S: На каких принципах строилась мораль философского правления моизм?
-: На принципах практической пользы
+: Принципах теоретической целесообразности
I:
S: Кем, по мнению моистов, управляется общество универсальной любви?
-: Любыми чиновниками
+: Старейшими, мудрейшими, способнейшими
I:
S: Какие качества олицетворял собой хороший человек Античности?
-: Красоту тела
+: Красоту тела и нравственное совершенство
I:
S: Какие моральные качества зависели от специфики регионального расположения Греции?
+: Патриотизм
-: Религиозность
-: Эгоцентризм
I:
S: Какие моральные черты олицетворял собой герой поэмы «Илиада» Ахилл?
+: Борьбу смертного человека с роком (судьбой)
-: Борьбу человека со злом
I:
S: Что было основой высокоморального поведения у пифагорейцев?
+: Числовая гармония космоса
-: Свобода
-: Равенство
I:
S: Какова была главная формула этики Античности?
-: Многознание уму не научает
+: В здоровом теле – здоровый дух
I:
S: Где возможно существование добра, справедливости, честности, по мнению Платона?
-: В реальной действительности
+: В мире идей
I:
S: Каков путь достижения счастья, по Эпикуру?
+: Получение удовольствий
-: Борьба
I:
S: Какие моральные законы, по мнению стоиков, правят миром?
+: Определяемые судьбой, фатальной необходимостью
-: Определяемые самим человеком, его умением управлять судьбой
I:
S: Склонны ли скептики к выработке конкретных рекомендаций «как надо жить»?
-: Да
+: Нет
I:
S: Что, по мнению скептиков, является гарантией спокойной, счастливой жизни?
-: Знания
-: Оптимистический настрой духа
+: Скептицизм
megalektsii.ru
Нравственные учения Древнего Востока — реферат
Нравственные учения Древнего Востока.
Этические учения Древнего Востока.
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:
- культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;
- настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;
- подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;
- преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом "потерять себя", не вписаться в социальную общность;
- нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;
- усложненная система ритуалов и церемоний.
Примером воплощения этих социокультурных парадигм могут служить этические учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность.
Этико-философские системы Древней Индии
Окончательно они оформились в середине 1 тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются на две группы. Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие на его основе философские школы (даршаны): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята - чарвака. Брахманизм. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни. Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии VI в. до н. э., а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване - высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив "четыре благородные истины": 1) жизнь в телесной оболочке есть страдание; 2) источник страдания - желания; 3) чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний; 4) средство избавления от желаний - прохождение "восмиричного пути спасении". Суть последнего состоит в осознании четырех истин и реализации их через полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира. Восьмеричный путь включает в себя: 1) правильное понимание; 2) правильное стремление; 3) правильную мысль; 4) правильную речь; 5) правильное действие; 6) правильный образ жизни; 7) правильныe усилия; 8) правильную концентрацию. Нравственным идеалом является мудрец - архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию, а также благочестивый монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.
Похожим образом раскрывается и этика джайнизма, в основу которой положен принцип "ахимсы" - непричинения вреда живому. Материалистическое направление локаята-чарвака в этике развивало идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться к наслаждениям, однако не приобрело широкой популярности.
Этико-философские учения Древнего Китая
Эти учения тоже можно условно разделить на древнейшие традиционные - ортодоксальные направления, опирающиеся на Пятикнижие (У-цзин) конфуцианского канона, и более поздние - неортодоксальные школы (даосизм, легизм), возникшие в VI-IП вв. до н.э.
Основоположник конфуцианства Конфуций (551-479 до н.э.) Основной источник этики конфуцианства - книга "Беседы и суждения" (Лунь-юй), в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях - "человеколюбие", "золотой середине" и "взаимности". Все вместе они определяют "правильный путь", следуя которому человек будет жить счастливо, в согласии с собой и другими людьми. Взаимность (шу) получила название "золотого правила" нравственности. Конфуций определил ее так: "Не делай другим того, чего не желаешь ce6e". Человеколюбие (Жень) ориентирует людей на почитание прошлого, уважение к старшим. "Золотая середина" (чжун юн) - удел мудрых правителей, способных к сдержанности и осторожности. Нравственным идеалом является "благородный муж", всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а исключительно со6ственным положительным примером.
Даосизм в лице Лао-Цзы (604 г. до н.э.) нравственным идеалом считает мудреца-отшельника, полностью устранившегося от социальной активности, занятого внутренним духовным совершенствованием. Цель человеческого бытия состоит в постижении великого пути - дао, которому в своем развитии следует все сущее. С помощью специальных гимнастических упражнений, психофизической тренировки, углубленной медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей, достигать поставленных целей, не вмешиваясь в течение событий. Таким образом он реализует принцип "деятельного недеяния": "ничего не делая - и всего достигает", безгранично усиливает собственный духовный потенциал и в конечном итоге приобретает качества мага, бессмертного чудотворства. В дальнейшем даосизм активно взаимодействовал с китайским 6уддизмом, выполняя сходную с ним социально-этическую функцию.
Представители легизма - школы " законников", возникшей в период окончательного объединения Китайской империи, основной упор делают на понятие закона (фа), который должен проводиться в жизнь самыми жестокими средствами. По их мнению, средоточием морали является полубожественная личность императора, который через государственных чиновников должен держать подданных в постоянном страхе. Только тогда все правонарушения исчезнут, и в обществе воцарится порядок и гармония. Господство этики легизма длилось недолго. Первоначально вступив в конфронтацию с конфуцианством, идея жестких, незыблемых законов в дальнейшем диалектически дополнила выдвинутый Конфуцием принцип человеколюбия и оказалась поглощена им.
freepapers.ru
Т.В. Мишаткина История этики и морали
Учебно-методическое пособие по курсу «Этика»
Для самостоятельной работы
для студентов всех специальностей БГЭУ
дневной и заочной форм обучения
Минск
2005
УДК 17 (075.8)
ББК 87.я7
М 71
Мишаткина Т.В. История этики и морали / Уч.-метод. пособие. – Мн., БГЭУ, кафедра психологии и педагогики, 2005. – 27 с.
Пособие является составной частью УМК по курсу «Этика». Предназначено для подготовки для самостоятельной работы по темам «».
В пособии в конспективной форме рассматриваются вопросы становления и развития этических учений, а также история возникновения и развития морали и нравов. Полное изложение материала содержится в учебном пособии «ЭТИКА» под ред. Т.В. Мишаткиной и Я.С. Яскевич. (Мн., «Новое знание», 2004). В данное пособие включены вопросы и упражнения для самостоятельной работы и самоконтроля по проблеме, темы рефератов, библиография. Предназначено для студентов всех специальностей и факультетов БГЭУ дневной и заочной форм обучения.
Содержание История этических учений....................................................................................3
Этические учения древнего Востока.......................................................................3
Этика эпохи Средневековья и Возрождения......................................................... .5
Этическая мысль Нового времени...........................................................................6
Постклассический период в этике...........................................................................8
Этические концепции ХХ века................................................................................10
Этика на рубеже веков.............................................................................................15
История морали.......................................................................................................21
Возникновение и развитие морали.........................................................................21
Основные тенденции развития морали хх века .................................................25
Закономерности развития морали..........................................................................26
ИсторИя этических учений
Этические учения Древнего Востока
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Д р е в н е г о В о с т о к а (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI–II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Жизнь человека – от рождения до смерти – подчинялась здесь природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Следование им было главным условием бытия человека, который все силы тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, что обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Этическая мысль этого региона развивалась в особых социокультурных условиях. Это:
культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;
настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;
подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;
преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;
нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;
усложненная система ритуалов и церемоний.
На Востоке мудрость «идет» от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на общепринятый образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Примером этих социокультурных парадигм могут служить этические учения древних Индии и Китая, среди которых в этическом плане особенно выделяются брахманизм и буддизм в Индии и конфуцианство и даосизм в Китае (рис. 3).
studfiles.net
Этические учения Древнего Востока
Т.В. МИШАТКИНА
История этики и морали
Учебно-методическое пособие по курсу «Этика»
Для самостоятельной работы
для студентов всех специальностей БГЭУ
дневной и заочной форм обучения
Минск
УДК 17 (075.8)
ББК 87.я7
М 71
Мишаткина Т.В. История этики и морали / Уч.-метод. пособие. – Мн., БГЭУ, кафедра психологии и педагогики, 2005. – 27 с.
Пособие является составной частью УМК по курсу «Этика». Предназначено для подготовки для самостоятельной работы по темам «».
В пособии в конспективной форме рассматриваются вопросы становления и развития этических учений, а также история возникновения и развития морали и нравов. Полное изложение материала содержится в учебном пособии «ЭТИКА» под ред. Т.В. Мишаткиной и Я.С. Яскевич. (Мн., «Новое знание», 2004). В данное пособие включены вопросы и упражнения для самостоятельной работы и самоконтроля по проблеме, темы рефератов, библиография. Предназначено для студентов всех специальностей и факультетов БГЭУ дневной и заочной форм обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
История этических учений....................................................................................3
Этические учения древнего Востока.......................................................................3
Этика эпохи Средневековья и Возрождения......................................................... .5
Этическая мысль Нового времени...........................................................................6
Постклассический период в этике...........................................................................8
Этические концепции ХХ века................................................................................10
Этика на рубеже веков.............................................................................................15
История морали.......................................................................................................21
Возникновение и развитие морали.........................................................................21
Основные тенденции развития морали ХХ века .................................................25
Закономерности развития морали..........................................................................26
ИСТОРИя этических учений
Этические учения Древнего Востока
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Д р е в н е г о В о с т о к а (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI–II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Жизнь человека – от рождения до смерти – подчинялась здесь природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Следование им было главным условием бытия человека, который все силы тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, что обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. Этическая мысль этого региона развивалась в особых социокультурных условиях. Это:
· культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;
· настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;
· подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;
· преобладание идеалов коллективизма, обусловленное страхом «потерять себя», не вписаться в социальную общность;
· нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;
· усложненная система ритуалов и церемоний.
На Востоке мудрость «идет» от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на общепринятый образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Примером этих социокультурных парадигм могут служить этические учения древних Индии и Китая, среди которых в этическом плане особенно выделяются брахманизм и буддизм в Индии и конфуцианство и даосизм в Китае (рис. 3).