Термины древней руси. Термины и понятия к разделу "Древняя Русь" (подготовка к ЕГЭ)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные термины по теме «Киевская Русь». Термины древней руси


ТЕРМИНЫ Средневековье+

ТЕРМИНЫ периода Древней и средневековой Руси (8-17 вв.)1

Абсида -

Автокефальная церковь - в православии независимая, административно самостоятельная церковь. Автокефальной, например, является Русская православная церковь.

Анты - название объединения славянских племен у византийских писателей VI — начала VII в. Жили преимущественно между Днестром и Днепром.

Алтарь -

Алтын -

Барокко -

Баскак. Представитель монгольского хана в завоеванных землях; в русских княжествах во второй половине XIII — начале XIV в. занимался сбором дани в пользу Орды.

Берестяные грамоты - памятники древнерусской письменности, письма и документы XI—XV вв., выполненные острым костяным или металлическим стержнем (писалом) на березовой коре (бересте). Найдены в 1951 г. при раскопках в Новгороде, затем в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Витебске, Твери, Москве и др. городах.

Бояре -1. Высший слой общества в России (наряду с великими и удельными князьями) в Х—XVII вв. 2. С XV в. высший чин среди служилых людей «по отечеству», первые чины Боярской думы. Бояре занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами. Чин отменен Петром I в начале XVIII в.

Боярин – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.

Боярская дума - высший совет при князе (с 1547 г. при царе) в X — начале XVIII в. Обсуждал вопросы внешней и внутренней политики.

Варяги (норманны, викинги) - принятое в Древней Руси название участников грабительских походов — выходцев из Северной Европы (норвежцев, датчан и шведов).

Варяжский путь -

Великий князь - 1. Глава великого княжества в Древнерусском государстве X—XV вв. и единого Российского государства XV — середины XVI в. 2. В Российской империи — член императорской фамилии, родственник императора и императрицы.

Венчание на царство - торжественный церковный обряд возведения на престол царя с вручением символов высшей власти: барм, «шапки Мономаха», скипетра и державы, совершавшийся в Успенском соборе Московского Кремля.

Велес -

Вервь – название общины в Древней Руси

Вече - народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. Первые летописные упоминания о вече относятся к X в. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI—XII в. (в Новгороде, Пскове, Вятской земле – до конца XV — начала XVI в.)

Вечевой колокол -

Вира - денежный штраф в пользу князя в Древнерусском государстве.

Волхвы. В Древней Руси служители языческих культов. В X—XI вв. волхвы являлись организаторами и участниками народных восстаний против принятия христианства.

Воевода -

Военная демократия -

Волок -

Волоститель (волостель) –

Восточные славяне –

Выход крестьянский – право перехода крестьянина от одного феодала к другому (также см. «Юрьев день»)

Вотчина - древнейший вид крупной феодальной земельной собственности. В Древнерусском государстве в X—XI вв. вотчина – это наследственное семейное (княжеское, боярское) или групповое (монастырское) владение. В XIII—XV вв. господствующий вид землевладения. С XV в. существовала наряду с поместьем, с XVII в. идет процесс стирания различий между вотчиной и поместьем, который завершается в 1714 г. указом о единонаследии.

Гетман -

Годуновская школа – художественное направление в живописи рубежа 16-17 вв. Произведения создавались по заказу Бориса Годунова (отсюда и название)

Городище -

Гости -

Гривна -

Глаголица - одна из двух первых достоверно известных славянских азбук, возникшая предположительно во второй половине IX в. По составу, порядку, названию и значению букв глаголица почти полностью совпадает с кириллицей, но отличается сложной формой букв. После XI—XII вв. глаголица была вытеснена у восточных и южных славян кириллицей

Гриди - в Древней Руси IX—XII вв. княжеские дружинники, телохранители князя.

Губа -

Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.

Даточные люди - в России XV—XVII вв. лица из тяглого городского и сельского населения, отданные на пожизненную военную службу. С середины XVII в. включены в состав полков «нового строя» При Петре I заменены рекрутами.

Дворянство в России - возникло в XII – XIII вв. как низшая часть военно-служилого сословия. С XIV в. – постепенное возвышение дворянства наделение его землей за службу. К началу XVIII в. (правление Петра I) становление сословия завершается; во второй половине XVIII в. дворянство, добивается освобождения от обязательной военной и гражданской службы, рекрутской повинности, личных податей, дворянского самоуправления и личных привилегий. Как сословие ликвидировано после Октябрьской революции 1917 г.

Десятина - налог в пользу церкви. Составлял десятую часть урожая или других доходов населения.

Дворцовые крестьяне –

Дети боярские -

Детинец -

Династический брак – брак между представителями правящих династий разных государств.

Дружина - в Древней Руси дружина — вооруженный конный отряд при князе, участвовавший в военных походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя. Проживала на княжеском дворе (гридне) на полном содержании князя. Делилась на старшую («княжьи мужи») и младшую («отроки», «детские», «пасынки»). В конце XII в. дружинную организацию в княжествах Северо-Восточной Руси сменил так называемый двор со штатом военных слуг (дворян-милостников). Началось формирование дворянства. Изживание дружинных отношений относят к XII—XIV вв.

Думные чины – в XV – начале XVIII в. – должностные лица (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки), имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы, а также в работе думных комиссий. Во второй половине XV — начале XVIII в. к думным чинам приравнивались высшие дворцовые должности (конюший, дворецкие, постельничие, оружничие, казначеи).

Духовенство - служители религиозного культа. Как правило, представлено особой иерархической организацией, делится на высшее и низшее. Духовенство Русской православной церкви до 1917 г. составляло особое сословие. Православное духовенство делится на белое (священники, дьяконы) и черное (монашество).

Епископ - в православной и ряде других христианских церквях высшее духовное лицо, глава епархии, церковной территориальной единицы. С IV в. епископы иерархически делятся на патриархов, митрополитов (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископов.

Ересь – учение, отклонившееся от господствующих положений религиозного учения, считающихся непреложной истиной и не подлежащих критике.

Житие – биография человека, причисленного церковью к лику святых. Агиография.

Закомара -

Закупы - в Древней Руси люди, работавшие в хозяйстве феодала за купу — заем (земля, скот, зерно, деньги и др.). В отличие от холопов имели свое хозяйство.

«Заповедные лета» - в конце XVI в. годы, в которые крестьянам запрещался переход от одного владельца к другому в Юрьев день (26 ноября). Стали важным этапом в установлении крепостного права.

Засечные черты (засечные линии) - оборонительные сооружения на южных и юго-восточных окраинах России в XVI—XVII вв. (лесные завалы, валы, рвы, частоколы, реки, овраги). Имели опорные пункты (остроги, города–крепости).

Земский собор - центральное общегосударственное сословно-представительное учреждение в середине XVI—XVII в. Впервые созван в 1649 г. В составе Земского собора: Освященный собор во главе с митрополитом (с 1589 г. — патриархом), Боярская дума, а также лица, обладавшие по должности правом боярского суда; привилегированные группы купцов, выборные от уездного дворянства и верхушки горожан.

Земли чёрные -

Земщина - часть территории страны с центром в Москве, не включенная Иваном IV Грозным в опричнину. Управлялась Боярской думой и территориальными приказами, имела земские полки. Отменена после смерти Ивана IV Грозного.

Идол -

«Изборник» - древнерусский сборник произведений нравоучительного и богослужебного характера.

Избранная рада - узкий круг приближенных царя Ивана IV Грозного (А.Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А.М. Курбский и др.), фактически неофициальное правительство в 1546— 1560 гг.

Изгои - в Древней Руси XI—XII вв. крестьяне, порвавшие связи с общиной и не пользовавшиеся ее покровительством, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и другие лица, вышедшие из своей социальной группы или категории.

Икона -

Иосифляне (осифляне) - церковная группировка в конце XV – середине XVI в., названная по имени игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого. Отстаивали господствующее положение православной церкви в обществе, незыблемость церковных догм и неприкосновенность владений церкви. Теория «Москва — третий Рим», сыгравшая важную роль в формировании официальной идеологии российского самодержавия, создана иосифлянином Филофеем.

Казачество - военное сословие в России в XVIII в. – начале ХХ в. В XIV—XVII вв. казаки – вольные люди, несшие военную службу в пограничных районах России. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено. В 1990-х гг. началось возрождение его традиций, культуры и быта.

Канонизация -

Канон – правило.

Кириллица - одна из двух первых достоверно известных славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя, переводчика богослужебных книг на старославянский язык святого Кирилла. Создана на основе греческого уставного письма IX в. во второй половине IX — начале X в. с добавлением новых букв. Стала основой современных славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и др.

Колонизация - процесс превращения какой-либо страны в колонию, а также заселение и хозяйственное освоение пустующих земель.

Конфессия - вероисповедание; объединение верующих, священнослужителей, церковных организаций в рамках господствующей церкви.

Кормление - содержание должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси. «Корма» взимались два – три раза в год в форме продуктов, фуража, части различных пошлин с торгов и лавок. Ликвидированы земской реформой 1555—1556 гг.

Крестово-купольный стиль архитектуры -

Крепостное право (крепостничество) - прикрепление крестьян к земле и к личности землевладельца, подчинение его административной и судебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 г., указами о «заповедных» и «урочных» летах, а окончательно закрепилось Соборным уложением 1649 г. В XVII—XVIII вв. все категории зависимого населения слились в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861 г.

Князь -

Копейка -

Крестьянство –

Крещение –

Купа –

Купечество -

Лавра –

Лествичное право -

Летописи - исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI—XVII вв., погодные записи важнейших событий общерусской и местной истории. Создавались при княжеских дворах, в монастырях, при епископских кафедрах. Как самостоятельные исторические памятники они в большинстве случаев не сохранились, а вошли в летописные своды.

Мануфактура - предприятие, на котором используется ручной труд наемных рабочих и существует детальное разделение труда.

Майорат -

Манифест -

Межа -

Меркантилизм -

Местничество - особый порядок назначения на военную, административную и придворную службу с учетом знатности происхождения, родовитости, служебных и личных заслуг предков. Типично для конца XV–XVI в. Отменено в 1682 г.

Мечник -

Митрополит - крупный иерарх Русской православной и ряда других христианских церквей.

Монотеизм - религия, основанная на единобожии, почитании единого, абсолютного бога.

Мужи – знатные люди.

Мыт -

Мятеж – восстание.

Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся и изготавливаются для собственного потребления, а не на продажу.

Народность - исторически сложившаяся этническая группа, для которой характерна языковая, территориальная, экономическая и культурная общность.

Нестяжатели - религиозно-политическое течение в конце XV — начале XVI в. Проповедовали аскетизм, уход от мира. Требовали от церкви отказа от земельной собственности. Главные идеологи – старец Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский и Вассиан Косой. Учение нестяжателей осуждено церковными соборами 1503 и 1531 гг.

Новгородская и псковская феодальные (боярские) республики -

Нравы – обычаи, уклады общества.

«Нормандская теория» - возникшее во второй четверти XVIII в. направление в русской и зарубежной историографии. Его сторонники считали норманнов (варягов) создателями государства в Древней Руси. Современные исследования доказывают несостоятельность этой теории определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия.

Оброк -

Обычное право - система норм, правил поведения, основывающаяся на обычае. Обычное право возникло в догосударственный период, было широко распространено в древних и средневековых обществах.

Огнищанин -

Окольничий – второй по значимости чин члена Боярской думы.

Опричнина - в 1565—1572 гг. название удела Ивана IV Грозного, в который были выделены земли на богатом Севере страны, на Юге и в центре, а также часть Москвы. В опричнине вводилось свое опричное управление: Боярская дума, приказы, войско. Опричниной называют и систему внутриполитических мер Ивана IV — массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т. п.

Ополчение -

Орда -

Ортодоксальный –

Ордынский выход - дань, оброк, выплачиваемый русскими князьями ханам Золотой Орды.

Острог – пункт для размещения воинских отрядов, укрепленный деревянной изгородью в виде вертикально вкопанных заостренных столбов.

Отроки -

Патриарх - в христианской церкви название принадлежало сначала всем епископам, затем только римскому, константинопольскому, александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому. В современном православии патриарх — высший духовный сан, глава самостоятельной (автокефальной) церкви, избираемый церковным собором.

Патриархальное хозяйство –

Патриархат -

Первобытнообщинный строй -

Перун -

Писцы -

Пищаль -

Племя - тип этнической общности, характерный для первобытности. Племени присущи кровнородственные связи между его членами, деление на роды, общность территории, отдельных элементов хозяйства, обычаев, культа, самосознания.

Погосты – места сбора дани. Были установлены реформой княгини Ольги.

«Пожилое» - в XV— XVII вв. денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день. Введено Судебником 1497 г. Исчезло с полным закрепощением крестьян. В XVII—XVIII вв. «пожилым» называли штраф за прием беглых крестьян.

Подати -

Политеизм - многобожие. Религия, признающая многих богов.

Полки «иноземного строя», полки «нового строя» - воинские части, сформированные в XVII в. в России из «охочих» вольных людей, казаков, иностранцев и др., позднее — из даточных людей, по образцу западноевропейских армий в организации, обучении. В конце XVII — начале XVIII в. использовались Петром I для формирования регулярной армии.

Половцы -

Полюдье - объезд русским князем с дружиной своих вассальных владений с целью сбора дани; название самой дани.

Поместье - термин, используемый для обозначения формы условного (за службу) землевладения в конце XV — начале XVIII в. Известно с XIII—XIV вв. Поместье не подлежало продаже, обмену и наследованию. В XVI—XVII вв. постепенно сближалось с вотчиной, в 1714 г. слилось с ней. В XVIII—XX вв. поместье — то же, что земельное имение.

Помещики - дворяне, владельцы поместий.

Посадник - выборное должностное лицо в древнерусском городе-республике, глава исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях (подписывал договор с князем).

Посадские люди - торгово-промышленное население русских городов, несшее государственное тягло — промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах (например, по возведению укреплений), натуральные повинности и др. С XVII в. посадскими людьми именовали население городов. Делились на сотни — Гостиную, Суконную, черную. В 1775 г. были разделены на купечество и мещан.

Православие - одно из трех направлений современного христианства. Как самостоятельная церковь окончательно сложилось в 1054 г. с расколом христианской церкви на католическую и православную. Православие постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси православие принято было в конце Х в., тогда же была основана Русская православная церковь.

Привилегия - преимущественное право, льгота.

Приказы - органы центрального управления в XVI – начале XVIII в. Делились на отраслевые и территориальные. Недостатки: не существовало единства в распределении дел между приказами, отсутствовало четкое разграничение функций и компетенции между ними, царила волокита и взяточничество, вся система с трудом поддавалась контролю верховной власти. Заменены при Петре I коллегиями.

Протекционизм -

Раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших церковные реформы патриарха Никона 1653—1656 гг. Противники официальной церкви получили название раскольников или старообрядцев.

Разряды -

«Ревнители благочестия» (кружок ревнителей древнего благочестия) -

Рать – войско.

Регентство -

Религиозное сознание -

Ремесло -

Ростовщичество -

Рубль –

«Русская Правда» -

Русская православная церковь - самая крупная из православных церквей. Основана в Х в. С конца XI в. во главе церкви Киевский митрополит, с конца XIII в. — митрополит Владимирский (резиденция с 1328 г. в Москве). Первоначально подчинялась константинопольскому патриарху. В 1448 г. стала автокефальной. Патриаршество учреждено в 1589 г., упразднено в 1721 г. и восстановлено в 1917 г. В январе 1918 г. Русская православная церковь была отделена от государства.

Рядовичи - категория зависимых людей в Древней Руси. Человек, заключивший с господином определенный договор — «ряд» и обязанный выполнить какие-либо работы по этому «ряду».

Самобытный – своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии.

Самодержавие - монархическая форма правления в России в XVI — начале ХХ в.

Сейм -

Секуляризация - в широком смысле — освобождение из-под влияния церкви.

«Семибоярщина» - правительство Российского государства в период польско-шведской интервенции 1610—1613 гг., образовавшееся после свержения царя В. И. Шуйского.

Скифы –

Славяне -

Слобода – район на окраине города, заселенный ремесленниками одной специальности.

«Слово о полку Игореве» -

Служилые люди -

Смерды - категория полусвободного населения Древней Руси IX—XIV вв., крестьяне-общинники, несшие повинности в пользу князя и платившие ему дань. Возможно, смердами называли обложенных данью жителей покоренных земель. В науке нет единого мнения о происхождении и значении термина «смерд».

Собор -

Сокольничий -

Сотни посадские -

Стан – лагерь.

Старообрядчество - религиозные группы и церкви в России, не признавшие церковную реформу XVII в., оппозиционные или враждебные Русской православной церкви. До 1906 г. приверженцы старообрядчества подвергались преследованиям со стороны властей.

Строгановская школа – одно из художественных направлений в живописи рубежа 16-17 вв. Строгановы – это заказчики, отсюда и название. Художники – Прокопий Чигирин, Никита, Федор, Истома Савины и др.

Тархан –

Титул –

Тиун –

Тысяцкий –

Тюрки -

Традиционное общество - обобщенное название аграрных доиндустриальных обществ. Особенности традиционного общества: отсутствие явных граней между эпохами в его развитии; идея слияния с природой как основа отношений общества и природы; преобладание общинно-государственных форм собственности; невысокий уровень социальной мобильности; господство государства над обществом и общества над личностью; традиции как главный регулятор общественной жизни.

Тягло - в XV — начале XVIII в. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей. В XVIII—XIX вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков.

Уделы- владения младших членов княжеского рода.

Уния – объединение двух монархических государств общим монархом.

Уроки – размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.

«Урочные лета» - устанавливаемые царскими указами с конца XVI в. сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет). Отменены Соборным уложением 1649 г., когда сыск стал бессрочным.

Фураж – корм для лошади, скота.

Фаворит –

Феодал –

Феодализм –

Феодальная раздробленность -

Хазары –

Хан -

Холопы - категория зависимого населения; в Древнерусском государстве известна с Х в. Близка по правовому положению к рабам. В XVII в. полное холопство было ликвидировано, остались кабальные холопы, которые постепенно сливались с крепостным крестьянством. С XVII в. они получали в пользование землю, облагались повинностями. С введением в 1722 г. подушной подати превратились в крепостных.

Хоромы – жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенных сенями и переходами: жилище князей и бояр.

Христианство -

Царь –

«Царь-колокол» -

«Царь-пушка» -

Целовальник -

Централизованное государство -

Церковный устав – свод правил, регулирующих деятельность церкви.

Черносошные крестьяне - в XIV—XVII вв. свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности. В XVIII в. стали государственными крестьянами.

Челобитная – письменное прошение, жалоба.

Челядь -

Чёрная Русь –

Чёрная сотня -

Шапка Мономаха -

Шатровый стиль архитектуры -

Эпос – совокупность произведений народного творчества.

Этнос - большая группа людей, выделяемая на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Виды этносов: нация, народность, племя.

Этногенез -

Юлианский календарь -

Юрьев день -

Ямская повинность –

Ярмарка -

Ярлык - льготная грамота, выдаваемая золотоордынскими ханами светским и духовным феодалам подвластных земель.

Язычество - религия, основанная на обожествлении сил природы.

Ясак -

1Список терминов можно пополнять, необходимо самостоятельно объяснить термины без определений

studfiles.net

Термины и понятия к разделу "Древняя Русь" (подготовка к ЕГЭ)

Термины и понятия к разделу «Древняя Русь»

Анты – название объединения славянских племен у византийских и готских писателей (VI-начало VII в.)

Варяги- (норманны, викинги) название участников грабительских походов- выходцев из Скандинавии (датчане, норвежцы, шведы)

Дружина – группа постоянных боевых соратников, друзей князя, профессиональные воины и советники князя (вооруженный конный отряд)

Вервь- древнеславянская община

Мир - крестьянская община. Форма социальной организации

Капище – место идолопоклонства, где справляется языческий культ

Идол – изображение божества

Волхвы и кудесники- жрецы, служители языческих культов

Тризна- обрядовые действия и пиршество в память умершего

Вече- народное собрание общинников (мужчин-воинов)

Челядь- прислуга, рабы

События- многолюдные общеплеменные праздники (от -совместно быть)

Полюдье – сбор дани с общинников в пользу князя

Отрок, чадь – младшая дружина, рядовые воины

Вои – народное ополчение

Рать – войско

Ратник – воин

Заставы – пограничные крепости

Вира - денежный штраф в пользу князя в древнерусском государстве

Вирник- сборщик штрафов

Глаголица, кириллица – славянские азбуки, созданные Кириллом и Мефодием. (первая не

прижилась)

Гриди- княжеские дружинники, телохранители князя, младшая дружина.

Изгои - в Древней Руси XI-XII вв. крестьяне, порвавшие связи с общиной и не

пользовавшиеся ее покровительством, вольноотпущенные или выкупившиеся

холопы и др. лица.

Летописи- исторические произведения, погодные записи важнейших событий.

Посадник - выборное должностное лицо в древнерусском городе-республике. Глава

исполнительной власти

Посадские люди (посад) - торгово-промышленное население русских городов (горожане)

Смерды – категория полусвободного населения Древней Руси, крестьяне-общинники,

несшие повинности в пользу князя (в т.ч. военную службу) и платившие ему

дань.

Холопы – категория зависимого населения в Древней Руси, близко к положению раба.

Огнищанин, тиун – управитель в хозяйстве князя

Гардарика - так в Скандинавии называли Русь – т.е страна городов.

Погост - место сбора дани, установила княгиня Ольга

Купа - ссуда (зерном, скотом)

Закуп – (крестьянин зависимый от феодала) –работающий на его поле за купу (ссуду)

Люди - крестьяне-общинники (отсюда -простолюдин )

Вотчина – земля, передающаяся по наследству от отца к сыну (феодальное владение)

Тысяцкий - назначаемый князем или выборный глава городского управления и

предводитель ополчения.

Миниатюра - маленький красочный рисунок

Иго - (ярмо)- угнетение, тяжелая неволя, тягости порабощения.

Ярлык- ханская грамота на право владеть княжеством

Улус - удельное владение хана (сыновей и внуков Чингисхана)

Баскаки - сборщики дани

Золотая Орда - государство монголо-татар

Пайцза - знак власти монгольских чиновников (серебряная или золотая платина, на

которых вырезали повеления хана)

Яса - свод законов, созданный Чингисханом

Выход - выплата дани Золотой Орде

Число - перепись населения Руси монголами для сбора дани.

Основные термины и понятия (16-17 век.)

Аршин – мера длины равная 16 вершкам -71,12 см.

Белые слободы - название поселений, население которых временно освобождались от государственных повинностей.

Вершок – мера длины равная 4,4 см.

Верста- русская путевая мера равная 1066,7 м.

Голова – название военных и административных должностей в России XVI- XVII вв.

Голытьба- нищие бедняки. Бежали на юг к казакам и образовывали голутвенное (пришлое) казачество.

Голутвенное казачество- (голутва –вырубка, расчищенное для обработки поле) – не входило в реестровое казачье войско, не получало никаких доходов, занималось сельским хозяйством.

Городовой приказчик- комендант укрепленного города, начальник гарнизона, позже городничий.

Губа - территориальный округ в России в XVI-XVII вв. во главе с губным старостой.

Губная реформа - проведена в 30-50-е гг. XVI в. по изъятию из суда наместников дел о разбойниках и передаче их губным учреждениям- органам местного управления в губе. Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем вопросами текущего управления.

Гулящие люди – общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян и посадских людей. Жили работой по найму и грабежом.

Драгуны - вид кавалерии, предназначенной для действий в конном и пешем строю.

Думные бояре- участники Боярской Думы, ее первый чин. Кроме них в нее входили окольничие, думные дворяне, думные дьяки.

Ересь- течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви, выступающее за ее преобразование.

Запорожская Сечь - организация украинских казаков. Располагалась за порогами Днепра в виде вольницы - казачьей республики с сечевой радой во главе с кошевым атаманом.

Засека - оборонительная линия от внешнего врага.

Земщина - основная часть территории России, не включенная в опричнину.

Казачество - вольные люди, служившие в пограничных районах. Создавали самоуправляющие общины- казацкие вольницы с выборным старшиной.

Каперство (голл.- морской разбой)- легальная форма пиратства, нападение вооруженных торговых судов воюющего государства на чужие суда, перевозящие грузы для неприятеля. Использовано Иваном Грозным в Ливонской войне.

Конюший-придворная должность, высший думный чин. Возглавлял Конюшенный приказ.

Копейка- русская разменная монета, введенная в обращение в 1534г., составляла 1/100 рубля.

Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.

Мануфактура - крупное предприятие с ручным трудом, разделенным на специальности.

Мелкотоварное производство- труд кустарей, изготовляющих изделия на рынок в своих мастерских, в основном без использования наемной силы.

Московка – московская денга, русская серебряная монета (0,34 г.)

Наймиты - общее название разорившихся крестьян и посадских, беглых холопов и др., нанимавшихся на работу и попадавших в личную зависимость от нанимателя.

Немецкая слобода- место поселения иностранцев в русских городах.

Однодворцы - государственные крестьяне из бывших служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.) до 1840г. имели право владеть крепостными.

Опричь - согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего».

Опричнина - происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». 1. Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове. 2. Личный удел Ивана Грозного, где был установлен террористический режим, проводимый опричниками в борьбе с предполагаемой изменой среди феодалов.

Парсуна - (от слова персона)- портретная живопись, использовавшая приемы иконописи в написании портретов.

Писцовые книги - сводные описания хозяйства для податного земельного обложения- сошного письма (взыскание налогов с сохи)

Подсуседники - крестьяне и посадские люди, лишившиеся хозяйства. Жили во дворах тяглых людей, помогали им в работе.

Подъячий - служащий в приказах и местных учреждениях (помощник дьяка).

Половники - феодально-зависимые крестьяне, работавшие на феодала, отдавая ему обычно половину урожая.

Полушка – разменная серебряная монета, чеканившаяся с XV в.. Самая мелкая монета Московского государства, равнялась 1/4 копейки, составляла 0,17 г серебра

Поместный приказ – централизованное государственное учреждение. Наделял дворян поместьями, контролировал изменения земельной собственности, проводил опись земель и перепись населения, сыск беглых крестьян. Центральная судебная инстанция по земельным вопросам.

Приказы- органы центрального управления

Протекционизм - (лат.- защита) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранцев путем усиления экспорта и ограничения импорта, введения высоких таможенных пошлин и ряда др. мер.

Разбойный приказ – центральное гос. учреждение, занимавшееся сыском и судом по крупным уголовным делам, выступлением крестьян и горожан, контролем губных учреждений.

Разряды - назначение на службу с учетом местничества и с записью в разрядных книгах, которые велись Разрядным приказом, ведавшим делами служилых людей, жалованьем дворян, военным управлением, назначением полковых и городских воевод, пограничной службой.

Раскол- отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших реформы Никона. Сторонники раскола - раскольники (старообрядцы) во главе которых выступил протопоп Аввакум.

Рейтары - (нем.- всадники) – тяжелая кавалерия в русской армии в основном из иностранных наемников.

Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

«Слово и дело государево» - система политического сыска конца XV-XVIII вв.: каждый под страхом смерти обязан донести об известных умыслах против царя, о государственной измене. Доноситель произносил фразу «Слово и дело» и излагал факт. Допросу и пыткам подвергались доноситель и оговоренный.

Соха – единица податного обложения, измерялась количеством рабочей силы, в XV в. – новгородская соха равнялась 3 обжам (обжасошная оглобля, мера земли, вспаханная в день одной лошадью) С середины XVI в. большая соха состояла из нескольких четвертей (400-600га земли).

Стан - административно-территориальная единица. 2-3 стана составляли уезд.

Стрельцы - служилые люди, пехотинцы с огнестрельным оружием, составляли постоянное войско. Набирались из свободного населения, могли заниматься торговлей, ремеслами. Служба стала пожизненной и наследственной с денежным и хлебным жалованьем.

Тамга - государственная пошлина, взимавшаяся за провоз товаров, на который накладывалось особое клеймо- тамга. От этого слова произошло понятие – таможня, учреждение, контролирующее провоз груза через границу и устанавливающее таможенные пошлины.

Удельные земли – доля члена княжеского рода в родовом владении, составная часть крупного великого княжества, управлявшаяся членом великокняжеской семьи - удельное княжество: земельная собственность императорской фамилии, созданная в 1797г. из дворцовых земель.

Финифть - вид перегородчатой эмали (в ювелирном искусстве).

Целовальник - должностное лицо, избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Давал клятву (целовал крест)

Четверть - старинная мера земли, равная 40 саженям в длину и 30 в ширину. Сажень 2,134 м.

multiurok.ru

Исторические термины и понятия

Государство – этот термин обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе.

«Русская правда» – свод законов Древней Руси.

Вервь – сельская община.

Полюдье – сбор дани-налога с подвластного населения.

Дань – выкуп, подать, плата, взимаемая победителем с побежденного народа.

Бояре – высшее сословие феодалов на Руси IX–XVII вв., феодальная аристократия.

Вотчина – древнейший вид земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X–XI вв. (княжеская, боярская, монастырская).

Смерд – крестьянин-земледелец.

Закуп – наемный сельскохозяйственный работник, крестьянин, получивший ссуду от боярина-земледельца и обязанный ее отработать.

Рядович – крестьянин-общинник, заключивший с землевладельцем договор – «ряд» на выдачу семян или рабочего скота.

Холоп – раб.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договора с другими землями и т.д. Использовалось боярами для ограничения княжеской власти.

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В 1054 г. христианство раскололось на православие и католицизм.

Крещение Руси – введение христианства в форме православия как государственной религии. Начато Владимиром I Святославичем (988–989).

Десятина – налог в пользу церкви в размере одной десятой части дохода.

Печенеги – древний народ тюркского происхождения, неоднократно нападавший на Киевскую Русь.

Половцы – тюркский народ, родственный печенегам, в XI–XII вв. неоднократно нападавший на Киевскую Русь.

Хазары – тюрко-язычный народ, кочевники, неоднократно нападавшие на Киевскую Русь.

Тема: Русские земли в период политической раздробленности

Контрольные вопросы

1. Каковы были причины и предпосылки возникновения политической раздробленности, особенности удельного порядка и феодализма на Руси?

Какие образовались новые государственные центры? Чем отличались социально-политические отношения во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской земле и Великом княжестве Литовском и Русском?

Какое служилое сословие и новая форма землевладения зарождаются в Великом княжестве Владимирском?

2. Почему усилилась внешняя угроза для русских земель? Какая опасность угрожала им с Запада и Востока?

Назовите наиболее значительные события борьбы русских земель против иноземных захватчиков. Каких полководцев и государственных деятелей этой эпохи вы знаете?

3. В чем конкретно выражалось ордынское иго? Когда Русь окончательно освободилось от него и что позволило это сделать (или какие факторы способствовали освобождению)? Какие существуют точки зрения по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия для Руси?

Исторические термины и понятия

Удел (от «дел» - доля, часть), княжеское владение на Руси XI–XVI вв. Возникли в процессе дробления крупных княжеств в составе Древнерусского государства.

Политическая раздробленность – XII–XIII вв. единая держава Рюриковичей трансформировалась в систему отдельных земель и княжеств со своими княжескими династиями.

Боярская республика – система разделения власти в Новгороде XII–XV вв., где власть сосредотачивалась в руках боярской верхушки (Новгородское вече).

Монголо-татарское иго на Руси (1243–1480), традиционное название вассальной зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов в XIII–XV вв.

Золотая Орда – государство, основанное ханом Батыем в 1242 г.

Баскаки – при татарском иге представители ханской власти и сборщики дани.

Ордынский выход – дань.

Ярлык – ханская грамота на право княжения и сбора дани русскими князьями в своих княжествах.

Дворянство возникло в XII–XIII вв. как низшая часть военно-служилого сословия. С XIV в. дворяне получали за службу земли. Дворянство наряду с духовенством высшее сословие феодального общества, обладавшее закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями.

Поместье – условное земельное владение в конце XV – начала XVIII вв., предоставлялось государством за несение военно-административной службы. Не подлежало продаже, обмену и наследованию. В XVII – начале XVIII вв. постепенно становилось наследственным владением (вотчиной), что закреплено указом 1714 г.

Тема: Формирование и развитие единого Российского государства

Контрольные вопросы

Объединение русских земель под властью Москвы

1. Что такое политическая централизация? Каковы особенности формирования единого российского национального государства, и какие основные этапы можно выделить в данном процессе? С именами каких русских князей он был связан? Какую роль в формировании Российского государства сыграла Русская православная церковь?

2. Почему Северо-Восточная Русь стала центром формирования российской государственности? Почему именно Московское удельное княжество победило в борьбе за лидерство и стало «собирателем» русских земель? Какие, кроме Москвы, имелись реальные претенденты на роль общерусского объединяющего политического центра? Существовали ли при этом альтернативы, отличающиеся от московского варианта централизации?

Завершение формирования единого российского государства

3. Какие шаги по политической централизации были осуществлены в правлении Ивана III? Какой у него появился титул?

Почему возникла теория «Москва – третий Рим», в чем была ее сущность?

4. В чем конкретно выражались, и какой процесс завершили реформы «Избранной Рады» Ивана IV? Что такое опричнина, каковы были ее причины, сущность и последствия?

Развитие социально-политических и экономических отношений в XIV–XVI вв.

5. Что такое самодержавие и каковы были его социально-политические предпосылки? Какое воздействие на тип Московского централизованного государства оказали: а) особенности социально-политического развития Северо-Восточной Руси; б) монголо-татарское нашествие; в) опричнина?

Какая форма (ступень развития) монархии существовала на Руси при Иване IV (в первый период его правления), при первых Романовых?

6. Какую роль играло государство в развитии сословного строя, и в чем заключались особенности отношения государства и общества в Московской Руси? Назовите основные сословия, их права и обязанности.

Что такое крепостное право, каковы причины и основные этапы его складывания?

Кризис российской государственности в период Смуты

7. Каковы были причины, основные этапы и последствия смуты? Какие позитивные альтернативы, шансы в развитии российской государственности и почему были упущены в этот период?

8. Какие реалии социально-экономической и политической жизни России, основы сословного общества были юридически закреплены в Соборном уложении 1649 г.? Почему XVII в. вошел в историю России как «бунташный» век?

9. Какие новые явления в экономике России возникли во второй половине XVII в. и о чем это свидетельствовало?

Россия у истоков Нового времени (XVIIв.)

10. В чем проявилось усиление самодержавно-абсолютистской тенденции в развитии Российского государства во второй половине XVII в.?

11. Каковы причины и последствия реформы патриарха Никона? Что такое старообрядчество?

12. Каковы были основные направления и задачи внешней политики Российского государства, ее успехи и неудачи в XVI – XVII вв.?

Исторические термины и понятия

Централизация – объединение древнерусских земель вокруг Московского княжества. Гегемония Москвы закладывала политическую основу образования единого Русского государства. С 1326 г. Москва стала и церковной столицей Руси – резиденцией митрополита.

Митрополит – высшее звание православных епископов.

Автокефалия – церковное самоуправление.

«Москва – третий Рим» – политическая теория, в которой столица Русского государства – Москва рассматривалась как всемирный политический и церковный центр. По самой своей природе эта идея была двойственной. С одной стороны, она подразумевала связь Московского государства с высшими духовно-религиозными ценностями. С другой стороны Константинополь воспринимался как второй Рим. С падением Константинополя (1453) и с окончательным свержением в России татарского господства (1480) в Москву перемещается центр мировой святости и московский государь оказывается единственным независимым правителем православного мира. Таким образом, церковь и русское самодержавие оказались спаянными воедино.

Кормление – система вознаграждения бояр-администраторов путем представления им права облагать население управляемой ими местности в свою пользу.

Местничество – в Московской Руси XV–XVII вв. порядок замещения государственных должностей боярами в зависимости от знатности рода и степени важности должностей, занимавшихся предками.

Судебник 1497 г. – судебник Ивана III, свод законов единого Российского централизованного государства. Статья 57 ознаменовала собой начало формирования крепостного права.

Юрьев день – согласно судебнику 1497 г. установлено единое время перехода крестьян от одного владельца к другому: неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября).

Боярская дума – высший законосовещательный орган управления при великом князе, царе.

Приказ – учреждение, ведавшее отдельной отраслью управления в московском государстве в XVI–XVII вв.

Пожилое – плата крестьянина за проживание на земле феодала.

studfiles.net

Основные термины по теме «Киевская Русь»

Основные термины по теме «Киевская Русь»

Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.

Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.

Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. Высший, наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по XVIII вв.

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в "Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.

Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.

Вира – крупный штраф, присуждаемый по законам "Русской правды” за убийство свободного человека.

Вирник – сборщик штрафов.

Волхв – языческий жрец, колдун.

Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.

Гости - Категория торговых людей, приезжавших торговать из других стран, позже – местные купцы, торговавшие в других городах или за границей.

Гривна – основная денежная единица в Киевской Руси.

Десятина – налог в пользу церкви.

Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая "старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и "младшая”, в которую входили недавно набранные воины.

Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, "купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.

Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа "кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве.

Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

Лествичная система – система передачи великокняжеской власти по старшинству в роду.

Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.

Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.

Мытник - сборщик торговых пошлин на Руси

Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. 

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.

Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.

Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.

Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.

Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).

Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.

Путь "из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.

Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.

Русская правда - первый до нас дошедший сборник законов Древней Руси.

Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.

Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в "Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.

Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название "люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.

Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.

Удел – часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии.

Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Холоп – категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.

Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.

Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).

 

infourok.ru

Культура Древней Руси — МегаЛекции

Словарь: Восточные славяне

 

Термины Определения
Борона земледельческое орудие, предназначенное для выравнивания почвы
Бортничество сбор мёда диких пчел
Вено выкуп за невесту или приданое жены
Вервь соседская община восточных славян
Вече у древних славян собрание взрослого мужского населения племени для решения важнейших вопросов
Военная демократия форма организации власти, при которой повышалась роль племенного вождя и уменьшалось значение народных собраний
Волхв языческий жрец, кудесник
Идол каменная или деревянная фигура божества, духа или героя, служащая объектом религиозного почитания
Индоевропейцы носители индоевропейских языков, в число которых, в частности, входят русский, английский, немецкий, французский, латынь, греческий и др.
Народное ополчение военные отряды, собранные из свободных общинников в случае серьезной внешней угрозы
Переложная система земледелия одна из форм земледелия, основанная на использовании участка земли до истощения почвы, после чего землю (перелог) оставляли без обработки до полного восстановления плодородности
Подсечно-огневая система земледелия одна из форм земледелия, основанная на выжигании деревьев и посадки на этом месте необходимых растений
Рало земледельческое орудие, предназначенное для рыхления почвы. Состояло из деревянной основы и металлического наконечника – ральника
Родовая община древнейшая форма общины, члены которой были связаны кровным родством и коллективным владением и обработкой земли
Соседская община форма общины, состоящей из отдельных малых семей, ведущих самостоятельное хозяйство при сохранении коллективного владения землей
Соха земледельческое орудие типа рала, предназначенное для рыхления почвы. Могло иметь один или два металлического наконечника – сошника
Тризна поминки после похорон у древних славян. Сопровождалась песнями, плясками, военными играми, пирами в память об умершем
Язычество религия, исповедующая веру во множество богов

 

Словарь: Древнерусское государство (IX – первая треть XII в.)

 

Термины Определения
Боярин (мн.ч. бояре) старший дружинник, советник князя
Варяги норманны или викинги, древнее население Скандинавии
Вира судебный штраф
Воевода В Древней Руси военачальник
Волость в Древней Руси территория, которая находится под управлением князя, поставленного киевским великим князем; в удельный период территориально-административная единица в княжестве, включающая город и сельскую округу
Вотчина наследственное земельное держание
Гости купцы
Государство организация жизни общества, при которой существует система управления людьми (власть), проживающими на одной территории, а взаимоотношения между ними регулируются на основе законов
Дань дары местного населения князю и дружине за защиту своих земель
Детинец (кремль) укрепленная часть города, где находились главные соборы и терема князя и бояр
Дружина княжеское войско в Древней Руси
Епископ высшее духовное лицо в православной церкви, глава церковного округа (епархии)
Закупы социальная категория временно зависимого населения в Древней Руси; люди, взявшие в долг деньги (купу) и отрабатывающие ее в хозяйстве заимодавца
Земля в Древней Руси обозначение всего государства, находящегося под управлением киевского князя; в удельный период независимые государства, образовавшиеся на месте Киевской Руси
Князь племенной вождь у славян, а затем глава государства или представитель правящей династии
Кровная месть обычай, предполагающий мщение за убийство сородича самому убийце и его родне
Лествичное право система передачи власти, согласно которой все представители правящей династии считались владельцами Русской земли; старший брат правил в Киеве, следующий – в Новгороде и так далее по степени убывания значимости волости; в случае смерти великого князя все остальные поднимались на одну ступеньку по лестнице княжеских престолов
Люди лично свободные жители сельских и городских поселений, платящие государственные подати
Митрополит в Древней Руси глава русской православной церкви; потом архиерейский титул
Натуральное хозяйство тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей, а не для продажи их на рынке
Общество большая совокупность людей, объединенных схожим образом жизни и территорией, и осознающих свое отличие от других людей
Огнищанин управляющий княжеской вотчиной
Печенеги кочевники юга Восточной Европы в X – XI вв.
Погост в Древней Руси место сбора дани
Половцы (кипчаки) кочевники юга Восточной Европы в XI – XIII вв.
Полюдье объезд киевским князем своих земель для сбора дани
Посад окольный город, ремесленная часть города
Посадник княжеский наместник в городах, глава местной власти
Ряд Договор
Рядовичи социальная категория временно зависимого населения в Древней Руси; люди, нанимавшиеся на службу к землевладельцу по договору (ряду).
Смерды социальная категория населения в Древней Руси, статус которой до сих пор не определен: либо это полузависимые крестьяне, платящие налоги, либо свободная часть крестьянства
Съезд князей (снем) коллективный орган принятия важнейших решений, касавшихся всех русских земель, в XI – XIII вв.
Тиун княжеский или боярский слуга, управляющий различными отраслями в хозяйстве
Урок налог в пользу князя и размер этого налога
Холопы (ж.р. роба) зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам (= челядь)
Челядь (ед. ч. челядин) зависимое население Древней Руси (= холопы)

 

Словарь: Культура Древней Руси

 

Термины Определения
Былина русская народная песня о подвигах богатырей
Глаголица древняя славянская азбука, созданная в IX в. в Моравии св. Константином; вышла из употребления
Житие литературный жанр, нравоучительное повествование о жизни святого, составленное по определенным правилам
Зернь декоративный элемент ювелирного изделия в виде мелких металлических (золотых или серебряных) шариков, напаянных на поверхность изделия
Икона изображение на религиозную тему, написанное, как правило, на доске с соблюдением строгих церковных правил
Кириллица древняя славянская азбука, созданная в конце IX в. в Болгарии; стала основой для целого ряда современных алфавитов, в том числе русского
Крестово-купольный храм тип христианского храма с куполом, который опирается на четыре столба; в плане такой храм образовывал крест
Культура совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком и обществом
Летопись Историческое произведение, погодная запись исторического содержания
Мозаика изображение или узор, составленный из непрозрачного цветного стекла – смальты
Пергамен(т) материал для письма, который изготавливали из специально выделанной кожи
Скань декоративный элемент ювелирного изделия в виде тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянной на поверхность и создающей узор
Скоморохи русские средневековые бродячие актеры и музыканты
Смальта цветное прозрачное стекло для мозаичных работ
Устав почерк с четким геометрическим рисунком, отсутствием наклона букв и промежутков между словами
Фреска изображение, сделанное красками по сырой штукатурке
Хождение (хожение) жанр древнерусской литературы, путевые записки путешественников
Цера дощечка, покрытая тонким слоем воска; служила для письма
Чернь искусство гравированного рисунка по металлу, чаще серебру, с заполнением его углублений специальной черной краской и последующим прокаливанием
Эмаль декоративный элемент ювелирного изделия в виде прочного стекловидного покрытия, наносимого на поверхность и закрепляемого обжигом

 

©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

 

megalektsii.ru

Термины по теме "Киевская Русь"

ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ «КИЕВСКАЯ РУСЬ»

БЕРЕСТА – материал для письма, изготовленный из березовой коры

БОЯРИН – старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины

БЫЛИНЫ – поэтические сказания о прошлом, прославляющие подвиги русских богатырей

БЫТ – повседневная жизнь

ВЕРВЬ – община в Древней Руси

ВЕЧЕ – народное собрание

ВОТЧИНА – наследственное земельное держание

ДАНЬ – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов

ДРЕВНЕРУССКАЯ НАРОДНОСТЬ – предки русской, украинской и белорусской наций

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО – первое государство восточных славян – Киевская Русь со столицей в г. Киев, раннефеодальное государство

ДРУЖИНА – вооруженный отряд

ЕПИСКОП – высшее духовное лицо в православной церкви, глава церковного округа

ЖИТИЕ – литературное описание жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых

ЗАКУПЫ – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу) и отрабатывающие проценты с ссуды

ЗЕРНЬ – искусство создавать узоры из напаенных на рисунок шариков-зернышек

КНЯЗЬ – военачальник, глава дружины

КОЛОНИЗАЦИЯ – заселение, освоение пустующих земель

ЛЕТОПИСИ – погодные записи

ЛЮДИ – свободные общинники

МИТРОПОЛИТ – глава Русской православной церкви

МОЗАИКА – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

НАМЕСТНИК – правитель волости (из сыновей киевского князя), глава местного управления, назначенный центральной властью

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ – военное формирование на добровольных началах в случае войны

НОРМАННЫ – «северные люди», жители Скандинавского полуострова

ПОГОСТЫ – места сбора дани

ПОЛЮДЬЕ – объезд великим князем с дружиной подвластных земель для сбора дани

ПОСАДНИК – глава местной власти, выборный или назначаемый киевским князем

ПРАВОСЛАВИЕ – восточный вариант христианской веры

РЯДОВИЧИ – люди, заключившие договор (ряд), по которому они согласились жить и работать у господина на определенных условиях

СМЕРДЫ – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя

СКАНЬ – напаивание на металлическую поверхность орнамента или рисунка из золотой или серебряной проволоки

УРОКИ – размер дани и сама дань в Древней Руси

УСОБИЦЫ – княжеские раздоры на Руси

ФРЕСКА – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

ХОЛОПЫ (челядь) – зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам

ЯЗЫЧЕСТВО – вера в богов – силы природы, многобожье (политеизм)

ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ «КИЕВСКАЯ РУСЬ»

БЕРЕСТА

БОЯРИН

БЫЛИНЫ

БЫТ

ВЕРВЬ

ВЕЧЕ

ВОТЧИНА

ДАНЬ

ДРЕВНЕРУССКАЯ НАРОДНОСТЬ

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

ДРУЖИНА

ЕПИСКОП

ЖИТИЕ

ЗАКУПЫ

ЗЕРНЬ

КНЯЗЬ

КОЛОНИЗАЦИЯ

ЛЕТОПИСИ

ЛЮДИ

МИТРОПОЛИТ

МОЗАИКА

НАМЕСТНИК

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

НОРМАННЫ

ПОГОСТЫ

ПОЛЮДЬЕ

ПОСАДНИК

ПРАВОСЛАВИЕ

РЯДОВИЧИ

СМЕРДЫ

СКАНЬ

УРОКИ

УСОБИЦЫ

ФРЕСКА

ХОЛОПЫ (челядь)

ЯЗЫЧЕСТВО

ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ «КИЕВСКАЯ РУСЬ»

БЕРЕСТА

БОЯРИН

БЫЛИНЫ

БЫТ

ВЕРВЬ

ВЕЧЕ

ВОТЧИНА

ДАНЬ

ДРЕВНЕРУССКАЯ НАРОДНОСТЬ

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

ДРУЖИНА

ЕПИСКОП

ЖИТИЕ

ЗАКУПЫ

ЗЕРНЬ

КНЯЗЬ

КОЛОНИЗАЦИЯ

ЛЕТОПИСИ

ЛЮДИ

МИТРОПОЛИТ

МОЗАИКА

НАМЕСТНИК

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

НОРМАННЫ

ПОГОСТЫ

ПОЛЮДЬЕ

ПОСАДНИК

ПРАВОСЛАВИЕ

РЯДОВИЧИ

СМЕРДЫ

СКАНЬ

УРОКИ

УСОБИЦЫ

ФРЕСКА

ХОЛОПЫ (челядь)

ЯЗЫЧЕСТВО

multiurok.ru

СЛОВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (вместо заключения). Мир человека в слове Древней Руси

СЛОВО ДРЕВНЕЙ РУСИ (вместо заключения)

В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется на свет в совершенно готовом виде.

Д. И. Писарев.

Тему книги невозможно исчерпать до конца, ее можно разрешить частично — на тех примерах, которые были изложены.

В древнерусскую эпоху (X—XII вв.) происходило своеобразное «расширение текста»: от отдельного слова-мифа, древнего слова, путем подстановок, замен, изъяснений возникали легенды, сказания, мифы — произведения, которые донесли до потомков смысл древних слов, синкретичных и емких, и вместе с тем создали основу для новых понятий. Древние словесные образы постепенно наполнялись новыми признаками, сменялись более точными и строгими наименованиями понятий о человеке и мире, в котором он жил. И всегда это происходило в обстановке конкретной деятельности человека и его устремлений.

В XV в. средневековый писатель уже способен был различать иерархическую последовательность тех однородных понятий, которые к этому времени образовались. Достаточно вспомнить хотя бы описание возвышения Тамерлана в повести начала XV в. И таких «сводных» описаний в литературе этого времени много.

К XV в. все многообразие терминологических обозначений, иногда многозначных и часто дублирующих друг друга, противоречивых и сложных, как противоречива и сложна была жизнь, которую эти термины отображали, — это море слов постепенно достигло некоторого равновесия, чем была создана основа для новой, на этот раз уже подлинно русской традиции.

В нашей книге доминантные для социальной жизни Древней Руси понятия описаны аналитически, одно за другим, при этом «внутренний образ» древнеславянского слова как бы вел за собой в последовательном выражении новых понятий о мире и человеке. Теперь нам следует собрать их все вместе — в том перечне, который полнее всего соответствует именно древнерусской эпохе.

За словесными обозначениями, причудливо изменяющими свои формы и значения, мы можем проследить постепенный переход от подсечного земледелия к пахоте со всеми хозяйственными последствиями этого важного шага; разложение родового строя и формирование соседской общины, надолго ставшей основной единицей русской государственности. Для Древней Руси важен уже не род, но племя, наследники прежних родов. Одновременно, благодаря двойственности обозначений, возникает (как непременный фон) понятие высокого стиля о семени и о коленах — понятие, которое в точности повторяет ключевую народную мысль о роде-племени человека. И в дальнейшем, постоянно раздваиваясь, пройдут в истории нашей мысли эти две линии понятий или представлений: одна — конкретная и простая, другая — «повыше», постоянно отстраняясь от первой, всегда абстрактная, хотя и о том же самом.

Есть своя динамика в кажущейся неподвижности средневековой культуры. Она создается и держится именно этой двойственностью понятий об одном и том же реальном отношении, явлении или факте. Конкретно житейское, бытовое отраженным светом предстает в абстрактно высоком, в книжном, что по тем временам всегда казалось одухотворенным неземной мудростью. Мудрость эта получена извне, основана на готовых образцах византийской культуры; постоянное «перетекание» книжного понятия в народный образ, как и обратно — из образа в понятие, — создает напряженность духовного и интеллектуального тонуса русской средневековой мысли в той, конечно, мере, какая находит отражение в слове и в тексте, ведь именно потому не все детали доступны нашему пониманию теперь, столетия спустя. Слова изменяли свои значения или изменили последовательность значений, четкие когда-то в жизни противоположности со временем сгладились.

И все же можно установить, как из идеи рода проглядывает представление о народе; в Древней Руси он предстает простой людской массой, но это масса «своих». Чем больше и чаще стычки с «чужими», тем прочней единение этой массы, которая позже, уже за гранью Древней Руси, предстанет особым народом.

От общины, как бы кругами расходясь в разные стороны, создается реальный мир средневекового русича: свои и чужие, близкие и ближние, друзья и товарищи, соседи и сябры, гости и на самом дальнем порубежье враги. Прежнее представление о семье как «роде» заменяется понятием о семье как социально важной единице общества. Происходит также сближение с прежними терминами социального быта: брат как родич и брат как друг сливаются в нерасчленимом единстве; иногда и вовсе неясно, «семейными» или уже социальными предстают в момент своего зарождения те или иные термины. Единственно, что видно отчетливо, — это то, что наименования, связанные с «мужской» половиной рода человеческого, развиваются постоянно и стремительно, тогда как терминология «женской» половины образует некую замкнутость и в словах, и в понятиях.

Родной «дом» противопоставлен «белому свету», но неотвратимо растут в сознании человека они оба: дом — вглубь, а белый свет — вширь.

Дом наполнен многими предметами и людьми. Он уже хорошо освоен и в любых обстоятельствах нужен; но он еще и прекрасен несокрушимой своей силой. Тем не менее и в него проникают веяния нового быта. Они идут со «двора», который прежде был самой ближней, пограничной гранью внешнего мира, а теперь стал хозяйственной частью «дома». Вместо «рода» с его «домом» возникает феодальный «двор», из дворов создаются «миры» и «города», которые совместно представляют собой «землю». Социальное дробление рода порождает группы, «дружины» и классы; так возникают «волость» и «власть» с бесконечно дробящимися степенями «государей»: от хозяина дома-двора до наследника бога — владыки. Изменяются и взаимоотношения со «своими». Защищая себя от внешних вторжений, миры «сгущаются» в земли, земли — в княжения, княжества — в царства, а царство — в державу, которая крепко держит людей силой закона, отменяя старые обычаи.

Расширение мира в восприятии человека — следствие расширения его трудовой деятельности. Мир познан тем более, чем дробней его ипостаси: семья, государство, власть и все остальное. Объем знания растет в глазах и оттого, что многое вокруг обретает многозначность, одно заменяет другое и при этом поворачивается новой, неведомой гранью. Земля/страна или царство/государство могут стоять рядом в тексте и в словесном своем определении быть как бы синонимами; и между тем ясно, что все эти слова стали совершенно разными обозначениями со временем, когда определились различия между ними и прежние оттенки значений стали неважными.

Расширяющийся перед глазами мир, как в зеркале, отражен и в самом человеке. В период раннего средневековья, в отличие от родового быта, он не только не свободен, как прежде, но словно обручем охвачен со всех сторон. В переменчивых отношениях средневекового общества человек становится многоликим: и господин и раб одновременно, так что одним и тем же словом можно именовать и хозяина, и слугу, но только в разное время, в определенных обстоятельствах и никак не совместно; иерархия отношений в семье и обществе стала более дробной: отрок на службе, хлопец, ребенок, «детский» и все остальные — до старца.

Но вместе с тем основным и совершенно новым представлением о «жизни» становится то, что уже связывается со значением слова житие: не физическое бытие (что выражалось словом животъ), но морально-этический аспект бытия. При этом «житие» на земле непременно увязано с «жизнью» на небе. Средневековая мысль в высоком ищет оправдание, смысл и цель жизни; важно уже не то, что обозначалось как животъ, но еще и не жизнь: важно — житие. Нравственный тонус «жития» отстраняет простую проблему одного лишь «живота своего» — и в этом масштабе все изменяется сразу. И боль, и болезнь, и смерть теперь воспринимаются иначе, не так, как в родовом обществе, да и «жизнь человека» получает неведомые прежде краски. Образуется ряд переходов от одной возрастной ступени к другой, потому что и в жизни усложнились социально важные признаки человека. «Социологизируются» не только понятия, связанные с возрастными характеристиками, но и все, что лежало в глубинах семейных, родовых и других человеческих отношений. Оно проникает в социальные ранги старшинства и владычества.

И в этих движениях смысла все та же динамическая напряженность между абстрактно книжным понятием и конкретным народным представлением: молодой и юный, старейший и старый и так далее. Эти слова поддерживают одну идею, столь характерную для средневековых представлений о мире: все социальное приходит извне и свыше, на земле же — лишь конкретность и конечность этого. «Бытие» и «быт» существуют как будто отдельно одно от другого, но так только кажется, особенно современному наблюдателю, ибо на самом деле это — одно и то же, аналитически представленное в разных словах и в различных текстах: две точки зрения — сверху и снизу.

«Свобода» и «воля» также одно и то же, как одно и то же «заповедь» и «закон», «нрав», «обычай» и многое иное в этом «двойственном» мире: то, что является «своим», и то, что дается свыше как награда и ранг. Внутренним смыслом социальных движений этого времени, не вполне развившимся в Древней Руси, стало постепенное сближение этих противоположностей: свобода «стремится» к воле, обычай — к закону и т. д. Все, что прежде казалось высоким и было освящено небесным светом, теперь сближается постепенно с мирским и земным. Постепенно человек «перенимает на себя» те высокие социальные функции и ранги, которые в прежнем своем быту он доверял небесам. Но сразу же в сравнении с «небесным» мельчают прежде значительные слова. Постепенно сужая значения слов, на фоне других, близких по смыслу, но ставших более важными, изменяются слова муж, человек, люди и т. д. И так как феодальное общество особенно интересует связь между господином и слугой, из множества частных, конкретно образных, а иногда и случайных терминов постепенно в качестве основных, родовых по значению, выделяются два, включившие в себя все противоположности: знать и чернь. Особенность Древней Руси состоит в том, что в ней такой резкой грани еще нет, есть переходные и неустоявшиеся грани феодальной иерархии со множеством ступеней подчинения и зависимости.

Историки европейского средневековья глазами своих «героев» видели ту же картину. Однако национальное своеобразие проявлялось в словесных образах, в той «внутренней форме слова», которая возникает в глубокой древности при каждом новом назывании, затем разворачивается постепенно во множестве переносных значений слова, сохраняющих завещанный предками словесный образ. Не понятие «глава», свойственное западным языкам, а «вождь» лежит в основе наименований правителя у славян; под напором социальных движений возникает особая ценность руководителя, появляются наименования, выражающие наибольшую отвлеченность значения от образа: поводырь — ведущий — начальник — глава — вождь.

Известный толчок такому развитию понятий (как для правителя) дало славянам столкновение с культурами Запада, Востока и Юга и прежде всего с византийской культурой. Еще предстоит изучить степень воздействия этих культур на восточных славян специально в развитии языка, но уже сегодня ясно: принимали они не всё, а всё воспринятое воплощали в свои, славянские формы и сами в ответ давали соседям столь же много.

Время, описанное в этой книге, — эпоха Древней Руси — связано со схваткой язычества и христианства в борьбе за умы людей, за их волю и чувства. Таков основной водораздел в текстах того времени и в слове, которое изменялось под напором новых идей и настроений. Все это нашло свое выражение в воссоздании истории слов.

Древний русич желал обозначить словами по возможности все, что было вокруг него. Неопределенный и не всегда поначалу точный признак древнего словесного образа, выкристаллизовывался со временем в термин-понятие, что составляет определенный этап в постижении этого сложного мира. Средневековые поиски истины подвергают своеобразному изучению то, что прежде казалось неважным и слишком отвлеченным: конкретный мир языческого быта сменяется условной и пока что неясной отвлеченностью средневековых идей; научная абстрактность постижения мира будет достигнута позже — уже современной нам культурой.

В труде землепашца, ремесленника, в скитаниях купца или паломника, в книжной деятельности тысяч безымянных интеллигентов тех далеких времен, в дыму пожарищ, в жестоких сечах, в неистовой жажде жить рождалась и жажда знать — самая высокая и самая чистая радость человека.

Слова, отраженные в текстах той эпохи, помогают нам с известной долей приближения представить себе, как это было.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также