Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древней Греции. Управленческая мысль древней греции
Лекция - Управленческие идеи Древнего мира.
Как отмечалось выше, многие исследователи истории развития управленческой мысли обращались к трудам мыслителей Древнего мира, прежде всего, древнегреческим философам. Связано это с тем, что именно в Древней Греции 2,5 тыс. лет назад наметился коренной переворот к новой системе ценностей, сделавшей возможным развитие менеджмента. Здесь начинается становление современной европейской цивилизации с рыночной экономикой, высокой культурой демократического управления и свободном развитии личности. Основным хозяйствующим элементом греческого общества был мелкий собственник. Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, в множестве самих греческих государств-полисов, которых на небольшом полуострове и прилегающих островах было более 200.
Нельзя не упомянуть имя Солона, которого античная историография рисует идеальным законодателем, стоявшего над классами и сословиями и имевшего целью их примирение.
Опираясь на народное собрание, Солон провел ряд экономических и политических реформ, наиболее важной экономической реформой была отмена долгов, освободившая массу рабов-должников и облегчившая положение крестьянства. Запрещалась гарантия долга личностью должника и продажа его в рабство за долги. Далее Солон ввел закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения, в то время как раньше земля наследовалась родом и не подлежала отчуждению. В результате реформ Солона в Аттике появляется слой мелких и средних свободных земельных собственников — неотъемлемая часть всякого города-государства античности, его социальная основа.
Среди проведенных Солоном экономических мероприятий, следует отметить закон, запрещавший вывоз хлеба и поощрявший вывоз оливкового масла. На языке сегодняшнего времени это означает интенсификацию ведения хозяйства, более рациональное использование ресурсов. Поощряя разведение интенсивных культур — оливы, винограда и др. — Солон издал законы, регулирующие посадку деревьев, правила о совместном пользовании колодцами, ранее принадлежавшими отдельным родам или семьям, и т.д. Разведение интенсивных культур было доступно не только крупным землевладельцам, но и средним слоям демоса, в интересах которых и проводились эти законы. Мероприятия Солона способствовали превращению Аттики из страны хлебопашества в страну, в экономике которой главное место занимали высокоинтенсивные садово-огородные культуры, дававшие значительную товарную продукцию.
В целях поощрения и развития торговли и ремесленного производства Солон ввел закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. При Солоне в Афинах была проведена унификация единиц мер и веса.
Античные философы прославляют компетентную и честную работу, подчеркивают фундаментальное значение труда, если он разумен и правильно организован. Древние греки особое внимание уделяли вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. В своих выступлениях Платон говорил о том, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности. Таким образом, он первый высказывал научные идеи о разделении труда.
Сократ (469-399 до н.э.), анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути дела, они у всех одинаковы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний.
В целом эпоха Греции иллюстрирует первые ростки демократии, приход децентрализованного правительства, первые попытки закрепить свободу индивидуума, начало научного метода решения проблем, а также, ранний, хотя поверхностный, взгляд на то, что управление различными организациями требует одни и те же управленческие навыки.
Вклад Рима в наследие теории и практики управления лежит главным образом в законе и формах правления, которые явились решениями проблемы установления порядка. Римский закон стал моделью для более поздних цивилизаций, а римское разделение законодательной и исполнительной властей обеспечили модель системой баланса и контроля для конституционных форм правления.
Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно в связи с обширными территориями. Поэтому император Диоклетианразделил империю на провинции, которые объединялись в диоцезы, которые, в свою очередь, были объединены в четыре географических региона. Диоклетиан и его помощники возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована.
В Древнем же Риме была развита система управления фермой. Так, Катон Старший писал о необходимости планирования работ на ферме на год вперед, говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.
История Древнего Китая дает много ценного материала как для теоретического обобщения, так и практического применения. Наряду с признанием необходимости планирования, организации, распорядительства и контроля, китайцы выделили принципы специализации, децентрализации и множественности подходов в решении идентичных проблем. Увидев в управлении один из основных инструментов воздействия на все стороны общественной жизни и изменения ее в требуемом направлении, китайцы создали академию, выпускники которой, как правило, становились управленцами. Таким образом, они начали специализированную подготовку социальных и хозяйственных менеджеров за два тысячелетия до появления современного менеджмента.
Китайскую цивилизацию и ее систему управления характеризует исключительный прагматизм. Китайская философия родилась в середине первого тысячелетия до нашей эры в стремлении найти ответ на жизненно важный вопрос об организации общества. В обсуждении проблем управления обществом родились такие философские школы как легизм, модизм, даосизм, конфуцианство. Китайский прагматизм сказался и в том, что философы в качестве советников правителей участвовали в практическом, экспериментальном поиске наилучших систем управления. Исключительно важным является и то обстоятельство, что древние мыслители Китая с самого начала предложили множественный подход к решению проблемы. Широкая дискуссия по проблемам управления обществом, которая велась в Китае на протяжение ряда веков, весьма сильно повлияла на современное китайское общество, а также на его реформирование в различные периоды вплоть до сегодняшнего дня.
Заметный вклад в развитие практики и теории менеджмента внесла еще одна восточная цивилизация — индийская. Для нее характерна взаимосвязь идеологической жизни общества с хозяйственной, активное государственное регулирование, контроль за хозяйственной жизнью, многосторонняя государственная поддержка новых хозяйственных субъектов. Индийцы обогатили мировую практику находками в работе с информацией, формированием общественного мнения в целях эффективного управления проектами, созданием штабного аппарата, иррациональными методами принятия решений.
Индийская цивилизация, индийская управленческая школа создала уникальную по своей жизнеспособности кастовую систему, которая обладает не только своей исключительной протяженностью во времени, но и стабильностью в пространстве. Если сословия допускали определенный обмен своими составляющими элементами, то касты исключали таковой. Беспрецедентный в истории менеджмента случай, который противоречит одному из основных законов развития организации — самоорганизации, степень которой определяется степенью открытости внешнему миру, внешнему воздействию. Касты же, как и предшествующие им варны, были одними из самых закрытых организаций. Достаточно напомнить, что членом касты нельзя стать иначе как по рождению.
Государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось в Индии. Наибольший вклад в развитие земледелия внесло строительство государством ирригационных сооружений и обеспечение земледельцев необходимым количеством воды. Налог на воду равнялся пятой, четвертой и даже третьей части всего урожая, который собирали с орошавшегося участка. Следует воздать должное государству и за возведение огороженных стенами городов, где селились не только жрецы, знать и воины, но и ремесленники, купцы и т.д.
Индийская цивилизация дает нам и первый известный учебник менеджмента – это найденная в начале ХХ века книга под названием “Артхашастра”, что означает в переводе “учение о хозяйстве и государственном управлении”. Она представляет собой системное изложение основных принципов и методов управления, должностных инструкций чиновников, осуществлявших организацию и контроль за деятельностью основных отраслей и предприятий. Поэтому его вправе можно назвать первым учебником менеджмента. Различные разделы труда конкретизируют направления организаторской деятельности, устанавливают процедуры и правила управленческой деятельности в отдельных отраслях и предприятиях, административных единицах.
В целом для организаций Древнего мира было характерно относительно небольшое количество руководителей, управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности, должности руководителей занимали чаще всего по праву рождения или силой.
www.ronl.ru
3.Управленческая мысль Древнего Мира.
Настя:
Древний Египет.
В Древнеегипетском царстве были созданы первые из дошедших до нас письменных источников, содержавшие упоминание самых простых аспектов управления. Центральная фигура управления- государь. Государство разделяется на области(округа).Визари-выполняли функции областных чиновников. Высоко было развито рабство, жреческое влияние, торговля и денежное обращение. Главная форма хозяйства в эпоху древнейших царств- земледелие. Идея заботы о подданных прослеживается в поучении Ахтоя IIIи в«Поучениях царя Аменемхата».Во II тыс. до н.э. были составлены должностные инструкции с перечислением порядка служебной деятельности, должностных обязанностей и прав визирей .Кодекс Хаммурапи- один из важнейших источников для изучения права и социально-экономического устройства .В центре внимания : хозяйственные, экономические и семейные отношения. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, утверждается гос. контроль над хозяйственной жизнью.
Древний Китай.
Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Считало всеобщим законом справедливости существование эксплуататоров и эксплуатируемых - людей умственного и физического труда.
Мо-цзы -В своем учении излагает принципы естественного равенства всех людей и трактует возникновение государства на основе верховной власти, принадлежащей народу.
Мэн-цзы- представитель конфуцианской традиции. Выступал за искусственное формирование равенства людей, введение налогов. Гос-во должно заботиться о своих гражданах.
Шан Ян- один из основоположников легизма. Представители легизма выступали за полный гос. контроль над экономикой. Настрой на радикальные перемены. Концепция полицейского гос-ва.
Древняя Индия.
Экономически развитая страна. Строгое разделение людей на касты.«Артхашастра»-древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья. В трактате содержится общая оценка соц-экономического состояния Индии, предпринимаются попытки систематизации гос-ва, определяется роль главы государства-царя, который должен заботиться о развитии страны.
Древняя Греция.
Ксенофонт- труды «О доходах», «Экономика» исследовал вопросы рабства и земледелия.
Основа всего общества - земледелие.
Разделение физического и умственного труда.
Главная задача господина - планирование действий рабов.
Раб - полная собственность, говорящее орудие.
Ценность - это меновая и потребительная стоимость. Крайне негативно относился к деньгам.
Платон- труды «Политика» и «Законы».Центральное место у Платона занимают вопросы центрального гос-ва. Выделил три класса людей, взаимодействие которых составляют идеальное государство:
Торговля,деньги,рабство-основы функционирования гос-ва.Могут приносить как вред,так и пользу.
Аристотель- труды «Этика», «Политика».Одной из задач экономики является правильная организация труда рабов.Развитие хозяйств происходит за счет захвата новых рабов и территорий. Аристотель впервые обосновал теорию меновой стоимости.Деньги-способ сравнить вещи между собой.Предложил науку «хрематистику».Процент-способ создания богатства за счёт должника.
studfiles.net
Управленческая мысль в трудах античных философов.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 10Следующая ⇒
Как отмечалось выше, многие исследователи истории развития управленческой мысли обращались к трудам мыслителей Древнего мира, прежде всего, древнегреческим философам. Связано это с тем, что именно в Древней Греции 2,5 тыс. лет назад наметился коренной переворот к новой системе ценностей, сделавшей возможным развитие управления. Здесь начинается становление современной европейской цивилизации с рыночной экономикой, высокой культурой демократического управления и свободном развитии личности. Основным хозяйствующим элементом греческого общества был мелкий собственник. Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, в множестве самих греческих государств-полисов, которых на небольшом полуострове и прилегающих островах было более 200.
Нельзя не упомянуть имя Солона, которого античная историография рисует идеальным законодателем, стоявшего над классами и сословиями и имевшего целью их примирение.
Опираясь на народное собрание, Солон провел ряд экономических и политических реформ, наиболее важной экономической реформой была отмена долгов, освободившая массу рабов-должников и облегчившая положение крестьянства. Запрещалась гарантия долга личностью должника и продажа его в рабство за долги. Далее Солон ввел закон о свободе завещаний, утверждавший частную собственность и разрешавший дробить родовые владения, в то время как раньше земля наследовалась родом и не подлежала отчуждению. В результате реформ Солона в Аттике появляется слой мелких и средних свободных земельных собственников - неотъемлемая часть всякого города-государства античности, его социальная основа.
Среди проведенных Солоном экономических мероприятий, следует отметить закон, запрещавший вывоз хлеба и поощрявший вывоз оливкового масла. На языке сегодняшнего времени это означает интенсификацию ведения хозяйства, более рациональное использование ресурсов. Поощряя разведение интенсивных культур - оливы, винограда и др. - Солон издал законы, регулирующие посадку деревьев, правила о совместном пользовании колодцами, ранее принадлежавшими отдельным родам или семьям, и т.д. Разведение интенсивных культур было доступно не только крупным землевладельцам, но и средним слоям демоса, в интересах которых и проводились эти законы. Мероприятия Солона способствовали превращению Аттики из страны хлебопашества в страну, в экономике которой главное место занимали высокоинтенсивные садово-огородные культуры, дававшие значительную товарную продукцию.
В целях поощрения и развития торговли и ремесленного производства Солон ввел закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в помощи, если тот не обучил его ремеслу. При Солоне в Афинах была проведена унификация единиц мер и веса.
Античные философы прославляют компетентную и честную работу, подчеркивают фундаментальное значение труда, если он разумен и правильно организован. Древние греки особое внимание уделяли вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. В своих выступлениях Платон говорил о том, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности. Таким образом, он первый высказывал научные идеи о разделении труда.
Также Платон является создателем модели идеального государства. В диалогах «Государство» и «Законы» он стремится устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями: философы и воины образуют аппарат управления, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу. Частная собственность осуждается, все принадлежит государству, всякое личное имущество, превышающее установленный минимум, государство отнимает. Свобода граждан резко ограничена, законы суровы. Семья – под контролем государства, которое определяет браки и рождение детей. По сути, Платон создал модель государства примитивного коммунизма. Это одна из первых утопий.
Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. У Сократа дается понимание управления как собой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главное в управлении – это поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Сократ обнаружил, что управленческие способности могут переноситься с общественных на частные дела. В своем раннем исследовании об универсализации менеджмента Сократ заметил, что менеджмент в частных делах отличается от общественных только величиной; оба случая имеют дело с управлением людьми, и если кто-нибудь не мог управлять своими частными делами, он определенно не может управлять общественными.
В целом эпоха Греции иллюстрирует первые ростки демократии, приход децентрализованного правительства, первые попытки закрепить свободу индивидуума, начало научного метода решения проблем, а также, ранний, хотя поверхностный, взгляд на то, что управление различными организациями требует одни и те же управленческие навыки.
В центре римской управленческой мысли были вопросы формирования частного рабовладельческого хозяйства и управления им. Римляне отличались практическим складом ума, и их практицизм проявился, прежде всего в скрупулезной выработке разнообразных рекомендаций по организации рабовладельческой виллы (типичного хозяйства средних размеров зажиточных граждан) и управлением ею.
Вклад Рима в наследие теории и практики управления лежит главным образом в законе и формах правления, которые явились решениями проблемы установления порядка. Римский закон стал моделью для более поздних цивилизаций, а римское разделение законодательной и исполнительной властей обеспечили модель системой баланса и контроля для конституционных форм правления.
Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно в связи с обширными территориями. Поэтому император Диоклетиан разделил империю на провинции, которые объединялись в диоцезы, которые, в свою очередь, были объединены в четыре географических региона. Диоклетиан и его помощники возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована.
В Древнем же Риме была развита система управления фермой. Так, Катон Старший писал о необходимости планирования работ на ферме на год вперед, говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.
Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древней Греции
ГОУ ВПО Волгоградский государственный университет
Факультет управления и региональной экономики
Кафедра менеджмента
Реферат
Основные управленческие идеи в трактатах мыслителей и деятелей Древней Греции
Волгоград 2010
Содержание
Введение 3
Глава1. Управленческие идеи в Древней Греции 5
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Без эффективно организованной управленческой деятельности невозможно было ни строительство египетских пирамид, ни создание висячих садов Вавилона, ни ведение войн, ни возникновение и расцвет городов и государств.
Практическое управление возникло тогда, когда появились организации. Однако организации древности во многом отличались от современных. Основные отличия старых организаций от современных: малое количество крупных организаций, относительно небольшое число руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена, занятие руководящих постов по праву рождения или путем захвата силой, упор на приказ и интуицию, малое количество людей, которым было дано право принимать важные для организации решения.
Однако с древних времен люди больше внимания уделяли тому, как приобрести большую власть, как заработать деньги и т. д., и меньше задумывались над тем, как эффективно осуществлять процесс управления, который в конечном счете мог бы более надежно привести их к цели.
Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала XX в. от более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные, разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Однако уже по этим разрозненным сведениям можно сделать вывод о том, что практика управления зародилась в древних государствах и появилась раньше, чем сама наука – менеджмент.
Актуальность изучения истории развития менеджмента состоит в том, что исследуя идеи об управлении прошлого, можно не только узнать о состоянии управленческой мысли ранних государств и обществ, но и проследить динамику и тенденцию развития этих идей в современном мире. Изучение менеджмента представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.
Цель данного реферата – исследовать и проследить развитие науки об управлении в Древней Греции. Задачами реферата являются рассмотрение состояния управленческой науки в эпоху Античности и основных идей выдающихся ученых Древней Греции.
Глава1. Управленческие идеи в Древней Греции
1.1 Управленческие идеи в трактатах Аристотеля
С самого начала своего развития европейская цивилизация показала ряд отличительных черт в управлении экономической и общественной жизнью общества. В древней Греции две с половиной тысячи лет тому назад начинается становление современной европейской цивилизации с рыночной экономикой, высокой культурой демократического управления и свободном развитии личности.
Для древней Греции характерна децентрализация общества и экономики. Она проявлялась, в первую очередь, в множестве самих греческих государств-полисов, которых на небольшом полуострове и прилегающих островах было более 200.
Греческие полисы отличались друг от друга по ряду факторов, наибольшими крайностями из которых являлись демократическая и олигархическая формы организации, получившие классическое отражение, соответственно, в Афинах и Спарте. И в том и в другом полисе налицо довольно большое количество негражданского населения, стоявшего в различных степенях зависимости от полисного гражданского коллектива, но в каждом из них утвердились свои системы эксплуатации рабов.
Для Древней Греции было характерно сосуществование рабского труда. Мастерские ремесленников, работавших лично или с помощью одного-двух рабов, были мелкими предприятиями, существовавшими при наличии больших и даже очень больших мастерских - своего рода рабских мануфактур древности. Все эти факторы способствовали возникновению и развитию управленческой практики.
В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово «master» имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции. «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos — народ, ago — веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления — умения с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических режимов1.
Греческая история помогает понять многие теоретические положения и практику управления межгосударственными экономическими отношениями. Согласно теории развития национального хозяйства оно на определенном этапе своего развития достигает оптимального состояния. Говоря языком менеджмента, оптимальное состояние - это состояние наибольшей эффективности деятельности национального хозяйства. Национальное хозяйство в своем оптимальном состоянии способно преобразовывать внешнюю среду, которой для нее является вся жизнь данного государства и окружающие ее другие национальные хозяйства. Это преобразующее действие проявляется через экспансию. Последняя может выступать в различных формах.
Греческая преобразующая сила в одном случае реализовывалась как греческая мирная колонизация. Среди ее причин следует отметить возникновение относительного перенаселения вследствие недостаточного развития производительных сил, стремление торговцев закрепиться на путях в иноземные страны и обосноваться там, а также политическая борьба в метрополиях, часто сопровождавшаяся диким террором. Греческая колонизация распространялась на различные территории региона Средиземного и Черного морей.
Колонии достаточно быстро становились самостоятельным полисом. Хотя колонии и метрополии обычно не образовывали союзов и не имели общего гражданства, но прибывшие в колонию жители метрополии становились ее гражданами, а вернувшиеся к старому очагу колонисты без труда восстанавливали свое гражданство. В колонизации приняли участие различные области, районы и города Эллады: и более отсталые, и более развитые.
Наличие многочисленных колоний требовало развития новых управленческих идей, так как эти территории нуждались в постоянном контроле. С расширением колоний и укоренением местных властей изменилось и понятие управления. Ведь демагог может иметь дело с равными себе гражданами, свободными в своем волеизъявлении. Но для того, чтобы как-то выдвинуться, стать вождем, надо воздействовать на сознание, разум и душу людей. Поэтому появляется новый тип социальных отношений и новый вид «менеджеров» - «деспот». Однако первоначально словом «деспот» обозначали также домохозяина, владельца, начальника и предводителя. «Деспотия» — это, прежде всего власть господина над рабами. Ни о какой свободе и равноправии речи быть не может. Деспотизм — тип руководства, основанный на самовластии, стремлении человека к неограниченному господству. Однако слово «демагог» не исчезло и преобразовалось в другое обозначение руководителя, которое стало существовать параллельно с «деспотом» - «демократ». Это понятие о руководителе, как наставнике и учителе разделило античных ученых во мнении об искусстве управления.
В своей работе «Политика» Аристотель писал: Тот, кто никогда не учился подчинению, не может руководить. В его дискуссии об управлении домашним хозяйством он говорил о сходстве между искусством управления государством и домашним хозяйством. Оба связаны с управлением собственностью, рабами и свободными гражданами с одной только разницей в величине суммарных операций2.
Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговорками, которые практически лишают его возможности решать государственные дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотель соглашается предоставить им право участвовать в совещательной и судебной власти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса.
В качестве примеров смешанного государственного строя в “Политике” названы аристократическая Спарта, Крит, а также “прародительская” демократия, введенная в Афинах реформами Солона.
В отличие от Аристотеля, который называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами, Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то потому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации.
Сократ же обнаружил, что управленческие способности могут переноситься с общественных на частные дела. В своем раннем исследовании об универсализации менеджмента, Сократ заметил, что менеджмент в частных делах отличается от общественных только величиной; оба случая имеют дело с управлением людьми и если кто-нибудь не мог управлять своими частными делами, он определенно не может управлять общественными. Однако, греки, возможно, слишком отступали от правил всеобщности Сократа. Военные и муниципальные лидеры регулярно менялись, создавая хаос в правительственных делах и создавая проблемы во время угроз со стороны лучше организованных, более профессиональных армий Спарты и Афин. В его инерпритации искусство управления называлось «кибернетика», управление кораблем, или кораблевождение — «кибернесис», а главное действующее лицо на море — кормчий — звался «кибернетес». Этим словом обозначали иногда также руководителя, правителя. Порядок на корабле греков, действительно, представлял собой образец организованной системы управления: четкое разделение обязанностей между множеством исполнителей, удивительная согласованность и координация деятельности. По существу, управление на античном корабле является первой моделью рациональной организации мобильного торгового предприятия, образцом малого бизнеса.
От кормчего, как и тех, кто являлся постоянным персоналом «торгового дома», — матросов и купцов — требовались изобретательность, предприимчивость, умение сочетать неустанный поиск нового и чувства риска. Греки на своих кораблях не просто перевозили товары, она распространяли на другие регионы свои ценности, культуру, стиль и методы управления3.
Наука об управлении, зародившись в ранних государствах Шумера и Древнего Египта, именно в античной Греции получила свое развитие. Начиная свое развитие с деспотизма, наука об управлении получила новою идею менеджмента, заключенную в демократии. Развитие государства, колоний, ремесленного производства и торгового дела в Древней Греции позволили управленческой науке развиваться в новом ключе и позже усовершенствоваться в Древнем Риме.
Заключение
Наука об управлении прошла долгий путь эволюционного развития, пройдя долгий путь от «кибернетики» до «менеджмента». Зародившись в еще более древнюю эпоху, именно в Древней Греции менеджмент обособился в два направления: демократизм и деспотия.
Для Древней Греции было характерно сосуществование рабского труда, поэтому управление было нужно для контроля подневольных работников и повышения эффективности их работы. Также греческая история помогает понять многие теоретические положения и практику управления межгосударственными экономическими отношениями. Завоевывая новые колонии, государство стало нуждаться в руководителях, способных контролировать столь большие территории, охранять их способствовать состоянию стабильности внутри самих колоний.
Изучением управленческих идей занимались многие ученые античности: Аристотель, Платон, Сократ. Но если Аристотель и Платон были сторонниками «деспотичного» лидерства и рассматривали управление только как «господскую науку над рабами», то Сократ расширил эти представления, выяснив, что менеджмент – универсален, что управленческие способности могут переноситься с общественных дел на частные. С развитием социальных и политических отношений появляется новый «управляющего» - демократ.
Именно в Древней Греции ученые впервые стали изучать то, чем должен управлять менеджер и каким образом это нужно делать. Появляется простейшая методология, которая в будущем даст толчок к развитию Древнего Рима и его исследованиям о науке управления.
turboreferat.ru
Идеи управления в древней Греции
Идеи управления в древней Греции.
История древней Греции начинает проявлять себя в 7-9 веке до н.э. (классический период). Греческие города быстро развивались и развивали свою систему управления. Появляются первые труды, содержащие идеи, мысли об управлении хозяйством.
Ксенофонт (4-3 век), последователь Сократа. Он идеализирует модель спартанского управления в своей работе «Домострой». В ней появляются первые управленческие и экономические идеи. Восхваляется земледелие, противопоставляется ремесленничеству, которое считается недостойным и зазорным для свободного человека занятием. В этой части приводятся как практические советы о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т. п. сельскохозяйственных процессах, но и описываются различные экономические процессы.
Впервые в экономической науке обращено внимание на две характеристики товара — потребительскую и меновую ценность:
(Диалог Сократа и Критобула)
— Значит эти предметы, хоть они одни и те же, для умеющего пользоваться каждым из них — ценность, а для не умеющего — не ценность: так, например, флейта для того, кто умеет искусно играть, — ценность, а кто не умеет, для того она ничем не лучше бесполезных камней, разве только он её продаст. — Вот именно к этому выводу мы и пришли: для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он её продаёт, она ценность; а если не продаёт, а владеет ею — не ценность.
Рациональное ведение хозяйства:
Ты знаешь одно средство к обогащению: ты умеешь жить так, чтоб оставался излишек
Когда деньги на расходы полностью уходят из хозяйства, а работы исполняются не так, чтобы доход перевешивал трату, ничего мудрёного нет в том, что вместо излишка получается недостаток.
Правильная оплата труда:
У хороших работников появляется уныние, когда они видят, что работу исполняют они и тем не менее одинаковую с ними награду получают те, кто не хочет нести в нужный момент ни трудов, ни опасностей..
Вслед за Ксенофонтом идеи о разделении труда предлагает Платон, однако он видит происхождение разделения труда в природном неравенстве людей. Рабы также рассматриваются как рабочая сила и средство обогащения общества.
Известен своими политическими идеями.
Государство (Платон)
Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.
Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.
Выделяет несколько политических строев:
аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан)
тимократия (несправедливая власть меньшинства — военных вождей, уважаемых граждан)
олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей)
демократия (справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства)
тирания (несправедливая власть одного человека).
Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй —аристократическая республика или аристократическая монархия.
4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
5040 граждан и сложнейшая система управления.
допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий[18].
значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.
Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:
над всеми стоят правители.
все подчиняются законам.
На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.
Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).
Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).
Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.
Наибольший вклад в развитие управленческой и экономической мысли Греции внес Аристотель, будущий наставник Александра Македонского. Наиболее известен своими работами о политике:
Учение о государстве
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры[11]..
Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.
Аристотель был сторонником демократии. По его мнению, общество делилось на 5 сословий:
Земледельцы 2) Ремесленники 3) Наемники 4) Торговцы 5) Военные (управленцы)
Именно военный являлись управляющим классом. Он считал так: «Власть принадлежит тому, у кого есть сила»
stud24.ru
1. Развитие управленческой мысли древнейших цивилизаций
Введение
Большой интерес представляет собой рассмотрение исторического аспекта развития систем управления в России. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности, принципы купли-продажи товаров и услуг и взаимоотношения производителей и потребителей. Изменение этих отношений в корне меняет и управление, и его основополагающие элементы - цели, принципы, законы и закономерности, методы.
Изучение этапов развития систем управления имеет большое значение для развития современного производства, так как эффективная деятельность любой организации неизбежно связана с управлением. Таким образом управление – является молодой наукой., а её развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента. Менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. Стоит отметить что развитие управления неразрывно связано с прогрессом производства.
Особенность настоящего этапа развития российского общества в том, что прежние управленческие схемы уже не работают, а современные западные подходы и методы еще невозможно полностью использовать в наших переходных экономических и политических условиях.
История теории управления вплоть до начала 19 века проходит как единое целое с Историей правовых и политических учений, и, скорее всего, может быть определена как часть истории философии, которая трактует не общие проблемы бытия и сознания, смысла жизни и назначения человека, а трактует вопросы государства (управления государством), права (управления обществом), власти (управления людьми – группами людей), политики и полиции.
Для каждой эпохи исторического развития характерны свои тенденции в управленческой мысли, приобретающие большой общественный резонанс, приводящий к качественной перестройке управленческих структур вообще, государства и права в частности. На первых этапах развития теории управления основные вопросы которые ей приходилось решать:
Какова лучшая форма организации: общества, государства, города?
Какая лучшая форма управления (правления)?
Каковы пределы деятельности и управляемости государством и личностью, каковы обязанности и права гражданина перед государством, и государства перед гражданином, и граждан перед гражданами?
Что такое управление – необходимость, обязанность, подавление воли или применение власти/силы?
Упомянутые проблемы на самом деле вечны, выбор вариантов решения ограничен, поэтому и сами решения как бы повторяются, если рассматривать их в историческом ракурсе.
Управленческая мысль древнейших цивилизаций своеобразна и разнообразна. Первый вклад в его развитие, вероятно, сделали шумеры, которые около 7 тысяч лет назад (5000г. до н.э.) начали письменно регистрировать факты. Второй шаг был совершен через тысячу лет (в 4000г. до н.э.), когда египтяне признали необходимость планирования, организации и контроля.
Следующий шаг совершен еще через тысячу лет, когда опять-таки египтяне, признали необходимость «честной игры» и доверительных бесед – «облегчи свою душу».
Еще через тысячу лет (2000г. до н.э.) египтяне признали необходимость письменных запросов и использование рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смысле принадлежит Александру Македонскому).
Через 200 лет после этого вавилонский царь Хаммурапи признал необходимым использование свидетелей, письменных документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также признал недопустимым перекладывание ответственности.
В 600г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходимым контролировать производство и стимулировать труд через зарплату. Навуходоносор II, царь Вавилонии (605-562гг. до н.э.) в 587г. (по др. данным, 586г.) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем сооружены так называемые Вавилонская башня и висячие сады.
В 500г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали необходимой специализацию.
В 400г. Сократ высказал мысль об универсальности управления, а древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в 7т.) определил управление как особый вид искусства. В это же время по указанию персидского царя Кира проводились исследования мотивации.
На востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве внесли Индия и Китай. И индийская и китайская мысль отразили общественный и политический строй, основанный на «азиатском способе производства», для которого характерна верховная собственность государства на землю и эксплуатация крестьян-общинников. Типичной формой государства является восточная деспотия-сатрапия. Древнекитайский ученый Сыма-Цань (145-86 год до н.э.) писал, что управлять людьми и двигать общественную жизнь можно опираясь на такие свойства человеческой природы как прямодушие, почитание культуры. В развитие теории государства и права исключительный вклад внесла Древняя Греция. Греки систематизировали и анализировали многообразие политических форм и управленческих решений, изучали условия, благоприятствующие становлению систем и формаций, закономерности их смены. Верили в возможность рационально сконструировать идеальную форму правления и осуществить ее на практике.
Первая кодификация афинского права, отличавшаяся крайней жестокостью – «драконовы законы» была произведена афинским архонтом Драконтом, который составил в 621 г. н.э. свод законов полиса.
Полибий (210-122 до н.э.) отмечал 6 возможных чередований/смен форм правления у эллинов.
Категории положительные, Категории отрицательные;
Монархия – единовластие, Деспотия – узурпатор;
Аристократия – народовластие, Олигархия – власть недостойных;
Демократия – народовластие, Охлократия – власть толпы.
Переход от демократии к охлократии / от власти народа как организованного целого к власти стихийно действующей массы, толпы. По Полибию – круговорот смены форм государственного общежития – таков порядок природы государственной власти, по которому формы правления меняются, переходят друг в друга и снова возвращаются.
Такое же чередование форм Правления отмечает и Аристотель. Но в отличие от Полибия отдает предпочтение как форме правления не Демократии, а Аристократии.
Одна черта роднила все политические и управленческие мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность, а следовательно и как объект управления.
Большой вклад в развитие теории государства внес Аристотель, 322г. до н.э., ученик Платона, который в своем трактате «Политика» рассматривал проблемы правильной формы правления и трактовку о трех частях государственного устройства:
Он отмечает, что правление может осуществляться только наилучшими людьми, имеющими реальное превосходство в добродетели перед управляемыми. Кроме того, Аристотель положил начало экономическому анализу.
Александр Македонский (356–323гг. до н.э.) проявил себя гениальным организатором. Он создал в Азии сложную фискальную структуру; каждая сатрапия имела специфическую систему налогообложения (таможни, отработочная повинность, подушный налог, налог с недвижимости), что приносило большие доходы.
Представитель древнеримских мыслителей экономической мысли Марк-Коттон (234 – 149г. до н.э.) исследовал практические вопросы, связанные с организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа. Как экономист-практик он пытался установить оптимальные пропорции элементов производства.
studfiles.net
История становления практики управления и формирования управленческой мысли в Древней Греции
Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить поэму “О природе вещей” Тита Лукреция Кара, работы “О государстве” и “О законах” Марка Туллия Цицерона. Немало для развития политической мысли древнего мира сделали и такие древнеримские мыслители, как Сенека, Эпиктет, Плиний Старший, Марк Аврелий, Гай Светоний Транквилл и другие.
Тит Лукреций Кар (99-55 гг.до н э.) развивал мысли древнегреческих философов о договорном характере государства. Он полагал, что общество, общественная организация (право, законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей.
Марк Туллий Цицерон (106-43 г. до н. э.), развивая идеи Аристотеля, утверждал, что люди от природы наделены богами врожденной тягой к общению. Государство также возникает природным путем - на основе семьи. Он полагал, что государственная власть должна быть вручена мудрецам, способным приблизиться к пониманию мирового божественного разума. Его политические и правовые взгляды изложены в трех сочинениях - «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». В отличие от Платона и Аристотеля, считавших, что государство и естественное право неотделимы, Цицерон утверждал, что сначала появляется естественное право, и только потом - государство и писаный закон.
Изучал Цицерон и формы государственного правления в поисках наилучшего варианта. В зависимости от численности тех, кто управляет государством, он выделил три простые формы правления: монархию (царскую власть), аристократию (власть оптиматов), демократию (власть народа). Все эти формы несовершенны, но приемлемы. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. При этом демократию Цицерон ставил на последнее место, отдавая предпочтение царской власти. Хотя каждая из них по-своему привлекательна: монархия - благодеяниями, аристократия - мудростью, демократия - свободой. Но под влиянием обстоятельств они могут потерять свои позитивные качества, выродиться в неправильные формы. Выход из сложившейся проблемы Цицерон нашел следующий: для получения идеальной формы правления следует равномерно смешивать позитивные качества каждой из форм. Таким образом, получается политический идеал - аристократическая сенатская республика - смешанная форма правления, в которой монархические черты представлены в виде власти консулов, аристократические - правлением сената, демократические - народным собранием и властью трибунов.
Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, наиболее яркими среди которых были Луций Анней Сенека (около 4 г. до н.э. - 65 гг. н.э.) и Эпиктет (50-138 гг.). Сенекасчитал, что неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная - естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Поэтому Сенека призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. По его убеждению, перед лицом мирового закона равны все люди - свободные и рабы, граждане Рима и варвары, мужчины и женщины.
У Эпиктета призывы к надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. В основе его миропонимания лежала философия свободы. Он учил людей дорожить своей свободой - свободой слова, действий, выбора. Он не только проповедовал свои идеи, но и сам придерживался их, соединяя теорию с практикой. Его идеалом был Сократ, он часто ссылался на его мысли, жизнь, и особенно смерть. Так же, как и Сократ, Эпиктет не написал ни одной строчки. Его философская концепция была изложена в беседах, диалогах, записанных его благодарными и верными учениками.
Он учил, что свобода человека зависит не от внешних обстоятельств, а прежде всего от внутреннего состояния его души. Есть рабы, которые мечтают о свободе. Но часто, получив ее, они ради еды идут на преступления, становясь рабами желудка. Даже сенаторы по-своему рабы, если они унижаются перед императором. Просто это рабы, которые ходят в сенат.
В чем же настоящая свобода? Свободен только тот, чьи поступки определяются его совестью. «На каждом шагу своей жизни человек должен поступать согласно с законами правды и добра, начертанными в его душе, - тогда он воистину будет свободен. Люди только потому несчастны, что не живут согласно этим законам правды и добра».
Свободу Эпиктет считал наивысшим благом, и потому человек свободный не может быть несчастным. Если, наоборот, человек страдает, убит горем, то это верная примета того, что человек стал невольником (обстоятельств или чувств). Если человек унижается перед кем-то - то он самый обыкновенный раб. Свободный человек распоряжается только тем, чем может распоряжаться, - он распоряжается собой. И никогда не покушается на свободу других. Если человек желает управлять другими - он раб своего инстинкта власти над людьми.
Выводы
Итак, мыслители Древней Греции и Рима разрабатывали идеи свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности. В классическом греческом полисе власть носила политический характер - свободные афиняне, принимая участие в осуществлении власти, могли одинаково сурово призвать к ответу и человека из народа, и великого вождя. Данная власть базировалась на уважении человеческого достоинства, осознании людьми своих прав, гражданском самосознании. Рационалистический подход к жизни предполагал опору на здравый смысл и моральные максимы.
Греческие мудрецы и римские юристы утверждали, что первоосновой порядка в обществе должны быть не насилие и жестокость, не варварские издевательства над людьми, а справедливое законодательство. А это привело к оформлению сути понятий «гражданин» и «гражданство», а вместе с ними и представлений о правах человека. Осознание своих прав, умение отстаивать их считалось неотъемлемым признаком каждого гражданина.
Глава 2 Теоретическая часть
2.1 Разработка проблем управления в Древней Греции
Довольно значительные успехи в развитии управленческой мысли были достигнуты в эллинистический и римский периоды. Общепризнанно, что именно в этих древних цивилизациях были заложены основы экономических, правовых, политических и управленческих воззрений ученых средневекового Востока, а сформулированные ими ключевые положения общественной мысли постоянно комментировались, развивались последующими поколениями и стали своего рода классикой общественной мысли.
Возникновение раннерабовладельческих государств на греческих островах Эгейского архипелага (Лемнос, Мелос, Сирое) относится к XX—XVII вв. до н.э. Чуть позже начался процесс формирования аналогичных государств ахейцев на материковой части Греции (в населенных центрах Микен, Тиринф, Афины, Пилос и др.), где в XVI—XIII вв. до н.э. значительного прогресса достигли земледелие и ремесла. Ахейцы научились изготовлять орудия и утварь из бронзы, стали разводить крупный рогатый скот и лошадей, перешли от мотыжного земледелия к плужному. Ахейцы вели обширную заморскую торговлю, одновременно используя свои суда для Юрских разбоев и грабительских походов. В связи с развитием производительных сил стала укрепляться частная собственность, возникало имущественное неравенство, верхушка общества обращалась в богатую воинственную аристократию. Ахейские цари становятся крупными рабовладельцами. Однако бесконечные междоусобные войны довольно скоро привели экономику и культуру ахейских государств к упадку. Так называемая «микенская эпоха Древней Греции» завершилась около 1100 г. до н.э., когда на материковую Грецию с севера вторглись другие крупные греческие племена дорийцев. Микены были разрушены и прекратили свое существование как крупный культурный и политический центр. Другая часть дорян захватила земли Мессении и Лаконии, где после длительной и жестокой борьбы лишь в IX в. до н.э. в долине реки Эврота на базе порабощения коренного населения возникла Спартанское примитивное государство.
Появление в Средней Греции горцев-дворян и их переселение привело к исчезновению власти микенских династов, но при этом долго еще сохранялись родоплеменные отношения, присущие общественной организации дорийских общин. Постепенно в Греции стал распространяться тип независимых общин, объединявшихся вокруг поселений, основанных еще в микенскую эпоху. Их старейшины приобретали статус царей (басилевсов), а из среды общинников стали выделяться знать и демос. К знати относились «лучшие» граждане, составлявшие элиту гражданских общин Греции. Господствующее положение этого общественного слоя определялось не пережитками родоплеменных отношений, а было обусловлено рядом экономических и политических преимуществ, более обширных, чем у других общинников, например, находившимися в их распоряжении земельными наделами (клерами) или поддержкой дружин-гетерий. Крупные объединения мелких землевладельцев и ремесленников составляли демосы, которые были достаточно независимыми. Свободные общинники объединялись не вокруг крупных землевладельцев (из числа знати), а в относительно малочисленные товарищеские филы и фратрии, которые играли важную роль в обороне малочисленных гражданских общин. Был еще один компонент социальной структуры греческого архаического общества того периода — зависимое население, в которое входили рабы и прикрепленные к клерам зависимые земледельцы. Положение этой прослойки общества было различным в разных полисах VIII— VI вв. до н.э.
Дальнейшее развитие производительных сил в греческих государствах, происходившее в VIII—VI вв. до н.э., привело к отделению ремесла от земледелия, способствовало расширению и росту городов и развитию форм социально-политической организации древнегреческого общества. Власть царей-басилевсов, которые, по сути, всегда были «первыми среди равных», постепенно почти везде устраняется, и руководство общественной и политической жизнью в городах Греции переходит к знати. Рост населения в Греции остро обозначил проблему земельной собственности. Именно в это время стали складываться первоначальные системы наделов (клеров). В городах сосредотачивались безземельные крестьяне. Нехватка земли обусловила начало Великой колонизации, которая, в свою очередь, дала очередной толчок развитию ремесла и торговли.
В этот же период в Древней Греции происходит качественное развитие полисов. С упразднением царской власти в полисах стала складываться система магистратур. Государственные должности находились в распоряжении знати. Власть должностных лиц была достаточно ограниченной (прежде всего представительскими и культовыми Функциями). Важным элементом в управлении полисами было народное собрание, которое было предназначено для обеспечения политических прав всех свободных граждан. В целях стабилизации развития форм полисного строя и гарантии контроля над ним со стороны знати создаются своды законов, в равной степени обязательные для всех слоев населения. Эти законы и были основой модели полицейского управления.
Источниками античной управленческой мысли периода ее расцвета являются законы города-государства — легендарного мифического Ликурга, Дракона, Солона, Клисфена, Перикла, а также публичные выступления и трактаты философов, историков, знаменитых граждан. Лишь позднее появляются произведения, в которых большое и важное место занимают и управленческие вопросы: «Домострой» и «О доходах» Ксенофонта, «Государство» и «Законы» Платона, «Политика», «Афинская Полития», «Никомахова этика» Аристотеля и др. Объектом законов, регулирующих управление хозяйством полисов, была Спарта, которая к VI в. до н.э. стала самым сильным и значительным государством греческого мира. Социально-экономическая, политическая и правовая система Спарты позволила сформировать строго организованную военную демократию и обеспечивала максимум военной сплоченности спартиатов. Их уравнительное социальное положение, отсутствие частной собственности, экономически обособленная семья способствовали подчинению власти и обычаям. Сами спартанцы не занимались ни хозяйственной Деятельностью, ни ремеслами, ни промыслами. Принадлежавшие им (только на правах пользования) равные земельные наделы (клеры) обрабатывали илоты — завоеванные и порабощенные ими жители Лаконии и Мессении, имевшие в то же время свои семьи и свое хозяйство. Илоты же поставляли продовольствие и все необходимое, а долю спартиата-землевладельца, его жены и детей. Основы государственного строя и управления Спарты были заложены в VII в. до н.э. Ликургом.
2.2 Научная мысль прошлого об управлении
В результате развития общества культура как таковая сумела выразить себя в философии, через которую оказала непосредственное влияние на формирование систем управления государством. Яркой иллюстрацией этому служит целая плеяда таких блестящих философов, так или иначе высказывавшихся об обществе и о роли управления в его структуре, как Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит, Демокрит. Гераклит считал, что управление как видоизменяющийся процесс должно исходить из принципа неравенства граждан, который базируется на убеждении философа о разном духовном потенциале людей, поэтому Гераклит не признавал демократии как оптимальной формы управления. Вместе с тем он отвергал и тиранию на том основании, что она, якобы, не дает раскрыться человеку, подавляя его волей одной личности, тем самым не давая дальнейших перспектив развития государству и обществу. Наилучшей формой управления, по Гераклиту, являлась олигархия, которая в наибольшей мере способствует важнейшему принципу управления государством – принципу законности. Иначе подходил к вопросам управления в рамках государственной власти Платон. В своих трудах он создал целую систему теории идеального государства, а следовательно, и идеального государственного управления, которое базируется на принципах жесткой детерминации вертикальных связей в государственном аппарате. Поэтому система управления Платона склоняется в сторону олигархии и тирании. В идеальном государстве, считал Платон, управление общиной граждан находится в руках философов, не имеющих ни семьи, ни частной собственности. Во многом воззрения древнегреческих философов, закрепленные в системе управления полисами, реализовались во властной управляющей структуре Древнеримской республики, чем обеспечили определенную их преемственность. Однако, несмотря на это, в организации управления Древним Римом существовала одна особенность, которая во многом сформировала иной подход к управлению – это наличие права как четкой и разветвленной системы законов. Основываясь на праве, управляемые и управляющие субъекты могли пользоваться горизонтальными связями. Именно в этом и состоит одна из важнейших новаций системы Римского права, значение которой трудно переоценить. Данный синтез определенных древнегреческих достижений в совершенно новой форме был возможен лишь в смешанном государстве, каким и являлась Римская республика, т.е. там, где гармонично сочетались элементы монархии (власть консулов), аристократии (сенат) и демократии (комиции) (рис. 2.5).
Рис. 2.5 Система управления Древнеримской республики
Таким образом, в системе государственного управления Римской республики видно наилучшее воплощение управленческих поисков Древнего мира. Этот всплеск государственно-управленческой мысли и практики был недолговечен. Республиканская форма правления была вытеснена авторитарными имперскими структурами. В период империи развитие субъективного начала достигло крайности – волюнтаризма. В частности, это проявилось в формировании личности с ярко выраженными эгоистическими интересами. Здесь уже нет свойственного грекам патриотизма, основанного на единстве полиса и личности, напротив, тут царит произвол по имя достижения частных интересов, который мог сдерживаться только устрашением и принуждением. Формирование структур социального управления в средиземноморском пространстве не было единственным и абсолютно уникальным. В других частях мира наблюдаются схожие процессы возникновения государственно-управленческих структур, но при этом имеющих заслуживающие внимания отличия и особенности, например история Китая. Обращаясь к истории Китая, необходимо подчеркнуть, что поначалу развитие институтов социального управления существенно не отличалось от развития древних обществ в других регионах мира. Однако в Китае со времени Конфуция (551 – 79 гг. до н.э.) традиционное начало в управлении обществом, как ни в одной другой стране, особенно культивировалось и, органически слившись с началом рациональным, оказалось необычайно возвеличенным, что за сравнительно короткий срок привело к канонизации традиционализма. Созданная Конфуцием и его учениками этическая система, основанная на пиетете перед древностью, т.е. на признании незыблемости традиций и норм обычного права, с течением времени обрела силу официальной идеологии и нормативной системы поведения. Конфуций опирался на принцип гуманности (любви к людям) и развитое чувство долга, основанное не на страхе и материальной выгоде, а на собственном убеждении действовать во имя блага других. Конфуций резко отрицательно воспринимал появление новых законов. Новую, реалистическую ориентацию в этике и политической идеологии Древнего Китая представляли сторонники «школы закона», или «школы фа» (Шень Бу-хай, Шан Ян, Хань Фэй-цзы и др.), так называемые легисты (фа-дзя). Видный представитель легизма Шан Ян (IV в. до н.э.) говорил: «Подражание древним состоит в управлении при помощи добродетели, подражание современным – во введении законов, в которых на первом месте наказания». Когда Шан Ян стал правителем в царстве Цинь (IV в. до н.э.), легизм стал быстро внедряться в качестве официальной идеологии. Общая направленность мероприятий Шан Яна сводилась к централизации власти и управления, принятию законов о наказании и поощрениях и к унификации административной системы. Негодование по поводу политики легистов привело к взрыву всеобщего недовольства. Таким поводом послужил мятеж группы опасавшихся расправы крестьян, явившийся началом мощного восстания (209 г. до н.э.), которое снесло эту слишком искусственно насажденную систему управления. После крушения легизма конфуцианство скоро обрело значение официальной идеологии. Принимая на себя такую роль, оно вместе с тем сохранило те положения и институты легизма, без которых нельзя было бы эффективно управлять огромной империей. Административное деление территории на провинции и уезды, иерархическая структура чиновничьего аппарата, система наказаний, коллективная ответственность – все это было сохранено и согласовано с принципами конфуцианства не без встречной реформации последнего. По свидетельству историков, процесс синтеза конфуцианства и легизма протекал около столетия. В основном он закончился при императоре Уди (140-87 гг. до н.э.). Система управления, наряду с государственными органами, включала в себя разнообразные механизмы корпоративного и общинного саморегулирования, а управляемость общества в целом в значительной мере гарантировалась, как и в условиях первобытной истории, институтами социализации индивидов. Всеохватывающая нормализация поведения людей, а равно и способ реализации норм придавали жизни средневекового общества застойный характер. Крестьяне освобождаются от воинской повинности и других общественных дел и сосредоточивают свои усилия исключительно на земледельческом труде. Для них становится обузой участие в народных собраниях и суде, так как это сопряжено с отрывом от их основного дела, от которого зависело их материальное благополучие. Имеются документальные свидетельства, что крестьяне уклонялись от участия в общественных делах и, чтобы не платить штрафы за это, вообще отказывались от своих прав, что в условиях средневековья означало отказ от независимости, от личной свободы. Таким образом, выделение особого класса, прерогативой которого становилось государственное управление и правосудие, порождалось и сверху, и снизу. С течением времени во многих странах Европы государственное вмешательство в экономическую жизнь последовательно возрастает и в XVII–XVIII вв. становится весьма многосторонним и настолько жестким, что уже сковывает дальнейшее развитие. Перед буржуазной революцией 1789-1794 гг. во Франции «производство подвергалось самой придирчивой и мелочной правительственной регламентации. Для значительного числа товаров были установлены определенные образцы, как правило, давно устаревшие, а малейшее уклонение от них влекло уничтожение готовой и вполне доброкачественной продукции. Множество специально контролирующих инспекторов постоянно следили за тем, чтобы не пропустить в свет каких-либо «опасных» нововведений в изделиях промышленности и сельского хозяйства».