Древней греции акрополь. Древняя Греция. Акрополь. Скульптура: Фидий, Поликлет, Мирон (стр. 1 из 10)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Акрополь - частичка истории Древней Греции. Древней греции акрополь


акрополь - это... Что такое акрополь?

АКРО́ПОЛЬ -я; м. [греч. akropolis от àkros - вверх и polis - город]. Центральная укреплённая часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме; крепость. Афинский а.

АКРО́ПОЛЬ, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15—13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7—6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (см. ПИСИСТРАТ) (560—527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 по инициативе Перикла (см. ПЕРИКЛ) на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию (см. ФИДИЙ), который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Священная дорога, по которой от агоры (см. АГОРА) к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней (см. ПАНАФИНЕИ) процессия афинян, ведет к Пропилеям (см. ПРОПИЛЕИ (в Афинах)), имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443—420, архитектор Калликрат (см. КАЛЛИКРАТ)). После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (см. ЭРЕХТЕЙОН) (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон. Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер (см. ПЕРИПТЕР). Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи. В самом храме, в наосе (см. НАОС), стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп (см. МЕТОПЫ) по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия. Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. — перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена. Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства. В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

dic.academic.ru

Афинский Акрополь

Все страны / Греция / Афины / Афинский Акрополь

 

 

(греч. Ακρόπολη Αθηνών; англ. Acropolis of Athens)

 

Объект ЮНЕСКО

 

       Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

       Как добраться: ближайшая станция метро Akropolis. Афинский Акрополь невозможно не заметить, он находится в самом сердце города, и виден, практически, из любой точки Афин. Большая часть Афин весьма плоская, и над городом доминируют всего две скалы, на одной из которых и расположился Акрополь. Добраться до Акрополя из центра города можно и пешком. Для этого надо выбрать, в качестве ориентира, большую пешеходную улицу – Dionysiou Areopagitou. Нужно идти по ней прямо и никуда не сворачивать, постепенно поднимаясь в гору, в результате упретесь в наиглавнейшую греческую достопримечательность.

 

         Афинский Акрополь является не только древнейшим культурным памятником Греции, но и всей мировой цивилизации, в целом. Слово «Акрополь» состоит из двух основ: «acro» – «верхний» и «polis» – «город». «Верхний город» расположен на природной известняковой скале высотой 156 м, с плоской вершиной, откуда открывается восхитительный вид на Афины, и имеет крутые склоны со всех сторон, кроме западной. Это была укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города. Акрополь, олицетворяющий архитектурный и художественный дух древних Афин, занимает площадь, приблизительно, в 3 га.

         Акрополь весь был поделен на священные участки, на которых располагались храмы, святилища и жертвенники, посвящённые различным богам. Он, также, был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя. В середине VII века до нашей эры, на Акрополе, появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новыми были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). После победы под Марафоном в 490 году до нашей эры было решено создать на Акрополе, рядом с древним храмом Полиады, новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон, и имел всего 6 колонн. Однако, постройки так и не были завершены, так как персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя.

 

Карта Афинского Акрополя

          В 450 году до нашей эры, при Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе, по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447 - 438 года до нашей эры), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь (437- 432 года до нашей эры ), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, между 449 - 420 годами до нашей эры), храм Эрехтейон (421 - 406 года до нашей эры). Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.

         Фидий – афинский скульптор (около 490 - около 430 года до нашей эры), выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководил всеми работами на Акрополе, строительством Парфенона, по его наброскам, а часто его руками, создаются 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией, скульптуры фронтонов Парфенона, статуя Афины Парфенос (Девы). Он подвергся суду, за якобы присвоенные, во время строительства Акрополя, драгоценные материалы и безбожие, и был вынужден покинуть Афины, и перебраться на Пелопоннес, где создал ещё ряд знаменитых творений.

          В последующие столетия Акрополь сильно страдал от различных войн и буйной истории, разворачивающейся на этой территории. В 1205 году Афинами овладевают франки (крестоносцы), и герцоги Делароши устраивают в Пропилеях и в Пинакотеке свою резиденцию. Парфенон в это время становится кафедральным собором Notre Dame d'Athenes. В 1456 году Афины завоёваны оттоманской армией Омара Турахана, полководца Мухаммеда Завоевателя. Парфенон превращается в мечеть, Эрехтейон – в гарем турецкого коменданта. В 1687 году, после попадания ядра с венецианского корабля, взрыв уничтожил почти всю центральную часть Парфенона, а при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры с храма, несколько статуй были разбиты. Но несмотря на то, что произведения искусства Акрополя пережили многие природные катастрофы, они не смогли перенести акты вандализма лорда Элджина, посла Британии в Константинополе. Он разграбил, практически, всю коллекцию статуй, ваз, памятников и бесценных артефактов и вывез из Греции.

           Сегодня культурные ценности Акрополя тщательно берегут и охраняют, и, пожалуй, главный враг этого мирового сокровища – загрязнение атмосферы, которое негативно сказывается на мраморе. В результате же выбросов в атмосферу выхлопных газов, произошло повышение содержания серы в воздухе, что привело к превращению мрамора в известняк. Железные конструкции, которые использовались для соединения и укрепления мраморных частей, и которые прилегали к нему, разрушали камень. Чтобы предотвратить разрушения, часть железных конструкций была извлечена и заменена латунными. Но противодействовать химическому разрушению не представляется возможным, поэтому часть скульптур Акрополя была заменена копиями, а подлинники хранятся в Музее Акрополя.

           Широкая зигзагообразная дорога идёт от подножия холма к единственному входу. Это знаменитые Пропилеи – парадный вход в Акрополь, представляющей собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом, боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему – проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437 - 432 годах до нашей эры. Как и прочие сооружения Акрополя, ворота Пропилеи были разрушены персами и восстановлены в эпоху Перикла, хотя окончательно стройка так и не была завершена из-за угрозы Пелопонесской войны.

           Слева к Пропилеям примыкает здание Пинакотеки – картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. В Пинакотеке были развешаны ковры, на которых уставшие, после подъема на холм, люди могли отдохнуть.

            К юго-западному крылу Пропилей примыкает необыкновенно изящный мраморный храм – Храм Ники Аптерос, построенный архитектором Калликратом. Его возведение проводилось в 427 - 421 годах до нашей эры. Стоящий на трёхступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, а также, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон).

           Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон – самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты».

           Парфенон (от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Он был возведен по приказу Перикла в 447 - 438 годах до нашей эры, на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер с 17 колоннами по длинным сторонам, и с 8 – по торцевым. 

          Недалеко от северо-западной стены Акрополя располагался царский дворец, а после его разрушения, почти на этом же месте был воздвигнут храм Гекатомпедон, посвящённый покровительнице города – Афине. Греки так высоко почитали эту богиню, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в возведении этого храма. Но во время греко-персидских войн (480 - 479 года до нашей эры) Гекатомпедон был разграблен и сожжён по приказу персидского царя Ксеркса.

          Северную сторону Афинского Акрополя украшает мраморный красавец храм Эрехтейон, который является прекраснейшим творением классического искусства. Он был построен на месте дворца правителей Микен в 421 - 406 годах до нашей эры, и стал местом поклонения афинян. Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин – Эрехтею, давшему название храма.

          Самый большой интерес в Эрехтейоне вызывает Портик Дочерей, состоящий из шести скульптур прекраснейших девушек, которые, исполняя роль колонн, поддерживают крышу храма. В византийские времена их прозвали Кариатидами – женщинами из небольшого городка по названию Кария, которые славились своей исключительной красотой. Турки, захватившие в своё время Афины и не допускавшие, по своим мусульманским убеждениям, изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Ограничились тем, что стесали лица девушек.

         На вершине флагштока, расположенного на самой высокой точке холма, стоит греческий национальный флаг. В период 2-й Мировой войны, когда немцы захватили Грецию и Афины, Константиносу Кукидису, эвзону, охранявшему флаг, был дан приказ снять его. Константинос подчинился, снял флаг, и, обернувшись в него, сбросился вниз со скалы, и насмерть разбился. А в ночь на 31 мая 1941 года пара восемнадцатилетних афинянин, Манолис Глезос и Апостолис Сантас, пробрались на вершину Афинского Акрополя и сорвали висевший там флаг с немецкой свастикой. В наши дня, ежедневно, в 6:30 утра специальный отряд греческих солдат осуществляет подъём флага над Афинским Акрополем, а на закате на холм поднимается другой отряд пехотинцев, который спускает флаг на ночь.

         У подножия Афинского Акрополя стоит древний многоуровневый театр, в котором, каждый летний и осенний вечер, раздаются звуки пения и музыкальных инструментов, так как, в это время там проходят представления классических драм, игры симфонических оркестров, танцевальные программы и оперы. Одеон Ирода Аттика, более знаменитый под названием Иродейон, был сделан в форме полукруга, радиус которого составляет 80 метров, а его вместительность настолько высока, что там может уместиться до 5 тысяч человек. 

         Колоннада Эвмена была одним из самых больших сооружений, находившихся на южном склоне Афинского Акрополя. Её длина составляла 162 метра. Данное сооружение было возведено могущественным царём Пергама – Эвменом II (198 - 160 годы до нашей эры). Колоннаду построили из сложенных друг на друга камней, привезённых с острова Порос, а также, из пергамского и гиметтского мрамора. Она простирается от прекрасного Театра Диониса, и на сегодняшний день достигает Одеона Ирода Аттика.

         На южном склоне Акрополя располагается древнейший из известных, на сегодняшний день, театров – театр Диониса. Легенда гласит, что афиняне убили Диониса, когда тот впервые прибыл в Аттику и угостил местных жителей вином. Изначально театр был деревянным, а спустя век, ступени для сидения зрителей заменили на каменные, и построили постоянную сцену.

         Почти 60 лет велись раскопки на Одеоне Перикла, открывшие миру прекрасное большое здание с огромным количеством колонн Афинского Акрополя. Работы в этом месте проводили Кастриотис (1914 - 1927 годы) и Орландос (1928 - 1931 годы), а результатом этих раскопок стало появление северной части здания и пяти колонн, которые находились на юго - восточном углу.

         Реставрация уникальных ценностей Афинского Акрополя и вмешательство в структуру их материала, требует высочайшей ответственности. Здесь требуется опыт полевых работ, очень глубокие знания данной области, знание основ консервации и основ реставрации, постоянное внимание, в проведении технических работ с предметами архитектуры, умение правильной демонстрации своих находок на музейных площадках. Ещё много лет пройдёт до того момента, когда все работы буду закончены, но именно тогда, Афинский Акрополь, со всеми своими древними памятниками, предстанет перед нашими потомками во всей своей эллинской красоте.

         Акрополь стал доступен и людям с физическими ограничениями! В соответствии с требованиями Международного Олимпийского Акрополькомитета и Европейского союза, разрешениями Греческого министерства культуры, Центрального совета по археологии и распоряжении министра, подняться на холм можно при помощи лифта, построенного над музеем Канеллопулоса, на северном склоне. К северу от основного входа находится особый вход, через который человек в инвалидном кресле, и его сопровождающий могут добраться до лифта. С тротуара до уровня лифта поднимает специальная движущаяся платформа.

         Акрополь возвышается над всеми Афинами, поднимающийся, над холмом, Парфенон, в древности, можно было видеть из любого конца Аттики, и даже с островов Саламин и Эгина. Акрополь был известен как знаменитый культовый центр, и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин, как самого прекрасного города на земле. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства  делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры, и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Читайте, также:

Самый изящный храм Акрополя - красавец Эрехтейон

Невероятно старый и абсолютно новый - всё о Новом музее Акрополя

Величайший греческий философ или побывайте в Академии Платона

Афинская Академия наук - помпезная жемчужина в центре Афин

 

 

 

Туры в Грецию - спецпредложения дня

 

best-trip4you.ru

Что такое в древней Греции акрополь.. Греция. Туристический портал

что такое в древней греции акрополь

Акрополь - вид сверху

Наверное, нет другого города в мире, который имел бы славу и известность Афин. История этого города теряется во мраке далекого прошлого, а отсутствие этих исторических данных восполняется превосходной по вдохновению и воображению греческой мифологией.

Согласно легенде, за право покровительства городу и его жителям боролись два могущественных божества – Посейдон и Афина. Олимпийские боги для разрешения этого спора предложили соперникам сделать подарок городу.

Посейдон ударил в скалу своим трезубцем и из неё забила ключом морская вода – символ морского могущества города, которое дарил ему бог моря, а из места куда ударила копьем Афина, взошло оливковое дерево. Боги признали подарок Афины гораздо более ценным и отдали народ под ее покровительство, а город назвали ее именем.

В Афинах сохранились памятники многих эпох и культур, но то, без чего Афины совершенно невозможно представить – это Акрополь. Естественная 150-метровая возвышенность, на которой он возведен, является прекрасным природным укреплением.

Гора привлекала людей со времен далекого прошлого и была заселена уже в 3500-3000 годах до н.э. Во времена микенской эпохи в 1600-1000 годах до н.э. на вершине был построен царский дворец, а сама она была обнесена циклопической стеной толщиной 4-4,5 метра. Постепенно поселение продвигалось к подножию, а вершина становилась местом поклонения. Несколько раз Акрополь разрушался, на фундаменте старых зданий возводились новые. Основная застройка Акрополя производились в V веке до н.э. – в это время появились Парфенон, Пропилейон, Эрехтейон, храм Бескрылой Победы.

Входом в Акрополь служил Пропилейон, строившийся в 437-432 годах до н.э. Греческое слово "пропилэа" означает "монументальная парадная башня входа народа", и, конечно же, вход в такое место поклонения, каким был Акрополь, должен был быть монументальным.

Древние греки с восторгом говорили о Пропилейоне и называли его Блестящим Лицом Акрополя.

Строительство Пропилейона так и не было доведено до конца – некоторые участки стен остались не отшлифованными, а в 1646 году Пропилейон был сильно разрушен при взрыве порохового склада, который устроили здесь турецкие солдаты.

Справа от Пропилейона находится храм Ники Аптерос (Бескрылой победы). Изящное сооружение имеет очень маленькие размеры – 8,27 х 5,44 метра.

Внутри храма была установлена деревянная скульптура богини. Согласно легенде, первоначально она имела крылья, которые затем отрезали афиняне, чтобы Победа всегда оставалась в их городе.

Храм Ники Аптерос

Место, где построен храм, связано с одним из самых драматических событий греческой мифологии – отсюда афинский царь Эгей смотрел на море в ожидании кораблей своего сына Тесея. Тесей отправился на Крит, чтобы убить Минотавра и освободить свой город от страшной дани. Он договорился с отцом, что в случае успеха своей миссии он заменит белым черный траурный парус, однако на радостях он забыл об уговоре.

Эгей, увидев черный парус, решил, что его сын погиб, и в отчаянии бросился в море, получившее затем название Эгейского. Во времена турецкой оккупации храм был разрушен, а из его материала был построен бастион. К счастью, большая часть блоков уцелела и впоследствии храм был почти полностью восстановлен.

На северной стороне Акрополя возвышается мраморный красавец Эрехтейон, прекраснейшее творение классического искусства, древнейшее место поклонения афинян, построенное в 421-407 годах до н.э. на месте микенского царского дворца. Именно здесь разрешился спор двух божеств за право покровительства городу. Афиняне в целях их примирения построили два храма – посвященных Афине и Посейдону – под одной крышей. Сооружение получило название Эрехтейон. Восточная часть храма была посвящена Афине – там хранилась древнейшая деревянная статуя богини, упавшая, как верили, с неба. На 12 ступеней ниже находился храм Посейдона. На полу этой части храма, там, где отсутствует плиточное покрытие пола, видны в скале три отверстия – следы трезубца Посейдона. В соответствующем месте – на крыше храма – имеется отверстие от рукоятки трезубца, сделанное при его подъеме для удара. (Этот очевидный временной парадокс, видимо, не очень смущал древних греков.)

Наибольший интерес в Эрехтейоне представляет Портик Дочерей – шесть скульптур прелестнейших девушек поддерживают крышу пристройки храма вместо колонн. В византийское время их стали называть Кариатидами, что означало женщин из небольшого городка Кария, славившихся своей исключительной красотой. Одну из Кариатид (вместе с фризами и фронтонами Парфенона) в начале 19 века, имея разрешение турецкого правительства, вывез в Англию посол этой страны в Константинополе лорд Эльгин. Поступок Эльгина настолько взволновал афинян, что вскоре родилась легенда о слышащихся в ночи звуках – плаче оставшихся на храме пяти Дочерей о своей похищенной сестре. А лорд Байрон "посвятил" грабителю этих бессмертных сокровищ свое стихотворение "Проклятие Афин". Знаменитые Эльгинские мраморы и сейчас находятся в Британском музее, а статуя на храме заменена копией.

На самой высокой точке скалистого холма находится венец Акрополя – Парфенон. Великолепное сооружение, имеющее 69,5 метров в длину и 30,9 метров в ширину, окружают 46 десятиметровых колонн. Храм не имеет внутренней декорации, как и большинство храмов древних времен, когда для поклонению богу и принесения жертв люди собирались около храма, где и находился жертвенник. Поэтому великолепие и величие храмов отражалось в основном на их внешнем облике, а внутри храма находилась лишь статуя божества. В Парфеноне это, конечно же, была Афина - великолепная 12-метровая статуя, выполненная Фидием из золота и слоновой кости. Во времена Византийской империи статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.

Рисунок - первоначальный вид Парфенона

Парфенон является уникальным зданием с точки зрения геометрической конструкции. Например, если на один конец ступени или постамента положить предмет высотой 10-15 см и посмотреть на него с другого конца, то этот предмет окажется невидимым, что говорит о наличии кривизны плоских на первый взгляд конструкций. Все колонны Парфенона не строго параллельны друг другу – они имеют небольшой уклон во внутрь. Оси колонн сходятся в одну точку на высоте нескольких километров. Как утверждают современные сейсмологи, это придает необыкновенную устойчивость зданию при землетрясении. Кроме того, колонны Парфенона не одинаковы по размеру – угловые более объемны, чем остальные. Они имеют наибольшую освещенность, которая зрительно уменьшает объем предмета, то есть, если бы все колонны были одинаковы, то угловые казались бы меньшими, чем остальные. Архитектор храма был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх.

Парфенон за свою историю успел побыть и христианским храмом. В 1687 году турецкая армия использовала его под пороховой склад. Взрыв, случившийся во время осады города венецианцами, серьезно повредил этот выдающийся архитектурный памятник. В XIX столетии Парфенон был частично отреставрирован

Источник: http://pushkinoedu.narod.ru/mcabinet/subjects/history/lessons/ancientgreece/afin.htm

eduotdyhat.ru

Архитектура Древней Греции Акрополь Акро

Архитектура Древней Греции. Архитектура Древней Греции.

Акрополь. • • Акро поль (др. -греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и Акрополь. • • Акро поль (др. -греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия. В Греческом Акрополе было очень много скульптур с изображениями богов. Это место, где находится большая часть скульптур. Акрополи имелись во многих городах греческого мира, как например в Малой Азии (сегодняшняя Турция) — Акрополь города Афродисиас, возведенный в 2800 — 2300 г. до н. э.

Пропилеи. • • Пропилеи (др. -греч. προπύλαιον, от др. -греч. προ — перед и Пропилеи. • • Пропилеи (др. -греч. προπύλαιον, от др. -греч. προ — перед и др. -греч. πύλαι — вход) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения на какой-либо (главным образом — священный) участок (позднее — в архитектурный ансамбль или в дворцово-парковый комплекс). Наиболее распространены пропилеи, образованные двумя стенами, с боков ограждающими проход, и одной поперечной стеной с проемами, пересекающей проход примерно посередине его длины; имеющими колоннады на обоих фасадах. Характерны для архитектуры Древней Греции (известны уже в эпоху Эгейской культуры). Выдающимся памятником архитектуры являются знаменитые пропилеи, оформляющие вход на акрополь в Афинах (437— 432 до н. э. ). Позже, в конце XVIII — начале XIX веков, к этому типу сооружений обращались архитекторы классицизма, в частности это сказалось на форме триумфальных ворот. Во второй половине XIX и в XX вв. пропилеи строятся преимущественно как часть особо значительных торжественных архитектурных комплексов.

Парфенон. • Парфенон (др. -греч. Παρθενών — дева; чистый) — памятник античной архитектуры, древнегреческий Парфенон. • Парфенон (др. -греч. Παρθενών — дева; чистый) — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине. Девственнице (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447— 438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438— 431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

Эрехтейон. • Эрехтейон (др. -греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, Эрехтейон. • Эрехтейон (др. -греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421— 406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

Храм Ники Аптерос. • Храм Ники Аптерос (то есть бескрылой победы) — древнегреческий храм Храм Ники Аптерос. • Храм Ники Аптерос (то есть бескрылой победы) — древнегреческий храм на афинском Акрополе, находящийся на юго -западе от Пропилей и стоящий на пиргосе — небольшом выступе скалы, укрепленным восьмиметровой подпорной стенкой. Построен Калликратом в 427— 421 годах до н. э. по проекту 450 года до н. э. Храм посвящён Афине-Нике (др. греч. Αθηνᾶ Νίκη — Афина. Победительница). Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. Стилобат имеет три ступени. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и боги — Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира.

Театр Диониса. Театр Диониса.

Афинский акрополь. Афинский акрополь.

present5.com

Афинский Акрополь

Акрополь, содержащий напоминание о более чем тысячелетнем развитии цивилизаций, мифологии и религии, процветавших в Греции, является местом нахождения четырех величайших шедевров классического древнегреческого искусства – Парфенона, Пропилей, Эрехтейона и храма Афины Паллады, которые могут рассматриваться, как символы всемирного наследия.

 

Справка: 404

Год внесения: 1987

Критерии: (I)(II)(III)(IV)(VI)           

Центральная зона: 3.0400

Буферная зона: 116.7100

 

Подробное описание

 

Афинский Акрополь - это идеальный пример слияния архитектуры с природой. Величественный ансамбль из строго пропорциональных массивных строений создает монументальный ландшафт исключительной красоты, представляющий собой полную коллекцию архитектурных шедевров 5 века до н.э. Памятники Акрополя оказывали огромное влияние не только в период греко-римской античности, когда в Средиземноморье они почитались за образцовые модели, но и в наши дни.

 

Специфика и многообразие памятников Акрополя является уникальным свидетельством существования религий древней Греции, начиная от мифов и до возведения в культ. Это священный храм, в котором родились основные легенды о городе. Он представляет собой живую иллюстрацию более чем тысячелетнего отрезка в истории греческой цивилизации. Целый ряд уникальных памятников, начиная от королевского дворца 15 века до н.э. и пеласгических стен первых укрепительных сооружений и заканчивая Одеоном, построенным в 161 году нашей эры Иродом Аттическим, был воздвигнут и сохранен до наших дней в одном из наиболее населенных мест Средиземноморья.

 

Акрополь расположен на скалистом выступе высотой 156 метров, возвышающемся над долиной Илиссоса, площадь которого не превышает трех гектаров.  Начиная со второго века до нашей эры, это была крепость, обеспечивавшая безопасность священных храмов и королевских дворцов.  Доступ к плато Акрополя преграждала пеласгийская стена, просуществовавшая до вторжения дорийцев, которые угрожали Афинянам в начале 1200 годов до нашей эры. После изгнания тиранов, смерти Гиппарха в 514 году и  Гиппия в 510, Акрополь был перестроен.  Пеласгикон, был объявлен Дельфийским Оракулом проклятым местом и был разрушен. Верхний город, лишенный своих защитных укреплений, стал уязвим и в 480 году до нашей эры был завоеван Персами, под предводительством царя Ксеркса, которые разграбили и сожгли святилища. Как это ни парадоксально, но мародерские действия персов в 480 году обеспечили сохранность одной из наиболее впечатляющих коллекций архаичных скульптур в Греции. В 472-471 гг. до н.э. были разрушены бастион и "Длинные Стены", соединявшие Афины с портовым Пиреем. Расцвет греческой демократии приходился на период правления Перикла в 5 веке до нашей эры. На протяжении нескольких десятилетий с 447 по 406 годы до н.э. были один за другим построены четыре известнейших произведения греческого классического искусства - главный храм, посвященный богине Афине - Парфенон, Пропилеи - монументальный вход, заменивший собой Врата Писистрата, стоявшие на входе в крепость древних правителей, храм богини Ники и Эрехтейон. И хотя в результате гибельной Пелопонесской войны и капитуляции Афин в 404 году до н.э. были уничтожены "Длинные Стены", разрушения не коснулись памятников Акрополя.

 

Священный холм Афин, памятники которого были предметом всеобщего восхищения, приумножал свои богатства силами влиятельных личностей того времени, включая правителей Пергамона, Каппадокии и Египта, Римских императоров, таких как Клавдий и Адриан, а также богатых граждан, таких как Ирод Аттический, учитель Марка Аврелия.  Первый серьезный ущерб культурному наследию Акрополя был нанесен во время набега эрулов в 267 году нашей эры. С этого момента, не считая редких периодов затишья, памятники и сама территория Акрополя подвергались многочисленным разрушениям. Византийцы превратили храмы в церкви, а их культурные ценности вывезли в Константинополь. После падения Византийской империи в 1204 году, Афины попали в руки франкийских властителей, который проявили мало уважения к руинам Акрополя.  После турецкого завоевания в 1456 году храм стал мечетью, а Эрехтейон использовали время от времени в качестве гарема турецкого правителя. Самым трагическим годом стал 1687, когда во время осады Акрополя Венецианской армией под предводительством генерала Моросини, Парфенон, который использовался турками в качестве порохового склада, был взорван  после попадания в него пушечного ядра. В 19 веке с официального разрешения турецкого султана лорд Элгин, посол короля Англии в Оттоманской Порте, довершил разграбление Акрополя, вывезя из него мраморные скульптуры и барельефы, которые с 1815 года стали гордостью Британского Музея. После столетия раскопок и восстановительных работ, Акрополь в наши дни стал рабочей площадкой для применения большинства инновационных технологий по консервации исторических памятников, находящихся под открытым небом. Целью данных работ является сохранение мраморного наследия, которому был нанесен значительный ущерб, вследствие сильного атмосферного загрязнения.

www.ilovegreece.ru

частичка истории Древней Греции (GreenWord.ru: Публикации)

акрополь греция

Слово Акрополь переводится с древнегреческого как "верхний город". Это укрепленная часть города, которая находится на возвышении: именно здесь когда-то воздвигали храмы в честь богов. Во многих странах и городах существуют свои акрополи, однако афинский является самым известным из них, поскольку объединяет в себе и шедевр архитектуры, ставший эталоном для всего мирового зодчества, и уникальный памятник истории. Когда-то именно здесь находилось самое святое место для всей страны и на возведение Акрополя греки не жалели ни сил, ни средств.

У Акрополя непростая судьба. Как и многие другие памятники истории, он не раз подвергался суровым испытанием. Война между греками и персами в 480 году д.н.э. почти полностью уничтожила его, и от некогда величественного "верхнего города" остались только руины. Но после того как война была закончена, Акрополь был фактически отстроен заново, а возглавлял восстановительные работы легендарный мастер Фидий.

Афинский Акрополь и поныне восхищает греков и путешественников из других стран: это огромный комплекс различных сооружений построенных на плоском взгорье. Здесь есть и храм Аптерос, возведенный в честь богини победы Ники, и Эрехтейон, святилище в честь Афины и Посейдона и много других величественных зданий. Однако сердцем Акрополя по праву считается Парфенон - храм построенный в честь Афины-девы, покровительницы города.

История Акрополя была очень драматичной. За сотни лет он изведал всякое: и стихийные бедствия, и нашествия недругов и даже предательства жителей Афин. Бесчисленные войны, которые были вызваны завистью к богатству и процветанию Афин много раз служили причиной разрушения Акрополя. Враги безжалостно уничтожали храмы и статуи, предавали огню бесценные изваяния. Но всякий раз греки снова и снова восстанавливали его, возвращая ему первоначальный вид.

Но попыткам разрушить Акрополь не было счета. Его пытались сжечь дотла во время нападения кораблей из Венеции, а когда турки захватили Афины - они поставили в Парфеноне минареты и превратили его в мечеть. Один из английских лордов, пытаясь вывести скульптуры из Акрополя, уничтожил большую их часть.

В наше время тысячи ученых и археологов работают над возвращением Акрополю его первозданного вида. Впрочем, большая часть колон и статуй находится в различных музеях мира, где есть все условия для их сохранности. А путешественники, побывавшие в Акрополе, любуются, в основном, их точными копиями.

Пройдя по ссылке http://www.mouzenidis.ua/article/turi-v-afini_otdih-v-afinah, можно легко убедиться, что любая экскурсия по Афинам предполагает посещение Акрополя. А посетив страницу http://www.mouzenidis.ua/article/turi-v-greciyu-rus можно подобрать подходящий для себя тур в Грецию.

greenword.ru

Древняя Греция. Акрополь. Скульптура: Фидий, Поликлет, Мирон

МПС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: “мировая культура”

Тема работы: “Древняя Греция. Акрополь. Скульптура: Фидий, Поликлет, Мирон”

Выполнила: студентка 2 курса заочного отделения, группы

ГСТ-2-

Колабина Татьяна Александровна

Ростов-на-Дону 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Афинский акрополь – жемчужина античной культуры.

1.1. История создания

1.2. Пропилеи и храм Ники Аптерос

1.3. Эрехтейон

1.4. Парфенон

1.5. Ансамбль Акрополя

1.6. Акрополь в последующие эпохи

2. Афинский Акрополь в античные времена.

2.1. Основание и строительство Акрополя.

2.2. Парфенон

2.3. Пропилеи.

2.4. Храм Афины Ники.

2.5. Памятники на Акрополе.

Заключение.

1. Афинский акрополь – жемчужина античной культуры.

Акрополь-(греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрполь в Афинах.

Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.).

АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода.

1.1. История создания

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистарате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.

В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

1.2. Пропилеи и храм Ники Аптерос.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

1.3. Эрехтейон

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

1.4. Парфенон

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м; 447 освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы.

К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

1.5. Ансамбль Акрополя

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как “школы Эллады” и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

1.6. Акрополь в последующие эпохи.

В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

2. Афинский Акрополь в античные времена.

2.1. Основание и строительство Акрополя.

В позднеэлладский период территория Афин совпадала в основ­ном с территорией Акрополя; соседние холмы, в том числе и холм Ареопага, служили местами погребений. Площадь будущей агоры также служила некрополем для местного населения Аттики, и в это время еще не была объединена.

Во II тысячелетии Акрополь представлял собой мощное укрепле­ние. Его верхняя извилистая площадка была обнесена стеной в 10 м вы­соты и 6 м толщины. Стена состояла из двух параллельных стен, находившихся на расстоянии нескольких метров друг от друга, сложен­ных насухо из больших известняковых глыб, причем щели между глы­бами были тщательно забиты мелким камнем и щебнем. Промежу­ток между стенами заполнялся рваным камнем. Все это создавало такое мощное укрепление, которое казалось непробиваемым.

В течение веков эта стена служила надежной защитой населению древних Афин. Только после двукратного вторжения персов в Аттику в 480 и 479 гг. она была частично разрушена, особенно сильно по­страдала ее северная сторона.

mirznanii.com


Смотрите также