Этапы древней греции. Основные этапы экономического развития Древней Греции и Древнего Рима (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные этапы развития Древней Греции. Образование государства в Афинах. Этапы древней греции


Основные этапы экономического развития Древней Греции

На рубеже III - II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах возникла древнегреческая цивилизация. Раннему экономическому подъему способствовали удобное географическое положение (торговые пути соединяли этот регион с Малой Азией, Сирией, Северной Африкой), совершенствование производительных сил (освоено производство меди, затем бронзы). Основой сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа – так называемая "средиземноморская триада", ориентированное на одновременное выращивание трех культур - злаковых, главным образом ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался в ремесленной деятельности - около 2200 г. до н.э. стал известен гончарный крут, развивался обмен.

Можно выделить следующие периоды экономического развития Древней Греции: крито-микенский (XXX - XII вв до н.э.), гомеровский (XI - IX), архаический (VIII - VI), классический (V -IV вв. до н.э.).

Основой хозяйственной жизни в крито-микенский период было дворцовое хозяйство. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца. Излишки шли на продажу. Основную массу населения составляли свободные крестьяне и ремесленники (в надписях из Пилосского дворца упоминаются каменщики, горшечники, оружейники, даже парфюмеры и врачи). Господствующий слой включал развитый бюрократический аппарат.

Хозяйство гомеровского периода (XI-IX вв. до н.э.) было довольно отсталым, греческое общество было отброшено на стадию первобытнообщинного строя. Характерна удручающая бедность материальной культуры. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег гомеровское общество не знало. Однако в этот период произошли важные изменения. Во-первых, в Х - IX вв. до н.э. в греческую экономику широко внедрилось железо. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки прочно закрепились за отдельными семьями.

Политическим и экономическим центром стало поселение, называемое полис. Однако основная масса населения - не ремесленники и торговцы, а крестьяне-земледельцы и скотоводы. Таким образом, к концу этого периода Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была резко выделена.

В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной жизни привели к созданию новой экономической системы. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур - винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая. Ремесло сосредоточилось в городах, четко оформились его отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение.

Гончарное производство носило массовый серийный характер. Ведущей отраслью стала торговля, о ее масштабах говорят находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает их изобретение лидийцам). Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди наделялись равными правами. Таким образом, в VIII - VI вв. до н.э. произошло разложение родового строя и установились новые формы социально-экономической организации, хотя этот процесс в разных частях Эллады протекал по-разному.

В классический период (V - IV вв. до н.э.) основной чертой социально-экономического развития стало господство полисов и распространение в торгово-ремесленных полисах рабства классического типа, хотя сохранялась зависимость типа илотии. Классическое рабство было направлено на создание прибавочной стоимости.

Источники рабства были различными: 1) продажа военнопленных и части лиц, захваченных во время военных действий; 2) долговое рабство для лиц, не имевших гражданства; 3)внутреннее воспроизводство рабов; 4)пиратство; 5)самопродажа, продажа в рабство своих детей, воров и других преступников. В этот период рабский труд проник во все сферы жизни и производства.

Новыми явлениями в V в. стали повышение товарности сельского хозяйства, его региональная специализация, хотя натуральная основа хозяйства оставалась незыблемой. Оливки, масло, а также вино были предметом выгодного экспорта. IV в. до н.э. исследователи определяют как время кризиса древнегреческого классического полиса. Полис же как община граждан-земледельцев стал тормозом в развитии товарно-денежных отношений. Полисные принципы мешали значительной части богатых жителей Афин - метекам, занимавшимся ремеслом, торговлей. Не имея прав гражданства, они не могли получать в качестве залога землю. В то же время не земля, а деньги становились престижной формой богатства: в IV в. резко увеличилось число сделок по купле-продаже земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался принцип полисной жизни - единство понятия гражданина и земельного собственника.

Характер собственности изменялся, античная форма все более вытеснялась частной собственностью. Автаркия и автономия мешали расширению экономических связей. Однако полис не исчез с исторической арены, и на эллинистическом этапе развития древнегреческой цивилизации (конец IV-I вв. до н.э.) получил новые импульсы для существования. К концу I в. до н.э. эллинистические государства были подчинены Риму.

studfiles.net

Основные этапы истории Древней Греции

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 24Следующая ⇒

В истории Греции можно выделить пять основных этапов:

1) Крито-микенский период. Характеризовался первыми государственными зачатками управления, развитием мореходства и установлением дипломатических и торговых отношений с странами Дальнего Востока.

 

2) Минойская цивилизация. Она, в свою очередь, делись еще на три периода ранне -минойская, средне-минойская и поздне-минойская. Ранний период примечателен освоением и обработкой металлов, зарождением письменности и государственных образований. В последующем периоде получили развитие мореплавание, строительство и ремесла. Наконец в последнем этапе происходит расцвет минойской цивилизации. Это проявляется в объединение всего острова под одной властью, бурной торговлей со всеми соседними и дальними народами того времени и монументальное строительство. К несчастью, природные катастрофы создали препоны для дальнейшего развития Минойской цивилизации. В скором времени она начала угасать и впоследствии была захвачена ахейцами

 

3) Элладская цивилизация. В этот период господство родоплеменных отношений между разными народами Греции. С приходом нового народа ахейцев происходит возникновение зачатков государственного строя, производства и сельского хозяйства. Расцветает микенская культура.

 

4) Полисный период. Происходит консолидация всего греческого населения, формирование полисной структуры власти, проникновение железа во все отрасли экономики и повседневной жизни общества.Бурное развитие производств и торговли, Великая греческая колонизация и отражение персидской угрозы.

 

5) Эллинистический. Примечателен велики походами Александра и формированием его огромного империи. После смерти великого полководца происходит распад империи на отдельные эллинистические государства, что впоследствии привело к войнам между диадохами(преемников и полководцами во времена Александра).

 

Как видим, история Древней Греции пережила и расцвет и полное падение, но несмотря на это их культурный, научный, торговый и просвещенческий вклад неоспорим и во многом сформировал путь для развития других народов. Ярким примером этому может послужить Древний Рим, который на заре своего существования очень многое позаимствовал из греческой культуры.

Греческая цивилизация, так же как раннеклассовое общество и государство в странах Древнего Востока, вырастала на почве разложения родовых отношений через имущественную и социальную дифференциацию, формирование различных по их роли в производстве социальных групп, через создание органов государственной власти, которые выражали интересы господствующего класса.

Однако рождение раннеклассового общества и государства в Греции проходило в иной природной среде и на другой племенной основе.

Во II тысячелетии до н. э. вышедшее из родовых отношений раннеклассовое общество и примитивная государственность развивались, как и в большинстве стран Древнего Востока, через монархические государства с бюрократическим аппаратом и узким слоем аристократии, связанной с двором монарха, создание централизованных государственных хозяйств, обрабатываемых рабами, и жестокой внеэкономической эксплуатацией подавляющей части населения, организованного в родовые общины. Этот путь развития для древних греков оказался тупиковым. В отличие от древневосточных стран, где монархические режимы и соответствующая им социальная структура оказались устойчивыми прежде всего потому, что именно они смогли обеспечить благоприятные условия для организации земледелия путем создания ирригационной системы, в Ахейской Греции примитивные монархии с их бюрократией и аристократией были мало связаны с организацией производства, представляли собой паразитические по большей части прослойки и были обречены на гибель. Эти примитивные монархии и раннеклассовые общества в Греции, внутренне слабые, разрушились под ударами извне. В начале I тысячелетия до н. э. в Греции возникла новая ячейка — греческий полис, который оказался устойчивой формой исторического существования, поскольку создавал благоприятную среду для становления динамичной экономики, сложной социальной структуры, прогрессивных государственных форм и высокой культуры. Как независимый суверенный город-государство греческий полис стал испытывать кризис в IV в. до н. э., но на новом этапе развития древнегреческой (и древневосточной) цивилизации — эллинистическом — он получил новые импульсы для своего существования, оказавшись включенным в рамки крупного территориального государства, которое обеспечивало стабильность его внутренней структуры, автономию города-полиса и его внешнюю безопасность. Как самоуправляющаяся единица с большой внутренней автономией и местными традициями в рамках большого государства греческий полис уже в новой форме римского муниципия стал одной из основных административных единиц римской средиземноморской империи и способствовал социально-экономическому и культурному прогрессу многих народов Средиземноморья.

На разных этапах исторического развития во II–I тысячелетиях до н. э. греки вступали в активные контакты с древневосточными государствами, сложным племенным миром Средиземноморья и Причерноморья, что способствовало взаимообогащению и древних греков, и других народов. Однако следует отметить благотворное воздействие древнегреческой цивилизации, ее стимулирующее влияние на исторические судьбы народов Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Особенно сильным это влияние оказалось во время великой греческой колонизации VIII–VI вв. до н. э. и в эллинистический этап древнегреческой истории.

Древние греки внесли огромный вклад в развитие средиземноморской цивилизации. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях: организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важных условий цивилизованного существования; установлением демократической республики (демократии) — наиболее прогрессивной формы государственного устройства; создании замечательной культуры.

Города и городская жизнь появились на Древнем Востоке еще в III тысячелетии до н. э. и к середине I тысячелетия до н. э. достигли высокого уровня развития. Однако при этом подавляющая масса населения проживала в сельской местности, в многочисленных деревенских поселениях, в которых протекала вся их производственная (как сельскохозяйственная, так и ремесленная) деятельность, их досуг, вся их жизнь. Древневосточный общинник мог прожить всю жизнь в микромире своего родного поселения, с ним неразрывно были связаны весь уклад жизни, образ мыслей и система ценностей.

Иное положение сложилось в Греции. Хотя в Греции существовало немалое число полисов, не имеющих городов (например, Спарта), однако греческий полис как таковой предполагал существование благоустроенного города в качестве естественного центра.

Как центр всей полисной округи греческий город был местом жительства не только ремесленников, торговцев и прочего городского люда, но включал также и сельское население, т. е. становился местом жительства большей части населения полиса, которое, таким образом, могло пользоваться всеми благами благоустроенной городской жизни.

Город как место жительства основной части граждан полиса стараниями греческих градостроителей благоустраивался и украшался и в классический период стал регулярным городом, т. е. городом, построенным по плану, с сеткой пересекающихся под прямым углом улиц, с правильным делением на кварталы, предусмотренными местами для главной площади, центральных святилищ, стадиона, театра, зданий общественного назначения. Строительство городов велось с учетом климатических и других экологических факторов. В самом городе сооружались не только удобные жилища для граждан, но и художественно украшенные святилища и места общественного отдыха. Непременной частью греческого города были театральные помещения, вмещавшие большую часть гражданского населения, гимнасии и стадионы, в которых граждане проводили значительную часть своего времени. Основные принципы регулярной планировки, появившиеся в классический период, были усовершенствованы в эллинистическое время и впоследствии оказали большое воздействие на европейское градостроительство.

Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (более совершенное воплощение — афинская демократия). Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан. Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения. Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума). Конечно, нельзя идеализировать афинскую, так же как и полисную в целом, демократию и считать ее эталоном демократии как таковой. Как явствует из вышеизложенной истории Греции, это была демократия лишь для граждан, в то время как женщины, негражданское свободное население (довольно многочисленное в Афинах) не говоря, конечно, о рабах, стояли вне демократических институтов и не принимали никакого участия в управлении. Тем не менее структура демократической республики, конкретный механизм ее действия в политической жизни Греции был огромным шагом в истории политических учреждений и государственных форм, обеспечивающих привлечение значительно большего числа населения, чем при каком-либо ином государственном устройстве. И не случайно греческая и особенно афинская демократия привлекает к себе большое внимание всех историков государства и права, исследующих историю политических учреждений и политической мысли. Одним из важных достижений политической мысли древних греков была выработка понятия гражданина, наделенного совокупностью неотъемлемых юридических прав: личной свободы как полной независимости от какого-либо лица или учреждения, права на земельный участок в своем полисе как основы благосостояния и нормальной жизни, права на службу в ополчении и ношения оружия, права участвовать в деятельности Народного собрания и управлении государством. Осознание этих прав, их использование в повседневной жизни делало гражданина греческого полиса, по словам Аристотеля, политическим человеком, расширяло кругозор, обогащало самосознание, стимулировало творческие способности.

Великим оказался вклад древних греков в развитие мировой культуры. Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.

Успехи греческих мастеров были поразительно велики во всех областях культурного творчества: в философии это разработка развитых систем материализма (Демокрит и Эпикур), идеализма (Платон), системы Аристотеля и стоиков; в архитектуре — появление регулярного градостроительства и знаменитой ордерной системы, на много столетий определившей направление римской, средиземноморской, а затем и европейской архитектуры; в литературе — создание многих жанров (трагедия, эпос, лирика, комедия, ученая поэзия), а в каждом жанре — шедевров мирового значения; блестящие научные открытия (формулировка принципов гелиоцентрической концепции Вселенной, учение об эволюции организмов, атомистическая схема строения вещества, принципы формальной логики и элементарной математики и многое другое). Следует отметить одну из особенностей культуры древних греков — это ее гуманистический характер. В центре культурного творчества греческих мастеров стоял гражданин как носитель лучших человеческих качеств, притом в демократических полисах не аристократ — богатый и получивший специальное воспитание, а гражданин вообще, независимо от его имущественного положения… Совершенство греческой культуры объясняется и богатым экономическим потенциалом греческих полисов, созданным за счет рациональной организации рабского труда, благоприятными возможностями политической деятельности для граждан и развитостью личности самого гражданина, знатока культурных ценностей, потребности и интересы которого вдохновляли мастеров на создание этих ценностей.

Влияние древних греков на последующее развитие народов Средиземноморья в период Римской империи, европейской, а затем и мировой цивилизации стало весьма значительным и плодотворным. Оно не только питало это развитие, но целый ряд достижений древних греков (принципы демократии как власти народа, регулярные города, стадионы, театры, скульптурные образы, художественные типы греческой литературы, научные открытия и др.) вошли в структуру современной цивилизации как ее органическая и неотъемлемая часть.

 

Читайте также:

lektsia.com

2. Этапы развития культуры Древней Греции. История и культура Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Античная колыбель европейской культуры

1.3 Основные этапы развития культуры Древней Греции

В истории древнегреческой культуры обычно выделяют следующие этапы (периоды): 1) крито-микенский (III -II тыс. до н.э.) 2) гомеровский (XI - IX вв. до н.э.) 3) архаический (VIII - VI вв. до н.э.) 4) классический (V - IV вв. до н.э.) 5) эллинистический (IV - I вв. до н.э...

Античная культура

2. Этапы развития культуры Древней Греции

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять: 1) Крито-микенский период (XXX - XII вв. до н.э)...

Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси

Основные этапы развития Византийской культуры

1) 4 - середина 7 вв. - переходный от античной к средневековой культуре (протовизантийский период). Несмотря на кризис античного общества, в Византии еще сохраняются его основные элементы...

Влияние культуры Древней Греции на современную культуру

Глава 1. Становление и развитие культуры Древней Греции

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества...

Влияние культуры Древней Греции на современную культуру

1.1 Этапы развития древнегреческой культуры

Крито-микенская культура (III тыс. - XII в. до н.э.). Источником культуры Древней Греции стала крито-микенская культура, сформировавшаяся в районе островов и побережья Эгейского моря, вероятно, не без влияния культуры Древнего Египта...

История и культура Древней Греции

2. Этапы развития культуры Древней Греции

культура искусство античный полис История Древней Греции как часть истории Древнего мира изучает возникновение, расцвет и кризис рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова...

История русской культуры и основные этапы её развития

Глава 2. Этапы развития русской культуры

Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия...

Культура Древней Греции

1. История культуры Древней Греции

...

Культура Древней Греции

2.1 Осознание культуры мыслителями Древней Греции (Платон, Аристотель)

Для образования актуальными становятся учения, включающие в себя онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический аспекты...

Культура Западной Европы в Средние века

2. Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья

Раннее Средневековье (V-X вв.). Охватывает время после падения Рима под натиском варваров, которые восприняли от римлян христианство. На территории Рима образовались новые государства - франков, готов и др. Племенные вожди стали королями...

Образ человека в древнегреческой и римской культуре

1. Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима

Прежде, чем перейти к раскрытию образа человека рассмотрим периодизацию культуры Древней Греции и Древнего Рима. Историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом: I...

Отличия в культуре древней Греции и древнего Рима

2.Каковы этапы формирования древней культуры

Обращаясь к изучению мировой культуры, необходимо, прежде всего, задаться вопросом: когда, на каком этапе человеческой истории она появляется. Культура -- специфика человеческой деятельности, т.е. то, что характеризует человека как вид...

Скульптура Древней Греции

1.1 Скульптура в Древней Греции. Предпосылки ее развития

Среди всего изобразительного искусства древних цивилизаций искусство Древней Греции, в частности, ее скульптура, занимает совершенно особое место. Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту - нигде более так не ценился человек...

Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур

Глава 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

...

Театр, поэзия и литература в Древней Греции

Эпическая поэзия Гомера как важнейшая часть культуры Древней Греции

театр культура древний греция Гомер (Homeros) - это греческий поэт, согласно древней традиции, автор Илиады (Ilias) и Одиссеи (Odysseia), двух больших эпопей, открывающих историю европейской литературы. О жизни Гомера у нас нет никаких сведений...

cult.bobrodobro.ru

ГЛАВА 2 Основные этапы изучения истории Древней Греции. Древняя Греция

СТАНОВЛЕНИЕ АНТИКОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ

Изучение истории Древнего мира было начато еще историками Древней Греции и Древнего Рима. Начало этому положили знаменитый ученый V в. до н. э. Геродот, основатель исторической науки, и его младший современник Фукидид. И в дальнейшем каждый период изучения истории античности был связан со множеством имен известных историков и большим количеством интересных и глубоких исследований.

В трудах историков нашли отражение не только мастерство исследователя в реконструкции далекого прошлого на основе скрупулезного анализа источников, но и уровень развития исторической мысли, а также господствовавшие в то время в обществе историко-философские, политические концепции и общественные идеи. Историография Древней Греции, т. е. вся масса исследований, посвященных изучению Эллады в древности, невероятно обширна и многогранна, а потому, исходя из возможностей учебника, в данной главе рассматриваются общие принципы исторических исследований, а о конкретных аспектах историографии Древней Греции (по отдельным периодам и проблемам) будем говорить далее, при знакомстве с реальным историческим материалом.

Первые научные работы по истории Древней Греции относятся к концу XVIII – началу XIX в. В это время ведущие западноевропейские исследователи античности Ф.Вольф (F.Wolff), Б. Нибур (B. Niebuhr) и Р. Бентли (R. Bentley), разработав принципы анализа источников, создали историко-критический метод исторического исследования. Достижения искусствоведческого анализа дали возможность воссоздавать исторически правдивую картину прошлого. Основоположником античного искусствоведения является немецкий историк И. Винкельман (J. Winckelmann, 1717—1768), издавший в 1763 г. «Историю искусства древности» («Geschichte der Kunst des Altertums»), в которой была дана первая классификация произведений греческого искусства.

В начале XIX в. большое влияние на развитие антиковедения оказал немецкий ученый А. Бёк (A. Bockh), который на основе собранных надписей изучил экономическую историю Афин. Немецкий историк И. Дройзен (J. Droysen, 1808—1884) первым исследовал историю греческого мира после походов Александра Македонского и назвал этот период термином «эллинизм». Его «История эллинизма» (рус. пер. 1890—1893) – это первое систематическое исследование последних трех столетий древнегреческой истории.

Значительным явлением в антиковедении стала «История Греции» англичанина Дж. Грота (G. Grote). В этом 12-томном исследовании история афинского полиса и создание демократии рассматривались как центральные события всей древнегреческой истории. Такой подход стал основополагающим для большинства исследователей Древней Греции.

В книге «Древняя гражданская община» (1864) французский историк Н. Фюстель де Куланж (N. Fustel de Coulanges, 1830– 1889) первым показал, что становление греческой гражданской общины, полиса предопределило все своеобразие античной цивилизации.

По-иному взглянул на античность французский историк А. Валлон (A. Wallon). В своей работе «История рабства в античном мире» (1879), показав большой удельный вес рабства в Древней Греции и Древнем Риме, он дал негативную оценку рабовладельческой системе.

Работа швейцарского историка Я. Буркхардта (J. Burckhardt, 1818—1897) «История греческой культуры» («Grechische Kultur-geschichte», 1893—1902) стала основополагающей для последующих историко-культурных исследований античного мира.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Этапы развития культуры Древней Греции.Важнейшие понятия, пришедшие к нам из античности.

Понятие античности

Античность - от латинского antiquitas древность.

В общем этим словом обозначают греко - римскую древность.

Античное искусство заняло в истории человечества неоценимую роль.

Именно в период античности были даны критерии оценки красоты, гармонии, пропорции, дошедшие и до наших дней.

Практически& все стили, созданные в последующие века обращались к идеалам античности.

Почему древние греки смогли изменить взгляд на культуру и искусство

Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья.

Перейдя от первобытного строя к классовому обществу греки образовывали  небольшие города-государства, называемые полисами. Полис насчитывал всего несколько тысяч  семей.

По сравнению с государствами Древнего Востока, полисы были очень малы, но именно греческие полисы совершили переворот в мировой культуре и искусстве.

Этапы развития культуры в Древней Греции.Карта Древней Греции

Развитие культуры и искусства стало возможным в связи с тем, что в Греции, не смотря на наличие рабства, большую роль играл свободный труд ремесленников и земледельцев.

В Древней Греции в рамках рабовладельческого строя сложились впервые в истории, принципы демократии, которые дали возможность развиваться передовым идеям, утверждавшим величие и красоту человека.

Интересно, что наиболее значимые архитектурные постройки и произведения монументальной скульптуры принадлежали всей общине полиса. Вплоть до  IV  в д.н.э. в частном владении граждан находились лишь небольшие статуэтки и предметы прикладного искусства. 

Этапы развития культуры Древней Греции.МИРОН Дискобол. Римская копияГреки придавали большое значение доблести человека, проявляющиеся в его облике и поступках. Человек- гражданин представлялся в полисе, как всесторонне-развитая личность. 

Особое внимание греки уделяли физическому и духовному воспитанию своих граждан. Раз в четыре года проводились олимпиады, которые были смотром доблести и физической закалки. По олимпиадам с III века д.н.э. велся счет времени.

Созерцание на состязаниях красоты обнаженного человеческого тела, и его единство с закаленным духом и высокой моралью дало развитие искусству  и в частности скульптуре. Видимо именно поэтому античные статуи отличаются таким реализмом и гармонией.

Большую роль в развитии античного искусства и культуры  играли общественные культурные празднества, выступления певцов и шествия в честь бога- покровителя полиса. Кроме того искусство античной Греции было связано с религиозным культом и с мифологией.

Характерной чертой древнегреческой мифологии было очеловечивание образов. В образе богов и героев греки воплощали свое представление о совершенном человеке.

Античные храмы украшались изображениями, утверждающими красоту и величие человека и человеческого коллектива.

  • XI- VIII  в.д.н.э  Гомеровский период носит название по имени Гомера- автора "Илиады" и "Одиссеи" ( НЕ ПУТАТЬ с Гомером Симпсоном, шутка!).В этот период сложились основы греческой мифологии.
  • VII- VI в.д.н.э Архаика- период образования городов государств. Рост городов вызывает рост строительства. В этот период происходит сложение архитектурных ордеров.
  • V- 1V в.д.н.э  Классика- период расцвета греческих городов- государств
  • Ранняя классика (450-490 г.д.н.э.)  в этот период идет поиск правдивых способов отображения человека и в особенности передача различных движений человека  
  • Высокая классика (450-410 г.д.н.э.) время расцвета  всех областей искусства 
  • Поздняя классика ( конец  V- начало IV в.д.н.э.) в это время происходит падение значения свободного труда и кризис рабовладельческой демократии. Происходит захват греческих полисов Александром Македонским и присоединение их к Македонской державе.Это положило конец развитию классического периода в греческой истории. Зарождается интерес к быту происходит развитие художественных ремесел
  • 1V-  I  в.д.н.э  Эллинистический период  Распад Македонии и возникновение множества деспотических- монархических государств. В искусстве Греции сохраняется связь с классическим периодом.

Важнейшие понятия, пришедшие к нам из античности

  • Соразмерность- греки считали, что мерой всему является человек, а весь  окружающий мир  ощущается нами соразмерно человеку
  • Золотая середина- принцип совершенства, создающий такое состояние или равновесие,  при котором ничего нельзя ни убрать ни добавить
  • Золотое сечение средство создания гармонии и пропорции. Подробнее можно узнать в материале пропорциональность в композиции
  • Ордерная система- система элементов стоечно-балочной конструкции  состоящая из единства--основания колонны (стилобат), самой колонны и лежащего  на колонне венчания (антаблемент). Элементы объединяются особым ритмом. создавая законченность композиции. Кроме того в ордере объединены эстетическая и конструктивная стороны. В ордере декор и конструкция являются единым целым.

Видеофильм Искусство Древней Греции в период ее рассвета

Все видео сюжеты посвященные Искусству,культуре и архитектура Древней Греции собраны в этой отдельной статье

interior-in.ru

Основные этапы развития Древней Греции. Образование государства в Афинах

Начало политической истории Древней Греции относится к II тыс. до н.э., когда на ее территории появились первые государственные образования. Наиболее известными из них были Минойское и Микенское  царства,  а также другие раннеклассовые государства с центрами в Пилосе, Тиринфе, Фивах, Иолке и т.п. Уже в XVII в. до н.э.  древнейшие греческие (ахейские) государства переживают высокий экономический и культурный подъем.  Расцвет их  приходится на XV-XIII вв. до н.э. В это время достигают высокого уровня развития земледелие и скотоводство, ремесленное производство, внутренняя торговля и внешние экономические связи, армия и флот. Уже имеются частновладельческие и царские рабы из числа  военнопленных. Члены правящего дома выступают в качестве военачальников и наместников в крупных городах и заморских  владениях. Заметно социальное расслоение в обществе. Народ еще свободен, но определенная часть его уже испытывает голод и нужду.

Ситуация ухудшается  в конце XIII в. до н.э.  Былое единство ахейских государств уходит в прошлое. Частыми становятся междоусобные столкновения соперничающих царств.  Усиливаются внутридинастические распри. Воспользовавшись внутренним ослаблением страны, на территорию Греции вторгаются с севера племена дорийцев, стоявших на более низкой - общинно-родовой, нежели ахейцы, ступени общественного и культурного развития.  Сломив сопротивление (около 1200 г. до н.э.) таких сильных царств, как Микенское и Пилосское, они постепенно подчиняют своему влиянию всю материковую часть  Балканской  Греции  и островные владения ахейцев. Высокоразвитая ахейско-микенская цивилизация рухнула.  Пройдет ряд столетий,  прежде  чем,  пережив «темные века» гомеровской эпохи (XII-IX  вв. до н.э.) и «архаический» период (VIII-VI вв.  до н.э.), окончательно покончив с господством  родо-племенных  отношений,  на новой социально-политической основе – рабовладельческой,  возникнут и расцветут греческие полисы – города-государства,  утвердится классический тип рабовладельческих отношений (V-IV вв. до н.э.).

Древнегреческий мир  был представлен значительным количеством полисов, имевших весьма небольшие  размеры по территории. Экономических предпосылок  для  образования крупных политических объединений не существовало.  Формы политического  устройства  в них отличались значительным разнообразием и частой сменяемостью:  имели место аристократические, демократические, тиранические, смешанные формы.

Среди множества древнегреческих государств (Спарта,  Милет, Сиракузы, Коринф, Фивы, Аргос и др.) наибольшее внимание привлекает Афинское государство. Став одним из наиболее развитых государств Древнего мира, оно сыграло важную роль в развитии не только европейской, но и всей мировой цивилизации, культуры и науки. Неповторимость Афинского государства проявилась в том, что  оно достигло высшей и весьма редкой для стран древнего мира формы - демократической республики.

Первая половина IV в. до н.э. стала рубежной в истории Древней Греции.  В это время Афины и другие греческие полисы переживают глубокий кризис,  выражающийся в экономическом упадке, бесконечных  смутах и междоусобных распрях.  Борьба за гегемонию то одного,  то другого полиса над остальным греческим миром окончательно  нарушила  политическое равновесие.  Полисный строй изжил себя;  время требовало создания новых государственных  образований. Завоевание Аттики Александром Македонским (конец IV в. до н.э.) привело к возникновению эллинистических государств,  интегрировавших в себе элементы греческого  полиса и древневосточного общества.

О гомеровском периоде истории греческого народа повествуется в  поэмах  «Илиада»  и «Одиссея»,  автором которых сами греки считали Гомера, но, вероятнее всего, являвшихся продуктом коллективного творчества. Возникшее после дорийского завоевания и гибели ахейско-микенской цивилизации,  гомеровское общество  характеризуется примитивностью и невысоким уровнем развития. Население объединялось в небольшие изолированные между  собой  сельские общины, каждая из которых имела поселение, называемое городом. Родо-племенные связи (между  филами,  фратриями  и  родами) имели большое значение.

Основным занятием населения в это время являлись земледелие и скотоводство. Известную роль играли садоводство и виноградарство. Появились ремесло и торговля. Хозяйство в основном сохраняло натуральный характер. Денежной системы не существовало, стоимость товаров измерялась соответствующим количеством голов скота.

Основную ценность в обществе составляла земля. Являясь коллективной собственностью племени, она передавалась общинникам на условиях периодического передела. Но очень скоро родовая знать и богатые семьи захватили большие наделы и лучшие земли. Поэтому в гомеровских поэмах знатные часто называются  «многонадельными».  Наряду  с  ними  существовали крестьяне, имевшие весьма скудные земельные наделы, а то и вовсе безземельные. Источники называют таких крестьян фетами, находившимися на положении батраков.  Гомер упоминает и рабов - главным образом домашнюю прислугу, челядь, иногда весьма многочисленную; рабы привлекаются периодически к сельскохозяйственным и ремесленным работам. Рабское состояние  не коснулось свободного населения; источником рабства являлся военный плен.

В гомеровском обществе еще сохраняли силу первобытно-общинные порядки и воззрения. Обычай кровной мести за убийство сородича оставался общепризнанным, хотя он уже мог быть заменен выкупом, если на это соглашались родственники убитого. Права как такового еще не существовало;  сам термин «закон» (по-гречески – «номос») в поэмах Гомера не упоминался. Роль главного регулятора общественных отношений играл обычай.

Постоянным органом власти внутри племени являлся совет старейшин - буле, состоявший из наиболее авторитетных, влиятельных и знатных представителей родовой верхушки. Совет старейшин вел текущие дела, принимал участие в судебной деятельности, отстаивая интересы своего племени в переговорах с другими племенами. Как пережиток родовой демократии сохранилось и народное собрание. Оно представляло собой сходку всех взрослых мужчин, которые, как правило, являлись на собрание вооруженными. Роль собрания сводилась к голосованию решения, заранее подготовленного старейшинами.  Решения принимались возгласами одобрения или порицания.  Реально на ход собрания и его решение влияла родоплеменная знать. Она же выдвигала из своей среды вождя племени – базилевса, который одновременно являлся военачальником, верховным судьей и верховным жрецом.  Базилевс не  мог  действовать единолично – совещательным  органом при нем выступал совет старейшин. Выборная первоначально,  должность базилевса со временем закрепилась наследственно в одной семье.

Охарактеризованная ступень исторического развития гомеровской Греции соответствовала заключительному этапу в эволюции родового строя, когда первобытно-общинная демократия трансформируется в военную демократию, которая являлась последней формой древнего народоправства. Эта форма, пронизанная духом военной организации,  продолжала сохранять общественный характер, но и свидетельствовала о его движении от родового строя к государству.

На рубеже IX-VIII вв.  до н.э.  в гомеровской Греции происходят весьма существенные изменения в экономике и социальных отношениях.  Широко начинает применяться железо и изделия из него. Активизируются ремесленные производства, обменные процессы и торговля. Происходит  становление  рыночного хозяйства и рост частной собственности, в том числе на землю. Многие общинники разоряются,  лишаются земельных наделов, увеличивается численность кабальных должников. Родовая знать сосредоточивает в своих  руках не только власть, но и землю.

Усилившийся процесс социально-имущественной  дифференциации в VIII-VI вв. до н.э. стал основой острой политической борьбы, в результате  которой переход от военной демократии к классовому обществу и государству становится неизбежным.  В это время  полярность интересов богатых и бедных, свободных и зависимых, граждан и рабов - кардинально меняет  внутренний  облик  общинно -родовой системы в Греции. Постепенно ослабевают кровнородственные связи, исчезает общинно-родовая замкнутость,  мелкие общинные поселения объединяются в более крупные с единым центром управления – городом,  делением населения по имущественной и территориальной принадлежности. Общинно-родовое устройство, изжившее себя, уступает место  раннерабовладельческому  государству в форме  полисного строя. Архаический период в истории Греции завершился.

Среди нескольких  сотен  древнегреческих  полисов  заметную роль играли два из них: Афины и Спарта, причем в Спарте утвердилась политическая система  господства рабовладельческой олигархии, Афины представляли собой образец рабовладельческой демократии.

magref.ru

Основные этапы экономического развития Древней Греции и Древнего Рима

П Л А Н

Древняя Греция

1. Крито-микенский период

2. Гомеровский период

3. Архаический период

4. Классический период

Древний Рим

5. Ранний Рим

6. Расцвет Римской империи

7. Разложение античной экономической системы

На рубеже III - II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах возникла древнегреческая цивилизация. Раннему экономическому подъему способствовали удобное географическое положение (торговые пути соединяли этот регион с Малой Азией, Сирией, Северной Африкой) , совершенствование производительных сил (освоено производство меди, затем бронзы) . Основой сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа - так называемая "средиземноморская триада", ориентированное на одновременное выращивание трех культур - злаковых, главным образом ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался в ремесленной деятельности - около 2200 г. до н.э. стал известен гончарный крут, развивался обмен.

Сказалось соседство древних цивилизаций Переднего Востока.

Можно выделить следующие периоды экономического развития Древней Греции: крито-микенский (XXX - XII вв до н.э.) , гомеровский (XI - IX) , архаический (VIII - VI) , классический (V -IV вв. до н.э.) .

Крито-микенский период

Основой хозяйственной жизни в крито-микенский период было дворцовое хозяйство. Оно было близко аналогичным структурам стран Востока. Дворцы возникали на рубеже III II тыс., одновременно в разных районах О. Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворца. Все поступления скота, масла, зерна, вина фиксировались на глиняных табличках и сдавались в дворцовые кладовые, где скапливались огромные запасы. Они служили, вероятно, резервным фондом на случай голода, за их счет обеспечивались ремесленники, работавшие на государство.

Излишки шли на продажу.

Дворец, таким образом, выполнял поистине универсальные функции. Он был одновременно административным и религиозным центром, главной житницей, мастерской и торговой факторией.

В более развитых обществах примерно такую же роль играли города.

Наивысшего расцвета государство на О. Крит достигло в XVI - первой половине XV в. до н.э. Были отстроены великолепные критские дворцы, созданы шедевры художественного искусства и ремесла. По всему острову были проложены дороги, существовала единая система мер. Высокая результативность земледельческого труда, наличие избыточного продукта привели к имущественной дифференциации, обогащению знати- В середине XV в. произошло сильнейшее землетрясение, разрушившее критскую цивилизацию, и лидерство среди всех греческих племен перешло к ахеянам.

Ахейское общество достигло наивысшего расцвета в XV XIII вв. до н.э. Ведущую роль играли Микены. Раннеклассовые государства сформировались и в других центрах - Фивах, Иолке, Афинах, Тиринфе, Пилосе. Их экономическое развитие характеризовалось дальнейшим подъемом сельского хозяйства и ремесла. ЗеМля делилась на государственную (земля дворца) и общинную (отдельных территориальных общин) . Государственная земля распределялась на правах условного держания. Знать могла сдавать ее в аренду небольшими участками. Почти также использовали землю территориальные общины, основная часть их земли делилась на наделы с примерно одинаковой доходностью.

Земли были и в руках отдельных держателей - телестов.

Основными центрами оставались дворцы, включавшие большие ремесленные мастерские - по переработке сельхозпродукции, прядильные, швейные, металлургические.

Причем государство держало под контролем все виды сырья, прежде всего металла.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне и ремесленники (в надписях из Пилосского дворца упоминаются каменщики, горшечники, оружейники, даже парфюмеры и врачи) . Господствующий слой включал развитый бюрократический аппарат. В источниках значительное место занимают сведения о рабах, главным образом женщинах, их было немного и все они принадлежали дворцу. Упоминаются и так называемые "божьи рабы и рабыни", арендовавшие участки земли у частных лиц или у общины, т.е. в полном смысле слова рабами они не были, хотя не были и членами общины.

Примерно в конце XII в. крито-микенская дворцовая цивилизация сошла с исторической арены при загадочных, до конца еще не выясненных обстоятельствах (некоторые исследователи говорят о дорийском завоевании) . Во второй раз классовое общество и государство зародилось почти через три столетия, но уже в совершенно иной форме.

Гомеровский период.

Хозяйство гомеровского периода (XI-IX вв. до н.э.) было довольно отсталым, греческое общество было отброшено на стадию первобытнообщинного строя. Характерна удручающая бедность материальной культуры. Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег гомеровское общество не знало.

Однако в этот период произошли важные изменения.

Во-первых, в Х - IX вв. до н.э. в греческую экономику широко внедрилось железо, оно использовалось для изготовления всех рубящих, колющих, режущих орудий труда. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки прочно закрепились за отдельными семьями. Право распоряжения землей простиралось вплоть до дробления при передаче по наследству и, возможно, отчуждения.

Налицо имущественное расслоение, однако, жизнь даже самых высших слоев общества поражает простотой, нет и речи о комфорте микенской дворцовой элиты. Рабство не получило широкого распространения. В аристократических хозяйствах использовался труд нанятых на время поденщиков - фетов.

Политическим и экономическим центром стало поселение, называемое полис. С городом его сближали компактная застройка, наличие укреплений. Однако основная масса населения - не ремесленники и торговцы, а крестьяне-земледельцы и скотоводы. Можно говорить об экономической изоляции Греции в XI - IX вв. до н.э.: общины вели совершенно обособленное существование.

Ремеслом и торговлей греки почти не занимались, нужные им чужеземные вещи добывали силой.

Таким образом, к концу этого периода Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была резко выделена.

Архаический период

В архаический период (VIII - VI вв. до н.э.) изменения в хозяйственной жизни привели к созданию новой экономической системы. Греция обогнала в своем развитии все соседние страны. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати, обрабатываемые обедневшими сородичами. Земли сдавались в аренду, в качестве платы аристократы взимали 1/2 урожая.

Ремесло сосредоточилось в городах, четко оформились его отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение.

Гончарное производство носило массовый серийный характер.

Ведущей отраслью стала торговля, о ее масштабах говорят находки греческой керамики вплоть до Центральной и Западной Европы. Появились деньги (предание приписывает их изобретение лидийцам) . Сделки купли-продажи распространились на все виды материальных ценностей. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство. Рабы поступали также из колоний. Тем не менее экономическая роль рабов была небольшой, основную массу ремесленников составляли свободные люди.

В VIII - VI вв. осуществилась Великая греческая колонизация. Ее причинами являлись, во-первых, недостаток земли вследствие увеличения населения и концентрации земель в руках знати; во-вторых, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для продукции сельского хозяйства и ремесла, потребность в отсутствовавшем в самой Греции металле, стремление греков поставить под контроль торговые пути; в-третьих, политическая борьба, вынуждавшая потерпевших поражение искать удачи в колониях.

Выделяют три основных направления колонизации. Первое западное, самое мощное. Сицилия и Италия были так густо заселены колонистами, что стали называться Великой Грецией.

Второе - северо-восточное - на побережье Черного моря. Третье - южное и юго-восточное, самое слабое, поскольку здесь греки встретили мощное сопротивление финикийских торговцев.

Колонизация несколько приглушила социальные конфликты, способствовала развитию ремесла, торговли. Она широко распространила очаги эллинской культуры, открыла простор способностям человека, высвобождая личность из-под контроля рода.

В VIII - VI вв. шло формирование античных полисов городов-государств с прилегающей к ним территорией. В основе полиса лежала античная форма собственности, представлявшая собой единство государственного и частного принципов собственности- Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности) , выступавшая в качестве экономической основы свободы. Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д.

Можно выделить два основных типа полисов: 1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, большим удельным весом труда зависимых работников, как правило, с олигархическим устройством (Спарта, города Фессалии, Беотии) ; 2) торгово-ремесленный, с большим удельным весом ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство, демократическим устройством (Афины, Коринф, Милет, Сиракузы и др.) . Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес (более всего изучена Спарта) , позднее - в Аттике (Афины) .

mirznanii.com


Смотрите также