Древний аравийский. § 1. Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Глава 21. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА. Древний аравийский


Аравийский полуостров в древние времена

Судьбой и обликом Аравийский полуостров во многом напоминает Сахару. Вполне возможно, что и под аравийскими песками скрыты многочисленные свидетельства существования здесь древних цивилизаций. Известны находки на территории Аравии палеолитических, мезолитических, неолитических орудий труда. На западе полуострова обнаружены наскальные рисунки, изображающие сцены охоты; датируются они 10-15-м тысячелетиями до н.э. Есть основание предполагать, что на востоке полуострова в 3-м тысячелетии до н.э. существовали страны Маган и Мелухха, упоминаемые в шумерских документах.

Вот описание из монографии «История Древнего Востока»: «Аравийский полуостров обладал значительными природными богатствами, и прежде всего славился на Древнем Востоке как страна благовоний и пряностей. Ладан, мирра, кассия, бальзам, алоэ, корица, ситник, шафран — вот далеко не полный перечень ценных растений и их продуктов, которые составляли богатства Аравии…

На территории полуострова встречались ценные и производственные металлы: золото в виде песка и самородков, серебро, олово, свинец, железо, медь, сурьма. Горные хребты на юго-западе и юго-востоке были богаты белым мрамором, ониксом и лигдином (разновидность алебастра). Имелись и драгоценные камни: изумруды, бериллы, бирюза и другие самоцветы. Встречались соляные месторождения.

Через Аравийский полуостров проходил ряд торговых путей. Одна торговая дорога пролегала через пустыню из Южной Аравии в Южную Месопотамию. Северную часть полуострова и Сирийско-Месопотамскую степь пересекал торговый путь, идущий из Ниневии в Дамаск, в Сирию, и дорога из Вавилона через пустынную Аравию к границам Египта…

Множество кочевых племен населяло центральные и северные области Аравийского полуострова…»На карте Древней Аравии многие города и торговые пути приурочены к зоне пустынь. Здесь, как и в сахаре, несколько тысячелетий назад ландшафты резко отличались от современных.

Для древности переходы через пустыню — типа современного Большого Нефуда или Руб-Эль-Хали — были бы невозможны без заранее подготовленных путей, имеющих достаточно частую и надежную цепочку оазисов и колодцев. Кто и как мог бы проложить подобные пути или основать в пустынях города и селения? Представляется совершенно правильной парадоксальная на первый взгляд формулировка: кочевник не сын пустыни, а ее отец. Верблюд, как известно, был приручен и «освоен» не сразу, а по мере развития опустынивания. Отгонное скотоводство переходило в кочевое вынужденно, в связи с ухудшением состояния пастбищ.

По мнению историков, в конце 1-го тысячелетия до н.э. экономика Южной Аравии испытала тяжелый кризис. Причины предполагаются такие: установление морских торговых путей между странами Присредиземноморья и Индией; изменение климата в сторону засушливости, наступление пустынь; разрушение ирригационных сооружений (в частности, катастрофические прорывы Марибской плотины).

Если вспомнить обычную закономерность взаимодействия цивилизаций с окружающей среды, то эти, казалось бы, разные причины представляются взаимно связанными. Опустынивание территорий сопровождает деятельность не только охотников, но в большой степени земледельцев, скотоводов, ирригаторов.

Активная разработка месторождений полезных ископаемых была возможна также за счет обеднения окружающих земель: вырубки лесов, разрушения почв, снижения уровня грунтовых вод. Уничтожения лесных массивов, а то и вообще растительного покрова в бассейнах рек неизбежно вызывало катастрофические наводнения, разрушающие ирригационные системы, и периодическое — в сухой период — обмеление, а затем и высыхание русел рек и ручьев. Плодородные долины превращались в сухие вади. Вокруг наиболее богатых водой оазисов из-за избыточного выпаса скота формировались гряды открытых песков, барханов. То же происходило — это прекрасно видно и в наши дни- вокруг колодцев, где концентрировались стада. Постепенно пустыня не просто расширяла свои пределы, но и сама изменялась: беднела растительностью и животными. Надо ли напоминать, что мощным фактором опустынивания были социальные конфликты, войны между государствами.

В зоне пониженного естественного обводнения процветание племен скотоводов и земледельцев, освоивших ирригацию, не может продолжаться сколь угодно долго. Человек вольно или невольно обособляет участки, районы, обогащенные поверхностными или грунтовыми водами. Эти драгоценные ресурсы эксплуатируются с помощью запруд, каналов, колодцев, систем подземных водосборов (кяризов). Одновременно происходит обеднение водой соседних территорий (уменьшение водотоков, снижение уровня  грунтовых  вод). А вырубка лесов и кустарника и выбивание пастбищ довершают развитие опустынивания.

 

По материалам: Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., «Мысль», 1988.

alfarabinur.kz

социокультурные и религиозные особенности. Исламоведение

§ 1. Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности

Географические условия и население. В начале VII века, накануне появления ислама, Аравия представляла собой достаточно замкнутый и обособленный уголок мира. Если взглянуть на карту, то мы увидим, что Аравийский полуостров с трёх сторон омывается морскими водами: Красным морем с запада, Индийским океаном с юга и Персидским заливом с востока. И только к северу за безграничными песками пустынь Нефуд простирался Шам (современные Иордания, Сирия и Палестина), а рядом, между реками Тигр и Евфрат, лежала Месопотамия (современный Ирак). Климатические и географические условия жизни на этом полуострове достаточно суровы. Летом достигающая 50 градусов жара и яркий свет солнца выжигают все живое, но и зимой, когда жара спадает, резкий перепад дневных и ночных температур (от нуля до 30 градусов) не даёт развиваться растительности. Песчаные пустыни и каменистые плоскогорья создают суровый ландшафт, отсутствие дождей делает эти пространства засушливыми и неплодородными. Малочисленные оазисы, сформировавшиеся вокруг колодцев и источников на расстоянии сотен километров друг от друга, лишь изредка скрашивают эту безжизненную пустыню. Животный мир Аравии тоже беден. Звери нечасто появляются среди здешних песков. Хищные птицы питаются остатками диких ослов, антилоп и мелких грызунов, на которых нападают лисы, волки и гиены.

Для жителей Аравии верным спутником и надёжным другом был и остаётся верблюд — «корабль пустыни». Он является незаменимым средством передвижения в условиях жары, безводья и скудного подножного корма, поскольку может обходиться без питья до пяти суток и нести на своём горбу четверть тонны грузов, пробегая до 130 километров за сутки. Ни одно другое верховое животное не способно конкурировать в этом отношении с верблюдом. А ведь верблюда ранее использовали ещё и во время пахоты, и для подъёма воды из глубоких колодцев, он обеспечивал хозяев молоком, шерстью, кожей и мясом. Поскольку не каждый мог позволить себе зарезать ради мяса такого важного для жизни помощника, аравийские кочевники содержали большое поголовье овец и коз.

Несмотря на суровый климат и бедную растительность пустыни, на Аравийском полуострове издревле проживали арабы — гордый и гостеприимный народ. Арабы относятся к семитской семье и являются прямыми потомками Ибрахима (библ. Авраам). После того как стареющая жена патриарха Сара (библ. Сарра) родила ему мальчика Исхака (библ. Исаак), она потребовала отправить в Аравию его первенца — сына Исмаила, родившегося от Хаджар (библ. Агарь). Потомки Исмаила стали называться арабами. Словом «арабы» в древнесемитском языке обозначались народы, кочевавшие за реками на широких просторах пустыни. В течение многих веков арабы постепенно распространились по всей Аравии. Большинство из них стали кочевниками (по-арабски это звучит бадави, отсюда слово бедуин), но некоторые остались оседлыми и жили в оазисах и городах. Оседлые арабы создали крупную древнейеменскую цивилизацию на юге Аравийского полуострова. Государства Саба, Маин, Катабан и Хадрамаут, возникшие в конце II тысячелетия до н. э., обладали высокоразвитой культурой, сопоставимой с культурой древних египтян и ассирийцев, иудеев и персов. Древние йеменцы построили крупные города в руслах пересыхающих рек (вади), соорудили высокие плотины и огромные водохранилища, создали свой собственный пантеон богов, поклоняясь солнцу, луне и звёздам. Они научились вырезать надписи на больших известняковых плитах, используя древнее квадратное письмо, которое послужило прототипом эфиопского и армянского алфавитов. На севере Аравийского полуострова еще в первые века нашей эры были основаны арабские города-государства Пальмира и Набатея.

Однако подавляющее большинство арабов оставались бедуинами-кочевниками и занимались скотоводством и земледелием, перемещаясь по бескрайним просторам Аравийского полуострова. Лишь несколько десятков оазисов в центре полуострова превратились в небольшие поселения, где арабы жили оседло. Такими поселениями были Мекка, Ясриб, Таиф.

Социальная жизнь. Для араба главным жизненным окружением является племя. Арабы величают своё племя словом бану, что переводится как «сыновья»: основным принципом социальной организации в доисламской Аравии были кровнородственные отношения по мужской линии при коллективной собственности на землю и пастбища. Старейший и наиболее известный мужчина формировал начальное генеалогическое звено — эпоним, к которому относили себя все последующие поколения детей мужского пола, называя себя сыновьями такого-то. Например, Пророк Мухаммад происходил из племени бону хашим, то есть «сыновья Хашима». Постепенно племя разрасталось, в него входили не только родственники, но и те, кто по древней арабской традиции гостеприимства и вольнолюбия оказывались под защитой племени: приёмные дети, примкнувшие чужаки, отпущенные на свободу рабы и другие.

Во главе племени стояли вожди, которые занимали главенствующее положение не столько по происхождению, сколько благодаря личному авторитету, храбрости и богатству. Вокруг вождя собирались главы родов, которые составляли совет племени. Именно совет племени принимал наиболее важные решения: избирал вождя, начинал войну с соседями, распределял добычу и землю. Члены племени жили большими семьями и родами, во главе которых стояли старшие по возрасту. Они были гарантами безопасности и благополучия семьи. Никто не мог покуситься на жизнь или имущество семьи, не опасаясь мщения, ибо действовал принцип «все за одного». Если кого-нибудь из семьи убивали или ранили, то за пострадавшими было право выкупа: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, но иногда выкуп выплачивался скотиной, деньгами или продуктами при согласии пострадавших. Коллективная ответственность за каждого члена семьи была гарантией социального спокойствия внутри племени, поскольку наказание было неотвратимым. Самым страшным последствием проступка было изгнание из семьи и племени, ибо тогда человек оказывался беззащитным и любой мог его убить, ограбить и оскорбить. Основу семьи составляли мужчины, которые воевали, работали, торговали. Положение женщин было второстепенным, они обеспечивали продолжение рода, но не образовывали генеалогической линии. Женщины не имели прав на наследство, а в случае кончины мужа лишались возможности самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу. Обычно старший сын наследовал вдов своего отца вместе с его имуществом и брал их в жёны. В условиях суровой пустыни женщины становились обузой для рода. Именно по этой причине у некоторых племён даже существовал обычай закапывать в землю новорождённых девочек, чтобы они не были лишними ртами в голодное время года. Поскольку мужчины чаще погибали или умирали, существовало неограниченное многоженство.

Верования. Верования арабов были связаны с именами пророков Ибрахима и Исмаила, хотя имели мало общего с их монотеистической традицией. Тех, кто поклонялся одному Аллаху, отвергая различные проявления язычества, были единицы, и они называли себя ханифами. Среди большинства арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звёзд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Иногда в идолов превращались могилы праведников, над которыми сооружались храмы. Главным местом скопления идолов была Кааба — кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше трёхсот идолов.

Согласно традиции, первым, кто распространил идолопоклонство среди потомков Исмаила, был вождь хузаитов по имени Амр бин Лухайй. Он был известен своей щедростью и набожностью, что помогло ему завоевать любовь и уважение соплеменников. Иногда в сезон паломничества он закалывал десять тысяч верблюдиц и раздавал приезжим десять тысяч одежд. Во время поездки в Шам он впервые познакомился с идолопоклонством и принял его за истину, потому что эта область была родиной многих пророков и местом ниспослания откровений. Вернувшись в Мекку, Амр привёз с собой идола, которого называли Хубал. Он установил его внутри Каабы и призвал своих соплеменников поклоняться ему. Жители города подчинились ему. Поскольку мекканцы считались хранителями Каабы и пользовались уважением среди остальных арабов, вскоре большинство арабских племён последовало их примеру.

Язычество настолько глубоко укоренилось в сознании арабов, что идолы были не только в каждом поселении, но и в каждом доме. Отправляясь в поездку, язычники брали с собой четыре камня, три из которых клали под котёл, а четвёртому поклонялись, кружась вокруг него. Для того чтобы ублажить своих богов, они выделяли им часть урожая и приносили им в жертву домашний скот. Язычники не считали своих идолов всемогущими, но верили, что идолы доводят их молитвы до верховного бога — Аллаха, который единолично правит миром.

Большую роль в религиозных представлениях арабов играли духи, воплощавшие в себе силы добра и зла. Арабы верили, что духи способны вредить и помогать людям, открывать им тайное и сокровенное. Обычно духов вызывали прорицатели и колдуны, которые занимались магией и предсказаниями, помогали лечить больных и отыскивать потерянных животных. Среди язычников была распространена традиция обращаться к прорицателям перед поездкой, женитьбой или при принятии важного решения.

Аравитяне имели определённые представления и о религиях соседних народов. Этому способствовали торговые связи, которые они налаживали с Сирией, Пальмирой, Хадрамаутом и другими областями. Некоторые арабские племена исповедовали христианство, большая община христиан проживала в Наджране. В Хиджазе было несколько иудейских поселений, а иудейские учёные пользовались доверием и уважением среди жителей Мекки и других городов. Несмотря на это, иудаизм и христианство не получили распространения среди арабов, а с приходом ислама подавляющее большинство арабских христиан и иудеев стали последователями пророка Мухаммада.

Соседи арабов. Аравия была объектом интереса многих соседних государств. Ещё древние египтяне открыли путь через Синайский полуостров в Южную Аравию и возили оттуда благовония и драгоценности. Легенды о богатой и счастливой Аравии передались римлянам и византийцам, которые мечтали покорить арабов. Но бедуины, бесстрашные воины и кочевники, надёжно охраняли границы пустыни, которая сама по себе была негостеприимна к чужакам: отсутствие воды и пищи, жара и пески не давали врагам возможности проникнуть вглубь. Походы римского полководца Элия Галла в I веке до н. э. и эфиопского правителя Абрахи в 570 г. показали тщетность попыток завоевать Аравию.

Так и жили арабы-кочевники изолированно от всего мира до середины VII века.

С севера с ними граничила Византийская империя, столица которой Константинополь (современный Стамбул) находилась далеко от Аравии. В византийской провинции Шам под властью греческих метрополий жили совместно семитские народы арамеи, евреи и северные арабы. Они занимались земледелием и скотоводством и платили огромные налоги городским правителям. Мощным орудием воздействия на византийских подданных служила христианская церковь, но христианство было лишь официальной религией, а представители семитских народов придерживались своих традиционных верований: иудаизма или язычества.

Население наиболее близкой к Аравии Месопотамии тоже было в основном семитским: потомки древних вавилонян смешались с арамеями и иудеями и тесно контактировали с северными арабами.

К востоку от Византии располагалось равное ему по площади Сасанидское государство, которое простиралось на территории современного Ирака и Ирана. Наследный правитель сасанидского государства шаханшах пользовался огромной поддержкой огнепоклонников — магов и жрецов зороастризма — официальной религии сасанидского Ирана.

За Красным морем существовала ещё одна сильная держава — христианская Эфиопия, которая в конце VI века завоевала Южную Аравию, но под давлением пришедших сюда иранцев эфиопы вернулись на африканский континент и перестали влиять на жизнь Аравии.

Византия и Иран сильно враждовали между собой, вели постоянные войны, которые приводили к упадку их экономической жизни, социальным неурядицам и кризисным ситуациям. Поэтому на рубеже VI–VII веков обе державы сильно ослабели и переживали кризис власти — первый предвестник поражения, одновременно погружаясь в пучину безнравственности и бездуховности. Господствовавшие в тот период религиозные учения не давали ответов на насущные вопросы и не были способны вдохновить их последователей на коренное изменение общественного порядка. Иудеи же, которым удалось сохранить значительную часть своего религиозного наследия, как правило, находились в зависимости от других народов. Они подвергались гонениям и притеснениям, не имея возможности существенным образом повлиять на ход истории.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Древние государства Аравийского полуострова

Североаравийские племена и государственные образования. На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности племенами: ариби, кедреи, набатеи, самуд и др., ведшие кочевой образ жизни. Главное занятие населения – скотоводство (лошади, ослы, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Вели кочевое хозяйство. Господствовали родоплеменные союзы и небольшие государства. Возможно, что некоторые из них были княжествами (Набатея). Их правители в ассирийских документах обычно именовались “царями” или что более правильно “шейхами”. У арабских племен постепенно складывались своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии, все взрослые мужчины племени были воинами. Для арабов-кочевников была свойственна своя тактика ведения боя: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне. Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами – Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени (9-7вв. до н.э.) – арабско-ассирийские столкновения (середина 9в. до н.э.). Арабские племена объединялись и вступали в союзы с Египтом и Вавилоном против Ассирии.

Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова, но арабы никогда не были под игом персов, по словам Геродота они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (5в. до н.э.), оказывали сопротивление греко-македонским войскам во время похода А. Македонского на восток (4в. до н.э.).

Южная Аравия. На юге и юго-западе Аравийского полуострова на территории современной Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республики существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самый северный был Маин (с центрами – городами Иасиль и Карнаву). Южнее Маина располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее ее – Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана – Аусан с центром в Мисваре, а восточнее – Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейших государств относится к 10-8вв. до н.э. Государства Маин, Катабан, Асуан, Хадрамаут и Саба в 6-5вв. до н.э. вступают в борьбу за преобладание.

В 3-1вв. до н.э. – господство Катабана. В 1в. до н.э. – Сабейское царство. В конце 2в. до н.э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, ранее входившее в состав Катабана. К началу 4в. до н.э. она установила свою гегемонию над всей южной Аравией. С середины I тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э. Аравия находилась в тесных контактах с Грецией, птолемеевским Египтом и Римской империей. Военные столкновения в Аксумом (Эфиопия).

Экономика связана с развитием ирригационного землевладения и кочевого скотоводства, а также ремесла. Направления развития торговли: обмен между земледельческими и скотоводческими племенами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. Но в конце I тыс. до н.э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике южной Аравии: изменение торговых путей (установление прямых морских путей между Египтом, Турцией, Персией, Индией), а также изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны, разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия (неоднократные прорывы Марибской плотины). Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Таким образом, усложнение внутре- и внешнеполитической обстановки и постоянные войны привели к упадку южноаравийских государств.

Общественные отношения и политический строй. В середине II тыс. до н.э. и южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: минейского, катабанского, сабийского. В конце II тыс. – начале I тыс. до н.э. в результате развития производительных сил стали меняться производительные отношения. На территории Древнего Йемена возникли классовые раннерабовладельческие общества. Выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть. Образовались социальные прослойки: жречество и купечество. Земля, как средство производства, находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли раздел между общинниками, владевшими участками земли, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (большесемейная община).

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся по существу государственными рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, храмовые рабы. Рабы были в основном из числа военнопленных, долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода, в больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи.

Систему политического устройства южноаравийских народов можно показать на примере Сабейского царства. Оно состояло из 6 “племен”, из которых 3 принадлежали к числу привилегированных, а 3 других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние – на более мелкие, а они, в свою очередь, на отдельные роды. Племена управлялись вождями-кабирами, происходившими из знатных родов, возможно, при племенах были советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок эпонимов – важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществляли также астрономические наблюдения, составление календаря. Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление государством были до 3-2вв. до н.э. мукаррибы. Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул “малик” - царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тыс. до н.э. их должность фактически превратилась в царскую. Верховным органом государства был Совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабийских племен, причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Аналогичное устройство имели и другие южноарабские государства.

Постепенно в южноарабских государствах, наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составили города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.

studfiles.net

Древнейший период / Саудовская Аравия / Политический Атлас Современности

Саудовская Аравия / Древнейший период

История государственности на территории Аравийского полуострова насчитывает более полутора тысяч лет. Современная археология располагает данными о том, что первые протогосударственные образования появились в восточной части полуострова в IV–V веках до нашей эры.

Самое раннее свидетельство о поселениях людей на территории КСА было получено в ходе археологического открытия 2001 года. Исследователям удалось обнаружить наскальные рисунки, возраст которых составляет около 15 000 лет, в труднодоступном горном районе Аль-Хаиль в 640 км к северо-западу от Эр-Рияда. Основным занятием аравийских племён того периода являлась охота. Музей Эр-Рияда, на западе Аль-Батаа располагает обширной коллекцией, в которую входят экспонаты из истории Аравии, начиная с периода бронзового века.

Согласно Птолемею, территория Аравии делилась на три неравные части. Пустыня и полупустыня с редкими оазисами называлась Аравией пустынной (восточная и центральная). Вторая часть — каменистая пустыня (северо-запад), в которой с древнейших времён, согласно библейским источникам, обитали различные семитские племена (в том числе, эдомитяне). Южная Аравия, или «счастливая, благодатная» Аравия, — это территория на юге полуострова. В настоящее время там расположены султанат Оман, Йемен, а также принадлежащий Саудовской Аравии Хиджаз, города Мекка и Медина.

Одна из древнейших цивилизаций — Сабейское Царство также частично располагалось на территории КСА. Период расцвета этого государства приходится на период с 900 года до 450 годов до нашей эры. История Сабейского Царства изучена недостаточно, однако существуют предположения, что первоначально сабеи населяли северную часть полуострова. Древнегреческий историк Геродот (IV век до нашей эры) называет «Аравию счастливую» процветающим государством, однако данное сообщение в большей степени относится к югу полуострова (территория современного Йемена). Библейский рассказ о визите царицы Савской к израильскому царю Соломону является одной из распространённых тем как в фольклоре авраамических религий, так и в европейской литературе. Отрывочные сведения о жизни арабов и территории северной Аравии можно также найти в ассирийских источниках более раннего происхождения.

Часть территории на севере современной КСА входила в империю Набатеев. В Иордании сохранились руины столицы империи Набатеев, города Петры, одного из крупнейших торговых и культовых центров древнего востока. Первое упоминание об этом государстве в письменных источниках встречается в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I век до нашей эры).

В период с IV–V веков до нашей эры и до начала нашей эры на территории КСА проживали многочисленные племена семитских кочевников. В IV веке Александр Македонский планировал завоевательный поход в эти земли, однако умер, не успев осуществить своего замысла. Аравия граничила с римскими владениями. В III–IV веках до нашей эры арабские кочевники осуществляли набеги на римские владения. Сведения об этом зафиксированы в исторических хрониках.

В 632 году был основан Арабский халифат со столицей в Мекке, который к IX веку расширился до пределов всего Ближнего Востока, Персии, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки и Южной Европы. История Саудовской Аравии этого периода полностью совпадает с историей ислама как мировой религии.

←   Назад  |   Древнейший период   |   Вперёд   →

www.hyno.ru

Глава 21. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Древняя история арабов — одна из малоисследованных страниц истории человечества. Изоляция племен Аравии, хотя и неполная, от таких центров цивилизации, как Египет, Месопотамия и другие, обусловила оригинальность и специфичность исторического развития древнеаравийских обществ.

1. Страна и население.

Источники и история изучения Древней Аравии. Географическое положение и природная среда.

Аравийский полуостров — крупнейший в Азии, нередко называемый субконтинентом,— занимает площадь около 3 млн. кв. км. Он омывается на западе Красным морем, на востоке — водами Персидского и Оманского заливов, а с юга — Аденским заливом и Аравийским морем.

Огромные просторы Аравии заняты большей частью выжженными палящим солнцем пустынями (Руб-эль-Хали и др.), покрытыми редкой и скудной растительностью. («Пустынная Аравия»). Северная часть полуострова, так называемая «Каменистая Аравия», на западе смыкалась с каменистой пустыней Синайского полуострова, а на севере переходила в полупустыннуюСирийско-Месопотамскуюстепь. Вдоль Западного побережья Красного моря также тянулась пустыня, изобиловавшая солончаками.

Рек на территории Аравии мало, к тому же лишь некоторые из них доносили свои воды до Красного моря, большая же часть представляла собой порой безымянные «вали» — сухие русла, наполнявшиеся водой зимой в период дождей, а затем пересыхавшие и исчезавшие в песках. Для безводной Аравии вода всегда представляла первостепенную проблему. Поэтому тщательно собирались дождевые осадки, вода подземных источников, сооружались искусственные водохранилища (цистерны, колодцы, каналы, отстойники) и мощные плотины. Благоприятные для жизни, удобные для земледелия области располагались в основном в юго-западнойи южной частях полуострова, представлявших собой возвышенные плато, прорезанные долинами «вади». Этот район уже в древности называли «Счастливой Аравией».

Аравийский полуостров обладал значительными природными богатствами и прежде всего славился на Древнем Востоке как страна благовоний и пряностей. Ладан, мирра, бальзам, алоэ, корица, шафран — вот далеко не полный перечень ценных растений и их продуктов, которые составляли богатства Аравии. Благовония и пряности использовались при отправлении религиозных культов, в медицине, древней косметике и парфюмерии, как приправа к пище. Их покупали во всех древневосточных странах, а позднее и на западе — в Греции и Риме.

studfiles.net

Древнейший период / Саудовская Аравия / Политический Атлас Современности

Саудовская Аравия / Древнейший период

История государственности на территории Аравийского полуострова насчитывает более полутора тысяч лет. Современная археология располагает данными о том, что первые протогосударственные образования появились в восточной части полуострова в IV–V веках до нашей эры.

Самое раннее свидетельство о поселениях людей на территории КСА было получено в ходе археологического открытия 2001 года. Исследователям удалось обнаружить наскальные рисунки, возраст которых составляет около 15 000 лет, в труднодоступном горном районе Аль-Хаиль в 640 км к северо-западу от Эр-Рияда. Основным занятием аравийских племён того периода являлась охота. Музей Эр-Рияда, на западе Аль-Батаа располагает обширной коллекцией, в которую входят экспонаты из истории Аравии, начиная с периода бронзового века.

Согласно Птолемею, территория Аравии делилась на три неравные части. Пустыня и полупустыня с редкими оазисами называлась Аравией пустынной (восточная и центральная). Вторая часть — каменистая пустыня (северо-запад), в которой с древнейших времён, согласно библейским источникам, обитали различные семитские племена (в том числе, эдомитяне). Южная Аравия, или «счастливая, благодатная» Аравия, — это территория на юге полуострова. В настоящее время там расположены султанат Оман, Йемен, а также принадлежащий Саудовской Аравии Хиджаз, города Мекка и Медина.

Одна из древнейших цивилизаций — Сабейское Царство также частично располагалось на территории КСА. Период расцвета этого государства приходится на период с 900 года до 450 годов до нашей эры. История Сабейского Царства изучена недостаточно, однако существуют предположения, что первоначально сабеи населяли северную часть полуострова. Древнегреческий историк Геродот (IV век до нашей эры) называет «Аравию счастливую» процветающим государством, однако данное сообщение в большей степени относится к югу полуострова (территория современного Йемена). Библейский рассказ о визите царицы Савской к израильскому царю Соломону является одной из распространённых тем как в фольклоре авраамических религий, так и в европейской литературе. Отрывочные сведения о жизни арабов и территории северной Аравии можно также найти в ассирийских источниках более раннего происхождения.

Часть территории на севере современной КСА входила в империю Набатеев. В Иордании сохранились руины столицы империи Набатеев, города Петры, одного из крупнейших торговых и культовых центров древнего востока. Первое упоминание об этом государстве в письменных источниках встречается в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского (I век до нашей эры).

В период с IV–V веков до нашей эры и до начала нашей эры на территории КСА проживали многочисленные племена семитских кочевников. В IV веке Александр Македонский планировал завоевательный поход в эти земли, однако умер, не успев осуществить своего замысла. Аравия граничила с римскими владениями. В III–IV веках до нашей эры арабские кочевники осуществляли набеги на римские владения. Сведения об этом зафиксированы в исторических хрониках.

В 632 году был основан Арабский халифат со столицей в Мекке, который к IX веку расширился до пределов всего Ближнего Востока, Персии, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки и Южной Европы. История Саудовской Аравии этого периода полностью совпадает с историей ислама как мировой религии.

←   Назад  |   Древнейший период   |   Вперёд   →

hyno.ru

ИСТОРИЯ САУДОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. ДРЕВНИЙ ПЕРИОД — bibliotekar.kz

Саудовская Аравия — это страна с богатым историческим и культурным прошлым. Расположенный на стыке трех континентов и имеющий с трех сторон выход к морю Аравийский полуостров с древнейших времен являлся важным транзитным пунктом мировой торговли. Аравия является, согласно последним археологическим исследованиям, одним из центров зарождения человеческой цивилизации на планете. Следы первобытного человека на территории современной Саудовской Аравии восходят к глубокой древности. Археологические материалы указывают, что человеческая деятельность в Аравии началась еще в 9-10 тысячелетии до нашей эры. В то время климат страны был влажным, территорию покрывали леса и водились в изобилии дикие животные.

 

В 6 тысячелетии до н. э. климат стал меняться, соответственно исчезли многие виды флоры и фауны. К концу 3-го тысячелетия из-за климатических изменений население переходит постепенно к кочевому образу жизни, передвигаясь по пустыне в поисках воды и пастбищ для домашнего скота. Население разводило верблюдов и мелкий рогатый скот, причем верблюд играл очень важную роль в хозяйственной деятельности и жизни кочевников.

 

В течение веков кочевники-бедуины создали богатое устное народное творчество, состоящее из древних сказаний, легенд, образцов поэзии различных жанров. Эти традиции продолжаются в Королевстве и в настоящее время, ежегодно проводятся поэтические конкурсы и состязания в государственном масштабе, на которых принимают участие и представители других арабских стран и фольклорные коллективы со всего мира.

 

Художественное творчество развивалось в дизайне жилищ, одежды и предметов быта, изображение живых существ воспрещается исламскими канонами. Древние и средневековые образцы декоративного искусства, воплощенные в украшениях общественных зданий, оружия и материальной культуры, отличаются высоким совершенством.

 

Хотя на территории Аравии нет таких памятников древней цивилизации, как в Египте или Месопотамии, тем не менее, существует научная гипотеза, что часть населения Аравии мигрировала в указанные соседние регионы до зарождения там высокой цивилизации из опустынивания территории.

 

Первая волна аравийских переселенцев появилась в Египте и Месопотамии в 3500 г. до н. э. Древние аккадцы, арабы, евреи, халдеи совершали набеги на жителей Двуречья и Египта и затем селились в этих районах. Уклад жизни аравийских кочевников в течение последнего тысячелетия практически не менялся до середины XX века.

 

Аравийский полуостров занимал важное положение в торговле древнего мира. Главный торговый путь Аравии проходил на западе, и Йемена через Мекку и Средиземному морю и Нилу, получивший название “дороги благовоний”. По этому пути везли ладан и мирру, также серебро и золото, добываемые в древних копях Аравии. Второй путь начинался в Мекке и выходил к древнему городу Герра на побережье Персидского залива, который осуществлял торговлю с Месопотамией, Ираном и Индией.

 

В доисламский период Аравия пережила завоевательные походы древних греков, римлян, византийцев, эфиопов и персов, которые интересовали в основном прибрежные богатые районы. Внутренняя территория Аравийского полуострова была из-за суровых климатических условий недоступна для завоевателей и непривлекательна для них из-за отсутствия городов.

 

Население Аравийского полуострова делилось на племена, которые до XX века не были объединены в одно централизованное государство, часто враждовали между собой из-за водных источников пастбищ. Во главе племени стоял шейх — старейшина, который осуществлял всю полноту власти на своей территории. Жизнь кочевых племен во многом находилась в зависимости от погодных условий, засушливые годы население подвергалось голоду и эпидемиям, вынуждено было откочевывать далеко на север.

 

Основные города находились в Хиджазе, в которых селились ремесленники и торговцы, обеспечивающие кочевников оружием, одеждой и другими товарами. В то время торговыми экономическим центром Аравии была Мекка, где мирно сосуществовали христиане, иудеи и идолопоклонники-язычники. В центре Мекки находились храм Кааба и источник Замзам, которые после возникновения Ислама стали колыбелью новой религии.

bibliotekar.kz


Смотрите также