи куросов создавались преимущественно в местностях, где господствовал дорийский стиль, то есть на территории материковой Греции; женские статуи — коры — главным образом в малоазийских и островных городах, очагах ионийского стиля. Прекрасные женские фигуры были найдены при раскопках архаического афинского Акрополя, возведенного в VI веке до н. э., когда там правил Писистрат, и разрушенного во время войны с персами. Двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре» мраморные коры; наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного очарования. Возможно, некоторые из них исполнялись ионийскими мастерами, приглашенными в Афины; их искусство повлияло на аттическую пластику, которая отныне соединяет в себе черты дорийской строгости с ионийской грацией. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом — покрывалом, или легким одеянием — хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.
Архаические скульптуры (как, впрочем, и классические) не были такими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми. На фоне безоблачного неба Эллады все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго, благодаря ясности, собранности и конструктивности форм, и силуэтов. Чрезмерной цветистости и пестроты не было.
Поиски рациональных основ красоты, гармония, основанная на мере и числе,— очень важный момент в эстетике греков. Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях и в расположении небесных светил, считая, что гармония музыкальная соответствует природе вещей, космическому порядку, «гармонии сфер». Художники искали математически выверенные пропорции человеческого тела и «тела» архитектуры В этом уже раннее греческое искусство принципиально отличается от крито-микенского, чуждого всякой математике.
Таким образом, в эпоху архаики были заложены основы древнегреческой скульптуры, направления и варианты ее развития. Уже тогда были понятны основные цели скульптуры, эстетические идеалы и стремления древних греков. В более поздние периоды происходит развитие и совершенствование этих идеалов и мастерства древних скульпторов.
ВЫДАЮЩИЕСЯ СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ КЛАССИКИ (запись в тетради)
Классический период древнегреческой скульптуры приходится на V — IV вв.до н.э. (ранняя классика или «строгий стиль» - 500/490 - 460/450 гг. до н.э.; высокая — 450 — 430/420 гг до н. э.; «богатый стиль» — 420 — 400/390 гг. до н. э.; поздняя классика — 400/390 - ок. 320 гг. до н. э.).
Крупнейшие скульпторы ранней классики — Пифагор Регийский, Каламид и Мирон. О творчестве прославленных греческих скульпторов мы судим, главным образом, по литературным свидетельствам и поздним копиям их произведений. Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Ее кратковременный расцвет связан с работами на афинском Акрополе, то есть со скульптурной декорацией Парфенона (дошли фронтоны, метопы и зофор, 447 — 432 гг. до н. э.). Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия (обе не сохранились). Крупнейшие скульпторы поздней классики — Праксителъ, Скопас и Лисипп, во многом предвосхитившие последующую эпоху эллинизма.
Мирон из Элевтер
МИРОН, греческий скульптор 5 в. до н.э., представитель переходного периода в скульптуре от ранней классики к искусству перикловского времени. Родился в Беотии. Мирон был старшим современником Фидия и Поликлета и считался одним из величайших скульпторов своего времени. Работал в бронзе, однако ни одно из его произведений не сохранилось; они известны главным образом по копиям. Самое известное произведение Мирона - Дискобол (Метатель диска).(стр.79) Дискобол изображен в сложной позе в момент наивысшего напряжения перед броском. Скульптора интересовали форма и соразмерность находящихся в движении фигур. Мирон был мастером передачи движения в кульминационный, переходный момент.
Величайший Поликлет
ПОЛИКЛЕТ (5 в. до н.э.), древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал ок. 460–420 до н.э. Родился в Сикионе ок. 480 до н.э. Считалось, что никто не может сравниться с Поликлетом в изображении атлетов, Фидия же признавали первым в изображении богов. Около 460–450 до н.э. Поликлет создал несколько статуй победителей Олимпийских игр. Самое знаменитое произведение Поликлета – созданный ок. 450–440 до н.э. Дорифор (Копьеносец). (стр.79) Лучшие копии этой статуи находятся в Неаполе, Ватикане и во Флоренции; лучшая сохранившихся копия головы Дорифора выполнена в бронзе скульптором Аполлонием, сыном Архия (найденная в Геркулануме, она находится теперь в Неаполе). Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, т.е. опорная нога и повисшая вдоль тела рука, статичны, но заряжены силой, левая, т.е. оставшаяся сзади нога и рука с копьем, нарушают покой, но несколько расслаблены), что оживляет ее и делает подвижной. Формы этой статуи предельно прояснены, они повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.
Творениям Поликлета не хватало величественности статуй Фидия, но многие критики считают, что они превосходят Фидия своим академическим совершенством и идеальной уравновешенностью позы. У Поликлета имелись многочисленные ученики и последователи вплоть до эпохи Лисиппа (конец 4 в. до н.э.), который говорил, что его учителем в искусстве был Дорифор, хотя впоследствии он отошел от канона Поликлета и заменил его своим собственным.
Представители поздней классики (Праксителъ, Скопас и Лисипп)
ПРАКСИТЕЛЬ (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Возможно, Пракситель – сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 до н.э., а в 350–330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.
Статуя Афродиты Книдской (стр.81) считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты – в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
СКОПАС (расцвет деятельности 375–335 до н.э.), греческий скульптор и архитектор, родился на острове Парос ок. 420 до н.э., возможно, сын и ученик Аристандра.
Присущая произведениям Скопаса (стр.80) страстность достигается прежде всего с помощью новой трактовки глаз: они глубоко посажены и окружены тяжелыми складками век. Живость движений и смелые положения тел выражают напряженную энергию и демонстрируют изобретательность мастера.
ЛИСИПП (ок. 390 – ок. 300 до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Сикионе (Пелопоннес). В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй. Даже если это преувеличение, очевидно, что Лисипп был чрезвычайно плодовитым и разносторонним художником. Основную массу его произведений составляли преимущественно бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского.
Геракл – излюбленный Лисиппом персонаж. (стр.82)
Мощь Геракла представлена с исключительным мастерством в его напряженной шее и мускулистых руках. Беспомощность льва, голова которого зажата подмышкой у Геракла, передана на грани гротеска. Но все же бой идет с достойным противником.
Созданные Лисиппом портреты Александра (стр.82) превозносили за соединение двух качеств. Во-первых, они реалистически воспроизводили внешность модели, включая необычный поворот шеи, а во-вторых, здесь явственно выражался мужественный и величественный характер императора. Лисипп – в одно и то же время последний из великих классических мастеров и первый эллинистический скульптор. Многие его ученики, среди которых были и три его собственных сына, оказали глубокое воздействие на искусство 2 в. до н.э.
СКУЛЬПТОРЫ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
Государства диадохов существовали в Египте, в Сирии, в Малой Азии; наиболее мощным и влиятельным было египетское государство Птолемеев. Несмотря на то что страны Востока обладали своими, очень древними и очень отличными от греческих художественными традициями, экспансия греческой культуры их пересиливала. В самом понятии «эллинизм» содержится косвенное указание на победу эллинского начала, на эллинизацию этих стран. Даже в отдаленных областях эллинистического мира, в Бактрии и Парфии (нынешняя Средняя Азия), появляются своеобразно претворенные античные формы искусства.
Эпоха эллинизма создала произведения, которые, в нашем представлении, синтезируют высшие достижения античной пластики, являются ее недосягаемыми образцами — Афродита Мелосская, Ника Самофракийская,(стр.83). Эти прославленные скульптуры были созданы в эллинистическую эпоху. Их авторы, о которых ничего или почти ничего не известно, работали в русле классической традиции, развивая ее поистине творчески.
Среди скульпторов данной эпохи можно отметить имена следующих: Аполлоний, Тавриск («Фарнезский бык»), Атенодор, Полидор, Агесандр («Афродита Мелосская», «Лаокоон»).
Новоаттические мастера в сущности были только копировальщиками. Так, например, Антиох Афинский в своей статуе Афины воспроизвел Афину парфинос Фидия. Новоаттическая школа очень охотно украшала рельефами большие мраморные вазы. Из мастеров этой отрасли известны: Сальпион, Сосибий, Понтий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели творения величайших скульпторов Древней Греции на протяжении всего периода античности. Мы увидели весь процесс становления, расцвета и упадка стилей скульптур – весь переход от строгих, статичных и идеализированных форм архаики через уравновешенную гармонию классической скульптуры к драматичному психологизму эллинистических статуй. Творения скульпторов Древней Греции по праву считалась образцом, идеалом, каноном на протяжении многих веков и сейчас она не перестает быть признанным шедевром мировой классики. Ни до, ни после не было достигнуто ничего подобного. Всю современную скульптуру можно считать в той или иной степени продолжением традиций Древней Греции. Скульптура Древней Греции в своем развитии прошла сложный путь, подготовив почву для развития пластики последующих эпох в различных странах.
Известно, что большинство античных мастеров пластического искусства не ваяли в камне, они отливали в бронзе. В веках, последовавших за эпохой греческой цивилизации, сохранению бронзовых шедевров предпочли их переплавку на купола или монеты, а позднее на пушки.
В более позднее время традиции заложенные древнегреческими скульптурами были обогащены новыми наработками и достижениями, античные же каноны послужили необходимой основой, базой для развития пластического искусства всех последующих эпох.
Д/Задание: параграф 8, стр.77-85, ответить на вопросы.
multiurok.ru
Разработка урока МХК Древняя Греция
9 класс Тема 14-15 ГРЕЦИЯ - «КОЛЫБЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ» (слайд 1)
Начиная разговор о своеобразии художественной культуры Древней Греции, хочется повторить вместе с поэтом: (слайд 2)
Как часто я тоскующей душоюБезумно рвусь в твой чудный древний мир,Святая Греция!.. (слайды 3,4,5)М.Михайлов
Действительно, «чудный древний мир» Эллады привлекает внимание и восхищённые взоры человечества на протяжении многих веков, рождая представление о мире совершенной красоты и силе человеческого разума. (слайд 6)Непревзойдёнными образцами стали художественные творения древнегреческих мастеров и художников, для поэтов и музыкантов следующих эпох. (слайд 7) стих о Венере Милосской
Что же позволило древним грекам достигнуть таких высот? Что стало причиной столь чуткого восприятия прекрасного, выразившегося в совершенном и гармоническом представлении о мире и человеке? (слайд 8)
Грецию часто называют «колыбелью европейской цивилизации». (слайд 8) Это не случайно, так как именно здесь возникло желание разобраться в простейших законах природы(щелчок) и научиться управлять ими. Достижения в области математики(щелчок) и астрономии(щелчок), физики(щелчок) и медицины(щелчок), философии(щелчок) и истории(щелчок) сегодня хорошо известны во всех уголках Земли. Но не менее значительно её культурное достояние. (щелчок)
Одной из характерных особенностей художественной культуры Древней Греции было отражение в ней мифологических представлений о явлениях природы и жизни человека. Фантазия и живое воображение греков населили мир всемогущими богами и мужественными героями, которым они поклонялись и которых свято чтили. Становится понятным, почему А.С. Пушкин, так часто обращавшийся к античной мифологии, воспринимал Грецию как «страну героев и богов». (слайды 9,10,11,12)
Греческие боги имеют человеческий облик, (слайд 13) они, как и люди, страдают от горя и радуются прелестям жизни, страстно влюбляются и люто ненавидят, совершают беспримерные подвиги и позволяют себе маленькие человеческие слабости. (слайд 14) И живут они не в заоблачных мирах, а на реально существующем Олимпе, и их можно увидеть.
schoolfiles.net
Конспект открытого урока МХК в 5 классе "Путешествие в Древнюю Грецию"
Конспект урока МХК в 5 классе
«Путешествие в Древнюю Грецию» - 2 часа
Цели: Обучающая - знакомство с искусством Древней Греции.
Развивающая - развитие интеллектуальной и духовной сферы.
Воспитывающая - воспитание интереса и любви к искусству.
Задачи:
Закрепить представления о возникновении древнегреческой мифологии:
Познакомить обучащихся с галереей олимпийских богов и великих древних греков.
Осмыслить вклад древних греков в мировую культуру и ее значимость для современного мира.
Развивать образное и логическое мышление, творческие способности,
Материалы и инструменты: бумага, карандаши, пластилин.
Зрительный ряд: Презентация «Путешествие в Древнюю Грецию»,книжная выставка.
Музыкальный ряд: «Туристская песня «Глобус» муз. М. Светлова сл.М.Львовского», Музыка Чайковского П.И.Шестая симфония. Третья часть Муслим Магомаев «Огонь Прометея», «Элефтерия»
Литературный ряд: Ф.И.Тютчев «Когда пробьёт последний час природы», Фридрих Шиллер «Боги Греции» , Эзоп «Крестьянин и дети».
Научный материал: комментарии к слайдам
Форма работы: групповая.
СЛАЙД № 1 не демонстрируется, т.к. тема не объявляется заранее.
СЛАЙД № 2 – вступительное слово учителя.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Сегодня наш 5 класс отправляется в путешествие. Вы сами разделились на микро-группы – экипажи. Каждый экипаж выбирает своего командира.
- Экипажи, представьте своих командиров.
СЛАЙД № 2 «Что нужно в пути?»
- Командиры получите компасы и маршрутные листы. На них вы сделаете отметки .
- К путешествию готовы?
СЛАЙД № 2 «Приглашаю в путешествие»
- На чём люди путешествуют?
- А если я вам предложу кругосветное путешествие? (Учитель держит в руках глобус и крутит его)
- Это реально?
-Да! Мы отправимся в путешествие на мыслелёте. Знаете такое средство передвижения?
- Как оно действует? На каком топливе работает?
- Правильно, его двигает МЫСЛЬ. Мыслелёт может преодолеть и горы, и океаны, и время. Учёные доказали, что пространство и время – единая субстанция.
Итак, внимание! Включаем все свои двигатели-мысли… и в путь! Счастливого путешествия! Туристскую песню за-пе-вай!
СЛАЙД № 3 «Туристская песня «Глобус» муз. М. Светлова сл.М.Львовского»
- А теперь сверим «координаты» (Экипажи дают свои ответы):
Проверка маршрутных листов
(называется памятник, город, страна и даётся небольшой комментарий)
Каждый ответ сопровождается слайдом №№ 5 – 24
СЛАЙД № 25«Путешествие не закончилось - оно только начинается…»
II. Работа по картине Льва Бакста «Античный ужас»
Просмотр слайдов №№ 26 – 31
СЛАЙД № 32 «Задание по картине»
СЛАЙД № 33 - ОТВЕТ
Задание экипажам «Кто ответит точнее?»
СЛАЙДЫ №№ 34
СЛАЙД № 35 «Тема античности в поэзии»
СЛАЙД № 36 «Ф.И.Тютчев»
(Стихотворение читает чтец)
Когда пробьёт последний час природы,Состав частей разрушится земных,Всё зримое опять покроют воды,И божий лик отобразится в них.
СЛАЙД № 37 Фридрих Шиллер «Боги Греции»
(Стихотворение читает чтец)
Где ты, светлый мир? Вернись, воскресни,
Дня земного ласковый рассвет!
Только в небывалом царстве песни
Жив ещё твой баснословный след.
Вымерли печальные равнины,
Божество не явится очам;
Ах, от знойно жизненной картины
Только тень осталась нам…
В царство сказок превратились боги,
Покидая мир, который сам,
Возмужав, уже без их подмоги
Может плыть по небесам.
Да, ушли, и всё, что вдохновенно,
Что прекрасно, унесли с собой –
Все цвета, всю полноту вселенной, -
Нам оставив только звук пустой.
СЛАЙД № 38
Мини-викторина(Блиц-вопросы командам):
Как называется просмотренная картина?
Кто автор картины?
Когда была написана картина ?
В каком музее экспонируется картина?
В каком городе находится картина?
Каковы впечатления?(вопрос каждому экипажу)
III. По Древней Греции
Добро пожаловать в Древнюю Грецию!
СЛАЙДЫ № 39 - 41
- Стоп! Где мы находимся? (В Греции)
- Как вы догадались? (Узнали Древний Парфенон, Акрополь).
СЛАЙД № 42
- Посмотрите географическое положение Греции на карте.
Греция расположена в южной части Балканского полуострова....
. Полуостров Пелопоннес расположен на юге Греции и омывается водами Ионического и Эгейского морей. Греция омывается тремя морями — Ионическим, Эгейским, Средиземным. На востоке омывается Адриатическим морем, на юге - Ионическим морем.
СЛАЙД № 43«Почему древние греки создали мифы о богах?»
- Где обитали древнегреческие боги?
СЛАЙД № 44
Узнаёте олимпийских богов?
СЛАЙД № 45
2.«Живые картинки» ( Сценка «Прометей»)
Прометей: О, великий Зевс, могущественный и мудрый! Позволь мне обратиться к тебе с просьбой о помощи людскому племени. Людям плохо живётся: они не имеют домов, построенных из дерева и камня, не знают ни ни наук, ни ремёсел, копошатся, точно муравьи, глубоко под землёй, в тёмных пещерах без света и воздуха.
Зевс: Молчи, дерзкий титан, а то я забуду все твои прежние заслуги и сурово накажу. Люди навсегда останутся неразумными всечасно терзаемыми страхом смерти. Тогда власть богов не будет иметь границ. Прочь с глаз моих! (Зевс уходит разгневанный.)
(Прометей сидит грустный. Появляется его мать Фемида)
Фемида: Сын мой, чем ты так прогневил Зевса? Разве ты забыл участь титанов, десять лет воевавших с ним за власть? Где они теперь, сильные и своевольные исполины? Одни убиты, другие лишены родины и отправлены в дальние края… Опомнись , Прометей, моли о прощении ради меня и себя.
Прометей: Пойми меня, родная, я не могу жить спокойно, когда знаю, как страдают люди. Клянусь, что помогу им! Я отправлюсь на остров Лемнос, тайно возьму искру божественного огня из кузницы своего друга Гефеста и принесу её человеку. Прости! (Уходит.)
Фемида: Сынок… (Плача уходит.)
(Появляются Зевс и его слуги Сила и Власть. Зевс садится на трон.)
Сила: О, великий Зевс! Последний из титанов ослушался твоей воли и совершил страшный грех. Он похитил искру огня и в тлеющей тростинке принёс её людям.
Власть: Если бы только это! Он научил их строить жилища,приручать животных, лечить больных, объяснил им устройство Земли и движение небесных светил, обучил их письму и счёту, добыче земных сокровищ: железа, меди, серебра, золота.
Сила: Прометей построил для людей корабли, приделал к ним льняные крылья - паруса, и они весело побежали по глади моря. Он приручил горячего дикого коня и впряг его в колесницу, а вола заставил носить на шее ярмо и пахать для человека землю.
Власть: Счастливый человек многое понял в окружающем мире, перестал слепо бояться смерти, постиг воспоминание о прошлом и обрёл надежду на будущее. Люди прославляют Прометея, а о тебе, о, могущественный зевс, и не вспоминают!
Зевс: Как осмелился дерзкий титан похитить из кузницы Гефеста священный огонь, принадлежащий богам? И что он с этим даром сделал? Отдал его жалким людишкам! Теперь они смеются и радуются, думая, что больше не зависят от моей воли. Прометей горько пожалеет о своём поступке. Ты, Сила, и ты, Власть, схватите Прометея, отправьте на край земли в страну скифов, где возвышаются Кавказские горы. Пусть кузнец Гефест наденет на непокорного тяжёлые цепи и и накрепко прикуёт к скале.
СЛАЙД № 46 Картины Йорданса Я. и Рубенса
Музыка Чайковского П.И.Шестая симфония. Третья часть.
Прометей (прикованный к скале): Вёсны сменяются зимами, рождаются и умирают поколения людей, а меня уже несколько тысячелетий палит раскалённое солнце, хлещут дожди и грады, замораживают злые ветры… Каждый третий день я с тоской слежу ,как высоко в небе появляется маленькая точка, как она растёт и приближается. Это орёл, посланный Зевсом, прилетает, чтобы рвать и раздирать когтями моё тело, клевать мою печень. Я страдаю… Но пощады я не попросил ни разу, не смирился перед Зевсом, и даже наедине с собой не пожалел о своей доброте к людям. Об одном прошу судьбу: пусть мои муки не будут напрасными, человек навсегда с божественным огнём будет свободен и счастлив!
СЛАЙД № 47 Г.Ф. Фюгер «Прометей несёт людям»
Муслим Магомаев «Огонь Прометея»
ПЕСНЯ «ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ»
Стихи Наума Олева
Припев: Дари огонь, как Прометей!
Дари огонь, как Прометей! *
И для людей
Ты не жалей
Огня
души своей!
Человек на земле,
Как цветок по зиме, -
Без тепла он не может ни дня. 2*
Пусть тебе не знаком,
Поделись с ним табаком,
Пригласи посидеть у огня.
Припев: Дари огонь, как Прометей!
Дари огонь, как Прометей! *
И для людей
Ты не жалей
Огня
души своей!
И, согретый тобой,
Пронесет тот огонь
Новый друг сквозь года и дожди.
Всем, кому тяжело,
Он отдаст свое тепло,
Тот огонь, что зажег ты в груди.
Припев: Дари огонь, как Прометей!
Дари огонь, как Прометей! *
И для людей
Ты не жалей
Огня
души своей!
Не грусти, человек,
Что недолог твой век,
Знай, что ты не напрасно сгорел.
Ветер след твой не стер
Коль души твоей костер
Хоть кого-то лишь раз обогрел.
Припев: Дари огонь, как Прометей!
Дари огонь, как Прометей! *
И для людей
Ты не жалей
Огня
души своей!
СЛАЙД № 48 « ЭЛЬФТЕРИЯ – это значит по-русски СВОБОДА»
Песня «ЭЛЕФТЕРИЯ» в исполнении Муслима Магомаева.
Стихи Цезаря Солодаря
На афинских бульварах,
На пирейских причалах,
Где сердца молодые всегда горячи,
От влюбленных слыхали
Молодые гречанки
Свое нежное, звонкое имя в ночи:
Элефтерия! Элефтерия!
Это значит по-русски - свобода.
Элефтерия! Элефтерия!
Ты чиста, как эгейские воды.
Этим именем гордым
Дочерей называли
И поэт, и батрак, и солдат-инвалид.
Почему же Эллада
В безысходной печали
Только шепотом скорбным теперь говоришь:
Элефтерия! Элефтерия!
Заточили тебя в казематы.
Элефтерия! Элефтерия!
Под пятою ты стонешь проклятой...
На афинских бульварах,
На пирейских причалах
Свое счастье добудет простой человек.
И под ясной звездою
Скажут юным гречанкам
Полным голосом те, кто их любит навек:
Элефтерия! Элефтерия!
Прозвучит под родным небосводом.
Элефтерия, твердо верю я -
Не отнять у народа свободу!
Элефтерия!
3.Творческая мастерская
СЛАЙД № 49(Под мелодию песни «Элефтерия» обучающиеся выполняют творческое задание)
Презентация экспромтов (рисунков, скульптур, стихотворений и др.)
Галерея олимпийских богов
СЛАЙД № 50 - 55
- Шедевры древнегреческого искусства мы, россияне, можем увидеть в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.
СЛАЙД № 56
5.Галерея «Великие древние греки»
СЛАЙД № 57
Эзоп. Знакомое имя? Что вы о нём знаете?
(Обучающиеся рассказывают историю жизни Эзопа
)
СЛАЙД № 58
- Ребята, вы видите на слайде рисунок к басне Эзопа «Крестьянин и дети». Это работа молодой художницы Елены Федорковой выполнена в древнегреческом стиле.
СЛАЙД № 59
СЛАЙД № 60 (Чтец читает басню)
СЛАЙД № 61«Древнегреческие философы»
СЛАЙД № 62«Древнегреческие математики»
- О великих древних греках вам предстоит узнать на уроках истории и математики.
IV. Заключение
- Наш мыслелёт держит путь домой. Куда?
(Обучающиеся называют: « Россия, Смоленская область, г.Сафоново)
-Благодарю гостей за внимание и поздравляю путешественников с возвращением!
СЛАЙД № 63
СЛАЙД № 64
15
multiurok.ru
Конспект урока МХК на тему "Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики"(10класс)
- Как, на ваш взгляд, гуманизм воплотился в архитектуре афинского Акрополя? (сл. № 3-5)
3. Эмоциональная завязка проблемы.
- Прослушайте отрывок из текста. Определите, о ком идет речь? По каким признакам определили? (сл. № 6)
Текст: Белоснежную он с неизменным искусством
Резал слоновую кость. И создал он образ, - подобной
Женщины свет не видал, - и свое полюбил он созданье!
Девушки было лицо у нее; совсем – как живая,
Будто бы с места сойти она хочет, да только страшится.
Вот до чего было скрыто самим же искусством искусство!
В отрывке речь идет о Пигмалионе и Галатее. Скульптор создал женский образ, который и полюбил;
Основным мотивом античной культуры в целом стала тема оживающего произведения, живого изображения. Миф о Пигмалионе стал общеизвестной формулой важнейшего принципа античного искусства – принципа жизнеподобия. «Совсем как живая» - вот в чем безусловная ценность произведения искусства.
-Подумайте, в каком виде искусства принцип жизнеподобия обретает более совершенное воплощение?
4. Формулировка темы (сл. №7) и проблемы урока. (сл. № 8)
Зрительный ряд: скульптура Древней Греции (сл. № 9)
Каковы ваши впечатления?
5. Организация работы в группах по направлениям:
1-4гр. – искусствоведы
5гр. – теоретики
6гр. - художники
(Приложение. Материалы уроку.)
6. Сообщения групп, совместное обсуждение материала, составление общей таблицы, формулировка вывода по поставленной проблеме (сл. № 10-17)
- В каком направлении развивалась древнегреческая скульптура?
(От неподвижности, статики – к движению, динамике т.е. к жизнеподобию, от типа – к характеру)
- Что общего вы смогли заметить в представленных вам скульптурах?
Представление о мире как о едином неизменяющемся целом, части которого гармонично сочетаются, побуждает скульпторов искать гармоничные пропорции человеческого тела, т.е. такое соотношение отдельных элементов человеческого тела, при котором скульптура производила бы впечатление совершенной.
7. Тест «Определи эпоху» (сл. № 19)
8. Итог урока: просмотрфрагмента фильма «Скульптура Древней Греции» (интернетресурсы ), рефлексия.