Равноапостольная княгиня Ольга. Славянская энциклопедия
Равноапостольная княгиня Ольга
Преемником Игоря стал его единственный сын Святослав, родившийся в 942 г.
Первые годы его прошли в Новгороде, но после смерти отца Святослав переходит в Киев. Так как Святослав был мал («детеск»), Русью правила его мать Ольга, вдова Игоря.
Ольга, как и Олег, вошла в народные сказания киевских времен как «вещая», «мудрая» («и бе мудра и смыслена») княгиня, чья деятельность оставила глубокий след в жизни древней Руси.
Позднейшая легенда (XVI в.) передает сказание о том, как однажды Игорь охотился в лесах у Пскова. Догоняя какого-то зверя, он встретил на своем пути реку и, увидев стоящий у берега челн, попросил перевезти его. Перевозчиком, сидевшим в челне, оказалась Ольга, крестьянская девушка. Ольга произвела большое впечатление на Игоря, и он «некие глаголы глумлением претворяше к ней», но, получив отпор на свои «студная словеса», пораженный ее умом, решил посвататься к ней.
Псков. Спасо-Мирожский монастырь
Псковская часовня св. Ольги
Летописная традиция называет Ольгу псковитянкой, «от Пскова», по-видимому, дочерью псковского князя.
В Киеве о ней складывались сказания, пелись песни, отразившиеся в «Повести временных лет», о ее деятельности хорошо помнили еще во времена летописца, показывали вещи, ей принадлежавшие, помнили и о том, каким был Киев времен Ольги. Тогда еще не был заселен Подол, на территории города XI–XII вв. еще лежали загородные княжеские дворы и располагались «перевесища» (охотничьи угодья). Летописец настолько хорошо представлял себе Киев времен «мудрой» княгини, что мог точно наметить его границы, районы, важнейшие здания («терем камен»). В этом «древлем» Киеве жила, правила за своего малолетнего сына Святослава Ольга, княгиня русская. Ее помощниками выступают «кормилец» Святослава Асмуд и воевода Свенельд.
Начала Ольга свою деятельность с мести древлянам за смерть своего мужа и с покорения Древлянской земли.
В летописном рассказе о мести Ольги мы встречаем указание о том, что расправа с «малой» дружиной киевского князя и с ним самим дала возможность древлянским «лучшим мужам», «иже дерьжаху Деревьску землю», перейти в наступление на Киев.
Св. благоверная княгиня Ольга (с греч. иконы XIII–XIV вв.)
В этой связи и стоят, обычно признаваемые легендарными, сватовство древлянского князя Мала к Ольге, прибытие Днепром, в ладьях, посольства древлянских «лучших мужей» в Киев, что дало повод летописцу рассказать о Киеве времен Ольги, переговоры Ольги с ними, умерщвление послов, закопанных в ладьях живыми в землю, и т. д.
Далее повествуется о том, как Ольга сожгла заживо вторую группу послов, древлянских «лучших мужей», а затем отправилась «створить трызну мужю своему» в древлянскую землю, и там ее «отроки» напали на ничего не подозревавших перепившихся древлян, убежденных в том, что Ольга явилась к ним только для того, чтобы справить тризну по Игорю, и перебили их множество.
Ольга начинает свою кипучую деятельность, направленную на упорядочение сбора дани и укрепление княжеской власти, с земли древлян. Вместо дани, взимаемой неопределенное количество раз и в неопределенных размерах, Ольга устанавливает определенный размер дани – «уроки», и именно «уставляет», т. е. вводит определенный порядок сбора дани, зафиксированный и твердо проводимый княжеской властью, вернее, княжими «мужами», специально на то уполномоченными, которые в следующем XI в. выступают в источниках под названием данщиков.
А. Васнецов. Княгиня Ольга
Теперь князья – не «восхищая и грабяху», а «имают» дань, причем население знает – когда, сколько и чего потребуют от него «мужи». И от этого княжая «скотница», надо полагать, не только не оскудевает, но, наоборот, обогащается, да и сами «сельские людьи» – данники выигрывают, ибо князь, «уставив» дани и «уроки», дает им возможность как-то ориентироваться в требованиях с его стороны, что при системе, которой придерживался Игорь в «Деревах», вернее, при бессистемности, сделать было невозможно.
Реформа Ольги была проведена на всей территории древней Руси.
«Уставляя» землю, Ольга вводила погосты. Погосты из селищ и мест для торговли, «гостьбы», превращаются в административные центры, центры княжеского финансового управления. Это были места, объединяющие население целого района, где оно торговало и общалось друг с другом. Здесь и следовало основывать княжеские опорные пункты.
В погостах постоянно проживали княжеские «мужи», систематически собиравшие дань, «творившие» именем князя, на основе обычного права, «закона русского», суд и расправу и взимавшие судебные пошлины.
Не мечом, а «мудростью» старалась «вещая» Ольга проложить Руси путь в ряды христианских государств Европы. Принятие Ольгой христианства, поездка ее в Константинополь, так же как и многое другое в жизни Ольги, стали легендой.
Ольга приняла христианство еще до поездки в Константинополь, т. е. до 957 г., и, судя по «Памяти и похвале» Иакова Мниха, крещение Ольги относится к 954 г. Во всяком случае, когда она прибыла в Царьград, в составе ее свиты был священник Григорий.
Следовательно, Ольга приняла крещение у себя на родине, на Днепре, в Киеве. Учитывая давнее распространение в Киеве христианства, в крещении русской княгини нельзя усмотреть нечто из ряда вон выдающееся.
Долгое время, до 964 г., Ольга была регентом, так как Святослав «бе бо детеск».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
culture.wikireading.ru
Княгиня Ольга
Дискуссия о происхождении Ольги
Княгиня Ольга была первой женщиной-правительницей в истории русского государства. О происхождении княгини из летописей нам ничего неизвестно, за исключением поздних сведений Степенной книги, сообщающей, что умерла она в возрасте $80$ лет. Если допустить, что эти сведения верны, то родилась Ольга в конце $IX$ века. Точнее вычислить вряд ли представляется возможным, поскольку некоторые источники утверждают, что на момент заключения брака Ольге было $13$ лет, но в таком случае получается, что Святослав родился, когда ей было за $50$. Ранняя хронология русских летописей абсолютно условна. Некоторые исследователи, например Рыбаков Б.А. считают, что Ольга родилась в конце $20$-х годов $X$ века, эта точка зрения представляется наиболее вероятной, поскольку в таком случае старшего сына Ольга родила, будучи еще молодой, и все события, в которых фигурирует княгиня, описывают молодую и активную женщину.
По данным Повести временных лет, княгиня происходила родом из Пскова. Имен родителей не сохранилось, но согласно мнению исследователей, она скорее всего имела варяжское происхождение. В то же время Иоакимовская летопись, спорная с точки зрения достоверности, утверждает, что Ольга была знатного славянского происхождения, из рода Гостомысла, имя ее было Прекраса, а Ольгой ее назвал Олег.
Повесть временных лет сообщает, что Игорь с Ольгой поженились в $903$ году, что, опять же, маловероятно, если учесть, что Святослав родился в $942$ году. Вероятно для того, чтобы как-то сгладить эту очевидную нестыковку, поздние источники – Устюжская и Новгородская по списку Дубровского П.П. летописи – сделали Ольгу десятилетней на момент вступления в брак.
Новгородская первая летопись содержит данные древнейшего свода, который не отражен в Повести временных лет. В этой летописи свадьба Игоря и Ольги никак не датирована, что означает, что у первых русских летописцев данных о годе свадьбы просто не было. Таким образом, возможно, что $903$ год появился при написании Повести временных лет просто для механического упорядочения хронологии.
Замечание 1
Кроме того, после сообщения о свадьбе имя Ольги появляется только через $40$ лет – огромнейший промежуток. Упоминание Ольги есть в договоре Игоря с Византией $944$ года.
Месть древлянам
В $945$ году (опять же, условная дата), князь Игорь был убит древлянами, возмутившимися неоднократными поборами князя. По летописной хронологии Святославу было только $3$ года, и правителем стала его мать, княгиня Ольга. Это означает, что дружина Игоря признала ее как законного представителя наследника.
Князь древлян Мал после убийства Игоря начал свататься к Ольге. Этот факт вносит дополнительную долю сомнения в то, что брак князя Игоря и Ольги мог быть заключен в $903$ году, в таком возрасте она не была уже завидной невестой.
Замечание 2
Летописи сообщают, что Ольга совершила четыре акта возмездия за убийство супруга.
Итак, Мал отправил к Ольге сватов. Двадцать человек, прибывшие в Киев, прямо в ладье были заживо закопаны в землю. После этого княгиня попросила прислать к ней из уважения знатных сватов, это посольство было сожжено в бане.
Языческая традиция предполагала выполнение ритуала тризны по покойнику. Ольга отправилась с дружиной в древлянские земли. Во время тризны она опоила древлян и повелела их убить. Летопись приводит цифру в пять тысяч убитых.
В следующем году княгиня отправилась с крупным войском в полномасштабный поход на древлян. Согласно сведениям Новгородской первой летописи, киевские войска одержали в битве верх. После этого княгиня прошла по земле древлян, устанавливая новые налоги, и возвратилась в Киев. А по данным Повести временных лет Ольга с войском приступили к осажденному Искоростеню, столице древлян. Осада не приносила результатов, и тогда княгиня распорядилась привязать к птичьим лапам зажженную серой паклю. Так город сгорел.
Правление княгини Ольги, визиты в Византию и крещение
После мести Ольга продолжала править Древнерусским государством, фактически даже после того, как Святослав вступил в наследство, потому что он большую часть времени проводил в походах.
После расправы над древлянами княгиня Ольга посетила новгородские земли. Там была, вероятно, проведена реформа дани. Княгиня установила систему погостов, определенных центров для сбора дани тиунами, специально назначенными лицами. Кроме того, размеры и сроки уплаты полюдья также были упорядочены.
Многие исследователи подвергают сомнению факт путешествия Ольги в Новгород. Возможно, что после мести над древлянами, ее путь лежал дальше на запад, на Волынь. Дело в том, что подчинение этих земель открывало возможности для контроля международных торговых путей.
Сухопутный путь «из немец в хазары» позволял через Киев, Краков, Прагу и Регенсбург связать булгар с рынками сбыта товаров Древней Руси в Баварском Подунавье. А также Древнерусское государство могло контролировать водный путь по Бугу, пользовавшийся большим спросом. С именем Ольги связано начало каменного строительства в Древнерусском государстве. Вообще она старательно подходила к благоустройству как Киева, так и подвластных ему территорий.
Повесть временных лет сообщает, что в $955$ году княгиня Ольга приняла крещение в столице Византии. В крещении ее имя стало Елена. Обстоятельства крещения до конца не известны. Сообщается, что ее крестили лично император Константин Порфирородный и патриарх Феофилакт. Через два года она прибыла в Константинополь с большим посольством. Этот визит известен по сочинению Константина Порфирородного «О церемониях».
Замечание 3
Примечательно, что император Византии назвал Ольгу «архонтиссой Руси», это означает «правительница». Цели визита указаны не были, но Повесть временных лет косвенно указывает, что затем Ольга холодно приняла византийских послов, вероятно, желаемые договоренности не были достигнуты.
Точной даты начала правления Святослава нет, сообщается в Повести временных лет о военном походе 964 года. По сообщению Продолжателя Регинона в $959$ году Ольга считалась еще правительницей Древней Руси.
В $968$ году Ольга с детьми Святослава пережила первый набег печенегов на Русь, запершись в Киеве. Святослав в то время находился в походе, но спешно возвратился и снял с города осаду.
Византийские источники упоминают только один приезд Ольги, который был описан Константином Порфирородным в труде «О церемониях». Любопытно, что у него указан не год, а две даты приемов княгини: $9$ сентября и $18$ октября. Это соответствует только $946$ и $957$ годам. При этом император не говорит ничего о крещении княгини. В сопровождающих княгиню людях император называет священника Григория, некоторые исследователи в этой связи делают вывод, что Ольга уже была крещеной. Но в таком случае странно, что Константин называет ее не Еленой, а языческим именем Ольга.
Замечание 4
Наиболее достоверными считаются сведения Продолжателя Регинона, потому что под этим именем писал Адальберт Магдебургский, побывавший в Киеве в $961$ году. Продолжатель утверждает, что княгиня была крещена осенью $957$ года Романом II, соправителем и сыном Константина Порфирородного и патриархом Полиевктом.
В $969$ году Ольга умерла, похоронена княгиня была, как и положено, христианскому обряду.
spravochnick.ru
Великая Княгиня Ольга
Память Равноапостольной княгини, Святой Ольги почитается Церковью в июле: 24-го по новому стилю, или 11-го — по старому.
Первая правительница Руси
Великая Ольга стала первой княгиней на Руси, принявшая христианство. В древних летописях она названа предтечей земли христианской. С благоговением древние летописцы сравнивают княгиню с утренней зарей перед рассветом.
О юных годах киевской княгини нам мало что известно. И только из преданий поздних и легенд мы можем хоть что-то узнать о начале жизненного пути Ольги. Родиной будущей княгини стало селение Выбутовская весь, что находилось в северном регионе Руси. Сейчас в этих краях находится город Псков. Ольга не имела благородного происхождения. По свидетильству летописцев, женитьба киевского князя Игоря и Ольги произошла в 903 году. Из этого выходит, что будущая святая родилась в период между 80-е — начало 90-х годов в IX веке. Но есть также данные, что Игорь взял в жены Ольгу, когда ей было всего 10. Произошло это в 912 году. Ни для кого не тайна, что события в древних летописях часто записывались, как говориться, «задним числом". Так что даты нашей древней истории мы можем принимать только условно. Это касается и даты свадьбы Ольги и Игоря, и дате рождения княгини. Историки склонны считать, что Ольга родилась гораздо позже. Стоит учесть и тот факт, что Святослав, первенец княгини, появился на свет приблизительно в 942 году, то есть, на то время она была относительно молодой.
Как юный князь невесту встретил
Красивая легенда о том, как Игорь встретил Ольгу, дошло до наших дней из древних летописей. Сын первого киевского князя Рюрика Игорь был еще слишком молод и не мог взойти на престол. По этой причине правил на Руси его родич Олег. Случилось однажды так, что охотился Игорь в Псковском крае. За рекой он увидел богатые охотничьи земли. Но перебраться на тот берег он не мог, поскольку не было у него лодки. Вдруг Игорь увидел, что по реке плывет юноша в лодке. Князь позвал к себе гребца и приказал переправить себя на тот берег. Во время пути Игорь внимательнее глянул на хозяина лодки, и понял, что перед ним — прекрасная девушка, имя которой — Ольга. Красота девицы пленила сердце будущего правителя, разгорелось желание в нем, нескромные слова вырвались из его уст. Все поняла юная дева, твердо отвечала она ему, сказав, что уж лучше утонуть ей, чем стерпеть надругательство. Игорь же очень удивился таким мудрым словам и твердости, так что перестал говорить что-либо, а весь остальной путь был проделан в тишине. Вернулся юноша в Киев спустя некоторое время.
Когда же наступил час Игорю жениться, знатных красавиц приводили к нему со всей Руси. Князь не захотел брать в жены ни одну из них. Вспомнил он тогда юную гордую Ольгу, и послал за ней своих людей. Так стала благоразумная девушка из Псковского края женою княжеской, правительницей земли русской.
Деяния Игоря на престоле
Скончался Олег, согласно летописаниям, в 912 году. На престол Киевский взошёл Игорь. Он возглавил множество военных походов. Князь вступал в бой с печенегами (кочевое племя), уличами и древлянами (восточнославянские племена), два раза сражался с греками. В 941 году войско Игоря потерпело поражение. А второй поход на греков в 944 году увенчался подписанием мирного договора с Византийской империей. В этом же году осенью князь Киевский погиб в Древлянском крае, когда собирал ежегодную дань. Как говорится в летописях, смерть Игорю принесла его жадность: он захотел взять дани в два раза больше, и этим нарушил обычай. Свидетелем смерти княжеской стал древлянский город Искоростень. Расквитавшись с Игорем, древляне пожелали, чтоб овдовевшая Ольга вышла замуж за Мала, их князя. Отправили они в Киев сватов.
Как Ольга власть получила и за мужа отомстила
Когда над Киевом нависла угроза подчинения, Ольгу поддержали воеводы Асмуд и Свенельд. Она смогла сконцентрировать всю власть у себя, пока ее сын Святослав не достигнет совершеннолетия.
Из древних летописных текстов до нас дошли предания о мести Ольги за своего мужа. Когда в первый раз к ней пришли послы от древлян с требованием, чтоб она стала супругой Мала, она дала притворное согласие. Но после приказала закапать их живыми. Очередных послов умная княгиня также перехитрила: предложив древлянам сначала помыться, подпалила мыльню. Жестоко отомстила княгиня и в третий раз своим обидчикам. Древлянским старейшинам Ольга отправила послание о том, что сама к ним придет, что хочет устроить тризну у могилы мужа. С небольшим войском княгиня прибыла к могиле Игоря. Когда древляне стали спрашивать, где же бояре, которые были присланы ранее, княгиня говорила, что они в пути следом за ней. Ольга приказала своим людям прислуживать древлянам. Киевские воины перебили всех древлян, когда те уже упились. По данным летописи, пять тысяч человек нашли здесь свою гибель.
Когда наступил 946 год, согласно летописным текстам, жестокая месть Ольги продолжилась. Сильную армию княгини возглавили верные воеводы Асмуд и Свенельд. Ольга отправилась в земли древлян. Малолетний Святослав, сын погибшего Игоря, тоже поехал с матерью. Согласно обычаю, маленькому князю пришлось начать бой. В сторону врага Святослав бросил копье. И пусть оно пролетело только между ушами коня, битва была начата. Древляне понесли поражения, а выжившие укрылись в городах. Княгиня подчинила древлянский край, только Искоростень остался неподчинённый. Ведь именно там укрылись убийцы Игоря. Все лето держала княгиня вражеский город в осаде, а он так и не покорился. По этой причине Ольга решила использовать свое остроумие. Согласно ее хитрому плану, отправила она послание древлянам, что желает остановить, так как отомщен уже ее муж. Хочет она дань взять и уйти. Но не обычную дань возжелала она: потребовала по три голубя и воробья из каждого двора. Обрадовались древляне, что княгиня снисходительна, поторопились выполнить ее желание. Собранных птиц Ольга раздала воинам и сказала, чтоб к каждой из них солдаты привязали еще не погасший трут и завернули его в тряпочку. Когда же наступили сумерки, войско отпустило всех птиц на свободу. Отправилась каждая птичка в свое гнездышко: на голубятни да под крыши домов. Загорелся город. Начали люди спасаться, и убежать хотели. Но княгиня приказала воинам некого не выпускать. Выживших в огне древлян убивали солдаты, в плен брали, или же оставляли, чтоб дань платили
Последствия войны
После всех этих событий Ольга провела реформу в управлении Киевской Руси. Княгиня отменила полюдье, она упорядочила и организовала сбор дани и оброков на специальных постах.
Итак, уже в этих поступках проявился талант Ольги, ее способности как политика. В историю она вошла как один из великих государственных деятелей, за свои реформы получила она прозвище "Мудрая". Летописцы называли ее самой мудрой среди людей. Основным же событием в жизни великой княгини было принятие христианской веры. Это событие одно из ярчайших и важнейших в ее биографии. К этому шагу княгиню побудило множество причин. Прежде всего, она поняла, что приобщение Киевской Руси к христианству способно повысить ее престиж на международной арене. Таким образом, Ольга открыла много возможностей для своей родины, которых можно достичь, не прибегая к военным действиям. Автор Жития княгини киевской писал, что Ольга была избрана Господом, дабы она несла имя Его в землях Руси.
Крещение Ольги
Принять веру православную Ольга решила в Константинополе, а не в Киеве. Согласно трактату "О церемониях", автором которого является император Константин Багрянородный, осенью 957года княгиня киевская находилась в столице Византийской империи.
В Русских летописях написано красивое предание о том, как Ольга крестилась. Однажды княгиня земли русской прибыла к императору Византии Константину для важного разговора. Но Константин был в таком восторге от красоты и ума Ольги, что пожелал жениться на ней. Правительница Руси распознала намерения византийского императора. Она придумала, как перехитрить его. Смиренно обратилась она к Константину и сказала, что она язычница, для брака ей надо принять крещение. И если он хочет, чтоб Ольга крестилась, то должен сам крестить ее, иначе она останется в своей вере. Так Константин выполнил волю возлюбленной и стал ее крестным отцом. При крещении приняла она имя в честь матери Константина Великого Елены, первой царицы христиан. После того, как Ольга крестилась, император Византии стал уговаривать ее жениться на нем. Отвечала остроумная княгиня, что по закону христианском нельзя им в брак ступать, ведь сам он крестил Ольгу и крестной дочерью ее назвал. Тогда правитель земли византийской воскликнул, что перехитрила его Ольга. Тогда наградил ее богатыми дарами. После этого отправилась Ольга-христианка в родные края.
Предание это, естественно, не имеет никакого отношения к реальным событиям. Ведь стоит учесть, что на то время Константин Багрянородный, который восседал на престоле византийском, имел жену. Многие склонны считать, что родилось это предание в земле киевской после того, как княгиня вернулась в родные края. Таким образом, эта легенда объясняет, почему княгиня-язычница решила принять новую веру и перейти в христианство. Важно отметить, что переговоры Ольга с Константином проводила не только по поводу вопросов религии. Вполне вероятно, что Ольга и Константин договорились об отправке солдат-русичей в Византийскую империю. Княгиня киевская, стоит отметить, была недовольна теми условиями, которые ей предоставили во время пребывания в Византии. Ей не понравилось, в частности то, что царь не принимал ее длительное время, и княгиня была вынуждена долго ждать аудиенции. Через время Киев посетили послы императора Константина. Ольга их встретила не слишком дружелюбно. Она даже отказалась от договоренностей, заключенных ранее.
Если отталкиваться от Жития Ольги и летописных источников, княгиню киевскую благословил Полиевкт, который был патриархом в Константинополе. И обратился патриарх к ней, сказав, что свет она возлюбила, а тьму оставила, поэтому и является благословенной среди женщин Руси. Княгиня Ольга принесла в дар Полиевкту блюдо драгоценное. Впоследствии оно было поставлено в константинопольском храме Святой Софии. Патриарх же подарил Ольге животворящий Крест Господень. Через много лет в Киевском Софийском соборе был поставлен этот крест. А на нем была надпись, говорившая, что земля Русская обновилась, и будет жить теперь в Боге через крещение святое, принятое Ольгой.
Влияние крещения Ольги на государство
После того, как княгиня вернулась в Киев, стала она проповедовать веру новую. Ею были построены церкви в Киеве, Пскове и других городах. Стоит обратить внимание, что именно Псков, согласно легендам, основала великая княгиня. Благодаря иностранным источникам стала доступна информация о том, что Ольга сделала попытку предоставить христианству статус государственной религии на территории Киевской Руси уже через два года после того, как сама крестилась. Вызывает удивление тот факт, что для воплощения замысла Ольга обратилась к германскому императору (на тот момент еще королю) Оттону I, а не к греческому патриарху. Итак, направила в 959 году княгиня послов в земли германские. Просила, чтоб прислали для ее народа учителей и епископа. Этот факт наталкивает на мысль, что причиной такого поступка стали неудачи в предыдущих переговорах с Византийской империей. В 961 году Киев посетил Адальберт, монах, которого в Германии назначили епископом в землях русских. Но миссия его была провалена. Самому епископу пришлось бежать из Киева, а кто-то из спутников даже погиб.
Что же на самом деле тогда произошло в столице Руси, доподлинно не известно. Вполне вероятно, что ненависть киевлян-язычников к немцам была вызвана тем, что они уж очень упорно взялись искоренить древнюю веру Руси. Возможно, что сыграл роль и другой фактор. Ведь не все в столице земли русской поддерживали княгиню в распространении ее новой веры. Более всего, наверно, удручало княгиню то, что Святослав, ее сын, не разделял интересов матери. Летописные предания не умалчивают, что между сыном и матерью существовали противоречия. Ольга очень долго правила государством и не подпускала сына к делам политическим. А ведь время шло, и мальчик Святослав вырос в настоящего мужчину, стал решительным, волевым и сильным молодым князем.
Святослав и христианство
Как не убеждала Ольга перейти сына в новую веру, оставался Святослав верным вере языческой. Множество раз просила княгиня сына, чтоб он крестился. Слушать о вере христианской не желал даже Святослав. Продолжал он жить и поддерживать языческие традиции и суеверия. Маме своей говорил, что если примет он крещение, то дружина его станет смеяться над ним. Важно также отметить, что если кто и хотел принять христианство, Святослав не запрещал. Но людей этих он укорял и ругал. В 961 году исполнилось Святославу девятнадцать лет. Молодой князь стал вступать в свои права, что не могло не привести к распрям на религиозном поприще. Скорее всего, по этой причине немецкие миссионеры и покинули землю русскую.
Когда-то летописец, ссылаясь на Слово Божие, сказал, что тот, кто ослушается мамы или папы, примет смерть. Имел он в виду смерть Святослава. Умер же князь в 972 году. Не смотря на разногласия, Ольга горячо любила своего сына. Она постоянно молилась за него е за соотечественников. Просила она Бога, дабы просветил Он русичей крещением святым и обратил к вере истинной.
Шло время, и княгиня состарилась. Сын же ее, Святослав мало времени проводил в Киеве, в боях на чужбине пребывал он. Нанес князь поражение хазарам, покорил вятичей, воле своей подчинил. А после отправился к Дунаю. Там он завоевал Болгарское царство, подчинив множество городов. Восемьдесят городов Болгарского государства покорил Святослав. Спустя какое-то время сын Ольги развязал войну с Византийской империей. Княгиня-мать все это время находилась в Киеве. Там на ее плечи легла забота о трех маленьких внуках. Олег, Владимир и Ярополк обучались вере христианской. Ольга учила внуков своей вере, особенно Ярополка, старшего сына Святослава. Но крестить мальчиков она так и не решилась, поскольку не хотела разгневать сына.
В 969 году печенеги напали на столицу Руси. Произошло это весной. Вероятно, они проведали, что в Киеве не было князя и его войска. Взяли печенеги город в осаду, а захватить не смогли. Все киевляне затворились в городе, и никто не мог ни покинуть его, ни весточку князю Святославу послать. Наступил вскоре час, когда люди не смогли более мириться ни с жаждой, ни с голодом и уже намеревались сдать печенегам Киев. Княгине оставалось только молить Господа о спасении и надеяться на чудо. Но небеса услышали ее молитву, и Бог смилостивился.
Так совпало, что на другой стороне Днепра находилось небольшое войско русичей под началом воеводы Претича. Не знал воевода, оповестили ли жители Киева Святослава о происходящих в городе событиях. Не ведал Претич, что творилось в столице. В связи с этим он выжидал, и наблюдал дальнейшее развитие событий. Тогда киевляне решили, что если никто не может покинуть столицу и привести помощь, то на следующий день все сдадутся вражеским захватчикам. Тогда один юноша изъявил желание добраться до воеводы за реку. Знал этот парень речь печенегов, и потому смог пересечь их лагерь. Его никто не узнал. Так он добрался до реки и переплыл ее. Утро нового дня ознаменовалось военным походом Претича на Киев. Войско село в ладьи, запели трубы. Городские трубачи откликнулись. Тогда печенеги поняли, что сам Святослав со своим войском подступает к столице. Покинули печенеги свой лагерь, отпустили Киев. Но не на долго. Так появилась возможность отправить князю киевскому послание о случившейся беде. Горячо благодарила Ольга Бога за столь дивное спасение. Как только узнал Святослав об осаде Киева печенегами, сразу же вернулся в родной край. Там он собрал войско и прогнал обидчиков в степи. Наступил мирный час на Руси.
Последние дни Ольги
Время шло. Болела княгиня Ольга, как сообщает летописец. Тогда говорил Святослав матери и боярам, что более не желает оставаться в Киеве. Хочет он жить на Дунае, так как там середина земли Русской. Слезы выступили на глазах старенькой княгини. Отвечала она сыну своему, что больна она. Пускай смерть ее заберет, а там уж Святослав может отправляться, куда захочет. Единственное, о чем просила Ольга, чтоб похоронил ее сын по христианскому обычаю: чтоб тризну не устраивал и курган над могилой не делал. Желала княгиня-христианка, чтоб грешное ее тело священник предал земле. Не стал перечить матери Святослав. Пусть и не верил он в Бога, но из любви к маме обещал ей выполнить ее волю.
И при условии, что в летописях речь правдива, то через три дня после этого разговора Ольга скончалась. Чувствуя, что вскоре покинет она мир живых, приняла Ольга святое причастие и молилась она горячо Господу Богу и Деве Марии. С молитвой на устах покинула княгиня землю грешную. Произошло это событие в 969 году 11 июля. Князь и дети его, Владимир, Ярополк и Олег, и весь народ киевский оплакивали княгиню горько. Согласно завещанию блаженной Ольги, похоронена она по христианскому канону.
Как Русь христианской стала и святыню бесценную обрела
Двадцать лет прошло с тех событий. Свершилось завещание блаженной Ольги: приняла Русь Киевская веру христианскую, обратился к Богу народ славянский. Владимир Великий, сын Святослава крестил землю родную. Закончил он великое дело, начатое его бабушкой, княгиней Ольгой: утвердилась вера христианская, вытеснила язычество из княжества великого.
Еще немного времени прошло, и повелел князь Владимир перенести останки своей бабушки, равноапостольной Ольги в церковь, дабы люди имели возможность преклониться перед ней. Когда извлекли из земли мощи княгини, оказались они временем не тронутые. Словно чудо свершилось, когда невредимыми их обнаружили. Незадолго до этих событий была построена Десятинная церковь, или церковь Пресвятой Богородицы. В этом храме каменный гроб установили, в него и поместили останки святой княгини. Множество народу собралось на это событие, дабы с честью почтить память Ольги. Если ссылаться на одну из редакций жизнеописания княгини, приблизительно в 999/1000 году свершилось это событие. Таким образом свершилось в нашей истории первое обретение святых мощей. Это был беспрецедентный случай торжественного перенесения нетленных останков в новый храм. С той поры каждый прихожанин мог преклонить колени перед Ольгой.
Молва ходит о чудесах, связанных с останками княгини. Окошко было установлено в верхней части гроба каменного, где святые мощи покоились. И если кто-либо приходил с верой твердой к саркофагу, окошко это открывалось само по себе. А там тело нетленное святой Ольги светилось, как солнце ясное. Исцеляются от всевозможных болезней люди многие у этой гробницы. Так люди говорят. Но для тех, кто приходил и не имел в сердце веры, не открывалось это окошко, и только каменный гроб могли они видеть.
Осталось раскрыть дальнейшую судьбу святыни христианской, мощей Ольги. К сожалению, постигла их участь церкви Десятинной в Киеве. Когда в 1240 году случилось нашествие татар на столицу Руси, святые останки спрятали в церкви под спудом. Но в XVII веке, если верить летописям и приданиям, митрополит киевский Петр Могила, когда проводил раскопки в церкви Пресвятой Богородицы (она же Десятинная), снова открыл их. А на месте разрушенного храма он построил новый небольшой. Там и находились нетленные мощи, а в начале XVIII столетия были окончательно утеряны по неизвестной причине.