Урок истории в 10 классе по теме: «Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима». Урок древний рим 10 класс
Урок в 10 классе "Архитектура Древнего Рима"
Урок по теме " Архитектура Древнего Рима "
10-й класс.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в строительстве.
2. Продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное. Расширить кругозор.
3. Воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре, оказавшей большое влияние на западно-европейскую архитектуру.
Тип урока: урок-лекция.
Оформление: Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.
- Ребята, сегодня на уроке я вы узнаете много интересного и нового. С урока уйдете с пополненным багажом знаний.
П. Введение темы урока.
И так ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима» (слайд 1). Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?
(ответы учащихся).
Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.
Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.
В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:
1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)
2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)
3 Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)
Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры. По ходу всего изучения нового материала каждый из вас будет работать с таблицей, (слайд 2) заполняя ее.
Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер- величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум, о нем нам подготовил сообщение (Ф.И. учащегося).
(Заслушивание сообщения) (Слайд 3)
К сожалению постройки первого периода не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землятрясениями, стихиями природы или просто временем.
От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обозженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме (слайд 4).
Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры (слайд 5).
- Ребята, вспомните какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.
(Слайд 6) Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.
Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков (Слайд 7)
Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка? Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора) (Слайд 8).
В середине 1 века до н. э. в Риме появляютсяпервые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.
Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон (слайд 9).
(Заслушивание сообщения учащегося).
В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (слайд 10).
(Заслушивание сообщения учащегося).
Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни (Слайд 11)
(Сообщение учащегося).
Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (слайд 12) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.
В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей (Слайд 13). Я предлагаю вам просмотреть презентацию дальше, и ответить на вопросы, которые лежат у вас на партах.
(Просмотр презентации слайды 14 – 24). Беседа по вопросам.
1. Как решил Веспостимиан увековечить свое имя?
2. Как он назвал свою постройку?
3. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?
4. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?
5. Какое было главное зрелище в Колизее?
6. Каковы размеры Колизея?
IV. Закрепление изученного на уроке.
И так ребята, вы сейчас проверите таблицу, над которой работали в ходе изучения нового материала (Самопроверка по образцу, слайды 25-27).
-У кого есть недочеты, исправьте, Кто не успел записать, допишите.
- Как справились с заданием? Почему?
А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)
Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.
Оценивание учащихся за сообщения, за работу на уроке.
Дом задание: стр. учебника 86-94, прочитать, ответить на вопросы, подготовить сообщения о римском театре.
nsportal.ru
10 урок МХК в 10 классе Архитектура Древнего Рима
Урок 10 Архитектура Древнего Рима
Ход урока:
Ребята, сейчас мы с вами вспомним выдающихся скульпторов Древней Греции. Вы получаете таблицы для заполнения
Древнегреческий скульптор, который задавался целью, точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте человека
Скульптор, воплощавший в своих творениях греческий идеал силы и красоты человека, автор знаменитой скульптуры «Дискобол».
Древнегреческий скульптор, который воздвигнул статую Афины-Девы, покровительницы города Афины.
Древнегреческий скульптор, вошедший в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты.
На этом наша проверка знания древнегреческих скульпторов закончена, обменяйтесь таблицами и сделайте взаимопроверку.
1
2
3
4
5
Мирон
+
Поликлет
+
Фидий
+
Пракситель
+
Скопас
+
Ребята, у кого нет ошибок, получают 5, одна ошибка – оценка 4, две ошибки – оценка 3.
Изучение нового материала.
Итак, ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима» Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?
(ответы учащихся).
Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.
Вступительное слово учителя.
Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.
Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.
В тетради: В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:
1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)
2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)
3. Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)
Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры.
Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам, жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум.(стр.87)
Римский форум считается самым важным форумом в Древнем Риме, расположенном на низкой земле между Палатином и Капитолийскими холмами. Он был известным местом общественных собраний, эпицентром древнего мира. Во время имперского режима форум считался центром религиозной и светской жизни, рядом находились многие из самых известных величественных городских храмов и памятников.
К сожалению постройки первого периода, не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землетрясениями, стихиями природы или просто временем
От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики, как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обожженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме.
Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры.
– Ребята, вспомните, какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.
Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.
Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков.
Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка.(стр.91) Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора).
В середине 1 века до н. э. в Риме появляются первые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.
Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон. (стр.89) Самое древнее здание Пантеона - храма всех богов - было возведено в 27 году до нашей эры Марком Агриппой. Между 118-128 годами храм был основательно перестроен при императоре Адриане и приобрел те формы, которые он хранит и по сей день.
Надпись, сделанная на архитраве, гласит: "Марк Агриппа, сын Луция, Консул Третий, сделал". Ее оставил Адриан, который не ставил своего имени ни на одном из памятников. Реконструкция, проведенная по проекту Аполлодора Дамасского, значительно видоизменила первоначальный облик здания. Сохранился обширный портик, образованный восемью колоннами из серого гранита. По две колонны из красного гранита стоят позади первой, третьей, шестой и восьмой колонной, образуя три прохода. Тимпан был когда-то украшен бронзовым орлом с короной. Потолок портика был также украшен бронзой, снятой по указанию папы Урбана VIII Барберини, откуда и пошло ставшее знаменитым выражение: "Что не сделали варвары, то сделали Барберини". Купол, венчающий здание, - истинный шедевр инженерного искусства - был создан целиком на деревянном опалубке и является самым широким из всех когда-либо построенных куполов.
Внутри здания по сторонам расположено шесть ниш, каждая из которых обрамлена двумя колоннами. Купол украшен пятью рядами уменьшающихся вверх кессонов, за исключением последнего ряда вокруг круглого отверстия, так называемого "глаза Пантеона", диаметром 9 метров, сквозь которое льется внутрь поток света.
Сейчас Пантеон является национальным мавзолеем. Первым свое желание быть здесь похороненным высказал художник Рафаэль. Позже здесь хоронили других знаменитых личностей, в том числе и представителей Савойской королевской династии.
В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (стр.88).
Считается, что она возведена во II веке и изображает события двух войн Траяна с даками. Как мы теперь понимаем, такая датировка ошибочна. Поскольку, согласно нашей реконструкции, здесь показаны эпизоды знаменитой Троянской войны XIII века, то есть Крестовых Походов (а точнее двух Походов), следовательно, колонну возвели не ранее середины XIII века, а вероятнее всего, существенно позже.
Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 38 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.
Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VI веке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта — либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.
Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.
Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.
Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни. (стр.93)
Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (стр.92-93) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.
В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей. (стр.90). Колизей — самый большой амфитеатр старины — был построен в Риме (Италия). Он считается архитектурным и техническим совершенством, и является доказательством великолепия и жестокости римского мира.
Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей.
Официальное название этого гигантского сооружения — «амфитеатр Флавиев», в честь Тита Флавия — сына императора Веспасиана. Начавшееся в 72 году н. э. и растянувшееся на много лет строительство Колизея проходило при трех императорах из рода Флавиев: Веспасиане, Тите и Домициане. До этого на месте постройки находилось искусственное озеро. Рядом с озером возвышался «Золотой Дворец», роскошная резиденция Нерона, печально известного тирана.
С Нероном непосредственно связано и само название Колизея. Перед амфитеатром есть площадка на которой когда-то возвышалась тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, именовавшаяся как «Колосс». Считается, что название Колизей — огромный, колоссальный, связано именно с колоссом Нерона. Более чем 100000 кубических метров камня (45000 только для внешней стены), использовалось для строительства здания. Для подвоза камня была построена специальная дорога.
В честь открытия амфитеатра в 80 году н. э. были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои многих тысяч гладиаторов, а в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. По размаху празднеств с открытием амфитеатра мог лишь сравниться тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда по преданиям на арене Колизея было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных — лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 году, однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI века.
На своем веку Колизей успел побывать и крепостью, когда влиятельные римские семьи деи Фраджипане и дельи Аннибальди фактически превратили амфитеатр в своеобразную семейную крепость.
Ущерб нанесенный амфитеатру сильными землетрясениями был усугублен самими римлянами, когда глыбы травертина со стен Колизея вывозились для использования при строительстве других римских дворцов, таких как Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа, и даже собора Св. Петра.
К истории Колизея была причастна даже римская католическая церковь. В 1750 году папа Бенедикт XIV придал Колизею статус святого места, поскольку, как считала церковь, амфитеатр был местом гибели «за Христа» многих мучеников языческого Рима.
Каждый арочный пролет первого яруса являлся входом в амфитеатр, 76 из этих входов были пронумерованы. Над арками и сегодня можно видеть римские цифры нумерации входов. Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа: для императора и его окружения, для весталок, судей и для почетных гостей. У каждого зрителя имелась табличка с указанием ряда, сектора и места.
Четырехярусный, облицованный травертином амфитеатр имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной — 156 метров и высотой — 48,5 м.
Три нижних яруса выполнены в виде арочных пролетов, разрезанных полуколоннами в строго выдержанной строителями Колизея канонической последовательности: на первом ярусе — дорические полуколонны, на втором — ионические, а на третьем — коринфские. Четвертый ярус был достроен позже и примечателен тем, что и сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для растяжки тента над ареной амфитеатра специального тента, защищавшего зрителей от солнечных лучей и дождя. Тент держался на 240 деревянных балках.
В средние века Колизей сильно пострадал от того, что травертин, ценный строительный материал, использовался при строительстве римских дворцов и базилик. Кроме того, прочность амфитеатра пострадала из-за того, что металлические скрепы, соединявшие между собой блоки травертина, были сняты, оставив зияющие и по сей день отверстия.
Колизей мог вместить от 50 до 70 тысяч зрителей, для которых были предусмотрены места согласно их социальному статусу. Места сенаторов (часть первых рядов, выложенных из белого мрамора) предназначалась для римских сенаторов. На месте каждого сенатора было высечено его имя.
Широкие проходы позволяли зрителям быстро заполнять многотысячные трибуны Колизея. В случае необходимости, все зрители могли покинуть Колизей в течение 5-10 минут.
В то время Колизей являлся уникальным сооружением не только по своим размерам, но и по своей функциональности. На огромной арене Колизея проходили не только гладиаторские бои и конные состязания, но и морские битвы — «навмахии». Арена могла меняться под разные сценарии битв.
Арена Колизея имела размеры 76х44 м. Пол арены был покрыт деревянными досками и засыпан желтым песком, взятым с холма Монт Марио.
Между ареной и зрителями находился некий ров. Есть много версий его предназначения: возможно, в нем размещались стрелки, которые защищали зрителей от диких животных или в нем были уборные, а возможно в нем была вода, как дополнительная защите от животных.
Под ареной находился лабиринт помещений для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников. Сегодня, когда арена амфитеатра отсутствует, а на ее месте проложены специальные настилы для туристов, можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный «закулисный мир» Колизея.
Беседа по вопросам.
1. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?
2. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?
3. Какое было главное зрелище в Колизее?
4. Каковы размеры Колизея?
Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.
Домашнее задание параграф 9, стр. учебника 86-94, прочитать, ответить на вопросы, подготовить сообщения о римском театре.
multiurok.ru
Урок всеобщей истории 10 класс «Возвышение Рима»
III
1)
Господство над Италией
2) Пунические войны
а) Первая Пуническая война.
б) Вторая Пуническая война.
в) Третья Пуническая война.
3) Кризис Римской империи
4) Становление Римской империи
Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы рассмотрим новую тему: «Возвышение Рима». Посмотри основные этапы его формирования как государства. Вспомним из-за чего шли Пунические войны, а также, по каким причинам Римская империя вступила в кризис и как смогла снова восстановить свое могущество.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
1) этап целепологания и мотивации:
План изучения нового материала:
1)Господство над Италией
2) Пунические войны
3) Кризис Римской империи
4) Становление Римской империи
2) Работа с картой:
На каком полуострове находится Италия?
Какие острова находятся рядом?
Какие племена проживали в Италии в 4в.
Где жили галлы?
С каким событием связано выражение «Как гуси Рим спасли»?
Что означает выражение «Пиррова Победа»?
Работа с учебником( Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс):
При объяснении нового материала используется презентация «Возвышение Рима»
Карфаген был огромным городом, насчитывающим 600 тыс. жителей. В стране существовало хорошо развитое сельское хозяйство. В Карфаген стекались богатства со всех концов ойкумены: рабы, золотой песок, слоновая кость из Африки, олово из Британии, серебро из Испании, янтарь с берегов Северного моря. Колонии Карфагена были рассеяны по всему побережью Северной Африки, Южной Испании (Иберии) и на островах Средиземного моря. Власть в Карфагене находилась в руках небольшой кучки богатых людей (землевладельцев, купцов). Пуны были лучшими мореходами и ревниво охраняли свое господство в Средиземноморье.
Исходя из рассказа учителя и текста учебника учащиеся должны заполнить таблицу «Пунические войны»
дат
причины
последствия
264-241
Сицилия
Контрибуция
Италия, Корсика,
Сардиния
218-202
Реванш римлян
Карфаген
лишился колоний,
флота, боевых
слонов
У римлян к началу войны существовал торговый флот, а военные корабли они приобретали у других стран. Рим начал готовиться к войне с Карфагеном заблаговременно. За три года до нее началось строительство военного флота. У римлян оказался корабль карфагенян, который разбился о скалы. По его подобию и стали строить римские корабли. В Карфагене традиции создания флота были заимствованы у финикийцев, основателей города. Первые корабли римлян были громоздкими, неповоротливыми. От карфагенских они отличались тем, что к ним пристраивался абордажный мостик (длиной до 8 м), который в бою перебрасывался на корабль противника. Римские солдаты, находившиеся на кораблях, переходили на судно неприятеля, а далее их тактика боя была такой же, как и у сухопутной армии. Впоследствии римляне стали привлекать к строительству кораблей греков. Так появилась римская триема, сходная с триерой, обладавшая лучшими судоходными качествами, чем корабль пунов.
«Первая Пуническая война не решила вопроса о господстве в бассейне Средиземного моря. Римляне начали готовиться к новой войне с Карфагеном, они намеревались вторгнуться в Северную Африку (поводом для новой войны был захват пунами римской колонии в Испании – Сагунта). Однако эти планы неожиданно разрушил молодой и талантливый полководец пунов – Ганнибал (сведения о полководце см. в словаре «Исторические личности»). Он понимал, что при полном господстве на море римского флота следует делать ставку на стремительное наступления на Рим с суши, причем с севера, откуда не ждут вторжения. Кроме того, на севере Италии Ганнибал рассчитывал привлечь на свою сторону галлов, враждебных Риму. Беспримерный поход карфагенской армии начался с Пиренейского п-ва, из Нового Карфагена – города пунов».
Карфаген за 50 мирных лет оправился от разрушений и вновь набирал силу в средиземноморском мире. Это и вызвало недовольство Рима. Для оживления урока рекомендуется по ролям прочитать тексты из сценки в римском Сенате, где «принималось» решение о новой войне с Карфагеном. Карфагенское правительство было готово сдаться без боя, чтобы сохранить город. Оно выполнило условия Сената: дало 300 заложников из числа детей правящих семей, сдало оружие в обмен на свободу для жителей. Однако Рим предъявил новое условие. Это страшное условие пуны отвергли. Римляне не спешили штурмовать город, зная, что жители его безоружны. Однако они просчитались. Население днем и ночью ковало оружие, свозило в город продовольствие. Рабы были освобождены, и они пополнили ряды защитников города. Женщины отдавали свои волосы на канаты для метательных машин. Когда римляне наконец подступили к городу, то с удивлением обнаружили, что Карфаген готов к обороне. Началась длительная осада города. Карфаген был разрушен, руины сровняли с землей и распахали землю плугом. Впоследствии город будет восстановлен, но былого процветания не достигнет, превратится в провинцию Рима.
Из-за чего начались разногласия в среде знати?
Каково было положение рабов в Италии?
Каковы причины кризиса Римской республики?
(работа с текстом учебника Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс)
Первым диктатором Рима был Сулла. Он провел множество реформ, закрепил прочно свою власть и в стране установилась диктатура, хотя он оставил прежними народные выборы.
Работа с документом (Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс)
Документ 1: «Из работы древнеримского историка Аппиана «Гражданские войны».
Какими методами Сулла установил свою власть?
Почему ему потребовалось проводить выборы?
Как бы вы охарактеризовали возникший в Риме режим?
В 60 г. до н. э. для борьбы за власть объединились три полководца Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь. Следует отметить, что Красс и Помпей, подавив восстание рабов в республике, не распустили свои армии, а использовали их для борьбы за личную власть. Мощь восстания напугала римлян, способствовала росту сторонников мнения о пользе сильного, единоличного правления, поэтому у полководцев нашлись сторонники, поддерживающие их личные устремления. Красс и Помпей ненавидели друг друга. Однако противники осознавали, что краткий срок пребывания на выборных должностях не позволяет широко пользоваться властными полномочиями. Поэтому они заключили союз друг с другом и Юлием Цезарем, обязывающий их во время пребывания у власти блюсти интересы не только свои, но и двух других членов триумвирата. Ученики, опираясь на анимационную схему презентации, анализируют путь Цезаря к вершинам власти, уясняя при этом функции должностей, которые он занимал.
Работа с документом (Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс):
Документ 2: «Из работы древнеримского историка Гая Светония Траквилла «Божественный Юлий. Жизнь 12 цезарей».
Охарактеризуйте Цезаря, опираясь на приведенные сведения.
Сравните установленный им режим с режимом Суллы.
Как вы думаете, почему власть Цезаря оказалась недолгой?
После убийства Цезаря власть перешла в руки Марка Антония. При нем внешние атрибуты республики сохранялись. Его режим получил название принципата.
Работа с документом: Н.В. Загладин. Всеобщая история 10 класс
Документ 3: «Из работы древнеримского историка Диона Кассия «Римская история»».
Дайте оценку системе управления, созданной Августом.
Как вы думаете, почему им сохранялась внешняя атрибутика республиканского строя?
Влияло ли это на характер власти?
Вывод:
Таким образом, возвышение Рима проходило скачкообразно. В ходе войн, которые ввел Рим с Карфагеном, он вступил в кризис, из которого долго выбирался, благодаря реформам, проведенным Тиберием Гракхом Рим смог оправится, и вступила на путь становления.
Аппенинский полуостров
Сицилия, Сардиния, корсика
Галлы, кельты
Галлы селились большими поселками, на месте которых потом возникли многие французские города.
Когда галлы хотели напасть на Рим гуси с шумом разбудили римлян и спасли Рим.
В 280 г. до н.э. римляне потерпели поражение, возникло выражение «пиррова победа», успех достигнут столь высокой ценой, что воспользоваться его плодами невозможно.
Задание 1:
Записать тему урока в тетради и нарисовать таблицу под названием «Пунические войны»
Пунические войны — три войны между римлянами и карфагенянами («пунами», т.е. финикийцами), продолжавшиеся с перерывами в 264—146 годах до н. э.
Задание 2:
Записать в тетради причины начала Первой Пунической войны, дату и итог первой части войны.
Задание 3:
Записать в тетради причины начала Второй Пунической войны, дату и итог войны.
Задание 4:
Записать в тетради причины начала Третьей Пунической войны, дату и итог.
Задание 5:
Ответить на вопросы.
Предполагаемые ответы:
После войны выходцы из плебеев разбогатели и стали добиваться политического влияния, вступая в конфликты с членами сената.
Рабы в Риме были дешевыми и их совсем не ценили, даже убивали и хоронили в тот же день когда умирал их хозяин.
Причинами кризиса явились неправильная военная политика по отношению к жителям Италии, которые затем подняли восстания.
Задание 6:
1)Методы пресечения, жестких наказаний за маленькие преступления.
2)Для укрепления своей власти в лице народа и других государств.
3)Тоталитарный режим
Задание 7:
Записать в тетради значение слова триумвират - нахождение власти в Риме в руках трех лиц Марк Лициний Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь.
Задание 8:
Ответить на вопросы на стр.106.
Задание 9:
Записать в тетради понятие принципат – сосредоточение власти в руках одного человека.
Задание 10:
Ответить на вопросы на стр.108.
multiurok.ru
Урок истории в 10 классе по теме: «Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима»
Урок истории в 10 классе по теме:
«Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима».
Тип урока: семинар (2 часа).
Цели:
Образовательные: повторение и обобщение материала по истории Древней Греции и Древнего Рима.
Воспитательные: уделить внимание влиянию античной культуры на развитие последовательности эпох, актуальность древней истории, её неразрывную связь с современностью.
Развивающие: расширить представление о древнем мире полученные в основной школе; на основе прежних знаний акцентировать внимание на явлениях культуры, религии, особенностях менталитета Древних Греции и Рима.
Литература: Энциклопедии по истории Древнего мира
«Первобытный мир».
Кун «Мифы и легенды древней Греции».
Исторические вечера в школе. М., Просвещение 1992 г.
1. Организационный момент: определение задач для учащихся и экспертов
2. Чудеса света
3. Быт древних греков и римлян
4. Религия древних греков и римлян
5. История крылатых выражений
6. Наше творчество
7. Вопросы командам (при резерве времени)
8. Рефлексия
9. Подведение итогов
Оформление
На доске план и эпиграф: «На почве Греции и Рима выросло
новейшее человечество»
В.Г. Белинский
На стенах: колонны ионического и дорического ордера, чудеса света.
На задней стороне доски: рефлексия: 4 вопроса.
Вступительное слово учителя:
Давно канула в Лету античная цивилизация. На Балканах расселились другие народы, исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Мы отделены от Эллады и Рима тысячами лет и километров. Безжалостный Хронос – бог времени поглощает всё, не оставляя следов. Но муза истории Клио вместе с Мнемозиной, богиней памяти, уберегла для нас многое. Это дало возможность русскому литератору XIX века В.Г. Белинскому сказать те слова, которые записаны сегодня на доске: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество».
Вспомнив события истории, мы постараемся сделать вывод о том, как связана культура тех эпох с современностью.
Организационный момент:
для работы нам потребуется 3 команды и эксперты(педагоги).
Напоминаю для участников семинара:
Вы много потрудились самостоятельно и сегодня должны показать максимально, что вы накопили. Не старайтесь отмолчаться. Оценивается работа группы и каждого.
Эксперты:
У вас много работы, вы будете оценивать как групповую работу, так и индивидуальную. Схема проставления баллов вам прилагается.
Начало
1. Чудеса света:
Древнегреческий учёный – историк «Отец истории» Геродот, изучив многие страны, объехав больше пространства, сделал заключение, что только 7 великих памятников могут считаться чудесами света.
Из них 5 только были построены в Древней Греции. Сейчас мы проведём аукцион, в котором будут разыгрываться чудеса света, ценой будут ваши знания.
Правила аукциона: кто последний – выигрывает и эксперты отмечают наиболее интересные ответы.
2. Быт Древней Греции и Рима
Стихотворение: Греция. Рим. Одеяние строгое.
Звались одежды хитоном и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.
Давайте заглянем в дом грека и римлянина, вкусим то, что вкушали они, узнаем их одежды, обычаи и особенности их быта.
Обсуждение.
1Рисунок дома –
2 Питание –
3Одежда –
4Обычаи –
Любимыми рассказами у греков были мифы о легендарных богах Олимпа. Послушаем один из них.
Театрализация «Миф о Персее и Андромеде».
Многочисленные постройки чаще всего посвящались богам, ведь именно они были творцами гармонии, боги были хранителями порядка, на котором покоилось всё устройство мира.
3. Боги древних греков и римлян.
Задаётся название бога греческого –
Ответ: римский бог и его функции.
Давайте поднимемся на Олимп.
Театрализация «Миф о Пандоре» -какие крылатые выражения?
«Ящик Пандоры»
«Надежда остаётся последней»
Мы в своей речи часто используем крылатые выражения, дошедшие до нас с тех времён.
4. Крылатые выражения.
Команды получают по 4 крылатых выражения и отвечают, что они обозначают.
Заглянем в дом богатого грека.
Театрализация « Миф об Антифонте».
Вывод:
Мы ежедневно пользуемся многими достижениями греков и римлян.
Напомните, что мы используем:
алфавит, греческие и римские имена, многие слова имеют греческое и римское происхождение: стиль, педагог, керамика, театр, демократия, лицей, политика.
Архитектура
Философия
Вопрос: Согласны ли вы с суждением Белинского?
5. Творческий конкурс – представление моделей памятников культуры и быта (реконструкции исторического материала)
6. Задачи командам, вопросы командам ( при резерве времени)
7. Рефлексия: В тетрадях ответить на вопросы (на доске):
- Самое интересное было
- Я бы мог, но не спросили
- Мне понравилось
- Если бы я был учителем
- У меня всё время вертелось в голове.
Собираются тетради на проверку.
8. Слово экспертам.
Оценки:
Индивидуально за ответ
Работа в группе
За творческое задание
За тетрадь для семинарских работ
refdb.ru
10 урок МХК в 10 классе Архитектура Древнего Рима
Урок 10 Архитектура Древнего Рима
Ход урока:
Ребята, сейчас мы с вами вспомним выдающихся скульпторов Древней Греции. Вы получаете таблицы для заполнения
Древнегреческий скульптор, который задавался целью, точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте человека
Скульптор, воплощавший в своих творениях греческий идеал силы и красоты человека, автор знаменитой скульптуры «Дискобол».
Древнегреческий скульптор, который воздвигнул статую Афины-Девы, покровительницы города Афины.
Древнегреческий скульптор, вошедший в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты.
На этом наша проверка знания древнегреческих скульпторов закончена, обменяйтесь таблицами и сделайте взаимопроверку.
1
2
3
4
5
Мирон
+
Поликлет
+
Фидий
+
Пракситель
+
Скопас
+
Ребята, у кого нет ошибок, получают 5, одна ошибка – оценка 4, две ошибки – оценка 3.
Изучение нового материала.
Итак, ребята, тема нашего урока «Архитектура Древнего Рима» Подумайте и скажите, что мы должны узнать на уроке, с чем познакомиться?
(ответы учащихся).
Мы на уроке познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.
Вступительное слово учителя.
Более 12 столетий насчитывает история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы сооружений, поражающие совершенством инженерной техники, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое.
Покорение римлянами Греции в 1 в. до н. э. произвело колоссальный переворот в жизни Рима. Гордый и непреклонный Рим признал величие культурных традиций Эллады. Искусство Древнего Рима не только унаследовало, но и творчески развило лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный, оригинальный стиль и неповторимую индивидуальность.
В тетради: В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:
1. Искусство этрусков (7-4 вв. до н.э.)
2. Искусство Римской республики (4-1 вв. до н. э.)
3. Искусство Римской империи (1- 4 вв. н. э.)
Ребята, мы с вами познакомимся с архитектурой Древнего Рима каждого периода, подробнее остановимся на великих памятниках римской архитектуры.
Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам, жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный. С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум.(стр.87)
Римский форум считается самым важным форумом в Древнем Риме, расположенном на низкой земле между Палатином и Капитолийскими холмами. Он был известным местом общественных собраний, эпицентром древнего мира. Во время имперского режима форум считался центром религиозной и светской жизни, рядом находились многие из самых известных величественных городских храмов и памятников.
К сожалению постройки первого периода, не сохранились, они были разрушены или полуразрушены землетрясениями, стихиями природы или просто временем
От республиканского периода истории Древнего Рима тоже сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве в этот период применяли и архитектурные ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский. В этот период строили храмы прямоугольной формы, использовали портики, как и греки, но в отличие от греческих они были грандиознее и воздвигались на высоких подиумах – прямоугольной платформе с лестницей. В строительстве использовали мягкий вулканический туф, позднее обожженный кирпич, мрамор. Во 2-м веке до н. э. римскими строителями изобретен новый материал – бетон, что вызвало повсеместное нововведение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. В римском храмовом зодчестве вводится тип круглого храма – ротонды. Таким был один из древнейших римских храмов – храм богини Весты (домашнего очага), находившийся на форуме.
Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры.
– Ребята, вспомните, какой был главный элемент в греческой архитектуре? (колоннада). Но римляне не отказывались и от колонн, ими украшали общественные здания.
Театр в Помпеях на 1700 мест предназначался для проведения различных представлений. Он был первым театром в Риме, построенном из камня.
Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Почти все города Рима получали техническую и питьевую воду, которая шла из горных источников с помощью акведуков.
Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка.(стр.91) Как вы думаете, каково ее было назначение? (Прославить, увековечить военную и императорскую славу императора).
В середине 1 века до н. э. в Риме появляются первые величественные мраморные постройки. Ю. Цезарь приказал построить в Риме новый форум. Там была сооружена базилика Цезаря – трехнефное здание прямоугольной формы, предназначенное для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний.
Замечательным достижением римской строительной техники 3-го периода было здание храма всех богов – Пантеон. (стр.89) Самое древнее здание Пантеона - храма всех богов - было возведено в 27 году до нашей эры Марком Агриппой. Между 118-128 годами храм был основательно перестроен при императоре Адриане и приобрел те формы, которые он хранит и по сей день.
Надпись, сделанная на архитраве, гласит: "Марк Агриппа, сын Луция, Консул Третий, сделал". Ее оставил Адриан, который не ставил своего имени ни на одном из памятников. Реконструкция, проведенная по проекту Аполлодора Дамасского, значительно видоизменила первоначальный облик здания. Сохранился обширный портик, образованный восемью колоннами из серого гранита. По две колонны из красного гранита стоят позади первой, третьей, шестой и восьмой колонной, образуя три прохода. Тимпан был когда-то украшен бронзовым орлом с короной. Потолок портика был также украшен бронзой, снятой по указанию папы Урбана VIII Барберини, откуда и пошло ставшее знаменитым выражение: "Что не сделали варвары, то сделали Барберини". Купол, венчающий здание, - истинный шедевр инженерного искусства - был создан целиком на деревянном опалубке и является самым широким из всех когда-либо построенных куполов.
Внутри здания по сторонам расположено шесть ниш, каждая из которых обрамлена двумя колоннами. Купол украшен пятью рядами уменьшающихся вверх кессонов, за исключением последнего ряда вокруг круглого отверстия, так называемого "глаза Пантеона", диаметром 9 метров, сквозь которое льется внутрь поток света.
Сейчас Пантеон является национальным мавзолеем. Первым свое желание быть здесь похороненным высказал художник Рафаэль. Позже здесь хоронили других знаменитых личностей, в том числе и представителей Савойской королевской династии.
В период римской империи продолжали строить дворцы и храмы, триумфальные арки в честь императоров и их побед в войне. Императоры, сменявшие друг друга продолжали украшать римский форум. Самым красивым был форум при императоре Трояне. Достопримечательностью форума была колонна Трояна (стр.88).
Считается, что она возведена во II веке и изображает события двух войн Траяна с даками. Как мы теперь понимаем, такая датировка ошибочна. Поскольку, согласно нашей реконструкции, здесь показаны эпизоды знаменитой Троянской войны XIII века, то есть Крестовых Походов (а точнее двух Походов), следовательно, колонну возвели не ранее середины XIII века, а вероятнее всего, существенно позже.
Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 38 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.
Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VI веке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта — либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.
Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.
Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.
Еще одним из замечательных римских сооружений этого периода являются термы (бани), необходимые в повседневной жизни. (стр.93)
Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд людей. До сих пор вызывает восхищение строительство дорог римлянами. Они имели бытовое назначение, т. е. служили средством сообщения и объединения людей, живущих на огромной территории Римской империи. Дороги выполняли стратегическую роль во время многочисленных боевых компаний. Знаменитая Апиева дорога (стр.92-93) вымощена щебнем и бетонными плитами с добавлением для прочности вулканического тепла сохранилась до наших дней. Названа по имени строителя- цензора Апия Клавдия Цека.
В 1-м веке пришедший к власти император Веспасиан построил амфитеатр, известный всему миру как Колизей. (стр.90). Колизей — самый большой амфитеатр старины — был построен в Риме (Италия). Он считается архитектурным и техническим совершенством, и является доказательством великолепия и жестокости римского мира.
Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей.
Официальное название этого гигантского сооружения — «амфитеатр Флавиев», в честь Тита Флавия — сына императора Веспасиана. Начавшееся в 72 году н. э. и растянувшееся на много лет строительство Колизея проходило при трех императорах из рода Флавиев: Веспасиане, Тите и Домициане. До этого на месте постройки находилось искусственное озеро. Рядом с озером возвышался «Золотой Дворец», роскошная резиденция Нерона, печально известного тирана.
С Нероном непосредственно связано и само название Колизея. Перед амфитеатром есть площадка на которой когда-то возвышалась тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, именовавшаяся как «Колосс». Считается, что название Колизей — огромный, колоссальный, связано именно с колоссом Нерона. Более чем 100000 кубических метров камня (45000 только для внешней стены), использовалось для строительства здания. Для подвоза камня была построена специальная дорога.
В честь открытия амфитеатра в 80 году н. э. были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои многих тысяч гладиаторов, а в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. По размаху празднеств с открытием амфитеатра мог лишь сравниться тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда по преданиям на арене Колизея было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных — лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 году, однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI века.
На своем веку Колизей успел побывать и крепостью, когда влиятельные римские семьи деи Фраджипане и дельи Аннибальди фактически превратили амфитеатр в своеобразную семейную крепость.
Ущерб нанесенный амфитеатру сильными землетрясениями был усугублен самими римлянами, когда глыбы травертина со стен Колизея вывозились для использования при строительстве других римских дворцов, таких как Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа, и даже собора Св. Петра.
К истории Колизея была причастна даже римская католическая церковь. В 1750 году папа Бенедикт XIV придал Колизею статус святого места, поскольку, как считала церковь, амфитеатр был местом гибели «за Христа» многих мучеников языческого Рима.
Каждый арочный пролет первого яруса являлся входом в амфитеатр, 76 из этих входов были пронумерованы. Над арками и сегодня можно видеть римские цифры нумерации входов. Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа: для императора и его окружения, для весталок, судей и для почетных гостей. У каждого зрителя имелась табличка с указанием ряда, сектора и места.
Четырехярусный, облицованный травертином амфитеатр имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной — 156 метров и высотой — 48,5 м.
Три нижних яруса выполнены в виде арочных пролетов, разрезанных полуколоннами в строго выдержанной строителями Колизея канонической последовательности: на первом ярусе — дорические полуколонны, на втором — ионические, а на третьем — коринфские. Четвертый ярус был достроен позже и примечателен тем, что и сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для растяжки тента над ареной амфитеатра специального тента, защищавшего зрителей от солнечных лучей и дождя. Тент держался на 240 деревянных балках.
В средние века Колизей сильно пострадал от того, что травертин, ценный строительный материал, использовался при строительстве римских дворцов и базилик. Кроме того, прочность амфитеатра пострадала из-за того, что металлические скрепы, соединявшие между собой блоки травертина, были сняты, оставив зияющие и по сей день отверстия.
Колизей мог вместить от 50 до 70 тысяч зрителей, для которых были предусмотрены места согласно их социальному статусу. Места сенаторов (часть первых рядов, выложенных из белого мрамора) предназначалась для римских сенаторов. На месте каждого сенатора было высечено его имя.
Широкие проходы позволяли зрителям быстро заполнять многотысячные трибуны Колизея. В случае необходимости, все зрители могли покинуть Колизей в течение 5-10 минут.
В то время Колизей являлся уникальным сооружением не только по своим размерам, но и по своей функциональности. На огромной арене Колизея проходили не только гладиаторские бои и конные состязания, но и морские битвы — «навмахии». Арена могла меняться под разные сценарии битв.
Арена Колизея имела размеры 76х44 м. Пол арены был покрыт деревянными досками и засыпан желтым песком, взятым с холма Монт Марио.
Между ареной и зрителями находился некий ров. Есть много версий его предназначения: возможно, в нем размещались стрелки, которые защищали зрителей от диких животных или в нем были уборные, а возможно в нем была вода, как дополнительная защите от животных.
Под ареной находился лабиринт помещений для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников. Сегодня, когда арена амфитеатра отсутствует, а на ее месте проложены специальные настилы для туристов, можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный «закулисный мир» Колизея.
Беседа по вопросам.
1. Сколько человек вмещал Колизей и за какое время публика могла заполнить зал?
2. Как действовал в театре принцип разделения людей по сословному признаку?
3. Какое было главное зрелище в Колизее?
4. Каковы размеры Колизея?
Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.
Домашнее задание параграф 9, стр. учебника 86-94, прочитать, ответить на вопросы, подготовить сообщения о римском театре.
multiurok.ru
«Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима»
Урок истории в 10 классе по теме:
«Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима».Тип урока: семинар (2 часа).
Цели:
Образовательные: повторение и обобщение материала по истории Древней Греции и Древнего Рима.
Воспитательные: уделить внимание влиянию античной культуры на развитие последовательности эпох, актуальность древней истории, её неразрывную связь с современностью.
Развивающие: расширить представление о древнем мире полученные в основной школе; на основе прежних знаний акцентировать внимание на явлениях культуры, религии, особенностях менталитета Древних Греции и Рима.
Литература: Энциклопедии по истории Древнего мира
«Первобытный мир».
Кун «Мифы и легенды древней Греции».
Исторические вечера в школе. М., Просвещение 1992 г.
1. Организационный момент: определение задач для учащихся и экспертов
2. Чудеса света
3. Быт древних греков и римлян
4. Религия древних греков и римлян
5. История крылатых выражений
6. Наше творчество
7. Вопросы командам (при резерве времени)
8. Рефлексия
9. Подведение итогов
Оформление
На доске план и эпиграф: «На почве Греции и Рима выросло
новейшее человечество»
В.Г. Белинский
На стенах: колонны ионического и дорического ордера, чудеса света.
^ рефлексия: 4 вопроса.Вступительное слово учителя:
Давно канула в Лету античная цивилизация. На Балканах расселились другие народы, исчезли многие города, погибли храмы и статуи. Мы отделены от Эллады и Рима тысячами лет и километров. Безжалостный Хронос – бог времени поглощает всё, не оставляя следов. Но муза истории Клио вместе с Мнемозиной, богиней памяти, уберегла для нас многое. Это дало возможность русскому литератору XIX века В.Г. Белинскому сказать те слова, которые записаны сегодня на доске: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество».
Вспомнив события истории, мы постараемся сделать вывод о том, как связана культура тех эпох с современностью.^
для работы нам потребуется 3 команды и эксперты(педагоги).Напоминаю для участников семинара:
Вы много потрудились самостоятельно и сегодня должны показать максимально, что вы накопили. Не старайтесь отмолчаться. Оценивается работа группы и каждого.Эксперты:
У вас много работы, вы будете оценивать как групповую работу, так и индивидуальную. Схема проставления баллов вам прилагается.^
1. Чудеса света:
Древнегреческий учёный – историк «Отец истории» Геродот, изучив многие страны, объехав больше пространства, сделал заключение, что только 7 великих памятников могут считаться чудесами света.
Из них 5 только были построены в Древней Греции. Сейчас мы проведём аукцион, в котором будут разыгрываться чудеса света, ценой будут ваши знания.
^ кто последний – выигрывает и эксперты отмечают наиболее интересные ответы.
2. Быт Древней Греции и Рима
Стихотворение: Греция. Рим. Одеяние строгое.
Звались одежды хитоном и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.
Давайте заглянем в дом грека и римлянина, вкусим то, что вкушали они, узнаем их одежды, обычаи и особенности их быта.
Обсуждение.
1Рисунок дома –
2 Питание –
3Одежда –
4Обычаи –
Любимыми рассказами у греков были мифы о легендарных богах Олимпа. Послушаем один из них.
^ Многочисленные постройки чаще всего посвящались богам, ведь именно они были творцами гармонии, боги были хранителями порядка, на котором покоилось всё устройство мира.^
Задаётся название бога греческого –
Ответ: римский бог и его функции.
Давайте поднимемся на Олимп.
Театрализация «Миф о Пандоре» -какие крылатые выражения?
«Ящик Пандоры»
«Надежда остаётся последней»Мы в своей речи часто используем крылатые выражения, дошедшие до нас с тех времён.^
Команды получают по 4 крылатых выражения и отвечают, что они обозначают.
Заглянем в дом богатого грека.
Театрализация « Миф об Антифонте».Вывод:
Мы ежедневно пользуемся многими достижениями греков и римлян.
Напомните, что мы используем:
алфавит, греческие и римские имена, многие слова имеют греческое и римское происхождение: стиль, педагог, керамика, театр, демократия, лицей, политика.
Архитектура
Философия
Вопрос: Согласны ли вы с суждением Белинского?^ 6. Задачи командам, вопросы командам ( при резерве времени)7. Рефлексия: В тетрадях ответить на вопросы (на доске):
- Самое интересное было
- Я бы мог, но не спросили
- Мне понравилось
- Если бы я был учителем
- У меня всё время вертелось в голове.
Собираются тетради на проверку.
8. Слово экспертам.Оценки:
Индивидуально за ответ
Работа в группе
За творческое задание
За тетрадь для семинарских работ
lit-yaz.ru
Видео урок: Древний Рим в I в.до н.э.
Введение в курс всеобщей истории | урок 1, всеобщая история 10 класс
Урок: 1
Первобытное общество | урок 2, всеобщая история 10 класс
Урок: 2
Древний Египет | урок 3, всеобщая история 10 класс
Урок: 3
Цивилизации Древней Месопотамии | урок 4, всеобщая история 10 класс
Урок: 4
Древние цивилизации Южной и Восточной Азии | урок 5, всеобщая история 10 класс
Урок: 5
Древняя Греция: от ранних цивилизаций к классовому обществу | урок 6, всеобщая история 10 класс
Урок: 6
Афины и Спарта. Афинская демократия | урок 7, всеобщая история 10 класс
Урок: 7
Походы Александра Македонского. Эпоха эллинизма | урок 8, всеобщая история 10 класс
Урок: 8
Греческая культура | урок 9, всеобщая история 10 класс
Урок: 9
Древний Рим: от Города к Республике | урок 10, всеобщая история 10 класс
Урок: 10
Древний Рим в I в.до н.э. | урок 11, всеобщая история 10 класс
Урок: 11
Римская империя | урок 12, всеобщая история 10 класс
Урок: 12
Раннее христианство | урок 13, всеобщая история 10 класс
Урок: 13
Византийская цивилизация | урок 14, всеобщая история 10 класс
Урок: 14
Средневековая Франция | урок 16, всеобщая история 10 класс
Урок: 15
Раннее средневековье в Западной Европе | урок 17, всеобщая история 10 класс
Урок: 16
Средневековая Англия | урок 18, всеобщая история 10 класс
Урок: 17
Священная Римская империя | урок 19, всеобщая история 10 класс
Урок: 18
Крестовые походы | урок 20, всеобщая история 10 класс