Транспорт древний. Транспорт в Древней Греции и Древнем Риме (Сухопутный и морской)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Транспорт в Древней Греции и Древнем Риме (Сухопутный и морской). Транспорт древний


Форма денег

Задумывались ли вы когда-нибудь, что же такое деньги? Это просто средство осуществления коммерческих сделок, оплаты услуг и приобретения имущества? Или же они несут в себе нечто большее, создают специфическую культуру ценностей и статус? Джек Везерфорд полагает, что деньги – это довольно таки абстрактное понятие – являются фокусом нашей культуры и определяют отношения не только между продавцом и покупателем, но и между членами семьи, родственниками и друзьями.

Статья является частью книги Джека Везерфорда «История денег»

Хотя молодой американец в Нью-Йорке и молодая женщина племени догон в Мали живут в экономически объединенном мире и работают на тех же рынках, есть очевидные и важные различия в их культуре и жизни. Главным в этих различиях является роль, которую играют деньги в жизни людей племени догон, в сравнении с ролью денег в жизни американцев. Женщина догон пользуется деньгами только каждый пятый день, когда она ходит на рынок; человек в Нью-Йорке использует деньги каждый день и порой каждый час.

Деньги играют сиюминутную роль в жизни женщины догон вне ее деревни, они редко используются внутри деревни, где взаимосвязи касаются только ее родственников и мужа. Но деньги являются неотъемлемой частью всех взаимосвязей американца в течение всего дня, от начала работы и обеда до занятий со своим компьютером вечером дома, деньги проникают в самую суть его жизни. Американский мужчина и женщина из племени догон живут в культурах с разными ценностями.

Каждая культура организует жизнь вокруг нескольких простых принципов, различных видов деятельности и верований. Другие институты и виды деятельности общества растут из этой сердцевины, как ветки из ствола дерева. Эти главные законы, институты и ценности формируют то, что Рут Бенедикт, наиболее восприимчивый американский антрополог двадцатого века, назвал «культурной конфигурацией».

Культура догон

Культура догон базируется на искусстве, ритуалах и мифах. Музеи по всему миру демонстрируют уникальные скульптуры, маски и головные уборы ремесленников догон. Кроме того, люди племени украшают свои глиняные хижины, одежду и тела и уделяют много времени церемониальным танцам и ритуалам, тесно связанным с их уникальной космологией и мифами. Ритуалы и искусство стали центральными формами выражения, вокруг которых и через которые строится политическая, экономическая и социальная жизнь.

Повышенное внимание племени догон к искусству — необычное явление в мировой культуре, но определенно не уникальное. Жители острова Бали в Индонезии, члены племен хопи и пуэбло в США, а также некоторые другие культуры мира также сосредоточены на искусстве, мифах и ритуалах. Однако большинство культур имеют более земные корни.

Скотоводческие культуры

В Восточной Африке культуры и социальные системы кочевых племен фокусируются на скотоводстве. В своем классическом исследовании народа нуэр в Судане английский антрополог Е.Е. Эванс-Притчард описывает этих людей как помешанных на своем скоте. Мальчики заимствуют имена у своих любимых быков и складывают любовные песни о своем скоте. Женщины называют себя коровами, а своих мужчин — быками. Браки становятся официально признанными только после передачи коров в семью жены, а убийство должно быть возмещено и искуплено предоставлением коров семье пострадавшего. Скот — это нечто большее, чем ценность и благосостояние: коровы представляют социальную характеристику жизни народа нуэр.

Бедуины Аравии и Северной Африки сконцентрировались на верблюдах. Навахо и древние иудеи — на овцах. Индейцы с равнин Северной Америки, гаучо Южной Америки, монголы и тюрки Азии — на лошадях. Культурная и социальная система саами в Северной Скандинавии сосредоточена на оленях, жители племени кри в Канаде — на оленях карибу. Эта сосредоточенность — больше, чем жгучий интерес, какой испытывают американцы к машинам или японцы — к электронной технике; скорее, эти животные являются стержнем, вокруг которого создаются все культурные формы.

Древние египтяне были сосредоточены на культе смерти-похорон. Были потрачены десятилетия на строительство пирамид и других могил для фараонов, и экономическая организация всей страны была направлена на обеспечение и завершение этих гигантских проектов. В противоположность монетарным системам, где золото служило средством обмена и экономической организации, в Древнем Египте золото служило объектом для похорон. Египтяне захоронили золота и других ценностей более, чем какая-либо другая цивилизация в истории.

В центре внимания культур — не всегда животное или какой-то предмет. Культура Тибета, например, уникальная разновидность буддизма, строится на ритуалах, обрядах и медитации. Самыми большими строениями тибетцев были храмы и монастыри, которые служили центрами не только политики и экономики, но и религии и образования. До захвата Тибета китайцами страной управляли монахи, а четверть мужского населения состояла из священников.

Многие племенные общества Новой Гвинеи и Меланезии организованы вокруг политической конкуренции так называемых Больших Людей, которые организовывали свадьбы, выращивали батат и распределяли свиней. Среди папуасов эти Большие Люди обговаривали браки с тем, чтобы создать хороший союз, в котором жены могли бы выращивать батат и разводить жирных свиней, с помощью чего Большой Человек мог организовать больше союзов для себя и своих детей, которые, в свою очередь, помогали ему в культивировании батата и разведении свиней. Кульминационный момент этого цикла — мокас — праздничный пир с танцами и речами, во время которого Большой Человек раздавал столько свиней и еды, сколько мог, чтобы заключить еще больше экономических и политических союзов, и начать таким образом новый раунд свадеб, батата, свиней и мокас.

Человеческие жертвоприношения

Человеческие жертвоприношения служили центральным организационным принципом империи ацтеков в древней Мексике. В ранние годы ацтеки приносили в жертву пленников, но когда они победили всех своих соседей, то столкнулись с проблемой нехватки жертв. Для решения этой проблемы они организовали церемониальные войны или войны цветов, которые преследовали единственную цель — захватить молодых мужчин для жертвоприношения. Они воздвигли массивные пирамиды для этих ритуалов и устраивали свои войны и даже игры с мячом вокруг центральных ритуалов, которые выражали суть их верований.

Нам трудно понять, как племя догон организовало свою жизнь вокруг искусства и ритуалов, племя нуэр — вокруг коров, древние египтяне — вокруг смерти, ацтеки — вокруг человеческого жертвоприношения, папуасы — вокруг свадеб, батата и свиней, но в центре их внимания оказалась жизненно важная деятельность.

Культура денег

Возможно, им так же трудно понять наш мир, созданный в том виде как он есть, вокруг странной абстракции, которую мы называем деньгами. Папуасы понимают, что батат и свиньи могут быть съедены. Брак приносит сексуальное удовлетворение и детей. Люди догон признают, что искусство прекрасно, а ритуалы могут быть приятной деятельностью и времяпрепровождением. В отличие от этих форм эстетического и биологического удовлетворения деньги страдают от недостатка непосредственности; и все же в современном обществе деньги являются ключом, который дает доступ ко всем удовольствиям, равно как и ко всем бедам.

Деньги устанавливают фокусную точку современной мировой культуры. Деньги определяют отношения между людьми, не только между клиентом и торговцем на рынке или работодателем и работником на производстве. В современном обществе деньги все больше определяют отношения между родителями и детьми, между друзьями, между политиками и избирателями, между соседями, между священниками и прихожанами. Деньги формируют основные институты современного рынка и экономики, вокруг них группируются вспомогательные институты родства, религии и политики. Деньги являются языком коммерции для современного мира.

Источник: Джек Везерфорд «История денег»

www.thingshistory.com

Транспорт в древнейшие времена

Возникновение транспорта относится к древнейшим временам. В условиях первобытного хозяйства, когда появляются лишь зачатки общественного разделения труда, нужда в транспорте невелика. Средства транспорта примитивны - протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или полоты, позднее челноки. В эпоху рабовладельческого хозяйства, построенного на эксплуатации труда рабов, транспорт делает шаг вперед в своем развитии.

Рабовладельческие государства вели многочисленные войны за покорение других стран, получение с них дани, захват рабов.

Военные потребности и нужды управления требовали развитие транспорта. В Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Сеть римских военных дорог насчитывала десятки тысяч километров, остатки их сохранились и до настоящего времени. Постепенно росли обмен, торговля рабами, хлебом, тканями, пряностями. Возникли города - государства на Средиземном море - Финикия, Карфаген и другие, в которых большую роль играла торговля. Развилось морское судоходство, появились гребные, а затем и парусные суда.

Морские суда, особенно военные, в государствах античного мира - Греции, Риме, Египте - достигали больших размеров, в отдельных случаях они имели тысячи гребцов - рабов. Купцы предпочитали суда парусные или парусно-гребные меньших размеров, не требовавшие такого большого количества гребцов и имевшие относительно больше места для размещения грузов. Для транспортировки товаров сухопутным путем служили рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-х - 4-х - колесные повозки.

При рабовладельческом хозяйстве транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль хозяйства. Средства транспорта, как и другие средства производства, принадлежали рабовладельцу. В сфере обмена транспорт был слит с торговлей. Купцы являлись одновременно и владельцами транспортных средств.

www.muzel.ru

Традиционный русский транспорт | Я русский

Традиционный русский транспорт

Такие хорошо известные и сегодня водные средства передвижения, как плот, паром, лодка, использовались еще предками русских — славянами. Об этом свидетельствуют летописи, повествующие о походах отважных новгородцев в XI—XII вв. на судах-кочах к «Студеному морю» — Северному Ледовитому океану, о плаваниях архангельских поморов в XVI—XVII вв. на Таймыр и Шпицберген, это подтверждают и находки археологов — старинные дубовые челны, обнаруженные при раскопках на берегах рек.

Во все времена водная система больших восточно-европейских и сибирских рек — Волги, Дона, Оки, Енисея, Лены, Иртыша имела важное значение для жизни людей, расселившихся на огромных пространствах России. Водные магистрали соединяли страну в единое целое, давали жизнь множеству городов, сел, деревень. В некоторых местах Европейской России и Сибири водный путь с ранней весны до поздней осени был единственным способом сообщения между селениями. В XIX в. водные средства передвижения, прежде всего лодки, характеризуются наибольшим разнообразием видов, различаясь по назначению, грузоподъемности, форме, способам изготовления и управления.

Лодки строили из тесовых или пиленых досок или выдалбливали из ствола дерева, они могли быть плоскодонными или с закругленным дном, узкими и длинными (до 20-30 м) или, наоборот, короткими и широкими. Движение осуществляли при помощи весел, парусов, шестов, которыми отталкивались от дна водоемов. Крупные суда (баржи, барки) передвигались с помощью лошадей или бурлаков, шедших по берегу реки и тянувших судно за прикрепленные к нему канаты, ас 1817 г. — с помощью пара.

Каждый тип лодок имел свое название: комяга, струг, шитик, каюк, гусянка, барка, облас, плавник, бот, расшива, лайба, байдак, баркас и т. д. По способу изготовления лодки называли долбленками, дощаниками, по месту изготовления — унженками, илимками, белозерками, тихвинками, мокшанками, коломенками, по материалу, из которого были сделаны, — Осиповнами, дубами, по назначению — неводниками, рыбницами, мореходками, завознями и др. Само строительство водного транспорта становится индустрией: в тех регионах России, где было много леса, рек и озер, суда изготавливали на продажу мастера-лодейники на специальных плотбищах.

Традиционные наземные средства передвижения русских — это полозовый, колесный транспорт и волокуши. Полозовые средства передвижения — прежде всего сани — основной вид транспорта в России зимой. В зависимости от целевого назначения сани отличались размером, внешним видом и отделкой. Для транспортировки тяжелых, громоздких грузов использовали дровни, для перевозки небольшой клади и людей — розвальни, для праздничного катания и поездок на дальние расстояния — более удобные повозки: беговушки, кошевы, скочки и др.

К полозовому транспорту относятся и лыжи, которые имели большое значение в жизни и хозяйственной деятельности русских людей. Лыжи использовали на охоте. Они часто были единственным средством передвижения зимой в таежных местах Сибири и на Русском Севере. В весенне-летнее и осеннее время использовали колесный транспорт. Крестьянская телега, сравнительно широкая, с четырьмя деревянными колесами без металлической оковки, была хорошо известна по всей России. На ней удобно было перевозить снопы, сено, мешки с мукой и зерном, навоз на пашню, дрова, на ней ездили в лес, на поле, в соседнее село на ярмарку, в гости.

В разных местностях телеги назывались по-разному: сноповозка, хлебовозка, навозница, одёр, ратка, дроги, долгуша, рыдван и др. Похожие по конструкции, они имели небольшие отличия в строении кузова, который мог быть сплошным дощатым, сплетенным из лозы, разреженным, глубоким или мелким. Наряду с телегами в городах и деревнях для выезда в праздничный день на катание или в гости использовали четырехколесные повозки — тарантас, ходок, кошевку, тележку, дрожки, пролетку, линейку, бричку. Они имели деревянный, металлический или плетеный кузов и были рассчитаны на двух-четырех человек. Наружные стороны кузова украшали резьбой или росписью, а сиденья зачастую обивали кожей.

В русском быту получили распространение и двухколесные повозки: медведка, коротайка, одноколка, однотужка, двуколка, качка, трясогуска, таратайка, рессорка, бедарка, кабриолет, которые применялись главным образом для поездок и в меньшей степени для перевозки грузов. Такие наземные средства передвижения, как сани и телеги, известны в России с давних пор. Сани различных конструкций использовали еще в Древней Руси — как в зимнее, так и в летнее время. Столь же рано появились в русском обиходе и телеги, хотя широкое распространение они получили лишь в XVIII в., когда стали активно строить дороги, соединяющие не только крупные города, но и села.

Выездные повозки, колесные и полозовые, делали специальные мастера — санники и тележники — на заказ или на продажу на ярмарках. Они стоили довольно дорого и приобретались в основном зажиточными людьми. Более простой транспорт, такой как дровни, телеги, изготавливали сами крестьяне у себя в хозяйствах, а колеса, которые было довольно сложно сделать в домашних условиях, покупали у колесников. Наиболее простым и доступным средством транспортировки тяжелых и громоздких грузов были волокуши2. Их применяли чаще всего для вывоза бревен из леса, «сваживания» сена и соломы. В разных местностях они назывались по-разному: волошенька, смык, таска, кобыла, волокуша, метелка, волок, полоз, различаясь отдельными деталями конструкции.

Как правило, это было бревно с развилкой на конце или две длинные толстые жерди, соединенные досками, припрягавшиеся к лошади постромками или тонкими концами жердей. Однако в ряде районов России хорошо были известны полозовые волокуши и даже волокуши колесные. Широкое распространение в русских деревнях этого вида транспорта объясняется не столько отсталостью крестьянского хозяйства, сколько природными условиями, отсутствием хороших дорог, а главное — простотой устройства волокуш и их дешевизной.

Основным упряжным животным у русских была лошадь, которую впрягали в повозку, используя оглобли, хомут и дугу, а самой распространенной запряжкой как в зимнюю, так и в летнюю пору была запряжка одноконная. В праздничный день в повозку могли запрягать и двух лошадей, при этом одна из них коренник — шла под дугой, а другая, называвшаяся пристяжной, — рядом на постромках. Запряжка трех лошадей — тройка, состоявшая из коренника и двух пристяжных, применялась в основном в ямской гоньбе и во время праздничных гуляний. В ряде статей раздела рассказывается об основных типах запряжки, а также о традиционных элементах упряжи, без описания которых разговор о транспортных средствах русского народа был бы неполным.

Материал создан: 22.10.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

Транспорт в Древней Греции и Древнем Риме (Сухопутный и морской)

Курсы повышения квалификации!

Любой курс повышения квалификации - 1390 рублей! Идет прием заявок на обучение! Продолжительность курсов: 36 часов, 72 часа и 108 часов.

×

Наименование ОУ

ГБОУ Школа №1002

Должность

Учитель начальных классов

Дата создания

15.09.2017

Файл материала

Описание материала

Просмотров289

Комментарии0

Скачиваний3

Размер файла4816.21Кб

"Транспорт в Древней Греции и Древнем Риме (Сухопутный и морской)" СЛАЙД 1 Развитие путей сообщения и транспорта в Древней Греции и Древнем Риме СЛАЙД 2 Деятельность греческих астрономов в VI-V вв. до н. э. в основном имела практическую направленность: людям нужно было определять время и ориентироваться при путешествиях. Выдающийся ученый Архимед из Сиракуз изобрел одометр - прибор для измерения пути, пройденного повозкой. В наше время принцип Архимеда положен в основу ряда приборов для измерения расстояний на ходу. СЛАЙД 3 В Древней Греции и Древнем Риме существовали колейные дороги, предназначавшиеся для перевозки по ним тяжелых грузов. Во времена Римской империи строительство дорог и мостов приобрело огромный размах. Были построены 372 большие дороги, некоторые из них соединяли Рим с провинциями. Общая их протяженность в стране и провинциях достигала 250-300 тысяч километров, и сеть этих дорог была исключительно продуманной. Она связывала столицу со всеми крупными центрами провинций, отсюда и поговорка — «все дороги ведут в Рим». СЛАЙД 4 Чаще всего грузы перевозили на ослах, которые могли выдерживать грузы весом примерно 100 кг. Мулы (результат скрещивания самца-осла и кобылы) были сильнее, выносливее и устойчивее, чем лошади, и могли перевозить груз весом 90—200 кг. Как мулы, так и ослы использовались для верховой езды. Груз мог закрепляться на муле или осле веревками, нередко использовались и седельные сумки. Последние имели покрытый тканью или кожей деревянный каркас, к которому крепился груз. Для перевозки грузов использовали и корзины, плетенные из мягкой лозы. Также были распространены ремни для перевозки керамических кувшинов и других сосудов. Вьючные животные могли справиться с самыми плохими дорогами и тропами, и именно они перевозили большинство грузов по суше. СЛАЙД 5 Время появления в Греции колесниц точно неизвестно. Они представляли собой легкие повозки с двумя колесами со спицами, обычно запряженные двумя лошадьми (реже — четырьмя) и созданные для быстрой езды. В них мог ехать только один человек (или двое), обычно — стоя, и они редко использовались для обычных перевозок — за исключением перевозок на короткие расстояния. В основном колесницы применяли в военном деле, а позже — для скачек. Для перевозки грузов, которые были слишком тяжелыми и объемными для вьючных животных, использовались двухколесные телеги. Для еще более тяжелых и громоздких грузов предназначались четырехколесные повозки. Оба типа повозок были сравнительно простой деревянной конструкции и имели цельные, со спицами или поперечно-крестовые деревянные колеса. Обычно в них впрягали пару мулов или волов при помощи хомута и сбруи для закрепления хомута на месте. Этот тип упряжи был неудобен для запряжки лошадей, так как зажимал им дыхательное горло. То, что греки продолжали пользоваться подобной упряжью и не стремились создать более совершенные ее типы, иногда рассматривается как доказательство того, что сухопутный транспорт в Греции не играл большой роли

В избранном у 0 пользователей.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Мой мир

Следующая статья→Технологическая карта урока по истории 5 кл. Тема: «Родовые общины охотников и собирателей». Предыдущая статья←Классный час

Также вас может заинтересовать

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем).

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться. После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Узнайте новости первыми на нашей странице ВКонтакте:

ДОП «Продлёнка»

Лучшие документы для Вашего портфолио!

Широкий выбор документов с официальным статусом.

 

Больше не показывайте, пожалуйста

www.prodlenka.org

от древнейших дней до современности

Вся история человечества неразрывно связана с лошадьми. В частности, огромнейшее значение всегда имел гужевой транспорт, в некоторых регионах сохранивший свою важность и по сей день.

Важнейшую роль играл этот вид транспорта на всем продолжении становления нашего государства, раскинувшегося на огромных просторах. Впрочем, а что подразумевается под этим понятием? В данном случае транспорт – это перевозка грузов с использованием мускульной силы животных, запряженных в телеги. Исторически сложилось так, что под этими животными понимаются лошади, но в перевозках активно задействовали волов, ишаков и мулов.гужевой транспорт

Лошадей применяли не только при полевых работах, но и в доставке товаров из одного конца страны в другой. Особенно зависела от транспортного снабжения армия, которая в силу огромных пространств остро нуждалась не только в быстрой доставке приказов и распоряжений командования, но и в качественном и своевременном снабжении. Нужно отметить, что изначально гужевой транспорт всегда был в ведении ямщиков, но государство столь остро нуждалось в поставках продукции, что вскоре в этот процесс стало активно вовлекаться крестьянство.

Особенная роль в развитии данного транспорта в нашей стране принадлежит сибирякам. Именно богатая ресурсами Сибирь для своего развития остро нуждалась в полноценной и хорошо организованной транспортной системе, которая бы могла покрыть гигантские потребности большой и быстро развивающейся страны. Впрочем, это же обстоятельство дало сильный толчок развитию животноводства, так как на нужды перевозчиков ежегодно уходило большое количество ездовых животных.транспорт это

Особенно востребован был гужевой транспорт на перегоне между Томском и Иркутском: здесь ежегодно провозилось по несколько миллионов пудов грузов различного характера и назначения. Так как население региона в те годы стремительно росло, столь же стремительно рос спрос и на товары из европейской части Империи. Напротив, в Центральном регионе требовалось все большее количество чая, перевозка которого к началу 1900-х годов осуществлялась столь стремительно, что к тому времени вес перевозимого через китайскую границу чайного листа уже перевалил за отметку в миллион пудов!

конные походыПосле Революции значение гужевых повозок только усилилось, так как постоянные конные походы армий требовали большого количества упряжных живоных, которых можно бы было использовать не только под седлом, но и в перевозках большого количества грузов. Именно в то время была разработана технология быстрой смены лошадей, которая позволяла в одной повозке перевозить по 25 центнеров груза! Сменные подводы брались через несколько километров, в результате чего за световой день ямщики умудрялись перевозить впечатляющие даже по нынешним временам объемы полезных грузов.

Однако из-за отсутствия в то время больших конных заводов использовались исключительно крестьянские лошади. Это придавало всем перевозкам строго выраженную сезонность, так как в посевную жизнь на дорогах замирала. Свои позиции гужевой транспорт в нашей стране стал сдавать только после Великой Отечественной войны, когда в СССР было налажено производство грузовых автомобилей в нужном количестве.

fb.ru


Смотрите также