Древняя спарта кратко. Социальный и государственный строй Спарты
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение Спартанского государства. Древняя спарта кратко


Древняя Спарта – краткое содержание (история, 5 класс)

Спарта – одно из государств, располагавшихся на древнегреческой территории (Пеллопонес), которое сделало существенный вклад в развитие военного дела. Разработанные там принципы используются современными армиями. О Спарте и пойдет речь в нашей статье.

Государственное устройство

Древняя история Спарты начинается с 11 века до н. э. возникновением одноименного города в Лаконии (южная область Пеллопонеса). Территория сначала была освоена ахейцами, а в 10 веке до н. э. завоевана дорийцами (древнегреческие племена).

Законодателем государственного устройства Спарты считается царь Ликург (9 век до н. э.), превративший ее из военной демократии в рабовладельческую республику. Аристократическое государство устанавливало строгие правила существования жителей, ограничивало развитие частной собственности. Аристократия должна была осваивать только спорт и военное искусство, а простой народ и рабы – земледелие, торговлю, ремесла.

Основной упор делался на армию. Путем успешных военных действий Спарта закрепила свое превосходство в Пеллопонесе.

Возглавляли страну сразу два правителя (архагеты). Высшими органами власти являлись:

  • Апелла (народное собрание): состояло из мужчин старше 30 лет с полным гражданством; при помощи голосования принималось или отвергалось какое-то решение;
  • Коллегия эфоров: состояла из 5 аристократов выбранных народным собранием; занималась судопроизводством;
  • Герусия (совет старейшин): состояла из 28 полноправных граждан старше 60 лет и двух царей; решали вопросы внешней и внутренней политики, контролировали госслужащих.

Территория Древней Спарты

Рис. 1. Территория Древней Спарты.

Социальное разделение

Население Древней Спарты делились на:

  • Аристократию (спартанцы или спартиаты): гомеи – полноправные граждане; парфении (низшие гомеи) – дети незамужних спартанок;
  • Простой народ: гипомейоны – граждане частично лишенные прав из-за утраты состояния или здоровья; мофаки – люди низкого происхождения, но получившие спартанское образование; периэки – бесправное, но свободное население;
  • Зависимое население: илоты – государственные рабы, жители захваченных земель; эпейнакты – илоты, освобожденные от рабства за женитьбу на спартанских вдовах; эриктеры – илоты, прислуживающие аристократам в армии.

Илоты в Спарте

Рис. 2. Илоты в Спарте.

В Спарте была довольно специфическая система воспитания, направленная на физическое развитие и выносливость (отсюда неподтвержденные сведения о том, что слабых детей сбрасывали в пропасть). С 7 до 20 лет дети свободных граждан обучались в военных школах-интернатах, считаясь собственностью государства. Им прививали бездумную преданность стране.

Армия

Спартанские воины с детства обучались военным дисциплинам и тренировали соответствующие качества (решительность, патриотизм).

Спартанцы были хорошо вооружены. Бойцы в полном обмундировании (копье, короткий меч, щит, шлем, поножи, панцирь) назывались гоплиты. Воины дополнительных отрядов носили лук, дротики или легкие копья.

Всадники (гиппеи) являлись отрядом царской гвардии (300 человек) и воевали вместе со строем пехотинцев.

Всемирно известный сюжет о доблести 300-т спартанцев основан на реальных событиях. Отряд погиб в сражении с персами в ущелье Фермопилы.

Спартанские воины

Рис. 3. Спартанские воины.

Что мы узнали?

Краткое содержание статьи: раскрыта тема «Древняя Спарта» для урока истории в 5 классе; описано государственное устройство Спарты, классовое деление общества; охарактеризована армия, являвшаяся главной опорой страны.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Древняя Спарта | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Спартанцы и илоты

Цивилизацию бронзо­вого века в Греции сокрушили вооружённые железным оружи­ем дорийские племена. Дорийцы захватили область Лаконию на Пелопоннесе и образовали здесь большое поселение — Спарту.

Греков-ахейцев спартанцы превратили в рабов, называемых илотами. Но это были необычные рабы. Илоты жили семьями в деревушках, имели орудия труда и работали на земельных участ­ках, как крестьяне. Спартанцы не имели права продавать своих илотов. Они принадлежали Спартанскому государству, а не каж­дому спартанцу в отдельности.

Илотов было в несколько раз больше, чем спартанцев, и удер­жать их в повиновении можно было только силой. Илотам было запрещено иметь оружие. Время от времени спартанцы устраи­вали бесчеловечную охоту на илотов. Молодые спартанцы, воо­ружённые мечами, по ночам подстерегали самых сильных илотов и убивали их.

«Община равных»

«Община равных» — так называли спартанцы свой полис. Сре­ди них действительно не было ни богатых, ни бедных, ни знат­ных, ни простолюдинов. Каждый считал себя равным другому.

Спартанцы носили простую одежду, всякая роскошь была за­прещена. Жили они в одинаковых домах, ели простую пищу. Все взрослые спартанцы делились на небольшие сплочённые кол­лективы. Они вместе тренировались и питались, а вечером воз­вращались в свои дома. Каждый спартанец ежемесячно делал необходимый взнос в общий котёл продуктами, которые полу­чал от своих илотов.

Греков, приезжавших в Спарту из других полисов, многое удивляло. Любой спартанец, которому срочно потребовалась ло­шадь или повозка, брал первую попавшуюся, не интересуясь, чья она. Следовало только вернуть её на прежнее место.

Спартанские воины, идущие в бой. Роспись на древнегреческой вазе

Равенство спартанцев не означало, что в полисе процвета­ла демократия. Народное собрание не играло большой роли в управлении государством. Все вопросы решались Советом ста­рейшин. Их выбирали пожизненно из числа спартанцев не мо­ложе 60 лет.

Кроме того, в Совет старейшин входили два царя, власть кото­рых передавалась по наследству в двух спартанских родах. Цари имели всего два голоса в Совете старейшин, а потому общее ре­шение от них не зависело. Они были своего рода символом госу­дарства, а в военное время командовали войском. Образ жизни царей, их одежда и питание были такими же, как у всех.

Народное собрание созывали только при необходимости. На­пример, для выбора старейшины взамен умершего. Голосовали криком: избранным считался тот, за кого громче кричали.

В Спарте не было ни демократии (народовластия), ни царской власти. Её государственное устройство называлось олигархи­ческим. Слово олигархия по-гречески означает «власть немногих».

Спартанская армия

Спартанцы считали во­енное дело единственным занятием, достойным свободного человека. Им и в мирное время была нужна боеспособная, дисциплинированная ар­мия — чтобы держать в повиновении илотов.

Основную силу спартанской армии составляли тяжеловооружённые пешие воины — гоплиты. Каждый был вооружён длинным копьём и корот­ким мечом. Доспехи и шлем были из бронзы. Щит был круглым, из твёрдых пород дерева и покры­тым бронзовыми пластинами. Спартанские вои­ны носили красные плащи. В бою они строились фалангой — тесно сомкнутыми шеренгами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

1. Спартанский воин. Современный рисунок. 2. Древнегреческий шлем

Спарта не имела крепостных стен. Спартанцы говорили: «Лучшие стены — это наши граждане». Они были уверены, что любой враг будет разбит на границе их государства и никогда не прибли­зится к городу. Для этого каждый спартанец дол­жен был быть не только хорошо вооружённым, но и хорошо обученным воином.

Воспитание в Спарте

см. Спартанское воспитание

Вопросы по этому материалу:
  • Чем илоты отличались от рабов?

  • Почему спартанцы жестоко обращались с илотами?

  • Кто управлял Спартой?

  • Почему один древнегреческий учёный назвал способ голосования в Спарте «дет­ским»?

  • Почему спартанцам и в мирное время была нужна сильная, боеспособная армия?

  • Опишите вооружение спартанского гоплита.

doklad-referat.ru

Возникновение Спартанского государства | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Тёмные века, Гомеровская эпоха (XI — IX вв. до н. э.)

Дорийцы, которые в начале XI в. до н. э. вторглись на Балканский полуос­тров, сломили сопротивление государств микенской (ахейской) культуры. Пле­мена завоевателей захватили территорию всего Пелопоннеса, подчинив местное население. В своём развитии дорийцы уступали народам микенской культуры, но умели обрабатывать железо. Наверное, именно это сыграло решающую роль в войне. На захваченных землях в южном Пелопоннесе дорийцы образовали го­сударство Спарту (Лакедемон). Ахейцы оказывали отчаянное сопротивление за­воевателям. Последней была захвачена крепость Гела Дорийцы смогли одер­жать победу только ценой невероятных усилий и больших потерь.

Спарта (Лакедемон) — государство в Лаконике (область в южном Пелопоннесе).

Местное население, порабощённое завоевателями, было превращено в илотов (рабов). Илотов насильно расселили по всей территории Лаконики и закрепили за участками пахотной земли, которая теперь принад­лежала семьям спартиатов. Илоты её обрабатывали, обеспечивая завоевателей плодами своего труда. Всех жителей Спарты, которые не имели гражданских прав, называли периэками (с. греч. «живущие вокруг»). Они были лично свободными, но не могли принимать учас­тия в государственных делах.

Илоты (с греч. «гелоты») — защитники Гелы.

Спартиаты — полноправные граждане Спарты.

Спартиаты и илоты, угнетатели и угнетённые, лю­то ненавидели друг друга. Чтобы держать в повинове­нии огромное количество порабощённых ахейцев, спартиатам пришлось превратить Спарту в настоя­щий военный лагерь. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Соревнование прыгунов

Укрепившись в Лаконике, спартанцы стремились захватить плодородные земли соседней области Мессении. В VIII в. до н. э. началась Первая Мессенская война. Мессенцы не уступали врагу ни в мужестве, ни в стойкости. Во главе с царём Аристодемом они более 18 лет боролись за независимость отчизны, но всё-таки Мессения потерпела поражение. Несмотря на это, мессенцы не хотели поко­ряться. Во второй половине VII в. до н. э. они посетили против спартанцев во гла­ве с Аристоменом. Во время Второй Мессенской войны Спарта захватила почти всю Мессению. Часть мессенцев вынуждена была переселиться на Сицилию, ос­тальных превратили в илотов.

Мессения — соседняя с Лаконикой область западнее Спарты.

После этого спартанцы стали полноправными и единоличными хозяевами Мессении. Её земли были разделены на одинаковые участки и розданы спартан­цам. Каждый участок обеспечивал проживание одной из девяти тысяч спартан­ских семей. Землю обрабатывали илоты.

На этой странице материал по темам:
  • Опишите условия жизни спартанцев илотов периэков

  • Экзаменационные ответы история древней греции и рима, шпаргалка

  • Спарта реферат краткий пересказ

  • Древняя спарта краткое содержание

  • Древняя спарта реферат краткое содержание

Вопросы по этому материалу:
  • Опишите условия жизни спартанцев, илотов, периэков.

worldofschool.ru

Урок "Древняя Спарта"

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с местоположением Спарты, составом населения, управлением, образом жизни.
  • Продолжать формирование умений делать выводы, простраивать причинно-следственные связи, сравнивать.
  • С помощью ИКТ-технологий создать яркие, запоминающиеся образы, связанные с историей Древней Спарты (см. Приложение 1)

План:

  1. Актуализация
  2. Местоположение Спарты
  3. Состав населения
  4. Спарта как военный лагерь. Спартанское воспитание
  5. Управление
  6. Закрепление

Актуализация

Учитель напоминает, что среди 500 полисов Древней Греции два являлись центрами страны:

Афины и Спарта. Они были прямыми противоположностями(антиподами). Они резко различались по управлению, образу жизни, что ценилось в Афинах, то запрещалось в Спарте и наоборот. Вы наверняка слышали и еще не раз в своей жизни услышите такие слова: спартанское воспитание, лаконичная речь. Знаете ли вы, что стоит за этими словами? После выяснения учитель дальше перечисляет то, с чем ребята познакомятся на уроке. «Каждый день узнавать что-то новое»-это девиз Солона. Фронтально проводится повторение реформ Солона, актуализируется термин народное собрание и его роль в жизни Афин.

Обращаемся к слайду: вспомни то, что знаешь.

- Составь логическую цепочку по принципу матрешки: в крупный объект входит мелкий.

Афины - Балканский п-ов - Аттика

- Соедини пары:

1. аристократия

А. власть народа

2. демократия

Б.  власть знатных

3. олигархия

В. власть немногих

Местоположение Спарты

На экран выводится слайд с картой: Пелопоннес- Лаконика- Спарта

Учитель сообщает, что Спарта является древнейшим городом Греции, возникшим еще в IX в. до н.э. во время последней волны переселения дорийских племен. Коренные жители Лаконики ахейцы были завоеваны дорийцами, которые и создали свой город-государство Спарту. В VII в. до н.э. спартанцы после ожесточенной войны присоединили еще одну область Мессению, которая также вошла в Спартанское государство.

Закрепляем. Итак, Спарта находилась в Южной Греции, на каком полуострове, в какой области?

Население Спарты

На экран выводится соответствующий слайд.

  1. Собственно спартанцы или спартиаты составляли около 9-10 тыс. человек. Это самые полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только они имели право на участие в управлении государством.
  2. Периэки - свободное население, потомки коренных жителей Лаконики. Когда-то они добровольно подчинились дорийцам. Они занимались торговлей и ремеслом и только, чем-то другим им заниматься было запрещено. В управлении государством они не принимали участия и должны были платить дань спартанцам.
  3. Илоты - закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. В чем же прявлялась закабаленность илотов? Они должны были заниматься только земледелием, обрабатывать землю спартанцев(земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев).Некоторые историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других полисов.
  • Они были греки(в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков)
  • Жили на земле своих предков
  • Жили семьями
  • Продавать их было нельзя
  • Они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству .

Продавать их было нельзя, а вот убивать можно. Раз в году юношам выдавали мечи и отправляли бродить по окрестностям. Днем они прятались, а ночью убивали самых сильных, крепких илотов. Такие тайные убийства илотов назывались криптии. Криптия – тайная война против илотов.

- Как вы думаете, почему так поступали спартанцы? Как это связано с численностью этих групп населения?

Совершенно верно, спартанцы боялись сговоров и восстаний поэтому и устраивали облавы на безоружных людей.

Закрепляя этот материал, ребята перечисляют основные группы населения Спарты.

Спарта как военный лагерь

- Как вы думаете, чем собственно занимались спартанцы?

Показывается слайд с воином.

Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие- военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт.

Затем учитель рассматривает изоляцию Спарты от внешнего мира. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено, да и кому были нужны тяжелые железные деньги спартанцев(золотые и серебряные монеты были запрещены). Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

- А чему подражать?

Здесь учитель раскрывает такую сторону жизни спартанцев как изгнание роскоши из обихода.

В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

Спартанское воспитание

 Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть. Семилетних мальчиков забирали у родителей, распределяли по отрядам, в которых они вместе жили, обучались воинскому искусству, занимались гимнастикой. Спали мальчики на подстилке из тростника, круглый год ходили босыми, мылись холодной водой(горячая вода полагалась лишь несколько раз в году).Их кормили так, что часто хотелось есть и они вынуждены были добывать себе пищу, воруя ее. Дети и юноши должны были беспрекословно повиноваться старшим. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков. Говорить мальчики могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной.

- Почему такое название дано ясной и краткой речи? Вспомните как называлась область где жили спартанцы.

Например, спартанская женщина говорила сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на щите». В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина доблестно павшего в бою, приносили на щите. Чтобы воспитать у мальчиков невосприимчивость к боли, их порой секли так, что некоторые умирали, но не смели закричать. Чтобы воспитать жестокость, их заставляли участвовать в криптиях; также старшие специально ссорили детей, чтобы в драках выявить, кто из них сильней и жестче.

Так что же такое спартанское воспитание, давайте кратко повторим. На экран выводится слайд «Спартанское воспитание».

Управление в Спарте

Учитель объясняет этот пункт плана, используя слайд с таким названием. Слайд также учит ребят схематизации материала.

Учитель предлагает ученикам  подумать, как называлась форма правления в Спарте: аристократия, демократия или олигархия. Ученикам  дается задание прочитать учебник на стр.145 (2 абз. сверху). После чего задается вопрос: можно ли считать управление в Спарте аристократией? Пятиклассники отвечают, что нет, т.к. спартанцы считали себя равными друг другу. Далее ученики читают учебник  на стр.145 (2 абз. снизу) и выясняют, что в Спарте не было и демократии, потому что народное собрание не играло большой роли в управлении. Таким образом приходим к новому для учеников понятию олигархия- власть немногих и закрепляем этот  термин соответствующим слайдом и записью в тетради.

Закрепление пройденного на уроке

Учитель предлагает ученикам разобраться как они поняли что представляет собой образ жизни спартанцев. Он объясняет, что образ жизни человека или народа раскрывает основные занятия, организацию жизни, быта, ценности. Далее организуется беседа, в которой уч-ся с помощью логически вытекающих друг из друга вопросов обозначают черты образа жизни спартанцев; по ходу беседы эти черты выводятся на экран.

1. Жизнь в Спарте - это жизнь в военном лагере

2. Жизнь подчинена войне и подготовке к ней

3. Спартанцам было запрещено заниматься ремеслом, торговлей, искусством, наукой

4. Суровое спартанское воспитание должно было подготавливать жителей Спарты к их основному занятию; этому же служили и криптии

5. Дети не принадлежали родителям

6. Роскошь была под запретом

7. Лаконичная речь

8. Изоляция от внешнего мира.

Аксиологическая  цель урока формирует у пятиклассников ценностное отношение к спартанскому воспитанию, выясняем его плюсы и минусы и что означает это понятие в современных условиях. И далее выполняется упражнение, позволяющее запомнить месторасположение Спарты: составьте логическую цепочку:

Лаконика - Спарта - Пелопоннес - Балканский полуостров

Выполняются несложные упражнения, которые могут выполнить и самые слабые ученики.

1. Почему Спарту называли открытым городом?

За ее гостеприимство

За ее доброжелательное отношение к иноземцам

Из-за отсутствия в городе крепостных стен.

2. Почему все спартанцы были воинами?   

Из-за устаревших законов

Из-за угрозы со стороны Афин

Из-за необходимости удерживать власть над илотами

В сильном классе может остаться время на разбор следующего задания: сравнить образ жизни Афинского полиса со спартанским образом жизни. При этом можно обратится к слайду «Образ жизни спартанцев».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Государственный и общественный строй Спарты

Спартанское государство было расположено на юге Пелопоннеса. Спартой называлась столица этого государства, сама же страна получила название Лаконии (Лаконики).

Главнейшими источниками по истории спартанского общественного и государственного строя являются произведения Фукидида, Ксенофонта, Аристотеля и Плутарха, а также стихи спартанского поэта Тиртея. Кроме того, с каждым годом все большее значение приобретают археологические материалы.

 

Возникновение спартанского государства

Спарта является древнейшим государством архаической Греции, возникшим еще в IX в. до н. э., во время последней волны переселений дорийских племен, когда все области, кроме Лаконии, Аркадии и Ахайи, уже были заняты дорийцами, переселившимися сюда раньше. В долгой борьбе, нередко с переменным успехом, эти последние по времени племена дорийских переселенцев завоевали Лаконию. Они находились на ступени разложения родового строя. Государства у них еще не было. После захвата Лаконии дорийцы подчинили себе местное население. Так появилось спартанское государство, вскоре получившее особый общественный строй.

Древний Пелопоннес (с Лаконикой и Спартой)

Древний Пелопоннес (с Лаконикой и Спартой)

 

В VII в. до н. э. спартанцы предприняли завоевание соседней области – Мессении, также заселенной дорийцами. В результате двух Мессенских войн, носивших ожесточенный характер, территория Мессении была присоединена к Спарте, а основная масса населения должна была работать на спартанцев (только небольшой части мессенцев, оказавших упорное сопротивление завоевателям, было разрешено покинуть Мессению). Так как спартанцев было гораздо меньше, чем завоеванного населения Лаконии и Мессении, господство их носило своеобразный характер: весь общественный и государственный строй Спарты был подчинена задаче сохранения этого господства.

 

Состав спартанского населения

Жившее в плодородных долинах местное население было обращено в бесправных илотов. Само название «илоты» до сих пор не ясно. Есть предположение, что оно происходит от имени города Гелос, некогда захваченного дорийцами. Согласно другой гипотезе, слово «илот» происходит от греческого глагола «попадать в плен», «быть пленным».

Сами завоеватели – дорийцы – стали называть себя по имени своего главного города – Спарты спартиатами.

 

 

Племена, жившие в горных местностях Спартанского государства, а также те из ахейцев, которые добровольно подчинились дорийцам, стали называться периэками (соседями). Это было население, хотя и неполноправное, но не закабаленное.

Так произошли основные сословия спартанского общества: спартиаты (спартанцы), периэки и илоты.

 

Земледелие в Спарте

Экономика Лаконии была очень неразвита и примитивна. Главным занятием здесь являлось земледелие. В спартанском государстве не признавал частной собственности на землю. Вся земля принадлежала общине, которая отдавала своим членам во временное пользование отдельные участки. Спартиаты пользовались этой землей, но не владели ею в настоящем смысле слова. Они не могли ее продать или заложить, так как она была общинной собственностью. Земля возделывалась очень примитивными орудиями: первобытной сохой, мотыгой. Сеяли просо, ячмень, пшеницу, полбу. Разводили и овощи. Сам спартанец и его семья не работали на своем участке. К этому участку были прикреплены илоты, которые его обрабатывали. Спартанцы боялись илотов, поэтому ночью ни один илот не должен был находиться на территории города Спарты. Независимо от количества урожая илоты платили натуральный оброк, т. е. должны были сдать спартиату – владельцу участка, на котором они работали, определенное количество зерна, скота, растительного масла и других продуктов. Этот оброк был очень велик, и илоты – низший класс спартанского обществе – влачили со своими семьями нищенское существование.

 

Спартанское ремесло

Ремесло в Спарте было очень мало развито. Периэки наряду с земледелием занимались ремеслом. Они выделывали глиняную и металлическую посуду, изготовляли шерстяные ткани, одежду, поставляли спартиатам вооружение. Особенно ценилось стальное оружие, сделанное из лаконской стали, считавшейся лучшей в Греции. Однако аграрный характер спартанского общества, общая экономическая отсталость Спарты, проводимая спартанским государством политика изоляции, сохранения примитивных отношений в области экономики сдерживали развитие ремесла.

 

Торговля в Спарте

Спартанское, государство запрещало всякую внешнюю торговлю. Ни один иностранный купец не мог въехать в Спарту. Никаких товаров не ввозилось из других стран. Торговля была только внутренней и происходила на местных рынках. Затрудняло торговые обороты и неудобство спартанских денег. Они были железными и поэтому очень тяжелыми. Кроме того, для оплаты продуктов или произведений ремесла требовалось большое количество этих денег. Деньги не только не носили в кошельке, как это делается теперь, а хранили в специальных кладовых. Если же кто-нибудь шел на рынок, то он должен был везти деньги в повозке. В это время во всей Греции ходили серебряные деньги, но в Спарте их применять не разрешалось и нарочно употребляли деньги железные, чтобы затруднить торговлю. Этими специально принятыми в спартанском обществе мерами стремились избежать иноземных влияний и сохранить удовлетворявшие спартанцев примитивные общественные отношения, обеспечивавшие им на основе эксплуатации илотов нужный уровень материального благополучия.

 

Быт и воспитание спартанцев

В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.

Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.

Древняя Спарта

Руины театра в древней Спарте

 

Каждого новорожденного несли в высшее государственное учреждение Спарты – герусию, т. е. совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка спартанцы оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим спартанской школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили юноши-спартанцы босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.

Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.

 

 

В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».

В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери. Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.

Спартанский шлем

Спартанский шлем

Источник фото

 

Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но согласно требования спартанского общественного строя вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их сисситиями.

Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.

Вся направленность как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.

 

Спартанцы и илоты

Главное целью спартанского государственного и общественного строя было сохранение рабского состояния илотов.

Илоты были совершенно бесправны. Спартиат имел право убить илота. Более того, раз в году происходили так называемые «криптии» («криптия» – тайная война). Юноши-спартиаты собирались рб ночам вместе, надевали маски и длинные плащи, чтобы не быть узнанными, и отправлялись в селения илотов. Если они встречали илотов, они набрасывались на них и убивали. Спартанцы старались убить самых молодых и сильных илотов. Чтобы отличаться от других жителей Спарты, илоты носили особую одежду, а на головах шапки из собачьего меха. В армии илоты выполняли вспомогательные функции.

Однажды, когда 2000 илотов проявили особую доблесть, спартанцы, обещая им полную свободу, надели на них торжественные венки и стали водить от одного храма к другому под видом молитвы богам. Через некоторое время илоты бесследно исчезли, и никто не мог сказать, что с ними стало.

На такое бесчеловечное отношение илоты отвечали восстаниями. Особенно крупным было восстание в 464–455 гг. до н. э.

Вопрос о положении илотов внутри спартанского общественного строя не раз ставился в научной литературе. Некоторые ученые считают илотов не рабами, а крепостными.

Разница между рабами других греческих государств и илотами состояла главным образом в том, что илоты принадлежали не частным хозяевам, а всему спартанскому обществу. Илотизм явился результатом завоевания дорийскими племенами Пелопоннеса. В Фессалии и на Крите, тоже завоеванных дорийцами, местное население было обращено в рабство, похожее на рабство илотов.

 

Устройство спартанского государства

Держать в повиновении илотов было трудно, так как их было в несколько раз больше, чем спартиатов. Естественно, что спартанский государственный строй мог держаться только военной мощью.

Законодательство спартанского государства приписывается Ликургу. До настоящего времени неясно, был ли он мифической личностью или действительно существовал, как описывает Плутарх, Фукидид и другие античные авторы. Но устои общественного строя Спарты, её обычаи и законы возникли не по воле Ликурга, а сложились постепенно в результате жизненной необходимости направить все силы на укрепление военного строя спартанского государства.

В государственном строе Спарты мы встречаем много пережитков древних общинных отношений. Существовало народное собрание (апелла), куда входили взрослые мужчины-спартиаты, достигшие 30 лет. Это собрание решало вопросы о войне и мире, но голосования там не производилось. Все решалось криком. При этом заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.

В Спарте было два царя одновременно. Один происходил из дорийского рода Эврипонтидов, другой – из ахейского рода Агиадов. По-видимому, этот дуализм отражал воспоминания об объединении аристократической верхушки боровшихся друг с другом ахейских и дорийских племен в период дорийского завоевания Лаконии.

Спартанские цари назывались басилеями или архагетами. Они имели жреческие функции и считались священными. Во время войны цари командовали войском. Они входили в состав герусии – высшего аристократического органа спартанского государства. Реальной власти в государстве цари не имели. Больше того, царя могли вызвать для отчёта эфоры – высшие должностные лица, контролирующие все спартанские учреждения. Если царь не являлся к эфору, его приводили силой.

Эфоров было пять. Их избирали в народном собрании на один год.

Наиболее сильным органом спартанского государства была герусия («геронт» – старик) – собрание старейшин – представителей самых влиятельных родов и семей Спарты. В герусию входили 28 человек шестидесятилетнего возраста и два царя, достигших 30-летнего возраста. Если спартанские цари были моложе, то в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. Геронты заседали в герусии пожизненно. После смерти одного из геронтов происходили выборы на открывшееся место нового геронта из спартиатов не моложе 60 лет, предложивших свою кандидатуру в народном собрании (апелле). Выделенную из апеллы специальную комиссию помещали в закрытое помещение, после чего мимо этого помещения проходили кандидаты в геронты. Комиссия, не видя проходивших, на слух определяла, при прохождении какого из кандидатов в апелле кричат громче всего. Такой кандидат и считался избранным. Подобным же «детским способом», как заметил по этому поводу Аристотель, избирали и эфоров. Каждый член герусии обладал одним голосом, поэтому цари фактически никакого влияния в герусии не имели.

Спарта была олигархическим государством, где главную роль играли герусия и эфоры.

 

Пелопоннесский союз

Спарта, самое сильное государство Пелопоннеса, захватила еще в VI в. до н. э. после двух ожесточенных войн соседнюю плодородную страну на западе – Мессению и превратила ее жителей в илотов. Что касается остальных государств на территории Южной Греции, то хотя завоевать их Спарта не смогла, но и они постепенно были вынуждены подчиниться ей и составили Пелопоннесский союз. В него не вошли только Аргос и Ахайя, оставшиеся самостоятельными. Зато в Пелопоннесский союз входили Мегары, расположенные в Средней Греции. Спартанское государство играло главную роль в Пелопоннесском союзе.

Военное преимущество Спарты и возглавляемого ею Пелопоннесского союза не вызывало сомнений во всей Греции.

Для своего времени войско Спарты было хорошо организовано. В бой за гонимыми впереди илотами шли молодые спартанцы, потом пожилые и старики до шестидесяти лет. Спартиаты были дисциплинированны. С детства они умели прекрасно владеть оружием, которое состояло из копья, меча и щита. Эта армия была лучшей в Греции VI – V вв. до н. э.

 

Идеализация общественного строя Спарты

Аристократический государственный строй Спарты, основанный на угнетении илотов, идеализировался некоторыми учёными – особенно представителями консервативной немецкой историографии. А фашистские историки ставили в пример спартанский общественный и государственный строй как идеальный для покоренных народов.

По отношению к спартанскому обществу и государству того или иного историка можно судить о том, насколько он либерален или консервативен.

Спартанский строй был самым консервативным среди древнегреческих государств. И Спарта, имевшая гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала, вместе с этим союзом все антидемократические течения Древней Греции.

 

rushist.com

§ 33. Древняя Спарта | Интегральный курс по Истории Украины и Всемирной истории, 6 класс

§ 33. ДревняяСпарта

1. Формирование спартанского государства

В XI в.дорийцы завоевали полуостров Пелопоннес. Здесь около 900 г. до н.э.они основали поселение Спарта, котороевпоследствии превратился в город-государство. Спарту, которая объединила под своей властьюокрестные земли в местности Лаконика, Называли Лаконики или Лакедемон.Местное население дорийцы превратили в рабов - илотов. С возникновениемгосударства илоты стали ее собственностью и больше не принадлежали отдельным спартанцам.Поскольку илотов было гораздо больше, чем спартанцев, в повиновении их содержали,ежегодно убивая сильнейших, - это называлось криптиях.Еще одной слоем покоренного населения были периэки- Жители окрестных земель, которые сохранили свободу, но обязывались платитьспартанцам дань.

Посколькув Спарте плодородных земель было мало, спартанцы вторглись в соседнюю Мессении. Начались Мессенскихвойны. Первая из них длилась почти 20 лет. Побежденные мессенцывынуждены были платить дань в размере половины урожая. Но впоследствии ониподняли восстание против завоевателей.

Началасьвторая Мессенских война. Наиболее ярким эпизодомвойны была одиннадцатилетняя осада города Эйра.Защитники мужественно защищались и донимали нападающим смелыми вылазками. Во времяэтих битв руководитель мессенцев Аристомендважды попадал в плен. Первый раз его сбросили со скалы, но он не тольковыжил, но и вновь возглавил оборону осажденного города. Вторично ему помогла молодаяспартанка, которая напоила вином стражей, и Аристоменснова спасся.

 

Документ

Плутарх о выборах Геронтий

В этом случае начиналось великое состязание в мире, соревнования, гдекаждый бился до последних сил. Речь шла не о том, чтобы быть объявленным самым расторопнымпо быстрым в беге, сильнейшим из сильных, а лучшим и умнейшим междулучшими и самыми умными людьми ... По свое моральное превосходство победительполучал по жизненно ... власть в государстве становился обладателем над жизнью и смертью,честью и бесчестием.

Вопросы к документу

1. Что должна была доказать человек, чтобы ее выбрали Геронтий?

2. Действительно геронты были, какутверждает Плутарх, «властителями над жизнью и смертью, честью и бесчестием»?Обоснуйте свое мнение.

 

Осада Эйры закончилась трагически. Спартанцы ворвались в город,еще три дня продолжалась кровавая битва. Даже мессенскихженщины взялись за оружие. Силы были неравны, иАристоменвыстроил последних защитников и, склонив голову и копья, попросил враговвыпустить их из города. Спартанцы, которые ценили мужество и воинскую доблесть,расступились и дали дорогу. После окончания войны часть мессенцевнавсегда покинула родину, а те, кто остался, были превращены в илотов.

 

2. Государственное устройство Спарты. Законы Ликурга

Огосударственное устройство Спарты мы узнаем благодаря законам, которые приписывают Ликургу.Он принадлежал к царскому роду, но отказался от власти в пользу племянника.После длительных путешествий Ликург вернулся на родину и основал в Спартеновые законы. Впоследствии он ушел в Дельфы, но взял от спартанцев обещание досвоего возвращения не менять введенных им правил. С Дельф Ликур поехал на о.Крит, Гдеуморил себя голодом. Тело Ликурга было сожжено, а пепел развеян над морем.Итак, Ликург действительно никогда не вернулся домой, и никто из спартанцы нерешился изменить его законы.

Ликургустановил порядок деятельности народного собрания - апель.Участие в таком собрании имели право принимать только граждане-воины. Эти сборыпринимали законы, выбирали чиновников, осуществляли суд. Голосованиеосуществлялось с помощью крика. Ликург изменил форму царской власти. Во главегосударства стояли два царя-полководцы - архагета, Которыхвыбирали в год из двух наиболее мощных и враждующих между собой родов. Этодавало гарантии, что ни один из них не станет тираном. Цари имели неограниченную властьтолько во время войны. В мирный период все важнейшие вопросы решала советстарейшин - герусия. Она состояла из 30 человек -Геронтий. Все они имели возраст более 60 лет. Геронты обсуждали законы и выносили их на голосованиенародного собрания.

Ликургосновал коллегию (совет) из пяти эфоров. Они созвалинародное собрание и руководили их работой, следили за четким соблюдением спартанцамидействующих законов и традиций. Главной их задачей было не допускать вСпарте неограниченной власти царей. Эфоры такженаблюдали за звездным небом и в зависимости от расположения планет предрекалиблагоприятные или неблагоприятные дни для войны, сборов, суда.

Законы оземлю. Верховным собственником всей земли, по закону, был полис. Но землибыли поделены среди граждан Спарты на 9000 равных частей - клеров.их запрещали продавать или дробить между сыновьями. Клерыобрабатывали не сами владельцы, а илоты.

Законыпротив роскоши. Чтобы сохранить единство спартанцев и невозможным разделение обществана богатых и бедных, Ликург направлял свои законы против возможного обогащенияотдельных граждан. Так, запрещалось под страхом смертной казни пользоватьсязолотом, серебром, драгоценными камнями. Жилья и одежда спартанцев были простыми иоднообразными. Дома, по закону, надлежало сооружать только попомощи топора и пилы. Смертной казнью заканчивалась попытка спартанцапокинуть пределы государства в любых делах. Хитроумный Ликург ввел новыеденьги, которые никому не приходило в голову накапливать. Одна монета,изготавливалась из железа, весила несколько десятков килограммов.

 

3. Жизнь спартанского общества

Спартанцыбыли храбрыми, выносливыми воинами. Обычно они не преследовалиотступающих врагов, считая ниже своего достоинства убивать тех, кто убегал.Триста лучших из них становились личной охраной царя - гиппеямы.Жители города считали себя непобедимыми в битвах, и поэтому город Спарта не былозащищенное стенами.

Все мужчиныполиса составляли мощную армию. Граждане Спарты не имели права заниматьсяторговлей или ремеслом. Среди спартанцев не было ни бедных, ни богатых.Спартанское общество определенным образом напоминало общество Индии. Оноделилось на две основные слои: свободных воинов и зависимых земледельцев.Переход из одного состояния в другое был невозможен. За измену или трусость воинамогли казнить или изгнать из города, но не могли превратить в илота. Так же,несмотря на любые достижения и заслуги перед Спартой. илот или чужеземецне мог стать полноправным гражданином общества.

Традициейспартанского общества были совместные обеды - сиситии.Это не было простое потребление пищи. За столом собиралось около 20 мужчинс одного военного отряда, связанных крепкой дружбой и готовых умереть один Иза друга. их называли сиситамы. Участники сиситии делали ежемесячный взнос продуктами - вином, сыром,маслинами и др. Того, кто не делал такого вклада, не допускали две общиеобеда, и он терял гражданские права.

В Спартеродители не имели права распоряжаться своей новорожденным ребенком - ее судьбурешали геронты. И Они придирчиво осматривалиребенка и, если решали, что она слаба, приказывали бросить ее в пропасть.

 

Документ

Плутарх о спартанское войско

Когда войско выстроилось в боевом порядкеперед врагом, царь приносил в жертву козу и приказывал всем солдатам надетьвенки, флейтистам играть ... Сам он начинал военную песню, под которую шлиспартанцы ... их ряды были сомкнуты; ничье сердце не билось от страха; онишли навстречу опасности под звуки песен, спокойно и весело. Царь шелна врага в окружении воинов ...

 

Вопросы к документу

Что помогало спартанцам поддержать боевой дух перед началом битвы?

 

Жизньспартанцев проходило в постоянных военных упражнениях. Мальчики с семи летучились искусству войны в специальных школах. Здесь они вместе росли,воспитывались, потом вместе воевали. Сызмальства спартанские дети учились точно ичетко выражать свои мысли. До 12 лет они не носили никакой одежды,спали на связках соломы или камыша. Наиболее выносливые клали в свой импровизированногокровати крапиву. С 14 лет им разрешалось носить оружие. С 16 лети до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 летспартанец считался совершеннолетним и имел право получить участок земли ижениться. Холостого спартанца общество каралось. Его могли избить подвремя религиозных праздников.

 

Понятия и термины

Краткие и меткие выражения, которые ценились спартанцами, принято называтьлаконичными (от названия «Лаконика»).

 

Спартанскиеженщины были самыми свободными и независимыми сравнению с женщинами других греческихполисов. Они наравне с мужчинами получали физическую подготовку, соревновались вовремя спортивных игр, которые посвящались богине Гере. Женщины целиком и безраздельновластвовали в хозяйстве, тогда как мужчины занимались военным делом.Спартанки самостоятельно воспитывали своих детей: мальчиков - до семи лет,девочек - до женитьбы. Но они не имели права участвовать в народном собрании.

В целомжизни спартанского общества подчинялось жестким правилам ивыделялось непритязательным бытом, приоритетом не труда земледельца илиремесленника, а воинской доблести, искусному владению оружием, силе ивыносливости.

 

Документ

Плутарх. ЖизнеописаниеЛикурга (отрывок)

16. Как только мальчикам исполнялось семьлет, Ликург отбирал их у родителей и распределял по отрядам, чтобы онивместе жили и ели, приучались играть и работать друг с другом. Во главеотряда они ставили того, кто был хитрее и храбрее других в драках.Другие равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, такчто главным следствием такого образа жизни была привычка слушаться. За играмидетей часто наблюдали взрослые и ругали их друг с другом, провоцируя драку, асами наблюдали, какими качествами мальчики одарены от природы. Письмо ониизучали настолько, насколько нельзя было без него обойтись, иначевоспитание сводилось к требованию беспрекословно слушаться, мужественно терпеть невзгодыи побеждать врагов.

 

Плутарх. Древние обычаи спартанцев (Отрывки)

Если кто-нибудь наказывал мальчика и он послеэтого рассказывал об этом отцу, то, услышав жалобу, отец обязательно наказывалмальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верныхсограждан не прикажет мальчику ничего плохого.

Юноши, где только есть возможность, воруют еду итаким образом учатся нападать на спящих или ленивых часовых. Тех, кто попался,наказывают голодом и плетьми. Обед у них такой мизерный, что они, спасаясьот нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

Мальчиков в Спарте секли плетьми на алтаре Артемидытечение всего дня, и они часто умирали под ударами. Мальчики гордо ивесело соревновались, кто из них дольше и более достойно держит наказания. Того, ктопобеждал, славили, и он становился знаменитым.

Наряду с другими ценными введениями,введенными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, чтоотсутствие занятий не считалась чем-то предосудительным. Спартанцам было запрещенозаниматься любыми ремеслами, а потребности в накоплении денег у них небыло. Ликург сделал владение богатствами позорным и бесславным. Илоты,обрабатывая за спартанцев их земли, вносили им оброк, установленныйзаранее; требовать большую плату было строго запрещено. Это сделано длятого, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцыне стремились бы к накоплению.

 

Вопросы к документам

Какую цель преследовало, по Вашему мнению, такое воспитание?

 

Вопросы и задания

1. Опишитегосударственное устройство Спарты. Каковы его особенности?

2. Что такое законыЛикурга?

3. Чем положениеилотов отличалось от Периеки?

4. Какие добродетели ценились в Спарте?

5. Опишите жизни спартанских детей.

6. Почему спартанцыбыли умелыми и выносливыми воинами?

 

 

ukrmap.su

Социальный и государственный строй Спарты | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Чтобы не допустить восстания илотов, применялись жестокие меры — еже­годно проводились криптии. Формой правления в Спарте была олигархия. Во главе стояли два царя. Если начинались война, один из царей отправлялся с вой­ском против врага, другой оставался руководить государством. Армия состояла из ополчения тяжеловооруженных спартиатов. Каждый царь имел личную охра­ну — отряд из 300 самых лучших воинов, которые подчинялись только ему.

Криптии — обычай охотиться на илотов, убивая их предводителей. Это было делом юношей, «испытание кровью» для подростков.

Олигархия (с греч. «власть немногих») — правление узкого круга аристократов.

Высшим государственным органом была герусия, состоявшая из 28 геронтов и царей. Герусия издавала законы, заключала мир и объявляла войну.

Герусия — совет «геронтов» — старейшин, граждан не моложе 60 лет. Избирались пожизненно.

Геронт (с греч. gerontos — старый человек) — член совета старейшин — герусии.

Народное собрание — апеллу — в Спарте собирали ежемесячно. В нём принима­ли участие взрослые граждане — воины возрастом от 30 лет. Они не обсуждали воп­росы, а лишь утверждали или отвергали решения геронтов. Одобрение выражали криками. Принятым считалось то решение, за которое громче кричали (по словам древнегреческого философа Аристотеля, это был «детский способ» голосования).

Наибольшей властью пользовались пять эфоров — надзиратели. Эфоров из­бирали сроком на один год на народном собрании. Эфоры контролировали жизнь любого спартиата, включая царей.

Фрагмент краснофигурной вазы

Своеобразным было спартанское воспитание. Чтобы юноши росли сильными, не боялись боли, страданий и смерти, их с малых лет подвергали суровому закали­ванию. Детей при рождении тщательно осматривали. Живыми оставляли только здоровых. С семи лет детей воспитывали в специаль­ных лагерях — агелах (на языке дорийцев — «стаи»). Там их приучали спать на холодной земле, часто секли плетьми. Мальчиков плохо кормили, чтобы они само­стоятельно добывали себе пищу. Считалось, что это воспитывает у будущих воинов изобретательность и хитрость. Победить таких воинов было нелегко, каждый был обучен сражаться одновременно с тремя врагами. Погибших в бою несли к могиле на щите. Это было пос­ледней данью, отданной героям. Молодые спартанцы были не образованы: юношей учили немного читать и писать, чтобы в будущем они могли составить военный приказ. Мысли приучали высказывать точно и кратко. Так сложился особый стиль — «лаконичный язык», т. е. умение говорить коротко, метко и понятно.

О лаконичном языке Материал с сайта http://worldofschool.ru

Один афинский учитель красноречия назвал спартанцев «невеждами». «Абсолютно справедливо, — отвечал ему сын Павсания, — мы единственные среди эллинов не на­учились у вас ничему дурному».

У Архидама спросили: «Сколько всего спартанцев?» Он ответил: «Достаточно, друг мой, чтобы прогнать трусов».

Одному спартанцу обещали подарить боевых петухов, которые дрались, пока не умира­ли на месте. «Нет, — молвил он, — ты дай мне таких, которые убивали бы других в бою».

Такими были краткие, точные ответы спартанцев, и правильно заметил тот, кто сказал, что «быть спартанцем — означает заниматься скорее философией, чем гимнастикой...»

Плутарх. Избранные жизнеописания. Ликург

На этой странице материал по темам:
  • Древняя спарта краткое содержание читать

  • Древняя история спарта краткое содержание

  • Древняя спарта краткая история

  • Социальный строй спарты кратко

  • Доклад история древней греции

Вопросы по этому материалу:
  • Какой была форма правления в Спарте?

  • Для чего каждый год правители Спарты устраивали криптии?

worldofschool.ru


Смотрите также