История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Храмы древне й Руси Первые православные храмы. Первые храмы древней руси


Каменные церкви и храмы Древней Руси: убранства, архитектура.

После принятия христианства на Руси люди начали во всех городах строить православные храмы. Строили их, как правило, там, где раньше находились места для поклонения языческим богам (Перун, Дажьбог, Хорс). Потому что люди столетиями привыкали к данным святилищам. Когда хотели поклониться богам, шли к этим местам. Поэтому князь Владимир приказал уничтожить все места для поклонения языческим богам, а вместо них воздвигнуть христианские церкви.

Первые деревянные храмы Киевской Руси

hostingkartinok

hostingkartinok

Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь —  первый православный храм на Руси .

Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм.Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.

Шатровые храмы на Руси

Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.

Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.

 Первые каменные храмы на Руси

hostingkartinok

hostingkartinok

Первый древнерусский каменный храм  возвели в Киеве. Его неофициальное название — Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь. Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться. По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.

Официальное имя Десятинного храма,  первой каменной церкви на Руси  — церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый  крестово-купольный храм Древней Руси  . Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих. Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.

Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:

  1. Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
  2. С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.

Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.

hostingkartinok

hostingkartinok

Первым каменным церквям на Руси  основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа — это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были  фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен. До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира. Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.

Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно. По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.

hostingkartinok

hostingkartinok

Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма — Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих. Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте. А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.

Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.

Итоги

С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.

Читайте какие столицы были в Древней Руси

perstni.com

Храмы древне й Руси Первые православные храмы

Храмы древне й Руси

Первые православные храмы на Руси появились ещё до принятия христианства, то есть когда Русь была ещё языческой…

Кто же построил эти храмы? Князья Аскольд и Дир Согласно преданию, храм пророка Ильи построили киевские князья Аскольд и Дир. Они, будучи язычниками, во время византийского похода стали очевидцами Божественного чуда, под впечатлением которого приняли крещение, а по возвращении в Киев построили храм святого Илии. Существует мнение о том, что крещение киевлян в 988 г. произошло близ храма Илии-пророка, расположенном на берегу рек Днепра и Почайны.

Как же выглядел этот храм? О том, как выглядела церковь изначально, сведений не сохранилось. Предполагают, что храм был деревянным. Гораздо позже, в 1692 г. было построено каменное здание храма на пожертвования мещанина Петра Гудымы. Храм того периода является сравнительно небольшим сооружением, которому присущи лаконичность и четкость форм, подчеркнутых сдержанным внешним декором. В нижней ступени храм оформлен изящными полуколоннами, на которые опираются легкие треугольные фронтоны.

Как же выглядел этот храм? Увенчивает купол Такой же карниз небольшой украшает барабан декоративный фонарь с купола. иконами. Венчает здание карниз, на Свято-Ильинская церковь - первый фризе которого православный размещены лепные храм Киевской Руси. В 2005 г. церкви розетки. исполнилось 1060 лет со дня упоминания о ней преподобным Нестором Летописцем в «Повести временных лет» . Из рассказа следует, что к середине Х века Ильинская церковь была довольно известной.

Храмы при св. княгине Ольге Святая равноапостольная Ольга была супругой великого князя Киевского Игоря. Борьба христианства с язычеством при Игоре и Ольге, княживших после Олега († 912), вступает в новый период. Церковь Христова в последние годы княжения Игоря († 945) становится значительной духовной и государственной силой в Русском государстве. Об этом свидетельствует сохранившийся текст договора Игоря с греками 944 года, который включен летописцем в "Повесть временных лет", в статью, описывающую события 6453 (945) года. Мирный договор с Константинополем должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: "Русь крещеная", то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии; "Русь некрещеная", язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. Тот факт, что христиане поставлены в документе на первом месте, говорит о их преимущественном духовном значении в жизни Киевской Руси

Крещение св. княгини Ольги

Храмы при св. княгине Ольге Активное формирование города Пскова началось в начале X века на пересечении двух рек Псковы и Великой. Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить. Живоначальной Троице. Троицкий храм в Пскове сегодня

Сын княгини Ольги , Святослав, был ярым язычником…

…Зато внук святой князь Владимир крестил Русь

…и стала Русь святой!

Десяти нная це рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна

Второй храм (1842— 1928) Храм был построен в византийско-московском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Князь Владимир Святославич, Десятиннуювцерковь — правивший то время, последний оплот киевлян. По выделил на поддержание преданию, Десятинная церкви и митрополии церковь рухнула под весом десятую часть своих доходов ВПри советской забравшегося на своды — десятину, откуда и пошло власти, в 1928 народа, пытавшегося своего её название. На время году[15][16][17] вторая спастись от монголов, однако 26 ноября 1996 строительства она была Десятинная церковь, Ю. году Национальний банк С. Асеевым высказывалось наибольшим киевским как и множество предположение, что здание Украины ввёл в обиход храмом. других памятников две рухнуло после применения юбилейные монеты культуры и искусства, осаждающими стенобитных «Десятинная церковь» была снесена. В 1936 из серебра и медно- орудий. году церковь В 1824 году митрополит никелевого сплава, Евгений (Болховитинов) окончательно посвящённые поручил расчистить тысячелетию разобрали на возведения Десятинной фундамент Десятинной кирпичи церкви в Киеве.

Распространение христианства С этого времени во все стороны от Киева начинают строится новые храмы, распространятся православная вера: где мирно, а где и не без помощи богатырей, сражающихся с соловьями разбойниками – языческими жрецами, уходившими в леса, ещё во время татаромонгольского ига на окраннах Руси сохранялись языческие племена… С. Иванов. Христиане и язычники.

…С тех пор число храмов на Руси (в том числе и каменных) росло… Софийский собор в Великом Новгороде Восстановленный Успенский собор Киево. Печерской Лавры с отделкой в стиле украинского барокко. В нижней части апсид видны фрагменты кладки XI века. Чернигов. Борисоглебский собор. На заднем плане купола Спасо. Преображенского собора.

…С тех пор число храмов на Руси (в том числе и каменных) росло… Успенский собор Владимира. Волынского. 1160 год. Георгиевский Собор Юрьева монастыря под Великим Новгородом. Заложен в 1119 году. Николо-Дворищенский собор в Великом Новгороде. Заложен в 1113 году.

…С тех пор число храмов на Руси (в том числе и каменных) росло… Собор Иоанна Предтечи. XII век Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде. Заложен в 1117 году. Пятницкая церковь в Чернигове. Конец XII века.

…С тех пор число храмов на Руси (в том числе и каменных) росло… Успенский собор во Владимире. 1158— 1160 гг. Реконструкция С. В. Заграевского Успенский собор во Владимире. Современный вид.

Во время татаро монгольского ига многие храмы на Руси были разрушены…

После освобождения на Руси было построено ещё больше храмов, но их уже нельзя назвать древнерусскими.

Сегодня по всей стране вновь открываются после гонений ХХ века, а также строятся новые православные храмы и некоторые из них в древнерусском стиле… … и наш храм Новомученников и исповедников Российских, что на Левом берегу града Химки один из них, он возведён в стиле храмов русского севера

Православный Храм Алтарь храм Притвор

Благодарю за внимание!

present5.com

Первые иконы и первые храмы Древней Руси

Классный час на тему: «Первые иконы и первые храмы Древней Руси».Цель: воспитание интереса к православной культуре.

Задачи: познакомить учащихся со святынями – иконами и храмами православного мира; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ход классного часа:Звучит песня «Купола России» (Настя А.)Слайд № 1 «Первые иконы и первые храмы Древней Руси».

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о православных иконах и храмах. На всяком месте можно молиться Богу, потому что Бог находится везде. Но есть особенные места, где удобнее совершать молитвы и где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются Храмами Божиими.Есть красота несказанная, светлая,

Та, что святою не зря называется ...

Тихо раскроется тайна заветная.

Русь белой лебедью в сердце останется.Сном благодатным, радостью сбывшейся -

Час созерцанья, Богом подаренный.

Будто бы чудом с Небес опустившийся -

Песней беззвучною - Храм белокаменный ...

(М.Кравцова)Спросите русского человека: «Назови самое прекрасное, что ты видел в жизни», и он ответит: «Храм Божий». И, действительно, с давних времен славится Русская земля великолепием белокаменных и златоглавых храмов. Зодчие (так называли архитекторов в Древней Руси) воплотили в них дух нашего народа и всю его историю.- Ребята, как вы думаете, с какого времени появились храмы на Руси?

(Строительство первых храмов на Руси появилось с приходом на Русь христианства)Ученик 1: После крещения Руси и принятия Русью православия, то есть с 988года начался процесс активного строительства храмов. Древнерусские мастера постоянно искали и находили особенные черты своих храмов. Так постепенно формировался русский стиль христианской архитектуры.

С тех пор пронеслось много лет, и заблестело над Россией удивительное количество величественных куполов православных храмов, соборов, церквей и монастырей.Слайд № 2 Картина Левитана «Вечерний звон»

Ученик 2: Храмы, возводившиеся на Руси с первых десятилетий русского Христианства, всегда были молитвенной «свечой Богу», «каналом», соединяющим Небо с землей. Сердце русского странника всегда озарялось радостью в ту самую минуту, когда из-за холма или над равниной реки показывался в небесах крест, а под ним и купол сельской или монастырской церквушки.Ученик 3: На Руси издревле строились храмы. Строительство любого города начиналось со строительства церкви. И уже под покровительством креста начинали строиться дома и остальные городские здания, но, ни одно из них не должно было быть выше креста, чтобы он был виден с любой точки города. Сам город строился по принципу храма.Ученик 4: Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строилась колокольня или звонница, то есть башня, где висят колокола. Колокольный звон созывал верующих на молитву, к богослужению. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость называется «трезвон». В дореволюционной России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Колокольный звон напоминает нам о небесном мире.Ученик 5: «Звон колоколов – это не просто гонг, созывающий людей в церковь, а мелодия, одухотворяющая окрестности храма, напоминающая о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути…. Колокольный звон – музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной её светом, он будит уснувшую совесть»Ученик 6: Таким образом, храмы всегда играли большую роль в жизни народа. Они поднимали дух, давали уверенность и надежду в трудные времена.

Действительно, невозможно представить себе город, поселок, село без храмов.

Эти неповторимые, поднимающиеся над землей, словно свечи, и вместе с тем родные каждому русскому человеку сооружения, были всегда главным спутником русского народа.

Учитель: - Скажите ребята, а что же для вас значит слово храм?

- C чем храм ассоциируется для вас? (Ответы детей.)

Учитель: Обобщим всё сказанное: храм- это место Святое, Чистое, Доброе.

- А как вы думаете, почему люди идут в храм?

- Что влечет туда человека? ( Ответы ребят.)

Люди идут туда, чтобы найти  и укрепить свою Веру и Любовь к Богу и получить Надежду.

Учитель: Возвратимся к истории. В 1474 г. в Москве случилось легкое землетрясение. Все бы ничего, но рухнул возведенный почти до самых сводов Успенский собор в Кремле. Причина – слишком жидкий известковый раствор. Таким образом, прочность постройки в первую очередь зависит от материала. Из какого же материала на Руси строили храмы? На юге Руси – из плинфы – большого плоского кирпича. Красная плинфа и розовый раствор (смесь извести, песка и толченого кирпича) делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми.

Помните, из-за чего рухнул недостроенный Успенский собор? Из-за качества раствора… Хорошие мастера уделяли ему особое внимание, добавляя золу, толченый уголь, молоко и даже растительное масло. Во Владимиро-Суздальской земле храмы строили из ослепительно белого известняка, который легко поддается обработке. В Новгородской земле – из серого плитняка (местный строительный материал, обладающий одной особенностью - его невозможно обработать идеально, поверхность всегда будет неровной, шероховатой). И, конечно же, на Руси строили из дерева.Слайд № 3 А знаете, почему русские храмы обычно многоглавы? Чем крупнее церковь – тем больше требуется куполов: ведь каждый купол опирается на цилиндрический барабан с окнами, освещающими внутреннее пространство храма.

Вы подготовили небольшие сообщения о самых известных храмах России. Давайте их послушаем.Слайд № 4

Ученик 7: Нельзя не восхититься красотой Преображенской церкви в Кижах (в окрестностях Онежского озера), построенной в XVIII веке а точнее сказать – не построенной, а «срубленной» топором без единого гвоздя. Кто бывал на Онежском озере, знает, как велико оно. Плывешь по нему, а земля исчезает за горизонтом. Лишь множество больших и маленьких островков встречаются на пути. На островах этих стоят редкие селения и немногие сохранившиеся деревянные храмы. Преображенская церковь заметна издалека – 40 метров в высоту, 22 купола. Предание гласит: неизвестный мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в озеро со словами: «Не было такой и не будет». И слова его оказались пророческими.Слайд № 5

Учитель: В сознании наших предков храм олицетворял вселенную. Купола русских храмов повторяют форму раскинувшегося над ними свода небес. Центр храма – подкупольное пространство, залитое светом - земля. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира. Иногда в основании храма имелись глубокие помещения (подклети), где устраивались захоронения знатных людей. Так, в Архангельском соборе в Кремле захоронены почти все русские цари допетровского времени.

Таким образом, храм соединил в себе и небесное и земное.Слайд № 6

Ученик 8: Первые храмы на Руси часто посвящались святой Софии (София – Премудрость Божия). Именно так именовался храм в Константинополе (в Византии), откуда пришло на Русь православие. В X веке русские послы князя Владимира, побывавшие в этом храме, потрясенные его небесной красотой и дивным величием, вернувшись на родину, рассказывали: «Мы не знаем, где были – на земле или на небе».

Великолепные русские Софийские храмы были построены в Киеве, Полоцке, в Новгороде. Новгородский Софийский собор – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Купола – шлемовидные. Большой средний купол возвышался над собором, будто Илья Муромец в золотой шапке стоял дозором над Новгородской землёй. Мощные стены, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная монолитность. Это образ богатырской силы, непоколебимости.

Очевидно, новгородцы прекрасно чувствовали силу, которая исходит от храма Софии. Недаром слова «За святую Софию!» были их боевым кличем.Слайд № 7

Учитель: Внутреннее убранство Новгородской Софии тоже сурово. Фрески (настенная живопись, живопись на штукатурке) изображают русских святых, в чьих лицах угадывается тоска Родины о лучшем будущем и предчувствие тех потрясений, которые ждут ее впереди.

Находясь рядом с этим собором, чувствуешь себя причастным к русской истории. Здесь много веков назад Александр Невский обращался к новгородскому вече, от этих стен уходил он во главе ополчения защищать землю Русскую. В соборе принимали иностранных послов, здесь объявляли княжеские указы, награждали и хоронили именитых горожан, здесь была одна из самых крупных книжных сокровищниц на Руси.

В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. Его так любили, что начали реставрировать в 1944 году, когда война еще не закончилась.

Сейчас он почти такой же, каким был в далеком XI веке. Восстановленные фрески радуют глаз своей сказочной красотой. Преобладание желтых и сиреневых тонов придают помещению собора домашнюю теплоту и уют.

Образ этого храма – это образ Родины, её история – великая и трагическая. Слайд № 8

Ученик 9: Может быть, самым могущественным княжеством Руси XII века было Владимирское. Храмы здесь строили из белого известняка, легко поддающегося обработке. В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор.

На протяжении двух веков он был главным собором на Руси. У его алтаря возводились на княжение Александр Невский, Дмитрий Донской. Собор служил усыпальницей владимирских князей. По горизонтали стены мы видим цепь непрерывных арочек, опирающихся на колонки, получается своеобразный ажурный пояс (очень нарядно!). Слайд № 9

Ученик 10: Красота храма сочеталась с изысканностью и пышностью внутреннего убранства. Стены собора расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая «Владимирская Богоматерь», которая почиталась на Руси как одна из главных святынь. Лик Богоматери удивителен и неповторим. В глазах запечатлелись любовь, скорбь и печаль матери, предвидящей жестокую судьбу своего сына.Учитель: Таким образом, если новгородские храмы представляли собой образ силы, то владимирские храмы – образ красоты и великолепия.

Попробуйте сейчас определить к какому стилю – новгородскому или владимирскому - принадлежат следующие храмы Древней Руси:Слайд № 10 (Новгородский стиль)

Это церковь Спаса на Нередице – стала последней каменной постройкой новгородских князей. При крайне скромных размерах она воспринималась как внушительное и монументальное сооружение. Фрески этого храма – выражение духовной мощи (как и фрески новгородской Софии) – стали драгоценным памятником новгородской живописи XII века. На их изучение (которое началось в 1910 г) судьба отпустила всего несколько лет: в 1941 церковь сильно пострадала во время фашистской бомбежки.Слайд № 11 (Владимирский стиль)

Это Димитриевский собор - дворцовый храм сильнейшего феодального владыки XII века — «великого Всеволода», как его называли летописцы, созданный им в зените своей славы, когда власть владимирского князя решала судьбы княжеских столов Поднепровья, Смоленщины и Новгорода. Дух торжественного великолепия пронизывает здание от его масс и до мельчайших деталей. Мы видим ажурный пояс из арочек, каменную резьбу (скульптурные изображения – фигуры людей, птиц, зверей, растений. Около тысячи резных камней!). Скульптура не получила распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимирских храмов уникальны.

Слайд № 12 (Новгородский стиль)

Простота, монолитность, образ силы, образ былинного богатыря. Это Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Слайд № 13 Храмовая икона – Святой Георгий - одна из древнейших в России. Святой Георгий – покровитель воинов - был одним из наиболее почитаемых святых Древней Руси. Орден святого Георгия был высшей наградой в дореволюционной Российской империи. Слайд № 14 (Новгородский стиль) Церковь Петра и Павла в КожевникахСлайд № 15 (Новгородский стиль)

Церковь Воскресения Христова. Псков. Древний русский город Псков испокон веков был сберегателем юго-западных границ новгородских владений. Суровость края и нередкие войны с неприятелями наложили отпечаток и на облик этого города, и на характер его жителей. Слайд № 16 (Новгородский стиль)

Мирожский монастырь. Слава этого монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность.Слайд № 17 (Владимирский стиль)

Это церковь Покрова на Нерли. В трех километрах от слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с необычным тогда названием – Покрова. В Византии (православие на Русь пришло оттуда) не было праздника Покрова Богородицы. Он появился на Руси в XII веке в память о чудесном событии: русские паломники во время службы в византийском храме увидели, как над головами молящихся Богородица распростерла свое покрывало и молилась об избавлении народа от бед (видели это только русские паломники). Праздник Покрова (Защиты) Богородицы стал одним из главных на Руси. Около Покрова (14 октября) выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается".

Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придет Покров, девке голову покроет". Вот и церковь Покрова на Нерли – как невеста в подвенечном платье, легкая, невесомая, глядится в зеркало – небольшое озерцо (остаток старого русла реки Нерль).

Слайд № 18

Ученик 11: В XVI веке в русском зодчестве возникло новое явление – шатровый храм (шатер вместо куполов). Это были храмы-памятники в честь какого-либо события, они должны были быть высокими, видными издалека.

Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного. Нас и сегодня удивляет высокий (62 м) белокаменный храм, по форме напоминающий свечу или обелиск. А тогда, в XVI веке, когда и в Москве большинство зданий были деревянными, ослепительно белый на фоне синего неба храм выглядел как самое настоящее чудо (образ радости, устремленности вверх, душевного порыва, + кокошники-свечи…).

Слайд № 19

Ученик 12: C этим храмом связано одно удивительное событие. 2 марта 1917 года - в день вынужденного отречения от престола последнего царя - мученика Николая II - в нижней части храма была найдена икона Божией Матери «Державная». В тот день в храм пришла крестьянка и рассказала священнику, что слышала во сне голос, который говорил о «черной» иконе в храме. К рассказу женщины отнеслись очень внимательно, и после долгих поисков нашли в подвале большую икону, почерневшую от пыли. Икону промыли и увидели на ней изображение Царицы Небесной, сидящей на Царском Троне. В руках - скипетр и держава (символы царской власти), на голове корона, на коленях - Богомладенец. Весть о чудесно явленном образе быстро облетела всю Россию и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в свои руки управление Россией. Слайд № 20

Ученик 13: Другой шатровый храм–памятник был построен на Красной площади по заказу Ивана Грозного, решившего увековечить свою главную победу – взятие Казани. Так как Казань пала в день Покрова Богородицы, то и называться стал храм Покрова Богородицы на Рву (здесь, действительно раньше был оборонительный ров, ведь Московский Кремль – это крепость). Второе название этого собора – храм Василия Блаженного, так как у его стен был погребен московский «Христа ради юродивый» Василий (с юности он был наделен даром предвидения, предсказал пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу). Блаженного чтил и побаивался сам Иван Грозный. На могиле его стали совершаться чудесные исцеления.Ученик 14: Итак, храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его полное название. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

Собор представляет собой ансамбль из 9 построек: центральная часть увенчана высоким великолепным шатром, остальные – ниже и разной формы (для Москвы характерны луковичные купола).

По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами.

Причудливое, красочное сооружение стало русским чудом, русской сказкой.Слайд № 21

Учитель: Самая красивая страна в мире — Россия Православная. Красота проявляется в колокольном звоне, в архитектуре храмов, в торжественном богослужении, в чуде православных таинств, в красоте чудотворных икон, в лицах молящихся людей, в неповторимом храмовом пении.

У Петра Ильича Чайковского в «Детском альбоме» есть пьеса «В церкви», где он использует мелодию старинной молитвы. Послушайте, как на фоне колоколов звучит в старом храме строгое и стройное пение хора.Учитель: В заключение нашей встречи хочу сказать, что православный храм сегодня — это место выведения России из сонного состояния спящей красавицы, когда пробуждается душа человека, омываемая теплотою Божественной любви.

publekc.ru