Система морали древнего востока. V3: Мораль и этика Древнего Востока и Античности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Нравственные учения Древнего Востока. Система морали древнего востока


Мораль и этика Древнего Востока и Античности — МегаЛекции

ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ПО ЭТИКЕ. Составитель : Н.Г. Федорова.

V1: Категории этики как науки о морали

I:

S: Можно ли утверждать, что мораль составляет ядро культуры:

 

+: Да

-: Нет

 

I:

S: Что такое нравственность?

 

+: Идеальное поведение людей

-: Реальное поведение людей

 

I:

S: Что означает понятие «императивность морали»

 

+: Обязательность, повелительность

-: Наличие цели

-: Наличие идеального положения вещей

 

I:

S: Что является этическим принципом:

 

+: Гуманизм

-: Добро

-: Ревность

 

I:

S: Когда возникла мораль?

 

+: В первобытном обществе

-: В рабовладельческом обществе

-: В средневековом обществе

 

I:

S: Что является основным показателем нравственности?

 

-: Любые отношения между людьми

+: Отношение к человеку не как к вещи, а как к ценности

 

I:

S: Как понимал этику И. Кант

 

-: Как науку о культуре

+: Как науку о долге

-: Как науку о нравственности

 

I:

S: Что означает понятие «стихийность морали»

 

-: Моральные нормы создаются каждым человеком отдельно

+: Моральные нормы формируются непосредственно в общественной жизни как выражение насущных потребностей

-: Моральные нормы создаются специальными органами, стихийно созванными

 

I:

S: В каких двух видах существует мораль:

+:Как характеристика личности

+: Как характеристика групповых, в целом общественных отношений

-: Как характеристика институциональных отношений

 

I:

S: Могут ли реализовываться моральные требования в результате насильственного воздействия?

 

-: Да

+: Нет

 

I:

S: Что является этической категорией?

 

+: Добро

-: Материализм

-: Деонтология

 

I:

S: Что не входит в состав этики, как науки, согласно взглядам современных отечественных ученых

 

-: Прикладная этика

+: Метаэтика

-: Деонтология

 

I:

S: К какой функции морали относится умение человека делать предъявляемые к нему требования своими личными мотивами поведения?

 

-: к регулятивной

-: оценочно-императивной

+: воспитательно-гуманистической

-: познавательной

-: прогностической

 

I:

S: Где и в чем прежде всего проявляются санкции морали?

 

-: в специально организованных институтах

+: в общественном мнении

 

I:

S: Где имеет место моральная регуляция?

+: в семье

+: в науке

-: в политике

 

I:

S: Существуют ли универсальные моральные принципы?

 

+: Да

-: Нет

 

I:

S: К какому типу моральной регуляции относится моральная саморегуляция?

 

-: К обычному варианту моральной регуляции

+: К высшему типу моральной регуляции

 

I:

S: К какой функции морали относится установление моральной ценности различных явлений действительности?

 

-: к регулятивной

+: оценочно-императивной

-: воспитательно-гуманистической

-: познавательной

-: прогностической

 

I:

S: Каков наиболее авторитетный субъект моральной оценки?

 

-: Индивид

-: Группа

+: Общественность

 

I:

S: Взаимозависимы ли мотив и результат действия?

 

+:Взаимозависимы

-: Невзаимозависимы

-: В большинстве случаев взаимозависимы, но есть примеры расхождения мотива и результата

 

I:

S: Что (кто) является объектом моральной оценки

 

+: Индивиды

-: Сферы общественной жизни

-: Явления природы

 

I:

S: Существуют ли случаи неадекватной моральной самооценки?

 

+: Да

-: Нет

 

I:

S: К какой функции морали относится постижение человеком своего призвания в мире?

 

-: К регулятивной

-: Оценочно-императивной

-: Воспитательно-гуманистической

+: Познавательной

-: Прогностической

V2: Общетеоретические основы этики и морали

 

I:

S: Что такое нравственный идеал личности?

 

+: Воплощение идеи морально безупречного человека

-: Гуманистический идеал

-: Воплощение всех известных добродетелей

 

I:

S: Кто из представителей нижеприведенных направлений отрицал свободу?

 

+: Фаталисты

-: Волюнтаристы

 

I:

S: Какие человеческие характеристики способствуют постижению философского понятия свободы?

 

+: Уровень образования

+: Уровень культуры

-: Квалификация

-: Состояние здоровья

 

I:

S: Какое из нижеприведенных суждений верно?

 

-: Счастье зависит от объективных условий

+: Счастье зависит от внутреннего мира человека

-: Субъективное ощущение счастья должно быть объективно обусловлено

 

I:

S: К какой моральной категории близко понятие «долг»?

 

+: Ответственность

-: Совесть

-: Стыд

 

I:

S: К какому моральному понятию очень близко понятие «стыд»?

 

-: Честь

+: Совесть

-: Ответственность

 

I:

S: В каком виде чаще всего выражается справедливость?

-: Как проблема равенства

+: Как проблема свободы

 

I:

S: Как формулируется правило талиона («золотого принципа нравственности»)

 

+: Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе

-: Око за око, зуб за зуб

 

I:

S: Какой этический принцип противоположен «золотому принципу нравственности»?

 

-: Не отвечай злом на зло

+: Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую

 

I:

S: Аксиология – область этических знаний, которая изучает….

 

+: Ценности

-: Нормы

-: Проблемы свободы

 

I:

S: Дескриптивная этика – область этических знаний, которая изучает….

 

-: Проблемы должного и долга

-: Ценности

+: Нравы, обычаи и мораль конкретного этноса

 

I:

S: Деонтология – область этических знаний, которая изучает….

 

-: Ценности отдельных народов

-: Общегосударственные нормы

+: Проблемы должного и долга

 

I:

S: Что такое толерантность?

 

+: Терпимое отношение, стремление уважать взгляды других

-: Справедливость в отношениях с людьми

-: Субординация в отношениях с другими

 

I:

S: Как соотносятся понятия «духовность» и «религиозность»?

 

-: Обозначают приблизительно одно и то же

+: Понятие «духовность» шире понятия «религиозность» и включает его в себя в качестве одного из компонентов

-: Понятие «религиозность» шире понятия «духовность» и включает его в себя в качестве одного из компонентов

-: Оба понятия обозначают принципиально разные вещи

 

I:

S: Менталитет – это…..

 

-: То же, что и мораль

+: Совокупность взглядов на мир, мировосприятие, мироощущение

-: Совокупность взглядов на свободу и закон

-: То же, что и толерантность

 

I:

S: Что такое гуманизм?

 

-: Доброта

-: Совестливость

+: Человечность

 

I:

S: Этика – это философская дисциплина, изучающая

 

-: культуру и искусство

-: развитие человеческого общества

+: мораль и нравственность

-: внутреннюю природу человека

 

I:

S: Термин «этика» имеет происхождение

 

+: древнегреческое

-: русское

-: немецкое

-: латинское

 

I:

S: Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные

 

-: особенностями личности руководителя

-: требованиями повышения эффективности профессиональной деятельности

-: личными взаимоотношениями в коллективе

+: спецификой профессиональной деятельности

 

I:

S: Что такое мораль?

 

+: Совокупность правил и норм поведения

-: Само поведение людей

-: Отношения между людьми

 

I:

S: Что такое нравственность?

+: Идеальное поведение людей

-: Реальное поведение людей

 

I:

S: Перечислите три важные составляющие духовного идеала

 

+: Истина

+: Красота

+: Добро

-: Свобода

-: Честь

 

V3: Мораль и этика Древнего Востока и Античности

 

I:

S: В чем конкретно отражалась иерархичность древневосточного общества

 

+: В отношениях господства и подчинения

-: В отношениях равенства и братства

 

I:

S: В чем конкретно выражалось влияние на мораль мифологического мировоззрения?

 

-: Древние люди думали, что раздоры между родичами приводят к совершенствованию общества

+: Существовали магические обряды: словесные заговоры, воздействие на людей посредством символов.

 

I:

S: Какие ценности фигурировали в древнем обществе?

 

-: Труд как профессиональное мастерство

-: Богатство

+: Сила

+: Здоровье

+: Многодетность

 

I:

S: Приветствовалось ли проявление индивидуальности в древневосточном обществе?

 

-: Да

+: Нет

 

I:

S: Каков путь спасения человека в философской школе веданта?

 

+: Истинное спасение человека в познании Брахмана – в форме отождествления с ним

-: Истинное спасение человека в вере в Бога

 

 

I:

S: Кто был учителем и наставником простых и знатных людей в древнеиндийском обществе согласно учению веданты?

 

-: Любой человек, достигший совершенства

+: Брахман

 

I:

S: Кого в первую очередь освободил от страданий Будда?

 

-: Других людей

+: Себя

 

I:

S: Кто такой исправленный (просветленный) человек согласно буддийскому учению?

 

+: Тот, кто достиг чистого состояния сознания

-: Тот, кто овладел медитацией

 

I:

S: Какая перемена в человеке является наиважнейшей согласно буддийскому учению?

 

-: Перемена веры

-: Перемена физического состояния

+: Перемена сознания

 

I:

S: Входило ли воздержание от нанесения вреда всякой жизни в состав пяти джанайнистских обетов?

 

+: Да

-: Нет

 

I:

S: В какой из философских школ Древней Индии освобождение от страданий достигалось с помощью достижения удовольствия, счастья?

 

-: В джанайнизме

+: Локаяте

 

I:

S: Какой тип направленности имела древнеиндийская этика?

 

+: Интровертный

-: Экстравертный

 

I:

S: На каких положениях строилась нормативная система древнекитайского общества?

 

+: Существование рода правителей (отцов) и рода подчиненных (сыновей)

-: Существование десяти четких рангов

+: Суровое осуждение любого отклонения от принятой системы традиций

-: Суровое осуждение пассивного следования традициям

 

I:

S: На каких принципах строилась мораль философского правления моизм?

 

-: На принципах практической пользы

+: Принципах теоретической целесообразности

 

I:

S: Кем, по мнению моистов, управляется общество универсальной любви?

 

-: Любыми чиновниками

+: Старейшими, мудрейшими, способнейшими

 

I:

S: Какие качества олицетворял собой хороший человек Античности?

 

-: Красоту тела

+: Красоту тела и нравственное совершенство

 

I:

S: Какие моральные качества зависели от специфики регионального расположения Греции?

 

+: Патриотизм

-: Религиозность

-: Эгоцентризм

 

I:

S: Какие моральные черты олицетворял собой герой поэмы «Илиада» Ахилл?

 

+: Борьбу смертного человека с роком (судьбой)

-: Борьбу человека со злом

 

I:

S: Что было основой высокоморального поведения у пифагорейцев?

 

+: Числовая гармония космоса

-: Свобода

-: Равенство

 

I:

S: Какова была главная формула этики Античности?

 

-: Многознание уму не научает

+: В здоровом теле – здоровый дух

 

I:

S: Где возможно существование добра, справедливости, честности, по мнению Платона?

 

-: В реальной действительности

+: В мире идей

 

I:

S: Каков путь достижения счастья, по Эпикуру?

 

+: Получение удовольствий

-: Борьба

 

I:

S: Какие моральные законы, по мнению стоиков, правят миром?

 

+: Определяемые судьбой, фатальной необходимостью

-: Определяемые самим человеком, его умением управлять судьбой

 

I:

S: Склонны ли скептики к выработке конкретных рекомендаций «как надо жить»?

 

-: Да

+: Нет

 

I:

S: Что, по мнению скептиков, является гарантией спокойной, счастливой жизни?

 

-: Знания

-: Оптимистический настрой духа

+: Скептицизм

 

megalektsii.ru

Нравственные учения Древнего Востока — реферат

Нравственные учения Древнего Востока.

Этические учения Древнего Востока.

     Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:

- культ прошлого и жесткий  контроль за соблюдением традиций;

- настороженное отношение  ко всему новому и принятие  его только в рамках сложившихся  традиций;

- подчиненность индивида  социальной группе, ее нормам, обычаям; 

- преобладание идеалов  коллективизма, обусловленное страхом  "потерять себя", не вписаться  в социальную общность;

- нивелировка личности, подчинение  ее интересам социума;

- усложненная система  ритуалов и церемоний. 

     Примером воплощения  этих социокультурных парадигм  могут служить этические учения  Индии и Китая, стран, дольше  других сохранявших свою самобытность.

Этико-философские системы  Древней Индии

     Окончательно  они оформились в середине 1 тыс.  до н.э., хотя возникли значительно  раньше. По своему отношению к  ведическому канону они разделяются  на две группы. Ортодоксальные  системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие  на его основе философские  школы (даршаны): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята - чарвака. Брахманизм. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни. Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии VI в. до н. э., а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване - высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив "четыре благородные истины":  1) жизнь в телесной оболочке есть страдание; 2) источник страдания - желания; 3) чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний;      4) средство избавления от желаний - прохождение "восмиричного пути спасении". Суть последнего состоит в осознании четырех истин и реализации их через полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира. Восьмеричный путь включает в себя: 1) правильное понимание; 2) правильное стремление; 3) правильную мысль; 4) правильную речь; 5) правильное действие; 6) правильный образ жизни; 7) правильныe усилия; 8) правильную концентрацию. Нравственным идеалом является мудрец - архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию, а также благочестивый монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.

     Похожим образом  раскрывается и этика джайнизма,  в основу которой положен принцип  "ахимсы" - непричинения вреда живому. Материалистическое направление локаята-чарвака в этике развивало идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться к наслаждениям, однако не приобрело широкой популярности.

Этико-философские учения Древнего Китая

     Эти учения  тоже можно условно разделить  на древнейшие традиционные - ортодоксальные  направления, опирающиеся на Пятикнижие (У-цзин) конфуцианского канона, и более поздние - неортодоксальные школы (даосизм, легизм), возникшие в VI-IП вв. до н.э.

     Основоположник  конфуцианства Конфуций (551-479 до  н.э.) Основной источник этики  конфуцианства - книга "Беседы  и суждения" (Лунь-юй), в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях - "человеколюбие", "золотой середине" и "взаимности". Все вместе они определяют "правильный путь", следуя которому человек будет жить счастливо, в согласии с собой и другими людьми. Взаимность (шу) получила название "золотого правила" нравственности. Конфуций определил ее так: "Не делай другим того, чего не желаешь ce6e". Человеколюбие (Жень) ориентирует людей на почитание прошлого, уважение к старшим. "Золотая середина" (чжун юн) - удел мудрых правителей, способных к сдержанности и осторожности. Нравственным идеалом является "благородный муж", всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а исключительно со6ственным положительным примером.

     Даосизм в  лице Лао-Цзы (604 г. до н.э.) нравственным  идеалом считает мудреца-отшельника, полностью устранившегося от  социальной активности, занятого  внутренним духовным совершенствованием. Цель человеческого бытия состоит  в постижении великого пути - дао, которому в своем развитии следует все сущее. С помощью специальных гимнастических упражнений, психофизической тренировки, углубленной медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей, достигать поставленных целей, не вмешиваясь в течение событий. Таким образом он реализует принцип "деятельного недеяния": "ничего не делая - и всего достигает", безгранично усиливает собственный духовный потенциал и в конечном итоге приобретает качества мага, бессмертного чудотворства. В дальнейшем даосизм активно взаимодействовал с китайским 6уддизмом, выполняя сходную с ним социально-этическую функцию.

     Представители  легизма - школы " законников", возникшей в период окончательного объединения Китайской империи, основной упор делают на понятие закона (фа), который должен проводиться в жизнь самыми жестокими средствами. По их мнению, средоточием морали является полубожественная личность императора, который через государственных чиновников должен держать подданных в постоянном страхе. Только тогда все правонарушения исчезнут, и в обществе воцарится порядок и гармония. Господство этики легизма длилось недолго. Первоначально вступив в конфронтацию с конфуцианством, идея жестких, незыблемых законов в дальнейшем диалектически дополнила выдвинутый Конфуцием принцип человеколюбия и оказалась поглощена им.

freepapers.ru

Т.В. Мишаткина История этики и морали

Учебно-методическое пособие по курсу «Этика»

Для самостоятельной работы

для студентов всех специальностей БГЭУ

дневной и заочной форм обучения

Минск

2005

УДК 17 (075.8)

ББК 87.я7

М 71

Мишаткина Т.В. История этики и морали / Уч.-метод. пособие. – Мн., БГЭУ, кафедра психологии и педагогики, 2005. – 27 с.

Пособие является составной частью УМК по курсу «Этика». Предназначено для подготовки для самостоятельной работы по темам «».

В пособии в конспективной форме рассматриваются вопросы становления и развития этических учений, а также история возникновения и развития морали и нравов. Полное изложение материала содержится в учебном пособии «ЭТИКА» под ред. Т.В. Мишаткиной и Я.С. Яскевич. (Мн., «Новое знание», 2004). В данное пособие включены вопросы и упражнения для самостоятельной работы и самоконтроля по проблеме, темы рефератов, библиография. Предназначено для студентов всех специальностей и факультетов БГЭУ дневной и заочной форм обучения.

Содержание История этических учений....................................................................................3

Этические учения древнего Востока.......................................................................3

Этика Античности.....................................................................................................4

Этика эпохи Средневековья и Возрождения......................................................... .5

Этическая мысль Нового времени...........................................................................6

Постклассический период в этике...........................................................................8

Этические концепции ХХ века................................................................................10

Этика на рубеже веков.............................................................................................15

История морали.......................................................................................................21

Возникновение и развитие морали.........................................................................21

Основные тенденции развития морали хх века .................................................25

Закономерности развития морали..........................................................................26

ИсторИя этических учений

Этические учения Древнего Востока

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Д р е в н е г о В о с т о к а (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI–II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Жизнь человека – от рождения до смерти – подчинялась здесь природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Следование им было главным условием бытия человека, который все силы тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, что обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Этическая мысль этого региона развивалась в особых социокультурных условиях. Это:

  • культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;

  • настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;

  • подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;

  • преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;

  • нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;

  • усложненная система ритуалов и церемоний.

На Востоке мудрость «идет» от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на общепринятый образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Примером этих социокультурных парадигм могут служить этические учения древних Индии и Китая, среди которых в этическом плане особенно выделяются брахманизм и буддизм в Индии и конфуцианство и даосизм в Китае (рис. 3).

studfiles.net

Этические учения Древнего Востока

Т.В. МИШАТКИНА

 

История этики и морали

Учебно-методическое пособие по курсу «Этика»

Для самостоятельной работы

для студентов всех специальностей БГЭУ

дневной и заочной форм обучения

 

 

Минск

УДК 17 (075.8)

ББК 87.я7

М 71

Мишаткина Т.В. История этики и морали / Уч.-метод. пособие. – Мн., БГЭУ, кафедра психологии и педагогики, 2005. – 27 с.

 

Пособие является составной частью УМК по курсу «Этика». Предназначено для подготовки для самостоятельной работы по темам «».

В пособии в конспективной форме рассматриваются вопросы становления и развития этических учений, а также история возникновения и развития морали и нравов. Полное изложение материала содержится в учебном пособии «ЭТИКА» под ред. Т.В. Мишаткиной и Я.С. Яскевич. (Мн., «Новое знание», 2004). В данное пособие включены вопросы и упражнения для самостоятельной работы и самоконтроля по проблеме, темы рефератов, библиография. Предназначено для студентов всех специальностей и факультетов БГЭУ дневной и заочной форм обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

История этических учений....................................................................................3

Этические учения древнего Востока.......................................................................3

Этика Античности.....................................................................................................4

Этика эпохи Средневековья и Возрождения......................................................... .5

Этическая мысль Нового времени...........................................................................6

Постклассический период в этике...........................................................................8

Этические концепции ХХ века................................................................................10

Этика на рубеже веков.............................................................................................15

История морали.......................................................................................................21

Возникновение и развитие морали.........................................................................21

Основные тенденции развития морали ХХ века .................................................25

Закономерности развития морали..........................................................................26

 

 

ИСТОРИя этических учений

Этические учения Древнего Востока

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Д р е в н е г о В о с т о к а (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI–II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Жизнь человека – от рождения до смерти – подчинялась здесь природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Следование им было главным условием бытия человека, который все силы тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, что обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Этическая мысль этого региона развивалась в особых социокультурных условиях. Это:

· культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;

· настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;

· подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;

· преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;

· нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;

· усложненная система ритуалов и церемоний.

На Востоке мудрость «идет» от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на общепринятый образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Примером этих социокультурных парадигм могут служить этические учения древних Индии и Китая, среди которых в этическом плане особенно выделяются брахманизм и буддизм в Индии и конфуцианство и даосизм в Китае (рис. 3).

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

       
   

studopedya.ru