Статья на тему "Живопись в древнем мире". Древний мир живопись
Статья на тему "Живопись в древнем мире"
ЖИВОПИСЬ
Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представление о египетской живописи основано на крайне неполных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи храмов не уцелело почти ничего, от дворцов и жилых домов до нас дошло лишь несколько образцов, и только живопись гробниц сохранилась в достаточно большом количестве.
Эта живопись использовала следующие краски: чёрная (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси белой и чёрной), синяя ( фритта кальция и силикат меди), зелёная (измельчённый малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра), красная (охра), розовая (смесь белой и красной), жёлтая (охра жёлтая и аурипигмент). Краски разводились на воде с клеем и наносились плоскими мазками с помощью кистей, которые делались из растительных материалов и в небольшом количестве дошли до наших днейю Использовалась техника темперы. Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.
Сюжеты египетской живопияи Среднего и Нового царств были весьма разнообразны; среди них встречаются изображения ремесленников, принимавших участие в создании сооружения (изображение краснодеревщиков и ювелиров в гробнице Рехмира). Украшение дворцов и жилых домов при XVIII династии говорит о большом декоративном чувстве; некоторые образцы живописи времён Аменхотепа III и Аменхотепа IV свидетельствуют о влиянии эгейского искусства, что объясняется существовавшей в тот период при египетском дворе тягой к экзотике.
Потолки усыпальниц обычно декорируются тщательно выполненными геометрическими мотивами и растительными фризами. Основные мотивы, использемые в живописи, - это прямые и ломанные линии; шашечный узор; розетки; сетки; спирали; шнуры; греческий орнамент; элементы растений;
иероглифы.
Мотивы эти сформировались, скорее всего, под воздействием других видов искусств: прямые и ломанные линии воспроизводят мотивы тканей и плетёных изделий, розетки повторяют небольшие кожаные диски, украшавшие одежду, орнаментальные сетки имитировали сетки из жемчужных нитей, известные как украшения уже со времён Древнего царства.
Ряд плафонов имел оригинальный декор, так, например, потолок гробницы Неферхотепа в Фивах украшен птицами и бабочками, порхающими среди цветов; потолок усыпальницы Хеви имеет эпиграфический орнамент с именем и титулами усопшего.
В заключение следует отметить появление живописи как книжной миниатюры – в «Книге Мёртвых». Рисунки иллюстрируют текст, самый известный из них изображает суд Осириса над умершими, бог взвешивает душу усопшего на весах; впоследствии этот сюжет будет часто появляться на порталах романских и готических соборов.
КЕРАМИКА
Египетская керамика весьма разнообразна и делится в целом на два вида: глиняная и фаянсовая.
Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита, т. е. с 5 тыс. до н.э., её формы и декор возникли ещё в Додинастический период. Примерно с 3200 г. ремесленники изготовляют свои изделия на гончарном круге, а потом полируют внешнюю поверхность галькой. Позднее, с Древнего царства, изделия стали обжигать в печах, а затем и покрывать росписью. В последующие эпохи глиняная посуда вытесняется металлической и производство её ограничивается чисто утилитарными нуждами; изготовление же расписной посуды прекращается до XVIII династии.
Изделия из фаянса – одно из достижений художественных ремёсел Египта. Уже со времен I династии существуют фаянсовые бусы и маленькие круглые игорные столики. Синий фаянс широко использовался для облицовки внутренних помещений гробницы Джосера и для производства других декоративных элементов архитектуры. Фаянсовые плитки использовались в Амарне, во дворцах Рамсеса II и Рамсеса III.
Кроме декоративных элементов архитектуры египтяне изготовляли из фаянса самые разнообразные изделия: ожерелья, канопы, статуэтки для погребений, сосуды для благовоний, кубки и чаши. В Амарне и в Кантире обнаружены остатки трёх фаянсовых мастерских (XVIII и XX династий) и найдены многочисленные формы; изделия делались из кварцевой фритты со стекловидной поливой. Применялись обычно синий и зелёный цвета, реже фиолетовый, коричневый, красный, чёрный. Светлые тона – белый и жёлтый – были во все времена трудно достижимы и соответственно очень редки
infourok.ru
Античный мир в живописи. часть2
Ettore Forti (Italian, active 1880-1920) - A tranquil interlude
Hans Zatzka (Austrian, 1859-1949) - The pet bird
Guglielmo Zocchi (Italian, born 1874) - The recital
Guglielmo Zocchi (Italian, born 1874) - Intrigue
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Pyrrhic Dance
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Grecian Interior, Le Gynecee
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Departure of the Cats from the Circus
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Circus Maximus
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Pollice Verso
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Фрина перед ареопагом - Phryne revealed before the Areopagus
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Последняя молитва христианских мучеников
Frederick Arthur Bridgman (American, 1847-1928) - Армия, тонущая в Красном море
Frederick Arthur Bridgman (American, 1847-1928) - Развлечение ассирийского короля
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912)
Sir Lawrence Alma-Tadema (Dutch, British, Belgian, 1836-1912) - Comparisons, 1892
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912)
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912)
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912) - Entrance to a Roman Theatre, 1866
A. Zoffoli - Classical Figures In A Garden
David, Jacques Louis (1748-1825) - Клятва горациев, 1784
Сюжет картины взят из старинной легенды, относящейся к VII веку до нашей эры. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Этим семьям предстояло породниться, поэтому было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей. После боя остался лишь один из братьев Горациев, но, возвратившись с триумфом домой, он был проклят собственной сестрой за убийство ее жениха, одного из братьев Курациев. Будучи взбешен, он ударил свою сестру ножом, за что был приговорен к смерти (но впоследствии помилован). Поначалу источником вдохновения для Давида стала пьеса Корнеля «Горация», но в ней не было сцены клятвы. Подробности воинской клятвы Давид заимствовал у Пуссена, а сама идея клятвы была, по всей видимости взята художником из легенды о Бруте.
David, Jacques Louis (1748 1825) - Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянянами 1799г.
Эту картину Давид начал писать в тюрьме. Оказавшись перед лицом смерти, художник обратился к теме милосердия и примирения. Говорят, что свою работу Давид посвятил жене, спасшей его от казни. Сюжет картины основан легенде, повествующей о том, что в Древнем Риме стало катастрофически мало женщин. Ромул, один из основателей Рима и первый правитель этого города, пригласил на праздник соседей-собинян и приказал римлянам по условному знаку схватить девушек-сабинянок. Спустя три года сабиняне собрали армию и пошли на Рим, чтобы вернуть своих женщин, однако те за это время успели стать женами и матерями. Чтобы предотвратить кровопролитие сабинянки вынесли детей на поле битвы. Картина Давида перекликается с полотном Пуссена «Похищение собиняннок». Центральные фигуры композиции написаны художником с сестер Беллеград, самых известных парижских красавиц того времени, а образ старой женщины – с няни его собственных детей.
Guglielmo Zoochi - Римские танцы - A Roman Dance
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Молодые греки забавляются петушиным боем
Federico Andreotti (1847-1930) - The Dance
Jean-Leon Gerome (1824–1904) - Painting Breathes Life into Sculpture
Jean-Leon Gerome (1824-1904) - Painting Breathes Life into Sculpture
Edwin Longsden Long - Древний обычай - An Ancient Custom
Lawrence Alma-Tadema (1836-1912) - Скульпторы в Древнем Риме
Pierre Oliver Joseph Coomans (1816-1889) - An Afternoons Amusement
Joseph Coomans (1816-1889) - The Children’s Quarrel
Joseph Coomans (1816-1889) - Feeding The Turtle
Edwin H. Blashfield - The Festival of Spring
Неизвестный художник
Robert, Hubert (1733-1808) - Статуя
Bertin, Jean Victor (1767-1842) - Landscape
Генрих СЕМИРАДСКИЙ (1843-1902) - Водонос в античном ландшафте
Rubens - Кимон и Перо - Cimon and Pero
"ОТЦЕЛЮБИЕ РИМЛЯНКИ", ИЛИ "МИЛОСЕРДИЕ РИМЛЯНКИ" (лат. «Caritas Romana" — "Милосердие римлянки") — сюжет классического искусства, основанный на эпизоде из истории Древнего Рима. Изложен в сочинении Валерия Максима "О почтении к родителям" («De pietate in parentes"; 5:4; нач. I в. н. э.). Некий Кимон (Cimon), старик, был осужден на смерть и томился за решеткой в тюрьме. Поскольку его должны были казнить, тюремщики решили сэкономить и оставили несчастного без пропитания. Его дочери по имени Перо разрешили навестить отца. Дочь накормила отца грудью, спасая его от голода. В эпоху Возрождения и Барокко этот сюжет привлекал художников необычностью; на фоне свободы нравов и "всеобщего возбуждения", характерного для эпохи барочного мироощущения, героический поступок молодой римлянки казался двусмысленным, и в нем видели скрытую эротику. Народная молва связала этот эпизод с Мамертинской тюрьмой, расположенной у римского Форума (итал. Carcere Mamertino), в которой томились многие враги Рима, а в начале христианской истории — мученики за веру, среди которых был Св. Петр.
Elisabeth Jerichau Baumann - Египетская женщина Феллах с ребенком
Edward John Poynter - Хлоя - Chloe,1893
Giovanni Domenico Tiepolo (1727-1804) - Строительство троянского коня
John William Godward (British, 1861-1922) - Reverie, 1904
John William Godward (British, 1861-1922) - Mischief and Repose, 1895
Thomas Ralph Spence (Англия, 1855-1916) - Осада Сиракузы
William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Весна - The Spring
William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Family Time
William-Adolphe Bouguereau (1825—1905) - Jeune femme contemplant deux enfants qui s'embrassent
Cesare Auguste Detti - A Summer Idyll - Летняя идиллия
Источник http://www.liveinternet.ru/users/valniko77/profile
edwardjournal.livejournal.com
Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. Часть 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения. Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. (сост.). 1987
Первая часть энциклопедической хрестоматии «Искусство» включает материалы по истории искусства Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. Знакомство со статьями и отрывками из книг крупнейших отечественных и зарубежных деятелей культуры, искусствоведов, писателей, историков, рассказывающих о наиболее ярких и характерных явлениях искусства этих эпох, окажет учителю помощь при подготовке к урокам изобразительного искусства, истории, литературы, факультативным занятиям по этим предметам и особенно по курсу «Мировая художественная культура». 3-е издание вышло в 1969 году.
Искусство древнего мира
Г. Плеханов. О происхождении искусстваA. Лот. Фрески Тассили в СахареB. Марков. Искусство негровВ. Павлов. Египетский портрет периода Древнего царстваЛ. Курциус. Египетский храмВ. Белинский. Общие черты греческого искусстваК. Маркс. О значении греческого искусстваЮ. Колпинский. Архитектура и скульптура храма Зевса в ОлимпииШ. Диль. Акропольские КорыА. Буров. О масштабе и образе, материале и форме ПарфенонаО. Вальдгауер. Дискобол и группа «Афина и Марсий» МиронаМ. Алпатов. Греческие надгробия V века до н. э.Н. Врунов. Архитектура ЭрехтейонаИ. Винкельман. Статуя Аполлона БельведерскогоИ. Тургенев. Пергамские раскопкиИ. Винкельман. Описание Бельведерского торса в РимеА. Цирес. Римский КолизейА. Герцен. Скульптурные портреты римских императоровО. Вальдгауер. Римская портретная скульптура III века н. э.
Средневековое искусство
В. Лазарев. Византийская живопись XIV векаА. Цирес. Художественный образ романского и готического соборовЯ. Виноградова. Древний китайский пейзажА. Цирес. Медресе Улугбека и мавзолей Тимура Гур-Эмир в Самарканде
Искусство эпохи Возрождения
Ф. Энгельс. Культура и искусство эпохи ВозрожденияИ. Тэн. Характер человека в эпоху итальянского ВозрожденияМ. Алпатов. Образ человека в фресках Джотто капеллы дель Арена в ПадуеA. Габричевский. Филиппо БрунеллескоБ. Бернсон. Флорентийские живописцыР. Лонги. Фрески в хоре Франциска в АреццоИ. Данилова. О свете и тениГ. Дунаев. «Рождение Венеры» Сандро БоттичеллиП. Муратов. Джованни БеллиниB. Лазарев. «Тайная вечеря» Леонардо да ВинчиГ. Вельфлин. Ватиканские фрески РафаэляВ. Жуковский. «Сикстинская мадонна» РафаэляМ. Алпатов. Творчество МикеланджелоИ. Тэн. Венецианская живопись XVI векаБ. Виппер. Цикл картин Тинторетго в школе братства св. Роха в ВенецииД. Аркин. Палладио в ВиченцеГ. Вельфлин. Типическое, индивидуальное и общее в искусстве Италии и Германии эпохи РенессансаА. Сидоров. «Мастерские» гравюры ДюрераР. Климов. Питер Брейгель
books.totalarch.com
Античный мир в живописи. Часть 1
Автор поста:valniko77
Sir Edward John Poynter (1836-1919) -The Ionian Dance Motus doceri gaudet Ionicos
Albert Joseph Moore (1841-1893)
Dean Cornwell (1892-1960) - The Fight at Minowa in Palestine
John William Godward (BRITISH, 1861-1922) - THE TIME OF ROSES
Albert Joseph Moore (BRITISH, 1841-1893) - THE MARBLE SEAT
Carl Ludwig Hassmann (Austrian, 1869-1933) - Victory and vanquish
Francis Sydney Muschamp (British, 1851-1929) - A Classical Recital
Anatolio Scifoni (Italian, 1841-1884) - THE ARTIST'S STUDIO
Georges Antoine Rochegrosse (French ,1859-1938) – Nouvelle Arrivee au Hatem
PIERRE OLIVER JOSEPH COOMANS (1816-1889) - Preparing for the Festival
PIERRE OLIVER JOSEPH COOMANS (1816-1889) - Une Arrestation
JOHN ATKINSON GRIMSHAW (1836-1893) - An Ode to Summer, 1879
REGINALD ERNEST ARNOLD (1853-1938) - Meeting at the Well
Albert-Auguste Fourie (1854-1954) - YOUNG BATHERS IN A FOUNTAIN
Vasily Alexandrovich Kotarbinsky (1849-1921) - РИМСКАЯ ОРГИЯ - ROMAN ORGY
Frederick Arthur Bridgman (AMERICAN, 1847-1928) - THE DIVERSION OF AN ASSYRIAN KING
John William Godward (BRITISH, 1861-1922) - REPOSE, THE FLOWER GIRL
John William Godward (1861-1922) - OUTSIDE THE GATE OF POMPEII
James Doyle Penrose (1862-1932) - A PLAYFUL PARRY
Jean Alaux, dit le Romain (1786-1864) - Sous la tonnelle
Ferdinand Knab (1834-1902) - Дворец на горном озере - Palast an einem Gebirgssee
Неизвестный художник (19. Jhdt.) - Antiken Roms
Неизвестный художник (19. Jhdt.) - Antiken Roms
Vincenzo Capobianchi - Venditore di antichita
Georg Pauli (1855-1935) - Romerskt bad (Roman bath)
Joseph Ratcliffe Skelton (British, active 1888-1927) - A Forgotten Author
Edwin Long (1829–1891) - Love's Labour Lost
Jules Scalbert (French, 1851-1928) - La Ronde Antique
Jean Beauduin (Belgian, 1851-1916) - Vestales au Bain
Henry Ryland (British, 1856-1924) - Admiring the swans
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912) - A Reading from Homer, 1885
Juan Martin Jimenez - The Toilet of a Roman Lady, 1875-99
George Goodwin Kilburne (British, 1839-1924) - Ancient sport
Henry Ryland (1856-1924) - The Captive's Return
Walter McEwen (American, 1860-1943) - Contemplation
Edward Lebidtski (1862-1915) - Идиллия, 1907
Sir Lawrence Alma-Tadema (Dutch, British, Belgian, 1836-1912) - Welcome footsteps, 1883
Sir Lawrence Alma-Tadema (Dutch, British, Belgian, 1836-1912) - Unconscious rivals, 1893
Prosper Piatti (1842-1902) - Floralia, 1899
Флоралии (лат. ludi florales) — в Древнем Риме праздник римской богини весны Флоры, который отмечался с 28 апреля по 3 мая. Во время праздника люди, украшенные цветами и одетые в цветную одежду, танцевали, а на столах были кипы цветов. Римляне приносили дары Флоре мёдом и молоком. Вероятно, этот праздник впоследствии был вытеснен играми в честь Флоры — флоралиями, учреждение которых относится к 238 до н. э. году, когда был освящён храм Флоры.
***
John William Godward (British, 1861-1922) - A quiet pet, 1906
John William Godward (British, 1861-1922) - An Amateur, 1915
Godward's Gossamer Gowns - Girl in Yellow Drapery
ETTORE FORTI (1850-1940) - Parade Scene, Rome
Henry Ryland (British, 1856-1924) - Shy
Henry Reynolds Steer (British, 1858-1928) - Passion Flowers
George Lawrence Bulleid (British, 1858-1933) - The young artist
Sir Lawrence Alma-Tadema (British, 1836-1912)
John William Waterhouse (British 1849-1917) - Miranda
John William Godward (British, 1861-1922) - Violets, sweet violets
Ettore Forti (Italian, active 1880-1920) - Il mercante di tappeti