Периодизация древней индии. 5. Периодизация истории Древней Индии. Назовите наиболее известные памятники, характеризующие каждую эпоху.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

10. Периодизация Древней Индии: хронология и цари. Веды: содержание и значение. Периодизация древней индии


30. Периодизация истории Древней Индии.

История Южной Азии может быть разделена на следующие периоды: 1. Древнейшая цивилизация(Индская) датируется примерно XXIII-XVIIIвв. До н. э.(возникновение первых городов образование ранних гос-в. 2. Ко второй половине II тысячелетия до н.э. относится появление индоевропейских племён, так называемых Ариев. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э. именуется «ведийским» - по созданной в это время священной лит-ре вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII – IX вв. до н.э.) характеризуется расселением племён Ариев в Северной Индии, поздний – социальной и политической дифферинциацией, приведшей к образованию первых гос-в (VIII – VI вв. до н.э.), главным образом в долине Ганга. 3. «Буддийский период» (V - III вв. до н.э.) – время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально – экономической и политической истории он отмечен началом урбанизации и появлением крупных гос-в - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев. 4. II в до н.э. – V в н. э. можно определить как «классическую эпоху», время становления наиболее характерных особенностей социально-политического строя и культуры Южной Азии.

31. Литература и религия Древней Индии.

Религия: Ведизм О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода — ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем « Ригведы» и других ведийских сборников (самхит). Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра — бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть. Индуизм. В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну — это бог охранитель; Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в I в н. э. В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в индуизм, буддистских представлений. Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Что говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы « Махамхарата», в центре которой — любовь к богу и через это — путь религиозному освобождению. Буддизм. Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо — это факт. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении.

32. Периодизация истории Древнего Китая. 1. Династия Ся (23-18 века до н.э.) – мифологическая, о ней ничего неизвестно. Но был некий Юя который стал править Поднебесной, основав династию Ся. 2. Династия Шан-Инь (18-12 века до н.э.) – строго говоря не государство. Характерной чертой этого племени был полукочевой быт, земледелие. Культивирование риса, который потреблялся аристократией, а затем стал главным злаком всего Китая, оставаясь таковым и поныне. Также разводили коров, овец, собак и лошадей, которых использовали в упряжке – верховая езда еще не была развита. Производство крупных домов и храмов, металлургия, виноделие, шелководство. Объединились вокруг оракула Инь. Род – главная характеристика этого времени. Ван – правитель, наделенный большой, но все-таки не абсолютной властью (советуется в оракулом, приближенными и даже всем народом). Ваны делают на своих территориях что хотят. Гадания. Опирался на поддержку Верховного божества и покойных царственных предков. 3. Западная династия Чжоу (столица Фэн) (11-8 века до н.э.) 4. Восточное Чжоу (столица Лои) (7-3 века до н.э.) 5. Династия Цинь (3 век до н.э.) Цинь Ши-хуанди оружием заставил признать себя правителем.

33. Религия Древнего Китая. - Конфуцианство – (551-479 годы до н.э., период Чжоу), основал Конфуций. В это время тоже был придумал буддизм. «Цзунь-цзи» - учение благородного человека. Выступил против торговли и богатства. Человек морален и служит роду, выполняет свой долг. Истины (только к своему роду): гуманность, преданность, верность, уважение к старшим, соблюдение всех норм в роду. Каждый род обособлен, но государство тоже как целая семья. Критерием разделения общества на «верхи» и «низы» с точки зрения Конфуция, должны быть не знатность и богатство, а только знание заветов предков и личная добродетель. Строгое повиновение старшим, и этот принцип проводился по всей социальной вертикали , начиная с императора, и кончая отцом семейства. Эпоха Хань (3-2 века до н.э.) взяла за основу конфуцианство, которое возникло в эпоху Восточного Чжоу (7-3 века до н.э.). Главный принцип: провозглашение спокойной, упорядоченной жизни подданных, управляемой Сыном Неба (императора) на началах добродетели и справедливости. - Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой, любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что, когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основной вопрос разногласий между легистами: Нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми, или символическими? - Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку. Даосизм следует отличать от Учения о Дао - более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство. Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма. Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. - Мои́зм (мо цзя) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия.

studfiles.net

5. Периодизация истории Древней Индии. Назовите наиболее известные памятники, характеризующие каждую эпоху.

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона. Почитали и верили в разных богов. Периодизация древней Индии . Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Это очень интересное государство и народ.

Местоположение и природа Древней Индии. На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна — Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древняя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Малой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым. На этой огромной территории были разнообразные природные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи. На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак.

В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество разнообразных насекомых. Центральная и южная части Индии в древности представляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных каменными и медными топорами. Поэтому первые поселения возникают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У долины Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.  

Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов). Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе. Существовало и разделение среди самих ариев. Они делились на три сословия-варны. Первой и самой высокой варной были брахманы - жрецы, учителя, хранители культуры. Вторая варна — кшатрии. Ее составляла военная знать. В третью варну — вайшьи — входили земледельцы, ремесленники и торговцы. В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна — шудры. Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу. С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям. Это дробление называется делением на касты. И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брахман, если в семье шудры — ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждого индийца. Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По - древнеиндийски «раджа» означает «царь».) В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263—233 гг. до н. э.). Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Междуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возникла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культура просуществовала до наших дней.

Хозяйственная жизнь

Уже в III тысячелетии до н. э. основным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник. Хорошо было развито животноводство. Индцы разводили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже. Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Периодизация древней Индии . Из нее выплавляли ножи, наконечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занимала бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали. Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабатывали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и раковины. Высокого уровня достигла морская и сухопутная торговля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря. Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Индию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья. С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хозяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади. Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое население Индии — индийцы — вновь перешло к земледелию. Появились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джута. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг. Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом важное место в хозяйстве занял слон. С его помощью люди успешно боролись с непролазными джунглями. Развивается металлургия. Быстро освоив бронзу, уже в начале I тысячелетия до н. э. индийцы научились добывать железо. Это значительно облегчило освоение новых земель, ранее занятых болотами и джунглями. Возрождается и ремесло. Снова видное место в хозяйстве занимают гончарное дело и ткачество. Особенно славились индийские хлопчатобумажные ткани, изделия из которых можно было продеть через маленькое колечко. Эти ткани были очень дорогими. В честь богини пашни Ситы их назвали ситец. Были и более простые дешевые ткани. Только торговля оставалась на низком уровне. Она ограничивалась обменом товарами между соседними общинами. Таким образом, древние индийцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Языки и письменность Древней Индии.

В конце III тысячелетия до н. э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых. Первые надписи индцев относятся к XXV — XIV вв. до н. э. Индское письмо, которому нет подобия, насчитывает 396 знаков-иероглифов. Писали на медных табличках или глиняных черепках, царапая письменные знаки. Число знаков в одной надписи редко превышает 10, а наибольшее число—17. В отличие от языка индцев язык древних индийцев хорошо известен ученым. Он называется санскрит. Это слово в переводе значит «совершенный». Из санскрита возникли многие современные языки Индии. В нем есть слова, похожие на русские и белорусские. Например: веды; швета — свята (праздник), брахман—рахманы (кроткий). Создателями санскрита и его хранителями считались боги и брахманы. Каждый человек, считавший себя арием, обязан был знать этот язык. «Чужие», как шудры, так и неприкасаемые, не имели права изучать этот язык под страхом жестокого наказания.

Литература

О литературе индцев ничего не известно. Но литература древних индийцев — это огромное наследие для всего человечества. Древнейшими произведениями индийской литературы являются Веды, написанные между 1500 и 1000 гг. до н. э. Веды (буквально — мудрость) — священные книги, в которых были записаны все важнейшие для древних индийцев знания. Их правдивость и полезность никогда не оспаривались. Вся духовная жизнь древних индийцев создавалась на основе Вед. Поэтому индийскую культуру I тысячелетия до н. э. называют ведийской культурой. Кроме Вед, индийская культура создала множество разнообразных произведений. Все они были написаны на санскрите. Многие из них входят в сокровищницу всемирной литературы. Периодизация древней Индии . Первое место в этом ряду принадлежит великим поэмам «Махабхарата» и «Рамаяна». В «Махабхарате» рассказывается о борьбе сыновей царя Панду за право управлять царством. В «Рамаяне» повествуется о жизни и подвигах царевича Рамы. Поэмы описывают жизнь древних индийцев, их войны, верования, обычаи и приключения. Кроме великих поэм, индийцы создали замечательные сказки, басни, мифы и легенды. Многие из этих произведений, переведенные на современные языки, не забываются и по сей день.

Религия Древней Индии

О религиях древних индцев мы знаем мало. Однако известно, что они верили в богиню-мать, трехликого бога-скотовода, некоторые виды растительного и животного мира. Среди святых животных выделялся бык. Вероятно, был и культ воды, о чем свидетельствует многочисленные бассейны в Хараппе и Мохенджо-Даро. Индцы верили и в потусторонний мир. О религиях древних индцев мы знаем намного больше. Ведийская культура создала сразу две великие религии Востока – индуизм и буддизм. Индуизм берет свое начало из Вед. Именно Веды — первые и главные священные книги индуизма. Древний индуизм отличается от современного. Но это разные стадии одной религии. Индуисты верили не в одного бога, а почитали многих. Главными среди них были бог огня Агни, грозный бог воды Варуна, бог-помощник и хранитель всего Митра, а также бог богов, великий разрушитель — шестирукий Шива. Его образ подобен древнеиндийскому богу — покровителю скота. Представление о Шиве — доказательство влияния культуры местного населения на верования пришельцев ариев. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брахманы как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами. Примерно в VI в. до н. э. в Индии появляется новая религия, которой суждено было стать мировой. Названа она в честь первого его сторонника Будды, что означает «просвещенный». Буддизм не имеет веры в богов, не признает ничего, что существует. Единственный святой сам Будда. Долгое время в буддизме не было храмов, священников и монахов. Было провозглашено равенство людей. Будущее каждого человека зависит от правильного поведения в обществе. Буддизм очень быстро распространился в Индии. В II в. до н. э. буддизм принял император Ашока. Но в начале нашей эры буддизм был вытеснен из Индии индуизмом и стал распространяться в более восточных странах. Именно в это время появляется главная священная книга современного индуизма — «Бхагавад-Гита» — «Божественная песня». Охотник и два голубя (отрывок из «Махабхараты» в пересказе Я. Купалы) Жил в Индии охотник. Без жалости повил он в лесу птиц, чтобы продавать их на рынке. Он разлучал птичьи семьи, забывая закон богов.

Раскопки в Махенджо-Даро

В 1921-1922 гг. было сделано большое археологическое открытие. В трех километрах от реки Инд археологи раскопали город. Его длина и ирина составляли 5 км. От разливов реки его защищали искусственные насыпи. Сам город был разделен на 12 примерно равных кварталах. Они имели ровные прямые улицы. Центральный квартал был поднят на высоту 6—12 м. Возвышение, сделанное из глины и сырцового кирпича, обороняли кирпичные квадратные башни. Это была главная часть города.

Общественное устройство индийце по древним законам

Ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшьи и шудру. Для каждого из них были установлены определенные занятия. Обучение, изучение священных книг, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни Брахма установил для брахманов. Брахман всегда первый. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг и неприверженность к людским удовольствиям Брахма указал кшатриям. Но ни при каких условиях кшатрий не имеет права брать больше четвертой части урожая своих подданных. Скотоводство, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение священных книг, торговлю, денежные дела и земледелие Брахма дал вайшьям. Но только одно занятие Брахма дал шудрам — служение первым трем со смирением.

Подводя итог можно сказать, что про Индию мы знаем много. Хотя в истории этого древнего государства есть еще очень много белых пятен, которые все-таки когда-то раскроются перед нами. И все узнают о величии Древней Индии. Мировая литература получит бесценные произведения индийских авторов. Археологи раскопают новые города. Историки напишут интересные книги. И мы узнаем много нового. Передадим наши знания будущему поколению без утрат.

Индия – одна из древнейших цивилизаций планеты. Культура этой страны повлияла, как на близлежащие страны, так и на удаленные на тысячи километров от Индостана регионы. Индийская цивилизация зародилась ещё в начале 3 тысячелетия до н. э. В археологии её принято называть протоиндийской или хараппской. Уже в то время здесь существовала письменность, города (Мохенджедаро, Хараппа) с продуманной планировкой, развитым производством, централизованным водоснабжением и канализацией. Индийская цивилизация подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы, оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью современной мировой культуры. Индия – это огромная страна на юге Азии, раскинувшаяся от ледяных пиков Каракорума и Гималаев до омываемых экваториальными водами мыса Кумари, от знойных пустынь Раджастхана до болотистых джунглей Бенгалии. Индия - это и великолепные пляжи на побережье океана в Гоа и горнолыжные курорты в Гималаях. Культурное многообразие Индии поражает воображение всякого впервые прибывшего сюда. Путешествуя по стране, понимаешь, что многообразие - душа Индии. Стоит проехать несколько сот километров, и замечаешь, как изменились местность, климат, еда, одежда и даже музыка, изобразительное искусство, ремёсла. Индия может ослепить красотой, покорить гостеприимством, озадачить противоречиями. Поэтому каждому предстоит открыть свою Индию. Ведь Индия - не просто другой мир, а множество разных миров, объединившихся в одно целое. Только в конституции страны перечислено 15 главных языков, а общее число языков и диалектов, по подсчётам учёных, достигает 1652. Индия родина многих религий – индуизма, сопоставимого с пластом аврамистических религий (иудаизм, ислам, христианство), буддизма, джайнизма и сикхизма. И в тоже время Индия крупнейшая мусульманская страна - третье место в мире по числу последователей (после Индонезии и Бангладеш). Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В Индии насчитывается 25 штатов и 7 союзных территорий. Штаты: Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджарат, Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Тамилнад, Трипура, Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия. К семи союзным территориям относятся - Андаманские и Никобарские острова, Чандигарх, Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Дели, Лакшадвип и Путтуччери (Пондишери). Главой государства является президент. Практически исполнительная власть осуществляется премьер-министром. Столица Индии – г. Дели. Площадь республики – 3,28 млн.кв.км. Страна граничит на западе – с Пакистаном, на севере – с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Мьянмой. С юго-запада омывается водами Аравийского моря, с юго-востока – Бенгальским заливом.

Индия - страна с уникальными традициями (Древняя Индия). История Индии - это история целой цивилизации.А культура Индии - это уникальное достижение человечества География Индии обширна. Страна поражает разнообразием природных зон. Индию условно можно разделить на четыре части. Северная Индия - это прежде всего уникальный город Дели (столица государства). Здесь собраны самые невероятные памятники архитектуры, ведущее место среди которых занимают многочисленные религиозные сооружения. Причем в Дели можно встретить храмы буквально всех мировых религий. По количеству музеев город легко обойдет любую столицу мира. Непременно посетите Национальный музей, Археологический музей Красного форта, Национальную галерею современного искусства, Национальный музей естественной истории и др. К вашим услугам будут тысячи торговых точек, уникальные восточные базары с их непередаваемым колоритом, знакомым нам еще из детских сказок, в который непременно стоит окунуться. Если вы предпочитаете отдых у моря, то для вас Западная Индия и Гоа. Именно в этом штате расположены многочисленные пляжи, великолепные отели, масса развлекательных комплексов, казино и ресторанов. Южная Индия - представляет из себя наиболее густонаселенную часть страны, район нахождения сотен древних тамильских храмов, колониальных фортов. Есть здесь и песчаные пляжи. Восточная Индия ассоциируется прежде всего с городом Калькутта, административным центром штата Западная Бенгалия и самым большим городом страны, входящим в десятку крупнейших городов мира. Для поездки в эту страну необходима виза, для оформления которой придется посетить посольство Индии. И еще один совет. Индия - это страна, рядом с которой находится загадочный Непал, не забудьте об экскурсии. Вам уже снится Индия. Периодизация древней Индии 

Жизнь была бы намного счастливее, если бы мы рождались в возрасте 80 лет и постепенно достигали 18 лет.

studfiles.net

36. Периодизация истории Древней Индии

Индия с Древнейших времен. Неклассический Восток — Индия и Китай.

Ашока — первый монарх Индии, принявший буддизм. Индия страна бессметных богатств и великих волшебников. Страна чудес. Находится на полуострове Индостан северная граница — Инд и Ганг. Особенности рельефа: равнины, пустынные плато. В древности плато пустовало. В древности жили в долинах великих рек, после того, как их освоили.

Население Индии разноэтнично и многоязычно. Это мешало объединению Индии. Это были небольшие государства, управляемые британскими колонизаторами. Осталось много литературных памятников. Они дают нам представление об этике и праве Индии. Археология нашла множество храмов, дворцов и множество административных зданий. Множество царских надписей.

Эдикт (приказы) царя Ашоки. Это надписи размышления и содержат сведения о древних народах и старых обычаях, которые формировали этику и отражают частично этику буддизма. Написаны на древнем санскрите. У Индии особая традиция формирования письменной традиции. Это язык ариев. Индо-арии идут с Севера и постепенно у них складывались нормы жизни и путешествия. Их вели брахманы (жрецы). Правила существования ариев — знания, веды. Они были в устной традиции. Нет государства и политики, но есть правила. Брахманы ведают знаниями. Ригведа — гимны богам и обращения за помощью. 2 часть ведов Самоведа — песни ариев. сер 2 тыс. 3 часть. яджурведы — ритуалы. 2 пол 2 тыс. усиление влияния жрецов атхарваведа — магические ритуалы.

13 век: Арии подошли к Гангу. Там земледельческие народы, а арии скотоводы. Поэтому с изменением жизни понадобились комментарии к ведам. С изменением языка веды перестали понимать, поэтому стали писать веданты — комменты, которые понимали только брахманы. Потом появились и толкования вед. Упанишады — богословские толкования вед, обоснование изменений сущности божества.

13-9 века. Арии переходят к оседлому образу жизни и земледелию. Появляются комментарии комментариев (сутры). Объяснение того, как надо жить и что делать. Шастры — трактаты о политике, тоже комментируют веданты. Объясняют создание политического гос-ва. Архкашастра — говорит о том, как прийти к власти. Появляются юридические трактаты, объясняющие правовые отношение разных категорий граждан Смрити. Они не секуляризированы, это ритуал. Не отделяют сакральное преступление от гражданского. Законы Ману — не гражданские законы. Запись ритуалов, которые превратилась с гражданскими понятиями. Были и предписания по обрядам — сутры. Шастры превращаются в самостоятельные сочинения политологии Индии из которых появляется право, теория языкознания и астрономия. Ригведа состоит из 1128 гимнов — ритмизированы. Стих и ритм создали мудрецы, которые вели колонны ариев с севера Риши. Гимны посвящены богам Индра (бог воин и охранитель колонны ариев), Брахма, Агни (бог огня). Текст — брахман. А комменты(Упанишады) «сидящие у ног учителя». Старые записи стали записывать, как произносили (несколько слов сразу) переносили слова не по смыслу. Космос тоже брахман. Количество Индийских памятников древности превышает античные памятники.

Индская цивилизация.

С 28 — 18 века до н.э. (начало совпадает с шумерской цивилизацией). Народы: дравидической языковой семьи. Аграрная структура, зависящая от великой реки. Ирригация. Выращивали рис. Хлопковая ткань. 2 урожая в год

Конец 3 тыс. появляются 2 центра Хараппа и Мохенджодаро. Археология говорит, что структура города сложна, был даже водопровод. Управлялись они монархом, опирающимся на аристократию, соц. структура как у Шумера.

С 18-13 века увядание. Непонятно почему уменьшаются население. Переходят к Гангу. Города опустели.

В 13 веке арии приходят в долину Ганга во главе с брахманами. Их вели брахманы, шли они веками. Охраняли колонну воины на лошадях. Двигалась колонна. Там были в основном скотоводы вместе со своими семьями и скотом. Жрецы запрещали кровосмешение с другими народами, но все-таки оно происходит.

Когда арии дошли до Ганга у них сложилось 4 соц. группы населения: Высшее сословие — брахманы, потом воины (связывали себя Брахмой. Брахманы созданы из его уст, а кшатри из его рук (воины)), скотоводы 70% вайшьей (из бедер Брахмы), свободное население, шудры — низшая группа (из ступней Брахмы), неприкасаемые — не входят в варну (слишком много общались с другими народами). Группы — варны. Касты — европейское название.

Брахманам была выгодна варновая система и они запрещали людям контактировать с другими народами. Драведическое население умело делать ирригационные системы и выращивали рис, арии этого не знали. Брахманы господствуют в обществе и имеют право объяснять ариям правила жизни, что можно, а что нельзя. Брахманы перенимают опыт драведического населения.

Варновая система осталась у ариев навсегда. Браки между членами варн запрещены, исключение лишь для брахманов и воинов. Племенные союзы возглавляют Раджи (в маленьких номовых гос-вах). Раджи выходцы из военной варны. Вайши переходят к земледелию. Собирают урожаи, экономика развивается.

Централизованной власти в Индии нет. До 5 века объединения не происходит, номовые гос-ва воюют между собой.

Арии делят свое проживание на 4 века: период движения по пустыни — век совершенства (абсолютное совершение) крета, потом трета(расслоение), двапера (распределение ариев по Индии), 4 век — кали (грешный. Большое кол-во имущества у брахманов приводит к изменению общины ариев).

Ригведа поясняет термин раба. Раб — дасса (чужой, должник). Брахманы внушают ариям, что они смогут выжить только если варновая система останется. Брахманы опираются на то, что каждый опирается на свою карму, пути рока неисповедимы. Нужно существовать, опираясь на добродетель, в шастрах Дхарма-шастры (о категории добродетели).

Расселение ариев проходило до 5 века. В 6 веке происходит вычленение более крупных княжеств. Кашара и Магадха борются за лидерство, Магадха побеждает. Появляется династия Маури. Столица Маталипутра. Царь Чандрагупта усилил власть царя, что он меньше зависел от брахманов. Рядом с ним был Чанакья брахман. Написал трактат о том, как следует управлять гос-вом. Написан под псевдонимом Каутилья. Кого и когда следует убить, чтобы придти к власти. 317-180 (маури правление). Чандргубта справляется с греко-македонской армией.

Ашока 268-231 внук Чандрагупты. Прославился тем, что принял буддизм. И объяснял его людям. Он публиковал свои размышления на камне. Их назвали идиктами, но на самом деле это размышления. «Эдикты Ашоки», о буддийской этики. Расширил объединенное гос-во.

Арийцы как часть индо ариев, вошли конгломерат индоевропейских племен. Поклонялись Девам (родовым богам). Но Ксеркс запретил появился Ауромазда, арии этому не следовали и создали ведийскую религию. Главный бог — Брахма. Потом — Варума (небо). Космос не разъяснялся, это было просто небо. Ранние пласты мифов говорят о борьбе со змеем. Были и священные коровы, спасенные солнцем. Индра — бог грома и молнии, а потом он становится вечной душой и неизменной (вы не можете перейти из одной варны в другую) Агний — огонь, сражение, Сурья - карма (правила поведения и воздаяние за их выполнение). Основа морально-этического учения — карма. Брахманы контролируют варны и не допускают контактов между ними. Появляются варновые общины.

6-5 века. новые учения. Религиозно-философское учение Буддизм. Из рода Кшатри Ситхараха Гаутама его создал. Назвал себя Будда (просветленны). Буддизм против брахманской религии. Это революция. Против того, что мир и душа статичны. Буддизм преладает то, что мир меняется; отрицание вечности и неизменности души; жизнь — страдание. 4 благородные истины:

1 жизнь есть страдание, следовательно - зло. Не стоит быть человеком.

2 возрождение к новой жизни возможность

3 спасение от зла — самоусовершенствование. Это можно достигнуть через подавление желаний

4 нужно стремиться к еще большему моральному совершенствованию (аскетизм и воздержание) — нирвана.

8 правил:

1 стремление

2 речь, не действия

3 деяния через созерцание

4 правильное поведение

5 внимание

6 усилие

7 сосредоточенность

8 короткость любовь сочувствие

Задача — спасение жизни, а достижение счастья. Жертвоприношения и обряды не нужны. Достигнуть нирваны могут все. Все равны. Человек должен быть кротким. Он должен любить и сочувствовать. Надо уйти от действий и стать монахом. Мир менять нельзя, ведь это активное деяние. Не все должны уходить в монахи, ведь кто-то должен работать. Ашока в конце жизни отказывается от власти и уходит в монастырь. Возникает множество сект.

Еще были другие учения: Джайнизм (мир развивается из-за столкновения живого и неживого). Брахманизм переродился и стал Индоизмом кон. 1 тыс. до н.э. Верховным богом остался Брахма., Индра, Сутра, Агний остались. Шива — бог разрушения с 3 глазами. Создан новый культ бога Вишны (человеческий мир спасен богами). Спасает от Шивы. Появляется Кришна — воплощение Вишны (чернокож). Вишна стал всеспасителем (богов, людей, космос).

studfiles.net

30. Периодизация истории Древней Индии.

История Южной Азии может быть разделена на следующие периоды: 1. Древнейшая цивилизация(Индская) датируется примерно XXIII-XVIIIвв. До н. э.(возникновение первых городов образование ранних гос-в. 2. Ко второй половине II тысячелетия до н.э. относится появление индоевропейских племён, так называемых Ариев. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э. именуется «ведийским» - по созданной в это время священной лит-ре вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII – IX вв. до н.э.) характеризуется расселением племён Ариев в Северной Индии, поздний – социальной и политической дифферинциацией, приведшей к образованию первых гос-в (VIII – VI вв. до н.э.), главным образом в долине Ганга. 3. «Буддийский период» (V - III вв. до н.э.) – время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально – экономической и политической истории он отмечен началом урбанизации и появлением крупных гос-в - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев. 4. II в до н.э. – V в н. э. можно определить как «классическую эпоху», время становления наиболее характерных особенностей социально-политического строя и культуры Южной Азии.

31. Литература и религия Древней Индии.

Религия: Ведизм О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода — ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем « Ригведы» и других ведийских сборников (самхит). Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра — бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть. Индуизм. В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну — это бог охранитель; Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в Iв н. э. В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в индуизм, буддистских представлений. Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Что говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы « Махамхарата», в центре которой — любовь к богу и через это — путь религиозному освобождению. Буддизм. Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо — это факт. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении.

32. Периодизация истории Древнего Китая.1. Династия Ся (23-18 века до н.э.) – мифологическая, о ней ничего неизвестно. Но был некий Юя который стал править Поднебесной, основав династию Ся. 2. Династия Шан-Инь (18-12 века до н.э.) – строго говоря не государство. Характерной чертой этого племени был полукочевой быт, земледелие. Культивирование риса, который потреблялся аристократией, а затем стал главным злаком всего Китая, оставаясь таковым и поныне. Также разводили коров, овец, собак и лошадей, которых использовали в упряжке – верховая езда еще не была развита. Производство крупных домов и храмов, металлургия, виноделие, шелководство. Объединились вокруг оракула Инь. Род – главная характеристика этого времени. Ван – правитель, наделенный большой, но все-таки не абсолютной властью (советуется в оракулом, приближенными и даже всем народом). Ваны делают на своих территориях что хотят. Гадания. Опирался на поддержку Верховного божества и покойных царственных предков. 3. Западная династия Чжоу (столица Фэн) (11-8 века до н.э.) 4. Восточное Чжоу (столица Лои) (7-3 века до н.э.) 5. Династия Цинь (3 век до н.э.) Цинь Ши-хуанди оружием заставил признать себя правителем.

33. Религия Древнего Китая. - Конфуцианство – (551-479 годы до н.э., период Чжоу), основал Конфуций. В это время тоже был придумал буддизм. «Цзунь-цзи» - учение благородного человека. Выступил против торговли и богатства. Человек морален и служит роду, выполняет свой долг. Истины (только к своему роду): гуманность, преданность, верность, уважение к старшим, соблюдение всех норм в роду. Каждый род обособлен, но государство тоже как целая семья. Критерием разделения общества на «верхи» и «низы» с точки зрения Конфуция, должны быть не знатность и богатство, а только знание заветов предков и личная добродетель. Строгое повиновение старшим, и этот принцип проводился по всей социальной вертикали , начиная с императора, и кончая отцом семейства. Эпоха Хань (3-2 века до н.э.) взяла за основу конфуцианство, которое возникло в эпоху Восточного Чжоу (7-3 века до н.э.). Главный принцип: провозглашение спокойной, упорядоченной жизни подданных, управляемой Сыном Неба (императора) на началах добродетели и справедливости. - Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой, любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что, когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основной вопрос разногласий между легистами: Нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми, или символическими? - Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку. Даосизм следует отличать от Учения о Дао - более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство. Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма. Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. - Мои́зм (мо цзя) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. ВV—IIIвв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия.

studfiles.net

30. Периодизация истории Древней Индии.

История Южной Азии может быть разделена на следующие периоды: 1. Древнейшая цивилизация(Индская) датируется примерно XXIII-XVIIIвв. До н. э.(возникновение первых городов образование ранних гос-в. 2. Ко второй половине II тысячелетия до н.э. относится появление индоевропейских племён, так называемых Ариев. Период с конца II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э. именуется «ведийским» - по созданной в это время священной лит-ре вед. Можно выделить два его основных этапа: ранний (XIII – IX вв. до н.э.) характеризуется расселением племён Ариев в Северной Индии, поздний – социальной и политической дифферинциацией, приведшей к образованию первых гос-в (VIII – VI вв. до н.э.), главным образом в долине Ганга. 3. «Буддийский период» (V - III вв. до н.э.) – время возникновения и распространения буддийской религии. С точки зрения социально – экономической и политической истории он отмечен началом урбанизации и появлением крупных гос-в - вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев. 4. II в до н.э. – V в н. э. можно определить как «классическую эпоху», время становления наиболее характерных особенностей социально-политического строя и культуры Южной Азии.

31. Литература и религия Древней Индии.

Религия: Ведизм О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода — ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем « Ригведы» и других ведийских сборников (самхит). Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра — бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли — Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца — было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки — считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть. Индуизм. В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну — это бог охранитель; Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в I в н. э. В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в индуизм, буддистских представлений. Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Что говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы « Махамхарата», в центре которой — любовь к богу и через это — путь религиозному освобождению. Буддизм. Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо — это факт. Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении.

32. Периодизация истории Древнего Китая. 1. Династия Ся (23-18 века до н.э.) – мифологическая, о ней ничего неизвестно. Но был некий Юя который стал править Поднебесной, основав династию Ся. 2. Династия Шан-Инь (18-12 века до н.э.) – строго говоря не государство. Характерной чертой этого племени был полукочевой быт, земледелие. Культивирование риса, который потреблялся аристократией, а затем стал главным злаком всего Китая, оставаясь таковым и поныне. Также разводили коров, овец, собак и лошадей, которых использовали в упряжке – верховая езда еще не была развита. Производство крупных домов и храмов, металлургия, виноделие, шелководство. Объединились вокруг оракула Инь. Род – главная характеристика этого времени. Ван – правитель, наделенный большой, но все-таки не абсолютной властью (советуется в оракулом, приближенными и даже всем народом). Ваны делают на своих территориях что хотят. Гадания. Опирался на поддержку Верховного божества и покойных царственных предков. 3. Западная династия Чжоу (столица Фэн) (11-8 века до н.э.) 4. Восточное Чжоу (столица Лои) (7-3 века до н.э.) 5. Династия Цинь (3 век до н.э.) Цинь Ши-хуанди оружием заставил признать себя правителем.

33. Религия Древнего Китая. - Конфуцианство – (551-479 годы до н.э., период Чжоу), основал Конфуций. В это время тоже был придумал буддизм. «Цзунь-цзи» - учение благородного человека. Выступил против торговли и богатства. Человек морален и служит роду, выполняет свой долг. Истины (только к своему роду): гуманность, преданность, верность, уважение к старшим, соблюдение всех норм в роду. Каждый род обособлен, но государство тоже как целая семья. Критерием разделения общества на «верхи» и «низы» с точки зрения Конфуция, должны быть не знатность и богатство, а только знание заветов предков и личная добродетель. Строгое повиновение старшим, и этот принцип проводился по всей социальной вертикали , начиная с императора, и кончая отцом семейства. Эпоха Хань (3-2 века до н.э.) взяла за основу конфуцианство, которое возникло в эпоху Восточного Чжоу (7-3 века до н.э.). Главный принцип: провозглашение спокойной, упорядоченной жизни подданных, управляемой Сыном Неба (императора) на началах добродетели и справедливости. - Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой, любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что, когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основной вопрос разногласий между легистами: Нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми, или символическими? - Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку. Даосизм следует отличать от Учения о Дао - более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство. Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма. Даосизм, с его концепцией недеяния, традиционно находился в оппозиции к конфуцианству, проповедовавшему службу государю и обществу. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. - Мои́зм (мо цзя) — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия.

studfiles.net

10. Периодизация Древней Индии: хронология и цари. Веды: содержание и значение

I период - разложение первобытно-общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н.э.).

II период - рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н.э.).

III период -централизованное государство Маурьев (IV—II вв. до н.э.).

IV период - кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н.э. - IV в. н.э.).

Ве́ды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите.

Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани. Существует четыре Веды:1.Ригведа — «Веда гимнов» 2.Яджурведа — «Веда жертвенных формул» 3.Самаведа — «Веда песнопений» 4.Атхарваведа — «Веда заклинаний»

12.Законы Ману: финансовые и имущественные отношения.

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу меж¬ду собственностью и владением и уделяли значительное внимание ох-ране частной собственности, в первую очередь собственности на зем-лю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В ос¬новном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматри¬ваются следующие виды договоров: • договор займа;• договор найма рабочей силы;• договор аренды земли;• договор купли-продажи;• договор дарения. Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливав нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В чае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственнике умершего.Вследствие применения труда свободных наемных работников Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Не исполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Имущество, приобретенное ученым трудом или в виде дара от друга, а также свадебный подарок считались неделимыми. К числу законных способов пропитания и существования были отнесены следующие: ученый труд, механические ремесла, работа заплату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов на деньги.

studfiles.net

ДРЕВНЯЯ ИНДИИ. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ.

ТОП 10:

В географическом отношении Индия отчётливо делится на две основные части: южную — полуостровную и северную — материковую. На границе между ними находятся горы, состоящие из ряда широтных хребтов (крупнейший из них Виндхья), покрытых в древности дремучими лесами. Эта горная область была существенным препятствием для сообщения между северной и южной частями страны, что содействовало некоторой исторически сложившейся обособленности их друг от друга. Природные условия Индии чрезвычайно разнообразны: здесь находятся самые высокие в мире горы и огромные равнины, области с исключительным обилием атмосферных осадков и пустыни, обширнейшие степи и непроходимые джунгли, местности с очень жарким климатом и высокогорные районы, где никогда не тают льды и снега. Животный и растительный мир Индии также отличается богатством и многообразием. При этом многие породы животных, например различные виды крупного рогатого скота (зебу, буйволы и др.), легко поддаются приручению и одомашнению. Многие виды растений, в том числе рис, хлопок, джут, сахарный тростник и др., оказалось возможным культивировать ещё в очень отдалённые времена. Особенности географической среды наложили отпечаток на историю народов Индии, способствуя ускорению темпов исторического развития в одних районах и замедлению в других. Индия, являющаяся в настоящее время второй после Китая страной в мире по численности населения, была густо заселена и во времена глубокой древности; известно, что греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал Индию самой населённой в мире страной.

Этнический состав населения современной Индии неоднороден. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темней. Другие народы Индии имеют промежуточные антропологические черты между этими двумя основными. Весьма различно население Индии и по языку. Многочисленные языки народов Индии в большинстве своём принадлежат к двум группам, существенно отличающимся друг от друга,— индоевропейской и дравидской, представляющей собой особую не связанную с другими языковую семью. Языки первой группы преобладают на большей части территории Индии, дравидские языки — только в южной половине полуостровной Индии.

Древнейшая Индская цивилизация - XXIII-XVIII вв. до н.э. Возникновение первых городов, образование ранних государств. Район реки Инд. Для этой цивилизации было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. В 20-е гг. XX в. открыты городские центры - Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал Всего известно около 100 поселений Индской цивилизации. Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган - имеют двухчастную планировку: Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Цитадель - очевидно предназначена для административных и религиозных построений. Мохенджо-Даро - площадь ок. 2 квадратных километров - здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Улицы шириной до 10 метров, пересекались под прямым углом, и делят город на кварталы. Большая часть городских построек возведена из обожжённого кирпича, дома нередко - высотою в 2 этажа. Совершенная система канализации.

Развита керамика, ткачество (хлопчатник). Найдено около 2000 каменных печатей с изображениями божеств, возможно они были предназначены для указания собственнических прав, мифологические сюжеты: борьба героя с тиграми, изображение буйвола, единорога.. Изображение часто сопровождается надписью. Знаки, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством местного происхождения письменности. Дешифровка письменности ещё не завершена.

К XVIII в. - Хараппская культура подверглась "варваризации": города приходили в упадок. Возможно из-за прихода отсталых племён с Севера-Запада, возможно - из-за прихода пустыни, в следствии нерационального ведения с/х. Но культурное наследие Индской цивилизации повлияло на религиозные верования и культы позднейшего индуизма.

Так, широко распространённым был культ богини-матери, который и теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с древнейшим культом плодородия. Распространённое тогда почитание животных и деревьев характерно и для индуизма. Омовение, так же как и в индуизме, составляло тогда существенную часть религиозного культа.

"Ведийский период". Становление ранних государств в Северной Индии (XIII-VIвв.до н.э.).

Начало II тыс.до н.э. - появление индоевропейских племён, т.н. ариев. Расселение арийских племён. Слово Арья - "благородный - было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах. "Период с конца II тыс. до середины I тыс. до н.э. именуется "ведийским" - по созданной в это время священной литературе вед. Веды - сборники гимнов ("Ригведы"), напевов, жертвенных формул и заклинаний, а также обширные сочинения, посвящённые истолкованию священного ритуала.

Ранний этап: XIII-IX вв до н.э. - расселение племён ариев в Северной Индии.

Жителей восточных районов Индии арии считали варварами, в нижнем течении Ганга возможно обитали племени группы мунда (культура кладов и жёлтой керамики).

В экономики основное место занимало скотоводство: разведение крупного рогатого скота. В ведийских гимнах авторы часто молили об увеличении стад; слово война (гавашити) на ведийском языке буквально означало "захват коров".

Социальная организация индоариев в период их раннего расселения в Пенджабе - племенная. Во главе каждого племени стоял раджа - военный вождь и предводитель. Между племенами была постоянная вражда, основная часть добычи добывалась в период этих войн. У правителей были часто рабы, в основном рабыни.

Поздний этап: VIII - VI вв. - Расселение ариев по всей центральной части Индо-Гангской равнины, социальная и политическая дифференциация, приведшая к образованию первых государств, главным образом в долине Ганга. Стало распространятся земледелие. Плуг с лемехом изготовлялся из дерева, начало появляться железо. Молочная пища составляла основной рацион в этот период.

Военные предводители сражались на колесницах, запряжённых лошадьми. К приближённым царя относился военачальник, то есть функция руководства войсками перестала быть главной обязанностью вождя. Жречество консолидировалось в отдельное сословие.

Развивалось ремесло (культура серой керамики). Развитие производительных сил неизбежно повлекло за собой коренные изменения в общественных отношениях. Они сказались в том, что пахотная земля начала переходить во владение отдельных семей, причём племенная верхушка захватывала большие и лучшие участки. Военнопленных уже не истребляли, а превращали в рабов. Даже в Ригведе упоминается иногда большое количество рабов. Всё более обогащавшаяся общинная верхушка стала закабалять и порабощать обедневших общинников. Дальнейшее развитие неравенства привело общество к расколу на антагонистические классы рабов и рабовладельцев. Владение рабами стало одним из важнейших показателей богатства и высокого положения в обществе. Термином для обозначения раба стало слово даса, основное значение которого первоначально было «враг», «чужак». Происхождение этого термина, несомненно, указывает на то, что первыми рабами были военнопленные.

Таким образом, социально-политическое развитие Северной Индии конца II - первой половины I тысячелетия до н.э. привело к образованию четырёх основных слоёв общества: жречество; племенная военная аристократия; полноправный народ - общинники; низшие, неполноправные категории населения, включая рабов. Каждый из этих слоёв превращался в замкнутое сословие - варну. Наследственный статус представителей каждой варны определял их занятия: обязанности жрецов и учителей лежали на варне брахманов, кшатрии должны были воевать и править, вайшьи - трудиться, а шудры - смиренно служить трём высшим варнам. Процесс образования варн был длительным. Ещё в период Ригведы варн не было упоминание об их происхождении находится только в одном из гимнов её позднейшей (X) книги. Когда окончательно сложилось рабовладельческое государство, деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком, результатом божественного промысла и, таким образом, было освящено религией. По наиболее распространённой богословской версии, бог-творец всего существующего — Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бёдер и шудр — из ступней. Значительные изменения произошли и в семейных отношениях. Пережитки материнского рода сохраняются у некоторых народов Индии до сих пор, но в долине Ганга уже в ведический период существовала патриархальная семья. Слово пати («муж») имело значение — господин, владыка. В царских семьях обычным явлением было многоженство. Если в первобытной общине женщина, и в частности мать, занимала видное положение, то с течением времени она потеряла право участвовать в племенном собрании, так же как и право наследования имущества. Положение даже жены и матери хозяина дома стало мало чем отличаться от положения рабыни. Столь же бесправными перед лицом деспотической власти мужчины — главы семьи— стали и дети, которых отец мог как угодно наказать, продать, прогнать из семьи и т. д.

Источники: "Ригведы", "Эпическая поэма "Махабхарата"

3. "Буддийский период" - V-III вв. до н.э. Образование общеиндийской державы.

Время возникновения и распространения буддийской религии. Распространение сельского хозяйства, культура риса. Появление в сер. I тыс. до н.э. монетной чеканки. Отличительной чертой периода является начало урбанизации. Излюбленные персонажи буддийских преданий — купцы и зажиточные горожане, которые слушают проповеди Будды и оказывают покровительство его ученикам и последователям. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки предшествующего времени в течение жизни нескольких поколений превращались в обширные и процветающие города. Для ведийской эпохи можно говорить лишь об укрепленных резиденциях правителей, господствовавших над сельской округой (при этом, поскольку сами династии были племенного происхождения, то и каждая такая крепость представляла собою политический центр всей территории, занятой племенем). Напротив, в середине I тысячелетия до н. э. города строились не только в стратегически важных пунктах, но и на сухопутных и речных путях — в местах, выгодных для торговли. Главной причиной роста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделении труда. Культ предков объединял все семьи, связанные между собою родством по мужской линии. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства.

В отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. Наследственной аристократии в отдельных областях пришлось потесниться, уступая место тем, кто был ближе правящей в центре династии. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев).

В военном деле лёгкие колесницы сменились тяжёлыми квадригами, применялась чаще конница и боевые слоны.

Держава Маурьев.

IV-III в. до н.э. создание общеиндийской державы Маурьев (317-180гг. до н.э.), со столицей в Паталипутре (её описал Мегасфен, прибывший ко двору к Чандрагупте). Борьба за влияние между знатью из государства Магадха - династия Нандов, и Чандрогупты (Сандракотт), который возглавил антимакедонское движение в период завоевательных походов Александра Македонского. Расцвет держава Маурьев достигла в сер. III в. до н.э. при внуке Чандрогупты Ашоке. Ашок объединил многие территории (от Кабула до Декана на Юге /не вошли южные районы Индостана/), от устья Инда до устья Ганга. Завоевание провинцией не уничтожило в них прежних династий. Власть царя была ограничена царским советом, состоящим из родственников царя и представителей наиболее знатных фамилий. Маурии покровительствовали буддизму - нетрадиционной тогда религии. Традиционны были жрецы-брахманы.

Источники: Грамматика Панини. Эдикты Ашока, Мегасфен.

4. "Классическая эпоха". II до н.э. - V в н.э.

В начале II в. до н.э. последний представитель державы Маурьев был убит собственным военачальником. Начался период распада державы. Вторжение иноземцев: греки-бактрийцы в I в. до н.э., восточно-иранские племена (саки или шаки). Возникновение сатрапий (кшатрапы) - индо-сакские государства, пользующиеся самостоятельностью; в начале новой эры области северно-западной Индии покорились парфянам. Известен индо-парфянский царь из Таксила Гондофар. Легенда повествует о том, что он был обращён в христианство апостолом Фомою

Первые века новой эры - преобладание Кушанской державы. Многочисленные находки кушанских монет свидетельствуют о широте экономических связей в Кушанский период.

IV-V вв. н.э. - В северной Индии объединили территории снова правители Магадха (династия Гуптов).

Расцвет Гуптской державы - Чандрогупт II (380-415 гг. н.э.). Но внутренние усобицы и нашествие гуннов-эфталитов в кон. V - нач. VI вв. привело к распаду державы.

Социально-экономические отношения в Классический период.

Индийцы научились плавить сталь, которая была известна и у греков. Известна железная колонна с надписью царя Чандры (вероятно Чандрогупт II) - за полторы тысячи лет на ней практически не появилось ржавчины. Крепости строились уже не из дерева, а из камня. Для взятие крепостей использовались стенобитные машины. К послемаурийской эпохе относятся буддийские пещерные монастыри и храмы, плюс большое число каменных скульптур. В эту эпоху достигает искусства чеканка монет. с изображениями правителей и надписями на различных языках. Обилие монет показывает высокую степень развития денежного обращения. Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Традиционные отношения между жителями деревни оформлялись в виде кастовой иерархии. Деревенские ремесленники, например, были обязаны обслуживать представителей земледельческих каст, но в свою очередь имели право на долю собранного последними урожая. Такая система разделения труда, взаимных прав и обязанностей не только придавала индийской деревне необычайную устойчивость, но и гарантировала господство высших каст. Высшие касты землевладельцев, как правило, причисляли себя к брахманам или кшатриям. Вайшьями часто считались городские торгово-ростовщические касты. Основная масса трудящихся, не только ремесленников, но и крестьян, к концу древности рассматривалась как варна шудр. Еще ниже шудр находились касты неприкасаемых, занятые самыми тяжелыми и ритуально нечистыми работами. Жили они за пределами деревни или на окраине города, чтобы своим присутствием не осквернять представителей высших каст. Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению замкнутых профессиональных каст. Ремесленные объединения (порою принимавшие форму касты) осуществляли контроль не только за деятельностью, но и за образом жизни своих сочленов.



infopedia.su


Смотрите также