Внеклассная работа по русскому языку "Родные россыпи жемчужин" (к 205-летию В.И. Даля). А древняя рассыпанная повесть
Нужны ли нам словари?
В мире интернета и гаджетов современный школьник, к сожалению, не часто заглядывает в словарь. Зачем нужны словари, если за нас "думает" компьютер? Но компьютер не всегда может оказаться под рукой... А вот умение пользоваться словарями и находить нужную информацию - всегда будет полезно для любого человека, поможет ему стать эрудированным и интересным.
Свое понимание назначение словаря выразил С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь»:
Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его словах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…
В словах звучат укор и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, каждое слово, помещенное в словаре, связано с деятельностью народа – создателя языка.
В любой библиотеке и у нас дома есть словари, из них мы можем узнать много нужной и полезной информации.
Но действительно ли мы ими пользуемся? Словари - это необходимый помощник школьников на пути к знаниям? Что мы знаем о словарях?
“Если хорошенько подумать, то словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него” ( А.Франс)
Словарь – это наше окно в образование. Именно он напомнит нам о позабытом слове, укажет, где написано верно, а где допущена ошибка. Часто выученная информация стирается со временем из памяти, но словари всегда будут хранить ее для нас и в нужный момент подскажут нам верный ответ. “Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге”.(В.Брюсов)
Давайте попробуем в этом проекте рассказать о том, что для нас словари, обобщить опыт работы с этими книгами и создать практические рекомендации по наполнению домашней библиотеки необходимыми для школьника словарями.
globallab.org
Самуил МАРШАК
* * *
Всё то, чего коснется человек,Приобретает нечто человечье.Вот этот дом, нам прослуживший век,Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят.Беседуют между собой балконы.И у платформы, выстроившись в ряд,Так много сердцу говорят вагоны.
Давно стихами говорит Нева.Страницей Гоголя ложится Невский.Весь Летний сад — Онегина глава.О Блоке вспоминают Острова,А по Разъезжей бродит Достоевский.
Сегодня старый маленький вокзал,Откуда путь идет к финляндским скалам,Мне молчаливо повесть рассказалО том, кто речь держал перед вокзалом.
А там еще живет Петровский векВ углу между Фонтанкой и Невою...Всё то, чего коснется человек,Озарено его душой живою.
1945
СЛОВАРЬ
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.В его столбцах мерцают искры чувства.В подвалы слов не раз сойдет искусство,Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать.Они дались недаром человеку.Читаю: «Век. От века. Вековать.Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...»В словах звучат укор, и гнев, и совесть.Нет, не словарь лежит передо мной,А древняя рассыпанная повесть.1945 (?)
* * *
И поступь и голос у времени тишеВсех шорохов, всех голосов.Шуршат и работают тайно, как мыши,Колесики наших часов.
Лукавое время играет в минутки,Не требуя крупных монет.Глядишь — на счету его круглые сутки,И месяц, и семьдесят лет.
Секундная стрелка бежит что есть мочиПутем неуклонным своим.Так поезд несется просторами ночи,Пока мы за шторами спим.
1945 (?)
* * *
Не знает вечность ни родства, ни племени.Чужда ей боль рождений и смертей.А у меньшой сестры ее — у времени —Бесчисленное множество детей.
Столетья разрешаются от бремени.Плоды приносят год, и день, и час.Пока в руках у нас частица времени,Пускай оно работает для нас!
Пусть мерит нам стихи стопою четкою,Работу, пляску, плаванье, полетИ — долгое оно или короткое —Пусть вместе с нами что-то создает.
Бегущая минута незаметнаяРождает миру подвиг или стих.Глядишь — и вечность, старая, бездетная,Усыновит племянников своих.
1945 (?)
ЛЕТНЯЯ НОЧЬ НА СЕВЕРЕ
На неизвестном полустанке,От побережья невдали,К нам в поезд финские цыганкиИюньским вечером вошли.
Хоть волосы их были русы,Цыганок выдавала речьДа в три ряда цветные бусыИ шали, спущенные с плеч.
Блестя цепочками, серьгамиИ споря пестротой рубах,За ними следом шли цыганеС кривыми трубками в зубах.
С цыганской свадьбы иль с гулянкиПришла их вольная семья.Шуршали юбками цыганки,Дымили трубками мужья.
Водил смычком по скрипке старойЦыган поджарый и седой,И вторила ему гитараВ руках цыганки молодой.
А было это ночью белой,Когда земля не знает сна,В одном окне заря алела,В другом окне плыла луна.
И в этот вечер полнолунья,В цыганский вечер, забрелиВ вагон гадалки и плясуньиИз древней сказочной земли.
Полынью пахло, пахло мятой,Влетал к нам ветер с двух сторон,И полевого ароматаБыл полон дачный наш вагон.
<1947>
grigam.narod.ru
Внеклассная работа по русскому языку "Родные россыпи жемчужин" (к 205-летию В.И. Даля)
Разделы: Русский язык, Внеклассная работа
Оформление:
Газета, посвященная Далю.
Высказывания Даля:
“Я полезу на нож за правду, за
отечество, за русское слово, язык!”
Портрет В.И.Даля. ( Художник В.Перов.)
Словарь Даля, книги. Презентация “Родные
россыпи жемчужин” (О жизни В.Даля).
Музыка Паганини. Романс.
Ход:
Ведущие зачитывают цитаты из “Писем о добром и прекрасном ”
Д.С.Лихачева:
“Молодость - это время сближения. И об этом
следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая
дружба очень помогает и в горе, и в радости”.
“Человек рождается и оставляет о себе память.
Так что жизнь - это и есть вечное созидание...
Созидание принципов, цели своего поведения,
чтобы не стыдно было вспомнить”.
“Памятники культуры принадлежат народу, и не
одному только нашему поколению. Мы несем за них
ответственность перед нашими потомками. С нас
будет большой спрос и через 100 , и через 200 лет”.
“Исторические города населяют не только те, кто
в них сейчас живёт. Их населяют великие люди
прошлого, память о которых не может умереть”.
Учитель: Ребята! Сегодняшний
классный час посвящен удивительному человеку,
посвятившему всю свою жизнь великому русскому
языку - Владимиру Ивановичу Далю. Владимир
Иванович обладал талантами в разных сферах - он
был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и
как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь
собирал слова...
Чтец:
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.Всеволод Рождественский
Ведущий 1: Даль родился 22ноября 1801
года в Луганске. Отец его происходил из датчан,
был хорошо образованным человеком, знал медицину
и много языков. Еще до рождения Володи принял
русское подданство, был патриотом России и этому
учил детей, преподавая им уроки истории и
литературы. Мать – наполовину немка, наполовину
француженка, знала пять языков. Благодаря матери
и бабушке детство Даля было радостным.
Ведущий 2: В.И.Даль учился в Морском
кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь
проявился у него интерес к русскому языку, он
составил первый словарь, в который входило 34
слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил
на службу морским офицером, сначала на
Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом
же году Владимир Даль записал свое первое
заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это
слово произнес новгородский мужик, который вез
Даля. Неоценимые пополнения для словаря
приносили и военные походы. “Бывало, на дневке
где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из
разных мест, да и начнешь расспрашивать, как
такой-то предмет в той губернии зовется, как в
другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж
целая вереница областных речений”.
Чтец: Зачитывает отрывок из книги
М.А.Булатова и В.И.Порудинского “Собирал человек
слова...”
...Привал... Солдат отступился, выругался в
сердцах:
-Чертова лужа!
-Калуга!- подтвердил другой костромич.
Но артиллерист из тверских не согласен, для него калугой
называют топь, болото.
А сибиряк смеётся: кто ж не знает, что калуга -
рыба красная, вроде осетра.
Вестовой северянин, вдруг именует лужу - лывой-Лыва?- Переспрашивает и записывает Даль...
Между тем тамбовец дает злополучной луже новое
имя- мочажина.Астраханец добавляет:
-Не мочажина, а мочаг, озерцо на
солончаках
В тетрадке выстраиваются рядком слова: лужа,
калуга, лыва, мочажина.
Ведущий 3: В 1826 году Даль меняет
профессию и поступает на медицинский факультет
Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно
здесь началась его дружба с выдающимся русским
хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив
образование, двадцатилетний хирург отправляется
на русско-турецкую войну. Он не только оперирует
солдат и офицеров, но и спасает гражданское
население от эпидемии чумы.
Литературовед 1: К этому времени у
Владимира Ивановича накопилось столько записей,
что чемодан стал тесен, и командование выделило
Далю вьючного верблюда для перевозки груза.
Однажды верблюд пропал, попал в плен к
неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без
своих записей”. Но, к счастью, через неделю
казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С
тех пор он не расставался с записями, постоянно
пополняя их новыми словами.
Ведущий 1: В 1831 году В.И. Даль в
качестве полкового лекаря участвовал в военных
действиях на территории Польши. И тут он поступил
как опытный инженер. Даль построил
мост-переправу через реку Вислу - из пустых бочек,
лодок. Сооружение было с секретом. Как только
русские войска переправились, мост был разрушен,
неприятель остался на другом берегу. За этот
подвиг Далю вначале объявили выговор, но позже
царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским
крестом с бантом.
Ведущий 2: С 1833 года по 1859 год Даль на
правительственной службе Он чиновник в
Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем
Новгороде. В эти годы приходит к Далю
литературная известность. Он знакомится с В.
Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А.
Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину
сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин
подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и
рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику
Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля)
сказочник Александр Пушкин”.
Литературовед 2: В.И. Даль находился у
постели смертельно раненого Пушкина, стараясь
облегчить его мучительные страдания. Перед
смертью Пушкин подарил Далю свой старинный
перстень – талисман с изумрудом.
Ведущий 3: Заботясь о полезном чтении
народа, Даль писал повести и рассказы, очерки,
сказки для детей. Он сознательно использует
строй простонародной речи, тон доверительной
беседы. Он хотел дать народу полезные для него
знания. Вот, например, как выглядит “Таблица
умножения” в изложении Даля:
Придет маслёна - будет блин,
Одиножды – один.
Волга Дону пошире
Дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим,
Дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – десять.
Чтец:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь
На всех словах – события печать
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак
Ведущий 1: И все же смыслом жизни,
самым главным для Даля стало составление
“Толкового словаря живого великорусского
языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в
Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир
Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их
просто записать столбиком в тетрадь (без
пояснений), то понадобится 450 ученических
тетрадей в линейку. Для упорядочения материала
Даль склеивал большие коробки, куда складывал
длинные листы, написанные в алфавитном порядке.
Они складывались на полках - так выглядела
рукопись словаря. Он мечтал поскорее пустить
свой корабль на воду. Его мечта сбылась.
Чтец:
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим. / М Матусовский
Ведущий 2: Да, “слово состоит,
подобно древу, из веток и корней...” Вот, например,
самое обычное слово – “дождь”.
Что о нем написано у Даля?
Дождь, дождик, дожж, дозжик - вода в
каплях или струями из облаков.
Ситничек – самый мелкий дождь.
Ливень - проливной, самый сильный.
Косохлёт, подстега – косой дождь
Грозный дождь - с грозою.
Мокрые дожди - осенние.
Дряпня, лепень - снег с дождем.
Сеногной - дожди во время покоса.
Морось, бус - мельчайший дождь.
Купальный или окатный дождь- решето, через
которое вода льётся дождем, в банях и купальнях.
Дождевой – от дождя происшедший.
Дождевик - поганый гриб
Дождейка - кадка под кровельные, водосточные
трубы.
Дозжуха - дождевая вода в каком-либо
употреблении.
Дождемер- снаряд, измеряющий количество
падающего дождя.
И пословицы к ним: “Даст Бог дождь,
уродится рожь”, “Будет дождичек, будут грибки, а
будет и кузовок”, “Дождик вымочит, а красное
солнышко высушит”, “Либо дождь, либо снег, либо
будет , либо нет”
Ведущий 3: Работа над словарем
потребовала от составителя словаря
энциклопедических знаний. Даль был
любознательным и трудолюбивым человеком. Он
понимал толк в земледелии и торговле,
коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал
многие ремёсла. Он умел сколотить табурет,
выточить на станке шахматы. Построить модель
корабля и изготовить тончайшее украшение из
стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он
знал немецкий, французский, английский, а также
украинский, белорусский и сербский, владел
татарским, башкирским и казахским.
Ведущий 1: “Словарь Даля озаряет нас
изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми
в добром расположении духа. Надо бы пользоваться
ими пошире и почаще учиться у них добру”,- писал
В.Д. Берестов. Вот как Даль объясняет слова
“добро” и “честь”
Добро - в вещественном значении
–имущество, достаток.”У них пропасть добра по
сундукам”
В духовном значении благо, что честно и
полезно, всё, чего требует от нас долг человека,
гражданина, семьянина. “ Добрая слава дороже
богатства”
Честь - внутреннее, нравственное
достоинство человека, доблесть, честность,
благородство души и чистая совесть. Честный
человек - прямой, правдивый, неуклонный по
совести своей и долгу, надёжный в слове, кому во
всё можно доверять.
Литературовед: После выхода в свет
словаря Даль катастрофически стал стареть,
бездействие его тяготило, ему все время чего-то
не доставало.22 сентября В.И.Даль умер. Говорят,
что перед смертью он позвал дочь и попросил:
“Запиши словечко”.
Ведущий 2: Одновременно с работой над
словарем Даль работал и над сборником
“Пословицы русского народа”, куда вошли не
только пословицы, но и поговорки, скороговорки,
загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды
на узких полосках бумаги, Даль называл их
“ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как
пример для пояснения, а другой в тетрадь,
предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей,
куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем.Среди
них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда
–кривда” и т.д.
Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить
“ремешки” друг с другом, получится лента длиною
в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы
пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок,
которые в прошлом веке каждый человек знал их в
полном, неусечённом виде”.-_В.Д Берестов
Вот некоторые пословицы в полном виде:
“Гора с горой не сходится, а горшок с
горшком столкнется”
“Чудеса в решете! Дыр много, а
выскочить некуда”
“Собаку съел, а хвостом подавился”
“Утро вечера мудренее, а трава
зеленее”.
“Дорога ложка к обеду, а там хоть под
лавку”
Ведущий 3: “Толковый словарь живого
великорусского языка” принес Далю бессмертие.
Созданное В.И. Далем иначе как подвигом
не назовешь - подвиг всей его жизни. Он собрал
слова, которые можно назвать “родные россыпи
жемчужин”.
На родине Даля в городе Луганске в
честь его названа улица. Здесь, на улице Даля, дом
№12, открыт музей писателя. Восточно-украинский
Национальный Университет в городе Луганске
носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен
дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль.
Мемориальная доска установлена и на доме в
Москве, где жил писатель в последние годы жизни.
Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в
Москве.
Ведущий 1: Из “ Напутного слова”
Даля, прочитанного им в Обществе любителей
русской словесности при Московском
университете, 21 апреля 1862 года:
“С языком, с человеческим словом, с
речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь
человека- это видимая осязаемая связь, союзное
звено между телом и духом: без слов нет
сознательной мысли, а есть разве одно только
чувство и мычание”. “ Вот с какой целью, в каком
духе составлен мой словарь: писал его не учитель,
не наставник, не тот. Кто знает дело лучше других,
а кто более многих над ним трудился; ученик,
собиравший весь свой век по крупице то, что
слышал от учителя своего - живого русского
языка...”
Владимир Иванович верил, что люди,
которые придут на смену, будут жить счастливее,
что они продолжат и улучшат его дело. “Передай
заднему мост”,- любил повторять Даль. Всякий
человек своим трудом помогает двигаться вперед
тем, кто идет следом.
Учитель: Память о таких людях не
должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его
труды не пропали даром. Даль передает
сегодняшнему поколению всю свою любовь к
русскому народу и его языку. 2007 год объявлен
президентом Годом русского языка. Сохранить наш
язык в его величии - одна из главных задач
сегодняшнего времени.
Ведущий 2: А сейчас мы предлагаем
игры. Вас ждут призы и подарки.
Игры
Скороговорки
1. В.И.Даль считал не просто забавой.
“Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором
говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал
скороговорки. Объявляем конкурс на лучшее
произношение скороговорок.
Сыворотка из под простокваши.
Говори, говори, да не заговаривай.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на
траве двора.
Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по-
колпаковски.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не
вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
2. Как пословица звучит на самом деле?
Баба с возу недалеко падает,Не родись красивой, коли рожа крива.Смотришь в книгу – ума не надо.Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.
3.Продолжи пословицу.
Куй железо....
Не зная броду....
Грамоте учиться.....
Береги платье снову.....
4.Собери пословицу. (Все пословицы
разделены на части).
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб
родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
От трудов праведных/не нажить палат каменных.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром
торчит
На одном месте лежа / и камень мхом обрастает.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Лентяй праздники знает /да будней не помнит.
5.Собери “рассыпавшуюся” пословицу:
Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”
Не, рубить, чай, дрова, пить
“Чай пить – не дрова рубить”
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
“За чужим погонишься, своё потеряешь.”
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
“Скучен день до вечера, коли делать нечего”.
6. Отгадай загадки:
1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком.
(Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? ( Камень)
4.Сидят кошки, против каждой кошки две
кошки. Много ли всех? (Три)
5.У семерых братьев по сестрице. Много
ли сестриц? (Одна)
7.Разберите “ремешки”- пословицы по
темам.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Красна весна, да голодна.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Ученье - свет, а неученье –тьма.
Век живи – век учись.
Слезами горю не поможешь.
Будет и на нашей улице праздник.
Несчастья бояться - счастья не видать.
Завьём горе веревочкой.
Лодырю всегда не здоровится.
Кто не сеет, тот и не жнёт.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Всякое дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный
врач, писатель, знаток языка и собиратель
слов/лексикограф/)
Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки?
(Казак Луганский)
Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину?
(“Сказка о рыбаке и рыбке”)
Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля?
(“Толковый словарь живого великорусского
языка”).
Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)
Литература:
1. Журнал “Читаем, учимся, играем” №9
2006год
2.Приложение к журналу “Школьная
библиотека” серия 2, выпуск 6.М, 2006год.
3.В.И.Даль. Толковый словарь живого
великорусского языка.4 тома. М. “Русский
язык”1989год.
4.Даль В.И. Пословицы русского народа. Т
1 и 2.М, 1996год.
5.Булатов М.А., Порудинский В.И. Собирал
человек слова...: Повесть о Дале. - М.1969год
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Открытка (плейкаст) « ~ Древняя рассыпанная повесть ~ »
От: ФламингО09
Кому: С искренней признательностью к соавтору данного плэйкаста /тебе,Heron/
Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные
работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало
списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. Если все свободные места
уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой
же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные
плэйкасты на всеобщее обозрение.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами
размещения анонсов.
Просмотр плэйкаста.Введите ссылку или номер.
www.playcast.ru
Валентин Берестов - Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания
И все! Четыре признака вместе и порознь определяют обломовщину. "Русская вялость, лень, косность" была и в прошлом и в том, как оно подавалось. "Рука Всевышнего отечество спасла!" - трубили про победу народа над смутой XVII века… Черновик "Обломова". Комната героя. "На картине, изображавшей, по словам хозяина, Минина и Пожарского, представлена была группа людей, из которых один сидел, зевая, на постели, с поднятыми кверху руками, как будто он только что проснулся, а другой стоял перед ним и зевал, протянув руки первому. Обломов говорил, что они не зевали, а говорили друг другу речи". Но смуту победила демократическая по природе, ищущая от купцов, от граждан "дружная деятельность, решимость, бодрость и стойкость", противоположная обломовщине. "Гражданину Минину" - написано на памятнике. Какой же тут гражданин при "непризнании за собою никаких мирских обязанностей"!
Обломовщина враждебна истории: "И сама история только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот-де настала година бедствий, несчастлив человек; вот он собирается с силами, работает, гомозится, страшно терпит, трудится, все готовит ясные дни. Вот настали они - тут бы хоть сама история отдохнула; нет, опять появились течи, опять здание рухнуло, опять работать, гомозиться…" Это же про нас! "Не остановятся ясные дни, бегут, - продолжает романист, - все течет жизнь, все течет, все ломка да ломка". Как в воду глядел автор "Обломова"!
Обломовщина, по его мнению, входит и в государственность. "Деятели издавна отливались у нас в пять, шесть стереотипных форм, лениво, вполглаза глядя вокруг, прикладывали руку к общественной машине и двигали ее по обычной колее". Пишет он и о тьме вороватых чиновников, кому "русская вялость, лень, косность" до крайности выгодна, патриотах не Руси, а обломовщины. "Аренда… рассуждает "пролетарий" Тарантьев. - Ведь нам с тобою, русским людям, этого и в голову бы не пришло! Это заведение-то немецкой стороной пахнет. Там все какие-то фермы да аренды".
"Сколько Штольцев должно появиться под русскими именами!" - мечтал Гончаров. Ой ли! Штольц, не похожий на Даля, ("мечте, загадочному не было места в его душе"), Штольц, который "измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть… отойдет, что бы там про него ни говорили", т. е. Штольц без подвижничества, скорее всего не добьется успеха в России и ее признания. Такой бездной и стеной была для Даля одинокая работа над Словарем. Но он не отошел в сторону, даже когда на войне чуть не пропал верблюд с трудом всей жизни, записями слов.
Обломовщина вся устремлена в будущее. "Когда же будет мирное счастье, покой?" - жалеет человечество благородный Обломов. Да и лежа, когда не спит, он думает о переустройстве крестьянской Руси, потому и лицо у него такое светлое, привлекательное для Штольца, на этом лице отсвет "блаженной страны" за гранью непогоды, где, как поется в чудесной песне Языкова, "не темнеют неба своды, не проходит тишина". Но "не остановятся ясные дни, бегут", - возражает автор "Обломова"…
Странная вещь! Как раз когда обсуждалось, что такое обломовщина, узник Петропавловки Н. Г. Чернышевский, смелый, деятельный, умный, писал "Что делать?". Он уверял, что прочел полторы части "Обломова" и не стал дочитывать, не увлекло. А напрасно! Заменив светлый сон Обломова о прошлом еще более светлыми снами Веры Павловны о будущем, Чернышевский, может быть, привил к российскому социализму обломовщину. После всех революций и разрух - безмятежная идиллия, вечное счастье, "в Коммуне остановка", как в песне моего детства. Не доехали, встали раньше, влетели в грандиозный застой. Но, как сказано в "Обломове", "все течет жизнь, все течет, все ломка да ломка".
В черновике Штольц, похожий на Даля, внушает другу: "Не ты ли твердил, что России нужны головы и руки, что стыдно забиваться в угол, когда вас зовут огромные поля, берега морские, призывает торговля, хлебопашество, русская наука. Надо открывать закрытые источники, чтобы они забились русской силой, чтобы русская жизнь потекла широкой рекой и смешала волны свои с общечеловеческой жизнью, чтобы разливалась своими путями в русской сфере, в русских границах, чтобы исполин восстал от долгого сна". А ведь не устарело! "Я говорю твои слова", - напоминает Обломову Штольц.
"Это твои слова", - внушает Даль каждому читателю Словаря. Все они до единого - против "русской вялости, лени, косности". Ни в одном из толкований, из поговорок и присловий нет и следа "равнодушия к общественным вопросам, требующим дружной деятельности, бодрости, решимости и стойкости". Даже "моя изба с краю, я ничего не знаю" - на самом деле насмешка над теми, кто так считает.
"Привычка ожидать всего от других и ничего от себя" развита, может, более чем при Дале. В нас сидит иждивенчество, ожидание всего от начальства, от Запада, от Бога. "Не станет хлеба, барин даст" - это у Даля "насмешка над "беззаботными крестьянами"". Там же о причине этого: "На барщину иду, на солнышко гляжу", и пояснение: "не пора ли домой". А выход? "На себя работа не барщина".
Определение обломовщины Даль завершает "непризнаньем за собой никаких мирских обязанностей". Самое время вспомнить: "Это твои слова". Это и делает Даль, добавляя: "По пословице: на других надеется как на Бога, а на себя как на черта". Пословица бьет сильнее, чем определение. Видите? Сам народ еще больше, чем Даль, не приемлет обломовщины!
Обломов, взявшись за письмо, еле связывает слова: "Он то зачеркнет, то опять поставит слово. Раза два переставлял что, но выходило или бессмыслица, или соседство с другим что". Ни одной пословицы и поговорки, меткого слова или присловья, оставаясь Обломовым, сложить нельзя. Читая Словарь Даля, мы словно видим рождение дельной, яркой, толковой речи прямо из жизни, трудовой, поэтичной, забавной, горькой, праздничной, опасной. Мы видим, как русский человек и русский язык осваивают, делают пригодными для жизни, даже уютными все времена года, все природные пояса от жарких степей до ледовитых морей, все работы, все важные и неизбежные события жизни. Иной раз не без перехлеста: "В аду обживешься, так ничего". Лучше б не попадать туда!
"Русская вялость, лень, косность" и наш русский "авось". Народ и над ним смеется: "Вывезет авоська да не знать куда". Или: "Держался Авоська за Небоську да оба упали". Народная речь в ее полноте и богатстве раздвигает стены дома до самых небес, морей и гор, уводит от однообразия, уныния, скуки и лени. Одно дело, коли на дворе ненастье. А другое, когда в избу входит измокший, но веселый мужик и радостно объявляет: "Семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет". Семеро на одного! С такой поговоркой даже тянет из дому в схватку со стихиями. И в избе, "небом покрытой, ветром огороженной", с нею милей, теплее. "Хорош Париж, да живет и Курмыш".
"Ты за дело, а дело за тебя" - начнешь работать по-настоящему и не оторвешься, пока не доделаешь. Но все иначе, если труд подневолен и тебе нет дела до его плодов: "Поборонили сверху, побарщинному, лишь бы слава была". А потом - слово "показуха" и "Слава труду!" аршинными буквами на плакатах.
Какое богатство для народа его речь, узнаем из поговорки: "Добрым словом и бездомный богат". Но им и в лучшие свои времена беден вялый Обломов: "Он никогда не вникал ясно, как много значит слово добра, правды, чистоты, брошенное в поток людских речей, какой глубокий извив прорывает оно; не думал, что сказанное бодро и громко, без краски ложного стыда и с мужеством, оно не потонет в безобразных криках светских сатиров, а погрузится, как перл, в пучину общественной жизни, и всегда найдется для него раковина". Жив еще и ложный стыд, о каком говорит Гончаров: "Многие запинаются на добром слове, рдея от стыда, и смело, громко произносят легкомысленное слово, не подозревая, что оно тоже, к несчастью, не пропадет даром, оставляя длинный след зла, иногда неистребимого".
Словарь Даля одаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще и учиться у них добру.
Современники читали "Толковый словарь живого великорусского языка" как повесть, сообщает Порудоминский. И не только они! Сроднить книжный язык с живым, народным больше всех жаждали детские писатели. А детским поэтам другого и не оставалось. Они осуществляли мечту Даля. Недаром С. Маршак посвятил словарю один из лучших образцов своей "взрослой" лирики:
На всех словах - события печать.Они дались недаром человеку.Читаю: "Век. От века. Вековать.Век доживать. Бог сыну не дал веку.Век заедать. Век заживать чужой…"В словах звучит укор, и гнев, и совесть.Нет, не словарь лежит передо мной,А древняя рассыпанная повесть.
Найдя у Даля слово "век", увидим, что его-то Словарь и воспели стихи. И примеры оттуда. Правда, о сыне у Даля ни слова: "Господь не дал века". "Бог сыну не дал веку" - горестный опыт самого поэта, оплакавшего юношу сына.
Но и другие примеры в Словаре - как стихи. Скажем, к слову "аль": "Аль я у Бога теленка съел? Аль моя плешь наковальня? Аль тебе в лесу лесу мало? Аль в людях людей нет?" Голоса "древней рассыпанной повести"! Даль подбирал примеры к словам, чтобы сильнее тронуть душу и поразить ум: "Глас народа, глас Божий". И следом: "Глас народа Христа предал". И верно: есть мастера превращать народ в толпу, а взрослых - в малых детей. "Силен, как вода, а глуп, как дитя". Это сказано про "мир", общину.
Читая Словарь как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками языка, будто полярным сиянием. Вот как расставил Даль связанные с ним слова: "Отбел по небу. Пазори играют. Лучи светят. Столбы дышат… Сполохи бьют, гремят… Лучи мерцают. Снопы рассыпаются".
profilib.net
МОУ СОШ№1
МОУ СОШ№1
р.п.Лысые Горы Саратовской области
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Внеклассное мероприятие
БЕСЕДА «Твои помощники – словари»
Учитель русского языка и литературы
Власова Марина Владимировна
Задачи:
- расширить знания учащихся о
словарях;
- способствовать развитию интереса к родному языку;
- углубить знания учащихся о
богатстве, выразительности, образности
русского языка;
-
развивать навык групповой работы;
-воспитывать
чувство коллективизма.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА:
•
Для чего нужна речь?
•
Из каких единиц она
состоит?
•
Каждый говорящий
привносит в речь что-то своё, не всегда нужное и полезное.Что нужно делать,
чтобы речь оставалась понятна всем?
•
Где мы можем узнать о
правильном произношении, написании, происхождении слова?
О
словарях русского языка
Словари играют большую роль в современной культуре, в них отражаются знания,
накопленные обществом на протяжении веков. Они служат целям описания и
нормализации языка, содействуют повышению правильности и выразительности речи
его носителей.
Вот какое определение дают
словарю разные источники:
Словарь
– 2) справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний,
идиом и т. д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об
их значениях, употреблении, происхождении, переводе на др. язык и т. п.
(лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими
обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (Новый
энциклопедический словарь. М., 2000).
Словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, словарчик; словаришка;
словарища; речник, лексикон; сборник слов, речений какого-либо языка, с
толкованием или с переводом. Словари бывают общие и частные, обиходные и
научные (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).
Словарь
– собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с
пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык (Ожегов С. И. и
Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
Словарь – собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству
расположенных (Словарь Академии Российской. СПб., 1806-1822).
Словарь – книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями
или переводом на другой язык. (Словарь современного русского литературного
языка: в 17 т.)
Словарь – книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному
принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями (Толковый
словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова).
ВЫСТАВКА
«КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВАРИ»
См. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА В ГРУППАХ
•
1
ГРУППА
•
Работа
с толковым словарём
•
2
ГРУППА
•
Работа
с фразеологическим словарём
•
3
ГРУППА
•
Работа
со словарём синонимов
•
4
ГРУППА
•
Работа
с словарём иностранных слов
•
5
ГРУППА
•
Работа
со словарём устаревших слов
Задание
для 1-ой группы:
•
Какой
словарь лежат перед вами? Кто его автор? О чём можно узнать с помощью этого
словаря?
•
Дайте
толкование следующих слов:
•
Грандиозный
•
Живопись
•
Капустник
•
Лоза
•
пронзительный
Задание
для 2-ой группы:
•
Каким
словарём необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение
словосочетаний:
•
между двух огней;
•
полететь вверх
тормашками;
•
пожинать лавры;
•
хлопать глазами;
•
одно нога здесь,
другая там;
•
зубы заговаривать;
•
голова идёт кругом?
Задание
для 3-ей группы:
•
Пользуясь
данным вам словарём, подберите синонимы к следующим словам:
•
Лавировать
•
Напыщенный
•
Опечалиться
•
Сердитый
•
Удар
•
Задание для 4-ой группы:
•
Представьте свой
словарь.
•
Расскажите о следующих
словах:
•
Кофе, какао, мустанг,
пилот, томат, шоколад
•
Задание для 5-ой группы:
•
Каким
словарём необходимо пользоваться, чтобы узнать значение следующих слов?
•
Ведун,
игрище, кринолин, струг, хлопанцы
СЛОВАРЬ С.Я.Маршак
Усердней
с каждым днём гляжу в словарь.
В
его столбцах мерцают искры чувства.
В
подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа
в руке свой потайной фонарь,
На
всех словах – события печать,
Они
дались недаром человеку.
Читаю:
«Век. От века. Вековать,
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В
словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет,
не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Обращайтесь к словарям и
справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно,
оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.