Брачно семейное право древней греции. Брачно-семейные отношения в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Семейно-брачные отношения в Древней Греции. Брачно семейное право древней греции


1.3 Брачно-семейное право Древней Греции. Брачно-семейное право в период древности

Похожие главы из других работ:

Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи

1 Брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи

Первым вопросом в работе предложено рассмотреть брачно-семейное и наследственное право по законам Хаммурапи. Законность брака в Вавилоне, как и везде...

Брачно-семейное и наследственное право по судебнику Хаммурапи

Брачно-семейное право

Семейные отношения видимо играли в Вавилоне достаточно большую роль, т.к. им в Законах Хаммурапи уделяется немало внимания. Брак в Вавилоне, как и везде...

Брачно-семейное право в период древности

3.2 Брачно-семейное регулирование в Древней Месопотамии

Жизнь человека в Древней Месопотамии не считалась полной, если у него не было хорошей жены и нескольких детей. Патриархальные отношения в семье здесь сохранялись в течение длительного времени...

Гражданский кодекс Франции 1804 г. и его последующие изменения

2. Общая характеристика книги I "О лицах". Статус физических лиц по ФГК. Брачно-семейное право

гражданский семейный наследственный собственность Первая книга "0 лицах" переводила такие общие принципы буржуазного права, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК...

Древневосточное право (Законы Хаммурапи и Ману)

3. Брачно-семейное право по Законнику Хаммурапи и законам Ману

Брак считался разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, согласие последних не требовалось. Действовало правило: нет договора -- нет брака и семьи...

Институты права средневековой Чехии

Глава 2. Брачно-семейное право

Заключение брака в средневековой Чехии регулировалось нормами канонического права. Благодаря осуществляемой регламентации брачно-семейных отношений католическая церковь влияла на все стороны жизни средневекового чешского общества...

История возникновения международного частного права

1.1 МЧП в Древней Греции

Из всех отношений, происходивших в Древней Греции между физическими и юридическими (хотя тогда, конечно же не существовало этих понятий), самым распространённым была торговля...

История судебного красноречия

1. Судебное красноречие в Древней Греции

Местом рождения судебного красноречия была Древняя Греция. В период расцвета Древней Греции, когда развилась государственность...

Право Японии в Средние века

4. Японское брачно-семейное право, институт наследования по закону

Японское брачно-семейное право как наиболее традиционное, связанное с религией не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны. История государства и права зарубежных стран: Учебник: в 2 ч. Ч...

Правовое положение церкви в XV-XVI веках

2. СФЕРА ЦЕРКОВНОГО ПРАВА. БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.)...

Проблематика античной государственности

Государственное устройство Древней Греции.

Государственное устройство Древнего Рима. Понятие античного времени: История античных государств - это история Древней Греции и Древнего Рима. Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории...

Проблематика античной государственности

2.1 Государственное устройство Древней Греции

Государственное устройство в Афинах. 1. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов...

Семья в древней Вавилонии, по законам царя Хаммурапи

1. Брачно-семейное право и имущественное положение женщин в семье по законам Хаммурапи

...

Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов

§1 Развитие права в Древней Греции

В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли выделяют три периода. Ранний период (IX - VI в.в. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности...

Характеристика правового регулирования общественных отношений в Древней Индии по законам Ману

4. Брачно-семейное право

В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Муж мог продать жену, мог взять другую жену, принудить ее к сожительству с другим мужчиной...

pravo.bobrodobro.ru

Брачно-семейное право в Древней Греции

В Древней Греции, как правило, существовала моногамная семья. Однако в легендах описываются и более ранние формы брака (клановая, похищение невесты, полигамия), какие наблюдались у народов, стоящих на низшей ступени общественного развития. Герои Гомера часто имели внебрачных жен. В Спарте при сохранении элементов родового устройства господствовал парный брак, а в некоторых отношениях и его более ранняя ступень – брак групповой. Уже Сократ и его ученики ценили в браке полную общность жизни мужа и жены. Необходимым условием признания законности брака было достижение совершеннолетия – 18-20 лет (в Спарте – 30 лет), браки между гражданами разных греческих государств признавались действенными. Брак запрещался с душевнобольным и несвободным. Разрешались браки кровных родственников – брат женился на сестре, дядя – на племяннице. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. Лишь позднее, в эллинистических государствах наступит запрещение кровосмешения и браки между родственниками. Брачная процедура сводилась к заключению договора жениха с отцом или опекуном невесты, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Жених был обязан уплатить за невесту, а она приносила в дом мужа приданое. После свадьбы законным представителем жены становился муж; женщина не могла от собственного имени заключать сделки и выступать в суде. Упрощенной была процедура заключения брака в Спарте (кстати, так же, как и развод). Можно было иметь две жены; несколько братьев могли иметь общую жену.

Положение греческой женщины в семье и в обществе было приниженным. Исключение представляла Спарта. Здесь женщины занимали важное положение в обществе, оказывали большое влияние на ход государственных дел, что объясняется главным образом остатками матриархата. С началом активного социального и имущественного неравенства положение женщины в спартанском обществе меняется, становится менее почетным, но именно женщины дали Спарте немало богатых людей. Близки по положению к спартиаткам афинские гетеры – женщины различных социальных рангов, ведущие свободный, независимый образ жизни. Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы, знали музыку, философию, литературу и т.д., играли заметную роль в обществе (например, жена Перикла Аспазия).

Главное назначение женщины – рожать детей и прислуживать мужу. На улице она появлялась по большим праздникам – на пути в храм. Видеться с посторонним мужчиной, даже родственником, считалось зазорным. Основным занятием женщины были дети, кухня и прялка. По выражению Платона, женщину называли «госпожой челнока и прялки», с ее мнением не принято считаться. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий, а для женщины, напротив, – она изгонялась из дому, ее приданое не возвращалось. Расторжение брака происходило в случае смерти одного из супругов, при утрате гражданства или разводе. Развод в греческом праве возник из возможности изгнания виновной (например, в прелюбодеянии) жены. В Спарте, в силу специфики семейных отношений, институт прелюбодеяния большого развития не получил. Расторжение брака с невиновной в случае бездетности осуществлялось в Спарте с начала V в. до н.э. Позже развод повсеместно стал возможен по инициативе жены или по взаимному согласию. В каждом таком случае приданое жене возвращалось.

Основу власти главы дома составляла сосредоточенная в его руках частная собственность на средства производства. В состав семьи входили лица, подчиненные хозяину дома – жена, дети, в том числе усыновленные, рабы. Институт усыновления получил широкое распространение в греческом праве. Так, по Гортинской правде, каждый взрослый мужчина, даже если он имел сыновей, мог принять в народном собрании обряд усыновления. В отличие от этого в Афинах право на усыновление полноправных граждан имели только те, кто не имел детей мужского пола. Власть отца над детьми сначала была почти неограниченной (в досолоновских Афинах отец мог продать детей в рабство), с течением времени ослабляется, но все же остается значительной. Отец мог лишить сына наследства за неповиновение или совершение позорящего поступка.

magref.ru

Брачно-семейное право в период древности

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

.1 Источники права в государствах античного мира

.2 Брак и семья по Законам XII таблиц

.3 Брачно-семейное право Древней Греции

ГЛАВА 2. ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

.1 Источники права Древней Индии

.2 Брачно-семейные отношения Древней Индии

ГЛАВА 3. ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОПОТАМИИ

.1 Источники права

.2 Брачно-семейное регулирование в Древней Месопотамии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья и право является одним из фундаментальных институтов общества всех времен. Во всех древнейших цивилизациях семья была главным институтом общества, основной функцией которой было воспроизведение населения. Также она выполняла экономическую, социально-статусную функции. Однако типы брака и семьи в древнейших цивилизациях различны. Чтобы понять различие брачно-семейного института, необходимо изучить особенности брачно-семейных отношений в древнем мире, источники права этих государств, на основе которых и были построены брачные институты, чем и обусловлена актуальность темы.

Цель работы:

Рассмотреть особенности брачно-семейного права государств древнего мира.

Исходя их цели на рассмотрение поставлены следующие задачи:

- изучить источники права в государствах античного мира;

дать сравнительную характеристику брачно-семейного права Древней Греции и Древнего Рима;

изучить источники права Древней Индии и древних государств Месопотамии;

проанализировать и охарактеризовать особенности брачно-семейных отношений в Древней Месопотамии и Древней Индии.

Объектом работы являются источники права и брачно-семейное право государств Древнего мира.

Предмет - государства: право Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии и Месопотамии.

Теоретико-методологическая основа. Теоретическую основу курсовой работы составляют исследования отечественных и зарубежных авторов и ученых-историков.

Методологической основой настоящей курсовой работы является общенаучная методология и вытекающие из нее частнонаучные методы познания: логический, системный, метод сравнения и анализа и т.д. При работе использовались методы анализа источников: выявление, отбор, критика содержания источника.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Главы содержат, первая - три параграфа, вторая и третья по два параграфа.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ РИМСКОЕ ПРАВО

 

.1 Источники права в государствах античного мира

право античный родство брак

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.

Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.

Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катане (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н.э. (Законы Драконта).

Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н. э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это было крупной победой демоса, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии и приводило к частым злоупотреблениям, а запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.

Источники афинского права. Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает &

www.studsell.com

Брачно-семейные отношения в Древней Греции — курсовая работа

Развод был почти  неизвестен в древние времена  Греции, он стал очень частым явлением в классическую эпоху, и даже настолько частым, что греческие ораторы рассматривают приданое как необходимую меру для придания прочности брачному союзу.14 Очень часто муж оставлял у себя жену только потому, что опасался обязанности вернуть приданое в случае расторжения брака.

В Древне Греции развод был как  бы двух видов. То есть, расторжение  брака было возможно по инициативе как мужа, так и жены.15 Они называли «отсылкой» развод по требованию мужа и «оставлением» развод по желанию жены.

Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно.

Что же касается жены, то при желании развода она не могла поступать так самостоятельно. Требовалось, чтобы она обратилась к архонту, а архонт утверждал требуемый ею развод только при представлении письменных доказательств обоснованности ее требования. Как ни проста была эта формальность, она все же являлась очень затруднительной для женщины в том зависимом положении, в каком она находилась тогда. Кроме того, общественное мнение, как правило, осуждало женщин, требовавших развода.

Таким образом, развода  можно было добиться или с обоюдного  согласия обоих супругов, или по желанию одного из них и помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс.

Развод мог состояться даже по требованию третьего лица. Отец, например, имел право  развести свою дочь с ее мужем как  для того, чтобы взять ее к себе обратно, так и для того, чтобы выдать ее замуж за другого. После смерти отца самый ближайший ее родственник мог заставить ее покинуть своего мужа и взять его в мужья.

Муж мог выдать свою жену замуж  за другого человека и, видимо, для  этого не требовалось даже ее согласия.

Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф из расчета восемнадцать процентов в год от стоимости приданого.

Ребенок, родившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе ребенком мужа, но муж имел право не признать его, если сомневался в его происхождении.

Тот из супругов, кто потребовал развода, не мог вступить в новый  брак с лицом моложе разведенного.

Глава III. Имущественные отношения супругов

Приданое.

Жена, как правило, приносила  приданое своему мужу. Отец не был обязан давать приданое дочерям, и если он это делал, то по доброй воле. Сын, наоборот, став главой семьи, был связан этим обязательством по отношению к сестрам. В самом деле, так как сын был единственным наследником, то казалось справедливым, чтобы он отдал часть наследства сестрам, чтобы помочь им устроиться, тем более что если они не выходили замуж, то оставались на его попечении. Закон Древней Греции предписывал ближайшим родным наделять бедных девушек-сирот приданым или брать их замуж.

Размер приданого никогда не был большим, за исключением Спарты во второй половине IV века. В Афинах тридцать мин считались средним  приданым. Чаще всего оно давалось деньгами или движимостью, но не запрещалось включать в него недвижимость и даже землю.

При назначении приданого  не требовалось вмешательство никакой  официальной власти. Достаточно было простого заявления перед свидетелями. Не запрещалось присоединять к этому письменный акт или прибегать к некоторым средствам гласности, но и это не было обязательным. Когда кто-либо выдавал свою дочь замуж, то, передавая приданое зятю, он брал от него закладную на его земельную собственность. Такого рода сделка оформлялась при помощи особой надписи на каком-нибудь виде недвижимости.

Имущество, принесенное  в приданое, находилось в распоряжении мужа, но он был обязан передать его  неприкосновенным своим детям. Если брак расторгался, то муж возвращал  приданое родителям жены или выплачивал им за него по 18% его стоимости в год. Если жена умерла раньше мужа и при этом была бездетна, то приданое возвращалось к тем, кто его дал, или к тем, кто представлял их интересы.16

Наследование.

В первую очередь в  Древней Греции правом на наследство обладали прямые потомки, то есть сыновья, а за неимением сыновей — дочери. Раздел производился поровну. Наследник по прямой линии сам брал в свое распоряжение имущество, и его не нужно было вводить во владение. Приемные дети во всем уравнивались с детьми, родными по крови.17 Что касается незаконных детей, то на наследование они никакого права не имели. Закон исключал их из семьи и позволял только завещать отдельные суммы не свыше тысячи драхм. После прямых потомков по закону на наследство могли претендовать представители боковых ветвей рода, не допуская родственников по восходящей линии.18 Передача наследства по восходящей линии в представлении древних являлась недопустимой.

Наследование по боковой  линии шло в зависимости от степени родства. Прежде всего, закон допускал к наследованию потомков одного и того же отца, т. е. братьев умершего и их детей, затем сестер и их детей; затем он допускал потомков деда с отцовской стороны, т. е. двоюродных братьев и их детей, всегда отдавая предпочтение потомкам по мужской линии. Далее детей двоюродных братьев закон не шел. При отсутствии таких родственников со стороны отца или деда право на наследование переходило в том же порядке к родственникам со стороны матери и бабки. Затем право на наследование вновь переходило к более близким родственникам с отцовской стороны.

Родственники по боковой  линии могли получить в распоряжение наследство только после ввода во владение. Каждый наследник имел право  отказаться от наследства, хотя у греков не встречается никакого упоминания о существовании акта, аналогичного описи имущества.

Порядок раздела наследства в Афинах был более сложен, чем  в Спарте. Прежде всего, надлежало  установить размер наследства, подлежавшего разделу. Это наследство включало в  себя все имущество, каким покойный владел на момент смерти. Чтобы исключить всякие сомнения относительно этого, наследники спешили сразу же после кончины наследодателя составить подробную опись его имущества. Затем к наличному имуществу прибавляли имущество, принесенное обратно наследниками: каждый наследник был обязан принести обратно все подарки, полученные им от покойного, и зачесть те суммы, которые он был должен покойному.

Когда общая масса  наследства была подобным образом установлена, наследникам разрешалось, прежде чем  приступить к дележу, произвести некоторые выплаты. Если, например, отец семьи оставлял по завещанию одному из своих детей особую долю, то этот излишек должен был быть выплачен раньше начала дележа наследства.

Если кто-либо из наследников  растратил часть наследственных вещей, другие наследники могли взять каждый по части, равной стоимости растраченного. Наконец, если один из наследников оказывался кредитором умершего, то ему разрешалось или выделить из наличного имущества часть, соответствующую величине долга покойного, или разложить его на сонаследников и требовать уплаты от них.19

В случае полюбовного  раздела наследства наследники могли  определять свои доли по соглашению и  получать их или по жребию, или согласно личным желаниям. Часто бывало так, что один из них делил имущество на доли, а остальные выбирали. Если они не приходили к соглашению, то доли определялись особыми лицами и распределялись по жребию. При определении долей в расчет принималась не только ценность имущества, но и его долговечность и солидность.

Положение женщины во всем, что касается наследства, было намного хуже, чем мужчины. Прежде всего, в случае, если женщина сталкивалась при соискании наследства с мужчиной в равной степени родства, то предпочтение всегда отдавалось мужчине.Во-вторых, дочь не была наследницей, если еще был сын. Приданое, уже полученное или которое она могла бы получить впоследствии, — вот и все, на что она могла рассчитывать, причем это приданое не равнялось доли ее брата. Если у умершего была только дочь, то она была наследницей (эпиклерой)20, или, вернее, она присоединялась к наследству. Часто отец старался или при жизни, или завещанием выдать ее замуж или сосватать. Если он не успел этого сделать, то обязанность позаботиться об этом возлагалась на представителей общественной власти, у спартанцев - на царя, у афинян - на архонта.  Существовал особый порядок для женихов, установленный законом. Прежде всего она должна выйти замуж за одного из своих дядей с отцовской стороны, начиная со старшего, потом за одного из своих двоюродных братьев, потом за кого-нибудь из других родственников, постоянно следуя по степени родства.

 Если в тот момент, когда дочь присоединялась к наследству, она была уже замужем, она могла быть вынужденной оставить своего мужа. Родственники, имевшие в последовательном порядке право на ее руку, не были обязаны жениться на ней, каждый из них мог уступить свое право следующему. Если не находилось никого желающего, родственники объявляли: «Не хочет ли кто на ней жениться?» Если на этот призыв находился желающий, то свадьба совершалась в течение 30 дней; если не находилось никого, то девушка «выходила замуж, за кого могла», даже и вне своей трибы. Если о праве жениться на ней спорили несколько родственников, то дело решалось судом.Таким образом, дочь-наследница не была собственницей отцовского наследства, она была только его хранительницей. Истинным наследником ее отца являлся сын, рожденный ею. Сама она была только посредницей, через которую имущество деда переходило к его внуку.Эти правила, с первого взгляда такие странные, основывались на религии. Законодатель хотел дать умершему без прямых наследников мужского пола продолжателя его рода после его смерти, наследника, который получил бы его состояние и продолжал бы культ очага. Кроме того, он хотел, чтобы этот наследник был, насколько возможно, близок по крови к умершему. К этому-то он и стремился, стараясь устроить брак дочери с самым близким родственником. Как только от такого брака рождался сын, он считался сыном своего деда. Через него должны восстановиться как дом, так и имущество.21

Заключение

Таким образом, семья  играла значимую роль в древнегреческом  обществе. Цель брака заключалась, прежде всего,  в обеспечении непрерывности  рода. Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой  семьи. Обязанность детей состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям.

Древнегреческая семья  была прочной основой государства. Особенно важным становление института  семьи было для греческих полисов  в период их складывания. Именно семья  стала для полиса залогом будущего существования: она являлась, в первую очередь, гарантом наличия военного ресурса полиса, и, во вторую - экономического развития. Необходимо отметить значимость семьи и в религиозно-эстетическом развитии полиса, его моральной устойчивости. Это касается соблюдения религиозно-эстетических культов, которые были направлены на поддержание традиций и жертвоприношений предкам. Значимость семьи признавалась во многих полисах Древней Греции.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нормативные правовые акты

 

  1. Гортинские законы Древней Греции о разделе имущества в случае развода или смерти одного из супругов. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. – М. : НОРМА, 2003. – 816 с.
  2. Гортинские законы Древней Греции о наследовании имущества родителей. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. – М. : НОРМА, 2003. – 816 с.
  3. Гортинские законы Древней Греции о владении родовым имуществом. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. – М. : НОРМА, 2003. – 816 с.
  4. Гортинские законы Древней Греции о праве наследования дочери. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. – М. : НОРМА, 2003. – 816 с.
  5. Законодательство Древних Афин по речам Демосфена. Речь против Навсимаха и Ксенопифа. // Н. А. Крашенинникова. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. – М. : НОРМА, 2003. – 816 с.
  6. Законодательство Древней Греции. Законы Солона. // В. Н. Садиков. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. – М. : ООО «ТК Велби», 2002. – 768 с.

 

 

 

 

 

 

 

2. Научные статьи, авторефераты, монографии, материалы научных конференций,  учебные и справочные издания

 

  1. Боннар А. "Греческая цивилизация"/ А. Боннар. – М. : Искусство, 1992. – 485 с.
  2. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран / А. А. Вологдин. – М. : Высш. шк., 2005. – 575 с.
  3. История государства и права зарубежных стран : учебник в 2 т. Т. 1. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. – М. : Норма, 2009. – 816 с.
  4. История государства и права зарубежных стран : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Н. В. Михайлова и др.] ; под ред. Н. В. Михайловой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 559 с.
  5. Мухаев Р. Т. История государства и права зарубежных стран / Р. Т. Мухаев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 863 с.
  6. Всемирная история государства и права : Энциклопедический словарь / под. ред. А. В. Крутских. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 398 с.

yaneuch.ru

Семейно-брачные отношения в Древней Греции — контрольная работа

ГОУ ВПО

 

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

         ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

 

Заочное отделение

 

 Юридический Факультет

 

 

Кафедра теории и истории  государства и права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: История  государства и права зарубежных стран 

 

на тему: Семейно-брачные отношения в Древней Греции.

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил: студент  22-22з гр. 1 курса

 

  Юриспруденция 

 

                                                               Фамилия:    Сотников

 

                                                               Имя:            Сергей 

 

                                                               Отчество:   Викторович    

                                                  

                                                               Проверил:   Шкаревский Д.Н

 

 

 

 

                                                          Сургут  2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Особенности  брачно-семейного права Древней  Греции 5

2. Отношения  отцов и детей 6

3. Положение  женщины 8

4. Понятие  и цель брака 12

5. Брако-разводный  процесс 14

6. Имущественные  отношения супругов 17

Заключение 22

Казус 23

Список  использованной литературы 24

 

 

Введение

 

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.

Её новая и более высокая  ступень связана с развитием  античного (греко-римского) общества, сформировавшегося  на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.

Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли  им использовать им и переосмысливать  чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.

Право как один из факторов скрепляющий  гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.

На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно  осуществлялся светской или греческой  аристократии, приходит закон, имеющий  светский характер и выраженный обычно в письменной форме.

Семья и право является одним из фундаментальных институтов общества всех времен. Во всех древнейших цивилизациях семья была главным  институтом общества, основной функцией которой было воспроизведение населения. Также она выполняла экономическую, социально-статусную функции. Таким образом, данная тема является наиболее актуальной и в настоящее время.

Цель работы изучить особенности семейно-брачных отношений в Древней Греции.

Исходя их цели, можно выделить следующие основные задачи:

- изучить особенности брачно-семейного права Древней Греции;

- рассмотреть положение  женщины в Древней Греции;

- рассмотреть понятие  и цели брака в Древней Греции;

- изучить особенности  брако-разводного процесса в Древней Греции;

- в заключении работы сделать необходимые выводы.

 

1. Особенности брачно-семейного права Древней Греции

 

Вступление в брак в  Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый  главой семьи. Развод для мужчин был  свободен, для женщин, занимавших в  семье подчиненное положение, развестись было сложно. Родительская власть, первоначально  очень широкая, ослабляется с  течением времени.

Господствующей формой брака  становится в период империи брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся - как жениха, так и невесты. Брак по расчету - особенно в среде имущих классов общества - становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.

Освободившись от религиозных  и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Император Август (27г. до н.э. - 14г. н.э.) пытался исправить положение  с помощью репрессивного законодательства. Была установлена в числе прочего  уголовная ответственность жены за супружескую неверность, ограничено право разводов. Лицам, не состоявшим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, хотя и состоящие в браке, но не имеющие детей, могли принимать его в половинном размере.

Был, наконец, введен налог  на безбрачие. Закон устанавливал, естественно, и брачный возраст: от 25 до 60 лет  для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин.

Раздельность имущества  супругов становится общим правилом. Издержки совместной жизни ложатся  на мужа, но он вправе распоряжаться  доходом, который приносит имущество жены.

Меняется к лучшему  и положение детей. Власть отца над  ними ослабевает. Убийство детей признается преступлением. Освобождение сыновей  из-под власти отца намного облегчается. Предоставление сыну особого имущества  еще при жизни отца (пекулия) получает защиту претора. Облегчается порядок  усыновления внебрачных детей и т.д.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родственники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

2. Отношения отцов и детей

 

Дети в древней Греции полностью  находились под властью отца.

На седьмой день после рождения ребенка совершалась церемония, называвшаяся «амфидромия». В этот день вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.

На десятый день ребенку давалось имя. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки  или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею.

Исполнение этой церемонии служило  доказательством, что отец признавал  ребенка своим.

Но в течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом.

Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его  наследства, если тот плохо вел  себя по отношению к нему. Такое  право признавалось за отцом в особенности законами Солона. На отца обязанность по этому вопросу обращаться к семейному совету и подчиняться решению большинства. Но этого не было даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Но такие случаи происходили очень редко.

Наконец, отец имел право назначать  опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем  завещании мужа, за которого его  дочь была обязана выйти замуж.

Власть отца над детьми кончалась  с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его  началом.

Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Эти две обязанности были основными и самыми важными, так что, все остальные обязанности перед ними меркнут.

Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они  в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании.

То есть, если бы наследодатель  был еще жив и не имел средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на наследнике. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него.

Во-вторых, сын обязан был воздавать  своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением  считалось уничтожение сыном  могилы родителей и лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали.

Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор  наказания предоставляли решению  суда, который иногда выносил смертный приговор.

3. Положение женщины

 

Положение женщины в древнегреческом  государстве, в зависимости от того, в каком полисе она проживала, в Спарте или в Афинах, значительно различалось.

Спартанские женщины.

В Спарте женщины пользовались большим  уважением, чем где-либо в остальной  Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали  с детства чувствовать себя гражданками  и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.

Все это, однако, не мешало им исполнять  обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей. Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины — когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть. Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.

Афинские женщины.

Затворничество в Афинах строго предписывалось только девушкам, что  же касается замужних женщин, то этот обычай был более снисходительным, а  в некоторых случаях даже совсем не соблюдался. Жена богатого гражданина могла легко соблюдать этот обычай и скрываться в глубине своих покоев, но в семьях мало зажиточных женщине ежеминутно приходилось выходить из дома по делам хозяйства. Ей нужно было и идти на рынок закупать провизию, и самой исполнять все то, что обычно должны были делать рабы. Иногда даже случалось, что женщины торговали на общественной площади. Нужда могла заставить некоторых женщин взяться за такое дело, но общее мнение строго порицало женщин за такие занятия.

Внутри своего дома женщины были полными хозяйками. Они наблюдали  за рабами и руководили работой своих  служанок; на них же лежала обязанность  вести все хозяйство по дому и учитывать все расходы. Подобный порядок соблюдался не только у небогатых семей, но и в самых роскошных жилищах хозяйка дома не была полностью свободна от хозяйственных забот; у нее были многочисленные помощники, но она осуществляла общее руководство, никогда не переходившее к ее подчиненным. Вообще афинянка ревниво берегла свою власть в хозяйстве и держалась за нее, потому что не было никаких других занятий, которые могли бы отвлекать ее. Ей была присуща только одна эта роль, и она старалась сохранить за собой эту власть.

Иногда происходили и некоторые  злоупотребления. Случалось, что нерадивые и нерасчетливые женщины расточительно тратили провизию. Тогда мужу приходилось вмешиваться в хозяйство и забирать у них ключи от кладовых. Но обычно афинянки заслуживали ту похвалу, как опытные, хорошие хозяйки.

В некоторых случаях даже их бережливость переходила в скупость. Им было тяжело смотреть на уничтожение тех запасов, которые они собирали с такой заботой, и они даже не делали различия между необходимыми расходами и излишествами, относясь к первым с такой же придирчивостью, как и к последним. Афинские жены радовались, когда мужья приносили домой деньги, и не скупились на едкие упреки, когда они их тратили.

referat911.ru

Брачно-семейные отношения в Древней Греции — курсовая работа

Афинские женщины.

Затворничество в Афинах строго предписывалось только девушкам, что же касается замужних женщин, то этот обычай был более снисходительным, а в некоторых случаях даже совсем не соблюдался. Жена богатого гражданина могла легко соблюдать этот обычай и скрываться в глубине своих покоев, но в семьях мало зажиточных женщине ежеминутно приходилось выходить из дома по делам хозяйства. Ей нужно было и идти на рынок закупать провизию, и самой исполнять все то, что обычно должны были делать рабы. Иногда даже случалось, что женщины торговали на общественной площади. Нужда могла заставить некоторых женщин взяться за такое дело, но общее мнение строго порицало женщин за такие занятия.

Внутри своего дома женщины были полными хозяйками. Они наблюдали  за рабами и руководили работой своих  служанок; на них же лежала обязанность  вести все хозяйство по дому и  учитывать все расходы. Подобный порядок соблюдался не только у небогатых семей, но и в самых роскошных жилищах хозяйка дома не была полностью свободна от хозяйственных забот; у нее были многочисленные помощники, но она осуществляла общее руководство, никогда не переходившее к ее подчиненным.8 Вообще афинянка ревниво берегла свою власть в хозяйстве и держалась за нее, потому что не было никаких других занятий, которые могли бы отвлекать ее. Ей была присуща только одна эта роль, и она старалась сохранить за собой эту власть.

Иногда происходили и некоторые злоупотребления. Случалось, что нерадивые и нерасчетливые женщины расточительно тратили провизию. Тогда мужу приходилось вмешиваться в хозяйство и забирать у них ключи от кладовых. Но обычно афинянки заслуживали ту похвалу, как опытные, хорошие хозяйки.

В некоторых случаях даже их бережливость переходила в скупость. Им было тяжело смотреть на уничтожение тех запасов, которые они собирали с такой  заботой, и они даже не делали различия между необходимыми расходами и  излишествами, относясь к первым с такой же придирчивостью, как и к последним. Афинские жены радовались, когда мужья приносили домой деньги, и не скупились на едкие упреки, когда они их тратили.

У них был еще один недостаток. Зачастую они обладали очень властным характером, любили свою власть и не прочь были дать ее почувствовать при всяком удобном случае. Так как им приходилось жить почти все время среди рабов, отдавая им приказания, браня их за леность, за ошибки и упущения, то они, естественно, привыкали к власти и иной раз, не отличая и хозяина от невольника, обращались с ним в том же тоне. К этому надо еще прибавить, что они очень гордились своей добродетелью, и, сравнивая с легкими нравами мужчин серьезность своей личной жизни, усердное исполнение всех своих обязанностей и свою верность в оберегании чистоты своего домашнего очага, они легко убеждались в своем превосходстве. Затаенные обиды, носимые женщинами в глубине своих сердец, делали их часто раздражительными и при малейшем же поводе вызывали самые сухие и грубые слова, самые резкие обращения по отношению к своим мужьям.

Все эти недостатки были видны еще сильнее у тех  богатых женщин, которые замужеством  обогащали своих мужей. Они крепко держались за богатство, входившее  вместе с ними в хозяйство. Они  становились еще более заносчивыми, сами никогда не забывали и другим не позволяли забывать, кто они и что имеют.

Мужья страдали от этих недостатков, но они сами же были в них виноваты. Они ограничили женщину рамками  хозяйственных домашних забот, а  женщины, отдаваясь им без остатка, приобретали такие качества, от которых трудно было себя уберечь.9 Главный недостаток афинской семьи состоял в том, что в ней женщина не была тесно связана с жизнью своего мужа. И если бы греки сами понимали этот изъян, с которым заключались браки, то они меньше думали бы о приданом, а больше занялись изучением качеств и недостатков той девушки, на которой предполагали жениться. Но нет, они интересовались, большей частью, тысячью бесполезных вещей: кто был дед и бабка невесты; требовали, чтобы приданое было выложено на сто.

 Афинянин слишком охотно вел двойную жизнь. Возвращаясь домой, он забывал или, вернее, замыкал наглухо в себе все то, что занимало его вне дома. Он присутствовал на общественной площади, заседал в собрании и в судах, вел беседы, обсуждал государственные или решал свои торговые дела, но он остерегался говорить своей жене что-либо из того, что он видел или слышал. Эти мысли принадлежали ему, и он хотел сохранить их для себя одного.

Роль афинянки даже в воспитании детей не была велика. С самого начала дети поручались кормилицам. Нет, это не означало, что мать пренебрегала ими. Она, напротив,  интересовалась их играми, ласкала их, но между ней и детьми стоял чужой человек. Когда кормилица берет на себя самые тяжелые заботы о детях, она забирает часть той любви, от которой отказывается мать, передавая служанке обязанности, которые не исполняет сама. Мальчики очень рано начинали учиться вне дома. Девочки оставались с матерями, но их образование было очень поверхностно. Когда наступало время женить или выдавать замуж детей, мать не приглашалась к участию в решении их судьбы; этот вопрос отец, в силу закона, решал один.10 С женщиной не советовались даже тогда, когда дело шло об ее собственной участи, как не спрашивали и при решении судьбы ее дочерей и сыновей.

Единственными событиями, нарушавшими однообразие жизни  женщин, были посещения подруг и  религиозные церемонии, совершавшиеся  ими очень часто. Мужья относились с недоверием к этим посещениям женщин и к разговорам, которые они  вели между собой, как будто они сходились только затем, чтобы жаловаться на мужей и придумывать план мести. Женщины не только ходили в гости по соседству, они даже устраивали друг для друга званые пиры.

Во время похорон  главная роль принадлежала женщинам. Они же принимали значительное участие и в многочисленных городских празднествах. Им было запрещено присутствовать на великих греческих играх, но разрешалось посещать театральные представления. Эти празднества отрывали их на целый день от их обычных занятий и давали возможность отдохнуть от рутинной работы по дому.

У афинянок, кроме национальных богов, были свои особые божества, к которым  они относились с огромным благоговением.  Они тайно собирались в специальных  домашних молельнях для почитания  целого ряда богов, героев и гениев. Здесь повторялось то же, что и с пирами, которые они устраивали друг для друга. Держа женщин в стороне от своей жизни, мужчины тем самым толкали их к невольному обособлению и к созданию собственных верований и развлечений.

Афинская женщина не была презираема. Иначе она не сохранила бы за собой власть над домом.

Афинянин уважал и  любил свою жену, не зная ее. Занятый  трудами и развлечениями вне  дома, он жил возле нее, довольствуясь  той добросовестностью, с которой  она исполняет свои ежедневные обязанности, не требуя больше ничего.11 Женщина сама не подозревала, что она могла бы рассчитывать на лучшую участь и на жизнь с более полным духовным содержанием. Так как нравы того времени ограничивали ее узкой областью, она привыкла к такой жизни и обычно мирилась с этим без огорчения.

 

 

 

Глава II. Брак и развод в Древней Греции

1.1. Понятие и цель  брака

Брак - семейный союз мужчины  и женщины, порождающий их права  и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Брак - в правовом смысле является формой длительного (обычно пожизненного) союза мужчины и женщины, основанного на любви и удовлетворении инстинкта продолжения рода.12

Греческая цивилизация  тяготела к двум основным центрам - Афинам и Спарте. Эти города - государства  существенно различались по способу  управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству.

Брачные отношения в  Спарте.

Брак в Спарте был  «открытым» даже по современным стандартам, в отличие от афинского, который  являлся в высшей степени ограничительным.

Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы - доминирующей ценности спартанского общества.

Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый  мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.

Мужчины Спарты – это  были, прежде всего, воины. Они часто  отсутствовали, принимая участие в  дальних военных походах. Поэтому  женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.

Брачные отношения в  Афинах.

В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В  Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось.

Легендарный древнегреческий  поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее»  возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.

Безбрачие же в древнегреческом  обществе, как правило, не каралось законом, но считалось серьезным  нарушением религиозных традиций. В  следствие безбрачия человек подвергался моральному порицанию, которое не влекло за собой утрату гражданских и политических прав.13

1.2. Церемонии брачно-разводного процесса

Брак был священной  церемонией, цель которой заключалась  в приобщении молодой девушки  к культу ее новой семьи. Греческие писатели обычно применяют к нему выражения, указывающие на его религиозное значение. В древние времена вместо того, чтобы называть брак его собственным именем, «гамос», его обычно обозначали словом «телос», что означает священная церемония, как будто брак был преимущественно священным обрядом.

Эта церемония происходила  не в храме; она совершалась дома и под покровительством домашних богов. Правда, с мольбой также  обращались и к богам неба, и  впоследствии даже вошло в обычай отправляться предварительно в храмы и приносить этим богам жертвы, это называлось приготовлением к браку. Но самая главная и существенная часть церемонии брака должна была всегда исполняться перед домашним очагом.

У греков обряд бракосочетания состоял, так сказать, из трех действий. Первое совершалось перед очагом отца, третье у очага мужа, второе служило переходом от одного к другому".

В родительском доме, в  присутствии жениха, отец невесты, окруженный всей семьей, приносил жертву. Окончив  жертвоприношение, он провозглашал, произнося священную клятву, что отдает свою дочь в жены тому-то. Это было необходимо, так как молодая девушка не могла бы сразу же отправиться на поклонение очагу мужа, если бы отец предварительно не отрек ее от родительского очага. Для того чтобы вступать в новую семью, она должна была быть свободной от всяких уз и от всякой связи со своей первой семьей.

Девушка переводится  в дом мужа. Иногда сам муж ведет  ее. В некоторых городах обязанность  привести невесту возлагалась на одного из тех священнослужителей, которые назывались «вестниками». Обычно молодую девушку сажали на колесницу, ее лицо закрывалось покрывалом, на голову надевался венок. Венок использовался во всех религиозных церемониях. Платье невесты было белого цвета. Этот цвет требовался для всех одежд, надевавшихся в религиозных обрядах. Впереди несут факел - это брачный факел. На протяжении всего пути сопровождающие невесту поют священный гимн.

Девушка не входит сама в  свое новое жилище. Мужу надо похитить невесту, притвориться, что он ее берет силой, а она должна закричать, и женщины, которые сопровождают молодую, должны делать вид, что ее защищают. В чем смысл этого обряда? Означает ли он стыдливость девушки? Вряд ли это так: до стыдливости еще далеко, так как в этом доме сперва предстояло совершить религиозную церемонию. Не показывает ли он нам, что женщина, готовящаяся совершить жертвоприношение этому очагу, сама по себе не имеет на то никакого права, что она приближается к нему не по своей воле и что надо хозяину дома и божества самому ввести ее туда своей собственной властью? Как бы то ни было, после притворной борьбы жених берет ее на руки, переносит ее, тщательно стараясь, чтобы ее ноги не коснулись порога.

Все вышеописанное - лишь приготовление к самой церемонии. Священнодействию предстоит начаться внутри дома.

Подходят к очагу, новобрачную  ставят пред лицом домашнего божества. Ее кропят очистительной водой, она  прикасается к священному огню. Тут  же произносятся молитвы, затем уже  новобрачные съедают сообща хлеб и немного плодов.

Это совместное вкушение пищи пред очагом, которое начинается и оканчивается возлиянием и молитвой, соединяет новобрачных во взаимном религиозном общении и в общении  с домашними богами.

yaneuch.ru

Право Древней Греции | Учеба-Легко.РФ

 

 

Имущественные и обязательственные отношения

   Право Древней Греции будет рассмотрено на примере Афин, имевших наиболее развитую правовую систему.

   Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права.

   Афинскому праву известно деление имущества на движимое(земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности).

   Среди вещных прав выделяются собственность и владение.Частная собственность считалась производной от государственной. Пред­ставление о правах собственника еще не сложилось.

   Обязательственные отношения могли возникать как из письменного до­говора, так и из устного - деликта. Афинское право регламентировало различные виды договоров, в том числе: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.

   Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры обычно заключались в письменном виде. Обязательства из деликтов возникали в случае причинения имуществу любого вреда. Средствами обеспечения договорных обязательств служили: задаток, залог, поручительство.

Семейное и наследственное право

   В Афинах брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Вступление в брак считалось обязательным, хотя безбрачие не влекло наказаний. Женщина в семье занимала подчиненное положение, по­этому развод, свободный для мужа, был затруднен для жены. Власть отца над детьми первоначально была очень широкой, но с течением времени сузилась.

   Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по закону существовали наследники первой очереди - сыновья. При отсутствии сыновей наследство умершего отца могли по­лучить дочери. Если не было прямых наследников, то наследовали бо­ковые родственники. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. Наследование по завещанию признавалось, если завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому наси­лию, а также, если он не имел законных детей мужского пола. Не имели права завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право и судебный процесс

   Виды преступлений, известные афинскому праву:

  ♦ государственные преступления;

  ♦ преступления против семьи;

  ♦ преступления против личности;

  ♦ преступления против собственности.

   Проводилось различие между умышленными и неосторожными пре­ступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было известно понятие самообороны.

   Целью наказания являлось причинение страданий преступнику. К видам наказаний относятся: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация имущества, бесчестье, то есть лишение гражданских прав.

   Наказание для рабов и свободных было различным.

   Судебный процесс начинался после получения должностным лицом жалобы, которую могли подать только полноправные афинские граж­дане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава се­мьи, за метэка - его простат, за раба - его господин. Затем должностное лицо, получившее жалобу, производило предвари­тельное расследование. Если со стороны обвиняемого или ответчика не поступало письменных возражений против рассмотрения дела по суще­ству, судьи переходили к рассмотрению дела. Все необходимые доказа­тельства по делу представлялись сторонами.

По окончании предварительного расследования происходилосудебное заседание, на котором решение принималось тайным голосованием. Судебные решения и приговоры могли бытьобжалованы в гелиэе. Реше­ния гелиэи были безапелляционными.

uclg.ru