Древние славяне – народ из голодного леса. Лес с древнейших времен кормил
Легенды и поверья о цветах
Hа Хеpсонщине бытует такая легенда. Один мужик поехал в лес и захотел сpубить пpиглянувшуюся ель. Вдpуг она заговорила человеческим голосом: «не pуби меня, я тебе пpигожусь!» Он послушался, сpубил дpугое. Hо, когда он снова поехал в лес, то все - таки срубил заветную ель. Загpемел гpом, блеснула молния, мужик упал на землю и превратился в медведя.
А вот красивая пpитча. Едут как-то тpи бpата на телеге чеpез лес. Пеpвый говоpит: «Эх, сколько дpов можно наpубить, хату постpоить». Втоpой поддеpживает: «А сколько денег заpаботаем, если эти доски пpодать». Тpетий бpат вздыхает: «Да, но какая кpасота пропадет...»
Лес, деревья в сознании наших предков обладали волшебной, магической силой. Есть старинная украинская сказка, по сюжету сходная с Пушкинской о золотой рыбке. Только здесь, чтоб его не срубил мужик, желание исполняет дерево. Много чего оно выполнило для мужика и его старухи. Дом богатый у них появился, мужик перебывал в разных чинах – барином, полковником, генералом, даже царем, а все им мало. Захотела старуха, чтоб стал мужик самим Богом. Пошел он к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей». В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей.
На Украине до сих пор живы традиции почитания деревьев: пpи pождении pебенка сажают деpево. Пpи стpоительстве хаты не pубят плодовые деpевья, вблизи колодца сажают калину. Когда парень уходит на службу, его девушка сажает на кpаю села тополь.
Очень выразительны, с явно экологическим смыслом, украинские пословицы о лесе.
Больше леса – больше снега, больше снега - больше хлеба. Кто дерево посадит, тот человеку друг. Лес рубить – много горя иметь. Срубили дерево - пропали пташки. Лес не школа, а всех учит. Сбереги лес, и он тебя сбережет. Если есть лес, есть и достаток. Кто не посадил дерева, тому не лежать в тени. В селе, где много деревьев, мало могил. Посадил деpево — себя пpославил, посадил сад — pод пpославил.
Спpосили мудpеца: кто научил людей злу?
— Огонь, — был ответ.
Кто научил их быть сильными?
— Вода, — был ответ.
А кто научил их добpу?
— Деpево, - ответил мудрец.
И в то же время дикий лес пугал. Он хранил немало загадок и смертельных опасностей. В нем можно было заблудиться, погибнуть от диких зверей. А еще, идя в лес, всякий раз надо было быть готовым к встрече с лесными духами. В них олицетворялась опасливая враждебность славянина-земледельца к дремучему лесу, у которого приходилось отвоевывать землю для пашни. И сознание наших предков создает разнообразный лесной народец, который в большинстве случаев вредит людям. Это слуги - помощники Святобора. Их в народной мифологии много, а наиболее известные - лешие и русалки
myphs.jimdo.com
День работников леса (лесника) - расписание праздников
В 3-е воскресенье сентября свой профессиональный праздник отмечают люди, посвятившие жизнь сохранению природных богатств — егеря, лесники.
Полное название события — День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности.
Если в вашем близком окружении есть человек — работник лесного хозяйства, то вооружитесь информацией об истории праздника, о подарках, соответствующих данной профессии и, конечно же, подготовьте самые теплые слова.Пусть человек, сберегающий дары природы, защищающий от браконьеров животных, занимающееся посадкой молодых деревьев, порадуется поздравлениям, почувствует значимость собственной профессии.
Не рубите сук, на котором сидите
Лес — это сокровище, подаренное нам природой. Сегодня действительность такова, что зеленая часть нашего необъятного государства остро нуждается в защите и бережном отношении со стороны человека.
Лес — это не только природный ресурс, но и составная часть нашей биологической безопасности, создающий предпосылки для хорошего настроения и самочувствия.
История праздника
О нерасторжимой связи дерева и человека знали еще с древних времен. Язычники-друиды верили, что в деревьях живут духи, которым они и поклонялись. В ряде стран, например, в Италии отмечают День дерева.
Лес «кормит» с древних времен, служит источником пищи, согревает холодной зимой. Грибы, мясо, ягоды, грибы, древесина — таковы возможности леса, которыми он щедро одаривал человека во все времена.
Хочется, чтобы и человек хоть немного ценил дары природы, а не продолжал с еще большей силой эксплуатировать, кстати, совсем не бесконечные его ресурсы.
Петр Великий в 1703 году наложил запрет на ценные породы деревьев, которые использовали для строительства кораблей.
Была создана специальная служба, контролировавшая вырубку лесов. Он составил перечень законов, которые стали фундаментальными для развития науки о бережном отношении к лесу.
Лесной устав 1802 года базировался на инструкциях, предписанных Петром I.
Продолжил дело Петра его внук — Павел I, который уделял большое внимание сохранности лесов, учредивший «Лесной Устав».
Появилась необходимость в учреждениях, где можно было бы обучать лесному делу.
В 1803 году было создано Практическое лесное училище, через год – Козельский институт.
Спустя десятилетие начал свою работу лесной институт, открытый в Санкт-Петербурге, которому уже в 2011 году присвоен статус университета.
В начале 19 века появились лесничества — участки леса с ограниченной площадью, за которыми присматривали лесничие.
В 1859 году в лесном хозяйстве были определены основные направления — охрана леса, разумное получение дохода от лесных богатств и их приумножение. На эти принципы опираются и сегодня.
В 1977 году в Советском Союзе приняли Лесное законодательство, после чего в 1980 году был учрежден праздник работников леса.
Событие начали отмечать, как продолжают и сегодня, в 3-е воскресенье сентября.
Когда празднуют день лесного хозяйства
Работники лесного хозяйства отмечают праздник в 3-е воскресенье сентября. Наряду с Россией, событие не остается без внимания и в странах СНГ.
В Беларуси продолжают праздновать День работника леса, даже не приняв никаких дополнительных законов.
На Украине, в Кыргызстане, согласно изданным Указам, праздник отмечается в тот же день, что и в России.
Существует и Международный праздник, посвященный Дню леса. Дата, выбранная для празднования — 21 марта, совпадает с Днем весеннего равноденствия.
Событие отмечают с 1971 года, цель которого – пересмотреть «варварское» отношение к лесу, бездумную вырубку деревьев.
Как празднуют работники знаменательный день
Событие празднуют люди, чья деятельность связана с лесом: с его охраной, с лесозаготовкой и др.
Это праздник для семей, в которых есть человек, посвятивший свою жизнь проявлению заботы о природе. К ним присоединяются и те, кто любит лес и небезразличен его сохранности.
Традиционно, в этот осенний день организовывают праздничные вечера.
Обязательна вступительная часть, где сообщается об успехах работников, их достижениях, об их вкладе в укрепление, развитие лесного хозяйства и выражается искренняя благодарность.
Их поздравляет и глава государства, награждает подарками, почетными грамотами, премиями.
В праздничный день проводятся всевозможные акции экологической тематики. Они направлены на усиление интереса общественности к наболевшим вопросам.
Благодаря этому снижается количество случаев, связанных с противоправной вырубкой зеленого богатства страны.
Выносятся на рассмотрение актуальные на сегодняшний день проблемы загрязнению лесов, а также вопросы безответственного обращения с огнем, что может закончиться лесным пожаром.
Праздник приходится на 2-ю половину сентября. Еще тепло, поэтому хорошо отметить праздничный день на природе.
Придумайте сценарий мероприятия: подготовьте подвижные игры, конкурсы.
Что подарить леснику
Ваш близкий человек — лесник и вы хотите сделать ему подарок, который его порадует, станет символом тепла и доброго расположения.
Поскольку праздник профессиональный, то выберете сувенир, связанный с лесной тематикой.
Это может быть картина, излучающая спокойствие лесного пейзажа, рюкзак отменного качества, теплая куртка, необходимая в лесу.
В качестве подарка подойдет бинокль дневного и ночного наблюдения — он может стать хорошим подспорьем, облегчающим работу лесника. Пригодится и GPS навигатор.
Можете приобрести набор «Снаряжение лесника». Он включает в себя палатку, автономный источник тепла, нож. Незаменимым спутником станет термос, согревающий вашего знакомого в пути.
Возможно, вы отдадите предпочтение набору для барбекю. Профессию лесника выбирают только те люди, для которых природа — источник радости и вдохновения.
Поэтому набор для барбекю обрадует виновника торжества, который обязательно угостит вас кулинарным шедевром, сделанным с помощью вашего подарка, у себя на даче.
Не забудьте основное – произнесите искренние слова знатоку своего дела, который сохраняет важнейший природный ресурс страны.
Вывод
Не дадим человеку обрубить сук, на котором он сидит. Труд лесников — наших заботливых хозяев природы, направлен на рациональное использование леса. Он актуален, нелегок и достоин уважения.
Только люди,наделенные чутким сердцем и сострадательной душой способны постичь многоплановую философию леса, его своеобразный характер и проникнуть в тайны природы.
Каждый из нас понимает, насколько необходимо бережное отношение к собственным природным богатствам. А леса России составляют четвертую часть лесов всей земли.
news-webs.ru
Trojden | Древние жители Северной Евразии: Данилов А. А.
Раздел I
Главное, чему необходимо научиться,
с точки зрения авторов:
— доказывать, что народы Восточной Европы и Великой степи перешли со ступени первобытного общества на ступень цивилизации;
— определять и объяснять, какие чувства, какое отношение возникает у тебя к достижениям наших предков — жителей Древней Руси и Великой степи.
Проверь, готов ли ты овладевать умениями этого раздела
На отдельном листочке напиши (в предложенной форме) своё мнение по вопросу: «Что лучше — цивилизация или первобытное общество?»
ФОРМА: «Я считаю, что _______ лучше _______ , потому что _______ (приведены аргументы и факты)».
!!! Внимание. Прежде чем выполнять задание, ознакомься с условиями его выполнения на разных уровнях успешности. Выбери уровень.
Признаки успешного выполнения задания на разных уровнях
Необходимый уровень (хорошо): указана своя позиция, а в аргументах использовано не менее двух отличий первобытного общества от цивилизации.
Повышенный уровень (отлично): указана своя позиция, в аргументах использовано не менее четырёх отличий первобытного общества от цивилизации, и некоторые из них подтверждены изученными на уроках фактами.
Максимальный уровень (сверхотлично): указана своя позиция, в аргументах использовано не менее четырёх отличий первобытного общества от цивилизации, и некоторые из них подтверждены не изученными на уроках фактами.
Если хочешь, выбери проект или предложи свой:
Исследование. Когда и как сложились современные народы (на выбор): восточнославянские, Поволжья, Урала, Кавказа, Севера, Сибири, Дальнего Востока.
Изделие. Реконструкция «Жилище моего далёкого предка». Действо. Сценка «История Древней Руси в народных сказаниях».
Выделенные факты и понятия необходимо запомнить и уметь использовать
500 тыс. лет назад - Большая часть территории современной России покрыта ледником. В холодных приледниковых степях расселяются первые сообщества существ, научное название которых можно перевести как «человекообезьяна».
100 тыс. лет назад - На территории современной России в приледниковых степях и тундре (Кавказ, Алтай, Крым, Поволжье, Дон, Южная Сибирь) расселяются родовые общины древних людей вида «человек разумный неандертальский».
40—35 тыс. лет назад - На территории современной России расселяются родовые общины людей современного вида.
12-10 тыс. лет назад (X—VIII тыс. до н.э.) - Потепление климата, отступление ледника, формирование современных природных зон (тундры, лесов, степей). Люди приспосабливают своё хозяйство к новым условиям.
VIII тысячелетие до н.э. - С юга приходят первые племена земледельцев-скотоводов, знакомых с глиноделием, ткачеством.
III-II тысячелетия до н.э. Массовое расселение по территории нашей страны племён индоевропейской языковой семьи, знакомых с первыми металлами - медью и бронзой: в степях живут скотоводы-кочевники, в лесах - земледельцы-скотоводы. Они вступают в контакт с предками народов финно-угорской, тюркской и других языковых групп.
I тысячелетие до н.э. (около VIII в. до н.э.) - Распространение технологии производства железных орудий.
VI век до н.э. - Скифское царство кочевых и оседлых племён Причерноморья в контакте с древнегреческими колониями.
III—V века н.э. - В ходе Великого переселения народов тюркоязычные племена занимают большую часть Великой степи.
VI век - В источниках впервые упоминаются славянские племена, восточная ветвь которых осваивает леса Восточной Европы.
VII век - В Великой степи господствуют тюркские каганаты, наследниками которых к X веку станут Хазарский каганат и Волжская Булгария. Наряду с язычеством начинают распространяться христианство, иудаизм, ислам.
VIII век - Варяги-викинги прокладывают через Восточную Европу торговый путь «из варяг в греки». У восточных славян и их ближайших соседей разрушаются основы первобытного общества и возникают признаки цивилизации.
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
Западная Европа
Северная Евразия
Земледелие и скотоводство
V—III тыс. до н.э.
III-II тыс. до н.э.
Первые крупные государства
I тыс. до н.э.
I тыс. до н.э.
• Сравни время появления земледельческо-скотоводческого хозяйства и цивилизаций в Западной Европе и в Северной Евразии (на территории современной России).
• Что вызывает удивление? Сформулируй проблемный вопрос и сравни с вариантом авторов (с. 258).
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
• Вспомни признаки первобытного общества и цивилизации.
• Объясни значение слов: род (родовая община), племя, народ.
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Первопроходцы.
• На твой взгляд, почему на протяжении многих тысячелетий ледниковой эпохи хозяйство людей оставалось присваивающим? • Сделай вывод о темпах движения к цивилизации.
Люди пришли в Восточную Европу и Северную Азию из южных областей более 500 тысяч лет назад. Они охотились на диких животных, собирали съедобные растения — пользовались тем, что создала природа. Примерно 40-35 тысяч лет назад по просторам нашей древней родины расселился человек современного типа. Это было время окончания ледниковой эпохи. Северные области современной России тогда были покрыты многометровым слоем льда. К югу от ледниковой кромки располагались тундра и холодные степи со скудной растительностью, населённые стадами оленей, лошадей, мамонтов. Люди были приспособлены к этим суровым условиям. Борьбу за выживание вели не отдельные семьи, а спаянные родовые общины. Учёные часто называют их «охотниками за мамонтами».
Каменный век. Худ. В. Васнецов
Стоянка охотников на мамонтов. Рис. ХХ в.
Недалеко от сегодняшнего Воронежа 20 тысяч лет назад можно было наблюдать такую картину: по редколесной равнине, перебираясь через болотистые низменности и заросли кустарника, община охотников возвращается из летнего лагеря к своей зимней стоянке. Мужчины несут оружие, запас пищи, высматривают следы мамонтов. Женщины кутаются в плащи из мамонтовых шкур. Они ведут детей, собирают ягоды. В специальных мешочках у них хранятся тлеющий мох и угли, чтобы зажечь огонь на новом месте. Но вот раздаются радостные крики. В показавшейся впереди речной долине охотники разглядели крышу своей полуземлянки. Надо будет залатать мамонтовые шкуры, которые потрепало ветром, в стенах заменить прогнившие жерди недавно добытыми бивнями, развести огонь. В пути умерли старейшина и его малолетний внук. Обоих укладывают в могилу. В «стране предков» их душам пригодятся копьё, костяные иглы, каменный нож. Вместе с мальчуганом в далёкий путь отправляется и его любимая игрушка — вырезанная из бивня мамонта фигурка летящей птицы.
Примерно 10 тысяч лет назад (около VIII тыс. до н.э.) ледник отступил на север и природа нашей страны приобрела современный вид. Полоса тундры - на севере, дальше к югу - полоса лесов, а за ней - полоса степей.
2. Выход в Великую степь.
• Выдели обстоятельства, способствовавшие и препятствовавшие движению жителей степей к цивилизации. • Сделай вывод по проблеме.
Вспомни порядок продуктивного чтения:
До чтения предположи, о чём текст, по названию, выделенным словам, рисункам. Во время чтения веди диалог с автором с помощью знаков-подсказок: В - задай вопрос автору текста; О - спрогнозируй ответ; П - проверь себя по тексту. После чтения сформулируй вывод по заданию и проблеме.
В III тысячелетии до н. э. в жизни охотников степной полосы начались перемены. В (Почему?) О (Можешь предположить?) Лето стало жарким и засушливым, сокращались леса вдоль берегов рек, меньше становилось животных, на которых охотились обитавшие в долинах рек племена. П (Теперь понятно почему?) В (Но как они стали меняться?) Чтобы выжить, они стали приручать диких овец, быков, лошадей, научились перегонять стада на далёкие степные пастбища, освоили верховую езду, изобрели колесо. П (Теперь понятно?) Старые охотничьи поселения превратились во временные зимние становища. Вместо приречных хижин появились разборные юрты или крытые кибитки (дома на колёсах), в которых во время кочёвок умещалась вся семья и домашняя утварь. П Евразийская степь стала землёй скотоводов-кочевников. П
Одновременно племена Северного Кавказа и Причерноморья освоили земледелие. В (Как?) Они рыхлили почвы мотыгами и засевали их просом, пшеницей. Поспевшие колосья жали бронзовыми серпами. Из зерна варили кашу или мололи его на каменных жерновах и пекли лепёшки.
В посёлках люди держали овец, коз, кур, но пища в основном была растительной. П (Получили ответ?)
Кочевники же, напротив, могли круглый год питаться мясом, которое варили в медных котлах, жарили на вертеле, вялили на костре. Из кобыльего и коровьего молока готовили напитки, сухой творог, сыр. Возвращаясь зимой в становище, они пополняли запас продуктов за счёт охоты и рыбной ловли. Здесь же, в становищах, мастера-ремесленники делали посуду, бронзовые наконечники для стрел и копий, ножи, топоры. Из кожи и шерсти домашних животных изготовляли одежду, конскую упряжь, шатры для кибиток.
Дух свободы, постоянного движения пронизывал жизнь пастуха-кочевника. В степи человек остро чувствовал бескрайность небесного купола, который кочевники почитали как высшее божество. Указателями пути на степных дорогах были не только звёзды, но и курганы — надгробные холмы. Степняк-язычник должен был помнить своих предков до седьмого колена и каждого сородича после смерти проводить в «подземную кибитку», насыпать над ней «земляной шатёр».
Родовая община скотоводов-кочевников
• Опиши маршрут кочевья родовой общины скотоводов.
Проезжая мимо него, степняк обращался к душам предков с молитвой о заступничестве. Кочевая жизнь расширяла кругозор скотоводов, объединяла и сталкивала народы, разделённые ранее сотнями километров. Постепенно для защиты своих пастбищ или захвата добычи племена скотоводов-кочевников стали объединяться в союзы. Так стали складываться кочевые ираноязычные народы, известные в I тысячелетии до н.э. под именами киммерийцев, сарматов, скифов, саков и владевшие степями от Алтая до Дуная.
3. На границе древней ойкумены.
• Какое влияние на жизнь наших предков оказывали соседи из античных городов-государств?
Для жителей древних цивилизаций — греков, римлян, персов и китайцев — территория нашей страны была далёкой северной окраиной населённых людьми земель (ойкумены), о которой рассказывали, что «здесь с неба падают белые мухи» (снег).
Лишь в Северном Причерноморье располагались античные города-государства. Там до сих пор сохранились развалины некогда величественных храмов, цирков, правительственных зданий, роскошных бань, ремесленных мастерских, торговых складов, морских причалов. Здесь звучали древнегреческий и латинский языки, составлялись рукописи, в театрах ставили комедии и трагедии. В первые века новой эры тут появились христианские церкви.
В степях к северу от колоний античной цивилизации долгое время господствовали ираноязычные племена скифов-кочевников. Вооружённые железными мечами-акинаками, тугими луками и стрелами с бронзовыми наконечниками, они на 500 лет стали хозяевами Северного Причерноморья и создали своё раннее государство - Скифское царство. Его царям подчинялись и земледельцы, жившие на границе леса и степи.
• По карте на форзаце 1 определи, какие типы хозяйств утвердились в разных природных зонах нашей страны (тундра, лес, степь). Предположи, почему сложилось такое разделение.
Раскопки античной Горгиппии в современном городе Анапе
Скифский гребень. IV в. до н. э.
Благодаря античным городам-колониям между Средиземноморьем и югом Восточной Европы установились тесные торговые и культурные связи. Полисы Древней Греции покупали восточноевропейский хлеб, лес, скот, солёную рыбу, а к степным и лесным племенам попадали греческие амфоры с оливковым маслом, виноградным вином, изысканные ювелирные украшения, монеты античных городов-государств.
Юг европейской части нашей страны испытал влияние античной греко-римской цивилизации.
4. В лесных дебрях.
• На твой взгляд, какие обстоятельства способствовали, а какие препятствовали движению жителей лесной полосы нашей страны от первобытности к цивилизации? • Сделай вывод по проблеме.
Огромные пространства лесного мира от Тихого океана до Балтийского моря занимали племена охотников, рыболовов и собирателей. Вдоль берегов рек общинники ставили несколько жилищ — углублённых в землю хижин с большими каменными очагами. Со временем дома стали строить из срубленных брёвен — срубы.
Отправляясь в лесную чащу, охотники брали с собой лук и стрелы с кремниевыми и костяными наконечниками, острый кремниевый нож, хорошо отшлифованный каменный топор.
Изучив повадки зверей, добытчики подкарауливали лосей и оленей, куниц и бобров, лисиц и медведей, кабанов и зайцев. Особыми свистками, вырезанными из кости, приманивали лесных и водоплавающих птиц: гусей, уток, лебедей, глухарей, куропаток. Когда отворачивалась удача на охоте, спасались от голода ягодами, грибами, рыбной ловлей. Использовали удочки с костяными крючками и каменными грузилами. Забрасывали в водоёмы сети, сплетённые из волокон липы или ивы (лыка), мелких сосновых корней, снабжая их поплавками из еловой коры. Выходили на мелководье с копьём или острогой.
Вечером у домашнего очага из костей убитых животных соплеменники мастерили новые наконечники для стрел, иглы, украшения в виде головок зверей. Из шкур, меха, кожи диких животных шили одежду, обувь, охотничьи сумки. Лепили из глины и обжигали на кострах горшки для варки мяса, приготовления похлёбки. Из кости вырезали фигурки медведя, которого многие племена считали своим прародителем, амулеты из медвежьих зубов надевали удачливые воины.
Календарь на бронзовом кольце
Календарь на глиняной чаше
• Исследуй два календаря, определи и докажи, каким из них пользовались охотники, а каким земледельцы.
Археологические культуры
Археологическая культура — открытые археологами памятники (остатки поселений, погребений, орудий, посуды и т.д.), которые находятся на определённой территории, относятся к одной эпохе и обладают общими чертами. Культурное единство предметов говорит о том, что их создатели постоянно общались друг с другом, составляли общность. Это могла быть группа племён, говоривших на одном языке, или разноязыкие племена, подчинённые одному вождю. Например, ямная общность (III тыс. до н.э.) - скотоводы-кочевники степей от Карпат до Урала, хоронившие умерших в ямах под курганами; зарубинецкая культура (II в. до н.э. - I в. н.э.) - приднепровские земледельцы железного века, предположительно - предки славян. Названа по находке у села Зарубинцы на Украине. Дьяковская культура (VIII в. до н.э. — V в. н.э.) — охотники и земледельцы железного века лесов Восточной Европы, которые дали начало многим финно-угорским народам. Названа по находке у села Дьяково (в современной Москве).
Долгое время лесные жители считали земледелие занятием, не подходящим для их чащоб. Всё изменилось в I тысячелетии до н.э., когда им стали известны секреты добычи железной руды, выплавки и ковки железных топоров и лопат. Вдоль лесных рек появлялись постоянные селения, окружённые пашнями и лугами. В лесах земледельцы подсекали деревья, а потом сжигали их и корчевали пни. Весной мужчины рыхлили землю с помощью большого бревна с торчащими сучьями и засевали поле рожью, овсом, гречихой. В конце лета женщины собирали урожай. Люди оказались привязанными к земле, которая кормила их теперь своими плодами, как раньше лес — своими дарами. Основной пищей стали гречневая и овсяная каши, ржаной хлеб. Жители лесов начали обожествлять природные силы, от которых зависел урожай, - «великих духов» земли, солнца, дождя.
Появление излишков пищи у соседей порождало желание отнять их, поэтому большинство родовых общин огораживали свои селения земляными валами и частоколами. За этими укреплениями скрывались общие длинные дома, амбары, сеновалы, кузни, загоны для скота. В борьбе за землю-кормилицу роды сплачивались в племена и союзы племён во главе с военными вождями.
Родовая община племени земледельцев
• Опиши поселения племени земледельцев. Сравни хозяйственные территории общин земледельцев и скотоводов (см. с. 22).
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
С III по I тысячелетие до н.э. племена степной и лесной полосы перешли к земледелию и скотоводству, начали движение от первобытного общества к цивилизации.
• Чем различался образ жизни скотоводов евразийских степей и земледельцев лесов Восточной Европы?
• Представьте, что среди пленников-рабов жителя Скифского царства оказались грек из причерноморского города, кочевник из соседнего скифам племени и лесной охотник. Им удалось бежать от своего хозяина, и в пути они заспорили, где лучше будет теперь поселиться - среди горожан, скотоводов-кочевников или лесных охотников. Опишите их спор.
trojden.com
Дореволюционное регулирование лесных отношений - История лесозаготовок
Дореволюционное регулирование лесных отношений
18.07.2016
Лес с
начала времен помогал человечеству выживать на нашей планете. Выработка
жизненно необходимого кислорода – это лишь часть неоценимого вклада древостоев
в развитие человека...
Лес кормил и поил, согревал зимой и давал блаженную тень в летний зной, защищал и оберегал людей всех эпох более 200 тыс. лет. Таков закон природы, но вот как уберечь леса от человеческой «благодарности»? Этим вопросом озадачились не столь давно.
БЕЗЗАКОННИЦАВ истории Древней Руси лес в качестве категории земель упоминается крайне редко. В летописях VIII–XII веков чаще попадаются материалы о пашенных и луговых землях, бобровых гонах и сенокосных угодьях. Каких-либо ограничений на использование лесов не было, так как лес являлся естественным элементом ландшафта. А при отсутствии ограничений и в законах необходимости не было.
Первое упоминание древостоев появилось в собрании правовых норм «Русская Правда» Ярослава Мудрого. Было введено право собственности на лесные промыслы, а также установлена ответственность за нарушение этого права. В первую очередь к лесным промыслам относилось бортничество (бортевое пчеловодство), ведь мед и воск были весьма ценными объектами торговли с Византией.
С XIII по XVI век было закреплено право собственности на леса, входящие в состав вотчин. Также создавались «засеки» – леса военного назначения вдоль южной границы Руси, в которых деревья были специально завалены, чтобы преградить путь всевозможным интервентам. На таких участках были запрещены не только рубка и выжигание, но даже находиться в них не разрешалось никому, кроме ратников охраны (с тех самых пор лесничие стали относиться к военному ведомству, носить погоны и кортики).
Первые законодательные акты, отделяющие леса от земель других назначений, стали приниматься лишь в XVII веке. «Соборное уложение» Алексея Михайловича 1649 года содержит некоторые статьи, окончательно закрепляющие право феодально-государственной собственности на леса России.
ФЛОТ VS КАЗНА
Началом активного использования лесов можно считать эпоху Петра I. Древесина стала ценнейшим материалом, необходимым для создания и поддержания боеспособности военного флота. Также лес использовался при постройке фортов в Кронштадте и новой столицы на Неве. Были выделены участки лесов, рубка в которых строго запрещалась, а нарушение этого запрета грозило скорой встречей с палачом.
Однако жесткое регулирование лесных отношений дало трещину после дворцового переворота 1762 года. При Екатерине II площади запретных участков резко сократились, да и рубка лесов ничем не ограничивалась. Служба вальдмейстерств была упразднена. Теперь лес стал рассматриваться как средство пополнения казны, а не как материал для поддержания боеспособности военного флота. Государственное лесное хозяйство появилось лишь через 36 лет, в 1798 году, вместе с Лесным департаментом, название которого было закреплено официально Указом Павла I от 27 февраля 1799 года.
ВЕК ЗАКОНА И ПОРЯДКАВскоре после образования департамента был издан и Лесной устав. Утвержденный 11 ноября 1802 года документ содержал в себе некоторые статьи из «Соборного уложения» Алексея Михайловича 1649 года. Лесной устав стал главным нормативным актом, регулирующим право собственности на леса в XIX веке, и вошел в состав первого «Свода законов Российской империи» 1832 года.
Вплоть до 1917 года Лесной устав практически не менялся, что способствовало устойчивости в управлении лесами и ведении лесного хозяйства. Согласно этому документу, древостои подразделялись на государственные, составлявшие собственность казны, и общественные. Государственные леса могли быть как казенными, состоявшими в непосредственном распоряжении казны, так и лесами особого на-значения, находившимися в пользовании различных ведомств, заведений или обществ.
Уставом выделялись леса, подлежащие более строгому сбережению, – защитные и водоохранные. Очень много внимания уделялось охране лесов, была введена должность «уездный лесничий». Человек этой профессии должен был следить за соблюдением лесного законодательства в своем уезде.
Во второй половине XIX столетия из-за рубки лесов у истоков уровень судоходных рек стал снижаться до критических значений, что вынудило государство принимать срочные меры
4 апреля 1888 года в дополнение к Лесному уставу было издано «Положение о сбережении лесов». Необходимость во введении такого акта возникла в связи с понижением уровня вод в судоходных реках европейской части страны, которое происходило из-за рубки леса у истоков.
Положение было направлено на прекращение рубок и поощрение разведения новых древостоев в лесных дачах. Положение подразделяло леса на защитные (сдерживающие сыпучие пески, защищающие от песчаных заносов города и селения, охраняющие берега судоходных рек от разрывов, произрастающие на склонах, препятствующие размыву почвы), водоохранные (произрастающие у истоков и притоков рек) и прочие.
В защитных лесах строго запрещалось проводить сплошные рубки, корчевание пней и корней, а также выпас скота, сбор лесной подстилки и другие побочные пользования. Разрешалось лишь проводить постепенные вырубки с условием последующего возобновления насаждений. В водоохранных и прочих лесах также ограничивалась любая деятельность. Запрещался перевод лесных участков в иные категории земель.
ЧАСТНОЕ ИМУЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬПраво государственной собственности на леса в дореволюционный период возникло в результате преобразования суверенных территориальных прав феодалов, обладавших правами на леса еще до возникновения Российского государства. Таким образом, правомочия государства на леса регулировались нормами частной собственности. Иными словами, как отмечал профессор Н. И. Фалеев, исследователь лесного законодательства того времени, «права частных собственников и государства уравновешены».
В итоге, общая картина сложилась следующая: из-за отсутствия четких границ и необследованности лесов государственная собственность определялась «по отрицательному признаку»: если леса не «принадлежат никому в собственности», то они считаются государственными. И в этом случае права государства выступают как права частного собственника – «верховного обладания, пользования и распоряжения». Единственным отличием государственного права собственности от частного была лишь форма распоряжения лесными участками, так как «государство производит распоряжения лесами нередко путем издания законодательных актов» (из исследований Н. И. Фалеева).
Государственные леса образца XIX века чувствовали себя значительно лучше частных благодаря постоянному обязательному уходу
Рассматривая эксплуатацию лесов с такой формой собственности, стоит отметить, что по факту государственные леса имели определенные преимущества, так как на них проводились лесохозяйственные работы (санитарные мероприятия, лесовозобновление, борьба с вредителями и т. п.), финансировавшиеся из казны. Огромные государственные лесные территории и их доступность позволяли рубить древостои выборочно и постепенно, обеспечивая качественное лесовосстановление. Отсутствовала необходимость немедленного извлечения прибыли, благодаря чему возможно было выделение защитных лесов, направление средств на поддержание устойчивого и долгосрочного лесопользования. Служба ученых-лесоводов довольно щедро финансировалась из государственной казны, так что этот вид деятельности был весьма и весьма привлекателен для населения страны.
В 1913 году был подготовлен проект нового «Устава о лесах», принятие которого модернизировало бы существовавшие нормы для современных на тот момент условий (вырос спрос как на лесные ресурсы, так и на земельные участки), однако Государственная дума, разгонявшаяся с 1906 по 1917 год четыре раза, так и не рассмотрела этот законопроект. Ну а после революции 1917 года ситуация изменилась коренным образом!
Кирилл Веревочкин
lesozagotovka.com
Полевые работы на Руси – Село Старое Киркино
Когда-то в древние времена Русская земля была покрыта густыми непроходимыми лесами и широкими полями. Леса и поля являлись кормилицами славянского населения Руси. Но именно на просторах полей зародилось земледелие как основной источник питания людей. Из поколения в поколение передавали крестьяне секреты своего труда.
В те далёкие времена год начинался весной – первого марта, а не зимой. Ведь именно весной пробуждалась и оживала природа, и земля была готова к пахоте. В течение многих лет крестьяне научились опытным путём определять, когда можно приступать к полевым работам. Считалось, что земля должна подсохнуть так, чтобы рассыпалась под сохой, а не резалась пластами. И не твердела настолько, чтобы соха не могла ее взять. Пригодность земли к пахоте определяли особым способом: сначала горсть земли крепко сжимали в кулаке, а затем кулак разжимали. Если земля рассыпалась при падении, значит, готова для пахоты, если падала комком – еще не поспела.
Сохапоявилась в далекой древности у восточных славян, основным занятием которых было земледелие, главной пищей – хлеб. Они называли его жито, что по-древнеславянски означает жить. Под напором степных кочевников славяне вынуждены были заселять обширные лесные просторы между Волгой и Вислой; приходилось вырубать и выжигать леса под пашню.Участок выжженного леса называли лядом, кустарника – сыросеком, а дерна – кубышем. Общее название таких полей – огнища или палы. Распространившаяся здесь система земледелия получила название подсечно-огневой. Отвоеванные у леса таким способом небольшие поля крестьяне засевали рожью, ячменем, просом и овощами.Важно было правильно выбрать участок для раскорчевки. Жизненный опыт подсказывал смердам, что земля в лиственном лесу лучше, чем в хвойном. Поэтому участки разрабатывали отдельными островками, разбросанными по всему лесу. После нескольких урожаев земля истощалась, а урожаи падали. Тогда разрабатывали новый участок, а старый на многие годы забрасывали.В северных районах нашей страны эта система еще применялась в недалеком прошлом. Михаил Пришвин после посещения в 1906 г. Карелии в очерке “В краю непуганых птиц” писал: “В глухом лесу на холмике, против лесного озерка белой ламбины, виднеется желтый кружок ржи, обнесенный частой косой изгородью. Вокруг этого островка стоят стены леса, а еще немного подальше начинаются и совсем топкие непроходимые места. Этот культурный остров весь сделан Григорием Андриановым…Еще осенью, два года тому назад, старик заметил это местечко, когда полесовал. Он осмотрел внимательно лес – не тонок ли он или не очень ли толст! очень тонкий не дает хлеба, толстый трудно сечь…Весной же, когда сошел снег и лист на березе стал в копейку, то есть в конце мая или в начале июня, он снова взял топор и пошел “суки рубить”, то есть сечь лес. Рубил день, другой, третий… Наконец работа кончена. Срубленный лес должен сохнуть.На другой год в то же время, выбрав не очень ветреный ясный день, старик пришел жечь просохшую слежавшуюся массу. Он подложил под край ее жердь и поджег с подветренной стороны. Среди дыма, застилающего глаза, искр и языков пламени он проворно перебегал с места на место, поправлял костер, пока не сгорели все деревья. В лесу на холмике, против белой ламбины, желтый островок стал черным – это пал. Ветер может разнести с холмика драгоценную черную золу, и вся работа пропадет даром. Потому-то нужно сейчас же приняться за новую работу. Если камней мало, то можно прямо орать особой паловой сохой с прямыми сошниками без присоха. Если же их много, землю нужно косоровать, разделывать ручным косым крюком, старинной копорюгой. Когда и эта тяжелая работа окончена, то пашня готова, и следующей весной можно сеять ячмень или репу. Такова история этого маленького культурного островка…”. В.М. Халанский “Экскурсия за плугом”
Затем начинали пахать землю сохой, в результате получались частые и глубокие борозды с одинаковым наклоном с двух сторон. Соха состояла из рассохи – толстой длинной деревянной доски с раздвоением внизу, называемой ногами. На них надевались металлические наконечники – сошники. Сошниками подрезали горизонтально землю. Потом проходили землю второй раз, соха рассекала уже каждый отваленный пласт земли. Пахать сохой без привычки было довольно трудно: она то и дело выскакивала из земли. К тому же соху необходимо было все время держать на весу. Поэтому такая работа была очень тяжелой.
Одновременно с сохой в качестве пахотного орудия применялся и плуг. В отличие от сохи он не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. Обычно плуг использовали на тяжелых почвах с глубоким плодородным слоем – в южных степных районах. На севере и северо-востоке Руси, где почвы были бедные и не нуждались в глубокой вспашке, пахали сохой. Деревянный плуг имел толстый полоз, железный нож – резак, железный широкий лемех, горизонтально насаженный на полоз и подрезающий пласт земли снизу, и отвал.
После вспашки почву боронили. Борону изготовляли из решеток с зубцами. Борона в старину называлась суковаткой: она делалась из еловых бревен с довольно длинными сучками. Позже стали делать бороны в виде решетки из деревянных брусьев, между которыми крепили деревянные или железные зубья. Брусья в бороне скрепляли с помощью кореньев. Бороной выравнивали поле, выдирали камушки, и земля становилась, как пух. Обычно боронили во время сева, а когда необходимо было глубже заделать семя, то применяли соху.
Сев начинался в особые сроки, которые определялись по приметам. Береза распускается – сей овес, зацвели яблони – пора сеять просо. Заквакали лягушки – пора сеять овес, услышал первую кукушку – собирайся сеять лён. Ячмень начинали сеять, когда зацветет можжевельник.
В день сева крестьянин в белой рубашке с лукошком, привязанным к груди, выходил в поле. Босиком, он неторопливо двигался вперед и горсть за горстью бросал зерно из лукошка на землю. Сеяли обычно в сухую, безветренную погоду, чтобы зерно не уносилось ветром и сеялось равномерно. Русские крестьяне сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень. Рожь считалась самой надежной культурой – как правило, крестьянин всегда получал хороший урожай. А вот пшеница считается самым прихотливым растением, она очень боится засухи, а от проливных дождей сразу не может выстоять и валится. Поэтому для пшеницы удобряли почву, замачивали зерно в извести и золе, затем сушили, и лишь потом сеяли. Поэтому на крестьянском столе белый хлеб был “редким гостем” и назывался он “чистым”.
Овес у крестьян пользовался большим уважением. Его называли благодетелем, поскольку он кормил лошадь и самого крестьянина. Овес называли “северным хлебом”, так как он очень устойчив, не боится холода и сырости. Овес выращивали и на глинистых, и на песчаных почвах. А вот ячмень сеяли охотнее, хотя урожай получали меньший. Это растение боится холодных почв, сухости и сырости.
Во времена развитого язычества Киевской Руси культ земли уже утратил свое первостепенное значение, но символика земли и плодородия была все так же широко известна. В основном она использовалась в вышивках и женской одежде и украшениях. Самый распространенный символ земли – ромб. Зачастую такие ромбы разделялись внутри еще на четыре маленьких ромбика. Это – символическое изображение поля. Если внутри маленьких ромбов нарисованы точки, то поле засеяно, что означает плодородие. Если точек нет – поле не засеяно, бесплодно.
Крестьяне никогда не сеяли на одном поле одни и те же культуры. В первый год на одном поле сеяли рожь, затем овес, потом поле отдыхало, а уж на следующую весну – пшеницу. С 14 века на Руси крестьяне начали сеять гречиху: она забивала сорняки и улучшала почву.
В качестве удобрения крестьяне применяли навоз – овечий, коровий, козий. Об этом нам напоминают пословицы: “Клади навоз густо, чтобы в амбаре не было пусто”, “Поле с дерьмом – поле с добром”, “Навоз отвезем – хлеб привезем”. Ещё применяли золу и лесной перегной.
Весной начинали сажать рассаду, которую затем пересаживали в огород. В мае начинали вспашку огородов. Высаживали овощи – морковь, лук, горох, редис. В начале июня сеяли редьку. В это же время высаживали репу и огурцы, а позднее всего капусту.
Наступившее лето было для крестьянина самой тяжелой порой. Главным занятием в это время в деревне считался сенокос. Косить сено начинали в начале июля – в день, когда отмечали праздник Ивана Купалы (7 июля). К этому времени трава уже подрастала и делалась довольно высокой.
Во время сенокоса коса тупилась. Выправить и заточить лезвие косы помогала лопатка из дуба. Когда коса затупится, то начнет застревать и ленивее ходит по траве. Если трава была высокой, косили горбушей – изогнутой на коротком черенке косой. Для низкой травы использовали большую косу на длинном черенке. Она называлась литовка.
Продолжался сенокос дней двадцать, а то и целый месяц – всё зависело от погоды. Скошенная трава подсыхала на солнышке и постепенно превращалась в сено. В это время крестьяне усердно молились о вёдре – сухой солнечной погоде. Если пойдёт дождь, то трава запреет, заплесневеет и начнёт гнить.
Ворошить и сушить траву выходили на сенокос всем миром – все кто могли работать. Траву переворачивали граблями, а укладывали вилами. При первых признаках дождя, сено сгребали в копны или скирды. А когда трава полностью высыхала, из сена делали большой стог с длинным шестом посередине, который крестьянин перевозил домой, на свой двор.
Нелегко приходилось крестьянину в сенокос. Весь день надо было работать на жаре, дружно махать косой. Но молодежь не особенно боялась этой работы, обычно в сенокос надевали лучшие рубахи и сарафаны и работали с песнями и шутками.
К концу лета созревали хлеба, и наступало время жатвы. Рожь начинали жать сразу после Ильина дня – 2 августа. Чтобы узнать, поспел ли хлеб, землепашец срывал колос, вышелушивал зерно и пробовал его на зуб. Если зерно хрустело, значит, хлеб поспел и его нужно убирать. Первый убранный сноп торжественно вносили в дом и ставили в красный угол, поближе к иконам. Убирали хлеб серпами и косами. Если рожь вырастала высокой и густой, применяли серп, а так обычно рожь косили косой. Работы вели по утрам, так как сырое зерно от косы не осыпалось, а высохшее можно было уже жать серпом.
Жатва серпом была очень тяжелым трудом. Крестьянка подхватывала охапку колосьев левой рукой, а правой отрезала серпом этот пучок. Затем клала его к ногам и опять подхватывала колосья. И так целый день. От такого тяжелого труда крестьянина, от его страданий и появилось слово “страда” – так стали называть жатву.
По окончании страды оставляли в поле маленький несжатый пучок колосьев. Это делалось для того, чтобы подкормить землю для восстановления её сил и получения будущего урожая. В конце сентября убирали лен и коноплю. На этом жатва заканчивалась.
В южных районах, где было достаточно тепло, колосья сушили прямо в поле. Затем снопы везли на гумно – место, где обрабатывали собранное зерно. В северных районах снопы вязали сразу же колосьями внутрь, а затем досушивали зерно в специальных сушилках – овинах.
Овины были двухэтажными. Верхний ярус отделялся от нижнего жердями и бревнами, прилегавшими друг к другу. В нижнем ярусе находилась печь, или иногда прямо в яме раскладывали огонь. Из нижнего яруса теплый воздух поступал наверх, где и складывали снопы. Крышу и пол делали со щелями для выхода дыма. Одновременно с зерном собирали и просушивали овощи.
По окончании жатвы отдыхать было еще рано. Теперь следовало отделить зерно от колосьев посредством молотьбы. Молотили на большой площадке, смазанной жидкой глиной и специально утрамбованной, которая называлось ток. Ток делался под открытым небом. На нём в два ряда расстилали снопы и начинали их бить цепом, или колотилом.
Колотило – это палка длиной до подбородка с привязанной к ней другой тяжелой палкой с утолщенным краем. Колотилом выбивали зерна из колосьев. Подсчитано, что за 10 часов работы надо было сделать примерно 22 000 ударов этим очень тяжелым орудием. После молотьбы нужно было отделить зерно от соломы, мякины, колоса, сорных трав и пыли – это называлось веять. На ветру брали из вороха зерна на лопату и бросали вверх против ветра. В результате лучшее зерно оставалось на семена, среднее – на прокорм семьи, а самое легкое – на корм скотине. Все это распределялось по кучкам и хранилось отдельно. Остатки соломы использовали на корм скоту, ещё ею набивали тюфяки для спанья, использовали для покрытия крыш домов. Добытое зерно складывали в клети и амбары, защищая от дождя, и в сусеки – деревянные ящики, защищая от сырости.
Полевые работы отнимали у крестьянина много сил, здоровья, времени и были тяжелым и изнурительным трудом.
Олег Полонский
Загрузка...
kirkino.ru
ЗЕЛЕНЫЕ СТЕНЫ РОССИИ | Наука и жизнь
Лес определяет быт и хозяйственную деятельность народов с древнейших времен. С ним связаны подсечное земледелие, охота, бортничество, сбор грибов и ягод, заготовка древесины для строительства и топлива - способы использования леса общеизвестны. Но на определенном этапе истории России лес играл еще и большую оборонительную роль, защищая государство от воинственных степных соседей. К сожалению, память об этом постепенно теряется, об уникальной системе оборонительных комплексов - засечных полос - сегодня известно в основном лишь ученым-историкам. Большинство же людей совершенно не представляют их грандиозности.
Сначала крепости огораживали круговыми стенами (слева - вид крепости и план круговых укреплений).
И лишь с развитием артиллерии стали строить стены прямые со многими углами, обычно увенчанными башнями.
Карта Засечной черты и укреплений к ней. <...>
Крепость-острог, окруженная деревянной стеной с башнями. Дальше идут частоколы, надолбы, дорогу перегораживают опускные ворота. Справа и слева от крепости - лесные засеки.
Схема засечных линий, как они сложились в России к концу XVIII века.
‹
›
Величественные оборонительные сооружения, разделявшие некогда земледельческие и кочевые народы, есть во многих странах. В III веке до н.э. на севере Китая построена Великая стена длиною в 5000 километров. В это же время на землях нынешней Туркмении появилась глиняная двухсоткило метровая стена у города Мерва. Можно найти и другие примеры.
Огромные территории, протяженные границы отличали Русское государство с самого его рождения. Воинственные соседи заставляли быть начеку и вести активную оборону. На северо-западных и западных рубежах оборону держали отдельные крепости - Новгород, Псков, Смоленск. Южные же границы защищали иначе: вдоль них были созданы грандиозные оборонительные линии, состоявшие из крепостей и протяженных лесных засек между ними.
"Засе'ка" - слово, вымирающее в русском языке. Так назывались прежде лесные завалы, устраиваемые в оборонительных целях из сваленных крест-накрест деревьев. О засеках упоминают русские летописи начиная с XII века (интересно, что многие отмеченные в них участки сегодня безлесны). Но, вероятно, прием "засекания" леса использовался много раньше, а применялся он по краю оборонительной линии в сражениях вплоть до XIX века, например в Бородинской битве.
Засеки, послужившие в отдельных боях, с окончанием военных действий утрачивали значение и постепенно исчезали. Но на долговременных стратегических рубежах России постоянные засеки, действующие в комплексе с крепостными сооружениями, поддерживались на протяжении столетий в надлежащем порядке. Общая длина засечных черт приближалась к 4000 километров. До наших дней сохранились лишь отдельные участки этих неповторимых памятников русской истории.
Но вернемся к истокам засек.
В V-XI веках н.э. славянские племена расселялись по Восточной Европе, по территориям, сплошь занятым лесом. В лесной зоне организовалось позднее и Московское государство. Южная его граница вплоть до XVII века примерно совпадала с природной границей широколиственных лесов и лесостепи. За ними простирались обширные восточноевропейские степи - Дикое Поле, принадлежавшее кочевникам. Хозяева его периодически менялись: в начале новой эры то были гунны и авары, в VII-X веках - хазары, затем - печенеги и половцы, с XIII века - монголо-татары, в XVII веке - крымцы и ногайцы. Основным занятием всех перечисленных народов было скотоводство, но, как и большинство кочевых народов, они постоянно совершали грабительские набеги на соседние территории.
Вполне естественно, что оседлое население, примыкающее к степной зоне - балты, угро-финны, а затем и славяне, - защищая себя, оставляли нетронутыми пограничные со степью лесные массивы. Более того, по их южному краю часто устраивали лесные завалы - наиболее простые, быстро сооружаемые и эффективные укрепления, способные если не остановить, то хотя бы задержать вражескую конницу.
Граница леса и лесостепи тянется по Русской равнине в широтном направлении, с запада на восток, поэтому с самого начала было можно соединить отдельные засечные оборонительные линии в одну, но каждое племя (а позднее - княжество), не доверяя соседям, защищалось от набегов самостоятельно и чаще всего неудачно (неслучайно с 1236 по 1480 год Русь находилась под властью Золотой Орды).
К началу XVI века русские земли объединились в Московское государство, появилась возможность создать единый рубеж обороны. Первоначально он проходил по берегу реки Оки - от города Болохова через Белёв до Калуги и далее через Серпухов и Коломну до Рязани. В официальных документах этот рубеж получил название "Берег". По его линии встали каменные укрепления Коломны и Зарайска, деревянный кремль Каширы. Источники не говорят о наличии укреплений между крепостями, известно только, что перегораживались броды и "перелазы" через Оку: устанавливались сваи и частоколы по дну и берегам. "Берег" имел постоянные гарнизоны солдат, численность которых доходила до 5000. Они вели разведку и до подхода основных сил принимали на себя первую оборону против неприятеля.
Такая "береговая" служба продолжалась до конца XVI века, а уже к середине этого
века было принято решение выдвинуть оборону южнее, устроив постоянный рубеж
между Брянскими и Мещерскими лесами с опорой на города Козельск, Белёв, Тулу,
Венёв и Рязань. В отличие от "Берега" здесь с самого начала строили сплошную
оборону, в которой крепости соединялись друг с другом лесными завалами или валами.
Грандиозный по тем временам рубеж протянулся на 600 километров от Козельска
до Рязани, он получил название "Засечная черта" (или просто "Черта"). Иногда
его именовали "Государева заповедь".
К делу подошли со всей основательностью. Ввели специальный налог ("засецкие деньги"), для строительства пригласили иностранных инженеров, приняли законы об охране засечных лесов и учредили штат для управления засеками и надзора за ними. Все, связанное с засеками, решалось в Пушкарском приказе.
Засечная черта стала единым комплексом, состоящим из двух одинаково важных частей - линий укреплений и прилегающих к ним лесных массивов. И если засечные леса (пусть не все) хотя бы в каком-то виде дошли до наших дней, то деревянные либо земляные укрепления полностью исчезли. Такая же судьба, к сожалению, постигла практически все деревянные крепости России: мертвое дерево в отличие от живого - материал недолговечный. Однако по сохранившимся в архивах "строельным книгам" и "росписям", которые составлялись во время и сразу после строительства (в них учитывалось буквально каждое бревно), а также по материалам многочисленных археологических раскопок удалось воссоздать полный облик засечных черт.
Основными узлами обороны Черты были города-крепости, возникшие еще до XVI века, - Козельск, Белёв, Одоев, Тула, Венёв (напомним, что городом в древности называлось любое поселение, имеющее ограду). Татарские войска, стремясь к наибольшей подвижности, не применяли артиллерию, а пользовались только легким вооружением - луком и стрелами. Тем не менее все основные засечные крепости строились с расчетом на ведение пушечного боя, так как правительство рассчитывало обороняться не только против татар, но и против других возможных врагов.
Главный элемент любого города - оборонительная стена. Сначала такие стены были в плане округлыми, но с конца XVI века стали многоугольными, с прямыми линиями. Новую их форму диктовало развитие артиллерии: при округлой ограде вдоль стен образуется непростреливаемое "мертвое" пространство". На углах ограды или внутри самой крепости строили башни, которые использовали для установки артиллерийских орудий, для дозора или для проезда, они так и назывались - "дозорные", "проездные", "воротные" башни.
Стены засечных городов представляли собой довольно сложные сооружения. Высота их зависела от местоположения крепости. Если она располагалась на высоком берегу реки, то стены строились ниже, нежели в том случае, когда крепость находилась на ровном месте. Высота стен иногда доходила до 20-30 венцов, а высота башен - до 40. Очень часто по верху стен устраивали нависающие вперед выступы - обламы, в которых делали щели для метания вниз камней и бочек со смолой. В стенах прорубали несколько рядов бойниц, устанавливали гнезда (раскаты) для артиллерийских орудий. Чтобы придать стенам огнестойкость, их снаружи обмазывали глиной (что, впрочем, не спасало от пожара).
Главных дорог-шляхов, по которым двигались кочевники, было немного. Вторая группа крепостей встала как раз на таких дорогах. Все сооружение составляли небольшой острог с тыновой оградой, несколькими башнями и двумя-тремя избами для караула. Кроме острога устраивали глубоко эшелонированную оборону из дополнительных укреплений - надолбов, частоколов и так называемых опускных ворот, устройств, напоминающих современные шлагбаумы. Нередко в дополнение к острогу вперед выносили так называемые земляные городки, квадратные в плане земляные укрепления. Оборону строили так, что можно было отбивать нападение как с южной, "польской", так и с северной, "русской", стороны.
Между острогами и крепостями шли сплошные лесные завалы - засеки, протяженность которых составляла многие сотни километров. Деревья подрубали на высоте около 70 сантиметров и валили вершинами к югу, в сторону возможного удара. Ширина завала составляла около 100 метров, для чего засекали обычно три ряда деревьев. Дополнительно к завалу, как уже говорилось, создавали искусственные укрепления - частоколы, надолбы, волчьи ямы. Максимально использовали естественные преграды - реки, овраги, болота...
Кое-где строили две, три линии завалов, и не только с южного, но и северного края Черты, чтобы наносить удары при возвращении противника из набега. Легко себе представить, как сложно было переправить конницу через ряды поваленных деревьев.
Завалы делали так, чтобы не разрушалась лесная полоса, чтобы оставалась возможность подсаживать молодые деревья и, таким образом, сохранять лес на будущее.
К укреплениям примыкали лесные массивы шириной обычно 3-5 километров, а кое-где и 15-20. В засечных лесах царил, как сказали бы мы сегодня, заповедный режим: не разрешалось распахивать землю, рубить деревья, охотиться, собирать грибы, ягоды и даже просто заходить в лес - "дабы не накладывать стежек". За нарушение правил полагался штраф, а в каких-то случаях и смертная казнь. Нужно сказать, что плотность населения в районе Черты была всегда велика, а значит, велик был и спрос на древесину. И тем не менее за ее использованием следили строго.
Засечная черта административно делилась на звенья, называвшиеся соответственно по ближайшим населенным пунктам - Рязанские, Венёвские, Тульские, Крапивенские, Козельские, Одоевские, Лихвинские, Перемышльские и другие. Звенья отделялись одно от другого "воротами", то есть дорогами, проходящими через засечную полосу с юга на север, и перекрытыми крепостями. У каждого звена - свой управляющий, засечный голова, назначаемый из дворян, а также засечные приказчики и сторожа, которые должны были обеспечивать охрану лесов. Все непорядки на Черте заносились в особые Дозорные книги, многие из которых дошли до нашего времени и находятся в фондах Государственного архива древних актов.
Служба на Засечной черте функционировала четко. Передовые посты вели постоянное наблюдение, а разведку высылали далеко в Дикое Поле, чтобы как можно раньше узнать, если соседи выступили в набег. Обычно вражеские отряды удавалось обнаружить еще в степи, до соприкосновения с укреплениями (для лучшей видимости, а также для того, чтобы лишить вражескую конницу корма, дозоры нередко предпринимали обширные пожоги травы).
Весть о приближающемся неприятеле передавали с помощью костров и зеркал на
сигнальных вышках. Гарнизоны ближайших крепостей приводили в боевую готовность,
жители же деревень прятались в крепостях, а скот уводили в леса. Тем временем
гонцы спешили в ближайший крупный город за военной подмогой. Бои в засеках не
были позиционными, их главная задача - задержать, измотать и ослабить противника,
дать время жителям спрятаться.
Государство постоянно следило за состоянием Черты. После набегов (примерно раз в 20 лет) из Москвы снаряжали экспедиции для дозора засек. Укрепления ремонтировали, завалы подновляли. Масштабные реконструкции Черты проводили в 1566, 1570, 1638, 1659, 1679 годах. В 1566 году засеки посетил с личным дозором Иван Грозный.
К середине XVI века были созданы Ряжские и Шацкие засеки для защиты от вторжения с востока. После присоединения к России Левобережной Украины (середина XVII века) оформилась Белгородская черта длиной 800 километров.
Со временем границы Российского государства расширялись, возникла необходимость в новых оборонительных рубежах, и Заокская засечная черта постепенно стала терять свое стратегическое значение. На протяжении каких-то 15 лет (1585-1599) на южных границах появилось сразу более десятка городов-крепостей - Воронеж, Ливны, Елец, Оскол, Кромы, Курск, Белгород, Валуйки, Царев-Борисов и некоторые другие. Отсыпано не менее 250 километров земляных валов.
Тогда же по границе завоеванного Иваном Грозным Среднего Поволжья были устроены Симбирские и Закамские засеки. Рубеж, образованный этими тремя чертами, протянулся на 2000 километров от Харькова через Тамбов в Заволжье. А к концу 70-х годов XVII века он был дополнен 600-километровыми Изюмскими и Сызранскими засеками, соединившимися с Симбирской чертой. В XVIII веке, когда завершается строительство Оренбургской черты, общая длина засек в России составляла около 3700 километров.
К началу XVIII века Дикое Поле было покорено: степи и Крым вошли в состав России, набеги кочевников с юга прекратились. Отпала нужда заботиться о засечных оборонительных рубежах. И они стали разрушаться. Однако меры по сохранению самих засечных лесов продолжали предприниматься, например, в 1723 году Петр I издал указ, предписывающий "старозасечные черты досмотреть... и учинить... чертежи", а где "лес опустошен... посеять желудьми дубовыми". И тем не менее леса около бывших засек быстро уничтожались: здесь всегда местность была густо заселена, и древесины требовалось много. В XVIII веке большинство лесов продали в частное владение, и их в основном вырубили, многие участки распахали - тому способствовало исключительное плодородие засечных почв.
Приходилось слышать мнение, что засеки в свое время нанесли урон природе - ведь сколько взрослых, лучших деревьев ушло на устройство завалов. Однако такая точка зрения не более чем курьез. Ущерб от завалов многократно перекрывала польза, которую принесла охрана огромных лесных площадей, прилегающих к засекам.
Что же осталось от засечных лесов сегодня? Сохранились ли они? Да, эти территории в значительной мере продолжают существовать как лесные, хотя, конечно, те, старые, вековые, леса в основном вырублены, их заменили менее ценные породы, часто мелколиственные. На современных картах легко угадать места бывших засечных массивов - это участки сплошного леса, вытянутые с запада на восток и ограниченные с севера и юга плотно заселенной местностью. Массивы, непрерывные на протяжении десятков километров. В них сохранилось много редких растений и животных.
Остатки Заокской засечной черты - самый крупный ареал широколиственных лесов не только в России, но и в Европе. Большое экологическое значение имеют леса и других засечных черт. Несмотря на все порубки и распашки, большинство широколиственных лесов в Белгородской, Липецкой, Рязанской, Тульской, Тамбовской, Пензенской, Самарской областях и сегодня представляют собой именно старозасечные леса. И с полным основанием можно сказать: утратив к XVIII веку оборонительное значение, Засечные черты продолжают ныне играть важную роль в "экологической обороне", являясь хранителями животного и растительного мира.
Все засечные леса представляют собой единственную в своем роде экспериментальную площадку для ученых-экологов. Экология изучает эволюцию растительности и почвенного покрова, восстанов ление экосистем после хозяйственных воздействий (рубок, распашек), после пожаров. Эти процессы длятся десятилетиями и столетиями, оттого столь трудно здесь организовать и осуществить модельные эксперименты. Поэтому такую ценность для науки имеют участки, состояние которых фиксировалось в исторических документах. Засеки в этом выгодно отличаются от других территорий: начиная с XVI века есть письменные свидетельства об их состоянии. Это дозорные книги засек, писцовые, многочисленные документы о продаже засечных лесов, из которых можно почерпнуть богатую информацию о возрасте и составе древостоев, об использовании земель и другие сведения.
Именно в засеках сохранились некоторые участки, вероятно, вообще не испытавшие рубок (например, в заповеднике "Калужские засеки"). Изучение таких первозданных биологических сообществ является "ключом" для многих теоретических построений в лесной экологии.
В 1989-1992 годах одна из независимых экологических лабораторий провела комплексные
исследования Заокской черты и предложила проект ее восстановления и охраны.
К сожалению, проект "лег под сукно". Между тем еще не поздно принять меры к
тому, чтобы не забывалась хотя бы история засек: рассказывать о них школьникам
в программах по истории или географии, организовать экологическое просвещение
в краеведческих и биологических музеях. И кто знает, может быть, среди будущих
поколений найдутся неравнодушные люди, которые, хотя бы частично, возродят "зеленые
стены России", и на месте голых пустошей снова зашумят широколиственные леса.
www.nkj.ru
Древние славяне – народ из голодного леса
12 января 2015 | Категория: Россия
История России полна белыми пятнами, разночтениями и домыслами. Именно поэтому до сегодняшнего дня существует столько концепций, теорий и различных взглядов, особенно на историю Древней Руси. О становлении древних славян как нации, как государства в видеостудии Pravda.Ru в беседе с главным редактором Инной Новиковой рассказал историк, археолог, доктор исторических наук и специалист по истории Средних веков Владимир Петрухин.
— Владимир Яковлевич, есть такое мнение, что до монгольской эпохи славяне были мягкие, мягкотелые, общительные и доброжелательные. Или они все-таки были достаточно жесткие? Ведь у нас же все былины, даже «Слово о полку Игореве», говорят о том, что все время были какие-то войны, какие-то дружины… Вся древнерусская литература совсем не про любовь начиналась…
— Да, в древнерусской литературе нет никаких романтических историй, кроме Ярославны. Но и она явно маргинальная, потому что за землю русскую там полегли русичи в половецкой степи.
Конечно, славяне были обыкновенным народом. Необычным было то, что они были оттеснены в начале своей истории, а это было еще до начала Средних веков, это была вторая половина нового тысячелетия. Они были оттеснены в лесную зону. В степи было страшно.
— Там открытое место, там всегда могут напасть.
— Там кочевники, они всегда вооружены, организованы, не потому, что они агрессивны от природы, а потому, что сам их быт был таков. Надо было охранять свои стада и перегонять их. Стоило кому-то напасть и перебить скот, целый народ просто погиб бы от голода. Поэтому боевая организация кочевников, включая и монголов, — это суровая необходимость степного быта.
Славяне не могли соваться в степь, пока не возникли казачьи войска, которые были в состоянии охранять границы.
— Когда возникли казачьи войска?
— В позднем Средневековье, после монголов.
— И славяне пошли в Сибирь?
— Ну, да, и туда пошли, опять против тех же татар. До того славяне не могли пользоваться этими черноземами.
— А в лесу что они делали? Мед собирали?
В лесу? Если б мед… Надо было пахать землю, одним медом сыт не будешь. Нужно было выращивать хлеб. И это была тяжелая жизнь, голодная жизнь, потому что надо было выжигать леса.
— Но выжигать так, чтобы поля оставались огорожены лесами…
История России. Не учатся только двоечники
— Ну, конечно, на границах лесов были поля, в бассейнах рек. Поля плодоносили какое-то время, потому что после выжига зола была как удобрение. Лет пять могли там снимать урожай, потом надо было все бросать и идти дальше.
— Они не догадывались, что можно было делать так, чтобы одно поле отдыхало, а другое можно было засеивать?
— Да, не догадывались, пока греки не научили их этому, а это было уж после монгольского нашествия. До того эта трехпольная система с отдыхающими полями была неизвестна. Нужна была агрокультура. А где ее было взять? Они, конечно, вышли на Балканы в какой-то момент, но там они были ассимилированы, получили оттуда письмо благодаря грекам Кириллу и Мефодию, а агрокульуры пока не получили.
— Кирилл и Мефодий разве не болгарами были?
— Нет, они были греками. Это болгарские романтики, коллеги мои, увлекаются иногда и говорят: «Ну, ладно, мы знаем, что они были греками из Солоник, но вот Кирилл, он, скорее всего, был болгарин». Ну, пусть его брат Мефодий будет греком, а Кирилл пусть будет болгарином. Такие романтические истории бытуют и до сих пор тиражируются.
Но все же Кирилл и Мефодий были греками, учеными, их благословил константинопольский патриарх Фотий. Это был уникальный случай во всей греческой истории и нашей совместной.
Итак, агрокультуры не было, поэтому приходилось осваивать огромные территории, чтобы прокормиться, не из любви к путешествиям, а надо было все новые и новые поля осваивать, и все силы были брошены на это.
И, конечно, при этом не хватало сил на войну. Держать армию и кормить ее было невозможно.
— А дружины?
— Они, конечно, были, чтобы обороняться, но этим дружинам нужно было и пахать.
— Владимир Яковлевич, вы говорите, им нужно было осваивать новые земли, не самые лучшие для земледелия, но более безопасные. А где эти территории находились?
— Прежде всего, это было среднее Приднепровье, правобережье и левобережье, так называемая «Северская земля». Нынче это Чернигов, в сторону современного Харькова эти земли простираются.
Удалось когда-то договориться с хазарами, которые владели где-то с VII по X век черноземами в степи, хазары пустили славян до бассейна Дона. Вот тогда была создана основа для государственности, не только русской, но и хазарской. Кормить нужно было их всех, нужно было зерно. Славяне были умельцами, пахать они умели всегда. Недаром у нас в былине пахарь Микула Селянинович сильнее князя с дружиной.
— А вот вещий Олег собирается «отмстить неразумным хазарам». Так они дружили или воевали?
— Это миф. Олег не воевал с хазарами. У него была другая цель — прибить щит и получить с греков много денег. Это то, о чем мечтали все со времен Вещего Олега и заканчивая нашим временем, потому что американцы «тупые», они тоже должны делиться со всеми, кто у них попросит денег.
— Это была территория современной Украины?
— Это не только территория Украины. Дошли до Новгорода, до Прибалтики. Вот в Прибалтике были замечательные плодородные земли, в том числе для скотоводства, очень богатые земли вокруг Балтийского моря. Поэтому постоянная драка была (не дай Бог, еще и продолжится из-за этих земель) между Россией, Польшей, Швецией…