Ташкент древний. Старый город в Ташкенте: кусочек восточной сказки и хранилище Османского Корана
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Ташкент: история возникновения, культура, архитектура. Ташкент древний


История Ташкента

Ташкенту уже более 2000 лет. Вначале своей истории он был древним поселением, а сейчас превратился в один из крупнейших мегаполисов мира. За годы своего развития Ташкент переживал как подъемы, так и упадки развития, на его территории был не только мир, но и военные конфликты.

Возникновение города Существование живых существ невозможно без воды, она всегда была и будет залогом жизни. Колыбелью современного Ташкента стал бассейн реки Чирчик. На территории этого оазиса возникла жизнь земледельческих цивилизаций, трансформировавшись затем в столицу Узбекистана. 600 тысяч лет назад здесь поселился первобытный человек. Плодородная почва, мягкий климат, наличие животных и годящейся в пищу растительности, обеспечили его дальнейшее существование.

Первые племена скотоводов стали селиться в зоне оазиса в 3-м тыс. до н.э. Позже они научились лить из бронзы орудия труда и оружие. В ходе археологических исследований территории оазиса были найдены многочисленные места захоронений. Погребенные в них люди, были похоронены с орудиями, оружием, украшениями и другими вещами из бронзы.

К концу 2-го тыс. до н.э. в регионе наряду со скотоводством начало развиваться земледелие. Археологические экспедиции раскопали в районе Туябугузского водохранилища древние селения земледельцев. Впервые эта культура была найдена в ущелье Бургулюк, поэтому ученые прозвали ее бургулюкской культурой. Исследователи нашли одно из селений на территории Шаштепа по ул. Чаштепинской. Такое местоположение поселения объясняется близким расположением протока Джун. Земледельцы отводили воду к полям, обильное орошение способствовало большим урожаям. Жилища первых поселенцев Ташкента были похожи на полуземлянки со слабым перекрытием и деревянными стенами. Каждая землянка рассчитывалась на одну семью, здесь оборудован очаг и выкопана яма для пищевых запасов. В обиходе была глиняная посуда, которая изготавливалась вручную, расписывалась и обжигалась. Жители поселения бургулюкской культуры высеивали пшеницу и семена ячменя, для обработки земли использовали каменные мотыги. Уборка урожая осуществлялась при помощи серпов из бронзы. Зерно мололи в муку специальными зернотерками из камня. Высокого уровня развития достигло ткачество. Жители оазиса умели делать ткани из овечьей шерсти и кунжута, ученые еще не нашли сведений об использовании в этот период хлопка. Ранние земледельцы разводили коней, верблюдов и ослов, которых использовали в работах на полях.

Представители бургулюкской культуры повсеместно использовали бронзу. В формах, вытесанных из камня, они отливали из бронзы ножи, стрела, серпы, копья и другие орудия. Впоследствии бурглюксцы развились настолько, что освоили железо и полностью заменили им менее практичную бронзу.

В 6 столетии до н.э. поселения земледельцев прекратили свое существование на территории ташкентского оазиса. Ученые считают, что они стали скотоводами и объединились с племенами кочевников. Первыми, кто стал строить кирпичные дома стали переселенцы из оазисов Сырдарьи.

Во 2-м веке до н.э. над руинами поселения бургулюксцов было выстроено здание крестообразной формы, обнесенное по периметру кольцевой стеной. В его основе были крест и круг, символизирующие солнце. Внутри здания стоял небольшой алтарь, стены помещений были окрашены в красный цвет, а в одной из комнат обнаружили захоронение черепов. Историки Ташкентской экспедиции считают, что это строение использовалось как храм, в котором поклонялись солнцу, затем оно стало гробницей. Таким образом, местные жители поклонялись огню и били приверженцами зороастризма.

В связи с изменениями климата и уничтожением русел реки, скотоводы и земледельцы отправились вверх по Сырдарье в поисках лучшей жизни. Многие из них нашли свой дом в Ташкентском оазисе. Храм вместе с селением занимал территорию площадью в 25 га.

Зачатки государственности Ташкентское государство образовалось в первых столетиях до н.э. на территории Чач, Чачстан.

Древний Чач располагался в районе, где протекала могучая Сырдарья. Первые упоминания о Чач найдены на священной «Каабе Зороастра», они датированы 262 годом н.э. в. На знаменитом сооружении были выбиты надписи, в которых перечислялись все города, находящиеся в подчинении сасанидскому Ирану. Историки доказали, что надписи отражали не реальные границы, а только планы иранских правителей.

В 6-7 веке в Чач объединяло в себе около двадцати городов, историки в своих летописях  называли ее «страной тысячи замков». Путешествие в другие среднеазиатские и восточные страны осуществлялись с помощью караванных путей.

В 1-м тыс. н.э. распался Кангюйский союз, племена тюрок образовали Тюркский каганат, и стали бороться за то, чтобы Чач вошел в их земли. В 555 году город был захвачен, но тюрки не стали его разрушать. Они обнесли Чач крепостной стеной, внутри которой появилась цитадель с замком правителя. Вокруг города построили храмы и замки феодалов, неподалеку оборудовали кладбища. После вхождения в Тюркский каганат Чач превратился в известный развитый город. Он прославился разведением породистых чачских коней и ремесленниками, изготовляющими качественное оружие.

Вторжение арабов В 8 столетии арабские войска начинают вторжение на среднеазиатскую территорию. В 712 году был захвачен Самарканд. Далее было совершено три попытки осадить Чад, в 713, 714 и 719 годах соответственно. Город отражал нападения и не сдавался врагам. Но разрушения, которые оставляли после себя войска, привели к серьезному пожару, который дотла уничтожил столицу Чача. До 8 столетия город оставался лежать в руинах, пока около канала Бозсу не появилась новая столица. Арабы называли ее Бинкет, но с 11 столетия она была переименована в Ташкент. Город окружала защитная стена, внутри располагалась цитадель, кварталы и многочисленные сады.

Развитие Ташкента в 10 - 13 столетиях В конце 10-го века Чач входит в государство Караханидов. В этот период его все чаще называют Ташкентом. В 13-м веке войска хорезмшаха Мухаммада разрушили Ташкентский оазис. Поэтому к 1220 году, когда произошло монгольское завоевание, Ташкент не был центральным городом.

Ташкент в составе империи Тимура В 14-м веке к власти путем завоеваний пришел Амир Тимур. Он неоднократно бывал в Ташкенте во время своих северных походов. Последний его визит произошел в 1404 году. Тамерлан разделил северо-восточные районы империи между своими внуками и сыновьями. Девятилетнему Улугбеку достался удел с центром в Ташкенте. После смерти великого правителя, его отпрыски начали борьбу за власть.

В 15-м веке Ташкент несколько раз захватывался и в конечном итоге перешел в подданство Юнусхана Моголистанского вплоть до завоевания узбекским ханом Мухаммедом Шейбани. С этого времени Ташкентом управляли ханы династии Шейбанидов. В этот период были построены: медресе Кукельдаш, мавзолей Шейхантаура и  медресе Баракхана, а также другие строения сохранившиеся до наших дней.

В конце 16 столетия Ташкент стал частью Бухарского ханства.

Времена в составе Российской империи На протяжении 17-18 веков крепнут экономические связи России и Ташкента, регулярно курсируют торговые караваны. В 19 веке Ташкент завоевывает Кокандский хан.

В 1864 году войска Российской империи сделали попытку захватить город, но сделать этого не смогли. Осада продолжалась до июня 1865 года, тогда Ташкент присоединился к России. Он стал центром Туркестанского генерал-губернаторства. С этого момента началась новая страница в жизни города. Начала быстрыми темпами развиваться промышленность, за десять лет в новой части города открылось 28 промышленных фабрик, вскоре их стало уже 53. В основном это были кожевенные, хлопкоочистительные, пивоваренные,  механические и чугунолитейные заводы. Быстрое развитие хозяйственных связей стало возможным благодаря прокладке железнодорожных путей к Оренбургской и Закаспийской станциям. Таким образом, Ташкент стал центральным железнодорожным узлом Средней Азии.

Туркестанскую публичную библиотеку (сейчас им. Алишера Навои) стали развивать русские ученые, жившие в Ташкенте. Они пополнили ее книгами из фондов частных библиотек и научных учреждений российских городов. Постепенно развивается наука, появляются научные кружки, общества и учреждения. Развивается книгопечатание, издаются новые газеты. Русская интеллигенция жертвует средства на открытие госпиталей и аптек. Первая больница открывается в городе в 1892 году.

В 1924 году образовывается УзССР со столицей в Самарканд, но через шесть лет центральным городом становится Ташкент.

Влияние войны на жизнь столицы В годы Второй мировой войны Ташкент стал одним из оружейных поставщиков армии Советского Союза. В начале войны около половины всех заводов Ташкента наладили выпуск оружия. На территории города разместили и ввели в строй около 150 эвакуированных предприятий со всего Союза.

Лучшие помещения Ташкента переоборудовали для размещения детей. Дети-сироты ставились на учет, подростков отправляли в школы ремесленного уклона и железнодорожные училища, выпускников трудоустраивали. Женщин Ташкента инициировали массовые агитации по усыновлению осиротевших детей, которые были эвакуированы. Многие жители города взяли в семью ребенка.

В 1943 была образована Академия наук УзССР, где работали и жили в годы войны популярные писатели, литераторы, поэты из других республик.

Выдающиеся архитекторы, жившие в период эвакуации в Ташкенте, значительно повлияли на развитие архитектурного вида столицы. В городе появились красивейшие театры им. Алишера Навои и им Мукими, а также другие сооружения.

Годы в СССР и путь к независимому государству После победы в ВОВ заводы Ташкента начали снова выпускать обычную продукцию. Территория столицы начала расширятся и к 1946 достигла 130 км2. В 1947 году по улицам города проехал первый троллейбус.

Весной 1966 года произошло катастрофически сильное землетрясение. Из-за него были разрушены и повреждены многие административные строения, предприятия, больницы, школы, культурные достопримечательности и т.д. Благодаря помощи всех республик Союза за три с половиной года удалось ликвидировать практически все  последствия бедствия.

К 983 году территория Ташкента расширилась до 256 км2 , ее населяли 1902 тысяч человек. Столица стала четвертым городом Союза по численности жителей.

Будучи в составе СССР Узбекистан, несмотря на активную пропаганду коммунизма, сумел достичь духовных и культурных успехов. Этому способствовало наличие большого количества институтов, музеев, театров, больниц, научных центров, исторических достопримечательностей, издательств.

В Ташкенте жили и занимались творчеством известные литераторы, писатели, критики, композиторы, переводчики и другие деятели искусства. Больших успехов в прикладных и фундаментальных научные исследования в разных областях добились ученые Узбекистана.

У республики всегда был огромный экономический потенциал, наличие природных богатств и народ, который не боится труда и невзгод. Годы застоя и нерациональная политика советской власти не позволяла Узбекистану в полной мере использовать ресурсы своей нации. В 80-х годах ЦК КПСС провела ряд репрессивных мер, направленных на подавление идей независимости и демократии. В 1989 пост руководителя республики занял И.А. Каримов, он сыграл решающую роль в подавлении губительных для Узбекистана политических процессов. Его действия во многом способствовали дальнейшему пути государства к независимости.

ru.sitara.com

История Ташкента. С древнейших времен до наших дней — Письма о Ташкенте

Дилором Алимова, доктор исторических наук, профессор

Маргарита Филанович, кандидат исторических наук

«Правда Востока». Источник.

От Чача до Бинката

Бассейн реки Чирчик — колыбель одной из древнейших земледельческих и городских цивилизаций Средней Азии.

В его пределах был рожден и перемещался на протяжении истории столичный центр оазиса, который носит сегодня название Ташкент. Естественная расчлененная гидросеть оазиса создавала удобную основу для искусственного орошения.

Более 2,5 тысячи лет тому назад первое поселение земледельцев возникло и на территории будущего города Ташкента. Его руины изучены археологами в нижнем горизонте городища Шаштепа по улице Чаштепинской. Обитатели поселения Шаштепа обосновались у протока Джун, водная поверхность которого была почти на уровне берегов, что позволяло без особого труда отводить воду на поля. Эти первые земледельцы сеяли ячмень и мягкие сорта пшеницы, обрабатывая землю каменными мотыгами, а урожай убирали бронзовыми серпами. Жители поселка разводили в основном овец и коз, которых на лето отгоняли на горные пастбища. В хозяйстве использовали также лошадей, ослов и верблюдов.

Кроме бронзы, они освоили железо, производя из него орудия труда. Широко было развито ткачество. Вырабатывались тонко- и грубошерстные ткани из шерсти и волокон кунжута.

Древнее население поклонялось силам природы и божествам плодородия. О таких отношениях сообщают нам ранние части Авесты — священной книги зороастрийцев.

В сообщениях греческих и римских авторов, например, Геродота, Дионисия Периегета, повествуется о племенах и народах заяксартских — саках, обитавших далеко за восточными пределами средиземноморского мира, в том числе и Ташкентского оазиса. Некоторые сведения можно почерпнуть из надписей, оставленных царями Ирана из династии Ахеменидов, а также из Авесты, в которой заяксартские саки названы «могучими турами». Из них мы узнаем древнее название реки Сырдарьи — Яксарт или Якшарт.

О древней истории Ташкента свидетельствует и городище Минг-Урюк вблизи нынешнего Северного вокзала. Первые укрепления города были построены в конце I в. до н. э. — начале I в. н. э., как бы приняв от первого поселения, открытого на Шаштепа, эстафету городского строительства. В VII — начале VIII вв. здесь было сооружено дворцовое здание правителя. Сам город занимал площадь около 40 га.

Ташкентский оазис в то время был ядром государства Кангюй. Столицей его был город в долине Ахангарана (в 70 км от современного Ташкента), где сейчас находится городище Канка, раскинувшееся на 160 гектарах. В китайских хрониках он назывался Юни, а также Ши, с III в. н.э. стал столицей самостоятельного государства.

Во второй половине III в. н.э. правители этого государства выпускали собственную монету. Из них мы узнали о самоназвании государства — Чачанап (народ или страна Чача). Как географическое название Чач впервые упомянут в надписи сасанидского царя Шапура I, выбитой на Каабе Зороастра в Иране в 262 г. н.э.

В V в. н.э. Чачанап был завоеван эфталитами, создавшими громадную державу на территории Средней Азии. В VI в. н.э. на смену ей пришел Тюркский каганат. Со временем центр Ташкентского оазиса переместился с Канки на север, на территорию современного Ташкента, в уже существовавший здесь ранее город на Минг-Урюке.Китайская интерпретация местного названия Чач как Дже-Ше и Ши (иероглиф означает «камень») отразилась и в тюркском названии Ташкента — «каменный город». Ясно, что название не имеет прямого смысла, ибо город никогда не был каменным. Скорее всего, этот эпитет отражал мужество и стойкость жителей Чача, проявленных в борьбе с врагами. Напомним, что город возник в стране тех самых «могучих туров», о которых повествует Авеста. Может быть, в этом названии отражен и намек на богатство Чаткало-Кураминских гор — полудрагоценные камни, в частности, бирюза?

С начала VII века роль столицы окончательно закрепилась за городом на Минг-Урюке. Его экономическому подъему способствовала интенсивная разработка рудных богатств Чаткало-Кураминских гор. Известен «серебряный рудник Чача». Добывались также бирюза и железо. Перемещение сюда с юга основных караванных путей и центра международной транзитной торговли также благоприятствовало подъему Чача.

В Ташкентском микрооазисе, то есть на территории современного Ташкента, в эпоху раннего средневековья сформировался целый узел из четырех городов и до 20 замков и селений. Центральное место среди них занимала столица — Мадинат-аш-Шаш. Так арабские источники именуют город, руины которого изучены на городище Минг-Урюк. Название Чач передано в форме «Шаш» из-за отсутствия буквы «Ч» в арабском алфавите. В предарабское время во всей области шло бурное градостроительство, что дало хронистам право именовать область Чача «страной тысячи городов».

В VII — VIII вв. город на Минг-Урюке достиг максимального расцвета. Археологами установлено, что он значительно разросся и был обнесен крепостной стеной. Рядом с цитаделью был выстроен высокий замок правителя. Его дворец состоял из парадного зала, жилых комнат и хранилищ, уничтоженных позднее пожаром. Стены их, как и во дворце Самарканда, были украшены многоцветными росписями, изображавшими сцены охоты, культовых церемоний, а также сюжеты народного эпоса. Исследование престижных сооружений Чача свидетельствует, что эта область входила в ареал распространения согдийской культуры, которая считалась наивысшим эталоном культурных достижений Средней Азии в доарабскую эпоху. В шахристане Мадинат-аш Шаш археологами были открыты участки жилой застройки монументального типа и следы ремесленных производств, городские дома с домашними святилищами и алтарями. Ремесленники занимались первичной обработкой металлов и изготовлением орудий труда, драгоценных изделий из металла, обработкой продуктов животноводства — поступающих из степи кож, шерсти, изготовляли хлопчатобумажные и шерстяные ткани, керамическую и стеклянную посуду, ювелирные изделия.

Найденные в Ташкенте предметы импорта и монеты, не только местные, но и принадлежавшие к чеканам разных государств и владений от Византии на западе до Китая на востоке, свидетельствуют, что столица Чача была центром оживленной международной торговли.

Наиболее характерный пример крепости с обширным поселением дают раскопки Актепа на Юнусабаде. Это загородная резиденция правителя с дворцом (V — VIII вв. н.э.), на втором этаже которого располагался парадный зал с настенными росписями. Интерьеры были богато украшены резьбой по сырой глине, стены покрыты красной штукатуркой.

К храмовым сооружениям относится и комплекс, раскопанный на Актепа Чиланзарском, примерно в семи километрах от столицы.

Столица Шаша была крупным зороастрийским центром, но среди ее жителей по-прежнему были распространены земледельческие культы плодородия, почитание обожествленных предков.

Кроме того, жители городов и селений Чача были знакомы с христианством, буддизмом, манихейством — религиями, принесенными по трассам Великого шелкового пути. Толерантность и мирное сосуществование различных верований были характерны для чачского населения.

Город был и крупным центром культуры. В Чаче сложилась особая школа нескольких видов искусства. В столице работали мастера по росписи интерьеров дворцов и богатых домов, высокого уровня достигло медальерное искусство, а также изготовление штампов для портретных оттисков. Далеко за его пределами славились певцы, музыканты и танцоры, сложился даже особый стиль и ритм чачских танцев, популярный в таких отдаленных странах, как Китай.

В 20-х годах VIII в. в результате ряда походов арабов в Чач его города и в первую очередь столица подверглись разрушению и опустошению. Согласно Табари в это время была разрушена ирригационная сеть, а канал, питавший столицу, засыпан. На месте обширного некогда города на Минг-Урюке в последующие века существовал лишь небольшой пункт. Столица же была выстроена заново в восьми километрах к северо-западу от пепелища. Эти земли входили в предыдущий период в округу Мадинат-аш Шаш. Ее руины погребены под застройкой Ташкента XIX в.

В IX веке Шаш входит в состав арабского халифата. По распоряжению правительства на нужды ирригации нового города было отпущено два миллиона дирхемов. Халиф Мутасим (833-842 гг.), выделив эту сумму, приказал вырыть канал в Шаше. По данным археологии, это было связано, видимо, с усовершенствованием водной системы Бозсу-Калькаус. Правительство халифата отпускало средства и для возведения пограничных стен и крепостей-рабатов для защиты от набегов кочевников.

При халифе Мамуне (813-833 гг.) наместниками восточных территорий стали назначаться представители старой местной знати. В конце IX века здесь возникло практически независимое государство со столицей в Бухаре. Шаш входил в него. По данным археологии, он занимал северо-западную территорию современного Ташкента, центр которой находился между Чорсу, Иски-джува и улицей Навои. В арабских письменных источниках IX-X вв. упомянуто еще одно его название — Бинкат. Он управлялся раисом, которого хоким (правитель области) назначал из местной знати, часто из представителей мусульманского духовенства. Штат городского управления набирался в основном из знати — дихкан и духовенства. Чиновникам управления для поступления на службу требовались определенные знания, владение персидским и арабским языками, знание Корана и основных норм шариата. Они были должны также быть начитанными и осведомленными в разных науках. Это сословие лиц в Мавераннахре называлось по-арабски «ахл ал-калам» (люди пера) и по-персидски «дабиры» (секретари).

Город Бинкат в IX — X вв. быстро развивался экономически и к XI веку достиг своего расцвета. В это время, как никогда раньше, проявились преимущества его географического расположения. Основой процветания явились расположение на транзитном торговом пути, а также близость рудной базы. Именно в это время рудники Чаткальских и Кураминских гор активно разрабатывались. Металлургия и металлообработка играли важную роль в ремесленном производстве города. По сведениям арабского географа Истахри, ртути, золота и прочего больше всего добывается в Мавераннахре. Кроме золота и серебра, также добывались медь, железо, олово. Особо следует отметить добычу бирюзы. По сообщению Беруни, чачская бирюза высоко ценилась на Востоке.

Одно из ведущих мест занимали ткацкое ремесло и ковроткачество, сырье для чего поставляла кочевая степь. Источники сообщают об изготовлявшихся в Бинкате тканях из шерсти и хлопка, одежде, плащах, палатках, молитвенных ковриках, изделиях из кож, покрытиях из шагреневой кожи знаменитых чачских седел с высокой лукой, войлочных изделиях и юртах. Истахри упоминает, что в Шаше одежды «столько, что она в избытке вывозится в другие страны».

Город экспортировал товары собственного городского ремесла. Макдиси отмечает, что, кроме указанного выше перечня товаров, вывозились также прекрасные луки, колчаны, кольчуги, шелк, хлопок и ткани из него и орехи. Именно в IX-X вв. оформляются основные караванные пути, проходившие через Шаш в страны Юго-Восточной Азии.

Серебро Шашских рудников было высокого качества и широко вывозилось в страны Закавказья, Восточную и Западную Европу. Его было так много, что монетный двор работал прямо при руднике. Серебряные монеты (дирхемы) вывозили даже как товар в Восточную Европу. Большое количество серебряных монет того времени найдено на широкой территории — до Москвы и Новгорода, Финляндии и Дании, что свидетельствует об интенсивности торговых связей с этими странами.

***

На переломе эпох

Бесконечные междоусобные войны, нападения кочевых племен, захваты и разграбления города тормозили развитие экономики, культуры и городской жизни и привели к кризису в XVII веке, который продолжался до XVIII века.

Но конец XVIII столетия стал временем нового возрождения городской жизни. Благодаря Юнусходже, хакиму Шейхантахурской даха, произошло объединение и укрепление региона, преобразовавшегося в Ташкентское государство. Оно укрепляло свой статус и даже вело войны за расширение границ. В 1810 году Ташкент вошел в состав Кокандского ханства.

В середине XIX века социально-экономический кризис, охвативший среднеазиатские ханства, способствовал осуществлению стратегических планов Российской империи в отношении этого региона и захвату Кокандского ханства. Ташкент был одним из главных центров, через который осуществлялась торговля с соседними государствами — Бухарским и Хивинским ханствами, Китаем, Афганистаном, Индией и Россией.

Город в это время имел площадь 30 квадратных верст и 12 ворот: в северо-восточной части располагались Лабзакские и Кашгарские, в восточной — Кокандские, Кайтмасские и Семагачские, на юго-востоке — Камолон, юге — Самаркандские, на западе — Кукчинские, Чигатайские, Сагбанские, Карасуйские и на севере — Тахтапульские. Население города пользовалось водой канала Бозсу, от которого отходили 12 главных арыков. Численность населения приближалась к 100 тысячам. Социальный состав был разнообразен: от крупных землевладельцев, купцов, светских и духовных лиц до ремесленников. Город славился многочисленными прядильно-ткацкими мастерскими, дерево- и металлообрабатывающим, кожевенным, гончарным и текстильным производством. В Ташкенте в то время действовало до 400 мечетей, 10 медресе. Во главе города стоял бек, который назначался кокандским ханом, ему в свою очередь подчинялись минг-баши, управляющие четырьмя частями города: Кукча, Бешагач, Шейхантахур, Себзор. Каждая часть делилась на множество кварталов-махаллей, которыми управляли юзбаши. Н.А. Маев писал, что в Ташкенте к 1876 году было 149 махаллей.

В Ташкенте было много базаров, которые являлись самыми многолюдными местами города. Крупнейшие — Эски жува, Чорсу, Регистон и Каппон. Базар Регистон, который находился в центре Старого города, соединялся улицами с каждыми из ворот.

Американец Юджин Скайлер, который в XIX веке путешествовал по Центральной Азии и в 1873 году посетил Ташкент, писал, что «ни один азиатский город не столь многообразен, как Старый Ташкент. Его улицы причудливо изогнуты, и когда вы идете по ним, они то взбираются вверх, то спускаются вниз, вдруг вы упираетесь в какую-то стену или оказываетесь под деревянным порталом мечети, минарет которой уходит далеко в небо». Характеризуя Старый город, он отмечал, что стоит пересечь мост через канал Анхор и сразу начинаются лавки, за ними -литейная мастерская, текстильная мануфактура и стены, на которых сушатся свежевыкрашенные мотки хлопка, и перед пешеходом вырастает великолепное медресе Бекляр-бека, которое отличает главный вход в базар…

Первая попытка генерала Черняева овладеть Ташкентом 27 сентября 1864 года окончилась неудачей. По сведениям историка этого времени Мухаммада Салиха Кори Ташканди, городские старейшины под руководством Ишана Карабашходжа собрались в медресе Эшонкулидодхоха и решили не сдаваться и оборонять Ташкент. Жители героически сражались за свой город. Подоспевший со своим войском Амирлашкар Мулла Алимкул дал отпор отряду Черняева, который вынужден был отступить в Чимкент. Однако военная оснащенность противника была несравненно выше. Чтобы принудить Ташкент к сдаче, во время нового похода в 1865 году Черняев перекрыл арык Бозсу у крепости Ниязбек, лишив город воды.

Овладев крепостью Ниязбек, 7 мая войска Черняева подошли к Ташкенту. В боях между кокандскими и русскими войсками в этот же день героически сражавшийся Амирлашкар Алимкул был тяжело ранен и вскоре скончался.

После длительной 42-дневной осады Ташкента новое наступление русских войск началось в ночь с 14 на 15 июня. 15 и 16 июня в городе продолжались уличные бои. Силами защитников руководил Искандербек, посланный бухарским эмиром во главе небольшого отряда. 16 июня к вечеру город был вынужден сдаться. 17 августа 1866 году было объявлено о включении Ташкента в состав Российской империи.

11 июля 1867 года было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. К этому времени русские войска уже захватили Ходжент, Уратюбе, Джизак. В 1868 году после сражения с войсками эмира бухарского на подступах к Самарканду этот город был взят и область также присоединена к Туркестанскому генерал-губернаторству. Ташкент одновременно стал центром губернаторства и Сырдарьинской области и резиденцией генерал-губернатора. В этом же году на левом берегу Анхора началось строительство новой части города, где в дальнейшем проживали царские чиновники, офицеры и представители русского населения.

В 1876 году Кокандское ханство было упразднено, а на его территории образована Ферганская область Туркестанского генерал-губернаторства. Бухарский эмират и хивинское ханство стали протекторатами Российской империи, потеряв суверенитет.

Основой административного устройства края было военно-народное управление, при котором вся полнота власти осуществлялась русской военной администрацией, а для управления местным населением в волостях избирались из его состава волостные управители. Во главе Ташкента был поставлен начальник города, назначенный военным губернатором.

В 1877 году в Ташкенте было введено положение по делам городского хозяйства. Им стала ведать Городская дума. В состав Думы избирались 72 гласных.

В 70-90-х годах XIX века Ташкент становится крупным торговым, промышленным и культурным центром Средней Азии.

Новые промышленные предприятия, торговые конторы и культурно-просветительские учреждения сосредоточились в новой части города. Старая часть почти не перестраивалась. Новая инфраструктура и социальное обслуживание не касались местного населения. Постепенно в Ташкент стали прибывать, как и в другие города Туркестана, безземельные крестьяне из России, которым отдавались лучшие земли и создавались условия для работы и которые стали здесь опорой царской администрации.

К 1904 году численность населения возросла до 170 тысяч. Из них только 40 тысяч жили в новом городе.

Приезжие и местные купцы и предприниматели стали открывать здесь продуктовые и галантерейные магазины, фабрики и заводы, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, продукция которых вывозилась в метрополию. Особенное значение для Российской империи имел хлопок. Благодаря завоеванию Средней Азии она стала обладателем этого дешевого сырья, и с этого времени была основана монополия хлопка в Туркестане. К концу XIX века в Ташкенте было 7 хлопкозаводов. В 1885 году в городе уже действовало 27 промышленных предприятий с общим количеством рабочих 365 человек и с валовой продукцией в 680,6 тысячи рублей, 25 из них принадлежали русским капиталистам. Интенсивное освоение национальных богатств Туркестана привело к обнищанию масс. Капитализация, охватившая все отрасли производства, обанкротила многих местных предпринимателей, не выдержавших конкуренцию с заводским производством. Под особый контроль царской администрации были взяты учебные и религиозные заведения. Все это вызывало возмущение народа.

В Ташкенте, как и во многих городах Туркестана, неоднократно происходили восстания против колониального режима. В 1892 году произошел «Холерный бунт». Население Ташкента выступило против ущемления своих прав при захоронении умерших от болезни и необеспечении коренного населения необходимыми средствами защиты от холеры. Одно из крупнейших восстаний 1916 года, охватившее весь Туркестан, было вызвано указом царя о мобилизации на тыловые работы в прифронтовые зоны представителей мужского коренного населения Туркестана. Оно началось в Ташкенте, и перешло в Джизак, Фергану и другие области края. В результате его подавления 3000 участников восстаний было предано суду, 20 из них казнены, 162 отправлены на каторжные работы, остальные подверглись тюремному заключению. Эти действия царской администрации возмутили всю передовую общественность края, особенно прогрессивно настроенную его часть, которая стремилась к обновлению и реформам.

В это время роль Ташкента как центра традиционной духовной культуры для населения Туркестана все более увеличивалась. С конца XIX века Ташкент становится центром зарождающегося просветительского движения под названием «джадидизм». Джадид -означало новое. Прогрессивная национальная интеллигенция Туркестана поставила перед собой две основные цели: подъем уровня жизни и просвещения народа до уровня жизни просвещенных наций и строительство в Туркестане национально-демократического государства. Наряду с Махмудходжа Бехбудий, руководил движением ташкентец Мунавваркори Абдурашидханов — видный общественный и политический деятель, журналист и педагог. Прогрессивная местная интеллигенция Ташкента, в круг которой входили пользовавшиеся популярностью среди народа своими знаниями и образованием Абдулла Авлоний, Убайдулла Асадуллаходжаев, Саидрасул Саидазизов и другие, возглавила работу по созданию новометодных школ, учебников, театральных групп, просветительских обществ, изданию газет. Первую такую школу под названием «Намуна» организовал в Ташкенте Мунавваркори Абдурашидханов. Всего в Ташкенте к 1910 году функционировало 11 школ. В начале XX века издавались такие газеты, как «Тараккий», «Хуршид», «Шухрат», «Осие», ‘Туджор» и др. Эти просветительские реформы постепенно выросли в политические задачи.

Ташкент накануне большевистского переворота и после него был бурным центром политических событий. После захвата власти большевиками в сентябре 1917 года демократы Туркестана, выступая против антинародной деятельности большевистской власти, противоречащей социальному равенству, продекларированному на бумаге, объявили о Туркестанской автономии в городе Коканде. Первым поддержало это население Ташкента, вышедшее на митинг в поддержку «Туркистон Мухторияти» 13 декабря 1917 года. В нем участвовали 150 тысяч человек, требовавших от большевистского правительства признать суверенитет республики. Однако по демонстрантам красноармейцами был открыт огонь и убиты 16 человек. Республика «Туркистон Мухторияти» была разгромлена.

28 октября 1917 года железнодорожники совместно с солдатами Ташкентского Совета большевиков совершили вооруженный переворот. Было образовано новое правительство — Совет Народных Комиссаров, в который не вошел ни один представитель коренного населения. Туркестан был объявлен Туркестанской автономной республикой в составе РСФСР, но эта автономия носила чисто декларативный характер. С 30 апреля 1918 года Ташкент был объявлен столицей ТАССР. Социально-экономические реформы советской власти: индустриализация, коллективизация сельского хозяйства неоднозначно повлияли на развитие как города, так в целом и республики. Он лишился предпринимателей, лучших хозяйственников. Сталинские репрессии 30-50-х годов уничтожили высший круг интеллигенции Ташкента — национальных руководителей, так и писателей, поэтов, музыкантов. Среди них — жившие и работавшие в Ташкенте Усман Носир, Эльбек, Боту, Абдулла Кадыри, А. Чулпан и другие представители культуры и науки.

Но, несмотря на это, благодаря терпению, трудолюбию народа город благоустраивался. Здесь были построены текстильная, табачная, обувная фабрики. Созданы Бозсуйская, Бурджарская гидроэлектростанции, а также ГЭС Кадирия.

В годы Второй мировой войны промышленность Ташкента полностью работала на нужды фронта. К началу 1942 года почти половина всех промышленных предприятий перешла на полный или частичный выпуск военной продукции. Наряду с этим в кратчайшие сроки в городе разместили и обеспечили ввод в строй действующих свыше 100 предприятий, эвакуированных из других регионов. В декабре 1941 года в Ташкенте действовало 137 предприятий, из них 64 выпускало военную продукцию. Немало бойцов-узбекистанцев, и в том числе из Ташкента, воевало на фронтах Второй мировой войны. В годы войны в городе действовало до 20 госпиталей (7650 коек). Проводилась большая работа по оказанию помощи семьям военнослужащих. Население собирало денежные средства, детскую одежду. По призыву женщин Ташкента началось массовое движение по усыновлению эвакуированных детей, тысячи жителей последовали этому призыву.

В годы войны в Ташкенте работали 375 крупных ученых и научных работников из Академии наук СССР. В 1943 году была создана Академия наук Узбекистана, работало 23 научно-исследовательских учреждения.

В Ташкенте наряду с известными поэтами, писателями и композиторами Гафуром Гулямом, Айбеком, Шейхзаде, Зульфией, Абдуллой Каххаром, Мухтаром Ашрафи, А.Ф. Козловским и другими плодотворно трудилось молодое поколение литераторов — Мирмухсин, Саид Ахмад, Аскад Мухтор, Хамид Гулям и другие.

26 апреля 1966 года в результате землетрясения были разрушены и повреждены многие промышленные предприятия, культурные, медицинские, коммунально-бытовые учреждения, школы. При участии всех республик страны за 3,5 года последствия землетрясения были ликвидированы.

В Ташкенте плодотворно функционировала Академия наук, при которой были открыты институты ядерной физики, химии растений, сейсмологии, электроники, биохимии и другие. Имена ученых Я. Туракулова, В.П. Щеглова, А. Садыкова, М. Набиева, С. Юнусова, Т. Сарымсакова, У. Арипова, И. Муминова, П.Г. Булгакова, Я. Гулямова стали известны далеко за пределами Узбекистана.

Среди других союзных республик Узбекистан выделялся своими огромными экономическими возможностями, природными богатствами, интеллектуальным потенциалом и трудолюбивым народом. Поэтому годы господства административно-командной системы и, в частности, годы застоя, были периодом очень больших потерь для Узбекистана. Репрессии ЦК КПСС, проведенные в 80-х годах под названием «узбекское дело», коснулись и многих неповинных специалистов столицы. Огромную роль в нейтрализации этих процессов сыграл избранный в 1989 году новый руководитель республики И.А. Каримов. Учреждение поста президента и избрание его на эту должность в Ташкенте в 1990 году определило путь Узбекистана к независимости.

mytashkent.uz

Старые фото Ташкента СССР (89 фото) — Письма о Ташкенте

Понедельник, 21 сентября 2015 (3 года назад) | Добавить в закладки |

Просмотры: 3 828

| EC
Ташкент - 1 мая 1957 г. Около театра Навои
1 мая 1957 г. Около театра Навои
195..г. Гастроном, Б. Хмельницкого 18. Фото старогоТашкента
Ташкент 1962г.
1972 г.Ташкент
1976г Чорсу. Ташкент
1976г Чорсу
1985 год. — Памятник Гагарину в Ташкенте. стоял в другом месте
Cтелла Ташкенту от строителей Московской области.1974г
А. Г. Петелин и др. Дом ВСНХ (ныне — редакция газеты Вечерний Ташкент). 1928. Ташкент.
А.-Икрамовский парк 1990г
Ташкент. Актепе 68-69
Алайский рынок.80-е годы.
Старый Ташкент — аллея входа на базар в Старом городе!
В сборочном цехе Ташкентского авиамоторного завода гражданской авиации.
В. А. Волчек, А. И. Ларионов. Дом писателей. 1938. Ташкент.
Вокзал1986г
вроде платина
Выступление В. В. Куйбышева на митинге в Ташкенте. 1920.
Г. Н. Сваричевский. Здание управления амударьинскими изысканиями (ныне Президиум АН Узбекской ССР). 1928. Ташкент.
Старый ТАшкент - Гостиница Россия 1968г
Гостиница Россия 1968г
Гостиница Ташкент - старое фото
Гостиница Ташкент
Гостиница Узбекистан 1974г
Гостиница Узбекистан 1974г
Гулям Хусейн. Мавзолей Каффаль Шаши в Ташкенте. 16 в.
ГУМ в 1940 год
Д. Юсупов. Керамическое панно на здании Выставки достижений народного хозяйства в Ташкенте. 1970.
Детский мир.
Детский сад от строителей Душанбе. 1968 год…
ДК Обувщиков — старое фото Ташкента
Дом счастья возле дворца Дружбы Народов.
Дома №62, №64 и т.д. на 2-м квартале вдоль Волгоградской улицы в 1965 году.
Е. Г. Розанов, В. Н. Шестопалов, Ю. А. Болдычев. Ташкентский филиал музея В. И. Ленина. 1970. Ташкент.
Женская гимназия. Виды Ташкента
Зима в Ташкенте1970г
Институт Ташгипрогор. Проект планировки и застройки центра Ташкента. 1960-е гг. Макет.
Кадр из фильма Всадники революции. Реж. К. Ярматов. 1968.
Кадр из фильма Ты не сирота. Реж. Ш. Абасов. 1963.
канал
Кафе Анхор
Квартал 23. Девятиэтажки №52, 53, 54, 55 и 69. 1974 год.
Керамическое блюдо.
к-т Чайка 70-е
Комиссия по проведению земельно-водной реформы. Ташкентский округ. 1926.
Комсомольское озеро 1960
Комсомольское озеро — Старое фото Ташкента
Кувшин для умывания. Гравировка и чеканка по меди.
Лутфи 1968-69
Май 1966 года, новоселье на Чиланзаре…
Метро Сабир Рахимова 1978г.
Метро Хамза 1978г.
Морская школа 1983г На заднем плане дома 17кв-ла
Моя бабушка Агнесса Дмитриевна Полыгалова. Ташкент. Начало 20 века.
Мужская гимназия — ВИДЫ ТАШКЕНТА
Новые дома построенные латвийскими строителями.
О. Татевосян. Дорога в сады. 1928. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.
Строительство Ташкента после землятресения 1966 году
От строителей Белоруссии. 1968 год…
От строителей Украины. 1967 год…
П. П. Беньков. Девушка с дутаром. 1947. Музей искусств Узбекской ССР. Ташкент.
Парк Тельмана, 1963г.
парк Тельмана
Пед.училище им.Крупской
Похороны убитых рабочих во время Революции 1905-1907. Ташкент. Октябрь 1905.
Райисполком 1970
Ресторан Чиланзар- 1986 год…
Ресторан Чиланзар.70-е годы.
сталин
Сузани.
Старый Ташкент.
Старый Ташкент. Вид части города.
Ташкентский аэропорт
Ташкентский цирк.
теззиковка улица — Старый Ташкент
Тезиковка
Торг центр Чиланзар
торг.центр чиланзар — старый Ташкент
Торговый центр Чиланзар 1965 г.
Торговый центр.60-е годы.
Торговый Центр Чиланзар - старое фото
Торговый центр…1980 г.
Торжественный митинг в Ташкенте в честь установления Советской власти. 1917.
У площади Ленина 1988г
У театра имени Навои. 1975 год.
Ул.Гагарина.Чиланзар
Улица Навои.Дорога ведущая к детскому миру.
Участники соревнования в Чиланзарском районе.1968г. Ул.Гагарина.
Фархадская 68-69
Центральный телеграф. улица Навои. Начало 1950-х годов. Старый Ташкент
ЦУМ 1967г
ЦУМ, Ташкент, старое фото
ЦУМ 1968г
Чиланзар новоселье 1966г
Чиланзар семидисятых,слева 22 кв,справа 25кв…
Чиланзар.За речкой на горе
Э. Фахрутдинов. Кафе Буратино. 1965. Ташкент.

Источник.

mytashkent.uz

Ташкент: история возникновения, культура, архитектура

Огромный (2,5 млн человек) город расположен на равнине в долине реки Чирчик. Сейчас это самый крупный город СНГ. С высоты птичьего полета вы увидите каменные дома, тонущие в зелени. В Ташкенте на каждого жителя приходится 69 озелененных квадратных метров. История этого города уходит глубоко в древность, где первые земледельцы сеяли ячмень, а из Китая в Европу шли километровые караваны по Шелковому пути.

Столица Узбекистана

Узбекистан – это республика в Средний Азии, когда-то входившая в состав СССР. Здесь проживают в основном узбеки, но есть и русские. Вероисповедание большинства жителей – ислам. Сейчас это независимое государство со своими особенностями. Современная территория Узбекистана имеет 10-тысячелетнюю историю! На сегодняшний день в Узбекистане проживает около 33 млн человек. Территория государства обширная, но для проживания большая ее часть не пригодна. Местность – пустыни и горы. В стране 7 крупных городов, самый населенный – Ташкент, с него началась история государства.

Древний Ташкент

Столица Узбекистана – Ташкент, изначально была оазисом в пустыне, перевалочным пунктом всех путников знаменитого Шелкового пути. Город стремительно рос и менял своих владельцев. Китайцы называли его Юни, персы – Чач, арабы – Шаш. Но привычное нам имя городу дали турки в 9-м веке. До сих пор на территории современного Ташкента находят остатки древних городов. Большинство из них располагались в долине реки Юн. История Ташкента как торгового города сделала его узнаваемым на Востоке. В нем жили богатые купцы и ремесленники.

История Ташкента с древнейших времен была наполнена войнами и завоеваниями:

  • В 14-15-м веках город входил в империю Тимура. Столицей империи был Самарканд.
  • В 16-м веке Ташкент перешел к узбекской правящей династии шейбанидов.
  • В 1586 г. город отвоевывают казахи.
  • С 1557 по 1598 год Ташкент вновь подчинен узбекской династии шейбанидов, правителю Абдуле. В это время появляются первые монеты.
  • С 1598 по 1604 г. власть переходит к Кельди Мухаммаду, также выпускающему свои монеты.
  • С 1630 года город переходит Казахскому ханству.
  • В 1784 году создается независимое Ташкенское государство под руководством Юнуса Ходжа. Однако после его смерти эту территорию отвоевало Кокандское ханство в 1807 г.
  • В 1865 году Ташкент после боя переходит Российской империи.

История города

Столицей Узбекистана Ташкент стал только в 1930 г. До этого история города Ташкента была связана с царским режимом. Российская империя пыталась захватить все сферы жизни населенного пункта, вплоть до религиозной ее составляющей, чем вызвала обоснованный протест у местного населения. Уже в советское время на Ташкент обрушилась ленинская идеология.

Во время Великой Отечественной войны в город было эвакуировано множество советских граждан, а также фабрик, кинотеатров и целых заводов. Советская цивилизация смешивалась с традиционной мусульманской культурой. Тысячелетняя история азиатского оазиса наполнялась современными идеалами коммунизма. Ташкент жил смешанной жизнью, и когда в 1991 году он стал столицей независимого Узбекистана, у города начался новый виток истории.

Культурный Ташкент

В Ташкенте множество учебных заведений, научных учреждений, а также театров, кинотеатров и парков. В городе создано все для получения достойного образования и культурного времяпрепровождения. Одних только высших учебных заведений насчитывается более 30, из них 7 научных академий, 7 военных институтов. Но хотелось бы заострить внимание на театрах, их в городе 12. Они являются культурными центрами, памятниками архитектуры и имеют свои уникальные истории.

Академический театр
  • Один из самых красивых театров – Большой театр оперы и балеты имени Алишера Навои. Был построен в 1939 году. Уникальность его – в архитектурном строении. Шесть залов театра обладают своим стилем, каждый из который отражает удивительную культуру Узбекистана.
  • Узбекский национальный академический театр. Самый старый зал, на 540 мест, основан в 1914 году. Сейчас он полностью реконструирован, у него огромный купол с изображением голубого неба, стеклянные люстры придают ему величественный и роскошный вид.
  • Русский драматический театр, созданный в 1934 году, в 2001-м также был реконструирован. Он приобрел более современный облик с зеркальным фасадом.
  • Драматический "Ильхом" – первый независимый театр в Узбекистане. Был создан как экспериментальная студия узбекской молодежи и является не государственным проектом.

Музеи

На сегодняшний день в Ташкенте действует 22 музея. Рассмотрим самые интересные из них:

  • Музей истории. Государственный музей истории Узбекистана в Ташкенте – интереснейший и самый старый музей Центральной Азии. О богатой истории государства вам расскажут более 250 тыс. экспонатов! Здесь собраны редчайшие предметы архитектуры, нумизматики, предметов быта древнейших цивилизаций. Музей истории Ташкента сегодня является самым крупным в Узбекистане. Его часто посещают гости этой чудесной страны.
Музей истории Узбекистана
  • Государственный музей истории Тимуридов в Ташкенте. Это молодой музей, открытый в честь Амира Темура, который сыграл важную роль в становлении Узбекистана. Здесь отображена целая эпоха выдающегося правителя, само здание представлено в образе восточной архитектуры того времени.
  • Государственный музей искусств – не менее уникальный, начиная с волшебного здания в восточном стиле. Здесь собрана огромная коллекция произведений Зарубежного Востока: Китая, Японии, Индии, Кореи, Ирана. Также есть и русский зал с уникальной коллекцией 15-20 вв.
  • Музеи Ташкента удовлетворят любой вкус. Любители почитать откроют для себя богатство узбекской литературы в Музее литературы имени Алишера Навои. Здесь собраны уникальные сочинения материальной и духовной культуры народа.
  • Научно-просветительный музей природы Узбекистана расскажет своим посетителям о флоре и фауне страны, проведет по географическим ландшафтам республики и заставит вздрогнуть от сюжетов охоты на мамонта.
  • Также в Ташкенте есть музей астрономии, вооруженных сил, киноискусства, Олимпийской славы, планетарий и музей железнодорожной техники.

Религиозный Ташкент

Учитывая тысячелетнею историю, множество культур, смешение эпох и властей, нельзя не сказать о восхитительных религиозных памятниках архитектуры, рожденных в этих исторических противостояниях. Самые крупные из них:

  • Комплекс Хазрет Имам был возведен частями в разное время: медресе Баракхан – в 1532 году, а мусульманский храм – в 2007 г. Комплекс по праву можно назвать визитной карточкой всего мусульманского мира Ташкента.
Комплекс Хазрет Имам
  • Не менее значимый памятник архитектуры – Комплекс Шейхантаур. Сегодня это мемориальный комплекс, где покоятся в мавзолеях останки великих правителей Узбекистана.
  • В прошлом образовательное учреждение, крепость и караван-сарай Медресе Кукельдаш сейчас является центром культуры Ташкента.
  • Современная белоснежная Мечеть Минор построена в 2007 году, завораживает своей хрупкостью и восточным колоритом. Сейчас это самый крупный молитвенный зал, рассчитанный на 2400 человек.
Мечеть Минор
  • В царское время в Ташкенте был возведен Успенский собор. Нежно-голубая церковь была полностью отреставрирована в 90-е годы.
  • Католический храм – Собор Святейшего Сердца Иисуса является историческим памятником. Этот готический собор очень отличается от хрупкости восточной архитектуры.

Достопримечательности

Кроме религиозных памятников архитектуры, а также музеев и театров, в городе есть уникальные места, в которых интересно побывать. Одно из них – Площадь Независимости. В самом центре города на необычной арке сверкает монумент Независимости, окруженный прохладными фонтанами.

Аккуратный Сквер Амира Темура больше похож на гигантский парк с фонтанами, монументами и зелеными лужайками.

Сквер Амира Темура

Дворец князя Романова – еще одна достопримечательность в сердце Ташкента. Дворец построен в 19-м в., стиль модерн явно выбивается из привычной архитектуры города. Здание утопает в зелени, его невозможно не заметить.

Национальный парк Алишера Навои был открыт в советское время. При входе в парк вас встретит Стелла с типичным голубым куполом, под которым возведен одноименный памятник. Парк создан для культурного досуга и отдыха горожан, его по праву можно считать культурной достопримечательностью города.

Современный Ташкент

Помимо древних и исторических сооружений царского, советского прошлого и совсем ранних исторических эпох, Ташкент нельзя назвать древним. Город идет в ногу со временем. Одним из главных средств передвижения является ташкентский метрополитен. Одно из самых красивых метро в Советском Союзе по праву можно назвать местной достопримечательностью.

Метро Ташкента

Невозможно представить центр восточной культуры без базара. Рынок «Чорсу» обрел современное обрамление, сохранив при этом уникальность восточной архитектуры.

Базар в Ташкенте

Мы уже давно не можем представить свою жизнь без телевизора, и Ташкентская телебашня напоминает нам об этом. Высота башни – 375 метров, там расположена смотровая площадка и двухуровневый ресторан.

Аквапарки – еще одна особенность города. Их на территории города больше десяти. В современном Ташкенте справиться с постоянной жарой теперь можно приятным способом.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать о тяжелой судьбе города, который, несмотря ни на что, продолжает развиваться и радовать своих горожан зелеными парками, отреставрированными мечетями и соборами, восстановленными улицами. Жители города никогда не забудут о страшном землетрясении 1966 года, которое сильно разрушило центральную часть города, тогда на восстановление ушло 3,5 года. Также не забыт террористический акт в 1999 году, когда 5 взрывов нанесли огромный урон городу и спокойствию населения. Люди помнят сносы архитектурных памятников в 2009 году, на месте которых сейчас стоят современные монументы, отдающие дань своим предшественникам. На протяжении веков город вставал из руин, становясь еще краше и интереснее.

Это город, в котором стоит побывать хоть раз в своей жизни. Чтобы познать историю Ташкента, следует приехать сюда надолго.

fb.ru

Карта древнего Ташкента — Письма о Ташкенте

Нурулин Тимур

Более двух тысяч лет назад в долине реки Чирчик зародилась градостроительная культура – прародительница современного Ташкента. Как известно, древнейшие цивилизации зарождались в долинах рек. Вспомним Египет, возникший на берегах Нила, Хараппскую цивилизацию – в долине Инда, Месопотамию, которая располагалась на равнине между Тигром и Евфратом, Маргуш на реке Мургаб. И Древний Ташкент не стал исключением, ведь вода – источник жизни.

На востоке амфитеатром раскинулись Западные отроги Тянь-Шаня, там, где восходит Солнце и откуда берет свое начало река Чирчик, полого спускаясь в равнину ею же и намытую. На правобережье реки высоким уступом нависает Ташкентская терраса в виде лёссовых отложений, край которой мы можем наблюдать и сегодня на Южном вокзале и крутой спуск на Паркентском рынке. По этой же террасе сегодня можно подняться в Экопарке имени Бабура и в Центральном парке имени Мирзо Улугбека. Именно вдоль этого уступа археологами были найдены древнейшие сооружения Ташкента.Ташкентскую террасу рассекают глубокие лёссовые каньоны древних каналов Ташкента, свидетельствующих об их древности. А какие у них названия! Калькауз (Кей-Кавус), Зах (Заль), Салар, а холмы Мингурик и Шахнишин-тепа в народе называют Афросиаб. Эти названия – имена легендарных правителей и героев Ирана и Турана.Благоприятные географические условия сыграли ключевую роль в выборе места для проживания первых поселенцев Древнего Ташкента. Плодородный двадцатиметровый слой лёссовых отложений способствовал не только развитию земледелия, — это еще и отличный строительный материал. Древние зодчие формовали из него крупные пахсовые блоки и сырцовые кирпичи, из которых возводили стены и своды храмов, дворцов и гражданских сооружений. В условиях защищенности от влаги, здания из необожженной глины могут простоять тысячелетия. Видимо, — это была одна из причин, по которой здания древнего и раннесредневекового периодов на территории Ташкента возводились на холмах или искусственно поднятых платформах, как это делалось в Шумере при возведении зиккуратов. Искусственные платформы защищали зиккураты от намокания нижних частей строения во время разлива рек.А началась градостроительная деятельность в Древнем Ташкенте со строительства храма-обсерватории Шаштепа во II в. до н.э., были, конечно, до этого в бронзовом веке и стоянки и землянки, но такого грандиозного сооружения еще не было (здесь мы ограничиваемся территорией современного Ташкента) . Построено здание строго углами по сторонам света – редкий случай в истории архитектуры. Разве что, зиккураты Месопотамии так строили. А какой гармоничный план! Здесь и золотое сечение и святое, в лучших традициях древнего мира. В плане здание — мандала, основа построения древних индийских культовых строений. Есть даже древние тексты Шульбасутра и Грихьясутра — правила возведения алтарей и храмов. Какая география, какие культурные связи!Какая это была страна? Многие ученые уже давно сошлись во мнении, что на территории Древнего Ташкента две тысячи двести лет назад существовала страна Канг или Кангха, описанная в Авесте, а позже отмеченная и в Шахнаме Фирдоуси. В китайских источниках она известна под названием Кангюй.На карте изображены авторские графически реконструированные археолого-архитектурные памятники Ташкента древнего и раннесредневекового периодов, на которых проводились масштабные археологические изыскания, которые помогли выявить планировочную структуру зданий. Это Шаштепа, Мингурик, Актепа Чиланзар, Актепа Юнусабад, цитадель Ханабад. Что позволило автору со значительной долей достоверности визуализировать ретроспективный вид строений, привлекая аналогии сходные территориально и по времени функционирования.Здесь отмечены и другие памятники, сохранившиеся в виде так называемых «тепа», — холмов, на которых еще не производились значительные раскопки. Археологами тут закладывались шурфы с целью выявления датировки, но они еще ждут своего открывателя. А пока мы их бережно называем Молчаливые холмы, хранящие свою тайну. Месторасположение и названия их даны по археологической карте, представленной в книге Филанович М.И. «Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках».Изображения животных дополняют картину тех времен. Они взяты с Каунчинских печатей найденных на территории Большого Ташкента, и синхронных времени функционирования строений Шаштепа и Мингурик. Древние жители региона изобразили оленей, архаров, горных козлов, коней и рыб. Тех животных, которых они видели. Остеологический материал, находимый археологами при раскопках многочисленных тепа Ташкента, подтверждает это.На изображение древнего ландшафта Ташкента наложен каркас современных улиц с целью удобства нахождения памятников в структуре сегодняшнего города. Ярко оранжевым цветом отмечен маршрут бренда «Древний Ташкент», проходящий по основным улицам города. К примеру, памятники Шаштепа, Актепа Чиланзар и Мингурик объединяют две основные улицы Шота Руставели и Мукими, а от Мингурика до Актепа Юнусабад основу пути составляет проспект Амира Темура.Карта Древнего Ташкента – это виртуальная реконструкция древнего города, которая имеет своей основной целью сохранение культурного наследия через популяризацию его образов.

Ко дню рождения Маргариты Ивановны Филанович.Источник.

Что ещё почитать на схожие темы

mytashkent.uz

кусочек восточной сказки и хранилище Османского Корана. Достопримечательности Ташкента

Салям аллейкум, дорогие наши друзья!

Приветствуем вас в этот тёплый день! У нас он тёплый, ну или почти  А у вас? Надеемся, что тоже! В такую страну, как Узбекистан, туристов манят к себе не пустыни и современные постройки, а старинная архитектура, восточный колорит. И если в Бухаре Старый город — это, по сути, единственная достопримечательность, то вот Старый город в Ташкенте почему-то не сильно пользуется популярностью.

Ну или даже не так. Популярностью у туристов он, конечно же, пользуется, но когда мы пытались объяснить таксисту, что хотим посмотреть на какие-нибудь старинные мечети и медресе, он изумленно на нас смотрел, разводил руками и пытался наводящими вопросами понять, что же надо этим странным туристам

Возможно, такая ситуация сложилась только с нами, и таксист попался просто не местный, но в итоге мы туда всё равно попали.

Старый город в Ташкенте

Старый город в Ташкенте — это жилые дома конца 19 века, это средневековые памятники архитектуры: Мечеть Хазрети Имам, медресе Барак Хан и Муйи муборак, древние манускрипты и ещё много чего интересного! И обо всём этом мы сегодня вам и расскажем!

Название «Старый город» возникло ещё в период царского колониализма, когда было принято решение о строительстве нового города. Негласной границей между Новым и Старым городами стали считать канал Анхор.

Итак, Старый город в Ташкенте - что же мы увидели там?

  • Мечеть Хазрети Имам
  • Медресе Барак-Хан, которое было построено в XVI веке
  • Медресе Муйи муборак, где хранится древний Коран
  • И здание, которое нельзя было фотографировать

Я так поняла, что всё это — единый комплекс Хазрети Имам, религиозный центр Ташкента, расположенный в старом городе среди жилых кварталов с глинобитными домами. Пишут, что главным архитектором комплекса является президент Республики Узбекистан — Ислам Каримов. И что на реставрацию было затрачено около 500 млн. американских долларов. Комплекс выглядит как единый, потому что при реставрации всех объектов использовались схожие материалы.

Мечеть Хазрети Имам

Новое здание мечети Хазрети Имам построили в 2007 году. Мечеть и два минарета высотой по 56 метров, расположенные по две стороны от мечети, выполнены в стиле 16 века и украшены изумительной резьбой по дереву. Над этим комплексом хорошо поработали не только узбекские мастера, но и ландшафтники, украсив территорию экзотическими деревьями и кустами, специально привезенными из разных стран.

DSCF2574

Старый город в Ташкенте: панорамка

DSCN1970

DSCN1965

DSCF2589

Посмотрите, какие шикарные резные двери…

DSCN1966

А теперь давайте зайдём внутрь и посмотрим, как же там всё устроено.

DSCF2595

DSCF2594

Посмотрите на резные столбы — удивительная работа!

DSCN2003

DSCN2002

DSCN1996DSCN1997

А как вам входные ворота?!

DSCF2607

DSCF2604

А здесь вы можете оставить пожертвование на мечеть:

DSCN1994

Медресе Барак-хана

Медресе Барак-хана было построено в 1550 году Барак ханом. Главный портал медресе декорирован изразцовыми облицовками XVI века, которые сохранились и до наших времён. С середины XX века медресе использовалось Среднеазиатским духовным управлением мусульман. В 2006-2007 годах медресе было отреставрировано.

DSCF2622

Фото-панорама на медресе Барак-хана и медресе Муйи муборак

А вот и видео-панорама

DSCN2034

Медресе Барак-хана

Заходим во внутренний двор медресе:

DSCF2637_новый размер

Смотрим налево и направо. Так как медресе не действующее, то бывшие худжры (комнаты учеников) сейчас используются как сувенирные лавки.

DSCF2638DSCF2639

Давайте повнимательнее рассмотрим, как украшены стены и окна в медресе.

DSCF2641_новый размер

Согласитесь, работа узбекских мастеров — выше всяких похвал!

DSCN2040 (2)DSCN2040 (1)

А так выглядит медресе снаружи с обратной стороны от главного входа:

DSCF2647

Медресе Муйи муборак, где хранится древний Коран

Медресе Муйи муборак было построено в 12 веке и известно тем, что здесь хранится около 3000 древних рукописей и старинный Коран Османа.

Османский Коран — это первоисточник книги, который был написан в VII веке на оленьей шкуре. До наших дней подобных Коранов сохранилось всего четыре штуки, и в Ташкенте хранится один из наиболее сохранившихся экземпляров. Хотя он и не целый. В своё время было продано несколько страниц Корана коллекционерам, всего же в нём — 353 пергаментных листа большого размера. Но даже несмотря на этот факт, Коран смотрится оооочень впечатляюще! Очень!

Фото- и видеосъёмка здесь — запрещена, поэтому фотографий Корана и внутреннего убранства медресе у нас нет. Вход в музей для иностранцев платный — не помню сколько, но немного, для граждан Узбекистана — вход бесплатный.

Перед входом в медресе принято снимать обувь и оставлять её на пороге.

DSCN2029

Главный вход в медресе

DSCN2013

Вид на медресе с обратной стороны

Здание, которое нельзя было фотографировать

Не знаю, что это за задние, сфотать табличку на нём не получилось, потому что нам запретили его фотографировать. Скорее всего, это какое-нибудь административное здание, а как вы уже, наверное, знаете, в Узбекистане просто помешаны на безопасности. Но общий вид нам заснять всё же удалось

DSCF2608

И ещё перед зданием свободного разгуливали аисты. Ну как мы могли пройти мимо них?!

DSCF2611

DSCF2617

DSCF2618

Что ещё мы можем сказать об этой стороне столицы Узбекистана?

В целом, здесь очень атмосферное место, это именно то, за чем и едут сюда туристы, это та самая восточная экзотика.

Здесь очень ухоженная территория, кусты выстрижены, дорожки — уложены камнем, есть скамейки с урнами и даже фонтанчик с водой для питья.

DSCF2655

Скамейка с урной, ухоженная территория

DSCN2010_новый размерDSCN1988

Ёлочки и розовые деревья. А вы видели розы, растущие на деревьях? Мы увидели впервые

DSCN2015

А вот и фонтанчик для питья

На этом мы с вами прощаемся и желаем вам побольше путешествовать, жить и радоваться жизни и никогда не грустить!

Шлём всем позитив и отличное настроение!

Спасибо, что путешествуете вместе с нами!

Ксюша и Слава!Старый город в Ташкенте

Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.

kstrip.ru

Древний Ташкент — Письма о Ташкенте

Автор — Маргарита Филанович. (Институт археологии АН РУз) Статья опубликована в журнале ФАН ВА ТУРМУШ № 5, 6 за 2003 год. Кстати — необычайно интересный журнал. Жаль, что его сайт с 2004 года не обновляется. Все права на текст и фотографии принадлежат редакции журнала.

На территории Узбекистана с глубокой древности существовали земледельческие цивилизации на базе ирригации бассейнов великих среднеазиатских рек — Бактрия, Согдиана, Хорезм, Фергана. Воссоздать их историю и культуру без материалов археологических раскопок невозможно. Их значение особенно велико для выявления истоков и облика древней культуры сырдарьинской зоны, в том числе Ташкентского оазиса — Чача (Шаша) который издревле был своеобразным историческим перекрестком взаимодействия цивилизации среднеазиатских земледельческих оазисов с культурой скотоводов-кочевников евразийских степей.

Глубинные истоки истории городов этой зоны, в том числе современной столицы Республики Узбекистан — Ташкента, скрыты во тьме веков, в отличие от Самарканда или Бухары, сохранивших письменные летописи. Только многолетнее изучение археологических городищ в оазисе и внутри Ташкента позволило приподнять эту темную завесу. Открывшаяся в здании Президиума Академии наук археологическая выставка Ташкент”, приуроченная к 60-летию главного научного учреждения страны, наглядно демонстрирует роль археологических источников в воссоздании древней и средневековой истории. Экспонаты выставки отражают непрерывное развитие человеческой цивилизации в Ташкентском регионе с момента расселения около 650 000 лет назад в горах Чаткала и Курамы первобытных людей, заселения адыров и предгорий около 4000 лет назад ранними племенами скотоводов до появления около 3000 лет назад поселков первых оседлых земледельцев и ранних городов, возникших в III в. до н.э. и просуществовавших до позднего средневековья.

Общий вид раскопок бани, V-VI века, Ташкент

В современном Ташкенте на городище Шаштепа открыто древнейшее поселение оседлых земледельцев, которых более 2500 лет назад привлекла долина Чирчика, в изобилии снабженная водой. Владея лишь примитивными способами ирригации (по принципу затопления рисовых полей), они смогли использовать для выращивания пшеницы и ячменя ресурсы протока джун. Жители поселков обитали в землянках, изготовляли керамическую посуду, вылепливая её на шаблоне — матерчатом мешочке с песком. После обжига сосуды приобретали округлое дно, на котором четко отпечатывалась фактура ткани. Сами ткани изготавливались из лубяных волокон и шерсти домашних животных — коз и овец.Первые признаки городской культуры появились в оазисе в III вв. до н. э., а около 2300 лет тому назад — ранние города. Остатки наиболее древнего из них изучены на громадном (около 200 га площади) городище Канка, расположенном в 8 км к северу от р. Сырдарья, называвшейся в древности Яксартом, Танаисом или Йаошей. Городище сопоставляется с городом Автиохией Заяксартской или Юни (названия, донесенные греческими и китайскими источниками III-II вв. до н.э.).Второй древнейший город открыт в Ташкенте — на городище Шаштепа сохранился культовый и погребальный архитектурный комплекс. Это — сырцовое здание крестообразной планировки, окруженное кольцом стены со сводчатым коридором. Традиция градостроительства сложилась в Чаче под большим влиянием ранних городских поселений Приаралья, откуда в Ташкентский оазис мигрировала часть населения, покинувшая к концу III — II вв. до н.э. свою прародину в результате иссушения южных дельтовых протоков Сырдарьи.

«Тот, кто много говорит — часто ошибается» Ляхан Х века, Бинкент.

Остатки города с крепостью — цитаделью, оборонительной стеной, замком с дворцом правителя обнаружены и изучены в Ташкенте на городище Мингурюк близ Северного вокзала. Возникший примерно 2 000 лет назад на канале Салар город постепенно превратился в обширную агломерацию с предместьями и округой, застроенной замками земельной аристократии храмами, поселениями общинников земледельцев. Он стоял на одной из трасс международной торговля, получивших в ХIХ в. название Великий шелковый путь. Караваны из разных стран провозили через него китайский шелк и художественные изделия западных стран. С одним из купеческих караванов, очевидно, был привезен в Чач ритон из слоновой кости II в. н.э. с изображением парфянского царя с высокой прической, перетянутой лентой-диадемой, фрагмент которого найден на Шаштепа. Центр производства таких парадных питьевых сосудов в античную пору находился на Среднем Востоке, а спрос на них был широк, как в древних городах, так и в степных кочевьях скотоводов. Об этом свидетельствуют находки ритонов в Крыму, идентичные нашему.С VI в. н.э. город на Мингурюке становится столицей самостоятельного государства Чач, возникшего еще в III — IV в. н.э. со своей первой столицей — городищем Канка. Города Чач китайцы называли Ши. С VI в. на Мингурюке был отстроен официальный дворец правителя, а в округе его летняя резиденция, остатки которой раскопаны на городище Актепа Юнусабадском в Ташкенте. Экспонаты выставки дают представление о ее облике — четырехбашенный замок высотой около 23 м. дворцовым парадным зданием у подножия, храмом предков и святилищем огня. Резиденция обведена крепостной стеной и рвом с водой. Находки позволяют воссоздать утварь, хозяйство. Облик жителей Чача восстанавливается по костным останкам методом пластической реконструкции. Портреты обитателей города представлены также на терракотовой плитке и монетах. Согдийские надписи на монетных кружках вернули из небытия имена некоторых правителей Чача — Ручак, Тарнавч. На своих монетах Тарнавч чеканил изображения барса и родового знака-тамги в виде трезубца, который обычно ассоциировался в древности с соколом, несущимся на добычу. Барс, не раз воспроизводившийся в поздних чеканах Чача, может считаться своеобразным гербом города Ташкента.

Оссуарий, VII-VIII века, Букинский район.

С древности в Чаче почитались божества плодородия, культ предков, сюда проникли христианство и будизм, но главной религией оставался зороастризм. два храма IУ — УII вв. н.э. открыты на Канке. Храм, связанный с почитанием огня, изучен на Чиланзарском Актепа в Ташкенте. Характерен зороастрийский погребальный обряд, при котором заранее очищенные кости умерших складывали в специальные ящички — оссуарии. Их изготовляли из глины, обжигали, а крышки украшали изображениями человеческих голов или птиц. В представлении зороастрийцев кости следовало хранить до дня воскрешения праведников в судный день.Город, который, видимо, в арабских источниках назван Мадинат аш-Шаш, был разрушен, как и питавший его канал, во время завоевания оазиса арабами-мусульманами. По словам историка ал-Табари, “все города Шаша были сожжены”. Однако в начале IХ в. город снова возродился в 8 км к северо-западу от Мингурюка. Это — Бинкат арабских источников, руины которого скрыты под застройкой старогородской части современного Ташкента. Из трудов Беруни и Махмуда Кашгарского мы узнаем о втором его названии — Ташкент с конца Х в.Славу Бинкату принесли изделия его ремесленников, вывозившиеся в разные страны. Источники перечисляют предметы из железа, луки, седла, юрты. Широко известны замки, изготовленные в Шаше. Мастером замков был и известный проповедник ислама и богослов Х в. Мухаммад Каффаль Шаши, чья могила находится в Ташкенте. Керамическая посуда Шаша, по словам арабского путешественника Макдиси, “не имела себе равных”. Высококачественная посуда— глазурованная или украшенная штампованным орнаментом, часто с изображением зверей и птиц, в изобилии добыта из глубин Бинката. Интересны белофонные чаши и блюда с арабскими изречениями благожелательного или нравоучительного характера, выполненные почерком строгого или “цветущего” куфи, вплетенные в орнамент. Например, “Кто много говорит, тот часто ошибается”, “Подготовка к делу избавит тебя от раскаяния” или “Свободный человек благонравен”.Х — ХI вв. были временем расцвета стеклоделия в Шаше. Поражает разнообразиеформ стеклянной посуды столового назначения парфюмерно-аптекарская, химическая, оконные стекла. Мастера Бинката владели всей известной на арабском Востоке технологией стеклоделяя, как и умением получать изделия разных цветов. Это была техника свободного выдувания с вращением, дающая прозрачные и блестящие изделия. Небольшая часть сосудов изготавливалась тиходувным способом в форме, что позволяло украшать сосуды сложным рельефным орнаментом. дополнительно накладывался орнамент из спиралей и вытянутых стеклянных нитей разных цветов. Из химической посуды в экспозиции выставки представлены все сосуды, необходимые для процесса возгонки жидкостей или ртути: колбы, на которые насаживались алембики (небольшие банки с длинным носиком), и сосуды для принятия продуктов возгонки. Средневековые рукописи (ар-Рази) проясняют детали их использования. Так, днища колб, устанавливавшихся над огнем, следовало покрывать специальной массой, так называемой “глиной мудрости”, которая готовилась по особому рецепту. Покрытые этой глиной днища колб не лопались от нагрева. Полученную ртуть хранили и транспортировали в симобкузача — керамических сосудах, особая прочность которых достигалась высокотемпературным обжигом.

Элементы декора замка и стен VI — нач. VIII в. Актепа Юнусабад.

Город Ташкент был опустошен в конце ХII в., а в начале ХIII в. через него прокатились разрушительные волны татаро-монгольских орд. В ХV-ХVI вв. он вновь возродился, став форпостом Темуридов в противостоянии степным кочевникам, затем центром притяжения интеллектуальной элиты Востока. Здесь были возведены мечети, медресе, мавзолеи почитаемых лиц и бани, бывшие неотъемлемой частью мусульманской культуры. Одно такое здание бани, украшенное майоликовыми плитками и резным штуком, раскопанное в Ташкенте, представляет на выставке бухарско-ташкентскую школу архитектуры конца ХV — ХVI вв.Ташкент прошел длительный исторический путь, испытал крупные разрушительные набеги врагов, однако вновь и вновь возрождался и занимал одно из лидирующих мест среди городов Мавераннахра. С древности его долголетие обеспечивало расположение на перекрестке путей международной торговли, близость рудных богатств гор Чача, во все времена питавших его ремесло, а также соседство с кочевой степью, где находила сбыт продукция городского ремесла.

Что ещё почитать на схожие темы

mytashkent.uz


Смотрите также