Древнегреческие драгоценности и украшения с камнями. Украшения древней греции
Невероятные женские украшения древнегреческих красавиц - Русские Афины
Древние греки любили изящные украшения, простые и гармоничные, но при этом излишества не приветствовали.
В эпоху эллинизма, начавшуюся с завоеваний Александра Македонского, в результате которых образовалась великая империя, греческая культура значительно обогатилась, впитав в себя элементы культур завоеванных стран. А после захвата богатейшей Персии в Грецию рекой потекло золото, очень востребованными стали изысканные золотые украшения.
Для создания удивительных тончайших узоров на своих изделиях древние ювелиры применяли сложнейшую и очень трудоемкую технику – филигрань. Узор, выполненный из тончайшей проволоки, методом пайки закрепляли на металлической поверхности. Путем соединения филигранных нитей, содержащих вкрапления жемчуга или стеклянной смальты, получали великолепные ожерелья, сетки для волос… А используя метод диффузной пайки для закрепления на металлической поверхности мелких золотых шариков из тончайшей проволоки, древние мастера получали точечную зернь. Зачастую эта работа была настолько тонкой, что рассмотреть детали изделий можно было лишь с использованием увеличительного стекла.
Украшения для волос
Об украшении головы и причесок гречанки заботились особо, используя для этого разнообразные ювелирные изделия. Наиболее эффектными и престижными считались золотые венки и богато декорированные диадемы. Для украшения изделий обычно использовались различные орнаменты, чаще всего растительные, а также изображения богов.
Венки из золотых листьев и цветов
Диадемы
Эти головные уборы использовали для особо торжественных случаев.
Диадема с растительным узором. Археологический музей, Салоники
Диадема с изображением Эроса. IV в. до н.э.
Диадема с изображением богини Ники и с «узлом Геркулеса». Золото, гранат. Использована техника филигрань
Диадема с изображением головы Гелиоса - бога Солнца
Большая золотая диадема V-III век до н.э. Клад Приама или золото Трои. Золото, стекло, сердолик, фаянс
Сетки для волос
Весьма популярны были золотые ажурные сетки для волос, которые часто дополнительно украшали жемчугом, драгоценными камнями.
Сетка с изображением менады. II в. до н. э.
Менады – опьяненные женщины, принимавшие участие в вакханалиях и буйных плясках в честь бога Диониса...
Сетка для волос III в. до н.э. Археологический музей Афин
Сетка для волос III в. до н.э.
Шейные украшения
Очень востребованы были золотые украшения, которые надевали на шею - ожерелья, подвески, цепочки…Для этих украшений также часто использовали волнообразные растительные узоры с использованием листьев виноградной лозы, цветов, бутонов.
Золотое ожерелье IV в. до н.э.
Ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками (Золото, V-IV в. до н.э.)
Также на них можно увидеть бабочек, жуков, амфоры...
Ожерелье с тремя рядами амфоровидных подвесок. Золото
Ожерелье с подвеской в виде бабочки (Золото, чеканка, гравировка, филигрань, II-I в. в. до н. э.)
Подвеска в виде бабочки на цветке
Ожерелье с "Узлом Геркулеса"
Серьги
Серьги гречанок отличались огромным разнообразием, но в большинстве своем они состояли из покрытого узором или инкрустацией диска и прикрепленных к нему длинных тонких подвесок, издающих при ходьбе нежный звон. В серьгах также были популярны растительные мотивы.
Серьги из кургана Куль-Оба. Золото
Серьги из кургана Куль-Оба. Золото
На серьгах часто изображали почитаемых греками богов.
Серьги с подвесками в виде фигур Эроса. Золото
Серьга в виде колесницы Ники
Серьги с фигурками Ники (богини победы)
Серьги с Ганимедом
На подвесках также часто можно увидеть фигурки животных или амфоры.
Серьги с подвесками в виде всадников. Золото
Серьги с подвесками в виде амфор (Золото, гранат, VI в. до н.э.)
Встречались серьги и иной формы.
Серьга со сфинксом
Серьги - ладьи с "лозой". Золото
Филигранные серьги - ладьи. Золото
Серьги. Золото, гранаты
Браслеты
Любимыми украшениями в Древней Греции были также разнообразные затейливые браслеты, подчеркивающие красоту и изящество женских рук. Причем, носили браслеты не только на запястье, но и выше – на плече или предплечье, а некоторые даже на щиколотке.
Браслет с протомами (передняя часть фигуры) сфинксов (первая пол. IV в. до н.э., золото, эмаль, бронза)
Браслет на предплечье с грифонами. Золото
Браслеты для предплечья (Золото, II в. до н. э.) Выполнены в виде фигур тритонов - мужской и женской. Каждый тритон держит на руках маленького крылатого Эроса
Греческие браслеты (Золото, IV в. до н. э.)
Браслет с "Узлом Геркулеса". Золото, гранат, сердолик
Браслеты IV-III в. до н. э.
Источник
rua.gr
Ювелирный туризм. Греция — Jewellery Mag
Афины, Акрополь. Автор картины — Анна Мария Тесоро
Греция — идеальное место для любого отдыха. И для тех, кто ищет море и пляжи, и для того, кто предпочитает горные лыжи творческому безделью, а тому, кто хочет культурно обогатиться, сложно найти место с большей плотностью достопримечательностей, чем на родине демократии. Эта страна, как известно, преемница Древней Греции — колыбели западной цивилизации, изобретательницы театра и родоначальницы многих наук (по мнению греков — всех наук, — так как они все берут начало от философии, а ее тоже придумали греки). И понятно, что такие одаренные люди, не могли обойти стороной ювелирное искусство.
Ювелирное искусство Древней Греции
Мастерство древних греков в изготовлении украшений способно вызвать зависть и у современных ювелиров, имеющих в своем арсенале инструменты, которые даже и не снились эллинам.
Золота в Древней Греции было мало, оно поступало в производство, благодаря бурно развивающимся торгово-экономическим связям. А из-за постоянно расширяющиеся территории древнего государства, искусство Греции вбирало в себя новые технологии и направления, смешивая со своими традициями, что породило неповторимый, всеми узнаваемый греческий стиль.
Многие, как можно сказать теперь, дизайнерские приемы зародились в Древней Греции. И основы общепринятых законов художественной композиции (в том числе и в ювелирном искусстве) появились опять-таки здесь же. А гуманистическое мировоззрение, популярное в Древней Греции, объясняет преобладание образов людей над остальными мотивами: изящными растительными орнаментами, а также изображениями птиц и мифических существ.
Погребальный венок. Золото. IV в. до н. э.
Другими излюбленными техниками греческих мастеров были микроскопическая зернь, местами напоминающая золотую пыль, и смальта.
Одни из самых ранних находок ювелирных изделий датируются III тыс. до н. э. (минойский период). Нельзя не отметить хризоэлефантинную технику, в которой выполнялись скульптуры — сочетание слоновой кости с золотом. Длительное время ученые ставили под вопрос существование данных изделий, считая это всего лишь мифами, пока археолог Амандри не обнаружил отдельные фрагменты при исследовании Дельфийского храма. Считается, что один из великих художников, использовавших данную технику при создании статуй, был Фидий. И безумно жаль, что эти скульптуры не сохранились до наших дней.
Фибулы, перстни-печатки, кольца, золотые сети для волос, многочисленные ожерелья, разнообразные украшения для волос… Женщины в Древней Греции любили подчеркивать изящество рук и ног, надевая браслеты на плечо и лодыжки. Золото считалось достойным подарком молодоженам или новорожденному. Увидеть воочию столь изысканные украшения Древних Греков можно во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж. И, конечно, в самой Греции есть несколько музеев с богатыми экспозициями ювелирных изделий.
Уникальные драгоценности Афин
Золотая диадема. Археологический музей Афин. Фото: photokarachko.blogspot.ru
Общеизвестен факт, что греки создали множество столь прекрасных вещей, потому что практически ничего не имели. Скалистая, неплодородная почва, недостаток пресной воды — в таких неблагоприятных условиях могли жить только сильные духом люди. И сегодня мы можем лицезреть множество свидетельств таланта и мастерства этих удивительных ремесленников.
Так, например, обязательной остановкой в «ювелирном» путешествии должен стать Археологический музей Афин, который притягивает туристов одним из самых известных в мире экспонатов — золотой маской Агамемнона.
Также в экспозиции музея можно полюбоваться богатой коллекцией ювелирных украшений, относящихся к Микенскому периоду и не только. Музей расположен по адресу: 28is Oktovriou 44, Athina 106 82. Полная стоимость билета на начало 2017 года — 7 евро для взрослого, детям до 18 лет вход бесплатный.
«Маска Агамемнона». Листовое золото, чеканка. 1550—1500 гг. до н. э. Афины, Национальный археологический музей. Фото: ancientrome.ru
Экспонаты из Музея Илиаса Лалауниса. Фото: elladainfo.wordpress.com
Афинский музей ювелирных изделий Илиаса Лалауниса собрал более 4000 экспонатов ювелирных изделий, созданных в разных эпохах. Наряду с украшениями, здесь также представлены и небольшие скульптуры из драгоценных металлов. Изделия самого основателя музея, Илиаса Лалауниса, также можно увидеть в экспозициях. Адрес: Kallisperi 12-20, Athina 117 42. Другую информацию можно получить на официальном сайте музея.
В историческом центре Афин непременно стоит посетить один из флагманских ювелирных домов: «Kessаris»: основал его Костас Кессарис 1965 году, вместе со своим дядей — ведущим ювелиром того времени. Наряду с украшениями Kessaris в ассортименте представлены и другие ведущие мировые ювелирные бренды.
Помимо основного магазина, расположенного на углу улиц Panepistimiou и Voukourestiou, имеется еще несколько бутиков этой сети, все адреса и любую другую информацию можно уточнить на сайте ювелирного дома. Византийские мотивы, разнообразные плетения, античный стиль, модные направления — здесь вы найдете все.
Корфу — остров гостеприимных феаков
Браслеты и серьги Iliаs Lаlaounis
Остров Схерия, где радушные феаки встречали Одиссея, имеет несколько имен: местные жители его называют Керкира, а туристам привычнее — Корфу.
На острове Корфу продаются разнообразные золотые и серебряные украшения, — в основном, ручной работы. Качество изделий на высоте, можно не опасаться наткнуться на подделку. По адресу Kapodistriоu, 35 расположен бутик, где можно стать обладателем украшений бренда Iliаs Lаlaounis, который уже упоминался ранее и является гордостью Греции. Изделия, созданные преимущественно из высокопробного золота (22 карата) в гармоничном сочетании с драгоценными камнями являются настоящими произведениями искусства. Стоимость пропорциональна их статусу, позволить такие украшения может далеко не каждый.
Родос — край Солнца и золота
Однажды Зевс, победивший титанов, решил поделить Землю между богами Олимпа. Гелиосу, богу Солнца, досталась та земля, которую осветили первые рассветные лучи — остров Родос. Название остров получил в честь нимфы, родившей богу Солнца семерых сыновей.
Магазин Rodоs Gоld Vоgiatzis
Мастерская Rodоs Gоld Vоgiatzis
Экспонат музея при магазине Rodоs Gоld Vоgiatzis
На Родосе находится огромный ювелирный магазин Rodоs Gоld Vоgiatzis: около 2400 кв. м. разнообразных ювелирных вещей на любой вкус! Кроме того, при магазине имеется собственный музей, где можно посмотреть копии самых выдающихся ювелирных шедевров Греции, выполненные лучшими мастерами. Вход в музей свободный. Магазин находится по адресу: Lindou 10, Rodos 851 00. Познакомиться с ассортиментом и получить дополнительную информацию можно на сайте.
Еще один замечательный магазин располагается в Старом городе по адресу: 3 Ermou Street, 851 00 Rhodes Dodecanese Greece. В Antоnios — так называется этот бутик — продаются не только украшения, но и Византийские иконы, выполненные из серебра и золота.
Древние находки Крита
Археологический музей Ираклиона. Экспонаты. Автор фото: albygan
В городе Ираклион до сих пор стоит лабиринт Минотавра (он же Астерий), который требовал, чтобы ему приносили в жертву юношей и девушек. Но Крит известен не только страшным полубыком. И это становится понятно при посещении Археологического Музея Ираклиона. Вход в музей стоит около 8 евро, адрес: Xanthoudidou Street 1, Iraklio 712 02. Здесь собраны все артефакты Крита — это лучший музей в мире, посвященный минойскому или крито-микенскому искусству. Среди экспонатов можно найти в том числе золотые украшения из захоронений жителей древних поселений.
Благодаря богатой истории и культурному наследию сегодня на Крите можно найти в продаже множество ювелирных изделий, которые отличаются своей оригинальностью и неповторимым стилем.
Песнь последняя: о ценах, серебре и менталитете
Стоит отметить, что при всей оригинальности украшений и высоком качестве изделий, цены по сравнению с другими европейскими странами В Греции ниже — примерно 35 евро за грамм. Это обусловлено тем, что работа греческих ювелиров оценивается дешевле, чем в соседних государствах. Также все зависит от места покупки: в Афинах ювелирные украшения дешевле, чем на островах, что логично, ведь острова —популярное место туристического отдыха.
Также Греция производит красивую и качественную продукцию из серебра, которая обладает изысканным аутентичным стилем. Серебряные украшения можно купить в любом уголке страны. И еще одна приятная мелочь — в ценник зачастую заложена возможная скидка, поэтому включайте все свое обаяние и смело торгуйтесь.
Практически все наши соотечественники отмечают схожесть греков с русскими, и это не только потому, что у нас общая религия, а скорее ментальная схожесть. Шопинг приятен еще и тем, что никто не хватает за руку, не навязывает свои услуги, и, вместе с тем, продавец любезно подберет товар, который будет радовать его нового владельца. Ну и где же еще могли поселиться боги? Только в Греции!
jewellerymag.ru
Древнегреческие драгоценности и украшения с камнями.Фото
Древнюю Грецию называют «местом рождения Западной цивилизации». Приблизительно 2 500 лет назад образ жизни греков вызывал восхищение и перенимался другими цивилизациями.
Драгоценности были популярны в древней Греции. Греки начали использовать золото и драгоценные камни для украшения ювелирных изделий еще в 1600 г. до н.э. Распространенными были бусинки в форме раковин и животных.
Древнегреческое ожерелье с бусинками агата, сердолика и аметиста 14-13 века до н.э, найденное на Могиле Палаты в Микенах находится в Национальном Археологическом Музее в Афинах.
Греция импортировала драгоценные камни в каждую область вдоль древнего Великого шелкового пути, от Малой Азии до индийского Субконтинента, в Шри-Ланку и на Дальний Восток. Это были изумруды, рубины и сапфиры, а также полудрагоценные камни добытые на Ближнем Востоке, в Египте и Северной Африке.
Древнегреческие золотые браслеты, украшенные перфорацией и камнями.
Еще в 300г.до н.э, греки делали украшения с драгоценными камнями, такими как аметист, жемчуг и изумруд. С появлением нового метода обработки камней, греки стали наносить на них гравюры.Первыми гравированными камнями были сардоникс, полосатый, коричневый, розовый и кремовый агат. В греческие кольца устанавливали камни-печати. Этими кольцами раньше опечатывали важные документы. Греки первыми сделали камею и инталию, в которых использовали кабошоны драгоценных камней овальной и круглой формы.
Греческие проекты в большой степени влияли на римскую ювелирную культуру 27 г.до н.э,
Пара древнегреческих золотых браслетов 1 века до н. э. с резными листьями виноградной лозы и спиралями, инкрустированные гранатами, аметистом и покрытые эмалью находятся в Национальном Археологическом Музее в Афинах.
Греческие драгоценности были менее сложными, чем у других культур, однако со временем мастерство греков росло.
Браслеты часто носились парами или в наборах. Они были инкрустированы жемчугом и великолепными драгоценными камнями, такими как изумруд, гранат, карнеол, агат, сардоникс, халцедон и горный хрусталь.
Популярные модели сережек украшались знаками Эроса и Зевса.
На греческие ювелирные проекты влияли другие культурные страны, такие как Азия, благодаря Александру Великому. Александр существенно расширил империю, и эта ассимиляция вызвала существенные изменения в стиле греческих драгоценностей.
Широкое применение цветных драгоценных камней, таких как , халцедон, карнеол, гранат, жемчуг, перидот, рубин и горный хрусталь осуществлялось в Эллинистический период. Появилось много новых украшений. Таким образом, женщины начали носить сережки, браслеты, ожерелья, кулоны, булавки, нарукавные и набедренные повязки, кольца, венки, диадемы и другие украшения волос
Древние греки полагали, что камень аметист имел свойство предотвращать опьянение. Название происходит от греческого слова «amethystos», которое переводится как «трезвый». В древней Греции минерал был связан с богом вина, и изготовление кубков и бокалов из аметиста было обычным делом. Даже сегодня аметист считают амулетом для людей, бросающих пить.
Название сапфир происходит от слова «sapphirus», которое переводится как «синий». Сапфиры долго были фаворитами священников и королей, которые считали их символом мудрости и чистоты.
Известно, что греческие мужчины так же носили драгоценности, но к четвертому веку по неизвестным причинам эта тенденция прекратилась.
gemios.ru
Украшения Древней Греции: elenalendrover
Древнегреческие мастера-ювелиры оставили нам в наследие прекрасные образцы художественного творчества в украшениях.
Часто украшения в Древней Греции сопровождались орнаментацией. В орнаментах мастера предпочитали строгую симметрию и геометрические линии, прямые углы, комбинации из всевозможных волнистых линий.
Ювелиры использовали изображение листьев алоэ, винограда, плюща, лавра, аканта, дуба, цветов жимолости, оливкового дерева. Широко применялся меандр – квадратный и круглый. В расположении орнаментальных композиций соблюдался определенный порядок и симметрия.
Страсть к ювелирным украшениям всегда была свойственна людям, ведь она одна из тех, которые услаждают тщеславие. Однако во времена античности считалось дурным тоном в повседневной жизни злоупотреблять роскошью. Тогда существовали даже законы, требовавшие соблюдать меру. А потому греческие ювелирные украшения отличаются великолепной сдержанностью. Но возможность в большей степени украсить себя, несомненно, была.
Это были особые торжественные выходы в свет, различные праздники, свадьба, посещение театра. И, несмотря на это, в греческом стиле всегда присутствовала элегантность и естественность. Силуэты древнегреческих женщин напоминали колонны архитектурных сооружений того времени или античную статую, а потому набор ювелирных украшений, сопровождающих такое одеяние, был достаточно ограничен.
Особенно греки заботились об украшении головы. Самыми натуральными и естественными в ранний период были украшения-венки из живых цветов и листьев. Их делали из роз, фиалок, мирта и плюща. Женщины Древней Греции вплетали в свои волосы повязки.
Наиболее известной была греческая сфендона, которая была украшена золотом, жемчугом или драгоценными каменьями. Середина ее была более широкая и высокая, на голове она выделялась из волос наподобие диадемы и придерживала сзади волосы. Особенно сфендона была удобна при короткой стрижке. Подобны сфендоне были налобник и начельник. Гречанки украшали свои волосы и коронками, а также нитками жемчуга.
Особым предпочтением пользовалась греческая стефана, в классическом варианте – из золотых нитей. Искусно сплетенные сетки из золотой канители или золотого шнура прикреплялись к волосам шпильками из слоновой кости. Роскошные стефаны подчеркивали высокий статус их обладательницы. Помимо переплетений из кос, женщины любили собирать волосы в узел, который так и называется по сей день – греческий узел. И длинные и короткие волосы завивали и носили с обручем или лентой. Часто использовали диадемы и гребни.
5-3 век до н.э. Золото, стекло, сердолик, фаянс
Свои прически девушки украшали золотым обручем, нередко декорированным меандром или другим орнаментальным декором с четким ритмом. В особых торжественных случаях волосы украшали диадемой, которая могла быть выполнена из золотых листочков и бусинок. Ювелиры предлагали в качестве украшения волос шпильки и сетки, ободки и гребни, с жемчугом и перламутром.
Браслеты в греческом стиле
Браслеты гречанки очень любили, ими они старались подчеркнуть изящество рук, надевая их не только на запястье, но и на предплечье. Браслеты выполнялись в виде цельного широкого обруча из драгоценного металла или нескольких тонких колец, которые надевались в большом количестве. Широкие браслеты могли быть украшены орнаментальными узорами, такими как меандр, или витыми линиями растительного характера.
Шейные украшения
Ожерелья, цепочки, бусы, медальоны. В украшениях для шеи использовались резные листья виноградной лозы, волнистые линии. Металлические диски и пластины, входящие в состав ожерелья, инкрустировались гранатами, аметистами, покрывались эмалью. Очень часто виртуозная резьба создавала уникальные изделия с перфорацией в виде волнистых линий.
Шейные украшения иногда собирали из отдельных элементов, припаивая их друг к другу, или соединяя механическим путем. В ювелирной технике очень распространенным был способ диффузной пайки, с помощью которой получали точечную зернь. Ожерелья и венки имели разнообразные подвески в виде фруктов, цветов, дельфинов и прочих животных.
Особую благосклонность проявляла мода того времени к брошам. Они были круглые, овальные, и обязательно крупные, ведь их функцией было не только украшение для дамы, но и крепление складок ткани. Если платье в греческом стиле покажется слишком простым, красивая крупная брошь выручит всегда. В золотые оправы вставляли камеи.
Охотно гречанки украшали себя поясами с вышитыми орнаментами, либо украшенными пряжками. Прекрасным дополнением и в наше время может быть пояс и браслет с меандром, выполненные плетением фриволите.
Серьги в греческом стиле
Греческие серьги иногда напоминали изображения богов или представляли собой диск с мелкими узорами и инкрустацией, с которого свисали тонкие подвески.
При движении такие серьги красиво звенели. На диске были изящно нанесены изображения различных предметов, подвески повторяли форму амфор или животных.
Серьги для создания образа в греческом стиле надо выбирать крупные, подойдут и каплевидные формы, в том числе из жемчуга. Стильно и необычно будет смотреться платье в греческом стиле на одно плечо, Если в качестве украшения будет крупная серьга с подвеской на одно ухо.
Кольца и перстни
Кольца греки также любили. Их начали носить еще с начала VI века до н.э. Первоначально это были кольца-печатки, но позже кольца стали делать из обыкновенных металлов, сначала без каменьев, но потом их стали украшать драгоценными металлами и каменьями. Достаточно модным считалось ношение кольца на четвертом пальце левой руки.
Люди с высоким достатком и не обладающие нормами приличий носили сразу много колец. Постепенно количество колец прибавлялось и у всех любителей этого украшения. Для колец и медальонов изготавливали геммы, в которых на камне изображение было выпуклым или выдолбленным.
Древнегреческие мастера ювелирного дела часто использовали филигрань, их работа отличалась тонкостью и изяществом. Чем тоньше была работа, тем дороже были украшения. В ювелирных изделиях использовали вкрапления стеклянной цветной смальты или мелкий жемчуг. Такая техника позволяла создавать ажурные узоры необычайной красоты. Из филигранных нитей составляли ожерелья, плели сетки для волос.
Древнегреческие мастера наносили на камни гравюры. Наилучшими камнями для гравировки были сардоникс и кремовый агат. Некоторые изделия древнегреческого ювелирного искусства, украшенные филигранью и точечной зернью, выполнены в микротехнике. Детали тонкой и изящной работы можно разглядеть только через увеличительное стекло.
Кроме растительных и геометрических узоров, греки любили вырезать на украшениях бабочек, птичек, насекомых, был и фантастический животный мир, пришедший из мифов и легенд. В качестве металла использовали золото и серебро, но были украшения и проще.
Золото в Древней Греции высоко ценилось как, впрочем, и в других странах и цивилизациях. Нередко золотые изделия отправлялись в загробную жизнь вместе с их владельцем, так как по магическому действию золоту приписывалась способность отгонять злых духов.
Но среди древних греков не все украшали себя. Например, спартанцы отличались аскетичным и строгим образом жизни. В основном ювелирными украшениями для них были простые металлические браслеты и фибулы.
2400 - 2300 до нашей эры. Золото.Из шлимановских раскопок. "Сокровища царя Приама"
Цвет бижутерии в греческом стиле должен быть спокойным и сдержанным, ведь платья в этом стиле в основном пастельной палитры. Поэтому к греческому образу подойдут жемчуг и прозрачные светлые камни. Особенно красиво смотрится горный хрусталь.
Древнегреческие украшения можно увидеть во многих музеях мира. Богатой коллекцией ожерелий и брошей владеет Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
В каждом новом сезоне дизайнеры уделяют внимания платьям в греческом стиле, лишь добавляя свежести в образы. Выбирая ювелирные украшения или бижутерию в греческом стиле, помните, что главное в нем – легкость, элегантность и простота.
Традиция изготовления ювелирных украшения в Греции такая же древняя как и сама Греция. Изящные изделия здесь начали носить чуть ли не самыми первыми в Европе. Причём разнообразию и богатству вариантов, которые имели греческие модницы, до сих пор поражаются исследователи.
Музеи Афин, Крита, Салоник буквально пестрят древними украшениями. Что здесь можно увидеть? Витые браслеты, колье, замысловатые заколки для волос, диадемы, серьги с традиционными греческими орнаментами, фруктами, виноградной лозой, фигурами божеств и животных.
На ювелирное искусство Древней Греции повлияли работы египетских мастеров. А позже от римлян греки позаимствовали привычку создавать украшения из большого количества драгоценных камней. Но полного копирования не было: греки нашли свой стиль, который не менялся веками.
Браслеты было принято носить по два на одной руке или сразу целым набором. Их инкрустировали жемчугом и камнями: изумрудом, сердоликом, агатом и горным хрусталём.
В чём греки преуспели лучше остальных, так это в создании золотых украшений. Они подчёркивали статус, часто использовались как подношения богам и передавались из поколения в поколение. Большое количество таких изделий обнаружили в некрополях Северной Греции и Причерноморья. Известно, что золото впервые стали активно использовать микенцы. Также целые залежи золотых богатств сохранились на территории Македонии.
А потом начался Золотой век Греции, когда технологии изготовления украшений вышли на новый уровень. Высшим мастерством считалось умение создавать тончайшие листья из золота — многие из них сохранились и считаются подлинными шедеврами.
Излишняя демонстрация роскоши в Древней Греции не приветствовалась. Красивые украшения надевали в основном перед публичными выступлениями, пиром или по другому особому случаю. Для женщин ношение ювелирных изделий было возможностью продемонстрировать свой статус и подчеркнуть красоту.
Интересно, что украшения часто воспринимались как амулет от сглаза. Греки верили: драгоценное изделие защищает владельца и в некоторых случаях даже наделяет его сверхъестественными силами.
Впрочем, одним только золотом мастера не ограничивались. При раскопках обнаружено большое количество бронзовых, серебряных и глиняных изделий, а также украшений из слоновой кости.
Что касается самих мастеров, то в Древней Греции они в большинстве случаев оставались анонимными. Каждый из них работал в 1-3 техниках и имел узнаваемый стиль. Но главное, что должен был гарантировать каждый мастер, — высокое качество своей работы. Это сейчас украшения можно обновлять хоть каждый месяц. А в древности одно изделие носилось десятилетиями и передавалось от матери к дочери.
Традиции в современной Греции не забыты. Ювелирные лавки Афин и других городов предлагают изделия, стилизованные под древние украшения. Качество исполнения разное и на любой кошелёк. Встречаются эксклюзивные изделия ручной работы. Причём некоторые кольца, серьги или браслеты — точные копии вещей, найденных при раскопках и выставленных в музеях. Пусть они не несут исторической ценности, но имеют шансы стать вашим самым памятным сувениром из Греции.
www.greeknotes.ru
Ювелирное искусство Древней Греции | WeaponHistory
Мастерство ювелиров Древней Греции успешно развивалось и достигло определенных успехов. Золота в стране было мало, но благодаря торговле и товарообмену поступало в страну и, конечно же, ценилось высоко, но его могли позволить себе не все. С серебром дело обстояло иначе. Добывали его на рудниках Лаврия в достаточном количестве, поэтому мастера с большой охотой использовали его для своих изделий.
Документальные свидетельства той эпохи описывают удивительные изделия древнегреческих мастеров, которые, к большому сожалению, не сохранились до нашего времени, но сохранились в памяти человечества и поражают искусно выполненной работой. К памятникам такого мастерства относят статуи древние греческих богов, выполненные в хризоэлефантинной технике, создателем которых считается великий Филий. Очень долго ученые сомневались в существовании этих скульптур. Однако при исследовании Дельфийского храма под плитками на полу археолог Амандри обнаружил отдельные фрагменты такой скульптуры. Работа выполнена из слоновой кости, а затем украшена золотом и драгоценными камня.
Уникальной особенностью греческой культуры является то, что она не просто вбирала в себя художественные традиции соседних народов, но и обогащала их собственными имеющимися обычаям, перерабатывая их и приспосабливая к собственным. Именно поэтому некоторые, как нам кажется, древнегреческие работы имеют далеко не греческие корни.
Большинство мифов и легенд Древней Греции можно воспринимать как повествование о главных исторических событиях, обличенных в поэтическую форму. С такой точки зрения можно рассматривать факт истории, когда примерно в 1200 году до н.э. дорийцы завоевали полуостров, объединились и смешались с коренным населением, таким образом, сформировали население Древней Греции. К началу VIII ст. до н.э. все побережье полуострова было успешно заселено, включая территории современных Южной Италии и Малой Азии, с населением которых греки вели установили и расширяли торгово-экономические и культурные связи.
Военные действия с Персией в V ст. до н.э. помогла объединить греков, поскольку только благодаря этому объединению греки могли оказать сопротивление грозному врагу. Такое содружество существовало до 404 г. до н.э., когда Афины завоевала Спарта. Царь Македонии Филипп II в 338 г. до н.э. объединяет греков в одно государство. Его сын, Александр Македонский, создает сильную империю, в состав которой входят: Персия, Египет и Малая Азия, а границы ее достигли берегов Инда. Это способствовало соединению греческой культуры с восточной, что привело к возникновению новых художественных форм. Историки этот период называют Эллинистическим.
Искусство греческих мастеров, в том числе и ювелиров, по праву считают основой европейской культуры, в особенности художественной. Именно греческая культура заложила основу для развития гуманистического мировоззрения, что объясняет превалирование изображений человека над другими существами. Здесь же определились и утвердились основные композиционные принципы: ритм, гармония, органичность и соответствие формы и идеи. Главные этапы эволюции древнегреческой культуры отражены в классификации отдельных художественных стилей того периода: VII ст. до н. э. – Ориентализирующий, после 600 г. до н.э. — Архаический, после 450 г. до н.э. – Классический, после 330 г. до н.э – Эллинизм.
Местом, где возникли первые центры по обработке драгоценных металлов и изготовлению украшений стала Лидия, а ее знаменитый царь Крез, и сейчас олицетворяет несметные сокровища и богатство.
Мирная политика правителей, а также и торгово-экономические и культурные связи с соседними государствами: Египтом и Малой Азией, привели к смешиванию культурных традиций и понятий, что привело к заимствованию форм и главных признаков древневосточного искусства.
К этому времени относят изображение кентавра на плакетке, которое выполнено в ориентализирующем стиле. Мифическое существо выполнено в соответствии с древними египетскими нормами: верхняя часть фигуры изображена фронтально, нижняя – в профиль.
Аналогичный прием использовали ив Архаическом стиле. Это хорошо прослеживается в малой пластике, где ось тела почти полностью совпадает с строгой вертикалью, в то время как вся фигура представлена в осях и линиях. Именно так изображена «Хозяйка зверей», удерживающая за хвосты львов на другой древней старинной плакетке.
С течением времени архаический стиль постепенно Эволюционирует. Изменяется стиль художественных форм. Изображение человеческой фигуры утрачивает традиционную «блочность» и пластическое единство. Более тщательно и детально выполняется лицо, приобретающее более живое выражение, благодаря «архаической улыбке».
Большую историческую ценность имеют фрагменты древних декоративных украшений: голова быка, цветочная розетка, небольшая деталь диадемы (размер 4,7 см). Золотая голова быка из чеканного листового материала и фрагмент диадемы выполнены с зернью, а розетка в центре с фигурой грифона изготовлена из электры с филигранью.
После победы над Персией в середине V ст. до н.э., греческая культура достигла своего апогея. В этот период были сформированы основные эстетические принципы присущие Классическому стилю, главным и основным из которых стало понятие — Красоты. Данный принцип подразумевал строгое математическое соблюдение пропорций и композиционную уравновешенность асимметрии и противоположностей. Соблюдение этих требований в одинаковой степени относилось как к монументальному, так и к декоративно – прикладному искусствам. Это ярко отображено в архитектуре всемирно известного Парфенона на Афинском Акрополе, а также в фигуре женщины выгравированной на золотом перстне-печатке из Таренко. Хорошо видно, к мягкие драпировки, которые обволакивают тело, демонстрируя как его тяжесть поочередно переносится с одной ноги на другую. Такое изображение контраста дает возможность показать естественность женской фигуры. Сбалансованность изображения контраста и противоположности – поддержке и нагрузке, отдыху и движению, расслабленности и напряжению, дает возможность отобразить внутренний мир образа. По этой причине, данный принцип стал главным конструктивным принципом древнегреческого искусства.
Так же хорошо заметно этот принцип в декоре колчана, датируемом 400 г. до н.э., найденного во время раскопок скифского кургана, на котором запечатлены сцены из юношеской жизни Ахилла. Разнообразные позы фигур удобно размещены и учитывают перспективные сокращения. Все герои изображены отдельно друг от друга, но композиционно объединены в плотные и свободные группы, которые периодически чередуются. Это дает возможность передавать живую энергию и пульсирующий ритм жизни на изображении, что более соответствует назначению вещи и разительно отличает ее от прецессионных изображений в Архаическом стиле.
Ритмичность узора прослеживается и в золотом ожерелье из Тарента. Звенья и подвески украшения соединены в единую самобытную и гибкую систему, которая зрительно разделена на две части – вертикальную и горизонтальную. На внутренней части ободка расположены бутоны и розетки лотоса круглой и овальной формы, соединенные плотной цепочкой. Что было очень популярно в Древней Греции. Сравнивая декор ободка, обвивающего шею, подвески повернуты в противоположную сторону, наружу. Конфронтацию между элементами узора, создающими художественную ритмичность, снимает конструктивно-объединяющий мотив — головы.
Таким образом, в древнегреческих ювелирных украшениях классические орнаментальные принципы: контрастность и сбалансированность, точность и четкость, пропорциональность и соразмерность.
Новым этапом на путик развитию Западноевропейского искусства стала победа Александра Македонского персидского царя Дария. В отличии от своих предков Македонский не стремился корить сокровища, а использовал их для становления и упрочнения государства Поэтому в 333 г. до н.э. захватив государственную казну Дария, которая хранила 1300 тонн золота и 7598 тонн серебра, Александр одну часть использовал для чеканки денежных знаков, другую для решения проблем государства. Оставшуюся сумму, он великодушно разделили между своими воинами, обеспечив таким образом их верность. Известен тот факт, что при заключении брака с дочерью царя – Статерией, он оплатил долги своих воинов на общую сумму 500000 кг золота. Рост богатства страны привел к увеличению количества изготавливаемых ювелирных украшений драгоценностей.
Произведения мастеров ювелирного искусства эпохи Эллинизма до сих пор не имеют себе аналогов. Они отличаются яркостью и изысканностью форм, декоративностью и натуралистичностью образов. Ярким памятником искусства ювелиров того времени является бронзовый сосуд, известный под названием кратер Дервини. Он выполнен из единого куска металла и расписан сценами из жизни Диониса. Изображение Диониса и его супруги Ариадны раскованны. Складки, ниспадающих одежд, привлекают внимание к элегантности и чувственной красоте искусно выполненного обнаженного тела. Виноградная лоза, изображенная над их головами, создает эффект плавности движения. Устье сосуда, украшают фигурки диких зверей, постоянных спутников Диониса.
Самый популярный в эллинистическом периоде вид украшения – диадемы. Они служили наградой победителям, были даром богам. Роскошно выполненное украшение скрывало невзрачную жесткую основу– бронзовый ободок. Широко использовались диадемы в виде венков из золотых или серебряных листьев лавра, дуба, мирты, которыми только награждали победителей. Один такой золотой венок – диадема был найден на юге Италии в Каносе. Она выполнена узором из 150 цветов, которые высоко подняты над головой, и листьев. Все элементы прикреплены к широкому спиральному ободку, что подчеркивает принцип «открытой формы», характерной для эпохи эллинизма. Данный головной убор ярко демонстрирует одно из существенных отличий древнегреческих украшений, основным назначением которых было подчеркнуть красоту тела человека, в то время как древнеегипетские обращались к внутреннему миру и душе.
Еще одна характерная черта присущая ювелирным украшениям эпохи эллинизма –красочность и колоритность, что свидетельствует о большом влиянии восточной культуры. В оформлении диадемы для усиления эффекта используются разноцветные драгоценные камни, цветная эмаль, жемчуг, что способствовало развитию основного элемента украшения – растительного мотива.
Ограниченность размеров территории Древней Греции не смогли помешать распространению греческой культуры за пределы Пелопоннеса и оказывать влияние на культурные традиции других народов. Присущий им дух независимости и свободолюбия способствовал созданию большого количества разнообразных типов и форм ювелирных украшений. Распространению греческой художественной культуры на Запад и Восток способствовала не только торговля, но и существование колоний. Греческие купцы заказывали местным ремесленникам традиционные украшения в «греческом стиле», однако ремесленники не всегда строго выполняли заказы, используя в работе местные орнаментальные мотивы и формы. Такое сотрудничество способствовало появлению и развитию на территории провинций и в колониях самобытных художественных мастерских.
Если сравнивать мастерство греческих и египетских мастеров — ювелиров, то греки отстают от египтян. Однако, именно они способствовали формированию центра художественного образа в искусстве изготовления ювелирных изделий, а это в свою очередь, стало основой в дальнейшем развитии западно — европейского декоративно – прикладного искусства.
weaponhistory.com
Украшения Древней Греции и Рима. Судьбы моды
Украшения Древней Греции и Рима
Древняя Эллада была настоящей колыбелью европейской культуры. Ее горы, острова, море выпестовали замечательный и талантливый народ — древних греков, стиль жизни которых был настолько совершенен и чист, что он стал базой и для римской культуры. Почти две тысячи лет спустя греческие каноны красоты и архитектурные пропорции повлияли и на искусство итальянского ренессанса, а после раскопок в XVIII веке в Помпеях и Геркулануме греко-римская античная цивилизация стала направляющей силой и для стиля Людовика XVI, или, как его еще именуют, «неоклассицизма».
Гений греков смог всему дать гармонию. Гармонию пропорций, форм, цвета материала — оттого никогда мы не смогли превзойти совершенства греческой скульптуры, созданной в VI веке до нашей эры, никогда не смогли придумать более безупречной людской красоты, чем классическая греческая. А в трудные минуты человечество всегда возвращается именно к формам греческой классической архитектуры, перерабатывая ее по мере надобности, будь то Флоренция эпохи Кватроченто, наполеоновская Флоренция или сталинская Россия.
Тело и его нагота играли главенствующую роль в греческом костюме и модах как таковых. И при всем разнообразии их форм в различных частях Эллады женщины и мужчины старались показать всю пропорциональную красоту человеческого тела. Греки занимались спортом с детских лет, изобрели Олимпийские игры, обладали недюжинным здоровьем и в одежде предпочитали несшитые драпировки из шерсти и льна. Женские хитоны и дельфосы часто плиссировались вручную и назывались в таком случае «ионическими». Отсутствие нижних одежд компенсировалось поясами, помогающими драпировать фигуру в очень привлекательной манере.
Крепление же хитонов на плечах делалось с помощью фибул — маленьких ювелирных брошек и металла, чаще всего бронзы, серебра и особенно часто — золота, самого любимого греческого ювелирного материала. Греки сжигали покойных. Оттого бессмысленно было бы надеяться на археологические находки тканей или деталей костюмов. Но так как Древняя Греция простирала свои владения и колонии от Колхиды до Апеннин, а также по всему побережью современной Турции, то вскрытие кладов дает нам обильный материал к изучению и эстетическому восприятию древнегреческих украшений.
Гречанки были большими кокетками. Они носили длинные волосы, завязанные на затылке в пучок — «греческий узел» и украшали прическу ювелирными изделиями: так изобрели диадемы, не вышедшие из моды и по сей день, особенно на конкурсах красоты. Сетки на пучки и шпильки с ювелирными золотыми головками в волосах — вот лишь начало перечня греческих украшений. В плане техники работы греки более всего любили филигрань с вкраплениями стеклянной цветной смальты и, иногда, мелкого жемчуга.
Особенно популярны у гречанок были свадебные золотые короны — венки, составленные из мелких дубовых и лавровых листочков, часто с изображением крылатой богини Ники посередине. Величайший греческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» неоднократно упоминает роскошь греческих золотых ювелирных украшений. Изумительные сережки, чаще всего в форме подвесок, имитировали греческие амфоры в миниатюре, вездесущую крылатую «Нику», голову Афродиты, малюсенькую колесницу Зевса и так далее. Особенность греческих серег составляют, безусловно, маленькие цепочки с миниатюрными колокольчиками, которые нежным перезвоном своим сообщали о приближении их обладательницы.
Замечательны ожерелья — чаще всего из золота, а иногда и в виде ниток бус агата, халцедона или аметиста. Популярны были золотые ожерелья в форме головы Афродиты, дельфинов, листа Аканта или пальметты. Их мы находим и среди сокровищ лидийского царя, и у скифов, и у финикийцев, а позднее и у древних римлян, собиравших с большим воодушевлением старинные греческие украшения. Многие музеи мира могут сегодня похвастаться чудесными греческими ювелирными коллекциями. Среди них Британский музей в Лондоне, Лувр в Париже, Метрополитен в Нью-Йорке и Эрмитаж в Петербурге.
Так как женщины часто обнажали руки в драпированных хитонах и пеплосах, то роль браслетов, особенно носимых у плеча, была огромной. Эту моду затем повторили наполеоновские жеманницы, и в таком виде они запечатлены на полотнах Давида, Энгра или Фюсли. Часто браслеты имели форму змеи — самой сексуальной из всех земных тварей. Хороши также кольца и перстни. Последние были в большом ходу у мужчин, особенно украшенные геммами перстни-печатки с вырезанными на агате, сердолике, халцедоне или аметисте изображениями сцен из жизни богов на Олимпе. Мужчины любили также фибулы, но чаще всего в креплении военных плащей, что известно по изображениям Александра Македонского.
Римские украшения были гораздо более эклектичными и разностильными. Их владения включали гораздо более обширные пространства, чем греческие. И после расправы с Карфагеном римляне облюбовали весь север Африки, Ближний Восток с богатейшей Пальмирой, французские, испанские берега и даже юг Англии. Иностранные рабы, строившие вечный город Рим, привезли с собой новые техники исполнения и вкусы с характерным ароматом восточной неги и роскоши. Если республиканский Рим был ещё достаточно спартанским, то императорский — погряз в разврате и удовольствиях. Хотя мода и сохранила элементы греческих драпировок, все же она стала достаточно вызывающей. Прозрачные шелка доставлялись с караванами из Китая и ценились на вес золота, новые красители внесли яркость в цветовую палитру. А главное, безудержные в еде, римляне не обладали эллинистическим обликом и были склонны к полноте, оттого римские матроны любили крупные украшения.
Новинкой стали крупные нити индийского и цейлонского жемчуга, тяжелые золотые цепочки, крупные аметистовые серьги и подвески в виде кулонов — буллы. Обилие золота в Риме было сказочным. Согласно легендам император Нерон сжег Рим, чтобы собрать золото в домах и пепелищах погорельцев.
Главным изобретением римлян и их истинным детищем были камеи. Известны и более древние, греческие камеи, но римляне дали им новую художественную жизнь. Профили императоров, военные сцены, Леды с лебедями, Амуры, Афины, Психеи и горгоны Медузы были излюбленными сюжетами на этих уникальных миниатюрах в драгоценных оправах. Чаще всего для камей использовались сардоникс, гиацинт, сердолик и оникс. От размера, рисунка и изящества изделия зависела цена этих резных совершенств. Как правило, в камеях фигуры остаются из светлого слоя камня, а для фона подбирается более темный контрастный тон, для большей выразительности. Качественные римские камеи прозрачнее всех, и они использовались в перстнях, фибулах, брошах и в ожерельях. Итальянцы очень увлекались их коллекционированием и после падения Рима от рук варваров, уже в эпоху Ренессанса. В России любовь к камеям, в частности древнеримским, была огромна.
Виною тому была матушка-императрица Екатерина Великая, скупившая через своих послов крупные европейские коллекции герцога Орлеанского, лорда Беверли и Казановы. Все они были доставлены в Петербург — Северную Пальмиру — и теперь хранятся в Эрмитаже.