Расселение древних германцев. Лекция 2. Германцы в преддверии великих миграций
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Великое переселение народов.Германские племена. Расселение древних германцев


Лекция 2. Германцы в преддверии великих миграций. Великое переселение народов

Лекция 2.

Германцы в преддверии великих миграций

В широко известном феномене Великого переселения народов немалую, если не решающую роль сыграли германцы. Германцы – это племена индоевропейской языковой группы, занимавшие к I в. н.э. земли между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем, Вислой и в Южной Скандинавии. Проблема происхождения германских племён чрезвычайно сложна. Как известно, у германцев не было ни своего Гомера, ни Тита Ливия, ни Прокопия. Всё, что мы о них знаем, принадлежит в основном перу греко-римских историков, язык сочинений которых не всегда адекватен явлениям германской действительности.

Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда началось их движение на юг. Это переселение столкнуло германские племена с кельтами, что привело в одних районах к конфликтам, в других – к союзу и этническому взаимовлиянию.

Сам этноним «германцы» кельтского происхождения. Сначала кельты называли так племя тунгров, затем все живущие на левом берегу Рейна племена. Римские авторы заимствовали этот этноним у кельтов, однако греческие писатели ещё долго не отличали германцев от кельтов.

Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Юг Скандинавии и полуостров Ютландия являлись общей родиной, «мастерской племён» северных, восточных и западных германцев. Отсюда часть из них по океанскому побережью продвинулась на север Скандинавии. Основная масса племён с IV в. до н.э. сохранила тенденцию к движению на юг вглубь континента и на запад. Северные германцы – это племена Скандинавии, которые не ушли на юг: предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев. Восточные германцы – племена, переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся в междуречье Одера и Вислы. Среди них готы, гепиды, вандалы, бургунды, герулы, ругии. Вопрос о времени заселения ими этих районов остаётся спорным. Однако к началу н.э. они уже размещались в данном регионе. Самая значительная группа – это западные германцы. Они делились на три ветви. Одна – это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера, т.н. рейнсковезерские германцы или культовое объединение истевонов. Сюда входили батавы, маттиаки, хатты, тенктеры, бруктеры, хамавы, хасуарии, хаттуарии, убии, усипеты и херуски. Вторая ветвь германцев включала племена североморского побережья (культовый союз ингевонов). Это кимвры, тевтоны, фризы, хавки, ампсиварии, саксы, англы и варны. Третьей ветвью западногерманских племён был культовый союз герминонов, куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады, семноны и гермундуры.

Общая численность германских племён в I в. н.э. составляла около 3-4 млн. чел. Но эта скромная цифра к началу Переселения снизилась, ибо германский племенной мир нёс человеческие потери в результате войн и межплеменных конфликтов. На него обрушились эпидемии и потрясения из-за периодических колебаний климатических условий, естественных изменений ресурсов фауны и флоры, преобразования ландшафтов в результате использования огня, новых орудий или приёмов труда.

Уже в раннее время германцы занимались земледелием. Оно являлось вспомогательным типом хозяйства. В некоторых районах под пшеницей были заняты значительные площади. Однако среди посевных культур преобладал ячмень, из которого кроме хлеба изготовляли пиво. Сеяли также рожь, овёс, просо, бобы, горох. Германцы выращивали капусту, салат, корнеплоды. Потребность в сахаре компенсировалась за счёт мёда. У некоторых племён важную роль играли охота и рыболовство. Следует отметить, что пользуясь сохой и колёсным плугом, германские племена могли обрабатывать только лёгкие почвы. Поэтому испытывалась постоянная нехватка пахотных земель. Хозяйственный уклад германцев отличался примитивностью, «от земли они ждут только урожая хлебов». Примитивная система земледелия требовала больших площадей для прокормления сравнительно немногочисленного населения. Поиски таких земель приводили в движение целые племена. Шёл захват владений соплеменников, а позже и удобных земель на территории Римского государства.

До начала Переселения главенствующая роль в хозяйственной жизни германских племён принадлежала скотоводству. Скот – «единственное и самое любимое их достояние». Скотоводство было особенно развито в районах, изобилующих лугами (Северная Германия, Ютландия, Скандинавия). В этой отрасли хозяйства были заняты главным образом мужчины. Они выращивали крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, коз, домашнюю птицу. Домашним скотом дорожили, видя в нём не только рабочую силу, но и средство платежа. В пище германцев большую роль играли молочные продукты, мясо домашних и диких животных.

Уже в это время у германских племён развивалось ремесло, продукция которого была не слишком разнообразна: оружие, одежда, утварь, орудия труда. Технология и художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские влияния. Германцы умели добывать железо и изготовлять оружие. Велась также добыча золота, серебра, меди, свинца. Развивалось ювелирное дело. Германские женщины преуспели в ткачестве и гончарном деле, хотя керамика не отличалась высоким качеством. Были развиты выделка кож и обработка дерева.

Весьма активно германские племена занимались торговлей. Внутри германского племенного мира преобладал натуральный обмен. В качестве средств платежа часто использовался скот. Лишь в пограничных с Римским государством областях в ходе торговых операций употреблялись римские монеты. Они, кстати, ценились и как украшение. Центрами внутренней торговли были укреплённые поселения набирающих силу германских правителей. Центрами германо-римской торговли являлись Кёльн, Трир, Аугсбург, Регенсбург и др. Торговые пути проходили по Дунаю, Рейну, Эльбе, Одеру. В зону торговых контактов входило Северное Причерноморье. Купцы плавали по Северному и Балтийскому морям. Торговля с Римом играла значительную роль. В большом количестве Рим поставлял германским племенам керамику, стекло, эмаль, бронзовые сосуды, золотые и серебряные украшения, оружие, орудия труда, вино, дорогие ткани. В Римское государство ввозились продукты сельского хозяйства и животноводства, скот, кожи и шкуры, меха, а также пользующийся особым спросом янтарь. Многие племена имели специальную привилегию свободы посреднической торговли. Так, гермундуры вели торговые операции по обе стороны верхнего течения Дуная и даже проникали в глубь римских провинций. Батавы переправляли в прирейнские области скот. Торговля являлась одним из мощных стимулов готовности германских племён к передвижениям. Контакты с римскими купцами давали им не только информацию о новых землях и путях в эти земли, но и способствовали формированию «притягательных целей» их будущих переселений.

Германские племена жили родовым строем, который в первые века н.э. находился в стадии разложения. Основной производственной ячейкой германского общества была семья (большая или малая). Активно шли процессы перехода от родовой общины к земледельческой. Но род продолжал играть значительную роль в жизни германских племён. Членов рода объединяла общая территория, на которой они проживали, собственное имя, религиозные обычаи, общая система управления (народное собрание, совет старейшин), неписанное право. Род являлся опорой любого члена этого рода, ибо сам факт принадлежности к нему давал определённую защищённость. Постоянные же контакты разделившихся родственников обусловливали сохранение клановых связей и сакрального единства. Однако в повседневной хозяйственной практике род уступал свои позиции большой семье. Она состояла, как правило, из трёх-четырёх поколений, которые жили в большом (до 200 м2) продолговатом каменном или деревянном доме, окружённом полями и выгонами. Несколько домов образовывали хутор. Подобные поселения находились на значительном расстоянии друг от друга. Вероятно хуторская психология германских племён отразилась на их нежелании строить города. Между жителями поселений преобладали соседские связи. Интересы членов общины учитывались не только в хозяйственной деятельности. У германских племён не было частной собственности на землю. Общее владение землёй объединяло членов общины при нападении врагов. Они совместно строили деревянные или земляные укрепления, которые помогали выдерживать натиск противника. Жители поселений участвовали в отправлении культа, в обеспечении установленных правил жизнедеятельности общины.

К началу Переселения германская община уже не была однородной, хотя социальное расслоение было выражено пока ещё довольно слабо. Большинство германских погребений не имеет инвентаря. Материальная культура германских племён этого времени не отличалась разнообразием, совершенством технического исполнения и была тесно связана со своим функциональным назначением. Лишь отдельные находки выделялись богатством и мастерством исполнения, но в подобных случаях мы имеем дело не с местным производством, а с кельтским импортом, который вполне удовлетворял потребностям пока ещё немногочисленной германской знати. К началу Переселения становится заметной тенденция возвышения германской знати. Она формируется из представителей старой родовой знати и вновь нарождающейся верхушки племени, т.н. «новой знати», которая приобретает в племени вес по мере захвата дружинниками и их вождями во время военных походов различной добычи и обширных земель.

Центральной фигурой у древних германцев был свободный член общины. Он соединял занятия хозяйственной деятельностью, исполнение обязанностей воина и участие в делах общественного свойства (народное собрание, культовые церемонии). Социальная весомость такого свободного члена общины определялась в первую очередь принадлежностью к семье, имеющей определённый статус. Накануне Переселения статус семьи каждого германца зависел не столько от богатства, сколько от численности, происхождения, авторитета его предков, общего мнения о семье и роде в целом. Знатность рода, хотя и не проистекала от богатства, но давала определённые преимущества материального свойства, например, при дележе земель.

Хотя центральной фигурой в экономической жизни германских племён, как уже было отмечено ранее, являлся свободный член германской общины, источники позволяют считать, что существовала прослойка людей экономически зависимых от свободных общинников. Это были или соплеменники, или пленные. Тацит называет их рабами, основываясь на том, что такие люди были обязаны отдавать хозяину часть производимой продукции, работать на него. Кроме того, они имели более низкий социальный статус. Так, раб по происхождению считался чужестранцем. У германцев были домашние рабы, которые вырастали и воспитывались вместе с хозяевами. Они отличались от них только личным бесправием, ибо им не разрешалось носить оружие и участвовать в народном собрании. Другая категория рабов – посаженные на землю. Однако, здесь можно лишь условно говорить о примитивном патриархальном рабстве. Такой раб мог иметь семью, хозяйство, и вся зависимость выражалась лишь в отчуждении у него части его труда, или продуктов труда. У германских племён в быту не было особой разницы между рабом и господином. Статус раба не был пожизненным. Пленённый в бою через некоторое время мог быть отпущен на свободу или даже усыновлён. Объём рабского труда составлял незначительную долю в жизни германцев. Не всякое богатое семейство имело рабов. Примитивное германское рабство вполне соответствовало потребностям примитивного хозяйства германцев.

Основу политической структуры древних германцев составляло племя. Как и в хозяйственной жизни, центральной фигурой был свободный член германской общины. Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племени. Одним из органов власти древнегерманского общества являлся совет старейшин. Однако накануне Переселения его функции и традиция формирования изменились. Наряду с мудрыми патриархами племени в совете принимали участие представители новой родоплеменной знати, в лице вождей и наиболее влиятельных лиц племени. Власть старейшин постепенно становилась наследственной. Совет старейшин обсуждал все дела племени и лишь затем вносил важнейшие из них на одобрение народного собрания, на котором представители старой и новой знати играли наиболее активную роль.

Выразителем высшей исполнительной и распорядительной власти являлся избираемый народным собранием, а также и смещаемый им предводитель племени. У античных авторов он обозначался различными терминами: principes, dux, rex, ((((((((, (((((уs что, по мнению исследователей, в смысловом значении приближается к общегерманскому термину konung. Сфера деятельности конунга была весьма ограничена и его положение выглядело очень скромно. «Конунги не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом». Конунг ведал текущими делами племени, в том числе судебными. От имени племени он вёл международные переговоры. При дележе военной добычи имел право на большую долю. Власть конунга у германских племён носила и сакральный характер. Он являлся хранителем племенных традиций и обычаев предков. Его власть основывалась и поддерживалась личным авторитетом, примером и способностью к убеждению. Конунги «больше воздействуют убеждением, чем располагая властью приказывать».

Особое место в политической структуре древнегерманского общества занимали военные дружины. В отличие от племенного ополчения, они формировались не по признаку родовой принадлежности, а на основе добровольной верности предводителю. Дружины создавались с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Создать дружину мог любой свободный германец, обладавший склонностью к риску и авантюрам (или к наживе), или способностями военного лидера. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю («выйти живым из боя в котором пал вождь – бесчестье и позор на всю жизнь»). Дружинниками, как правило, становились представители двух полярных социальных категорий древнегерманского общества. Это могли быть молодые люди из знатных семей, гордящиеся своим происхождением, древностью рода, стремящиеся приумножить его славу. Не менее активно в дружину шли те, кто не имел крепких семейных связей, не особенно дорожил родовыми традициями, пренебрегал и даже противостоял им. Дружина доставляла племени немалое беспокойство, ибо порой своими набегами она нарушала заключённые мирные договоры. В то же время, как опытная в военном деле и хорошо организованная сила, дружина в критических ситуациях составляла ядро племенного войска, обеспечивая ему военные успехи. В дальнейшем, в ходе Переселения, дружина превращалась в основу военной власти конунга. Однако, поскольку она служила не конунгу, а своему предводителю, то последний зачастую становился соперником главы племени. Вожди отдельных дружин нередко становились вождями целых племён, а некоторые из них превращались в конунгов. Однако авторитет таких конунгов был непрочным и определялся прежде всего знатностью происхождения. Власть конунга, выраставшая из власти военного вождя, была крайне неустойчивой и пока у германцев доминировали нормы, основанные на принципах родства, «новая знать» не могла претендовать на монопольное распоряжение «общественным полем».

Таким образом, к началу Переселения германские племена уже представляли собой достаточно серьёзную и мобильную силу, способную как к эпизодическим проникновениям на римскую территорию путём участия дружин в военных набегах, так и к продвижению на новые территории всем племенем или значительной частью племени с целью завоевания новых земель.

Первое крупное столкновение германских племён с Римом связано с вторжением кимвров и тевтонов. Тевтоны представляли собой группу германских племён, живших вдоль западного побережья Ютландии и в районах нижнего течения Эльбы. В 120 г. до н.э. они вместе с кимврами, амбронами и другими племенами двинулись на юг. В 113 г. до н.э. тевтоны разбили римлян при Норее в Норике и, опустошая все на своём пути, вторглись в Галлию. Их продвижение в Испанию остановили кельтиберы. В 102-101 гг. до н.э. тевтоны терпят сокрушительное поражение от войск римского полководца Гая Мария при Аквах Секстиевых (ныне Экс в Провансе). Та же участь постигла в 101 г. до н.э. кимвров в битве при Верцеллах.

Второй миграционный толчок из германского племенного мира, предваряющий Великое переселение народов, приходится на 60-е гг. I в. до н.э. и связан с племенами свевов. Одни исследователи считают свевов союзом племён, другие полагают, что это какое-то крупное племя, от которого постепенно отделялись дочерние племена. К середине I в. до н.э. свевы стали настолько сильными, что появилась возможность объединить под их властью несколько германских племён и сообща выступить на завоевание Галлии. Военно-переселенческое движение этого союза в Галлию имело свои паузы во время которых добывались средства к существованию. И хотя эти паузы были непродолжительными, процесс завоевания Галлии затягивался. Под предводительством конунга Ареовисты свевы пытались закрепиться в Восточной Галлии, но в 58 г. до н.э. были разбиты Юлием Цезарем. Именно после этого рейда Ариовисты римляне стали называть свевами всю совокупность племён за Рейном и Дунаем. Кроме маркоманнов и квадов, о которых речь пойдёт ниже, к свевам принадлежали вангионы, гаруды, трибоки, неметы, седусии, лугии, сабины.

Борьба Цезаря с Ариовистом закончилась победой Цезаря и изгнанием Ариовиста из Галлии. В результате поражения в войне с Римом союз племён под главенством Ариовиста распался.

Часть свевских племён ушла в Моравию и в дальнейшем известна в истории как племя квадов. Другие свевские племена сыграли значительную роль в союзе племён под водительством маркоманна Маробода (8 г. до н.э. – 17 г. н.э.).

Таким образом, миграционный импульс, связанный со свевами, выявил стремление германских племён к консолидации и был собственно первым опытом такой консолидации. Именно после разгрома свевов Цезарем среди германских племён начинается массовый процесс образования различных союзов. Объединительное движение было вызвано стремлением отдельных племён защититься от Римского государства и сохранить свою независимость. После триумфа Цезаря римляне неоднократно вторгаются и ведут военные действия на германской территории. Все большее число племён попадает в зону военных конфликтов с Римом. При этом повседневная жизнь германцев, даже без потери ими независимости, лишается внутренней стабильности, но далеко не все германские племена после силовых контактов с Римом теряют желание сохранить автономию и самостоятельность. Гарантировать же независимость племени и обеспечить рядовому германцу и членам его семьи мирную и спокойную жизнь могла только сильная поддержка соседей-сородичей. Племя имело больше шансов сохранить стабильность и надёжную защиту от внешней угрозы, находясь в составе крупного племенного объединения. В этот период также проявился и тип племени, стремящегося к лидерству и способного лидировать. Ненадолго удалось возглавить германских племенной мир маркоманнам. Эти племена первоначально обитали на Средней Эльбе, но затем продвинулись в область Майна и на протяжении I в. до н.э. принимали участие в различных межплеменных столкновениях. Так, в 58 г. до н.э. они сражались в войсках союза племён, возглавляемого Ариовистом, но уже в 9 г. до н.э. римские войска под командованием Друза одержали над маркоманнами победу, после чего они переселились на территорию нын. Богемии, которую перед этим покинули племена бойев. Здесь маркоманны стали ядром союза родственных (квады, семноны, лангобарды, гермундуры) племён, возглавляемых Марободом. Однако война с херусками Арминия в 17 г., а затем свержение Маробода в 19 г. привели к прекращению гегемонии маркоманнов и превращению их в клиентов римского государства. Трудно судить, какие причины, кроме стремления Маробода к единоличной власти, помешали маркоманнам в это время удержать прочный контроль над свевской группой племён – недостаток сил, внешнеполитические затруднения или что-то ещё, но факт остаётся фактом: маркоманны временно уступили пальму первенства херускам, одному из значительных племён, обитавших между Везером и Эльбой севернее Гарца. В конце I в. до н.э. они были покорены Друзом и Тиберием. Однако уже в 9 г. н.э. возглавляемый Арминием союз племён нанёс римлянам в Тевтобургском лесу сокрушительный удар: погибли три легиона с легатами и всеми вспомогательными войсками.

Крупное поражение римской армии в Тевтобургском лесу в начале I в. н.э. явилось логическим завершением полосы внешней активности германцев, ставшей как бы увертюрой к Великому переселению. Они проявили мобильность, обрели опыт успешных военных действий, нашли такую форму консолидации, как военный союз, которая увеличивала их силу и далее в ходе Переселения была многократно ими использована. Первые военные союзы (кимвров, тевтонов, свевов Ариовиста, херусков Арминия, свево-маркоманнов Маробода) были непрочными и недолговечными. Они формировались на исконно германских территориях, в интересах военной организации, с целью противостояния Риму и не представляли абсолютного этнополитического единства. Объединительные процессы проходили не бесконфликтно. Потребность в консолидации подпитывалась, вероятно, не только наличием сильного соседа – Римской империи, или других соперничавших окрестных «народов», но и внутренней эволюцией общественных традиций германских племён. Образование первых военных союзов можно рассматривать как проявление начавшихся процессов противостояния и одновременного сближения римского и варварского миров.

В свою очередь эволюционировало отношение Империи к германцам. Хотя в течение всего I в. н.э., походы римлян в земли свободных германцев продолжались, удалось даже одержать ряд побед, тем не менее с мечтой о покорении Германии пришлось расстаться навеки. Римская империя в это время более всего нуждалась в защитных мерах, которые могли бы хоть сколько-нибудь замедлить натиск германских племён. В конце I в. окончательно определилась граница, отделявшая население Римской империи от этнически разноликой Barbaricum solum. Граница проходила по Рейну, Дунаю и лимесу, который соединял эти две реки. Limes Romanus представлял собой укреплённую полосу с фортификационными сооружениями, вдоль которой были расквартированы войска. Это была граница, которая и далее на протяжении многих сотен лет разделяла два сильно различающихся и противостоящих друг другу мира: мира римской цивилизации, уже вступившего в свою акматическую фазу, и мира только ещё пробуждающихся к активной исторической жизни германских племён. Однако политику сдерживания германцев Империя осуществляла не только путём военного усиления границ.

Другим средством сдерживания должна была выступить торговля. Расширяется сеть торговых дорог, растёт число пунктов разрешённой торговли с германскими племенами. Многие племена получают привилегию свободы посреднической торговли. Развивая традиционные торгово-экономические связи и создавая новые, Империя надеялась удержать в необходимых для её спокойствия рамках чрезмерный азарт, жажду нового и склонность к авантюрам германских вождей.

Однако такая политика Империи давала противоположные результаты. Чем больше Рим втягивал германские племена в сферу своего влияния, тем более опасного соперника он сам себе создавал. Общение прирейнских германцев с римскими солдатами и купцами стимулировало изменения в их родовом строе. Возрастало влияние родовой знати, представители которой служили в римской армии, получали римское гражданство, осваивали римский образ жизни. Вместе с тем знать была недовольна господством римлян, что и обусловило, например, восстание Арминия. Сдерживая германцев от миграций, Рим косвенным образом стимулировал их внутреннее развитие. Совершенствовалось земледелие и ремесло, становилась более устойчивой организация и структура власти в племени, росла плотность населения. В то же время в ряде случаев Империи удавалось удачно сочетать силовые и несиловые методы в сдерживании чрезмерной активности германских племён. Это можно сказать о батавах, которые ещё в 12 г. до н.э. были завоёваны римлянами. Но побеждённый противник широко привлекается к службе в войсках. В результате притеснений батавы во главе с Юлием Цивилисом в 69-70 гг. поднимают восстание. Оно охватило район от Самбры, Шельды, Мааса и Рейна до Эмса. Наряду с полиэтничностью батавского союза, а в него входили: германские племена – каннинефаты, фризы, бруктеры, тенктеры, кугерны, кельтизированные германцы – нервии и тунгры, кельтские племена – треверы и лингоны, ярко выделялась позиция его участников по отношению к Риму: от активных противников до племён верных и преданных. Восстание батавов Цивилиса было подавлено, однако римское правительство все больше нуждалось в помощи со стороны германцев и было вынуждено договариваться с их вождями. И даже после подавления восстания батавов продолжают привлекать на военную службу. Сильного телосложения белокурые воины-батавы были известны как искусные всадники и матросы. Преимущественно из них состояли императорские телохранители.

Унизительное поражение в Тевтобургском лесу и нарастающая консолидация германского племенного мира усилили концентрацию римских войск на Рейне, но прекратили зарейнскую агрессию Империи. После подавления восстания батавов вспомогательные части перестали размещаться в тех провинциях, из которых они были набраны, было укорочено и улучшено сообщение между рейнской и дунайской границей, включены в Империю Декуматские поля на правом берегу Рейна и сооружены новые кастеллы. Германцы остались свободными, но независимость их была условной.

Таким образом, в пестроте и разнообразии исторических событий и судеб отдельных германских племён, в кажущейся хаотичности межплеменных союзов и конфликтов между ними, договоров и столкновений германцев с Римом, вырисовывается исторический фундамент тех последующих процессов, которые составляли суть Великого переселения. Ранее уже говорилось об объективных предпосылках и побудительных причинах, толкнувших к историческому движению германские племена: необходимость освоения новых земель для занятия земледелием и скотоводством, изменение климата и потребность переселения в более благоприятные в этом отношении регионы и т.д. Но для реализации этих предпосылок сами племена должны были обрести определённое новое историческое качество. Племя должно было стать достаточно устойчивым и мобильным в социально-экономическом и военно-организационном отношении. Это обеспечивалось развитием системы власти и подчинения, самостоятельностью военных структур (дружин) и уровнем вооружённости всех свободных германцев, позволяющим отражать натиск врага, когда дружина находилась в походе, и поставлять резерв для вооружённых формирований.

Важно было также преобладание скотоводства над земледелием, и в то же время достаточно высокий уровень земледелия, позволяющий менять местопребывание племени без разрушительных для племенного хозяйства последствий. Необходимо было и ослабление племенной изолированности, формирование навыка достаточно устойчивого и длительного объединения, ибо, как показывает судьба отдельных племён, само существование племени в ходе Переселения порой зависело от его способности к объединению с другими племенами в процессе контактов и конфликтов с Римом.

Не менее важным было «накопление знаний» о Риме. Именно они помогали наметить цели передвижения, определяли характер военных и иных приготовлений к продвижению в римские пределы, формировали в племенном сознании, фиксирующем как поражения, так и победы, представления о возможности успеха в противостоянии или взаимодействии с римским государством.

Итак, необходимость покинуть родные месте могла возникнуть тогда, когда племя, обретая достаточно высокий уровень развития, осознавало себя единой и могучей общностью, и являлось весьма многочисленным. Такой «готовности» многие германские племена достигли к началу Маркоманнских войн, которые открывают Великое переселение народов.

Источники

1. Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб., 1994.

2. Древние германцы. Сб. документов / Сост. Б.Н.Граков, С.П.Моравский, А.И.Неусыхин. М., 1937.

3. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica) / Вст. ст., пер. и прим. Е.Ч.Скржинской. 2-е изд. СПб., 1997.

4. Социальная история средневековья. М.-Л., 1927. Т.I. Раннее средневековье.

5. Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1970. Т. I.

6. Цезарь Юлий. Записки о галльской войне (любое издание).

Литература

1. Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М., 1999.

2. Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. М., 1985. Т. I.

3. Колесницкий Н.Ф. Этнические общности и политические образования у германцев I-V вв. // СВ. М., 1985.

4. Колосовская Ю.К. Правовые основы торговли римлян с варварами // Торговля и торговец в античном мире. М., 1997.

5. Неусыхин А.И. Военные союзы германских племён около начала нашей эры // А.И.Неусыхин. Проблемы европейского феодализма. М., 1976.

6. Шкунаев С.В. Германские племена и союзы племён // История Европы. М., 1988. Т.I.

7. Щукин М. На рубеже эр. СПб., 1994.

8. Die Germanen: Geschichte und Kultur der germanischen Stamme in Mitteleuropa. Berlin, 1976. Bd. I.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Схема расселения германских племен

Поиск Лекций

Александр

Патрушев

 

ГЕРМАНСКАЯ

ИСТОРИЯ

Москва

Издательство «Весь мир»

 

УДК 94(430)

ББК 63.3(4)

П20

 

Редактор О.М. Фролова

 

Патрушев А.И.

П 20 Германская история. М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 256 с. - (Весь Мир Знаний).

ISBN 5-7777-0210-4

 

Уложить в небольшой объем издания всю гер­манскую историю, насчитывающую свыше двух тысяч лет, — задача, казалось бы, невыполнимая. Однако ее успешно решил автор этой книги, сумевший живо и увлекательно рассказать об основных вехах ис­тории Германии. Перед читателем разворачивается волнующая панорама событий — начиная с древней­ших времен, когда в Европе появились племена гер­манцев, и вплоть до XXI в., когда мы можем говорить уже о новой, единой Германии. История любой стра­ны уникальна. Эта книга — о своеобразии развития германской истории, ее динамике и направленности.

Издание, снабженное картами и списком литера­туры, предназначено для самой широкой читатель­ской аудитории.

 

УДК 94(430)

ББК 63.3(4)

 

Весь Мир ЗнанийТМ - зарегистрированный торговый

знак Издательства «Весь Мир» (№ 180520 от 8.10.1999)

 

ISBN S5-7777-0210-4 © Издательство «Весь Мир», 2003

Что такое германская история?

Германская история насчитывает уже свыше двух ты­сяч лет, и на этом долгом пути она претерпела вели­кое множество событий, которые определили разви­тие страны, придав ее движению своеобразную ок­раску, динамику и направленность.

Но вначале поставим вопрос: а можно ли вообще говорить о немецкой истории? И что, собственно го­воря, под этим следует понимать? Вопрос странный только на первый взгляд. Ведь рассказ о прошлом всегда предполагает реконструирование своего предмета. Для этого есть много вариантов. Это может быть история народа, нации, государства или собы­тий, происходивших в определенное время на опре­деленной территории, это может быть история куль­туры или социальных процессов в том или ином об­ществе. Но ни в один период прошлой немецкой ис­тории понятия «народ», «нация», «территория» и «государство» не совпадали так, как это было в Ан­глии или во Франции. «Германии» долгое время не существовало ни как государства, ни как определен­ного географического региона, ни как политической нации. Территориальное, языковое, культурное про-

странство, на котором разворачивалась история нем­цев, долго не имело точно очерченных границ.

Конечно, со времени раздела огромной империи Карла Великого в IX в. происходило постепенное обособление франков от «немцев», проживавших восточное Рейна. Уже вскоре после этого заговорили о «королевстве тевтонов». Но почти сразу немцы ста­ли только одним из народов, населявших громадную империю, которая раскинулась от Балтийского моря до Сицилии.

В этой «Священной Римской империи герман­ской нации» немцы не были организованы ни в государство, ни в нацию. Они проживали в «Гер­мании» без каких-либо определенных границ. Из­давна бок о бок существовали многочисленные не­мецкие территориальные государства. Население было лояльно к их власти, а не к расплывчатой «Гер­мании». Не являлись немцы единым народом и в культурном отношении, конфессионально раз­деленные, с партикуляристским баварским, прус­ским, швабским, саксонским самосознанием, ло­кально объединенные во множество владений, го­родов и резиденций. Даже большинство немецких диалектов оставалось почти непонятным вне облас­ти их распределения.

Национальное сознание зародилось в эпоху Ре­формации в XVI в., когда появился общенемецкий литературный язык на базе саксонского диалекта. Но по-прежнему не было национально-государст­венного единства. В 1796 г. Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер скептически вопрошали: «Герма­ния? Но где она находится?» А спустя полвека Генрих

Гейне саркастически заметил, что Германия сущест­вует только в «воздушном царстве грез».

Многовековая политическая раздробленность и географическая неопределенность «Германии» ве­ли к тому, что характерной чертой немцев стала идеа­лизация прошлого, которое выступало как бы моде­лью и для представлений о будущем. Из подправлен­ной истории «Священной Римской империи» вырисо­вывались смутные очертания великолепного рейха, который когда-нибудь непременно возникнет и пре­творит в жизнь самые дерзкие мечты. Но если даже высказывались сомнения относительно возможности немцев после длительной раздробленности создать все-таки единое национальное государство, то тут же проявлялась высокомерная уверенность в том, что немцам суждена не узконациональная, а космополи­тическая миссия - стать духовной родиной всего об­разованного и культурного человечества.

Когда в итоге нового территориального устройст­ва Европы после Наполеоновских войн была опреде­лена и «Германия», то под этим понятием подразуме­вался рыхлый и аморфный Германский союз (1815-66). И разве относились к «Германии» миллионы по­ляков, чехов, хорватов, итальянцев, которые были подданными государств, образующих этот союз? В то же время иностранные монархи, владевшие некото­рыми землями союза - короли Англии, Дании, Нидерландов, были такими же «германскими князья­ми», что и чистокровные немцы. В этот период не­мецкие патриоты и националисты стремились к до­стижению государственного единства. Это и стало главной целью рожденного революцией 1848 г. об-

щегерманского Франкфуртского парламента. Но ис­тория пошла по иному пути. Неудача революции при­вела к тому, что победил малогерманский вариант объединения страны под эгидой Пруссии и с исклю­чением Австрии из нового государства.

Строго говоря, понятие «германская история» применимо к двум периодам: 1871-1945 гг. и современной ФРГ (с 1990 г.). Созданная Бисмарком великопрусская кайзеровская империя имела все «национальные» символы и атрибуты: почтовые марки и банкноты с пометкой «Германия», общена­циональное законодательство, парламент, прави­тельство и императора.

Нацию формирует политическая воля, нацио­нальная идея. Такое политическое сознание появи­лось прежде всего в Пруссии. Поэтому в XIX в. немец­кую историю понимали и описывали как путь от воз­вышения Пруссии в XVII-XVIII вв. через Германский союз к объединению в 1871 г. Казалось, что под руко­водством Пруссии народ, нация и государство обре­ли наконец гармоническое единство. Но что случи­лось с народом, нацией и государством «немцев» в 1945 г. после краха германского национал-социа­листического рейха? Окончательно отделились авст­рийцы как самостоятельная государственно-полити­ческая нация. Сами немцы были разделены на два отдельных государства, впрочем, не потеряв чувства принадлежности к одному народу, как показали со­бытия 1989-90 гг.

Несомненно, что за последние полтора века нем­цы, наконец, стали немцами. С Германией ассоциируется теперь не только географическое пространство,

а в первую очередь политическое содержание, кото­рое нашло отражение в преамбуле Основного закона ФРГ. Неслучайно после объединения двух немецких государств выдающийся политический деятель Вилли Брандт верно подметил, что теперь части одного цело­го должны вырасти вместе. Но это не второе рождение старого национального государства и национализма прошлых времен. Германия стала одним из столпов Европейского союза, проводит политику европейской интеграции, имеет стабильную демократию. Она пе­режила такую же трансформацию исторического со­знания, как и другие европейские страны.

Впрочем, как и прежде, звучат опасения, что Гер­мания слишком велика для маленькой Европы, что немцы опять захотят быть теми немцами, которые, по выражению Гёте, «усложняют все себе и другим». И не стоит забывать, что немцы не похожи ни на ко­го, кроме немцев. Трудно сказать, по какому пути пойдет история в дальнейшем. Да и не дело это исто­рика - размышлять о прогнозах на будущее. Его за­дача - понять и попытаться объяснить события про­шлого. Так давайте посмотрим, какие вехи определя­ли германскую историю за двадцать столетий, какие события и процессы в ней происходили.

 

МИР ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

Германцы, пестрая смесь различных племен, получи­ли свое имя, значение которого так и остается неяс­ным, благодаря римлянам, которые, в свою очередь, вероятно, взяли его из языка кельтов,

Схема расселения германских племен

 

В Европу германцы пришли из Центральной Азии и во втором тысячелетии до н.э. расселились между Вислой и Эльбой, в Скандинавии, Ютландии и Нижней Саксонии. Они почти не занимались зем­леделием, а главным образом осуществляли воен­ные походы и грабительские набеги, в ходе которых постепенно расселялись на все более обширных территориях. В конце II в. до н.э. кимвры и тевтоны появились на границах Римской империи. Римляне вначале принимали их за галлов, т.е. кельтов, но быстро заметили, что имеют дело с новым и не­известным им до сего времени народом. Уже через

полвека Цезарь в своих «Записках» определенно различал кельтов и германцев.

Но если большинство кельтов было в основном ассимилировано греко-римской цивилизацией, то с германцами дело обстояло иначе. Когда древнеримский историк Тацит после многих неудачных по­ходов римских легионов за Рейн писал свою извест­ную книгу о германцах, он изображал чужой варвар­ский мир, от которого, однако, исходило очарование простоты нравов и высокой морали в отличие от рас­пущенности римлян. Впрочем, Тацит, порицавший пороки римлян, скорее всего преувеличивал добро­детели германцев, утверждая, что это «особый, со­хранивший изначальную чистоту и лишь на себя са­мого похожий народ».

По сведениям Тацита, германцы проживали в не­больших поселениях, разбросанных среди густых ле­сов, болот и песчаных пустошей, заросших вереском. Общество их было построено по иерархическому принципу и состояло из знати, свободных простолю­динов, полусвободных литов и несвободных шальков. Земледелием занимались лишь две последние группы, в которые входили прежде захваченные пленники и их потомство. У некоторых более круп­ных племен стали появляться избираемые короли, утверждавшие, будто их предки происходили от бо­гов. Во главе других племен стояли военные предво­дители или герцоги, власть которых не претендовала на божественное происхождение.

Германцы почитали богов, представления о кото­рых претерпевали изменения. Нередко в результате межплеменных столкновений победители присваи-

вали себе богов побежденного племени, как бы за­хватывая их в плен. Германские боги удивительно напоминали простых смертных. Им не были чужды такие чувства, как гнев, ярость, они отличались воин­ственным духом, испытывали страсти и даже погиба­ли. Главный из них - бог-воитель Вотан, царствую­щий в загробной Валгалле, куда попадают павшие в бою воины. Среди других богов выделялись пове­литель грома и молнии Тор (Донар) с его страшным молотом, хитрый и коварный бог огня Локи, прекрас­ный бог весны и плодородия Бальдр. Все они живут в мире крови и огня, ярости и мести, неистовства и ужаса, в мире, где каждым управляет неотвратимая судьба. Боги германцев плели заговоры и совершали преступления, терпели поражения и одерживали по­беды. Мрачная поэзия первой песни древнегерманского эпоса «Эдда» рисует нашествие темных сил, в борьбе с которыми гибнут боги и люди. Все исчеза­ет во всепожирающем великом пожаре. Но затем об­новленный мир возродится, вернется из царства мертвых светлый Бальдр, наступит время спокойст­вия и изобилия.

Картина, созданная самими германцами, отра­жает те трудности, с которыми они столкнулись на пути своей христианизации. Потребовался мощный внешний и внутренний переворот, прежде чем представление о любящем и сострадающем Боге, идея милосердия и прощения заменили прежний мир жестокой борьбы, в котором знали только честь или позор.

Германская мифология повествует нам о народе, жившем в условиях суровой и бедной природы. Это

был мир, которым управляли духи и скрытые силы, где обитали злые и добрые карлики и исполины, но не было муз и сильфид. Впрочем, роль женщин как в обществе, так и в религии у германцев была го­раздо весомее, чем в античном мире. Для германцев в женщине таилось нечто вещее и священное. Невоз­можно представить себе воинственную и властную германскую Брунгильду, запертую в гинекее. Усми­рить ее смогли только сверхъестественные силы и волшебный пояс Зигфрида.

Германцы вступили на сцену истории тогда, когда они покинули свои северные поселения и начали продвигаться на юг. Они не только вытесняли или ас­симилировали местное кельтско-иллирийское насе­ление, но и перенимали его более высокую культуру. Ко времени правления Цезаря германцы на западе достигли берегов Рейна, на юге прорвались через тюрингские горы и спустились в Богемию, на востоке они остановились перед непроходимыми болотами между Вислой и Припятью.

Какие причины толкнули германцев к переселе­нию? Ответить на этот вопрос можно лишь предполо­жительно. Прежде всего надо учесть климатические изменения, связанные с резким похолоданием в Юж­ной Скандинавии. Понижение температуры в сред­нем на один-два градуса на протяжении одного сто­летия ведет к такому изменению флоры и фауны, что жизнь людей и без того трудная, становится невыно­симой. Сыграли свою роль и субъективные мотивы - жажда захватов, добыча богатств и воинственные на­клонности, к которым примешивались и религиоз­ные представления.

Продвижение германцев к югу не было прямоли­нейным и неуклонным. Между временем, когда кимвры и тевтоны появились на римской границе, и эпохой, на протяжении которой свои территории заселили предки немецкого народа - племена франков, саксов, тюрингов, швабов, баюваров, про­легли семь веков войн и конфликтов. Большинство племен растворилось во тьме прошлого. Обычно это были временные объединения для военных похо­дов, которые возникали так же быстро, как и распа­дались. Поскольку средств пропитания не хватало, то кочевавшие племена и группы оставались не­большими. Самые крупные этносы эпохи переселе­ния насчитывали обычно несколько десятков тысяч воинов, а вместе с женщинами, детьми, стариками и невольниками их число колебалось в пределах 100-120 тыс. человек.

Широко известным было племя херусков, засе­ливших Вестфалию. Одним из их вождей был знаме­нитый Герман (латинизированная форма имени - Арминий), возглавивший борьбу против Рима. В юности он воспитывался в этом городе, участвовал в походах римских легионов и даже получил рим­ское гражданство под именем Гай Юлий Арминий. В 9 г. н.э. он наголову разгромил в Тевтобургском ле­су три легиона проконсула Публия Вара. Это, как принято считать, положило конец планам императо­ра Августа продвинуть римскую границу до Эльбы. Строго говоря, битва в Тевтобургском лесу была лишь одним из бесчисленных пограничных столкно­вений. И в дальнейшем римляне неоднократно пы­тались достичь берегов Эльбы, но все их походы ус­-

пеха не имели. В конце концов Рим прекратил не­удачную и дорогостоящую войну и приступил к ук­реплению границы по Дунаю и Рейну. В его власти осталась юго-западная часть Германии от Кобленца до Регенсбурга, еще населенная дикими кельтами, а главным образом — медведями, кабанами и оле­нями. Вдоль всей границы римляне соорудили лимес - укрепленный вал с рвами и сторожевыми башнями, который строился более ста лет.

Покорить германские племена удалось не римля­нам, а создателю новой империи, простиравшейся от испанской Барселоны до Магдебурга, от устья Рейна до Центральной Италии, франкскому королю, а за­тем - императору Карлу Великому (747-814). В каролингской Германии постепенно сложилась сословно-статусная система, в которой положение человека определяли его происхождение и род занятий. Большинство крестьян медленно, но неуклонно превра­щалось в полузависимых, а затем - лично несвобод­ных людей. Значительное распространение получил в те беспокойные времена институт «опеки», когда крестьяне добровольно шли под власть господина, обещавшего им защиту и покровительство.

Империя Карла Великого развалилась после смерти его преемника Людовика Благочестивого в 840 г. Внуки Карла, по Верденскому договору 843 г., поделили империю на три части.

В исторической литературе долгое время не было четкого разграничения между понятиями «герман­ский», «франкский» и «немецкий». Даже сегодня в популярных произведениях встречается утвержде­ние, будто «первым немецким императором» был



poisk-ru.ru

Великое переселение народов.Германские племена | Vek-Noviy.Ru

Великое переселение народов.

В IV—VI вв. Европу охватил процесс, начатый гуннскими племенами и получивший в истории название Великое переселение народов. Причин для этого было несколько. Прежде всего, рост численности населения германских племен привел к потребностям в новых землях, а имущественное расслоение вынуждало занимать новые территории. Кроме этого, наступление гуннов с Востока в IV в. Привело к передвижению многих варварских племен с обжитых мест. Со II в. в Европе начались изменения климата, и к V в. посевные поля пришли в негодность — источники воды и плодородные земли стали превращаться в болота. Все это подтолкнуло людей искать более удобные для жизни и ведения хозяйства земли.

Германские племена и их занятия

Варварские племена еще во II—IV вв. жили родовыми общинами вдоль северных границ Римской империи.В древности германские племена (франки, вестготы, остготы, бургунды, лангобарды) населяли бассейн рек Рейн и Эльба.

Основным занятием германцев было животноводство. Кроме крупного и мелкого скота держали птиц, занимались охотой и рыболовством. В начале новой эры рост численности населения привел к усилению роли земледелия

Родовые общины, объединившись, вырубали деревья, превращая лесные участки в новые земли. Поля не удобрялись и через 2—3 года посевные площади уже не давали ожидаемого урожая. Землю обрабатывали деревянной мотыгой. С появлением железного плуга повысилась производительность труда и урожайность.

Запомни!Живших за пределами Римской империи и говоривших на незнакомом языке, римляне называли «варварами». Богатый материал по истории древних германцев содержится в «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря и в сочинении римского историка Тацита «Германия».

Со временем в земледелии внедрили севооборот. С IV в. на месте весеннего и осеннего посевов стали сеять бобовые. Пашню делили на две части (этот метод называют двупольем), в одной сеяли зерно, другую оставляли под паром, ежегодно меняя поля. Это привело не только к росту урожайности, но и отпала необходимость замены полей. Кроме зерновых и бобовых, германцы выращивали бахчевые культуры, овощи, в т.ч. капусту.

У германцев развивались ремесла: ткачество, обработка дерева (в частности, строительство лодок), ювелирное и кожевенное дело. Во внутренней торговле особое место занимали изделия из железа. Германские племена соседям-римлянам доставляли рабов, скот, кожу, смолу, а от них получали изящные ткани, керамическую посуду, ювелирные украшения, вино. Торговля носила меновой характер, лишь в приграничных с империей районах использовались римские монеты.

Общественная жизнь германцев.

Германские общины до появления государства жили родовым строем.

К IV в. у германцев имущественное расслоение усилилось, общины стали делиться на аристократов, свободных и полусвободных людей.

На следующем этапе имущественного расслоения германцев появились конунги, предводители знати, и их положение стало усиливаться.

Запомни!“ Конунг — вождь племени, высший представитель знати. У норманнов конунг — военный предводитель племени.

Большую роль среди германцев играли и военные предводители племен. Большая часть военной добычи доставалась вождю, потому что он содержал свою дружину, обеспечивая лошадьми, оружием и снаряжением, жильем, питанием.

В IV—V вв. германские племена стали объединяться в крупные племенные союзы, контролировавшие большие территории. Так, союзы племен алеманнов, готов, франков объединяли несколько сот тысяч человек. Через годы, считавшиеся высшим органом племен народные собрания, стали терять свое значение. Теперь их созывали лишь для решения вопросов войны или мира, выбора конунгов. С другой стороны возросла роль военных подразделений и их предводителей.

Запомни!Алеманны, готы, франки — были крупными германскими племенами.

Вожди некоторых приграничных с Римом районов стали поступать на военную службу к наместникам провинций.

Эти военные подразделения во время походов римских легионов участвовали как самостоятельные военные единицы. Иногда германские племена брали на себя обязанности по охране границ империи от внешних врагов. С распространением христианской религии социальное развитие германцев ускорилось.

Завоевание Римской империи.

Ослабевшая римская армия не могла оказать достойное сопротивление варварам. Измученное рабовладельческой системой местное население не стало сопротивляться германским племенам, а кое-где переходило на их сторону. Первое государство варваров — королевство вестготов появилось В начале V В. на Пиренейском полуострове и части Галлии.

На завоеванных впоследствии германскими племенами территориях образовались государства: Вандалов (в Северной Африке), Остготов (в Италии), Франков (в Галлии), Англосаксов (в Британии).

Завоевание германскими племенами привело к падению в 476 г. Западной Римской империи. В Европе начался переход к новой — феодальной системе.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

vek-noviy.ru

3. Расселение германских племен |  Читать онлайн, без регистрации

3. Расселение германских племен

Родиной германцев были северные, приморские области Германии, Ютландия и Южная Скандинавия. Южнее жили кельты, восточнее – славяне и балты. Первая волна германской экспансии вылилась в грандиозное перемещение кимвров и тевтонов, за четверть века исколесивших пол-Европы (крайние точки Ютландия, Венгрия, Испания). И наконец в 102–101 гг. до н. э., когда свевы под предводительством Ариовиста попытались закрепиться в Восточной Галлии в 58 г. до н. э., они были разбиты Цезарем. Однако к этому времени германцы уже прочно обосновались на Среднем Рейне, к концу столетия и на Верхнем Дунае, покорив и по большей части ассимилировав местное кельтское население. Дальнейшее продвижение германцев на юг было остановлено римлянами, поэтому с конца I в. до н. э. экспансия их направляется в основном на восток и юго-восток: верховья Эльбы и Одера, на Средний, затем и Нижний Дунай.

Особое место в древнегерманском обществе занимали предводители дружин. В отличие от племенного войска-ополчения, включавшего всех боеспособных членов племени, строившегося по родам и семьям и возглавлявшимся конунгом (князем), дружины составлялись из случайных, не связанных родством людей. Внутри дружины существовала своя специфическая иерархия, положение в которой определялось не столько знатностью рода, сколько личной доблестью. Будучи чрезвычайно сплоченной, дружина занимала особое место в племенной организации. Она то противопоставляла себя племени, оказывалась сосредоточением его мощи и нередко обеспечивая своему предводителю достоинство конунга.

Реальной политической единицей древнегерманского мира являлось племя. Возникавшее время от времени племенные объединения строились не столько по родственному, сколько по территориальному признаку и в условиях непрекращающихся миграций нередко включали и негерманские (кельтские, славянские, франкские) племена. Иногда раскол внутри племени совершался не в результате разногласий, а под натиском врагов, подчинивших и увлекших за собой жителей отдельных округов и сотен, или даже как вынужденная мера – вследствие перенаселенности, истощения почв и т. д. Тогда бросали жребий, и часть племени отправлялась в путь в поисках новой родины. В то же время начинается разложение родовых отношений внутри германского общества. Важным средством социально-политического возвышения конунгов, как и знати в целом, явилось восприятие германцами (разумеется, поверхностное) христианства, более подходящего меняющейся общественной структуре варварского мира, чем древняя, языческая религия германцев. Первыми на эту стезю вступили вестготы. Начало массового распространения христианства в их среде относится к середине IV в. Познакомившись с христианством в основном чрез вестготов и не вникая в богословские споры, другие германские племена также восприняли его в форме арианства. Различия в вероисповедании (римская церковь объявила христианство арианского толка ересью) усугубили и без того непростые взаимоотношения германцев с империей; арианство нередко служило им знаменем борьбы против Рима. Однако сама по себе христианизация сыграла очень важную роль в социально-политическом развитии германских племен, ускорив и идеологически оформив становление у них классового общества и государства.

В 50-е гг. III в., воспользовавшись охватившей империю смутой, германцы проникли на римскую территорию сразу на нескольких участках. Наибольшую опасность представляли вторжения аламантов и франков в Галлию и дальше в Испанию, а также появление готов на северных Балканах, откуда они совершали набеги во внутренние районы полуострова и пиратские нападения с моря на побережье Пропонтиды и Эгеиды. К середине IV в. из объединения готских племен выделились союзы восточных и западных готов (иначе вести остготы), занимавшие соответственно земли между Дунаем и Днепром и между Днепром и Доном, включая Крым. В 375 г. отсготский союз был разгромлен гуннами – кочевниками тюркского происхождения, пришедшими из Центральной Азии. Спасаясь от гуннского нашествия, вестготы в 376 г. обратились к правительству Восточной Римской империи с просьбой об убежище. Они были поселены на правом берегу нижнего Дуная, в Мезии, в качестве федератов – союзников с обязательством охранять дунайскую границу в обмен на поставки продовольствия. Буквально через год вмешательство римских чиновников во внутренние дела вестготов, которым было обещано самоуправление, и злоупотребления с поставками вызвали восстание вестготов; к ним примкнули отдельные отряды из других варварских племен и многие рабы из поместий и рудников Мезии и Франкии. В решающем сражении у Адрианопля в 378 г. римская армия была наголову разбита, при этом погиб император Валент.

Империя так и не смогла оправиться после этого поражения. В 410 г. после долгой осады Рим был взят предводителем вестготов Аларихом. Опустошив Италию, вестготы двинулись в Южную Галлию и в 418 г. основали здесь свое королевство с центром в Толозе (ныне – Тулуза) – первое варварское государство на территории Западной Римской империи. В последние годы существования Западная Римская империя являла собой причудливое и жалкое зрелище. Под прямым контролем Равенны (центра империи) оставались: Италия (без островов), приморская часть Иллирии, некоторые районы в Реции и Норике, три оторванные друг от друга области Галлии и т. д. При этом центральное правительство было не в состоянии помочь удаленным от Италии провинциям. Ярким примером служит история Британии, которая в 408 г. была фактически брошена на произвол судьбы. Британцам пришлось пригласить для соей защиты германское племя саксов, выделив им для поселения земли в Кенте. В 40-е гг. саксы перестали повиноваться римским властям, объявили себя независимыми и, опираясь на прибывшие с континента отряды соплеменников (а также англов, ютов и фризов), начали войну с вчерашними хозяевами острова.

Нечто подобное происходило и на других территориях. В 476 г. варвары потребовали земли для поселения; отказ римлян привел к государственному перевороту: предводитель германских наемников Одоакр из племени скиров сместил последнего западноримского императора Ромула Августула и был провозглашен солдатами конунгом Италии. Заручившись поддержкой римского сената, Одоакр отослал знаки императорского достоинства в Константинополь с заверениями о послушании. Восточноримский василевс Зенон пожаловал ему титул патриция, тем самым узаконив его власть над итальянцами, так прекратила свое существование Западная Римская империя. Германцы сыграли очень важную роль в формировании политической карты средневековой Европы. В ходе экспансии в глубь империи образовались мощные союзы племен, которые к началу VI в. расселились по всей территории Западной Римской империи: в Северной Африке – вандалы; в Испании – вестготы, в Италии – остготы, в Галлии – франки, в Британии – англы и саксы. Они основали на захваченных землях свои государства, память о которых сохранилась в современных названиях (Франция, Англия, Саксония).

Слившись с местным населением, германцы оставили в наследство новым народам – французам, итальянцам, испанцам и др. – свои личные имена, политические и правовые институты.

velib.com


Смотрите также