Толедо – древняя столица Испании. Толедо древняя столица испании
Древняя столица Испании Толедо. (Толедо, Испания)
Поделиться:
Испания Толедо > Древняя столица Испании Толедо. (42 Фото)
Корона Испании и свет всего мира - так когда-то называли Толедо, древнюю столицу Испании. История города теряется в глубокой древности.
Древнеримский историк Тит Ливий в своем известном труде "История Рима" писал о том, что в 193 г. до н.э. римские легионы консула Маркуса Фулавиуса Нобилиуса взяли после упорного сопротивления небольшой иберийский городок Толетум.
Пейзажи из окна поезда по дороге в Толедо
После падения Римской Империи и до пришествия мавров на Пиренейский полуостров Толедо был столицей вестготской Испании. Период правления мавров стал для Толедо воистину золотым веком. Интенсивные межэтнические контакты в условиях религиозной терпимости привели к бурному расцвету культуры. На территории города мирно сосуществовали евреи, христиане и мусульмане. В 1035 году, после распада Кордовского халифата на множество независимых эмиратов "тайф" Толедо стал столицей одной из самых богатых тайф в мусульманском королевстве Аль-Андалус. Из-за своего центрального положения на Пиренейском полуострове Толедо оказался в самом центре испанской реконкисты, конфликтов и войн между мусульманскими и христианскими лидерами северной Испании.
Толедо стал богатейшим городом средневековой Испании и главным очагом ее литературной, художественной и научной жизни. Здесь складывалась национальная культура Испании, в которой одним из компонентов являлась мавританская культура. В 1986 году исторический город Толедо был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Толедо считался одним из научных центров Европы. Особенно прославилась школа переводчиков, основанная Раймундом - архиепископом Толедо. В школе переводили с арабского языка произведения греческих и римских авторов (Аристотеля, Платона и других).
Алькасар. Построение Алькасара датируется эпохой Сида. Королевский дворец удачно расположен на холме, где еще римляне построили крепость, и виден из любой точки города.Крепость Алькасар, возведенная маврами и «облагороженная» Алонсо де Коваррубиасом. Долгие годы замок служил резиденцией испанским королям. К сожалению, пред туристами предстает лишь копия здания, оригинал был уничтожен в 1936 году.
Центральная площадь Толедо. Дома центральных улиц города украшаются коврами, цветами и флагами в честь Праздника Тела Христова красочной религиозной и гражданской процессии, сопровождающей Сантисимо Сакраменто - Святое Таинство (Santisimo Sacramento), содержащееся в знаменитой дароносице де Афре (custodia de Arfe), шедевре ювелирного искусства эпохи Возрождения.
Кафедральный собор Кафедральный Святой Девы Марии. Со времен средневековья в Толедо находится Кастильское архиепископство. Когда-то здесь была готская церковь, перешедшая в мечеть после вторжения мавров.
Кафедральный собор начали строить в 1226 г., но из-за постоянных завоеваний города разными народами строительство длилось около 300 лет. За это время в готическое здание были внесены элементы стилей барокко, мудехар и неоклассицизма.
В соборе есть знаменитый запрестольный витраж, выполненный в стиле барокко. В ризнице Кафедрального собора хранятся картины Эль Греко, Тициана, Гойи, Ван Дейка. К сожалению, фото и видеосъемка в соборе строго запрещены.
Долгие годы наряду с рубиновой пьянящей «Сангрией» самыми популярными сувенирами с родины фламенко считаются изделия из «толедского золота». Увы, знаменитое «золото» из «оплота трех цивилизаций» не является драгоценным металлом, и тончайшие изделия ручной работы, носящие это имя, имеют статус бижутерии.
технология изготовления достаточно сложная: на стальную покрытую эмалью пластину методом гравировки наносился рисунок. Далее в углубления добавляли золотую проволоку, изделие обжигалось и шлифовалось.
Техника инкрустации золотом стали с черной эмалью появилась в начале 16в. и использовалась первоначально для украшения оружия. Не секрет, что испанское искусство в средние века развивалось, находясь под влиянием арабской культуры.
Бижутерия из Толедского "золота".
Со времен римлян, а может быть и ранее, Толедо славился мастерами оружейного дела. Клинки сабель, шпаг и ножей толедского производства ценятся в наши дни почти так же, как и в средние века. Конечно, то что вы видите на этой фотографии нельзя назвать оружием, это сувениры для туристов.
Наверху натянуты тенты от солнца.
Сромная и незаметная церковь святого Фомы в которой находится одна из лучших картин Эль Греко "Погребение графа Оргаса. После того, как Филипп II изгнал его из Эскориала в 1579 г., Эль Греко прибыл в Толедо и прожил в городе до самой смерти. Хотя королевский двор отвернулся от Эль Греко, его успех все больше возрастал в Толедо. Творчество мастера достигло своего зенита. В 1586—1588 годах он написал картину «Погребение графа Оргаса», заказанную толедской церковью Святого Фомы (Сан Томе) по инициативе его друга-священника Андреса Нуньеса.
Художник, любимый современниками, хотя не всегда ими понимаемый, оставался незаслуженно забытым до конца XIX в. Эль Греко выработал индивидуальный стиль на основе сплава итальянской традиции и искусства Востока. "Погребение графа Оргаса" - шедевр его зрелого творчества. Картина была создана специально для церкви Сан-Томе и ни разу не покидала ее стены.
В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками.
Рассказывают, что, когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел "Похороны графа Оргаса", он упал в обморок: такова была реакция великого сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко.
Замок Сан-Сервандо. Крепость стоит на вершине холма, спускающегося к реке. Благодаря своему стратегическому положению, это место было укреплено вскоре после возникновения Толедо: оно позволяло контролировать спуск к мосту Алькантара, дорогу к реке и акведук. Судя по археологическим свидетельствам, сначала здесь располагалась римская крепость. Затем на ней была построена вестготская церковь, а позже — арабская крепость .В 1857 г. в замке был устроен пороховой погреб. В 1873 г. он был продан с торгов за 3 000 песет и, оказавшись перед опасностью разрушения, был в 1874 г. объявлен Комиссией Памятников Национальным Историко-художественным Памятником, став первым замком в Испании, которому было присвоен такой титул. Здание находилось в плохом состоянии — обрушились перекрытия и обвалилась стена, обращенная к реке. Новая реконструкция была произведена в 1959 г. Помимо всего прочего, была пристроена еще одна башня и сделан вход со строны шоссе. С тех пор в здании размещались колледж, университетское общежитие, резиденция Кортесов Кастилии-Ла Манчи. В настоящий момент — гостиница для юношества, а также место проведения курсов и конференций.
Вид со смотровой площадки.
В Толедо были основаны известные духовно-рыцарские ордена Испании, имевшие большое значение для успеха реконкисты: орден Сантъяго - орден апостола Иакова, покровителя Испании, орден Калатравы и другие.
В Толедо очень мало зелени и в полдень становится невыностимо жарко от раскаленного камня.
Толедо известен своим ремеслом «дамаскене» — производством холодного оружия с черной эмалью и инкрустацией золотом, серебром и медью.
Имеется свидетельство, доказывающее, что оружие изготовлялось в Толедо еще до завоевания арабами. Среди ценных вещей, составлявших богатую добычу победителей, по словам Идриси, имелось 1000 клинков дамасской стали.
Сувениры
Узкие, извилистые улочки, ведущие к Кафедральному собору.
Сувенирные лавки
Подготовка к празднику Corpus Christi (Корпус Кристи -Праздник Тела Христова). Отмечается в июне, нет точной даты.
*
Многонациональным колоритом в Толедо обладают не только архитектурные памятники, но и кухня. В основном она очень похожа на кастильскую, но огромное количество рецептов приготовления местных деликатесов появились под влиянием мавританской и христианской традиций. Наиболее типичными для толедской кухни являются жареный ягненок или куропатка с бобами. А самыми известными кулинарными продуктами, прославившими Толедо, являются марципан и сыр Манчего.
Вяленая рыба на улицах Толедо.
Центральная площадь
*
*
Сладости из марципана
Вокзал Толедо. +41 градус.... Было начало июня
Внутреннее убранство вокзала
Вид из окна поезда по дороге из Толедо в Мадрид
Дата публикации: 13.06.10
Отлично! Очень интересный материал, хорошие комментарии. Спасибо.
Меня удивили тенты по всему городу и цветы где-то наверху! А лианы живые или искусственные? А если живые, то откуда они растут? В общем столько эмоций!!!!!!!!!!!!!!
Галерея-супер!!!!!!!!
Галерея хорошая, так и чувствуется зной каменного старинного города.
Большое спасибо!
Очень понравилось: ярко, красочно, чётко, интереснейшие виды!! Всё- высший класс!
Город удивительной красоты, сохранивший свой средневековый облик.
Спасибо за прекрасную галерею и интересный рассказ!!!
7. sseme 17.06.10 12:39:47
спасибо, отличная экскурсия. как там побывал :)))
Классная галерея!!!Сильно впечатлила картина Эль Греко!!!!Отличное качество фотографий!!!Спасибо!!!!
Чудесно! Спасибо большое! столько впечатлений! Какая старая кладка из камня и плинфы! Очень древний город!
Как будто сам там побывал и почувствовал запах средневекового времени...
Зарегистрируйтесь или войдите для комментирования.
fototerra.ru
Толедо – древняя столица Испании. Испания по-русски
Влияние Толедо не только на испанскую, но и европейскую культуру настолько велико, что рассказать о нем в нескольких словах почти невозможно. История этого города – диалог культур. В 1986 году город был включен в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.
Из истории города
О том, когда именно началась история Толедо, достоверных сведений нет. Город под названием Toletum был известен со II века нашей эры, в то время он был завоеван римским полководцем Марком Флувием. Начало истории римского Толедо символизирует фраза полководца: Toletum, ibi parva urbs erat, sed loco munita («Толедо – небольшой город, но удобно расположенный для защиты»), переданная в сочинении историка Тита Ливия и ставшая крылатой. Не случайно спустя несколько веков после падения великой империи Толедо стал одним из главных форпостов Реконкисты.
До пришествия арабов, завоевавших город в 711 году, Толедо был «королевским городом» вестготов, столицей варварского государства. Мусульманский город Толайтола стал христианским Толедо в 1085 году, его отвоевал у мавров кастильский король Альфонс VI. C этого момента начался самый значимый период в истории города.
В эпоху Реконкисты Толедо становится столицей Испании, его справедливо называли «городом трех культур». Здесь причудливым образом пересекались христианская, мусульманская и еврейская культура. Толедо стал символом Реконкисты.
Дальнейшая история Толедо – история имперского города, постепенно уступавшего свои позиции сначала Вальядолиду, затем Мадриду. При этом город оставался одним из важнейших городов для испанской истории и культуры. Сегодня Толедо, относительно небольшой город с населением около 80 000 человек, является столицей провинции Кастилия-Ла-Манча.
Толедо – город-музей, сохранивший до наших дней черты испанского средневекового города. Только подъезжая к нему и взирая на панораму города c берегов реки Тахо, уже чувствуешь дух старины и предвкушаешь разгадку тайн истории.
Ворота Бисагра и другие пути в Толедо
Всегда считалось, что подъезжать к Толедо удобнее всего со стороны Северной равнины. Арабы назвали ее светлой – bab sagra. Возможно, именно поэтому так были названы ворота Бисагра, главные ворота города, построенные в разных местах в разное время.
Старые ворота, постройка которых относится к арабской эпохе, сегодня носят название ворот Альфонса VI. Считается, что именно в эти ворота вошли королевские войска, освободившие город от мавров.
На 80 метров ниже старых ворот находятся другие, названные Новые ворота Бисагра. Их строительство началось по приказу Карла V. Строительство этих ворот связано с именами испанских архитекторов отца и сына де Вергара. Николас де Вергара старший начал строительство ворот, а его сын завершил работу в 1575 году, достроив верхний ярус и башни со шпилями.
Ворота Бисагра – главный, но не единственный въезд в город. Чуть далее в городской стене, у моста Святого Мартина можно увидеть другие ворота Толедо.
Они ведут в еврейский квартал, в историческую часть города, где проживали представители гонимого в Средние века народа. В арабском Толедо эти ворота назвали «Баб аль-Худ», также их именовали Еврейскими воротами и Воротами боярышника (Puerta del Cambrón).
Еще одна дорога в Толедо ведет по крутому склону. Это неудобный, но очень важный путь в город, ведь с этой стороны находится Эстремадура, стратегически и экономически важный регион Испании, связь с которым была необходима. Здесь расположены ворота Солнца, их строительство инициировал епископ Тернорио в конце XIV века. Целью строительства новых ворот было упростить въезд в Толедо с этой стороны, так как путь через старые Ворота Мажордома был неподходящим для лошадей.
Ворота построены в стиле мудехар, в котором творили арабские зодчие на отвоеванных испанцами территориях, и считаются одним из лучших его образцов. Мудехарами назывались арабские жители христианских территорий в эпоху Реконкисты.
Мосты Толедо
Мост Алькантара, ведущий к воротам Солнца, намного древнее самих ворот. Он был построен еще римлянами и связывал город с Меридой и Сарагосой (римский город Цезараугуста). Поэт и историк Венанций Фортунат упоминает мост в своей поэме, повествуя о сюжете из истории вестготов в Толедо. Мост был разрушен во время осады города Абдуррахманом III и восстановлен в мавританскую эпоху, потому и сохранил арабское название. «Аль-кантара» в переводе с арабского означает «мост».
Мост Святого Мартина, уже упоминавшийся выше, ведет к Воротам боярышника. Он был построен в арабскую эпоху. Привлекает внимание массивная башня, часть крепостной стены, откуда начинается мост. Это башня носит название «Купальня наложницы» и с точки зрения архитектуры является одной из опор моста.
Мост Святого Мартина неоднократно разрушался и перестраивался, в конце XIII века он был разрушен в ходе междоусобицы христианских монархов. Реконструкция моста также связана с именем епископа Тернорио, выдающейся личности в истории города.
Толедский Алькасар
А что это возвышается там, на холме? Четырехугольное строение, аскетичное и столь же изящное, словно короной венчает древний город. Это Толедский Алькасар.
Алькасар – одновременно и крепость, и дворец правителя. Такие сооружения есть во многих городах Испании. Толедский Алькасар – один из самых известных, он служил резиденцией вестготских, арабских, испанских правителей Толедо.
С Алькасара, построенного римлянами, и началось развитие Толедо, от него стали возводиться стены, обрамляющие город. Древний Алькасар римлян и вестготов остался в анналах истории. То, что можно увидеть сегодня, – это наследие испанских правителей. От арабов остались лишь юго-западные ворота. Альфонс VI почти полностью перестроил замок после того как Толедо стал кастильским, а современный вид королевского дворца Алькасар приобрел в эпоху Карла V.
Алькасар пережил трагические события новой и новейшей истории Испании. В 1710 году, в ходе войны за испанское наследство, во дворце случился пожар, позднее здание вновь было подожжено французами в ходе наполеоновских войн. Главная трагедия испанской истории XX века – гражданская война – стала причиной значительных разрушений исторического памятника. В 1936 году в Толедо велись ожесточенные бои, а военные действия, как известно, редко щадят памятники культуры. Позже сооружение было восстановлено и открыто для туристов как историческая достопримечательность.
Наряду с Алькасаром в число самых значимых достопримечательностей города входит Толедский Кафедральный собор. О нем будет следующая статья.
Продолжение следует...
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
Толедо. Древняя столица Испании - Страница путешественника
Толедо – древняя столица вестготов, столица королевства Кастилии и Леона, уникальный коктейль эпох и культур. Толедо поражает глубиной истории, которой не хватает более молодому Мадриду. За последние 400 лет этот древний город почти не претерпел изменений и сегодня выглядит точно также, как и на картине «Вид Толедо» Эль Греко. Город расположен в 70 километрах от Мадрида на холме на правом берегу реки Тахо, описывающей здесь крутой изгиб. В Толедо легко добраться из Мадрида – примерно каждый час с мадридского вокзала Аточа ходят скоростные электрички, можно добраться и на автобусе, и на машине.
1. От Мадрида до Толедо – всего 30 минут пути на скоростном электропоезде.
2. Вокзал находится чуть в стороне от исторического центра города, и чтобы попасть в старый Толедо нужно пересечь реку Тахо по старинному каменному мосту Алькантара.
3. Вид на старый город и крепость Алькасар с моста:
4. Со стороны моста вход в старый город охраняет монументальная оборонительная башня с узкими воротами.
5. Но мы решили обойти город кругом и войти в исторический центр Толедо через главный вход, ворота Бисагра с двумя мощными башнями и гербом Карла I
6.
7. Вот они хорошо видны на этом фото со стороны.
8. Панорама близлежащих городских кварталов со стен Старого города.
9. Идем вдоль стен крепости Алькасар, бывшей резиденции королей Кастилии, затем военной академии, осада которого в 1936 году была одним из важных эпизодов гражданской войны Испании.
10.
11. Застроенный средневековыми зданиями исторический центр Толедо пронизан десятками узких улочек, в веренице которых даже с самой подробной картой не так-то просто сориентироваться. :)
12. Центральный собор Толедо можно долго обходить, не сразу понимая всю масштабность сооружения, окруженного плотной застройкой.
13.
14.
15. Пожалуй, более менее оценить фасад толедского собора с земли можно лишь с площади Аюнтаменто.
16. Собор с утра был закрыт, поэтому вновь углубляемся в вереницу древних узких улочек, по одной из которых проходило красочное шествие с необычайно громким оркестром – что за религиозный праздник отмечался в Толедо 16 сентября, выяснить не удалось даже по Яндексу, но со стороны смотрелось все очень помпезно и красочно.
17.
18. Пройдя еще несколько средневековых кварталов, выходим к фасаду церкви Сан-Ильдефонсо…
19.
20.
21.
22. Со смотровой площадки церкви открывается одна из лучших панорам Толедо – Кафедральный собор, крепость Алькасар, средневековые дома и улочки – все как на ладони!
23.
24.
25.
26.
27.
28. Поэт Гарсиласо де ла Вега – один из известных уроженцов Толедо.
29. Продолжая следовать витиеватыми толедскими улочками, минуем монастырь, несколько памятников и две синагоги еврейского квартала.
30.
31.
32.
33.
34.
35. Видимо, какой-то национальный испанский инструмент. :)
36. Замыкая круг по Толедо, возвращаемся к Кафедральному собору…
37. Собор открылся, и у нас получилось оценить изнутри его богатое убранство. Изнутри он действительно кажется намного более роскошным, ярким и масштабным, чем снаружи. Толедский собор – один из главных храмов Испании.
38.
39.
40.
41.
42.
43. А нам пора было возвращаться в Мадрид – через хорошо знакомые ворота Бисагра покидаем исторический центр Толедо и едем на вокзал…
44. Воспользовавшись паузой в расписании электричек, можно отобедать в небольшом кафе на окраине города у, как совершенно неожиданно выяснилось, украинской хозяйки (в Испании довольно много наших иммигрантов). А рядом с кафе обнаружилось вот такое забавное граффити Дон Кихота и Санчо Панса. Да, в чувстве юмора испанцам не откажешь! :)
Полчаса на электричке – и мы в Мадриде. Холодный кофе на Гран-Виа, сувениры, покупки (я хоть и совершенно не падкий до шопинга, но когда оказался в фирменном магазине мадридского «Реала», ничего не смог с собой поделать и увез домой целых два пакета футбольной атрибутики – видимо, примерно то же самое испытывают и девушки, оказавшись перед нарядной витриной с украшениями или модной одеждой. :)), затем аэропорт и, с небольшими приключениями, работа…
Хорошие получились выходные! :)
<<< Предыдущая часть
К оглавлению >>>
uritsk.livejournal.com
достопримечательности, расположение на карте, как добраться из Мадрида
Толедо, который, как и Иерусалим, называют городом трех культур, является древней столицей Испании и одним из самых интересных мест в стране.
Лучше посетить его после Мадрида: так увидите разницу между двумя столицами.
Бывший иберийский городок Толетум имеет славную историю и уникальную старинную архитектуру: его облик с XV века практически не меняется.
Толедо гостеприимно встречает гостей Испании, а достопримечательности города не дадут скучать.
Река Тахо.
Где находится Толедо
Про удивительный город слышали многие, но не все знают, где это. Если раньше Толедо был столицей страны, то сейчас это административный центр региона Кастилия Ла-Манча – родины Дон Кихота.
Город построен на берегу реки Тахо и со всех сторон окружен водой.
Расстояние от Мадрида составляет всего 70 км, так что рекомендуем объединить два популярных туристических маршрута за одну поездку.
История Толедо
Точный год основания Толедо историкам неизвестен. Первая информация датируется вторым веком нашей эры, когда удобный для обороны город Толетум завоевали римляне. Под их господством он находился больше двух веков, а на память потомкам остались арена и акведук.
Когда Римская империя пала, в Испанию вошли племена вестготов. Они создали свое королевство, а в период с 554 по 711 годы Толедо был его столицей. После вступления на эту территорию готы начали переходить в классическое христианство. Раньше они исповедовали арианство, которое христиане считали ересью. Подробнее об этом этапе истории узнаете в музее вестготов.
В 712 году город захватили арабские правители, и он стал называться Талайтола.
От оккупации мавров его в XI веке освободил Альфонс VI Кастильский. К тому времени город уже приобрел всемирную известность: мусульмане немало вкладывали в его развитие.
Толедо стал резиденцией королей и столицей и только в 1561 году уступил это место Мадриду.
Старинная улица рядом с крепостью Алькасар.
Интересные факты о древней испанской столице
Многие испанцы считают свою бывшую столицу более интересным местом, чем город Мадрид.
Вот несколько любопытных фактов, которые помогут лучше узнать Толедо:
В часовне де Руиса, расположенной в городской церкви Сан-Томе, хранится картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса», прославившая живописца. Ее разместили на месте захоронения графа, и создается впечатление, что святые действительно укладывают его в могилу.
Этим городом были очарованы многие творческие люди, а Лопе де Вега назвал Толедо «короной Кастилии».
Жители города – большие сластены. Здесь купите лучшие в стране марципаны, которые являются символом Толедо. Лакомство, доставшееся испанцам от арабов, делают даже в форме угря: когда эта рыба почти пропала из местной реки Тахо, расстроенные горожане решили так увековечить ее память.
Некоторые улицы Толедо, особенно в историческом центре города, настолько узкие, что раньше по ним мог пройти только один человек со своим осликом.
Красивее всего старая испанская столица выглядит весной, когда все ее холмы и обочины покрывают цветущие красные маки.
Есть у Толедо и свои тайны:
Например, историки до сих пор не нашли ответ на вопрос, когда в городе появились евреи. Есть мнение, что во времена вестготов их сообщество здесь уже было. Иудейская община составляла примерно третью часть населения.
Изо всех ранее построенных синагог до наших дней сохранились две, и то в серьезно измененном виде.
Главным храмом иудеев является Санта Мария ла Бланка.
Еврейский квартал Толедо в обязательном порядке посещается гостями города.
Исторический центр Толедо.
Климат в Толедо
Собираясь в путешествие, обязательно учитывайте климат южного города.
Осадков здесь выпадает немного даже зимой. В это время года здесь обычно тепло, в среднем от + 9 до + 12 градусов. Небольшие заморозки – явление редкое.
Особенно много туристов приезжает в новогодние и рождественские каникулы. Январь в Толедо, как и в других городах Испании – время распродаж, и вы легко устроите себе приятный шопинг.
Российские туристы в основном планируют отпуска на лето. Но июль и август в Толедо – самые жаркие и засушливые месяцы. Температура достигает + 45 градусов, и даже испанцы в это время стараются уехать на побережье или в северные районы страны.
Гораздо комфортнее будет отдых в июне, а также весной и ранней осенью.
Погода в Толедо по месяцам
Температура воздуха днем, °С
Температура воздуха ночью, °С
Количество осадков, мм
Влажность воздуха, %
Январь
10
4
34
71
Февраль
12
4
35
68
Март
16
6
48
62
Апрель
18
10
43
60
Май
27
12
29
49
Июнь
31
17
11
36
Июль
33
22
5
26
Август
33
23
4
28
Сентябрь
29
18
18
38
Октябрь
24
14
49
52
Ноябрь
16
6
42
66
Декабрь
12
6
36
68
(Данные взяты с сервиса «Яндекс Погода»).
Как добраться до города
Самостоятельно доехать до Толедо удобнее всего из Мадрида. В аэропорт Барахас несколько раз в день прилетают прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга, а также множество стыковочных рейсов из стран Европы. Время в пути на прямом рейсе составляет 4 часа 10 минут.
В испанской столице пересядьте на автобус или поезд до Толедо. Билет на поезд стоит от 10 до 15 евро, автобус обойдется вдвое дешевле.
Если возьмете в аренду авто, сэкономите немало времени.
Тем, что любит путешествовать по железной дороге, сначала нужно добраться до мадридского вокзала Аточа. Время отправления первого поезда по будням – 06-15 (в выходные – в 08-50), последнего – 21-50.
Поскольку расписание иногда меняется, его лучше уточнить на сайте национального ж/д перевозчика RENFE. До древней столицы Испании поезд едет чуть больше получаса.
Из Барселоны в Толедо ходят два утренних поезда. Состав идет примерно 4 часа, средняя цена билета составляет 57 долларов.
Но железная дорожная компания иногда объявляет скидки, благодаря которым можно сэкономить до 50% стоимости.
Автобус из Мадрида в древнюю столицу отправляется с автовокзала, расположенного на Plaza Eliptica, что на окраине города. До места доберетесь за час, но будьте внимательнее: выбирайте транспорт с надписью «Directo». Остальные автобусы останавливаются на каждом углу, и в пути проведете не меньше полутора часов.
Дорога от вокзала до центра займет время, зато прогуляетесь по узким средневековым улочкам и по дороге заглянете в одно из уютных кафе.
До моста дойдете за 10 минут, до главной площади Plaza de Zocodover – минут за двадцать. Кроме того, в центр от вокзала курсируют автобусы L-6.1, L-5, B-2, L-22. Стоимость проезда – 1 евро.
Если такой маршрут кажется утомительным, садитесь в туристический автобус.
Большим спросом у туристов пользуется и трамвай, который останавливается во всех знаковых местах.
Туристический трамвай.
Подробнее о том, как добраться из Мадрида в Толедо, а также как заказать интересную экскурсию, читайте здесь.
Достопримечательности Толедо
Поскольку город включен в список ЮНЕСКО, недостатка в достопримечательностях в Толедо нет.
Здесь старинные крепости и интересные музеи, христианские церкви и другие культовые сооружения.
Вот обзор достопримечательностей и интересных мест, куда сходить и что обязательно стоит посмотреть в Толедо:
Кафедральный собор Святой Марии, известный еще как резиденция архиепископа. Сердцем великолепного здания считается трехметровая башня, сделанная из золота и серебра. На стенах увидите картины известных художников: Гойи, Тициана, Рубенса. К сожалению, снимать на видео и фотографировать в соборе строго запрещено.
Мост Святого Мартина. Эта постройка времен средневековья соединяет берега Тахо. С обеих сторон — оборонительные башни. За свою солидную историю мост видел немало влюбленных, и легенд о нем ходит множество. Высота составляет сорок метров, чем похвастаются немногие подобные сооружения Европы. Виды на историческую часть города с моста открываются головокружительные.
Церковь Сан-Роман, которая является музеем вестготов. Здесь увидите уникальное старинное оружие, посуду, предметы одежды. В свое время на этом месте молились представители разных вероисповеданий. Здесь был римский храм, потом церковь, мусульманская мечеть… Сейчас это одна из красивейших церквей Толедо, украшенная фресками с библейскими сценами.
Арабская крепость Алькасар, которая видна из любой точки города. Много лет была резиденцией испанских королей и защищала город от врагов. Здесь принимали дорогих гостей, устраивали роскошные балы и наслаждались жизнью. Алькасар неоднократно горел и разрушался, но каждый раз его восстанавливали. Сейчас в стенах крепости расположен музей армии.
Туристам будет интересно посмотреть и на ворота старой крепости. Самые знаменитые – ворота Бисагра, над которыми возвышается герб в виде двуглавого орла. Не меньше известны Новые ворота. Они в северной части стены крепости между мостом Алькантара и воротами Бисагра. В восточной части находятся ворота Пуэрта дель Камброн, внутренняя сторона которых украшена городским гербом.
Мост Алькантара, возведенный в IX веке, много лет был единственной переправой через Тахо. Раньше по нему в город добирались паломники. Алькантара много раз разрушался и возводился снова, а в 1920 году его официально признали памятником архитектуры.
Музей средневековой инквизиции. Это один из самых зловещих и необычных музеев Толедо, в котором проследите историю церковного трибунала Испании. Как говорят владельцы, создан во избежание повторения исторических ошибок. Главными экспонатами являются орудия пыток, которыми людей мучили по одному доносу. Слабонервным туристам лучше воздержаться от посещения музея.
Монастырь Хуан де Лос Рейес, который на сегодняшний день действующий. Построен в 1476 году в честь победы над армией Португалии и представляет сочетание нескольких стилей: мудехар, европейской готики и арабской архитектуры. Сейчас Сан Хуан де Лос Рейес считается настоящим памятником победы христианской веры.
Здесь даже ночью найдется на что посмотреть.
Ночной город – удивительное и мистическое место, которое предстанет перед вами совсем в другом свете.
Расположение достопримечательностей Толедо на карте
1 — Кафедральный собор
5 — Ворота Бисагра
2 — Мост Святого Мартина
6 — Мост Алькантара
3 — Церковь Сан-Роман
7 — Музей инквизиции
4 — Крепость Алькасар
8 — Монастырь Хуан де Лос Рейес
Если в распоряжении всего один день, вы растерялись от обилия достопримечательностей и не знаете, что посмотреть за этот 1 день в Толедо, закажите обзорную экскурсию по вкладке ниже.
Кроме того, можно совместить поездку в древнюю испанскую столицу с посещением Эскориала и окрестностей Толедо.
Полезные советы гостям Толедо
Прежде всего обратите внимание, что в Толедо отличные и недорогие по сравнению с Мадридом варианты размещения. Например, остановитесь в отеле Princesa Galiana, напоминающем арабский дворец.
Его адрес – Paseo de Rosa, 58. Уютная гостиница находится недалеко от ж/д вокзала, стоимость двухместного номера – 60-80 евро в зависимости от категории.
Подробнее с лучшими отелями Толедо познакомьтесь здесь.
Есть еще несколько вещей, о которых будет полезно узнать:
Гостям Центральной Испании стоит иметь в виду, что вход практически во все храмы платный. Это часто шокирует верующих людей, к тому же плата не такая уж низкая: вход в кафедральный толедский собор стоит 11 евро.
Во многих обычных церквях за посещение тоже приходится платить. Но поскольку они в основном похожи, можно ограничиться осмотром одной-двух, например, церкви Сантьяго дель Аррабаль.
Чтобы сэкономить, загляните в один из туристических офисов. Они есть на железнодорожном вокзале, на площади Zocodover, у ворот Nueva de Bisagra. Сотрудники инфопункта дадут бесплатный путеводитель и множество флаеров, предоставляющих скидки.
Поесть тоже можно бюджетно, достаточно отойти от центра. В закусочной за 5 евро сделают огромный сэндвич с мясом овощами. Еще полтора-два евро на чудесный кофе – и вам обеспечено не только гастрономическое наслаждение, но и заряд бодрости.
Главное – не повторяйте ошибок туристов, которые, отчаявшись недорого перекусить в историческом центре, идут в «Макдональдс». Если бюджет ограничен, лучше перекусите вкуснейшими булочками с корицей, выпеченными по старинным испанским рецептам.
Площадь Zocodover.
С безопасностью в Толедо дело обстоит лучше, чем в крупных городах Испании. Насильственные преступления, тем более в отношении гостей города, там практически отсутствуют. Опасаться стоит только карманников, которые есть во всех туристических местах.
На память о городке стоит купить не только местные марципаны, но и баночку гусиного паштета, а также овечий сыр Queso Manchego. К этим деликатесам подойдет сухое кастильское вино.
Еще Толедо славится керамикой и изделиями из металла. Мужчины обычно покупают ножи и клинки, а дамам нравятся металлические украшения, выполненные в стиле «дамаскино».
(Источник — Andrey Kirov).
Прощаться с этим сказочно красивым городом всегда грустно. Но верьте, что встреча не будет последней.
Ведь не зря сказал великий Леонардо да Винчи:
«Познание стран мира – упражнение и пища человеческих умов».
pvmgid.ru
Толедо (Испания) - все о городе, достопримечательности и фото Толедо
Главные достопримечательности Толедо с фото и описанием.
Старый город
Старый город - лабиринт узких средневековых улочек, тихих дворов и старинных каменных зданий, который буквально перенесёт вас в прошлое. Исторический центр расположен на холме на правом берегу реки Тежу. Изучая старый город, вы можете найти достопримечательности мавританского, еврейского происхождения и даже остатки римского прошлого.
Кафедральный собор
Кафедральный собор - изумительный шедевр готического искусства и одно из самых важных религиозных сооружений Испании. Церковь расположена на древнеримских фундаментах. В период правления вестготов здесь была построена первая базилика, которую при маврах заменили мечетью. Интересно, что Альфонсо VI после завоевания Толедо обещал сохранить здание в качестве мечети для мусульманского населения города. Это обещание было нарушено в 1226 году, когда начали строить грандиозный готический собор. Здание строили до конца 15 века, поэтому здесь смешалось несколько архитектурных стилей от готики до испанского ренессанса и мудехара. Среди бесценной художественной коллекции собора изюминкой являются двенадцать апостолов Эль Греко.
Церковь расположена в старом городе недалеко от еврейского квартала. Чтобы войти в собор, посетители должны пройти через Пуэрта де Молле, где раньше подавали еду бедным. Внутри церковь поражает размерами и внутренним оформлением. Удивительное впечатление производит коллекция из 88 богато украшенных колонн, изысканные витражи 14-16 веков и грандиозный хор. В Капилья-де-Сантьяго находятся великолепные мраморные гробницы. В ризнице представлены картины Моралеса, ван Дейка, Рафаэля, Рубенса и Тициана.
Сан-Хуан-де-лос-Рейес
Сан-Хуан-де-лос-Рейес - францисканский монастырь 15 века, расположенный в северо-западной части района Джудерия. На внешнем фасаде установлены цепи христиан, освобожденных от мавританского плена. В монастыре есть роскошная часовня с одним нефом и потрясающим сводом. Здание считается одним из лучших образцов архитектуры поздней готики в Испании.
Синагога-дель-Трансито
Синагога-дель-Трансито - самый известный еврейский памятник Толедо, расположенный в сердце еврейского квартала. Синагога была построена в конце 14 века и украшена элементами мавританского стиля, а также сложными геометрическими и цветочными мотивами, надписями на арабском языке и иврите. Великолепные окна с выгнутыми арками позволяют свету проникать в здание, а интерьер отличается изысканным потолком. После изгнания евреев из Испании в 1492 году здание было отдано рыцарскому ордену. Сейчас здесь расположен музей. Вход в него бесплатный в субботу после обеда и в воскресенье утром.
В самом сердце старого еврейского квартала (по адресу Calle Samuel Leví, 3) находится дом Эль Греко. Это музей, в котором представлены интересные экспозиции знаменитого художника и скульптора. Хотя сам Эль-Греко никогда не жил здесь.
Иглесия-де-Санту-Томе
Иглесия-де-Санту-Томе - небольшая церковь 12 века, расположенная к западу от кафедрального собора на границе с еврейским кварталом. В 14 веке церковь была отреставрирована графом Оргазом в готическом стиле с башней в стиле мудехар. В церкви хранится один из главных шедевров Эль Греко - "Захоронение графа Оргаза", созданное в 1586 году.
Санта-Мария-ла-Бланка
Санта-Мария-ла-Бланка - церковь, образованная из древней синагоги. Расположена в еврейском квартале Толедо. Величественная синагога в стиле мудехар была построена в 12 веке и на несколько веков старше Эль Трансито. Сооружение интересно своими колоннами. В настоящее время не является религиозным учреждением, хотя и открыто для посещения.
Кристо де ла Луз
Кристо де ла Луз - маленькая часовня, которая была построена как арабская мечеть в 999 году на месте более ранней церкви вестготов. Оригинальное мавританское здание с аркадным фасадом и серией арок напоминает мечеть Кордовы и практически не повреждено.
Алькасар
Алькасар - древняя мавританская крепость на вершине холма, построенная на месте раннего римского форта и позже перестроенная испанскими королями. Это внушительное сооружение имеет квадратную форму с зубчатой защитой и четырьмя угловыми башнями, которые были добавлены в 16 веке. Сейчас в стенах крепости расположен музей армии.
Иглесия-де-Сан-Ильдефонсо
Иглесия-де-Сан-Ильдефонсо - один из барочных шедевров Толедо. Эта церковь иезуитов начала строиться в 1629 году. Строительство продолжалось целый век. Интересно, что церковь состоит из более чем 100 000 кирпичей. Купол здания является одной из самых высоких точек города. А впечатляющий интерьер содержит две картины Эль Греко.
Древняя мечеть
Мечеть или церковь Сантьяго-дель-Аррабал является одним из самых старых зданий Толедо. Мечеть была построена тысячу лет назад, но прекрасно выглядит и сейчас. Это делает её одним из наиболее важных частей мавританского наследия Испании. Через два столетия после строительства она была преобразована в христианскую церковь Сантьяго-дель-Арабал. Здание построено из кирпича и закрыто для посещения широкой публики.
Городские стены Толедо
Первые городские укрепления были построены ещё римлянами, потом обновлены вестготами, позже расширены маврами и христианами. Некоторые участки стен находятся в отличном состоянии и являются напоминанием о богатой истории города. По некоторым участкам стен даже можно прогуляться. Единственной хорошо сохранившейся частью мавританских городских стен является участок у ворот Пуэрта-Вьеха-де-Бисагра.
Ворота Бисагра
Ворота Бисагра - главный вход в Толедо с равнины. Были построены маврами в 10 веке. Триумфальная арка ворот защищена двумя круговыми оборонительными башнями. Над аркой находится огромный рельеф с гербом города, а за входом расположен двор с зубчатыми стенами и ещё одной парой башен.
Пуэрта-дель-Соль
Пуэрта-дель-Соль - северные городские ворота, построенные в конце 14 века в стиле мудехар. Это огромный каменный портал, увенчанный зубчатыми стенами и множеством декоративных элементов.
Мост Сан-Мартин
Мост Сан-Мартин - средневековый мост в западной части старого города, построенный в 13 веке. На протяжении своего существования был перестроен в 14-15 веках. Самые большие изменения были сделаны во время правления Карла II в 17 веке. С того времени мост, защищённый башнями в начале и в конце, остаётся неизменным.
Мост Алькантара
Мост Алькантара - ещё один древний мост через реку Тахо. Первый мост на этом месте был построен ещё римлянами. Понятно, что сооружение было неоднократно перестроено после урона во время многочисленных войн. Наибольший урон мост получил в 10 веке. Далее снова был перестроен во время правления Альфонса X через столетие. Триумфальная арка в стиле барокко была добавлена на входе в начале 18 века. Вход в город защищает зубчатая башня.
Площадь Зокодовер
Площадь Зокодовер - центр города на протяжении многих веков, по-прежнему является самым оживлённым местом Толедо. В мавританские времена это был большой рынок, где продавались мулы, пони и лошади. После завоевания Толедо христианами здесь проводили аутодафе.
Больница Тавера
Больница Тавера - это большой комплекс зданий, заполненный известными произведениями искусства. Экспозиции включают мраморную гробницу кардинала Алонсо Берругэте, скульптуры и картины Эль Греко, а также произведения Алонсо Санчеса Коэльо, Хуана Франциско Зурбарана, Луки Джордано и др.
Ворота Камброн
Камброн - западные ворота, который часто называют еврейскими. Ворота арабского происхождения. Хотя большая их часть и башни были достроены в 16 веке. Были сильно повреждены во время гражданской войны в 1936 году.
traveller-eu.ru
Толедо – старая столица Испании
«Когда Бог создал солнце, Он поместил его над Толедо», – говорится в одной древней легенде. Но точной даты, когда был основан этот старинный город, история не сохранила.
Панорама Толедо иногда открывается столь неожиданного, что ее воспринимаешь как что-то нереальное. Через неширокую реку Тахо переброшены мосты с башнями; за крепостной стеной, на скалистом правом берегу, жмутся друг к другу невысокие здания восточного типа, а над ними врезается в небо островерхая башня кафедрального собора и возвышается величественная крепость Алькасар.
Идешь по узеньким улочкам города, и вдруг перед тобой возникает рыцарь в латах и с алебардой в руке, за ним другой, третий… Это торговцы сувенирами, чтобы привлечь внимание, выставляют у дверей своих магазинчиков манекены. Но немного воображения – и тогда можно представить себе средневековый Толедо.
Толедо рано появился на исторической арене, может быть, поэтому о нем рассказывается так много романтических легенд – больше, чем о других испанских городах. Об этом укрепленном пункте писал еще Тит Ливий в своем труде «История Рима». Рассказывая о завоевании Пиренейского полуострова римлянами, историк сообщает о взятии в 193 году до нашей эры небольшого, но малодоступного благодаря своему местоположению городка Толетума, который сдался только после упорного сопротивления.
Под властью завоевателей римская культура стала быстро распространяться на Пиренейском полуострове. Толедо украшался храмами, цирками и театрами, которые возводились в римском стиле, однако от этого времени в городе осталось мало архитектурных памятников. Захватившие впоследствии Толедо вестготы брали строительный материал римских зданий для возведения своих храмов и монастырей. Овальный в плане римский цирк, вмещавший более 20 000 зрителей, сейчас лежит в развалинах неподалеку от Толедо. В окрестностях находится и «грот Геркулеса», с именем которого римская легенда связывает основание города.
Пришедшие в 456 году вестготы основали здесь свое королевство, столицей которого стал Толедо, превратившийся к этому времени в политический, культурный и религиозный центр. В королевской резиденции бурно закипела жизнь. Новая столица, сильно пострадавшая во время борьбы римлян с вестготами, стала быстро обстраиваться. Особенно много возводилось церквей и монастырей, так как в молодом государстве все нити политической жизни взяло в свои руки духовенство. Особого могущества оно достигло в VI веке, когда постановления церковных соборов, собиравшихся в Толедо, приобретали силу государственных указов.
Жизнь в городе в те времена редко протекала мирно и спокойно, так как Толедо постоянно был ареной борьбы за власть между представителями вестготской знати. Эта борьба осложнялась еще и религиозными распрями, поэтому от искусства вестготов в Толедо тоже осталось немного: сохранились в основном фрагменты орнаментов.
На смену вестготам сюда пришли арабы. Получив известие о нашествии мавров, король вестготов Родриго двинул свои войска им навстречу. В июне 711 года произошла знаменитая битва при Гуадалупе, в которой последний король вестготов потерпел бесславное поражение. Древняя легенда рассказывает, что вестготы видели в этом наказание королю Родриго, который нарушил многовековой запрет и открыл двери в «грот Геркулеса», запертые многими замками.
Королю было предсказано, что открытие дверей приведет к гибели государства, но он приказал сломать замки, надеясь найти здесь спрятанные в давние времена сокровища. Войдя в грот, освещаемый факелами, Родриго увидел огромную бронзовую статую воина, сильно бьющего палицей об пол.
– Где спрятаны сокровища? – спросил король.
Бронзовый воин показал на стоящий неподалеку от него сундук с надписью: «Тот, кто меня откроет, увидит чудеса».
Король Родриго приказал открыть сундук, но вместо сокровищ он нашел в нем кусок полотна, на котором было нарисовано множество арабских воинов в тюрбанах, с копьями и щитами. На полотне была еще одна надпись: «Тот, кто дойдет досюда и откроет сундук, потеряет свою страну, так как будет побежден людьми, похожими на людей, здесь изображенных».
Арабы, двигаясь с юга Пиренейского полуострова на север, покоряли один испанский город за другим. Конечной их целью был Толедо – столица вестготов, куда после поражения бежали остатки армии короля Родриго. Узнав о приближении врага, толедцы храбро встали на защиту родного города, и лишь предательство одного из жителей помогло маврам пробраться за его стены. Но жители Толедо долго не могли примириться с победой арабов: ни в одном испанском городе не было столько восстаний, сколько здесь. Один арабский летописец отмечал, что «ни у одного государя не было столь беспокойных и мятежных подданных, как толедцы». В течение почти 400 лет Толедо находился под властью мавров, которые называли его Толаитола.
Несмотря на частые восстания против завоевателей, толедцы не могли не подпасть под влияние высокой арабской культуры. Завоеватели-мавры украсили город многочисленными дворцами и мечетями. Во второй половине XI века при эмире Ал Мамлюке была построена загородная резиденция, красоту которой отмечали все арабские историки. По их словам, особенно изумителен был павильон, расположенный в саду посреди большого пруда. Внутри павильон был украшен изразцами, переливающимися всеми цветами радуги. Но самым привлекательным в нем было хитроумное техническое приспособление, благодаря действию которого вода могла из пруда подниматься и закрывать павильон до самого верха, не проникая внутрь.
Однако и от эпохи арабского господства в Толедо осталось не очень много памятников. Большое количество зданий было разрушено при наступлении испанских войск, другие позднее были перестроены. Например, мечеть Баб ал Мардом была превращена в церковь Санто-Кристо де ла Лус, которую позже украсили фресками с изображениями святых Леокадии, Касильды, Обдулии и Евлампии. Рядом с ними изображен пожилой человек в красной мантии и с епископским жезлом. Искусствоведы предполагают, что это может быть Бернгард – первый епископ Толедо после отвоевания города у мавров.
Испанские войска под предводительством короля Альфонса VI освободили Толедо в 1085 году и водрузили испанское знамя над Алькасаром – дворцом мавританских правителей. Став столицей Испании, Толедо начал играть ведущую роль в реконкисте. Здесь формировались главные силы испанцев, сюда же съезжались рыцари из всех христианских государств Европы, готовые сразиться с приверженцами ислама.
В борьбе с маврами крепли сила, богатство и могущество испанских городов. Богатейшим городом стал и Толедо, превратившийся к тому же в центр литературной и художественной жизни Испании. В XII веке город считался и одним из научных центров Европы, особенно пользовалась известностью его школа переводчиков. Здесь переводили с арабского языка произведения греческих и римских авторов (Аристотеля, Платона и др.). Чтобы познакомиться с этими переводами, в Толедо приезжали многие светила средневековой науки. Из местных ученых своими научными трудами выделялись рабби Абен Эзра и Ха Леви.
В 1226 году по инициативе Хименеса де Рада, архиепископа Толедо, начали возводить величественный готический собор, строительство которого продолжалось более двух веков. «Первый в Испании и первый из немногих в Европе в том, что касается красоты и совершенства», «величественный и звучный гимн, в котором поет готика», «памятник гению нации» – так называют это грандиознейшее сооружение. По своим размерам собор в Толедо уступает только соборам в Милане и Севилье. С течением веков в нем накопилось столько произведений искусства, что это сказочное богатство поначалу просто изумляет. Толедский собор в 1845 году посетил русский композитор М. Глинка и играл там на органе.
Но в средневековой Испании Толедо был не только политическим и культурным, но также промышленным и торговым центром. Толедская сталь считалась лучшей в Европе для изготовления кинжалов и шпаг; толедские шелковые ткани высоко ценились за красоту и разнообразие рисунков; керамические изделия (вазы, изразцы, посуда) тоже были широко известны далеко за пределами Толедо.
После взятия Толедо испанцами католическое духовенство стало всячески бороться с мусульманской культурой, но она еще долго оказывала влияние на все стороны жизни толедцев. Главным образом это чувствовалось в архитектуре, так как кастильских королей привлекали живописная игра архитектурных линий и изящество арок, покоящихся на стройных колоннах; обилие декоративных украшений из раскрашенного гипса и причудливая резьба деревянных и сталактитовых потолков. Даже в постройках религиозного назначения толедские мастера смело соединяли характерные черты мавританского зодчества с романским и готическим стилями, заимствованными в Европе. В результате такого синтеза в Испании создается особый декоративно-живописный стиль, который получил название «мудехар».
Чрезвычайно привлекательны остатки архитектуры «мудехар» в монастыре Санта-Исабель де лос Райес, северный фасад которого украшен аркадами в мавританском стиле. Во внутренних покоях монастыря сохранились арки с изящными украшениями из гипса, особенно нарядна причудливая арка из гипсовых сталактитов во дворике Лаурель. Богатство украшений этого монастыря объясняется тем, что сначала здесь размещался дворец Фердинанда Кастильского, гербы которого до сих пор украшают портал монастырской церкви.
Как только Толедо стал столицей, испанские аристократы начали охотно селиться в городе, чтобы быть поближе к королевскому двору. При возведении своих дворцов они брали за образец постройки мавров. Снаружи фасады дворцов испанских грандов были довольно просты и строго молчаливы: редкие прорези зарешеченных окон, массивные деревянные двери с тяжелыми металлическими скрепами… Зато внутри они пленяют архитектурным изяществом своих двориков, окруженных галереями, богатством и красочностью цветущих растений, журчанием фонтанов, богатством орнаментальных украшений и блеском разноцветного кафеля.
Толедо всегда стремился к защите своих вольностей, и это было весьма не по душе королю Филиппу II – ярому защитнику неограниченной монархии. К тому же Толедо расти было некуда, и поэтому в 1561 году король перенес столицу в Мадрид. Потеряв статус столицы, Толедо лишился части своих жителей, которые последовали за королем. Сначала это не очень сильно отразилось на благосостоянии города, по-прежнему здесь шла веселая жизнь и устраивались торжественные религиозные церемонии. В Испании, где религия так тесно переплеталась с жизнью, эти празднества нередко принимали характер народных увеселений.
Не затихала и художественная жизнь Толедо. Богатыми заказчиками-меценатами по-прежнему оставались гордые и вольнолюбивые аристократы, которые не хотели склониться перед властью Габсбургов и продолжали жить идеалами средневековой Испании. Поэтому в Толедо всегда тянулись лучшие представители испанской интеллигенции, которые словно состязались, как лучше назвать город. «Славой и светом мира» называл его Сервантес, Лопе де Вега видел в Толедо «сердце Испании», а Бедекер величал его «каменным свитком испанской истории».
С Толедо связано имя величайшего «живописца кастильской набожности» – художника-критянина Эль Греко. Перебравшись в Испанию, он сначала поселился при королевском дворе в Мадриде, но не признанный здесь, переехал в Толедо. Само расположение города на высоком каменистом плато, окруженном обрывистыми берегами реки Тахо, архитектурный облик города с его наслоениями разных культурных эпох благоприятствовали возвышению души, располагали к философским раздумьям и религиозной сосредоточенности. Старый Толедо с его древними аристократическими гнездами, устойчивыми традициями средневековой культуры, сама атмосфера древнего города сотворили из Эль Греко своего певца.
Прибыв в Толедо, художник поселился в бывшем дворце маркиза де Вильена. В начале ХХ века часть этих владений была восстановлена в стиле XVI века, и здесь был устроен Дом-музей Эль Греко. С его террасы открывается тот же великолепный вид на окрестности Толедо, которым когда-то любовался художник.
В комнатах дома Эль Греко висело много написанных им картин, так как каждое выполненное произведение он сохранял в копиях. Сейчас в Доме-музее можно видеть один из написанных художником видов Толедо, на котором самым значительным памятником является госпиталь кардинала Таверы. Город освещен неровным светом, падающим из-за туч, и потому он сам как бы превратился в живой, двигающийся на зрителя массив.
Но многие произведения «самого испанского художника» сейчас находятся вне Толедо. В американском Метрополитен-музее выставлен еще один «Вид Толедо», в котором не следует искать пейзажное сходство с городом. В этом полотне Эль Греко передал дух города, его суть, какой она ему казалась, несмотря на точную подробность объектов и прихотливую фантазию в их размещении.
М. Коссио, автор первой большой работы о творчестве Эль Греко, в начале ХХ века писал, что живописец был второразрядным художником, пока не слился с Толедо. Действительно, город и художник слились воедино и сделали друг друга. Толедо стоит в Испании отдельно и одиноко, как и сам Эль Греко в мировом искусстве.
Но постепенно жизнь в Толедо, прежде бурная и кипучая, угасала. Город как бы погрузился в волшебный сон, сохранив почти нетронутым свой архитектурный облик. В то время как многие старинные города Испании рушились под ударами строительного бума 1960-х годов, Ф. Франко не позволил трогать Толедо. И сейчас в городе все остается почти таким же, как во времена Эль Греко.
agesmystery.ru
Толедо – старая столица Испании. 100 великих городов мира [litres]
Толедо – старая столица Испании
Панорама Толедо
«Когда Бог создал солнце, Он поместил его над Толедо», – говорится в одной древней легенде. Но точной даты, когда был основан этот старинный город, история не сохранила.
Панорама Толедо иногда открывается столь неожиданного, что ее воспринимаешь как что-то нереальное. Через неширокую реку Тахо переброшены мосты с башнями; за крепостной стеной, на скалистом правом берегу, жмутся друг к другу невысокие здания восточного типа, а над ними врезается в небо островерхая башня кафедрального собора и возвышается величественная крепость Алькасар. Идешь по узеньким улочкам города, и вдруг перед тобой возникает рыцарь в латах и с алебардой в руке, за ним другой, третий… Это торговцы сувенирами, чтобы привлечь внимание, выставляют у дверей своих магазинчиков манекены. Но немного воображения – и тогда можно представить себе средневековый Толедо.
Толедо рано появился на исторической арене, может быть, поэтому о нем рассказывается так много романтических легенд – больше, чем о других испанских городах. Об этом укрепленном пункте писал еще Тит Ливий в своем труде «История Рима». Рассказывая о завоевании Пиренейского полуострова римлянами, историк сообщает о взятии в 193 году до нашей эры небольшого, но малодоступного благодаря своему местоположению городка Толетума, который сдался только после упорного сопротивления.
Под властью завоевателей римская культура стала быстро распространяться на Пиренейском полуострове. Толедо украшался храмами, цирками и театрами, которые возводились в римском стиле, однако от этого времени в городе осталось мало архитектурных памятников. Захватившие впоследствии Толедо вестготы брали строительный материал римских зданий для возведения своих храмов и монастырей. Овальный в плане римский цирк, вмещавший более 20 000 зрителей, сейчас лежит в развалинах неподалеку от Толедо. В окрестностях находится и «грот Геркулеса», с именем которого римская легенда связывает основание города.
Пришедшие в 456 году вестготы основали здесь свое королевство, столицей которого стал Толедо, превратившийся к этому времени в политический, культурный и религиозный центр. В королевской резиденции бурно закипела жизнь. Новая столица, сильно пострадавшая во время борьбы римлян с вестготами, стала быстро обстраиваться. Особенно много возводилось церквей и монастырей, так как в молодом государстве все нити политической жизни взяло в свои руки духовенство. Особого могущества оно достигло в VI веке, когда постановления церковных соборов, собиравшихся в Толедо, приобретали силу государственных указов.
Жизнь в городе в те времена редко протекала мирно и спокойно, так как Толедо постоянно был ареной борьбы за власть между представителями вестготской знати. Эта борьба осложнялась еще и религиозными распрями, поэтому от искусства вестготов в Толедо тоже осталось немного: сохранились в основном фрагменты орнаментов.
На смену вестготам сюда пришли арабы. Получив известие о нашествии мавров, король вестготов Родриго двинул свои войска им навстречу. В июне 711 года произошла знаменитая битва при Гуадалупе, в которой последний король вестготов потерпел бесславное поражение. Древняя легенда рассказывает, что вестготы видели в этом наказание королю Родриго, который нарушил многовековой запрет и открыл двери в «грот Геркулеса», запертые многими замками.
Королю было предсказано, что открытие дверей приведет к гибели государства, но он приказал сломать замки, надеясь найти здесь спрятанные в давние времена сокровища. Войдя в грот, освещаемый факелами, Родриго увидел огромную бронзовую статую воина, сильно бьющего палицей об пол.
– Где спрятаны сокровища? – спросил король.
Бронзовый воин показал на стоящий неподалеку от него сундук с надписью: «Тот, кто меня откроет, увидит чудеса».
Король Родриго приказал открыть сундук, но вместо сокровищ он нашел в нем кусок полотна, на котором было нарисовано множество арабских воинов в тюрбанах, с копьями и щитами. На полотне была еще одна надпись: «Тот, кто дойдет досюда и откроет сундук, потеряет свою страну, так как будет побежден людьми, похожими на людей, здесь изображенных».
Арабы, двигаясь с юга Пиренейского полуострова на север, покоряли один испанский город за другим. Конечной их целью был Толедо – столица вестготов, куда после поражения бежали остатки армии короля Родриго. Узнав о приближении врага, толедцы храбро встали на защиту родного города, и лишь предательство одного из жителей помогло маврам пробраться за его стены. Но жители Толедо долго не могли примириться с победой арабов: ни в одном испанском городе не было столько восстаний, сколько здесь. Один арабский летописец отмечал, что «ни у одного государя не было столь беспокойных и мятежных подданных, как толедцы». В течение почти 400 лет Толедо находился под властью мавров, которые называли его Толаитола.
Несмотря на частые восстания против завоевателей, толедцы не могли не подпасть под влияние высокой арабской культуры. Завоеватели-мавры украсили город многочисленными дворцами и мечетями. Во второй половине XI века при эмире Ал Мамлюке была построена загородная резиденция, красоту которой отмечали все арабские историки. По их словам, особенно изумителен был павильон, расположенный в саду посреди большого пруда. Внутри павильон был украшен изразцами, переливающимися всеми цветами радуги. Но самым привлекательным в нем было хитроумное техническое приспособление, благодаря действию которого вода могла из пруда подниматься и закрывать павильон до самого верха, не проникая внутрь.
Однако и от эпохи арабского господства в Толедо осталось не очень много памятников. Большое количество зданий было разрушено при наступлении испанских войск, другие позднее были перестроены. Например, мечеть Баб ал Мардом была превращена в церковь Санто-Кристо де ла Лус, которую позже украсили фресками с изображениями святых Леокадии, Касильды, Обдулии и Евлампии. Рядом с ними изображен пожилой человек в красной мантии и с епископским жезлом. Искусствоведы предполагают, что это может быть Бернгард – первый епископ Толедо после отвоевания города у мавров.
Испанские войска под предводительством короля Альфонса VI освободили Толедо в 1085 году и водрузили испанское знамя над Алькасаром – дворцом мавританских правителей. Став столицей Испании, Толедо начал играть ведущую роль в реконкисте. Здесь формировались главные силы испанцев, сюда же съезжались рыцари из всех христианских государств Европы, готовые сразиться с приверженцами ислама.
В борьбе с маврами крепли сила, богатство и могущество испанских городов. Богатейшим городом стал и Толедо, превратившийся к тому же в центр литературной и художественной жизни Испании. В XII веке город считался и одним из научных центров Европы, особенно пользовалась известностью его школа переводчиков. Здесь переводили с арабского языка произведения греческих и римских авторов (Аристотеля, Платона и др.). Чтобы познакомиться с этими переводами, в Толедо приезжали многие светила средневековой науки. Из местных ученых своими научными трудами выделялись рабби Абен Эзра и Ха Леви.
В 1226 году по инициативе Хименеса де Рада, архиепископа Толедо, начали возводить величественный готический собор, строительство которого продолжалось более двух веков. «Первый в Испании и первый из немногих в Европе в том, что касается красоты и совершенства», «величественный и звучный гимн, в котором поет готика», «памятник гению нации» – так называют это грандиознейшее сооружение. По своим размерам собор в Толедо уступает только соборам в Милане и Севилье. С течением веков в нем накопилось столько произведений искусства, что это сказочное богатство поначалу просто изумляет. Толедский собор в 1845 году посетил русский композитор М. Глинка и играл там на органе.
Но в средневековой Испании Толедо был не только политическим и культурным, но также промышленным и торговым центром. Толедская сталь считалась лучшей в Европе для изготовления кинжалов и шпаг; толедские шелковые ткани высоко ценились за красоту и разнообразие рисунков; керамические изделия (вазы, изразцы, посуда) тоже были широко известны далеко за пределами Толедо.
После взятия Толедо испанцами католическое духовенство стало всячески бороться с мусульманской культурой, но она еще долго оказывала влияние на все стороны жизни толедцев. Главным образом это чувствовалось в архитектуре, так как кастильских королей привлекали живописная игра архитектурных линий и изящество арок, покоящихся на стройных колоннах; обилие декоративных украшений из раскрашенного гипса и причудливая резьба деревянных и сталактитовых потолков. Даже в постройках религиозного назначения толедские мастера смело соединяли характерные черты мавританского зодчества с романским и готическим стилями, заимствованными в Европе. В результате такого синтеза в Испании создается особый декоративно-живописный стиль, который получил название «мудехар».
Чрезвычайно привлекательны остатки архитектуры «мудехар» в монастыре Санта-Исабель де лос Райес, северный фасад которого украшен аркадами в мавританском стиле. Во внутренних покоях монастыря сохранились арки с изящными украшениями из гипса, особенно нарядна причудливая арка из гипсовых сталактитов во дворике Лаурель. Богатство украшений этого монастыря объясняется тем, что сначала здесь размещался дворец Фердинанда Кастильского, гербы которого до сих пор украшают портал монастырской церкви[16].
Как только Толедо стал столицей, испанские аристократы начали охотно селиться в городе, чтобы быть поближе к королевскому двору. При возведении своих дворцов они брали за образец постройки мавров. Снаружи фасады дворцов испанских грандов были довольно просты и строго молчаливы: редкие прорези зарешеченных окон, массивные деревянные двери с тяжелыми металлическими скрепами… Зато внутри они пленяют архитектурным изяществом своих двориков, окруженных галереями, богатством и красочностью цветущих растений, журчанием фонтанов, богатством орнаментальных украшений и блеском разноцветного кафеля.
Толедо всегда стремился к защите своих вольностей, и это было весьма не по душе королю Филиппу II – ярому защитнику неограниченной монархии. К тому же Толедо расти было некуда, и поэтому в 1561 году король перенес столицу в Мадрид. Потеряв статус столицы, Толедо лишился части своих жителей, которые последовали за королем. Сначала это не очень сильно отразилось на благосостоянии города, по-прежнему здесь шла веселая жизнь и устраивались торжественные религиозные церемонии. В Испании, где религия так тесно переплеталась с жизнью, эти празднества нередко принимали характер народных увеселений.
Не затихала и художественная жизнь Толедо. Богатыми заказчиками-меценатами по-прежнему оставались гордые и вольнолюбивые аристократы, которые не хотели склониться перед властью Габсбургов и продолжали жить идеалами средневековой Испании. Поэтому в Толедо всегда тянулись лучшие представители испанской интеллигенции, которые словно состязались, как лучше назвать город. «Славой и светом мира» называл его Сервантес, Лопе де Вега видел в Толедо «сердце Испании», а Бедекер величал его «каменным свитком испанской истории».
С Толедо связано имя величайшего «живописца кастильской набожности» – художника-критянина Эль Греко. Перебравшись в Испанию, он сначала поселился при королевском дворе в Мадриде, но не признанный здесь, переехал в Толедо. Само расположение города на высоком каменистом плато, окруженном обрывистыми берегами реки Тахо, архитектурный облик города с его наслоениями разных культурных эпох благоприятствовали возвышению души, располагали к философским раздумьям и религиозной сосредоточенности. Старый Толедо с его древними аристократическими гнездами, устойчивыми традициями средневековой культуры, сама атмосфера древнего города сотворили из Эль Греко своего певца.
Прибыв в Толедо, художник поселился в бывшем дворце маркиза де Вильена. В начале ХХ века часть этих владений была восстановлена в стиле XVI века, и здесь был устроен Дом-музей Эль Греко. С его террасы открывается тот же великолепный вид на окрестности Толедо, которым когда-то любовался художник.
В комнатах дома Эль Греко висело много написанных им картин, так как каждое выполненное произведение он сохранял в копиях. Сейчас в Доме-музее можно видеть один из написанных художником видов Толедо, на котором самым значительным памятником является госпиталь кардинала Таверы. Город освещен неровным светом, падающим из-за туч, и потому он сам как бы превратился в живой, двигающийся на зрителя массив.
Но многие произведения «самого испанского художника» сейчас находятся вне Толедо. В американском Метрополитен-музее выставлен еще один «Вид Толедо», в котором не следует искать пейзажное сходство с городом. В этом полотне Эль Греко передал дух города, его суть, какой она ему казалась, несмотря на точную подробность объектов и прихотливую фантазию в их размещении.
М. Коссио, автор первой большой работы о творчестве Эль Греко, в начале ХХ века писал, что живописец был второразрядным художником, пока не слился с Толедо. Действительно, город и художник слились воедино и сделали друг друга. Толедо стоит в Испании отдельно и одиноко, как и сам Эль Греко в мировом искусстве.
Но постепенно жизнь в Толедо, прежде бурная и кипучая, угасала. Город как бы погрузился в волшебный сон, сохранив почти нетронутым свой архитектурный облик. В то время как многие старинные города Испании рушились под ударами строительного бума 1960-х годов, Ф. Франко не позволил трогать Толедо. И сейчас в городе все остается почти таким же, как во времена Эль Греко.