ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО РУССКОЙ ИЗБЫ. Убранство древней избы
Русская изба в архитектуре современной России
Россия всегда была аграрной страной. Еще 50 лет назад большая часть граждан России жила в деревнях. С резким послевоенным всплеском роста промышленности и городов ситуация изменилась, но в деревне, русская изба в сознании наших соотечественников осталась символом уюта и домашнего очага.
Содержание статьи
Как наши предки строили
Построенная на возвышенном месте, часто на южном склоне холма, но рядом с водой – речкой или озерцом, деревня идеально соответствовала пейзажу. На подворье дом был расположен с северной стороны для защиты от холодного зимнего ветра, жилая часть дома располагалась на южной стороне, и смотрела на воду.
Особо ответственно искали место дому: не ставили на перепутье, там, куда ударила молния или случилось несчастье, на месте бани или захоронений. Лес для дома заготавливали после Николы Зимнего (19.12) в течение конца декабря – начала февраля, на растущей луне, когда из древесины уходят лишние соки. Не брали бревна с капами, сухие и упавшие к северу деревья.
В сознании славян традиционный русский дом – отражение мироздания, земная модель космоса, к ней относились как живому существу. Фасад русской избы — лицо дома, что выразилось в названии элементов:
чело избы ( фронтон),
причелина (украшения на фасаде),
наличники (украшения на проемах) – от слова чело, лицо;
очелье (окно)– от очи;
лоб ( доска) — отделяющая чело,
пята — низ двери.
Русская изба была 3-х ярусной: внизу – подпол, посредине – жилье, вверху – чердак и кровля. Верхний ярус, чердак, где хранили ненужную в данный момент утварь, украшали солярными (солнечными) орнаментами. Средний ярус – жилье, был самым теплым. В «цоколе» был подклет, который выполнял две важные функции: предохранял жилое помещение от холода и использовался как продуктовая кладовая.
Схема дома – прямоугольник, поделенный на три части: жилую, сени и подклеть. Жилая часть отапливалась печью, сначала по – черному, затем продукты горения стали выводить наружу через дымоход и печную трубу. Печь примыкала к стене, граничащей с сенями, устьем была развернута перпендикулярно длинной оси жилого помещения. Напротив устья устраивался «бабий кут» или «запечье», где готовили еду и хранили кухонную утварь. Наискось от печи – самое почетное место – красный угол, здесь на полке стояли образа, под ними – стол. Рядом с печью – место для сна, вдоль стен – лавки.
Устье — через устье закладывается топливо и помещается посуда.
Дверь в русский деревянный дом отделяла свой мир от чужого, ее делали ниже человеческого роста, чтобы каждый входящий снимал шапку и наклонялся. Перед входом – крыльцо, на котором проходила та часть жизни, которую не скрывали от соседей: встречали сватов и гостей, молодоженов, провожали в армию. Крыльцо было большим по размеру и богато украшенным орнаментом. Как правило, входов и крылец в доме было два – красное крыльцо и вспомогательное, выходившее на хозяйственные строения. Дом с разрушенным крыльцом считался нежилым.
Важная деталь русской избы — окно. До XI века окон в домах не было, затем последовательно появились 3 типа окон:
«волоковое» окно – горизонтально расположенный вырез на половину бревна в двух смежных венцах избы, которое заволакивали (закрывали) специальной заслонкой. Через волоковые окна проветривали дым от печи, топившейся по черному, через них проветривались подклеты, чуланы, хлева.
«колодчатое» окно представляло собой колоду из четырех скрепленных брусков. Поскольку стеклить окна в деревнях начали только в XIX веке из-за высокой стоимости материала, то роль стекла играл пласт слюды, прикрытый снаружи ставнем.
«косящатое» окно – проем, укрепленный с боков брусками (косяками). Такие окна назывались красными, вне зависимости от местоположения. Конструктивную щель между венцом и бруском окна (осадочный паз) с фасада закрывали доской – наличником, их украшали богатой резьбой с защитным орнаментом.
Видео о русской избе
Декор русской избы
Характерный декор русской избы — изображения солнца, коней, птиц, рыб, ласки, из растений – можжевельник и рябина должны были привлечь в дом счастье и достаток, защитить от невзгод и болезней людей и скот. Знаки солнца на фронтоне изображали дневной путь светила от восхода в зенит и к закату. Охлупень – балка, венчающая дом, украшалась резным коньком, коники украшали свесы кровли крыльца. Водосточный желоб по краям скатов крыши держали курицы, еще одна птица – стамик – украшала охлупень в дворовой части крыши. Все эти деревянные кружева, тонкая резьба выполнялась одним инструментом – топором.
Современное прочтение вековых традиций
Русский стиль пользуется и сейчас большой популярностью у состоятельных застройщиков. Дома из бруса с фасадами в стиле северного деревянного зодчества снаружи утеплены и облицованы блок-хаусом, придающим коттеджу вид бревенчатой постройки. Такие дома можно встретить в любом регионе России.
Деревянные дома в так называемом «русском стиле», более напоминают иллюстрации художника Билибина к сказкам Пушкина, чем реальные сохранившиеся примеры устройства русской избы. Строение таких домов ничем не напоминает старинный стандарт жилища: это многокомнатные 2-х, 3-х этажные особняки со всеми удобствами, оборудованные инженерными устройствами по последнему слову техники.
Брусовые дома в русском стиле, украшенные резными деревянными кружевами, комфортны для проживания, их фасады приятны для глаза, несмотря на отсутствие смысловой связи с мировоззрением наших славянских предков. Современные технологии обработки древесины гарантируют противопожарную безопасность, стойкость к гниению и вредителям.
Современные деревянные дома экологичны, долговечны, прекрасно вписываются в ландшафт и утоляют ностальгию горожанина по деревне, живущей в детских воспоминаниях.
comments powered by HyperComments
fasadidea.ru
Внутреннее убранство русской избы. | Colors.life
Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – у очага.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону.
Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла. Там же совершались и ежедневные моления.
Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы).
Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.
Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили.
У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах - брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.
Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи (лавки ) стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным , но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой.
www.colors.life
Народное зодчество и его влияние на художественное убранство избы
Разделы: МХК и ИЗО
Тематический раздел. Древняя Русь.
Тип урока: вводный
Цель урока: раскрыть единство
внешнего и внутреннего содержания жилища
русского человека как воплощение его микромира.
Задачи:
Дать представление об основных характерных
элементах русского народного зодчества и
художественного убранства жилища.
Развивать способность учащихся работать в
коллективе, умение слушать и слышать друг друга,
уважать чужое мнение, приходить к согласию и
выработке группового мнения.
Уметь обрабатывать информацию, умение
сопоставлять факты, проводить сравнительный
анализ, обобщать и делать выводы.
Оборудование урока (средства обучения):
Рисунки на тему создания древнерусского жилища.
Изображение интерьера избы.
На рабочем столе учащегося: раздаточный
материал, тетрадь, ручка, карандаш.
Структура урока:
Организационный этап.
Сообщение темы урока и постановка цели.
Освоение нового материала.
Работа в группах.
Творческая работа по изображению предметов
быта.
Подведение итогов урока.
Методы контроля учебной деятельности на
данном уроке:
Устный и изобразительный.
Групповой.
ХОД УРОКА
1. «Жеребьевка» при входе,
рассаживание по группам. Учащиеся проводят
жеребьевку и рассаживаются по командам. Это
можно сделать весело и не принужденно, заготовив
для жеребьевки интересные картинки. Группа
должна соединить карточку на заданную тему и
сказать: «Мы готовы!». (Приложение)
2. Работа с карточками
а) Что изображено на открытке?
б) Где вы живете?
в) Кто строил ваш дом?
г) В какой срок его построили?
д) В вашей квартире уютно?
Сообщение темы урока и постановка цели
– Сегодня тема нашего урока «Народная
зодчество и художественное убранства жилища».
Ребята! Как вы думаете, изречение "мой дом - моя
крепость" подходит для русской избы? Ответы. А
как же русское гостеприимство? Ученики решают
проблему, анализируя как устроена изба и
отвечают на эти вопросы в течении урока.
На уроке мы узнаем какой материал использовали
для строительства в древней Руси, когда его
заготавливали, кто строил, как велось
строительство, из каких помещений состоял дом,
какое было покрытие дома и какую роль играли
двери и окна.
Из истории создания древнерусского жилища
– Ребята, а кто-нибудь знает, зачем человеку
дом? Зачем он тратит столько сил, чтобы его
построить?
Человеку надо было отделить себя от природы, от
злых стихий, создать свой защитный мир. Дом – это
жилая постройка, семья, родня.
Для нового строения особенно тщательно выбираем
место. Счастливым же считалось место, на которое
ложиться отдыхать рогатый скот или уже обжитое
раньше.
Основной этап урока
– Сегодня вы попробуете себя в роли
исследователей. Учитель предлагает учащимся
ознакомится с вопросами и учебным материалом.
Команды обсуждают правильность ответов на
вопросы.
Задание для групп:
1 группа: используя предложенный ниже
текст, расскажите о том, из какого материала
строили дом и для чего его заготавливали.
Текст:
Русь издревле была страной дерева, особенно ее
северные земли. В лесу, а он здесь был рядом,
заготавливали бревна для избяного сруба, тес на
крыши, плахи для пола… Строившиеся из дерева
селения часто так и назывались – деревни, а
некоторые даже носили имена древесных пород –
Березники, Сосновка, Ельня, Дубровка и др. Для
древних славян деревья были не просто
строительным материалом, но предметом
поклонения. Они верили, что Мировое Дерево
связывает между с собой Нижний мир, Землю и Небо.
Поэтому, перед тем как войти в лес и срубить
деревья для дома они просили у деревьев прощения.
2 группа: используя предложенный ниже
текст, расскажите какие инструменты
использовали для строительства дома, кто
заготавливал материал, когда рубили деревья и
почему.
Текст:
Не было ни одного занятия, ни одного ремесла,
которое не требовали бы в том или ином виде
общения с лесом. Не удивительно, что топор –
инструмент почти универсальный – умел держать в
руках каждый крестьянин.
Большое внимание уделялось в выбору материала и
времени постройки дома. Материал заготавливали,
как правило, сами. Это была энергия родных рук.
Рубили деревья осенью и зимой, когда в стволах
нет сокодвижения, они находятся в самой «силе»,
вывозили из леса в селения и складывали в
«костры».
Так бревна лежали до марта, тогда их окоривали.
3 группа: используя предложенный текст,
расскажите из чего складывалось строение дома и
на что ставили сруб.
Текст:
Деревянное строение действительно
складывалось. Основу любого строения составлял
прямоугольный сруб – клеть, сложенные из
горизонтально связанных бревен. Ее размеры были
изначально заданный длиной бревна. Вся постройка
собиралась без единого гвоздя, железные изделия
крестьянину не по карману, да и не нужны они были
для строительства: деревянная конструкция
продумана так, что бревна, уложенные одно к
одному, с места не сдвинешь.
Сруб ставили прямо на земле или на примитивном
фундаменте, сложенном из плоских камней. Под
нижнее бревно укладывали бересту: она долго не
гниет и не пропускает грунтовую влагу.
4 группа: используя предложенный текст,
расскажите из каких помещений состоял самый
простой дом.
Текст:
Простейшая двухкамерная постройка, мужицкая
изба представляет собой сруб с печью – теплое
жилое помещение с пристроенными холодными
сенями.
Два сруба, соединенных сенями, образовывали уже
трехкамерное жилище: избу, где находилась печь, и
не отапливаемую светелку, горницу, в которой жили
летом. Комбинация срубов давали возможность
изобретать самые прихотливые строительные
формы.
5 группа: используя предложенный текст,
расскажите как покрывали дом.
Текст:
Вся постройка была покрыта двускатной крышей,
состоявшей из тесин, вырубленных с помощью
топора из расколотого на три или четыре части
бревна.
Клали тес в два слоя с прокладкой из бересты, на
продольное тонкие бревна – слеги. Концы тесин
внизу заводили в желобы – потоки, по которым
стекала дождевая вода. Вверху прижимали тяжелым
бревном – охлупнем, положенным на верхнюю слегу.
Спереди и сзади концы слег врубались в
бревенчатые фронтоны, а торцы прикрывались
резными досками – причелинами (их крепили с
помощью деревянных гвоздей – начелей). В
результате перед нами безгвоздевая конструкция
деревянной крыши.
6 группа: используя предложенный текст,
расскажите о роли окон и дверей.
Текст:
Глухие наружные стены надежно отделяли
внутреннее пространство дома от остального мира.
Но дом только тогда дом, когда в нем есть дверь и
окна.
Чтобы сберечь тепло, двери делались низкими, с
высоким порогом, который не пускал холодный
воздух в избу. Входили в дом, низко нагнув голову.
Так что, входя в дом, человек невольно кланялся
ему.
Окно – это глаза дома. Оконца, чтобы сохранить
тепло, делали маленькими – волоковыми (они
заволакивались, закрывались с помощью задвижек).
Стекла в таких окнах – редкость, обычно в них
вставлялся рыбий или бычий пузырь. В избе царил
полу мрак, а освящалась она в старину с помощью
лучин. Свеча считалась уже некоторым признаком
состоятельности.
Выступление учеников, фиксация ответов на
раздаточном материале и доске. (Приложение)
Рассказ учителя:
Изба построена умелыми руками народных
мастеров. В ней нет ни одной бесполезной вещи.
Чтобы обустроить свой дом, украсить его и
защитить от злых духов, крестьяне занимались
резьбой и росписью по дереву.
Давайте внимательно рассмотрим фасад
крестьянского дома. Он почти весь украшен
резьбой – крыльцо, наличники окон, края крыши
(полотенце, причелина). Считалось, что
изображения животных, птиц, различных символов
способны защитить дом от нечисто силы,
предотвратить беду. Древние коньки и петушки на
крышах домов будут охранять и оберегать их
жилища. Теперь войдем в избу и оглянемся вокруг.
Русская печка, стол, лавки, сундук, прялка,
люлька… В одном из углов – икона с горящей перед
ней лампадкой. Этот угол называется красным (т.е.
красивым). Иконы появились в крестьянских домах
только после крещения Руси, когда русский народ
принял православную веру.
Творческая работа по изображению
предметов быта
Учитель предлагает учащимся ознакомиться с
интерьером крестьянской избы. Группам раздается
раздаточный материал:
– красный угол в избе XIX в.;
– печной угол в избе XIX в.
Ученики изображают и пишут названия предметов
быта в таблицу. (Приложение)
Отчет о проделанной работе
Рассказать о предметах быта древнерусской
избы.
Итог урока
– Что нового вы узнали на уроке. Оценки
учащихся.
Анализ данного урока позволяет сделать вывод:
Развиваются способности работы в коллектве;
Развивается умение слышать мнение другого и
относить к нему уважением;
Развивается умение обрабатывать информацию;
Развивается умение сопоставлять факты;
Развивается умение проводить сапостовительные
анализ;
Развивается умение обобщать и делать выводы.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Внешнее убранство русской избы
Конспект урока
Родникова Владимира Вячеславовича
«Внешнее убранство русской избы »
5 класс 1 четверть.
Цели урока:
-знакомство учащихся с внешним убранством русской избы;
- понять смысл убранства русской избы и его предназначение;
-научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
-патриотическое воспитание, развитие интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
Задачи:
-познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
- развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;
- способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность;
- воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания развивать духовно-нравственные традиции.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Введение в тему урока. Актуализация имеющихся знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Постановка творческой задачи.
5.Творчество обучающихся.
6. Подведение итогов.
Оборудование:
- Презентация, компьютер, мультимедийный проектор
- Слайды с элементами русской избы
- Краски, палитры, кисточки
Материалы к уроку:
Музыкальный ряд: русская народная музыка. План урока.
Ход урока:
1. Организация урока. (3 мин)
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Введение в тему. (6 мин.)
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Народ-пахарь ,народ-творец строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать его род, его большую семью.
В давние времена на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В выборе материала для строительства вопросов не возникало. Дерева было много, оно легко поддавалось обработке, строить из него было быстро, и главное строение получалось теплым. В тепле русского дерева хранится память народная.
Наши славянские предки жили в гармонии с окружающим миром, существовали в природе живя по ее законам. Все явления в природе славяне наделяли духом присущим живому существу. Поэтому и славянский дом, подобно человеку, имел душу, тело, глаза. «Глазами» дома были окна, фронтон избы – чело. Душой- русская печь….
Русская изба…
- Что такое дом, изба для человека в этом мире?
Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).
Откуда произошло слово?
Изба́ уменьш. исто́пка, укр. iзба́, др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка, Пов. врем. лет) то есть изба это отапливаемое помещение.
Какие же виды домов существовали?
Дом «брус» - дом с однорядной связью , покрытый двускатной симметричной крышей,
Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей. Означал большую вместимость
Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».
А почему, и как в народных представлениях делился дом? (возникла трехчастная структура избы, состоящая из фронтона, клети и подклети)
Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывался фронтон дома? (с небом, миром богов, именно поэтому он самый нарядный и украшенный .)
А клеть? (с землей, миром людей, нарядные глаза-окна для обмена с внешним миром).
Подклет (подполье)? (с подземным миром, миром наших предков, без окон , иногда в северных районах хранились запасы на зиму.).
Таким образом мы видим что крестьянский дом это образ маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с природой и космосом.
3. Изучение нового материала. ( 10 мин.)
Каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».
- Почему вдруг человек стал его украшать (дом)?
- Случайны ли узоры на фасаде избы?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, мы не когда не найдем два одинаковых по внешнему убранству дома.
Все орнаменты и узоры несли знаковый и обереговый смысл. Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика). Символ воды – хляби небесные (волнистые линии). Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.
Древние символы славяне размещают на «уязвимых» участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти. Солярные знаки находим также на крыше дома – в виде конька (причем конь, сам по себе символизировал солнце). Под крышей – в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на наличниках окон.
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов народной избы. Начнем с крыши.
- Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).
- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?
Крышу венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Тем самым дом уподоблялся солнечной колеснице.(согласно славянской мифологии именно конь выводит солнце на небосвод) Для крестьянина образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Именно поэтому на фронтоне дома славяне изображают небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов), оберегавшим дом от попадания в него молнии.
Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы. На них мы видим символы солнца и земли. Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.
Доски-причелины- «хляби»небесные – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-пахаря. Урожай и достаток в семье.
Наличники- Украшение глаз дома. Через передние окна в избу входили свет солнца, происходило общение с окружающим миром. На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами можно было увидеть фигурки птиц или изображениями различных животных. (в том числе и фантастических). Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини, призванной охранять окна от проникновения нечистыех сил.
Солнца лучик бегает по окнам,И блестит наличников резьба,Заиграли в ярком свете стёкла - Оживает старая изба.
Анна Леун
4. Постановка творческой задачи.(1 мин)
- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант
-выполнить эскиз оформления окна (наличники)-2 вариант
5. Творчество учащихся. (20 мин.)
6.Подведение итогов урока. (4 мин.)
- Чему мы научились на уроке?
- Что нам удалось сегодня на уроке?
- Что не удалось и почему?
Народ пахарь жил в тесном взаимодействии с природой, солнцем и всеми окружающими его стихиями. Именно поэтому он построил свою избу по образу окружающего мира, и с этим было связанно его желание задобрить силы природы, уберечь тем самым себя и свой род. И именно поэтому он использовал обережные знаки для украшения своей избы.
Вопросы для рефлексии:
- Зачем люди украшают свои жилища?
- О чем может рассказать декор крестьянской избы?
- Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
1.Н. А. Горяева О. В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2007 г.
2.М. А. Некрасова. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983
3.Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995. (переиздание 1901 года)