1. У истоков мировой торговли. Торговля в древнем мире
Торговля древнего мира - Энциклопедия по экономике
ТОРГОВЛЯ ДРЕВНЕГО МИРА
[c.7]
Важно отметить одну отличительную черту торговли античности - ее теснейшую связь с культурой древних народов. Обмен товарами способствовал обмену мыслями, мнениями, плодотворно влиял на развитие духовных и нравственных сил, на распространение цивилизации. Те пути, которые были проложены торговлей древнего мира, впоследствии послужили также и первым миссиям по распространению христианства. Древнейшие места сухопутной и морской торговли финикийцев были средоточием христианства.
[c.9]
Таким образом, вся торговля древнего мира, от далеких границ Европы до Персидского залива и Индийского океана, находилась в руках этого небольшого народа. Куда бы ни проникали финикийцы, повсюду они культивировали знания.
[c.16]
В древнем мире и раннем средневековье производство было в основном натуральным, но часть продуктов реализовалась как товары, даже с прибавочной стоимостью, отражающей отношения рабовладельческой и феодальной эксплуатации. Продолжалось общественное разделение труда, развивалась торговля, в том числе с другими странами. Определенное развитие в этот период получило также простое товарное производство крестьян и ремесленников, основанное на частной собственности самих производителей на средства производства и создаваемые продукты, личном труде собственника в своем хозяйстве. В условиях простого товарного производства обеспечивается эквивалентный обмен товаров по ценам, приближенным к стоимости. В этот период еще не произошло обособление себестоимости от стоимости и, следовательно, не могло возникнуть объективной потребности в учете и определении себестоимости продуктов. Меновая стоимость товара достаточно просто определялась и без такого учета.
[c.8]
Еще большего значения в торговле достиг Коринф, занимавший выгодное положение на стыке двух морей - Эгейского и Ионического (Адриатического). Самым же могущественным торговым местом древнего мира из-за своего выгодного положения был город Родос. Великолепные постройки в гавани, большой коммерческий и военный флот, огромные склады с товарами, крепкие жилые дома, храмы, публичные здания, богатая архитектура свидетельствовали о коммерческом величии города, в котором проживало очень много иностранных купцов.
[c.20]
Рим. В I-II вв. до н.э. Древний Рим (город, возникший в 754-753 гг. до н.э.) - это огромная империя-город, раскинувшаяся по берегам Средиземного моря, включавшая значительные территории Западной и Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Переднего Востока. Все земли и народы, которые до сих пор рассматривались в данной книге, за исключением Индии, Аравии и Средней Азии, попали под власть Рима. История последнего составляет заключительную часть древней истории. Профессор истории торговли при Кантонской школе в Люцерне И. Энгель-ман в монографии История торговли и всемирных сношений (1870 г.) отмечал, что высокая культура, плоды трудов покоренных народов - все это стало собственностью и к услугам повелителя древнего мира. Какие выгоды извлек Рим из доверенного ему богатства Ответ на этот вопрос довольно печален. Подобно исполинскому пауку, Рим опоясывал сетью весь мир и сосал его кровь . Когда же все здоровое было высосано, пал и сам повелитель.
[c.22]
По сравнению с древним миром и средними веками прогресс в мировой торговле в позднее средневековье проявился не только в увеличении товаров, но и в преобладании морской торговли и в растущем числе народов, участвовавших в ней. Конечно, небольшая вместимость тогдашних судов, плохое состояние подъездных путей к морю и сухопутных перевозных средств затрудняли обширное товарное движение. Зато морская торговля существенно обогатилась многими новыми товарами.
[c.68]
Начиная с самаритянского города Киш, существовавшего в четвертом тысячелетии до н.э., и города Фивы в Древнем Египте (второе тысячелетие до н.э.), через Венецию, Геную, Амстердам, Лондон и, наконец, Нью-Йорк исторически пролегли торговые пути, позволившие этим городам стать центрами мировой торговли, а значит, и центрами экономической власти во всем мире. Подобное произошло с Москвой, занимающей сегодня такое значительное место в экономической жизни России.
[c.57]
Так, финикийские и греческие торговцы везли в Древний Египет медь Кипра, железо острова Эльба и серебро Испании, они умудрялись доставлять также олово Британии, янтарь Прибалтики и меха Восточной Европы. Главными ресурсами греков стали не плодородные почвы, которых у них не было, а предприимчивость греческих торговцев и искусство судостроителей, мастерство и смелость моряков и квалификация ремесленников. Греки производили на продажу виноград и оливки, великолепную керамику и оружие. Наконец, Афины стали одним из первых городов мира, зависящих от импорта продовольствия — 300 тыс. афинян питались египетским и причерноморским хлебом (как будут питаться им Рим и Константинополь). И основой всего этого служила, повторим, торговля с далекими землями.
[c.32]
Международная торговля существовала еще в древние времена. Например, античная Греция и античный Рим вели торговлю с другими странами. Однако мировой рынок возник впервые при капитализме. В докапиталистических формациях торговля велась только между некоторыми племенами, народами и странами. При капитализме же международная торговля охватывает весь мир.
[c.267]
Широко известно восклицание Архимеда, восхищенного силой рычага "Дайте мне точку опоры — и я переверну мир " Предсказуемость валютного рынка столь случайна, что вслед за древним мыслителем хочется сказать дайте мне любую систему торговли — и я покажу, как здорово она работает на одних отрезках пути движения цен и насколько она никудышна на других. Данное обстоятельство, казалось бы, подразумевает отрицательный ответ на вопрос "А нужна ли вообще какая-либо система игры 1 Непременно нужна.
[c.265]
В античном мире создаются большие предпосылки для развития ремесла и торговли, укрепляется частная собственность ремесленников и их корпораций. Однако промышленность и торговля (за исключением художественного ремесла) рассматривались в Древней Греции и Риме как пагубные занятия, недостойные свободных граждан.
[c.64]
Профессия продавца — одна из древнейших в мире каждое изделие или услуга должны быть проданы. Однако способы продажи могут быть самыми разными. Одни товары продаются служащими в магазинах розничной торговли, другие — продавцами, которые приходят непосредственно к покупателям, третьи (как в случае заказов почтой) продаются вовсе без участия продавцов, а вся нагрузка по продаже товара ложится на рекламу.
[c.88]
Завоевание Египта персами при Камбизе (529-522 гг. до н.э.) задержало торговую деятельность прерванные отношения возобновились лишь при Дарий (522-486 гг. до н.э.). Победа над персами и покорение Египта Александром Македонским (356-323 гг. до н.э.) положили начало новым отношениям и роли Египта в новой империи. Александр Македонский основал в 332 г. до н.э. город Александрию, ставший при его преемниках центром международной торговли древнего мира.
[c.11]
Торг в древние времена был простым обменом товарами и в таком виде он сохранился у всех народов, стоявших на первобытной ступени культурного развития. Меновыми средствами служили наиболее употребляемые товары шкуры, скот и т.д. Более цивилизованные народы заменили меновую торговлю одним, общим эквивалентом стоимости товаров - деньгами. Благородные металлы стали мерилом ценности для всех предметов торговли. Немецкий экономист профессор А. Бэр в монографии История всемирной торговли (М., 1876 г.) отмечал, что трудно определить, кто из народов древнего мира первым стал употреб-
[c.8]
Финикийцы были богатейшим народом древнего мира. В ту отдаленную эпоху, когда еще ни греки, ни римляне не были особенно известны, они были властителями Средиземного моря. Два главнейших города финикийцев - Сидон и Тир - были цветущими центрами торговли и промышленности, а их корабли и матросы прославились в древнем мире.
[c.13]
Нефть является одним из древних предметов международной торговли. Так, из Колхиды нефть вывозили в Древнюю Грецию. Марко Поло во время своего путешествия наблюдал караваны верблюдов, груженных бурдюками с нефтью из Баку. Газ стал предметом торговли недавно. В капиталистическом мире с первых шагов развития нефтяной промышленности утверждались методы ожесточенной конкуренции между партнерами по бизнесу. Их ярчайшим выражением является вся деятельность международных нефтяных монополий, беззастенчиво наживающихся на эксплуатации национальных богатств нефтедобывающих стран.
[c.178]
Сегодня рынок ценных бумаг, фьючерсов и опционов охватывает всю Землю. Только в Индии 14 фондовых бирж. В мире более 65 бирж фьючерсов и опционов. Как пишут Барбара Дайамонд и Марк Коллар в "Торговля 24 часа", они образуют рынок по более чем 400 позициям -от золота до шерсти и высушенных коконов шелкопряда. Все пункты торговли должны удовлетворять трем основным условиям, выработанным на агорах древней Греции и на средневековых ярмарках фиксированной площадкой, правилам торговли и четко оговоренными условиями проведения сделок.
[c.31]
Но о кормчем чуть позже. Сейчас — о другом. Все дело в том, что мир — это не беговая дорожка. Совершенно правы были древние, которые утверждали, чломир — это круглый диск, покоящийся на спинах трех громадных слонов, которые, в свою очередь, стоят па еще более громадной черепахе... Щ Так вот, в центре этого самого диска блаженствуют 24 индустриальных X государства, производящих примерно 55% мирового продукта и осуществляющих более 70% мировой торговли. Среди этих 24 индустриаль-I ных стран выделяется семерка , или G-7 (США. Канада, Япония, Германия, Франция, Британия и Италия). Семерка производит 49% - мирового продукта и контролирует более половины мировой торговли.. 8 Это подлинные хозяева цивилизации. Это они диктуют правила игры всем остальным, т. е. периферии. Понятно, что нынешней России со свои-,., ми двумя процентами мирового производства в эту семерку можно ц попасть только на правах шестерки . Увы, мы в результате реформ j стали периферией. И сами в процессе реформы делали и продолжаем ° делать все, чтобы отбросить нас все дальше от центра. Разве можно по-ч пасть в центр , разрушая отечественную науку, культуру, промышлен-за ность, сельское хозяйство, государственную целостность iV Предположим, однако, что мы хотим проникнуть в центр , хотя бы не в семерку, а в клуб 24-х . Что для этого нужно делать Для этого нужно делать все то, что мы делаем сейчас, по только наоборот. Лучше всех в России это поняли Петр Великий и Иосиф Сталин. Именно они пытались превратить Россию в мощную индустриальную державу. Правда, и тот и другой допустили при этом много поистине византийского варварства. Но преуспели. С трупами, с матами, с кровью, потом, слезами... У нас, петербуржцев, отношение к этим двум великим особое. Не было бы Петра — не было бы и нас, петербуржцев. Не было бы Сталина,— не было бы и ленинградского дела ... И Петр, и Сталин пытались превратить Россию в великую державу феодально-колхозными методами. Иначе они не могли. Воспитание не позволяло.
[c.162]
Вся внутренняя часть Африки и вся та часть Азии, которая отстоит далеко к северу от Черного и Каспийского морей, древняя Скифия, современная Татария и Сибирь во все века находились, по-видимому, в таком же варварском и диком состоянии, в каком они находятся и в настоящее время. Единственным морем Татарии являлся Ледовитый океан, который не допускает судоходства и хотя несколько величайших рек в мире протекают по этой стране, они находятся на слишком большом расстоянии друг от друга, чтобы по ним можно было поддерживать сношения и вести торговлю с большей частью страны. В Африке совсем не существует таких больших внутренних морей, как Балтийское и Адриатическое в Европе, Средиземное и Черное в Европе и Азии и заливы Аравийский, Персидский, Индийский, Бенгальский и Сиамский в Азии, а потому внутренние области этого великого материка недоступны морской торговле, большие же реки Африки находятся на слишком большом расстоянии друг от друга, чтобы делать возможным сколько-нибудь значительное внутреннее судоходство. Помимо того, торговля, которую может вести народ, пользуясь рекой, не имеющей большого числа притоков и рукавов и протекающей перед впадением в море по чужой территории, никогда не достигает очень значительных размеров, потому что всегда во власти народов, обладающих этой территорией, воспрепятствовать сообщению между истоками реки и морем. Судоходство по Дунаю приносит очень мало пользы различным государствам, через которые он протекает, — Баварии, Австрии и Венгрии, — в сравнении с тем, что оно могло бы давать, если бы одно из этих государств владело рекою на всем ее протяжении до впадения в Черное море.
[c.93]
Средоточием арабской торговли в Азии был Багдад, резиденция калифов с середины VIII в. Построенный вблизи развалин древнего Вавилона, он как бы стремился показать всему миру картину прежнего, времен античности, величия и блеска. Все богатства Индии, Аравии, Египта, Сирии, Персии, Средней Азии выставлялись на базарах Багдада. Все торговые пути, позабытые в течение тысячелетий, были вновь открыты и оживлены, а с ними и многие древние торговые города восстановились из развалин.
[c.30]
economy-ru.info
История торговли
История торговли насчитывает уже не одно столетие, то затухая (Средние века), то расцветая (эпоха Возрождения). Еще у первобытных людей наблюдались отношения, в процессе которых одни предметы или продукты менялись на другие. В Месопотамии, Египте они стали складываться уже более определенно, появились единицы расчета, начала образовываться закономерная схема: товар – деньги – товар.
Клинопись вавилонян рассказывает о сделках по покупке и продаже рабов, скота, земли. Тогда же начали складываться и кредитные отношения между людьми, осваиваться пути, по которым грузы, рабы и скот доставлялись в Персию, Армению, Мидию, Аравию и Индию. Этими же путями доставлялись драгоценные камни, специи и благовония, ткани и изделия из серебра и золота. Города, через которые проходила транспортировка грузов, процветали.
История торговли в древней Греции, а впоследствии и в Римской империи, отразилась в мифах и художественных произведениях. Греческий бог Гермес и римский Меркурий помогали людям в успешном обмене товарами, а в их честь возводились храмы, им приносились священные дары. И если древние греки не только завозили, но и продавали различные товары, то римляне, как правило, их только ввозили. Римская империя закупала хлеб и чечевицу в Египте, мясо и молочные продукты в Галлии, из Африки доставлялись фрукты и оливковое масло, из Китая – шелка. Практически весь мир вел отношения с Римом.
После падения этой великой империи история торговли поворачивается в другое русло. Образуются новые европейские государства, которые для процветания должны заниматься продажей. Во времена императора Юстиниана в VI век н.э. Византия выходит на мировую арену и налаживает отношения между европейскими странами и Востоком, прокладываются морские и речные пути доставки грузов. Византия завозит из Сирии хлопок и сахар, торгует с Индией, Китаем, странами Причерноморья, пока итальянские купцы не становятся их конкурентами, выкрадывая у китайцев секрет производства шелка. С того времени европейцы сами начали изготавливать эти изысканные ткани.
Средние века не были благоприятными для процветания и развития купли-продажи, и только в эпоху Возрождения история торговли получила новое направление. Люди начали открывать новые, неизведанные земли, процветает мореплавание, осваиваются неизвестные ранее пути, по которым доставляются грузы. В то же время появляются излишки товаров, которые необходимо реализовывать. Этот период характеризуется и тем, что история развития торговли начинает приобретать негативный характер. Массовый вывоз рабов из Африки вплоть до 19 века – это страшный позор цивилизованной Европы. Людей продавали хуже, чем скотину, и вывозили в Старый и Новый Свет.
Наши предки стали заниматься куплей-продажей сравнительно недавно. История торговли в России начинается с VIII-IX веков, а ее центром был Киев. На внешний рынок наши предки в те времена поставляли мед, меха, сельскохозяйственную продукцию. В городах на площадях проходили торжища, где продавали кожи, меха, различную утварь. К XII веку Новгород становится основным русским торговым центром, а в XIV веке – Москва. Наши предки умели продавать и знали в этом толк. Стали появляться различные ярмарки и гостиные дворы.
В эпоху Петра история торговли в России становится европейской. Купцы и промышленники успешно продвигают страну на мировой рынок. Начинается более интенсивная закупка товаров из Европы и Америки. К середине XVIII века образовываются крупные компании, налаживаются отношения с Индией и Китаем, откуда завозится множество товаров. К концу XIX века история развития торговли в России подошла к своему пику. Империя стала одной из ведущих держав, экспортирующих львиную долю продукции на мировой рынок.
fb.ru
История торговли | Тайны и Загадки истории
Торговля (англ. trade) является одним из самых могущественных факторов исторического процесса. Нет такого периода в истории, в этом Вы можете убедиться посетив тренинг профессиональных продаж, когда она не оказывала бы в большей или меньшей степени влияние на общественную жизнь. Начиная со скромного обмена внутри страны и кончая раскинувшейся по всему миру сетью сложнейших коммерческих операций, разнообразные виды торговых сношений всегда так или иначе реагируют на различные стороны общественной жизни.
Торговля у первобытных народов
Торговля — один из наиболее верных показателей культурного уровня народа. Если в его обиходе торговые сношения занимают выдающееся место, то и общий культурный уровень его высок — и наоборот. Этнография знает немного народов, которым торговля не была бы известна хотя бы в самой элементарной форме. Таким народом являются обитатели Огненной земли, которым до знакомства с европейцами и в значительной степени даже позже незнакома была самая идея торговли. Наряду с ними стоят или, вернее, стояли многие из австралийских дикарей. Цейлонские веды — даже придя в соприкосновение с культурными пришельцами, могли додуматься только до самого первобытного вида обмена, который Шарль Летурно (современный французкий этнограф-социолог) называет «commerce par depots» (торговля путем складочных мест).
Как только усложнятся материальные условия жизни, как только появятся орудия и вообще зачатки промышленности, возникает и идея обмена. Летурно ищет происхождение торговых сношений в обычае обмениваться подарками. Несомненно одно: экономический характер мена получила не сразу. Первоначально она имела символическое значение, санкционируя союз, мир, дружбу, вступление в более близкие отношения. Первый признак, по которому можно судить, что мена начинает получать хозяйственное значение — это установление обычая обмениваться предметами более или менее равноценными или считающимися равноценными. Быть может, чтобы отличить обмен, как таковой, от символической мены, дикари ввели в обычай те складочные места, которые уже Геродот отмечает у ливийцев и которые и по настоящее время встречаются, кроме веддов, у эскимосов, у полинезийцев, у африканских мавров, в Абиссинии. Уже у дикарей мы встречаем в эмбриональной форме два существенно необходимых условия для развития торговли: специализацию промышленности и монету. Роль последней в разных местах играют драгоценности, украшении (раковины), меха, рабы, скот и пр.
Торговля у народов древнего Востока
Древние шумерские города в Междуречье
Первые сведения о существовании торговых сношений встречаются очень рано. Уже за три с половиною тысячелетия до н.э. первый царь Ассиро-Вавилонии из сумерийской династии завел торговые сношения с севером и с югом) из своей столицы Сиртеллы. Тысячелетием позже можно уже констатировать довольно сложную систему обмена. До нас дошло огромное количество документов (клинообразных) о покупках земли, рабов, строений; мы знаем о существовании кредита, о размерах процентов (17-20 % годовых). Три отрасли производства особенно процветали в Ассиро-Вавилонии: выделка оружия, керамика и выделка тканей (вавилонские ковры и крашеные материи). Эти ткани в цветущую эпоху страны, начиная приблизительно с 2000 года до н.э., получают широкое распространение по всему Востоку, а несколько позднее проникают и в Европу.
Торговые пути, удовлетворявшие в то же время и стратегическим целям, были проложены по всем направлениям: в Бактрию, в Мидию, в Персию, в Армению, в Индию, в Аравию, в Переднюю Азию. Халдейская монархия, благодаря своему географическому положению, служила посредницей между Востоком и Западом. Караваны доставляли туда продукты Аравии и восточной Африки (золото, курения), Индии (ткани, металлы и изделия из них, драгоценные камни). Оттуда они перевозились тоже на караванах в Финикию. Персидский залив у ассирийцев мало эксплуатировался в качестве торгового пути. Внутри страны торговля шла главным образом по двум великим рекам Месопотамии: Тигру и Евфрату. Семитические народы также рано приняли участие в международной торговле. Караван измаильтян, шедший из Гилеада (Палестина) в Египет с разного рода куреньями (смола, трагакант, ладан, мастика), доставленными, по всей вероятности, из Аравии, купил Иосифа у братьев; несколько позднее последние отправились в Египет морем с грузом благоуханий, меда, орехов и миндаля, чтобы получить оттуда хлеб. Эти факты указывают на постоянные сношения с Египтом.
Более подробные сведения о торговле евреев относятся к эпохе Соломона. Сношения с югом поддерживались очень регулярно; каждые три года флот царя совершал торговые рейсы в Индию и в обмен на дерево и камедь привозил оттуда золото, серебро, слоновую кость, обезьян и проч. При Соломоне была построена Пальмира (Тадмор), ставшая промежуточной станцией между Палестиной и Востоком; при нем же явилась в Иерусалим царица Савская (из южной Аравии), которая в невиданном до тех пор количестве привезла благовония и драгоценные каменья. Сношения с Финикией поддерживались постоянно; на ярмарках в Тире всегда было множество евреев. Из Аравии в Финикию существовали два пути: один — из Йемена через нынешнюю Мекку и через страны моавитян и аммонитян; другой — из Гадрамаута и Омана через северную пустыню и Дедан, а потом к западу, где он соединялся с путем караванов Йемена. — В Египте в эпоху постройки пирамид господствовало натуральное хозяйство; незначительный внутренний обмен имел меновой характер. Только в начале XVI в. до н.э. обнаруживается в Египте влияние азиатского востока; появляется монета (медные слитки). В эту эпоху торговля — по преимуществу сухопутная. Главные пути ее сосредоточиваются у Мемфиса и Фив.
Рамзес II начал постройку канала, соединяющего Нил с Красным морем; Нехо его продолжал. Это был главный водный путь до основания Александрии. Две дороги вели из Фив на юг, в Эфиопию и Мерое; одна шла по берегу Нила, другая — через пустыню. С Карфагеном Фивы сносились через оазис Аммона и большой Сирт. Сношения с берегом Красного моря не представляли никаких затруднений. Египет получал в эту эпоху главным образом предметы роскоши — драгоценные камни, металлы, дерево, благоухания, сосуды и проч.; но даже после Псамметиха торговля в Египте не приобрела сколько-нибудь серьезного значения. Настоящий торговый расцвет наступил здесь лишь после основании Александрии.
Значение финикийцев в истории торговли
С финикийцами торговля вступает в новый фазис развития. Раньше она почти не выходила из рамок простого обмена продуктами между различными государствами и племенами Востока; теперь она становится всемирной и делается морской по преимуществу. Первоначально, впрочем, финикийцы не отваживались пускаться в долгие морские путешествия; они посещали ближайшие места: Индию, Палестину, Аравию, Египет, Грецию — морем, Ассиро-Вавилонию, Армению — сухим путем. Особенно тесные торговые связи существовали у финикийцев с евреями. В обмен на местные (строевой лес, плоды и металлы) и привозные (слоновая кость, драгоценности, стекло и пр.) продукты финикияне получали из Палестины зерно, масло, вино и всякого рода сырье. Из Сирии они получали вино и тонкую шерсть, которую окрашивали своей знаменитой пурпуровой краской и развозили по всему миру, из Каппадокии — лошадей, с Кавказа — мулов. Все предметы торговли обменивались одни на другие и финикийцы получали громадные барыши. Эти барыши еще во много раз увеличились, когда финикийские купцы стали заезжать дальше на запад по Средиземному морю. Осторожно пробираясь берегом, они достигли Испании, где основали колонию (ныне Кадикс). Серебро из рудников Пиренейского полуострова обменивалось на продукты Востока; оттуда вывозили масло, воск, вино, хлеб, шерсть, свинец и пр. Геркулесовы столпы не остановили финикийских купцов; они добрались до Балтийского моря, всюду завязывая торговые сношения; и вывозили из селений Европы рыбу, кожи, янтарь, олово.
Лет за 1000 до н.э. финикийская торговля находилась в полном расцвете. Строго сохраняя тайну своих западных плаваний, они нераздельно царили на море от Индии до Ютландии, доставляя Западу произведения Востока и наоборот. Но упадок этой торговли наступил так же быстро, как и расцвет. Внутренние неурядицы и вражеские нашествия исчерпали силы маленького народа; его торговой монополии наступил конец, но одна из его колоний, Карфаген, впоследствии сделалась великой торговой державой.
Торговля у древних персов
Торговля у древних персов получила громадный толчок благодаря деятельности Дария Гистаспа. Он докончил канал Рамзеса и Нехо, произвел денежную реформу для облегчения обмена, покрыл свое громадное государство целою сетью дорог и промежуточных станций, которые столько же служили военным, сколько и торговым целям, исследовал течение Инда и берега омывавших его державу морей. Промышленность достигла цветущего состояния; персидские материи и ковры, мозаичные и эмалевые изделия, мебель из драгоценного дерева не имели соперников. Продукты Индии развозились караванами по всему государству; арабы были посредниками в сношениях с югом, греческие колонии малоазиатского прибережья, подвластные персам — с западом и севером. И здесь упадок наступил вскоре после расцвета; потеря западного побережья Малой Азии была его первым моментом.
Торговля в древней Греции
.
Факт существования сношений между финикиянами и греками в микенскую эпоху можно считать, по-видимому, установленным. Финикияне привозили восточные товары, увозили сырье. Благосостояние прибрежных обитателей возрастало, потребности увеличивались; туземная промышленность стала подражать заморским изделиям. Восточное влияние распространялось главным образом по восточным берегам Эллады, по пяти заливам: Лаконскому, Аргивскому, Сароническому, Евбейскому и Пагасейскому; культурным центром был Аргос.
Главной отраслью промышленности в микенскую эпоху была металлическая. Металлов, добываемых из местных рудников, как в Элладе, так и на островах и на малоазиатском берегу, не хватало; финикияне привозили медь и олово. Металлы сделались наиболее ценным объектом торговли и внутри страны, где мерилом ценности был скот. В VIII в. начинается мореплавание и у греков, но влияние финикиян не падает. Восточный импорт держится: финикийские корабли привозят серебряные сосуды из Сидона, металлические брони из Кипра, полотняные хитоны, стекло, слоновую кость; с Востока же греки получали некоторых домашних животных и растения. Из Фракии в Элладу ввозились кубки, мечи; очень оживленные сношения существовали между малоазиатскими греками и их соседями — лидийцами, ликийцами, карийцами. Настоящий торговый подъем в Греции начинается вместе с колонизацией. Эллины постепенно заселяют чуть не все побережье Средиземного моря, берега Эвксинского Понта и Пропонтиды, острова Архипелага, открываются торговые сношения со скифами, с фракийцами, с туземными племенами Малой Азии и Кавказа, с ливийцами, с обитателями Италии, южной Франции, Испании. В половине VII в. сюда присоединяется Египет. Аттика доставляла масло и серебро, Беотия — хлеб, острова — вино, Кифера — пурпур, Лакония — железо. Импорт состоял, главным образом, из всевозможного сырья и рабов; но Восток и Этрурия ввозили в Грецию и продукты своей промышленности.
Главным предметом ввоза был хлеб, которого даже в Аттике хватало лишь в обрез. Скот и драгоценности, как мерила ценности, сначала уступили место слиткам меди и железа, а затем благородным металлам, по весовым единицам; наконец, из Лидии была заимствована монета. В VII в. первое место в торговом отношении принадлежало Эгине; только Коринф мог соперничать с нею. В VI в. постепенно начинают выдвигаться Афины и с помощью Коринфа одолевают Эгину.
Успехи торговли ведут за собою повсюду падение землевладельческой аристократии. Попытки коринфских Кипселидов и афинских Пизистратидов поднять мелкое землевладение не приводят ни к чему, и оба города, в V в., превращаются в купеческие республики. Земледелие не могло выдержать конкуренцию Понта, Сицилии, Египта и южной Италии. В V в. в Пирей ввозилось ежегодно не менее 300000 метр. цнтн. хлеба, а общий импорт во все гавани Эгейского моря достигал нескольких миллионов метр. цнтн. Доход с торговли был пропорционален величине риска; если плавание в Сицилию и Италию давало до 100 %, то плавание по Архипелагу приносило не более 20-30 %. Таково было положение дел в эпоху высшего торгового расцвета, следовавшего за греко-персидскими войнами. Пелопоннесская война повела за собою уменьшение народонаселения, разорение страны, податной гнет, экономические кризисы; но даже Афины, всего больше пострадавшие от войн, не утратили всех своих сил и сохраняли свое торгово-промышленное значение. Сиракузы заняли первое место среди западных эллинских городов и сохраняли его вплоть до возвышения Александрии; Ефес сделался промежуточным пунктом, через который шла торговля с Малой Азией; на юго-востоке вырос Родос, соперничавший с самыми крупными торговыми центрами греческого мира.
Соответственно промышленному развитию растет и торговля. В морской торговле значительность риска рано привела к образованию торговых компаний, простейшим видом которых был бодмерейный договор. Денежная ссуда под залог судна и груза оплачивалась дороже, чем простая денежная ссуда; в то время, как процент по первой достигал 30 %, по второй редко поднимался выше 18 %. Поход Александра Великого в Египет навел его на мысль, что торговля с Индией гораздо удобнее может идти через Египет, чем старым путем. В устьях Нила явилась Александрия, которой ее основатель предрек роль торговой посредницы между Востоком и Западом. При Птолемеях большой торговый флот в Красном море служил для сношений с Индией; по Нилу совершались сношения с Эфиопией, откуда шла, главным образом, слоновая кость. С подчинением Риму торговая деятельность Александрии — как и Византии, другого порта, соединявшего Запад с Востоком, — значительно возросла.
Карфаген и Этpypия
Когда под ударами Александра пал Тир, Карфаген принял коммерческое наследие своей метрополии. История Карфагена тем особенно интересна, что торговые соображения у него были всегда на первом плане. Государственное устройство, завоевания — все приноравливалось к экономическим потребностям. Сохранить за собою торговую монополию в западной части Средиземного моря — такова была основная задача. Чужие суда изгонялись, а при случае и потоплялись; всякая другая морская держава, желавшая вступить в сношения с могущественной республикой, должна была торговать исключительно в самом Карфагене.
Необычайно выгодное географическое положение ставило Карфаген в очень благоприятные условия. Караваны, регулярно ходившие внутрь Африки и в Египет, привозили оттуда черное дерево, слоновую кость, золото, страусовые перья, финики, невольников; европейские колонии доставляли шерсть, металлы, хлеб. Карфагенские фабрики перерабатывали сырье и выпускали на рынок ткани, металлические изделия и стекло.
В эпоху расцвета карфагенского могущества в Италии выросла Этрурия, также сыгравшая роль в истории торговли. Она заключила союз с Карфагеном; в 540 г. союзники разбили фокейских колонистов у Алалии (Корсика) и оттеснили их на материк (Массилия). Могущество Этрурии продолжалось недолго; после его падения греческие пираты сделались смелее, так что Риму с Карфагеном пришлось договариваться об их истреблении (Вопрос о времени первого римско-корфагенского договора — очень спорный. Моммсен, Ар. Шефер и Клазон относят его к 348 г. до н.э., а Э. Мюллер, Ниссен и Эд. Мейер склонны считать полибиевскую дату — 509 г. — подлинной). Несколько времени спустя возвышение Рима покончило и с греками, и с этрусками, и с карфагенянами.
Торговля в древнем Риме
Политическая карта Европы, показывающая наиболее значимые торговые пути и товары Древнего Рима (автор Adhavoc)
В древнейшее время торговля в Италии ограничивалась сношениями между соседними общинами. Рано появились периодические ярмарки, приуроченные к празднествам; наиболее значительная из них была у Соракты, этрусской горы недалеко от Рима. Здесь торговля происходила вероятно раньше, чем появился в центральной Италии греческий или финикийский купец. Орудием обмена служили скот, рабы, позднее металл (медь) в весовых слитках.
Благоприятное географическое положение Рима скоро сделало его складочным пунктом для всего Лациума. Первоначальный скромный обмен оживился, когда в Италии появились греческие поселения, и этрусские купцы завели тесные сношения с греческими. Поселения восточного берега Италии стали входить в непосредственную связь с Грецией; Лациум обменивал свое сырье на мануфактуру у южноиталийских и сицилийских греков. Такое положение дел сохранялось до тех пор, пока Рим не приступил к распространению своего владычества до естественных границ Италии. Римские денарии, говорит Моммсен, ни на шаг не отставали, от римских легионов. И заморские войны Рима имели причиной отчасти торговые интересы республики. Промышленным центром, способным конкурировать с Востоком и Карфагеном, Рим не сделался; только торговля в крупных размерах могла стать для него настоящим источником богатства. Пунические войны, сокрушившие Карфаген, и поход в Грецию, покончивший с Коринфом, доставили римскому купечеству возможность пустить в оборот свои капиталы.
Первым шагом после римского завоевания было обыкновенно введение римской денежной системы. Серебряные монеты вошли в обиход с III в., а золото (преимущественно в слитках) — во время пунических войн. Портовые пошлины сделались важной финансовой статьей. К кругу стран, с которыми римляне находились в сношениях, присоединились страны Востока. Но и теперь, как до конца дней своих, Рим исключительно ввозил, выплачивая за заморские продукты тем золотом, которое набиралось в покоренных странах государством и откупщиками. Империя доставила миру успокоение, которое прежде всего отозвалось на упорядочении и урегулировании торговли. Таможенные преграды не стесняли больше торговлю, дороги были безопасны от разбойников, моря не кишели пиратами.
Из учреждений времен империи заслуживают внимания «horrea» — государственные склады, главным образом зернохранилища, куда поступал африканский и египетский хлеб. Второе место среди предметов ввоза занимало мясо. Из-за границы привозились в Рим целые стада; молочные продукты шли из Галлии и Британии. Разнообразнейшие сорта рыб потреблялись как в свежем, так и в соленом и маринованном виде. Овощи и фрукты также в огромном количестве приходили из-за границы; Карфаген и Кордова славились артишоками, Германия — спаржей, Египет — чечевицею; яблоки шли из Африки, Сирии и Нумидии, сливы — из Сирии и Армении, вишни — с Понта, персики — из Персии, абрикосы — из Армении, гранаты — из Карфагена. Вина Италия производила вообще много, но и его в эпоху империи не хватало; вино привозилось из Греции, Малой Азии, островов, позднее из Галлии и Ретии. Масло, в огромном количестве потреблявшееся в банях, доставлялось из Африки. Крупным объектом торговли была и соль. Для римских домов и вилл издалека привозилась мебель из ценного дерева, изукрашенные серебром софы, мрамор, драгоценные статуи. Финикия, Африка и Сирия доставляли пурпурные материи, Китай — шелк и шелковые ткани; выделанные кожи шли из Финикии, Вавилонии, Парфии, сандалии — из Ликии (знаменитая фабрика в Патаре), бронза и медь — из Греции и Этрурии, мечи, кинжалы, панцири — из Испании. В I—III вв. н.э.
Римская империя представляла из себя величайшую область свободной торговли, какую только знает история. Единство монеты, меры и веса, свободное плавание всех повсюду, цветущее состояние промышленности в Испании, Малой Азии, Сирии, Египте, Северной Италии, отчасти Греции, высокий уровень земледелия в Африке и на прибрежье Черного моря — все это способствовало процветанию торговли. Случайное открытие Цейлона при Клавдии указало новый путь в Индию. Но это благосостояние продолжалось недолго. При Диоклетиане наступил страшный экономический кризис, от которого римская торговля уже не могла оправиться. Напрасно императоры старались поправить дело, установляя тесную опеку над всеми сферами хозяйственной жизни, регламентируя земледелие, ремесла, торговлю. Все было напрасно, так как государство преследовало не народно-хозяйственные, а фискальные цели. Международные сношения все сокращались, а потом появились варвары, и страшный упадок культуры закончил собою историю Римской империи.
Византия и левантская торговля до появления арабов
Денежный крах конца III в. для восточной половины империи оказался менее гибельным, чем для западной. Как только брожение, вызванное варварами, более или менее улеглось или пронеслось на Запад, восточная империя снова стала устраиваться, военный престиж ее воскрес, сношения с Востоком стали возобновляться. Со времен Юстиниана (527-565 г.г.) Византия делается посредницей между Востоком и Западом и сохраняет свою роль до тех пор, пока буржуазия итальянских и южнофранцузских городов не отбила у нее этого положения. В средние века Левант(от древ. франц. Soleil levant — «восход солнца») — общее название стран восточной части Средиземного моря был главной целью европейской торговли. То, что позднее стало в изобилии получаться из Америки, — например, хлопок и сахар — теперь шло из Сирии, Малой Азии, Кипра; индийские куренья и пряности тоже могли быть добыты только на Востоке; шелк производился сначала только в Китае.
Выгодное торговое положение Византии обусловливалось прежде всего географическими условиями. Только с Китаем она не могла сноситься непосредственно; китайцы морем не ездили дальше Цейлона, а караваны их доходили только до Туркестана. В дальнейшем движении к Византии китайский шелк неминуемо должен был пройти через Персию. Юстиниан тщетно старался организовать доставку его морем в Эфиопию, чтобы избежать враждебной Персии. Индийские товары на туземных или персидских кораблях также доставлялись на берега Персидского залива, но торговля с Индией шла и непосредственно, через греческую гавань на Красном море, Клисму (около современного Суэца). Торговля с Эфиопией, крайне выгодная (куренья, драгоценные камни, слоновая кость), шла частью через Александрию, частью морем; жители Эфиопии занимались также перевозкой греческих купцов в Индию и транзитом индийских товаров. Под конец Юстинианова царствования миссионеры похитили у Востока тайну производства шелка. При Юстине II в Византийской империи существовала уже шелковая промышленность, сосредоточившаяся преимущественно в Сирии. Сирийцы стали искать рынков и на Западе. В меровингскую эпоху мы их встречаем не только в Нароонне и Бордо, но даже в Орлеане и Туре; их корабли привозили не только шелк, но и вино, выделанные кожи, дорогие материи для украшения храмов. За сирийскими купцами последовали египетские, с местными произведениями (папирус и пр.). В Италии, пока она принадлежала Византии, восточных купцов было еще больше. В Германии их встречали только в романизованных областях — по Рейну и Дунаю.
tayni.info
Торговля в средние века
Торговые пути
Торговля в средние века являлась делом очень трудным и опасным. Крупные партии товаров можно было перевозить только по воде или по разбитым, ухабистым грунтовым дорогам. За проезд через владения каждого феодала купец должен был платить пошлину. Пользование мостами и переправами также было платным. Например, чтобы провезти товары по всему течению французской реки Луары, нужно было 74 раза платить пошлину. И когда купец довозил товар до места продажи, нередко оказывалось, что он заплатил пошлин больше, чем стоил самый товар. К тому же феодалы часто грабили купцов на проезжей дороге. А если ломалась телега и товары падали на землю, они переходили в собственность сеньора данной земли. Отсюда и пошла поговорка: «Что с воза упало, то пропало».
В средневековой Европе было два главных морских торговых пути. Один вёл через Средиземное море на Восток. Этим путём в Европу привозили много товаров из стран Азии и Африки — шелка, ковры, оружие. Чрезвычайно ценились в Европе восточные пряности, особенно перец. Он служил не только приправой к пище, но и лекарством от желудочных болезней. Сначала главную роль в торговле с Востоком играли византийские купцы. Потом её взяли в свои руки купцы двух итальянских портовых городов — Венеции и Генуи.
Второй морской торговый путь проходил через Северное и Балтийское моря и связывал Англию, Францию, Северную Германию, Фландрию, скандинавские страны, Польшу, Прибалтику, Русь. Заметное место принадлежало здесь русским городам — Новгороду и Пскову. По этому пути перевозились ткани и другие ремесленные изделия на Русь, в Швецию и Польшу, а отсюда на запад шли хлеб, корабельный лес, лён, воск и кожи.
Кроме того, существовало два главных речных пути. Один из них вёл из Адриатического моря по реке По через альпийские горные перевалы к реке Рейн и в Севернее море. Этой дорогой южные и восточные товары попадали в Северную Европу. Другой по реке Неман или по рекам Неве, Волхову и Ловати вёл из Балтийского (Варяжского) моря через Днепр в Чёрное (Русское) море и Византию. На Руси эту дорогу называли путём «из варяг в греки».
Ярмарки и банки
Купцы со всей Европы несколько раз в год съезжались в определённые города на ярмарки. Сеньор той области, где устраивались ярмарки, давал клятвенное обещание, что обеспечит безопасность купцов и сохранность их товаров. За это купцы платили ему пошлины. Особенно известными были ярмарки во французском графстве Шампань. Здесь можно было приобрести индийский перец и скандинавскую сельдь, английскую шерсть и русский лён, шампанское вино и арабские клинки.
Денежные расчёты на ярмарках были очень сложны. Почти каждое крупное феодальное владение или большой город имели свою монету. Поэтому возле ярмарок жили менялы, которые за плату производили купцам обмен различной монеты. Самые богатые менялы имели в больших городах своих представителей. К ним обращались чужеземцы, боявшиеся везти с собой мешки с монетой (бумажных денег тогда ещё не было). Поэтому менялы не только обменивали деньги, но и ссужали ими приехавших издалека купцов и даже феодалов под высокие проценты. Такие менялы получили название ростовщиков. У многих ростовщиков-паразитов находились в долгу тысячи людей.
Этим же менялам отдавали деньги на хранение. Так появились банкиры (от итальянского слова «банка» — скамья, на которой они сидели во время ярмарок). Банкиры — владельцы банков, то есть хранилищ денег, быстро превратились в очень богатых людей, перед которыми заискивали даже короли и князья.
Товарно-денежное хозяйство
Развитие ремесла, торговли, банков подрывало господство натурального хозяйства. Если раньше крестьяне производили продукты только для собственного потребления и для уплаты оброка, то теперь они производили их и для продажи в городе. Феодалы тоже начали посылать в город для продажи продукты из своих поместий. А ремесленники вообще производили свою продукцию только для продажи. Продукция, предназначенная для продажи, называется товаром.
И ремесленники, и крестьяне, и феодалы за проданные товары получали деньги. Натуральное хозяйство стало уступать место товарно-денежному.
С развитием товарно-денежного хозяйства в жизни феодальной Европы произошли большие перемены. Установились торговые связи между различными областями. Например, Южная Франция производила теперь оливковое масло не только для себя, но и для продажи на Севере страны. Север Франции снабжал южные области своими сукнами, а из Восточной Франции привозили в другие районы железо. Юг, Север и Восток Франции уже не могли существовать друг без друга и стремились к объединению в едином государстве.
Усилились торговые связи и между отдельными странами. Жители разных стран лучше узнавали друг друга, обменивались ремесленными изделиями, передавали друг другу свои познания. Значит, с развитием товарно-денежного хозяйства двинулось вперёд и развитие культуры.
Но жизнь крестьян стала ещё более тяжёлой. Феодалам нужно было всё больше денег для того, чтобы покупать в городе различные предметы, дорогое оружие, тонкие сукна, вина, пряности. Эти деньги они стремились получить от крестьян и стали требовать уплаты оброка деньгами. Почти все деньги, которые крестьянин получал от продажи продуктов в городе, он должен был отдавать феодалу. Другие феодалы сами стремились выручить побольше денег от продажи собственных продуктов на городском рынке. Для этого они увеличивали оброк продуктами или заставляли крестьян больше работать на барщине. Феодальный гнёт становился невыносимым. Крестьяне всё чаще восставали против феодалов.
Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению классовой борьбы между крестьянами и феодалами.
informvest.ru
А О хлебной торговле в древнем мире (к с. 28 и 220)
А
О хлебной торговле в древнем мире (к с. 28 и 220)
Общее мнение историков, что причиной земледельческого кризиса, начавшегося в Италии после 150 г. до P. X., была конкуренция иностранного, сицилийского и африканского, хлеба. Только Вебер (R. A. G., 225) и Сальвиоли (D. Р. F., 62 сл.) высказали в этом сомнение. Я, напротив, смотрю на это объяснение как на совершенно ложное. В древности не существовало частной и международной торговли хлебом, подобной современной, но каждая страна потребляла свой хлеб.
Вот доказательства этого: когда в V и IV вв. до P. X. Аттика сделалась промышленной страной и приобрела известное политическое могущество, население сделалось так густо, что собственных урожаев было недостаточно. Поэтому Аттика даже в урожайные годы принуждена была ввозить запасы хлеба, по Демосфену (in Lept., 31), до 800 000 медимнов, т. е. около 415 000 гектолитров; но Бёк (?. Р. ?., 154) считает миллион медимнов, т. е. приблизительно 518 000 гектолитров. Принять ли цифру великого оратора или новейшего ученого, все же дело идет о довольном малом запасе сравнительно с цифрами современной торговли. И однако частная торговля не могла доставить в Аттику эти полмиллиона гектолитров без помощи, а иногда без принуждения, со стороны государства. Из речи Демосфена (in Lacrit., 50–51) следует, что все суда, принадлежавшие афинянам или субсидированные афинскими гражданами и метеками, были принуждены под страхом строгих наказаний возвращаться нагруженными отчасти хлебом. Речь Демосфена (in Phorm., 36–37) доказывает, что судохозяин, ведший торговлю между Афинами и греческими колониями в Крыму и выгрузивший зерно в другой гавани, а не в Афинах, мог быть казнен. Гл. 38 этой речи доказывает, что рассматривали как гражданскую заслугу для богатого капиталиста всегда соблюдать эти законы. (См. также об этих законах: Демосфен in Theoc, 10.) Следовательно, ввозная торговля хлебом даже в расположенных у моря Афинах была родом тягостной повинности, налагавшейся государством на купцов в обмен на покровительство и другие предоставленные им выгоды. Кроме того, если ввоз хлеба был полупринудительным, сама торговля привезенным в Аттику хлебом вовсе не была свободной. Две трети хлеба, выгруженного в Пирее, говорит нам Аристотель (Ath. resp., 51), должны были отвозиться в Афины. Лисий в речи Adversus frumentarios рассказывает, что спекуляции с хлебом наказывались смертью. В то время как за мелкой продажей всех других съестных продуктов надзирали ??????????, за хлебным рынком следили особые магистраты ??????????? (Lys. XXII, 16), которые (Demosth., XX, 32) должны были вести подсчет ввезенному из разных стран хлебу. Однако продовольствование было недостаточно, и голод был нередок, так что время от времени необходимо было производить в Афинах за счет государства или частных благотворителей раздачу хлеба по пониженной цене, как позднее такое обыкновение существовало в Риме (Arist. Vesp., 718 et schol. ad loc.; Schol. Equit, 103; Demosth. in Phorm., 37 sq.; С. I. ?., II, 108, 143, 170, 194, 195. Схолиаст ad Arist. Ach. (548), по-видимому, указывает, что Перикл построил большую общественную житницу). Были даже особые магистраты для покупки хлеба (???????), не назначавшиеся по жребию, а выбиравшиеся народом и часто производившие эту покупку за свой счет (Demosth. de Cor., 248; С. I. ?., II, 335 и 353).
Наконец, в то время как теперь промышленные страны всеми силами стараются ограничить ввоз хлеба, устанавливая покровительственные пошлины, Афины всеми дипломатическими и военными средствами старались сделать ввоз хлеба насколько возможно обеспеченным и изобильным. Демосфен восхваляет великодушие Левкона, тирана Крыма, предоставившего афинским купцам привилегию вывозить любое количество хлеба, не платя никаких пошлин, что равнялось ежегодному дару в 13 000 медимнов, т. е. менее 7000 гектолитров. И однако этот дар казался Демосфену очень щедрым. Стремлением афинян во время расцвета их могущества было сделаться господами Черного моря, а особенно Босфора, для того, чтобы быть в состоянии захватить хлебную торговлю в свои руки или предоставить ее на определенных условиях кому пожелают (Boeck. Е. Р. А., 124; Demosth. de Cor., 87; С. I. A., I, 40). Существуют многочисленные декреты в честь египетских царей, дававших привилегию вывозить хлеб.
Эти факты можно объяснить, только допуская, что хлеб нелегко было перевозить и продавать вне местного рынка. Исключая некоторые страны, где население было редко, а земля очень плодородна, как в Крыму, и другие, где население, напротив, было густо, но умеренно, а земля необычайно плодородна, как в Египте, урожаев с трудом хватало для собственного потребления. Поэтому были склонны запрещать вывоз хлеба, и, действительно, мы видим, что он очень часто запрещается. Добыча хлеба даже при обыкновенных условиях не была, следовательно, очень значительной. Кроме того, в древности издержки и риск, связанные с перевозом товаров даже по морю, были велики. Это зависело от редкости капитала и очень высокого процента, от небольших размеров и медлительности судов, от частых войн, от пиратов, вероломства и варварства. Эти издержки и опасности еще увеличились при перевозке по суше. При таких условиях торговцы старались не развивать число операций, а стремились заработать побольше на каждой из них. Охотно привозили товары небольшого объема, цена которых в той стране, где их покупали, была низка и высока в той стране, где их продавали, чтобы быть в состоянии получить большую прибыль при небольшом транспорте. По этой причине, как часто отмечалось, древние народы обменивались между собой только предметами роскоши, потребление которых было ограничено и цену которых можно было повысить, ибо они продавались людям богатым. Сверх того, так как на берегах Средиземного моря было немного цивилизованных народов между массой варварских и так как цена вещей находится в прямом отношении к цивилизации, то многие предметы, даже не бывшие предметами роскоши, например, сушеные фрукты, шерсть, мед, благовония, были дешевы в очень бедной и варварской стране и дороги в стране богатой и цивилизованной. Этими предметами также велась торговля. Одним словом, торговля велась так, чтобы груз корабля или каравана всегда мог принести значительную сумму и вознаградить за издержки путешествия, проценты на капитал и риск, которому подвергался купец. Хлеб же был громоздким товаром, и его перевоз стоил дорого; следовательно, частные лица имели выгоду привозить в другую страну иностранный хлеб, даже купленный по очень низкой цене, только в эпохи сильного голода и при условии ввоза небольшого количества, несколько уменьшавшего голод, но не уничтожавшего его совершенно. Если бы купцы привезли количество хлеба, достаточное для того, чтобы значительно понизить цену, они не получили бы прибыли, достаточной для покрытия огромных издержек от такого громоздкого товара и сопряженного с ним риска. Другими словами, частная торговля хлебом делалась тогда спекуляцией на местный и частичный голод; она не была, как теперь, средством распределять припасы по всем странам и уравнивать цены так, чтобы они не поднимались очень высоко, но и не падали слишком низко в какой-нибудь стране. Это подтверждают Ксенофонт (Econ. XX, 27, 28), определенно говорящий нам, что хлеботорговцы спекулируют на голоде, продавая хлеб из одной страны в другую, и Демосфен (in Dionys, 7—11), описывающий очень интересный род треста, образованного многими торговцами для спекуляции во время голода всякий раз, когда он случался бы в средиземноморских странах, путем привоза небольшого количества хлеба из стран, где он был дешев, в те, где был голод, и получения большой разницы в этих ценах. Если бы торговля хлебом была международной, то спекуляция на повышение зависела бы не от рынков, а от времени года, как теперь; теперь спекулируют, не покупая хлеб, где его много, а покупая его в то время, когда он очень дешев, чтобы продать его, когда он подорожает. Кроме того, так как местные ограниченные рынки были очень изменчивы, спекуляторы подвергались тогда большому риску (Demosth. in Zenothemidem, 25).
Я остановился на торговле хлебом в Аттике, потому что для нее у нас есть много документов, но в этом отношении условия античной цивилизации были одинаковы, и мои соображения одинаково применимы к Риму и Италии. Если в V и IV вв. до P. X. понтийский или египетский хлеб не мог быть перевезен в богатый приморский центр, подобный Афинам, без субсидии со стороны государства или без поддержки богатых купцов, которые добровольно или вынужденно оплачивали часть издержек, то как мог египетский хлеб два столетия спустя продаваться внутри Италии, в циспаданской Галлии или в городах, расположенных в Апеннинских горах? Перевезенный так далеко хлеб стоил бы столько, что никак не мог конкурировать с местным хлебом: издержки транспорта и прибыль торговца лучше покровительствовали бы тогда местному земледелию, чем современные покровительственные пошлины; и они, действительно, покровительствовали ему так хорошо и делали ввоз хл, еба столь трудным, что в Риме, по крайней мере, нужно было прибегать к искусственным мерам, аналогичным употреблявшимся в Афинах для увеличения ввоза. Покупка хлеба за счет государства и даровые раздачи его частными лицами были мерами того же порядка и вызванными теми же потребностями, как и вышеуказанные меры, употреблявшиеся в Афинах. Когда Рим возрос и население столпилось вокруг семи холмов, цена хлеба быстро возрастала, по мере того как приходилось запасаться хлебом в более обширной полосе, ибо издержки перевоза увеличивались и трудно было доставить в Рим большое количество хлеба, необходимое для пропитания столь многочисленного населения. Современные европейцы и американцы так привыкли видеть огромные города, насчитывающие миллионы людей, правильно снабженные припасами благодаря частной торговле, что они думают, что это естественное положение вещей. Напротив, эта правильность снабжения съестными припасами является одним из наиболее чудесных и недавних результатов цивилизации, сделавшихся возможными благодаря изобретению железных дорог, пароходов, благодаря могущественной организации современной промышленности и торговли, благодаря распространившейся привычке к работе и огромному возрастанию богатства. В древности было трудно продовольствовать город в 100 000 жителей. Этим объясняется, почему почти все древние города были невелики; и это заставляет нас также не слишком легко верить очень высоким цифрам, до которых иногда поднимают население некоторых из этих городов; это, наконец, объясняет нам, как в стране, обогащенной, подобно Аттике, торговлей и промышленностью или, подобно Италии, ростовщичеством, ввозом капиталов и завоеваниями и где население охотно покидало деревню, чтобы собираться в городах, трудность продовольствования делалась очень важным политическим вопросом. Жизненным вопросом для государства была возможность получать хлеб из страны, где ежегодно был его избыток, а для этого нужно было сохранять с этими странами хорошие дипломатические отношения или же завоевывать их. Это же объясняет и то, как военное расширение древних государств отчасти зависело от владения очень хлебородными областями. Рим мог послать армию во все страны Средиземного моря, когда завоевал Сицилию, Сардинию, Испанию и установил хорошие дипломатические отношения с Египтом, т. е. когда он имел огромные житницы, готовые открыться по первому его требованию. Митридат мог предпринять свою долгую войну против Рима, когда завоевал плодородный Крым. Многочисленная армия есть подвижный город, искусственное собрание населения, которое нужно кормить. Страна, производившая количество хлеба, едва хватавшее для ее потребностей, была бы осуждена на вечный голод, если бы вынуждена была посылать часть своего хлеба вдаль для пропитания своих армий. Поэтому мне кажется вероятным, что Цезарь и Красс потребовали в 65 г. завоевания Египта, потому что Египет был самой богатой житницей Средиземного моря. Они надеялись, что эта мысль будет принята народом, постоянно боявшимся голода, с тем же энтузиазмом, как и весть о победе Помпея над пиратами.
Так как невозможно допустить, что италийское земледелие было разрушено, начиная с 150 г. до P. X., конкуренцией иностранного хлеба, то я предполагаю, что причиной кризиса было увеличение стоимости жизни. Это единственное предположение, кажущееся мне вероятным. Историки древности на тысячу манер рассказывают об увеличении роскоши в Италии после второй пунической войны, и Плиний нам сохранил важные примеры, указанные мной в моем рассказе. Это увеличение роскоши — не что иное, как поднятие интенсивности жизни путем подражания более утонченной цивилизации, достаточно объясняющее кризис в очень бедной стране. Аналогичные факторы весьма часты в истории; например, экономический кризис, испытанный Италией в последние двадцать лет, происходил от увеличения издержек, причиненных введением с 1848 г. англо-французской индустриальной цивилизации в старое земледельческое общество. Подобное же явление произошло в России после 1861 г. То же, но в менее обширных размерах, произошло в древней Италии. Греческая и восточная цивилизация, более сладострастная и более дорогая, проникнув в древнюю земледельческую и бедную Италию, произвела там не только нравственное, но и экономическое разложение социальных классов, разрушая древние основы благосостояния. Но этот важный и обширный вопрос я намерен подробно рассмотреть в специальном очерке.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
1. У истоков мировой торговли.
Торговля Древнего Мира.Торговля - хозяйственная деятельность по купле и продаже товаров. Наиболее ранней формой торговли у древних народов была простая (немая) торговля. Преобладание натурального хозяйства, основанного на рабском труде, являлось характерной чертой того времени. Древнейшими народами, среди которых возникли торговые отношения, были египтяне, вавилоняне, финикийцы, индусы, персы, арабы, евреи, карфагеняне, греки и римляне.
Простая древняя торговля - это торговля такими товарами, как зерно, вино, масло из плодов деревьев (например, оливковое и др.), шелк, хлопчатая бумага, шерсть, ткани, благородные металлы, драгоценные камни, пряности и ароматы.
Первоначально была сухопутная торговля, что характерно для Азии и Африки, где она в скором времени приобрела большие масштабы. Возникла караванная торговля, осуществляемая, в основном, кочевыми народами. Подобная торговля была опасна, так как пути караванов пролегали по горам и пустыням. Поэтому уже тогда стали образовываться торговые товарищества (общины купцов). Караваны или сами защищались от нападения диких племен, или сообща нанимали вооруженный конвой. В те далекие времена кочевые народы поставляли купцам скот, предоставляли за плату вожатых и защитников караванов.
Морская торговля в древности была менее развита, чем сухопутная: из-за низкого уровня техники мореплавания древние народы боялись отправляться далеко в открытое море. Однако общественный прогресс открывал торговле новые возможности ее развития и успехи морского судоходства, расширял масштабы мировой торговли.
Торговля Древней Руси 9-15 века.Раннее средневековье. ВV-Х вв. роль городов средневековой Европы была незначительной. В условиях господства натурального хозяйства купцы торговали предметами роскоши, пряностями, отдельными видами сырья. В то время города были лишь политическими, церковными и административными центрами. Внешняя торговля ориентировалась в основном на высшие слои общества. Ее главной статьей являлась роскошь, что обусловливалось как состоянием торговых путей и транспортных средств того времени, так и уровнем потребностей. Транспорт на большие расстояния окупался только дорогими товарами, такими как пряности и благовония Азии и Африки, драгоценные камни и благородные металлы, тонкие шерстяные, бумажные и шелковые ткани, ценные кованые изделия, керамика и стеклянные изделия.
Торговля периода раннего средневековья отличалась односторонностью: важнейшие товары поступали из Азии, с Востока, и значительно в меньшей степени из Африки. Если между государствами Европы развивался оживленный обмен их собственными товарами, то торговля между Европой и Востоком была очень скромной. Последнее было вызвано следующими обстоятельствами: с одной стороны, незначительным уровнем потребностей в странах Востока; с другой - недостаточным развитием промышленности в Европе. Именно поэтому европейские страны расплачивались за товары с Востока преимущественно благородными металлами.
Классическое средневековье. Средневековая торговля имела ярко выраженный корпоративный характер: купец того времени по существу своей деятельности не мог быть индивидуалистом, он являлся коллективистом. Дело в том, что торговые поездки в другие страны, особенно в заморские земли, были опасными и трудными, нередко приходилось бороться и со стихией. Поэтому и в раннем средневековье образовывались объединения, корпорации купцов, занимавшихся иноземной торговлей. Тогда самой простой формой такой первичной организации было, например, совместное владение одним судном. Со временем на основе этих товариществ стали образовываться купеческие союзы, называвшиеся гильдиями, которые имели собственные церкви, складские помещения, жилища для купцов. Эти купеческие гильдии были частными организациями, без поддержки и покровительства властей.
В рассматриваемое время большое значение в развитии внутри и внешней торговли в европейских странах имели ярмарки. Наиболее широко они были распространены в Италии, Англии, во Франции и Германии, в которых самые крупные из них служили важным фактором в развитии внешней торговли. Ярмарки существовали наряду с постоянными рынками и водились в определенные сроки и в определенных местах. В частности, при выборе места для ярмарок чаще руководствовались религиозными соображениями. За торговлей наблюдали городские смотрители, чтобы не нарушалась справедливая цена, чтобы не было барышничества и не заключались, сделки вне ярмарки.
studfiles.net
Международная торговля. История Древнего мира. Том 3. Упадок древних обществ
Международная торговля
Международная торговля сохраняла при Сасанидах огромное значение. Важнейшие пути, пересекавшие Иран, сложились в основном к началу I в. н. э. Ответвление «царской дороги» от Герата (ныне в Афганистане) шло на север, к Мерву, и далее в Самарканд, где этот путь, вероятно, сливался с Шелковым путем из Китая по оазисам Восточного Туркестана. Районы Малой Азии и Сирии связывались с Шелковым путем сухопутной дорогой вдоль Евфрата, выводившей к гаваням Персидского залива, или древней караванной дорогой из Сирии через Иран. Вне контроля Парфии и сасанидского Ирана были морской путь в Индию (через Красное море и Персидский залив), вновь открытый к середине I в. н. э., а также «Путь благовоний» — караванный путь из приморской Сирии в Южную Аравию.
Главными международными товарами были предметы роскоши — китайский шелк-сырец, торговля которым осуществлялась при посредничестве согдийских торговых факторий, распространившихся по трассе Шелкового пути, а также индийские товары, попадавшие в Иран преимущественно сухопутным путем, — драгоценные камни, благовония, опиум, пряности. Особую торговую активность и в парфянский и в сасанидский периоды проявляли христиане-сирийцы (арамеи), торговые поселения которых существовали не только в городах Месопотамии, но и на востоке Ирана, в Средней Азии, а в более позднее время — вплоть до границ Китая.
Международная торговля Ирана была в основном караванной; плавания иранских купцов по Персидскому заливу были нерегулярны. Караваны из Месопотамии доставляли в восточные области Ирана сирийское стекло, шелковые ткани египетской и малоазийской работы, сирийские и египетские шерстяные ткани (начиная с IV в. к ним, вероятно, прибавились и иранские), изделия из металла, вино, масло. Далее эти товары переправлялись, главным образом караванами местных купцов, в Китай и Индию. Прежде чем заключался тот или иной торговый договор, необходимо было установить характер товара — «надежный» или «ненадежный». «Ненадежными» считались прежде всего товары международной караванной торговли; они подвергались таким опасностям, как «море», «огонь», «враги» и «власть». Сильнее стихийных бедствий были, конечно, опасности, зависевшие от «власти»: бесконечные пошлины, которые приходилось платить на любых границах и в любых городах, государственная монополия на продажу определенных товаров (прежде всего на шелк-сырец), военные действия в районе караванной торговли и т. д. В эпоху общеэкономического кризиса III в. на Ближнем Востоке караванная торговля почти прекратилась. Однако с образованием сасанидского государства она вскоре была снова налажена. Как и раньше, главным товаром был шелк; шелковыми тканями платили налоги, ими одаривали послов и монархов, покупали союзников, расплачивались с солдатами.
Кроме сведений разноязычных письменных источников о торговле Ирана своеобразными свидетельствами о ней являются глиняные буллы (ярлыки) с оттисками печатей, обнаруженные при раскопках городищ сасанидского времени. На буллах оттиснуты печати различных частных лиц, составлявших «торговую компанию», и, как правило, одна официальная печать (только с надписью, без изображения), принадлежавшая должностному лицу и удостоверявшая достоинство товара. Булла сопровождала тюк с товаром, служа гарантией, а после того как товар был продан — отчетным документом: печати, оттиснутые на булле, показывали, кому и какое количество долей прибыли следует получить.
Как и в парфянский период, в сасанидскую эпоху известны крупные международные торговые рынки. Но международная торговля была тесно связана с политикой: медь и железо считались «стратегическим товаром», и византийские императоры запрещали продавать их персам.