Тайны древнего египта 5 класс. План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Методическая разработка по истории для 5 класса по теме "Тайны Древнего Египта"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Методическая разработка по истории (5 класс) на тему: "Тайны Древнего Египта". Тайны древнего египта 5 класс


План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Методическая разработка по истории для 5 класса по теме "Тайны Древнего Египта" | скачать бесплатно

Гордеева Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области

Конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Тайны Древнего Египта».

Цели урока:

  1. формирование системы знаний о государствах Древнего Востока, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы;
  2. развитие умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
  3. углубление уровня знаний через работу с проблемными и творческими заданиями;
  4. развитие умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  5. совершенствование умений и навыков работы с хронологией, иллюстрациями;
  6.  развитие творческого мышления, познавательного интереса к предмету.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, групповая технология, ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, оценочные литы.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2012г.

Эпиграф:

«Во Вселенной нет больше тайн».

        (заблуждение Марселена Бартло)

Ход урока.

Учитель демонстрирует обучающимся отрывок из документального учебного фильма о загадках Древнего Египта.

Учитель: Ребята, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (ответы учащихся).

На слайде – эпиграф урока.

Учитель:         Ребята, вы согласны с этим афоризмом?

(Ответы учащихся)

Конечно же, тайны были, есть и будут во все времена.

Учитель чётко формулирует  тему урока.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся опровергнуть  заблуждение Марселена Бартло. История Древнего Египта покрыта тайнами, которое пыталось разгадать не одно поколение ученых-исследователей.

Я предлагаю вам в течение этого урока ощутить себя в роли исследователей.

Будьте готовы к трудностям, это будут тайны, которые нам предстоит разгадать. Но на помощь вам придут знания, полученные вами на куроках.

Какие же тайны хранит Древний Египет?

Учащиеся разделены на три команды, каждой из которых предстоит разгадать одну из тайн Древнего Египта. Учащиеся оценивают проект каждой из команд.

Учитель: Но вначале давайте вспомним все, что нам известно об этой удивительной стране. Продолжите фразу «Я знаю, что в Древнем Египте…» (ученики по очереди произносят по одному  предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя.

Какие же тайны хранит Древний Египет?        

1. Учитель демонстрирует три небольших целлофановых пакета. В одном находится сухой песок, в другом – плодородная земля, а в третьем – вода. «Взгляните, для жителей Древнего Египта песок был символом ужаса и смерти. Песок мертв! На нём ни чего не растёт, даже если поливать его. Пустыня всё время пыталась задушить своими песками узенькую полоску жизни вдоль реки Нил. А это, самое ценное, что было у жителей Египта – земля давала египтянам питание, а воду для полива давал Нил, поэтому они поклонялись земле и воде. Какую же роль играли разливы Нила в жизни египтян?  Более подробно об этом нам расскажут ребята из группы № 1. Им необходимо провести небольшое исследование и результаты своей работы представить в виде аппликации и таблицы, выделив благоприятные и неблагоприятные природно-климатические условия Египта.

(Учащиеся анализируют текст параграфа, работают с документами и оформляют результаты своего исследования в виде аппликации, используя картон, краски, пластилин).

        Учитель: Обратите внимание, на ваших столах лежат карточки «Критерии оценивания», после выступления учащихся каждой группы, вы заполняете эти карточки, то есть оцениваете работы своих одноклассников.

2. А в немой дали застыли

                   Пирамиды фараонов,

Саркофаги древней были,

                   Величавые, как вечность,

Молчаливые, как смерть.

                                         М. Эмилеску.

Учитель: Еще одна загадка египетской цивилизации – пирамиды. Кто строил пирамиды? Под силу ли древним людям было возвести столь масштабные сооружения? Действительно ли пирамиды строились людьми? Эту тайну под силу разгадать второй команде. Результат своих трудов они представят в виде макета пирамиды и рассказа от лица египтянина, принимавшего участие в строительстве пирамиды.

3. Учитель: Какая же тайна ждет нас впереди? (на слайде папирус с иероглифами).

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).

А как был раскрыт секрет египетских иероглифов?

Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита. Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона. Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Учащиеся третьей команды попробуют разгадать другую надпись и сами запишут фразу с помощью иероглифов. Задача остальных учеников прочитать фразу, зашифрованную в послании.

Учитель:   Сегодня на уроке вы прошли тот долгий путь исканий, который в своё время проделано не одно поколение учёных.

        Как вы считаете, удалось ли нам раскрыть все тайны Древнего Египта?

(Ответы учащихся)

        Конечно, нет! Послушайте  ещё одну из них: «В Верхнем Египте, вместе известном как Абидосс, на границе с безжизненной пустыней с незапамятных времен стоит древний величественный храм, удивительный и таинственный. Он расположен к югу от Великой пирамиды и Долины царей, в десяти километрах к западу от современного русла Нила. На стенах Абидосского храма  археологи обнаружили совершенно случайно: отвалившийся кусок облицовочной плитки обнажил более древний слой кладки на котором и были вырезаны загадочные объекты.  Изображения, которые так заинтересовали археологов было не что иное как вполне опознаваемые летательные аппараты, включая совершенно современные на вид самолёты и вертолёты.

        Между тем древнеегипетские источники содержат информацию о всевозможных летательных аппаратах. В «Тексте пирамид рассказывается о фараоне, путешествовавшем «В пламени впереди ветра к самому горизонту, в дальние уголки неба и на край земли». В «Тексте пирамид» так же говорится и о том, что фараон путешествует по воздуху и облетает землю … он обладает знанием, позволяющим ему подниматься в небо. В 2003 году в одном древнеегипетском захоронении была обнаружено деревянное изображение, принятое археологами за фигурку птицы. Однако расположение крыльев и хвоста, привлекшее внимание инженеров, позволило предположить, что «птица» в действительности является моделью некого летательного аппарата, похожего на современный самолёт. Причём модель выполнена в полном соответствии с законами аэродинамики. Лабораторные исследования показали, что эта модель способна летать: ее параметры полностью соответствуют всем законам построения корпуса самолётов?»

        Если древние египтяне на самом деле умели летать на древних самолётах, то куда исчезли эти аппараты и знания о них? Может быть, кто-то из вас в недалёком будущем разгадает и эту тайну!

        Сегодня на уроке вы показали очень хорошие знания. Все работы были интересными. А сейчас давайте заслушаем, как вы оценили свои работы по критериям.

Итог урока:

Ребятам по очереди предлагается  высказаться  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

nsportal.ru

"Тайны Древнего Египта" - История

Просмотр содержимого документа «"Тайны Древнего Египта"»

Методическая разработка открытого урока истории в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС)

Цель урока:закрепить, обобщить и систематизировать знания одревней египетской цивилизации.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметныеразвитие умений работать с учебником, овладение всеми изученными понятиями на прошлых уроках.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, группах, кроссворд, ориентация понятий, загадки.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.

п/п

Цель этапа

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в минутах)

учителя

учащиеся

1Орг.момент

Мотивация учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Я пришел на урок, чтобы…

Развитие мотивов учебной деятельности. Уметь организовываться к работе

Здравствуйте ребята!

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего Египта и благодаря этому вы узнали много нового и интересного. А сегодня перед нами стоит задача повторить, обобщить, закрепить и углубить ваши знания о Древнем Египте.Делать это мы с вами будем с помощью игры – путешествия по реке Нил.

Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку.

1

2 Актуализация знаний.

Организация подготовки и мотивации работы на уроке.

Учебно-познавательная –установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация

Каждый ряд – это один корабль. И так, у нас получилось три корабля. Названия: МЕМФИС, ФИВЫ и АХЕТАТОН. Корабли могут тронуться в путь только если вы выполните первое задание.(На доске будет показывать путь 3 кораблей, в зависимости от успеха выполнения заданий)

1.Задание «Мозговой штурм»:

Каждая пара предъявляет свой вопрос по прошедшей главе «Древний Египет». Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей. Передают на листочке

Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке.

Амон – Ра – бог солнца богославляет нас на добрый путь. И ваши корабли начинают свое путешествие. Но вот опять преграда. Ребята, давайте скорее справимся с этими трудностями и продолжим наш путь. На экране записаны задания:.

- 2 задание. Самостоятельно решите кроссворд. Учитель предлагает решать кроссворды. Первая группа решившая кроссворд поднимает руку и идет к доске записывать правильные ответы.

Делятся на три группы, выбирают своего капитана. Решают кроссворд

Презентация

Слайд 2

10

4Применение знаний и умений в новой ситуации.

Умение строить поиск решения, анализировать результаты, работа в группах

Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке.

3 задание.Ребята, вы большие молодцы.

Теперь ваши корабли смело могут продолжить увлекательное путешествие. Но вот очередные трудности. Вы – храбрые египтяне безусловно справитесь с ними. Прочтите и соотнесите термин и его формулировку (значение):

4 задание.Наше плавание по реке Нил продолжается. На нашем пути встают многочисленные пороги. Справиться с ними нам помогут загадки. Обратите внимание на первое задание. Первый корабль, справившийся с заданием, продвигается вперед.

Ребята приступают к выполнению задания. Первая справившаяся группа оглашает свои ответы. Корабли продвигаются дальше.

Презентация слайд №3

Слайды с 4 по 11

20

Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Коммуникативно-монологическая речь учащихся.

  1. Перечислите трудности с которыми вы столкнулись?

  2. Чему вы научились лучше всего?

  3. Что не получилось и почему?

  4. Опишите динамику ваших чувств и настроений в течениинашего урока.

Ответы учащихся

4

multiurok.ru

Конспект урока по истории (5 класс) «Древний Рим»

На карточках записаны определения, к ним необходимо подобрать термины.

(за правильный ответ присуждается 1 балл)

1) потомки древнейших жителей Рима (патриции)

2) форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам или должностным лицам (республика)

3) римские воины (легионеры)

4) выборные защитники плебеев (народные трибуны)

5) правитель, обладавший неограниченной властью в течение небольшого срока (диктатор)

6) общественные бани (термы)

7) личная охрана императора (преторианцы)

8) римляне незнатного происхождения (плебеи)

9) торжественный въезд в Рим полководцев-победителей (триумф)

10) право отменять распоряжения консулов или решения сената (право «вето»)

11) территория вне Рима, находившаяся под его властью (провинция)

12) рабы, боровшиеся на арене (гладиаторы)

Конкурс «Хронология».

(за правильный ответ присуждается 1 балл)

1) Сколько лет прошло от установления республики в Риме до захвата власти Цезарем? (460 лет)

2) Как ответил бы римлянин на вопрос: в каком году была установлена республика? (в 244 году от основания Рима)

3) Что было раньше: восстание Спартака или захват власти Цезарем? На сколько лет? (восстание Спартака, на 25 лет)

4) Сколько лет правил Октавиан Август? (44 года)

5) Сколько лет просуществовала Римская республика? (482 года)

6) Какое событие было раньше: битва при Каннах или падение Карфагена? На сколько лет? (битва при Каннах, на 70 лет)

7) Сколько лет исполнится Риму в 2005 году? (2758 лет)

8) Сколько лет просуществовала Западная Римская империя? (81 год)

Конкурс «Крылатые выражения»

На карточках записаны крылатые выражения, необходимо определить, кому они принадлежат и по какому поводу произнесены: (за правильный ответ присуждается 1 балл)

1) «Горе побежденным!» (Галльский вождь Бренн во время осады Капитолия в 390 г. до н.э.)

2) «Жребий брошен!» (Гай Юлий Цезарь перед походом на Рим в 49 г. до н.э.)

3) «Карфаген должен быть разрушен!» (сенатор Катон после второй Пунической войны) 4) «Пришел, увидел, победил!» (Гай Юлий Цезарь после разгрома армии Фарнака в Малой Азии)

5) «Еще одна такая победа, и у меня не останется армии» (Пирр во время сражений с римлянами в 280 г. до н.э.)

6) «Чем гуще трава, тем легче косить!» (Аларих при нападении на Рим)

weburok.com

Методическая разработка по истории (5 класс) на тему: "Тайны Древнего Египта" | скачать бесплатно

Учитель истории: Химилонова Раиса И.

Открытый урок в 5 классе "Тайны Древнего Египта"

 Обобщение по теме «Древний Египет»

Цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет», проверить знания учащихся по теме;

развивать словарный запас детей;

воспитывать интерес к учебе, стремление знать больше по изучаемому предмету.

Оборудование: карты по истории Древнего мира, среди них – карта Древнего Египта;

 карточки с заданиями,

чайнворд,

 игровой материал.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: нестандартный урок, урок-игра.

Ход урока:

 1. Организация класса.

2.Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа:

- Какую тему мы с вами закончили изучать?

- Где и когда возникло Египетское государство?

- Какими были фазы хозяйственного года в Египте?

(всходы, паводок, жатва)

3. Повторение и обобщение изученного материала через игру «Тайны Древнего Египта».

Постановка задач.

 - Мы с вами отправимся в увлекательную экспедицию. Наш путь будет труден – нам предстоит открыть  6 египетских тайн, чтобы добраться к цели нашего путешествия . За каждую раскрытую тайну вы будите получать ключик.

Здание №1. - Первая тайна – тайна старинной рукописи. Рукопись такая старая, что части текста уже не видно. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим ее текст.

Я, фараон _________________ , которому построили самую первую пирамиду. Моя стана называется ______________ . Она находится вдоль полноводной реки ____________ , которая одаривает землю _______________ ___________________ . Люди моей станы занимаются _________________ . Они выращивают _____________ , _____________ , ________________ . В _____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________.

Чтобы попасть в мою страну, воспользуйтесь картой. - Часть с картами выпала. Выберете карту Древнего Египта (из нескольких карт, карты на доске). - Как вы ее опознали?

Задание №2. - Карта найдена, но маршрут закрыт. Чтобы открыть замок, нужно найти в тексте  допущенные ошибки.

По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет.  Трудолюбивый народ ,населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличичиласьоколо2500г.до н.э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным  из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира  стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину Царей. Много тайн хранит история Египта. Так, в Абидомском храме, построенном в честь бога Солнца-Ра, обнаружены скульптурные изображения  летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователей.  

( В тексте допущено 6 исторических ошибок. Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях этой реки, территория увеличилась  около 1500 г. до н.э. в результате походов  фараона Тутмоса, одним из чудес света являются пирамиды, храм в Абидосе построен в честь Осириса )

Задание №3. - Чтобы получить еще один ключ, нужно дать определение понятиям:

Дельта-

 фараон-

Ра -

 иероглиф -

чиновник -

 миф -

Задание №4. - Чтобы раскрыть тайну четвертого ключа, нужно разгадать чайнворд

1.Материал для письма. 2. Вырезная из камня фигура из льва с головой человека.3. злой бог суховей.4.Один из египетских фараонов. 5.Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. 6.Подневольный человек. 7.Сплав меди и олова.8.Учёный, который изучает звёздное небо.9. Столица Египта. 10. Египетская гробница. 11.Греческий историк, который описал историю Египта.12. Стенобитный снаряд. 13.Сборы в пользу государства.

(Ключ:.1Папирус.2.Сфинкс.3.Сет.4.Тутмос.5.Скульптор.6.Раб.7.Бронза.8.Астроном.9.Мемфис.10.Саркофаг.11.Геродот.12.Таран.13.Налоги.)

Задание №5. - Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют.

АРХИТЕКТУРА ,ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА · Миф об Осирисе · Большой Сфинкс · Росписи на стенах храма · Пирамида Хеопса · Карнакский храм · Храм бога Ра · Повесть о Синухете Гимн богу Атону · Папирус с песнями египтян .

Задание №6. - Последнее задание  тестирование по теме: « Древний Египет»

  1. Первая столица египетского государства:

А) Каир;  Б) Мемфис;  В) Александрия; Г) Фивы.

  2. Как назывался древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающими за работами  земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну:

        А) жрец; Б) вельможа; В) писец; Г) вождь.

3.Приспособление, позволяющее поливать засушливые земли в Египте:

А) шадуф ; Б) тыкар;  В) санджар; Г) саркофаг.

4.Египетский фараон, совершавший самые крупные завоевательные походы:

        А) Хеопс; Б) Тутанхамон ;В) Тутмос; Г) Эхнатон.

5.Как египтяне называли своего бога Солнца:

        А) Ра; Б) Амон; В) Амон-Ра; Г) употреблялись все названия.

6.Самая высокая пирамида в Древнем Египте была воздвигнута  в честь фараона:

        А) Хеопса; Б) Тутанхамона; В) Тутмоса; Г)Эхнатона.

7.Древнеегипетская царевна ,жена фараона Эхнатона и тёща фараона Тутанхамона:

        А) Маат;  Б)  Исида;  В) Неффертити;  Г) Клио.

8.Соседняя с Египтом территория, богатая залежами медной руды:

        А) Палестина; Б) Сирия; В)Финикия; Г)Синайский полуостров.

(Ключ: 1 Б;2 В; 3 А; 4 В; 5 Г;6 А; 7 В; 8 Г.)  

Подведение итогов  урока

Кто в ходе игры дал больше правильных ответов, тот победитель. Оценки ставятся  персонально каждому ребёнку.

nsportal.ru

"Тайны Древнего Египта" - История

Просмотр содержимого документа «"Тайны Древнего Египта"»

Методическая разработка открытого урока истории в 5 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС)

Цель урока:закрепить, обобщить и систематизировать знания одревней египетской цивилизации.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметныеразвитие умений работать с учебником, овладение всеми изученными понятиями на прошлых уроках.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах, группах, кроссворд, ориентация понятий, загадки.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.

п/п

Цель этапа

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в минутах)

учителя

учащиеся

1Орг.момент

Мотивация учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Я пришел на урок, чтобы…

Развитие мотивов учебной деятельности. Уметь организовываться к работе

Здравствуйте ребята!

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего Египта и благодаря этому вы узнали много нового и интересного. А сегодня перед нами стоит задача повторить, обобщить, закрепить и углубить ваши знания о Древнем Египте.Делать это мы с вами будем с помощью игры – путешествия по реке Нил.

Приветствуют учителя. Проявление интереса к уроку.

1

2 Актуализация знаний.

Организация подготовки и мотивации работы на уроке.

Учебно-познавательная –установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация

Каждый ряд – это один корабль. И так, у нас получилось три корабля. Названия: МЕМФИС, ФИВЫ и АХЕТАТОН. Корабли могут тронуться в путь только если вы выполните первое задание.(На доске будет показывать путь 3 кораблей, в зависимости от успеха выполнения заданий)

1.Задание «Мозговой штурм»:

Каждая пара предъявляет свой вопрос по прошедшей главе «Древний Египет». Ответившая пара предъявляет свой вопрос задавшей. Передают на листочке

Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке.

Амон – Ра – бог солнца богославляет нас на добрый путь. И ваши корабли начинают свое путешествие. Но вот опять преграда. Ребята, давайте скорее справимся с этими трудностями и продолжим наш путь. На экране записаны задания:.

- 2 задание. Самостоятельно решите кроссворд. Учитель предлагает решать кроссворды. Первая группа решившая кроссворд поднимает руку и идет к доске записывать правильные ответы.

Делятся на три группы, выбирают своего капитана. Решают кроссворд

Презентация

Слайд 2

10

4Применение знаний и умений в новой ситуации.

Умение строить поиск решения, анализировать результаты, работа в группах

Уметь работать в группе, применять полученные знания на уроке.

3 задание.Ребята, вы большие молодцы.

Теперь ваши корабли смело могут продолжить увлекательное путешествие. Но вот очередные трудности. Вы – храбрые египтяне безусловно справитесь с ними. Прочтите и соотнесите термин и его формулировку (значение):

4 задание.Наше плавание по реке Нил продолжается. На нашем пути встают многочисленные пороги. Справиться с ними нам помогут загадки. Обратите внимание на первое задание. Первый корабль, справившийся с заданием, продвигается вперед.

Ребята приступают к выполнению задания. Первая справившаяся группа оглашает свои ответы. Корабли продвигаются дальше.

Презентация слайд №3

Слайды с 4 по 11

20

Рефлексия

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Коммуникативно-монологическая речь учащихся.

  1. Перечислите трудности с которыми вы столкнулись?

  2. Чему вы научились лучше всего?

  3. Что не получилось и почему?

  4. Опишите динамику ваших чувств и настроений в течениинашего урока.

Ответы учащихся

4

multiurok.ru

Тайны Древнего Египта - история, презентации

Урок повторения и систематизации знаний по теме :

МБОУ КСОШ № 1

Г. Кингисепп

Учитель – Андреева Светлана Владимировна

Аутотренинг

  • «Мы настроены на работу, мы будем хорошо работать!»

Загадка

  • На нильских берегах она была
  • Богатой и цветущею слыла
  • И ею фараоны управляли
  • Восстания рабов здесь подавляли
  • Назови, что за страна
  • В мире есть сейчас она
  • Тайна № 1 Историческая разминка
  • Тайна № 2 Историческая география
  • Тайна № 3 Найди ошибки
  • Тайна № 4 Исторические задачи
  • Тайна № 5 Интервью сквозь тысячелетия
  • Тайна № 6 Юные детективы
  • Тайна № 7 Культура
  • Тайна № 8 Рассказ по картине

Река, протекающая в Египте

Царь, который около 1500 г. до н.э. совершил завоевательные походы в Азию

Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека

Материал для письма в Древнем Египте

Столица объединённого Египта

Древнеегипетский царь (общее название)

Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида

Богиня, жена Осириса

Тело умершего, обработанное особым образом

Значки, используемые египтянами при написании слов

«Царь богов», главный бог в Египте

Приспособление для подачи воды на высокие поля

Ключ № 1

  • Вопросы:
  • 1.Покажи и расскажи о местоположении Египта.
  • 2. Покажи и назови столицу Древнего Египта
  • 3. Покажите и назови главную реку Древнего Египта

Ключ № 2

  • «Фараоны Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Самая большая из них – пирамида фараона Тутмоса, высотой около 127 м. Сложена она из блоков, каждый блок весил почти 1,5 тонны.

Строителями пирамид были в основном рабы. Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров – архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу с помощью связующего раствора.

Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом крокодила и головой человека в уборе фараона.»

Правильный ответ

  • Фараоны Древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Самая большая из них – пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м. Сложена она из блоков, каждый блок весил почти 2,5 тонны.

Строителями пирамид были в основном египетские крестьяне. Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров – архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу без связующего раствора.

Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона .

Ключ № 3

Динамическая пауза

Встали дружно, потянулись Богу солнца улыбнулись! Богу ГЕБУ наш поклон Многократным будет он. Руки вверх к богине НУТ Пусть немножко отдохнут. Тело наше сделай круг Повтори АМОНА   путь Готовы из знаний Плести сотни сот Поможет нам в этом Бог мудрости ТОТ.

Задача № 1

  • Пирамида Хеопса была построена в 2600 году до н. э. Сколько лет назад это было?

Задача № 2

  • Сколько лет прошло со времени походов Тутмоса III?

Задача № 3

  • Сколько лет назад произошло объединение Египта?

Ключ № 4

  • Крестьянин
  • Раб
  • Какую службу надо сослужить фараону, чтобы стать таким же богатым человеком, как вы?
  • Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов?
  • Как вы и другие вельможи ведёте себя при появлении фараона?
  • Для чего нужны вам стражники

и надсмотрщики?

  • Какие сельскохозяйственные работы выполняют крестьяне в Египте?
  • Какие орудия труда используются?
  • Какие повинности несли крестьяне в пользу государства?
  • Как происходил сбор налогов в Египте?
  • Как вы стали рабом?
  • Каким ещё образом люди становятся рабами?
  • Почему рабов-пленников называют «живыми-убитыми»?
  • Как ваш хозяин относится к рабам?
  • Каким образом рабы высказывают своё недовольство?

Ключ № 5

Из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов

«Мы проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя… На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была украшена золотом. Покровы её были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Всё золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы мы поделили на восемь равных частей».

Вопросы:

1. Сколько всего было грабителей? По какой детали вы определили их число?

2. Когда произошло ограбление – в наши дни или ещё во времена Древнего Египта? Чем вы можете доказать своё мнение?

 

Ключ № 6

Соотнесите исторические памятники с отраслями культуры

  • АРХИТЕКТУРА
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ЖИВОПИСЬ
  • СКУЛЬПТУРА
  • 1) Большой Сфинкс
  • 2) Росписи на стенах храма
  • 3) Карнакский храм
  • 4) Храм Бога Ра
  • 5) Повесть о Синухете
  • 6) Гимн Богу Атону
  • 7) Папирус с песнями египтян

Ключ № 7

« Прочнее знания закрепи,

Да, нет ты в тесте покажи!»

  • 1).А 2. А 3. А 4. Б 5. В 6. В 7. В
  • 8. А 9. Б 10 . В 11. А
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов
  • Оценка «4» – 8-9 правильных ответов
  • Оценка «3» – 6-8 правильных ответов
  • Оценка «2» - менее 5-ти правильных ответов

Ключ № 8

Все ключи собраны, двери открываются!

Добро пожаловать в Древнее Двуречье, Финикию, Вавилон, Ассирию……….

«

kopilkaurokov.ru

Урок в 5 классе "Тайны Древнего Египта" Обобщение по теме «Древний Египет»

Учитель истории: Егорова Н.А.

Открытый урок в 5 классе "Тайны Древнего Египта"

Обобщение по теме «Древний Египет»

Цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет», проверить знания учащихся по теме;

развивать словарный запас детей;

воспитывать интерес к учебе, стремление знать больше по изучаемому предмету.

Оборудование: карты по истории Древнего мира, среди них – карта Древнего Египта;

карточки с заданиями,

чайнворд,

игровой материал.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: нестандартный урок, урок-игра.

Ход урока:

1. Организация класса.

2.Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа:

- Какую тему мы с вами закончили изучать?

- Где и когда возникло Египетское государство?

- Какими были фазы хозяйственного года в Египте?

(всходы, паводок, жатва)

3. Повторение и обобщение изученного материала через игру «Тайны Древнего Египта».

Постановка задач.

- Мы с вами отправимся в увлекательную экспедицию. Наш путь будет труден – нам предстоит открыть 6 египетских тайн, чтобы добраться к цели нашего путешествия . За каждую раскрытую тайну вы будите получать ключик.

Здание №1. - Первая тайна – тайна старинной рукописи. Рукопись такая старая, что части текста уже не видно. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим ее текст.

Я, фараон _________________ , которому построили самую первую пирамиду. Моя стана называется ______________ . Она находится вдоль полноводной реки ____________ , которая одаривает землю _______________ ___________________ . Люди моей станы занимаются _________________ . Они выращивают _____________ , _____________ , ________________ . В _____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________.

Чтобы попасть в мою страну, воспользуйтесь картой. - Часть с картами выпала. Выберете карту Древнего Египта (из нескольких карт, карты на доске). - Как вы ее опознали?

Задание №2. - Карта найдена, но маршрут закрыт. Чтобы открыть замок, нужно найти в тексте допущенные ошибки.

По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ ,населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличичиласьоколо2500г.до н.э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину Царей. Много тайн хранит история Египта. Так, в Абидомском храме, построенном в честь бога Солнца-Ра, обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователей.

( В тексте допущено 6 исторических ошибок. Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях этой реки, территория увеличилась около 1500 г. до н.э. в результате походов фараона Тутмоса, одним из чудес света являются пирамиды, храм в Абидосе построен в честь Осириса )

Задание №3. - Чтобы получить еще один ключ, нужно дать определение понятиям:

Дельта-

фараон-

Ра -

иероглиф -

чиновник -

миф -

Задание №4. - Чтобы раскрыть тайну четвертого ключа, нужно разгадать чайнворд

1.Материал для письма. 2. Вырезная из камня фигура из льва с головой человека.3. злой бог суховей.4.Один из египетских фараонов. 5.Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения. 6.Подневольный человек. 7.Сплав меди и олова.8.Учёный, который изучает звёздное небо.9. Столица Египта. 10. Египетская гробница. 11.Греческий историк, который описал историю Египта.12. Стенобитный снаряд. 13.Сборы в пользу государства.

(Ключ:.1Папирус.2.Сфинкс.3.Сет.4.Тутмос.5.Скульптор.6.Раб.7.Бронза.8.Астроном.9.Мемфис.10.Саркофаг.11.Геродот.12.Таран.13.Налоги.)

2 1
13
3 12
4 11
9 10
8 7
5 6
Задание №5. - Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют.

АРХИТЕКТУРА ,ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА · Миф об Осирисе · Большой Сфинкс · Росписи на стенах храма · Пирамида Хеопса · Карнакский храм · Храм бога Ра · Повесть о Синухете Гимн богу Атону · Папирус с песнями египтян .

Задание №6. - Последнее задание тестирование по теме: « Древний Египет»

  1. Первая столица египетского государства:
А) Каир; Б) Мемфис; В) Александрия; Г) Фивы.

2. Как назывался древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающими за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну:

А) жрец; Б) вельможа; В) писец; Г) вождь.

3.Приспособление, позволяющее поливать засушливые земли в Египте:

А) шадуф ; Б) тыкар; В) санджар; Г) саркофаг.

4.Египетский фараон, совершавший самые крупные завоевательные походы:

А) Хеопс; Б) Тутанхамон ;В) Тутмос; Г) Эхнатон.

5.Как египтяне называли своего бога Солнца:

А) Ра; Б) Амон; В) Амон-Ра; Г) употреблялись все названия.

6.Самая высокая пирамида в Древнем Египте была воздвигнута в честь фараона:

А) Хеопса; Б) Тутанхамона; В) Тутмоса; Г)Эхнатона.

7.Древнеегипетская царевна ,жена фараона Эхнатона и тёща фараона Тутанхамона:

А) Маат; Б) Исида; В) Неффертити; Г) Клио.

8.Соседняя с Египтом территория, богатая залежами медной руды:

А) Палестина; Б) Сирия; В)Финикия; Г)Синайский полуостров.

(Ключ: 1 Б;2 В; 3 А; 4 В; 5 Г;6 А; 7 В; 8 Г.)

Подведение итогов урока

Кто в ходе игры дал больше правильных ответов, тот победитель. Оценки ставятся персонально каждому ребёнку.

kak.znate.ru