Имущественное и социальное расслоение в Древней Греции. Сословия древней греции
О структуре полиса, понятии «гражданин» в Древней Греции
Поиск Лекций
Историю Древней Греции сложно понять, не обращая внимания на сословные различия. Сословия различаются тем, что статус передается по наследству. Это нехарактерно для нашего общества, но было характерно для большинства древних и средневековых обществ.
Древняя Греция состояла из полисов. Полисы — это гражданские общины, города-государства, их можно называть по-разному. По мнению древних греков, полисы — это собственность граждан, собственность гражданского коллектива. Граждане — это потомки первопоселенцев, тех, кто занял эту область, или захватил насильственно, или поселился здесь. И их потомки являются коллективными собственниками этой области. У них психология коллективных собственников, поэтому для древнегреческих историков невозможно записать, что Спарта воевала с Афинами. Спартанцы воевали с афинянами, беотийцы воевали с мегарцами.
Полис — это не стены, а люди. И когда на каком-нибудь судебном процессе в Афинах оратор говорит, обращаясь к судьям: «Вот это же мы приняли этот закон», то этот закон мог быть принят триста лет назад. «Мы» значит «гражданский коллектив». Это можно понимать, изучая и читая историю Древней Греции. Только граждане могли владеть земельной собственностью в полисе, и только граждане участвовали в политической жизни, в решении всех политических проблем полиса. И высший орган любого полиса — это народное собрание, то есть сходка граждан, тех, кто уже может носить оружие или защищать полис, то есть обычно это с двадцати лет, но в некоторых полисах позже.
Но кроме граждан жили и другие сословия. Вообще в любом полисе было три сословия: граждане, свободные неграждане (в каждом полисе их звали по-разному: в Афинах — метеки, в Спарте — периэки и так далее) и рабы. Это три сословия, из которых состоял любой греческий полис. Свободные неграждане — это те, кто «понаехал» из других греческих полисов. Это, как правило, греки, хотя в более позднее время они могли быть и негреками. Как правило, это торговцы и ремесленники. Они не могли быть земледельцами, потому что земледелие связано с собственностью. Свободные неграждане играли важную роль в ремесле и торговле, они служили в вооруженных силах. В Афинах они очень часто были и в сухопутной армии, и во флоте. В Спарте периэки были гоплитами. Они могли, если были компактные места их проживания, пользоваться внутренним самоуправлением, как спартанские периэки, но полными гражданскими правами они нигде не обладали. В тех же Афинах, для того чтобы представительствовать в суде, они должны были просить гражданина, потому что они не субъекты права, а скорее объекты права. Это свободные неграждане.
И наконец, рабы. Греческая цивилизация, как и многие другие цивилизации древности, Средневековья и Нового времени, использовала рабский труд. Основание рабского труда — это право победителя. «Я захватил город, и я милостиво сохранил его жителям жизнь, и я могу их использовать как рабов».
Использование рабов было. Труд рабов использовался вместе с трудом свободных. Рабы были абсолютно бесправны, но, как правило, были некоторые ограничения. Конечно, хозяину было невыгодно их убивать, потому что они стоили не так уж дешево. В Афинах были ограничения на убийства рабов. Убийство раба приравнивалось к непредумышленному убийству свободного человека.
Важно знать то, что, с точки зрения древних, главная граница в этих трех сословиях пролегала не между рабами и свободными, а между гражданами и негражданами. Потому что выкуп или отпуск рабов на волю был делом абсолютно обычным. Зафиксированы десятки тысяч надписей об отпуске рабов на волю — так называемых манумиссий. Но случаи перевода из неграждан в граждан просто единичны. Почему? Полис — это собственность граждан. В этот коллектив собственников пускать чужаков было абсолютно неуместно.
Но граждане, безусловно, — это не только мужчины, но и женщины и дети. С точки зрения древних авторов, главную роль играли мужчины, как бы мы сейчас сказали, призывного возраста, потому что в Древней Греции, как и в других древних обществах, права были связаны с обязанностями. Главная обязанность гражданина — это защищать свой полис. Поэтому, например, когда историк Фукидид описывает жертвы Афин во время катастрофической эпидемии чумы в 430–429 годах до нашей эры, он пишет так: «Погибло всадников столько-то, пехотинцев-гоплитов столько-то, а женщин, детей, рабов и прочей черни (ὄχλος) — несчетное количество». Это абсолютно отличается от гуманистического взгляда нашего общества, когда при любых катастрофах дети и женщины перечисляются особо.
Права женщин были ограничены. Будем мы говорить о женщинах-гражданках, потому что женщины, естественно, были во всех сословиях. Жена-гражданка нужна была для рождения детей. Это главная цель брака древности — рождение законных наследников, граждан, детей. Поэтому брак оформлялся специальными религиозными церемониями. Это не единственный вид брака. Брак между мужчиной и женщиной разных сословий был возможен, например гражданин и выходец ил другого полиса. Он тоже признавался, признавались имущественные права, но дети не становились гражданами. И было просто сожительство господина с рабыней. Тут у рабыни не было никаких прав, но был обычай освобождать ее и ее детей. Просто был такой обычай.
Женщины зависели от своих мужей и отцов. Замужняя женщина, если у нее была служанка-рабыня, которая могла сходить на рынок, не должна была выходить из дому кроме как во время религиозных церемоний. Муж мог легко дать развод жене, правда обеспечив ее и очень часто выдав замуж за какого-то своего друга или знакомого. Женщине было крайне сложно потребовать развод. То есть юридическое положение женщины было очень низким во всех греческих полисах, за исключением Спарты. Но реальное положение было лучше очень часто, потому что оно не регулировалось законами.
Женщины в греческом доме жили на женской половине, которая располагалась дальше от входной двери, потому что гости должны были приходить в гости к мужу. Там жили женщины, рабыни-служанки и дети. Женщины пользовались относительной свободой только во время религиозных праздников. На праздник фесмофории — это такой специальный женский праздник — мужчины удалялись даже из города, и там оставались только женщины, которые праздновали свои ритуалы. Кроме этого, замужние женщины могли выходить из дому только для похоронных процессий и прочих церемоний.
Сергей Карпюк
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ и ГАУГН.
Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло из полноправных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Но только граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой, всем набором прав — и экономических, и политических, и социальных. Именно граждане полиса являлись, таким образом, наиболее привилегированной категорией его населения.
Понятие гражданин включало в себя совокупность ряда его непременных прав и обязанностей по отношению к гражданскому коллективу полиса. Главным качеством гражданина был его статус свободного человека. Дело в том, что после отмены в Греции долгового рабства граждан они ни при каких условиях (кроме плена) не могли утратить своей свободы. В связи с этим в греческом мире постепенно складывается убеждение, что никакой эллин не может быть рабом. Позднее это положение найдет свое теоретическое обоснование в трудах Аристотеля, сформулировавшего тезис о том, что только варвары — это рабы, причем рабы «по природе».
Грек получал гражданский статус в силу своего рождения от родителей-граждан, хотя это правило во многих полисах было установлено только в последующий, классический период. Даровать гражданские права могло народное собрание полиса, но эта практика характерна уже для времени кризиса полиса. В олигархических государствах наличие статуса гражданина могло предполагать некоторые условия — имущественный ценз, наличие земельной собственности, способность иметь комплект тяжелого вооружения.
Одним из главных прав и непременной чертой гражданского статуса полиса было его право на земельную собственность. Землевладение, а значит, земледельческий труд долгое время оставались одной из главных привилегий гражданина полиса.
Если иметь в виду недостаток плодородных и возделываемых земель в Греции, существование института гражданства предусматривало стабильность и замкнутость коллективов землевладельцев, составлявших полисные организации. При этом численные рамки сочленов таких коллективов должны были жестко контролироваться. Важно отметить, что полис как коллектив граждан-земледельцев и землевладельцев всегда выступал в роли и верховного собственника земли, и в качестве гаранта земельной собственности своих сочленов. Именно полис, и только он мог вмешиваться в отношения собственности своих сограждан. Таким образом, государство в Греции рождалось и существовало как аппарат принуждения не над совокупностью общин его подданных (как это было на Древнем Востоке), а как бы вырастало из отдельной общины ее граждан-сочленов, выполняя свои регулирующие и властные функции в интересах как отдельных членов гражданской общины, так и всего коллектива граждан, ее составлявших.
Следующая характерная черта полисной организации древних греков — это отношение граждан к военной организации полиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсутствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к оружию по мере появления военной угрозы. Дело в том, что греческие полисы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внешней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.
В архаическое время в связи с развитием экономики греческих полисов и ростом благосостояния значительной части их граждан, тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Теперь основной фигурой полисного войска становится гоплит — представитель среднего класса крестьянства, воин, имевший комплект оборонительного (панцирь, шлем, поножи и щит) и наступательного (копье и небольшой меч) вооружения.
Особые формы самоуправления в гражданском коллективе — это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное собрание, объединявшее исключительно граждан, — важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитывалось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входившего в его состав. Другие органы политического управления — совет, суд, разветвленная сеть полисных должностей, осуществлявших исполнительную власть, — также были в руках гражданского коллектива и никогда от него не отделялись. Отсюда принцип исключительности, ставивший гражданина полиса, его способности на недосягаемую высоту по сравнению с иными категориями населения.
В полисном обществе складывалась особая система отношений между властью и отдельным гражданином. Здесь источником правовых норм становится закон, выработанный гражданами на народном собрании, являвшемся высшим законодательным органом.Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было его важнейшим неотъемлемым правом. Убежденность в том, что лично от гражданина, от его решения зависит судьба государства и его личное благополучие, стимулировало политическую активность граждан. Политическая безучастность считалась недостойной статуса гражданина.
Следовательно, никто, кроме граждан полиса, не имел права владеть землей на его территории, а также права распоряжения (через решение всего коллектива граждан) общественными землями, принадлежавшими всему коллективу граждан-политов. Никто, кроме граждан полиса, не имел права участия в его военной и политической организации. Поэтому в классическом греческом полисе имело место характерное триединство облика члена его гражданского коллектива: одновременно он являлся и гражданином, непременным участником политической жизни своей гражданской общины, и собственником, и воином.
Таким образом, члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплоченный, весьма замкнутый коллектив, строго хранивший и контролировавший все права и привилегии своих сочленов. Стабильность гражданского коллектива и небольшие размеры территории полиса (в условиях Древней Греции она не могла быть расширена без конфликта с соседями) — это еще одна из непременных черт полисной организации.
Важно иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Гражданский коллектив полиса являлся совокупностью свободных, политически равноправных, экономически независимых граждан-землевладельцев.
Существовала определенная мобильность в занятиях граждан полиса, охранявшая их гражданский статус. Если они в силу обстоятельств лишались (добровольно или за долги) своего участка земли, им в любом случае со стороны полиса, непременной частью которого они по-прежнему себя ощущали, гарантировался прожиточный минимум. Для того чтобы поправить свои дела, они могли заняться ремеслом, а затем купить или взять в аренду земельный участок. Наконец, такой гражданин мог покинуть свой полис и с отрядом таких же переселенцев уехать в основываемую колонию, став уже на новом месте земледельцем, сохранив и там свои гарантированные гражданские права. Кроме всего прочего, в силу жизненных обстоятельств, гражданин-земледелец мог заняться торговлей.
Типичный греческий полис был очень небольшим по своей территории, и в таком полисе проживало от 5 до 10 тыс. человек, из которых лишь меньшая часть, примерно 1-2 тыс. человек, имели права гражданства.
Однако в Греции были и более крупные полисы: Спарта имела территорию площадью в 8400 кв. км., площадь Афинского полиса составляла 2500 кв. км. В таких государствах число жителей могло достигать 200 тыс. человек, из которых граждан насчитывалось не более 30-35 тыс.
Каждый греческий полис являлся суверенным государством, имеющим свое гражданство, свои законы, органы власти и управления, а также все внешние обязательные архитектурные атрибуты такого рода гражданской общины — храмы полисных богов, комплекс общественных сооружений, театр, площадь для заседания народного собрания, палестры, стадионы, общественные водозаборные сооружения и т.п.
Греческая цивилизация по сути своей была цивилизацией городского типа. Поэтому город являлся составляющей любого греческого полиса (может быть, за исключением Спарты, являвшейся объединением пяти сельских поселков). Город был прежде всего и укрепленным пунктом, под защиту стен которого могло укрыться все население полиса, (включая и жителей сельской округи), и центром ремесленного производства и торговли, культуры, религиозной и политической жизни.
poisk-ru.ru
Статус женщины Древней Греции |
Статус женщин Древней Греции не был однородным. Существуют записи, что женщины в древних городах-государствах Дельфы, Гортине, Фессалии, Мегары и Спарты владели землей, самой престижной формой частой собственности того времени.
В древних Афинах, женщины не имеют юридического статуса личности — они считались частью ойкос во главе с мужем Kyrios.
До брака, женщины находились под опекой своего отца или другого родственника мужского пола, как только выходила замуж, становилась собственностью мужа. Женщины были отстранены от ведения судебных разбирательств, Kyrios будет делать это от их имени.
Установленный статус женщины Древней Греции
Афинские женщины не считались полноценными гражданами, ограничивались в правах собственности и, следовательно, не имели ни имущества, ни средств к жизни. Тем не менее, женщины могут приобретать права на имущество через подарки, приданое и наследство, однако, муж вправе распоряжаться имуществом женщины.
Афинские женщины могут заключить договор, который стоимостью меньше, чем «medimnos ячменя» (мера зерна). Это позволяет женщинам заниматься мелкой торговлей.
Рабы, как и женщины, не имеют права на полноправное гражданство в древних Афинах, но в редких случаях, они могут стать гражданами, если будут освобождены.
Но ни одна женщина никогда не приобрела гражданства в древних Афинах — женщины были в принципе исключены из практики древней афинской демократии. Единственным постоянным барьером на гражданство был пол. Женщина древних Афин – это имущество, а не человек.
Напротив, спартанские женщины имеют статус, власть и уважение, что было недоступно остальной части классического мира. Спартанские женщины были официально исключены из военной и политической жизни, но они пользовались значительным статусом матери спартанских воинов.
Мужчины занимались военной деятельностью, женщины взяли ответственность за управление имениями. После затяжной войны в 4-м веке до н.э. спартанские женщины владели примерно 35% — 40% всего имущества и спартанских земель.
В эллинистический период, некоторые из самых богатых спартанцев были женщины. Они контролировали свои собственные богатства, а также средства родственников мужского пола, которые ушли с армией.
Спартанские женщины редко выходили замуж в возрасте до 20 лет, и в отличие от афинских женщин, которые носили тяжелые, закрытые одежды и редко выходили за пределы дома, спартанские Женщины носили короткие платья и ходили, где им заблагорассудится.
Девушки, как и мальчики, получали образование, и молодые женщины, как и молодые люди, участвовали в Gymnopaedia (Фестиваль Обнаженная молодежь).
Платон признавал, что расширение гражданских и политических прав женщин, существенно изменит характер государства. Аристотель отрицал, что женщины являются рабами или собственностью, но он считал возможным «купить» жену.
Он утверждал, что экономическая активность женщин заключается в сохранение домашнего имущества, созданного мужчинами. Согласно Аристотелю, труд женщин не имеет никакого значения, потому что «искусство ведения домашнего хозяйства не совпадает с искусством получения богатства».
В отличие от этих взглядов, философы-стоики выступают за равенство полов: половое неравенство бытия, по их мнению, противоречит законам природы.
В этом стоики следуют циникам, которые утверждают, что мужчины и женщины должны носить одинаковые одежды и получать одинаковое образование. Они также видели брак как общение между равными.
Нет необходимости делить биологические или социальные роли между мужчиной и женщиной – такие взгляды они практиковали в собственной жизни. Циники добавили свою теорию человеческой природы, тем самым поставив сексуальный эгалитаризм на сильную философскую основу.
45 тысяч рабов в Беларуси
www.molodostivivat.ru
Социальная структура в Древней Греции
Ускоренное развитие греческой экономики в VIII–VI вв. до н. э., включение всех слоев населения в те или иные отрасли производства создавали условия для формирования разных классов и социальных групп со своими экономическими и политическими интересами. Однако этот процесс был сложным и длительным. Отношения кровного родства и представления об известном коллективизме жизни сохранялись довольно долго и осложняли процесс классообразования. Если в полисах с активным развитием ремесел и торговли процесс классовой дифференциации и изживания пережитков родовых отношений шел довольно быстро (в Коринфе, Милете, Мегарах и др.), то в полисах с преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием товарных отношений он был заторможен, а родовые пережитки продолжали играть важную роль вплоть до V в. до н. э., а в некоторых отсталых районах Греции, как например, в полисах Фессалии, Фокиды или Этолии — и до IV в. до н. э.
Древнегреческий театр в Линдосе. Фото: Bernard Gagnon
Изживание родовых и формирование классовых отношений в Греции VIII–VI вв. до н. э. происходило постепенно, в два этапа. Первый этап (VIII — первая половина VII в. до н. э.) характеризуется существованием сильных пережитков родового строя и господством родовой знати. Она захватила значительную часть родового земельного фонда, использовала для обработки своих владений обедневших и попавших к ним в зависимость в силу разных причин (неурожай, стихийное бедствие, необходимость защиты, древние традиции помощи уважаемым членам рода и др.) сородичей, иногда применяя и рабский труд.
Родовая знать была заинтересована прежде всего в закабалении и использовании труда своих разоряющихся сородичей, ведь труд покупных рабов был довольно дорог, а поставки рабов на рынки в это раннее время были редки. Для закабаления своих сородичей стал использоваться механизм самого жестокого ростовщичества: выдача ссуд под очень высокие проценты (каких-либо ограничений для ростовщического процента не было). Общая тенденция социального развития в Греции VIII — первой половины VII в. до н. э. заключалась в увеличении богатства и могущества родовой знати и роста числа сородичей, находившихся в полурабской зависимости. Яркая картина социального расслоения, возрастания могущества и богатства знати, забывшей законы справедливости, содержится в поэме Гесиода «Труды и дни». Землевладельческая аристократия, использующая механизм родовых пережитков для захвата земли и увеличения своих богатств, попавшие к ней в зависимость обедневшие сородичи, работающие на аристократа — сородича в его поместье или арендующие у него на кабальных условиях участки земли, составляли основные социальные слои греческого общества VIII — первой половины VII в. до н. э.
С середины VII в. до н. э. начинается новый, второй, этап социальной стратификации греческого общества. Он был обусловлен интенсификацией экономического развития, успехами ремесленного производства и торговли, укреплением возникающих городов. Все эти процессы привели к росту удельного веса торгово-ремесленных слоев греческих полисов. В ремесленных мастерских, работающих на рынок, увеличивается потребность в дополнительной рабочей силе, которая удовлетворяется за счет увеличения доли рабского труда.
Происходит усложнение традиционной социальной структуры. Формирующиеся социальные группы конституируются как особые классы населения, имеющие разные социально-экономические и политические интересы. Военно — землевладельческая знать, захватившая родовые земли и поставившая в зависимость от себя значительную часть своих обедневших сородичей, видела свой интерес в сохранении существующего положения и своих привилегий, восходящих еще к родовым порядкам. Знать с опаской смотрела на бурное развитие ремесленного производства, размах торговых операций, рост городского населения. Это была консервативная общественная сила. Опираясь на богатство и механизм древних традиций, земельная аристократия захватила органы политической власти в рождающихся полисах, умело приспосабливая институты родового управления (народное собрание, совет старейшин) к новым нуждам.
Иное положение было у рядовой массы земледельцев, частично свободных, частично попавших в кабальную зависимость от земельной аристократии. Занимаясь примитивным земледелием, они с трудом сводили концы с концами, страдая от свирепого долгового права, попадали в зависимость от крупных землевладельцев, пополняя ряды кабальных должников. Эта часть населения, численно преобладавшая в греческом обществе, была заинтересована прежде всего в создании гарантий своего существования: земельного участка, достаточного для пропитания семьи, личной свободы и возможности участия в политической жизни полиса. Греческие земледельцы требовали смягчения жестокого долгового права, законодательной фиксации своих гражданских прав, отмены долгового рабства, создания таких органов управления, в которых они могли бы принять участие. Естественно, эти требования можно было провести в жизнь лишь сломив яростное сопротивление правящей аристократии.
торгово-ремесленные слои греческих полисов состояли из самых разных элементов. В их состав входили представители аристократии, оценившей значение ремесел и торговли и для полиса, и для своего собственного обогащения, горожане, хотя и владеющие приличными участками земли, но свои основные интересы видевшие в содержании ремесленных мастерских, торговых кораблей. Наконец, к этой прослойке населения принадлежали простые ремесленники, живущие трудом своих рук, мелкие торговцы, матросы и гребцы, грузчики и строители, которые могли иметь крошечный земельный надел, а могли и потерять совсем связь с землей. Несмотря на свою пестроту, торгово — ремесленная прослойка в целом была заинтересована в расширении ремесленного производства, торговых сношений, денежного обращения, мореплавания, распространении рабства, т. е. в более быстром экономическом и культурном развитии Греции, которому мешали остатки родовых отношений. По мере того как укреплялись различные ремесла, расширялись торговые операции и мореплавание, росло богатство и влияние торгово-ремесленных слоев населения полисов. Они теперь претендовали на свою долю участия в политической власти, выступали против господства консервативной земельной аристократии.
Усложнение социальной структуры, формирование общественных слоев с разными, противоречивыми интересами порождали напряженность в обществе, которая в ряде полисов перерастала в кровопролитные столкновения, приводила к убийствам, изгнанию, конфискации имущества. Эти социальные столкновения были вызваны стремлением провести в жизнь определенную социально-политическую программу развития того или иного полиса. Если военно — земледельческая аристократия стояла за приспособление органов родового строя, традиционных институтов управления к новым условиям, поскольку именно они гарантировали аристократии сохранение ее привилегий, влияния и политического могущества, то широкие массы земледельцев, торгово-ремесленные круги (в отличие от аристократии эту часть населения называли демосом, т. е. народом) стремились к созданию новых органов управления, в которых они могли бы принимать непосредственное участие и которые могли гарантировать им утверждающуюся частную собственность, быстрое экономическое развитие, широкое использование рабского труда, их личную свободу. История Греции VIII–VI вв. до н. э. наполнена столкновениями за реализацию этих программ развития. В VIII — первой половине VII в. до н. э. военно — землевладельческая знать удерживала господствующие позиции, но с середины VII в. до н. э. политическое влияние аристократии ослабевает, а ее противники из среды демоса постепенно оттесняют родовую знать с господствующих позиций и наращивают свое политическое влияние.
Сила родовой знати определялась не только наличием крупных земельных владений, не только преобладанием в совете старейшин и имеющихся магистратурах, но и решающей ролью аристократии в военном деле — конница и колесницы составляли ударную силу греческого войска, которую лишь дополняли слабо вооруженные, собранные наспех отряды сопровождающих знать сородичей.
К середине VII в. до н. э. роль конницы и колесниц стала падать, а все большее значение приобретает снабженная железным оружием тяжеловооруженная пехота, которая комплектовалась из средних по своему достатку земледельцев. Такие земледельцы не могли содержать коня или иметь колесницу, но обладали достаточными средствами, чтобы приобрести тяжелое вооружение. Гоплиты строились плечом к плечу в несколько рядов в сильно вытянутый по фронту прямоугольник, выставив копья вперед (такое построение называлось фалангой), и грозно двигались на врага. Здоровые, постоянно занятые сельским трудом земледельцы были достаточно подготовлены к такому способу ведения боя. Против натиска ощетинившейся копьями фаланги конница и колесничие оказывались бессильными. Превращение гоплитов в главную военную силу греческих полисов способствовало укреплению их общественного значения и возрастанию их политического веса.
Крупной победой широких кругов демоса, т. е. мелких земледельцев и городского торгово-ремесленного населения, была кодификация обычного права и запись действующих правовых норм, регулирующих социально-экономические отношения. Сохранились сведения о проведении такой кодификации действующего права в Спарте («Большая ретра» законодателя Ликурга), в Локрах Эпизефирских в Южной Италии (законодательство Залевка), в сицилийском полисе Катане (законодательство Харонда), законы Драконта в Афинах и в других полисах. Запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил: право толкования обычного права по традиции принадлежало аристократии и приводило к частым злоупотреблениям. В записанных законах закреплялась и гарантировалась частная собственность на землю и движимое имущество в ущерб родовой собственности, и тем самым частная собственность защищалась от произвольных захватов родовой аристократии. В ряде законодательств вводились статьи о гарантированности земельных наделов для рядовых граждан, фиксировалась компетенция собрания граждан, которое начинает играть важную роль в полисе, вводились некоторые ограничения в деятельности советов старейшин, бывших оплотом власти родовой аристократии. Принципиальное значение имело законодательное запрещение порабощения граждан за долги, т. е. уничтожение долгового рабства. Задолжавший бедняк в случае неуплаты долга уже не мог быть обращен в рабство или продан за пределы полиса, — закон гарантировал его личную свободу. Постепенно складывалось убеждение, что греки не могут быть рабами, что ими могут быть только представители негреческого населения (греки несколько позже стали называть их варварами). Законодательная гарантия личной свободы для населения полиса через уничтожение долговой кабалы заставляла теперь владельцев крупных поместий или ремесленных мастерских рассчитывать не столько на внутренние источники пополнения рабов, сколько на ввоз рабов из окружающих Грецию стран, обращать в рабство военнопленных, покупать рабов на рынке.
biofile.ru
Имущественное и социальное расслоение в Древней Греции
Патриархальная моногамная семья, живущая замкнутым хозяйством (ойкос), была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Родовая собственность на землю и другие виды имущества, судя по всему, была изжита еще в микенскую эпоху. Основной вид богатства, каким была в глазах греков гомеровского времени земля, считался собственностью всей общины. Время от времени в общине устраивались переделы принадлежащей ей земли. Теоретически каждый свободный общинник имел право на получение надела (эти наделы назывались по-гречески клерами, т. е. «жребиями», так как их распределение производилось при помощи жеребьевки). Однако на практике эта система землепользования не препятствовала обогащению одних членов общины и разорению других. Гомер уже знает, что рядом с богатыми «многонадельными» людьми (поликлерой) в общине есть и такие, у которых совсем не было земли (аклерой). Очевидно, это были крестьяне — бедняки, у которых не хватало средств для того, чтобы вести хозяйство на своем небольшом наделе. Доведенные до отчаяния, они уступали свою землю богатым соседям и таким образом превращались в безнадельных батраков — фетов.
Древние развалины в Афинах. Фото: Gedsman
Феты, положение которых лишь немногим отличалось от положения рабов, стоят в самом низу той общественной лестницы, на вершине которой мы видим господствующее сословие родовой знати, т. е. тех людей, которых Гомер постоянно именует «лучшими» (аристой — отсюда наше «аристократия») или «добрыми», «благородными» (агатой), противопоставляя их «скверным» и «низким» (какой), т. е. рядовым общинникам. В понимании поэта, природный аристократ стоит на голову выше любого простолюдина как в умственном, так и в физическом отношении.
Свои претензии на особое, привилегированное положение в обществе аристократы пытались обосновать ссылками на якобы божественное происхождение. Поэтому Гомер нередко называет их «божественными» или «богоподобными». Разумеется, реальной основой могущества родовой знати было вовсе не родство с богами, а богатство, резко выделявшее представителей этого сословия из среды рядовых членов общины. Знатность и богатство для Гомера — понятия почти нерасторжимые. Знатный человек не может не быть богатым, и, наоборот, богач обязательно должен быть знатен. Аристократы кичатся перед простонародьем и друг перед другом своими обширными полями, несметными стадами скота, богатыми запасами железа, бронзы и драгоценных металлов.
Экономическое могущество знати обеспечивало ей командные позиции во всех делах общины как во время войны, так и в мирное время. Решающая роль на полях сражений принадлежала аристократии уже в силу того, что только богатый человек мог в те времена приобрести полный комплект тяжелого вооружения (бронзовый шлем с гребнем, панцирь, поножи, тяжелый кожаный щит, обитый медью), так как оружие было очень дорого. Лишь самые состоятельные люди общины имели возможность содержать боевого коня. В природных условиях Греции при отсутствии богатых пастбищ это было далеко не просто. К этому следует добавить, что в совершенстве владеть тогдашним оружием мог лишь человек, получивший хорошую атлетическую подготовку, систематически упражнявшийся в беге, метании копья и диска, верховой езде. А такие люди могли найтись опять-таки только среди знатных. У простого крестьянина, с утра и до захода солнца занятого тяжелым физическим трудом на своем наделе, попросту не оставалось времени для занятий спортом. Поэтому атлетика в Греции долгое время оставалась привилегией аристократов. Во время сражения аристократы в тяжелом вооружении пешие или верхом на конях становились в первых рядах ополчения, а за ними беспорядочно толпился «простой народ» в дешевых войлочных панцирях с легкими щитами, луками и дротиками в руках. Когда войска противников сближались, промахой (букв. «сражающиеся впереди» — так называет Гомер воинов из знати, противопоставляя их рядовым ратникам) выбегали из строя и завязывали одиночные поединки. До столкновения основных плохо вооруженных масс воинов дело доходило редко. Исход сражения обычно решали промахой.
В древности место, занимаемое человеком в боевом строю, обычно определяло и его положение в обществе. Являясь решающей силой на поле брани, гомеровская знать претендовала также и на господствующее положение в политической жизни общины. Аристократы третировали простых общинников как людей, «ничего не значащих в делах войны и совета». В присутствии знати «мужи из народа» (демос) должны были сохранять почтительное безмолвие, прислушиваясь к тому, что скажут «лучшие люди», так как считалось, что по своим умственным способностям они не могут здраво судить о важных «государственных» делах. На народных собраниях, описания которых неоднократно встречаются в поэмах, с речами, как правило, выступают цари и герои «благородного происхождения». Народ, присутствовавший при этих словопрениях, мог выражать свое отношение к ним криками или бряцанием оружия (если собрание происходило в военной обстановке), но в само обсуждение обычно не вмешивался. Лишь в одном случае, в виде исключения, поэт выводит на сцену представителя народной массы и дает ему возможность высказаться. На собрании ахейского войска, осаждающего Трою, обсуждается вопрос, кровно затрагивающий всех присутствующих: стоит ли продолжать войну, тянущуюся уже десятый год и не сулящую победы, или же лучше сесть на корабли и всем войском вернуться на родину, в Грецию.
«Крамольные» речи Терсита резко обрывает Одиссей, один из ахейских царей. Осыпав его грубой бранью и пригрозив расправой, если он будет продолжать свои нападки на царей, Одиссей в подтверждение своих слов наносит смутьяну сильный удар своим царским жезлом.
Сцена с Терситом, как и многие другие эпизоды гомеровских поэм, красноречиво свидетельствует о глубоком упадке и вырождении первобытной демократии. Народное собрание, призванное по самой своей природе служить рупором воли большинства, здесь оказывается послушным орудием в руках небольшой кучки царей.
Итак, политическая организация гомеровского общества была еще очень далека от подлинной демократии. Реальная власть сосредоточивалась в руках наиболее могущественных и влиятельных представителей родовой знати, которых Гомер называет «басилеями». В произведениях более поздних греческих авторов слово «басилей» обозначает обычно царя, например персидского или македонского. Внешне гомеровские басилей действительно напоминают царей. В толпе любого из них можно было узнать по знакам царского достоинства: скипетру и пурпурной одежде. «Скипетродержцы» — обычный эпитет, используемый — поэтом для характеристики басилеев. Они именуются также «зевсорожденными» или «вскормленными Зевсом», что должно указывать на особую благосклонность, которую проявляет к ним верховный олимпиец. Басилеям принадлежит исключительное право хранить и толковать законы, внушенные им, как думает поэт, опять-таки самим Зевсом. На войне басилей становились во главе ополчения и должны были первыми бросаться в битву, показывая пример храбрости и отваги рядовым ратникам. Во время больших общенародных празднеств басилей совершал жертвоприношения богам и молил их о благе и процветании для всей общины. За все это народ обязан был чтить «царей» «дарами»: почетной долей вина и мяса на пиру, лучшим и самым обширным наделом при переделе общинной земли и т. д.
Формально «дары» считались добровольным пожалованием или почестью, которую басилей получал от народа в награду за свою воинскую доблесть или за справедливость, проявленную им в суде. Однако на практике этот старинный обычай нередко давал в руки «царей» удобный предлог для лихоимства и вымогательства, так сказать, «на законном основании». Таким «царем — пожирателем народа» представлен в первых песнях «Илиады» Агамемнон.
При всем могуществе и богатстве басилеев их власть не может считаться царской властью в собственном значении этого слова. Поэтому обычная в русских переводах Гомера замена греческого «басилей» русским «царь» может быть принята лишь условно.
В пределах своей филы или фратрии басилей выполнял главным образом жреческие функции, заведуя родовыми культами (у каждого родового союза был в те времена свой особый бог — покровитель). Все же вместе басилей составляли какое-то подобие правящей коллегии или совета данной общины и сообща решали все насущные вопросы управления, прежде чем представить их на окончательное утверждение в народное собрание (кстати, эта последняя формальность соблюдалась далеко не всегда). Время от времени басилей вместе с родовыми старейшинами (поэт обычно не проводит четкой грани между теми и другими) собирались на городской площади (агоре) и там в присутствии всего народа разбирали судебные тяжбы. Во время войны один (иногда два) из басилеев избирался на народном собрании на должность военачальника и возглавлял ополчение общины. В походе и в сражении басилей — военачальник пользовался широкой властью, включавшей право жизни и смерти по отношению к трусам и ослушникам, но по окончании похода он обычно слагал свои полномочия. Очевидно, бывали случаи, когда военачальник, прославившийся своими подвигами и к тому же выделяющийся среди других басилеев своим богатством и знатностью рода, добивался продления своих полномочий. Если же его военные функции дополнялись также функциями верховного жреца и главного судьи, такой человек становился «царем», т. е. фактически главой общины. Такое положение занимает, например, Алкиной среди феакийских басилеев, Одиссей среди других басилеев Итаки, Агамемнон среди предводителей ахейского войска под Троей. Положение верховного басилея, однако, было очень непрочным. Лишь немногим из них удавалось закрепить за собой власть на длительное время, а тем более передать ее своим детям. Обычно этому препятствовали соперничество и враждебные происки других басилеев, ревниво следивших за каждым шагом правителя и стремившихся во что бы то ни стало не допустить его чрезмерного усиления. Как сложившийся и прочно укоренившийся институт монархия в это время еще не существовала (лишь в некоторых греческих полисах, в том числе в Спарте, сложились царские династии с твердо установленным порядком наследования престола, хотя и здесь царская власть была сильно ограничена законом. В большинстве же городов-государств сама должность «царя общины» была упразднена еще в древнейшее время (в IX или VIII в. до н. э.) и уступила место ежегодно переизбираемым архонтам и другим магистратам).
Гомеровский период занимает особое место в греческой истории. Социально дифференцированное общество и государство, уже существовавшие в Греции во времена расцвета микенской цивилизации, теперь зарождаются здесь снова, но уже в иных масштабах и формах. На смену централизованному бюрократическому государству микенской эпохи пришла небольшая самоуправляющаяся община свободных земледельцев. Со временем (в некоторых районах Греции это произошло, по-видимому, уже в конце IX или начале VIII в. до н. э.) из таких общин выросли первые города-государства, или полисы. В отличие от предшествующей (микенской) и последующей (архаической) эпохи гомеровский период не был ознаменован сколько-нибудь выдающимися успехами в области культуры и искусства. От этого времени не дошло до нас ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения литературы или изобразительного искусства (сам гомеровский эпос, являющийся нашим основным источником по истории этого периода, хронологически уже находится за его пределами). Во многом это было время упадка и культурного застоя. Но вместе с тем это было и время накопления сил перед новым стремительным подъемом. В недрах греческого общества происходит в этот период упорная борьба нового со старым, идет интенсивная ломка традиционных норм и обычаев родового строя и не менее интенсивный процесс образования классов и государства. Огромное значение для последующего развития греческого общества имело произошедшее в течение гомеровского периода коренное обновление его технической базы, что нашло свое выражение прежде всего в широком распространении железа и его внедрении в производство. Все эти важные сдвиги подготовили переход греческих полисов на совершенно новый путь исторического развития, вступив на который они смогли в течение трех или четырех ближайших столетий достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса.
biofile.ru
Социально-классовая структура греческого общества - Развернутые лекции - Лекции по истории древней Греции - Каталог файлов
Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V—IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V—IV вв. до н. э. непрерывно возрастал. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства, будь то мелкие крестьянские участки и рабовладельческие поместья на хоре или разные по размеру эргастерии в городе. Государственные или храмовые хозяйства не получили в Греции такого развития, как в древневосточных обществах. Все эти особенности хозяйственной структуры привели к формированию особой системы классовых отношений, которая может быть определена как развитое рабовладельческое общество, или классическое рабство.
Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и класс рабовладельцев.
Характеристика класса рабов. Классическое рабство.
Для греческих полисов V—IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во все сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов, и класс рабов превращается в основной по численности класс древнегреческого общества. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны) в Афинах общее количество рабов достигало высокой цифры — до одной трети (т. е. около 33—35%) всего населения. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было очень мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения было намного больше, чем их арифметическая численность. Это благодаря их труду процветали поместья, эргастерии, работали шахты и рудники, велось активное строительство, обслуживались торговые операции. Широкое применение труд рабов находил в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, в Афинах, но в большей части торгово-ремесленных полисов труд рабов применялся в основном в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве, домашнем хозяйстве.Основной контингент греческих рабов V—IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, из иноземцев. которых греки стали называть варварами. Среди них были фракийцы и скифы, карийцы и пафлагонцы, лидийцы и сицилийцы. Можно выделить три основных региона, откуда пополнялись рабские рынки Эллады — это Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия. В конце V—IV в. до н. э. увеличилось число рабов-греков, проданных в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев.Основными источниками пополнения рабов в Греции V—IV вв. до н. э. были продажа военнопленных и части жителей, захваченных во время военных действий. Так, во времена греко-персидских войн предположительно до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. Важным источником пополнения рабского рынка была продажа правящей аристократией фракийцев и скифов своих соплеменников в рабство греческим работорговцам. В условиях разлагавшихся родовых отношений и формирования раннеклассового общества возросла роль войн, результаты которых использовались племенной верхушкой. Она устанавливала свою власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляла в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши.Одним из источников пополнения рабского контингента было самовоспроизводство рабов. Рожденные рабынями дети рассматривались в качестве приплода, принадлежавшего хозяину рабыни. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых воспитывали новорожденных рабов и потом с большой выгодой продавали.Пополняли рабские рынки пираты и похитители свободных людей. Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э.Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе. В IV в. до н.э. эксплуатация раба приносила довольно высокий доход: в среднем раб, занятый в ремесле, приносил до 2 оболов в день (на два обола можно было прокормить семью в 3—4 человека). Если раб сдавался в аренду, то собственник раба получал 1 обол в день как арендную плату, а 1 обол был прибылью арендатора. Высокий доход, приносимый рабами, — показатель интенсивной эксплуатации рабского труда, рациональной организации рабовладельческого производства, некоторого роста производительности труда невольников.Повышение степени эксплуатации рабов в производстве, ухудшение их социального положения, низведение раба до уровня получеловека — все это вело к формированию и обострению основного классового противоречия, антагонизма между рабами и рабовладельцами. Этот антагонизм отчетливо воспринимался общественным мнением. Раб является потенциальным врагом господина — таково было общественное мнение. Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, счетчики, глашатаи. Имея некоторые собственные, отличные от других интересы, разобщенные друг от друга, находящиеся под строгим присмотром своих господ, греческие рабы не имели материальных возможностей к объединению даже в пределах небольших полисов и потому напряженный классовый антагонизм не мог реализоваться в более зрелые формы протеста типа вооруженных восстаний.Таким образом, для классического, античного рабства характерны следующие черты:
производство направлено на создание прибавочной стоимости;
применение труда рабов в решающих отраслях производства;
возрастание численности рабов и преимущественная эксплуатация чужеземных рабов;
ухудшение общественного и юридического положения рабов.
Класс рабовладельцев.
Если в древневосточных обществах основные прослойки господствующего класса были тесно связаны с государственным аппаратом восточной деспотии (придворная знать, бюрократический аппарат, могущественное и многочисленное жречество, военная верхушка), то структура класса греческих рабовладельцев была иной. В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества. Класс греческих рабовладельцев состоял из собственников земельных владений, ремесленных мастерских, обрабатываемых рабами, торговых кораблей, денежных сумм или рабских контингентов, которые можно отдать аренду другим лицам и получать таким образом прибыль от их труда.Древнегреческие полисы в V—IV вв. до н. э. были небольшими по территории, располагали скромными природными ресурсами и невысоким экономическим потенциалом. Структура полисного коллектива, довольно высокий удельный вес средних прослоек населения, проведение мероприятий по поддержанию стабильности гражданского коллектива не способствовали резкому имущественному расслоению. Состояния рабовладельцев были относительно скромными, слоя сказочно богатых магнатов, располагавших огромными средствами, не сложилось. Значительным считалось состояние в 2—3 таланта (в одном таланте 6 тыс. драхм), имущество в 10—15 талантов рассматривалось как очень крупное. Богатство афинского аристократа Никия в 100 талантов (600 тыс. драхм) считалось уникальным.Класс греческих рабовладельцев не был однородным, он делился на несколько фракций. К одной из фракций принадлежали представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Они были слабо заинтересованы в быстром развитии ремесел, торговли, товарных отношений. Основные доходы они получали от эксплуатации земельной собственности и в политической жизни выступали как сторонники олигархических порядков, составляя оппозицию демократическим устремлениям основной массы гражданства. Численно небольшая прослойка старинной аристократии, однако, имела высокий социальный престиж и политический авторитет. Ее представители, получившие хорошее воспитание и образование, располагавшие значительными средствами и зависимыми от них людьми, играли видную роль в общественной и политической жизни полисов, избирались высшими магистратами, часто возглавляли военные экспедиции. Часть земельной аристократии (наиболее яркий пример афинянин Перикл) смогла преодолеть узкосословные, корыстные интересы своей группировки, переходила на сторону демократических элементов и верно служила основной массе гражданства.Другой фракцией греческих рабовладельцев, особенно сильной в экономически развитых полисах, была прослойка, основные интересы которой были связаны с процветанием торговли и ремесел, товарного производства и денежного обращения. Это была наиболее динамичная часть господствующего класса, заинтересованная в быстром экономическом развитии общества, распространении культурных достижений, проведении активной внешней политики, внедрении демократических институтов. Ее политической программой была умеренная демократия. В состав этой фракции входили собственники ремесленных мастерских, торговых кораблей, крупных денежных сумм, домов, рабских контингентов, интенсивно возделываемых рабовладельческих поместий. Эта прослойка в свою очередь подразделялась на лиц, обладавших правами гражданства и так называемых метеков. Свободные богатые люди, владевшие солидными состояниями иногда в несколько десятков талантов, но не имевшие права гражданства, принадлежали к сословию метеков, они имели ограниченную правоспособность, не могли приобретать земельную собственность, участвовать в работе Народного собрания и избираться на должности. Естественно, это сковывало их экономическую и общественную активность, порождало известную напряженность в отношениях, создавало почву для трений в господствующем классе.Существование различных групп внутри господствующего класса греческих полисов, в частности старинной земельной аристократии, торгово-ремесленной верхушки гражданства и богатой части метеков со своими интересами и даже политическими программами, создавало основу для открытых столкновений между ними, что осложняло социальную обстановку в греческих полисах V—IV вв. до н. э.Одной из особенностей социальной политики в греческих полисах, направленной на смягчение внутренней напряженности, было распределение так называемых литургий среди богатых граждан. Существовали такие виды литургий: хорегия — создание, репетиция, содержание хора и проведение представления во время одного из общественных празднеств; гимнасиархия — организация гимнастических и Других спортивных состязаний, включавшая оплату участников, их учителей, обеспечение тренировок, украшение ' мест состязаний; триерархия — оборудование военного судна триеры (государство предоставляло деревянный остов корабля, а триерарх должен был на свой счет провести его доработку, постановку снастей, парусов, обучение и набор экипажа). Литургии считались тяжелым бременем, возлагаемым государством на богатых граждан. Введение литургий было своего рода частичным перераспределением доходов, полученных от эксплуатации рабского труда отдельными рабовладельцами и направляемых в пользу государства как выразителя интересов всего гражданства.
Класс мелких свободных производителей.
Греческое рабовладельческое общество состояло не только из рабов и рабовладельцев. Наряду с ними жили и трудились мелкие свободные производители — земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, поденщики или матросы, обслуживающие морские перевозки, бедный городской люд. По своей численности этот класс не только не уступал, но несколько превосходил общую численность класса рабов, т. е. был одним из самых многолюдных классов греческого обществаМелкие производители трудились на земельных участках, в ремесленных мастерских, рудниках или на строительстве, где не применяли, как правило, рабского труда. Известны отдельные случаи использования мелкими ремесленниками или земледельцами рабского труда в качестве дополнительной рабочей силы: основной рабочей силой был труд самого земледельца или ремесленника и членов его семьи. Состав класса свободных мелких производителей был довольно пестрым; можно выделить его три основные группы:1 ) мелких землевладельцев; 2) ремесленников и торговцев, имевших гражданские права; 3) ремесленников и торговцев-метеков.Мелких землевладельцев обычно называют крестьянами. Этот термин применяют и к земледельцам греческих полисов. Однако следует отметить ряд особенностей античного крестьянства, отличающих его как от древневосточных общинников, так и от крестьянства феодального общества. Земледелец античности был лично свободным, т. е. не зависимым ни от какого другого лица или государства собственником земельного участка (в большинстве случаев от 3 до ~5 га), обеспечивавшего его прожиточный минимум. Земледелец, как правило, не платил налогов с земли. Для приобретения орудий труда, одежды и других ремесленных изделий крестьянин вывозил на рынок и продавал сельскохозяйственные продукты, т. е. выступал отчасти как товаропроизводитель. Он был связан с рынком, знал цены, торговцев, он обладал известным хозяйственным кругозором. Однако связи его с рынком были спорадическими, на продажу шли излишки, небольшая часть его урожая, основная продукция с его участка (зерно, вино, масло, овощи) производилась и потреблялась в его хозяйстве.По греческим законам, собственником земли мог быть только член полисного коллектива, полноправный гражданин. Мелкие землевладельцы были такими полноправными гражданами, участниками Народных собраний, могли избираться на различные должности, служили в гражданском ополчении. Участие в народных собраниях, на которых обсуждались важнейшие вопросы внутренней и внешней жизни полиса, развивало личность античного крестьянина, формировало чувство собственного достоинства и социальной значимости. В ряде демократических полисов часть крестьянства была грамотной, посещала театральные представления. Полисное крестьянство в целом выступало с демократической программой развития своего родного города, но с достаточно умеренных позиций, подозрительно относилось к радикально-демократическим концепциям, что и использовали в своих интересах консервативные круги греческого общества.В состав класса свободных мелких производителей, кроме крестьянства, входили также городские жители, живущие трудом своих собственных рук, как граждане, так и метеки. Граждане-ремесленники и торговцы принимали активное участие в политической жизни города, в деятельности Народных собраний, его многочисленных органов. Их имущественное положение, особенно с распространением рабовладельческих мастерских, было весьма неустойчивым, и государство принимало меры для обеспечения определенного прожиточного минимума этой прослойки своих граждан. Наиболее продуманную социальную политику по отношению к ним проводили в Афинах. Прежде всего предусматривалось выведение таких потерявших связь с землей и живущих на городские заработки граждан в колонии, где каждому колонисту предоставляли земельный участок, и он превращался, таким образом, в нового земледельца. В V в. до н.э. афиняне вывели в колонии разного типа около 10 тыс. своих безземельных или малоземельных граждан.Важной мерой по поддержанию имущественного благосостояния беднейших граждан было обеспечение их работой, за которую они могли получать плату и содержать свои семьи. При все возраставшей конкуренции рабского труда, внедрявшегося в ремесла, строительство и горное дело, такая политика государства была необходимой и социально направленной. Государство следило за тем, чтобы цены на хлеб, основной продукт питания, были более стабильными; на торговцев, искусственно взвинчивающих цены, накладывались большие штрафы.Положение другой группы мелких производителей, ремесленников и торговцев-метеков было более тяжелым, чем ремесленников-граждан. Они были исключены из политической жизни полиса, не имели права на вывод в колонии, о них государство заботилось мало. Вместе с тем они платили налог с человека (в Афинах он назывался метойкион и достигал 12 драхм в год). У метеков было очень мало перспектив приобрести гражданские права и сравняться хотя бы юридически с ремесленниками-гражданами, бок о бок с которыми они работали в мастерских, корабельных доках, грузили корабли, торговали на рынках. Большая часть свободных жителей, не имевших гражданских прав, принадлежала именно к этой категории мелких производителей, после рабов самой приниженной социальной группе. Тем не менее в экономически процветающих городах даже эти категории населения находили работу, располагали известным прожиточным минимумом. По приблизительным подсчетам современных историков, в Афинах общее число метеков было достаточно внушительным и достигало 15—20% от общего состава населения.
Прослойка деклассированных элементов.
Распространение рабского труда, внедрение его во многие сферы производства и жизни, увеличение численности рабов влияли на социальное положение свободных ремесленников, с трудом сводивших концы с концами, получавших свое пропитание тяжелым физическим трудом. Физический труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в IV в. до н. э. как удел рабов, как дело, недостойное свободного человека. Конкуренция рабовладельческих мастерских, с одной стороны, низкий престиж физического труда в IV вв. до н.э., — с другой, приводили к тому, что разорявшиеся граждане, особенно из среды земледельцев, предпочитали не обращаться к труду ремесленника, строителя или поденщика, а перебиваться случайными заработками неопределенного характера. Появляется новый социальный слой, ранее неизвестный, слой городского беднейшего гражданства, потерявшего связь с производством, лишенного имущества, но вместе с тем располагавшего полным набором гражданских прав и активно участвовавшего в деятельности Народных собраний, обсуждении государственных дел. Полисные власти предпринимали меры. направленные на содержание этой массы деклассированных граждан, утративших интерес к труду, паразитической и беспокойной. Так, в Афинах была введена плата в 2 обола за посещение заседаний Народного собрания, не говоря уже о выполнении тех или иных государственных должностей. Эта малозанятая в труде паразитическая масса, слонявшаяся на улицах городов, перебивавшаяся случайными подачками, а то и просто попрошайничеством, любила театральные представления, различные общественные празднества и увеселения. Некоторые афинские государственные деятели середины IV в. до н. э. наживали политический капитал тем, что пускали деньги, предназначенные для обороны, на организацию театральных представлений и общественно-религиозных празднеств, и это в условиях прямой военной угрозы со стороны усиливавшейся Македонии. Напротив, даже самый талантливый политик мог потерять всякое влияние в среде этой паразитической массы, если он не мог обеспечить ее развлечение, стоившее больших денег государству и зачастую необходимых для других неотложных дел.Классовая и социальная структура греческого рабовладельческого общества V— IV вв. до н. э. была довольно сложной и расчлененной: антагонизмы и противоречия между основными классами осложнялись острыми столкновениями и внутри каждого класса, как рабовладельцев, так и свободных мелких производителей. Общественные взаимоотношения в греческих полисах представляли собой запутанный клубок противоречий разного порядка, причем в разные исторические периоды в зависимости от конкретных условий, на первый план выходила то одна, то другая группа противоречий: волнения или массовые побеги рабов, столкновения между земельной аристократией и торгово-ремесленной знатью, между умеренными и радикальными кругами внутри демократической группировки и др.Однако этот комплекс различных социальных столкновений создавался и проявлялся в том или ином политическом или социальном конфликте на основе главного антагонизма эпохи: напряженности между классом умело и жестоко эксплуатируемых рабов и классом рабовладельцев в целом.