Физическая культура в Древней Греции. Спорт в древней греции кратко
Физическая культура Древней Греции
Страница 1 из 5
В Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития. Ее расцвет приходится на период VI—V вв. до н. э. Поэтому особенности физической культуры рабовладельческой формации целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта, Афины.
Для понимания сущности феномена древнегреческой физической культуры необходимо отметить характерные и принципиально важные черты ее развития в этом регионе мира.
Древнегреческая культура, особенно в период V—IV вв. до н. э., представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. Первая критика прозвучала в связи с излишним одобрением победителей атлетических агон (состязаний). Ксенофан, философ VI в. до н. э., доказывал, что мудрость и осмотрительность, приносящие пользу всему городу-государству, должны цениться больше, нежели атлетическая сила и быстрота, поскольку они приносят славу лишь отдельному индивиду. Этот процесс борьбы между ценностями культуры тела и культуры духа начался в Древней Греции очень рано. Его происхождение греки связывают с периодом появления гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» (XI — IX вв. до н.э.). Поскольку Гомер считался самым авторитетным знатоком Древней Греции, в его произведениях искали культурные нормы и модели для людей, занимающих любое общественное положение. Примером в этом плане, разумеется, был образ Ахилла — одного из храбрейших древнегреческих героев-воинов.
Сложное и опасное акробатическое упражнение с быком. Настенная роспись в Кносе (2-е тысячелетие до н.э.)
Из «Илиады» мы узнаем, что воспитание Ахилла не сводилось к физической подготовке, которая была необходима ему в сражениях, а включало в себя также музыку и ораторское мастерство, потому что, как говорит в «Илиаде» Феникс, учитель Ахилла, тот имел мужество не только говорить, но и действовать, знал ораторское искусство, выражающее духовную и интеллектуальную культуру, и в совершенстве владел всеми видами военного искусства, которое составляет вершину физической культуры. У Ахилла было два учителя: Хирон, который обучал его охоте, верховой езде, метанию копья, а также игре на лире, хирургии и медицине, и Феникс, который учил его красноречию, чтобы он мог быть хорошим оратором на заседаниях совета, и искусству военной стратегии. Такое всестороннее воспитание Ахилла выступало как универсальная модель на протяжении всего античного периода.
История древнегреческой культуры по существу является историей одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны, выступает агон — соревнование, связанные с культом тела, а с другой — соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Платон, например, разделял всю культуру на две составляющие: гимнастику, которая включала в себя всю область физической культуры тела, и музыку — область духовной и интеллектуальной культуры. Постулат Платона — искать гармонию и синтез этих двух составляющих культуры человека.
В Древней Греции элемент соревнования не ограничивается лишь сферой культуры физической. Он присутствовал также в сфере духовной и интеллектуальной культуры. Дух агона проникал всюду, пронизывая наиболее важные, основные и доминирующие сферы деятельности человеческого общества: духовную, интеллектуальную, художественную и даже простую крестьянскую и ремесленническую.
Помимо атлетических соревнований у древних греков были также Панэллинские игры, посвященные поэзии, пению, музыке и театру. Например, Пифийские игры под покровительством бога Аполлона, проходившие до 582 г. до н. э., посвящались вначале исключительно его музам (позднее они включили в себя и атлетические состязания).
У Немейских и Истмийских игр, проводившихся под покровительством бога Посейдона, было две официальные программы: атлетическая и музыкальная, которые объединяли духовную и физическую культуру.
Олимпия была местом проведения атлетических состязаний, во время которых выступали поэты, писатели и философы. Некоторые древние ученые философы, например Сократ, сожалели о том, что организаторы Олимпийских игр решили присуждать высокие награды на Играх атлетам за достижения, связанные с их физическими результатами, но не награждали поэтов, мыслителей и философов, концепции и труды которых, по словам Сократа, могли принести не только личную славу, но и пользу другим людям, жителям других городов-полисов. Впоследствии же, как известно, и состязания в интеллектуальной сфере стали приносить лавры олимпийцев на агонах в Олимпии. Так что и Эсхил, и Софокл, и Еврипид были для древних греков олимпийцами, разумеется, в интеллектуальной сфере.
Однако нельзя идеализировать ни эллинскую гармонию, ни древнегреческую атлетику. В известном смысле гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н. э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними. Трагедии Еврипида уже полны насмешек над атлетами. Аристофан (древнегреческий поэт-комедиограф) говорит о том, что молодые люди перестали посещать палестры, а более интересуются философией.
Ксенофан (древнегреческий поэт и философ) с возмущением замечает, что люди восхищаются «...быстротой ног и силой кулаков...». Сама атлетическая мораль с самого начала проведения агон была полна издержек. Хитрые уловки, направленные на достижение победы, по-видимому, по-настоящему не осуждались общественным мнением и, более того, широко практиковались. А в таких состязаниях, как кулачный бой, борьба, панкратион, было очень много откровенной жестокости. Известно, что поединки в них продолжались до победного конца, а в панкратионе все приемы единоборства были дозволены и спортсмены подчас заканчивали схватки с тяжелыми увечьями. Эти негативные стороны древнегреческой атлетики сопровождали ее с момента возникновения.
Когда же она приобрела признаки профессионализма, они стали проявляться повсеместно. К этому следует добавить, что древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Для античных греков война была нормальным состоянием, мир же — исключением. Это постоянное состояние войны определило приоритетную направленность физической подготовки — большинство состязаний было направлено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всеми возможными способами, часто в ущерб гуманным принципам. Таким образом, идеализировать древнегреческую физическую культуру было бы неправомерно.
www.fizkulturaisport.ru
Физическая культура в Древней Греции
В развитии физической культуры Древняя Греция сыграла очень большую роль. Не только во времена существования древнегреческих государств, но и в последующие эпохи, вплоть до нашего времени, из физической культуры Греции заимствуется многое, начиная от физических упражнений и до организации соревнований, в том числе и олимпийских игр.
В чем же причины столь высокого развития физической культуры в Древней Греции? Говоря об историческом значении рабовладельческого строя, Ф. Энгельс писал: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира — для греческой культуры»*. Физическая культура в Древней Греции развивалась как составная часть античной культуры, начиная с самых ранних периодов ее истории. Еще в условиях родового строя греческие племена уделяли большое внимание физическому воспитанию, а также различным соревнованиям. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов, а грекам приходилось вести длительные войны для установления своего господства на Балканском полуострове и в бассейне Эгейского моря. Исходя из своих религиозных представлений, греки считали, что и боги очень любят физическую силу и проявление ее в состязаниях, поэтому соревнования атлетов очень рано" становятся частью религиозных обрядов.
В древнегреческих поэмах «Илиада» и «Одиссея», как указывалось выше, подробно описываются различные соревнования атлетов в беге, прыжках, метании диска, борьбе, кулачном бое в связи с какими-либо значительными событиями. Не удивительно, что в более позднюю эпоху физическое воспитание, как и соревнования атлетов, приобрело в древнегреческих полисах (городах-государствах) большое государственное значение.
« Поскольку Древняя Греция не была объединена в одно государство, мужчин в каждом полисе было немного, и это заставляло греков заботиться о воспитании и военно-физической подготовке каждого из них. Наибольшее внимание уделяется молодежи, для чего- и
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т: 20, с. 185. 21
создаются организованные системы воспитания. Благодаря хорошей физической и волевой подготовке грекам удалось держать в повиновении в несколько раз превышающее их по численности количество рабов. «Мое богатство — мое копье, мой щит, мой Славный шлем и крепость моего тела. Благодаря им я имею все, что нужно, и держу в повиновении своих рабов» — приблизительно так звучат слова в одной из песен спартанских воинов.
В период расцвета древнегреческой культуры (V—IV вв. до н. э.) наиболее выделялись Афины и Спарта. Но если Афины были государством прогрессивным, с быстро развивающейся экономикой и культурой, то Спарта являлась консервативным государством, во многом сохранявшим традиции родового строя, с ведением натурального хозяйства, с опорой исключительнопа военную силу. Этим определялись и различия в системе воспитания. Так, в Спарте с самого раннего возраста уделялось большое внимание физической закалке-ребенка. Как пишут античные авторы, каждого новорожденного родители обязаны были приносить на осмотр к специально уполномоченным (геронтам). Здоровых и крепких детей оставляли в живых, а слабые подлежали уничтожению. В семье мальчик воспитывался только до 7 лет, и все это время родители готовили его к суровой жизни. С 7 лет мальчики жили вне семьи и воспитывались под руководством специальных учителей (педономов). С 14 лет их обучали владению оружием и они начинали нести военную службу. Особенно тяжелым был первый, испытательный, год, когда их мужество и выносливость испытывали всевозможными истязаниями. Кормили их весьма скудной пищей, ходили они полураздетыми и босиком, спали на связках камыша. Одновременно мальчики занимались различными упражнениями, развивая физическую силу. Ежегодно между ними, как, впрочем, и в других греческих городах-государствах, устраивались соревнования, во время которых восхваляли победителей и вы-.смеивалйболее слабых. Даже девочки в Спарте до замужества должны были заниматься такими же физическими упражнениями, как и мальчики. В результате спартанцы вырастали стойкими, закаленными воинами. В Спарте насчитывалось менее 10 тыс. свободных мужчин, но они держали в повиновении до 250 тыс. рабов.
Иначе выглядела система воспитания в Афинах. Этому городу-государству нужны были не только физически сильные, но и образованные граждане, умеющие вести торговлю, управлять кораблями, общаться с представителями других государств. Большое значение в Афинах придавалось и эстетическому воспитанию, пению, музыке. С 7 до 14 лет юноши обучались в грамматической и в гимнастической школах. В гимнастической школе (палестре) мальчики занимались такими же упражнениями, как и спартанцы. С 16 лет юноши посещали гимнасию, где проходили более серьезную школу физического воспитания. Завершающей ступенью воспитания была так называемая эфеб и я, в которой юноши в течение 2 лет получали специальную физическую подготовку для несения военных обязанностей.
Что касается других греческих государств, то они, как правило, вступая в союз с Афинами или Спартой, во многом подражали им в
области воспитания подрастающих поколений. Различия между ними были преимущественно в области организации педагогического процесса. Главной целью физического воспитания во всех греческих государствах была подготовка воина, средства же этого воспитания были однотипными.
Древнегреческая гимнастика
В Греции сам процесс физического воспитания назывался гимнастикой, от греческого слова гимнос, т. е. голый, обнаженный, так как занимались физическими упражнениями в обнаженном виде. Все упражнения делились на три вида: палестрику, орхестрику и игры.
В палестрику (от слова пале — борьба) входили физические упражнения, которые мы теперь называем спортивными. Это бег на различные дистанции, прыжки, метания, борьба, кулачный бой и др. Ядром палестрики был комплекс упражнений, состоявший из пяти видов и называвшийся пентатлон. В него входили бег на дистанцию в одну стадию (мера длины, равная около 200 м), прыжок в длину с разбега, метание диска на дальность, метание копья (по-видимому, в цель) и борьба. Греки считали, что в этих упражнениях будущий воин может проявить все нужные бойцу качества: силу, ловкость, выносливость, быстроту, глазомер.
На более короткие дистанции, чем одна стадия, греки не бегали, но иногда увеличивали эту дистанцию до 2, 7 и даже 24 стадий. Бегали также и с оружием. Постоянная тренировка давала свои результаты, и греческие юноши достигали большой выносливости. Так, например, после победы над персами в местечке Марафон (490 г. до н. э.) один воин пробежал более 42 км 195 м, чтобы сообщить о ней жителям Афин. В честь этого по той же дороге были проведены соревнования бегунов на Играх I Олимпиады в 1896 г. (эта дистанция была названа марафонской).
Состязания в беге начинались ,от черты по звуку трубы. Для предупреждения фальстартов принимались различные меры удержания бегунов. Иногда перед их грудью натягивался канат, который по сигналу резко опускали, иногда бегунов даже ставили на колени и т. п. На тренировках, чтобы затруднить бег, бегали по песку или прикрепляли тяжести к ногам и плечам.
Что касается прыжков, то главным видом здесь был прыжок в длину с разбега. При прыжках, использовались отягощения, которые атлеты держали в руках. По свидетельству древних авторов, лучшие прыгуны достигали результата 17—18 м (в переводе на метрическую систему). Ясно, что так далеко греки прыгать не могли. Вероятно, речь шла либо о сумме трех прыжков, либо к длине прыжка причислялась и строго установленная длина разбега. Судя по сохранившимся документам, соревнования в прыжках проводились только в составе пентатлона.
Метание диска, по-видимому, ведет свое происхвждение от одного из обрядов поклонения солнцу, которое обожествлялось всеми народами. С тех пор религия греков изменилась, но некоторые следы
Дискобол, скульптура Мирона (V в. до н. э.)
древних обрядов, связанных с первобытным земледелием и скотоводством, сохранились. Этим можно объяснить и способ метания диска (вертикальный полет) и то, что диск считался священным предметом (в храмах найдено значительноеколичество дисков с надписями,обращенными к божест-вам).Вес найденных дисков различен — от 1,3 до 4,7 кг. Более легкие, по-видимому, метали мальчики, а самые тяжелые использовали на тренировках. Поэтому один из дошедших до иле результатов (28,17 м) ни о чем не говорит. Копье металось боевое, а затем было заменено более легкими дротиками. Борьба велась на песке, причем тело предварительно натиралось маслом.
Применялись греками и другие виды упражнений: кулачный бой, борьба вместе с кулачным боем (панкратион),
метание камня, сложные виды бега, различные прыжки через препятствия, но не все они были представлены на соревнованиях.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Олимпийские игры в Древней Греции
В каждом древнегреческом городе устраивались гимнастические состязания, или игры. Но самыми важными были спортивные состязания в Олимпии на Пелопоннесе — Олимпийские игры.
Олимпия — это святилище, где стоял храм Зевса, а затем были выстроены различные спортивные сооружения. Греки считали Олимпию владением бога Зевса. Согласно преданию, Олимпийские игры учредил в честь своего бога-отца Геракл. По греческим источникам, впервые они состоялись в 776 году до н.э. Вначале в играх принимали участие жители Пелопоннеса, затем они стали общегреческими. По обычаю, во время их проведения в Греции объявлялся всеобщий мир.
Игры проводились каждые четыре года и продолжались пять летних дней. В первый день совершалось торжественное жертвоприношение Зевсу, в последний — награждали победителей. Один день отводился для состязаний юношей.
1. Голова кулачного бойца. Древнегреческая скульптура. 2. Современный макет Олимпии, столицы Олимпийских игр. В центре — храм Зевса
Греческие атлеты соревновались в беге, прыжках, поднятии тяжестей, метании диска и копья, борьбе и кулачном бое. Рекордные результаты греки не учитывали: важна была просто победа. Но о некоторых достижениях известно. Дискобол Флегий метнул диск примерно на 50 метров, что и в наши дни являлось бы результатом международного класса.
Самым знаменитым греческим атлетом был Милон. Ещё подростком он тренировался, поднимая на плечи телёнка и обнося вокруг спортивной площадки. Милон делал это изо дня в день. Шло время, телёнок рос и превратился в быка. Но выросла и сила Милона. Теперь он поднимал на плечи быка, а когда ему как победителю на Олимпийских играх вручили бронзовую статую, Милон взвалил её на плечи и отнёс в храм. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Состязания на колесницах. Роспись на древнегреческой вазе
Бегуны. Роспись на древнегреческой вазе
На имевшем овальную форму ипподроме устраивались гонки колесниц. Беговые лошади и колесницы стоили очень дорого, поэтому в гонках участвовали только богатые. Сам владелец упряжки не выступал, а нанимал возничего. Однако победителем считался не возничий, а хозяин лошадей.
Десятки тысяч зрителей съезжались в Олимпию. Победителей награждали оливковыми венками и пальмовыми ветвями. Поэты слагали в их честь стихи. Сограждане ставили им статуи на площади родного города, освобождали от государственных повинностей, и до конца жизни победители соревнований получали бесплатное питание.
Вопросы по этому материалу:
Что благоприятствовало развитию культуры в Древней Греции?
Почему спортивные состязания играли важную роль в жизни древних греков?
doklad-referat.ru
Физическая культура и спорт в древней греции
скачать ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.
В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой и состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В основе палестрики лежали упражнения пятиборья: - бег, прыжки, метания копья, диска и борьба. В палестрику входили панкратин (соединение борьбы с кулачным боем), а также плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игра в мяч. Орхестрика включала в основном танцевальные упражнения, выполнявшиеся под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, чаще всего использовавшийся при занятиях в детьми. Сюда относились игры с палкой, колесом, клюшкой, шаром и другие подвижные игры.
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое развитие, и агонистику – специальную тренировку к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество в честь победы и т.п.). Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность.
В период с VIII по II в.до н.э. в олимпийских играх могли участвовать только свободорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди негреческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины к играм не допускались. каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к играм дома, а затем в течение месяца – в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.
В общественно- политической жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI – IVвв. до н.э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни страны. Олимпийские игры способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать ан землю Олимпии с оружием в руках.
До 50 тыс. зрителей собиралось на олимпийские праздники. Их посещали знаменитые философы, историки, поэты, ораторы, музыканты, служители культа. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков. Они проводились один раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоисчисление.
Программа олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию, т.е. 192 м, впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), борьбе, кулачном бою и панкратионе, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э) в играх стали принимать участие и дети.
Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители их (олимпионики) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх был венок из ветвей оливкового дерева.
скачать
nenuda.ru
Спорт в Древнем Риме и Древней Греции — реферат
Согласно приговору, осужденный зачислялся в школу гладиаторов. Эта форма наказания не означала обязательную смерть. После определенного количества боев гладиатор освобождался от обязанности участвовать в поединках. В знак этого ему вручался деревянный меч, и, если он был рабом, он получал свободу.
Рассмотрим некоторые факторы популярности поединков гладиаторов, которые в эпоху республики почти оттеснили на задний план театральные и цирковые представления.
Во-первых, они оказывали огромное психологическое воздействие на суеверных римлян тем, что в их представлении с помощью крови они могут покончить с губительной властью покойных.
Во-вторых, поединок должен был означать, что народ также привлекается к публичному отправлению правосудия над осужденными и мошенниками.
В-третьих, захватывающие поединки полностью удовлетворяли массовые потребности той эпохи в развлечениях и зрелищах. И не в последнюю очередь преследовали ту цель, чтобы приучить юношей-римлян безразлично относиться к смерти, не быть чувствительным к человеческим страданиям.
"Некоторые, - говорил Цицерон, - могут считать наши поединки гладиаторов жестокими и бесчеловечными. В том виде, как они проходят сейчас, они таковыми и являются. Может, для уха и есть лучшая школа, чтобы перенести боль и смерть, но для глаза определенно нет".
Если всё рассмотреть через призму уже упоминавшихся средств политической борьбы, когда предводитель какой-либо группировки изыскивал для народа с притупившимися эстетическими чувствами все новые и новые жестокости, желая таким образом произвести впечатление на своего противника.
В период упадка республики гладиаторы использовались в борьбе за власть, совершали убийства. Противники Юлия Цезаря ехидно замечали, что уже во времена эдилов было столько гладиаторов, что благодаря им он держал "в страхе" весь сенат.
Императорский период
Со сменой политической формации, а одновременно и жизненного уклада в эпоху империи в истории римской физической культуры наступил новый период. Захватнические войны, а также применение владельцами крупных поместий рабского труда пагубно отразились на крестьянстве - большинство из них потеряли землю и пополнили собой число людей, паразитирующих на рабском труде. Республиканская государственная структура с течением времени оказалась неспособной обеспечить господство малочисленного меньшинства над разорившимися свободными гражданами, жителями провинций и рабами. Основанная на военной диктатуре империя положила в конце I века до н. э. конец полувековому внутреннему кризису. Окончание гражданских войн, обеспечение внутренней безопасности создало условия для почти 200-летнего мирного развития экономической и культурной жизни.
Спорт из средства межпартийных баталии превратился в предмет "заботы" императорской власти и стал выполнять репрезентативные функции. Императоры строили громадные купальни, посреди которых под открытым небом размещалась площадка для посетителей. Представители наиболее зажиточных слоев здесь проводили значительную часть времени, общались между собой. Помимо плавания каждый здесь выполнял наиболее приятные для него двигательные упражнения. Одни танцевали, делали пробежки, боролись, поднимали тяжести, другие развлекались, играя в мяч и в настольные игры
Были в Римской империи и стремления со стороны господствующего класса культивировать состязания по греческому образцу. Во время консульских праздников устраивались соревнования в беге, верховой езде и гребле с участием граждан Рима. Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Более удачной оказалась попытка Домициана, чьи игры, учрежденные в 86 году, просуществовали вплоть до развала Западной Римской империи.
Однако активный интерес к организации состязаний удавалось поддерживать только в узком кругу представителей высших слоев общества. Свободные граждане, сторонившиеся военщины, презиравшие труд, жившие только сегодняшним днем или на иждивении других, выступали скорее в роли "пассивных потребителей" зрелищных пороков, порожденных спортом.
Для удовлетворения потребностей народа в развлечениях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуны которого в IV веке были расширены до 350 тысяч мест. В конце эпохи Римской империи продолжительность развлекательных представлений достигла 175 дней в году.
Громадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигались не только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сиракузах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиаторов были оттеснены на задний план цирковыми представлениями и различными состязаниями греческого происхождения, но в период ее упадка снова обрели главенствующую роль.
Для того чтобы сделать народные зрелища более разнообразными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали в бассейны, которые можно было заполнять водой, где устраивались затем всевозможные поединки на воде с участием судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболее запомнившиеся морские сражения, в Саламисе, в ходе которых зрители могли вдоволь полюбоваться тем, как в этом бою рабы душили друг друга и сталкивали в воду.
Судя по описаниям, в этот период хорошо обученные всадники на колесницах и гладиаторы наряду с самоотверженностью пользовались огромной популярностью. Зрители из зажиточных слоев, стремясь произвести впечатление на массы, одаривали своих любимцев дорогими подарками. Сам император не раз посылал вошедшему в милость гладиатору дорогой кубок, наполненный золотыми монетами. Однако всех превзошел Нерон, который подарил одному из них дворец и землю.
В грубых и неотесанных гладиаторах женщины видели воплощение мужественности. Художники прославляли их, изображая в мозаиках, на керамических плитах и на вазах. Неудивительно, что со временем снова выросло число сенаторов, рыцарей и даже императоров, принимавших участие в любительских гонках на колесницах и выступавших в роли гладиаторов - Нерон, Тит, Гадриан, Каракалла, Коммод и др. Славе гладиаторов завидовали даже амазонки и в погоне за сенсацией, к немалому удовольствию зрителей, участвовали в поединках в смешанных парах вместе с мужчинами.
Однако наряду с гладиаторами и всадниками - "звездами" и любимцами публики, была многочисленная группа побежденных неудачников. Большой процент всадников заканчивал свою спортивную карьеру с многочисленными травмами и не в ореоле славы. Многие из них находили смерть под копытами мчавшихся за ними лошадей или под колесами проносившихся над ними колесниц. Большинство раненых гладиаторов не получало пощады. Понятие об идеальном мужчине требовало, чтобы победитель с криком "Получай!" заколол корчившегося от боли противника. Служители амфитеатра в таких случаях бросались к валявшемуся на песке трупу. Они постукивали его молотками по лбу и, если не находили в нем ни малейших признаков жизни, крючками выволакивали с арены. Остальные наспех переворачивали окровавленный песок, посыпали арену свежим, и под приветственные крики присутствующей толпы на арену выходила новая пара.
В конце эпохи Римской империи с обострением общественной борьбы поклонники коневодческих факций объединились в настоящие "цирковые" партии. Цвета основных факций - белый, красный, синий и зеленый - были едиными на территории всей империи. Факций различных городов были в V веке реорганизованы в соответствии с общественным расслоением. С этого времени конные состязания и состязания колесниц превратились в своеобразную открытую арену политической борьбы. Имперская администрация с удовольствием наблюдала массовые стычки болельщиков, отдававших свои симпатии различным факциям, так как это отвлекало их внимание от действительного участия в решении вопросов, касающихся власти.
Время от времени сами императоры становились во главе той или иной факций. Особенно они старались завоевать расположение "синих" и "зеленых", располагавших наибольшим числом сторонников. Калигула, например, отравив наиболее опасные упряжки противников, тем самым усилил позиции своей партии.
Спорт в Древней Греции
Формирование физической культуры античной Греции
В конце II тысячелетия до н. э. к западу от государств Ближнего Востока с деспотическими режимами, в районе Эгейского моря, начала развиваться физическая культура общества, совершенно отличного от указанных государств. На Востоке, на огромных многонаселенных равнинах Междуречья, естественные условия вызывали необходимость совместного труда, в централизованном порядке организованного и управляемого. В Греции же населяющие закрытые грядами гор долины и труднодоступные острова небольшие независимые общины самостоятельно, в полной мере используя индивидуальные способности каждого члена, боролись за свое существование и благополучие. Культура Междуречья отражала мир привязанных к земле крестьян, деспотических царей и твердо придерживающихся древних традиций священнослужителей. Духовный мир Греции стимулировал смелые начинания исследование неизвестного, развитие умственных и физических способностей человека. Общественным идеалом на Востоке было постоянство, покорность и услужливость, а у греков — независимость, свобода, стремление к высшим достижениям во всех областях жизни. Такой образ жизни, получивший развитие из антропоморфной мифологии, привел к признанию общественной саморегулирующей роли физической культуры, которое вплоть до наших дней является источником развития физического воспитания, спорта и танцевального искусства.
В начале II тысячелетия до н. э. в Кносе на острове Крит процветала физическая культура, аналогичная древневосточной. С укреплением экономических и политических позиций рабовладельческой аристократии, сформировавшейся в течение предыдущих столетий, прежние общие турниры в честь посвящения в звание (с участием нескольких родовых общин) все больше приобретали спортивно-зрелищный характер национальных праздников. Судя по одеянию, их участники были, прежде всего, представителями местного правящего класса. Однако турниры аристократов были не только публичным выступлением, но вместе с тем и демонстрацией контроля, силы, ловкости и смелости, с помощью которых они выражали свое превосходство над простым народом. Степень трудности образцов движений, изображенных древними художниками (сваливание быка на землю, подставив подножку, ритмика движений борцов и танцев воинов, уверенный ритм кувыркания, через голову, исполнявшегося кносскими девушками на спине быка), единодушно свидетельствует о том, что исполнявшие эти упражнения проходили тщательную специальную тренировку. На турнирах, составлявших акробатическую часть безудержных обрядов, совершавшихся ради получения хорошего урожая, фигурировали такие элементы стиля ритуальных танцев, борьбы, бега с оружием, метания копья, состязания на колесницах и кулачного боя.
Несколько фаз акробатической игры с быком, изображенной на настенной росписи в Кносе (II тысячелетие до н. э.)
Простиравшийся к северу от Крита греческий полуостров оказался под властью ахейцев и родственных им племен. После слияния групп ахейских и эгейских народов родились известные в качестве элементов микенской культуры достижения в области архитектуры, искусства и физического воспитания, опиравшиеся на первоначальные рабовладельческие формации. Возникший в основном под влиянием критской культуры новый центр развития достиг своего расцвета в XVI—XIV вв. до н. э. В хронологическом отношении этот период означает заключительный этап развития эгейской культуры и вместе с тем начало исторического формирования греческой нации.
Однако в XIII в. до н. э. Балканский полуостров и Малую Азию захлестнула новая волна воинственных племен, пришедших из Европы. Это вторжение решило судьбу единовластия ахейского Пелопоннеса и микенской культуры. Застрявшие на уровне племенного развития орды пришельцев уничтожили большинство коренного населения. После них остались разбитые статуи и сожженные здания, а от некогда процветавшей физической культуры — лишь росписи на стенах и вазах, относящиеся к гомеровскому периоду. Этому свидетельствуют археологические раскопки, относящиеся к этому периоду.
Микенские геммы, изображающие игры с быком (II тыс. до н. э.)
На месте поселений различных племен и остатках прежних поселений началось создание греческих городов-государств (полисов), которые являлись также культурными центрами находящихся под их господством территорий.
Возникновение античной гимнастики
В VIII века в Греции появляется античная гимнастика.
Слово «гимнастика», точнее, гумнастика, происходит от греч. «обнаженный». Обнаженность связана с гомеровским периодом, когда проводившиеся на берегу рек, ручьев и у моря занятия содержали много таких задач, для выполнения которых одежда была препятствием (преодоление водной преграды, борьба в воде). Согласно другим упоминаниям, греки, веря в магию, считали, что одежда может ослабить физические способности человека.
Античная гимнастика состояла из 3 основных частей: из подвижных игр, а также из обучения палестрике и орхестрике.
1.В подвижные игры входили упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие упражнения, развивающие ловкость.
student.zoomru.ru
Физическая культура в Древней Греции.
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒
ФК рабовладельческого общества наивысшего своего развития достигла в Древней Греции. Ее расцвет приходится на VI-V вв. до н.э. Поэтому особенности ФК рабовладельческой формации целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта и Афины.
Древнегреческая культура, особенно в период V-IV вв. до н.э., представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием. По существу, это была история одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны выступал агон – соревнование, связанное с культом тела, а с другой – соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н.э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними. Негативные стороны древнегреческой атлетики (жестокость, уловки) сопровождали ее с момента возникновения. Когда же она приобрела признаки профессионализма, они стали проявляться повсеместно. К тому же древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Для античных греков война была нормальным состоянием, мир же – исключением. Это постоянное состояние войны определило приоритетную направленность физической подготовки – большинство состязаний было направлено на демонстрацию военно-физических умений, победа в которых достигалась всеми возможными способами.
ФК Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в. до н.э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.
Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым (обычай, вероятно, возникший в первобытной общине).
До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию.
После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан. Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым: мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения упражнений допускались удары ногами, укусы, царапанье. В детской среде иногда намерено провоцировались раздоры и драки. Воинственность и грубая сила в общине равных Спарты оценивались как наивысшее достижение человека, что являлось пережитком военной демократии, характерной для переходного периода от родового общества к классовому. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30-40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. В ходе этих ночных налетов, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.
По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу физической подготовки составлял пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.
Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.
До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Считалось, что укрепление тела способствует рождению здоровых детей. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин.
Т.о., идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин.
В V-IV вв. Афины были центром всей греческой жизни. В отличие от Спарты здесь была рабовладельческая демократия. Из 400 тыс. жителей, 150 тыс. были свободными гражданами. «Демос» Аттики имел право выбора форм воспитания и обучения своих детей. Афинская система отличалась от спартанской тем, что сочетала умственное, нравственно-эстетическое и физическое воспитание.
В городе-полисе Афины сохранился обычай умерщвления слабых младенцев, но при согласии отца. Афиняне обучали бесплатно тех детей, чьи родители погибли на войне, защищая Родину.
В Афинах имелась целая система различных школ: мусические – где мальчиков 7-15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» – борьба) – где мальчики 12-16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием. Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.
Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах – гимназиях, где значительную часть времени отводилось ФУ, а остальное – беседам с философами, выдающимися государственными деятелями, посещению театров, различных собраний, судов.
Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела. Девочки не получали такого ФВ, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.
Т.о., идеалом афинского общества был гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному и обладающий красноречием.
Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. В Греции сам процесс ФВ назывался гимнастикой. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.
Игры для детей 1-7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей. Это были упражнения с мячом, обручем (сферистика), с элементами бега, метание копья и диска и другие ФУ, развивающие ловкость. Игры афиняне считали одним из способов достижения взаимопонимания, установления торговых отношений.
В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем) езда на колеснице и др.
Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел определенной длины, т.к. отмерялся судьями ступнями – 600 ступней) – около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами.
Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок представлял собой 5-кратный многоскок с двух ног.
Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска – на дальность. Метание выполнялось в вертикальной плоскости полета диска, т.к. этот способ движения был полностью заимствован из военного дела, где диск был боевым снарядом.
Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.
Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой. Афиняне считали игры способом установления торговых отношений.
Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики (системы подготовки к агонам, или, как их сейчас называют, к играм) сыграли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы. Состязания (особенно первоначально) посвящались богам и были важной частью религиозных обрядов, а не играми с их чисто состязательными (спортивными) целями. С IX в. до н.э. игры начинают превращаться в демонстрацию боевых (военно-физических) качеств рабовладельцев, т.е. становятся более атлетическими по содержанию. Кроме самых известных и значительных – Олимпийских игр проводились также и другие: Немейские, Истмийские, Панафинейские, Пифийские – всего около 40, по названию мест, где они проводились.
Первые документальные сведения об Олимпийских играх древности относятся к 776 г. до н.э. Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. Победителем стал повар из Элиды Корэб. В дальнейшем имя победителя на один стадий присваивалось последующему четырехлетию – олимпиаде. Постепенно программа Олимпийских игр расширялась за счет бега на 2 стадия (14 игры в 724 г. до н.э.), борьбы и пентатлона (18 игры в 708 г. до н.э.), кулачного боя (23 игры в 688 г. до н.э.), скачки на колеснице (25 игры в 680 г. до н.э.), панкратиона (33 игры в 648 г. до н.э.), бега атлетов в полном вооружении (520 г. до н.э.). С 37 игр (632 г. до н.э.) в олимпийском празднике начинают участвовать и юноши моложе 20 лет. Состязания заметно освобождаются от религиозного влияния. Продолжительность Игр увеличивается до 4-5 дней.
С VIII-II вв. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки-мужчины. Каждый из участников должен был готовиться в течение 10-ти месяцев дома и одного – в Олимпии.
В VIII-V вв. до н.э. около 40 городов-полисов участвовали в Олимпийских играх. Представители юга Европы, севера Африки, Ближнего Востока и Кавказа становились участниками этих соревнований. Олимпийские игры выполняли большую прогрессивную роль. Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции и ближайших регионов. Игры способствовали объединению разрозненных полисов, служили делу установления мира. Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела. На олимпийских празднествах поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан, Пифагор.
С IV в. до н.э. с появлением наемной армии институт эфебии приходит в упадок. Ведение войны стало делом профессионалов-наемников. Состоятельные слои населения стали избегать тренировок, связанных с большими физическими нагрузками. Популярность среди молодежи начали завоевывать облегченные формы занятий ФК, музыка, танцы, песни и др. Агоны стали заметно утрачивать свою основную функцию – демонстрации рабовладельцами военно-физических умений. Среди участников агон стали появляться иностранцы, вольноотпущенные, разорившиеся рабовладельцы, для которых выступления на состязаниях становятся профессией. Игры начали превращаться в чисто зрелищное мероприятие, а вместо почетного венка победителю стали вручать крупные денежные суммы.
Появление христианской религии, выступавшей противником языческой веры, потеря греческим государством самостоятельности в 146г. до н.э. окончательно привели к прекращению проведения древнегреческих Олимпийских игр. В 394 г. н.э. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.
В целом, методы воздействия на физические возможности человека в Древней Греции достигли для того времени высокого уровня. Так, различались типы телосложения, пригодные для того или иного вида палестрики, имелись разработанные методики развития физических качеств (поднятие груза при различных положениях туловища, бег в воде на различной глубине, применение упражнений с отягощениями и др.), разучивание упражнений целостным и расчлененным методами. Процесс физической подготовки включал в себя большие периоды (по сегодняшней терминологии – макроциклы) – 4 года и малые (микроциклы) – 4 дня. В первый день проводились подготовительные занятия, во второй нагрузка возрастала, в третий – снижалась, в четвертый выполнялась «поддерживающая» физическая нагрузка.