Швеция древняя. История страны -Краткий обзор истории Швеции с древности до наших дней
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Еще один древний городок на севере от Стокгольма — Сигтуна. Швеция древняя


История страны -Краткий обзор истории Швеции с древности до наших дней

РекламаFacebookВКонтактеPremium WordPress Themes - AppThemes Premium WordPress Themes - AppThemes  

Швеция – карманный путеводитель

В течение многих тысячелетий Швеция представляла собой крестьянскую страну. Разница между богатыми и бедными была огромной. Начало формирования современной Швеции относится к середине XIX века. В этот период были проведены земельные реформы, набирала скорость индустриализация страны. Бедность все еще была велика, и для того, чтобы бороться за лучшие условия жизни, в начале ХХ века были образованы профсоюзы рабочих. В конце ХХ века окружающий мир оказал на Швецию большее влияние, чем когда-либо ранее. В этой главе Вы можете прочесть о развитии Швеции с древнейших времен до сегодняшних дней.

Очень давно,в ледниковый период,istiden,лёд покрывал всю ту территорию, на которой теперь расположена Швеция. Большой пласт льда простирался по всей северной части земного шара и начал таять только около 15 000 лет назад. Ледник в отдельных своих частях достигал толщины в три километра. Когда лед растаял, появились животные и растения, и в районы, освободившееся ото льда, пришли люди с юга. Это были небольшие семейные общины, которые занимались рыболовством, охотой и сбором съедобных растений и кочевали с места на место. Позднее, в период от 5000 до 6000 лет тому назад, люди стали заниматься земледелием и скотоводством. Охотники постепенно перешли на оседлый образ жизни, превратившись в крестьян.

Новые металлы для оружия и орудий труда

Охотничье общество и первые крестьянские формации относятся ко времени, называемому каменным веком, stenåldern, поскольку в те времена использовали только орудия из камня и дерева. Позже, около 1500 г. до н. э., стали изготавливать также предметы из бронзы. Бронза представляет собой сплав разных металлов, легко обрабатываемый и позволяющий изготавливать бронзовые топоры и копья, мечи и украшения. Этот период получил название бронзового века, bronsåldern. В то время практически не было дорог, только маленькие тропы, и поэтому, когда это было возможно, люди путешествовали главным образом на судах по озерам и рекам. Появились купцы, совершавшие дальние путешествия с товарами из одной части Европы в другую. Около 500 года до н. э. люди в Швеции научились производить железо, которое было тверже и прочнее бронзы. Появились новые орудия труда, позволившие людям строить более прочные жилища и осваивать больше земель. Этот период получил название железного века, järnåldern.

Пути викингов

Эпоха викингов, vikingatiden, является довольно известным периодом в шведской истории, который продолжался примерно с 800 до 1050 года новой эры. Викинги, vikingarna*, путешествовали на своих больших судах на запад во Францию, Англию, Исландию и Гренландию  и на восток до Черного и Каспийского морей, до Стамбула и Багдада. Их путешествия преследовали как завоевательные, так и торговые цели. Иногда они забирали то, что хотели, силой, иногда же занимались обменом мехов, шкур и пленников, захваченных во время войн, на серебряные монеты и предметы из стекла и бронзы. К концу эпохи викингов в Швецию пришла и новая религия христианство. Вплоть до этого времени люди верили в языческих богов, которые назывались асами и носили такие имена, как Один, Тор и Фрейя. Христианство распространялось медленно. В течение целого столетия или более старая и новая вера сосуществовали друг с другом.

Но постепенно новая вера побеждала, и повсеместно строились церкви. Примерно в это же время страна начала объединяться. Был положен конец длительным междоусобицам между могущественными семьями и между различными частями страны, и в Швеции воцарился единый король, которого также поддерживала церковь. Страна была поделена на провинции, каждая из которых имела собственные законы. Законы существовали поначалу только в устной форме. Первые же письменные законы датируются XIII веком. Чуть позже, в XIV веке, было отменено право на рабовладение. Ранее существовали рабы  «trälar», которые использовались в сельском и домашнем хозяйстве, и которых можно было продавать, так же как скот коров или лошадей.

Торговля в регионе Балтийского моря

Период межу эпохой викингов и началом XVI века обычно называется в шведской истории средними веками, medeltiden. В начале этого периода важное место занимала торговля в регионе Балтийского моря. Торговлей управляла так называемая Ганза  союз могущественных городов Северной Германии. Ганзейские купцы обладали большой властью и в шведских городах, появившихся в средние века.

Стокгольм был тогда не крупнее деревушки, в то время как Висби на остров Готланде был важным городом с множеством церквей и большими каменными постройками. В средние века была заложена основа шведского риксдага. В этот период нередко происходили настоящие баталии за королевскую власть, и каждый из претендентов на звание короля созывал собрание людей, поддержкой которых он хотел заручиться. Такие встречи постепенно преобразовались в риксдаг, в которомпринимали участие представители четырех сословий, выступающие от имени различных групп общества.

Этими четырьмя сословиями были знать (дворяне из родовитых семей, которые получали особые права от короля), священники, бюргеры (жители городов) и крестьяне. В риксдаге были представлены только мужчи- ны; женщины не имели никакой политической власти вплоть до начала XX века.

Густав Васа

В период средневековья Дания, Норвегия и Швеция были объединены в союз, внутри которого, однако, никогда не было спокойствия. Шведская знать не желала объединяться с датской и мечтала о самоуправлении Швеции. Когда в 1520 году король Дании был коронован также и в Швеции, протесты со стороны шведов усилились. Для того чтобы спасти свою власть, король повелел казнить в Стокгольме несколько сотен представителей шведской знати. Это событие вошло в историю как Стокгольмская кровавая баня, Stockholms blodbad, и после этого датского короля Кристианa II прозвали в Швеции Кристианом Тираном.

Вскоре после Стокгольмской кровавой бани началось восстание против короля Кристиана II под руковод- ством молодого дворянина по имени Густав Васа. Густав Васа ездил по стране и призывал шведский народ выступить против датского правления. Датчане со временем потерпели поражение, а Густав Васа стал королем. К этому времени возросло и могущество церкви: она владела пятой частью всех земель в стране. Королю же требовались деньги для защиты страны. С целью решения этой проблемы король назначил себя главой церкви, что позволило государству забрать значительную часть церковных богатств. В это же время в церковной жизни произошла замена католической веры на протестантское учение Лютера. В те времена Швеция была не такой населённой, как сейчас. Во всей стране жило примерно 800 000 человек. Подавляющее большинство жителей были крестьянами, а в столице Стокгольме проживало всего 8 000 человек.

Период великодержавия

XVII век называют обычно периодом шведского великодержавия, stormaktstiden. Швеция в этот период имела большой вес в Европе и занимала большую территорию, чем сейчас. Стране принадлежала не только Финляндия, являвшаяся частью Швеции на протяжении многих сотен лет, но также и многие другие территории, захваченные во время войн. В настоящее время эти территории принадлежат России, Эстонии, Латвии, Польше, Германии и Норвегии.

У Швеции была большая армия и мощная оружейная промышленность. Известен шведский король Густав II Адольф, который принимал участие в Тридцатилетней войне в Германии и погиб там, в сражении, называемом битва при Лютцене, slaget vid Lützen. Тридцатилетняя война, в которой католические армии сражались против протестантских, была войной не только за власть, но и за религию. Другой известный король Карл XII и сегодня вызывает в Швеции много противоречивых чувств.

Некоторые видят в нем героя и полководца, защищавшего честь Швеции, в частности, в войнах против России. Другие считают его неудачником, поскольку именно в его время пришел конец могуществу Швеции, и страна потеряла многие свои территории.

Дания, являющаяся сегодня добрым другом и добрым соседом Швеции, раньше часто была страной врагом. Во времена Карла XII Швеция вела войну с Данией, а сам Карл XII погиб в Норвегии, принадлежавшей в то время Дании. До сих пор неизвестно, погиб ли король в бою с норвежскими войсками, против которых сражались шведы, или же его убил кто-то из его же собственного окружения. В последнем случае убийце мог заплатить один из тех, кто стремился к укреплению собственной власти и желал убрать с пути короля, или же те, кто хотел положить конец войне, в которой Швеции, так или иначе, грозило поражение.

В то время как мало что известно о гибели Карла XII, про шведского короля более позднего периода, Густава III, мы знаем достоверно, что он был убит. Известна также и личность убийцы, и причины убийства. Густав III стремился к усилению королевской власти и ослаблению власти дворянства, что настроило дворянство против него. Кроме того, он втянул Швецию в войну против России, которую многие считали бессмысленной. Густава III застрелил на бале-маскараде, maskeradbal*, один из гостей, дворянин, прибывший на маскарад со спрятанным под плащом пистолетом.

Формирование современной Швеции

В начале XIX века Швеция проиграла войну с Россией. Поражение означало, что Финляндия, долго представлявшая собой восточную часть Швеции, должна была быть передана России. Вместо этого Швеция получила возможность вступить в союз с Норвегией, но норвежцы, в свою очередь, хотели добиться независимости и в 1905 году вышли из союза. С тех пор границы Швеции не менялись. В начале XIX века подавляющее большинство шведов все еще жило в сельской местности и занималось земледелием. Разница между бедными и богатыми была значительной. В риксдаге могли заседать только богатые крестьяне и жители городов, а король по-прежнему обладал большой властью.

Теперь, после многочисленных войн, в стране воцарился мир. Стало улучшаться здравоохранение, в связи с чем уменьшилась детская смертность. Это, в свою очередь, привело к росту населения, что повлекло за собой нехватку земель. Некоторые переезжали в города и устраивались работу в развивающейся промышленности. Другие же покидали Швецию в поисках лучшей доли на чужбине. В конце XIX века из Швеции эмигрировало более миллиона шведов, большинство из них в Северную Америку.

В XIX веке произошли и другие важные перемены. Была проведена серия земельных реформ, в ходе которых старые деревни были переделены таким образом, что вместо них появились хутора, существовавшие обособленно друг от друга. Эту реформу называли «переделом земли». Другая реформа ввела всеобщее бесплатное образование для детей в так называемой народной школе. Индустриализация, industrialiseringen, о которой мы уже говорили, также набирала скорость в этот период. Началось строительство различных фабрик и производств  текстильных фабрик, лесопилок, бумагодела- тельных фабрик, заводов по производству железа, по обработке металла и т.д. Кроме того, строились дороги, каналы и железные дороги. Множество людей переез- жало из сельских областей в города, которые росли бы- стрыми темпами.

ХХ век

В начале ХХ века Швеция все еще была очень бедной страной. В связи с тем, что работа в промышленности была тяжелой и плохо оплачиваемой, рабочие основали профсоюзы для борьбы за лучшие условия жизни, что явилось началом так называемого рабочего движения, arbetarrörelsen. Тогда же были основаны и политические партии. В 1909 году вышел закон о всеобщем избирательном праве для всех мужчин, а не только для богатых. Чуть позже, в 1921 году, избирательное право получили и женщины.

Швеция не принимала участия ни в Первой, ни во Второй мировой войне. Поэтому экономика страны не испытала в результате войн крупных потрясений, и бедность прежних времен постепенно была преодолена. В 1930-е годы Социал-демократическая партия стала ведущей в Швеции. За социал-демократов, стремив- шихся помочь самым обделенным слоям общества, го- лосовали в первую очередь рабочие. Был выдвинут ло- зунг о создании народного дома,folkhem, – общества, задуманного как дом для народа, без значительных социальных и экономических различий между людьми. В соответствии с этим принципом, были введены пособия для бедных и безработных.

Позже появились так- же положения об оплачиваемом отпуске,о детских пособиях, о всеобщих пенсиях и т. д. Эта система социальных льгот называется благосостоянием, välfärd, и оплачивается всеми жителями Швеции через налоги и другие отчисления.Читайте более подробно о налогах и пособиях в главе «Финансы». Старый четырехсословный риксдаг в XIX веке был преобразован в двухпалатный риксдаг, который, в свою очередь, в 70-е годы прошлого века был преобразован в нынешний, уже однопалатный, риксдаг. В настоящее время (2003 г.) в риксдаге представлено 7 партий. Более подробно о политической жизни в Швеции читайте в главе «Демократия». Событием, вызвавшим большой резонанс как в Швеции, так и за рубежом, было убийство в 1986 году премьер-министра Улофа Пальме. Пальме был застрелен однажды вечером в Стокгольме, когда он возвращался домой после посещения кинотеатра. До сих пор неизвестно, кто совершил это убийство.

На рубеже веков: окружающий мир становится все важнее

В последние десятилетия XX века и в начале XXI века между так называемыми социалистическими и буржуазными партиями установилось равновесие. Крупнейшие партии в обеих этих группах, социалдемократы и Партия умеренных, придерживались общего мнения о том, что нужно уменьшить затраты на государственный сектор. В связи с этим, было сокращено, в частности, чи- сло занятых в области здравоохранения и образования. В то же время были снижены налоги, поскольку большинство политических партий считали, что они слишком высоки. Снижение налогов было благоприятным, в первую очередь, для тех, кто имел высокие или средние доходы.

В связи с этим вновь стал увеличиваться разрыв между богатыми и бедными, который в течение долгого времени был весьма незначительным в Швеции, по сравнению с другими странами. Усиление различий в доходах и последствия экономии в государственном секторе, весьма ощутимые для многих людей, привели к оживленным дебатам в обществе. Еще один фактор, в значительной степени повлиявший на Швецию в последние годы  это растущий международный обмен людьми, товарами, услугами и денежными потоками. Такая тенденция обычно называется интернационализацией, internationalisering, или глобализацией, globalisering. В настоящее время процессы, происходящие в других странах мира, оказывают на экономику Швеции гораздо большее влияние, чем прежде, что связано с ростом международной торговли, världshandeln. Членство в Европейском Союзе (ЕС) также привело к укреплению связей Швеции с другими странами.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

• Многие дни недели получили свои названия ещё в то время, когда шведы верили в древних языческих богов. Вторник был днем бога Тира, среда была днем бо- га Одина. Четверг был днем Тора, а пятница – днем бо- гини Фрейи.

• Лыжный забег Васа  соревнование, трасса которого проходит между Сэленом и Мурой в Даларне,  названо так в честь Густава Васы. Говорят, что он прошел это расстояние на лыжах, спасаясь от солдат датского короля.

• Книги о шведской истории можно найти в библиотеках в разделе «Кс». Может быть полезным заглянуть так- же в книги по истории и другие справочные издания в отделе юношеской литературы. Справочные издания в юношеском отделе, возможно, менее подробны, чем книги для взрослых, и поэтому подходят для тех, кто хочет получить общее представление о том или ином вопросе.

• Электронная газета о шведской истории имеется на сайте www.historia.nu.

• Швеция с давних времен разделена на 25 провинций, landskap. В основу этого разделения легли земледельческие общины, жители которых говорили на одном диалекте и имели общие правовые традиции. Многие провинции управлялись вплоть до средних веков собственными судьями и по собственным законам, действующим только в этой провинции. Сегодня 21 лен, län, Швеции принял на себя административные функ- ции провинций.

• В 1980 году в Швеции было введено летнее время, sommartid, что означает, что в последние выходные марта часы переводятся на час вперед, а в послед- ние выходные октября вновь отводятся на час назад.

 

РекламаРулетка

Последние добавления:

всего просмотров 6338 , сегодня 1

  

ruletka.se

Средневековая Швеция — WiKi

Раннее средневековье

Объединение северных родов и племён, образование сначала мелких отдельных княжеств или конунгств, а затем более крупных, на территории Швеции происходило, прежде всего, вдоль главных водных путей. Вода соединяла, между тем как горы и леса разъединяли. Таким образом, господство датчан с древнейших времен стало сосредоточиваться около Зунда и Бельтов, а шведов — около озер Меларна, Веннерна и Веттерна, между тем как разъединенные горные области Норвегии объединились уже гораздо позднее. Согласно древнейшим источникам, в VI в. определились два главных племени: готы на юге (Готаланд) и свеи на севере (Свеаланд). Среди последних, если верить английским источникам, возвысился род Скильфингар, который и распространил свою власть до самого Готаланда. Согласно древним шведским источникам, владения и готов, и свеев распадались на мелкие княжества или конунгства, соответствовавшие нынешним «ландскапам» (областям), но в Упсале находился «двор богов», куда сходились для жертвоприношений и советов все конунги и племена. Мало-помалу этот «двор богов» приобретал всё больше и больше богатств, земель, пока, наконец, конунг упсальский Ингьяльд, последний из мужского колена славного рода Инглингов, почувствовал себя в силах померяться с остальными мелкими конунгами. Подчиняя себе путём силы и хитрости их владения, Ингьяльд, собственно, и положил основание объединению шведского государства, что относится историками приблизительно к 700 г.

Эпоха викингов

Границы Швеции того времени значительно разнились от современных, так как южная часть Сконии и Галланд еще принадлежали тогда Дании, а северные провинции не были еще объединены. Господство древнего упсальского княжеского рода не прерывалось в Швеции до 1060 г., совпадая со знаменательной для всей Европы «эпохой викингов» (800—1060). Из этого рода происходили и величайший конунг того времени Эрик Сегерсэлль, во время правления которого Швеция достигла положения могущественнейшего государства Севера, подчинив себе и Данию, — и первый принявший христианство конунг Швеции Олоф (1008).

Эпоха викингов явилась периодом величайшего развития и напряжения духовных и физических сил скандинавского племени, вызвавшим затем известное истощение сил народа и уменьшение его численности. Роковое влияние на древнесеверную культуру имело также столкновение язычества с христианством, распространявшимся после Карла Великого с непреодолимой силой по северу Европы. Св. Ансгарий, «апостол Севера», еще в 830 г. сделал попытку насадить в Швеции христианство, но древние асы лишь медленно уступали место новому Богу; в течение 2—3-х веков умирала древняя религия или, вернее, вырождалась в поэзию, необычайно величавую и сурово-прекрасную, самый пышный расцвет которой относится именно к сумеркам язычества. Лишь в конце XI века язычеству нанесен был решительный удар сожжением древнего упсальского «двора богов» (при конунге Инге Старом).

Развитое средневековье

Утверждение христианства

Переходный период от падения языческих богов к эпохе окончательного торжества христианства на Севере (1060—1250) отмечен серьёзными и продолжительными внутренними раздорами, вызываемыми с одной стороны борьбой двух религий, старой и новой, с другой — борьбой наиболее сильных княжеских родов из-за верховного господства в стране. Во время этих раздоров мало-помалу и установилось в Швеции выборное начало, передававшее верховную власть в Швеции конунгам из трёх могущественных родов, носивших имена родоначальников-конунгов: Стенкиля (1060—1125), Сверкера и Эрика (1130—1250). Решительное торжество христианства (католичества) в Швеции относится собственно к 1248 г., когда была окончательно утверждена (на соборе в Скенинге) церковная иерархия и принято безбрачие духовенства. Швеция таким образом последняя из западноевропейских государств подчинилась могуществу римской церкви, — в то время когда власть пап переживала уже самую блестящую свою эпоху. Римско-католическое духовенство никогда, впрочем, не имело в Швеции такой силы, как в других странах; тем не менее оно успело искоренить немало дурных языческих обычаев и много содействовало смягчению нравов и распространению культуры. Постепенно, с изменением верований, взглядов и нравов народных, происходили глубокие перемены и в социальном строе. Из древней крестьянской аристократии возникло владевшее землями дворянское сословие, забиравшее все больше и больше власть над простыми крестьянами, составлявшими издревле ядро народа и решавшими дела на тингах. Больше всех выдвинулся даровитый, но беспокойный род (из вестготов) Фолькунгов, который скоро и забрал власть в стране (1250), назначая и сменяя королей. Скудость источников не позволяет историкам нарисовать детальной картины этого смутного времени, заставляя их ограничиваться общими чертами, отмечать лишь главные моменты: смену язычества — христианством, раздробленной власти мелких конунгов — единой королевской властью, древнегерманского демократического социального строя — новым, с аристократией, земельной и духовной, и с ослаблением политического значения самого народа. К наиболее замечательным личностям этого времени история причисляет Эрика Святого, одного из выборных королей Швеции, предпринимавшего крестовый поход в языческую Финляндию (1160), и миссионеров: немцев Зигфрида и Стефана, англичанина Эскильда и шведа Ботвида. К выдающимся событиям надо отнести битву под Леной в восточном Готаланде (1208), когда шведы уничтожили датское войско, призванное на помощь одним из конунгов-претендентов на верховную власть в Швеции Событие это увековечено народной памятью в преданиях и песнях. То обстоятельство, что время это явилось временем известного расцвета народной поэзии, — большая часть шведских народных песен сложилась в эту эпоху, — говорит о том, что духовные силы народа не оскудели с ослаблением его значения, как государственного элемента.

Эпоха Фолькунгов

В эпоху господства рода Фолькунгов (1250—1389), самым выдающимся представителем которого явился ярл Биргер, правивший Швецией в качестве опекуна своего сына Вальдемара (1250—1275), первого короля из рода Фолькунгов, и положивший начало завоеванию Финляндии, Швеция стала входить все в более и более близкие сношения с Европой, применяясь к новым условиям и преобразовываясь по образцу других государств. Произошло окончательное разделение сословий; католическая церковь образовала настоящее государство в государстве, а дворянство присвоило себе решающую власть в стране, распоряжаясь и народом, и зачастую даже самим королём. Торговля и внутренняя, и внешняя, сильно развилась; возникли новые города; народонаселение увеличилось как путём естественного прироста, так и путём переселения чужеземцев, преимущественно немцев из ганзейских городов, которые и положили начало развитию горного дела в Швеции. Общий культурный прогресс сказался и в области законодательства; было улучшено положение женщины, упразднено рабство, древние областные законы сведены (1347) в одно целое, и этот свод в конце XIV века был принят по всей Швеции, чем был сделан крупный шаг к объединению провинции в одно государственное целое. Выдающееся положение дворянства еще укрепилось привилегиями, дарованными преемником Вальдемара, королём Магнусом Ладулосом (1275—1290), освобождавшим от налогов тех, кто нес военную службу на коне, и раздававшим лены в награду за государственную службу. Лены, впрочем, не стали наследственным достоянием, вследствие чего Швеция избавилась от зол феодализма. Магнусу наследовал сын его Биргер, за малолетством которого правил Торкель Кнутссон, значительно увеличивший владения Швеции в Финляндии, завоевание и крещение которой завершил сам Биргер. Последний, поддавшись наущениям своих братьев, обезглавил своего бывшего опекуна и регента, после чего ему самому пришлось вступить в ожесточенную борьбу с братьями, кончившуюся смертью для них и изгнанием для него. В короли был избран его 3-летний племянник Магнус Эрикссон (1319), который в 1332 г. отвоевал у Дании Сконию, Блекинге и Галланд; но за отсутствием хорошего сухопутного сообщения, провинции эти скоро вновь отошли к Дании, с которой были связаны оживленными сношениями через Зунд. Властвуя над обоими берегами Зунда, Дания могла по своему усмотрению содействовать или препятствовать морской торговле Швеции, вследствие чего между Швецией и Данией в течение столетий и шла непрерывная борьба из-за господства над Балтийским морем. Ради обеспечения себе сношений с Европой Швеции приходилось дружить с Ганзой и голштинскими графами; вступление шведских королей в родство с царствующими домами Голштинии, Дании и Норвегии служило той же цели; она же обуславливала завоевательные попытки Швеции по отношению к России, которые были, однако, отражены Новгородом. В 1363 году Магнус Эрикссон был свергнут с престола дворянством, усилению власти которого, кроме упомянутых причин, немало способствовали злосчастные «братские распри» (как, например, между королём Биргером и его братьями), вызывавшиеся древнегерманским обычаем раздачи ленов младшим сыновьям короля. На место низвергнутого короля дворяне избрали Альбрехта Мекленбургского (1363—1389), чтобы править от его имени по собственному усмотрению. Время правления Альбрехта совпадает с периодом наибольшего упадка в Швеции королевской власти и наибольшего могущества дворянства, от чего было мало пользы стране. В конце концов шведские вельможи свергли и Альбрехта. В это время последней представительницей древних королевских родов всех трех северных стран, угасших в мужских поколениях почти одновременно, являлась датская королева Маргарита, которой и удалось привлечь на свою сторону шведских вельмож, а затем и объединить под своей властью все три северные государства.

Позднее средневековье

Кальмарская уния

С этого объединения начинается последняя эпоха средневековой истории Швеции, так называемая эпоха Кальмарской унии (1389—1523). Кроме упомянутых уже выдающихся представителей эпохи Фолькунгов — Ярла Биргера, Магнуса Ладулоса и Торкеля Кнутсона, людей высоко даровитых и замечательных редкими для того времени заботами о благосостоянии простого народа, оставила след в истории св. Биргитта, первая со времен викингов, жизнь и деятельность которой имели международное значение. Хотя все три объединенные под скипетром королевы Маргариты нации находились в близком кровном родстве, говорили почти одним языком, имели почти одни и те же нравы, обычаи и законы, тем не менее развитие каждой из них, как государства, шло своим путём: Дания двигалась на юг, Норвегия на запад, Швеции и на юг, и на запад, но преимущественно на восток. Действительному объединению препятствовали также большие расстояния и несовершенство путей сообщения. Увлекаемые естественными условиями и ходом истории в разные стороны, три северные государства сравнительно скоро и разошлись опять, с еще увеличившимся за время номинального объединения чувством розни. Уже ближайший преемник Маргариты, Эрик Померанский (1412—1439), своими феодальными стремлениями и потворством датским наместникам довел шведский народ до восстания (1434—1436), под предводительством рудокопа Энгельбректа. Это восстание знаменует поворот в истории Швеции. С этого времени надо считать зарождение шведского национального самосознания. Рознь отдельных провинций, внутренние распри мало-помалу исчезают; выступает единый нераздельный шведский народ, поведший с датскими властителями непрерывную борьбу, отстаивая то на поле битвы, то на бесчисленных дипломатических съездах свою национальную государственность. Основное положение Кальмарской унии, согласно которому король должен был избираться тремя народами сообща, по большой части попиралось датчанами, которые самостоятельно избирали угодного им короля и затем всеми правдами и неправдами проводили его избрание в Норвегии и Швеции. В Швеции, в противовес данофильской партии, образовалась национальная, желавшая иметь по крайней мере шведа-регента. Во главе последней партии стояли, большей частью, члены двух линий рода Стуре, опиравшиеся главным образом на шведских крестьян. Участие в политической борьбе развивало народный дух, содействовало развитию общей культуры и гражданственности, возвращало крестьянскому сословию отнятое у него дворянами значение. Крестьянам то и дело приходилось вооруженной рукой защищать свободу страны и свою собственную, и крестьянское сословие приобретало, таким образом, все больше и больше влияния на ход государственных дел. Опираясь на ядро шведского народа, представители рода Стуре являлись своего рода некоронованными королями Швеции и были в состоянии тягаться с датскими королями, несмотря на то, что сторону последних нередко держала значительная часть шведского дворянства и высшего духовенства. В 1436 г., после убиения Энгельбректа, шведы избрали своим регентом Карла Кнутссона, который и правил с почти королевским полновластием до 1441 г., когда шведы должны были признать своим королём Кристофера Баварского, короля Дании. В его царствование была предпринята реформа законов, касавшихся управления сельской территорией государства (1442). После смерти Кристофера шведы избрали королём Карла Кнутссона, но против этого восстала стоявшая за унию часть дворянства и духовенства, особенно могущественный архиепископ Йёнс Бенгтсон (Оксеншерна). В 1457 г. Карл Кнутссон, проиграв решительную битву, бежал в Данциг, и датский король Кристиан I был признан королём Швеции. В 1465 г. шведы вновь восстали, и власть снова перешла к Карлу Кнутссону, сначала временно (на один год), а затем (с 1467) и окончательно. После его смерти (спустя три года) избран был регентом намеченный им самим кандидат, племянник его Стен Стуре Старший (1470—1504), который должен был, впрочем, временно признать над собой власть короля датского Иоганна (1497—1500). После Стена Стуре Старшего регентом был Сванте Нильсон (1504—1512), а затем сын его Стен Стуре Младший (1512—1520), последний правитель Швеции из рода Стуре. Стен Стуре Младший пал в сражении с Кристианом II Датским, и последнему удалось еще раз присоединить Швецию к Дании. Стремясь упрочить свою власть над Швецией, Кристиан II прибег к таким жестоким мерам (Стокгольмская резня 8—10 ноября 1520), что поднял против себя всех шведов поголовно. На этот раз во главе освободительного движения встал даровитый Густав Ваза, производивший свой род от древних шведских королей. В 1523 г. он был провозглашен королём Швеции. Кальмарская уния была разорвана навсегда. Описанная эпоха истории, без сомнения, принадлежит к наиболее романтическим. Период возвышения крестьянского сословия (1434—1523) и освободительная борьба шведского народа не уступает по общечеловеческому интересу почти современной ей борьбе за свободу швейцарского народа, хотя и далеко не так общеизвестна. Когда в остальной Европе рыцарство уже находилось в упадке, в Швеции оно как раз достигло расцвета и величие его еще усугублялось тем, что рыцарь в Швеции шёл рука об руку с крестьянином, рядом с ним боролся за общее дело — свободу родины. К наиболее выдающимся и благородным личностям этой эпохи принадлежат Стен Стуре Младший и его жена Христина Гюлленшерна, мужество и душевное величие которой ставит её в ряд с величайшими женщинами, каких знает история. Та же эпоха дала Швеции такие образцы государственных людей и полководцев, как Энгельбрект, один из самых светлых образов в истории, и Стен Стуре Старший, почти 30-летнее правление которого отмечено огромным прогрессом духовного развития народа. В его правление, между прочим, основан (в Упсале, в 1477) первый университет в Швеции и на всем севере. Из событий этой эпохи наиболее запечатлелись в памяти народной убиение (1436) Энгельбректа изменником Монсом Бенгтсоном и битва под Брункебьергом (1471), в которой шведы, под предводительством Стена Стуре Старшего, разбили наголову датчан и обеспечили стране почти четырехлетний мир — чего не бывало за все время унии. В увлечении победы шведы стряхнули с себя и некоторую долю давнишней зависимости от Ганзы — упразднили долго действовавшее постановление, в силу которого немецким гостям предоставлялась половина мест в городских магистратах. Одна возможность этих условий лучше всего доказывает экономическую зависимость тогдашней Швеции от немцев. Только в правление Густава Вазы Швецией и в этой области, как во многих других, приобрела полную самостоятельность.

Династия Вазы

династия Вазы принадлежит к наиболее даровитым и прославленным во всемирной истории. Основатель династии, Густав Ваза (1523—1560), вновь объединил и укрепил распавшийся было и наполовину уничтоженный шведский народ, освободил его и от политической зависимости (от Дании), и от экономической (от Ганзы), и от церковной (от папства), введя реформацию. Следы военного положения, длившегося для Швеции около ста лет, были почти стерты мирной и мудрой политикой Густава, благодаря которой Швеция впервые заняла место полноправного члена в семье европейских государств. Сама личность короля внушала к нему неподдельное уважение и любовь; несмотря на горячий нрав и чересчур патриархальный образ правления, «старый король Гёста» живет в памяти народной, как идеал шведского короля не затемненный и более известными во всемирной истории Густавом II Адольфом и Карлом XII. Сделав королевскую власть наследственной в своем роде и дав Швеции прочную династию, Густав Ваза, однако, не избежал обычной в те времена ошибки, признав право младших братьев короля на участие в отцовском наследии, что повело за собой раздробление государства и новые кровавые распри между его потомками. Наследовавший отцовскую корону старший сын Густава I, Эрик, недолго усидел на троне (1560—1568), низвергнутый братьями. Неспокойно было и царствование следующего брата Иоанна III (1568—1592), в правление которого начало было опять поднимать голову католичество. Сын и наследник Иоанна, Сигизмунд, избранный еще при жизни отца (1587) королём польским, был ярый католик, и все симпатии шведов скоро перешли на сторону его соперника, младшего сына Густава, которому и суждено было вновь собрать государство и упрочить королевскую власть. В 1599 г. он низверг Сигизмунда и сделался сначала регентом, а затем и королём, под именем Карла IX. В нём Швеция опять обрела перворазрядного правителя, напоминавшего лучших из рода Стуре и, подобно им, друга простого народа. Еще в качестве регента Карл IX способствовал окончательной победе реформации (церковный собор в Упсале в 1593). В царствование сына Карла IX, Густава II Адольфа, явившегося новатором и реформатором во многих областях, был положен конец дроблению государства между наследниками короля и ослаблявшим Швецию междоусобицам. Уже с начала второй половины XVI в. Швеция вновь стала на путь завоеваний по ту сторону Балтийского моря. Внешней причиной послужило распадение Ливонского ордена, из-за наследия которого и завязалась борьба между соседними государствами. "Целью борьбы было все то же историческое стремление к господству над Балтийским морем. Борьба эта сначала привела Швецию к вершине могущества, а затем до края гибели. Для Швеции в те времена обладание Балтийским морем было жизненным вопросом, вследствие отсутствия хороших сухопутных сообщений; путь из Стокгольма в Ригу по морю был несравненно доступнее и удобнее, нежели, например, путь из Смоланда в западный Готаланд. Естественно, что центр Швеции больше тяготел к забалтийским владениям, нежели к отдаленным владениям на Скандинавском полуострове, и что Швеция ради закрепления за собой Эстляндии (1561) отказалась в пользу Дании от Готланда (1570) и от притязаний на Сконию, Галланд и Блекинге. Шведский народ в эту эпоху жил, в сравнении с эпохой унии, более скромной духовной жизнью, уже не выдвигая из своей среды стольких замечательных личностей и прогрессируя, главным образом, в экономической области и на политическом поприще. Реформация, явившаяся самым великим делом данной эпохи, принесла свои плоды лишь в следующем веке. Из поборников реформации наиболее выдающимся был Олус Петри, за которым большие заслуги как в этой области, так и в области литературы. К деятелям этой эпохи относятся еще два величайших морских героя Швеции — Яков Багге и Клас Горн.

Для сохранения общей связи шведские историки обыкновенно считают начало эпохи политического величия Швеции от вступления на престол Густава II Адольфа (1611), хотя собственно она начинается с участия Густава Адольфа в Тридцатилетней войне (1630).

См. также

Литература

ru-wiki.org

I. Раннее Средневековье (1060–1319). История Швеции

Период возведения государства

(1060–1250)

/44/ «Объединенные» шведские земли – зародыш государства Швеция – сначала представляли собой конгломерат областей, управляемых избранным королем как единственным связующим звеном. Влияние короля в областях, являвших собой небольшие государственные образования во главе с лагманами, было с самого начала очень незначительным. Он должен был поддерживать порядок и мир в государстве и быть верховным военачальником во время войн. Для выполнения своих обязанностей король имел в распоряжении поместья, находившиеся в разных местах страны. В этом земельном комплексе, называемом Упсальским уделом (Uppsala?d), самыми важными усадьбами были так называемые королевские усадьбы, где король и его свита останавливались во время поездок по стране.

Признаком того, что областные власти сохраняли свои позиции, служил тот факт, что король после своего избрания был обязан совершить поездку по

тингам провинций, чтобы получить подтверждение своего избрания, так называемая эриксгата.

Богатые и могущественные роды, из которых избирались короли, начиная с 1060 и до 1364 года, происходили из Гёталанда (роды Стенкилей, Эриков, Сверкеров, Фолькунгов).

Свидетельством политического развития Швеции в начале Раннего Средневековья (1060–1250) было появление двух новых ветвей власти: новой придворной аристократии и организованной церкви.

Новая аристократия выросла из аристократии областей. Местная знать приобретала помимо земель собственной области владения и в /45/-/48/ других частях страны. Это приводило к тому, что интерес к своей земле в провинции постепенно ослабевал, интерес же к отношениям в государстве рос. Придворная аристократия была ближе к королю и королевскому роду. Внутри господствующего класса возникают противоречия между местными аристократами и теми, кто принадлежал к придворным кругам. /49/

В XI веке, который был веком миссионерства, Швеция стала христианской страной, хотя язычники неоднократно выступали против новой религии, особенно в Упланде, где находилось главное капище язычников – Упсальский храм. Христианизация происходила сверху: короли и местная провинциальная аристократия перешли в христианство и принуждали остальное население принять новую религию.

[13] Король Олоф Скётконунг традиционно считается первым властителем, перешедшим в новую веру; он, по всей видимости, был крещен в источнике Хусабю в Вестергётланде (ок. 1008 г.).

[14] Следующее столетие по праву можно назвать веком строительства государства. Католическая церковь в Швеции обретает свою форму: страна делится на епархии с городами и домскими соборами,

[15] приходами с приходскими церквями; появляется постоянное духовенство, монастыри. (См. карты средневековой Швеции). Сначала шведская епархия, как и епархии северных стран, подчиняется Гамбург-Бременскому архиепископству, но в 1104 году Скандинавия становится самостоятельной церковной провинцией с архиепископом в городе Лунде. В 1164 году Швеция приобретает статус особой церковной провинции с архиепископом в Упсале.

Только с образованием шведского государства мы можем говорить о шведской внешней политике; но до 1250 года мы знаем о ней немного.

Однако надо упомянуть об одном документе того времени, который касается отношений Швеции с иностранными государствами. Это так называемый документ о границах, относящийся к середине XI века (хранится в копии XIII века), в котором впервые регулируются вопросы установления границы между Швецией и Данией.

В соседних со Швецией странах в это время происходят большие перемены, к которым шведское правительство должно было определить свое отношение. Речь идет о германской колонизации Балтики и росте германской торговой гегемонии в районе Балтийского моря (Ганза).

В XII веке Швеция начала под знаменем крестового похода колонизацию Финляндии, что явилось первым этапом ее постепенного превращения на долгое время (вплоть до 1809 г.) в часть шведского государства. Обычно говорят о трех крестовых (завоевательных) походах. Первый был предпринят во времена Эрика Святого (XII век), второй – в период правления Биргера Ярла (середина XIII века) и третий – в годы регентства Торгиля Кнутссона (ок. 1300 г.). /50/

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История Швеции Википедия

Доисторическая

Доисторическая (12000 г. до н.э. – 800 н.э.)Вендельский период (550—793)Эпоха викингов (800–1050)

Консолидация

Средневековье (1050–1397)Кальмарская уния (1397–1521)Правление Густава Васы (1521–1611)

Великая держава

Возникновение великой державы (1611–1648)Шведская империя (1648-1718)

Просветление

Эра свободы (1718–1772)Эпоха Густава (1772–1809)

Либерализация

Шведско-норвежская уния (1809–1866)Индустриализация (1866–1905)В начале 20-го века (1905-1914)Первая мировая война (1914–1918)

Современная

Межвоенный период (1918-1939)Вторая мировая война (1939-1945)Послевоенный период (1945–1967)Вторая половина холодной войны (1967–1991)После холодной войны (1991–сейчас)

Актуальный

Военная история Швеции
Швеция История Швеции
Great coat of arms of Sweden.svg
Портал «Швеция»
Швеция в 1900 году

История Швеции

Содержание

  • 1 Предыстория
  • 2 Заселение германцами
  • 3 Средневековье
    • 3.1 Вендельский период
    • 3.2 Эпоха викингов
    • 3.3 Эпоха Кальмарской унии
    • 3.4 Правление Густава Васы
    • 3.5 Победа Реформации в Швеции
  • 4 Шведская империя (1648—1721)
  • 5 Швеция в 1721—1814
  • 6 Шведско-норвежская уния
  • 7 Швеция в XIX веке
  • 8 Швеция в XX веке
  • 9 Швеция и Европейский союз
  • 10 Источники
  • 11 Литература
  • 12 См. также
  • 13 Примечания

Предыстория[ | код]

Основная статья: Доисторическая Фенноскандия

В пребореальный период голоцена после таяния ледников последнего оледенения в XI тысячелетии до н. э. впервые заселена людьми раннемезолитической культуры Фосна-Хенсбака.

В эпоху неолита на юге Швеции существовала мегалитическая культура воронковидных кубков, характерными памятниками которой в Скандинавии являются рёсе — каменные гробницы-каирны. На восток Швеции –культура

ru-wiki.ru

Королевство кочевых скандинавов: ищем столицу Швеции

78.75 КБВосторженные жители Стокгольма встречают Стена Стуре после разгрома войск датского короля

Я уже делал попытки разбора того, что могла представлять Швеция в XIII веке: http://users.livejournal.com/_devol_/252341.html. В предыдущем посте я аккуратно затронул легенду о гибели "древней" столицы шведов - Сигтуны в 1187 году. Там же я мимоходом отметил:

"Итак, Сигтуну сожгли. Теперь, внимание, вопрос, – какой город был столицей "агрессивной" феодальной Швеции в 1187-1252 годах? Молчок. Никто не знает".

Этот момент энтузиазма у читателей не вызвал, но я все равно продолжу свою мысль. Действительно, а где же была столица агрессивного шведского королевства, столетиями ведушего захватническую политику против новгородских земель?

А теперь внимание, правильный, исторически верный ОТВЕТ: НИГДЕ.

Я не шучу. Итак, в 1187 году некто сжег древнюю столицу Швеции. О том, где потом была столица государства, официальные историки, как правило, вообще не упоминают. Скороговоркой произносится, что потом ею стал Стокгольм. Но с какого года стал? Не известно. Хуже того, не понятна даже дата основания города. Точнее, есть некая условная реперная точка - 1252 год, которая известна нам из неких писем, датировка которых очень проблематична, а сами письма были впервые опубликованы... только в XIX веке (об этом чуть ниже). Вот как замысловато получается.

Поэтому поставим вопрос ребром - где же был центр политической жизни Швеции, одного из древнейших средневековых государств в Северной Европе? Где был центр административного, судебного и т.п. управления страной? Официальные историки вынуждены признать, что ни в XIII, ни по всей видимости, в XIV веке, такого центра в стране... просто не было.

"До конца изучаемого периода (и даже много позднее) шведские короли не имели постоянной резиденции. Из дипломов видно, что в XIII и в первой половине XIV в. они вели "кочевой" образ жизни: в течение всего своего правления король вместе с двором и дружиной переезжал из ланда в ланд, из округа в округ, из города в город. Судя по дипломам, короли обычно находились в главных ландах королевства: в Уппланде, Сёдерманланде, Вестманланде, Нерке, Эстеръётланде и Вестеръётланде. В "Уппсальский удел" входили особые имения, называвшиеся "хусабю" (ед. ч. husaby, мн. ч. husabyar). По данным топонимики, в Швеции было 70 хусабю; из них 46 – в Уппланде, Сёдерманланде, Вестманланде и Нерке, причем в Уппланде было 25 хусабю. По мнению современных исследователей, это были дворы, где имелись королевские кладовые и где останавливался король со своей свитой". С.Д. Ковалевский. Образование классового общества и государства в Швеции. – М.: "Наука", 1977.

Вот такое вот королевство кочевых шведов получается. А что, очень удобно. Сегодня пожил со свитой в одном именье, завтра поехал во второе девок щупать, а в третьем выкатили бочку медовухи, а в четвертом... Не жизнь, а праздник. Правда, один только этот факт ставит на истории древнешведского государства большой крест. Или, как минимум, жирный знак вопроса. То, что историки не задумываются о возможностях существования государств, пусть самых примитивных, без центра управления, это нормально. Но как показывает опыт человеческой истории, вообще-то это нонсенс. Никакое политическое образование, которое существует хоть сколько-нибудь заметный срок, обойтись без центра управления не может. Это аксиома.

Выше было упомянуто, что короли "писали" дипломы (в перерывах между вояжами в свои имения). С этими дипломами также есть пикантная история. В истории европейских государств есть две общие особенности, которые прослеживаются практически везде. Документация "массового" характера (хозяйстенные документы) доступна для нас, как правило, с достаточно позднего времени - я уже писал в "Загадках русских монастырей", что в Московии рубиконом является середина XVI века. До нее - зияющая пустота, после нее - робкое шевеление, которое спустя сотню лет превращается в нечто осмысленное. В Италии, Франции или ганзейских городах точка отсчета - это XIII-XIV века. Однако практически везде существует огромный пласт древнющих материалов в виде т.н. жалованных грамот, купчих на земли, дарственных, дипломов о присвоении званий межпланетных маршалов и т.п.

В России самые ранние из дошедших до нас такого рода документов по монастырям датируются аж XIV веком. В Европе в ходу многочисленные грамоты Карла Великого, Оттона II и т.п. деятелей (жалко, что не Юлия Цезаря). В Швеции же, где остро стоит вопрос вообще с наличием городов, самая ранняя подобная документация датируется... Как Вы думаете? Не угадали. Серединой IX века.

В архивах родины викингов находится поистинне уникальнейший источник - сборник Diplomatarium Suecanum. Этот сборник содержит - внимание! - более 40 тысяч документов, датированных 1160 - 1540 годами. Впрочем, их точное количество толком никому не известно. Некоторые из этих документов, как официально признано, являются копиями еще более древнющих - аж с 817 года нашей эры. Странно, что не сохранилось шведских документов эпохи плейстоцена, было бы интересно на них посмотреть. Но, шутки в сторону.

Даже если предположить, что это лишь дошедшая до нас документация, ее объем все равно внушает уважение и трепет. Когда же была введена в оборот эта гора грамот, дипломов, распоряжений и т.п. материалов? Если сказать, честно, то она целиком не опубликована и по сей день - на 2000 год исследователи, работающие над Национальной картотекой в Стокгольме (она создана на базе Diplomatarium Suecanum) добрались только до середины XV века. При этом не все из более ранних документов обработаны.

Чтобы вы лучше могли оценить сей титанический труд скажу, что сам по себе сборник до начала XIX века был шведам почти не известен. Эту несправедливость поспешил исправить Йохан Густав Лильегрен (1791-1837), издатель и архивист. В 1829 году выходит первый печатный том подлинных древних грамот Швеции. Справедливости ради надо сказать, что некоторые попытки напечатать животрепещущие документы предпринимались и в конце XVIII века, но тогда дело почему-то не пошло. Изначально Лильегрен поставил задачу публиковать материалы в хронологической последовательности, а также максимально почистить их от "фальшивок" (их было обнаружено аж несколько десятков!). Разумеется, проводился и научный филологический анализ.

Вплоть до своей смерти издатель сумел выпустить только два тома, но его дело не пропало. Последующие издатели к началу XXI века успели опубликовать более десяти томов (я считаю без подтомников) ценнейших материалов. Естественно, методика хронологического изложения была нарушена, поскольку постоянно выплывали древнющие и интересные документы.

Diplomatarium Suecanum является живым свидетельством древности Шведского государства и дает прекрасное представление, насколько глубоки его корни. Тем же, кто с недоверием отнесется к этому источнику, а также будет задавать странные вопросы о наличии городов в Швеции, я посоветую учить матчасть и не задавать глупых вопросов.

Кстати, чуть не забыл. Про Стокгольм. Население этого города даже в конце XV века официально насчитывало лишь 6 тыс. человек, а под конец XVI века - целых 9 тыс. человек.

users.livejournal.com

История Швеции – от ледникового периода до наших дней

Доисторическая эпоха

Доисторическая эпоха – это очень древний исторический период. Эту эпоху также часто называют первобытным обществом. 15 тысяч лет назад вся Швеция была покрыта льдом. Эта эпоха называется ледниковым периодом. Через три тысячи лет снег в южной Швеции растаял, и появились растения, животные и люди. Люди занимались охотой, рыболовством и сбором съедобных растений.

Около 6 тысяч лет назад люди научились выращивать растения и разводить животных. Они начали применять орудия труда из камня и дерева. Эта эпоха называется каменным веком.

Около 1 500 лет до н. э. в Швеции начали производить изделия из металла и бронзы. Эта эпоха называется бронзовым веком. В этот период в Европе возникла торговля.

Около 500 до н. э. в Швеции начали производить изделия из железа. Эта эпоха называется железным веком.

Слева: Рунический камень – это камень с вырезан- ными на нем рунами. Руны – это письменные знаки, которым более 1000 лет.Справа: ​На фотографии изображен корабль, построенный по типу ладьи эпохи викингов.Фото: Colourbox

Эпоха викингов

Период с IX до середины XI века называется эпохой викингов. Викинги отлично мастерили корабли и были опытными мореплавателями. Они были воинами и вели торговлю со многими странами. Викинги захватили власть во многих странах Северной Европы.

Средневековье

В шведской истории эпохой средневековья считается период времени примерно с 1000-го года до 20-х годов ХVI века.

До христианства в Швеции было многобожие. Наиболее известные из тех богов – Óдин, Тур и Фрейя. Религия дохристианских скандинавов называется áсатру.

С приходом христианства шведское общество изменилось. В самом начале XI века в Швеции появился первый христианский король – Улоф Шетконунг. В XIII веке произошли глубокие перемены в обществе. Земледелие и торговля стали более организованными. Возникли новые города. Швеция была разделена на провинции (ландскапы). В каждой провинции были свои законы. Первоначально законы не были записаны, а существовали только в устной форме. Первые письменные законы появились в XIII веке.

Старинные домаФото: Colourbox

В период средневековья был создан шведский риксдаг, принимающий законы страны. Риксдаг состоял из четырех сословий: дворянства, духовенства, бюргеров и крестьян. Дворянство было сословием, в котором власть и права передавались по наследству.

Духовенство обладало большой̆ властью над жителями страны и владело 20 % лучших земельных угодий̆ Швеции. Бюргеры занималось ремеслом и торговлей̆ в городах. В сельской̆ местности всем заправляли зажиточные крестьяне. Крестьяне жили в деревнях, где они занимались земледелием и скотоводством.

Кальмарская уния

В период позднего средневековья Дания, Норвегия и Швеция боролись между собой̆ за владычество в Скандинавии. В 1397 эти страны подписали договор, называемый Кальмарской̆ унией. Кальмарская уния объединила все три страны в единую страну.

Период великодержавия

В XVI веке в мире произошли эпохальные события. Колумб открыл Америку. Гутенберг изобрел печатный станок. Папа Римский, глава католической церкви, утратил власть над большей частью своей церкви.

В Швеции многие были недовольны тем, как датский король правил Кальмарской̆ унией. В Стокгольме произошло событие под названием «стокгольмская кровавая баня», когда датский̆ король приказал казнить сотню дворян. После «кровавой̆ бани» шведы восстали. Во главе восстания стоял Густав Ваcа, который̆ собрал шведскую армию и освободил Швецию от датского господства. 6 июня 1523 года Густав Васа был коронован. В Швеции настал мир, и королю удалось объединить страну. 6 июня – это Национальный день Швеции.

Во время правления короля Густава Васы была проведена реформа шведской церкви. Большое влияние на шведскую церковь оказал немецкий священник Мартин Лютер. У Мартина Лютера было много новых идей о том, какой должна быть церковь. Церковь, которая ранее была католической, теперь стала протестантской. Церкви пришлось отдать многие земельные угодья, и теперь она должна была платить налог все более сильному государству. В то же время риксдаг получил большую власть.

С середины XVI века до начала XVIII века Швеция участвовала во многих войнах в регионе Балтийского моря. Балтийское море было одним из самых важных морей для торговли. Войны велись за господство над Балтийским морем. Кроме того, Швеция оказалась вовлеченной в Тридцатилетнюю религиозную войну, которая шла с 1618 по 1648 г. Швеция воевала с Данией, Россией, Польшей и Германией и смогла взять под контроль многочисленные территории в регионе Балтийского моря. Помимо этого, в середине XVII века Швеция завоевала большую часть северной Германии и Польши. Так Швеция стала великой державой.

Кроме той территории, которая входит в состав Швеции в настоящее время, в ее состав также входили Финляндия, Эстляндия, Летляндия, а также часть земель России и Германии. Позднее Карл XII потерял земли вне нынешней территории Швеции, потерпев поражение в нескольких войнах. В 1721 году в Швеции снова настал мир, и великодержавная эпоха Швеции как владычицы Балтийского моря завершилась.

Большая кухня в замке Леккё. Интерьер кухни сохранился с XVII века.Фото: Леннарт Хаглунд

Эра свободы, эпоха Просвещения и революции

После заката великодержавной эпохи и смерти короля в Швеции была введена новая форма правления. Произошло перераспределение власти в обществе, и наступил период больших свобод, который поэтому стали называть эрой свободы. Верховная власть перешла к парламенту, состоящему из четырех сословий: дворянства, духовенства, бюргеров и крестьян. В вопросах, касающихся новых законов и налогов, у каждого сословия имелся голос. Новый шведский риксдаг не был избран демократически, но, тем не менее, он отличался уникальной для своего времени широтой представительства.

В эру свободы Швеция сделала ставку на экономический прогресс посредством развития естественных наук. Овладев знаниями о природных ресурсах, Швеция должна была стать самодостаточной и избежать импорта. Поэтому в 1740 году была создана Академия наук.

В XVIII веке наступила эпоха Просвещения. В это время экономика многих стран улучшилась. В XVIII веке произошло много больших перемен, в частности, благодаря тому, что население все более овладевало грамотой и стало ставить под сомнение власть церкви и дворянства в обществе. Экономический и социальный прогресс в сочетании с идеями просвещения привели к тому, что старое общество Европы и Америки захлестнули реформы и революции. Самой известной революцией того времени стала французская революция 1789 года.

В 1771 году Густав III стал королём Швеции. В 1772 году, когда разные политические партии начали борьбу друг с другом, он осуществил государственный переворот, в попытке получить больше власти и единолично править страной. Это вызвало большую критику, и 16 марта 1792 года Густав III был убит на бал-маскараде. На этом закончилась эра свободы.

Швеция в XIX веке

Густав IV Адольф был королем Швеции c 1796 по 1809 год. В годы его правления Швеция воевала с Россией. Густав IV Адольф проиграл войну, и Швеции пришлось уступить Финляндию России. С 1815 года в Швеции царит мир. Недовольство правлением Густава IV Адольфа и его неудачной военной политикой привело к тому, что в 1809 г. он был вынужден уступить трон своему дяде Карлу ХIII. В те же годы риксдаг принял четыре основных конституционных акта, и в том числе акт о форме правления, ограничивший власть короля. Четыре основных конституционных акта от 1809 г. таковы:

  • Акт о форме правления, устанавливающий законы организации шведского государства.
  • Акт о престолонаследии, определяющий порядок наследования королевского трона.
  • Акт о свободе печати, защищающий право на свободу слова в печатной форме.
  • Регламент риксдага, закрепляющий четырехсословный состав риксдага с представительством дворян, духовенства, бюргеров и крестьян.

У Карла XIII не было собственных детей, которые могли бы унаследовать престол. И тогда король усыновил француза Жана Батиста Бернадота, чтобы он стал шведским королём. Жан Батист Бернадот заключил шведско-норвежскую унию, которая просуществовала почти 100 лет. В 1865 году был упразднен четырехсословный парламент с представительством дворян, духовенства, бюргеров и крестьян. Вместо этого парламент стал состоять из двух отделений, которые стали называться палатами.

В ХIХ веке население Швеции возросло. В начале ХIХ века в стране проживало 2,4 миллиона человек, а в 1900 году - 5,1 миллиона. Прирост населения привел к тому, что многим пришлось покинуть родные места в поисках работы. Многие переселились из деревень в города, другие уехали в Америку. С 1865 по 1914 годы почти миллион шведов переехали в Америку.

Индустриализация

В странах Северной Европы индустриализация наступила позже, чем во многих других европейских странах. К середине XIX века большинство шведов по-прежнему жили за счет сельского хозяйства. В 1860-х годах Швеция начала строить железные дороги. Благодаря железным дорогам шведы могли продавать древесину и железо в другие страны. Были построены большие заводы, и, благодаря использованию новых машин, повысилась производительность труда.

Фалунский медный рудник – памятник все- мирного культурного наследияФото: Colourbox

 

< Предыдущая страница

Следующая страница >

Вернуться к меню

www.informationsverige.se

Древняя столица Швеции - город Сигтуна

Я уже писал про один из древних городов Швеции — Упсала, но в не вдалеке от Стокгольма есть еще интересные места. Крошечный городок Сигтуна (Sigtuna), примерно в 60 километрах на северо-запад от Стокгольма, русские туристы обычно объезжают стороной. А для самих шведов Сигтуна, расположенная на берегу живописного озера Меларен — одно из любимых мест отдыха. Там можно не только побродить по старинным одноэтажным улицам, увидеть самую маленькую в мире Ратушу, руины одного из первых каменных соборов (когда-то Сигтуна была древней столицей Швеции), но и поваляться на замечательном пляже, ловя каждый теплый денек холодного северного лета.

1.

В средние века семь каменных церквей или монастырей были воздвигнуты в городе. К настоящему времени сохранились руины трёх из них: святого Пера, святого Ларса и святого Улофа. Кроме того, сохранилась доминиканская кирпичная церковь святой Марии, которая датируется серединой XIII века.

2.

3.

12 августа 1187 года Сигтуна была захвачена карелами и новгородцами, архиепископ Уппсальский убит, а город опустошён настолько, что уже не оправился. Среди похищенного якобы были бронзовые церковные ворота, которые уже при жизни Эрика украшали церковь в Новгороде. Главные ворота собора (Корсунские), как показывает изучение их особенностей, могут быть поставлены в связь с Сигтунским походом. Изготовленные (в своей основной части) в 1152—1154 гг. в Магдебурге и представляющие собой своего рода скульптурный иконостас, эти врата были смонтированы после привоза в Новгород не в первоначальном виде, а с нарушением прежней композиции. Многие части при перевозке были потеряны и заменены рельефами и украшениями из другого памятника подобного рода, несколько отличавшегося по стилю. Все это говорит за то, что врата привезены в Новгород не в результате покупки (в этом случае была бы тщательно зафиксирована первоначальная композиция и были бы сохранены все детали), а как военная добыча. Археологические раскопки показывают, что Сигтуна продолжала расти и обогащаться и после разорения, по крайней мере до середины 1300 гг. Никакого слоя сажи, пепла и других следов пожара не обнаружено вовсе. Масштабы разрушения, если оно имело место, по крайней мере сильно преувеличены.

4.

5.

Кроме развалин собора, можно прогуляться по центральной улице города.

6.

Но главное это берег озера Меларен. Потрясающие виды здесь открываются в любое время года.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Так же советую зайти в уютное кафе, расположенное в старом доме с печкой и прочими старинными штуками.

13.

14.

15.

16.

Можете побродить по улицам города и полюбоваться шведскими домами.

17.

Каждый турист приезжающий в Сигтуну начинает осмотр города с собора Святой Марии. Собор Святой Марии — единственная сохранившаяся в Сигтуне средневековая церковь. Построен собор из кирпича монахами Доминиканского ордена в стиле романской готики и открыт 15 августа, в день вознесения Девы Марии, отсюда его название. Доминиканцы, или черные братья, принадлежали к нищенскому ордену, и деньги на строительство они получали путем сбора пожертвований и дотаций. В конце XIII в. сам Магнус Ладулос финансировал сооружение свода в соборе и покрытие крыши медью.

18.

19.

Церковь была частью мужского монастыря до начала XVI века, когда прошла протестантская Реформация и монастыри были распущены. Монастырь в Сигтуне был разрушен, а церковь стала приходской церковью Сигтуны,коей и пребывает до сих пор.

20.

21.

22.

23.

itsocrates.com


Смотрите также