Таблица цивилизация древнего рима. "Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция № 5. Тема: Цивилизация древнего Рима. Таблица цивилизация древнего рима


Цивилизация древнего Рима. — МегаЛекции

План:

1. Политическое устройство царского Рима и Римской республики.

2. Завоевания древнего Рима и зарождение Римской империи.

3. Периоды принципата и домината. Падение Западной Римской империи.

4. Культура древнего Рима.

Согласно легенде, Ромул основал Рим в 754 – 753 гг. до н.э.и стал его первым царем. Постепенно складывалось управление Римом. Для принятия важнейших решений – народные собрания. Народные собрания избирали царей и принимали законы о наделении их империей, то есть властью. Решения народного собрания утверждал совет старейшин, который назывался сенатом. Потомки первых членов римской общины назывались патргициями. Это была римская аристократия. Плебеи (простой народ) поселились в Риме позже патрициев и первоначально не входили в состав народного собрания, не участвовали в управлении. В состав римкой общины плебеев включил Сервий Туллий. Плебеи теперь должны были служить в войске, но права участвовать в народном собрании и прочие политические права плебеи не получили.

В 510 г. до н.э. был изгнан царь Тарквиний Гордый. Царский период в истории Рима закончился. Римское государство – черты полисного управления. 510 г. до н.э. – 27 г. до н.э. – период республики.

Высшим органом власти в римской республике - народное собрание. Оно могло объявлять войну, заключать мир, принимать, отменять законы, избирало всех должностных лиц. Однако не один закон, который был одобрен народным собранием, не мог быть принят без обсуждения в сенате, который состоял из 300 человек.

Должностные лица – сроком на один год. Главными из них – два консула. Они управляли государством, командовали войском, осуществляли правосудие, составляли списки сената. В случае чрезвычайных ситуаций на 6 месяцев назначался диктатор, который обладал неограниченными правами и которому подчинялись оба консула. Выражаясь современным языком, диктатор – это антикризисный управляющий.

Изначально на все государственные должности избирались патриции. Однако плебеи упорно боролись за свои права. Около 367 г. до н.э. патриции были вынуждены пойти на уступки: была учреждена должность народного трибуна, который мог проистанавливать решения сената и народного собрания – право вето. Позже были приняты законы о выделении плебеям участков земли, о том, чтобы один из консулов обязательно должен быть плебеем. Было запрещено долговое рабство. Наконец, был принят закон о плебесцитах – плебейских собраниях. По закону, решения плебесцитов было обязательно для всех граждан, включая партициев.

Верхушка патрициев и плебеев объединилась в сословие сенаторов. Зажиточные люди - землевладельцы, торговцы, то есть те категории населения, которых мы сейчас относим к среднему классу, назывались всадники. Горожане-бедняки составляли собственно плебс. Тем не менее, все граждане Рима были равны перед законом.

Таким образом, борьба плебеев за свои права с партициями закончилась победой плебеев и слиянием богатых плебеев со знатью, то есть патрициями, в одно сословие. Политическое устройство Рима в период республики можно охарактеризовать как демократическое. В Римской республики – зачатки правового государства: все граждане равны перед законом.

В 6-5 вв. до н.э.Рим начинает захватывать соседние территории. Ударная сила Рима – войско, состоящее из легионов. К началу 3 в. до н.э. Рим подчинил все Апеннины.

Самое тяжелое испытание для Рима – Пунические войны с Карфагеном – финикийским государством в Северной Африке. В итоге трех войн Карфаген был уничтожен, Римом захвачены ряд земель, в том числе Македония и Греция.

Римляне превращали захваченные земли в провинции. Завоеватели по отношению к завоеванным народом – принцип «разделяй и властвуй». Лояльные Риму народы получали преимущества и льготы, а остальные – в более тяжелом положении.

Постоянные войны Риской республики – неоднозначные последствия: обогащали одних, разоряли других. В результате бедняки уже не могли вооружаться за свой счет, а богачи не хотели рисковать жизнью. Поэтому полководец Гай Марий в конце 2 века до н.э. стал набирать на службу в легионы добровольцев из числа римских граждан и завоеванных народов – союзников. Солдаты получали обмундирование за деньги, им платили жалование и обещали в завоеванных областях новые земли. Итог – боеспособность римского войска быстро повысилась: стимулы сработали. Однако легионеры, потеряв связь с общиной, превратились в проводников воли своих командииров. Это обстоятельство сыграет свою роль в годы гражданских войн.

В 1 в. до н.э. – в Риме – гражданские войны –вооруженные столкновения между гражданами одной страны. Важным событием в период Поздней Римской республики – восстание Спартака.Оно началовь с выступлением гладиаторов в 74 г. до н.э. Закончилось тем, что правительственным войскам под руководством Лициния Красса удалось разбить повстанцев в 71 г. до н.э.

Главное последствие гражданских войн – ослабление республиканских институтов власти, снижение демократического тренда. В 60-ых гг. до н.э. возник триумвират: страной правили самые влиятельные политики Рима – Гней Помпей, Марк Лициний Красс, Гай Юлий Цезарь. В итоге Гай Юлий Цезарь, показав себя талантливым полководцем, захватив Галлию, стал единовластным правителем Рима. Однако в 44 г. до н.э. был убит в сенате заговорщиками.

После гибели Цезеря – борьба между сторонниками и противниками республики. Сторонник республики потерпели поражение, и в 27 г. до н.э. Гай Октавиан – внучатый племянник Цезаря, был привозглашен императором. Гай Октавиан получил титул Август – священный, возвелеиченный. Он становился главой сената, пожизненным трибуном, то есть обладал правом вето, пожизненно становился главнокомандующим.

Таким образом, в руках императора – огромная власть. С демократией фактически было покончено.

С воцарением Августа – период приницпата. Формально сохранялись все республиканские институты: сенат, народные собрания, но фактически вся власть – у императора. Приемники Октавиана Августа - Калигула, Нерон развернули террор против всех недовольных, но в итоге погибли от рук заговорщиков.

К концу 1 в. до н.э. избрание императоров – в руках войск. Полководцы, опираясь на лигеонеров, вели боорьбу за власть. Это обстоятельство – на боеспособности войска: римляне стали терпеть поражение. Вывод: армию не стоит втягивать в политику. Это ее разлагает.

Положение стабилизировалось при императоре Траяне. Он правил, считаясь с мнением сената. Траян вел войны с Ираном, Месопотамией, захватил Армению. Однако вскоре умер. Его приемник Адриан отказался от завований, решил укрепить внутреннее положение. Состояние Римской империии было довольно устойчивым. Поэтому 2 век н.э. называют «золотым веком» Римской империи.

Однако в 3 в. н.э. Римская империя – в полосу кризиса. В конце 3 века – период домината: республиканские органы власти – в обычные государственные учреждения, их члены – чиновники, которые подчинялись императору. Сами императоры по власти – восточным деспотам.

Был создан мощный бюрократический аппарат, уиливалось вмешательство государства в экономику. Римская империя все больше походила не древневосточные деспотии. К концу 4 в. – земли – в руках магнатов – крупных землевладельцев. К магнатам с государственных земель бежали крестьяне: они спасались от налогов. Их стали называть колонами. Магнат давал колонам дом и участок. За это колоны – часть урожая магнатам. Колон, в отличие от раба, был заинтресован в результатах своего труда, и работал лучше. Таким образом, в 4 в. н.э. в древнем Риме начали складываться феодальные отношения.

В период домината Римская империя вновь укрепилась. Император Константин Великий проводил политику, направленную на усиление Римской империи. Он решил перенести столицу империи на восток, на место греческой столицы Византии – Константинополь. В 330 г. Константинополь стал официальной столицей Римской империи. При Константине христианство получило равноправие вместе с другими религиями.

В 395 г. Римкая империя окончательно распалась на Западную и Восточную.Западную империю сотрясали восстания населения и вторжения варварских племен. В 476 г. варвар Одоакр низложил последнего западно-римкого императора Ромула Августа, отослав царские регалии восточному императору. Западная Римская империя перестала существовать.

Культура - это все, что сделано умом и руками человека, это результат человеческой деятельности. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, которое создало человечество.

Культура древнего Рима – больших высот:

1) В литературе – Тит Лукреций Кар «О природе вещей», Катон «О сельском хозяйстве», Гай Юлий Цезарь «Записки о гражданской войне»;

2) В архитектуре – амфитиатр в Риме – Колизей, форум Траяна, Пантеон – храм всем богам;

3) В исторической науке – Полибий, Тит Ливий, Корнеллий Тацит;

4) В религии – переход от олимпийского политеизма к мировому монотеизму – христанству – 1 в. н.э.

megalektsii.ru

"Древний Рим – это особая цивилизация или часть греческой?" 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Тип урока: Комбинированный. Одновременно с усвоением нового материала идёт повторение пройденной ранее темы.

Основной метод - метод проблемного диалога.

Цели урока:

  • Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией, научить делать выводы о схожести или различии этих двух цивилизаций.
  • Выявляя общее и различное в формах правления государством у древних римлян и древних греков, научить сравнивать римскую республику и греческий полис.
  • Из фактов двух первых этапов истории Древнего Рима – « царского» и «республиканского», научить выявлять причины смены формы правления в Риме.
  • Научить определять и объяснять свои оценки поступкам такой исторической личности как Марк Юний Брут с нравственной и гуманистической точки зрения.

Обязательный минимум содержания: Древний Рим, особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республиканскую (власть Сената, народного собрания, выборные должности). Латинский алфавит.

Наглядные пособия: Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, авт.: Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева и рабочая тетрадь к нему.План урока.Опорос домашнего параграфа 32 по вопросам на стр. 222. Постановка проблемы урока: Древний Рим – это особая цивилизация и часть древнегреческой?Поиск решения: необходимо сравнить цивилизацию Древнего Рима и цивилизацию Древней Греции и выявить общее и различное.Решения проблемы и примерный вывод по проблеме.Домашняя работа.

Ход урока

Опорос домашнего параграфа 32 по вопросам на стр. 222. Учитель: 1. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения царя Хаммурапи. 2. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения стратега Перикла. 3. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения Александра Македонского. 4. Зачитай с тетради столбик «факты слияния Запада и Востока». 5. Зачитай с тетради столбик «факты раздельного существования Запада и Востока».

Создание проблемной ситуацииУчитель: Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу, и называется она … Учащиеся: Цивилизация Древнего Рима (стр. 203).Учитель: Какой период времени она охватывает? Учащиеся: На векторе времени (стр. 281) отмечают временной промежуток с VIII – I века.Учитель: Давайте с вами узнаем, какое мнение высказали учёные об этой цивилизации? Открываем с. 209, читаем разговор Источниковеда и Археолога (один из учеников начинает читать текст до слов: « …с греческой цивилизацией»). -Читайте вслух, пожалуйста! -Какое мнение высказал Источниковед? -Сформулируем… Учащиеся: римляне подчёркивали свою родовую связь с греками. - И это значит – римляне и греки похожи!Учитель фиксирует на доске- 1 факт: Римляне и  греки – …похожи! Учитель: читаем дальше, вы, пожалуйста! Другой ученик продолжает читать текст: «…отличаются от греческих».Учитель: какие факты привёл Археолог? - Обычаи римлян отличаются от греческих.- Римляне и греки – отличаются!Учитель: т.е. …2 факт: Римляне и греки – отличаются!Фиксирует на доске. Учитель: сравните мнения и факты, приведённые двумя учёными. В чём противоречие, какой возникает вопрос?- Древний Рим  - это особая цивилизация или часть древнегреческой? Учитель: какие версии, предположения у вас возникают в связи с данным вопросом? -Выразите их одной краткой фразой.Могут предложить версии: 1) Особая цивилизация. 2) Часть древнегреческой цивилизации. 3) В чём то особая, а в чём то похожа на Древнюю ГрециюУчитель: чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать? - Сравнить признаки древнегреческой цивилизации с признаками Древнего Рима. Сделать соответствующий вывод.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)С/р Цивилизация Древнего Рима и Древней Греции (учитель работает с таблицей на доске, а учащиеся с таблицей в рабочей тетради)

 

Древняя Греция.

Древний Рим.

Хозяйство

 

 

Власть

 

 

Общество

 

 

Культура

 

 

1. Хозяйство: -Итак, начнём сравнение с хозяйственной деятельности. Необходимые факты будем заносить в таблицу, общие признаки будем отмечать знаком +. -Из предварительного чтения вы уже знаете, что италийские племена, в 753 г. до н.э., объединили свои поселения в один город – Рим. -По карте посмотрите, где он был основан?

 

-С помощью текста на с. 204 узнайте, какие племена проживали на Апеннинском полуострове, и чем они занимались?

 

Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (п.1)

 

-Апеннинский полуостров со всех сторон окружён водой, морских бухт мало, но есть плодородные равнины и горные луга, река Тибр. Италия, точно так же как и Греция разделена горами на различные области, где проживали разные народы. -Они занимались земледелием – выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец, виноградники.

-Вспомните, чем занимались древние греки?

Земледелие (оливки, виноград), виноделие, ремесло и торговля.

- Сравните факты. Похожи или нет?

Делают вывод, что хозяйственная деятельность в чём-то похожа, например, земледелие, а в чём-то нет (разведение овец, телят). Заполняется таблица: столбик «Хозяйство»

-Какой вклад в восхождение римлян на ступень цивилизации внесли греки, этруски, сами римляне? -На что указывает тот факт, что латинский алфавит был создан на основе греческого? -Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.

 

 

-Это говорит о том, что римляне многое заимствовали у греков. -Факты: латинский алфавит - на основе греческого, а годы - этрусский алфавит (столбик «Культура» и «Хозяйство).

2. Устройство государства. -Сейчас вам предстоит поработать в парах. -С помощью схем на с. 208 и на с.147, сравните  устройство греческого полиса и римской республики. -Что общего, есть ли различия? Даёт на доске план сравнения: -Какие органы власти существовали? -Как формировались? -Отличались только по названию или по сути?

-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.

 

Работая в парах выделяют общее и различное.

 

Делают вывод о том, что римская республика это то же самое, что и греческий полис, только называется по другому. Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.

Столбик «Власть».

3. Слои общества. Сравните права общественных слоёв в Риме и Греции. Совпадают или нет? Работа по стр. 206 – 207. -Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.

Делают вывод о том, что и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах. Столбик «Общество»

4.Культура.-Где греки устраивали все зрелищные представления и праздники? -А римляне? Работа на стр. 206. -Что греки прославляли и почитали больше всего? -А римляне, что больше прославляли? -Какой вывод можем сделать из всего сказанного?

 

-В театре, на стадионах.

-На арене цирка. -Знание поэм, физическое развитие, спортивные достижения. -Воинскую доблесть. -В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита греческий. Столбик «Культура».

Т.о. получается таблица.

 

Древняя Греция.

Древний Рим.

Хозяйство

Земледелие (оливки, виноград)+ Ремесло Торговля

Земледелие (пшеница, ячмень)+ Разводили овец

Власть

Греческий полис – демократия +

Римская республика +

Общество

Аристократы – родовая знать + Демос – простой народ +

Патриции – знатные роды + Плебеи – свободные переселенцы, низший слой граждан +

Культура

Театр - знание поэм Стадионы - спортивные достижения

Латинский язык Цирк - воинскую доблесть

Выражение решения проблемы. Вывод: Учитель: какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? -Мы решили проблему? -Какие версии подтвердились?

Примерный вывод по проблеме:1. Хозяйство Примерный вывод по проблеме: хозяйственная деятельность в чём - то похожа, например, земледелие, а в чём- то нет (разведение овец, телят). 2.Устройство государства. Примерный вывод по проблеме: римская республика это то, же самое, что и греческий полис, только называется по-другому. Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.3.Слои общества. Примерный вывод по проблеме: и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах. 4. Культура. Примерный вывод по проблеме: В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита -  греческий. -Древний Рим это цивилизация, которая во многом похожа на древнегреческую, но имеет свои отличительные черты.

Закрепление изученного материала: Учитель: прочитайте ещё раз название параграфа. Как вы понимаете смысл этого названия? -В 510 годку до н.э. патриций Марк Юний Брут возглавил восстание против римского царя Тарквиния Гордого. Прочитайте о нём  на с. 207. Оцените его поступок с нравственной точки зрения с позиции человека XXI века и с позиции его современника. -Назовите ключевые слова урока.

Домашняя работа -Сравните древний и современный смысл римских и греческих слов: республика и демократия, диктатор и тиран. -Задание к рисунку на с. 206. -Прочитайте название следующего параграфа. Какие вопросы у вас возникают к этому названию? -Прочитайте дома параграф 34 и проверьте свои предположения, что бы лучше понять эту тему приготовьте ответы на вопросы пред параграфом.Подготовьте ответы на вопросы на стр. 209.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Цивилизация древнего рима - Урок

Павелко Е.И. Учитель истории. Лицей № 90

Сценарий урока по материалам «Школы -2100»

Цивилизация Древнего Рима.

Урок по теме: Рим - от царей к республике.

Цели урока по линиям развития личности.

Тип урока: смешанный. Опрос Д/з и освоение нового материала.

1-2 Линия: Картина мира в фактах и понятиях.

Научить выявлять главные особенности перехода на ступень цивилизации жителей Древнего Рима.

Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией, научить делать выводы о схожести или различии этих двух цивилизаций.

Выявляя общее и различное в формах правления государством у древних римлян и древних греков, научить сравнивать римскую республику и греческий полис.

На примере таких историко-обществоведческих понятий, как республика и демократия, диктатор и тиран, научить сравнивать древний и современный смысл данных слов.

3 Линия: Историческое мышление.

Из фактов двух первых этапов истории Древнего Рима – « царского» и «республиканского», научить выявлять причины смены формы правления в Риме, а так же причины и следствия борьбы патрициев и плебеев.

4-5 Линия: Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять и объяснять свои оценки поступкам такой исторической личности как Марк Юний Брут с нравственной и гуманистической точки зрения.

Обязательный минимум содержания: Древний Рим, особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республиканскую (власть Сената, народного собрания, выборные должности). Латинский алфавит.

План урока.

Опорос домашнего параграфа № 32 по вопросам на стр. 222.

I Проблема урока: Древний Рим – это особая цивилизация и часть древнегреческой?

II Поиск решения:

Сравнение цивилизация Древнего Рима и цивилизация Древней Греции: общее и различное.

1. Хозяйство

Примерный вывод по проблеме: хозяйственная деятельность в чём - то похожа, например, земледелие, а в чём- то нет (разведение овец, телят).

2.Устройство государства.

Примерный вывод по проблеме: римская республика это то же самое, что и греческий полис, только называется по - другому. Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.

3.Слои общества.

Примерный вывод по проблеме: и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах.

4. Культура.

Примерный вывод по проблеме: В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита - греческий.

Ход урока

Опорос домашнего параграфа № 32 по вопросам на стр. 222.

Учитель:

1. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения царя Хаммурапи.

2. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения стратега Перикла.

3. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения Александра Македонского.

4. Зачитай с тетради столбик «факты слияния Запада и Востока».

5. Зачитай с тетради столбик «факты раздельного существования Запада и Востока».

Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. Версии.

Учитель

Ученики (ожидаемые ответы)

-Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу, и называется она …

-Какой период времени она охватывает?

-Цивилизация Древнего Рима (стр. 203).

-На векторе времени (стр. 281) отмечают временной промежуток с VIII – I века.

-Давайте с вами узнаем, какое мнение высказали учёные об этой цивилизации?

-Открываем с. 209, читаем разговор Источниковеда и Археолога.

-Читайте вслух, пожалуйста!

-Стоп!

-Какое мнение высказал Источниковед?

-Сформулируем…

Учитель фиксирует на доске

1 факт: Римляне и греки – …похожи!

Один из учеников начинает читать текст до слов: « …с греческой цивилизацией».

-Римляне подчёркивали свою родовую связь с греками.

-И это значит – римляне и греки похожи!

-Читаем дальше, вы, пожалуйста!

-Стоп!

-Какие факты привёл Археолог?

Т.е. …2 факт: Римляне и греки – отличаются!

Фиксирует на доске.

Другой ученик продолжает читать текст: «…отличаются от греческих».

-Обычаи римлян отличаются от греческих.

- Римляне и греки – отличаются!

-Сравните мнения и факты, приведённые двумя учёными. В чём противоречие, какой возникает вопрос?

Был ли Рим частью Греции? (детский вариант)

Древний Рим - это особая цивилизация или часть древнегреческой?

-Какие версии, предположения у вас возникают в связи с данным вопросом?

-Выразите их одной краткой фразой.

Могут предложить версии:

1) Особая цивилизация.

2) Часть древнегреческой цивилизации.

3) В чём то особая, а в чём то похожа на Древнюю Грецию

Актуализация знаний. Планирование деятельности.

-Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?

-Сравнить признакидревнегреческой цивилизации с признаками Древнего Рима по четырём сферам общества и посмотреть, чего больше общих признаков или различных. Сделать соответствующий вывод.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

С/р Цивилизация Древнего Рима и Древней Греции

(учитель работает с таблицей на доске)

Древняя Греция.

Древний Рим.

Хозяйство

Власть

Общество

Культура

1. Хозяйство:

-Итак, начнём сравнение с хозяйственной деятельности. Необходимые факты будем заносить в таблицу, общие признаки будем отмечать знаком +.

-Из предварительного чтения вы уже знаете, что италийские племена, в 753 г. до н.э., объединили свои поселения в один город – Рим.

-По карте посмотрите, где он был основан?

-С помощью текста на с. 204 узнайте, какие племена проживали на Апеннинском полуострове, и чем они занимались?

Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (п.1)

-Апеннинский полуостров со всех сторон окружён водой, морских бухт мало, но есть плодородные равнины и горные луга, река Тибр. Италия, точно так же как и Греция разделена горами на различные области, где проживали разные народы.

-Они занимались земледелием – выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец, виноградники.

-Вспомните, чем занимались древние греки?

Земледелие (оливки, виноград), виноделие, ремесло и торговля.

- Сравните факты. Похожи или нет?

Делают вывод, что хозяйственная деятельность в чём-то похожа, например, земледелие, а в чём-то нет (разведение овец, телят).

Заполняется таблица: столбик «Хозяйство»

-Какой вклад в восхождение римлян на ступень цивилизации внесли греки, этруски, сами римляне?

-На что указывает тот факт, что латинский алфавит был создан на основе греческого?

-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.

-Это говорит о том, что римляне многое заимствовали у греков.

-Факты: латинский алфавит - на основе греческого, а годы - этрусский алфавит (столбик «Культура» и «Хозяйство).

2. Устройство государства.

-Сейчас вам предстоит поработать в парах.

-С помощью схем на с. 208 и на с.147, сравните устройство греческого полиса и римской республики.

-Что общего, есть ли различия?

Даёт на доске план сравнения:

-Какие органы власти существовали?

-Как формировались?

-Отличались только по названию или по сути?

-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.

Работая в парах выделяют общее и различное.

Делают вывод о том, что римская республика это то же самое, что и греческий полис, только называется по другому.

Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.

Столбик «Власть».

3. Слои общества.

Сравните права общественных слоёв в Риме и Греции. Совпадают или нет? Работа по стр. 206 – 207.

-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.

Делают вывод о том, что и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах.

Столбик «Общество»

4.Культура.

-Где греки устраивали все зрелищные представления и праздники?

-А римляне? Работа на стр. 206.

-Что греки прославляли и почитали больше всего?

-А римляне, что больше прославляли?

-Какой вывод можем сделать из всего сказанного?

-В театре, на стадионах.

-На арене цирка.

-Знание поэм, физическое развитие, спортивные достижения.

-Воинскую доблесть.

-В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита греческий.

Столбик «Культура».

Т.о. получается таблица.

Древняя Греция.

Древний Рим.

Хозяйство

Земледелие (оливки, виноград)+

Ремесло

Торговля

Земледелие (пшеница, ячмень)+

Разводили овец

Власть

Греческий полис – демократия +

Римская республика +

Общество

Аристократы – родовая знать +

Демос – простой народ +

Патриции – знатные роды +

Плебеи – свободные переселенцы, низший слой граждан +

Культура

Театр - знание поэм

Стадионы - спортивные достижения

Латинский язык

Цирк - воинскую доблесть

Выражение решения проблемы. Применение нового знания.

Вывод:

-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Мы решили проблему?

-Какие версии подтвердились?

Примерный вывод по проблеме:

-Древний Рим это цивилизация, которая во многом похожа на древнегреческую, но имеет свои отличительные черты.

-Прочитайте ещё раз название параграфа.

Как вы понимаете смысл этого названия?

-В 510 годку до н.э. патриций Марк Юний Брут возглавил восстание против римского царя Тарквиния Гордого. Прочитайте о нём на с. 207. Оцените его поступок с нравственной точки зрения с позиции человека XXI века и с позиции его современника.

-Назовите ключевые слова урока.

Домашняя работа

-Сравните древний и современный смысл римских и греческих слов: республика и демократия, диктатор и тиран.

-Задание к рисунку на с. 206.

-Прочитайте название следующего параграфа. Какие вопросы у вас возникают к этому названию?

-Прочитайте дома параграф 34 и проверьте свои предположения, что бы лучше понять эту тему приготовьте ответы на вопросы пред параграфом.

Подготовьте ответы на вопросы на стр. 209.

textarchive.ru