Суды древней греции. Уголовно-процессуальное право - Суд и судопроизводство в Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Судебно-правовая система в Древней Греции 2. Суды древней греции


Судебно-правовая система Древней Греции.

Количество просмотров публикации Судебно-правовая система Древней Греции. - 603

В Афинах возникла политическая традиция, предусматривающая разработанную процедуру принятия законов Народным собранием, что было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э.

Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии.

Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII в. до

н.э. Они известны своей жестокостью˸ укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь.

При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть ᴇᴦο была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. Таким образом оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на базе правовых актов.

Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния.

Частная собственность, возведенная в ранг ʼʼсвященной и неприкосновеннойʼʼ, охраняется самым жестким образом. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Подробную разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов˸ залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.

Уголовное право в Афинах по сравнению с гражданским было развито недостаточно. Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

Наиболее тяжкими среди государственных преступлений считались˸ измена полису и ᴇᴦο интересам, покушение на государственное устройство и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью. Строго различались убийства умышленные, которые влекли за собой смертную казнь, и неосторожные, или случайные, наказанием за которые было изгнание из государства. Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Тюремное заключение было только предварительным. Широко применялось всеобщее моральное наказание, лишение

прав гражданства и изгнание из города.

В наказании видели главным образом страдание, муки. Определение наказания зависело от степени тяжести преступления, а также от таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, подготовка, подстрекательство, соучастие.

Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон.

referatwork.ru

Судебно-правовая система в Древней Греции 2, История государства и права

Пример готовой курсовой работы по предмету: История государства и права

Введение

1. Правовая система в Древней Греции

1.1 Источники афинского права

1.2 Виды правовых отношений в Древней Греции

2. Судебная система в Древней Греции

2.1 Виды судов в Древней Греции

2.2 Особенности судопроизводства в Древней Греции

Заключение

Список используемой литературы Содержание

Выдержка из текста

Это была простая формальность, вызываемая самим положением раба, который мог опасаться мести от своего хозяина, если бы дал не вырванное силой показание. К тому же рабы могли многое рассказать, так как большая часть всего проходила у них на глазах, и было бы трудно обойтись без столь ценного средства получить требуемые данные. Таким образом, можно до некоторой степени объяснить себе, как могли афиняне придавать большое значение приему, противоречащему разуму.

Когда заканчивается время следуют возражения, после чего председатель объявляет прения оконченными.

Под общий шум судьи направляются к помосту. Каждый опускает в урну белый камешек, если он высказывается в пользу истца, или черный, если против него. Когда все подали свой голос, опрокидывают урну на мраморный стол. Председатель считает голоса и объявляет результат, благоприятный для истца. Теперь возникает вопрос, какую именно сумму должен вернуть ответчик. В своей жалобе истец требовал десять талантов, ответчик предлагает много меньше, быть может, всего один талант.

Приступают ко второму голосованию все так же с помощью белых или черных камешков, смотря по тому, принимает ли присяжный сторону истца или ответчика, и результат подсчета голосов показывает, что ответчик присуждается к уплате десяти талантов.

Это судебное постановление не подлежит апелляции, но для истца вся трудность отныне состоит в получении этой суммы. Общественная власть в этом помощи не окажет, ему придется рассчитывать только на самого себя, и, быть может, его единственное средство — попытаться самому захватить имущество ответчика.

Из речей афинских ораторов можно сделать заключение, что афинские присяжные были люди средней честности, ограниченного ума, мало сведущие в знании законов, очень чувствительные к красноречию, стремившиеся судить по справедливости, но увлекавшиеся и слишком занятые личными интересами, очень склонные руководствоваться соображениями, не относившимися к делу, и склоняться на сторону того, кто поощрял их предрассудки или разделял их мнения.

Лучшее средство выиграть процесс состояло не столько в том, чтобы прочно доказать свое право, сколько в том, чтобы установить, что проситель являлся превосходным гражданином, аккуратно платящим все налоги, отбывавшим свою военную службу и приносившим большие жертвы для государства.

Виды наказаний:

  • Смертная казнь. Чаще всего пользовались для этой цели ядом цикуты. Политических преступников иногда, но очень редко, забивали камнями. Виселица, веревка, палочные удары предназначались для преступников низшего класса: рабов, разбойников и профессиональных воров.

Изгнание. Оно было вечным и влекло за собой конфискацию имущества. Если осужденный на изгнание не покидал страны или снова в нее возвращался, то он подвергался смерти.

Атимия. Атимия бывала общая или частичная. В первом случае она лишала гражданина всех гражданских и политических прав или имущества; во втором — отнимала у него только те или иные из его прав.

Тюремное заключение. Заключение использовалось лишь с целью помешать обвиняемому скрыться от суда или чтобы принудить должника к уплате. Приговаривали иногда к заключению в тюрьму и в виде наказания, но не так часто, как у нас.

Продажа в рабство. Чужеземец, обманным образом женившийся на афинянке, метек, выдававший себя за гражданина, отпущенник, совершивший тяжкий проступок по отношению к своему патрону, могли быть проданы в рабство. Точно так же можно было продать и того гражданина, который, будучи выкуплен из рабства, отказывался возместить выкуп своему освободителю.

Конфискация. Это наказание применяли чаще всего. Конфискованное имущество поступало в пользу государства, и это было одним из наиболее обычных источников для пополнения общественной казны.

Штраф. Он достигал иногда очень внушительной цифры, когда закон предоставлял судьям установить его размер. Если по истечении назначенного срока он не уплачивался, то увеличивался вдвое; кроме того, неисправного плательщика включали в число государственных должников, что влекло за собой атимию и даже заключение в тюрьму вплоть до уплаты.

Афинское государство служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов и неимущих свободных. Основная масса афинских граждан попадала в зависимость от богатых, стала презирать физический труд, превращаться в нищих. Именно это явилось одной из главных причин гибели Афинского государства.

В древнейшее время в процессе господствовали принципы устности, гласности и состязательности. Стороны лично являлись в суд лично и защищали свои права самостоятельно.

В условиях устности и публичности судебного производства, господства принципа состязательности в гражданском и уголовном процессах, очень рано сказалась потребность в судебной защите для лиц, не обладавших юридическими знаниями и красноречием.

Конечно же, логографии не могли удовлетворить потребности в судебной защите. И если приготовить с помощью логографии иск или обвинительную речь еще было возможным, то куда сложнее дело обстояло с возражениями, поскольку логограф не мог предугадать какие доказательства прозвучат на суде.

Первоначально защитниками назначались родственники обвиняемого. Стороны по-прежнему обязаны были являться на суд лично, но после произнесения первой речи просили суд, чтобы вторую речь сказал кто-то из посторонних лиц. Вторая речь называлась девтерологией. Таким образом, наряду с написанием логографий возникла устная защита, сначала в виде родственной, а затем в виде свободнодоговорной.

Со временем, наверняка, появился бы особый класс адвокатов, но в это время Греция утратила свободу. За македонским владычеством последовало римское. И Греции была навязана чуждая судебная система. История греческого права слилась с историей римского.

Ряд историков XIX — нач. XX в. критиковали осуществление правосудия в Афинах и нелицеприятно отзывались о работе афинского народного суда, среди них — К.Ю. Белох и Р. Пёльман. Напротив, Дж. Грот, Г. Глотц, Р. Боннер и Г. Смит (авторы капитального исследования «Судопроизводство от Гомера до Аристотеля») достаточно высоко оценивали афинскую судебную систему. Ученые второй половины XX в. склонны были скорее одобрительно, чем отрицательно, отзываться о работе афинских судов. М. Хансен, неутомимыми усилиями которого исследования афинской гелиэи и вообще афинской демократии в последние десятилетия были подняты на новую высоту, проанализировав функционирование дикастериев в IV в. до н.э. и рассмотрев основные виды судебных процессов и процедур, приходит к выводу, что именно народный суд, а не народное собрание было сувереном в позднеклассических Афинах.

Благодаря перераспределению власти в пользу гелиэи, в которой заседали зрелые, умудренные и контролировавшие свои эмоции граждане, радикальная демократия эпохи Перикла с её бесконтрольным народным суверенитетом сменилась модифицированной в умеренном духе демократией века Демосфена. Роль афинских дикастериев в смене парадигмы «власть народа» на «власть законов» подчеркивал и М. Оствальд. Ряд современных исследователей, отмечая некоторые недостатки и издержки афинского судопроизводства, подчеркивают, что «плюсы» явно перевешивают, и афиняне проявляли чрезвычайное уважение к законам. Положительную роль судов в разрешении конфликтов, улаживании споров, в контролировании и сдерживании вспышек насилия у агрессивных граждан подчеркивают Г. Герман, М. Храйст, С. Джонстоун, А. Ланни.

Однако в некоторых работах последних лет встречается и иная, скептическая, если не сказать, критическая оценка эффективности и успешности работы афинского народного суда. Р. Осборн, Д. Коэн, Р. Гарнер указывают на то, что судебный процесс в Афинах не был нацелен на установление «истины», а являлся выражением агонистической социальной структуры; суды не столько регулировали конфликты, сколько являлись способом сведения счетов. Э. Рушенбуш обратил внимание на «провалы в законах» (в афинских законах не давалось определений «состава преступления»), которые восполнялись судейским суждением о справедливости, что имело опасные последствия: место закона заступал произвол судей. П. Родс отметил ряд черт афинской судебной системы, бросающие тень на популярные в последние десятилетия рассуждения о позднеклассических Афинах как о «царстве закона», в том числе: судьи не стремились вникнуть в обстоятельства дела, фактически они выясняли, кто из тяжущихся более достойный гражданин, соответствующий «демократическим стандартам»; они не различали противозаконные действия и действия непродуманные или неприемлемые с политической или военной точки зрения, поэтому так часто случались обвинения по политическим мотивам и т. п. Г. Тюр вообще назвал афинский суд тупиковой юридической системой, главным изъяном который было отсутствие эффективных механизмов для установления судебной истины, да и цели такой афинские присяжные перед собой не ставили.

Вместе с тем, попытки представить Афины IV в. до н.э. «царством закона», предпринимаемые в последние десятилетия рядом известных западных историков (М. Хансен, М. Оствальд, Р. Сили, Г. Вольф, В. Эдер и др.) не находят подтверждения ни в наших источниках, ни в известных нам исторических фактах.

Заключение

В заключение необходимо сделать несколько обобщающих выводов:

1. Уникальная политическая и правовая культура Древней Греции стала той средой, в которой сформировались основные ценности и категории современной цивилизации. Дальнейшее прогрессивное развитие государственно-правовой действительности доказало правильность этого выбора. Демократическая форма реализации власти в греческом полисе стала реальной альтернативой произволу и грубому насилию как основным методам управления и организации государства. Представление о свободе, равенстве и справедливости позволило человечеству окончательно выделится из животного мира, приобрести свою собственную сущность. С этого момента все происходящее стало трактоваться в новом — человеческом измерении.

2. Древнегреческие философы установили зависимость наиболее оптимальной формы организации власти от реализации политическим режимом основных норм справедливости, принципов гражданской свободы и требований формального равенства.

3. Впервые в качестве универсального оценочного критерия стал рассматриваться человек. Личность была поставлена в центр мироздания.

4. Именно в Древней Греции добродетель, воплощенная в принципах справедливости и гражданской свободы становится абсолютной политико-правовой ценностью, позволившей определить качество государственной власти и права. Согласно учению Эпикура законы должны оцениваться по содержанию, в соответствии с критериями справедливости и общего блага, а высказывание Сократа: «Кто добродетелен, тот выше людского суда» утверждало приоритет нравственного начала перед любыми формами и воплощениями публичной власти, даже перед силой закона. Только в таком обществе мог утвердиться принцип формального равенства, идея применения равного масштаба к разным субъектам.

5. Несмотря на несовершенство системы судопроизводства в период ранней архаики (ограниченность функций суда, отсутствие законодательной базы и т. п.) можно утверждать, что к концу VIII в. до н.э. суд становится уже заметным явлением общественной жизни. Разрешение спорных вопросов через суд стало обычной практикой. В то же время недостатки судебной системы, с которыми сталкивался, видимо, не только Гесиод, но и многие его современники, заставляли общество искать пути к ее усовершенствованию. Это предопределило дальнейшее движение правосудия в направлении кодификации права, совершенствования судебной процедуры и создания специальных судебных органов, т. е. судебной ветви власти.

6.

Список используемой литературы

1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период).

2. Антология мировой и политической мысли: В 5 т. — М.: Мысль, 2000. Т. 1.

3. Базунов Б.А. Кумиры стадионов Эллады: повесть о рождении, расцвете и гибели Олимпийских, Пифийских, Истмийских, Немейских, Панафинейских игр античности / Б.А. Базунов. — М.: Совет. спорт, 2004. — 370 с.

4. Д иоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1986.

5. История Древнего мира. Древняя Греция / А.Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. — Минск: Харвест, 1998. — 798 с.

6. История Древней Греции: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «История» / Ю.В. Андреев, Г. А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2000. — 399 с.

7. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности. — СПб., 1997.

8. Лукашева Е.А. Права человека. — М., 2003. — С. 39.

9. Лурье С.Я. История Греции / С.Я. Лурье. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. — 674 с.

10. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах / Отв. ред. М.Н.Марченко. — М., 2002.

11. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. / О.А. Омельченко. — М.: Острожье, 1998.

12. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. — М., 2002.

13. Суриков И.Е. Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст // Древнее право. № 2(7).

2000. — С. 8.

14. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. — Л., 1988.

15. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. — Л., 1991.

Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах/Отв. ред. М.Н.Марченко. — М., 2002.-С.355.

Антология мировой и политической мысли: В 5 т. — М.: Мысль, 2000. Т. 1. — С. 45.

Лукашева Е.А. Права человека. — М., 2003. — С. 40.

Лукашева Е.А. Права человека. — М., 2003. — С. 39.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1986. — С. 349.

Антология мировой и политической мысли: В 5 т. — М.: Мысль, 2000. Т. 1. — С. 107.

Антология мировой и политической мысли: В 5 т. — М.: Мысль, 2000. Т. 1. — С. 117.

Цит. по: Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. — М., 2002. — С. 27.

Д иоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1986. — С. 410.

О первых законодателях Греции см., напр.: Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. — Л., 1988. — С. 120; Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. — Л., 1991. — С.

45. Строгецкий В.М. Античная традиция и современная наука о законодательстве Залевка и Харонда // Античность, средние века и новое время: Социально-политические и этно-культурные процессы. — Н. Новгород, 1997. — С.

68. Суриков И.Е. Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст // Древнее право. № 2(7).

2000. — С. 8.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. / О.А. Омельченко. — М.: Острожье, 1998. — С. 67.

2

Список источников информации

1. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период).

2. Антология мировой и политической мысли: В 5 т. — М.: Мысль, 2000. Т. 1.

3. Базунов Б.А. Кумиры стадионов Эллады: повесть о рождении, расцвете и гибели Олимпийских, Пифийских, Истмийских, Немейских, Панафинейских игр античности / Б.А. Базунов. — М.: Совет. спорт, 2004. — 370 с.

4. Д иоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.: Мысль, 1986.

5. История Древнего мира. Древняя Греция / А.Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. — Минск: Харвест, 1998. — 798 с.

6. История Древней Греции: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «История» / Ю.В. Андреев, Г. А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2000. — 399 с.

7. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности. — СПб., 1997.

8. Лукашева Е.А. Права человека. — М., 2003. — С. 39.

9. Лурье С.Я. История Греции / С.Я. Лурье. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. — 674 с.

10. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах / Отв. ред. М.Н.Марченко. — М., 2002.

11. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. / О.А. Омельченко. — М.: Острожье, 1998.

12. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. — М., 2002.

13. Суриков И.Е. Законодательство Драконта в Афинах и его исторический контекст // Древнее право. № 2(7).

2000. — С. 8.

14. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. — Л., 1988.

15. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. — Л., 1991. список литературы

referatbooks.ru

Судебный процесс.

Доминирующей формой судебного процесса в Древней Индии на первых этапах становления государства являлось состязание истца и ответчика, берущее свое начало из родовых традиций. Возбуждались дела (прежде всего гражданские) по инициативе заинтересованного лица (потерпевшего или его родственников). После этого в суд вызывался ответчик.

Состязательный процесс отличался формализмом: наличие определенных моментов могло привести к проигрышу дела (изменение показаний, разговор со свидетелем в не установленном месте, приглашение свидетелей, которые не владеют правдивой информацией по существу дела и т.д.). Работа судей и судебные издержки оплачивались проигравшей стороной.

Основными видами доказательств являлись: свидетельское показание не менее трех человек, клятва, внешние признаки, ордалии. Основным средством получения доказательств была пытка.

Государства древней греции.

Самыми крупными государствами Древней Греции были Спарта и Афины. Государства Древней Греции формировались в виде полиса или город-государство. Античный полис представлял собой город и близлежащие поселения, зависимые от него. По количеству населения это были небольшие государства.

Спарта.

Спартанское государство возникло в 9 веке до нашей эры и представляло собой один из самых своеобразных вариантов полисного строя.

В 9 веке до.н.э на полуостров Пелопоннес вторгаются племена дорийцев. Они оказались в положении господствующего сословия среди не истребленной части покоренного населения. В результате, военно-лагерные черты пронизывают всю социально–экономическую и политическую жизнь спартиатов. Завоеватели основали город Спарта, который стал центром государства Лакедемон. Во 2 веке до.н.э Спарта была включена в состав Римской республики.

Общественный строй.

В Спарте была создана стабильная система землевладения, которая основывалась на строгом соответствии между числом наделов и числом полноправных граждан. Земля была разделена приблизительно на 9 тысяч равных по доходности наделов, которые были розданы спартиатам. Правительство строго следило, чтобы величина наделов оставалась неизменной и они не переходили из рук в руки в результате дарения, продажи и завещания. Спартиаты заботились о сохранении солидарности в своей среде и стремились предотвратить имущественное расслоение. Спартиатам запрещалось заниматься торговлей, были изъяты из обращения деньги из цветных металлов. В результате, спартанский демос превратился в замкнутое сословие воинов.

Первую категорию населения составляли спартиаты. Только они пользовались политическими правами. Всю свою жизнь проводили по строго установленным правилам, придерживались строгой дисциплины.

Воспитание являлось делом государства. С 8 до 20 лет юноши проходили обязательную выучку в отрыве от семьи под руководством особых должностных лиц. Особое внимание уделялось физической подготовке, выработке качеств стойкого бойца, повиновению властям и старшим. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. В 30 лет спартиаты приобретали политические права и могли жениться. Несмотря на стремление к самоконсервации, спартанская община с конца 5 века до нашей эры расслаивается на:

  1. Спартиатов, которые сохранили свои земельные наделы.

  2. Спартиатов, которые вместе с землей потеряли право участвовать в общественной и государственной жизни.

К середине 3 века до нашей эры полноправных граждан, то есть спартиатов было около 700 человек.

Вторую категорию населения составляли периэки. Их насчитывалось около 30 тысяч человек. Это были свободные люди, которые не имели политических прав, но в других отношениях были правоспособными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Периэки занимались ремеслом и торговлей, несли воинскую повинность, и над ними был установлен надзор государства.

Третью, самую большую, категорию населения составляли илоты, то есть рабы. Но в их положении было много своеобразного, что отличало их от рабов античного общества. Илоты были собственностью государства и передавались вместе с земельным наделом спартиатам. Илоты жили семьями, имели орудия труда и платили господину 50% урожая. Они участвовали в военных походах в качестве слуг, рабочей силы и «живого щита» при отражении первых ударов противника. Господство над илотами спартиане поддерживали методом жестокого террора, периодически совершая «криптии», то есть массовые казни.

studfiles.net

Суд и уголовный процесс в Древней Греции

Суд и уголовный процесс в Древней Греции Суд и уголовный процесс в Древней Греции

Гелиэя фесмофетов В Афинах народные суды (дикастерии) сохранили до V в. древнее название— «гелиэя Гелиэя фесмофетов В Афинах народные суды (дикастерии) сохранили до V в. древнее название— «гелиэя фесмофетов» Гелиэя—старинное название народного собрания в греческих городах-государствах. Происходит от слова Ἥλιος (гелиос) — солнце, так как народные собрания происходили только днем и заканчивались с заходом солнца Ко времени Солона (640 и 635 — около 559 до н. э) – потеря реального значения. Вытеснение экклесией. Народ не принимает участия в рассмотрении дел. Суд творят архонтры-фемосфеты

Суды об убийстве (ареопаг и эфеты) Ареопаг(по-греч. Άρειος πάγος, Άρείοπαγος) — древнее уголовное судилище Суды об убийстве (ареопаг и эфеты) Ареопаг(по-греч. Άρειος πάγος, Άρείοπαγος) — древнее уголовное судилище в Афинах Название получил по месту заседаний на холме Арея, где, по преданию, Афина и 12 богов судили Ореста за убийство своей матери Клименестры.

 Члены ареопага – ареопагиты, бывшие арханты. Назначались пожизненно. дела о предумышленных убийствах, предумышленном Члены ареопага – ареопагиты, бывшие арханты. Назначались пожизненно. дела о предумышленных убийствах, предумышленном нанесении ран или увечий с целью лишения жизни, отравлениях, кончавшихся смертью, и поджогах. Строгое соблюдение ритуала

Ход судебного процесса Председатель – архонт-басилей. Торжественная присяга Последние три дня каждого месяца Наказание Ход судебного процесса Председатель – архонт-басилей. Торжественная присяга Последние три дня каждого месяца Наказание – смерть/вечное изгнание

Коллегия эфетов Эфеты - члены древнеафинского суда, избиравшихся в числе 51 из среды знатнейших Коллегия эфетов Эфеты - члены древнеафинского суда, избиравшихся в числе 51 из среды знатнейших дворянских родов. дела о непредумышленном убийстве, подстрекательстве к убийству или увечью и об убийстве метека или раба

 При Палладии - подстрекательство к убийству или увечью, об убийство метека или раба При Палладии - подстрекательство к убийству или увечью, об убийство метека или раба При Дельфинии – убийства на «законном основании» У Фератто – предумышленные преступления ранее судимых за непредумышленное.

Уголовный суд и уголовный процесс эпохи расцвета афинской демократии. Формы процесса Дикайон - право Уголовный суд и уголовный процесс эпохи расцвета афинской демократии. Формы процесса Дикайон - право Дике - процесс Дела по форме процесса: Государственные Частные

 Частные дела Уголовные Гражданские По способу возбуждения дел: • Донос о преступлении, посягающем Частные дела Уголовные Гражданские По способу возбуждения дел: • Донос о преступлении, посягающем на финансовые интересы гоударства • Апографэ – жалоба на лицо, завладевшее имуществом государства • Апагогэ - отведение к должностному лицу преступника, задержанного на месте преступления • Эндейксис - приглашение должностных лиц на место, где находился преступник, для его ареста

Гелиэя (Суд присяжных) Главное судебное учреждение Афин в период господства демократии. Реформа Солона – Гелиэя (Суд присяжных) Главное судебное учреждение Афин в период господства демократии. Реформа Солона – передача функций гелиэи фемосфетов суду присяжных. Народные судьи – гелиасты и дикасты. (до 883) решающий голос в делах, подлежащих предварительному рассмотрению в народном собрании право безусловного veto надзор за изданием законов высшая инстанция при докимассии международный суд Цель - создание нелицеприятного суда, в котором подкуп и сговор были бы невозможны

Упадок гелиэи Разложение Афинской демократии Развитие подкупа Упадок гелиэи в период «тридцати» , группы Упадок гелиэи Разложение Афинской демократии Развитие подкупа Упадок гелиэи в период «тридцати» , группы проспартанских правителей, правивших в Афинах после окончания Пелопоннесской войны, в период 404 -403 до н. э. Введение суда советов

Суд диэтетов Рассмотрение дел, относящихся к нарушению прав и обязанностей, и сравнительно маловажные уголовные Суд диэтетов Рассмотрение дел, относящихся к нарушению прав и обязанностей, и сравнительно маловажные уголовные дела Избранные диэтетами не имели права отказаться от должности Избирались поровну от каждой филы и распадались на десять отделений, по одному для каждой из десяти фил

Другие виды судов Коллегия сорока Суды для отдельных категорий дел ( по делам о Другие виды судов Коллегия сорока Суды для отдельных категорий дел ( по делам о рудниках, по делам военной службы, суды о нарушениях мистерий и т. д. ) Коллегия навтодиков ( дела лиц, ведших заграничную торговлю) Коллегия одиннадцати ( суд над рабами)

present5.com

Судебная система и органы контроля Греции

загруженное (7)

Система правосудия включает суды по гражданским и уголовным делам. Высшим звеном в системе общих судов Греции является Ареопаг (верховный суд), состоящий из 55 судей. В Ареопаг включено 6 палат – по гражданским (4) и уголовным (2) делам, каждая из которых заседает в составе 5 судей. Ареопаг выступает главным образом в качестве кассационной инстанции, рассматривая жалобы по вопросам права, а не факта, на постановления нижестоящих судов. В некоторых случаях вопросы выносятся на пленум Ареопага, в частности когда одна из палат отказывается следовать ранее принятому Ареопагом или его палатами решению (для принятия решения пленума достаточно участия 11 судей). Вынесенные ими приговоры могут быть обжалованы в апелляционные суды пяти больших городов (слушают 5 судей).Гражданские и уголовные дела по первой инстанции рассматривают около 60 окружных судов в составе единоличного судьи (с ограниченной компетенцией по сумме иска либо тяжести преступления) или 3 профессиональных судей. Дела о тяжких преступлениях рассматриваются в составе 3 судей и 5 заседателей, принимающих участие в решении всех важных вопросов процесса, в том числе и в назначении наказания. Жалобы по такого рода делам рассматриваются в апелляционных судах также с участием заседателей. В период с 1834 по 1968 г. в Греции существовала система судов присяжных, выносивших в отдельных от судей коллегиях вердикты о виновности, когда ее заменили функционирующие ныне совместные коллегии судей и заседателей. Разбирательство жалоб на постановления мировых судов также входит в компетенцию окружных судов.

 

Низшее звено судебной системы в Греции – мировые суды (их около 300), рассматривающие мелкие гражданские, в том числе земельные споры и дела о малозначительных преступлениях. В больших городах часть мировых судей специализируется на рассмотрении лишь уголовных дел.Административная юстиция, возглавляемая Государственным советом, является самостоятельной системой, которая вправе отменять административные акты, принятые с нарушением закона или в результате злоупотребления властью. На местах аналогичными функциями обладают административные суды (во многих городах они называются налоговыми судами). Обжаловать их решения можно в Государственном совете. Имеется также Финансовый суд, выполняющий одновременно функции контроля за расходованием государственных средств.

Для разрешения конфликтов, которые могут возникнуть между Ареопагом, Государственным советом и Финансовым судом по поводу толкования какого-либо закона или признания его неконституционным, создается Особый верховный суд. В него могут входить наряду с судьями, представляющими три названных выше судебных органа, и университетские профессора.

В случае вынесения любыми судами или административными инстанциями противоречащих друг другу решений особый верховный трибунал разбирает дела с точки зрения соответствия этих решений конституции страны.

В Греции существуют также суды по делам несовершеннолетних, входящие в систему общих судов, и церковные суды, в которых судят священнослужителей Греческой православной церкви. Все судьи (за исключением церковных) назначаются Президентом пожизненно после консультаций с Судебным советом.

В крупных городах расследование большинства уголовных дел проводится полицией, в небольших и в сельской местности жандармерией. Следственные судьи расследуют сложные уголовные дела.

Обвинения в судах поддерживает генеральный прокурор при Ареопаге, прокуроры при апелляционных судах и окружные прокуроры. Генеральный прокурор дает заключения по гражданским делам; он также вправе обжаловать в Ареопаг решения по ним, вынесенные любыми судами. Прокуроры могут вызывать в суд свидетелей защиты, выступать в пользу обвиняемого, просить о вынесении оправдательного приговора и обжаловать приговор в интересах обвиняемого.

Функции защитника в уголовном процессе и представителя сторон в гражданском процессе выполняют только лица, окончившие юридический факультет университета и после двухлетней стажировки у опытного адвоката и сдачи экзаменов принятые в состав одной из коллегий адвокатов.

Похожие статьи

comfortgreece.ru

Уголовно-процессуальное право - Суд и судопроизводство в Древней Греции — курсовая работа по различным темам

Введение

«Суд и судопроизводство в Древней Греции» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема работы актуальна потому, что в Древней Греции выделялся процесс по делам частным и по делам государственным. Однако четкого отграничения между ними не было. Выбор зависел от частного усмотрение обвинителя. По частным делам процесс был чисто обвинительным. При отсутствии истца дело не возбуждалось даже при наличии явного преступления. В то же время по делам государственным в Греции развивается институт народного обвинения, когда обвинителем был гражданин, но действующий в публичных интересах.

В VII—VI вв. до. э. в греческих городах-государствах еще сохранилась древнейшая форма суда — суд в народном собрании. В Афинах народные суды (дикастерии) сохранили до V в. древнее название—«гелиэя фесмофетов» 1 .

Гелиэя—старинное название народного собрания в греческих городах-государствах. Происходит оно от слова гелиос — солнце, так как народные собрания происходили только днем и заканчивались с заходом солнца. Будучи собрано архонтом под его председательством, оно называлось «гелиэей архонта» и занималось политическими делами; созванное басилеем под его председательством, оно называлось «телиэей басилея» и занималось религиозными делами; созванное под председательством полемарха, оно называлось «гелиэей полемарха» и занималось военными делами, наконец, «гелиэея фесмофетов» под председательством фесмофетов занималась судебными делами. Гелиэя ко времени. Солона потеряла какое бы то ни было реальное значение: вытеснила «экклесия» — собрание вызванных архонтами лиц числа знати и более зажиточных людей. Солон 2 , описывая положение, бывшее до него, противопоставляет «демосу»— горожанам, участвовавшим в народном собрании, «бедняков». Очевидно во времена Солона фактически созывался для обсуждения государственных вопросов только один вид народного собрания—экклесия, в котором беднейшая часть граждан

docus.me


Смотрите также