Идеалы красоты древней греции. Идеалы красоты Древней Греции и Рима воплотились в знаменитейших скульптурах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ветреные идеалы, или Как менялись стандарты красоты. Идеалы красоты древней греции


2.2 Идеал красоты Древней Греции. Эстетический идеал в Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Идеал красоты у различных народов

ФОРМУЛЫ КРАСОТЫ

Канон - система идеальных пропорций человеческого тела - была разработана древнегреческим скульптором Поликлетом и в V веке до нашей эры. Ваятель задался целью точно определить пропорции человеческого тела...

Искусство как категория эстетики

3. Идеал, смысл жизни и счастья - основные мировоззренческие понятия нравственной личности

Идеал (греч. idea - представление, идея) - представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении. В этом широком смысле слово идеал применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: идеал добра, идеал женской красоты...

История этических учений

3.Этические системы Древней Греции и Рима

Античной этике предшествовал некий реально заключенный в дофилософских формах культуры моральный канон. Она была размышлением над ним и в то же время сама вошла в этот канон в качестве его понятийно оформленного завершения...

История этических учений

3.Этические системы Древней Греции и Рима

Античной этике предшествовал некий реально заключенный в дофилософских формах культуры моральный канон. Она была размышлением над ним и в то же время сама вошла в этот канон в качестве его понятийно оформленного завершения...

Общие сведении об этической культуре

1. Этические учения Древней Греции

Основное направление развития античной этики связано с переходом от провозглашения власти всеобщего над человеком (Семь греческих мудрецов) к идее единства индивида и государства, предполагающей обоснование самоценности человека (софисты...

Развитие представлений о прекрасном

2. Отражение совершенства, красоты, гармонии и прекрасное в эстетике

Прекрасное -- эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного...

Средневековая эстетика

2.5 Основные аспекты красоты у Августина

Рассмотрев основные аспекты красоты у Августина, подведем некоторые предварительные итоги его пониманию этой важнейшей эстетической категории. 1. Красота предстает в системе Августина объективным свойством мира как в его духовной...

Эстетика Древней Греции

Эстетические учения в Древней Греции

Древние греки имели оживленные связи с Востоком. Нет ничего удивительного, что они широко использовали научный и художественно-эстетический опыт восточных народов. Древнегреческая философия, эстетика...

Эстетические категории прекрасного и безобразного в русской философской культуре

4. Зависимость восприятия красоты и безобразия от свойств личности

Итак, весь мир пронизан красотой и безобразием, но что же увидит данный конкретный индивидуум? Почему один человек будет радоваться игре солнечного луча на зеленой листве, а другой, находясь тут же, рядом...

Эстетический идеал в Древней Греции

1 Периоды развития и эстетические учения в Древней Греции

Древнегреческая философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой цивилизации. В Древней Греции эстетическая мысль отдифференцировалась от мифологии и развивалась вместе с наукой и философией...

Эстетический идеал в Древней Греции

2 Эстетический идеал

...

Эстетическое сознание и его основные элементы

2.1 Эстетический идеал

Феномен идеала отчетливо прослеживается на всех этапах развития культуры. Начиная с «блага» Платона, Плотина и Августина идеал изучается в качестве «духовного климата эпохи» или «моральной температуры» (И...

Этика любви в древней Греции и в наши дни

Часть 1: Любовь в древней Греции

...

Этические взгляды Эпикура

4. Нравственный идеал Эпикура

Нравственным идеалом у Эпикура является жизнь мудреца, философа, который не презрел земные блага, а, напротив, живет в согласии с природой и, следовательно, лучше всего соблюдает цель жизни, назначенную природой...

Этические учения Древней Греции

1. Этические учения Древней Греции

Основное направление развития античной этики связано с переходом от провозглашения власти всеобщего над человеком (Семь греческих мудрецов) к идее единства индивида и государства, предполагающей обоснование самоценности человека (софисты...

etic.bobrodobro.ru

Идеалы красоты Древней Греции by Roman Fleyteng on Prezi

Transcript of Идеалы красоты Древней Греции

Идеал красоты в Древней ГрецииИменно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты запечатлен в множестве художественных произведений этой эпохи.Красота телаВ Античной Греции изобра­жение людей впервые приобретает признаки искусства. Можно не сомневаться, что известные скульпторы древнегреческих богов носили идеальный характер. Мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и гармонии женского тела, тем самым становясь эталоном идеального тела у греков. Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см. Интересно заметить, что натурщицу Праксителя, куртизанку Фрину, однажды привлекли к суду за порочное поведение. Судьи признали, что столь совершенное тело не может быть вместилищем грешной души. И Фрина была отпущена.Культ телаКульт тела– именно эти слова определяют суть женского идеала красоты в Древней Греции. Красивое пропорциональное тело – мечта не только мужчин, но и женщин той эпохи. Особое внимание уделялось осанке.Идеалы красотыИдеалы красоты Древней ГрецииЗнания древних греков лишились мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.Аристотель говорил, что красота - в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. Яркие воплощения идеалов античной красоты - это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли - благородны. Типичная черта греческих изображений - это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела. Таким образом, красота женщины в то время выражалась в красоте тела. Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь.Каноны красотыПо канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором.Черты искусстваБольшинство женщин стремилось иметь пепельные или золотистые волосы. Тяжелые и густые волосы гречанок искусно убирались с большой изобретательностью в узлы на затылке, украшались прически диадемами, бусами, обручами и лентами. Украшения одежд и стиль одежд и причесок соответствовали всему укладу жизни эллинов. Представление о прическах гречанок мы можем получить, рассматривая произведения искусства древних греков: пышные волосы, завитые в локоны, разделены на прямой пробор, со лба и боков зачесаны назад и убраны на затылке в узел.В эпоху демократии в Афинах гречанкам предписывалось быть скромными и сидеть дома. Они не злоупотребляли яркими, насыщенными красками, так как это считалось привилегией женщин легкого поведения. Когда же общество Древней Греции пришло в упадок (II-V вв. н.э.), гречанки стали активно пользоваться косметикой и выходить в этом виде на улицу.

Full transcript

prezi.com

История красоты / По законам Древней Греции (part 9)

Древнегреческие скульптуры до сих пор считаются образцом совершенства для художников и скульпторов. Основа древнегреческого идеала — гармония духа и тела.История красоты

Такую гармонию, и то, как она ценилась, прекрасным образом демонстрирует история гетеры Фрины. Она была натурщицей и стала прообразом многих античных статуй богинь красоты: Афродита Книдская, Афродита Анадиомены — это все она. Случился суд, на котором ей хотели вынести смертный приговор за то, что она развращала и богохульствовала. Ее защитники выбрал самый необычный способ защиты — сорвал с нее одежды. Судьи, увидев сколь прекрасно ее тело, решили, что в нем никаким образом не может жить порок, и вынесли оправдательный вердикт.

Античные математики и вовсе старались перевести гармонию, красоту и пропорции тела человека в цифры. Окончательно это удалось сделать в 5 веке до нашей эры, а завершил эту работу скульптор Поликлет. Идеальные пропорции человека, согласно работе скульптора «Канон» были таковы: седьмая часть всего роста — голова, шестая часть — ступня, десятая — кисть, пупок должен делить тело примерно на две равные части. Эталоном, разумеется, была скульптура Афродиты: рост в 164 сантиметра, окружность груди — 86 сантиметров, талии — 69 сантиметров, а бедер — 93 сантиметра.

По канонам античной красоты прекрасное лицо могло быть таковым, если на нем был прямой нос и большие глаза. Расстояние между глазами при этом должно было быть не менее величины одного глаза, а рот — в полтора раза больше глаза. Округлая линия бровей должна была подчеркивать большие глаза.

Красоту определяли также линии носа, которые должны были быть прямыми, подбородка, а также невысокий лоб, обрамленный завитками волос, уложенных на прямой пробор. Греческий профиль — один из синонимов красоты тех времен — до сих пор считается синонимом совершенства.

aptosus.livejournal.com

Идеалы красоты Древней Греции и Рима воплотились в знаменитейших скульптурах

!» Идеалы красоты Древней Греции и Рима воплотились в знаменитейших скульптурах. Богиня любви и красоты (Венера – в Риме и Афродита – в Греции) до сих пор считается эталоном – именно от нее пошла знаменитая "формула" 90-60-90. В древнегреческой мифологии Афродита описывалась так: "Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой. Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь".

В XV веке в период готики в моду вошла S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Агнесса Сорель, дама де Боте, фаворитка Франции Карла VII, считалась одной из самых красивых женщин этой эпохи. Агнессе приписывают введение таких новшеств как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение весьма вольных нарядов, открывающих одну грудь. Её поведение и открытое признание связи с королем часто вызывало негодование простого люда и некоторых придворных, однако ей многое прощалось благодаря защите короля и её совершенной красоте, о которой даже Папа Римский говорил: "У неё было самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете". На фото: Агнесса Сорель (Жан Фуке, 1450 год)

В эпоху раннего Возрождения красотки сбривали себе брови и челку, делая высокий лоб. В XVII считалось, что если женщина носит 44-й размер одежды, то она чем-то больна и не может растить здоровое потомство. Так, один из хронистов XVI столетия приводит свою формулу женской красоты, кратную числу три: "Три белые – кожа, зубы, руки. Три черные – глаза, брови, ресницы. Три красные – губы, щеки, ногти. Три длинные – тело, волосы и руки. Три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями. Три узкие – рот, плечо, ступня. Три тонкие – пальцы, волосы, губы. Три округлые – руки, торс, бедра. Три маленькие – груди, нос и ноги." На фото: Вечеллио Тициан "Даная" (около 1554 года)

В XVII веке, на смену пышной женщине пришел другой идеал: женщина должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами, грудью, бедрами, очень тонкой талией (с помощью корсета ее затягивали до 40 сантиметров) и пышными волосами (женские прически достигали 50-60 см в высоту и поддерживались специальными проволочками), костюмы отличала красочность, огромное количество украшений. Косметику применяли сверх меры, причем особенной популярностью пользовались черные мушки, которые дамы наклеивали на лицо, шею, грудь и другие интимные места. Каждая мушка имела свое символическое значение. Мушка над губой обозначала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность. Королева Английская, Елизавета I Тюдор, "королева-девственница", считалась самой недосягаемой красавицей своего времени. Она тщательно следила за своими туалетами, по моде эпохи использовала косметику – на многочисленных ее парадных портретах заметно, что правительница пользовалась пудрой и яркой контрастной помадой, подчеркивавшей белизну кожи. На фото: Елизавета I Тюдор (годы жизни 1533-1603)

Как отмечали многие современники императрицы Елизаветы Петровна, царица была одна из самых красивых женщин России XVIII века. Французский посланник в России Кампредон писал о Елизавете как возможной невесте будущего короля Людовика XV следующее: "По красоте своей она будет служить украшением версальских собраний... Франция усовершенствует прирождённые прелести Елизаветы. Всё в ней носит обворожительный отпечаток. Можно сказать, что она совершенная красавица по талии, цвету лица, глазам и изящности рук". София-Августа-Фредерика, принцесса Ангальтцербстская, ставшая впоследствии Екатериной II, впервые увидевшая Елизавету в мужском костюме (в коротких до колен штанах), когда той уже было 34 года, в 1744 году, — в возрасте, почтенным для женщины XVIII века: "Поистине нельзя было тогда видеть в первый раз и не поразиться её красотой и величественной осанкой. Эта была женщина высокого роста, хотя очень полная, но ничуть от того не терявшая и не испытывавшая ни малейшего стеснения во всех своих движениях; голова также была очень красива... Хотелось бы всё смотреть, не сводя с неё глаз, и только с сожалением их можно было оторвать от неё, так как не находилось никакого предмета, который бы с ней сравнялся". На фото: Императрица Елизавета Петровна (Георг Христоф Гроот, 1744г.)

Период Неоклассицизма в середине XVIII века ознаменовал возвращение к старым греческим идеалам. Красавица XVIII века — женщина полная и крупная. Дородность и полнота считаются идеалом красоты, и художники XVIII века в портретах нарочно округляют дамские формы. Барокко ценило пышность, а бремя габаритных фижм и тяжелой парчи можно было возложить только на крепкое тело. Принятым идеалам красоты соответствовало и отношение к аппетиту: женщины XVIII века ели много, нисколько этим не смущаясь. XVIII век был веком расцвета женских причесок и париков, придворный парикмахер французской королевы Марии Антуанетты, знаменитый Леонар Боляр, был создателем причесок, составляющих единое целое с головным убором. В них находили отражение даже международные события. Им была изобретена прическа "а-ля фрегат", посвященная победе французского фрегата "Ля Бэль Пуль" над англичанами в 1778 году. На фото: Мария Антуанетта (Луиза-Елизавета Виже-Лебрен, конец XVIII века )

В XIX веке идеал красоты был непостоянен: в самом его начале была в моде хрупкая, изящная женщина. Этот эффект достигался платьями с завышенной талией, сшитыми из легких шифоновых тканей. Благодаря этому создавалось ощущение невесомости и призрачности. Уже в середине века в моду снова входят пышные юбки, талия опускается на свое место. Этим подчеркивается хрупкость и невесомость ее обладательницы. Женщины активно носят корсеты, чтобы поддержать грудь и улучшить фигуру. В целом же, мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались "осиные талии", бледные лица, изнеженность и утонченность. Одной из первых красавиц России XIX века была Наталья Гончарова. На фото: Наталья Николаевна Гончарова

В XX веке представления о женской красоте изменились коренным образом: во-первых, исчезли корсеты, но вместе с этим вошла в моду стройная от природы фигура. Тем не менее, если в начале века платья все больше скрадывают фигуру, к его середине женственность берет верх. Идеалом красоты по достоинству считалась Мерилин Монро: во всем мире женщины подражали ей во всем, начиная от фигуры и заканчивая одеждой. Модной становится женщина далеко не худенькая. В это время все обратили внимание на женские ноги, теперь их стало видно во всей красе – появилась заветная мини-юбка. На фото: Американская киноактриса Мэрилин Монро

В Кении женщины-масаи прокалывают по всему уху множество дырочек, в которые вставляют палочки, проволочки причудливых форм и яркие бусы. Создается впечатление, что из их ушей растут диковинные кусты. Возможно, эта искусственная растительность призвана отчасти компенсировать полное отсутствие волос на голове - кенийки обривают ее наголо. Жительницы Папуа-Новой Гвинеи тоже не придают особого значения волосам. Голова папуаски увенчана огромным сооружением из перьев, с яркостью которых может соперничать только раскраска ее лица.

Безусловные лидеры по части растягивания определенных частей тела - жительницы Мьянауна (Бирма), прозванные женщинами - жирафами. Медные кольца, число которых растет год от года, вытягивают шеи их обладательниц до 50 сантиметров!

  • Безусловные лидеры по части растягивания определенных частей тела - жительницы Мьянауна (Бирма), прозванные женщинами - жирафами. Медные кольца, число которых растет год от года, вытягивают шеи их обладательниц до 50 сантиметров!

… Но, пожалуй, наибольшей изобретательностью отличаются эфиопские красавицы из племен сурма и музи, украшающие свои губы глиняными дисками. Нижняя губа прокалывается, в образовавшееся отверстие вживляется диск, размер которого с годами становится все больше. Чем крупнее диск, тем больше скота семья девушки рассчитывает получить за нее в качестве выкупа.

Великобритания Испания

Германия Франция

Америка Россия

1.Старайтесь быть оптимистом и не огорчаться. Хорошее настроение и приветливая улыбка делает человека на 5 лет моложе. Помните: что не делается, все к лучшему. Плохое настроение - это лишние морщины, поэтому прочь уныние. 2. Сон действует как лекарство, поэтому нужно высыпаться. Спите на твердой поверхности, положив вместо подушки валик под шею, с открытым окном. Свежий воздух - это всегда молодое лицо. И помните: самый полезный сон – до полуночи. 3. Кусочки льда из отвара трав прекрасно действуют на кожу, тем самым освежая ее, снимая усталость, нормализуя кровообращение. Не увлекуайтесь этой процедурой, так как можно простудить гайморовые пазухи и обзавестись насморком. 4. Радуйте себя шопингом, новой одеждой и качественной косметикой. Чаще смотритесь в зеркало и улыбайтесь. Делайте мимические упражнения для лица перед зеркалом. Сядьте, полностью расслабьтесь. Применяя активную мимику, произносите буквы «О», «У», «А». 5. Применяйте ароматические масла для вашего типа кожи. Несколько капель эфирного масла капните в базовое (миндальное, оливковое) масло и помассируйте лицо. Это предохранит кожу лица от преждевременного старения. 6. Всегда ополаскивайте лицо после теплой воды (душа) прохладной водой. После работы снимите косметику, примите душ, облачитесь в легкую спортивную одежду, постелите коврик и лягте на пол. Полное расслабление тела и психики. Отдохните 15 минут.

8 продуктов женской красоты! Продукт красоты № 1. Грецкие орехи Продукт красоты № 2. Шампиньоны Продукт красоты № 3. Сыр «Эмменталь» Продукт красоты № 4. Устрицы Продукт красоты № 5. Квашеная капуста Продукт красоты № 6. Киви Продукт красоты № 7. Авокадо Продукт красоты № 8. Пшено

rpp.nashaucheba.ru

Эстетический идеал в Древней Греции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

Реферат по дисциплине: Эстетика

Тема: Эстетический идеал в Древней Греции

Калининград

2010г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Периоды развития и эстетические учения в Древней Греции

2 Эстетический идеал

2.1 Человек - мера всех вещей

2.2 Идеал красоты Древней Греции

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Древние греки ощутили Землю и космос как

обитель людей и богов и как единство

борьбы и любви, названное ими гармонией.

Для них человек был так же прекрасен

как боги, хотя и смертен.

Основы современной европейской цивилизации - науки, литературы, философии, пластических искусств, театра - были заложены в отдаленном прошлом, во время античности.

Их создательница - Древняя Греция, Эллада, страна, располагавшаяся в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему островах Эгейского моря.

Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих поколений, веками оказывали влияние на культуру Европы.

Приступая к конкретному изучению вопроса об эстетическом идеале, прежде всего, нужно определить, что является предметом эстетики как науки.

Дать определение предмета эстетики не так легко ввиду широты той области, которая охватывается понятием эстетическое.

Эстетика-это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.

Эстетика является частью философии, так как в ней фиксируются не только определенные стороны, связи, закономерности, свойство действительности, искусства, человеческой практики, образа жизни людей и т.д., но и отношение к ним, их оценка. Когда же речь заходит о музыкальной эстетике, эстетике производства и т.д., то имеется в виду применение общеэстетических законов и категорий эстетической науки к определенному классу эстетических явлений.

Основная терминология и главные понятия эстетики в европейско-средиземноморском ареале сложились именно в Древней Греции, которую мы и будем рассматривать. Впоследствии эти понятия в той или иной форме развивались до появления собственно дисциплины эстетики. К ним относятся такие термины и понятия: красота, прекрасное, возвышенное, трагедия, комедия, катарсис, гармония, порядок, искусство, ритм, поэтика, красноречие, музыка, калокагатия, канон, мимесис, символ, образ, знак, свет, цвет и др. Но не все из них в древности имел тот смысл, в котором их употребляет современная эстетика, однако культурно-исторический процесс включил к ХХ веку большую часть из них в смысловое поле эстетики.

1 Периоды развития и эстетические учения в Древней Греции

Древнегреческая философия, эстетика, искусство представляют собой новый этап в развитии мировой цивилизации. В Древней Греции эстетическая мысль отдифференцировалась от мифологии и развивалась вместе с наукой и философией.

В отличие от настоящего времени, в разряд искусства попадали типичные ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестроение, ткачество и т.п.), и многие науки (арифметика, астрология, диалектика) и то, что новоевропейская эстетика отнесла к искусству, т.е. «изящные искусства» (поэзия, драматургия, исполняемая музыка, живопись, архитектура), искусства как концентрированное выражение эстетического опыта.

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека - гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. Не случайно Софокл, великий греческий трагический поэт, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.),

- гомеровский (XI-IX вв. до н. э.),

- архаический (VIII-VI вв. до н. э.),

- классический (V-IV вв. до н. э.),

- эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н. э.).

Античная эстетическая мысль достигла высшего расцвета в классический период, т.е. в период от VII в. до н. э. до III в. до н. э. К этому времени относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера, эпические поэмы Гесиода. Пышно расцветают лирика, драма, исторические повествования, ораторское искусство.

Непреходящие ценности создаются в архитектуре, скульптуре. Кульминационного пункта достигает философская мысль. Основоположники марксизма-ленинизма очень высоко ценили культурные завоевания древних греков классического периода. Касаясь произведений греческого искусства, Маркс говорил о том, что они «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

Анализируя древнегреческую философскую мысль, Энгельс писал: «Здесь диалектическое мышление выступает еще в первобытной простоте… У греков-именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы, - природа еще рассматривается в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии… Но в этом же заключается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизическими противниками… Это одна из причин, заставляющих нас все снова и снова возвращаться к философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ. Другой же причиной является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».

То, что основоположники марксизма сказали о древнегреческом искусстве и философии, имеет отношение и к античной эстетике. В ней так же энергично выдвинуты гениальные диалектические догадки. Как и в философии, здесь в «зародыше» возникли почти все типы позднейших эстетических концепций. Многие эстетические положения античности сохранили свое значение по сей день.

Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали теорию эстетического воспитания. Велика заслуга античных мыслителей в анализе эстетических категорий: прекрасное, мера, гармония, трагическое, комическое, ирония и др. Эстетические понятия в их теориях получили глубокую и всестороннюю интерпретацию. Обращаясь к этим проблемам сегодня, мы не можем игнорировать идеи античных эстетиков.

Неувядающая прелесть античных эстетических концепций заключается в том, что они тесно связаны с эстетической практикой. Они выросли из потребностей осмыслить художественную практику своего времени и обращены к ней. В эстетике классического периода теоретически обосновывается искусство, проникнутое идеями гражданственности, народности, правдивости.

У Гомера встречаются важнейшие эстетические термины: «прекрасный», «красота», «гармония» и др. Прекрасное, гармоничное для Гомера есть нечто объективное, присущее самой действительности, абсолютное, материальное, то, что можно непосредственно воспринять чувством., Так, Афина преображает внешний вид Одиссея. Гомер об этом пишет: Афина «пролила красоту» на Одиссея. Когда Одиссей мастерил свой корабль, поэт говорит, что он скреплял доски «гармониями». У Гомера нет различия между искусством и ремеслом. Проф. А.Ф. Лосев справедливо отмечает, что «когда Гомер говорит о художественном творчестве, он почти всегда понимает его как ремесло, как физически производительный труд».*

В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера дано описание плясок, рассказывается о том, какое место занимали пение и музыка в жизни греков. Он повествует также о певце Демодоке, который своей песней о Троянской войне до слез растрогал Одиссея. Интересно отметить, что Гомер, с одной стороны, склонен трактовать эстетическое как вещественное, чувственно-воспринимаемое, с другой - художественно-эстетическая деятельность мыслится им как исходящая от общества. Рациональные мысли Гомера причудливо сочетаются у него с мифологическими представлениями.

Сочетание мифологического и рационального мы встречаем и у Гесиода, поэта конца VIII в. до н. э., автора поэм «Труды и дни» и «Теогония». Красота и добро у него мыслятся как исходящие от богов. Художественное творчество он также мыслит как акт божественный. В этом отношении представляет интерес миф о Музах, который рассказывает Геснод в поэме «Теогония». Наряду с мифологическими представлениями о природе эстетического мы встречаем у поэта попытку осмыслить «меру» как эстетическую категорию в связи с практической деятельностью земледельца. Он советует «меру во всем соблюдать»: идет ли речь о том, как следует выбирать наиболее удобное время для работы, для женитьбы, или же как вести себя по отношению к другим людям. При этом ни Гомер, ни Гесиод не создали эстетических теорий. Последние возникают в недрах античной философии. Почву для них подготовили милетские материалисты (конец VII-VI в. до н. э.) - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Основная заслуга милетских мыслителей состояла в том, что они решительно выступили против религиозно-мифологического мировоззрения и противопоставили ему научное представление о мире и его закономерностях.

Наиболее ранней философской школой греческой философии, в недрах которой получили разработку важные эстетические понятия, явилась пифагорейская школа. Она была основана Пифагором в VI в. до н. э. в городе Кротоне (Южная Италия). Пифагорейский союз, объединявший единомышленников-аристократов, выдвинул ряд крупных философов, астрономов, математиков. По своим воззрениям пифагорейцы - идеалисты. Согласно их мнению, число составляет сущность вещей, и поэтому познание мира сводится к познанию управляющих им чисел. Непосредственно к учению пифагорейцев о числе примыкает их концепция о противоположностях, которых они насчитывают десять. Все существующее представляет собой ряд противоположностей, которые порождают гармонию. Эти философские положения легли в основу их эстетических построений. Впервые Пифагор обратил внимание на порядок и гармонию, царящие во Вселенной. Таким образом, космологическая теория пифагорейцев носит эстетический характер. Детально понятие гармонии Пифагор исследует на примере музыки.

Они дали первый набросок теории эстетического воспитания. Диалектические догадки эстетических понятиях получили развитие у Гераклита Эфесского (ок. 530-470 гг. до н. э.). Продолжая материалистические учения милетских философов. Согласно Гераклиту, в мире царит строгая закономерность, и в то же время в нем нет ничего постоянного - все течет и изменяется. По свидетельству Аристотеля, Гераклит считал, что «все происходит через борьбу». В отличие от пифагорейцев, он делает акцент не на примирении противоположностей, а на их борьбе. Исходя из этих общих методологических принципов в анализе эстетических категорий, Гераклит так же, как пифагорейцы, считает, что прекрасное имеет объективную основу, однако эту основу он видит не в числовых отношениях, как таковых, а в качествах материальных вещей, представляющих собой модификации огня. Красота, в понимании Гераклита, относительное свойство. Самая прекрасная обезьяна безобразна в сравнении сбродом людей. Относительно прекрасное определяется принадлежностью к различным родам.

Конкретизируя понятие красоты, Гераклит говорит о гармонии как единстве противоположностей. Она для него, как и красота, возникает через борьбу. Гармония, являющаяся основой красоты, согласно Гераклиту, имеет универсальный характер: мы ее видим в основе космоса, она составляет основу человеческих связей, она же присутствует в произведениях искусства. Это хорошо поясняет Аристотель. В трактате «О мире» он пишет: «И природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобных [вещей], образует созвучие. Так, в самом деле, она сочетала мужской пол с женским, а не каждый [из них] с однородным, и [таким образом] первую общественную связь она образовала через соединение противоположностей, а не посредством подобного. Также и искусство, по-видимому, подражая природе, поступает таким же образом, А именно: живопись делает изображения соответствующие оригиналам, смешивая белые, черные, желтые и красные - краски. Музыка создает единую гармонию, смешав в [совместном пении] различных голосов звуки высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных букв создала целое искусство [письма]. Та же самая мысль была высказана и у Гераклита Темного: «[Неразрывные] сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие, из всего одно и из одного все [образуется]». Аристотель, в сущности, совершенно верно интерпретирует диалектический характер учения Гераклита о гармонии. В одном из сохранившихся фрагментов Гераклита говорится: «Скрытая гармония лучше явной». Смысл такого высказывания нужно понимать так, что эстетическое значение гармонии тем сильнее, тем глубже лежат те противоположности, которые ее составляют.

Заслуживает внимания гераклитовское толкование меры как одной из важнейших эстетических категорий античной эстетики. Мера, согласно Гераклиту, как и гармония, носит всеобщий характер. Она лежит, прежде всего, в основе космоса: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». В другом месте Гераклит пишет: «Солнце не перейдет своей меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Правды». Таким образом, для Гераклита мера-это объективная закономерность, которая существует независимо от человека. Важнейшие эстетические понятия-красота, гармония, мера-рассматриваются им как отражение свойств и связей объективного мира. Материалистический и диалектический характер эстетической теории Гераклита очевиден.

Происхождение искусства Демокрит, таким образом, связывает с определенными социальными потребностями и обстоятельствами. Непосредственно искусство возникло, согласно ему, из подражания человека животным.

Большое место отводит Демокрит проблеме меры, которая у него носит эстетический характер: «Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни изобилие, ни недостаток». В другом месте он говорит: «Если превысить меру, то и самое приятное станет самым неприятным».

Демокрит завершает важный этап в развитии античной эстетической мысли. Он оказал влияние на Эпикура и в особенности на Лукреция. Картина меняется, когда мы обращаемся к изучению эстетической теории Сократа 469 - 399 гг. до н. э.). Как философ Сократ мало интересовался проблемами бытия. Натурфилософия для него - наука малополезная и к тому же нечестивая. Он отрицательно относился к эмпирическому изучению природы, поскольку такое изучение опирается на свидетельство органов чувств, а последние лишены большой познавательной ценности. Сократ выступил против принципа причинности, противопоставив ему телеологическое миропонимание: все имеет своей целью пользу человека - цель носа - обонять, ушей - слышать, глаз - видеть существование богов. При этом человек интересует Сократа лишь со стороны его практической деятельности, поведения, нравственности. С таких антропологических позиций Сократ подходит к рассмотрению эстетических проблем. Он хорошо знал искусство своего времени. В молодости он был скульптором. Как сообщает Ксенофонт, Сократ часто заходил в мастерские художников, скульпторов, ремесленников и вел беседы по разным вопросам искусства. Из разговоров с художником Паррасием, скульптором Кантоном, мастером Пистием и другими видно, что философ превосходно разбирался и в общеэстетических проблемах, и в профессиональной стороне художественного творчества.

У Сократа еще нет четкого разграничения понятий «ремесло» и «искусство». Тем не менее, оно намечается. Искусство, с точки зрения Сократа, есть воспроизведение действительности посредством подражания. Но это подражание философ отнюдь не мыслит как простое копирование предметов и явлений. Сократ приходит к выводу, что художник творчески воспроизводит природу, т.е. изучает ее, отбирает из массы изученных единичных предметов определенные признаки, обобщает их. Преображенная таким путем природа возвышается до идеала.

Далее, Сократ ставит вопрос о возможности воспроизведения в искусстве того, что не имеет ни пропорции, ни цвета, ни формы, т.е. духовных свойств человека, или «состояния души». Все это возможно воспроизвести, отмечает он, поскольку духовные качества и «состояния души» - враждебность, наглость, грубость, величавость, благородство, скромность и т.д. - «свозят и в лице и в жестах людей, стоят ли они или двигаются». Философ считает, что скульптура, как и другие искусства, должна выражать, прежде всего «состояние души», воспроизводить духовный облик человека. Также он считает необходимым сходство между отражением и предметом отражения.

Большая заслуга Сократа как эстетика состоит в том, что он подчеркнул органическую связь этического и эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом для него является прекрасный духом и телом человек. Это как раз то, что греки называли «кало-кагатией».

Но, к сожалению, Сократ выделяет: ремесленник, земледелец уже в силу рода своих занятий не могут быть разумными, а, следовательно, и добродетельными. Они поэтому, никогда не воплощают нравственно-эстетического идеала. В этом проявились аристократические черты сократовской эстетики.

Платон, как и Сократ, проявлял большой интерес к искусству. Сам он был замечательным художником прозаической речи. Знаменитый его диалог, как например «Пир». Идеи Платона-это общие понятия, абсолютизированные, представляющие собою самостоятельные сущности.

Идеям противостоит материя как небытие, как нечто такое, что пассивно воспринимает идеи. Между материей и идеями существует мир чувственных вещей.

Вопросы эстетики поднимаются во многих сочинениях Платона - «Гиппий Больший», «Государство», «Федр», «Софист», «Пир», «Законы» и др. Платон считает, что прекрасное не стоит искать в чувственных качествах единичных предметов, в их отношении к человеческой деятельности. Он стремится найти то, «что есть прекрасное для всех и всегда». Иными словами, философ' ищет абсолютно прекрасное, возвращаясь, таким образом, к досократовским эстетическим концепциям. Подлинно прекрасное, по Платону, существует не в чувственном мире, а в мире идей. В реальной действительности, доступной чувственному восприятию, царит многообразие, здесь все изменяется и движется, нет ничего прочного и истинного. Лишь возвысившийся до созерцания мира идей, говорит Платон, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе.

Поскольку красота носит сверхчувственный характер, то она постигается, по Платону, не чувствами, а разумом. Способом постижения прекрасного, следовательно, является не художественное творчество и не восприятие художественных созданий, а отвлеченное умозрение, некое состояние интеллектуального экстаза.

С идеалистической точки зрения подходит Платон и к искусству. Художник, воспроизводящий вещи, согласно Платону, не возвышается до постижения истинно сущего и прекрасного. Создавая произведения искусства, он лишь копирует чувственные вещи, которые, в свою очередь, суть копии идей.

Вопросы эстетики обсуждаются Аристотелем в таких произведениях, как «Риторика» и «Политика» и в особенности «Искусство поэзии». «Поэтика» Аристотеля является обобщением художественной практики своего времени и как бы сводом правил для творчества, т.е. носит в известной мере нормативный характер. В противоположность Платону, который преимущественно склоняется к умозрительной трактовке эстетических категорий, Аристотель, напротив, исходит всегда из конкретных фактов, из практики развития искусства.

Для эстетиков греческой классики искусство, равно как и эстетическое сознание в различных его формах, является воспроизведением прекрасного бытия, характеризующегося мерой, порядком, гармонией. Бытие прекрасно безотносительно к чему бы то ни было. Оно абсолютно прекрасно. Основными видами прекрасного, по Аристотелю являются: «слаженность, соразмерность и определенность, математика больше всего и выявляет именно их». Более высоким выражением прекрасного являются живые существа, и в особенности человек. Последний гармоничным и пропорциональным сложением своих частей выступает как воплощение прекрасного и вместе с тем как главный предмет искусства.

Для Аристотеля прекрасное есть нечто объективное и абсолютное. Здесь он как бы продолжает развивать точку зрения пифагорейцев и Платона. Но, по существу, концепция Аристотеля резко отличается от концепции и пифагорейцев, и Платона. Аристотель стоит гораздо ближе к Геракмету и Демокриту, ибо для него прекрасное находится не в идеях и абстрактных количественных отношениях, а в реальных предметах, в их существенных связях и свойствах.

Концепция прекрасного Аристотеля имеет еще одну важную особенность. Речь идет о выяснении специфики прекрасного. В связи с положением, что красота выражается не только в действии, но и присутствует в вещах неподвижных, Аристотель рассматривает проявление прекрасного как в предметах, находящихся в покое, так и движущихся.

Природа, указывает Аристотель, связала все части души воедино, поэтому в воспитании мы должны следовать природе и заботиться о всестороннем и гармоническом воспитании личности. В общей системе воспитания личности громадную роль играет эстетическое воспитание: оно обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели - разумной деятельности.

2 Эстетический идеал

2.1 Человек - мера всех вещей

Греки гениально сформулировали и объяснили понятие гармонии. Это связующее начало, объединяющее элементы в некое целое, такая слаженность и соразмерность частей целого, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя без того, чтобы не испортить. Гармония есть некий божественный порядок, противостоящий хаосу как изначальной неорганизованности, порядок, заведенный богами, но доступный человеческому пониманию. Здесь и рождается западное, основанное на разуме, представление о гармонии.

Все в мире, по мнению эллинов, обнаруживало гармонию - от устройства космоса до произведений человеческих рук. Небо уравновешивалось землей, море - сушей, зло - добром, рабство - свободой, слезы - смехом. Противоборствующие силы взаимно поглощали друг друга и создавали устойчивость, равновесие и симметрию. Гармонична, сточки зрениевя греков, была семья, в которой мужчина олицетворял общественную жизнь, а женщина - жизнь частную.

2.2 Идеал красоты Древней Греции

Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты. Идеал красоты запечатлен в множестве художественных произведений этой эпохи. Идеал греков - прекрасный и гармоничный в своей соразмерности и уравновешенности человек. Красивый человек - это воплощение гармонии духа и тела. Изучая человеческое тело, Поликлет вычислил те соотношения, которые делают фигуру совершенной. Так голова должна составлять 1/8 общего роста, ноги - не превышать в длину половины роста. Ступню признавали красивой, когда второй палец заметно длиннее большого. Руки считались пропорциональными, если вытянутый средний палец не заходит за середину бедра (ее измеряли с внутренней стороны, в промежутке от паха до колена) и при всём этом обе части руки - от запястья до локтя и от локтя до подмышечной впадины - по длине одинаковы.

Красивое лицо имеет правильную овальную форму и делится по высоте на три равные части: от основании я волос до верхней части бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Брови, ровные и тонкие, повторяют форму глазных впадин. Расстояние между глазами равняется длине глаза. Размер рта соответствует ширине нижней части носа. Верхней губе следует быть изогнутой в форме лука, и губы должны иметь одинаковую толщину. Идеальный нос - прямой по всей длине, а лоб - покатый, в профиль составляющий с носом ровную линию. Подобный прямой профиль и принято сейчас называть греческим.

Эталоном женской фигуры считалась фигура Афродиты Милосской. Ее пропорции соответствовали пропорциям «золотого сечения».

Также эту красоту выразили в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см.

Все чрезмерное - слишком громкое или тихое, громадное или малюсенькое - вносило дисгармонию и вело к беспорядку, хаосу. Человек, уродливый физически, равно как и одаренный, выбивался из общей массы и нарушал гармонию. Разумеется, эллины гордились своими гениями и героями. Но и очень жестоко расправлялись с ними. Величайший законодатель Перикл в конце жизни был отдан под следствие, гениальный скульптор Фидий скончался в изгнании, как и полководец Фемистокл, выигравший судьбоносную для Афин морскую битву у Сламина, глубочайший философ Сократ приговорен к смерти по ложному обвинению. Такова обратная сторона культа гармонии, связанная с древнейшим представлением о том, что вид выживает не благодаря выдающимся, а за счет усредненных.

Заключение

Таким образом, Древняя Греция стала первым этапом рефлексии эстетического сознания, первыми шагами к возникновению эстетики, которая сложилась на основе философских размышлений. В сущностно-метафизическом смысле эстетика является особой формой бытия-сознания; некое специфическое духовное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию.

Греческие племена, перейдя от первобытнообщинного строя к классовому обществу, создали небывалую по своему богатству и многогранности культуру, изобразительное искусство и архитектуру. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» - писал Энгельс.

Складывается впечатление, что на одном маленьком клочке земли сосредоточились множество умнейших людей, как, будто полностью располагает этому географическое положение, обстоятельство античного рабовладения Древней Греции. Может быть, солнце в этом месте сияло как-то по-особому, которое воздействовало на такой взрыв умов.

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека - гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Именно в Древней Греции сформировались основные канонические основы красоты.

Именно здесь родился стиль, получивший впоследствии название классического, и выработанные в V-IV вв. до н.э. каноны архитектуры, скульптуры , литературы, сделались образцами для последующих поколений, веками оказывали влияние на культуру Европы.

Древняя Греция внесла огромный вклад в историю настоящей культуры, философии, эстетики. Она дала начало многим наукам. Пусть даже некоторые суждения нам кажутся сейчас устаревшими или древними, но из них мы подчеркиваем много необходимого для нас сейчас.

Список литературы:

1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2002.

2. Кривцун О.А. Эстетика: М.: издательство «Аспект-пресс», 2001.

3. Лосев А.Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы - М., 1994.

4. Материалисты Древней Греции. М., 1995.

5. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учебное пособие. - М.: ИРПО: Издательский центр «Академия», 2003.

6. Современная энциклопедия. Мода и стиль: М.: издательство« Аванта +», 2002.

referatwork.ru

Ветреные идеалы, или Как менялись стандарты красоты

Каждый век диктует свои правила и свои представления о прекрасном. То, что считалось привлекательным в эпоху классицизма, в средневековье могло вызвать лишь презрительную усмешку. Равно как и современные "90-60-90" еще каких-то 50-100 лет назад могли сойти за уродство.

 

 

Каждый век диктует свои правила и свои представления о прекрасном. То, что считалось привлекательным в эпоху классицизма, в средневековье могло вызвать лишь презрительную усмешку. Равно как и современные "90-60-90" еще каких-то 50-100 лет назад могли сойти за уродство.

Палеолитическая Венера - археологическая находка в селе Гагарино Липецкой области.

Каменный век

Во времена каменного века понятие о красоте было тесно связано с "плодовитостью" женщины. Множество сохранившихся до наших дней древних статуэток и скульптур раскрыли нам тайны привлекательности первобытной женщины. Красавица каменного века должна была обладать широкими бедрами, большим животом и пышной грудью. Такой внешностью тогда обладали матери, родившие и вскормившие множество детей. Конечно, с современной точки зрения, такую женщину тяжело назвать красивой.

Древний Египет

Стандарты красоты Древнего Египта нам намного ближе, чем первобытные. Привлекательной в то время считалась худая девушка с тонкой талией, стройными ногами, маленькой грудью и узкими бедрами. У древнеегипетской красавицы должны были быть большие миндалевидные глаза, желательно зеленого цвета, прямой тонкий нос и полные, четко очерченные губы.

В Древнем Египте было принято пользоваться косметикой, причем, чем больше косметики было нанесено, тем красивее считалась дама. Брови девушки подкрашивали черным, а глаза обводили зеленым. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, в них закапывали сок белладонны. Соком едких растений натирали и щеки, чтоб вызвать румянец. Египтянки ходили босиком, а чтобы скрыть черноту своих стоп, они красили их. В Древнем Египте женщины коротко стригли волосы и носили парики. Парик был признаком богатства, он определял социальное положение обладательницы: чем знатнее и богаче была дама, тем больше был ее парик. И, наконец, идеальная египетская женщина была вечно молода.

 

 

Древняя Греция

В Древней Греции, особенно в Афинах, эталоном красоты считалась стройная женщина, не слишком худая, с округлыми формами. Греки считали, что если женщина обладает идеальной фигурой, значит, она наделена и идеальной душой. Воплощением представлений греков о красоте стали скульптуры богинь – Афродита Книдская, Венера Милосская. Кстати, параметры последней не так уж далеки от современных идеальных пропорций. При росте 164 см окружность талии Афродиты была 69 см, груди – 86 см, бедер – 93 см.

Красивым в Древней Греции считалось маленькое овальное лицо с прямым носом, большими глазами, четкой округлой линией бровей, небольшим подбородком и низким лбом. Красивая девушка должна была также иметь волнистые светлые волосы. Обладательницы не слишком яркой внешности подводили глаза и брови, пользовались румянами, носили парики. 

 

 

Древняя Индия

В Древней Индии красивая фигура ценилась намного больше, чем красивое лицо. Тонкая талия, пышные грудь и бедра – вот те параметры, по которым оценивали красоту дамы. Между прочим, тогда считалось комплиментом фраза "красива, как корова". Также довольно часто, чтобы сделать женщине приятное, ее бедра сравнивали с бедрами слона. Самой привлекательной частью женского тела считался живот. Красавицы должны были уметь грациозно двигаться, танцевать. Выходить в свет без украшений было неприлично.

 

 

 

Древний Китай

 

В Древнем Китае эталоном красоты была хрупкая женщина с белым лицом, яркими губами, белыми зубами, высоким лбом, черными волосами и бровями. Чтобы добиться идеальной внешности волосы надо лбом сбривались. Особенную ценность в Китае имели маленькие стопы, идеальной считалась ножка 10 см в длину. Чтобы достичь таких невероятных размеров, девочкам надевали специальную обувь. Она доставляла невероятную боль, к тому же передвигаться в такой обуви было очень сложно.

 

 

В Древнем Китае было принято очень сильно краситься, женщины использовали белила, румяна, буквально рисовали на лице брови и губы. Естественность считалась некрасивой, особенно у аристократок. Лицо не должно было выражать каких-либо эмоций, движения должны были быть сдержанными. Смеяться, обнажая зубы, считалось дурным тоном и признаком плохого воспитания.

 

Средневековая статуя Мадонны. Находится в коллекции Берлинской картинной галереи.

Средневековье

В эпоху Средневековья яркая внешность в Европе была непопулярной и даже опасной. Красивой считалась очень невыразительная фигура – маленькая грудь, практически полное отсутствие талии. За стройность и худобу девушку могли объявить ведьмой. К тому же ярко-рыжие волосы, родинки и вообще более-менее привлекательная внешность могли сыграть с девушкой злую шутку.

 

 

В средние века жизнь общества в Европе во многом зависела от церкви, даже стандарты красоты диктовались церковью. Земная красота была признана грехом, косметика была запрещена. Привлекательными считались очень бледная кожа. Женщины в погоне за красотой прибегали к различным средствам, которые не всегда были безопасными. Например, чтобы кожа стала более бледной, ее натирали соком лимона или белилами или делали кровопускания.

Эпоха буржуазных революций

 

Стандарты красоты вновь кардинально изменились в эпоху буржуазных революций. Праздность и безделье остаются в прошлом, на первый план выходит человек действия. Красивая женщина той эпохи должна была воплощать в себе "монументальную женственность", именно так описал этот тип Гейне. У девушки должны были быть величественные плечи, крепкая грудь, большие и округлые бедра. Для того чтобы приобрести нужные формы, женщины прибегали к некоторым хитростям. Например, на платья на плечах и сзади на бедрах прикреплялись ленты, банты и всевозможные украшения из ткани.

XX век. 20-50-е годы

Великая русская балерина Анна Павлова

Начало столетия — эпоха упадка. Красота возводилась в культ. В моде — образ бледной, томной и печальной красавицы. Его воплощением стала Анна Павлова — балерина, исполняющая роль умирающего лебедя.

В 20-х гг. XX века признанной красавицей была Грета Гарбо. Она обладала утонченной внешностью — изящный профиль, большие глаза. Таинственная и недосягаемая Гарбо была невероятно сексуальна, и в те времена была настоящим воплощением греха. Она была одновременно невероятно женственной и мужественной и поэтому стала эталоном андрогинного типа красоты.

В межвоенную эпоху 30-х годов в моду входят роскошь, элегантность. Естественная красота была совершенно непопулярна. Если женщина хотела считаться привлекательной, она должна была быть ухоженной. Совершенно недопустимым считалось появление в обществе без макияжа. Эталоном красоты той эпохи стала Джин Харлоу — платиновая блондинка с безупречной укладкой в откровенно сексуальном и женственном наряде. 

В 40-е годы уже чувствовалось приближение войны. Шик и роскошь становятся непопулярными. Красивая женщина должна была быть не таинственной, нежной и мягкой, а смелой, решительной и активной. Эталон красоты — шатенка с кукольной внешностью. Один из самых запоминающихся образов тех лет — полуобнаженная Рита Хейворт на фоне атомной бомбы, сброшенной на остров Бикини. 

В 50-х годах в моду входит сексапильность. Идеальная девушка того времени должна была обладать красивым бюстом, узкой талией и покатыми плечами. Эталоном красоты считалась Мэрилин Монро. Она была притягательна, женственна, эротична и вместе с тем доступна. В образе Монро не было загадок. Она стала классической блондинкой — красивой, наивной, немного порочной.

60-90-е годы

В 60-е годы мода на женственность меняется на подростковый идеал красоты. Знаковое явление того времени — выпуск первой куклы Барби. У нее длинные и худые ноги, плоский живот и небольшая грудь. Одной из самых популярных актрис в 60-е была Брижит Бардо. Она естественная, немного нескладная и сексуальная. Вместо идеальной укладки на голове Бардо были спутанные, выгоревшие на солнце волосы. Поведение нового идеала — вызывающее и провокационное. Образ женщины-ребенка, ставший популярным благодаря изобретению мини-юбок, отлично удавался Твигги с ее полудетским выражением лица, вздернутым носиком и хрупкой фигурой.

 

70-е ознаменовались политическими выступлениями, молодежными бунтами и сексуальной революцией. Новый идеал — сильная, уверенная в себе девушка с четкой гражданской позицией. Актриса Джейн Фонда снялась в фильме "Барбарелла" в роли смелой астронавтки, исследующей другие цивилизации, и стала символом того времени. Она придумала новый стандарт красоты — здоровое, спортивное, сильное тело. 70-е — это эпоха стиля хиппи и имиджа а-ля подружка рок-звезды. 70-е стали временем спорной красоты, но неоспоримой индивидуальности.

Супермодель Наталья Водянова

К 80-м  эталоном красоты стала высокая девушка с подтянутой фигурой, широкими плечами и длинными ногами. Этот образ воплотила актриса Ким Бейсинджер — блондинка с голубыми глазами, аккуратным носиком и пухлыми чувственными губами.

В 90-е годы идеалами красоты становятся уже не актрисы, а супермодели. Они блистают на подиумах и в жизни. Модели получают немыслимые гонорары только за привлекательную внешность. Самые известные имена в 90-х — Клаудиа Шиффер, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл. В это время появляется понятие идеальных пропорций тела: 90-60-90. Время точеных женских форм, отшлифованных модными диетами и спортом. Однако в середине 90-х тотальная женственность сметается эпохой гранжа и унисекса — эпохой, которая требует новых лиц. Потому появление юной и хрупкой Кейт Мосс было ожидаемо и предсказуемо, как появление Твигги тогда, в 60-х.

Перешагнув через рубеж веков, мир моды восхищается славянской красотой. Русские модели оккупируют парижские, миланские, нью-йоркские подиумы. Популярность очаровательной Натальи Водяновой — чуть раскосые глаза, густые брови, русалочья улыбка — открывает двери в мировую моду и другим русским красавицам.

ria.ru

Идеал красоты в Древней Греции и Древнем Риме

В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура и естественным был культ тренированного тела. В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании.

Художники нашли и оставили после себя меру прекрасного – так называемые каноны и модули. Тело должно было иметь мягкие и округлые формы. Эталоном красивого тела у греков стала скульптура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии – 69 см, бедер – 93 см. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). При трех разграничительные линии проходили через кончик носа и верхний надбровный край; при четырех – через край подбородка, по кайме верхней губы, по зрачкам, по верхнему краю лба и по темени.

По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза. Большие выпуклые глаза подчеркивались округлой линией бровей. Красоту лица определяли прямые линии носа, подбородка, невысокий лоб, обрамленный завитками волос с прямым пробором. Эллины большое внимание обращали на прическу. Женщины, как правило, волосы не обрезали, они укладывали их узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит себе почитательниц.

Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, перехваченные обручем. Взрослые мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы.

В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа. Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином – красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду. Для подведения глаз – копоть от сгорания специальной эссенции.

Женщины из народа, для которых косметические средства были малодоступными, накладывали на ночь маску из ячменного теста с яйцами и приправами.

В Древнем Риме был культ светлой кожи и белокурых волос. Апулей считал, что вряд ли Вулкан женился бы на Венере, а Марс влюбился в нее, если бы она не была златокудрой. Жены римских патрициев для ухода за кожей, кроме отбеливающих мазей, средств против сухости кожи, морщин и веснушек, применяли молоко, сливки и молочнокислые продукты. Во время путешествий, помимо свиты, их сопровождали стада ослиц, в молоке которых они купались. Римлянки уже знали секрет обесцвечивания волос. Волосы протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались на солнце.

Светлые вьющиеся волосы считались идеалом красоты, и римские парикмахеры придумывали самые разнообразные завивки. В моду входили то греческие прически, то египетские а-ля Клеопатра. В период империи их сменяют высокие прически на веерообразных каркасах, с накладками из искусственных волос. У мужчин прямые, начесанные на лоб короткие волосы, лицо бритое или небольшая завитая бородка. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная так по имени римского императора Тита Веспасиана. Косметические средства для повседневного туалета богатых римских дам изготавливались в домашних условиях, а уход за кожей и волосами проводили специально обученные молодые рабыни под надзором более пожилых и опытных женщин.

Римляне были знатоками гигиены, они широко практиковали массаж и частые купания в банях (термах), где имелась холодная и горячая вода, ванны, парные, комнаты отдыха и гимнастические залы.

≫ Больше информации по теме: http://psylist.net/moda/00017.htm

1lustiness.ru